Изготовление каски М35 из бумаги — Творчество на DTF
АХТУНГ! Данная статья не является пропагандой нацизма или милитаризма. Она создана исключительно в целях исторической реконструкции.
4838 просмотров
Stahlhelm M35 — именно так официально называется эта каска, которая стала одним из ужасных символов Второй Мировой Войны.
Немножко истории М35.
В 1935 году каска была спроектирована и утверждена в качестве стандартного общевойскового шлема вооружённых сил Третьего рейха. До неё была создана каска М16. Она имела массу отличий в виде «рожков», на которые крепилась бронеплита, козырёк был немного длиннее, назатыльник был более выраженным. А прототипом этой каски стал германский средневековый шлем — салад.
Ну.. приступаем.
~Основа~
Для основы на просторах интернета были найдены распечатки для каски М42 (пусть вас не смущает иное название — она отличается от нашей лишь отбортовкой) Если вы хотите сделать похожую, то напишите мне в ВК.
По инструкции я сделал вот такую лоу поли модель. Она толщиной всего в один листик и нас это, конечно же, не устраивает.
Далее я принялся обклеивать её бумагой. Обклеивал долго и усердно — 3 слоя сверху и 3 внутри.
Когда всё как следует высохнет, обрежте неровный край. Сделайте так, чтобы каска уверенно стояла на назатыльнике и не шаталась.
Желательно сделать вальцовку. Она свойственна для касок этого времени. Нам нужно намазать кусочек бумаги клеем и свернуть его в трубочку, а затем приклеить. Так делаем по всему основанию.
Основа готова, но каска всё равно полигональная. Тут на помощь приходит папье-маше. Берём туалетную бумагу, клей ПВА и воду. Замешиваем это дело до однородной массы и покрываем каску. Эта корка сохнет в течении трёх дней, так что наберитесь терпения.
Каска стала сверхпрочной, полигонов нет, но теперь она выглядит так, будто ёё достали из болота. Зачищаем корку наждачкой покрупнее, а после затираем поверхность шпаклевкой.
Я взял скульптурную глину и потом сильно пожалел.После высыхания глина вдавила некоторе места на каске от чего появились небольшие, но заметные впадины. Добавить глины не вариант — свежая не сливается с застывшей и после высыхание отпадает. Я затёр эти места наждачкой до бумажной корки и вроде бы немного исправил положение. Каска стала выглядеть не как «вчера из Германии», а будто уже побывала на Восточном фронте.
Не повторяйте моих ошибок и используйте только шпаклёвку.
Сверлим в каске 5 отверстий: верхние боковые — вентиляция, нижние боковые и заднее — отверстия для крепления подшлемника.
На этом моменте мы отложим каску и займёмся подшлемником.
~Подшлемник~
Подшлемники в М35 часто делались из алюминия. У меня, к сожалению, его нет. Ну…. частично. У меня была полоска дюрали. Это кусок длинной 64 см, а шириной около 3. Он и станет основой подшлемника.
Ещё нам нужна алюминиевая проволока диаметром 4 мм. Нарезаем её на два кусочка длинной около 6-7 мм.
Замеряем подшлемник по окружности своей головы, но оставляем ещё 2 сантиметра в запасе. Сверлим в нахлёсте отверстия, берём будущие клёпки, которые недавно нарезали, и заклёпываем обод подшлемника.
Плоскогубцами делаем небольшую отбортовку на ободе, а после молотком завальцовываем край. Это придаст ободу прочности и он не будет резать своей кромкой.
Запускаем обод в штальхельм и на месте отверстий в каске делаем отметки на ободе. Сверлим отверстия побольше.
Из полумиллиметровой жести вырезаем два прямоуголькика с размерами 2Х5 см
Из алюминиевой проволоки делаем такой прямоугольник — это проушина для подбородочного ремня.
Оборачиваем, складываем пополам пластины, предварительно поместив туда проушины. Должно получится нечто похожее.
Просверливаем в пластинах отверстия и приклёпываем данные приблуды к ободу. Приклепать нужно строго посередине боков обода.
Вырезаем вот такую деталь из бумаги — это будущий купол подшлемника. Собственно, его подкладка.
Нам понадобится очень толстый кожзам. Чем толще — тем лучше. Нужно вырезать по образцу 6 таких частей.
Приклеиваем эти вырезки к внутренней стороне обода. Старайтесь приклеить их на равном расстоянии, но не забывайте, что нужно оставить открытыми отверстия для креплений к каске!
Дальше нам нужно в верхней части каждой из деталей купола пробить отверстие. Туда мы будем продевать шнур для регулировки, но перед этим вырежте из этого же кожзама небольшие круги и укрепите каждый из элементов купола.
Пробиваем отверстия и продеваем туда шнур для регулировки высоты подшлемника.
Далее мы должны установить подбородочный ремень. Для этого берём любой плотный ремень, что пролезет в проушины. Мне повезло найти старый кожаный ремень, который как никакой другой подходит к моей реконструкции.
Пропускаем ремень в проушины, заворачиваем, пробиваем отверстие и заклёпываем (к сожалению фото не сделал).
Далее нам нужна пряжка. Подходящую пряжку не было времени искать и я тоже сделал её сам из всё той же проволоки.
Делаем в правой части ремня (если вы правша) прорезь для крепления пряжки. Надеваем фиксирующее кольцо из кожи, продеваем пряжку, оборачиваем хвостики ремня и крепко заклеиваем 505-м клеем или прошиваем.
Проделываем в левой части ремня отверстия под иглу пряжки и заостряем кончик для удобной заправки в кольцо.
Вот так выглядит подшлемник в полном сборе. Правда гуд?
~Покраска, фурнитура, декали~
Отверстия фильтров на каске нужно оформить шайбами, но перед этим их нужно слегка выгнуть под конус. Те странные пуговицы с усиками нужны для крепления подшлемника к каске. Именно так оно всё и держалось. Я покрасил всё в чёрный цвет.
Крепим шайбы к верхним отверстиям каски и красим всё в чёрный цвет. Красим многократно и густо. Резиновая краска прекрасно скрывает трещины и дефекты.
Далее мы должны попытаться вывести цвет фельдграу. Это нечто среднее между серым и холодным зелёным. Ничего не могу посоветовать.. просто смешивайте чёрный, белый и зелёный акрил.
Красим каску снаружи и внутри. Лучше дважды, ибо после первого раза проступает чёрная грунтовка.
Устанавливаем подшлемник в каску, ставим пуговки-зажимы. Вообще, в оригинале они более плоские, но я таких не нашёл и использовал какие были. Может в будущем заменю.
Красим каску лаком. Не используйте супер глянц! Лучше матовый блеск, его вполне хватит для придания ей красивого историчного вида.
Остаётся только наклеить декали. Левая декаль всегда с орлом. Времени было мало и я её сам нарисовал. Да и в воскресенье все магазины закрыты, даже распечатать негде. А ещё могли бы возникнуть вопросы к этой декальке) Правая декаль — триколор Германской Империи.
Наклеиваем декали и…. готово!
Предлагаю рассмотреть каску не на моём восхитительном ковре, а на улице под тёплыми лучами летнего солнца)
Спасибо всем, кто дочитал мою статью до конца! Пусть войны будут только в играх и кино.
Удачных вам поделок!
Германский стальной шлем M35 M40. Немецкая каска в отличном состоянии.
Имперский орел вермахта без повреждений. Каска музейного уровня, и найти в подобном состоянии стальной шлем очень сложно…Каска музейного уровня, и найти в подобном состоянии стальной шлем очень сложно… Шлем не из земли или чердака, а со старой коллекции — в отличном состоянии с оригинальной деколью вермахта — имперский орел вермахта без повреждений. В комплекте оригинальный подшлемник. Матовый антибликовый окрас «фельдграу» — оригинальный и сохранился на сто процентов.
Внешний замер по клюстам — 65 см.
На коже стоит нечеткий штамп 57 (?)
На металле просматривается фабричное клеймо — dn 43 o
История немецкого шлема м35\м40
Для разработки нового варианта стального шлема были привлечены конструкторы, которые совместно с военными сумели подобрать оптимальное сочетание защитных свойств шлема при уменьшении его массы, попутно были решены некоторые другие вопросы: удешевление и технологичность производства. Изменение роли пехоты в войне, увеличение её мобильности, отказ от позиционных боев, при которых максимальная защита головы была главной функцией шлема, привели к уменьшению размеров козырька и назатыльников. Шлем стали штамповать с помощью пресса из плоской заготовки легированной углеродистой стали с добавлением молибдена. Толщина листа колебалась от 1 до 1,15 мм. Шлем из такой стали выдерживал давление до 220 кг на мм², что обеспечивало защиту даже от крупных осколков и пистолетных пуль. Масса М35 составляла примерно 1300 грамм. В результате немецкий шлем М35 визуально стал более обтекаемым и пластичным, а его контур — более изысканным и стильным. Образ солдата вермахта с резкой тенью, отбрасываемой козырьком на мужественное лицо, превратился в расхожий штамп немецкой пропаганды. Также стоит отметить что германский шлем, благодаря своему характерному силуэту и в силу того что в бою чаще всего видны головы солдат, работал и как система опознавания “свой-чужой” и позволял немецким солдатам на расстоянии визуально различать противников и союзников. К началу Второй Мировой войны немецкий шлем М35 по праву считался лучшим образцом защитного вооружения. Подшлемник из восьми кожаных (иногда девяти) лепестков с отверстиями для вентиляции стягивался сверху кожаным шнуром (в процессе эксплуатации заменялся подручным материалом, например, обычными обувными шнурками).
Производство стальных шлемов в Третьем Рейхе. Фабричные и размерные клейма.
Стальные германские шлемы достаточно хорошо поддаются идентификации в отношении производителя, размера и времени изготовления. Все зависит от степени сохранности самой каски и комплектующих изделий. Практически все детали шлемов и сами шлемы имеют клейма предприятий производителей. Даже такая мелкая деталь как кламер крепления подшлемника мог иметь свою маркировку (как правило, это кламеры довоенного производства, с латунными ножками). Это утверждение относится в первую очередь к шлемам произведенным в Третьем Рейхе, после 1935 года. Встречаются и новодельные кламеры с клеймом 1940 года, практически не отличающиеся от оригинальных. Однако клейма производителей ставились на стальные шлемы с самого начала их массового производства в годы Первой мировой войны, начиная с 1916 года, с выпуска модели М16. В период Первой мировой войны, шлемы германского образца производились не только в собственно Германии, но и на нескольких заводах ближайшего союзника — Австро-Венгрии.
Во времена Третьего рейха, производством шлемов занимались пять предприятий располагавшихся непосредственно на территории Германии, между которыми существовала определенная специализация по типам и размерам шлемов. Можно отметить и некоторые мелкие различия имеющиеся в шлемах одинаковых моделей, которые были произведены разными заводами. Это можно объяснить различиями в формах для прессового оборудования и особенностями технологии на отдельных предприятиях. Можно также предположить, что производство шлемов не являлось единственной продукцией заводов, поскольку (судя по названиям) предприятия были металлургическими и имели кузнечно-прессовое оборудование пригодное для изготовления более или менее серьезной продукции. Аргументом в пользу таких выводов может служить фото завода Eisenhuttenwerk в Thale. Завод производил шлемы еще в период первой мировой войны и являлся наиболее крупным из производителей шлемов. Фирма и ее инженеры играли ведущую роль в начальном проектировании и разработке шлема модели M1935, ставшего первой модификацией германского шлема периода второй мировой войны. Однако, глядя на весьма крупное предприятие очень трудно предположить, что его единственной и основной продукцией были исключительно стальные шлемы. В пользу такого соображения свидетельствует наличие клейма ЕТ на бачках для противогазов. Таким образом, можно предположить, что заводы выпускавшие стальные шлемы, были ориентированы на производство изделий широкого ассортимента из листового металла для военных . Предприятие Eisenhuttenwerk Thale Расположение предприятий Германии производивших стальные шлемы в 1935 — 1945 г.г.
1. Предприятие Emaillierwerke A.G. Fulda (Фульда), располагавшееся между Франкфуртом и Эрфуртом. Продукция маркировалась клеймами — FS (EF).
2. Предприятие Eisenhuttenwerk Thale (Тхале), располагавшееся юго-западнее Магдебурга. Продукция маркировалась клеймами — ET (позднее — ckl). Город Тхале находится на границе исторической области Гарц, но иногда по причине сходства в произношении названия его путают с городом Галле, который расположен на 90 километров восточнее.
3. Предприятие Schusische Emaillier und Stanzwerke Lauter (Лаутер), располагавшееся западнее Дрездена. Продукция маркировалась клеймами — SE (hkp).
4. Предприятие Vereinigte Deutsche Nikelwerke Schwerte (Шверте), располагавшееся между Франкфуртом и Майнцем. Продукция маркировалась клеймом — NS.
5. Предприятие Quist Esslingen (Эсслинген), располагавшееся южнее Штутгарта . Продукция маркировалась клеймом — Q.
Клеймо наносилось на шлем методом штамповки на внутреннюю сторону конусного поля с левой стороны (на фото — желтая точка) и содержало указание кода производителя и размер шлема. Размер измерялся по внутренней стороне шлема по линии крепления обруча (отверстиям для кламеров).
На большинстве шлемов присутствует дополнительное клеймо из нескольких цифр, от двух до четырех (на фото — серо-зеленая точка), скорее всего, таким образом маркировался номер партии (заказа). Немецкие заводы выпускали стандартные шлемы следующих размеров — 60, 62, 64, 66, 68, 70.
Самыми массовыми были каски 64 и 66 размера, причем 64 размер был преобладающим. Наименьшее количество, по вполне понятным причинам, составляли шлемы 60 и 70, именно это обстоятельство объясняет редкость подобных изделий. Особенно редко встречаются каски 70 размера (голова 62-63 см.) Каски комплектовались подшлемниками под конкретный размер головы. Например, в шлем 64 размера, мог быть установлен подшлемник на 56 или 57 размер головы. Если вычесть из размера каски цифру 7 (68-7=61), то в результате получается наибольший размер подшлемника (головы), который мог быть установлен в конкретный шлем. Как правило, разница между внутренним и внешним размером каски составляет около 15 мм. Следовательно, 64 размер шлема при измерении по линии кламеров с внешней стороны, будет составлять около 65,5 см.
Маркировка шлемов 3 Рейха
Кроме штампованных клейм, на шлемы наносились чернильные штампы, которые ставились на внутренней поверхности шлема по центру каски. Размеры штампа — 6 на 3,5 см. Штампы с надписями «… fur Heer und Marine …» (для сухопутных и морских…) «… fur Luftwaffe …» «(для военно-воздушных…) Наличие штампа с подобным текстом свидетельствует о том, что различий по технологии и окраске при производстве шлемов для сухопутных и военно-морских частей, не было. Скорее всего, чернильные штампики ставились на шлемы на протяжении всего времени производства. Встречаются шлемы модели М42 с подобными штампами. Производство касок этой модели началось в августе 1942 года, следовательно можно сказать точно, что штампы ставились в течение 1942 года. Комплектующие детали для подшлемников изготавливались отдельными предприятиями, на основании заказов основных производителей. О таком положении дел, свидетельствуют клейма на внешних обручах подшлемников. Внешний обруч с технологической точки зрения, является наиболее сложным элементом подшлемника. В раннем (довоенном) варианте он изготавливался из профилированой алюминиевой полосы и по бокам, в местах креплений для подбородочного ремешка, усиливался двумя пластинами аналогичного профиля. Пластины жестко крепились к обручу четырьмя заклепками. Именно на этих пластинах и располагалось клеймо. С одной стороны обруча это был штамп с указанием производителя, а на другой пластине указывался размер шлема и размер головы под конкретный подшлемник. Например 64 n.A. 57. Буквы «n.A.» в клейме означают «neue artikel» (новый образец) — стандарт, принятый в связи с выпуском подшлемника образца 1931 года. Встречаются два вида клеймления. Надпись в одну строку и надпись через горизонтальный разделитель в две строки. Скорее всего, производителей алюминиевых деталей для подшлемников было немного, наиболее часто встречаются клейма четырех предприятий:
1. Предприятие D.R.P. SCHUBERTH-WERK BRAUNSCHWEIG располагавшееся в Брауншвейге. По всей вероятности, около 1940 года, предприятие было реорганизовано, поскольку до этого времени клеймо было круглой формы (надписи располагались по кругу и в центре). В центре клейма был указан год производства, а в конце верхней круговой надписи SCHUBERTH-WERK были проставлены буквы K.G. Также встречается клеймо с построчным расположением аналогичного текста с указанием букв K.G. Около 1940 года появляется клеймо в котором надписи располагаются горизонтально в четыре строчки, буквы K.G. заменены на привычное немецкое G.m.b.H., а указание года отсутствует.
2. Предприятие с обозначением B.& C. BERLIN, горизонтальное клеймо в три строчки с указанием года производства (см. фото — цифра 3).
3. Предприятие имевшее клеймо из четырех букв — MLWZ с указанием года производства изделия. Данная аббревиатура полностью совпадает с названием предприятия следующего в списке (см. пункт 4.). Обручи имеющие клейма двух видов — алюминиевые, следовательно производились в одно время (до 1940 года). Поэтому, скорее всего, мы имеем дело с одним производителем изменившим клеймо или использовавшим два вида клейм одновременно.
4. Предприятие Metall-Lederverarbeitung W.Z. .Bln.-Chburg 5 , стоит отметить, что среди изделий именно этого производителя присутствуют подшлемники наименее часто использовавшихся размеров — 60 и 70.
В связи с началом активных и масштабных военных действий в 1940 году, Германия стала испытывать определенные трудности с сырьем и материалами военного назначения, к которым в частности относится алюминий из которого изготавливались детали подшлемников. Шлемы модели М40 стали комплектоваться подшлемниками на основе деталей из оцинкованной стали (аналог оцинкованного кровельного железа) или из простого металлического листа с последующей окраской в серый цвет, что не исключало изготовления и установки алюминиевых комплектующих из старых запасов или замены в полевых условиях от шлемов пришедших в негодное к использованию состояние. Кламеры крепления подшлемника из латуни также были заменены на стальные. «Благодаря» этим изменениям, сегодня практически невозможно встретить стальные детали подшлемников в сколь-нибудь приличном состоянии. Исключением являются музейные образцы и шлемы «домашнего, чердачного» хранения. С 1942 года предприятия рейха в связи с полным переводом промышленности на военные рельсы, перестали использовать клейма с обозначением названия фирмы-изготовителя и перешли на номерную систему идентификации Reichsbetreibsnummer (RBNr), когда каждому предприятию соответствовал индивидуальный цифровой код (номер).
Клейма подбородочного ремешка
В процессе повседневной эксплуатации в экстремальных условиях, некоторые детали шлемов изнашивались или приходили в негодность в силу различных причин. Поэтому, можно довольно часто встретить каски со следами ремонта в полевых условиях.
В первую очередь стоит отметить многочисленные варианты перекрашивания шлемов, в зависимости от времени года и потребностей маскировки: белые «зимние» шлемы, шлемы с закрашенными декалями, окраска защитного зеленого цвета поверх стандартной заводской краски (фельдграу «полевой-серый») для шлемов модели М35, включая нанесение камуфляжного окраса.
В полевых условиях, ремонтировались различные детали подшлемников, подбородочные ремешки и внешние и внутренние обручи. Можно довольно часто встретить накладку (заплатку) закрепляющую части лопнувшего обруча или фрагменты от разных обручей соединенных в один таким способом.
ЦВЕТ НЕМЕЦКИХ КАСОК
При исследовании цветовой гаммы использовавшейся при окраске германских касок, мы наблюдаем весьма разнообразную палитру цветов. От яблочно-зеленого (apfelgrun, в палитре от Tikkurila — resedagrun) и полевого серого (feldgrau) до цветов близких более к оттенкам серого и черного (schwarzolive). Для того чтобы принять верное решение при окраске шлема, необходимо определиться по типу шлема и времени на момент предполагаемой окраски каски. Дело в том, что пока Германия не вела активных, затяжных боевых действий, вплоть до осени 1939 и начала 1940 года, цвет шлема имел скорее декоративное значение. После начала Второй мировой войны решающими аргументами при выборе окраски стали соображения маскировки, отсутствия бликов на поверхности шлема и вопросы технологичности окрашивания. Если для довоенных образцов шлемов характерны более светлые тона, то после начала войны преобладающими становятся более темные. Нередко встречаются случаи так называемого фронтового перекраса, когда каска перекрашивалась в полевых условиях подручными средствами. Часто с целью улучшения маскировки замазывались декали или наносился слой краски более соответствующий окружающей обстановке или времени года. Особенно это характерно для нанесения белой зимней окраски. В связи с этим обстоятельством, необходимо отметить, что белая, зимняя окраска никогда не наносилась в процессе производства. Все образцы подобного рода, являются образцами индивидуального творчества военнослужащих, отсюда множество видов краски и способов окрашивания. Включая обычную известь и мочальную кисть. RAL При определении цвета или цветового оттенка применяется международная система RAL, которая используется в промышленности при определении цветов и оттенков. В коде RAL для конкретного оттенка указываются пропорции смешивания основных (базовых) цветов. Однако, при использовании одного стандарта, оттенки цветов могут отличаться как у разных производителей лакокрасочных материалов, так и у производителей готовой продукции. Например можно отметить некоторые расхождения в цветовой гамме от Мерседеса и Форда, Тиккурилы и Полара. На восприятие цвета серьезное влияние оказывают также характер освещения и индивидуальные особенности восприятия. Не секрет, что при ярком дневном свете и искусственом освещении одна и та же окрашеная поверхность может иметь совершенно разные оттенки или даже изменять цвет. Стандартом при анализе цвета считается полное, естественное освещение, когда цвет является не направленным, а рассеянным. А поскольку идеальных условий для объективного восприятия цвета практически не существует, то можно регулярно слышать дискуссии о соответствии или несоответствии окрашенного изделия определенному образцу. Споры подобного рода, представляются лишенными объективных оснований, если только имеющиеся отличия не носят принципиального значения. При исследовании германских шлемов периода второй мировой войны, можно выделить несколько наиболее распространенных цветовых оттенков. Для касок модели М35 довоенных выпусков, основным цветом можно считать feldgrau — полевой серый (RAL 7009). Редко, но встречается apfelgrun — яблочно-зеленый (RAL 6011). После начала войны цвет изменился в сторону темно-зеленых оттенков. Для этого времени характерными и основными цветами можно считать grauolive, schwarzolive — серо и черно-оливковые (RAL6006 и RAL6015), что не исключает использование близких по тонам оттенков. В отличие от сухопутных и военно-морских сил, шлемы которых окрашивались по единому стандарту, окраска шлемов военно-воздушных сил (Luftwaffe) имела вполне определенные отличия (RAL7016, RAL7015), этот цвет более темный по тону и имеет очевидный оттенок темно-синего компонента.
В последние годы войны (конец 43 — 45 годы), в условиях жесткого режима экономии ресурсов в германской промышленности цвета окраски шлемов, в большинстве случаев, перестают нести выраженную цветовую составляющую и сводятся в основном к гамме темно-серых оттенков иногда очень близко приближающихся к черному. Вполне понятно, что в этот период времени, значительно снижается и качество красочного покрытия. Слой краски становиться минимальным и носит скорее оттеночный характер. Камуфляжная окраска Германская армия была пионером в применении камуфляжной окраски. Достаточно вспомнить витражные шлемы Первой мировой войны, принятие на вооружение камуфлированной ткани для плащпалаток и прочей амуниции в начале 30-х годов, производство камуфлированных чехлов для шлемов. Использование камуфляжа для окраски шлемов характерно на заключительном этапе войны (43-45 годы), прежде всего в подразделениях парашютистов и ваффен СС, что не исключало личной инициативы в обычных частях Вермахта.
От шлема до каски
«А вот и немецкая каска!…». По меньшей мере странно было услышать такое от фронтовика. Впрочем, спутать довоенную советскую каску с немецкой легко: при беглом взгляде они действительно похожи. Неудивительно, что даже иные фронтовики, которых, к тому же, подводит зрение, иногда могут принять этот музейный экспонат из экипировки советского бойца за трофейный.
«ХАЛХИНГОЛКА»
Стальной шлем образца 1936 года (СШ-36) был первым шлемом советского производства, принятым на вооружение Красной армии. Боевое крещение он получил ещё в Испании, а вот название «халхинголка» закрепилось за ним после победных сражений на Халхин-Голе. В этих касках (правильно – шлемах) прошагали наши бойцы по Польше, в них воевали в финской войне. В них встретили врага в начале Великой Отечественной вой-
ны. А в некоторых частях Дальневосточного военного округа, участвовавших в разгроме Квантунской армии, её можно было встретить вплоть до осени 1945 года.
Сегодня это большая редкость и настоящий раритет для любого музея (фото 1). Стерлитамакскому историко-краеведческому музею его подарили поисковики из отрядов «Обелиск» (Стерлитамак) и «Забытый батальон» (Себеж). Примечательно, что шлем был найден на полях сражений в Себежском районе Псковской области. Именно там, где дралась с отборными частями немцев наша 170-я Стерлитамакская стрелковая дивизия. Так что, вполне возможно, каска принадлежала кому-то из дедов или прадедов наших горожан.
Себежский укрепрайон входил в так называемую «Линию Сталина». Но к началу войны линия была демонтирована, доты и дзоты засыпаны, вооружение снято, вся колючая проволока смотана, минные поля разминированы. Бойцы 170-й дивизии заняли, по сути, немногие уцелевшие пустые бетонные коробки. Командовал дивизией генерал-майор Т.К.Силкин. Он имел огромный боевой опыт. Воевал ещё в Первую мировую, в Гражданскую, участвовал во многих военных конфликтах. Пропал без вести в боях в Себежском районе.
КТО «НАСТАВИЛ РОГА» НЕМЦАМ
Каска была разработана в 1935 году. Её производство началось на Лысьвенском металлургическом заводе, у которого был дореволюционный опыт выпуска пожарных шлемов. Оригинальная полусферическая форма с выдающимся вперёд козырьком и боковыми полями-скатами придавали новому шлему некоторое сходство с немецкой каской.
Кстати, среди экспонатов нашего краеведческого музея есть и несколько немецких шлемов («штальхемов»), также доставленных сюда неутомимыми поисковиками (фото 2). Этот неизменный атрибут немецкого воина ассоциируется с вооружёнными силами Германии с 1916 по 1945 годы. На самом деле немецкий шлем прошёл несколько этапов модернизации. Существует несколько моделей.
В 1914 году Германия вступила в Первую мировую войну в шлеме с характерным фигурным «колышком» на макушке (шишаком). Мало кто знает, что на самом деле каска эта имела русское происхождение и была разработана для гвардейских полков русской армии ещё в первой половине XIX века. Немцы, по сути, заимствовали её у нас. Но когда Первая мировая война приняла позиционный характер, им пришлось отказаться от экзотических наверший, как от демаскирующего элемента. Так была разработана каска, которая с небольшими изменениями дошла до гитлеровских времён.
Любопытный факт: советские карикатуристы любили изображать немцев в рогатых касках. Действительно, в годы Первой мировой войны немцы экспериментировали с касками, в которых были полые боковые выступы для вентиляции и для крепления дополнительной лобовой защитной пластины. Эти «рожки» дали повод английским и французским солдатам поупражняться из окопов в острословии: дескать, пока немцы тут воюют, их жёны понаставили им рога. А режиссёру С.Эйзенштейну дали повод отразить этот атрибут на шлемах крестоносцев для своего прославленного фильма «Александр Невский». Что касается дополнительных пластин, то их эффективность оказалась прямо противоположной. С далёкого расстояния пуля и так не пробивала каску. А с близкого – её кинетическая энергия так отбрасывала голову солдата, что переламывала ему шею. К тому же, накладка сильно утяжеляла каску. Словом, овчинка не стоила выделки, и немцам пришлось отказаться от этого «новшества».
Кстати, до семидесятых годов двадцатого века немецкая каска состояла на вооружении афганской армии. До недавнего времени её можно было встретить и в боливийской армии. А в чилийской армии она состоит и поныне (фото 3).
КАЙЗЕРОВСКОЕ НАСЛЕДИЕ
Вернёмся к отечественным каскам. Царская армия вступила в Первую мировую войну без стальных шлемов для рядовых пехотных подразделений. Но окопная война внесла свои коррективы. Поскольку своих касок в российской армии не было, пришлось взять их у французских союзников. Они получили название «каска Адриана» по имени своего разработчика и послужили прототипом первой русской каски образца 1917 года. В 1920-30-х годах в СССР в небольших количествах выпускались свои каски, похожие на французские. С той лишь разницей, что двуглавый орёл на ней был заменен на огромную жестяную звезду (фото 4).
Как уже было сказано, в 1936 году был разработан новый стальной шлем для всей Красной армии – СШ-36. Характерные боковые выступы не только создавали определённое сходство с немецкой каской, но и породили проблему в атаке: «эффект паруса» боковых скатов затруднял движение солдата, а широкий козырёк уменьшал обзор. Поэтому были разработаны новые шлемы СШ-39 и СШ-40, на которых исчезли эти выступы и характерный «гребешок» в виде небольшого выступа на макушке.
С 1940 года началась замена СШ-36 на СШ-40 (фото 5), но война затянула этот процесс вплоть до 1943 года. Новый шлем оказался очень удачным. Он позволил снизить смертность от ранений черепа до 5,8 процента, в то время как смертность от подобных ранений у бойцов, не имевших шлемов, составляла 50 процентов. Удачная конструкция позволила сохранить жизни тысячам наших солдат. Именно эта каска стала символом победы над врагом.
Основные немецкие каски Второй мировой войны
История нацистской Германии насчитывает всего 12 лет, наверное, поэтому военные реликвии Немецкого рейха так популярны среди коллекционеров всего мира. В этой статье мы поговорим о немецких касках периода Второй мировой войны.
Немецкая каска (Стальной шлем) M16, M17, M18
Model M16, как гласит его маркировка, начала производиться в 3 rd Reich в 1916 году и активно использовалась немцами в 1МВ. М16 изготавливался из цельного стального листа кованым методом. М16 имеет узнаваемую форму – у него большой козырек и шейный клапан, также сбоку на шлеме имелись так называемые «рожки», которые служили для вентиляции и фиксации защитной бронепластины. Пластина подголовника весила 2,5 кг и имела толщину 4 мм. Пластина обеспечивала пуленепробиваемость лба солдата с дистанции 50 метров, но из-за большого веса применялась редко, крепилась на каске кожаным ремнем. Stahlhelm M16 имел толстый кожаный подшлемник, состоящий из трех сегментов и крепившийся к шлему кожаным ремешком.
M16 с пластиной подголовника
В 1917 году появилась модель М17. В связи с отсутствием запаса кожи подшлемник крепился металлической тесьмой. В 1918 году немецкая промышленность начала выпускать шлем с маркировкой М18. Как и М17, новая модификация мало чем отличалась от своего предшественника, если не считать более четкого перехода от купола к задней юбке. Из-за того, что каска почти полностью закрывала уши бойца, последние жаловались на плохую слышимость в каске. Так в 1918 была выпущена небольшая партия шлемов М18 с прорезями для ушей. Производство модели М16 прекратилось задолго до начала Второй мировой войны, однако иногда при раскопках в Сталинграде наша команда находит модели М16 и М18, а это значит, что некоторые немецкие солдаты предпочитали в бою старые версии «Шахльхельма».
Stahlhelm M18 найден в Сталинграде (ныне Волгоград)
Немецкая каска (Stahlhelm) M35
В 1930-е годы изменился характер войны, изменилась и роль современных пеших войск — они стали более мобильными. Соответственно изменились и требования к средствам защиты. Теперь стальной шлем должен был быть менее габаритным, но при этом он должен был защищать солдата не только от осколков, но и от более крупных и тяжелых осколков, пистолетных пуль, уколов, ударов прикладом и осколков зданий. Затем немецкие конструкторы, проектировавшие М16, создали модификацию с аббревиатурой М35.
Этот шлем стал более компактным (козырек и шейный клапан стали меньше) и более прочным, теперь он выдерживает давление до 220 кг на мм 2. Такой шлем изготавливался из высококачественной легированной углеродистой стали на прессе с добавление молли. Стальной лист имел толщину 1 — 1,5 мм. Он весил около 1300 г.
Немецкий стальной шлем M35
Подшлемник состоял из восьми (иногда девяти) язычков из телячьей кожи, что делало его ношение более удобным. Например, в советских касках тех времен использовали искусственную кожу, которая натирала солдатам головы. Подшлемник и подбородочный ремень крепились к алюминиевой ленте, которая крепилась к шлему тремя застежками. На правую сторону модели М35 нанесена декаль с немецким триколором (на немецком шлеме СС была декаль — партийный щит Немецкого Рейха — прилагается). На левой стороне наносилась наклейка Кригсмарине, Вермахта, Полиции, СС или Люфтваффе. Однако с 1940 была нанесена только одна наклейка на левую сторону модификации М35 с целью маскировки.
Варианты декалей на правой стороне – немецкий триколор и партийный щит Немецкого рейха
Версии декалей на левой стороне — Кригсмарине, Вермахт, Полиция, СС, Люфтваффе
На самом деле вариантов декалей было гораздо больше (Sturmabteilung, Гитлерюгенд, Африканский корпус, LandesPolizei, Medic DRK, Blue Division и другие), но об этом мы обязательно поговорим в другой статье.
К началу Второй мировой войны немецкий Stahlhelm M35 считался лучшим в мире. Стоит отметить, что за первые два года после принятия шлема М35 на вооружение было выпущено 1 400 000 штук всех размеров и около 1 000 000 штук к 1940 году, когда модель М35 была заменена на М40.
Немецкая каска (Stahlhelm) M40
В 1940 году модель М35 была модернизирована и получила наименование М40. Основное отличие заключалось в использовании в качестве легирующей добавки более дешевого марганца вместо молибдена, что немного ухудшало свойства стали. Для удешевления процесса производства вентиляционные отверстия были штампованы, а не из отдельных деталей (как это было в М35). Как правило, у М40 декаль находилась на левой стороне шлема (корпусная принадлежность), но иногда можно встретить каски с двумя декалями или вообще без них.
Модель М40
Немецкая каска (Stahlhelm) M42
В 1942 году из-за военного и экономического положения Немецкого рейха во время Второй мировой войны конструкторы были вынуждены принять меры по удешевлению производства стальных касок. В стране крайне не хватало стратегического сырья для производства танков, поэтому неудивительно, что качество стали в новых М42 стало намного хуже. Сталь стала мягче, потому что пришлось отказаться от добавления легирующих добавок. Также для удешевления производства кромки шлема не были завальцованы внутри (как это было у моделей М35 и М40), а были загнуты.
Модель М42 «Люфтваффе»
Как отличить немецкие каски М35, М40 и М42
Немецкие каски можно отличить друг от друга по двум основным признакам –
.- М35 имел два вентиляционных отверстия по краям из отдельных деталей, а в модификации М40 и М42 вентиляционные отверстия штамповались на самом шлеме. Кромки
- M42 были закруглены, а края юбки M35 и M40 зашлифованы внутрь.
M42 отличие от M35 и M40
M35 отличие от M40 и M42
Шлем десантника M36
Шлем немецкого парашютистаи его разновидности, пожалуй, самый редкий и дорогой шлем Третьего рейха. Эта модель для парашютных частей Люфтваффе была выпущена в 1936 году. Она представляла собой М35, у которого практически полностью отсутствовал козырек и задняя юбка на ¾. Модель M36 была получена путем вырезания клапанов шлема M35. В нем были дополнительные вырезы для быстросъемного подбородочного ремня, который использовался при ношении каски в полевых условиях. Он был окрашен в серый цвет и имел две декали по бокам. С левой стороны это была эмблема Лифтваффе, а с правой — немецкий триколор.
Немецкая каска М38
На этих Stahlhelm использовали подшлемник образца 1931 года, который крепился тремя пуговицами. Однако бывали случаи, когда при прыжке с самолета у десантника отрывалась каска от лайнера, и он приземлялся в один-единственный лайнер. Это заставило немцев обновить и каску, и подшлемник в 1937 году. Из каски убрали вырез для ношения в полевых условиях, теперь вместо 3-х пуговичных распорок подшлемника было 4 отверстия под винты, а сами винты имели вентиляционные отверстия . Интересно, что согласно инструкции люфтваффе от 15 марта -й , 1938 год, срок службы шлема был ограничен 15 годами.
Шлем немецкого парашютиста разновидности
Заключение
В этой статье представлены основные каски, использовавшиеся Третьим рейхом во время Второй мировой войны. Однако это далеко не все каски, произведенные в нацистской Германии. Например, в этой статье не упоминаются Luftschutz и M34 (шлем пожарной службы). Если после прочтения этой статьи вы заинтересованы в приобретении Шлема 3 rd Reich, то в нашем магазине есть большой выбор этих шлемов — немецкие каски Второй мировой войны.
Понимание немецких знаков отличия на касках Второй мировой войны
32
АКЦИИ
Шлем немецкой армии M35 с двойной декалью
Пожалуй, нет более знакового предмета времен Второй мировой войны, чем немецкий шлем с двойной декалью. Большинство людей, даже мало знакомых с историей Второй мировой войны, без труда узнают один из этих шлемов. От комического сержанта Шульца из славы героя Хогана до более поздних фильмов Голливуд закрепил шлем с двойной декалью как основной головной убор немецкого солдата Второй мировой войны в сознании современной культуры.
Сержант. Шульц в своем культовом шлеме Люфтваффе с двойными наклейками
Хотя немецкие вооруженные силы действительно носили каски с наклейками, использование шлемов с двойными наклейками было далеко не преобладающим. На самом деле немецкое командование приказало отказаться от так называемых шлемов с двойной декалью перед вторжением во Францию в 1940 году. Использование декалей немецкими вооруженными силами представляет собой интересную и до некоторой степени сложную историю. Это, без сомнения, стоит понять всем, кто интересуется историей головных уборов Второй мировой войны.
Использование немцами знаков отличия на касках началось еще во время Первой мировой войны. Где-то в 1917 году солдаты 1-го гвардейского пешего полка и 1-го гвардейского батальона связи стали носить герб Гогенцоллернов на левой стороне шлема с номером роты, окрашенным в белый, красный или, в некоторых случаях, черный цвет на задней части шлема. Гербы были нарисованы вручную, и сохранившиеся образцы демонстрируют самые разные размеры и стили. Это, несомненно, связано с различным мастерством отдельных художников. Документация по истории этих гербов ограничена, но существуют фотографические свидетельства, а также сохранившиеся оригинальные шлемы, подтверждающие их использование.
The Hohenzollern crest is clearly visibleon this M16 helmetAn Original but poorly renders
Hohenzollern shield
Aside from the Hohenzollern crest there по крайней мере, еще один тип знаков различия, который можно найти на немецких шлемах времен Великой войны. За прошедшие годы было найдено несколько немецких шлемов с нарисованным вручную пулеметом, обычно слева от владельца. Принято считать, что эти каски носили члены пулеметных расчетов. Отсутствие фотографий военного времени, показывающих использование этих шлемов, заставило многих задаться вопросом, являются ли эти шлемы ничем иным, как послевоенным ветеринарным искусством. Существование множества зарегистрированных рассказов ветеранов о немецких пулеметчиках, казненных после захвата, вызывает несколько вопросов об использовании этих знаков различия. Несомненно, немецкие пулеметчики знали, какой может быть их судьба, если их брать живыми, поэтому идея рекламировать свое положение на каске кажется маловероятной. При этом вполне могли быть некоторые люди, которые изображали автоматы на своих касках в знак бравады. До тех пор, пока не появится какое-нибудь давно забытое свидетельство ветерана или фотография, использование этих знаков различия в полевых условиях останется неподтвержденным.
Оригинальный шлем M16 с нарисованной вручную эмблемой MG.Этот шлем был получен из имущества американского ветерана Первой мировой войны в 1960-х годах. Между 1919 и 1920 годами военизированные формирования, известные как Freikorps, сражались с коммунистами на улицах Германии, Латвии и Польши. Эти силы использовали нарисованные вручную знаки отличия на своих шлемах для идентификации своих отдельных подразделений. Эти люди использовали различные знаки различия. Фотографии сделаны во время 19 марта20 Капп Путч показывает мужчин из Freikorps Ehrhardt с большими свастиками, нарисованными на передней части их шлемов. Член Freikorps Ehrhardt в касках времен Первой мировой войны
с наспех нанесенной свастикой
Другие подразделения Freikorps использовали свои государственные цвета для создания узнаваемых знаков различия, в то время как другие выбрали символ для обозначения своего подразделения. У Freikorps Hacketau было одно из самых запоминающихся украшений той эпохи: большая мертвая голова, окрашенная серебряной или белой краской на передней части шлема.
Член Freikorps HacketauКакой бы знак отличия ни использовался, ясно, что с течением времени шлем все больше и больше рассматривался как предпочтительный способ отображения обозначения подразделения, которое носит.
Когда Рейхвер был создан в качестве новых сил обороны Германии после Великой войны, никакие знаки отличия на касках не разрешались. 1 января 1921 года были установлены новые единые правила. Хотя в новом регламенте ничего не говорилось о шлеме, в письме Wehrkreiskommando VII (командование 7-го оборонительного округа), написанном различным подразделениям баварского рейхсвера, говорилось, что на левой стороне шлема должен быть нарисован небольшой бело-синий щит (цвета Баварии). . Написанная от руки пометка на письме указывает на то, что приказ получил одобрение министерства рейхсвера. Точная дата нанесения этих щитов на шлем неизвестна. Известно лишь то, что заявление рейхпрезидента от 19 апреля1922 г. упоминался знак отличия в форме щита или Wrappenschild, который отображал цвета провидения, где были собраны подразделения. Размер щита был указан как 3,4 см в высоту и 3,0 см в ширину. Сохранившиеся оригинальные шлемы той эпохи демонстрируют несколько различных версий этих щитов. Щит нарисован вручную. Как и в случае с гвардейскими знаками отличия гвардейского полка времен Великой войны, художественное мастерство играет важную роль в качестве и внешнем виде.
Уникальное фото военнослужащего полка прусского рейхвера во время учений.
Wrappenschild хорошо виден
26 января 1924 года германский флот или рейхсмарине ввели свои собственные знаки различия. Знак отличия состоял из двух скрещенных золотых якорей на белом поле. Появилось очень мало оригинальных шлемов Рейхсмарине. В то время как шлемы этой эпохи всегда имеют нарисованные вручную знаки различия, было найдено несколько шлемов Рейхмарина с декалями. Об этих декалях мало информации, и некоторые из них были раскритикованы коллекционерами как послевоенные подделки, в то время как другие действительно кажутся оригинальными. При этом, учитывая сложность знаков отличия, возможно, Рейхсмарине экспериментировали с декалями. Несомненно, это было бы легче нанести на шлем, чем рисовать знак креста якоря вручную.
Ручная визуализация Sachsen Wrappenschild
Шлем M16 с эмблемой цвета боевого флага Рейха 1933 г. 14 марта 1933 г. Новый знак отличия должен был располагаться слева от владельца 9. 0003
Приказ был временным, 17 февраля 1934 года щит был перенесен справа от владельца. . Эти шлемы позднего рейхсвера уникальны, так как сохранившиеся оригиналы представляют собой смесь знаков различия, нарисованных вручную, и знаков различия в виде декалей. Без сомнения, стало понятно, что декали легче наносить, чем раскрашивать знаки различия вручную. Наклейка также имела дополнительное преимущество единообразия, что было нелегко сделать широкому кругу художников с разной степенью художественного мастерства. Сохранившаяся записка министерства рейхсвера от 5 апреля 19 г.34 предлагает некоторое представление об использовании наклеек национальных цветов в настоящее время. В служебной записке упоминается, что новые декали национальных цветов должны были быть разосланы отдельным подразделениям и немедленно нанесены ими на каски. В служебной записке указывалось, что декаль должна располагаться ровно, «3 мм под вентиляционной проушиной, а средняя линия знаков отличия должна проходить через центр вентиляционного отверстия…». В меморандуме также говорилось, что старые знаки различия должны быть удалены. Этот меморандум указывает на важность, которую высшее командование придавало единообразию этих знаков различия, что могло быть достигнуто только с помощью деколи. С этого момента использование нарисованных вручную знаков отличия будет уменьшаться в пользу печатных декалей. Следует отметить, что было найдено немало шлемов этой эпохи с росписью провинциальными красками на внутренней стороне юбки шлема. Возможно, это был способ для некоторых полков продолжить традицию рейхсвера маркировать каски для отдельных немецких земель спустя долгое время после того, как был отдан приказ снять эти провинциальные щиты.
Юбка шлема M35, окрашенная вручную в цвета Бадена.
Использование декали национальных цветов рейхсвера было временным. В работе были новые декали. В приказе рейхсвера от 5 апреля 1934 г. говорилось, что новые отличительные знаки должны быть выданы всем частям. Наклейка новостей будет состоять из наклейки национальных цветов с правой стороны. На наклейке с левой стороны шлема будет изображен орел со сложенными крыльями, сжимающий в когтях свастику — тот самый символ нового режима. Орел был серебряным для армейских частей и золотым для флота. Новые декали изготовлены из льняного лака с орлом из фольги. Новая наклейка была нанесена на шлем путем нанесения кистью тонкого слоя лака Ducolux, Kopal или Damar на окрашенную поверхность шлема с последующим размещением наклейки поверх липкого лака. После того, как декаль прочно приклеилась к поверхности шлема, поверх декали был нанесен защитный слой лака. Со временем последний этап нанесения защитного слоя часто пропускали.
Ранняя декаль Heer около 1934 г.Эти ранние декали часто называют «сухими переводами». Оказалось, что нанесение оказалось трудным, и были разработаны новые наклейки для переноса воды. Наклейки с водным переводом было намного проще наносить, и они не требовали столько времени, сколько требовалось для нанесения сухого варианта.
Следует отметить, что на производство декалей были заключены контракты с несколькими различными фирмами. Наклейки от этих разных фирм имеют небольшие различия. Хотя обсуждение этих различий выходит за рамки данной статьи, достаточно сказать, что такие различия существуют.
Шлем М18 образца 1934 года с декалью национального цвета. Интересно отметить, что этот шлем относится к Великой войне. Можно увидеть несколько слоев краски, показывающих службу шлемов времен Первой мировой войны, Веймарской эпохи и, наконец, Третьего рейха. Ранние шлемы СС 1920-х годов вообще не имеют никаких знаков различия. В какой-то момент некоторые подразделения СС начали использовать черную свастику с белой окантовкой, нанесенную на левую сторону шлема. В тех же случаях свастики были белыми. Между 1934 и 1935 различные дивизии частей СС имели ряд различных конфигураций знаков различия. Как и их предшественники Freikorps, эти знаки отличия служили для различения подразделений внутри СС. Все эти знаки отличия раскрашивались вручную или наносились трафаретными способами. По крайней мере, один черный парадный шлем SS-SS-Verfügungstruppe был обнаружен с целлулоидной наклейкой. Вполне вероятно, что SS-SS-Verfügungstruppe экспериментировала с использованием декалей точно так же, как Рейхвер. 900:03 Солдаты из SS-Verfügungstruppe выходят на прогулку.Мужчины здесь носят австрийские каски M17
с нарисованными вручную знаками отличия
12 августа 1935 года начальник штаба СС издал новый приказ. В приказе говорилось, что новые знаки различия должны быть нанесены на все шлемы СС. В приказе указывалось, что руны СС на серебряном щите будут нарисованы на правой стороне шлема, а свастика на красном щите будет нарисована на левой стороне шлема. В приказе особо указано, что знаки отличия должны были быть написаны маслом.
Черный парадный шлем M16 SS-SS-Verfügungstruppeс нарисованными вручную знаками различия. Этот шлем, вероятно, датируется 1935 годом.
Интересно, что дополнение к приказу было выпущено через два дня после того, как было указано, что знаки отличия должны наноситься в виде декалей. Несколько шлемов СС этого периода были обнаружены с декалями, нарисованными вручную. Хотя вполне возможно, что на этих шлемах были нанесены знаки различия в течение двух дней между первоначальным приказом и дополнением, или, что более вероятно, склады оборудования СС не спешили получать новые отличительные знаки, и в соответствии с новым приказом склады просто красили шлемы. новые знаки различия на шлемах, которыми они владеют.
Гиммлер и другие члены руководстваСС носят новые отличительные знаки СС
Начиная с 1936 года подразделения СС начали получать новый шлем M35. Новый шлем постепенно заменит старые шлемы времен Первой мировой войны, которые эсэсовцы носили с 1920-х годов. Новые каски поступили с завода с уже нанесенными декалями
Как и в случае с декалями, которые носит Вермахт, между декалями, нанесенными на пяти разных заводах, производящих каски для СС, есть небольшая разница. На форумах коллекционеров и в группах Facebook бушуют жаркие споры об этих различиях и их значении. Достаточно сказать, что различия есть, и любому коллекционеру, желающему добавить в свою коллекцию оригинальный шлем СС, необходимо понимать эти различия. 9Наклейка 0003 SS на заводе Eisenhuttenwerke.
Эту декаль СС иногда называют декаль SS второго образца, применяемая на шлемах производства F.W.Quist G.m.b.H., Эсслинген Эту декаль часто называют 1-м образцом
опять таки. 21 марта 1940 года немецкое командование приказало перекрасить каски матовой краской темно-серого цвета с грубой текстурой. В приказе также указывалось, что с существующих шлемов необходимо удалить красные, белые и черные национальные цвета, а заводам было приказано больше не наносить эти наклейки. В приказе говорилось, что эта мера принимается в целях маскировки, и рекомендовалось тем частям, которые не имеют возможности приобрести матовую полево-серую краску, маскировать каски путем обмазывания окраски грязью и глиной или использовать сетку или укрытие. Приказ был ответом на опыт, с которым столкнулось немецкое подразделение в Польше. Гладкая краска, используемая на шлемах, отражала солнечный свет, а хорошо заметная деколь национального цвета, без сомнения, использовалась польскими стрелками с большим эффектом.
Шлем M35 Heer раннего производства с матовым покрытием серого цвета.Краска нанесена в соответствии с правилами от марта 1940 г., в данном случае наклейка национального цвета была закрашена
Обратите внимание на подбородочный ремень M27 эпохи Рейхвера ВМФ или СС. На этом фото солдат стер большую часть наклеек национальных цветов
в целях маскировки или в соответствии с мартовским приказом.
Возможно, это была оплошность. 12 июня 1940 г. подразделениям Люфтваффе был отдан приказ, в котором говорилось, что использование декалей национальных цветов будет прекращено. В августе 1940 г. аналогичный приказ был получен СС. В марте 1940 г. немецким частям начали выдавать новую версию немецкой каски. Коллекционерам эти каски известны как M40. Было обнаружено очень небольшое количество этих M40 с двойными декалями. Исследования товарных номеров этих шлемов показывают, что они были изготовлены до заказа. В некоторых случаях обнаруживалось несколько шлемов SS M40 с двойной декалью, где номер партии указывает на то, что шлем был изготовлен намного позже заказа. Считается, что эти каски могли носить члены СС, работавшие в концлагерях. Наклейка нацистской партии могла быть нанесена лагерными складами снабжения или отдельными охранниками, возможно, по политическим причинам или для запугивания сокамерников.
Этот раненый солдат все еще носит нашивку национального цвета даже после того, как ее приказали снять. Все его товарищи носят шлемы матового серого цвета, на которых декаль закрашена или содрана
. В случае армейского шлема с двойной декалью, когда дата приказа об удалении декалей совпала с первым выпуском нового M40, можно предположить, что что завод не получил заказ и выпускает небольшое количество М40 как с декалями национальных цветов, так и с армейскими декалями.
В то время как в приказе четко указывалось, что отличительные знаки партии СС и национальных цветов должны быть удалены, фотодоказательства показывают использование шлема с двойными наклейками до конца войны. На это могут быть разные причины. Некоторые солдаты, офицеры или унтер-офицеры могли использовать этот шлем, чтобы отличиться как лидеры своего подразделения. Другие мужчины, возможно, сохранили наклейку, чтобы показать свою долгую службу, поскольку им выдали шлем перед войной, что сделало их узнаваемыми пожилыми людьми.
Шлем с двойной декалью, который носили где-то на Восточном фронте
Другие могли находиться в тихих районах оккупации, таких как Норвегия или Франция. Они не видели необходимости выполнять приказ, направленный на маскировку шлема для боя в районе, где боевые действия не велись. На некоторых фотографиях, сделанных в конце 1944 и 1945 годов, изображены мужчины в этих шлемах с двойной декалью. Из-за острой нехватки снабжения, которую испытывали в то время немецкие войска, эти каски могли быть сняты с полкового парадного снаряжения и выданы.
Фотография сделана во время восстания в Варшавском гетто в 1944 году.Эти члены СС до сих пор носят партийные щитки. Обратите внимание на гладкую парадную отделку
. В то время как немецкая армия, СС, флот и люфтваффе получили приказ снять национальные цвета, немецким полицейским подразделениям никогда не приказывали снимать партийную наклейку со своих шлемов. Полицейские подразделения продолжали носить обе наклейки до конца войны.
Никаких существенных изменений не было заказано для использования наклейки между 1940 и 1943 г. В августе 1943 г. было выпущено окончательное изменение. 28 августа 1943 года пяти различным заводам, производившим шлемы, был отдан приказ больше не наносить декали. В приказе указывалось, что применение отличительных знаков вне зависимости от рода войск должно быть прекращено. Подразделения полиции, получившие каски без наклеек, сами наносили наклейки, когда они были в наличии. Кажется, заказ был выполнен достаточно быстро. Шлемы с номерами нагревательных партий, производство которых привязано к концу августа и началу сентября, обычно не имеют наклеек. Однако есть некоторые исключения, которые могут быть результатом нанесения наклейки на шлем в полевых условиях или результатом послевоенной подделки.
Было много дискуссий о причине сброса декалей в 1943 году. Одна точка зрения состоит в том, что приказ был издан по тем же причинам, что и приказ убрать национальные цвета и партийный щит. Это кажется маловероятным. Приказ был отдан фабрикам, а не солдатам в поле. Если высшее командование было обеспокоено тем, что наклейка представляла опасность для людей в полевых условиях, то почему не был отдан приказ солдатам в полевых условиях снять наклейку? Со многими уцелевшими немецкими касками с неповрежденными наклейками и закамуфлированными шлемами, на которых наклейка была тщательно закрашена, маловероятно, что люди в полевых условиях видели в открытой наклейке большую угрозу.
Люфтваффе М40. На шлем нанесен трехцветный камуфляжный рисунок, который иногда называют «Нормандский камуфляж». Наклейка Люфтваффе была тщательно замаскирована перед нанесением краски.
В том-то и дело, что деколь и ее нанесение было затратным и трудоемким. Остановив нанесение наклейки, завод может сэкономить время и деньги. Неудивительно, что это решение было принято одновременно с приказом о прекращении производства шлемов, окрашенных в серо-голубой цвет Люфтваффе. С этого момента заводы будут производить шлемы одного типа, окрашенные в серый цвет без отличительных знаков, которые можно будет выдавать всем войскам независимо от рода войск. Это, безусловно, сэкономило бы деньги и упростило производство в то время, когда война уже оборачивалась против Германии.
В то время как немецкие фабрики по производству шлемов продолжали выпускать шлемы без декалей, сотни тысяч шлемов с наклейками продолжали использоваться на всех фронтах до конца войны. Когда война закончилась, многие из этих касок были подобраны и отправлены домой военнослужащими союзников. Шлемы с декалями, без сомнения, пользовались популярностью у ветеранов. Возможно, они увидели декали со своей политической символикой как представителя режима, который они помогли победить. В то время как до и во время войны эти наклейки предназначались только для обозначения рода войск владельца, сегодня они служат узнаваемым изображением крупнейшей войны всех времен.
Одиночная наклейка SS M40
Провал плана Шлиффена в августе 1914 года в сочетании с прогрессом в дальнобойности и точности огнестрельного оружия и пулемета привели к патовой ситуации, в которой европейские державы оказались неумолимо увязли. Результатом стала ужасная ситуация позиционной войны. . Армии не могли наступать перед лицом подавляющей огневой мощи противника. Конечным результатом было то, что обе стороны окопались от Северного моря в Бельгии до швейцарской границы. Возникшая в результате осадная война никем не предполагалась. Оружие пехоты предназначалось для поражения противника на дальностях более 1000 метров. Окопная война изменила все планы. Оружие, предназначенное для применения на дальних дистанциях, использовалось в ближнем бою. В битве при Монсе потери плотных рядов немецких солдат, атакующих британцев, были огромными. Позже было обнаружено, что одна винтовочная пуля проходит через двух, а иногда и трех солдат при стрельбе на дальности менее 1000 метров. Окопная война привела к повторному открытию многих когда-то устаревших военных предметов. Повышение точности и дальности огнестрельного оружия в 18 веке, а также разработка улучшенной тактики на поле боя сделали многие традиционные военные предметы устаревшими, такие как стальной шлем, бронежилет и ручная граната. Длительный осадный характер окопной войны во время Первой мировой войны привел к тому, что эти когда-то устаревшие предметы были вновь введены в состав военного инвентаря. Одним из многих ужасов окопной войны было большое количество ранений головы среди солдат всех армий Западного фронта. Когда вы стоите в окопе, голова является наиболее открытой частью тела, что повышает вероятность ранения от снайперской пули, осколка артиллерийского снаряда или осколочного снаряда. В 1914 термин «шрапнель» относился к определенному типу артиллерийского снаряда. Он взорвался в воздухе и был полон свинцовых или стальных шариков, версии картечи 18 и 19 веков 20-го века. Другим основным артиллерийским снарядом образца 1914 года был осколочно-фугасный снаряд, который при детонации распадался на множество осколков. В используемой сегодня терминологии осколки снарядов именуются шрапнелью. Немцы первыми начали испытания стального шлема, но последними внедрили его на поле боя. Французы первыми выдали стальной шлем фронтовым войскам. В марте 1915 была выпущена стальная тюбетейка, которую можно было носить под шерстяным Кепе. К концу года тюбетейка была заменена более чем 3 миллионами стальных шлемов образца M1915 Adrian . Французский шлем был сделан из мягкой стали и был основан на шлеме французского пожарного того времени. Итальянцы, русские, бельгийцы и сербы приняли шлем Адриана на вооружение своих вооруженных сил. Вскоре последовали британцы с осколочным шлемом Brodie , названным в честь изобретателя. Он был создан на основе шлема, популярного в средние века, и его производство было очень экономичным. Он был изготовлен из марганцовистой стали и был разработан для защиты от осколков воздушных подрывов и осколков снарядов. К 19 июля16,1 млн. человек было доставлено на Западный фронт. Британцы использовали этот шлем до 1980-х годов, а Соединенные Штаты также использовали шлем Броди с 1917 по 1942 год. Стальной шлем M1916 Немецкий Pickelhaube (шлем с шипами) оказался совершенно непригодным для окопной войны. Он был непрочен в суровых траншейных условиях, очень дорог в производстве и не обеспечивал реальной боевой защиты. В 1915 году группа армий Геде, названная в честь командующего генерала, занимала позицию в горах Вогезы, недалеко от швейцарской границы. Генерал Геде был встревожен большим количеством ранений в голову, которые получали его солдаты на его относительно «тихом» участке фронта. Разочарованный административной волокитой и бездействием, он разработал свой собственный шлем и поставил около 1500 человек своим передовым войскам. Осталось несколько экземпляров, так как большинство из них было переплавлено после выпуска M1916 Stahlhelm . Шлем Гаэде был очень тяжелым — 4 1/2 фунта. Он состоял из двух частей: тюбетейки из мягкой кожи и ткани, закрывавшей голову, и тяжелой стальной пластины, прикрепленной к кожаной шапке заклепками. Толстая изогнутая стальная пластина покрывала только область лба, а длинная носовая часть свисала вниз, как у норманнских шлемов 11 века. Он защищал только переднюю часть головы, где произошло большинство ранений. Шлем был менее чем удачным, но у него была одна особенность, которая позже использовалась в стальном шлеме. Он был изготовлен из сплава хромоникелевой стали, который оказался очень прочным. После тщательного тестирования оптимальной формы отличительный дизайн «угольного ведра» был признан лучшей формой для защиты головы и шеи. Этот дизайн берет свое начало в шлеме, популярном в 16 веке. В феврале 1916 года стальной шлем в небольшом количестве был представлен передовым войскам, участвовавшим в битве при Вердене. В результате сокращение количества ранений головы, полученных солдатами, привело к массовому производству M19.16 stahlhelm, а замена пикельхаубе в течение нескольких месяцев на Западном фронте и к середине 1917 г. на Восточном фронте. Когда новый шлем был впервые представлен, войска, выходящие из окопов, сдавали свои каски войскам, сменявшим их. Нередко можно увидеть фотографии того периода, когда солдаты одной и той же части носят и пикельхаубе, и стальной шлем, поскольку в течение некоторого времени предложение не могло удовлетворить спрос. Основная оболочка шлема изготовлена из одного стального диска и прошла не менее девяти этапов штамповки, прежде чем приобрела окончательную форму. Заклепки на нижних боковых юбках крепят боковые стойки M1891 pickelhaube, чтобы прикрепить подбородочный ремень M1891 pickelhaube. Подшлемник держится на трех заклепках. Подкладка была сделана из кожаной ленты или ленты из листового металла с тремя кожаными язычками с прикрепленными к ней подушечками, которые образовывали очень эффективную внутреннюю систему размеров. Подшлемник был спроектирован таким образом, чтобы шлем оставался на расстоянии 1 пальца от головы по бокам и на два пальца вверху. Это было сделано для предотвращения травм головы предметами, ударяющими по шлему и вмятинами на нем. По бокам шлема два больших выступа, которые выполняли две функции. Первая функция была для вентиляции шлема; и вторая функция заключалась в поддержке тяжелой бронированной плиты, называемой Stirnpanzer . Пластина была прорезана так, чтобы могла висеть на ушках, и крепилась кожаным ремешком, который крепился сзади шлема. Вместе с этой бронированной пластиной для шлема был выпущен комплект секционной нагрудной брони, которую коллекционеры называют доспехами лобстера, которая весила 35 фунтов. Считалось, что эта броня защитит часовых и пулеметчиков, которые более подвержены огню противника, чем другие войска. Как правило, солдаты выбрасывали доспехи при первой возможности, так как ношение громоздких доспехов в окопах имело сомнительную ценность, что делало и пластину шлема, и доспех из лобстера сегодня довольно редкой. Стальной шлем был нескольких размеров, как и пикельхаубе. Наименьший размер был 60, а самый большой — 68, хотя производились некоторые размеры 70. Шлемы меньшего размера, размеры 60, 62 и 64, имели дополнительную ступеньку на ушках шлема, чтобы компенсировать их небольшой размер, чтобы пластина шлема, которая была только одного размера, могла быть прикреплена ко всем шлемам. Размер шлема обычно выбит где-то на внутренней стороне юбки. В конце 1916 г. был испытан белый шлем на предмет зимней маскировки. Особого успеха не имел. В феврале 1917 года начали выпускать брезентовый чехол для каски серого цвета, чтобы уменьшить блики на каске от солнца и луны. В 1917 году шлем был упрощен за счет удаления креплений подбородочного ремня pickelhaube и прикрепления подбородочного ремня непосредственно к подкладке шлема. Этот шлем получил обозначение stahlhelm M1917. В начале 1918 был испытан другой вариант. Коллекционеры называют его шлемом телефонистки или кавалерийской моделью, поскольку в боковых юбках у него были удалены изогнутые части, чтобы открывать уши. Конструкция стального шлема M1918 была предназначена для уменьшения повреждений ушей взрывной волной, вызванных глубокой юбкой. Эта модификация не казалась особенно удачной, да и массово этот шлем М1918 не производился. Стальной шлем был окрашен в серый цвет, пока приказом Генштаба от 7 июля 1918 года не была заказана камуфляжная окраска. Официальный камуфляж новых шлемов наносился на зеленый или коричневый базовый слой. Был использован цветной ромбовидный рисунок с черной полосой шириной в палец, разделяющей зеленый, желто-охристый и ржаво-коричневый цвета камуфляжа. Шлемы, уже находящиеся в полевых условиях, должны были быть окрашены в камуфляжные цвета, если позволяли местные условия. Также существуют камуфляжные шлемы, в которых смешаны различные цвета без черных полос. Камуфляжные шлемы, несмотря на официальный приказ о перекраске всех шлемов, не распространены и стоят у коллекционеров более высокую цену, чем стандартные серые шлемы. Немецкий стальной шлем образца 1916 года практически не менялся, пока его не заменил стальной шлем образца 1935 года. Опорные проушины броневой пластины были удалены, размеры юбок уменьшены, а толщина стали уменьшена, в результате чего шлем стал намного легче. Интересно, что кевларовый шлем, используемый сейчас армией США, поразительно похож на шлем, разработанный более 80 лет назад. |