Topic: Военная структура и органы НАТО

В военную структуру НАТО входят все военные органы и подразделения, вовлеченные и используемые для реализации политических решений, имеющих военные последствия.

Основными элементами военной структуры НАТО являются Военный комитет, в состав которого входят начальники генеральных штабов (НГШ) государств-членов НАТО, его исполнительный орган – Международный военный штаб – и структура органов военного управления НАТО (отличная от организационной структуры вооруженных сил), состоящая из Стратегического командования по операциям и Стратегического командования по трансформации объединенных вооруженных сил НАТО, возглавляемых соответственно Верховным главнокомандующим объединенными вооруженными силами в Европе (ВГК ОВС НАТО в Европе) и Верховным главнокомандующим по трансформации объединенных вооруженных сил НАТО (ВГКТ ОВС НАТО).

В организационную структуру вооруженных сил входят организационные механизмы, объединяющие силы, предоставленные государствами-членами в распоряжение НАТО, а также соответствующие структуры командования и управления. Эти силы имеются в наличии для проведения операций НАТО в соответствии с заранее установленными критериями готовности, правилами развертывания и передачи полномочий командованию НАТО, которые могут быть разными для разных стран.

Рабочие механизмы

На практике председатель Военного комитета председательствует в Военном комитете, в котором у каждого государства-члена есть военный представитель начальника генерального штаба. Этот комитет – главный военный руководящий орган НАТО – представляет Североатлантическому совету и Группе ядерного планирования рекомендации по военным вопросам, выработанные на основе консенсуса, то есть, согласованные всеми НГШ стран НАТО.

Военный комитет работает непосредственно с командующими двух Стратегических командований НАТО – ВГК ОВС НАТО в Европе, отвечающим за операции, и ВГКТ ОВС НАТО, отвечающим за трансформацию. Оба они подчиняются Военному комитету по всем военным вопросам Североатлантического союза, входящим в круг их обязанностей.

С одной стороны, Военный комитет дает командующим двух Стратегических командований руководящие указания по военным вопросам; с другой – он тесно взаимодействует с ними, чтобы представить Североатлантическому совету на рассмотрение с политической точки зрения военные оценки, планы, вопросы и рекомендации, а также анализ, который включает эту информацию в более широкий контекст и учитывает озабоченности каждого государства-члена. В исполнении этой функции Военному комитету помогает Международный военный штаб.

В целом, Военный комитет выступает, помимо прочего, в качестве связующего звена между политическим руководством в штаб-квартире и двумя стратегическими командующими.

С

www.nato.int

33. Организационная структура блока нато.

Структура

НАТО является военно-политическим блоком 28 государств. Это сотни комитетов, групп, служб, управлений или подразделений планирования, воинских и гражданских (транспортных, медицинских и т. д.) и даже учебных Центров по подготовке и переподготовке специалистов. НАТО — межправительственная организация, члены которой выделяют средства и ресурсы, необходимые для повседневного функционирования её в соответствии с Договором: проведения встреч, подготовки и принятия решений, реализации других задач в рамках общих интересах всех членов альянса. Основная часть военных сил и военной инфраструктуры, остаются под их непосредственным управлением и национальным командованием до тех пор, пока не возникнет необходимости в их выделении целиком (или частично) для решения определенных военных задач. Финансирование обучения и содержания национальных контингентов осуществляется за счет бюджета соответствующих государств.

Совет НАТО

Совет НАТО – основной руководящий альянс, состоящий из постоянных представителей всех государств-членов (в ранге послов). В этом составе он именуется Постоянным советом и собирается не реже одного раза в неделю. Совет собирается также и на уровне министров иностранных дел (не менее двух раз в год), министров обороны (по необходимости) и глав государств и правительств стран НАТО. На встречах Совета высшего уровня определяются или пересматриваются стратегия и тактика альянса. Все государства-члены НАТО считаются равноправными, заседания Совета и комитетов проходят за круглым столом, а решения принимаются путем консенсуса (единогласно). В Постоянном совете председательствует Генеральный секретарь НАТО, помощником которого выступает старший по возрасту посол. Председатель Совета на уровне министров иностранных дел избирается путем ежегодной ротации в алфавитном порядке. Совет уполномочен формировать все структуры, необходимые для успешной деятельности. Консультативным органом Совета НАТО по политическим вопросам является

Политический комитет, в котором участвуют представители всех государств-членов альянса под руководством помощника Генерального секретаря по политическим вопросам.

Комитет планирования обороны (КПО)

Высшим военно-политическим органом организации с декабря 1966 года стал Комитет планирования обороны. Он имеет равные с Советом права в сфере своей компетенции. Это высшая военная власть альянса — структура, состоящая из постоянных представителей государств-членов. КПО, как и Совет, собирается на уровне министров обороны не менее двух раз в год. Комитет выносит рекомендации политическим властям НАТО и определяет меры, которые необходимы для обеспечения общей безопасности государств-членов НАТО. КПО помогает развивать стратегические концепции и ежегодно готовит обстоятельные оценки сил и возможностей стран и регионов, откуда может исходить опасность для НАТО. Во время кризисов и войн КПО представляет Совету оценки военной ситуации, дает рекомендации по использованию военной силы, выработке новых правил и т. д. Процедуры работы, подготовки и принятия решений здесь такие же, как и в Совете НАТО, за исключением того, что решения КПО готовят другие комитеты и рабочие группы.

Военный комитет

Высшим военным органом НАТО является Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов стран — членов НАТО и гражданского представителя Исландии, не имеющей регулярных вооруженных сил, и собирающийся не реже двух раз в год на свои заседания. При нём созданы три верховных командования, а именно:

  • Верховное союзное командование в Европе, официально формируемое начальниками штабов союзных государств и возглавляемое Верховным главнокомандующим союзных войск;

  • Командование Атлантического океана, которое возглавляется Верховным союзным командующим Атлантики;

  • Командование Канала (так называют Ла-Манш), которое возглавляется командующим Канала.

В задачу командования входит планирование мер по защите соответствующих зон в мирное время (создание баз, аэродромов, прокладка трубопроводов, постройка складов, создание систем коммуникаций) и практическая реализация намеченных мер — в военное время

Группа ядерного сдерживания

Встречаются также в Группе ядерного планирования, где обсуждается широкий круг вопросов ядерной.

Группа высокого уровня

При этой Группе функционирует Группа высокого уровня в качестве старшего консультативного органа по ядерной политике и вопросам планирования.

Группа защиты оружия высших уровней

С 1998 г. КПО подчинена и Группа защиты оружия высших уровней, функцией которой является контроль над безопасностью ядерного оружия и его защитой, а также решение вопросов выживаемости.

Группа быстрого реагирования

Это означает готовность НАТО быстро развертывать свои силы уже не только в зоне Северной Атлантики, как это понималось до 1990-х годов, но и в любом районе мира. Для этого создана группа быстрого реагирования, программа действий которой разрабатывается и уточняется высшими должностными лицами государств. Эта группа собирается под председательством заместителя Генерального секретаря НАТО каждые несколько недель для анализа происходящих в мире процессов и реагирования на них.

Верховный главнокомандующий

Верховный главнокомандующий является ответственным за выполнение всех военных мер в соответствующей зоне. Он вправе давать рекомендации политическим и военным властям НАТО по любому военному вопросу, который может затрагивать его способность выполнять возложенные на него обязанности. Он имеет также прямой доступ к начальникам генеральных штабов государств-членов НАТО в своей зоне, контактирует с соответствующими национальными властями по всем вопросам, касающимся его задач.

Главный штаб

Вместе с председателем Военного комитета НАТО верховные главнокомандующие выступают как высшие военные представители в Главном штабе вооруженных сил союзников. В рамках союзного командования в Европе функционируют две региональные команды:

Союзные силы Северной Европы: Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша и Чехия; штаб-квартира находится в г. Брунсаме, Нидерланды;

Союзные силы Юга Европы: Венгрия, Греция, Италия, Испания и Турция; штаб-квартира — г. Неаполь, Италия.

Верховное командование в Атлантике состоит из пяти штабов:

Восточная Атлантика,

Западная Атлантика,

Южная Атлантика,

Ударный флот,

Союзное командование подводными кораблями.

Международный военный штат

Военному комитету помогает Международный военный штат, состоящий из военного персонала, направляемого государствами для работы в штаб-квартире НАТО. Он готовит и реализует его решения, а также налаживает военное сотрудничество как между государствами-членами, так и третьими странами. В 2002 г. штат насчитывал около 16 тыс. человек. Руководит им четырёхзвездный генерал, избираемый Военным комитетом из числа кандидатур, названных государствами-членами НАТО. Он имеет в своем подчинении пять вице-директоров, каждый из которых руководит соответствующим подразделением штаба (планов и политики, операционным, разведывательным, кооперации и региональной безопасности, логистики, вооружений и ресурсов). При штабе имеются также группы советников, консультантов и контролеров.

Экономический комитет

Реализацией целей всестороннего сотрудничества между странами, призван руководить Экономический комитет, рассматриваемый как форум по проведению консультаций между заинтересованными странами по вопросам экономического развития в целях обеспечения безопасности и укрепления обороноспособности. Обсуждение вопросов экономического сотрудничества здесь носит специфический характер, обусловленный взглядом на экономику как основу обороноспособности (доли военных расходов в бюджетах, развитие оборонного комплекса промышленности, и т. Д

Генеральный секретарь

Повседневную деятельность всех структур НАТО организует Международный секретариат во главе с Генеральным секретарем, назначаемым правительствами-членами. Генеральный секретарь является одновременно и председателем Совета НАТО, Комитета планирования обороны, Группы ядерного планирования. Он призван организовывать и продвигать процессы обсуждений, принятия решений и их реализации. Генеральный секретарь сам наделен правом предлагать проблемы для обсуждения и принятия решений, использовать свои службы для урегулирования возможных споров и расхождений между государствами-членами НАТО. Он является основным представителем НАТО. Во время отсутствия Генерального секретаря эти функции выполняет его заместитель, являющийся председателем всех комитетов и групп среднего уровня. В подчинении у Генерального секретаря находится достаточно разветвленный международный штат сотрудников, разделенный на службу Генерального секретаря, пять операционных отделов, службу управления и службу финансового контроля. Каждый из этих отделов возглавляется одним из помощников Генерального секретаря. Помощник является председателем главного в соответствующем отделе комитета. Подчиняется Генеральному секретарю также исполнительный секретарь, ответственный за организацию работы органов НАТО на уровнях министров и послов.

studfiles.net

Структура и компетенция военных органов НАТО. Структура организации НАТО

Заседания Североатлантического совета, Комитета по планированию и Группы ядерного планирования регулярно проводятся в Брюсселе или в других столицах стран Североатлантического союза, проходят на уровне   министров  иностранных  дел  или  министров  обороны,   а  иногда,   при  проведении сессий Североатлантического Совета на высшем уровне, с участием глав государств и правительств. Решения, принимаемые каждым из этих органов, имеют одинаковый статус и отражают согласованную политику государств-членов независимо от уровня, на котором они принимаются. Этим главным органам союза подчиняются специализированные комитеты, которые также состоят из должностных лиц, представляющих свои страны [1, с.241].

Аналогичным образом для оказания содействия и консультирования Североатлантического Совета, Комитета военного планирования и Группы ядерного планирования по военным вопросам, в НАТО служат старшие и высшие офицеры, которые являются национальными военными представителями в НАТО, а также членами Военного комитета в постоянном составе под председательством избранного председателя. Также как и политические руководящие органы союза, Военный комитет проводит регулярные заседания на более высоком уровне, а именно на уровне начальников генеральных штабов. Исландия, у которой нет вооруженных сил, представлена на таких заседаниях гражданским должностным лицом. Комитет является высшим военным органом НАТО, работающим под общим политическим руководством Североатлантического Совета, Комитета военного планирования и Группы ядерного планирования [2].

Повседневная работа Военного комитета проводится военными представителями, выступающими от имени своих начальников генеральных штабов. Они служат в качестве представителей своих стран, выражая интересы своих государств, и при этом стремятся к проведению переговоров и обсуждению с тем, чтобы можно было сформировать консенсус [1, с.241]. Зачастую это предполагает достижение соглашения на условиях приемлемых компромиссов, когда это в интересах Североатлантического союза в целом и служит достижению его общих целей и решению политических задач. В этой связи у военных представителей имеются достаточные полномочия для того, чтобы Военный комитет мог выполнять свои коллективные задачи и быстро принимать решения. Комитет отвечает за предоставление рекомендаций руководящим политическим органам НАТО по мерам, которые считаются необходимыми для коллективной обороны зоны ответственности НАТО. Его главная роль заключается в обеспечении общего направления и консультирования по вопросам военной политики и стратегии. Он также направляет деятельность главных командований НАТО по военным вопросам, представители которых участвуют в его заседаниях и отвечают за общее ведение дел в военной области в союзе под руководством Североатлантического Совета, а также за эффективную работу агентств Военного комитета. Комитет оказывает содействие в разработке общих стратегических концепций Североатлантического союза и готовит ежегодные долгосрочные оценки мощи, сил и средств стран и регионов, которые могут угрожать интересам НАТО. В дополнение к этому во времена кризисов, напряженности или войны, комитет отвечает за консультирование Североатлантического Совета и Комитета военного планирования по вопросам военного положения и дает рекомендации по применению военной силы, выполнению планов действий в особой обстановке и отвечает за разработку соответствующих правил применения силы.

Заседания Военного комитета проводятся каждый четверг, после очередного заседания Североатлантического Совета в среду, с тем, чтобы он мог быстро реагировать на решения Совета [2]. На практике заседания могут проводиться тогда, когда это необходимо, и зачастую сессии Североатлантического Совета и Военного комитета проводятся значительно чаще. В связи с действиями Североатлантического союза в Боснии и Герцеговине, внутренней и внешней адаптацией структур союза, развитием партнерства и сотрудничества с другими странами, а также новыми учреждениями, которые занимаются этими вопросами, частота заседаний всех руководящих органов Североатлантического союза значительно возросла.

Военный комитет на уровне начальников генеральных штабов обычно собираются три раза в год. Два из таких заседаний проходят в Брюсселе, а одно проводится на основе ротации в других странах НАТО. Для решения вопросов военного сотрудничества Военный комитет регулярно проводит заседания с участием представителей государств-партнеров по СЕАП и «ПИМ». Такие заседания организуются в рамках Совета евроатлантического партнерства (СЕАП) и Программы «Партнерство во имя мира» на уровне национальных военных представителей (раз в месяц) и на уровне начальников генеральных штабов (два раза в год).

Председатель Военного комитета (ПВК) избирается начальниками генеральных штабов и назначается на трехлетний срок. Он действует исключительно как представитель международной организации, и его полномочия проистекают из Военного комитета, которому он подотчетен при выполнении своих обязанностей. Обычно он председательствует на всех заседаниях Военного комитета. В его отсутствие председательствует заместитель председателя Военного комитета. Председатель Военного комитета является официальным представителем взглядов комитета. Он направляет повседневную работу комитета и действует от его имени при издании и отправлении необходимых директив и рекомендаций начальнику Международного военного штаба. Он представляет собой Военный комитет на заседаниях высокого уровня, таких как Североатлантический Совет, Комитет военного планирования и при необходимости консультирует их по военным вопросам.

В силу своей должности председатель комитета также исполняет важную общественную роль и является главным официальным военным представителем Североатлантического союза при контактах с прессой и другими средствами массовой информации. Он проводит официальные визиты и выполняет представительские функции от имени Военного комитета в странах, участвующих в Программе «Партнерство во имя мира», Совета евроатлантического партнерства, Совместного постоянного совета НАТО-Россия, Комиссии НАТО-Украина и Группы Средиземноморского сотрудничества. По своей должности он также является председателем Академического консультативного совета Военного колледжа НАТО. Верховный главнокомандующий НАТО ­верховный главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО на Атлантике (ВГК ОВС НАТО на Атлантике) — отвечает перед Военным комитетом за общее направление и ведение всех военных дел Североатлантического союза в зонах их ответственности. Он также консультирует Военный комитет. У него имеется представители в НАТО в звании генерала или адмирала, которые помогают им в поддержании тесных связей с политическим секретариатом и военным штабом штаб-квартиры НАТО и обеспечивают надежный поток информации и эффективную связь в обоих направлениях. Представители ВГК участвуют в заседаниях Верховного комитета и консультируют Военный комитет по вопросам, относящихся к их соответствующим командованиям.

Основным органом в военной структуре НАТО, отвечающим за планирование и оценку военных вопросов, а также за рекомендации по военной политике, представляемые на рассмотрение Военного комитета, является Международный военный штаб. Руководит Международным военным штабом генерал или адмирал, который отбирается Военным комитетом из числа кандидатов, выдвигаемых государствами-членами на пост начальника Международного военного штаба. Под его руководством МВШ, помимо вышеуказанной деятельности, следит за тем, чтобы надлежащим образом выполнялись направления политики и решения Военного комитета.

В состав МВШ входят военнослужащие, направленные своими странами на штабные должности в штаб-квартире НАТО. Они являются представителями международных организаций, действующими в общих интересах союза, а не от имени своих стран. Некоторые должности в Международном военном штабе занимают гражданские лица, деятельность которых носит секретарский или вспомогательный характер. Международный военный штаб обеспечивает работу Военного комитета, он готовит и выполняет его решения, а также активно участвует в процессе сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы в рамках Программы «Партнерство во имя мира» [1, с.241]. За координацию работы штаба, управление потоками информации и сообщений в ВМШ и между другими частями штаб-квартиры НАТО отвечает координатор-распорядитель, работающий в отделе начальников МВШ. Координатор-распорядитель и его работники также обеспечивают секретарскую поддержку Военному комитету и консультируют его по процедурным вопросам. У начальника Международного военного штаба имеется также пять заместителей, каждый из которых возглавляет функциональный отдел.

Международному военному штабу подчинено пять отделов, имеющих свою внутреннюю структуру и отвечающие за отдельные направления деятельности МВШ:

  1. Отдел разведки. У НАТО отсутствуют функции или силы и средства для собственных
    разведывательных данных, но она выступает в качестве центрального координационного органа по
    сопоставлению, оценке и распространению разведывательных данных, предоставляемых национальными
    органами. Отдел разведки МВШ координирует подготовку и распространение согласованных в НАТО
    разведывательных данных, включая принципы ведения разведки и основные разведывательные документы, что
    дает возможность Военному комитету осуществлять руководство и принимать обоснованные решения по
    составу, организации, тыловому обеспечению и действиями сил НАТО. Этот отдел отвечает за оценку
    численности и дислокации вооруженных сил, которые могли бы представлять угрозу для интересов
    безопасности НАТО, и за наблюдение и информирование о международных событиях, представляющих
    интерес для Североатлантического союза.
  2. Оперативный отдел обеспечивает работу Военного комитета при разработке текущих оперативных планов и решений вопросов строительства вооруженных сил НАТО и военного управления, относящихся к функциям Североатлантического союза в ситуациях международных кризисов. Отдел занимается оказанием содействия в проведении и координации многонациональных учений и подготовки к ним, включая учения с участием государств в рамках Программы «Партнерство во имя мира». Он также координирует деятельность, связанную с разработкой оперативных средств радиоэлектронной борьбы НАТО и подготовку связанных с этим тренировок и учений. Он отвечает за контроль и оценку программ и требований к радиоэлектронной борьбе. Отдел обеспечивает деятельность Комитета по противовоздушной обороне НАТО и отвечает за вопросы противовоздушной обороны в Международном военном штабе. Он также выступает в качестве связующего звена с офицером связи НАТО в ООН — пост, который занимает работник Международного военного штаба, выступающий при необходимости от имени всей организации в целом.
  3. Отдел планирования и политики занимается разработкой и координацией той части военной политики и стратегического планирования НАТО, за которую отвечает Военный комитет. Это включает в себя участие в разработке военно-политических концепций, исследований, оценок и сопутствующих документов, планов строительства вооруженных сил НАТО, постановке задач строительства вооруженных сил, годового анализа и долгосрочных концептуальных разработок. Отдел также участвует от имени Военного комитета в процессе общего военного планирования НАТО, разрабатывает и представляет мнение Военного комитета и главных командований НАТО по вопросам военной политики в различных органах НАТО.
  4. Отдел сотрудничества и региональной безопасности является центром осуществления военных контактов и сотрудничества в рамках Совета евроатлантического партнерства (СЕАН) и Программы «Партнерство во имя мира». Он отвечает за разработку координации всей штабной работы МВШ по вопросам, связанным с СЕАП и Программы «Партнерство во имя мира». В отделение военного сотрудничества этого отдела входит штабной руководящий элемент Программой «Партнерство во имя мира», который состоит из небольшой группы штабных офицеров из государств-партнеров, работающих совместно с их коллегами из стран НАТО и занимающихся вопросами участия в Программе «Партнерство во имя мира». Отделение по контролю над вооружениями и региональной безопасности координирует и разрабатывает также военные рекомендации по участию НАТО в различных аспектах разоружения, контроля над вооружениями и вопросах безопасности на основе сотрудничества; оно также обеспечивает ориентацию Военного комитета по вопросам разоружения, контроля над вооружениями и безопасности на основе сотрудничества, которыми занимается Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В целях обеспечения и углубления сотрудничества НАТО с ОБСЕ секция этого отдела находится в Западном консультативном бюро в Вене.
  5. Отдел материально-технического обеспечения, вооружений и ресурсов был создан в 1996 г., ему были переданы ряд обязанностей, которые ранее выполнялись его предшественником (бывшим отделом материально-технического обеспечения и ресурсов), а также некоторые из обязанностей бывшего отдела вооружения и стандартизации. Отдел отвечает за разработку и оценку военной политики и процедур НАТО по вопросам личного состава, ресурсов, военных бюджетов, инфраструктуры, планирования и сотрудничества в области вооружений, а также стандартизации. Следует отметить, что отдел материально-технического обеспечения, вооружений и ресурсов Международного военного штаба отвечает как за оперативное, так и за производственное материально-техническое обеспечение. В рамках гражданского Международного секретариата эти вопросы находятся в ведении отдела инвестиций в обеспечении безопасности, материально-технического обеспечения и гражданского чрезвычайного планирования, а также отдела военно-технического обеспечения [3, с.32].

Кроме того, в ходе структурных изменений, произведенных в 1996 г. была создана Группа координации сил и средств, которая является неотъемлемой частью Международного военного штаба. Группу возглавляет офицер в звании полковника или в равноценном звании, в зависимости от рода войск, в котором служит этот офицер. Группа координации сил и средств работает под управлением начальника МВШ и Военного комитета, обеспечивая штабную работу Военного комитета по вопросам особой обстановки, в частности, в связи с концепцией Многонациональных оперативных сил.

После принятия Новой стратегической концепции НАТО в 1999 г. начался процесс структурного реформирования альянса, затронувшей практически все органы Североатлантической организации. Основу этого процесса составляет стремление НАТО соответствовать всем изменениям в международно-правовой ситуации во всем мире, а также обеспечение быстрого реагирования на все, уже известные и новые вызовы безопасности, первостепенными из которых является терроризм и религиозный экстремизм.

 

Литература

  1. Справочник НАТО. Отдел информации и прессы. — Брюссель, 1999.
  2. nato.int/docu/other/ru/russian.htm
  3. The history, present and future of NATO // NATO Review //№4, autumn 1999. International Affairs.com.
    internationalaffairs.com/ home.html

Фамилия автора: Н.С. Туякбаева

articlekz.com

16. История и структура нато

Военно-политическая организация, созданная по инициативе США 4 апреля 1949 г. на основании Атлантического пакта, подписанного 12 государствами: США, Канадой, Бельгией, Великобританией, Данией, Исландией, Италией, Люксембургом, Норвегией, Нидерландами, Португалией и Францией. В 1952 г. в НАТО вступают Греция и Турция, в 1955 г. ФРГ, а в 1982 г. Испания. Главная цель — обеспечение коллективной безопасности стран Запада и противостояние военной угрозе со стороны СССР. Окончание холодной войны поставило перед НАТО серьезную проблему, касающуюся самого смысла ее существования в отсутствие угрозы безопасности для стран-членов. В этой связи уже в декабре 1989 г., спустя месяц после падения Берлинской стены, госсекретарь США Дж. Бейкер заявил о необходимости реформирования организации и создании «нового атлантизма». Реформы НАТО затронули внутренние и внешние аспекты ее деятельности и имели политический и военно-стратегический характер. Внутренние реформы проходили в три этапа. На первом из них была принята «Лондонская Декларация об обновленном Альянсе» (6 -июля 1990 г.), состоящая из 23 глав и содержащая «предложение дружбы своим прежним противникам», т.е. странам — членам ОВД, включающее установление постоянных дипломатических связей с целью укрепления взаимного доверия и сотрудничества между двумя блоками. Декабрьская 1991 г встреча в верхах представителей стран-членов в Риме внесла дополнительные изменения в политику и стратегию НАТО. Наряду с принятием «Декларации мира и сотрудничества», здесь была выработана новая «Стратегическая концепция Альянса». Было заявлено о том, что отныне натовская политика безопасности будет базироваться на трех неразрывных элементах: диалоге, сотрудничестве и потенциале коллективной обороны. Каждый из этих элементов должен способствовать предупреждению и мирному разрешению кризисов в европейском стратегическом пространстве. Было также подчеркнуто «исключительно оборонительное предназначение» НАТО. Наконец, Брюссельская встреча руководителей стран — членов НАТО добавила новые нюансы в политику и стратегическую линию этой организации. Основные положения Брюссельской декларации могут быть резюмированы следующим образом. 1) Было заявлено о необходимости формирования в рамках НАТО «европейской оси обороны и безопасности» и, соответственно, «европейской идентичности в сфере обороны и безопасности».

2) Постсоциалистическим странам была предложена программа сотрудничества «Партнерство ради мира».

3) Было Принято решение о рассмотрении вопроса, касающегося принятия в состав НАТО новых членов и тем самым ее расширения на восток. В рамках этого решения 8 июля 1997 г. в НАТО были приняты Венгрия, Польша и Чехия, а в 1999 г. — Румыния и Словения.

4) Наконец, принято решение о создании «группы многонациональных сил евроатлантичеекой безопасности».

17. Нато и Россия

23—25 апреля 1999 г. в Вашингтоне состоялся новый, 50-й, саммит стран — участниц НАТО, ставший, по сути, поворотным не только для самого Альянса, но и для дальнейших судеб международной безопасности в целом. Уже за месяц до этого саммита НАТО предприняла военную операцию против Югославии, которая не находилась ни с одной из стран-членов в состоянии войны. Цели операции были заявлены как «гуманитарные» — спасение албанского населения ‘от этнических чисток со стороны режима С. Милошевича. Тем самым были нарушены два важнейших принципа международного права: государственный суверенитет и Устав ООН. В свою очередь, на юбилейной встрече глав государств и правительств стран Альянса была принята новая «Стратегическая концепция союза НАТО». В ней закреплена концепция «гуманитарной интервенции», заявлено о намерении дальнейшего расширения НАТО на восток путем направления приглашений новым странам, желающим вступить в Альянс и имеющим для этого необходимые предпосылки, а главное — зафиксировано’ намерение вооруженных сил НАТО «осуществлять операции кризисного реагирования, выходящие за рамки статьи 5 Вашингтонского договора», или, иначе говоря, за пределами действия Североатлантического договора и без санкции Совета Безопасности ООН. В России натовские реформы были восприняты с серьезной озабоченностью и беспокойством, как создание новых угроз ее безопасности и фактор, который дестабилизирует международные отношения, провоцируя интенси-икацию гонки вооружений во многих регионах мира.

В то же время Россия не отказывается от сотрудничества с Альянсом, итывая, что полный разрыв с ним способен привести к самоизоляции РФ, казать негативное воздействие на отношения со странами — членами Альянса, ухудшить отношения с ЕС, а также лишить страну возможности своевре-енн’ого получения информации о намерениях блока. Проблема в том, чтобы такое сотрудничество не облегчало дальнейшего расширения НАТО и не легитимировало действия, подобные «Косовской операции» Альянса. 

studfiles.net

Структура НАТО — Организация Североатлантического договора

Саммит стран НАТО, 2002

Высшим политическим органом НАТО является Североатлантический совет (Совет НАТО), который состоит из представителей всех государств-членов и проводит свои заседания под председательством Генерального секретаря НАТО. Североатлантический совет может проводить свои встречи на уровне министров иностранных дел и глав государств и правительств. Решения совета принимаются единогласно. В период между сессиями функции Совета НАТО выполняет Постоянный совет НАТО, куда входят представители всех стран-участниц блока в ранге послов.

Высшим военно-политическим органом организации с декабря 1966 года стал Комитет военного планирования, который собирается дважды в год на свои сессии на уровне министров обороны, хотя формально состоит из постоянных представителей. В период между сессиями функции Комитета военного планирования выполняет Постоянный комитет военного планирования, в состав которого входят представители всех стран-участниц блока в ранге послов.

Высшим военным органом НАТО является Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов стран — членов НАТО и гражданского представителя Исландии, не имеющей регулярных вооруженных сил, и собирающийся не реже двух раз в год на свои заседания. Военный комитет имеет в своем подчинении командования двух зон: Европы и Атлантики. Верховное главное командование в Европе возглавляется верховным главнокомандующим (всегда — американским генералом). В его подчинении находятся главные командования на трех европейских театрах военных действий: Североевропейском, Центральноевропейском и Южноевропейском. В период между заседаниями функции Военного комитета выполняет Постоянный военный комитет.

К основным органам НАТО относится также Группа ядерного планирования, проводящая свои заседания обычно дважды в год на уровне министров обороны, обычно перед заседаниями Совета НАТО. Исландия представлена в Группе ядерного планирования гражданским наблюдателем.

Официальные языки НАТО — английский и французский.

Штаб-квартира совета НАТО находится в Брюсселе (Бельгия).

«Партнёрство во имя мира»

НАТО подписало соглашение о сотрудничестве с рядом европейских государств. Программа взаимодействия с этими странами называется «Партнёрство во имя мира». Среди участников программы: Азербайджан, Армения, Австрия, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Грузия, Ирландия, Казахстан, Киргизия, Македония, Мальта, Молдавия, Россия, Сербия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Финляндия, Черногория, Швеция, Швейцария.

Россия и НАТО

Создание блока в 1949 году Москва восприняла как угрозу собственной безопасности. В 1954 году в Берлине на совещании министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР советских представителей заверяли в том, что НАТО является сугубо оборонительной организацией. В ответ на призывы к сотрудничеству, СССР предложил странам-членам НАТО своё вступление в альянс. Однако данная инициатива была отклонена. В ответ Советский Союз образовал в 1955 году военный блок из государств, проводящих просоветскую политику, — Варшавский договор.

После распада Варшавского договора и СССР, отношения Российской Федерации и НАТО начали выстраиваться с учётом новых реалий.

В апреле 2006 года, отвечая на вопросы газеты «Московские новости», А. И. Солженицын заявил:

«НАТО методически и настойчиво развивает свой военный аппарат — на Восток Европы и в континентальный охват России с Юга. Тут и открытая материальная и идеологическая поддержка цветных революций, парадоксальное внедрение Северо-атлантических интересов — в Центральную Азию. Всё это не оставляет сомнений, что готовится полное окружение России, а затем потеря ею суверенитета.»

В январе 2008 году к исполнению обязанностей главы Постоянного представительства России при НАТО приступил популярный в России политик и дипломат Дмитрий Рогозин, который сумел существенной повысить общественный интерес к вопросам отношений Российской Федерации и Организации Североатлантического договора.

23 сентября 2008 года Россия выразила протест в связи с подписанием в этот день «декларации о сотрудничестве между секретариатами НАТО и ООН». Декларацию подписали Яап де Хооп Схеффер и Пан Ги Мун.

5 марта 2009 года министры иностранных дел стран—членов НАТО объявили о возобновлении отношений с Россией, прекращенных после августовского кризиса на Кавказе.

В июле 2009 года помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Филип Гордон заявил, что США готовы рассмотреть вопрос о присоединении России к НАТО на определённых условиях. Ранее президент России Дмитрий Медведев отмечал, что присоединение России к НАТО пока невозможно, однако «мы хотим нормальных отношений с Североатлантическим альянсом. Мы готовы развивать партнерские отношения с альянсом».

Россия сотрудничает с НАТО по вопросу военной операции в Афганистане. Российская сторона заключила с США и ФРГ соглашения о транзите через свою территорию военных грузов для войск, участвующих в Международных силах содействия безопасности. В октябре 2009 года заместитель директора государственной корпорации Ростехнологии Дмитрий Шугаев заявил, что Россия может на коммерческих условиях предоставить силам НАТО в Афганистане вертолётную технику.

Югославия и НАТО

НАТО сыграл большую роль в югославских войнах. Первые самолёты НАТО начали конт­ролировать судоходство в Адриатическом море на предмет соблюдения эмбар­го против Союзной Республики Югославия ещё в 1992 году. 12 апреля 1993 года военные самолёты США, Голландии и Франции в рамках операции «Запрет полёта» впервые вторглись в воздушное пространство бывшей Югославии. 28 февраля 1994 года истребители ВВС США сбили четыре штурмовика ВВС Республики Сербской над Баня-Лукой.

Украина и НАТО

21 августа 2009 года в штаб-квартире НАТО в Брюсселе была подписана Декларация о дополнении Хартии об особом партнерстве между Украиной и Организацией Североатлантического Договора от 9 июля 1997 года. Как отметили в МИД Украины, подписание Декларации стало очередным практическим шагом по реализации решений, принятых в ходе встречи Североатлантического Совета НАТО и поддержанных на заседании Комиссии Украина-НАТО на уровне министров иностранных дел в декабре 2008 года.

26 августа 2009 года официальный представитель альянса Джеймс Аппатурай подтвердил, что подписанная Украиной и НАТО 21 августа декларация о дополнении Хартии об особом партнерстве между Украиной и Организацией Североатлантического Договора от 9 июля 1997 года действительно предусматривает возможность созыва Украиной заседания Комиссии Украина-НАТО. Однако НАТО не намерена оказывать Украине военную помощь и помогать ей в обеспечении территориальной целостности.

Заместитель директора департамента НАТО МИД Украины Вадим Пристайко назвал заявление Джеймса Аппатурая поспешным :

Он поторопился, конечно, нельзя так говорить. А вдруг нам нужна будет военная помощь? Мы рассчитываем на помощь НАТО, если она нам понадобится. Иначе зачем мы так долго сотрудничаем и почему являемся особым партнером?

— НАТО отказало Украине в военной помощи — Киев не понимает, зачем теперь работать с Альянсом

Афганистан и НАТО

Погибло более полутора тысяч солдат стран-членов НАТО, а также десятки тысяч мирных афганцев.

Канал NATO TV

Доступный пользователям на сайте Альянса. Для пользователей, телекомпаний, желающих ретранслировать NATO TV, предусмотрена возможность скачивания с сайта видеоматериалов канала.

interorga.ru

НОВАЯ СТРУКТУРА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОВС НАТО

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 3/2000, стр. 2-7

ОБЩИЕ ВОЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

НОВАЯ СТРУКТУРА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОВС НАТО

Полковник А. СТЕПАНОВ

Военно-политическое руководство Североатлантического союза в интересах приведения командной структуры объединенных вооруженных сил в соответствие с задачами, определенными новой стратегической концепцией альянса, сосредоточило усилия на совершенствовании системы управления коалиционных войск (сил) НАТО.

Принятию решения о внесении изменений в эту структуру предшествовала подготовительная работа, в ходе которой было рассмотрено несколько вариантов реорганизации с учетом военно-политических и стратегических реалий. Военные специалисты исходили из того, что созданная в период «холодной войны» система управления ОВС НАТО, предназначенная в первую очередь для отражения угрозы «массированной агрессии» со стороны бывшего СССР и Варшавского Договора, стала слишком громоздкой, не позволяющей альянсу адекватно реагировать на динамичные изменения обстановки.

Кроме того, появился ряд принципиально новых задач. Наряду с мероприятиями по обеспечению коллективной обороны новых членов НАТО, это проведение миротворческих операций, борьба с международным терроризмом, противодействие распространению оружия массового поражения (ОМП) и другие. В результате возникла необходимость создания многофункциональной, но более гибкой структуры объединенных командований блока, что, по мнению разработчиков, позволит ему эффективно осуществлять деятельность не только в зонах ответственности этих командований, но и за их пределами.

Прежняя структура органов управления ОВС НАТО была ориентирована на руководство прежде всего крупными группировками войск (сил), предназначенными для ведения крупномасштабной войны, и имела четыре уровня (рис. 1).

Органами высшего (стратегического) уровня являлись верховные главные командования — ОВС НАТО в Европе и ОВС НАТО на Атлантике. Им были подчинены главные командования (ГК) оперативно-стратегического уровня. В Европе их насчитывалось три: ГК ОВС НАТО на Северо-Западном Европейском, Центрально-Европейском и Южно-Европейском театрах военных действий (СЗЕ, ЦЕ и ЮЕ ТВД). На Атлантике было пять таких командований (в Западной, Восточной и Иберийской Атлантике, а также ударный флот и командование объединенных подводных сил НАТО на Атлантике). Они, в свою очередь, имели в подчинении командования оперативного уровня (11 в Европе и 15 на Атлантике), а также 29 командований оперативно-тактического уровня.

Новая структура альянса (рис. 2) была впервые предложена на заседании военного комитета НАТО с участием министров обороны стран — членов блока 2 декабря 1997 года, а окончательно утверждена на Вашингтонском саммите в апреле 1999-го. Практическая реорганизация структуры коалиционных органов управления началась 1 сентября 1999 года.

Принятие второй после «холодной войны» реформы натовской командной структуры (первая, менее радикальная, была осуществлена в 1991 году) потребовало значительных усилий и произошло в результате продолжительных торгов относительно географического размещения штабов и распределения командных должностей между странами-участницами.

При определении новой структуры управления вооруженными силами натовские специалисты руководствовались следующими соображениями. Во-первых, направления адаптации структуры управления к современным требованиям, по их мнению, определяются тремя главными целями — военной эффективностью, сохранением трансатлантических связей и обеспечением европейской идентичности в области обороны и безопасности. Во-вторых, альянс должен играть главенствующую роль в системе европейской безопасности, а новая структура военного управления ОВС НАТО должна быть способна решать весь комплекс задач Североатлантического союза. Кроме того, необходимо, чтобы структура управления обладала необходимой гибкостью, обеспечивая участие новых членов НАТО в деятельности блока.

В соответствии с установками НАТО командующие всех уровней получают большую свободу действий во всех видах военной деятельности НАТО. При этом региональные командования должны быть способны организовать прием войск (сил) усиления и осуществлять руководство ими при ведении крупномасштабных военных действий.

Новой структурой управления предусматривается особый подход в отношении зон ответственности объединенных командований. Постоянно установленные зоны ответственности будут иметь только стратегические и региональные командования (СК и РК) в Европе. Граница между стратегическими командованиями остается прежней, за исключением района вокруг Канарских о-вов и воздушного пространства над ними, которые по настоятельной просьбе Испании включены в зону ответственности стратегического командования ОВС НАТО в Европе. Руководство деятельностью авиации и флота в Европе возложено на командующих объединенными ВВС и ВМС региональных командований «Север» и «Юг». Они будут осуществлять его через объединенные центры управления воздушными и морскими операциями в конкретных секторах зоны.

Натовские специалисты предлагают использовать термин «совмещение двух должностей» для начальников штабов, которые могут быть объединены. В частности, штаб РК «Восток» стратегического командования ОВС НАТО на Атлантике и штаб командования ОВМС регионального командования «Север» СК ОВС НАТО в Европе будут преобразованы в единый орган (в Нортвуд, Великобритания).

Большое значение уделено принципу ротации важнейших командных должностей. В соответствии с ним будут назначаться, в частности, командующие уровня региональных командований и ниже, заместители командующих, и начальники штабов в рамках всей структуры управления, а также заместитель начальника штаба стратегического командования ОВС НАТО в Европе.

Признавая, что многонациональность продолжает оставаться важным фактором обеспечения солидарности и сплоченности блока, эксперты НАТО разработали ряд рекомендаций по комплектованию органов управления:

— на долю страны, на территории которой располагается штаб, должно приходиться не более 50 проц. офицерских должностей основного состава. Оставшиеся должности необходимо распределять между офицерами других государств, преимущественно тех, которые граничат со страной, на чьей территории находится штаб;

— каждая страна-участница должна направлять своих офицеров в основной состав штабов стратегических командований;

— все государства в пределах регионального командования обязаны выделять офицеров в основной состав штабов командований соответствующих видов ВС. Более того, для улучшения взаимодействия в них же должны входить специалисты из штабов соседнего регионального командования;

— в основной состав штаба каждого субрегионального командования (СРК) ОВС НАТО следует выделять равное количество офицеров не менее чем из пяти государств -членов блока.

Необходимо отметить, что именно СРК являются принципиально новыми образованиями в создаваемой структуре управления ОВС НАТО. По сути, это многовидовые командования, которые включают представителей как сухопутных войск, так и офицеров ВВС и ВМС.

Субрегиональные командования будут играть важную роль в претворении в жизнь концепции «многонациональных оперативных сил» (МНОС), принятой в НАТО в 1994 году. Она предусматривает создание многонациональных объединенных оперативных формирований (CJTF — Combined Joint Task Forces), предназначенных для решения задач урегулирования различных по масштабу и интенсивности кризисных ситуаций как в зоне ответственности блока, так и за ее пределами с привлечением войск и сил стран, не входящих в альянс (по крайней мере двух в Европе и одного на Атлантике).

Основой для развертывания штабов этих формирований в Европе станут оперативные группы, формирующиеся при штабах региональных командований (до 115 из 700 человек штатного состава штаба). В зависимости от масштабов и характера предстоящей операции их предполагается доукомплектовать группами усиления и обеспечения в основном сухопутных войск (до корпусного состава-100 тыс. человек). Штабы будут развертываться, как правило, на базе штабов СРК, расположенных вблизи от места конфликта (кризиса).

В рамках ОВС НАТО на Атлантике таким объединенным формированием (CJTF) будет, по существу, ударный флот (УФ), развертывание которого намечается главным образом в район Средиземного моря.

Сокращение органов управления ОВС НАТО с 65 до 20 произойдет главным образом за счет упразднения низовых звеньев управления оперативного и оперативно-тактического уровня (по классификации НАТО — третий и четвертый уровни).

По-прежнему будут функционировать два стратегических командования ОВС блока -на Атлантике и в Европе, осуществляющие общее планирование и руководство деятельностью подчиненных органов управления и войск (сил) в зонах своей ответственности.

Наиболее значительные изменения претерпит структура органов управления ОВС НАТО в Европе. В ее составе создаются командования и штабы трех уровней — стратегического, оперативно-стратегического и оперативного (четвертый, тактический уровень органов управления, будет упразднен). Всего в новой структуре вместо 42 намечается иметь 14 коалиционных органов управления: один стратегического, шесть оперативно-стратегического (два РК и четыре видовых) и семь оперативного уровня (СРК).

Непосредственное руководство объединенными вооруженными силами блока в Европе будет по-прежнему осуществлять главнокомандующий СК ОВС НАТО, штаб которого остается в г. Касто (Бельгия).

Самопровозглашенная зона ответственности стратегического командования ОВС НАТО в Европе включает: территории Бельгии, Дании, Германии, Греции, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Испании, Турции, Польши, Чехии и Венгрии, акватории Северного, Ирландского, Норвежского, Балтийского, Средиземного, Черного и Азовского морей, пролив Ла-Манш, Гибралтарский пролив и подступы к нему со стороны Атлантики, зону Балтийских проливов, а также Канарские о-ва, прибрежные воды и воздушное пространство над ними.

На базе двух главных командований ОВС НАТО на Северо-Западном Европейском и Центрально-Европейском ТВД развертывается региональное командование ОВС НАТО «Север» (г. Брюнсюм, Нидерланды), в зону ответственности которого входят территории Бельгии, Дании, Германии, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Польши и Чехии, акватории Северного, Ирландского, Норвежского, Балтийского морей, пролив Ла-Манш и зона Балтийских проливов. Ему будут подчинены два видовых командования — объединенных военно-воздушных сил (ОВВС) и объединенных военно-морских сил (ОВМС) НАТО «Север», а также три субрегиональных командования ОВС НАТО («Север», «Северо-Восток» и «Центр»).

Командование ОВВС НАТО «Север» (г. Рамштейн, Германия) развертывается на базе командования ОВВС НАТО на Центрально-Европейском ТВД. На командование ОВМС НАТО «Север» (г. Нортвуд, Великобритания) возлагаются также задачи по руководству силами флота РК ОВС НАТО «Восток» стратегического командования ОВС НАТО на Атлантике. Штабы СРК ОВС НАТО «Север», «Северо-Восток» и «Центр» располагаются соответственно в городах Йотта (Норвегия), Каруп (Дания) и Гейдельберг (ФРГ).

Главное командование ОВС НАТО на Южно-Европейском ТВД преобразуется в РК ОВС НАТО «Юг» с подчинением ему двух видовых командований (ОВВС и ОВМС «Юг») и четырех СРК ОВС НАТО («Юго-Восток», «Юг», «Юго-Центр» и «Юго-Запад»), два из которых («Юго-Центр» и «Юго-Запад») являются новыми. Программой реорганизации военной структуры блока предусматривается предоставление данному командованию более широких полномочий и самостоятельности при решении оперативных вопросов, так как в зону его ответственности входят основные районы нестабильности (Балканы, Ближний Восток).

Зона ответственности регионального командования ОВС НАТО «Юг» (г. Неаполь, Италия) включает территории Греции, Италии, Испании, Турции и Венгрии, акватории Средиземного, Черного и Азовского морей, зону Черноморских проливов, Гибралтарский пролив и подступы к нему со стороны Атлантики, а также Канарские о-ва, прибрежные воды и воздушное пространство над ними.

Штабы видовых командований ОВВС и ОВМС НАТО «Юг» располагаются в г. Неаполь (Италия), а СРК «Юго-Восток», «Юго-Центр», «Юг» и «Юго-Запад» соответственно в городах Измир (Турция), Лариса (Греция), Верона (Италия) и Мадрид (Испания).

Как отмечают разработчики новой структуры управления, организация штабов этих командований в основном идентична, что говорит о стремлении руководства альянса создать универсальные органы управления, способные эффективно управлять необходимыми силами в зоне ответственности, а также за ее пределами. Они будут различаться лишь соотношением офицеров — представителей различных видов вооруженных сил, входящих в структуру штаба. Очевидно, например, что в СРК ОВС НАТО «Центр» преимущество будет отдано сухопутным войскам, так как оно формируется на базе командования объединенных сухопутных войск НАТО на ЦЕ ТВД. А в СРК ОВС НАТО «Север» и «Северо-Восток» присутствие представителей различных видов ВС будет сбалансировано, так как они формируются на базе командований ОВС НАТО в Северной Европе и в зоне Балтийских проливов соответственно.

Необходимость упразднения многих командных структур обусловлена причинами военно-политического характера, а также финансовыми соображениями. Так, из бюджета НАТО выделялись значительные средства на содержание командований, которые представляли интересы отдельных стран-участниц и были укомплектованы преимущественно офицерами национальных ВС. Поэтому командование ударных ВМС НАТО на ЮЕ ТВД, являвшееся фактически управленческой структурой 6-го флота США, не включено в состав РК ОВС НАТО «Юг». Оно будет функционировать под эгидой американского командования с сохранением в неизменном виде его основного оперативного предназначения.

В Атлантической зоне вместо четырехуровневой системы управления создаются коалиционные командования и штабы двух уровней — стратегического и оперативно-стратегического (всего шесть органов управления): стратегическое командование ОВС НАТО на Атлантике, три РК ОВС НАТО («Восток», «Запад» и «Юго-Восток»), а также два отдельных командования (объединенных подводных сил и ударный флот НАТО на Атлантике). При этом 17 органов управления третьего и четвертого уровня упраздняются, а их функции передаются реорганизуемым командным структурам.

В зону ответственности стратегического командования ОВС НАТО на Атлантике входят Фарерские о-ва, Гренландия, Исландия и Португалия, а также северная часть Атлантического океана (к северу от тропика Рака), за исключением района Канарских о-вов и воздушного пространства над ними.

Непосредственное управление объединенными вооруженными силами блока в Атлантической зоне будет осуществлять главнокомандующий ОВС НАТО на Атлантике, штаб которого будет, как и прежде, находиться в ГВМБ Норфолк (США). Его основные функции сводятся к поддержанию войск и сил в необходимой боевой готовности, организации оперативной и боевой подготовки органов управления, всестороннему обеспечению объединенных вооруженных сил и разработке планов их использования.

По мнению натовских экспертов, структура командований ОВС НАТО на Атлантике является эффективной как с политической, так и военной точки зрения. Отсутствие промежуточных звеньев между стратегическим и региональными командованиями на Атлантике позволяет оперативно управлять подчиненными силами и средствами в случае изменения военно-политической обстановки в Атлантической зоне и в Европе.

На региональное командование ОВС НАТО «Запад» (г. Норфолк) возложено руководство войсками (силами) блока в западной части зоны ответственности стратегического командования ОВС НАТО на Атлантике. РК ОВС НАТО «Восток» (г. Нортвуд, Великобритания) осуществляет руководство войсками (силами) как в зоне ответственности СК ОВС НАТО на Атлантике, так и силами флота регионального командования ОВС НАТО «Север» СК ОВС НАТО в Европе. Из зоны ответственности регионального командование ОВС НАТО «Юго-Восток» (г. Лиссабон, Португалия), в отличие от предыдущего ПС ОВС НАТО в Иберийской Атлантике, исключена акватория Канарских о-вов, которая перешла под ответственность субрегионального командования ОВС «Юго-Запад».

Штаб ударного флота на Атлантике (г. Норфолк) в основном представлен штабом 2-го флота США с включением в его состав представителей вооруженных сил не менее десяти стран — членов альянса. Развертывание УФ будет ориентировано прежде всего на Средиземное море, т. е. в интересах СК в Европе и РК «Юг».

Командование объединенных подводных сил на Атлантике (г. Норфолк) непосредственно подчинено стратегическому командованию ОВС НАТО на Атлантике. Его штаб не имеет статуса международного, и штатное расписание включает только офицерские должности ВМС США. Предполагается, что командующий объединенными подводными силами в основном будет координировать действия союзников по планированию боевого применения подводных сил.

В целом, поскольку Атлантическое командование будет развертывать свои силы, главным образом, в зону Европейского (РК «Восток», ударный флот), должности ВГК ОВС НАТО в Европе, командующих РК «Юг» и УФ будут отданы представителям США.

Переход на новую структуру управления ОВС альянса намечено осуществить в три этапа и полностью завершить к 2003 году. В ходе первого этапа, который закончился 1 сентября 1999 года, окончательно определена организационно-штатная структура коалиционных органов управления, согласованы состав, численность, дислокация, утверждены детальные планы их формирования и начаты практические мероприятия по реализации этих планов. Основное внимание на данном этапе уделялось южному флангу, который граничит с районами нестабильности, представляющими собой, по мнению военно-политического руководства блока, наибольшую угрозу для безопасности стран Запада.

В частности, были сформированы штабы субрегиональных командований ОВС НАТО «Юго-Запад» и «Юго-Центр». Для них выделены комплексы зданий в населенных пунктах Ретамарес (15 км западнее г. Мадрид, Испания) и Тернавос (30 км северо-западнее г. Лариса, Греция) соответственно. Кроме того, существовавшие ранее командования объединенных сухопутных войск НАТО на ЮЕ ТВД реорганизованы в соответствующие субрегиональные командования ОВС НАТО «Юг» (г Верона, Италия) и «Юго-Восток» (г. Измир, Турция). Таким образом, по завершении этого этапа на юге Европы начали функционировать четыре субрегиональных командования ОВС НАТО: «Юго-Запад», «Юг», «Юго-Центр» и «Юго-Восток».

В ходе второго этапа, который продлится до конца 2000 года, будет завершено формирование командований стратегического и оперативно-стратегического (регионального) уровня, подчиненных им видовых командований объединенных военно-воздушных и военно-морских сил, а также СРК ОВС НАТО на севере и в центре Европы. Так, в настоящее время проводятся мероприятия по созданию нового регионального командования ОВС НАТО «Север» (г. Брюнсюм, Нидерланды) и подчиненных ему одноименных видовых командований ОВВС и ОВМС НАТО. Руководство блока считает, что к апрелю 2000 года командования ОВС НАТО оперативно-стратегического и оперативного уровня будут способны решать весь комплекс задач, предусмотренных новой концепцией управления ОВС альянса.

В ходе третьего этапа реорганизации командной структуры ОВС НАТО, который продлится до апреля 2003 года, намечается решить задачи по сопряжению всех звеньев руководства, завершить строительство и модернизацию инфраструктуры, оснащение органов и пунктов управления современными средствами автоматизации и связи, а также подготовку личного состава для новых командований и штабов.

В результате проведения указанных мероприятий руководство альянса рассчитывает к середине 2003 года завершить создание гибкой системы управления, способной обеспечить эффективное применение коалиционных ВС в вооруженных конфликтах различной интенсивности, включая участие в миротворческих операциях как в зоне ответственности блока, так и за ее пределами.

Несмотря на то что количество штабов уменьшается с 65 до 20, сокращение численности их личного состава не предусмотрено. По-прежнему в управленческих структурах НАТО будет занято около 14 тыс. человек. На проведение мероприятий по реорганизации структуры управления и модернизацию системы связи, по оценке западных специалистов, потребуется около 500 млн долларов.

Новая структура органов управления ОВС НАТО, по заявлению ее авторов, разработана «с учетом задач, стоящих перед блоком в настоящее время, и оценки перспектив развития военно-политической и стратегической обстановки в евроатлантической зоне и обеспечивает сохранение лидирующей роли блока в новой системе европейской безопасности. Она предусматривает возможность подключения к ней новых членов альянса без проведения крупных реорганизационных мероприятий». Вместе с тем — это развивающаяся структура, которая может видоизменяться и совершенствоваться.

Анализ практических мероприятий и планов руководства НАТО по реорганизации структуры управления ОВС блока свидетельствует о стремлении его руководства адаптировать Североатлантический союз к новым условиям обстановки и придать ему функции военно-политической организации, отвечающей за обеспечение стабильности и защиту «западных ценностей» в глобальном масштабе. При этом после ликвидации промежуточных звеньев управления, как считает руководство блока, оно сможет более оперативно реагировать на изменения обстановки, расширять возможности по разрешению кризисных ситуаций различного характера как в зоне ответственности альянса, так и за ее пределами.

ПРИ СОВЕТЕ ЕС начали действовать Комитет по политике и безопасности и военная структура, которая со временем станет военным комитетом Европейского союза (ЕС), а также группа военных экспертов — основа будущего военного штаба этой организации.

Планируется, что комитет по политике и безопасности будет состоять из постоянных представителей стран — членов ЕС на уровне послов. В его задачи войдут определение общей внешней политики и политики безопасности, в том числе формирование военного потенциала, создание механизма консультаций с третьими странами, желающими участвовать в миротворческих операциях вместе с государствами, входящими в Европейский союз, развитие отношений между ЕС и НАТО. Эти органы являются пока временными, так как не предусмотрены договорами, составляющими конституционную основу Европейского союза. Вот почему межправительственная конференция стран-участниц должна в 2000 году разработать соответствующие поправки к этим документам. Л По заявлению генерального секретаря Совета ЕС Хавьера Солана, создание новых органов стало «важной вехой на пути формирования общей внешней политики и политики безопасности ЕС. Это первый шаг к формированию в Брюсселе единого центра, который должен обеспечивать политическое руководство и стратегическое планирование единой внешней политики ЕС». По словам X. Солана, «наша цель состоит в том, чтобы Европейский союз мог эффективно реагировать на международные кризисы, используя все имеющиеся у него рычаги: дипломатические, экономические, гуманитарные и, наконец, военную силу. Мы должны быть готовы взять на себя больше ответственности за региональную безопасность, особенно в приграничных со странами союза районах, где речь идет о непосредственных интересах ЕС. Мы должны быть готовы использовать законные средства для защиты безопасности за пределами наших границ».


militaryarticle.ru

Новости НАТО — Военная структура НАТО (NATO Military structure)

Военная структура НАТО (Military structure)
 

  Военный комитет (The Military Committee)

   Международный военный штаб (International Military Staff)

   Управление военной политики и планирования (Plans and Policy Division)

   Оперативное управление (Operations Division)

   Разведывательное управление (Intelligence Division)

   Управление сотрудничества и региональной безопасности (Cooperation and Regional Security Division)

   Управление тылового обеспечения, вооружения и ресурсов (Logistics, Armaments and Resources Division)

   Ситуационный центр НАТО (NATO Situation Centre)

   Бюро финансового контроля (Financial Controller)

   Штаб-квартира НАТО по консультациям, командованию и управлению (NATO HQ Consultation, Control and Communications Staff (HQC3))

   Бюро представительства стран-партнеров (Partner Country Representation)

    Группа НАТО по подготовке (NATO Training Group)

   Комитет по делам женщин в ОВС НАТО (Committee on women in the NATO Forces)

   Рабочая группа НАТО по вопросам обеспечения военной аудиовизуальной связи (NATO Military Audiovisual Working Group)

 

  Союзное командование операций ОВС НАТО (Allied Command Operations (ACO))

Штаб Верховного главнокомандующего Союзным командованием операций ОВС НАТО, Монс, Бельгия (Supreme Headquarters Allied Power Europe — SHAPE — Mons, BE)

    Объединенное командование ОВС НАТО «Брюнсюм», Нидерланды (Headquarters Allied Joint Force Command Brunssum — Brunssum, NL)

   Объединенное командование ОВС НАТО «Неаполь», Италия (Headquarters Allied Joint Force Command Naples — Naples, IT)

    Командование ОСВ НАТО, Измир, Турция (Headquaters Allied Land Command (HQ LANDCOM) — Izmir, TR)

    Командование ОВВС НАТО, Рамштайн, Германия (Headquarters Allied Air Command (HQ AIRCOM) — Ramstein, DE)

     Командование ОВМС НАТО, Нортвуд, Великобритания  (Headquarters Allied Maritime Command (HQ MARCOM) — Northwood, GB)

*

     Штаб-квартира НАТО в Сараево, Босния и Герцеговина (NATO Headquarters Sarajevo (NHQSa) – BA)

     Штаб-квартира НАТО в Скопье, Македония (NATO Headquarters Skopje (NHQSk) — former Yugoslav Republic of Macedonia)

* * *

    Объединенное командование ОВС НАТО «Лиссабон» (объединенная штаб-квартира НАТО «Лиссабон») — деактивировано (Joint Headquarters Lisbon — Lisbon, PT) — deactivated

     Командование ОВМС НАТО «Неаполь», Италия (Headquarters Allied Maritime Command Naples — Naples, IT) — деактивировано

     Командование ОВС НАТО «Мадрид», Испания (Headquarters Allied Force Command Madrid – ES) — деактивировано

    Командование ОВВС НАТО «Измир», Турция — деактивировано (Headquarters Allied Command — HQ Izmir, TR) — deactivated

     Командование ОВС НАТО «Гейдельберг», Германия (Headquarters Allied Force Command Heidelberg, DE) — деактивировано

Объединенное командование «Северо-Восток», Каруп, Дания – деактивировано (Joint Headquarters Northeast — JHQ NORTHEAST — Karup, DK (deactivated)

    Объединенное командование «Юг», Верона, Италия — деактивировано (Joint Headquarters South — JHQ SOUTH — Verona, IT (deactivated)

    Объединенное командование «Юг-Центр», Ларисса, Греция – деактивировано (Joint Headquarters Southcentre — JHQ SOUTHCENT — Larissa, GR)

    Объединенное командование «Юго-Восток», Измир, Турция – деактивировано (Joint Headquarters Southeast — JHQ SOUTHEAST — Izmir, TR (deactivated)

 

   Штабы корпусов быстрого развертывания ОВС НАТО (NATO Rapidly Deployable Corps Headquarters)

     Объединенный армейский корпус быстрого развертывания НАТО, Рейндален, Германия (Headquarters Allied Command Europe Rapid Reaction Corps (ARRC) — Rheindalen, DE)

     «Еврокорпус» быстрого развертывания, Страсбург, Франция (Headquarters EUROCORPS in Strasbourg, FR)

     Многонациональный армейский корпус «Северо-Восток» (Германо-датско-польский армейский корпус), Щецин, Польша (Multinational Corps Northeast — Szczecin, PL)

     Итальянский армейский корпус быстрого развертывания, Милан, Италия (Headquarters Rapid Deployable Italian Corps — Milan, IT)

     Турецкий армейский корпус быстрого развертывания, Стамбул, Турция (Headquarters Rapid Deployable Turkish Corps — Istanbul, TR)

     Германо-голландский армейский корпус быстрого развертывания, Мюнстер, Германия (Headquarters Rapid Deployable German-Netherlands Corps — Münster, DE)

     Испанский армейский корпус быстрого развертывания, Валенсия, Испания (Headquarters Rapid Deployable Spanish Corps in Valencia, ES)

     Французский армейский корпус быстрого развертывания, Лилль, Франция (Headquarters Rapid Deployable French Corps in Lille, FR)

     Корпус НАТО быстрого развертывания (Греческий армейский корпус быстрого развертывания), Салоники, Греция (NATO Deployable Corps – GR)

   Другие штабы и командные структуры в Штабе Верховного главнокомандующего Союзным командованием операций ОВС НАТО (Other Staffs and Commands Responsible to SACEUR)

     Центр управления воздушными операциями НАТО (Штаб (воздушных) сил быстрого реагирования, Калькар, Германия) (The Reaction Forces (Air) Staff — RF(A)S — Kalkar, DE)

     Силы дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиацией (ДРЛО и УА «АВАКС-НАТО») (NATO Airborne Early Warning Force (NAEWF)

     Силы немедленного реагирования (военно-морской компонент) (Immediate Reaction Forces (Maritime))

      Мобильные силы СКО ОВС НАТО, Гейдельберг, Германия (ACE Mobile Force — AMF — Heidelberg, DE) — деактивированы

      Штаб ударных сил и сил поддержки ОВМС НАТО, Лиссабон, Португалия (Naval Striking and Support Forces — STRIKFORNATO — Lisbon, PT)

     1-я Постоянная группа ОВМС НАТО (Standing NATO Maritime Group 1, SNMG 1)

     2-я Постоянная группа ОВМС НАТО (Standing NATO Maritime Group 2, SNMG 2)

     1-я Постоянная группа минно-тральных сил НАТО (Standing NATO Mine Countermeasures Group 1, SNMCMG 1)

    2-я Постоянная группа минно-тральных сил НАТО (Standing NATO Mine Countermeasures Group 2, SNMCMG 2)

 

  Союзное командование трансформации НАТО (Allied Command Transformation (ACT)

    Штаб Союзного командования трансформации НАТО, Норфолк, США (Headquarters Supreme Allied Commander Transformation — HQ SACT — Norfolk, US)

    Объединенный центр разработки концепций боевого применения ОВС НАТО, Ставангер, Норвегия (Joint Warfare Centre — JWC — Stavanger, NO)

    Объединенный центр боевой подготовки ОВС НАТО, Быдгощ, Польша (NATO Joint Force Training Centre — JFTC — Bydgoszcz, PL)

    Центр оперативной подготовки ОВМС НАТО по проведению операций на море, военно-морская база «Соуда», Крит, Греция (NATO Maritime Interdiction Operational Training Centre — NMIOTC — Souda Naval Base, Crete, GR)

   Школа НАТО, Обераммергау, Германия (NATO School — Oberammergau, DE)

   Объединенный центр анализа и изучения опыта боевых действий ОВС НАТО, Лиссабон, Португалия (Joint Analysis and Lessons Learned Centre — Lisbon, PT) — деактивировано

 

  Другие командные и штабные структуры НАТО (Other NATO Command & Staff Organisations)

    Региональная группа по планированию совместных действий США и Канады (Canada-US Regional Planning Group – CUSRPG)

    Командование дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиацией (ДРЛО и УА) «АВАКС-НАТО» (Монс, Бельгия) (NATO Airborne Early Warning and Control Force Command — NAEW&CFC — Mons, BE)

     Объединенный штаб планирования (Монс, Бельгия) (Combined Joint Planning Staff — CJPS — Mons, BE)

 

Обновлено 11.03.2013

nato.ucoz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *