Содержание

Новый Завет : Евангелие от Матфея : Глава 10 / Патриархия.ru

1И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.
2Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его,
3Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем,
4Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.
5Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите;
6а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;
7ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;
8больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.
9Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,
10ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.
11В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;
12а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему;
13и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.
14А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших;
15истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.
16Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.
17Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас,
18и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.
19Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать,
20ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.
21Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их;
22и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.
23Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.
24Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего:
25довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?
26Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.
27Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.
28
И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.
29Не две ли малые птицы продаются за ассарий*? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего;
30у вас же и волосы на голове все сочтены;
31не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.
32Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;
33а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.
34Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,
35ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
36И враги человеку — домашние его.
37Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
38и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
39Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.
40Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня;
41кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.
42И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

www.patriarchia.ru

О значении слов Христовых: «не мир пришел Я принести, но меч»

О значении слов Христовых: «не мир пришел Я принести, но меч» [1]

Неужели такой праведный и милостивый человек не понимает глубинного значения этих слов? Думаю, что ты понимаешь его, только ищешь подтверждения. Праведным и милостивым Господь Сам открывает тайны Свои. Если бы ты был единственным кузнецом в Иерусалиме, когда евреи распинали Господа, некому было бы выковать для них гвозди.

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч. Так сказал Господь. Читай это так: «Не для того Я пришел, чтобы помирить истину и ложь, мудрость и глупость, добро и зло, правду и насилие, нравственность и скотство, целомудрие и разврат, Бога и маммону; нет, Я принес меч, чтобы отсечь и отделить одно от другого, чтобы не было смешения».

Чем же отсечешь, Господи? Мечом истины. Или мечом слова Божия, так как это одно. Апостол Павел советует нам: возьмите меч духовный, который есть Слово Божие [2]. Святой Иоанн Богослов в Откровении видел Сына Человеческого, сидящего посреди семи светильников, а из уст Его выходил острый с обеих сторон меч [3]. Меч, исходящий из уст, что иное, как не слово Божие, слово истины? Этот меч и принес Иисус Христос на землю, принес ради спасения мира, но не ради мира добра со злом. И ныне, и присно, и во веки веков.

Правильность этого толкования подтверждают дальнейшие слова Христа: ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее [4], и, если сын пойдет за Христом, а отец останется во тьме лжи, меч истины Христовой разделит их. Истина не дороже ли отца? И если дочь пойдет за Христом, а мать будет упорствовать в отрицании Христа, что общего может быть у них? Христос не слаще ли матери?.. То же самое между невесткой и свекровью ее.

Но не пойми это так, что тот, кто познает и возлюбит Христа, должен сейчас же телесно отделиться от своих родных. Это неправильно. Об этом не говорится. Достаточно отделиться душою и не принимать в нее помыслов и дел неверующих. Ибо, если верующие немедленно отделились бы от неверующих, в мире образовалось бы два враждебных лагеря. Кто бы тогда учил и исправлял неверующих? Сам Господь три года терпел рядом с Собой неверного Иуду. Мудрый апостол Павел пишет: неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим [5].

В заключение приведу тебе духовное толкование этих слов Христа Феофилактом Охридским: «Под отцом, матерью и свекровью подразумевай все ветхое, а под сыном и дочерью – все новое. Господь же хочет, чтобы Его новые Божественные заповеди победили наши старые греховные привычки и обычаи».

Таким образом, слова о мече, принесенном на землю, вполне соответствуют Христу Миротворцу и Миродавцу. Он дает Свой небесный елей всем, кто искренне верует в Него. Но Он пришел не для того, чтобы примирить сынов света с сынами тьмы.

Поклон тебе и детям. Мир вам и Божие благословение.

  1. Мф. 10, 34.— Ред. ^
  2. Еф. 6, 17.— Ред. ^
  3. См.: Откр. 1, 12–16.— Ред. ^
  4. Мф. 10, 35.— Ред. ^
  5. 1 Кор. 7, 14.— Ред. ^

Святитель Николай Сербский. Миссионерские письма

www.vocerkovlenie.ru

Как понимать слова Христа «Не мир принёс я, но меч…»?

    В Евангелии от Матфея, в десятой главе читаем: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир принес Я, но меч; ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее». (тексты 34-39) 

Каждый знакомый с Учением Христа прекрасно знает, что Христос никогда не говорил, что Его ученики будут людьми «с мечами», враждебными, непримиримыми, жестокими…

О том, какими должны быть ученики Христа, как они будут относиться к другим людям, и, конечно же, к родственникам, Господь весьма доходчиво проповедовал: «…Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую…» «Не судите, да не судимы будете…» «…Когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных…» И — так далее. В общем, Нагорная проповедь, и все Учение Христа, хорошо известны.

Как же тогда разуметь приведенные выше слова Христа?

Чтобы правильно понять эти слова Господа, следует обратить внимание на ситуацию, при которой Господь их произнес, или просто взглянуть на контекст. И мы увидим, что Христос говорил эти слова, когда посылал Своих учеников на проповедь.

Вся десятая глава Евангелия от Матфея представляет собой наставление, которое Христос преподал Апостолам в связи с их наступающей проповеднической деятельностью. Учитель наперед показывал ученикам, какова будет реакция людей на проповедь Евангелия. Предупреждал их о тех опасностях, которые их, как проповедников Евангелия, ожидают в будущем.

Эти слова Христа говорят вовсе не том, как Его ученики должны поступать с другими людьми, в том числе с неверующими членами своих семей, с родителями и с детьми. Ученики Христа никому не предъявляют никаких религиозных требований или претензий. Им люди предъявят претензии по поводу их веры во Христа, но они — никогда. Человеку «другой веры» ученики Христа не говорят: «Если ты не в нашей вере, мы не будем с тобой общаться». Или: «Если не примешь нашу веру, значит не друг нам…»

Общий смысл наставлений Иисуса таков, что проповедники Евангелия должны быть готовы к мощному противлению, которое им непременно станут оказывать многие люди, в том числе также и друзья, члены семьей и родственники.

Разъяснения Христа показывали, как с ними, с Его учениками,  будут поступать другие люди, даже члены их семей. В том же разговоре, немного ранее, Христос предупредил учеников: «Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей и умертвят их; и будете ненавидимыми всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется «. (тексты 21,22).

Таковы реалии, с которыми неизбежно должны были, по словам Христа, столкнуться Его ученики, как проповедники Евангелия.

Господь не принес людям вражду. Он учил: «Входя в дом, приветствуйте его «мир вам!».

Подчиняясь словам Господа, ученики Христа не «размахивают мечом», и ни с кем не конфликтуют. Они «возвратили меч в его место». Мечами и кольями вооружаются безбожники и христопродавцы. Когда Христос говорил, что принес не мир, но меч, Он предупреждал учеников о том, что люди будут их преследовать, «поднимать против них мечи», в том числе даже близкие родственники.

Уместно вспомнить, что по этому поводу сказано в Евангелии от Луки в 21 гл: «Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое… Преданы также будете и родителями и братьями, и родственниками и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое».

«ПОХОРОНИТЬ ОТЦА…»

«…А другому сказал: следуй за мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов; а ты иди, благовествуй Царствие Божие. Еще другой сказал: я пойду за тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия». (Луки 9:59-62)).

Как понимать эти слова Христа?

Здесь Христос не учил что сыну-христианину следует бросить на произвол судьбы одинокого немощного старика-отца и отправиться «проповедовать Евангелие». В данном случае Иисус говорил о духовном состоянии проповедников Евангелия, и о крепости веры проповедников.

Смысл этих слов Христа точно такой же, какой содержится в Его словах о жене Лота. О ней Он как то сказал: «Вспоминайте жену Лотову». (Луки 17:32). Как известно, жена Лота нарушила приказ ангелов не оборачиваться назад и оглянулась на оставляемый ею Содом, от чего и погибла. Что продемонстрировала она своим оглядыванием? Свое неверие. И за это была поражена смертью.

В красивой просьбе учеников о похоронах отца и о прощании с домашними Господь усмотрел не сыновнюю заботу о родителях, а их «оглядывание назад». Они, эти двое учеников, зная, понимая, что разговаривают с Мессией, тем не менее пытались как бы оттянуть время, чтобы не сразу приступить к деятельности, на которую Он  их назначал.

Поэтому Христос и ответил: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия». Господь Своим ученикам запретил неверие, а не нормальные человеческие просьбы или отношения.

А то, что Христос чьего-то папашу назвал духовно мертвым, живущим среди таких же мертвецов, ну, Ему виднее. Значит, на это у Него были основания. Он знал и знает все. Он — Судия живых и мертвых…

«ОСТАВИТЬ ДОМ, БРАТЬЕВ… ЖЕНУ?..»

«Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной». (Евангелие от Марка 10 гл).

О чем здесь говорится?

Только не о том, чтобы оставить жену и детей и бежать на проповедь со словами: «…Управляйтесь как можете с горшками и пеленками, а мое дело — проповедовать Евангелие…».

Апостолы так не поступали. В послании Коринфянам Павел, например, пишет: «..Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие апостолы, и братья Господни, и Кифа?». Что здесь видим? А то, что жены апостолов были их спутницами. Апостолы не бросали своих жен «ради проповеди». Они правильно понимали Христа.

…Богатый и благочестивый молодой человек спросил Христа: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». Господь указал ему на заповеди. «Все это сохранил я от юности»,- ответил юноша. И тогда Господь сказал: «Пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест».

И что юноша? Читаем: «Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение». А Иисус говорит ученикам: «как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!».

После этого между Христом и апостолами состоялся предметный разговор, в конце которого Господь и сказал процитированные здесь слова из Евангелия от Марка, что «нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной».

Рассматривая в контексте данную ситуацию, мы, конечно, увидим, что Христос не учит бросать семьи. Он здесь говорит про другое.

…В Евангелии от Луки, в 12 главе мы находим притчу о некоем землевладельце, который собрал хороший урожай, и который заявил: «Сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись…».

Далее написано, как Бог ответил разбогатевшему глупцу: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?».

Трагедия этого человека заключалась в том, что свои надежды на будущее он возлагал не на Бога, а на свое богатство. Христос прямо сказал: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».

Благочестивый молодой человек, в принципе, где-то был похож на того глупого богача. Он также не мог расстаться со своим богатством, возлагая на него свои надежды. Поэтому Иисус и сказал о нем: «как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!».

Однако случается, что люди возлагают надежды не только на деньги, на дома, на земли. Кто-то может считать, что его родственники, семья, жена, муж, дети, братья и сестры или друзья будут для него опорой и подкреплением в жизни, но не Бог.

Вот это — неправильно в глазах Бога. Верующий человек никак не пренебрегая родственниками и членами семьи, отдавая им должное, все равно всегда на первое место в своем сердце возводит Бога. Как, например, это было у праведного Иова.

Жизнь человека зависит исключительно от Бога. Ставя что-то или же кого-то по жизненному значению выше Бога, человек делается недостойным Божьей милости. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меняя»,- сказал Иисус.

Естественно, эти слова также подразумевают, что ученик Христа не может поддаться на уговоры своих родственников, если они склоняют его отречься от Христа. На такой шаг ученик Христа не пойдет ни при каких обстоятельствах. Ученик Христа не отрекается от Христа. Но и от родственников не отрекается. Они могут отречься от него. Они могут изгнать его из дома. А он — никогда.

БЕЗ СЛОВ ПРИОБРЕТАТЬ…

В наше время различные сектанты широко используют рассмотренные выше слова Христа, чтобы вмешиваться в личную семейную жизнь своих адептов, иногда буквально разбивая семьи. Ссылаясь на вырванные из контекста эти слова Христа, они утверждают, что, если брачный партнер не придерживается «истины», то есть не разделяет религиозных взглядов «верующей» стороны, то, последняя, дескать, основываясь на словах Господа, что «не мир принес Я, но меч», может развестись с «неверным». Если же так не сделает, то покажет этим, что любит жену (мужа) более, нежели Христа, и, значит, — недостойна Христа. Руководители сект готовы пойти на любое чудовищное извращение учения Христа, только бы не потерять своих «овец». Но сейчас речь не о них.

Относительно того, как поступать с «неверующим» мужем (женой), все предельно ясно сказал  апостол Петр: «Также и вы жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слов приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие».

Итак, апостол четко пишет, как должна поступать верующая сторона с «не покоряющемся слову». Его нужно не выгонять из дома, и не уходить от него, а приобретать его «без слов», житием своим. Это есть учение Христа.

В первом веке среди учеников Христа появлялись люди буквально воспринимавшие Его слова из Нагорной проповеди: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться… Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам».

Вдохновенные таким обещанием Господа бездуховные люди переставали работать, зарабатывать на хлеб, не заботясь не только о самих себе, но и о членах своих семей, в том числе и физически немощных. В некоторых церквах дело приняло такой серьезный оборот, что пришлось вмешаться апостолу Павлу. И он решительно написал таким деятелям: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного».

Состояние сердца есть основа поведения человека. Какое у человека сердце, такие и библейские тексты он отыскивает для обоснования своих действий.

Помню, давно среди некоторых старых свидетелей Иеговы ходил рассказ об одной христианке из Южной Кореи, которой муж запрещал верить во Христа. Безусловное требование мужа заключалось в том, чтобы она вернулась к их традиционной религии, оставив христианство. Преследование со стороны мужа было самым жестоким и буквальным. Он бил свою жену, выгонял ее из дома, так что нередко она в холодное время ночевала на улице. Такие «концерты» мужа проходили с определенной регулярностью по нескольку раз в год на протяжении многих лет.

Все ее родственники, знакомые и даже религиозные наставники говорили ей, что она имеет право, может оставить мужа-тирана, что в Библии есть на это разрешение, что апостол Павел прямо говорит об этом… Она же отвечала, что попробует еще потерпеть. И, невзирая на все чудовищные издевательства, эта кроткая и терпеливая христианка всегда возвращалась домой, и с самым искренним сердцем вновь общалась с мужем.

Наконец, однажды, по прошествии двадцати лет борьбы со своей женой-христианкой, муж в приливе очередного религиозного противостояния, сказал ей: «Забирай, что в доме для тебя самое дорогое, и уходи! Чтобы я больше тебя здесь не видел! Это — конец!»

Жена взяла большое покрывало, расстелила его на полу и решительным тоном приказала мужу: «Ложись на это покрывало!». Муж оглянулся: «Что?..». «Для меня самое дорогое — ты. Я тебя возьму с собой…»,- сказала жена. Муж остолбенел…

Завершался рассказ тем, что муж через некоторое время покаялся перед женой. И обратился к Христу, тоже стал христианином, как и его жена…

Возможно, кто-то скажет: «Красивая сказка…». Но я не могу так сказать. Примерно аналогичные истории «на своем веку» мне приходилось видеть самому. И неоднократно, как в Казахстане, так и в Украине, и в России. Послушные Христовым заповедям жены (или мужья!) делали все для того, чтобы сохранить свою семью, чтобы помочь своему не покоряющемуся Христу брачному партнеру познать Бога. И прекращали свои попытки только после того, когда их выгоняли окончательно и бесповоротно, или когда узнавали, что вместо них появился другой. Тогда уже они успокаивались, предав это дело Божьей воле, как написано: «к миру призвал нас Господь».

Сегодня есть люди живущие по учению Христа! Даже я знаю их, некоторых знаю по именам. Есть праведные мужья и жены на земле! Они восприняли учение Христа по духу, а не по букве, сердцем, а не только умом. Сегодня есть люди с добрыми сердцами! Они и войдут в Церковь Господа Христа.

Совсем не случайно Господь Иисус называет Свое учение тесными вратами, узким путем. И подчеркивает, что многие попытаются идти ими, да не смогут. А почему не смогут? Да потому, что сердца у них злые. Они никак «не смогут», чтобы не воздать злом за зло. И поэтому, «размахивая мечами», и «любя Христа более, нежели отца и мать», вместе с большинством, покатятся по широкому гладкому проспекту мимо Божьего Царства прямо в жерло геенны.

Каждый, называющий себя верующим, должен определиться,  по какому пути ему следует идти. А также — на какой он стороне, на стороне Духа Божьего и любви Христовой, или на стороне мертвой буквы и сатанинской жестокости. Что изберешь, то и получишь.

«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними», — Христос.

Источник

cont.ws

Миссионерские письма | Православие и мир

Письмо кузнецу К., о значении слов Христовых: “не мир пришел Я принести, но меч”

Неужели такой праведный и милостивый человек не понимает глубинного значения этих слов? Думаю, что ты понимаешь его, только ищешь подтверждения. Праведным и милостивым Господь Сам открывает тайны Свои. Если бы ты был единственным кузнецом в Иерусалиме, когда евреи распинали Господа, некому было бы выковать для них гвозди.

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч. Так сказал Господь. Читай это так: “Не для того Я пришел, чтобы помирить истину и ложь, мудрость и глупость, добро и зло, правду и насилие, нравственность и скотство, целомудрие и разврат, Бога и маммону; нет, Я принес меч, чтобы отсечь и отделить одно от другого, чтобы не было смешения”.

Чем же отсечешь, Господи? Мечом истины. Или мечом слова Божия, так как это одно. Апостол Павел советует нам: возьмите меч духовный, который есть Слово Божие. Святой Иоанн Богослов в Откровении видел Сына Человеческого, сидящего посреди семи светильников, а из уст Его выходил острый с обеих сторон меч. Меч, исходящий из уст, что иное, как не слово Божие, слово истины? Этот меч и принес Иисус Христос на землю, принес ради спасения мира, но не ради мира добра со злом. И ныне, и присно, и во веки веков.

Правильность этого толкования подтверждают дальнейшие слова Христа: ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее [4], и, если сын пойдет за Христом, а отец останется во тьме лжи, меч истины Христовой разделит их. Истина не дороже ли отца? И если дочь пойдет за Христом, а мать будет упорствовать в отрицании Христа, что общего может быть у них? Христос не слаще ли матери?.. То же самое между невесткой и свекровью ее.

Но не пойми это так, что тот, кто познает и возлюбит Христа, должен сейчас же телесно отделиться от своих родных. Это неправильно. Об этом не говорится. Достаточно отделиться душою и не принимать в нее помыслов и дел неверующих. Ибо, если верующие немедленно отделились бы от неверующих, в мире образовалось бы два враждебных лагеря. Кто бы тогда учил и исправлял неверующих? Сам Господь три года терпел рядом с Собой неверного Иуду. Мудрый апостол Павел пишет: неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим [5].

В заключение приведу тебе духовное толкование этих слов Христа Феофилактом Охридским [V]: “Под отцом, матерью и свекровью подразумевай все ветхое, а под сыном и дочерью – все новое. Господь же хочет, чтобы Его новые Божественные заповеди победили наши старые греховные привычки и обычаи”.

Таким образом, слова о мече, принесенном на землю, вполне соответствуют Христу Миротворцу и Миродавцу. Он дает Свой небесный елей всем, кто искренне верует в Него. Но Он пришел не для того, чтобы примирить сынов света с сынами тьмы.

Поклон тебе и детям. Мир вам и Божие благословение.

Письмо молодому учителю, спрашивающему, есть ли сейчас истинные христиане

Есть они, много их. Если бы их не было, померкло бы ясное солнце. Ибо разве такая драгоценная лампада освещала бы зверинец?

Много бумаги понадобилось бы мне, чтобы описать мои встречи с истинными христианами, и тебе долго пришлось бы читать о них и утешать свою душу. А пока испытай себя на этом примере.

Прошлым летом мы были в Мачве. Пока мы стояли на маленьком полустанке в ожидании поезда, я наблюдал за одной старой крестьянкой. Ее увядшее лицо светилось чудным таинственным светом, который часто можно видеть на лицах духовных людей. Я спросил ее: “Кого ожидаешь, сестра?”. “Того, кого Господь пошлет мне”,– ответила она. Из дальнейшего разговора мы узнали, что каждый день она приходит на станцию и ждет, не появится ли какой-нибудь бедный странник, нуждающийся в ночлеге и куске хлеба. И, если такой случится, она радостно принимает его в своем доме, как посланного Богом. Еще мы узнали, что читает она Священное Писание, постится, ходит в церковь и соблюдает все Божии заповеди. А соседи ее сказали нам, что это святая женщина.

Я хотел похвалить ее евангельское гостеприимство, но она остановила меня словами: “Разве мы сами не гости Его всю нашу жизнь, каждый ее день?”. И слезы заблестели на ее глазах. О милостивая и сладкая душа народа! Мой молодой друг, если назовешься учителем народа, часто можешь оказаться посрамленным, но если назовешься учеником народа, никогда не посрамишься.

Да осияет тебя святая милость Божия!

Письмо крестьянину Здравко Т., на вопрос о значении слов Христа “Огонь пришел Я низвести на землю”

Мы часто говорим об огне зависти, огне ненависти, огне похоти и об огне всякой жестокой страсти. Конечно, совсем не этот огонь принес на землю Царь любви и истины Господь наш Иисус Христос. Конечно, не этот. Все это нечистые языки адского огня, который захлестывает и землю.

Христос принес святой огонь; Он Сам сиял и светился в вечности. Это огонь истины и любви, огонь чистый, Божественный, огонь от Вечного Очага – Святой Троицы. Огонь истины, из которого разливается теплота любви.

Это огонь, которым горело слово пророка Иеремии и который неудержимо влек его на проповедь Божией истины (см.: Иер. 23, 29).

Это огонь, что сошел на апостолов в виде огненных языков, просветив и освятив простых рыбаков, сделав их величайшими мудрецами.

Это огонь, которым светилось лицо архидиакона Стефана, делая его подобным Ангелу Божию.

Это духовный огонь истины и любви, которым апостолы и их наследники переродили мир, оживили труп безбожного человечества, омыли, освятили и просветили его. Все доброе в мире от этого огня небесного, низведенного Господом на землю.

Это небесный огонь, который очищает душу, так же как земной огонь очищает золото. Свет этого огня показывает нам путь, открывает нам, откуда и куда мы идем, в этом свете мы познаём нашего Небесного Отца и свое Вечное Отечество. От этого огня разгорается наше сердце неизреченной любовью ко Господу нашему Иисусу Христу, как это случилось с двумя апостолами на пути в Эммаус, о чем свидетельствовали они: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам?

Этот огонь подвигнул Христа сойти с небес на землю и подвигает нас подниматься к небесам.

Все мы крещены этим святым огнем, по слову святого пророка и Крестителя Иоанна: Я крещу вас в воде… Он (Христос) будет крестить вас Духом Святым и огнем.

Этот огонь пробуждает в человеческом сердце неизреченную ревность ко всякому добру. Он радует праведника и обжигает грешника. И для нас мучителен он, пока не очистимся мы от всякой неправды и нечистоты. Ибо сказано: Бог есть огнь, сожигающий грешников.

Мир тебе и радость от Господа!

Письмо женщине, на вопрос о воздаянии умерших

Ты пишешь, что тебя беспокоят страшные сны. Стоит тебе сомкнуть глаза, являются тебе три отрока, высмеивают тебя, угрожают и запугивают… Пишешь, что в поисках лечения ты обошла всех известных докторов и знающих людей. Говорили тебе: “Ничего, это пустяк”. Ты отвечала: “Если это для вас пустяк, избавьте меня от этих видений. Разве пустяк может не давать сна и покоя вот уже шесть месяцев?”. Они тебе в ответ: “Поменяйте климат, чаще бывайте в обществе, следите за питанием. Это обычная ипохондрия”.

Известны мне, сестра, такие умники. Выучили несколько трескучих слов: “ипохондрия”, “телепатия”, “самовнушение” – и подменяют ими духовную реальность, все объясняя “распорядком дня”, прописывают климат, увеселения, минеральные воды, мясо и вино.

А я тебе вот что скажу: три отрока, которые являются тебе,– это трое детей твоих, убиенных тобою во чреве, прежде чем солнце коснулось лиц их нежными своими лучами. И теперь они пришли воздать тебе. Воздаяние умерших страшно и грозно. Ты начитанная женщина, и я буду говорить с тобой литературными образами. Вспомни леди Макбет или английского короля, убитого духом им же убиенного человека. Конечно, ты читала и о короле Владиславе, убийце короля Владимира: был он убит духом Владимира.

Но, может быть, ты не читала о византийском императоре Константе. Был у него брат Феодосий. Констант не любил брата, видя в нем соперника, и принудил его принять диаконский сан. Но страх не покидал его. Тогда Констант решился на преступление. Он устроил заговор против брата, и Феодосий был мученически убит. С облегчением вздохнул Констант, думая, что наконец-то избавился от соперника. Не предполагал невежественный император, что мертвые сильнее живых, что, убивая невинного, не стал он победителем, а лишь сложил оружие к ногам жертвы своей. Ночью убиенный диакон Феодосий явился своему брату-императору и, протягивая ему чашу с дымящейся кровью, грозно воскликнул: “Пей, брат!”. Император в ужасе вскочил, созвал придворных, но никто не мог ему ничего сказать. На следующую ночь явление повторилось: диакон с чашей дымящейся крови с грозным возгласом: “Пей, брат!”. Констант поднял на ноги весь Цареград, но подданные недоуменно глазели на него, как глазеют на тебя умники, посылающие тебя на воды и рекомендующие лучшее питание.

Снова и снова являлся императору Константу брат с чашей крови в руках, пока однажды утром сильный и здоровый правитель не был найден мертвым в своей постели.

Читаешь ли ты Священное Писание? Оно объясняет, как и за что мертвые мстят живым. Еще раз прочти о Каине , который после убийства брата нигде и никогда не мог обрести покой. Прочти о том, как дух оскорбленного Самуила воздал Саулу. Прочти, как долго и жестоко страдал несчастный Давид из-за убийства Урии. Известны тысячи и тысячи таких случаев – от Каина и до самой тебя; прочти о них, и ты поймешь, что терзает тебя и почему. Ты поймешь, что жертвы сильнее своих палачей и воздаяние их ужасно.

Начни с того, что пойми и осознай это. Делай все, что в силах твоих, для своих убиенных детей, твори дела милосердия. И простит тебя Господь – у Него все живы,– и дарует покой. Иди в церковь и спроси, что ты должна делать: священники знают.

Да помилует тебя Господь!

Письмо одному сербскому патриоту, утверждающему, что важнее быть честным сербом, а вера – дело второстепенное

И я говорю: достаточно быть хорошим сербом, следуя примеру лучших и славнейших сербов, стоящих в ряду выдающихся людей всего мира последнего тысячелетия. Однако не решаюсь сказать, как ты, что вера – дело второстепенное. Ибо все сербы сочли бы меня лжецом.

Ты хороший серб, если имеешь милостивую душу короля Владимира, твердость Немани , христолюбие святого Саввы, ревность царя Милутина, кротость Стефана Дечанского, смирение царя Уроша, жертвенность князя Лазаря, мужество Бана Страхини, правдолюбие Марко Кралевича , сердце матери братьев Юговичей, верность и доброту княгини Милицы, сострадание девицы косовской, терпение раба плененного, прозорливость слепых гусляров, мудрость сербских монахов и священников, стыдливость простых девушек, вдохновенность народных певцов, талантливость народных ремесленников, утонченность и терпение ткачих и кружевниц, точность народных сказителей, умеренность и сдержанность сербских крестьян, сияние и свет Крестных Слав сербских.

Но разве все это не от веры? Воистину, основание и корень всему, что мною перечислено,– вера Христова. Если нет в тебе ни одной из добродетелей твоих славных предков – а ты сербом называешься,– подобен ты пустой витрине с вывеской известной фирмы. А этого, думаю, не желаем ни ты себе, ни я тебе.

Сказать кому-нибудь: “Будь хорошим сербом, а вера – дело второстепенное” – то же самое, что сказать овце: главное, будь откормлена, а пастбище – дело второстепенное!

Никто не сможет быть хорошим сербом, если прежде всего не будет хорошим человеком. В мире не было и нет иной силы, которая могла бы сделать человека совершенным, кроме веры Христовой.

Потому не желай сербства без духовного содержания. Да не будет тебе человек без ума наставником, ни серб без веры сотрудником.

Этого тебе желаю и тебя приветствую.

Женщине, которую гнетет тяжелое уныние

Пишешь, что тебя гнетет какая-то непреодолимая и необъяснимая печаль. Тело твое здорово, дом – полная чаша, а на сердце пустота. Именно сердце твое полно тяжелого уныния. Вынуждена ты посещать балы и места увеселений, но это только увеличивает печаль.

Берегись крепко: это опасная болезнь души! Она может вовсе умертвить душу. Такую печаль Церковь считает смертным грехом, ибо, по словам апостола, есть два рода печали – печаль ради Бога, которая производит покаяние ко спасению, и печаль мирская, производящая смерть. Очевидно, ты страдаешь от второго рода печали.

Печаль ради Бога охватывает человека, когда он вспоминает о грехах своих, кается и вопиет к Богу. Или когда кто-то печалится о грехах ближних, видя, как отпадают они от веры. Такую печаль Господь обращает в радость, подобно той, которую описывает апостол Павел, говоря о всех рабах Христовых: нас огорчают, а мы всегда радуемся. Они радуются, потому что чувствуют силу и близость Божию. И приемлют утешение от Господа. Так сказал и псалмопевец: Помянух Бога и возвеселихся.

Печаль святых подобна облакам, сквозь которые сияет солнце утешения. А твоя печаль подобна солнечному затмению. Должно быть, есть за тобой много мелких грехов и проступков, которые ты считала незначительными и не исповедовалась и не каялась в них. Словно паутина, опутали они твое сердце и свили гнездо для той тяжкой печали, которую демонская сила злорадно удерживает в тебе. Поэтому пересмотри всю свою жизнь, подвергни себя беспощадному суду и исповедуйся во всем. Исповедью ты проветришь и очистишь дом своей души, и войдет в него свежий и здоровый воздух от Духа Божия. А затем смело принимайся за добрые дела. Скажем, начни творить милостыню ради Христа. Христос увидит и почувствует ее и скоро подаст тебе радость. Подаст ту несказанную радость, которую только Он дает и которую никакая печаль, никакая мука, никакая демонская сила не могут помрачить. Читай Псалтирь. Эта книга для скорбящих душ, книга утешения.

На вопрос, зачем перед иконой зажигается лампадка

Во-первых, потому, что вера наша есть свет. Сказал Христос: Я свет миру. Свет лампадки напоминает нам о том свете, которым Спаситель освещает наши души.

Во-вторых, для того, чтобы напомнить нам о светлом нраве святого, перед иконой которого мы возжигаем лампадку. Ибо святые названы сынами света.

В-третьих, для того, чтобы служить нам укором за наши темные дела, злые помыслы и желания, и для того, чтобы позвать нас на путь евангельского света, чтобы мы с большей ревностью заботились об исполнении заповеди Спасителя: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела.

В-четвертых, чтобы стала она нашей малой жертвой Господу, Который всего Себя принес в жертву за нас, малым знаком великой благодарности и светлой нашей любви к Тому, у Кого в наших молитвах мы просим жизни, здоровья и спасения – всего того, что может дать одна только безграничная Небесная Любовь.

В-пятых, чтобы устрашить силы зла, которые нападают на нас иногда и во время молитвы, отводя наши мысли от Творца. Ибо силы зла любят тьму и трепещут света, особенно того, который служит Богу и угодникам Его.

В-шестых, чтобы побуждать нас к жертвенности. Подобно тому как горят в лампадке елей и фитиль, покорные нашей воле, так же пусть горят пламенем любви и наши души, во всех страданиях покорные воле Божией.

В-седьмых, чтобы напоминать нам о том, что как лампадка не может зажечься без нашей руки, так и сердце наше, эта наша внутренняя лампадка, не сможет загореться без святого огня Божественной благодати, даже если будет исполнено оно всякой добродетели. Ибо добродетели наши – горючее, которое воспламеняет Своим огнем Господь.

Сыну, который подвергся родительскому проклятию

Пишешь, что ты поссорился с отцом, отделился от него и при дележе он тебя проклял. Ты спрашиваешь, имеет ли это проклятие какое-либо значение.

Несомненно, имеет. Разве может не иметь значения родительское проклятие? Менее значительные вещи, обычные помыслы, потрясают духовный мир, а тем более родительское проклятие, когда оно справедливо. Праведный Ной проклял потомство Хама, ибо Хам насмеялся над отцом своим Ноем. И это проклятие тяготеет и проявляется доныне на черных племенах, хамитах.

И в нашей стране недавно осуществилось одно страшное материнское проклятие. Укоряла мать своего развратного сына. В гневе он оскорбил ее. Мать и за это укорила его, тогда он ударил ее палкой. Заплакала она и запричитала и в горе своем произнесла такое проклятие на сына: “Сын мой не сын мне, как я рыдала сегодня, так и ты зарыдаешь в свой самый радостный день!”. Вскоре мать умерла, а сын остался нераскаянным и непрощенным. Но материнское проклятие исполнилось. В день его свадьбы – в самый радостный день его – сваты стреляли из ружья, и одна шальная пуля попала в жениха, и зарыдал он. Но смерть положила конец его рыданию и его жизни.

Христос повторил ветхозаветную заповедь Божию о почитании родителей, изрекши Своими пречистыми устами: почитай отца и мать. Да никто не помыслит, что это Моисеева заповедь, а не Христова.

Но если бы родитель, язычник или безбожник, произнес проклятие на своего сына потому, что сын – христианин, такое проклятие пало бы на голову родителя, а не сына. Однако в твоем случае виноват ты, и проклятие на тебя ложится. Потому поспеши умолить отца, чтобы он при жизни снял с тебя проклятие и благословил тебя, чтобы ты был жив многие лета.

Господь да поможет тебе!


Источник: свт. Николай Сербский. Миссионерские письма. М., 2005.

www.pravmir.ru

БИБЛЕЙСКИЕ ВОПРОСЫ. БИБЛЕЙСКИЕ ОТВЕТЫ. ИЗ ОПЫТА ЗДРАВОГО УЧЕНИЯ Сборник статей

 КАК ПОНИМАТЬ СЛОВА ХРИСТА «НЕ МИР ПРИНЕС Я, НО МЕЧ…»?

 

    В Евангелии от Матфея, в десятой главе  читаем: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир принес Я, но меч; ибо Я пришел разделить человека с отцем его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку домашние его. Кто любит  отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин  Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее». (тексты 34-39)

 

      Каждый знакомый с Учением Христа прекрасно знает,  что  Христос  никогда не говорил, что Его ученики будут людьми «с мечами»,  враждебными, непримиримыми, жестокими…   

      О том, какими должны быть ученики Христа, как они будут относиться к другим людям,  и, конечно же, к родственникам,  Господь  весьма доходчиво  проповедовал: «…Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую…»  «Не судите, да не судимы будете…»   «…Когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в  воскресение праведных…»  И — так далее.  В общем, Нагорная проповедь,  и все Учение Христа, хорошо известны. 

 

     Как же тогда  разуметь приведенные выше слова Христа?

     Чтобы правильно понять эти слова Господа,  следует обратить  внимание на ситуацию,  при которой Господь их произнес, или просто  взглянуть на контекст.   И мы увидим, что Христос говорил эти слова, когда посылал Своих учеников на проповедь.  

   

      Вся десятая глава  Евангелия от Матфея представляет собой наставление, которое Христос  преподал  Апостолам в связи с их  наступающей проповеднической деятельностью.   Учитель  наперед показывал  ученикам,  какова будет реакция людей на проповедь Евангелия.  Христос предупреждал их о тех опасностях, которые их, как проповедников Евангелия, ожидают в будущем.

 

     Эти слова Христа говорят вовсе не том, как Его ученики должны поступать с другими людьми,  в том числе с  неверующими членами своих семей, с родителями и с детьми.  Ученики Христа никому не предъявляют никаких религиозных требований или претензий.   Им люди предъявят  претензии по поводу их веры во Христа,  но они — никогда.        Человеку   «другой веры»  ученики Христа  не говорят: «Если ты не в нашей вере, мы не будем с тобой общаться».   Или:  «Если не примешь нашу веру, значит не друг нам…»

 

     Общий смысл наставлений Иисуса таков, что проповедники Евангелия должны быть готовы к мощному противлению, которое им непременно станут оказывать многие люди, в  том числе  также   и друзья,  члены семьей и родственники.

      Разъяснения Христа  показывали, как с ними,   с учениками Христа будут поступать другие люди, даже члены их семей.  В том же разговоре,   немного ранее,  Христос  предупредил  учеников: «Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дели на родителей и умертвят их; и будете ненавидимыми всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется «. (тексты 21,22).

 

      Таковы реалии, с которыми неизбежно должны были, по словам Христа, столкнуться Его ученики, как проповедники Евангелия.

      Господь не принес людям вражду.  Он учил: «Входя в дом, приветствуйте его «мир вам!».

 

      Подчиняясь словам Господа,  ученики Христа не «размахивают мечом»,  и ни с кем не конфликтуют. Они «возвратили меч в его место». Мечами и кольями  вооружаются безбожники и христопродавцы.  Когда Христос говорил, что принес не мир, но меч, Он предупреждал учеников о том, что люди будут  их преследовать,  «поднимать против них мечи»,  в том  числе даже близкие родственники.

    Уместно вспомнить, что по этому поводу сказано в Евангелии от Луки в 21 гл: «Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое… Преданы также будете и родителями и братьями, и родственниками и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое».

 

«ПОХОРОНИТЬ ОТЦА…»

 

     «…А другому сказал: следуй за мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов; а ты иди, благовествуй Царствие Божие. Еще другой сказал: я пойду за тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия».  (Луки 9:59-62)).

 

      Как понимать эти слова Христа?

     Здесь Христос  не учил что сыну-христианину  следует бросить на произвол судьбы одинокого немощного старика-отца и отправиться  «проповедовать Евангелие».   В данном случае Иисус говорил о духовном состоянии проповедников Евангелия, и о крепости веры проповедников.

     Смысл  этих  слов Христа  точно такой  же,  какой  содержится в Его словах о жене Лота.  О  ней  Он  как то сказал: «Вспоминайте жену Лотову». (Луки 17:32). Как известно, жена Лота нарушила приказ Ангелов не оборачиваться назад и оглянулась на оставляемый ею Содом, от чего и погибла.  Что продемонстрировала она своим оглядыванием? Свое неверие. И за это была поражена смертью.

 

     В красивой просьбе учеников о похоронах отца и о прощании с домашними Господь усмотрел не сыновнюю заботу о родителях,  а  их «оглядывание назад».    Они, эти двое учеников, зная, понимая, что разговаривают с Мессией, тем не менее пытались как бы оттянуть время, чтобы не сразу приступить  к деятельности, на которую  их  назначал Мессия.

     Поэтому Христос и ответил:  «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия».   Господь  Своим ученикам запретил неверие, а не нормальные человеческие просьбы или отношения.

     А то, что Христос чьего-то папашу назвал духовно мертвым,  живущим среди таких же мертвецов, ну,  Ему виднее. Значит, на это у Него были основания. Он знал и знает все. Он — Судия живых и мертвых…

 

«ОСТАВИТЬ ДОМ, БРАТЬЕВ… ЖЕНУ?..»

 

     «Истинно  говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей,  или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей,  и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной». (Евангелие от Марка 10 гл).

 

     О чем здесь говорится?

     Только не о том, чтобы  оставить жену и детей и бежать  на проповедь со словами:  «…Управляйтесь  как можете с  горшками и пеленками, а мое дело — проповедовать Евангелие…».

      Апостолы так не поступали.  В послании Коринфянам Павел, например,  пишет:  «..Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?».  Что здесь видим? А то, что жены Апостолов были спутницами Апостолов.  Апостолы не бросали своих жен «ради проповеди».  Они правильно понимали  Христа.

 

    …Богатый и благочестивый молодой человек спросил Христа: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?».  Господь указал ему на заповеди.  «Все это сохранил я от юности»,- ответил юноша. И тогда Господь сказал: «Пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест».

     И что юноша? Читаем: «Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение».      А  Иисус говорит ученикам: «как трудно имеющим богатство войти в  Царствие Божие!».

       После этого   между Христом и Апостолами состоялся предметный разговор,  в конце которого Господь и  сказал процитированные здесь слова из Евангелия от Марка, что  «нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей,  или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей,  и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной».

     Рассматривая  в контексте  данную ситуацию, мы, конечно, увидим, что Христос не учит бросать семьи.  Он здесь говорит про другое. 

 

     …В Евангелии от Луки, в 12 главе  мы  находим притчу о некоем землевладельце, который собрал хороший урожай, и который заявил: «Сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое.  И скажу душе моей: душа!  много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись…».

      Далее написано,  как  Бог ответил  разбогатевшему глупцу: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?».

     Трагедия этого человека заключалась в том, что свои надежды на будущее он возлагал не на Бога, а на свое богатство. Христос прямо сказал:  «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».

    Благочестивый молодой человек, в принципе, где-то был похож на того глупого богача. Он также не мог расстаться со своим богатством, возлагая на него свои надежды.  Поэтому Иисус и сказал о нем:    «как трудно имеющим богатство войти в  Царствие Божие!».

 

    Однако случается, что люди возлагают надежды не только на деньги, на дома, на земли.  Кто-то может считать, что его родственники, семья, жена,  муж, дети, братья и сестры  или друзья будут для него опорой и подкреплением в жизни, но не Бог.

     Вот это — неправильно в глазах Бога.  Верующий человек никак не пренебрегая родственниками и членами семьи, отдавая им должное,  все равно всегда на первое место  в своем сердце возводит Бога.  Как, например, это было у праведного Иова. 

     Жизнь человека зависит исключительно от Бога. Ставя что-то или же кого-то по жизненному значению  выше Бога, человек делается недостойным Божьей милости.  «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меняя»,- сказал Иисус.

    Естественно, эти слова также подразумевают, что ученик Христа не может поддаться на уговоры своих родственников, если они склоняют его отречься от Христа.  На такой шаг ученик Христа не пойдет ни при каких обстоятельствах. Ученик Христа не отрекается от Христа. Но и от родственников  ученик Христа  не отрекается.  Они могут отречься от него. Они могут изгнать его из дома. А он — никогда.

 

БЕЗ СЛОВ ПРИОБРЕТАТЬ…

 

      В наше время различные  сектанты  широко используют  рассмотренные выше слова Христа, чтобы вмешиваться в личную семейную жизнь своих адептов,  иногда буквально разбивая семьи. Ссылаясь на вырванные из контекста эти слова Христа,  они  утверждают, что, если брачный партнер не придерживается «истины», то есть не разделяет религиозных взглядов «верующей» стороны, то, последняя, дескать, основываясь на словах Господа, что «не мир принес  Я, но меч»,  может развестись с «неверным».  Если же    так не сделает, то покажет этим, что любит жену (мужа) более, нежели Христа,  и, значит, — недостойна  Христа.  Руководители сект готовы пойти на любое  чудовищное  извращение Учения Христа, только бы не потерять своих «овец». Но  сейчас речь не о них.

 

    Относительно того, как поступать с «неверующим» мужем (женой), все предельно  ясно сказал  Апостол Петр: «Также и вы жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них,  которые не покоряются слову, житием жен своих без слов приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие».

     Итак, Апостол четко пишет, как должна поступать верующая сторона  с  «не покоряющемся слову».  Его нужно не выгонять из дома, и не уходить от него,  а приобретать  его  «без слов», житием своим.  Это есть Учение Христа.

 

     В первом веке среди учеников Христа появлялись  люди  буквально воспринимавшие  слова Христа  из Нагорной проповеди:  «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во  что одеться… Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам».  

     Вдохновенные такими обещанием Господа  бездуховные люди переставали работать, зарабатывать на хлеб, не заботясь не только о самих себе, но и о членах своих семей, в том числе и физически немощных.  В некоторых церквах дело приняло  такой серьезный оборот, что пришлось вмешаться Апостолу Павлу. И он решительно написал таким  деятелям: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного».

 

     Состояние сердца есть основа поведения человека. Какое у человека  сердце, такие и Библейские тексты он отыскивает для обоснования своих действий.

 

     Помню, давно среди  некоторых  старых свидетелей Иеговы ходил  рассказ об одной христианке из Южной Кореи, которой муж запрещал верить во Христа. Безусловное  требование мужа заключалось в том, чтобы она вернулась к их традиционной религии, оставив христианство.  Преследование со стороны мужа  было  самым  жестоким  и  буквальным. Он бил свою жену, выгонял ее из дома, так что нередко она  в холодное время ночевала на улице.   Такие «концерты» мужа проходили  с определенной регулярностью по нескольку раз в год  на протяжении многих  лет.

    Все ее родственники, знакомые и даже  религиозные наставники говорили ей, что она имеет право,   может   оставить  мужа-тирана,  что в Библии есть на это разрешение, что Апостол Павел прямо говорит об этом…  Она же отвечала,  что попробует еще потерпеть. И,  невзирая на все чудовищные издевательства, эта кроткая  и терпеливая христианка всегда возвращалась домой, и с самым искренним сердцем вновь общалась с мужем.

     Наконец, однажды, по прошествии двадцати лет борьбы со своей женой-христианкой, муж в приливе очередного  религиозного противостояния,  сказал ей: «Забирай, что в доме для тебя самое дорогое, и уходи! Чтобы я больше тебя здесь не видел! Это — конец!»

    Жена взяла большое покрывало, расстелила его на полу и решительным тоном приказала мужу: «Ложись на это покрывало!».  Муж оглянулся: «Что?..». «Для меня самое дорогое — ты. Я тебя возьму с собой…»,- сказала жена. Муж остолбенел… 

     Завершался рассказ тем,  что муж через некоторое время покаялся  перед женой.  И  обратился к Христу, тоже стал христианином, как и его жена…

 

     Возможно,  кто-то скажет: «Красивая сказка…».  Но я не могу так  сказать.  Примерно  аналогичные истории «на своем веку» мне приходилось  видеть  самому.   И неоднократно, как в Казахстане, так и в Украине, и в России. Послушные Христовым заповедям жены (или мужья!) делали  все для того, чтобы сохранить свою семью,  чтобы помочь своему не покоряющемуся Христу брачному партнеру познать Бога. И прекращали свои попытки только после того, когда их выгоняли окончательно и бесповоротно, или когда узнавали, что вместо них появился другой. Тогда уже они успокаивались, предав это дело Божьей Воле, как написано: «к миру призвал нас Господь».

 

     Сегодня есть люди живущие по Учению Христа!  Даже я знаю их,  некоторых знаю по именам.  Есть праведные  мужья и жены на земле! Они восприняли Учение Христа по духу, а не по букве, сердцем, а не только умом.  Сегодня  есть люди с добрыми сердцами! Они и войдут в Церковь  Господа Христа.

 

     Совсем не случайно Господь Иисус называет Свое Учение —  тесными вратами,  узким путем.  И подчеркивает, что многие попытаются идти ими, да не смогут.  А почему не смогут?   Да  потому, что сердца у них злые. Они никак «не смогут», чтобы не воздать злом за зло. И поэтому, «размахивая мечами»,  и «любя Христа более, нежели  отца и мать», вместе с большинством,  покатятся по широкому гладкому проспекту  мимо  Божьего Царства  прямо в жерло геенны.

 

    Каждый, называющий себя верующим, должен определиться  по какому пути  ему следует идти.  А также —   на какой он стороне, на стороне Духа Божьего и  Любви Христовой, или на стороне мертвой буквы и сатанинской жестокости. Что изберешь, то и получишь.

 

     «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». — Христос.

 

 

Обсудить статью на форуме

www.zdravoemyshlenie.ru

Не мир, но меч: с кем воюет Христос

17.10.2018

744 просмотра

Дарья Сивашенкова

Источник: La cruz en la mano 

Пара слов о взаимоотношениях христианства и семьи, и так ли страшно то, что говорит Христос ученикам.

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Матф.10:34-38)

Тут масса смыслов. Во-первых, это, конечно опровержение образа «добренького», этакого «карманного» Христа, готового ради нашего удовольствия оставить нас в нашем уютном комфортном мире, покрывать нашу тихую, полную приятного безбожия жизнь.

Нет, принявший Христа — принимает вызов мира во всей красе и порой действительно ради Господа остается в неприкаянном одиночестве, в каменной пустыне на семи ветрах. Полезно периодически об этом вспоминать… и не бояться этого.

Во-вторых, речь, конечно, не только о семье. Мать, отец, сын, дочь — это для наглядности. Христос в принципе не готов делить нас ни с чем противящемся Себе (привет расхожему и популярному выражению «православие — часть идеологии»). И понятно, почему: царствие, разделившееся в самом себе, не устоит — и человеческой души это касается в полной мере. Нельзя быть частью с Христом, а частью — вне Христа.

Во-третьих, хотя про это стоило бы написать отдельно, Иисус таким образом защищает и предостерегает человека от одной из самых страшных ошибок: путаницы любви и любовной зависимости. Нет и быть не может любви помимо Бога, Который Сам есть Любовь и источник всяческой любви. Те чувства, которые обходят Бога стороной, оставляя Его за кадром или ставя Его не на первое место, подлинной любовью быть не могут (ну все равно, что телегу впереди лошади поставить и удивляться, чего это оно не едет), а следовательно — разрушительны для души. Хотя бы тем, что душа замыкается на чем-то земном и становится «недостойной» Бога — ибо Бога в себя принять уже не может, потому что Его место уже занято.

Это требование отринуть все, что конкурирует с Богом за человека. Да, даже если это самые близкие люди — на пути спасения они враги. Но. Но.

И тут начинается интересное.

Услышь такую сентенцию от кого-то другого, можно было бы на этом успокоиться. Враги — они и есть враги, чего с ними церемониться, с врагами надо сражаться, врагов надо уничтожать или хотя бы побеждать. Ну хотя бы плюнуть на них да растереть!

Но эти слова произносит Спаситель, для Которого непрощаемых врагов не существует по определению: все мы — Его дети, даже бунтующие, даже не знающие Его. Даже гонители других Его детей. Даже конкурирующие с Ним за место в человеческом сердце.

А следовательно, вспоминаем Его слова про врагов:
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. (Матф.5:44-45)

Вот, кстати, часто удивляются: как это можно любить своих врагов? Неестественно, мол, это. Да вот так. Враги — они разные бывают. Не только те, что тебя ненавидят. Иногда — это самые близкие и любимые люди. И не всегда они откровенно недоброжелательны, иногда их поведение даже маскируется под заботу. Они иногда даже и не знают, что они — враги… И порой необходимо достаточное душевное мужество, чтобы признаться в этом самому себе себе.

Но это не значит, что их следует ненавидеть и расплеваться с ними. Наоборот.

Разрушая недолжные, недостойные Бога связи, Иисус — Он никогда не калечит! никогда не ранит попусту! не требует бессмысленной боли и страдания ради страдания! — создает связи гораздо более прочные и достойные христианина. Он предлагает путь подлинной любви: молитесь, благотворите, благословляйте. Будучи с Богом. А какая связь может быть прочнее и глубже молитвы? И это — путь к созданию настоящей любви, в том числе, и в семье. Но прежде, чем создать подлинные узы, следует разорвать фальшивые.

Но это не самое интересное. Четвертый смысл.
Оказывается, слова Христа про разделение в семье и взятие креста — это не просто часть Его проповеди. Это сбывшееся пророчество о спасении. Вот, смотрите:

Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть.
Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело.
Лучший из них — как терн, и справедливый — хуже колючей изгороди, день провозвестников Твоих, посещение Твое наступает; ныне постигнет их смятение.
Не верьте другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих.
Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка — против свекрови своей; враги человеку — домашние его.
А я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего: Бог мой услышит меня.
(Михей.7:5-7)

Согласитесь в таком контексте слова Христа «Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее» звучат совершенно по-другому.
Оказывается, это вовсе не угроза, а ободрение. Это исполнение пророчества о спасении из гибельных отношений, из варева зла и лжи. Пророк уповает на Бога — и Бог отвечает ему: Я пришел и разделю таких отца и сына, дочь и мать, невестку и свекровь.

И это не разрушение семьи, это спасение, о котором мечтает человек. «Не мир пришел Я принести на землю, но меч…» Это для нас эти слова звучат некоторой угрозой, а для тех, кто слушал Христа и знал контекст, это — обещание не оставлять зло и ложь на своих местах, не примиряться с ними. Не оставлять человека на растерзание.

«Бог мой услышит меня», — верит пророк. Он верит не зря: Бог услышал. Представляю, с каким удивлением, с каким облегчением и радостью слушали эти слова апостолы: ведь то, о чем пророк лишь мечтал, сбывается на их глазах, это к ним пришло освобождение. Они-то знают, что речь идет не о разрушении института семьи. Это — ясный ответ на вопль о спасении.

И это говорится не просто в обычной беседе, это обращение к двенадцати перед тем, как послать их на проповедь! День провозвестников Твоих…

Иисус здесь в очередной раз подтверждает Свою божественность — там, где пророк обращается к Богу, отзывается Спаситель и от Себя обещает спасение. Да не просто отзывается, Он еще и усиливает слова пророка, обнажая вражду между самыми близкими и показывая ее подлинную причину: Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется. (Матф.10:21,22).

Страсти накаляются: зло, побуждавшее сына позорить отца, а дочь — восставать против матери, теперь толкает их на прямое убийство — из-за исповедания Спасителя.
Это то же ветхозаветное зло, которое уже не просто развращает людские души, но осатаняет их до предела перед лицом Христа.

И говорит Иисус властно: да, Я пришел, да, Я разделю тебя с твоими мучителями, но если ты тяготеешь к ним больше, нежели ко Мне — ты недостоин Меня. Разделяя тебя с ними, Я предлагаю тебе соединение со Мной: бери свой крест, иди за Мной.

А пророк, как следует пообличав посрамленных врагов , оставляет эту вечную ветхозаветную тему и переключается на то, чем откровенно любуется. Как я его понимаю! Слушала бы и слушала…

Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать.
Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши.
Ты явишь верность Иакову, милость Аврааму, которую с клятвою обещал отцам нашим от дней первых. (Мих.7:18-20)




nenadoada.ru

Кузнецу Константину о значении Христовых слов: «Не мир пришел Я принести, но меч» — Как мы веруем — Статьи

Автор: Святитель Николай Сербский

Как это такой праведный и милостивый человек и не знает глубокого значения этих слов? Думаю, что ты знаешь, но только ищешь подтверждения. Праведным и милостивым Сам Бог открывает тайны Духом Своим. Если бы ты был единственный кузнец в Иерусалиме, когда евреи распинали Господа, некому было бы выковать для них гвоздей.

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч (Мф. 10, 34). Так сказал Господь. Читай это так: «Не для того пришел Я, чтобы примирить истину с ложью, мудрость с глупостью, добро со злом, правду с насилием, скотство с человечностью, невинность с развратом, Бога с мамоной; нет, Я принес меч, чтобы рассечь и отделить одно от другого, чтобы не было смешения».

Чем же рассечь, Господи? Мечом истины или мечом слова Божия, так как это едино. Апостол Павел советует: Возьмите меч духовный, что есть слово Божие (Еф. 6, 17). Святой Иоанн в Откровении видел Сына Человеческого, Сидящего посреди семи светильников, а из уст Его выходил острый с обеих сторон меч (Откр. 1, 13, 16). Меч, исходящий из уст, — что может быть иное, как не слово Божие, слово истины? Этот меч и принес Иисус Христос на землю. Этот меч спасительный для света, а не мир добра со злом. И ныне и присно, и во веки веков.

То, что это толкование правильно, видно из дальнейших слов Христа: Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее (Мф. 10, 35). И если сын пойдет за Христом, а отец останется во мраке лжи, меч истины Христовой разделит их. Истина не дороже ли отца? И если дочь пойдет за Христом, а мать будет упорствовать в непризнании Христа, что общего может быть у них? Не слаще ли Христос, чем мать? То же самое и между невесткой и свекровью.

Но не пойми это так, что тот, кто познает и возлюбит Христа, сейчас же должен телесно отделиться от своих родных. Этого не говорится. Довольно будет быть разделенным душевно и не принимать в свою душу ничего от мыслей и дел неверующих. Если бы верующие сейчас и телесно отделились от неверующих, образовались бы два враждебных лагеря. Кто бы тогда учил и исправлял неверующих? Сам Господь целых три года терпел около Себя неверного Иуду. Мудрый Павел пишет: Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим (1 Кор. 7, 14).

Наконец, могу тебе сообщить, как эти слова Христа духовно объясняет Феофил Охридский: «Под отцом, матерью и свекровью подразумевай все старое, а под сыном и дочерью все новое. Господь хочет, чтобы Его новые Божественные заповеди и учение победили все наши старые греховные привычки и обычаи». Итак, слова о мече, принесенном на землю, вполне соответствуют Христу Миротворцу и Миродавцу. Он дает Свой Небесный мир, как некий небесный бальзам тем, кто в Него искренно верует, но Он пришел не для того, чтобы примирить сынов света с сынами мрака.

Кланяюсь тебе и детям. Мир вам и Божие благословение.


Одному православному из новоначальных, которого ругают все домашние

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ».
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


www.pravklin.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *