Лучший подводник Дёница | Warspot.ru

Отто Кречмер вошёл в историю Второй мировой под прозвищем «Король тоннажа». За достижения его часто именуют лучшим подводником Дёница или подводным асом № 1. Но так ли это? Ведь некоторые из его коллег также совершили деяния, которые никто не смог превзойти. Не потеснят ли они Кречмера с пьедестала? Попробуем разобраться, кто же мог быть лучшим подводником Третьего Рейха.

Немецкие подводные асы

Французское слово «ас» стало активно использоваться в военной терминологии ещё в годы Первой мировой войны. Оно означало «специалист высшего класса» или «лучший из лучших». Изначально так называли военных лётчиков, в совершенстве владевших искусством пилотирования и воздушного боя и сбивших не менее пяти самолётов противника. Вскоре асы появились и у подводников. Уже в сентябре 1914 года немецкие подводные лодки заявили о себе как о грозном оружии, когда их торпеды отправили на дно четыре британских крейсера. После этого субмарины занялись истреблением торговых судов и добились внушительных успехов.

Густав Зисс — один из подводных асов кайзера, награжденных орденом Pour le Mérite.
titanicsociety.ru

Отличительной чертой подводного аса кайзеровского флота было награждение командира подлодки высшим военным орденом Пруссии «Pour le Mérite» («За заслуги»). В вооружённых силах Германии из-за цвета креста его прозвали «Синим Максом». Первым кавалером ордена среди подводников стал знаменитый Отто Веддиген. Всего же в Первую мировую этой награды были удостоены 29 командиров субмарин. Яркими фигурами среди них были Лотар фон Арно де ля Перьер и Отто Херзинг.

Версальский мирный договор лишил Германию подводных лодок на 16 лет. Но с приходом к власти Гитлера «Версаль» был денонсирован, и в немецком флоте снова появились субмарины. К началу Второй мировой войны в его составе находилось 57 лодок. Кригсмарине обстоятельно готовились к подводной войне: на 1 сентября 1939 года было заложено 80 новых подлодок.

В первые дни войны «серые волки» стали жертвами неотработанной системы награждений. За исключением ордена Железного Креста, все кайзеровские награды канули в небытие. Командование кригсмарине не знало, за что можно представлять к новой высшей награде Рейха — Рыцарскому кресту. Поэтому Отто Шухарт, потопивший 17 сентября 1939 года британский авианосец «Корейджес», получил сразу обе степени Железного креста.

Всё изменилось после знаменитого рейда Гюнтера Прина в святая святых британского флота — Скапа Флоу. Уничтожение U 47 линкора «Ройал Оук» открыло дорогу к награждению подводников Рыцарским крестом. Этот орден, вручённый Прину лично Гитлером, стал опознавательным знаком для новой плеяды подводных асов Германии. После этого события гросс-адмиралу Эриху Редеру и командующему подводными силами Карлу Дёницу оставалось только определить правила награждения.

Так как подводные лодки опять вели войну против торгового судоходства, их командиров нужно было стимулировать к потоплению как можно большего количества судов. Поэтому по новым правилам Рыцарский крест полагался за 100 000 брт, а за 200 000 — Дубовые листья к нему. Уничтожение вражеского линкора или авианосца автоматически делало командира субмарины кавалером Рыцарского креста.

За время Второй мировой эту награду получили 124 командира. Однако лишь 34 из них сумели преодолеть планку в 100 000 брт, ещё 50 потопили свыше 50 000 брт. Семь командиров стали кавалерами Рыцарского креста за потопление или повреждение крупных военных кораблей: Прин, Шухарт, Эстен, Гугенбергер, фон Тизенгаузен, Бигальк и Розенбаум.

Обратим внимание на особо выдающихся подводников Дёница.

Отто Кречмер

Кречмер начал войну командиром небольшой «двойки» U 23. Он обладал всеми качествами для достижения успеха: бесстрашный, расчётливый, хладнокровный и агрессивный подводник. Его нелюбовь к болтовне стала притчей во языцех на подплаве. Коллеги дали ему прозвище «Молчаливый Отто».

До марта 1940 года U 23 действовала на Северном море. За это время ей было засчитано потопление эсминца и 25 738 брт торгового тоннажа. Но в реальности «двойка» потопила меньше: пять судов на 10 736 брт — и нанесла непоправимые повреждения двум судам на 15 513 брт.

2 апреля 1940 года Кречмера назначили командиром достраивавшейся U 99 — лодки типа VIIB. 18 апреля она вошла в строй кригсмарине. С этого момента началось восхождение «молчаливого Отто» на подводный Олимп, так как Атлантика была куда перспективнее Северного моря.

Отто Кречмер в Берлине после церемонии награждения Дубовым Листьями к Рыцарскому Кресту за потопление 200 тысяч брт. Bundesarchiv, Bild 183-L16644 / CC-BY-SA 3.0.
de.wikipedia.org

В первом походе Кречмер заявил 35 461 брт, во втором — 56 168 брт потопленного тоннажа. Сложив успехи U 23 и U 99, Карл Дёниц счёл это поводом для награждения Рыцарским крестом, и 4 августа 1940 года Кречмер стал его шестым кавалером в подводном флоте с результатом в 117 367 брт.

Стоит отметить, что реальные успехи «Молчаливого Отто» на тот момент были другими: 15 судов на 63 664 брт. Кроме этого, один пароход на 2 136 брт был захвачен как приз, два судна на 15 513 брт получили тотальные повреждения и ещё три танкера на 25 545 брт были повреждены. Дёниц знал об этом, но закрыл глаза на реальность и всё равно представил своего любимца к награде.

После этого Кречмер вступил в гонку за 200 000 брт, призом в которой являлись Дубовые листья. Но в ней он уступил своему приятелю Гюнтеру Прину, который получил их первым. Свои 200 тысяч Отто набрал только в ноябре 1940 года, а в декабре добавил к ним еще 50 000. К началу 1941 года Кречмер уже считался самым результативным подводником с результатом в 252 100 брт.

Реальные же успехи были скромнее, хотя также смотрелись весьма внушительно. К этому моменту суммарный результат Кречмера на U 23 и U 99 составил 36 потопленных судов на 193 683 брт, включая три вспомогательных крейсера. Таким образом, «молчаливый Отто» возглавил «турнирную таблицу» подводных асов, опередив своих коллег-конкурентов.

Первый поход U 99 в 1941 году стал для неё и последним. Выйдя в море из Лориана 22 февраля, обратно она уже не вернулась. 17 марта лодка была сильно повреждена глубинными бомбами британского эсминца «Уокер» и затем затоплена по приказу Кречмера. Её экипаж вместе со своим командиром попал в плен.

Командующий подводными силами адмирал Дёниц вдохновляет речью подводников на подвиги.
wwii.space

Но прежде чем это случилось, Кречмер смог крупно навредить англичанам. Результат своего последнего похода он оценил в 86 000 брт потопленного тоннажа, о чём успел доложить Дёницу. Последний зачёл их в «копилку» Кречмера, и теперь на счету последнего значилось 338 100 брт. Уже в плену «молчаливый Оттто» узнал, что его наградили ещё и Мечами к уже имевшимся Дубовым листьям к Рыцарскому кресту.

Так родилась легенда о 300 000 брт Кречмера, которого объявили «Королём тоннажа». Но в последнем походе он потопил меньше. Его реальный результат составил семь судов на 61 711 брт. В итоге общие достижения подводного аса составили 255 394 брт. Правда, эти цифры могут быть занижены за счёт одного аргумента, который ставит под сомнение результат последнего похода. Но к этому мы обратимся чуть позже, рассмотрев других кандидатов на звание лучшего подводника Дёница.

Гюнтер Прин

Как бы ни было обидно Кречмеру, но именно Гюнтер Прин был подводным асом № 1. В то время, когда «молчаливый Отто» ещё бороздил на U 23 Северное море, Прин уже являлся героем Фатерлянда. Войдя в Скапа Флоу в ночь с 13 на 14 октября 1939 года одним из немецких командиров подлодок, он вышел оттуда мировой знаменитостью — «Быком Скапа Флоу». И хотя потопление линкора «Ройал Оук» не нанесло большого ущерба Королевскому флоту, оно стало звонкой пощёчиной Великобритании. «Владычица морей» была в шоке. Как писал Уинстон Черчилль, «этот эпизод, который можно с полным основанием рассматривать, как воинский подвиг командира немецкой подлодки, потряс общественное мнение».

Прин был очень честолюбив. Среди командиров «семёрок» он одним из первых получил Железный крест II класса. Затем последовал Рыцарский крест — за подвиг в Скапа Флоу. А годом спустя Прина первым наградили Дубовыми листьями к нему за потопление 200 000 брт. Правда, в реальности успехи были скромнее — 138 904 брт.

«Бык Скапа-Флоу» Гюнтер Прин — подводный ас № 1, заслуживший признание Черчилля.
pinterest.fr

Но к 6 декабря 1940 года «Молчаливый Отто» сравнялся по результативности с «Быком Скапа Флоу», а затем обошёл его. Причиной тому стала разница в успехах ноябрьского похода обоих асов. Если U 47 в нём больше повреждала, чем топила, то U 99 отправила на дно 34 291 брт (в заявке Кречмера 34 902 брт). Таким образом, Кречмер выиграл пари, предложенное Йоахимом Шепке ему и Прину: ужин тому, кто первым наберёт 250 000 брт. Теперь он стал самым результативным асом.

В своём последнем походе три приятеля продолжили соревнование. Шепке ничего не потопил и погиб. О результате Кречмера упоминалось выше. А что же Прин?

«Бык Скапа Флоу» действовал успешно. 26 февраля 1941 года он доложил о потоплении 22 000 брт. В тот день U 47 торпедировала четыре судна из ордера конвоя ОВ-290, но лишь три из них пошли на дно. Поэтому реальный результат составил 11 887 брт. Спустя двое суток Прин потопил ещё одно судно на 4 223 брт, а 7 марта, перед своей гибелью, он преподнёс подарок своему другу Отто — самую большую в мире норвежскую китобойную плавбазу «Терье Викен» на 20 638 брт.

U 47 успешно атаковала конвой ОВ-293 в 05:05. Плавбаза получила в правый борт два «угря». Приблизительно в 07:00 Кречмер заметил «Терье Викен» и произвёл по ней залп двумя торпедами. Лишь одна из них попала в цель, продырявив левый борт. Так как плавбаза не затонула, «молчаливый Отто» продолжил охоту на конвой, решив, что огромное судно можно добить позже. Но вернуться к нему помешал британский эсминец, который загнал U 99 под воду и атаковал глубинными бомбами. Когда лодка всплыла, то плавбазу не обнаружила.

Во многих справочниках победа над ней записана за Кречмером, хотя это весьма сомнительно. Несмотря на то, что он стрелял по ней последним, «Терье Викен» продержалась на плаву ещё двенадцать часов и лишь потом затонула. Таким образом, успех в потоплении данного судна принадлежит в равной степени как U 99, так и U 47. Но последней обычно приписывают лишь повреждение плавбазы, что выглядит несправедливо.

Результат последнего похода U 47 составил 16 310 брт. Таким образом, прежде чем пропасть без вести 7 марта 1941 года Прин довёл свой общий счёт до 162 769 брт. В послевоенном пересчёте он занял девятое место в списке подводных асов Третьего Рейха.

Гюнтер Хесслер и Эрвин Ростин

Другими претендентами на звание лучшего подводника Третьего рейха являются командиры лодок IX серии Гюнтер Хесслер и Эрвин Ростин. Оба подводника сумели достичь планки в 100 000 брт в двух походах, что является рекордом среди «серых волков» Дёница.

Гюнтер Хесслер перешёл на подводные лодки с миноносцев. Это был опытный офицер, уже командовавший кораблями. Курс подготовки подводника он завершил в ускоренном темпе, так как его избавили от обязательного прохождения службы вахтенным офицером на боевой субмарине. 8 октября 1940 года Хесслер принял у верфи новенькую «девятку» U 107, став её командиром.

Командир U 107 Гюнтер Хесслер — уникальный подводник. Мало кто знает, что он имел все шансы набрать 100 000 брт за один поход, если бы не излишний расход торпед на одну из целей.
thumbs.worthpoint.com

В своём первом походе Хесслер действовал уверенно и агрессивно, потопив в Атлантике четыре судна общим тоннажем 18 482 брт. Второй поход U 107 стал уникальным явлением в истории кригсмарине. Лодка была отправлена на юг, к африканскому порту Фритаун. Проведя 96 суток в море, она потопила 14 судов на 86 699 брт. Этот был лучший результат, показанный немецкой субмариной за один поход, и он остался непревзойдённым.

Так как сумма потопленного тоннажа в двух походах U 107 превысила 100 000 брт, Хесслеру полагался Рыцарский крест. Но Дёниц молчал. Командующий испытывал неудобство: представляемый к высшей награде был его зятем. Даже вмешательство высокого начальства не побудило Дёница к действию. В итоге наградные документы подписал сам гросс-адмирал Эрих Редер, а его штаб послал на U 107 персональное поздравление.

Третий поход U 107 cтал для Хесслера последним в его карьере подводника. Он снова получил задание действовать у африканского побережья, но прежний успех повторить не смог. После фритаунского побоища весны–лета 1941 года англичане ограничили движения одиночных судов, введя там систему конвоев.

Тем не менее Хесслеру удалось отличиться. 24 сентября того же года U 107 успешно атаковала конвой SL-87, потопив три судна на 13 641 брт. По возвращении лодки на базу Гюнтер Хесслер был переведён в штаб командующего подводными силами, где служил до конца войны.

Эрвин Ростин пришёл на подплав с тральщиков. В начале войны он командовал 7-й тральной флотилией, а затем поочерёдно был командиром тральщиков М 98 и М 21. В марте 1941 года, уже будучи капитан-лейтенантом, Ростин перешёл на подлодки и после окончания обучения стал командиром новенькой «девятки» U 158.

Командир U 158 Эрвин Ростин — один из самых малоизвестных немецких подводных асов.
pinterest.co.uk

Ростин в буквальном смысле как метеор ворвался в ряды подводной гвардии Дёница. В первом полугодии 1942 года он совершил два похода к побережью США, в ходе которых потопил 17 судов на 101 321 брт. В первом из них Ростин отправил на дно пять судов на 38 785 брт.

Второй поход начался 20 мая 1942 года. U 158 успешно действовала в Мексиканском заливе и Карибском море. Ростин устроил там настоящее побоище, потопив 12 судов общим тоннажем в 62 536 брт. Узнав об этом успехе, 29 июня Карл Дёниц прислал на U 158 сообщение с поздравлениями командиру по поводу его награждения Рыцарским крестом.

Звезда Эрвина Ростина закатилась столь же быстро, как и взошла. Уже на следующий день после поздравления командующего U 158 была атакована американским самолётом и потоплена к западу от Бермудских островов. Весь экипаж погиб.

Вольфганг Лют

Теперь обратим внимание на последнего кандидата — выдающегося подводника Вольфганга Люта. Его персона, хорошо известная любителям морской истории, не нуждается в представлении. Поэтому перейдём сразу к аргументам в его пользу.

Лют стал первым и единственным командиром лодки II серии, кто был награждён Рыцарским крестом за реальные, а не мнимые успехи. За время командования «двойками» U 9 и U 138 ему было зачтено 12 торговых судов на 87 236 брт. И хотя реальный результат был меньше — 13 судов (12 в результате торпедных атак и ещё одно после постановки мин) общим тоннажем 56 640 брт, — никто из командиров «двоек» не сумел приблизиться к таким цифрам.

Вольфганг Лют. По многим меркам он был уникальным подводником, который выделяется своими достижениями среди асов Дёница.
4.bp.blogspot.com

Вольфгангу Люту принадлежит абсолютный рекорд по выносливости среди командиров немецких подлодок. На протяжении четырёх лет он командовал боевыми субмаринами, совершив 15 боевых походов общей длительностью 640 суток. При этом Лют прошёл более 160 000 км или, другими словами, четыре раза обогнул экватор, так что его можно признать не только талантливым подводником, но и прекрасным мореходом. Дизельные подводные лодки того времени были очень далеки от комфортабельных условий. Пройти такое расстояние в той вонище, сырости и прочих «прелестях», которыми они славились, надо было уметь.

Отдельно стоит вопрос и о его результативности. В кригсмарине Вольфганг Лют получил прозвище «Великий охотник», что было вполне справедливо. В официальных немецких и послевоенных оценках успешности подлодок Германии первое место по потопленному тоннажу отдано Отто Кречмеру. Но вот именно торгового тоннажа больше на счету Люта.

Результат «молчаливого Отто» складывался из 40 судов на 208 954 брт и трёх вспомогательных крейсеров общим тоннажем 46 440 брт. Это дало в сумме 255 394 брт. Успехи Люта равнялись 46 потопленным судам на 225 204 брт. То есть «Великий Охотник» потопил «купцов» больше, чем Кречмер. Конечно, это не лишает Отто лидерства по общим результатам, но чётко указывает на то, что Лют был успешнее в войне с торговыми судами.

Кто есть кто

Проведённый анализ успехов и достижений вышеуказанных немецких асов позволяет сделать вывод, что Отто Кречмер — наиболее результативный подводник в кригсмарине. Но с учётом спорности его заслуги в потоплении плавбазы «Терье Викен», результат может быть снижен на 20 000 брт. Хотя даже с таким вычетом Кречмер обгоняет Люта в общем зачёте: 234 756 против 225 204 брт.

Тем не менее Вольфганг Лют показал лучший результат в количестве и тоннаже потопленных торговых судов, чем Кречмер. Значит, Лют может быть признан лучшим подводником кригсмарине с точки зрения войны с торговым тоннажем и разделить первое место вместе с Кречмером.

Одновременно с этим стоит отметить роль куда менее известных Хесслера и Ростина. Они получили свои Кресты честно, без каких-либо натяжек. Конечно, специфика действий лодок IX серии отличалась от «семёрок», но это не отменяет уникальности феномена «100 000 брт за два похода», который никто не смог повторить. Это позволяет Хесслеру и Ростину также претендовать на звание лучшего подводника.

Таким образом, места на пантеоне подводного «Олимпа» могут быть распределены так:

  • Отто Кречмер — лучший результат потопленного тоннажа в общем зачёте;
  • Вольфганг Лют — лучший результат в количестве и тоннаже торговых судов;
  • Гюнтер Хесслер и Эрвин Ростин — самое быстрое достижение планки в 100 000 брт.

Ну а Прин? Гюнтер Прин был и остаётся подводным асом № 1. Благодаря рейду в святую святых британского флота и успехам в тоннажной войне он сохранил за собой это звание в истории подплава кригсмарине.


Источники и литература:

  1. NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота).
  2. Blair, С. Hitler’s U-boat War. The Hunters, 1939–1942 / С. Blair. — Random House, 1996.
  3. Blair, С. Hitler’s U-boat War. The Hunted, 1942–1945 / С. Blair. — Random House, 1998.
  4. Busch, R. German U-boat Commanders of World War II / R. Busch, H.-J. Roll. — Annapolis: Naval Institute Press, 1999.
  5. Busch, R. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945 / R. Busch, H.-J. Roll. — Band 3. — Verlag E.S. Mittler& Sohn, Hamburg-Berlin-Bonn.
  6. Rohwer, J. Axis Submarine Successes of World War Two / J. Rohwer. — Annapolis, 1999.
  7. U-Boat War in the Atlantic 1939–1945: German Naval History by Hessler, Günther (editor). — HMSO, London, 1992.
  8. Wynn, K. U-Boat Operations of the Second World War / K. Wynn. — Vol. 1–2. — Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
  9. Черчилль, У. Вторая Мировая война / У. Черчилль. — В 6 т. Т. 1: Надвигающаяся буря. — М.: ТЕРРА ; «Книжная лавка – РТР», 1997.
  10. http://www.uboat.net
  11. http://www.uboatarchive.net
  12. http://historisches-marinearchiv.de

warspot.ru

Жизнь немецких подводников после войны

Приветствую, ув. коллеги!
На этот раз предлагаю вашему вниманию такую любопытную тему, как жизнь и карьера немецких подводников после войны. Мною замечено, что этот вопрос пользуется интересом и периодически обсуждается на различных исторических ресурсах в сети. Определенным мотивом для написания этой заметки стала заметка ув. catherine_catty
 «Легионер Мюрати или о вреде образования» о службе немецких подводников в Иностранном Легионе после войны.  Рассматриваемый мною период, касается западной Германии 1945 -1956 годов, так как именно этот период чаще всего опускается в биографиях известных подводников, особенно тех, кто с созданием Бундесмарине вновь поступил на службу.

Владимир Нагирняк

 Жизнь немецких подводников после войны

Итак, война закончилась и тем, кто служил в ВС Германии и, соответственно, сумел выжить в военное время было необходимо также выжить и в трудные послевоенные годы, когда Германия в буквальном смысле напоминала груду камней. Условия жизни, к которым командиры подлодок должны адаптироваться, после того, как им было позволено вернуться в Германию (после 1946-47 года) были тяжелые.  Не было жилья, не было работы, не было еды, и немецкая территория была занята войсками стран антигитлеровской коалиции. Первым делом они должны были разыскать свои семьи, многие из которых погибли во время войны.

Военно-морские офицеры не имели навыков гражданских профессий. Они были не востребованы в своем качестве, так как Германия фактически не имела ВМС до 1955 года. Не было вакансий и на торговом флоте, потому что немецкий торговый флот еле «дышал» после военных потерь и репараций. Судов было очень мало. Бывшие офицеры ВМС пришли на флот, когда им было 19 и получили очень хорошее образование в ВМУ, но оно было практически бесполезно на «гражданке». Разумеется, они также не успели получить какую-либо профессию до прихода на флот и таким образом не имели возможности вернуться к прежней работе, если бы она была.

Их длительное пребывание в плену было другой «стороной обоюдоострого меча» безработицы. С одной стороны некоторые  могли освоить какую-либо профессию в плену, но с другой стороны, когда они вернулись в Германию хорошие вакансии были уже заняты.

Несколько лучше обстояли дела офицеров и нижних чинов инженерного корпуса подплава, чем у их командиров, потому что первые значительно лучше адаптировались в рыночной экономике послевоенной Германии, так как их умение и навыки механиков были востребованы.

Немногие из доступных рабочих мест можно было получить при официальном устройстве на работу, в стране царил черный рынок. Но жить на что-то было надо, и поэтому приходилось хвататься за любую работу. К примеру, такому известному подводному асу, как  Эрих Топп, удалось устроиться простым матросом на небольшой рыболовный траулер, а другой подводный ас Эрнст Бауэр изначально устроился мелким клерком в офис небольшой фирмы. Но не только отсутствие работы внутри Германии делало их положение тяжелым. В течение нескольких лет после войны немцы были ограничены во многих свободах, включая и право покидать страну, что делало невозможным выехать за рубеж в поисках работы. Поэтому Германию часто покидали нелегально. Позже некоторые из офицеров-подводников, к примеру фон Тизенгаузен и Герберт Вернер, сумели эмигрировать в США, Англию, Канаду и другие страны. Но сделать это можно было только, если за будущего эмигранта мог поручиться какой-нибудь гражданин этой страны, друг или родственник. Некоторые подводники, находясь в плену, сумели обзавестись знакомыми из местных жителей, которые делали им вызов, или имели родственников, которые проживали там еще до войны. Определенное количество подводников решили связать свою дальнейшую жизнь с Французским Иностранным Легионом.

Помимо отсутствия работы другим мотивом для отъезда из страны было тяжелое положение с продовольствием. Счастливчиками в Германии считались те, кто получал посылки с продуктами от друзей и родственников из других стран. Как бы парадоксально это не выглядело, но бывшие противники и жертвы немецких подводников в буквальном смысле подкармливали последних. Так немецкий подводный ас Отто фон Бюлов получал посылки с продовольствием от части экипажа американского судна, которое он потопил, а командир корвета «Крокус» Хольм, бывший соперник U333 Кремера в октябре 1942, посылал матери последнего в Германию посылки с продуктами.

Наиболее удачливые из офицеров-подводников, которые нашли работу, старались продолжить свое образование и сделать себя более востребование на рынке труда. Вышеупомянутый Эрих Топп изучал архитектуру и работал по профессии до 1955 года. Эрнст Бауэр и несколько других командиров ПЛ также вернулись на флот в 1955.  Но  созданный ВМФ ФРГ был крошечным и количество, желающих служить офицеров, заведомо превышало  потребность в личном составе. Поэтому на службу пригласили очень немногих. Остальные желающие должны были продолжать реализовывать себя на «гражданке» и поступили на службу гораздо позже.

Отдельным моментом выживания подводников в послевоенной Германии стала флотская взаимовыручка, формировавшаяся еще в годы учебы будущих офицеров в ВМУ.  Особо чувство товарищества проявлялось среди офицеров-одногодков по призыву. Так называемые «экипажи» для службы на флоте формировались еще в довоенной Германии по годам призыва. Офицеры одного призыва оказались наиболее сплоченными. Выжившие однокашники помогали друг другу, чем могли. Согласно традиции флота, старший по званию из своего призыва был обязан оказывать помощь своим товарищам и членам их семей (жены, вдовы, дети). Поэтому, как только офицеры одного «экипажа» находили друг друга, они пробовали помочь друг другу чем могли  — извещали о появившихся вакансиях, находили жилье, писали рекомендации и прошения и т.д.  Если кто-то был болен или оказывался в бедственном положении весь его «экипаж» стремился оказать ему помощь. 

В первом издании книги Г. Буша «Такова была подводная война» от 1952 года приводиться список подводных асов Германии с перечислением их тогдашних профессий. Интересен этот список прежде всего тем, что позволяет познакомиться хотя бы частично, чем были заняты бывшие кавалеры РК и Дубовых Листьев в послевоенной Германии до 1955 года. На основании современных данных я добавил в список других офицеров подплава и сделал небольшой «апгрейд» записям Буша.

1. Генрих Бляйхродт (кавалер Рыцарского Креста) — собственное дело, бизнесмен.
2. Альбрехт Бранди (кавалер Рыцарского Креста) — архитектор
3. Отто фон Бюллов (кавалер Рыцарского Креста) — фермер (с 1956 года на службе в Бундесмарине)
4. Карл Эммерман  (кавалер Рыцарского Креста)- архитектор,  писатель
5. Петер-Отмар Грау (командир U601) — собственное дело, бизнесмен.
6. Фридрих Гугенбергер (кавалер Рыцарского Креста) -архитектор, получил диплом инженера (с 1956 года на службе в Бундесмарине)
7. Роберт Гизе (кавалер Рыцарского Креста) — служащий в Управление внутренним судоходством. ( с 195? на службе в Бундесмарине)
8. Рейнхард Хардеген (кавалер Рыцарского Креста) — собственное дело, бизнесмен.
9. Вернер Хартман (кавалер Рыцарского Креста) — церковный служащий в одной из церквей Гессена ( с 195? на службе в Бундесмарине)
9. Гюнтер Хесслер (кавалер Рыцарского Креста) — работал на фабрике
10. Отто Кречмер (кавалер Рыцарского Креста) — юрист (с 1955 года на службе в Бундесмарине)
11. Ганс-Гюнтер Ланге (кавалер Рыцарского Креста) — торговый агент техникой (с 1957 года на службе в Бундесмарине)
12. Георг Лассен (кавалер Рыцарского Креста) — собственное дело, бизнесмен.
13. Генрих Леман-Виленброк (кавалер Рыцарского Креста) — торговый моряк
14. Карл Марбах (кавалер Рыцарского Креста) — журналист (впоследствии опубликовал свои мемуары)
15. Карл Мертен (кавалер Рыцарского Креста) — служащий в пароходной компании
16. Герман Раш (кавалер Рыцарского Креста) — журналист
17. Рейнхард Рехе (кавалер Рыцарского Креста) — получил диплом инженера, гидроинженер.
18. Рейнхард Зурен (кавалер Рыцарского Креста) — собственное дело, бизнесмен.
19. Адальберт Шнее (кавалер Рыцарского Креста) — торговый агент текстилем
20. Клаус Шольц (кавалер Рыцарского Креста) — Штабскапитан в морской пограничной страже (с 1956 года на службе в Бундесмарине)
21. Герберт Шультце (кавалер Рыцарского Креста) — собственное дело, бизнесмен.(с 1956 года на службе в Бундесмарине)
22. Рольф Томсен (кавалер Рыцарского Креста) — служащий в департаменте, который занимался созданием Бундесвера
23. Ганс Тиллессен (командир U516) — собственное дело, бизнесмен. (с 1960 года на службе в Бундесмарине)
24. Гельмут Витте (кавалер Рыцарского Креста) — собственное дело, бизнесмен.
25. Эрих Топп (кавалер Рыцарского Креста) — архитектор (фрилансер) (с 1955 года на службе в Бундесмарине)
26. Ганс-Дитрих фон Тизенгаузен (кавалер Рыцарского Креста) — столяр. С 1951 в эмиграции. Канада.
27. Отто Итес (кавалер Рыцарского Креста) — дантист (с 1956 года на службе в Бундесмарине)
28. Август Маус (кавалер Рыцарского Креста)  — собственное дело, бизнесмен.
29. Курт Добратц (кавалер Рыцарского Креста) — юрист

Как видно из этого списка, одной из наиболее распространенных профессий у подводных асов, были строительство и архитектура. Впрочем это не вызывает удивления, так как в разрушенной войной Германии, это было большой потребностью. Многие стали на путь частного предпринимательства и некоторые достигли на этом поприще больших успехов. Но не стоит воспринимать в послевоенной Германии слово «бизнесмен», как крупный воротила или промышленник. Многие тогда считались «бизнесменами», даже торгуя шнурками от ботинок. Вот как охарактеризовал свой путь предпринимателя, бывший герой «Паукеншлага» Рейнхард Хардеген в 1982 году:

«После войны моя семья без средств существования находилась в разрушенной бомбежками Германии. Нам негде было жить жить. Мы замерзали. Я был безработным. Я начал с нуля как бизнесмен, сначала ездил на велосипеде, затем на мотоцикле, наконец в автомобиле. В 1952 я открыл  мою собственную нефтяную компанию, в которой я все еще работаю сегодня. Эта работа дала мне и моей семье прекрасный дом и безопасность. Я горжусь этим». (с)


фото Sandra Beckefeldt

Как оказалось, не все известные подводники оказались после капитуляции Германии на Западе. Я был очень удивлен, когда узнал, что такой известнейший немецкий подводный ас, как командир U38 Генрих Либе, занимающий 4 место в списке самых результативных подводников ВМВ, вернулся к себе на родину и проживал в ГДР, вплоть до разрушения Берлинской Стены. К великому сожалению, детали его послевоенной жизни не известны. надеюсь, что пока.

На этом я заканчиваю свой рассказ о карьерах и жизни офицеров немецкого подплава в послевоенной Германии. Разумеется моя заметка не претендует на освещение данной темы, но надеюсь, что мне удалось немного приподнять над ней «занавес».

С уважением ко всем моим читателям,
Владимир Нагирняк.

olt-z-s.livejournal.com

Немецкие подводники после похода на конвой PQ-17.

Profile

Name: история в фотографиях

Entry Tags

1020-е, 1400-е, 1500-е, 1600-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1905-е, 1910—е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1930-е история России, 1939, 1940, 1940—е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1960-е? дети, 1970-е, 1980-е, 1990, 1990-е, 1990е, 1993, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВДНХ, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гитлер, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем — не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ленин, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, Пушкин, РККА, Романовы, Русско-японская война, СМИ, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авто=история, автомобилизм, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, альтернативка про Гитлера, анархисты, анархия, аристократия, армия, армия танки, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, белые, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, вещи, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть, живопись, животные, жизнь, жут, жуть, за, забавно, забавное, загадка, загадки, заговоры, зачем-не знаю, игрушки, игры, игры. люди, изобретения, иконы, индейцы, интевенция, интересно, интересное, интересное кино, искусство, искусствр, исория СССР, истори СССР, истории СССР, исторические события, история, история CCCР, история Австралии, история Австрии, история Алжира, история Америки, история Англии, история Аргентины, история Армении, история Афганистана, история Африки, история Белоруссии, история Болгарии, история Бразилии, история ВКП (б), история Великборитании, история Великбритании, история Великобритании, история Венгрии, история Вьетнама, история Германии, история Германии. маразматические заголо, история Германиилюди, история Германия, история Греции, история Грузии, история Европы, история Египта, история Израиля, история Индии, история Ирака, история Ирана, история Ирландии, история Испании, история Италии, история КНДР, история Камбоджи, история Канады, история Киева, история Китая, история Кореи, история Кубы, история Латвии, история Ленинграда, история Мексики, история Монголии, история Москвы, история Нидерландов, история Норвегии, история Пакистана, история Петербурга, история Петрограда, история Польши, история Польшы, история РККА, история РСФСР, история РФ, история Росс, история Росси, история России, история России. военная история, история Российской Федерации, история Россия, история Румынии, история ССР, история СССР, история СССР отдых, история СССР. кино, история СССС, история ССССР, история США, история США., история США? 1930-е, история Санкт-Петербурга, история Сербии, история Таиланда, история Тайланда, история Тибета, история Турции, история Узбекистана, история Украины, история Финляндии, история Финляндии., история Франции, история Чехии, история Чехословакии, история Чили, история Швеции, история Эстонии, история Югославии, история Японии, история авиации, история дипломатии, история фотографии, истороия СССР, истрия Чехословании, истроия СССР, кавалерия, казачество, казни, казнь, карикатура, карикатуры, картины, картография, карты, катакомбы, катастрофы, кино, кладбища, книги, ко, коварство и любовь, коллаборанты, коллаборационисты, коллекционные фотографии, компромат, комсомол, конструкторы, констукторы, космос, красавец-мужчина, краскомы, красота, криминал, криминалистика, курьезы, линчности, линчости, литература, личности, личности. детвора, личности. забавное, личность, личнсти, личости, любовь, люди, люди. Вторая мировая война, маразм, мастера фотографии, мебель, медицина, мемуары, мерзавцы, метро, метрополитен, милиция, милосердие, миниатюры, мнение, мода, мода. животные, моделизм, модераторское, мои фотографии курьёзы, монархия, монастыри, морархия, мото, мошенники, музеи, музыка, музыка. театр, на радость модераторам, на радость модератору, на усмотрение сообщников, на усмотрение ссобщников, награды, напитки, народный костюм, наука, нацизм, национальный костюм, наши герои, ненавижу, необычно, нет слов, новейшая история, ню, образование, образование бесплатно, общество, одежда, одинокий путник, ой-ой, оккупация, опера, опрос, опять Бардо, опять Бордо, опять Монро, оружие, отдых,

foto-history.livejournal.com

Немецкие подводные лодки XXI серии

Подлодка изначально оснащалась усовершенствованным устройством для работы дизеля под водой «шнорхель». Это позволяло лодке, находясь под перископом и резко сократив свою радиолокационную заметность, заряжать аккумуляторную батарею, совершая переходы под дизелями. Приближение ведущих поиск противолодочных кораблей обнаруживалось подводной лодкой с помощью установленной на «шнорхеле» антенны приемника сигналов работающих радиолокационных станций. Комбинация этих двух устройств на одной выдвижной мачте позволяла своевременно предупреждать подводников о появлении противника и уклоняться от него погружением на глубину.
Общая масса аккумуляторной установки составила 225 т, а ее доля в водоизмещении достигла 14 %. Кроме того, емкость элементов, ранее созданных для подлодок IX серии, была повышена за счет применения более тонких пластин на 24 % в режиме двухчасового разряда или на 18 % двадцатичасового разряда. Однако при этом срок службы аккумуляторов сократился вдвое — с 2—2,5 до 1—1,5 года, что примерно соответствовало среднестатистической «продолжительности жизни» участвующих в боевых действиях подводных лодок. В этомотношении лодки XXI серии рассматривались проектантами как корабли военного времени, в качестве своеобразного «расходного оружия» с относительно коротким жизненным циклом, такое же как танк или самолет. Они не имели избыточных ресурсов, характерных для кораблей мирного времени, находящихся в строю 25—30 лет.
Размещение столь мощной аккумуляторной батареи стало возможно только благодаря оригинальной форме прочного корпуса с поперечными сечениями в виде «восьмерки». На лодках XXI серии аккумуляторные ямы занимали около трети длины прочного корпуса и располагались в два яруса — в нижнем сегменте «восьмерки» и над ним, с центральным проходом между аккумуляторами.
Прочный корпус подводной лодки XXI серии делился на 7 отсеков. Но, в отличие от предшествующих лодок VII и IX серий, в ней отказались от выделения сферическими переборками повышенной прочности отсеков-убежищ, которыми, как правило, являлись концевые отсеки и отсек центрального поста. Опыт войны показал, что в условиях боевых действий концепция спасения подводников из отсеков-убежищ практически нереализуема, особенно для лодок океанской зоны. Отказ от отсеков-убежищ позволил избежать технологических и компоновочных издержек, связанных со сферическими переборками.
Принятые для достижения высоких скоростных качеств обводы кормовой оконечности не позволяли разместить кормовые аппараты. Но это никак не влияло на способы применения новых подлодок. Предполагалось, что, обнаружив конвой, она должна занять позицию впереди него, а затем, сближаясь в подводном положении на максимально возможной скорости, прорвать охранение и занять место под судами внутри ордера (взаимного расположения кораблей на переходе морем и во время боя). Затем, двигаясь вместе с судами конвоя на глубине 30—45м и прикрываясь ими от противолодочных кораблей, лодка, не всплывая, выполняла атаки самонаводящимися торпедами. Расстреляв боезапас, она уходила на большую глубину и малошумным ходом уклонялась в корму от конвоя.
Артиллерийское вооружение предназначалось только для противовоздушной самообороны. Две спаренные 20-мм артустановки располагались в башенках, органично вписанных в обводы ограждения рубки. В отличие от предшествующих кораблей подлодки XXI серии впервые оборудовались устройством быстрого заряжания, позволявшим перезарядить все торпедные аппараты за 4—5 минут. Таким образом, технически стало возможно выполнить стрельбу полным боекомплектом (4 залпа) менее чем за полчаса. Это становилось особенно ценным при атаках конвоев, требующих большого расхода боезапаса. Глубину торпедной стрельбы довели до 30—45м, что диктовалось требованиями обеспечения безопасности от таранных ударов и столкновений при нахождении лодки в центре ордера, а также соответствовало оптимальным условиям работы средств наблюдения и целеуказания при выполнении бесперископных атак.

fishki.net

Тайны немецкой подводной лодки U-977 – о чем умолчал командир? » Военное обозрение

С каждым днем появляется все больше и больше информации о немецких подводных лодках, которые сдались после окончания войны. Они, по информации некоторых источников, и в Антарктиду ходили, и лидеров Третьего Рейха тайно вывозили из страны.


Остановимся более подробно на воспоминаниях командира подлодки U-977 Хайнца Шаффера, которая сдалась последней – в августе 1945 года. К слову сказать, именно команде этой субмарины приписывали вывоз Гитлера за пределы Германии.

Будущий командир субмарины был сыном весьма обеспеченных родителей, с детства увлекался парусным спортом и хотел быть капитаном. В 1938 году он был отправлен отцом в Соединенные Штаты Америки для изучения языка. После возвращения домой в том же году Шаффер подал документы в морской кадетский корпус. Когда началась Вторая мировая война, он попал в школу гардемаринов. Не стало препятствием ни пребывание в США, ни слабая физическая подготовка, которые частично компенсировались умением хорошо стрелять и знанием английского языка. По окончании трехмесячной практики, Шаффер попал на один из боевых кораблей. После того, как фашисты оккупировали Францию, юношу перевели сначала в один из французских портов, а затем отправили в Военно-морскую академию для дальнейшего обучения. Затем, в 1941 году, его отправили для прохождения службы на подводной лодке, стоявшей в Данциге. В первом же походе были и атаки, и потопление английского танкера. Примечательно, что никого из экипажа танкера немцы даже не пытались спасать, а в качестве особой награды получали по стакану бренди.

Атаки проводились часто из надводного положения, больше всего в ночное время. Они всплывали в местах наибольшего скопления судов противника. В случае удачного попадания били еще раз, используя зарево от пожара как подсветку для более точного прицеливания, после чего быстро погружались. После второго похода английские конвои попытались уничтожить немецкую субмарину, но не слишком удачно – немцы использовали так называемый «асдик» для дезориентации противника.

В своих атаках лодки использовали тактику «волчьей стаи». При помощи разведки устанавливался приблизительный курс движения конвоя, подлодки выстраивались дугой, но в то же время каждая из них действовала самостоятельно.

В 1942 году Шаффер получил звание лейтенанта. В это время американцы и англичане уже начали использовать радары. С немецкой стороны был разработан антирадар, который ловил излучение вражеских радаров. Несмотря на то что потери возросли, немецкие субмарины расширяли район своих действий. В связи с этим была организована даже дозаправка топливом, для чего использовались специальные танкеры, причем в момент заправки подлодка находилась под водой. В первой из таких заправок принимал участие и Х.Шаффер.

Когда англичане начали бомбардировку немецких лодочных баз во Франции, немцы построили бункеры из железобетона. В одном из таких бункеров, каждый из которых был рассчитан на 3 субмарины, в порту Сен-Назер базировалась и подлодка, на которой в 1943 году находился и Шаффер. В то время она работала в Гибралтаре, а одно из заданий было особой важности – провести операцию возле берегов Либерии. В итоге из 8 отправленных на задание лодок на базу вернулось всего 3, причем только одна из них справилась с поставленной задачей.

Затем Шаффера отправили проходить курсы командиров подводных лодок, после чего он был отправлен не на фронт, а на учебную базу в Пилау, где находилось 36 лодок. В то время экипажи готовились в рекордно короткие сроки, поскольку немецкая военная промышленность производила до 60 субмарин каждый месяц. Несмотря на то что все они были оборудованы новейшими технологическими разработками того времени (большее время нахождения под водой, одновременный залп из 6 торпед, в командирской рубке находились устройства для программирования одновременного поражения нескольких целей), потери продолжали расти.

За весь период войны из 720 подводных лодок Германия потеряла 640, а из 40 тысяч членов экипажа погибло 30 тысяч. И по какой-то причине в самом конце войны вспомнили о молодом капитане Шаффере, который имел опыт участия в операциях. В мае 1945 года он стал капитаном лодки U-977, которая за весь период войны принимала участие лишь в 3 тренировочных походах.

И вот именно в то время начинается все самое интересное. Согласно официальной версии, Шаффер получил приказ от гросс-адмирала Денница сдаваться, но вместо того, чтобы его выполнять, новый капитан собрал экипаж для военного совета. В процессе обсуждения создавшейся ситуации мнения разделились. Часть экипажа поддержала Шаффера (он хотел уходить в Южную Америку), 16 человек отказались идти через океан. Их с большими предосторожностями высадили в Норвегии. Оставшийся экипаж на субмарине U-977 совершил переход через Атлантику, не всплывая 66 суток. Для этого использовали шнорхель – устройство, с помощью которого двигатель работает под водой, по сути – это труба, через которую поступает воздух и выходят выхлопные газы. Кстати, в те времена оно было очень ненадежным из-за ненадежности верхнего клапана.

Вскоре лодка пришла в Аргентину и 17 августа 1945 года сдалась. Месяцем раньше там же, в Маар-дель-Плата, сдалась и еще одна субмарина U-530, которой командовал Отто Вермут. Экипаж лодки передали союзникам. Шаффер провел некоторое время в заключении, но ему удалось убедить союзников, что Гитлера он в Аргентину не переправлял, после чего его отпустили. Тогда Хайнц принялся за написание своих мемуаров. В целом его версия практически полностью повторяет официальную. Однако некоторые слова автора вызывают неоднозначные мысли. Это, в первую очередь, касается немецкой базы в Антарктиде.

Конечно, сама база еще не обнаружена (да и, честно говоря, вряд ли будет найдена и в будущем), но всевозможных слухов о ней очень много. Согласно некоторым из них, именно туда были переправлены все ценные документы и партийная казна Третьего Рейха. Туда же отправили и новейшие технологические разработки организации СС «Анненербе», а также и генофонд нации – рабочих и инженеров. Большое количество исследователей уверены, что перед тем, как сдаться, обе субмарины – и U-977, и U-530 – совершали переход в Антарктиду, но вот что они туда перевозили – остается загадкой.


Кроме того, существует и информация о некоем аргентинском городке, который является местом обитания беглых фашистских военных преступников. Говорят, что там скрывался Гитлер с Евой Браун, и Мюллер, и Борман, и Эйхман, и Гесс. И средств у них вполне достаточно для того, чтобы никто даже не догадывался о существовании этого городка.

В мемуарах Шаффера существует большое количество весьма спорных моментов, которые ставят под сомнение правдивость рассказанного им. Так, например, он ни словом не упоминает о нехватке топлива, хотя (если принимать во внимание то огромное количество миль, которое преодолела лодка), проблема с дозаправкой должна была бы возникнуть. Во-вторых, не совсем понятно, почему субмарина была отправлена в боевое патрулирование в преддверии полной капитуляции. Еще один вопрос – продовольствие. Почему-то не верится, что подлодка вышла на патрулирование, забитая до отказа едой. В книге же автор упомянул только о том, что быстро закончилось мыло…

Кроме того, на борту не было карт Южной Америки. По словам Шаффера, экипаж просто знал координаты южноамериканских портов из различных книг (у советских моряков такое плавание называлось «плавать по пачке «Беломора»!). Пусть даже и так, но ведь в Аргентине не один порт. Почему тогда сразу две немецкие субмарины прибыли в один и тот же, в Мар-дель-Плата?

Существуют и другие «оговорки» — отсутствие каких бы то ни было имен, одни названия должностей. Таким образом, спросить, говорил ли Шаффер правду на страницах своей книги, не у кого. Куда в действительности ходила эта подлодка, правда ли перевозила ценности в Антарктиду и верхушку Рейха в Аргентину – все это остается тайной за семью печатями…

topwar.ru

Немецкие подводники после похода на конвой PQ-17.: nektonemo — LiveJournal

***


+ 14 фотокарточек ….>>>

Немецкая подводная лодка U-251 пополняет топливо с тяжёлого крейсера «Адмирал Шеер» в море.

Немецкая подводная лодка U-251 подходит к причалу в Нарвике после похода на конвой PQ-17, 15 июля 1942 года.

На рубке лодки в белой фуражке — ее командир капитан-лейтенант Генрих Тимм (Heinrich Timm, 1910—1974).



Немецкая подводная лодка U-255 в гавани Нарвика после похода на конвой PQ-17. 15 июля 1942 года.

На рубке лодки в белой фуражке — ее командир капитан-лейтенант Рейнгард Рехе (Reinhart Reche, 1915—1993).

Немецкие подводные лодки U-251, U-255 и U-408 в гавани Нарвика после похода на конвой PQ-17. 15 июля 1942 года.

Предположительно, на заднем плане расположена U-408 с ее командиром капитан-лейтенантом Рейнгардом фон Хюмменом (Reingard von Hymmen) на рубке.(к 1 фото)


Девушка дарит цветы командиру немецкой подводной лодки U-251 капитан-лейтенанту Генриху Тимму (Heinrich Timm, 1910—1974) в гавани Нарвика (Норвегия) после похода на конвой PQ-17. 15 июля 1942 года.

На втором плане — немецкая подводная лодка U-255.

Генрих Тимм «Тюте» (нем. Heinrich Timm; 30 апреля 1910, Бремен — 12 апреля 1974, Аксштедт, близ Бремена) — немецкий офицер-подводник, капитан 3-го ранга (1 июля 1944 года). 1 января 1934 года поступил на флот фенрихом. 1 января 1936 года произведен в лейтенанты. Служил на тральщиках, с июля 1939 года командовал минным тральщиком М-7. 9 января 1940 года в Гельголанде Тимму удалось потопить британскую подлодку «Старфиш».

Участвовал в операции «Везерюбунг» против Норвегии. В мае 1940 года переведен в подводный флот.

20 сентября 1941 года назначен командиром подлодки U-251 (Тип VII-C), на которой совершил 8 походов (проведя в море в общей сложности 150 суток), в основном в воды Арктики.

3 мая 1942 года Тимм атаковал конвой PQ-15 и потопил судно «Ютландия» (водоизмещением 6135 брт). Принял участие в нападении на конвой PQ-17, записав на свой счет ещё 1 судно. Принимал участие в операции Вундерланд, обстреляв советскую метеорологическую станцию на о. Уединения.

С 7 октября 1943 года командовал подлодкой U-862.

После тренировочных плаваний на Балтике Тимм переведен в Индийский океан. Совершил на U-862 2 похода (189 суток в море).

25 июля 1944 года потопил судно «Робин Гудфеллоу», а затем ещё 6 судов, в том числе «Роберт Уокер».

17 сентября 1944 года награждён Рыцарским крестом Железного креста.

Всего за время военных действий Тимм потопил 9 судов общим водоизмещением 53 782 брт. Ему принадлежит рекорд по дальности плавания среди немецких подводников. После капитуляции Германии подлодка Тимма была интернирована японскими властями в Сингапуре и переименована в лодку I-502. Экипаж лодки (вместе с Тиммом) был интернирован британскими войсками в Сингапуре 12 сентября 1945 года. Тимм был перевезен в Англию в июле 1946 года и помещен в лагерь для военнопленных. В апреле 1948 года освобожден. Служил в ВМС ФРГ, некоторое время командовал фрегатом «Шарнхорст». В 1966 году вышел в отставку.

Генрих Тимм — единственный немецкий подводник, кому удалось потопить корабль у австралийских берегов.

В. Квислинг и Й. Тербовен разговаривают с командирами немецких подводных лодок в Нарвике. 15 июля 1942 года.

На фото слева направо — штандартенфюрер СС Корло Отте (Carlo Otte), премьер-министр нацистского правительства Норвегии Видкун Квислинг (Vidkun Abraham Lauritz Jonssøn Quisling, 1887—1945) и рейхскомиссар Норверии Йозеф Тербовен (Josef Antonius Heinrich Terboven, 1898—1945), неизвестный капитан цур зее, командир немецкой подводной лодки U-251 капитан-лейтенант Генрих Тимм (Heinrich Timm, 1910—1974), командир U-408 капитан-лейтенант Рейнгард фон Хюммен (Reingard von Hymmen, 1914—1942) и командир U-255 капитан-лейтенант Рейнгард Рехе (Reinhart Reche, 1915—1993). Фотография сделана в день возвращения этих трёх лодок из похода на конвой PQ-17.

Рейхскомиссар Норверии Йозеф Тербовен (Josef Antonius Heinrich Terboven, 1898—1945, в центре) и адмирал Губерт Шмундт (Karl Julius Gustav Hubert Schmundt, 1888—1984) разговаривают с командирами немецких подводных лодок в Нарвике после похода на конвой PQ-17. 15 июля 1942 года.

На фото справа — командир немецкой подводной лодки U-255 капитан-лейтенант Рейнгард Рехе (Reinhart Reche, 1915—1993), слева — штандартенфюрер СС Карло Отте (Carlo Otte) и премьер-министр нацистского правительства Норвегии Видкун Квислинг (Vidkun Abraham Lauritz Jonssøn Quisling, 1887—1945).

Командиры немецких подводных лодок U-251, U-408 и U-255 в Нарвике после похода на конвой PQ-17. 15 июля 1942 года.

На фото слева направо: командир U-251 капитан-лейтенант Генрих Тимм (Heinrich Timm, 1910—1974), командир U-408 капитан-лейтенант Рейнгард фон Хюммен (Reingard von Hymmen, 1914—1942) и командир U-255 капитан-лейтенант Рейнгард Рехе (Reinhart Reche, 1915—1993). Фотография сделана в день возвращения этих трех лодок из похода на конвой PQ-17.

фото и подписи
отсюда (виа waralbum.ru)

nektonemo.livejournal.com

Немецкие подводные лодки Второй мировой войны: фото и технические характеристики

Итог любой войны зависит от многих факторов, среди которых немалое значение имеет, конечно же, вооружение. Несмотря на то что абсолютно все немецкие подводные лодки Второй мировой войны были очень мощными, поскольку лично Адольф Гитлер считал их наиболее важным оружием и уделял немалое внимание развитию этой промышленности, им не удалось нанести противникам урона, который бы значительно повлиял на ход войны. Почему так произошло? Кто стоит у истоков создания подводной армии? Были ли на самом деле германские подводные лодки Второй мировой войны столь непобедимыми? Почему такие предусмотрительные нацисты так и не смогли одолеть Красную армию? Ответ на эти и другие вопросы вы найдете в обзоре.

Общая информация

В совокупности вся техника, стоявшая на вооружении Третьего рейха в течение Второй мировой войны, носила название «Кригсмарине», а подводные лодки составляли значительную часть арсенала. В отдельную отрасль подводное оборудование перешло 1 ноября 1934, а расформирован флот был уже после того как война окончилась, т. е. просуществовав менее десятка лет. За столь короткий промежуток времени немецкие подводные лодки Второй мировой войны принесли немало страха в души своих противников, оставив свой огромный след на кровавых страницах истории Третьего рейха. Тысячи погибших, сотки потопленных кораблей, все это осталось на совести выживших нацистов и их подчиненных.

Главнокомандующий Кригсмарине

Во времена Второй мировой войны у руля Кригсмарине стоял один из самых известных нацистов — Карл Дениц. Немецкие подводные лодки во Второй мировой войне сыграли, безусловно, важную роль, но без этого человека этого бы не произошло. Он лично занимался созданием планов по атаке противников, участвовал в атаках на множество кораблей и добился успехов на этой стезе, за что и был награжден Рыцарским крестом и Дубовыми листьям — одной из самых значительных наград нацистской Германии. Дениц был почитателем Гитлера и являлся его преемником, что немало ему навредило во время Нюрнбергского процесса, ведь после смерти фюрера он считался главнокомандующим Третьего рейха.

Технические характеристики

Несложно догадаться, что за состояние подводной армии отвечал Карл Дениц. Немецкие подводные лодки во Второй мировой войне, фото которых доказывают их мощь, обладали впечатляющими параметрами.

В общем, на вооружении Кригсмарине стоял 21 вид подлодок. Они обладали такими характеристиками:

  • водоизмещение: от 275 до 2710 тонн;
  • надводная скорость: от 9,7 до 19,2 узлов;
  • подводная скорость: от 6,9 до 17,2;
  • глубина погружения: от 150 до 280 метров.

Это доказывает, что немецкие подводные лодки Второй мировой войны были не просто мощными, они были наиболее мощными среди вооружения стран, воевавших с Германией.

Состав Кригсмарине

К военным лодкам флота Германии относилось 1154 субмарины. Примечательно, что вплоть до сентября 1939 года подводных лодок было всего 57 штук, остальные были построены специально для участия в войне. Некоторые из них являлись трофейными. Так, насчитывалось 5 голландских, 4 итальянских, 2 норвежских и по одной английской и французской субмарин. Все они также находились на вооружении Третьего рейха.

Достижения ВМФ

Кригсмарине на протяжении всей войны наносил немалый ущерб своим противникам. Так, например, наиболее результативный капитан Отто Кречмер потопил почти пятьдесят вражеских судов. Есть свои рекордсмены и среди судов. Например, германская подлодка U-48 потопила 52 судна.

На протяжении всей Второй мировой войны германским военно-морским силам удалось уничтожить 63 миноносца, 9 крейсеров, 7 авианосцев и даже 2 линкора. Самой крупной и примечательной победой для германской армии среди них можно считать затопление линкора «Роял Оук», экипаж которого состоял из тысячи человек, а его водоизмещение составляло 31200 тонн.

План Z

Поскольку Гитлер считал свой флот крайне важным для торжества Германии над другими странами и испытывал к нему исключительно положительные чувства, то он уделял ему немалое внимание и не ограничивал финансирования. В 1939 году был разработан план по развитию Кригсмарине на ближайшие 10 лет, которому, к счастью, так и не удалось воплотиться в жизнь. Согласно этому плану, должны были быть построены еще несколько сотен самых мощных линкоров, крейсеров и подводных лодок.

Мощные немецкие подводные лодки Второй мировой войны

Фото некоторой сохранившейся германской подводной техники дают представление о мощности военно-морского флота Третьего рейха, но лишь слабо отражают, насколько сильной была эта армия. Больше всего в немецком флоте было подлодок типа VII, они обладали оптимальными мореходными качествами, имели средние размеры, а главное, их строительство было относительно недорогим, что немаловажно в военное время.

Они могли погружаться на глубину до 320 метров при водоизмещении до 769 тонн, экипаж составлял от 42 до 52 служащих. Несмотря на то что «семерки» были довольно качественными лодками, со временем вражеские Германии страны улучшали свое вооружение, поэтому немцам тоже пришлось поработать над модернизацией своего детища. В результате этого у лодки появилось еще несколько модификаций. Наиболее популярной из них была модель VIIC, которая стала не только олицетворением военной мощи Германии во время нападения на Атлантику, но и была значительно более удобной, нежели предыдущие версии. Внушительные габариты позволили установить более мощные дизельные двигатели, а последующие модификации отличались еще и прочными корпусами, что позволяло глубже погружаться.

Немецкие подводные лодки Второй мировой войны подвергались постоянному, как сейчас бы сказали, апгрейду. Одной из наиболее инновационных моделей принято считать тип XXI. В этой подлодке была создана система кондиционирование воздуха и дополнительное оборудование, которое было предназначено для более длительного пребывания команды под водой. Всего было построено 118 лодок этого типа.

Результаты деятельности Кригсмарине

Подводные лодки Германии Второй мировой войны, фото которых довольно часто можно встретить в книгах о военном оборудовании, сыграли очень важную роль в наступлении Третьего рейха. Их мощь нельзя недооценивать, но стоит учитывать, что даже при такой протекции со стороны самого кровавого фюрера в мировой истории немецкому флоту так и не удалось приблизить свою державу к победе. Вероятно, недостаточно лишь хорошего оснащения и сильной армии, для победы Германии не хватило той смекалки и храбрости, которой обладали храбрые воины Советского Союза. Всем известно, что нацисты были невероятно кровожадными и на своем пути мало чем гнушались, но не помогла им ни невероятно оснащенная армия, ни отсутствие принципов. Бронированная техника, огромное количество боеприпасов и новейшие разработки не принесли Третьему рейху ожидаемых результатов.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *