Немецкая САУ StuG III Фото. Видео. ТТХ

Sturmgeschütz III (StuG III; Штурмгешютц III, Штуг III) — средняя по массе немецкая самоходно-артиллерийская установка класса штурмовых орудий времён Второй мировой войны на базе танка PzKpfw III. Серийно выпускалась в различных модификациях с 1940 по 1945 год и стала самым массовым по численности представителем бронетехники вермахта (выпущено 8636 САУ с 75-мм орудиями).

САУ StuG III Ausf G - видео

Полное официальное название машины — Gepanzerte Selbstfahrlafette für Sturmgeschütz III mit 7,5-cm-Sturmkanone 37 oder 40. По ведомственному рубрикатору министерства вооружений нацистской Германии САУ обозначалась как Sd.Kfz. 142. StuG III также обозначается как StuG 40, в советской литературе эту машину именовали «Арт-Штурм». StuG III активно использовались на всех фронтах Второй мировой войны и в целом получили хорошие отзывы немецкого командования: по отчётам гитлеровцев, к началу 1944 на счету StuG III было около 20 000 танков противника. Захваченные Красной армией StuG III переделывались в САУ СУ-76И.

В 1935 Эрих фон Манштейн в письме к генералу Беку описал идею машин «штурмовой артиллерии», главной задачей которых должна быть непосредственная поддержка атакующих подразделений пехоты. После проработки подробных запросов, 15 июня 1936 года фирма Daimler-Benz получила заказ на проектирование бронированных машин поддержки пехоты, вооружённых 75-мм пушкой, с углом горизонтального наведения по крайней мере 25°. Машина должна была быть полностью бронирована, тем самым защищая экипаж от огня неприятеля, а полная высота не должна была превышать рост среднего солдата. Для разработки новой САУ Daimler-Benz решил использовать шасси нового среднего танка PzKpfw III.

Первые пять прототипов были произведены в 1937 году на шасси PzKpfw III Ausf. B. Они были вооружены короткоствольной (длина ствола 24 калибра) 75-мм пушкой Sturmkanone 37 L/24 (StuK 37 L/24) с низкой начальной скоростью снаряда. После столкновения в СССР с танками Т-34 было решено оснастить StuG III длинноствольной пушкой, способной пробивать броню советских танков. С весны 1942 года стали использовать 75-мм пушки StuK 40 L/43, а осенью этого года ещё более длинноствольные версии этой пушки — L/48.

Более поздние модели StuG III также были оснащены пулемётом MG-34 калибром 7,92 мм, установленным перед командирским люком (так как другого способа установки пулемёта не имелось).

Все машины из серии Sturmgeshutz были дешевле в производстве, чем танки на тех же шасси. StuG III стоил 82,5 тысяч марок, в то время как PzKpfw III стоил более 103 тысяч марок (буксируемый вариант той же 75-мм пушки, используемой в Sturmgeschütz III, стоил 12 тыс. марок).

Всего до конца войны было произведено свыше 10 500 экземпляров в разных модификациях.

САУ StuG III Ausf. A в составе колонны вермахта движется по улице Риги

 

История развития

Во время начальной фазы Второй мировой войны немецкое командование в 1939 году поставило вопрос о создании мобильной артиллерии, действующей в боевых порядках пехоты и расчищающей ей путь на поле боя путём уничтожения пулемётных гнёзд и пушек врага огнём прямой наводкой. По сравнению с танками от боевой машины новой концепции не требовалось размещение вооружения во вращающейся башне, приоритетными направлениями были огневая мощь, малые габариты, хорошее лобовое бронирование и низкая стоимость производства. Фирме Daimler-Benz удалось удачно воплотить все эти пожелания в реальность — её конструкторы разместили короткоствольное 75-мм орудие в броневой рубке на шасси танка PzKpfw III с усилением лобового бронирования до 50 мм (база имела только 30 мм). Получившаяся САУ StuG III стала самым массовым образцом немецкой бронетехники времён Второй мировой войны и хорошо себя зарекомендовала в боях. Серьёзными недостатками StuG III было отсутствие пулемёта и низкая начальная скорость снаряда. В результате САУ была беззащитна в ближнем бою и против танков с хорошим бронированием, поэтому самостоятельно StuG III применялись нечасто. Эти проблемы удалось решить к началу 1943 года, когда финальная версия StuG III Ausf. G получила 75-мм длинноствольное орудие, пулемёт, 80-мм лобовое бронирование и бортовые экраны, защищающие от кумулятивных боеприпасов и пуль противотанковых ружей.

В дальнейшем немецкие конструкторы создали ряд массовых моделей штурмовых орудий на базе другого основного среднего танка PzKpfw IV и малую серию САУ Штурмтигр на базе тяжёлого танка PzKpfw VI Ausf. H «Тигр I».

САУ StuG III Ausf. B 201-й бригады штурмовых орудий (Sturmgeschütz-Brigade 201) вермахта на провалившемся мосту

 

Аналоги StuG III

Ко времени вторжения во Францию в опытную эксплуатацию в вермахт поступили так называемые «штурмовые орудия», их боевой дебют оказался весьма успешным, они прочно заняли своё место в вермахте. Этот успех не остался незамеченным в СССР, и в конце 1940 — начале 1941 года вновь был поднят вопрос о создании их аналога. Однако на тот момент среди советских военных теоретиков ещё не было окончательно решено, какой вид должна иметь боевая машина непосредственной поддержки пехоты и танков — безбашенной САУ, как StuG III, или более привычного для СССР «артиллерийского танка» по типу серийных БТ-7А. Начало Великой Отечественной войны положило конец этим предварительным идеям. По результатам анализа первого полугодия боевых действий советскими специалистами вновь была отмечена эффективность немецких штурмовых орудий, 14—15 апреля 1942 года состоялся пленум артиллерийского комитета, на котором обсуждался, в том числе, и вопрос о создании собственного безбашенного «штурмового танка». Но в гораздо большей степени на его развитие оказали влияние другие причины. За 1941 год танковые войска РККА понесли катастрофические потери в материальной части, а быстрое продвижение вермахта вглубь территории СССР привело к захвату части советских сырьевых баз и производственных мощностей. Ряд предприятий оборонной промышленности был успешно эвакуирован, но в условиях развёртывания производства на новых местах и разрушенных связей со смежниками ожидать быстрого увеличения выпуска танков не приходилось. А поскольку для них это было самым приоритетным требованием Государственного комитета обороны (ГКО), одним из важнейших путей его исполнения являлось упрощение и удешевление конструкции выпускаемых танков. Именно по этой причине на УЗТМ после пленума конструкторы Н. В. Курин и Г. Ф. Ксюнин разработали проект безбашенного штурмового танка У-33 с полным сохранением ходовой части Т-34 и вооружением в виде 76-мм дивизионной пушки ЗИС-22 (вариант орудия Ф-22УСВ выпуска военного времени) на тумбовой установке. За счёт отказа от башни удалось на 27 % снизить трудоёмкость изготовления, а полученный резерв по массе порядка 1,8—2,1 тонны можно было использовать для усиления лобового бронирования до толщины 75 мм и более. Проект получил высокую оценку, но остался нереализованным в металле из-за большой занятости УЗТМ заданием по освоению серийного выпуска Т-34.

САУ StuG III Ausf. В (выпущена фирмой Алкетт (Alkett) в июне-сентябре 1940 г.) 191-го батальона штурмовых орудий (Sturmgeschütz-Abteilung 191) вермахта, уничтоженная в боях с РККА в северной части Украины. На бронированный ящик (для размещения УКВ-радиостанции) нанесена эмблема 191-го батальона штурмовых орудий.

 

Эвакуация танковых заводов и большая потребность Красной армии в танках не позволили сразу же выполнить это задание, однако в ноябре — декабре 1942 года в весьма сжатые сроки советские конструкторы разработали среднее штурмовое орудие СУ-122 и тяжёлое СУ-152. Эти машины сразу же хорошо зарекомендовали себя в боях, однако большая надобность в истребителях танков вынудила прекратить серийный выпуск и дальнейшее развитие средних штурмовых орудий. Тяжёлые штурмовые орудия показали себя незаменимыми при прорыве заранее укреплённой обороны противника и штурмах городов, поэтому с появлением нового танка ИС его базу сразу же использовали для создания тяжёлого штурмового орудия ИСУ-152. После устранения «детских болезней» конструкции эта технологичная, надёжная, неприхотливая, хорошо бронированная и мощно вооружённая машина стала лучшей в своём классе.

Хорошая эффективность StuG III сразу же стала предметом пристального внимания союзников и противников. Итальянские военные, недовольные боевыми характеристиками своих устаревших танков семейства M13/M14/M15, потребовали создать на их базе аналог StuG III. Фирма «Фиат-Ансальдо» успешно справилась с заданием, разработав САУ Semovente da 75/18 и впоследствии ещё более мощные штурмовые орудия. Эти машины стали самой боеспособной итальянской бронетехникой, нанёсшей серьёзные потери войскам Великобритании и США в боях в Северной Африке и в Италии.

Солдат вермахта у поврежденной САУ StuG III Ausf. G (выпущенной заводом Alkett в период декабрь 1942 – январь 1943) 904-го батальона штурмовых орудий (Sturmgeschütz-Abteilung 904) в районе Курска. На машине установлены гусеницы с зимними траками (Winterketten).

 

Модификации StuG III

StuG III 0-serie (s.Pak)

Ранний вариант САУ (1937). Выполнена на базе Pz III Ausf. B, с рубкой выполненной из неброневой стали. Вооружён короткоствольной 75-мм пушкой (англ. Tank gun) Kampfwagenkanone (англ.) (длина ствола 24 калибра) Stuk 37/L24.Выпущено 5 штук. Использовались в учебных целях до 1941 г.

StuG III Ausf. A

Первый серийный вариант САУ (январь 1940). Лобовое бронирование 50 мм, вооружён короткоствольной 75-мм пушкой с длиной ствола 24 калибра Stuk 37/L24. С января по май 1940 г. фирмой Daimler-Benz выпущено 30 машин (№№ 90001-90030). После этого производство перенесли на Alkett, которая занималась этим вплоть до последних дней войны. Из-за проблем со своевременной поставкой шасси в июне-июле 1940 г. 20 машин серии с номерами шасси 90401—90420 были выпущены на шасси серийных танков Pz III Ausf. G. В связи с тем, что лобовая броня танка составляла лишь 30 мм, она была усилена дополнительным 20-мм листом, закреплённым болтами. Несмотря на то, что зачастую в литературе эти машины относят к модификации Ausf. B, в архивных документах они указываются как Ausf. A, поскольку все так же были оснащены 10-скоростной коробкой передач Maybach SRG 328 145.

Уничтоженное советской артиллерией штурмовое орудие StuG III Ausf A, район Киева, лето 1941 года.

 

StuG III Ausf. B

(июль 1940). Лобовое бронирование 50 мм, вооружён короткоствольной 75-мм пушкой Stuk 37/L24. Основное отличие этой модификации от предыдущей состояло во введении более широких гусениц (шириной 38 см), широкой звёздочки и опорных катков, а также новой 6-скоростной коробки передач ZF SSG 77 Aphon. С июля 1940 по апрель 1941г. двумя сериями выпущено 300 установок (№№ 90101-90350, 90501-90550).

Немецкие механики производят работы на двигателе САУ StuG. III Ausf. B (выпущенной заводом Alkett в период июня 1940 – марта 1941 г.) на Восточном фронте. У машины отсутствует 4-й опорный каток. На САУ установлено ведущее колесо, типичное для машин модификации Ausf. B.

 

StuG III Ausf. C

(апрель 1941). Упрощена конструкция рубки. Введён новый перископический прицел орудия SflZF-1, что так же потребовало изменить конструкцию люка наводчика. В апреле-мае 1941г. выпущено 50 машин (№№ 90551-90600).

Десант красноармейцев на борту трофейной САУ StuG III Ausf. C отдельной роты трофейных танков. В состав роты входили трофейные танки Pz. Kpfw. III и САУ StuG III. САУ с собственным именем «Мститель». Западный фронт.

 

StuG III Ausf. D

(май 1941). Единственное установленное отличие от предыдущей модификации — установка электро звонка у правого уха механика-водителя, для подачи сигналов командиром, а также впервые применена технология закалки лобовых деталей брони. Три самоходных орудия этого типа были отправлены в Африку и использовались немецким африканским корпусом. С мая по сентябрь 1941г. выпустили 150 единиц (№№ 90601-90750).

САУ StuG III Ausf. D дивизии СС «Мертвая Голова», подбитая в СССР в 1941 году, на прицепе для перевозки. Подрыв на мине? Три катка начисто оторваны взрывом. Хотя одна мина вряд ли такие повреждения нанесёт. Обычно разрывало гусеницу и повреждало один опорный каток. А здесь либо фугас, либо крупный снаряд/авиабомба угадили в самоходку.

 

StuG III Ausf. E

(сентябрь 1941). Эта модификация была разработана как командирская машина, с улучшенной аппаратурой связи, что потребовало установки с обеих сторон рубки и увеличения бортовых ниш для установки радиоаппаратуры. Машина оснащена дополнительной радиостанцией и антенной. С сентября 1941г. по февраль 1942г. выпустили 284 установки (№№ 90751-91034).

StuG III Ausf. F

(март 1942). Первый крупносерийный вариант. Увеличены противотанковые возможности машины, лобовое бронирование последних машин доведено до 80 мм путём наваривания 30-мм дополнительных бронеплит. На первых 120 машинах устанавливалась длинноствольная пушка Stuk 40/L43 калибра 75 мм с длиной ствола 43 калибра, на последующих - Stuk 40/L48. Установлен вентилятор на крыше рубки для уменьшения загазованности боевого отделения. С марта по сентябрь 1942г. выпущено 342 машины, а 24 шасси в октябре - ноябре были переделаны в StuIG 33 B. (№№ 91035-91400).

Советский солдат осматривает подбитое немецкое штурмовое орудие StuG III Ausf.F. Пролом в броне позволяет заглянуть внутрь самоходки. Попадание через крышу и на вылет. Скорее всего орудие накрыто артиллерией. Фугас взорвался снаружи, пройдя ана вылет, и потому броня посечена осколками.

 

StuG III Ausf. F/8

(сентябрь 1942). Лобовое бронирование 80 мм. Дополнительные 30-мм бронеплиты крепились на болтах. Устанавливалась длинноствольная пушка Stuk 40/L48 калибра 75 мм с длиной ствола 48 калибров. С сентября по декабрь 1942г. выпущено 250 установок (№№ 91401-91650). Цифра 8 в наименовании установки означало толщину лобовой брони в сантиметрах.

StuG III Ausf. G

(декабрь 1942). Самая массовая модификация. Дальнейшее увеличение противотанковых возможностей путём установки длинноствольной пушки Stuk 40/L48 калибра 75 мм с длиной ствола 48 калибров. Усиление бронезащиты обеспечивалось броневыми экранами, прикрывавшими ходовую часть и борта машины. Дистанционно управляемый пулемёт для борьбы с пехотой. Alkett начал производство в декабре 1942. Первая серия из 2600 машин имела №№ 91651-94250, вторая начиналась с № 105001. Однако стоит учитывать, что выпускавшиеся параллельно StuH 42 получали номера из этих серий. Фирма MIAG подключилась к выпуску в феврале 1943 с № 95001, выпустив до апреля 1945 года 2643 машины. Кроме того в 1943 году 162 шасси Pz III Ausf M производства MAN (№№ 76127-76210, 77351-77408) были переделаны в StuG III Ausf. G. Всего же с декабря 1942 г. по апрель 1945 г. произведено 7824 машины.

Разбитая немецкая САУ StuG III Ausf. G, уничтоженная внутренним взрывом в городке Кинцвайлер (Kinzweiler)

 

Вооружение

Основным вооружением САУ являлась танковая пушка 7,5 cm KwK 40.

Боекомплект пушки — 44 снаряда, предпочтительное распределение: 12% K.Gr.rot Pz. (бронебойно-трассирующий), 65 % Sprenggranaten (ОФ) и 23 % Nebelgranaten (дымовой).

В начальный период ВОВ короткоствольное орудие Stuk 37 L24 с лёгкостью пробивало советские лёгкие и даже некоторые средние танки (Т-26, БТ-2, БТ-5, БТ-7, Т-28, Т-40, Т-60, Т-70 и т. д.) в борт — на расстоянии до 1500 м, в лобовые проекции — не более 700 м. Пробитие могло произойти не только бронебойными снарядами, но и фугасными (дистанция не более 400 м, толщина брони 20 мм).

Солдаты вермахта у сошедшей с дороги и увязшей в кювете САУ StuG III Ausf. В. Машина выпущена фирмой Алкетт (Alkett) в июне 1940 г. – марте 1941 г.

 

Бронезащита

Испытания бронезащиты StuG III в СССР

В 1942 году на научно-испытательном полигоне ГАБТУ КА был произведён обстрел трофейных немецких танков. По итогам данного обстрела был составлен «Отчёт по испытанию немецких танков обстрелом бронебойными и осколочными снарядами из танковых пушек». В ходе указанного обстрела был обстрелян в том числе и немецкий танк «Арт-Штурм» (именно под таким названием и именно как «танк» StuG III фигурирует в данном отчёте).

Обстрелу подверглась одна из ранних модификаций StuG III, вооружённая короткоствольной 75-мм пушкой. Согласно отчёту, бортовая броня обстрелянного образца составляла 30 мм под углом 0°, лобовая — 50 мм под углом 15°. Были получены следующие результаты:

Обстрел 45-мм пушкой, установленной на танке Т-70

- Обстрел лобовой проекции: «…45-мм бронебойный снаряд 50 мм лобовой брони не пробивает на любой дистанции…»
- Обстрел боковой проекции: «…бортовую 30-мм броню 45-мм бронебойный снаряд пробивает с дистанции 850 метров…»

Обстрел 76-мм пушкой Ф-34, установленной на танке Т-34

- Обстрел лобовой проекции: «…76-мм бронебойный снаряд, при стрельбе из 76-мм пушки /Ф-34/ обр. 1940 г., пробивает лобовую броню с дистанции 800—1000 м. На дистанции больше 800 и 1000 м пробивная способность бронебойного снаряда не проверялась…»
- Обстрел боковой проекции (осколочно-фугасным снарядом): «…76-мм осколочно-фугасный дальнобойный стальной снаряд при стрельбе из 76-мм пушки /Ф-34/ обр. 1940 г., установленной в танке Т-34, при попадании по броневым листам немецкого танка „Арт-Штурм“ толщиной 30 мм, броневые листы разрушает, выламывает с дистанции 1000 метров, и осколками снаряда и кусками брони поражается экипаж и агрегаты танка…»

В целом было отмечено:

«…Броня корпуса немецкого танка „Арт-Штурм“ вязкая и имеет хорошую снарядостойкость и не колется…»

Британские солдаты смотрят на пробоины в лобовой броне немецкой САУ StuG III ausf G. Эта САУ (предположительно из состава 907-й бригады штурмовых орудий — Stg.Brig.907) была подбита двумя 75-мм снарядами танка М4 «Шерман» в районе Кассино (Cassino) на линии Гитлера 18 мая 1944 года. Матёрого противника ребята завалили, на стволе 5 боевых колечек уничтоженной техники у самоходки походу сдетонировал боекомплект, вырвало многосоткилограммовую бронеплиту крыши, по отлетали болты на лобовой бронеплите и маске орудия. Оригинальные, одинаковые, как под копирку пробоины, практически в центре бронелиста, с минимальным разбросом строго по вертикали. Вероятно, огонь велся с малой дистанции. От первого попадания в трансмиссию, машина если и двигалась, то мгновенно встала. Второй снаряд для закрепления результата.

 

Общая оценка уровня защищённости. Ранние модификации (до 1942)

Из отчёта видно, что по состоянию на 1941—1942 гг. StuG III обладал достаточным уровнем защищённости в условиях войны против СССР. Наиболее массовые 45-мм орудия, составлявшие основу противотанковой артиллерии СССР, которые находились на вооружении РККА в значительных количествах, а также адаптированные для установки на танки (прежде всего БТ, Т-26, Т-70 и проч.) и бронеавтомобили, и которыми РККА также располагала в значительных количествах были практически бессильны против лобовой брони «Арт-Штурма», сохраняя способность поражать бортовую броню с больших дистанций лишь при исключительно благоприятных условиях (в борт под углом 90° — до 850 м).

Со временем доля артсистем, которые уверенно поражали «Арт-Штурм» на дистанциях не менее 1 км (а в борт даже осколочно-фугасной гранатой с дистанции 1 км), в РККА росла, что вызвало модернизации «Арт-Штурма» в плане повышения уровня бронезащиты.

Общая оценка уровня защищённости. Поздние модификации (вторая половина 1942 до 1945)

После появления модификации Ausf. F лобовая броня увеличилась до 80 мм, что вкупе с углом бронирования давало хорошую защиту. Теперь пушка Ф-34, установленная на танке Т-34, не могла пробивать лобовую броню StuG III на дальних и средних дистанциях, а вступить в ближний бой Т-34 не мог из-за большей вероятности быть подбитым, прежде чем самому открыть огонь. То же самое относится и к танку M4 Sherman.

Все это свидетельствует о том, что САУ была надёжно защищена (в лобовой проекции) от лёгких и средних танков союзников.

Следует отметить, что важным достоинством САУ во всех модификациях являлся низкий силуэт, резко снижавший вероятность её поражения прямой наводкой с дальних и средних дистанций и позволявший эффективно использовать различные виды укрытий.

Колонна финских штурмовых орудий StuG III Ausf. G из дивизии «Лагус» на марше в Карелии. Германия поставила своим союзникам 59 этих САУ. За каждое это САУ финны заплатили 160 тысяч рейхсмарок или в перерасчете 3.16 миллиона финских марок. Вторая в колонне машина с номером Ps531-17 будет уничтожена 17 июля 1944 г. в бою за населенный пункт Вуосалми.

 

Тактико-технические характеристики StuG III Ausf G

- Компоновочная схема: Моторное отделение сзади, трансмиссионное спереди, боевое и управления посередине.
- Годы разработки: 1937 г.
- Годы производства: 1940—1945 гг.
- Годы эксплуатации: 1940—1950 гг.
- Количество выпущенных, шт.: 10500 машин

- Экипаж: 4 человека

Вес StuG III Ausf G

- Боевая масса, т: 23,4 т

Габаритные размеры StuG III Ausf G

- Длина корпуса, мм: 6770 мм
- Длина с пушкой вперёд, мм: 6770 мм
- Ширина, мм: 2950 мм
- Высота, мм: 2160 мм
- Клиренс, мм: 385 мм

Бронирование StuG III Ausf G

- Тип брони: Стальная катаная и литая броня.
- Лоб корпуса (верх), мм/град.: 25+30 / 85°
- Лоб корпуса (середина), мм/град.: 50+30 / 21—52°
- Лоб корпуса (низ), мм/град.: 30 / 75°
- Борт корпуса, мм/град.: 30 / 0°
- Корма корпуса (верх), мм/град.: 30 / 30°
- Корма корпуса (середина), мм/град.: 30 / 10°
- Корма корпуса (низ), мм/град.: 30 / 65°
- Днище, мм: 19 мм
- Крыша корпуса, мм: 16 / 78—87°
- Лоб рубки, мм/град.: 50+30 / 9°
- Маска орудия, мм/град.: 50+30 / 5°
- Борт рубки, мм/град.: 30 / 0° + 8 / 30°
- Корма рубки, мм/град.: 30 / 30°
- Крыша рубки, мм/град.10 / 78—90°

Вооружение StuG III Ausf G

- Калибр и марка пушки: Stuk 40 L/48 калибра 75 мм
- Тип пушки: Нарезная
- Длина ствола, калибров: 48
- Боекомплект пушки: 54 снаряда
- Углы ВН, град.: −10…+20°
- Углы ГН, град.: ±12°
- Прицелы: Перископические прицелы SfI ZF 1а и RbIF 36
- Пулемёты: 1 пулемёт МG 34 калибра 7,92 мм

Двигатель StuG III Ausf G

- Тип двигателя: V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
- Мощность двигателя, л. с.: 300 л.с.

Скорость StuG III Ausf G

- Скорость по шоссе, км/ч: 38 км/ч
- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 38 км/ч

- Запас хода по шоссе, км: 155 км
- Запас хода по пересечённой местности, км: 155 км

- Удельная мощность, л. с./т: 12,8
- Тип подвески: Индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами
- Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,94

- Преодолеваемый подъём, град.: 30°
- Преодолеваемая стенка, м: 0,6 м
- Преодолеваемый ров, м: 2,3 м
- Преодолеваемый брод, м: 0,8 м

 

Фото САУ StuG III

Немецкие солдаты у штурмового орудия StuG III Ausf. B, уничтоженного на Восточном фронте. Ствол, разрушенный вследствие избыточного внутреннего давления, обычно имеет вздутие и принимает форму «розочки». В нашем случае, очевидно, это последствие внешнего воздействия. Любопытно, что их семи однокалибеных попаданий, лишь одно имеет пробитие брони. Если сравнивать с диаметром фары, то мне кажется, что это попадания 76-мм болванок. Одно пробите при семи попаданиях говорит об очень, очень высоком качестве броневого листа. Броня ещё качественная и вязкая, не колется, а вот в конце войны пойдут массовые случаи, когда несколько близких попаданий даже без пробития вызывают трещины, расколы а то и просто проломы листов. Хорошая фотография, иллюстрирующая важность правильного изготовления броневых листов. Очевидно, САУ отвели роль донора. Подкоп производят с целью облегчения процесса демонтажа катков. Грунт легкий, песчаный. По правому борту, судя по вынутому грунту и отсутствующему бортовому редуктору, демонтаж катков уже произвели.

 

Офицеры 238-й тяжелой гаубичной артиллерийской бригады осматривают захваченную немецкую САУ StuG III Ausf.G. Машина имела собственное имя «Tigerhai» (Тигровая акула). САУ была захвачена в сосновом бору в районе поселка Пуща-Водица в предместье г. Киева. Тигровая акула в лесах Украины. По некоторым данным StuG из 202-й бригады, в которой было большое число машин с собственным именем. В альбоме, под фото, имеется рукописная надпись «Еременко». На фото офицеры 108 ГАБР БМ РГК ст. техник-лейтенант Еременко Иван Ефимович техник по радио 108 габр бм, майор Чуйко Алексей Иванович зам командира 108 габр бм.

 

Солдаты 3-го Украинского фронта рассматривают снаряд захваченной немецкой самоходки StuG III Ausf. G на дороге в Никополь. Машина имеет зимний камуфляж, на уцелевшей гусенице видны антипробуксовочные зубья (Mittelstollen), использовавшиеся для повышения ходовых качеств на льду или твердом снеге. Под Никополем в 1944 г. немцы просто бросили кучу тяжелой техники, т.к. не было подвоза горючки и боеприпасов. Но тут явно подбитый Stug. Судя по свежим тёмных набитыми землёй гусеницами и подсыхающая ведущая звёздочка и ВЛД, машину не так давно выдернули из грунта либо сзади, либо спереди.

 

Красивая динамичная фотография атакующей немецкой самоходно-артиллерийской установки класса штурмовых орудий StuG III Ausf.B в Гомеле. Это StuG из дивизии СС «Мертвой головы»(192 дивизион). Если верить книжке Ковтуна — место съемки — Опочка, хотя встречал и другое описание — осень 42-го Сталинград, что маловероятно. В Опочке эсэсовцам впервые пришлось вступить в открытый бой с частями красной армии, итог был для них неутешителен — погибло 82 офицера и 1620 человек личного состава. Это были крупнейшие потери «Мертвой головы» за всю историю ее существования к тому моменту. Могу еще добавить, что насколько я знаю именно «Мертвая голова» зачищала место боя 2-ой танковой дивизии РККА под Расейняем и если бы 2-ой танковой дивизии удалось бы смять пять дивизий вермахта брошенных против нее, то именно этому орудию пришлось бы сражаться с ее танками... но этого не случилось. Так же насколько я понимаю все StuGи «Мертвой головы» первого формирования сгинули в Демянском котле, посему их никак не могло быть под Сталинградом. «Всплыли» же они в апреле 1942 на Московском заводе. Перемалывала «Мертвую голову» в Демянском котле все та же 11-армия генерала Морозова частью которой была 2-я танковая дивизия, так она мстила за погибших товарищей,которых добивали эсэсовцы идя по ее следу.

 

Немецкая САУ StuG III Ausf.G брошенная в городе Проскуров (ныне Хмельницкий). Хм, «брошенная», да из неё наши воины просто груду металлолома сделали. Крыши у самоходки нет, а унитарный выстрел от пушки засветился на снимке. Слева кстати осколочно-фугасный, а справа в руках у бойца видимо бронебойный.

Добавить комментарий

oruzhie.info

Немецкая арта - обзор САУ Германии в учебнике танкиста

Назад к учебнику танкиста

Немецкая артиллерия изначально обладает серьёзной огневой мощью. Однако это не лучшим образом сказывается на скорострельности, да и с углами наводки у немцев проблемы (исключая разве что G.W. Panther).

Первая арта немецкой ветки. Примечательна тем, что пушку 15 см sIG 33 L/11 мы будем использовать вплоть до Grille (исключение составляет лишь Wespe). Открытая рубка никак не защищает экипаж. С другой стороны, ее минусы научат игрока прятаться от врагов, что поможет на следующих уровнях. Эта САУ отличается низким силуэтом и значительно более высокой скорострельностью при том же самом орудии что и у Бизона. Однако снарядов значительно меньше и это вынуждает играть рассчётливо, дабы к концу боя не истратить боезапас зря. Альтернатива Sturmpanzer II. Несмотря на третий уровень, эта арта просто прекрасна. Пушка стреляет через всю карту, большой урон позволяет ваншотить мелочь и доставлять дискомфорт тяжам. Единственный минус - долгая перезарядка, сведение и большой разброс. Но неплохой угол горизонтальной наводки, адекватный уровень боев, в которые ее кидает, делает Wespe машиной для фарма, доставляющей тонны радости и гордости за свою крутость. У этой САУ наконец появляется другое орудие (все еще не считая Wespe) - намного более мощное. Но, к сожалению, угол наводки становится мизерным, так что придется предугадывать где появится враг и действовать быстро и точно. Но главный минус - это уровень боев. Вас вполне может закинуть к парочке ИС-4 или Т-44, где вы будете ощущать себя немного лишним. В остальном - одни плюсы. Фармит Grille так же хорошо, как и Wespe. САУ 6го уровня. Потрясающая скорость и маневренность (ведь шасси взято у PzKpfw III/IV) в сочетании с большим углом наводки и хорошим уроном делает эту САУ грозой всех танков на поле боя. На выбор нам дается две пушки - топовая с Grille и стоковая с GW-Panther. Вторая имеет не только гораздо больший урон, но и гораздо больший разброс и гораздо более дорогие снаряды. Обе хороши на Hummel, выбор тут неоднозначен. Эта САУ обладает самым большим углом наводки - в некоторых случаях вы даже не будете крутить корпусом в течении боя. Точность и сведение лучше, чем у Hummel, а динамика осталась на том же уровне. Большая, неповоротливая САУ 8 уровня. У нее неприлично маленький угол наводки - после GW-Panther играть будет очень непривычно. Тем не менее, огромный урон фугасов и бронебойные снаряды (которые пробивают любой танк) в сочетании с хорошей интуицией делают эту САУ очень грозным оружием на поле боя. Больше прочность, экраны по бокам корпуса - вот и все отличия тип е от тигра. Орудия этих арт аналогичны (правда, характеристики тип е чуть-чуть лучше). Тем не менее, плавность поворота тип е крайне слабо сбивает сведение, соответственно сводится эта арта гораздо лучше тигра.

wiki.wargaming.net

САУ Германии • World of Tanks 1.2

САУ Германии – это класс известен каждому игроку, как своей устрашающей силой, так и специфическим управлением, которое не позволяет максимально эффективно действовать игроку в одиночку и требует полной отдачи от команды. В общем, этот класс является исключительно командным, так как не имеет собственной тактики превосходства и не может участвовать в дуэльных сражениях. Сегодня мы рассмотрим немецкую ветку этого класса, которая славится своими точными орудиями и довольно приятным управлением, но из-за некомфортной перезарядки и слабого бронирования, не все прототипы боевых машин завоевали уважение. Что касается реальных боевых прототипов, то из 11 игровых моделей, в реальных боях и просто существовали 7 боевых единиц. Но чем они отличаются от других аналогичных моделей, и стоит ли вообще на них играть, мы узнаем далее.   


САУ: G.Pz. Mk. VI (e), Bison, Wespe, Pz. Sfl. IVb, St. Pz. II, Grille, Hummel, G.W. Panther, G.W. Tiger (P), G.W. Tiger, G.W. E 100


Общие сведения

Итак, Германия обладает 11 машинами класса САУ, который отличаются друг от  друга не только техническими характеристиками, но и плановым применением. Среди всех моделей стоит отметить наиболее выдающиеся модели, такие как: Hummel, Grille, G.W. Panther и G.W. E 100. Эти машины обладают наибольшей популярностью среди игроков и активно используются в случайных боях.

Их технического превосходства, стоит отметить высокую скорость, посредственную маневренность, среднюю перезарядку и точное вооружение. В отличие от других представителей САУ, немецкие САУ не предлагают какой-либо универсальности и особых преимуществ, они просто созданы для ведения боя не более, и очень сильно зависят от команды. Что касается бронирования, то модели этих танков настолько не защищены, что один неосторожный выстрел фугасом может нанести огромный вред машине. Поэтому нужно заранее исключить возможные варианты столкновения с противников. А в плане общей картины на фоне всех САУ, учитывая среднюю эффективность и другие различные элементы сравнения, то САУ Германии не особо отличаются от других представителей, вообще, различия САУ между собой сводятся к десятым, или даже сотым. А вот геймплей остается прежним, правда есть некоторые исключения, но они единичны. 

Сравнение с другими нациями

Если сравнивать эту технику между собой, то особых лидеров найти очень сложно. Каждая нация обладает своим представителем, который лучше, чем аналогичные модели других танков. И таким образом идет совершенно непонятная борьба между всеми. К примеру, французский Bat.-Châtillon 155 58 является лидером среди топовых представителей этого класса, а вот немецкий Hummel является лидером своего уровня, и т.д.

Если разбавлять каждую нацию на лидирующие места, то особой картины не будет, каждая сторона предлагает равный набор хороших и не очень боевых машин. Поэтому довольно не тактично сравнивать нации, класс которых практически равный. Есть, конечно, некоторые танки, которые отлично показывают свою боевую эффективность, но сравнивать их нужно отдельно. Общая картина не дает результата, поэтому выбор только за вами. 

Особенности и недостатки

Как упоминалось выше, преимуществом немецких САУ является скорость и точное вооружение. А из недостатков стоит отметить слабоватую маневренность, перезарядку и очень слабые листы бронирования.  Но стоит сразу отметить, что все недостатки в некоторых моделях не встречаются, к примеру, Hummel и G.W. Panther, это универсальные машины, они обладают посредственным уроном, но способны оказывать максимально эффективную огневую поддержку. А вот такие танки как G.W. E 100 и Grille, ярко выражают эти недостатки. Но стоит помнить одно, любая боевая машина этой нации имеет очень слабую броню, даже те, же французы более защищены, чем немцы.  

На что стоит делать уклон? В основном на точность, ни в коем случае не сталкиваться с врагом и вести дальний обстрел. Так же не стоит забывать и о скорости, которая поможет менять свои позиции. Используя эти методы, вы сможете избежать проявления отрицательных сторон техники.

Рекомендуемое снаряжение, дополнительные модули и навыки экипажа

Но не стоит забывать и о снаряжении, которое так, же играет важную роль в сражении. Особенно это касается дополнительных модулей, которых, к сожалению, выбор не такой уж и расширенный. Дело в том, что 2 ячейки модуля должны быть основными, то есть на них должны устанавливаться досылатель и маскировочная сеть, а вот третья ячейка может быть заполнена любым модулем на ваше усмотрение.  

Теперь давайте обратим свое внимание на снаряжение, которое является не стандартным, то есть в ней нет огнетушителя, который расположился практически на всех машинах. В наборе имеется малый ремкомплект, малая аптечка и дополнительный рацион, который позволяет повысить эффективность навыков экипажа.

А вот навыки экипажа не особо отличаются от всех остальных боевых единиц. Как уже можно догадаться, первым делом стоит изучать лампочку и маскировку, далее стоит взяться за изучение боевого братства, после боевого братства можно прибрать к себе ремонт, а уже последние столбцы навыков расставить таким образом, чтобы ваш стиль игры сочетался с каждым. Поэтому заранее планируете, изучение навыков, иначе постоянные сбросы неправильных цепочек изучения пагубно отразятся на вашей эффективности. 

Тактическое применение

И наконец-то мы дошли до тактического применение, которое практически не отличается от стандартного использования САУ. Немецкие САУ являются идеальным вариантом САУ, так как их использование в большинстве случаев не предусматривает ни света, ни штурма, ничего, кроме стандартного дальнего обстрела карты. Как уже все привыкли, на САУ необходимо занимать самую выгодную позицию на карте, которая позволит обстреливать вражеские силы, а так же позволит вовремя сменить свое местоположение на другую выгодную позиции. Атаковать стоит исключительно опасные машины. Первым делом стоит обратить внимание на ЛТ, они самые грозные противники для вас, далее стоит рассматривать варианты уничтожения вражеских САУ, после этого уже делать акцент на топовых представителей вражеской команды и на боевые машины, которые обладают барабаном заряжания. Учитывая и используя наши рекомендации, вы сможете нащупать почву и создать для себя основную тактику сражения. А когда имеется опыт применения, за ним следует и желание победы, которое достигается любым путем и любыми средствами.

Смотрите также:

Поделиться ссылкой с друзьями:

wot-top.ru

Вторая мировая война: Немецкая САУ Hetzer


Учитывая опыт тяжелых боев на Восточном фронте, Министерство вооружений Германии и различные конструкторские бюро, постоянно работали над конверсиями имевшимися в распоряжении легких танков, с целью противостоять Советским тяжелым и средним танкам, количество которых постоянно увеличивалось.

Долгий путь конверсий претерпел, широко используемый Вермахтом, Чешский танк TNHP, принятый на вооружение Германии, после оккупации Чехословакии, более известный под названием PzKpfw 38 (t), который также часто называли "Прага".

Первыми известными конверсиями танка стали:

s.I.G. 33/1 on Selbstfahrlafette 38 (t) sf Ausf M, Geschutzwagen 38 "Bison";
s.I.G.33 on PzKpfw 38 (t) Ausf H, Sd.Kfz 138/1 "Bison".
Это был опыт установки гаубицы s.I.G. 33 на шасси танка, с целью создания средства поддержки пехоты. До Мая 1944г. было построено 800 САУ обоих типов.
2 cm. Flak 30 or 38 L/55 on PzKpfw 38(t), Sd.Kfz . 140.
Установка зенитного орудия на шасси танка. До Октября 1943г. было построено 162 единицы.
Panzer Jaeger 38(t) fur 7,62cm PAK 36(r) Sd.Kfz 139 Marder III;
7,5 cm. PAK 40/3 (L/46) auf Pz.Jag. 38(t) Sd.Kfz 138 Marder Ш.
Противотанковые САУ Marder, с использованием трофейного советского 76,2 мм орудия (построено 344 САУ, в основном использовались в Африканском Корпусе), и в последствие перевооруженным немецкой противотанковой пушкой PAK-40, с изменением конструкции рубки, построено около 1400 единиц.

Однако, все перечисленные образцы, на самом деле являлись, легко бронированными лафетами, предназначенными для несения того, или иного орудия, в бою обладали низкой живучестью, и были построены на переходный период, хотя фактически использовались почти до конца войны.


Самая удачная конверсия танка появилась в результате очередной программы по созданию легкого истребителя танков, предназначенного для поддержки пехоты, а также действия в составе отдельных подразделений истребителей танков, в качестве дополнения к имеющимся системам StuG III и StuG IV. В Марте 1943г. генерал-полковник Г. Гудериан дал указание по созданию истребителя танков на базе танка Pz.Kpfw 38 (t), полностью бронированного, обладающего низким силуэтом, и вооруженного пушкой, способной бороться с танками противника на дистанциях не менее 800м. Причиной появления этого приказа, было снижение темпов производства немецких САУ, производящихся на предприятиях Германии, в то время как территория Чехословакии не испытывала в полной мере всю тяжесть авиа ударов союзников.

Создателем Хетцера по праву является знаменитое предприятие CzKD в Праге, которое во время оккупации носило название Boehmisch-Mahrish-Maschinenfabrik (BMM). Первоначально, на заводе планировалось производство StuG IV, однако, перестроить технологию предприятия в сжатые сроки на производство новой машины не удалось, хотя BMM и до этого занимался ремонтом немецких самоходных орудий. Именно этим и было продиктовано решение Гудериана, использовать для создания машины, уже имеющиеся производственные мощности, способные производить в большом количестве шасси танка Pz.Kpfw 38 (t), которые производились для семейства "Мардер". Техническое задание на Panzerjager 38 (t) было завершено 17 Декабря 1943г. и 24 Января 1944г. был построен первый деревянный макет. В Марте-Апреле того же года были построены 3 прототипа, которые были продемонстрированы Гитлеру на полигоне Арес в Восточной Пруссии и получили его одобрение. Новый истребитель танков был принят на вооружение под названием Sd.Kfz.182 Jagdpanzer 38 (t) Hetzer.

Конструкция нового истребителя танков была традиционной и создана, явно под влиянием уже имеющегося на вооружении Jagdpanzer IV. Боевое отделение машины было замкнуто, имело крышу, броневые листы располагались под рациональными углами. Орудие 7,5 см. Pak 39 L/48 размещалось в амбразуре с маской типа Saukopfblende. В процессе производства Хетцер претерпел ряд изменений, из которых наиболее значительными были - модернизация силовых агрегатов, применение усовершенствованных бортовых передач, совершенствование лафета и маски орудия.

Главным производителем Хетцеров являлся завод BMM, однако, позже, когда стало ясно, что он не справляется с первым заказом на 1000 машин, к производству подключился завод Skoda в г. Пльзень. Орудие производилось в Германии на предприятиях Rheinmetall-Borsig и Seitz Werke. К середине 1944 г. производство было полностью отработано и до конца войны было выпущено около 1570 машин.
В Июле 1944г. первые Хетцеры начали поступать в войска. Распределение Хетцеров происходило по батальонам истребителей танков. Обычно, батальон располагал 45 машинами. Три роты по 14 Хетцеров и 3 машины в штабе батальона. Кроме отдельно создаваемых батальонов, Хетцеры поступали в состав противотанковых дивизионов различных стрелковых дивизий и дивизий войск СС. С начала 1945г. стали формироваться отдельные противотанковые роты оснащенные Хетцерами, а отдельные взводы Хетцеров входили в импровизированные соединения создаваемые из моряков и фольксштурма. Часто Хетцеры заменяли недостающие Тигры в отдельных батальонах тяжелых танков. Две роты Хетцеров находилось в составе РОА.


Хетцеры широко применялись в боях за Восточую Пруссию, В Померании и Силезии, а также во время Арденнского наступления немецкой армии. Благодаря рациональным углам наклона брони, низкому силуэту, Хетцер явился отличным образцом противотанкового орудия, способного сражаться из засад, быстро менять позицию. Однако его орудие явно уступало орудиям Т-34-85 и ИС, что делало невозможным применение Хетцеров в артиллерийских дуэлях на длинных дистанциях. Хетцер был идеальным оружием ближнего боя.

Конструкция Хетцера была настолько удачной, что после войны около 250 Хетцеров под маркой ST-1 находились на службе в армии Чехословакии, а 150 машин были произведены для Швейцарии и эксплуатировались там до конца 60-х годов под маркой G-13. Все послевоенные Хетцеры оснащались новым орудием, производимым в Чехословакии, а также прицелами и системой связи.

Нельзя также не обратить внимания на конверсии самого Хетцера. На базе Хетцера производились САУ поддержки пехоты, вооруженные 150мм гаубицей - 15cm Shveres Infanteriegeschuets 33/2 auf Jagdpanzer 38(t) Hetzer, огнеметный Flammpanzer 38 (t) Hetzer и БРЭМ Bergepanzer 38 (t) Hetzer.

В настоящее время большое количество Хетцеров и его послевоенных модификаций можно увидеть в музеях разных стран мира. Большое количество ST-1 и G-13 используются различными военно-историческими клубами, играя роль "того самого Хетцера". К сожалению, не сохранилось большого количества фотографий Хетцера, используемого немецкой армией, поэтому, наиболее часто встречаются фотографии, ST-1, перекрашенных под Хетцеры, участвующих в военно-исторических шоу.




Дмитрий Пятахин

(Броне-Сайт, август 2001) 

stph-world-war-ii.blogspot.com

Вторая мировая война: Немецкая САУ "Элефант"


Как уже говорилось в прошлой статье – оставшиеся 47 САУ «Фердинанд» были изъяты из действующих армий и в конце 1943 – начале 1944 года прошли модернизацию на все том же «родном» заводе «Нибелунгенверке». Командование учло ошибки как в организационной структуре, так и в конструкции машины. В лобовом листе САУ установили пулемет в шаровой установке; заменили стволы орудий; щиток орудия развернули задом наперед для лучшего крепления на стволе; смонтировали на крыше рубки наблюдательную башенку с семью перископами; сменили полюса на осветительном генераторе и улучшили герметизацию выхлопных патрубков; усилили днище машины в передней части 30-мм плитой; «обули» в более широкие гусеницы; увеличили боекомплект на 5 выстрелов; смонтировали на корпусе крепления для инструментов и траков; корпус и рубку покрыли циммеритом.
Приказ о переименовании САУ в «Элефант» вышел 27 февраля 1944 года после окончания модернизации.
В январе 1944 года первая рота 653-го батальона в составе 14 «Элефантов», одной ремонтно-эвакуационной машины также на базе шасси танка Tiger (P) и двух транспортёров боеприпасов была переброшена в Италию для противодействия наступлению англо-американских войск. Тяжёлые САУ участвовали в боях под Неттуно, Анцио, Римом. Несмотря на господство авиации союзников и сложный рельеф местности, рота зарекомендовала себя с самой лучшей стороны, так, по немецким данным, только 30—31 марта в предместьях Рима две САУ уничтожили до 50 американских танков, бронетранспортёров и автомобилей и были подорваны экипажами после израсходования горючего и боекомплекта. 26 июня 1944 года рота, в которой оставалось два боеспособных «Элефанта», была отведена с фронта и переброшена сначала в Австрию, а затем в Польшу на соединение с 653-м батальоном.
Две оставшиеся роты САУ в апреле 1944 года были переброшены на Восточный фронт, в район Тернополя. Кроме 31 «Элефанта», в составе рот имелись две ремонтно-эвакуационные машины на базе шасси танка Tiger (Р) и одна — на базе танка «Пантера», а также три транспортёра боеприпасов. В тяжёлых боях конца апреля роты понесли потери — было выведено из строя 14 машин; впрочем, 11 из них были быстро восстановлены, и число боеготовых машин даже возросло за счёт прибытия с заводов отремонтированных машин 1 роты. Кроме того, к июню состав рот пополнился двумя уникальными образцами бронетехники — танком Tiger (P) с усиленным до 200 мм лобовым бронированием и танком «Пантера» с башней танка PzKpfw IV, которые использовались как командирские машины. В июле началось крупномасштабное наступление советских войск, и обе роты «Элефантов» были втянуты в тяжёлые бои. 18 июля они были брошены без разведки и подготовки на помощь дивизии СС«Хоэнштауфен» и понесли большие потери от огня советской противотанковой и самоходной артиллерии. Батальон потерял более половины машин, причём значительная их часть подлежала восстановлению, однако, поскольку поле боя осталось за советскими войсками, повреждённые самоходки были уничтожены своими же экипажами. 3 августа остатки батальона были переброшены к Кракову.
Понёсший тяжёлые потери от советских войск 653-й батальон с октября 1944 года стал получать новые САУ «Ягдтигр», а оставшиеся «Элефанты» свели в отдельную 614-ю тяжёлую самоходную противотанковую роту (sPzJgKp 614). До февраля 1945 года эта рота, состоявшая из 13 САУ, находилась в резерве. 25 февраля 1945 года роту перебросили к Вюнсдорфу для усиления противотанковой обороны немецких частей. Последние бои «Элефанты» провели в Вюнсдорфе, Цоссене и Берлине.
В Советском Союзе в разное время имелось не менее восьми трофейных комплектных «Фердинандов». Одна машина была расстреляна под Понырями в июле — августе 1943 года при испытании её брони; ещё одна — расстреляна осенью 1944 года при испытании новых образцов вооружения. В конце 1945 года в распоряжении различных организаций имелось шесть САУ. Они использовались для проведения различных испытаний, часть машин была в итоге разобрана с целью изучения конструкции. В итоге все они, кроме одной, были сданы на лом, как и все машины, захваченные в сильно повреждённом состоянии. 

stph-world-war-ii.blogspot.com

Классификация немецких САУ | Panzer Journal

В 1942 году в Германии производство САУ превысило объёмы производства танков. Вдумайтесь в это. В нашей стране все САУ так и назывались — САУ. В лучшем случае, писали о гаубичных САУ или противотанковых САУ. Система немцев хоть и сложнее, но много более точная. 

Штурмовые машины

SturmPanzer — штурмовые танки. Оснащаются короткоствольными артсистемами (как правило, 150мм дурами). Предназначены для разрушения укреплений при прорыве обороны врага. Представители: StPz I Bison, StPz II.

Sturmpanzer II и Sturmpanzer I Bison

Sturmgeschuetze — штурмовые орудия. В отличие от штурмпанцеров, штурмовые орудия предназначаются для непосредственной поддержки пехоты. Сами посудите — как будет StPz I Bison со своей огромной рубкой действовать с пехотой? Это же жирная мишень. Штурмовые самоходные орудия оснащались артсистемами от 75мм до 150мм, что позволяло делать технику с компактными закрытыми рубками. Такая техника меньше боялась пехоты и была более универсальной. Представители в игре: StuG III

StuG III Ausf.A и StuG 42

Самоходные истребители танков

PanzerJaeger — истребители танков. Те самые истребители техники. Отличаются лёгким бронированием, низкой массой и скорострельными орудиями — идеальная засадная техника. Орудия — 47мм — 76мм. Представители в игре: PanzerJaeger I, Marder II.

PanzerJaeger I и Marder II

JagdPanzer — охотники за танками. Отличаются от PanzerJaeger-ей тем, что имеют закрытые бронированные рубки и более солидное вооружение, которое способно не только поражать танки, но и уничтожать лёгкие полевые укрепления. По сути дела, это полноценная боевая безбашенная машина, которая уже не боится пехоты, в отличие от PanzerJaeger-ей. С другой стороны, с подвижностью и проходимостью уже начинаются проблемы (см. Фердинанд). Представители в игре — JagdpanzerIV, Ferdinand, JagdPanther.

Jagdpanzer IV и Jagdpanther

Самоходные Артиллерийские Установки

Artillerie auf Selbstfahrlafette — полевые артсистемы на самоходном лафете. Взяли пушку и поставили её на шасси с открытой легкобронированной рубкой. Примеров масса — Wespe, Hummel и тд. Опасаются пехоты и предпочитают средние и дальние дистанции. Artillerie auf Selbstfahrlafette обозначаются или GW <тип шасси>, или собственным названием.

Grille и Hummel

Waffentrager — специальные артиллерийские транспортёры. Представьте себе зенитную пушку на четырёхколёсном лафете, к которому прикрепили двигатель. Что это нам даёт? Во-первых, по такой схеме можно строить и зенитные САУ, и истребители танков. Во-вторых, обеспечиваются отличные углы обстрела, больше не нужно доворачивать корпус.

Прототипы Waffentrager-ов

GW (GeschutzWagen) — самоходные лафеты со съёмным орудием. Главное отличие таких GW от прочих САУ — возможность выгрузки орудия после доставки на нужную позицию. Система со съёмным орудием используются, когда нужно доставить орудие в труднопроходимые районы. Ведь у немцев было большое количество полугусеничных тягачей, имеющих меньшую проходимость, чем чисто гусеничные шасси GW. Более того, GW могли увезти на себе много более тяжёлое орудие. Ещё одно отличие GW от обычных полугусеничных тягачей — это узкая специализация. Например, GW Tiger мог увести на себе 170мм пушку, 210мм гаубицу или 305мм мортиру, и ничего больше. Пустой GW можно было использовать как подвозщик экипажа и боекомплекта.

GW h49 и GW Tiger

Автор: kedoki, источник

panzer-journal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *