Содержание

Тевтонский орден. «Псы-рыцари» на дорогах войны » Военное обозрение

У Тевтонского ордена, третьего по мощи и силе из духовно-рыцарских орденов, возникших в Палестине в эпоху крестовых походов, скверная репутация. У него нет трагической, окутанной высокой «готической» мистикой славы тамплиеров. Нет романтического ореола доблестных госпитальеров, которые, будучи изгнанными из Святой земли, прославили Родос и Мальту, продолжая сражаться с мусульманами на море.

Не добившись больших успехов в войне с сарацинами, Тевтонский орден обрел мрачную славу в Европе, и само слово «тевтон» часто употребляется сейчас для обозначения грубого и неумного солдафона. В общем, «псы-рыцари» – и точка. Почему же именно Тевтонскому ордену была уготована такая судьба?


Возможно, дело в том, что в Европу этим орденом были привнесены методы войны, характерные для Палестины. Противниками крестоносцев на Ближнем Востоке и в Северной Африке были «неверные» – люди чуждой культуры, даже внешне отличающиеся от европейцев. Исламский мир, в отличие от тех же, разобщенных и постоянно конфликтующих между собой, языческих племен Балтии, обладал огромной потенциальной мощью, находился на подъеме и проводил активную экспансионистскую политику. Война с мусульманами считалась святой обязанностью каждого рыцаря и каждого христианского Государя – и в этой войне все методы были хороши. Новые противники Тевтонского ордена были, конечно, тоже «чужими», но стояли на других «ступенях». Православные считались схизматиками – «странными», не «совсем правильными», но все же христианами. Их можно было попытаться тем или иным способом «убедить» признать власть римских пап, хотя бы через унию. Воевать с ними под этим предлогом было делом «богоугодным», но не возбранялось и вступать в военно-политические союзы для борьбы с мусульманской Турцией или с кем-то из христианских соседей. Язычники, безусловно, были противником, в отношении которого не действовали нормы морали. И убить десять человек, чтобы «уговорить» креститься сто других («добровольно и без принуждения», разумеется), считалось вполне нормальным и приемлемым. Однако даже язычники были «лучше» собственных еретиков, которые, получив крещение «истинной веры», позволяли себе усомниться в авторитете невежественного священника местной церкви, святости лицемерных монахов, набожности самодура-епископа и непогрешимости распутного римского папы. Читали запрещенную для мирян Библию и по-своему трактовали её тексты. Задавали вопросы, на которые очень не хотелось отвечать. Вроде того: сколько рук и ног должно быть у святых, если собрать все кости, выставляемые в церквях? Если прощение грехов можно купить за деньги, значит, за деньги можно отпустить их и дьяволу? И вообще, сколько у вас пап? Пока ещё два? Или сейчас 1408 год и в Пизе уже выбрали третьего? Как можно верить в церковь, если церковь не Бог, в конце концов? А то вдруг начинали говорить, что у Христа и Его апостолов не было ни имущества, ни светской власти. Еретики были хуже не только язычников, но даже и мусульман – намного страшнее и гораздо опаснее. Их полагалось уничтожать по принципу: «лучше пусть погибнут десять праведников, чем спасётся один еретик». А Бог – он разберется на небесах, «чужих» его верные служители к нему отправили, или «своих». С мусульманами и еретиками в Европе тевтонцы не воевали – только против православных, язычников и даже католиков. Однако не перестроились: вели себя и воевали так же, как с сарацинами в Палестине (особенно поначалу), что несколько шокировало не только противников, но и некоторых союзников.

Впрочем, возможно, всё намного проще: Тевтонский орден проиграл, и его историю если и не написали, то значительно отредактировали победители. Которые, везде и всегда, именно себя объявляют «воинами Света».

Да и некий г-н А. Гитлер, любящий рассуждать о «тевтонской ярости» и «тевтонском натиске на Восток» тоже популярности этому ордену не добавил.

Началось все в 1143 г., когда в Иерусалиме появился первый немецкий госпиталь, который от папы римского получил предписание подчиняться госпиталю Иоаннитов. В ноябре 1190 года во время осады Акры (III Крестовый поход) оставшиеся безымянными купцы из Любека и Бремена основали новый полевой госпиталь для немецких солдат. Герцог Фридрих Швабский (сын Фридриха Барбароссы) образовал на его основе духовный орден, во главе которого был поставлен капеллан Конрад. Уже 6 февраля 1191 г. папа римский Климент III одобрил основание нового ордена, а в декабре 1196 г. другой папа, Целестин III, утвердил его в качестве духовно-рыцарского. Это было важным событием в жизни вступающих в последний век своей истории христианских государств Палестины, на церемонии реорганизации ордена присутствовали магистры госпитальеров и тамплиеров, многие светские рыцари и духовные лица. Его официальное название теперь было таким: «Орден братьев госпиталя святой Марии Немецкого дома в Иерусалиме» (Ordo domus Sanctae Mariae Teutonicorum in Jerusalem). С этого времени у ордена появляется собственная армия и военные функции становятся для него основными. Тогда же ордену была дарована привилегия, освобождающая его от власти епископов и позволяющей самостоятельно выбирать магистра.

Папа Римский Иннокентий III в булле от 19 февраля 1199 г. определил следующие задачи нового ордена: защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами Католической церкви. Девиз ордена: «Помогать – Защищать – Исцелять».

В отличие от тамплиеров и госпитальеров, которые подчинялись лишь папе, Тевтонский орден был подвластен также императору Священной Римской империи.

Герб Тевтонского ордена

Согласно уставу ордена, его члены должны были соблюдать обет безбрачия, безоговорочно подчиняться старшим и не иметь личной собственности. То есть, им фактически предписывался монашеский образ жизни. В этой связи вернемся к знаменитому прозвищу тевтонцев – «псы-рыцари»: так называют их только на территории республик бывшего СССР и причиной тому неправильный перевод на русский язык одной из работ К.Маркса, который употребил в отношении тевтонцев существительное «монах», на немецком языке близкое к слову «собака». «Монахами-рыцарями» назвал их Карл Маркс! Не псами, не кобелями и не собаками. Но разве теперь кого-то разубедишь? Да и нехорошо как-то – монахов в озере топить. Вот «псов» – это же совсем другое дело! Не так ли?

Но вернемся в Палестину. Резиденцией главы ордена (гроссмайстера) стала Акра. Его заместителями и ближайшими помощниками были пять гроссгебитеров (Великие повелители), главный из них – Великий комтур. Верховный маршал отвечал за подготовку войск и их управление. Три других – Верховный госпитальер, квартирмейстер и казначей. Рыцарь, назначенный для управления одной из провинций, получал звание ланд-комтура. Командир гарнизона крепости назывался кастеляном. Все эти должности были выборными.

В походе рыцаря сопровождали несколько слуг-оруженосцев с походными лошадьми – они не участвовали в сражениях. Боевой конь использовался только во время боя, остальные лошади нужны были, в основном, в качестве вьючных животных: во время похода рыцари, как и остальные воины, шли пешком. Садиться на коня и надевать доспехи, можно было только по приказу командующего.

Как следует из названия (Teutonicorum – в переводе на русский язык «немецкий), члены ордена были выходцами из Германии, первоначально они делились на два класса: рыцарей и священнослужителей.

Священник Тевтонского ордена

Скоро появился третий класс: служащие братья – некоторые из них пришли по религиозным убеждениям, но многие просто исполняли определенные обязанности за плату.

Самый известный и узнаваемый символ ордена – черный крест на белом плаще, являлся эмблемой братьев-рыцарей. Остальные члены ордена (в том числе и туркопольер – командир наемных отрядов) носили серые плащи.

Подобно своим «старшим братьям», Тевтонский орден быстро обзавелся землями (комтуриями) за пределами Палестины: в Ливонии, Апулии, Австрии, Германии, Греции, Армении. Это было тем более кстати, что дела крестоносцев в Святой земле шли все хуже. В результате, не дожидаясь окончательного краха, тевтонцы, воспользовавшись приглашением графа Боппо фон Вертхайма, основные силы ордена передислоцировали в Баварию (город Эшенбах). Но часть «братьев» ещё оставалась в Палестине, в 1217-1221 г.г. они приняли участие в V Крестовом походе – в Египет.

В 1211 г. тевтонцы были приглашены в Венгрию – защищать Трансильванию от половцев.

Крепость тевтонского ордена в Трансильвании (Рышнов)

Но уже в 1225 г. король Андраш II, заподозрив тевтонцев в попытке создать на территории Венгрии собственное, вассальное папе римскому, государство, изгнал их из страны.

Андраш II, король Венгрии

4-й великий магистр Тевтонского ордена Герман фон Зальца – памятник перед музеем замка Мальборк

Казалось бы, эта некрасивая история должна была стать уроком для других европейских правителей, но уже в 1226 г. Конрад Мазовецкий (польский князь из династии Пястов) пригласил Орден для борьбы с языческими племенами Прибалтики, в первую очередь – с пруссами.

Конрад Мазовецкий

Он даже передал им Кульмскую (Хелменьскую) и Добжинскую (Добрыньскую) земли с правом расширять свои владения за счёт завоёванных земель. Право на захват прусских и литовских земель в 1234 г. подтвердил и папа Римский Григорий IX, а позже – германские императоры Фридрих II и Людвиг IV. Фридрих II даровал Великим магистрам титул и права курфюрста. И в 1228 году Орден начинает покорение Пруссии. Но штаб-квартира тевтонцев пока еще находится в Палестине – в замке Монфор.

Руины замка Монфор

А в 1230 первый тевтонский замок (Нешава) появляется на Кульмской земле. Далее были построены Велюн, Кандау, Дурбен, Велау, Тильзит, Рагнит, Георгенбург, Мариенвердер, Барга и Кёнигсберг. Всего было построено около 40 замков, около некоторых из них (Эльбинг, Кeнигсберг, Кульм, Торн) образовались немецкие города, ставшие членами Ганзейского союза.

Между тем, ещё в 1202 г. в Прибалтике появился «свой», местный рыцарский Орден – Братство рыцарей Христа Ливонии, более известный, как орден Меченосцев.

Рыцарь Ордена меченосцев

Господину Великому Новгороду новые соседи, пытающиеся подчинить себе племена, которые платили дань новгородцам, очень не понравились. В результате уже в 1203 г. Новгород организует первый поход против меченосцев. Всего с 1203 по 1234 г.гг. таких походов новгородцы совершили 8. В 1234 г. крупную победу над Орденом одержал отец Александра Невского – князь Ярослав.

Кажется, было бы логичным, если бы с меченосцами подрался и новгородский богатырь Василий Буслаев. Но, нет, Васька их игнорирует, напротив, сам отправляется в Иерусалим и гибнет в пути. В русских былинах у меченосцев другой – гораздо более именитый и «статусный» противник. В одном из вариантов былины «О трёх поездках Ильи Муромца» есть такие строки:

«Окружали Илью Муромца
В башлыках люди чёрные –
Покрывала вороновые,
Балахоны долгополые –
Знать монахи это всё аль попы!
Уговаривают витязя
Бросить русский православный закон.
За измену перемётную
Всё сулят сулу великую,
И почёт, и уважение…»

После отказа героя:

«Башлыки тут раздеваются,
Балахоны скидываются –
Не монахики-чернорясики,
Не попы долгополики,
Стоят воины латинские –
Меченосцы исполинские».

Но не нужно думать, что русские и меченосцы только воевали между собой. Порой, они выступали и в роли союзников. Так, в 1228 г. Псков заключил с Орденом союз против посягающего на его независимость Новгорода – и новгородцы отступили.

В 1236 г. меченосцы приняли опрометчивое решение начать войну против Литвы. На помощь им пришли рыцари из Саксонии («гости Ордена») и 200 воинов из Пскова:

«Гонцов на Русь тогда послал (магистр Фолквин), их помощь вскоре прибыла».


(«Ливонская рифмованная хроника».)

22 сентября 1236 г. союзники потерпели сокрушительное поражение от литовцев в сражении при Сауле (Шауляй). Погибли магистр Ордена меченосцев Фолквин Шенке фон Винтерстерн, граф Генрих фон Даненберг, господин Теодорих фон Намбург и еще 48 орденских рыцарей. Большие потери понесли саксонцы и псковичи. В «Первой Новгородской летописи» сообщается, что из 200 дружинников, посланных Псковом «немцам в помощь» «на безбожную Литву» «приидоша коиждо десятыи в домы своя». После этого поражения Братство оказалось на грани гибели, спасло его присоединение к Тевтонскому Ордену, ландмайстерством которого под именем Ливонского Ордена оно становится. 54 тевтонских рыцаря «сменили прописку», возместив потери, понесенные меченосцами.

В 1242 году состоялась знаменитая битва на Чудском озере – уже с ливонскими рыцарями, а не с меченосцами. Союзниками ливонцев выступили датчане.

Кадр из фильма «Александр Невский», режиссер С. Эйзенштейн

«Ледовое побоище» известно всем, но масштабы этой битвы традиционно преувеличиваются. Гораздо более крупное и значимое сражение состоялось в феврале 1268 г. при Раковаре (эстонский Раквере). В летописи сообщается:

«Ни отцы, ни деды наши не видали такой жестокой сечи».

Объединенная русская армия псковского князя Довмонта, новгородского посадника Михаила и сына Александра Невского Дмитрия опрокинула союзные войска Ливонского ордена и датчан и гнала их 7 верст. Потери сторон были действительно серьезными, исчислялись тысячами профессиональных воинов, что по меркам XIII столетия весьма ощутимо.

Довмонт, литовец по происхождению, псковский князь, ставший святым Русской православной церкви

Но в целом в Европе, несмотря на отдельные поражения, дела Ордена идут неплохо. В 1244 г. происходит важнейшее событие в истории Ордена – папа римский признает его государство в Европе. В 1283 году тевтонцы завершают покорение Пруссии (Боруссии) – несмотря на восстания 1242-1249 и 1260-1274 г.г. В 1308-1309 г.г. Орден получает во владение Восточную Померанию и Данциг. В Палестине же в это время все очень плохо: в 1271 г. мамелюки захватывают Монфор, в 1291 – крестоносцы теряют Акру, и Тевтонский орден переносит свою штаб-квартиру в Венецию. В 1309 году, когда Орден вполне освоится в Прибалтике, гроссмайстер переедет в Мариенбург – резиденцией великих магистров этот замок останется до 1466 г.

Мариенбург (Мальборк), современное фото

В конце XIII века Орден вступил в конфликт с рижским архиепископом, вследствие чего в 1311 г. он был даже отлучен от Церкви. Но тогда все решилось миром и снятием отлучения в следующем, 1312 году. В 1330 г. противостояние тевтонцев и архиепископа закончилось победой Ордена, который стал сеньором Риги. Тогда же произошел обмен территориями между Тевтонским орденом и его Ливонским ландмайстерством: В 1328 г. Ливонский орден передал Тевтонскому Мемель и его окрестности. А в 1346 тевтонцы купили у Дании Северную Эстонию и, в свою очередь, передали её Ливонскому ордену.

Между тем, в это время в Европе появилась любопытная традиция – «прусские путешествия»: рыцари разных государств, в том числе из самых знатных аристократических фамилий, приезжали в Пруссию для участия в войне против языческой Литвы. Эти «туристические поездки на войну» стали так популярны, что иногда Орден лишь давал «гостям» проводников и командира, предоставляя им возможность самим подраться с литовцами. Начавший было проводить миролюбивую политику великий магистр Карл фон Трир (вступил в должность в 1311 г.) настолько возмутил европейское рыцарство, что в 1317-м был снят с должности на заседании Капитула. Не помогло даже заступничество папы римского.

Одним из «гостей» Тевтонского ордена стал Генри Болингброк, граф Дерби, сын знаменитого Джона Гонта. 19 июля 1390 г. он прибыл в Данциг на собственном корабле с отрядом в 150 человек, его сопровождали 11 рыцарей и 11 оруженосцев.

В «Торуньских анналах» говорится:

«В то же время (1390 г.) маршал с великим войском стоял у Вильны, а с ним — господин Ланкастера, англичанин, пришедший со своими людьми перед днем святого Лаврентия. Пришли туда и ливонцы, и Витовт с жемайтами. И сначала они взяли неукрепленный замок Вильны и многих убили, но укрепленный замок они не захватили».

В 1392 г. Генри снова приплыл в Пруссию, но войны не было, и потому он в сопровождении 50 воинов отправился через Прагу и Вену в Венецию. В 1399 г. умер Джон Гонт и король Ричард II конфисковал родовые владения его семьи. Возмущенный Генри вернулся в Англию, поднял мятеж и захватил короля в плен (19 августа 1399 г.). В парламенте, собравшемся 30 сентября, он заявил о своих притязаниях на трон. Его доводы были восхитительны:

Во-первых, высокое происхождения – аргумент, прямо скажем, не очень, но это так – на затравку.

Во-вторых, право завоевания – вот это уже серьезно, это по-взрослому.

И, наконец, в третьих – необходимость реформ. Волшебная фраза, услышав которую нынешние президенты (и прочие главы государств) понимают, что англосаксам что-то очень нужно в их стране. И, если им это «что-то» немедленно не отдать – будут бить (возможно, даже ногами). На территории Англии волшебство, по-видимому, работало уже и в конце XIV века. Ричард II быстро отрекся от престола и был так любезен, что очень скоро (14 февраля 1400 г.) умер в замке Понтекрафт – в возрасте 33 лет. А наш герой 13 октября 1399 года был коронован как Генрих IV, король Англии. Он стал основателем Ланкастерской династии и правил до 1413 г.

Генрих IV, король Англии, один из «гостей» Тевтонского ордена

В 1343 г. Орден вернул Польше захваченные земли (кроме Поморья – Калишский договор) и сосредоточил все свои силы на борьбе с Литвой. Всего XIV веке тевтонцы совершили около 70 крупных походов в Литву из Пруссии и около 30 – из Ливонии. Причем в 1360-1380 г.г. крупные походы на Литву совершались ежегодно. В 1362 г. армия Ордена разрушила Каунасский замок, в 1365 г. – тевтонцы впервые напали на Вильнюс. Литовцы, в свою очередь, в 1345-1377 г.г. совершили около 40 ответных походов. В 1386 г. великий князь Литовский Ягайло принимает католичество и провозглашается польским королем под именем Владислава II (основание династии Ягеллонов, которая будет править в Польше до 1572 г.). После крещения Литвы тевтонцы потеряли формальные основания для нападений. Но повод для войны никуда не делся: принадлежавшие Литве Жемайтия и западная Аукшайтия отделяли владения Тевтонского ордена от его Ливонского ландмайстерства (Ливонского Ордена). А у великого князя Литовского Витовта в это время были большие проблемы: и его соперник – князь Свидригайло, никак не мог успокоиться, и татары все время беспокоили юго-восточные рубежи, и польская королева Ядвига, вдруг потребовала платежей с литовских земель, подаренных ей Ягайлой. Притязания последней особенно возмутили литовцев, которые на специально собранном совете постановили сообщить королеве, что они, как люди честные и порядочные, могут только пожелать ей «здоровья побольше и хорошего настроения». А все остальное – пусть с мужа требует. В этих условиях Витовт был вынужден заключить с Орденом Салинский договор (1398 г.), согласно которому, в обмен на поддержку, он уступил Ордену земли до Невежиса. Это была территория с очень значительным языческим влиянием, которую сам Витовт практически не контролировал. В результате в 1399 г. Тевтонский орден даже выступил союзником Литвы в битве на Ворскле (довольно странный союз князя Витовта, хана Тохтамыша и тевтонцев).

Битва на Ворскле

Это сражение стало одним из самых крупных и кровопролитных в XIV веке, и закончилось тяжелым поражением союзников.

В 1401 г. восстание жемайтийцев вынудило Орден уйти из этой провинции, после чего его нападения на Литву возобновились. В 1403 г. папа Римский Бонифаций IX официально запретил тевтонцам воевать с Литвой. В качестве компромисса в 1404 г. Орден получил ту самую Жемайтию в совместное управление с Польшей и Литвой (Рационжский договор). Идиллия завершилась в 1409 г. восстанием недовольных орденской администрацией жемайтийцев, на помощь которым пришли литовцы. Так началась решающая война Польши и Литовского княжества с Тевтонским Орденом, завершившаяся катастрофическим поражением последнего в сражении при Грюнвальде (Таненберге).

Битва при Грюнвальде, гравюра

Армия союзников впечатляла: в поход отправились войска польского короля Ягайло, великого князя литовского Витовта, «хоругви» из Смоленска, Полоцка, Галича, Киева, чешское войско во главе с Яном Жижкой, которому еще только предстояло стать великим во времена Гуситских войн, а также отряд татарской конницы (около 3 000 человек). Включая вспомогательные войска и обоз, численность этой армии достигала 100 тысяч человек. На правом фланге встали русско-литовские отряды и татары (40 хоругвей) под командованием Витовта. На левом – поляки, которыми командовал полководец Зындрам (50 хоругвей). Артиллерия была распределена по всему фронту. Часть пехотных частей прикрывали обозы. Чтобы поднять боевой дух армии, перед началом сражения король Ягайло перед строем посвятил в рыцари несколько десятков человек.

Войско Тевтонского ордена состояло из представителей 22 стран западной Европы (51 «знамя») и насчитывало около 85 тысяч человек. Численность именно членов Ордена историки оценивают в 11 тысяч человек, 4 тысячи из них были арбалетчиками. Главнокомандующим стал магистр Ульрих фон Юнгинген.

26 магистр Тевтонского ордена Ульрих фон Юнгинген

Артиллерию Ульрих фон Юнгинген расположил впереди боевых порядков, основная масса пехоты расположилась в вагенбурге (укрепление из повозок) – позади развернутых позиций тяжелой кавалерии и артиллерии ордена.

15 июля 1410 г. армии противников встали между деревнями Танненберг и Грюнвальд. Великий магистр отправил к Ягайле и Витовту герольдов с провокационным посланием, в котором говорилось:

«Светлейший король! Великий магистр Пруссии Ульрих шлет тебе и твоему брату два меча, как поощрение к предстоящей битве, чтобы ты с ними и со своим войском незамедлительно и с большей отвагой, чем ты выказываешь, вступил в бой и не таился дольше, затягивая сражение и отсиживаясь среди лесов и рощ. Если же ты считаешь поле тесным и узким для развертывания твоего строя, то магистр Пруссии Ульрих… готов отступить, сколько ты хочешь, от ровного поля, занятого его войском».

Крестоносцы, действительно, отошли назад. По воззрениям тех лет, это был вызов, граничащий с оскорблением. И союзники начали сражение. Первыми двинулись войска Витовта. Здесь начинаются разночтения: часть историков утверждает, что атака легкой кавалерии Витовта и татарской конницы была поначалу успешной: им, якобы, удалось порубить орденских артиллеристов. Польский хронист Длугош утверждает обратное: атаковавшая тевтонцев конница попала в заранее устроенные ловушки («ямы, прикрытые землею, чтобы в них падали люди и кони»). Во время этой атаки погиб подольский князь Иван Жедевид «и еще многим людям от тех ям большой вред был». После этого, против литовцев двинулись отряды «гостей» – рыцарей других стран, пожелавших сразиться с «язычниками». Примерно через час левое крыло союзников стало «отступать и наконец, обратилось в бегство… Враги рубили и забирали в плен бегущих, преследуя их на расстоянии многих миль… Бегущих же охватил такой страх, что большинство их прекратило бегство, только достигнув Литвы» (Длугош). Бежала и татарская конница. Многие современные историки считают это свидетельство Длугоша чересчур категоричным. Развить успех рыцарская конница не смогла, так как попала в болотистую пересеченную местность. Низко оценивая действия литовской армии в целом, Длугош противопоставляет им действия трех смоленских полков:

«Хотя под одним знаменем они были жестоко изрублены и знамя их втоптано в землю, однако в двух остальных отрядах они вышли победителями, сражаясь с величайшей храбростью, как подобало мужам и рыцарям, и наконец соединились с польскими войсками».

Это имело огромное значение для хода всего сражения, так как смоленские полки примыкали к польскому войску справа, и, удержав позицию, не дали возможности рыцарской коннице ударить по флангу.

Только теперь тевтонцы и прусское ополчение вступили в бой с поляками, ударив по ним «с более высокого места» (Длугош). Успех, казалось, сопутствовал воинам Ордена, им даже удалось захватить королевское знамя. В этот момент, уже уверенный в победе, великий магистр бросил в бой последние резервы, но резервные части были использованы и союзниками, к тому же, на поле боя вдруг вернулась часть армии Витовта. И теперь решающую роль сыграл численный перевес. Армию Ордена удалось обойти с левого фланга и окружить. В последней фазе сражения погибли великий магистр, великий комтур, великий маршал и 600 рыцарей. Из комтуров в живых остался только один – не принимавший участия в битве. В плен попали около 15 000 человек. Были захвачены обоз, артиллерия, боевые знамена крестоносцев (51 было отправлено в Краков, остальные – в Вильнюс).

Ян Матейко, Битва под Грюнвальдом. Эта картина была занесена руководством III Рейха в черный список произведений искусств и подлежала уничтожению

I Торуньский договор (1411 г.) был достаточно мягким по отношению к проигравшей стороне, но тевтонцы вынуждены были вернуть Литве Жемайтию и Занеманье. Тевтонский орден, который в какой-то момент оказался в положении самого сильного в Европе (Орден Тамплиеров был предательски разгромлен и запрещен, а у госпитальеров не было такой ресурсной базы, как у тевтонцев, которые собирали налоги с многочисленных земель да ещё и монополизировали торговлю янтарем) от этого удара уже не оправился. Тевтонцы потеряли стратегическую инициативу, и теперь могли только обороняться, пытаясь защитить свои владения. В 1429 г. Орден еще помогает Венгрии отразить нападение турок. Но последовавшие далее неудачные войны с Литвой (1414 г., 1422 г.), с Польшей и Чехией (1431-1433 г.г.) усугубили кризис Ордена.

В 1440 г. был образован оппозиционный Ордену Прусский союз – организация светских рыцарей и горожан. В феврале 1454 году этот союз поднял восстание и объявил, что все прусские земли отныне будут находиться под покровительством польского короля Казимира. Последовавшая затем тринадцатилетняя война Ордена с Польшей закончилась очередным поражением тевтонцев. Теперь Орден лишился Восточного Поморья и Данцига, Кульмской земели, Мариенбурга, Эльбинга, Вармии, которые отошли к Польше. Из потерянного навсегда Мариенбурга (ставшего польским Мальборком) столица была перенесена в Кeнигсберг. Это поражение могло бы стать фатальным, если бы по Ордену ударили ещё и литовцы, но они почему-то осталась нейтральными. Авторитет тевтонцев неуклонно падает, и в 1452 г. Орден теряет единоличную власть над Ригой – теперь он вынужден был делить ее с архиепископом. А в 1466 г. получает автономию Ливонский орден. В 1470 магистр Генрих фон Рихтенберг вынужден был принести вассальную присягу королю Польши. Попытка вернуть независимость в 1521-1522 г.г. успехом не увенчалась.

В 1502 г. армия Ордена одержала последнюю победу над русским войском, но в 1503 г. война закончилась в пользу Москвы. А в 1525 г. произошло событие, всколыхнувшее всю Европу: гроссмайстер католического Ордена Альбрехт Гогенцоллерн и часть рыцарей приняли лютеранство. Тевтонский орден был упразднен, его территория объявлена наследственным княжеством Пруссия, вассальным, по отношению к Польше. Из рук польского короля Сигизмунда Альбрехт получил титул герцога. После этого он женился на датской принцессе Доротее.

Альбрехт Гогенцоллерн, последний магистр Тевтонского ордена, ставший первым герцогом Пруссии

Но часть рыцарей осталась верна прежней вере, в 1527 г. ими был выбран новый гроссмайстер – Вальтер фон Кронберг. Император Священной римской империи это назначение утвердил, ушедшие из Пруссии тевтонские рыцари сражались в религиозных войнах против лютеран. В 1809 г. Тевтонский орден был распущен Наполеоном Бонапартом, но в 1840 г. снова возрожден в Австрии.

Что касается Ливонского ордена, он был упразднен в ходе Ливонской войны. Его последний магистр, Готхард Кеттлер, последовал примеру гроссмайстера тевтонцев: в 1561 г. он принял лютеранство и стал первым герцогом Курляндии.

Готхард Кеттлер, последний магистр Ливонского ордена, ставший первым герцогом Курляндии

Герцогиней Курляндской была племянница Петра I – Анна Иоанновна, которая в 1730 г. взошла на российский престол. А последним герцогом Курляндии стал Петр Бирон – сын ее фаворита, Эрнста Иоганна Бирона.

Петр Бирон, последний герцог Курляндии

28 марта 1795 г. он был вызван в Петербург, где подписал отречение от герцогства. Компенсацией стали ежегодная пенсия в 100 тысяч талеров (50 тысяч червонцев) и 500 000 червонцев в качестве платы за поместья в Курляндии. Остаток жизни он провел в Германии.

В 1701 г. великий курфюрст Бранденбурга и герцог Пруссии Фридрих Вильгельм провозгласил себя пока ещё «королем в Пруссии» – дело в том, западная часть Пруссии тогда еще принадлежала Польше. В 1722 г. Фридрих II в ходе I раздела Польши присоединил эти земли к своему государству и стал уже «королём Пруссии». В 1871 г. последний прусский король Вильгельм I Гогенцоллерн стал первым императором II Германского рейха.

Король Пруссии Вильгельм I Гогенцоллерн, ставший первым императором II Германского рейха

Руководители III Рейха в 1933 г. объявили себя «духовными наследниками» Тевтонского ордена. После поражения в развязанной ими II Мировой войне и эти «наследники» прекратили свое существование.

Но чисто формально Тевтонский орден и в наши дни существует на территории Австрии. Правда, осталось от него лишь громкое название: главой теперь является не великий магистр, а аббат-хохмайстер, и состоят в кастрированном победителями ордене не воинственные, всегда готовые к бою рыцари, а почти одни только женщины (сёстры), работающие в больницах и санаториях Австрии и Германии.

topwar.ru

Рыцари и рыцарство трёх веков. Часть 8. Рыцари Священной Римской империи

Кто хочет жизнь сберечь свою,
Святого не берет креста.
Готов я умереть в бою,
В бою за господа Христа.

Всем тем, чья совесть нечиста,
Кто прячется в своем краю,
Закрыты райские врата,
А нас встречает бог в раю.
(Фридрих фон Хаузен. Перевод В. Микушевича.)

Для нас Священная Римская империя – это всегда Германия. А если Германия, то это немцы. А раз немцы, то крестоносцы, а крестоносцы – это мы знаем еще из кинофильма «Александр Невский», только тем и занимались, что воевали с Новгородом и Псковом. На самом деле это очень упрощенная трактовка исторической ситуации. Прежде всего потому, что империя эта никогда не была единой ни по этническому, ни по социальным признакам. Вот вера, вера была единой для всех, и только она до времени и сплачивала это государственное объединение. А в XII–XIII вв. в него входили сразу четыре государства: королевство Германия, королевство Богемия и Моравия, королевство Бургундия, или Арль, и королевство Италия, включая и Папскую область. Создал ее в 962 году германский король Оттон I Великий, однако с самого начала это было децентрализованное государственное образование, и даже власть императора в нем была не наследственной, а выборной! Правда, к 1134 году в составе Священной Римской империи было три королевства: Германия, Италия и Бургундия. Лишь с 1135 года в нее вошло еще и королевство Чехия, юридический статус которого был, однако, урегулирован лишь в 1212 году).


Семь курфюрстов выбирают императором Генриха VII Люксембургского. Слева направо: архиепископы Кёльна, Майнца и Трира, герцоги Пфальца и Саксонии, маркграф Бранденбурга, король Богемии. (Рисунок на пергаменте 1341 года; сегодня в государственном главном федеральном государственном архиве в Кобленце, Германия).

Сама Германия возникла из королевства Людовика Немецкого, созданного Каролингскими договорами в Вердене (843) и Мерсене (870). Оно состояло из современной западной Германии, Нидерландов, восточной Бельгии, Люксембурга и значительной части северо-восточной Франции. На восточной границе к 1100 году в Империю вошли Марки или Марши Биллунгов, Нордмарк и Тюрингия в восточной Германии, и Марш Австрии. На юге Королевство Германия включало восточную Швейцарию, значительную часть современной Австрии и большую часть Словении.


Изображение императора Фридриха II из его книги «De arte venandi cum avibus» («Об искусстве охоты с птицами»), конец XIII века. (Библиотека Ватикана, Рим). Пожалуй, самый просвещенный и необычный монарх Европы своего времени. Отрицал божественность стигматов на ладонях, поскольку считал, что Христа не могли прибить к кресту таким образом, а должны были забить гвозди в запястья!

Эти границы долгие годы оставались в основном неизменными, за исключением присоединения Померании, Польской Силезии и, временно, некоторых балтийских регионов, которыми правили тевтонские рыцари в XIII веке. Однако уже с середины XII века значение власти Императора как короля Германии резко снизилось, а местный сепаратизм, напротив – укрепился. Это, в свою очередь, имело глубокие политические и военные последствия. Поэтому, нам, например, придется выделить Италию в отдельный регион и рассматривать то, что в ее землях имело отношение к рыцарству, отдельно от процессов в северных территориях.


Германские рыцари 1200 г. Рис. Грэхема Тюрнера.

Прежде всего, особенностью «германских вооруженных сил» эпохи Средневековья, вернее – изучаемого времени, стало наличие в них больших, но часто плохо обученных и недостаточно вооруженных контингентов пехоты, чего не было уже ни в Англии, ни во Франции. То есть крестьянство в ряде земель Германии еще долгое время играло определенную роль на полях сражений, причем многие такие воины-крестьяне были крепостными, но при этом служили в кавалерии. Поскольку власть императора-короля ослабела, свои военные обязательства феодальная элита исполняла не слишком охотно. Скажем так – даже менее охотно, чем феодальная элита Франции и Англии. Поэтому так же, как и в Англии, и во Франции, все это время шел процесс повышения роли наемников, а само наемничество стало играть важную роль в уже конце XII и начале ХIII веков. Много наемников Империи поставляли Брабант, Нидерланды, соседняя Фландрия и, конечно же, Генуя, поставлявшая контингенты арбалетчиков. Причем большая часть таких «военных людей» принадлежала к пехоте. Пехотинцы, вооруженные копьями, крючковыми пиками и другими видами колющего и рубящего древкового оружия пехоты, с большой эффективностью использовались даже в начале XIII века. Причем, появление у германских рыцарей пластинчатой брони у всадников, возможно, было частичным ответом на угрозу именно от такой пехоты, особенно от арбалетчиков.



Рыцари и пехотинцы Священной Римской империи 1216 -1226 гг. Рис. Грэхема Тюрнера.

То есть удивительно, но «сельские ополченцы» в Германии просуществовали много дольше, чем в той же соседней Франции, хотя сохранявшуюся роль пехоты следует связывать прежде всего с ростом немецких городов, ставших главными источниками людей и денег в Империи. Городские ополченцы вскоре стали намного лучше вооружены, на что указывает возросшая эффективность тех же фламандских городских ополчений, успешно сражавшихся с французскими королевскими войсками в XIV веке (три победы и три поражения из шести крупных сражений между 1302 и 1382 годами). Кроме того, раннее использование артиллерии в Германии было напрямую связано с такими городами, как Мец, Аахен, Девентер, Зоест, Франкфурт-на-Майне и Кельн, а также городами соседней французской Фландрии. Все самые ранние ссылки указывают на применение огнестрельного оружия в Рейнской области и бассейне реки Маас. Единственное исключение – это Штирия на крайнем юго-востоке немецкого королевства. Хотя есть и еще более ранние, но очень смутные ссылки на получение огнестрельного оружия через границу Италии, хотя и она, конечно, все это время находилась в пределах Империи.


Миниатюра из манускрипта «Генеалогия королей Англии до Эдуарда I 1275-1300» (Бодлеанская библиотека, Оксфорд) На этой иллюстрации привлекает внимание разнообразие доспехов и оружия, участвующих в конной схватке, а также различных боевых приемов. Одинаковыми у всех являются лишь налатные сюрко, кресельные седла и попоны на лошадях, хотя последние имеются и не у всех.

То есть социальное развитие различных областей Германии напрямую отражалось на развитии в них военного дела. Так, например, поскольку ее западные регионы были сильно урбанизированы, в них важное значение приобрели городские ополчения и набранные магистратами отряды наемников. Районы, где развивалось земледелие, имели традиционную феодальную структуру «армии» — феодальная конница и сопровождавшая ее челядь, и небольшие контингенты крестьян, наиболее пригодных к воинской службе. В швейцарских горах, на фризских островах, в болотах Дитмаршен или среди восточных поселений на реке Везер также главную роль продолжало играть ополчение. Но здесь главной причиной являлась их социальная и экономическая изоляция. Появление конных арбалетчиков в некоторых частях южной Германии, возможно, было связано с влиянием Восточной Европы, Венгрии или Балкан, поскольку именно оттуда сюда приходили всадники, которые умели сражаться не только сугубо рыцарским оружием, но и стрелять из лука прямо с коня.


Впечатляющий воин начала XIV в. в «железной шляпе», щитках-наголенниках и с тесаком-фелченом (фальшионом) в руке. Миниатюра из манускрипта «Сокращенные божественные истории), 1300 -1310 гг., Амьен, Франция. (Музей и библиотека Пирпонта Моргана, Нью-Йорк)

Что касается Богемии и Моравии, то обе эти области в начале XI века находились под властью Польши, но затем вошли в состав Священной Римской империи. Оба эти региона никогда не играли главенствующей роли в судьбах империи, хотя регулярно поставляли контингенты воинов ее монархам.


Подобную защиту для головы 1300 – 1350 гг. носили очень многие воины Западной Европы. «Историческая Библия», 1300-1350 гг. (Национальная библиотека Франции, Париж)

Богемия находилась под сильным, почти подавляющим, немецким военным влиянием на протяжении всего Средневековья. Причем особенно это проявлялось в отношении ее кавалерийской элиты, использовавшей всаднические и конские доспехи, очень похожие на германские. Однако, в основном вооружение рыцарской конницы богемских феодалов всегда было более старомодным по сравнению с тем, что наблюдалось в соседних немецких провинциях вплоть до XIV века. Интересно, что лук в этих землях не был столь же популярен, как и арбалет, а огнестрельное оружие также попало в Чехию с некоторым опозданием. Во всяком случае оно не упомянуто ни в одном из сохранившихся до нашего времени документах вплоть до начала XV века, пусть даже сохранившиеся в чешских музеях артефакты и датируются XIV веком.


Очень показательная техника куширования копья. «Псалтирь королевы Марии», 1310-1320 гг. (Британская библиотека, Лондон)

Королевство Арль, которое также известно, как Королевство Бургундия, было создано в X веке из Бургундии и Прованса, которые, в свою очередь, стали итогом подписанного в 843 году Верденского договора. К концу XI века королевство, состоящее из того, что сейчас является западной Швейцарией, Францией к востоку от Роны и Сонs, а также нескольких районов к западу от этих рек, вошло в состав Империи. В течение XIII и первой половины XIV веков большая часть южной части королевства была постепенно поглощена Францией. И у Бургундии, похоже, не было каких-то отличительных военных особенностей, за исключением сохранения массы крестьянской пехоты в швейцарских горах. Что касается феодального нобилитета, то он находился под сильным французским, немецким и итальянским влиянием.


«Убиение Фомы Аквинского». Миниатюра из «Псалтири Латтрелла», 1320-1340 гг. (Британская библиотека, Лондон)

Как и в других западных частях Империи, а также и в Италии, феодальные войска здесь должны были получать плату, если их посылали за пределы их собственных владений. Как и везде, здесь все больше и больше полагались на наемников, и тех же арбалетчиков, например, набирали в Италии, а пехотинцев – в Испании. Конные арбалетчики, появившиеся в XIII веке, предположительно были оплачиваемыми профессионалами. В то же время наличие арбалетов не были зафиксировано среди швейцарцев вплоть до начала XIII века. Но потом это оружие стало очень популярным среди жителей практически всех швейцарских кантонов.


«Рыцари Священной римской империи в походе». Иллюстрация из «Ли Фет де Ромен» («Послание к Римлянам»), Италия, Неаполь. 1324-133 гг. (Национальная библиотека Франции, Париж)

Горное крестьянство современной Швейцарии, живущее в немецком герцогстве Швабия и на севере бургундского королевства, позднее дало одних из самых эффективных и знаменитых арбалетчиков эпохи позднего Средневековья. Многие швейцарцы служили наемниками в северной Италии уже в XIII веке, где они познакомились с самой передовой по тому времени тактикой пехоты. А потом они удивили всю Европу сначала успешной защитой своей горной родины от рыцарской кавалерии, а затем превратившись в самую эффективную наемную пехоту XIV века. Причем интересно, что в начале XIV столетия они полагались прежде всего на алебарды, и лишь в середине или конце XIV века дополнили из длинными копьями.

Использованная литература:
1.Nicolle, D. Arms and Armour of the Crusading Era, 1050 – 1350. UK. L.: Greenhill Books. Vol.1.
2.Oakeshott, E. The Archaeology of Weapons. Arms and Armour from Prehistory to the Age of Chivalry. L.: The Boydell Press, 1999.
3.Edge, D., Paddock, J. M. Arms and armour of the medieval knight. An illustrated history of Weaponry in middle ages. Avenel, New Jersey, 1996.
4.Benjamin, A. German Knighthood 1050-1300. (Oxford University Press Academic Monograph Reprints), 1999.
5.Gravet, C. German Medieval Armies 1000-1300. London: Osprey (Men-at-Arms №310),1997.
6.Verbruggen, J. F. The Art of Warfare in Western Europe during the Middle Ages from the Eight Century to 1340. Amsterdam – N. Y. Oxford, 1977.

Продолжение следует…

topwar.ru

немецкие рыцари не тяжелее наших, да и не тонули в Чудском озере — История России

Краткое описание мифа

Мало найдётся представлений о нашем прошлом, которые так прочно сидели бы в народном сознании. Даже если кто забыл всё, что учил в школе про Древнюю Русь, и тот с ходу вспомнит: у немецких рыцарей, бившихся с Александром Невским в Ледовом побоище на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года, доспехи были тяжелее, чем у русских. Поэтому лёд под ними в конце концов не выдержал – и немцы стали тонуть, и потонули.

Первоисточник таких представлений – гениальный фильм Сергея Михайловича Эйзенштейна «Александр Невский» (1938 г.). Это там Александр Невский прямо говорит: «Немец тяжелее нас, под ним и проломится». Что дальше и показывается весьма наглядно и с большой художественной выразительностью. Фильм был настолько впечатляющ, что даже в популярных брошюрах в последующие годы Ледовое побоище описывалось не по историческим источникам, а «по Эйзенштейну». Вот постепенно миф в сознании и закрепился.

На самом деле

А между тем это именно миф. И самое интересное, что первая часть его – о том, что немцы были вооружены тяжелее, чем русские, – не только порождена кинофильмом «Александр Невский», но им же и опровергается!

Внешний облик орденских братьев–рыцарей Тевтонского ордена – и русских дружинников первой половины XIII в. в фильме воспроизведен с очень большой точностью, и неспроста: картину консультировали лучшие советские историки того времени: знаменитый археолог Артемий Владимирович Арциховский, Юрий Владимирович Готье, Михаил Николаевич Тихомиров, специалист по европейскому средневековью Николай Павлович Грацианский.

И хорошо видно, что из защитного вооружения у орденских братьев – почти исключительно кольчуги (правда, закрывающие всё тело, с кольчужными чулками и перчатками). А у русских аналогов западноевропейского рыцарства – князей и дружинников – поверх кольчуги надет ещё и пластинчатый доспех – «брони дощатые». Это стальные пластины, которые либо соединены между собой ремешками, либо приклёпаны одной из четырёх сторон к кожаной основе; и в том, и в другом случае получался своего рода бронежилет с разрезом сзади, стягиваемым ремнями.

Шлемы у немцев, конечно, закрывают всю голову целиком, но и у русских дружинников они закрывали всю верхнюю половину лица. Потому что либо сидели на голове очень глубоко, так что для глаз приходилось делать полукруглые вырезы, либо снабжались откидной «личиной» – полумаской (именно в таком шлеме сражается в фильме Александр Невский Николая Черкасова). С учётом вытянутой вверх, сфероконической или куполообразной формы русские шлемы вряд ли весили меньше немецких.

В киноверсии Александр Невский (справа) снаряжён вряд ли «легче» своего противника.

Всё вышесказанное подтверждается как рисунками средневековых хроник, так и археологическими данными.

Да, европейские рыцари XIII века тоже носили поверх кольчуги пластинчатый «бронежилет». Он мог быть если не у орденских братьев, то у их союзников в той битве – вассалов дерптского епископа и датского короля. Но даже и в этом случае немецкие и датские рыцари весили не больше, чем русские дружинники.

Рыцарские кони были защищены конским доспехом (из простёганной ткани на вате, амортизирующей удары). Но, судя по сообщению Галицко-Волынской летописи о том, что кони дружинников Даниила Галицкого в конце 1240-х годов были «в личинах и коярех кожаных», конский доспех имелся тогда и у русского рыцарства. (его конструкция была, по-видимому, заимствована у монголов). И вес немецких и датских коней был поэтому тоже вряд ли больше, чем у русских.

***

Впрочем, всё это представляет лишь академический интерес. Дело в том, что ни один из источников, повествующих о Ледовом побоище, ни словом не упоминает о том, чтобы хоть кто-то провалился под лёд и утонул! Ни русские источники – Новгородская I летопись старшего извода и «Житие Александра Невского» (созданные в том же XIII веке), – ни немецкие – «Старшая Ливонская рифмованная хроника» (тоже XIII столетия) или более поздние, созданные в XV – XVI веках. В «Рифмованной хронике» указано лишь, что орденские братья были разбиты и потеряли 20 убитыми и 6 пленными и что часть рыцарей дерптского епископа бежала с поля боя. Да, внимание составителей этой хроники было сосредоточено почти исключительно на Ордене и его братьях.

Может, тонули люди епископа, короля и/или союзные немцам эсты («чудь»)? Но и русская Новгородская I летопись тоже ничего не пишет об утонувших. Там сказано лишь, что немцы в результате сражения «падоша», а «чудь» обратилась в бегство и была преследуема на протяжении семи вёрст, до западного берега озера, что немцев погибло 400, «чуди» – «без числа», а 50 немцев попали в плен. А «Житие Александра Невского» вообще фиксирует лишь яростный накал сражения и факт разгрома и долгого преследования врага…

Подробно и увлекательно об этих и других фактах Ледового побоища рассказывает санкт-петербургский историк Клим Жуков в беседе с Дмитрием Пучковым.

Ледовое побоище 1242 года. Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI век.

***

Но такова великая сила искусства – миф, так красочно показанный в великом кино, продолжает жить.

Нет ли в том какой злонамеренной фальсификации истории? Да нет, пожалуй.

Во-первых, битва действительно была, и была именно в тех исторических обстоятельствах, о которых языком художественных образов рассказывает фильм. И воинство Александра Невского действительно побило там неприятеля.

Во-вторых, то, что наши обиходные представления о Ледовом побоище строятся больше на фильме, чем на исторически достоверных сведениях (хотя их ведь тоже никто не отрицает и не скрывает), – вовсе непредосудительно. Ведь гениальное творение С. Эйзенштейна – тоже факт истории. И, значит, мы знаем об этом подвиге наших предков в два раза больше.

 

Литература

Володихин Д.М. Рюриковичи. М., 2015.

Кирпичников А.Н. Ледовое побоище. Тактические особенности, построение и численность войск // Цейхгауз. 1997. № 1 (6).

Хрусталёв Д.Г. Северные крестоносцы. Русь в борьбе за сферы влияния в Восточной Прибалтике XII – XIII вв. Т. 1. СПб., 2009.

 

Читайте также:

Андрей Сорокин. Памятка для Европы: чем полезны русские солдаты на постаментах

Виктор Мараховский, Иван Зацарин. Европейская идея. К 92-летию прихода к власти фашистов

Виктор Мараховский. Легко ли быть Русской землёй. Ретро-рецензия на х/ф «Александр Невский»

Иван Зацарин. Актуальное Ледовое побоище. Зачем помнить победы

История заблуждений. Ледовое побоище стало крупнейшей битвой раннего Средневековья, положившей предел агрессии крестоносцев

Валентин Жаронкин. Нет в русской истории «трудных вопросов». Часть 3: выбор Александра Невского

***

Александр Шишков. «Европейский выбор Власова»: о навязчивой пропаганде идеологии предательства

Виктор Мараховский. Когда держава вернулась. Ретро-рецензия на х/ф «Белое солнце пустыни»

Иван Зацарин. Проект мирового господства, который не взлетел. К 67-летию НАТО

Андрей Смирнов. Древнерусская народность: что об этом пишут в учебниках

Иван Зацарин. Китай ищет в России не любви, а выгоды. К 37-летию разрыва договора о дружбе

Иван Зацарин. Инструкция по собиранию русских земель. К юбилею Сообщества России и Белоруссии

Иван Зацарин. Свободу художнику Гитлеру. Как «шоу-процесс» сделал фюрера из клоуна

Андрей Сорокин. Культурное достояние. На день рождения «тридцатьчетвёрки»

Андрей Сорокин. Урок истории от Михалкова: Россия нужна нам целиком, а не осколками

histrf.ru

Рыцари и рыцарство трёх веков. Часть 9. Германские эффигии » Военное обозрение

Хвала и мужу и жене,
Когда они живут в любви.
Их душу с телом наравне
На каждый час, господь, благослови!

И в полном счастье пусть их жизнь пройдет.
Сомненья нет, блажен и тот,
Кто добродетель чтит в себе,
Как в той, кого избрал одну,
И кто на радость взял жену,
Подругу в жизни и судьбе.
(Вальтер фон дер Фогельвейде, перевод Вильгельма Левика.)

В советском историческом кинофильме «Черная стрела» (1985 г.) по роману Р. Стивенсона есть трогательная сцена, которой, кстати, нет в самом романе: менестрель исполняет песню для жениха и невесты, лорда Грея и Джоанны Седли: «Хвала и мужу и жене…» Хотя кроме музыки и стихов в кадре практически ничего не происходит, впечатление эта сцена производит очень сильное. Написана она на стихи немецкого миннезингера XIII века Вальтера фон дер Фогельвейде «Желаний и томлений дни…» и очень характерна для рыцарской поэзии тех лет. Показательно, что очень многие рыцарские эффигии парные. На них изображены оба супруга. То есть слова «быть вместе в жизни и смерти, в болезни и во здравии…», которые католический священник произносил во время таинства бракосочетания, для многих были совсем не пустыми и в своих завещаниях они указывали создать эффигию не только самому себе, но и своей супруге. Или наоборот, супруга после кончины рыцаря-мужа хотела быть увековеченной в скульптуре, лежащей рядом с ним.

Благодаря этому мы многое знаем не только о мужских, но и женских нарядах того времени, хотя нас в данном случае и интересуют именно первые. Причем не английские, не французские и не испанские эффигии, с которые мы знакомились довольно часто, а с эффигиями германскими. И не просто германскими (отчасти мы их тоже рассматривали в некоторых «рыцарских статьях» на «ВО»), а эффигиях периода 1050 – 1350 гг.

В предшествующем материале уже отмечалась некоторая «отсталость» германского рыцарства от английского и французского. Но вот эффигии, причем сразу парные, в Германии появились даже раньше, чем в Англии и Франции. А затем они распространились очень широко и стали обязательным атрибутом погребения любого представителя знати. Поэтому и сохранилось их немало. Важно и то, что в отличие от Франции в Германии их никто особо не уничтожал, хотя многие эффигии серьезно пострадали и были уничтожены в годы Второй мировой войны. Многие эффигии в Германии украшали соборы, в частности, такими были эффигии Эккехарда (Экхарда) II — маркграфа Мейсена и графа Хутици с 1032 года, и маркграфа Саксонской Восточной марки с 1034 года, в 1038 году ставшего единоличным правителем Мейсена, и его жены Уты Балленштедтской. Их изваяния находятся в Наумбургском соборе в центре немецкого городка Наумбург (земля Саксония-Анхальт) и, как считают искусствоведы и историки, являются едва ли не самым запоминающимся образцом искусства раннего Средневековья.


Ута и Эккерхард (крупно).
Ута и Эккерхард. Скульптуры в Наумбургском соборе. Обратите внимание на очень типичный меч, на который опирается Эккерхард, и совсем небольшой треугольный щит, совсем не характерный для этого времени. Дело в том, что он умер 14 января 1046 года, а его супруга – 23 октября… этого же года!

К числу ранних эффигий относится и знаменитая скульптура Св. Мориса в соборе Святой Екатерины и Святого Мориса в Магдебурге. Причем самое интересное, что чернокожим и с негроидными чертами лица этот святой изображается… только в Германии! История же его такова: в 287 г. н.э. император Максимиан (ок. 250 — ок. 310 г. н.э.) приказал фиванскому легиону римских солдат-христиан в Египте во главе с Морисом отправиться в Агаунум, ныне современный Сен-Морис-ан-Вале в Швейцарии. То, что император приказал сделать там легиону Мориса, оспаривается: они должны были либо участвовать в языческих обрядах, либо преследовать и убивать местных христиан.

Будучи верным христианином, Морис отказался подчиняться приказам императора. В ответ легион был наказан децимацией, причем одни легионеры должны были убивать других. Сделать это отказались все и тогда по приказу императора казнили весь легион. Самые ранние письменные отчеты об этом инциденте появились почти 150 лет спустя, когда Церковь объявила Мориса святым за неповиновение императорским приказам. Позже Морис стал покровителем Священной Римской империи, и в Ватикане был установлен алтарь, посвященный его памяти.


До середины XIII века Св. Мориса изображали белокожим воином, одетым в доспехи соответствующей эпохи. Но после реконструкции Магдебургского собора в 1240–1250 годах, когда он был поврежден огнем, он вдруг превратился в африканца. Почему неизвестный художник намеренно изменил расовую принадлежность Мориса, неизвестно. Возможно, что, поскольку он и его люди были из Фив в Верхнем Египте возле Нубии, их посчитали «эфиопами», которые, как считали в средневековом европейском мире, жили на африканском континенте, а все «эфиопы» это… негры! Безотносительно причины, данное изменение стало первым художественным изображением черного африканца в средневековой Европе. Интересно, что «негром» он является только в Германии. В церквях Швейцарии, Франции и Италии его изображают белым.


Интересно, что Св. Морис показан в многослойных кольчужных доспехах, причем кольчужный наголовник носит отдельно от хауберга и он у него снабжен нагрудником. Поверх кольчуги на нем надето не сюрко, а нечто вроде накидки с подбоем из металлических пластин на наличие которых указывают головки заклепок. Кольчужные рукавицы приплетены к рукавам.
Эффигия Генриха Младшего, ум. 1298 г. Собор Магдебурга, Германия. Обратите внимание, что у него типичный гербовый щит, но на его эллетах прямоугольной формы нет гербовых изображений, что совершенно не соответствует их предназначению!
Плоскостное надгробное изображение на плите. Перед нами Графен фон Лейхтенберг, ум. 1300 г. Собор Бадена, Германия. Как видите, этого рыцаря вполне устраивали чисто кольчужные доспехи, поверх которых он носил сюрко с многочисленными вшитыми клиньями по подолу.
Бертольд V фон Заринген, ум. 1218 г. Эффигия изготовлена в 1354 г. (Городской музей Фрайбург-в-Брайсгау, Германия) Очень характерное для германских рыцарей того времени вооружение: отстегивающийся наносник-бреташ, цепи, идущие к мечу, кинжалу и шлему, плиссированная «юбка» и выпуклые наколенники поверх кольчужных шоссов.
Генрих Байер фон Боппард, ум. 1355 г. (Музей Боде художественный музей в составе ансамбля Музейного острова в Берлине). На усопшем полностью кольчужные доспехи, причем с широкими рукавами и сюрко, тоже с широкими рукавами. Очень хорошо видна мечевая перевязь и кинжал базилард.
Йоханн II фон Казенелнбоден, ум. 1357 г. Аббатство Эбермах, Германия. Явно богатый был рыцарь и следил за модой. На нем шлем-бацинет с забралом на верхней петле (ранний вариант крепления забрала на рыцарских шлемах), а дня копейного удара полностью закрытый «большой шлем» с большим крылом – «гребнем», на котором также был изображен и его герб. Торс изящно облегает кольчуга и поверх нее короткий джупон, на котором всего две функциональные цепи – одна к рукоятке кинжала и одна – с «пуговицей» служит для крепления «большого шлема» у него за спиной. Наколенники и наголенники уже цельнометаллические, но сабатоны все еще кольчужные. Богатый пояс и отделка джупона и доспехов говорят о том, что он не чуждался украшательства.
А вот наконец и одна из парных эффигий: Гударда д’Эстабля с супругой, 1340 г. Аббатство де Марсили, Йонна, Бургундия, Франция. Как видите, его доспехи очень похожи на немецкие образцы, вернее – немецкие образцы похожи на его доспехи. Уже появились цельнокованные наголенники, а вот сабатоны — еще кольчужные.
Скульптура «Спящий воин» ок. 1340-1345 гг. «Воины у Гроба Господня», Музей Нотр-Дам, Страсбург, Франция. На нем шлем бацинет с отстегивающейся бармицей, «большой шлем», временно заброшенный за спину. Торс по-прежнему защищает кольчуга, однако уже появились металлические выпуклые наплечники и наколенники. Перчатки –латные, с наклепанными на кожу пластинками. Щит – круглый. Видимо для действий в качестве пехотинца.
Еще один «спящий» и, видимо, рангом пониже первого, либо беднее. Выше колен только стеганые панталоны, шлем – «железная шляпа» («шапель-де-фер») с крестообразным усилением купола, кольчуга с короткими и широкими рукавами. В качестве оружия массивный фелчен (фальшион). Интересно, что на левой руке, под щитом наруч у него трубчатый, а вот на правой – явно из полос толстой подошвенной кожи. Почему-то на два одинаковых средств у него не хватило…

Вот такие они, эффигии Священной Римской империи, и, вы видите, как о многом сегодня они нам рассказали…


П.С. А вот эта фотография появилась здесь не случайно. Просто целый ряд завсегдатаев ВО в своих комментариях предлагали помещать вместе со статьями еще и фото авторов тех или иных материалов… «за работой». Ну что ж – вот первая такая фотография. Увидите вот такого человека в одном из соборов Европы в этом году, не сомневайтесь – это автор «рыцарских статей» занят поисками эффигий!

Продолжение следует…

topwar.ru

Рыцари XI и XII веков. Подборка современных изображений

1. Вальтер фон Герольдсек, епископ Страсбурга, 1262 год На этом рисунке епископ изображен в том виде, какой он, вероятно, имел, когда вел свое войско в бой. Поверх шлема вместо украшения надета митра, сзади которой видна накидка, хотя в то время чаще можно было увидеть шарф, повязанный вокруг шлема. Его сюрко имеет подкладку из трех рядов вертикальных пластин. На лицевой стороне видны головки заклепок, которыми пластины прикреплены к ткани сюрко. В руках у епископа одна из ранних разновидностей булавы с ребрами. Она изготовлена таким образом, что вся сила удара приходилась на малую площадь ребра. Несмотря на предсказание, что поднявший меч, от меча и погибнет», епископ вооружен мечом. Воины-прелаты, вооруженные мечами и копьями (реже булавами), часто изображались на рисунках летописей, а также в «Песне Роланда» архиепископа Турпина. На лошади мы видим кольчужную попону, накинутую поверх мягкой подкладки. Поводьями служит железная цепочка, которую труднее разорвать во время боя, чем кожаные поводья.

2. Германский пехотинец-горожанин второй половины XIII века Этот воин носит акетон на мягкой подкладке со стоячим воротником и длинными рукавами, доходящими до запястья, в районе которого они сужаются, образуя плотно прилегающие к руке манжеты. На голове у пехотинца простой формы шлем, под которым надета шапочка на мягкой подкладке. Топор с большим лезвием держали обеими руками, нанося удар во время боя. Другие воины из горожан имели на вооружении копья, мечи и щиты.

3. Конный арбалетчик второй половины XIII века У этого воина, как и у многих других, мы видим кольчугу, надетую под сюрко. Однако, на ногах у него нет никаких доспехов. Для удобства зарядки арбалета, рукава кольчуги доходят лишь до запястья. Во время перезарядки своего оружия арбалетчик слезал с коня.

4. Пехотинец из Нидерландов, вторая половина XIII века Один из многочисленных солдат-пехотинцев, служащих в качестве наемника или феодального воина. На пехотинце мы видим чешуйчатые доспехи. Такие доспехи в виде длинной рубашки с короткими рукавами без капюшона, состоящей из роговых, железных и медных чешуек, время от времени можно было видеть у воинов второй половины XIII века.

fishki.net

Немецкие рыцари: 1000-1300 — Часть II

КОМАНДА ИРКУТСКОГО КЛУБА РОЛЕВЫХ ИГР

Немецкие рыцари: 1000-1300

Часть II

Современные изображения воинов

Германский рыцарь XI века

На рыцаре кольчуга старого образца с разрезами по бокам. Такие кольчуги носили в Германии более двух веков подряд. Кавалеристы носили кольчуги с разрезами спереди и сзади, а этот рыцарь – пехотинец. На голове у рыцаря шлем старого образца (так называемый, «шпенгельхельм»), у которого пластины приклепаны к рамке из железных полос. Назальная пластина у шлема отсутствует. Низ кольчужной шапочки не защищает шею спереди. Щит скопирован с рисунков того времени. Считается, что именно такие щиты были у германских рыцарей XI века, хотя археологам не удалось найти ни одного сохранившегося экземпляра.

Богемский пехотинец XI века

Пехотинцы многих европейских стран отличались от рыцарей и наемников тем, что не носили почти никаких доспехов. Однако, у этого пехотинца мы видим шлем с назальной пластиной, защищающей от рубящего удара меча. Он отлит из единого куска металла. Заклепки по краю щлема предназначены для прикрепления кожаного или холщевого ободка на мягкой подкладке. Щит-«коршун», который мы видим у воина, вошел в употребление в XI веке, как у пехотинцев, так и у кавалеристов.

Польский тяжелый кавалерист XI века

Поляки много раз сталкивались с германцами, так как находились под постоянной угрозой агрессивной политики императоров. На этом воине мы видим железные чешуйчатые доспехи. В руках у него щит, покрытый кусками кожи. Его позолоченный шлем спереди украшен декоративными пластинками. К седлу привязан короткий топор.

Германский рыцарь первой половины XII века

Шлем рыцаря имеет заостренную и загнутую вперед верхушку типичную для того времени. Рукава кольчуги доходят до запястья. Однако, в отличие от большинства своих современников, у этого воина нет ножных доспехов. Пояс для ношения меча закрепляли на талии следующим образом: его раздвоенный конец просовывали в прорези на противоположном конце и завязывали на узел. Это способ ношения пояса был распространен в Германии повсеместно как в XII, так и в XIII веке.

Пехотинец из Лотарингии, первая половина XII века

На воине надета короткая кольчуга с рукавами, доходящими лишь до локтя. В руках у воина круглый щит, на котором перекрещивающиеся ремни заменили металлическую планку для захвата, характерную для предыдущих образцов. Несмотря на повсеместное распространение щита-«коршуна», у пехотинцев тоже часто можно было видеть круглый щит.

Пехотинец из Вероны, 1139 год

Этот городской пехотинец одет в кольчугу. Его облачение имеет некоторые черты итальянского стиля: верхушка шлема наклонена вперед, нижняя часть шлема вытянута для лучшей защиты затылка. Щит воина достаточно длинный, нижний конец имеет прямоугольную форму. Это одна из разновидностей итальянского щита, которую помимо итальянцев использовали лишь некоторые воины-мусульмане. Облачение этого воина качеством не хуже рыцарского. Лишь кольчужные поножи, надетые только на левую ногу, говорят о том, что перед нами тяжелый пехотинец, который во время боя поворачивался к противнику именно левой стороной.

Германский рыцарь второй половины XII века

На ногах у рыцаря надеты кольчужные поножи, завязывающиеся сзади, хотя большинство воинов носило целиковые кольчужные «чулки». На голове надет высокий полусферический шлем, популярный в Германии XII века. По бокам шлема мы видим изображение простейшей геральдической эмблемы. Назальная пластина в виде перевернутой буквы «Т» , расширенная внизу для лучшей защиты рта, является первой ступенью на пути к изготовлению маски, полностью защищавшей лицо.

Миланский пехотинец 1170 года

На рисунке мы видим пехотинца из города Милана, воины которого доставили германцам столько неприятностей. На голове у воина шлем с удлиненной задней частью, предназначенной для защиты затылка. Щит укреплен железными полосами, его нижний конец скруглен. Утяжеленный конец широкой кривой сабли предназначен для нанесения мощных ударов. Доспехов у этого пехотинца нет.

Итальянский рыцарь конца XII века

На рисунке изображен рыцарь из Северной Италии, воевавший как за германцев, так и против них во время их походов за Южные Альпы. Его облачение немногим отличается от облачения германского рыцаря. Круглый шлем с несколько вытянутой задней частью по виду напоминает одну из поздних моделей саллета. Ребро посередине шлема вверху образует гребень. В руках у рыцаря одна из ранних разновидностей булавы с обухом из медного сплава.

Рыцарь-«министериал» Вольфрам фон Эшенбах

Рыцарь Вольфрам фон Эшенбах происходил из семьи баварских рыцарей-«министериалов». Расширенные висячие рукава и «V»-образный вырез его сюрко можно встретить на многих изображениях того времени. Германские мастера часто делали на детали вертикальные желобки, укреплявшие металлическую конструкцию. Делали они это сознательно или выдавливали выемки просто для украшения, нам неизвестно. Лицо рыцаря полностью закрывает маска, приклепанная к надлобному краю шлема. Наверху шлема мы видим украшение в виде флажка с родовым гербом Эшенбахов. Исследователи не смогли точно установить, что было изображено на этом гербе: топор или цветочный горшок. Тело лошади защищает стеганая попона. Точки в углах стеганых ромбов, вероятно, являются заклепками.

Германский рыцарь 1200 года

Изображение этого рыцаря скопировано с рисунка в рукописи «Энеида». Рукав кольчуги настолько длинный, что закрывает руку, образуя нечто вроде варежки. Ко внутренней части рукава, прилегающей к ладони, пришивали кусок ткани или кожи для облегчения захвата. На голове у рыцаря необычной формы кольчужный капюшон с прорезями для глаз, по-видимому, являющийся частью кольчуги, надеваемой под сюрко. В рукописи нет описания того, каким образом одевали подобное облачение. Возможно, кольчуга имела спереди удлиненный клапан, но он обычно закрывал лишь рот. Кажется, некоторые из таких клапанов привязывались шнурками у висков. Именно такой вариант показан на этом рисунке. В руках у воина широкий щит, распространенный среди германских рыцарей. На сюрко находится такое же изображение герба, как и на щите. Меч свисает с перевязи на запястье. Это достаточно редкий способ ношения меча. Чаще так носили булаву.

Лучник из Тюрингии, 1200 год

У лучника нет никаких доспехов, кроме шляпы в виде котелка. Его оружие по размерам близко к большому луку. Колчан для стрел в форме колпака напоминает колчаны конных лучников-мусульман, а также колчаны восточно-европейских воинов. Головки стрел полукруглой формы. Вероятно, на лучниках Тюрингии сказывалась близость славянских границ и оказывали влияние военные традиции славян.

Савойский рыцарь, 1225 год

Воин из королевства Арле, являвшегося частью империи Германии. В руках у воина одна из ранних моделей шлема с маской для лица. Этот шлем надевали поверх шапочки на мягкой подкладке и кольчужного капюшона и завязывали ремешками под подбородок. В наколенниках из твердой кожи делали дырочки по краям и пришивали к рейтузам. В руках у рыцаря типичный для германского воина щит, по форме близкий к треугольному.

Пехотинец из Арле, 1220 год

На этом воине надета длинная кольчуга. На голове у него отдельная кольчужная шапочка с прямоугольной нагрудной частью. Такая форма отлетного клапана кольчужной шапочки была типичной для германских воинов. Она свидетельствует о германском влиянии, имевшем место на территории, все больше подпадавшей под власть Франции. Ношение шапочки отдельно от кольчуги было нехарактерно для того времени. Шлем воина состоит, вероятно, из двух половинок, а декоративная полоска посередине закрывает место из соединения. Однако, это лишь предположение. Шлем также мог быть изготовлен из одного куска металла. В руках у воина щит-«коршун» старого образца.

Граф Людовик Луз, 1216 год

Рисунок скопирован с изображения на графской печати, где граф изображен в сюрко с жесткой плечевой вставкой. Чередующиеся красные и желтые полосы на сюрко и лошадиной попоне являются цветами родового герба. В данном случае попона закрывает лишь голову и переднюю часть туловища лошади. Такие «половинчатые» попоны встречались нечасто. На подлинной печати шлем изображен с украшением наверху. Но из-за порчи оригинала форма украшения не сохранилась.

Германский рыцарь 1250 года

Снаряжение этого рыцаря сходно со снаряжением рыцарей современной ему Франции и Англии. На ногах у него нет твердых доспехов. Рыцарский шлем стал более глубоким. Вверху под кольчужной шапочкой на подкладке проложен круговой валик, который придает шапочке вид прямоугольника, если смотреть спереди. Головка эфеса, имеющая форму полумесяца, редко встречалась за пределами Германии. На щите у рыцаря и на попоне его лошади изображен родовой герб Малинкродтов из Вестфалии.

Конный лучник-сарацин с Сицилии, 1240 год

Фридрих II особенно любил сарацин, которых в его армии было множество. Воин в платье сарацина из андалузской части Испании держит в руках усиленный лук с загнутыми назад концами, состоящий из дерева, рога и сухожилий. Сухожилия на внешней стороне лука усиливают натяжение. Рог на внутренней стороне способствует сжатию (то есть возвращению лука в исходное состояние после выстрела). Этот воин не использует футляр для лука, а вот стрелы у него спрятаны в колчан, подвешенный к правому плечу. Лучник также вооружен прямым мечом, типичным для арабских воинов.

Телохранители из тунисских берберов, 1240 год

Фридрих II, как и его предшественник Роджер I, брал на службу телохранителей из Туниса. Этот воин, представляющий собой разительный контраст германскому рыцарю по внешнему виду, является настоящим арабским воином. На голове у него поверх шлема конической формы надет тюрбан, туловище защищает верхнее платье, характерное для воинов-арабов. Круглый щит покрыт шкурой леопарда. Доспехи, защищающие туловище, представляют собой ряд небольших пластинок, связанных друг с другом. Такие доспехи были распространены среди воинов-мусульман и весьма редки в католической Европе.

Сицилийский арбалетчик первой половины XIII века

Рисунок основан на изображении из рукописи Питера Эболи. Этот воин мог быть сицилийцем, византийцем, арабом, норманном или германцем. На голове у него устаревшей модели шлем с назальной пластиной. Для зарядки арбалета воин использует крючок, висящий у него на поясе. Лук сделан из рога, дерева, сухожилий и покрыт пергаментом. Единственным оружием этого воина является длинный нож.

Вальтер фон Герольдсек, епископ Страсбурга, 1262 год

На этом рисунке епископ изображен в том виде, какой он, вероятно, имел, когда вел свое войско в бой. Поверх шлема вместо украшения надета митра, сзади которой видна накидка, хотя в то время чаще можно было увидеть шарф, повязанный вокруг шлема. Его сюрко имеет подкладку из трех рядов вертикальных пластин. На лицевой стороне видны головки заклепок, которыми пластины прикреплены к ткани сюрко. В руках у епископа одна из ранних разновидностей булавы с ребрами. Она изготовлена таким образом, что вся сила удара приходилась на малую площадь ребра. Несмотря на предсказание, что поднявший меч, от меча и погибнет», епископ вооружен мечом. Воины-прелаты, вооруженные мечами и копьями (реже булавами), часто изображались на рисунках летописей, а также в «Песне Роланда» архиепископа Турпина. На лошади мы видим кольчужную попону, накинутую поверх мягкой подкладки. Поводьями служит железная цепочка, которую труднее разорвать во время боя, чем кожаные поводья.

Германский пехотинец-горожанин второй половины XIII века

Этот воин носит акетон на мягкой подкладке со стоячим воротником и длинными рукавами, доходящими до запястья, в районе которого они сужаются, образуя плотно прилегающие к руке манжеты. На голове у пехотинца простой формы шлем, под которым надета шапочка на мягкой подкладке. Топор с большим лезвием держали обеими руками, нанося удар во время боя. Другие воины из горожан имели на вооружении копья, мечи и щиты.

Конный арбалетчик второй половины XIII века

У этого воина, как и у многих других, мы видим кольчугу, надетую под сюрко. Однако, на ногах у него нет никаких доспехов. Для удобства зарядки арбалета, рукава кольчуги доходят лишь до запястья. Во время перезарядки своего оружия арбалетчик слезал с коня.

Пехотинец из Нидерландов, вторая половина XIII века

Один из многочисленных солдат-пехотинцев, служащих в качестве наемника или феодального воина. На пехотинце мы видим чешуйчатые доспехи. Такие доспехи в виде длинной рубашки с короткими рукавами без капюшона, состоящей из роговых, железных и медных чешуек, время от времени можно было видеть у воинов второй половины XIII века.

Германский рыцарь, 1290 год

На щите рыцаря мы видим родовой герб фамилии Бредов из Бранденбургской Марки. Поверх кольчуги у рыцаря надеты пластинчатые доспехи, которые были особенно распространены в XIV веке. Спереди и на плечах подложены вертикальные пластины, заклепки от которых видны на лицевой стороне. Под кольчугой у рыцаря надет акетон на мягкой подкладке, который гасил удары. На этом рисунке акетон не виден. Голень защищают поножи одного из первых образцов, застегивающиеся на внутренней стороне ноги на пряжку. Помимо обычного меча, висящего на поясе, в руках у рыцаря мы видим меч-бастард, еще называемый боевым мечом или большим мечом. На многих иллюстрациях он изображен прикрепленным к поясу. Однако, есть письменные свидетельства, говорящие о том, что второй меч привязывали к седлу. Такие мечи были особенно популярны среди германских рыцарей.

Куманский наемник второй половины XIII века

Куманы – это народность, входившая в состав венгерского народа. На воине верхнее платье турецкого покроя, под которым он, должно быть, носит кольчугу и небольшие пластинчатые наплечники. К поясу подвешен лук вместе с футляром, колчан с вращающейся на петлях крышкой и небольшой щит. В руках у воина слегка изогнутая сабля, заточенная с одного конца. В течение XIV века многие куманы, как и другие венгры, постепенно переняли германский костюм.

Наемник из Брабанта, 1300 год

Нижние страны, включая Фландрию, которая формально являлась частью Франции, предоставляли многочисленные наемные войска. На этом рисунке изображен один из таких наемников. На воине мы видим кольчугу. В руках он держит копье с четырехгранным наконечником.

severbastion.narod.ru

Последовательность облачения рыцаря 13-го века

    Это будет интересно всем любителям средневековой истории.

    Последовательность облачения рыцаря 13-го века.




Шаг 1. Совершенно понятно, что кольчуга надевалась не на голое тело
и не на нижнее белье. Сначала нужно было защитить ноги при помощи
довольно толстых стеганных штанов:

Шаг 2. Затем уже надевались кольчужные «сапоги-чулки»,
которые подвязывались к поясу рыцаря.
Под коленями они стягивались специальными ремнями,
иначе получилась бы слишком большая нагрузка на поясницу:

Шаг 3. Прежде чем надеть кольчугу, рыцарь облачался в такой же как и штаны
стеганный кафтан:

Шаг 4. Надевается кольчуга.
Вот теперь рыцарь защищен почти полностью:

Шаг 5. Поверх кольчуги обязательный плащ геральдических цветов рыцаря с его родовым гербом,
иначе было бы непонятно, что это за рыцарь и на чьей стороне в бою он выступает.
Впрочем, плащи рыцарей католических орденов чаще всего не отличались друг от друга,
если говорить о членах одного ордена.

Тогда отличительным знаком служил шлем, имеющий соответствующие геральдические знаки.
Отличить рыцарей можно было и по форме шлема. В отличие от пеших кнехтов, шлемы которых
были единообразными, конные рыцари стремились к индивидуальности и их шлемы были весьма
разнообразными как по форме, так и по декору.
Шлем также надевался не на голую голову, а на некий чепчик с подвязками под подбородком.

Шаг 6. Экипировка коня.
Во время рыцарских турниров, как правило, конь также облачался в попону
геральдических цветов рыцаря-наездника. Но в реальных сражениях это было
не обязательным правилом.


    Зимой в таком облачении рыцарю, может быть, было и комфортно. Но в теплое (и особенно жаркое) время года, он должен был просто изнывать от жары, обливаясь потом. А учитывая отношение западноевропейского средневековья к гигиене, можно себе представить, как от этих благородных рыцарей воняло!

  Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.


sergeyurich.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *