НАТО раскололось по вопросу ускоренного вступления Украины — РБК

Украина подала заявку на вступление в НАТО. Несколько стран, включая США и Германию, уже заявили, что сейчас для этого неподходящее время. Какие цели преследует Киев, инициируя процедуру вхождения в альянс, — разбирался РБК

Фото: Валентин Огиренко / Reuters

30 сентября, в день, когда Владимир Путин подписал договоры о присоединении к Российской Федерации четырех прежде украинских регионов, президент Украины Владимир Зеленский объявил о том, что Киев подал заявку на вступление в НАТО в ускоренном порядке. «Де-факто мы уже прошли свой путь в НАТО. Де-факто мы уже доказали совместимость со стандартами Североатлантического союза. Они реальны для Украины — реальны в поле боя и во всех аспектах нашего взаимодействия. Мы доверяем друг другу, помогаем друг другу, и мы защищаем друг друга. Это и есть Североатлантический союз. Де-факто. Сегодня Украина подает заявку, чтобы сделать это де-юре», — заявил Зеленский. «Мы знаем, что это возможно. Мы видели, как Финляндия и Швеция в этом году начали присоединение к альянсу без плана действий по членству», — добавил он.

«Сейчас мяч на поле НАТО, и если альянс решит определить список шагов, которые Украине нужно выполнить для успешного завершения процесса интеграции, наше государство готово их выполнить», — заявил 1 октября глава МИД Украины Дмитрий Кулеба.

www.adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

Украина, не являясь членом альянса, с июня 2020 года имеет особый статус сотрудничества с НАТО — партнера с расширенными возможностями (Enhanced Opportunities Partner — EOP). Это позволяет усилить оперативную совместимость войск стран-партнеров с силами НАТО, однако вовсе не подразумевает упрощенное вступление в альянс и обязательное будущее членство в нем.

Гарантии невступления Украины в НАТО были одним из главных требований, которые Россия выдвигала перед началом специальной военной операции. После российско-украинских переговоров в Стамбуле 29 марта глава российской делегации Владимир Мединский заявил, что Украина согласилась на внеблоковый статус и готова отказаться от размещения военных баз.

До этого член украинской делегации Давид Арахамия говорил, что страны НАТО не готовы обсуждать вопрос о членстве Украины в ближайшие пять или десять лет, поэтому Украина, в свою очередь, не собирается подавать заявку. А Зеленский заявлял, что «охладел» к вопросу о вступлении страны в НАТО.

Вечером 30 сентября генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг дал пресс-конференцию, на которой заявил, что для вступления Украины в НАТО необходимо согласие всех членов альянса. И добавил, что «все страны имеют право подавать заявку на членство».

За скорейшее вступление Украины в НАТО уже высказались страны Прибалтики. «Балтийские друзья Украины полностью поддерживают скорейшее принятие Украины в НАТО. Вдохновляющая храбрость Украины может только укрепить наш альянс», — написали в своих твиттер-аккаунтах министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис, глава МИД Эстонии Урмас Рейнсалу и их латвийский коллега Эдгар Ринкевич.

2 октября Польша, Чехия, Эстония, Латвия, Литва, Северная Македония, Черногория, Румыния и Словакия выразили совместную поддержку вступлению Украины в НАТО. «Мы твердо поддерживаем решение саммита НАТО в Бухаресте в 2008 году по поводу будущего членства Украины», — говорится в совместном заявлении президентов этих девяти стран.

Поддержала заявку Украины и Канада. «Мы верим в политику открытых дверей НАТО и всегда выступали за принятие Украины в альянс», — сказала министр иностранных дел Канады Мелани Жоли после переговоров с госсекретарем США Энтони Блинкеном.

Белый дом, в свою очередь, заявил, что этот вопрос нужно обсуждать «в другое время». «Сейчас, на наш взгляд, лучшим путем поддержки Украины является практическая поддержка на земле, а процесс в Брюсселе нужно предпринять в другое время», — сказал на брифинге советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан. Заявление Киева, что он будет добиваться ускоренного вступления в НАТО, стало неожиданностью для администрации Джо Байдена, сообщило издание Politico со ссылкой на двух американских чиновников. Западные страны, отмечает издание, опасаются, что немедленное вступление Украины в НАТО, для чего требуется согласие всех стран-членов, может привести к войне между США и Россией.

Против вступления Украины в НАТО высказалась Германия. Желание Украины стать членом НАТО в ближайшем будущем можно понять, и Германия поддержит Киев в его праве на самооборону, сказала в интервью телеканалу ARD глава МИД Германии Анналена Бербок. Однако, подчеркнула она, Киеву с первого дня боевых действий дали понять, что страны Запада намерены не допустить «распространения войны на их территории» и вовлечения НАТО в войну. По словам Бербок, той же позиции она придерживается и сейчас.

Как страны вступают в НАТО

Если члены НАТО приходят к единогласному решению, то страну-кандидата официально приглашают начать переговоры о вступлении. С 1996 года все новые члены НАТО сначала проходили через План действий по членству (ПДЧ), но, как показала в этом году практика Швеции и Финляндии, этот этап не является обязательным. Формальных четких критериев для вступления в НАТО нет, но предполагается, что вступающая в организацию страна соответствует ряду стандартов в оборонной, политической, экономической сферах, в сфере прав человека и так далее. Опыт других государств показывает, что промежуток между получением ПДЧ и членством может длиться годами. В случае с Хорватией процесс занял шесть лет, в случае с Северной Македонией — 12 лет.

Вопреки расхожему мнению, Устав НАТО не запрещает принимать в нее страны, у которых есть неразрешенный территориальный спор. В 1995 году в НАТО провели исследование о том, какие критерии должны применяться к странам, претендующим на присоединение к альянсу. В ст. 6 устава говорится, что «государства, в которых существуют межэтнические трения или территориальные споры… должны разрешить эти разногласия мирными способами… Разрешение подобных конфликтов будет одним из факторов, влияющих на решение пригласить страну в состав альянса». Однако уже в следующей статье говорится, что «нет фиксированных или жестких критериев в вопросе о приглашении страны присоединиться к альянсу» — все эти вопросы решаются на политическом уровне. Даже между странами альянса имеются нерешенные территориальные споры, например между Грецией и Турцией, Испанией и Великобританией.

Заявка Украины на вступления в НАТО — форма давления на Запад, считает генеральный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов. «Поскольку все, включая Киев, понимают, что едва ли Украина получит членство в НАТО, это можно воспринимать как еще один козырь для торга. Грубо говоря, если не хотите принимать сейчас, то дайте больше вооружений, поддержки и так далее. И тут надо рассматривать, какие могут быть альтернативные формы ответа на такую просьбу со стороны Запада», — говорит эксперт.

Во время последнего очного раунда переговоров в Стамбуле рассматривался вопрос гарантий нейтрального статуса Украины, напоминает Кортунов. И была идея — как альтернатива вступлению в НАТО — создания системы многосторонних гарантий безопасности Украине, куда бы вошла и Россия, продолжает он. «И украинской стороной эти идеи рассматривались достаточно серьезно. Причем предполагалось, что также будут наложены ограничения на Вооруженные силы Украины по количеству и по качеству, поскольку Россия тоже требовала гарантий для себя», — добавляет Кортунов.

Сейчас, продолжает эксперт, если судить по предложениям, которые представили в середине сентября руководитель офиса президента Украины Андрей Ермак и бывший генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен, Украина сильно отошла от мартовских позиций. В новых предложениях — так называемом Киевском договоре по безопасности — Россия уже не рассматривается в качестве возможного гаранта безопасности Украины. Кроме того, не предполагается никаких ограничений в части украинского военного потенциала.

«Эти предложения теперь рассматриваются не в качестве альтернативы вступлению в НАТО, а, наоборот, являются первым шагом на пути вступления в альянс», — говорит Кортунов. Эксперт не верит, что сейчас возможны политические переговоры между Москвой и Киевом. Тем более что после присоединения к России четырех украинских регионов Зеленский заявил, что не будет вести переговоров с Путиным. «Если этот цикл эскалации мы пройдем, я допускаю, что может быть заключено соглашение о прекращении огня.

Но не о политическом урегулировании. Если сейчас переговоры и будут, то они будут касаться технических и ситуативных вопросов. Например, надо ли продлевать сделку по зерну, обмен военнопленными и так далее», — резюмирует Кортунов.

В Киеве понимают, что сейчас Украину не примут в НАТО, но цель подачи заявки в другом, говорит главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов, — «еще больше поднять градус психологического давления на Россию». «Уже довольно много стран заявили, что они согласны на вступление Украины в НАТО. Но пока это не вопрос практической реализации, а вопрос создания атмосферы. Даже те, кто высказался скептически, говорят: сейчас нет, но потом…» — поясняет свою точку зрения эксперт.

Кроме того, продолжает Лукьянов, после того как Москва решила присоединить четыре украинские области, действия на снижение напряженности и движение к переговорам стало невозможным. «После нескольких военных успехов в Киеве уже всерьез полагают, что смогут решить вопрос восстановления территориальной целостности силой. Если два-три месяца назад это казалось чистой пропагандой, то сейчас настроения изменились», — говорит Лукьянов и добавляет, что поэтому никакого компромисса на переговорах не может быть. «Компромиссом была бы капитуляция Украины, что она смирится с потерей территорий. Но мне это кажется невозможным ни в какой степени», — добавляет он.

История расширения НАТО — РИА Новости, 12.05.2022

https://ria.ru/20220512/nato-1788095986.html

История расширения НАТО

История расширения НАТО — РИА Новости, 12.05.2022

История расширения НАТО

Организация Североатлантического договора (North Atlantic Treaty Organisation, NATO) – военно-политический союз европейских государств, США и Канады, созданный… РИА Новости, 12.05.2022

2022-05-12T13:03

2022-05-12T13:03

2022-05-12T13:03

справки

нато

в мире

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/05/0c/1788098700_0:121:3070:1848_1920x0_80_0_0_a4643455604a67ce729a8939572a359d. jpg

Организация Североатлантического договора (North Atlantic Treaty Organisation, NATO) – военно-политический союз европейских государств, США и Канады, созданный 4 апреля 1949 года с подписанием в Вашингтоне Североатлантического договора. В настоящее время его членами являются 30 стран. По Договору 1949 года, заявленной целью НАТО является обеспечение коллективной безопасности своих членов в европейско-атлантическом регионе.Фактически, начиная со своего основания, НАТО была ориентирована на противодействие Советскому Союзу и позднее – странам-участницам Организации Варшавского договора (ОВД, с 1955 года), а после прекращения действия ОВД и распада СССР – на противодействие России. Учредителями и первоначальными членами НАТО были 12 государств: Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Соединенные Штаты Америки и Франция. В период с 1949 года до начала 1980-х годов к Североатлантическому союзу присоединились четыре страны (Турция и Греция в 1952 году, Германия в 1955 году, Испания в 1982 году). В 1958 году президент Франции генерал Шарль де Голль провозгласил курс на выход страны из состава НАТО. В марте 1959 года французский флот в Средиземном море был выведен из-под командования НАТО, средства противовоздушной обороны были переданы под национальный контроль. В 1966 году Франция приняла решение о выходе из состава военных командных структур НАТО. Из страны были выведены многочисленные военные базы США, французские войска перестали участвовать в военных операциях НАТО. В феврале 1990 года, в ходе переговоров о воссоединении Германии, Запад дал обещание СССР, что НАТО не будет расширяться на Восток. Однако обязательства были нарушены. Самым значительным, как с точки зрения числа новых членов, так и в плане политических последствий, стало расширение НАТО после окончания «холодной войны». Согласно основополагающему акту Россия-НАТО 1997 года, альянс обязался не размещать существенные боевые силы на постоянной основе на территории своих стран-новобранцев. Однако продвижение военной инфраструктуры альянса на восток стало одной из главных проблем в отношениях между РФ и НАТО. В 1999 году в НАТО вошли бывшие страны-участницы Организации Варшавского договора – Венгрия, Польша и Чехия («Четвертое расширение НАТО»), в 2004 году – бывшие участницы ОВД Болгария, Румыния и Словакия, а также Латвия, Литва, Словения и Эстония («Пятое расширение НАТО»). На саммите НАТО в Бухаресте в 2008 году было принято решение о включении в НАТО Хорватии и бывшей участницы ОВД Албании. 1 апреля 2009 года они стали полноправными членами Организации Североатлантического договора («Шестое расширение НАТО»). Также на саммите в Страсбурге Франция вернулась во все покинутые ранее структуры НАТО. В начале июня 2017 года Черногория официально стала 29-м членом Североатлантического альянса. Значительная часть населения этой бывшей югославской республики выступала против присоединения к альянсу. Результаты социологического опроса, организованного оппозицией Черногории, показали, что 54,7% жителей страны выступали против вступления в НАТО, а 57,9% граждан поддерживали идею провести референдум по этому вопросу. В стране проходили акции протеста. Однако решение о присоединении страны к альянсу было принято без учета мнения народа.Закон о вступлении Черногории в НАТО ратифицировал парламент. За такое решение проголосовали 46 депутатов из 81. В марте 2020 года Северная Македония стала 30-м членом НАТО. Вступление Северной Македонии в НАТО стало возможным после того, как Греция и Македония в июне 2018 года подписали соглашение, которое решило их многолетний спор о названии бывшей югославской республики. Договор вынесли на референдум в Македонии 30 сентября 2018 года, однако он фактически провалился. К урнам для голосования вышли около 37% избирателей при пороге явки в 50%. Из принявших участие в голосовании 91,5% выступили за соглашение. Этот договор ратифицировали парламенты Македонии и Греции. 12 февраля 2019 года бывшая югославская республика Македония официально сменила название на Северная Македония. В последние годы в числе основных стран, стремящихся стать членами военно-политического блока, были Босния и Герцеговина, Грузия и Украина. Босния и Герцеговина в 2006 году присоединилась к программе НАТО «Партнерство ради мира» (ПРМ). В 2010 году стране было предложено присоединиться к Плану действий по членству. В декабре 2018 года главы МИД стран НАТО подтвердили готовность предоставить Боснии и Герцеговине годовую национальную программу сотрудничества.За вступление страны в НАТО в 2019 году высказывался глава Госдепартамента США Майк Помпео. В мае 2021 года глава министерства обороны Боснии и Герцеговины Сифет Поджич заявлял местным СМИ, что Сараево находится «на последней ступени перед членством» в альянсе. В 2008 году страны Североатлантического альянса на саммите в Бухаресте подтвердили, что Грузия и Украина имеют право на членство в организации, отсрочив решение вопроса на неопределенное время. В июне 2021 года лидеры НАТО на саммите в Брюсселе поддержали право обеих стран на присоединение к военному блоку. Также они заявили о необходимости продолжать реформы, но сроков, на которые руководство этих стран ориентировалось бы, не назвали. В сентябре 2008 года была создана Комиссия НАТО-Грузия для политических консультаций и практического сотрудничества, которые должны способствовать достижению Грузией членства в НАТО. В ходе саммита НАТО в Уэльсе, который прошел 4-5 сентября 2014 года, был утвержден пакет мер, содействующих Грузии в ее стремлении к членству в альянсе. В рамках пакета мер в Грузии регулярно проходят совместные военные учения. Учения проводятся каждые три года. В 2022 году они прошли в третий раз. Верховная рада Украины в декабре 2014 года внесла изменения в два закона, отказавшись от внеблокового статуса страны. В июне 2016 года Киев принял дополнительные изменения, которые определяют вступление в НАТО целью внешней политики Украины. В марте 2018 года Украина получила статус «страны-аспиранта» в НАТО. В феврале 2019 года Верховная Рада Украины приняла изменения в конституцию, закрепив курс страны в ЕС и НАТО. В конце апреля 2022 года глава Пентагона Ллойд Остин заявил в интервью Fox News, что говорить о возможности вступления Украины в НАТО было бы спекуляцией. Он подчеркнул, что сейчас возможности вступления Украины в НАТО на повестке нет.На фоне российской военной операции на Украине Финляндия и Швеция заговорили о возможности отказа от многолетнего нейтралитета и вступления в НАТО. Швеция отказалась от участия в военных действиях после наполеоновских битв и последние 200 лет избегала любых конфликтов. В свою очередь, Хельсинки объявил о нейтралитете после Второй мировой войны, что на годы обеспечило скандинавскому государству спокойное развитие. Начиная с 2014 года Запад усиленно пытается втянуть обе страны в блок НАТО.12 мая 2022 года президент и парламент Финляндии поддержали членство страны в НАТО. Швеция планирует подать заявку в Североатлантический альянс 16 мая. По оценкам экспертов, вступление Швеции и Финляндии обеспечит Североатлантическому альянсу контроль над большей частью побережья Балтийского моря, что повлияет на всю архитектуру региональной безопасности.Официальный представитель российского МИД Мария Захарова заявила: если страны войдут в НАТО, их территории станут пространством противостояния альянса и России. Последствия неизбежно отразятся на «добрососедских отношениях». Однако не все страны НАТО хотят видеть в своих рядах Финляндию и Швецию.Президент Хорватии Зоран Миланович заявил, что наложит вето на их вступление, если вопрос будут рассматривать на соответствующем саммите. Втягивание этих стран в альянс он назвал «опасным шарлатанством» и указал, что на Балканах есть множество проблем, требующих большего внимания. Североатлантический альянс неоднократно нарушал международное право, в том числе, Устав ООН и Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Россией и НАТО. Без согласия Совета Безопасности ООН или в нарушение прописанного в них мандата Североатлантический альянс предпринял ряд военных интервенций за пределами зоны своей ответственности.Президент и МИД России неоднократно указывали, что расширение НАТО на восток противоречит ранее полученным гарантиям от лидеров западных стран.Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявлял, что дальнейшее расширение альянса не принесет большей безопасности Европе, НАТО имеет агрессивный характер. Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2022

Артем Смирнов

Артем Смирнов

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/05/0c/1788098700_330:196:2798:2047_1920x0_80_0_0_a4744f674be2eea814cf16bccadbbc97.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

Артем Смирнов

справки, нато, в мире

Справки, НАТО, В мире

Организация Североатлантического договора (North Atlantic Treaty Organisation, NATO) – военно-политический союз европейских государств, США и Канады, созданный 4 апреля 1949 года с подписанием в Вашингтоне Североатлантического договора. В настоящее время его членами являются 30 стран.

По Договору 1949 года, заявленной целью НАТО является обеспечение коллективной безопасности своих членов в европейско-атлантическом регионе.

Фактически, начиная со своего основания, НАТО была ориентирована на противодействие Советскому Союзу и позднее – странам-участницам Организации Варшавского договора (ОВД, с 1955 года), а после прекращения действия ОВД и распада СССР – на противодействие России.

Учредителями и первоначальными членами НАТО были 12 государств: Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Соединенные Штаты Америки и Франция.

В период с 1949 года до начала 1980-х годов к Североатлантическому союзу присоединились четыре страны (Турция и Греция в 1952 году, Германия в 1955 году, Испания в 1982 году).

В 1958 году президент Франции генерал Шарль де Голль провозгласил курс на выход страны из состава НАТО. В марте 1959 года французский флот в Средиземном море был выведен из-под командования НАТО, средства противовоздушной обороны были переданы под национальный контроль. В 1966 году Франция приняла решение о выходе из состава военных командных структур НАТО. Из страны были выведены многочисленные военные базы США, французские войска перестали участвовать в военных операциях НАТО.

В феврале 1990 года, в ходе переговоров о воссоединении Германии, Запад дал обещание СССР, что НАТО не будет расширяться на Восток. Однако обязательства были нарушены.

Самым значительным, как с точки зрения числа новых членов, так и в плане политических последствий, стало расширение НАТО после окончания «холодной войны».

Согласно основополагающему акту Россия-НАТО 1997 года, альянс обязался не размещать существенные боевые силы на постоянной основе на территории своих стран-новобранцев. Однако продвижение военной инфраструктуры альянса на восток стало одной из главных проблем в отношениях между РФ и НАТО.

В 1999 году в НАТО вошли бывшие страны-участницы Организации Варшавского договора – Венгрия, Польша и Чехия («Четвертое расширение НАТО»), в 2004 году – бывшие участницы ОВД Болгария, Румыния и Словакия, а также Латвия, Литва, Словения и Эстония («Пятое расширение НАТО»).

На саммите НАТО в Бухаресте в 2008 году было принято решение о включении в НАТО Хорватии и бывшей участницы ОВД Албании. 1 апреля 2009 года они стали полноправными членами Организации Североатлантического договора («Шестое расширение НАТО»). Также на саммите в Страсбурге Франция вернулась во все покинутые ранее структуры НАТО.

В начале июня 2017 года Черногория официально стала 29-м членом Североатлантического альянса.

Значительная часть населения этой бывшей югославской республики выступала против присоединения к альянсу. Результаты социологического опроса, организованного оппозицией Черногории, показали, что 54,7% жителей страны выступали против вступления в НАТО, а 57,9% граждан поддерживали идею провести референдум по этому вопросу.

В стране проходили акции протеста. Однако решение о присоединении страны к альянсу было принято без учета мнения народа.

Закон о вступлении Черногории в НАТО ратифицировал парламент. За такое решение проголосовали 46 депутатов из 81.

В марте 2020 года Северная Македония стала 30-м членом НАТО.

Вступление Северной Македонии в НАТО стало возможным после того, как Греция и Македония в июне 2018 года подписали соглашение, которое решило их многолетний спор о названии бывшей югославской республики.

Договор вынесли на референдум в Македонии 30 сентября 2018 года, однако он фактически провалился. К урнам для голосования вышли около 37% избирателей при пороге явки в 50%. Из принявших участие в голосовании 91,5% выступили за соглашение. Этот договор ратифицировали парламенты Македонии и Греции.

12 февраля 2019 года бывшая югославская республика Македония официально сменила название на Северная Македония.

В последние годы в числе основных стран, стремящихся стать членами военно-политического блока, были Босния и Герцеговина, Грузия и Украина.

Босния и Герцеговина в 2006 году присоединилась к программе НАТО «Партнерство ради мира» (ПРМ). В 2010 году стране было предложено присоединиться к Плану действий по членству.

В декабре 2018 года главы МИД стран НАТО подтвердили готовность предоставить Боснии и Герцеговине годовую национальную программу сотрудничества.

За вступление страны в НАТО в 2019 году высказывался глава Госдепартамента США Майк Помпео.

В мае 2021 года глава министерства обороны Боснии и Герцеговины Сифет Поджич заявлял местным СМИ, что Сараево находится «на последней ступени перед членством» в альянсе.

В 2008 году страны Североатлантического альянса на саммите в Бухаресте подтвердили, что Грузия и Украина имеют право на членство в организации, отсрочив решение вопроса на неопределенное время. В июне 2021 года лидеры НАТО на саммите в Брюсселе поддержали право обеих стран на присоединение к военному блоку. Также они заявили о необходимости продолжать реформы, но сроков, на которые руководство этих стран ориентировалось бы, не назвали.

В сентябре 2008 года была создана Комиссия НАТО-Грузия для политических консультаций и практического сотрудничества, которые должны способствовать достижению Грузией членства в НАТО. В ходе саммита НАТО в Уэльсе, который прошел 4-5 сентября 2014 года, был утвержден пакет мер, содействующих Грузии в ее стремлении к членству в альянсе. В рамках пакета мер в Грузии регулярно проходят совместные военные учения.

Учения проводятся каждые три года. В 2022 году они прошли в третий раз.

Верховная рада Украины в декабре 2014 года внесла изменения в два закона, отказавшись от внеблокового статуса страны. В июне 2016 года Киев принял дополнительные изменения, которые определяют вступление в НАТО целью внешней политики Украины.

В марте 2018 года Украина получила статус «страны-аспиранта» в НАТО.

В феврале 2019 года Верховная Рада Украины приняла изменения в конституцию, закрепив курс страны в ЕС и НАТО. В конце апреля 2022 года глава Пентагона Ллойд Остин заявил в интервью Fox News, что говорить о возможности вступления Украины в НАТО было бы спекуляцией. Он подчеркнул, что сейчас возможности вступления Украины в НАТО на повестке нет.

На фоне российской военной операции на Украине Финляндия и Швеция заговорили о возможности отказа от многолетнего нейтралитета и вступления в НАТО.

Швеция отказалась от участия в военных действиях после наполеоновских битв и последние 200 лет избегала любых конфликтов. В свою очередь, Хельсинки объявил о нейтралитете после Второй мировой войны, что на годы обеспечило скандинавскому государству спокойное развитие. Начиная с 2014 года Запад усиленно пытается втянуть обе страны в блок НАТО.

12 мая 2022 года президент и парламент Финляндии поддержали членство страны в НАТО. Швеция планирует подать заявку в Североатлантический альянс 16 мая.

По оценкам экспертов, вступление Швеции и Финляндии обеспечит Североатлантическому альянсу контроль над большей частью побережья Балтийского моря, что повлияет на всю архитектуру региональной безопасности.

Официальный представитель российского МИД Мария Захарова заявила: если страны войдут в НАТО, их территории станут пространством противостояния альянса и России.

Последствия неизбежно отразятся на «добрососедских отношениях».

Однако не все страны НАТО хотят видеть в своих рядах Финляндию и Швецию.

Президент Хорватии Зоран Миланович заявил, что наложит вето на их вступление, если вопрос будут рассматривать на соответствующем саммите. Втягивание этих стран в альянс он назвал «опасным шарлатанством» и указал, что на Балканах есть множество проблем, требующих большего внимания.

Североатлантический альянс неоднократно нарушал международное право, в том числе, Устав ООН и Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Россией и НАТО. Без согласия Совета Безопасности ООН или в нарушение прописанного в них мандата Североатлантический альянс предпринял ряд военных интервенций за пределами зоны своей ответственности.

Президент и МИД России неоднократно указывали, что расширение НАТО на восток противоречит ранее полученным гарантиям от лидеров западных стран.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявлял, что дальнейшее расширение альянса не принесет большей безопасности Европе, НАТО имеет агрессивный характер.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

НАТО — mfa.am

 

Армения и НАТО ведут активное сотрудничество в области демократических, институциональных и оборонных реформ; во многих областях развивается практическое сотрудничество, в том числе в контексте миротворческих операций. План действий индивидуального партнерства (ПДИП) излагает программу сотрудничества между Арменией и НАТО и намечает обширную дорожную карту для реформ.

Несмотря на то, что Армения намерена активизировать практическое и политическое сотрудничество с НАТО для сближения с Североатлантическим союзом, к членству в НАТО она не стремится.

Рамки сотрудничества

Армения излагает планы и графики реформ в План действий индивидуального партнерства, который стороны совместно утверждают на двухгодичный период. ПДИП Армении направлен на укрепление политического диалога между НАТО и Арменией, а также на оказание поддержки в осуществлении демократической и военной реформы в этой стране.

В связи с тем, что ПДИП носит широкий характер, Армения сотрудничает с НАТО не только в оборонной сфере, но и проводит регулярные консультации со странами-членами Североатлантического союза в области правового государства, прозрачности реформ, противодействия терроризму и борьбы с коррупцией. В рамках ПДИП НАТО соглашается помогать Армении в достижении целей реформ, проводя консультации по определенным вопросам и оказывая конкретное содействие.

Армения также вносит важный вклад в операции, проводимые под руководством НАТО. Контингент ВС Армении присоединился к контингентам стран-членов НАТО в миротворческих операциях в Косово в 2004 году. В 2008 году численность армянского контингента в составе KFOR удвоилась – достигнув 70 человек. С февраля 2010 г. Армения также учавствует в Международных силах содействия безопасности (ИСАФ) в Афганистане.

По линии программы «Партнерство ради мира» (ПРМ) и Совета евроатлантического партнерства (СЕАП) Армения также сотрудничает с НАТО и другими странами-партнерами по большому числу других направлений. Армения определяет свое участие в программе ПРМ, ежегодно составляя План индивидуального партнерства, подбирая те мероприятия, которые будут способствовать достижению целей, сформулированных в ПДИП.

Основные области сотрудничества

Сотрудничество в области безопасности

С момента присоединения Армении к ПРМ в 1994 году страна начала вносить свой вклад в евроатлантическую безопасность вместе со странами-союзницами по НАТО. Армянские воинские контингенты действуют совместно с воинскими контингентами стран НАТО при проведении миротворческих операций в Косово и Афганистане.

Армения ведет с НАТО и отдельными государствами-членами НАТО сотрудничество, способствующее достижению оперативной совместимости вооруженных сил Армении и вооруженных сил стран НАТО. Это сотрудничество предусматривает использование стандартов НАТО для развития миротворческой бригады, подразделений боевого и тылового обеспечения. Армения и НАТО также проводят консультации по реформе системы военного образования в Армении.

Начиная с 2002 года, Армения участвует в Процессе планирования и анализа ПРМ (ПАРП), что помогает развивать способность отдельных подразделений ВС Армении взаимодействовать с НАТО. ПАРП занимает центральное место в сотрудничестве Армении с НАТО.

Участвуя в Плане действий партнерства по борьбе с терроризмом, Армения вносит свой вклад в эту борьбу. В рамках этой деятельности ведется обмен данными и аналитическими разработками с НАТО, укрепляется национальный потенциал, необходимый для подготовки к контртеррористической деятельности, совершенствуется режим безопасности границ.

В консультации с НАТО Армения приступила к анализу порядка действий и механизмов кризисного регулирования, существующих в стране.

Реформа сектора обороны и безопасности

НАТО помогает в осуществлении продолжающегося в Армении масштабного процесса демократических и институциональных реформ. В области реформы сектора обороны и безопасности НАТО и отдельные страны-члены имеют значительный опыт и навыки, которыми Армения может воспользоваться.

Приоритетная задача Армении – обеспечить демократический контроль над вооруженными силами. Участие Армении в Плане действий партнерства по строительству оборонных институтов помогает в этой работе.

Армения провела консультации с государствами-членами НАТО по вопросу о разработке Стратегии национальной безопасности и Военной доктрины и в настоящее время занимается проведением Стратегического оборонного анализа. Эти документы определяют стратегический контекст, задачи и функции вооруженных сил и других органов безопасности Армении. Армения и НАТО ведут консультации по вопросам оборонного планирования и оборонного бюджета Армении, которые станут основными инструментами для проведения Стратегического оборонного анализа и претворения его в жизнь.

Армения и НАТО сотрудничают в области создания в Ереване ситуационного центра, который будет способствовать координации кризисного регулирования и контртеррористической деятельности.

Планирование чрезвычайных ситуаций

Армения решительно настроена на совершенствование своей готовности к чрезвычайным ситуациям и потенциала реагирования на катастрофы и асимметричные угрозы. В контексте ПДИП служба спасения Армении принимает ряд мер по улучшению планирования действий в особой обстановке и активно участвует в создании государственного центра кризисного регулирования, как это запланировано. Армения также укрепляет связи с работающим при НАТО Евроатлантическим координационным центром реагирования на стихийные бедствия и катастрофы, чтобы вносить вклад в международные операции по оказанию помощи при бедствиях.

Наука и окружающая среда

По линии программы «Наука ради мира и безопасности» Армения получила гранты на реализацию около 38 проектов сотрудничества в области науки и экологии. Осуществляются, в частности, проекты, направленные на предотвращение, обнаружение и реагирование на радиологические и ядерные угрозы, оценку риска стихийных бедствий и безопасность водных ресурсов.

В рамках других проектов ведется сотрудничество по совершенствованию качества воды в трансграничной зоне, в которую входят Азербайджан и Грузия, а также проводятся исследования в области сетевых технологий. Армения также участвует в проекте «Виртуальный шелковый путь», цель которого – улучшить доступ к Интернету для ученых и научных работников в странах Кавказа и Центральной Азии за счет, использования спутниковой сети.

Информирование общественности

Армения намерена в большей мере информировать общественность о НАТО и о сотрудничестве Армении с Североатлантическим союзом, а также совершенствовать работу по информированию общественности и поддержать тем самым реформы в области обороны и безопасности. В этой связи НАТО продолжает консультировать и оказывать поддержку, когда это требуется, в том числе организовывать необходимую учебную подготовку и проводить консультации. В 2006 году в Ереване при поддержке правительства Армении и НАТО был создан Информационный центр о НАТО. Начиная с 2007-го года в Армении ежегодно проводится «Неделя НАТО». Последняя такая неделя прошла с 11-го по 15-е марта 2019 г. В рамках мероприятий Армению посетили оба специальных представителя ген.секретаря НАТО Джеймс Апатурай и Клер Хатчинсон.

Развитие отношений

Отношения между Арменией и НАТО начались в 1992 году с присоединением Армении к Совету североатлантического сотрудничества (переименованному в 1997 году в Совет евроатлантического партнерства – СЕАП). После присоединения Армении в 1994 году к программе «Партнерство ради мира» сотрудничество было углублено и расширено. Тот факт, что с 2002 года Армения участвует в Процессе планирования и анализа, а в 2004 году она направила свой первый контингент для Сил для Косово, способствовал дальнейшему углублению отношений. В конце 2005 года Армения и НАТО согласовали первый План действий индивидуального партнерства (ПДИП) для страны.

Основные вехи:

1992

Армения присоединяется к недавно созданному Совету североатлантического сотрудничества, переименованному в 1997 году в Совет евроатлантического партнерства.

1994

Армения присоединяется к «Партнерству ради мира» (ПРМ).

2002

Армения присоединяется к Процессу планирования и анализа ПРМ.

Армения становится ассоцированным членом Парламентской Ассамблеи НАТО.

Армения присоединяется к НАТО-вской Партнерской программе действий по борьбе с терроризмом.

Армянский миротворческий взвод в составе греческих сил участвует в операции НАТО-вских сил в Косово /KFOR/.

2004

На встрече в верхах в Стамбуле лидеры стран НАТО уделяют особое внимание Кавказу: назначен специальный представитель НАТО в регионе и сотрудник по связи и взаимодействию.

Армения учреждает постоянное представительство при НАТО.

2005

16 июня министр иностранных дел Вартан Осканян представил Североатлантическому совету первый ПДИП Армении.

Североатлантический совет НАТО утверждает ПДИП Армении.

2006

В Армении назначен первый офицер связи НАТО в Южном Кавказе.

2007

В Ереване официально открыт Информационный центр НАТО. Был проведен ряд мероприятий, посвященных отношению НАТО с Арменией, которые позже были включены в рамки “Недели НАТО в Армении”. С тех пор проведение таких недель носит регулярный характер.

2008

Министры иностранных дел и обороны Республики Армения г-да Э.Налбандян и С.Оганян участвуют в заседании Армения- Североатлантический совет.

Численность миротворческого контингента Армении участвующих в операции НАТО-вских сил в Косово /KFOR/ был удвоен.

Армения принимает учения “Совместный лучник и совместный всадник” в рамках ПРМ.

Президент Армении господин Серж Саргсян посетил штаб квартиру НАТО и встретился с Генеральным Секретарем.

2009

4-го мая Североатлантический совет НАТО утверждает План действий индивидуального партнерства Армения-НАТО на 2009-2010г г.

2010

В феврале Армения в числе 43 стран начинает официально участвовать в миссии НАТО в Афганистане – ISAF.

Президент Армении Серж Саргсян посещает штаб-квартиру НАТО и встречается с генеральным секретарем организации Андерсом Фог Расмуссеном.

Министер ИД Эдвард Налбандян и министр обороны Сейран Оганян принимают участие в лиссабонсом саммите по ISAF.

2011

Армения утраивает число своих миротворцев в Афганистане, доведя общее число контингента до 126 чел.

2012

В марте Президент Армении Серж Саргсян посещает штаб-квартиру НАТО и принимает участие в заседании в формате Северно-атлантический совет – Армения, а также встречается с генеральным секретарем организации Андерсом Фог Расмуссеном.

В мае министр ИД Эдвард Налбандян принимает участие в чикагском саммите НАТО по ISAF.

В июле Армения командирует миротворческий контингент в состав миссии KFOR.

В сентябре Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен с официальным визитом посещает Армению и произносит речь в ЕрГУ.

2013

В апреле Армению посещает помощник ген.секретаря НАТО по вопросам публичной дипломатии Колинда Грабар-Китарович. Она принимает участие в церемонии инаугурации президента Армении.

2014

В марте Армению посещает делегация подкомитета по партнерству политического комитета парламентской ассамблеи НАТО.

В мае министр ИД Эдвард Налбандян и министр обороны Сейран Оганян принимают участие в совместном заседании Североатлантического совет – Армения а также встречаются с Генеральным секретарем организации Андерсом Фог Расмуссеном.

В сентябре в рамках саммита НАТО в Ньюпорте Президент Армении Серж Саргсян принимает участие в совместном заседании глав государств членов НАТО и партнеров, участвующих в миссии НАТО в Афганистане – ISAF и выступает с речью.

2015

Армянские миротворцы продолжают участие в новой миссии НАТО в Афганистане «Решительная поддержка».

В июне по приглашению Национального Собрания Армении в Ереване состоялся 89-й семинар парламентской ассамблеи НАТО Rose-Roth под названием «Безопасность и стабильность на Южном Кавказе. Содействие долгосрочному миру в регионе».

В декабре министр ИД Эдвард Налбандян принимает участие в министерской конференции в Брюсселе по миссии НАТО в Афганистане «Решительная поддержка» и выступает с речью.

2016

В марте министр ИД Эдвард Налбандян и министр обороны Сейран Оганян принимают участие в совместном заседании Североатлантического совета – Армения в Брюсселе а также встречаются с Генеральным секретарем организации Йенсом Столтенбергом.

В июле в Варшаве Президент Армении Серж Саргсян принимает участие в совместном заседании глав государств членов НАТО и партнеров, участвующих в миссии НАТО в Афганистане «Решительная поддержка» и выступает с речью.

В ноябре помощник Генерального секретаря НАТО по вопросам новых вызовов безопасности Др. Джеймс Шэа посещает Армению.

В декабре министр ИД Эдвард Налбандян в рамках министерской конференции ОБСЕ в Гамбурге встречается с заместителем Генерального секретаря НАТО Роуз Готтемоллер.

2017

27 февраля Президент Армении Серж Саргсян посещает штаб-квартиру НАТО в Брюсселе и встречается с Генеральным секретарем организации Йенсом Столтенбергом.

В апреле НАТО и Армения принимают новый, 6-й План действий индивидуального партнерства – IPAP.

В июне специальный представитель Ген. секретаря по Кавказу и Центральной Азии Джеймс Апатурай посещает Армению и встречается с Президентом Армении Сержом Саргсяном, Президентом Национального собрания РА Ара Баблояном, министром ИД Эдвардом Налбандяном, минстром обороны Вигеном Саргсяном, министром чрезвычайных ситуаций Давидом Тонояном.

14 июля глава миссии Армении в НАТО Армен Едигарян подписывает соглашение о сотрудничестве между Арменией и организацией по поддержке и закупкам НАТО (NATO’s Support and Procurement Organization). Документ, ратифицированный НС РА в декабре того же года, в дальнейшем послужил базой для создания фонда доверия Армения-НАТО.

29 июня минстр обороны Виген Саргсян в Брюсселе принимает участие в конференции министров обороны по миссии НАТО в Афганистане «Решительная поддержка» и встречается с заместителем Генерального секретаря НАТО Роуз Готтемоллер.

8-9 ноября еще одна в конференция министров обороны по миссии НАТО в Афганистане «Решительная поддержка» имеет место в Брюсселе, в которой принимает участие заместитель министра обороны Армении Артак Закарян.

С 13-го по 18-е декабря в Армении имеет место очередная, 11-я неделя НАТО в Армении.

2018

11-12-го июля Премьер министр Армении Никол Пашинян в Брюсселе принимает участие в совместном заседании глав государств членов НАТО и партнеров, участвующих в миссии НАТО в Афганистане «Решительная поддержка» и выступает с речью.

4-5-го декабря министр ИД Зограб Мнацаканян принимает участие в министерской конференции в Брюсселе по миссии НАТО в Афганистане «Решительная поддержка», выступает с речью и встречается с заместителем Генерального секретаря НАТО Роуз Готтемоллер.

2019

11-15-го марта имеет место очередная, 12-я неделя НАТО в Армении.

11-12-го марта в рамках специальный представитель Ген. секретаря по Кавказу и Центральной Азии Джеймс Апатурай посещает Армению и встречается с Президентом Арменом Саркисяном, вице-спикером НС Аленом Симоняном, министрами ИД и обороны РА, а также выступает с речью на коференции в рамках недели НАТО в Армении во французском университете.

14-15-го марта специальный представитель Ген. секретаря по вопросам женщин, мира и безопасности Клер Хатчинсон посещает Армению и встречается с вице-спикером НС Леной Назарян, министрами ИД и обороны РА, а также выступает с речью на коференции, посвященной вопросам женщин, мира и безопасности в рамках недели НАТО в Армении министерстве иностранных дел Армении.

 

Что такое НАТО? | Совет по международным отношениям

Введение

Организация Североатлантического договора (НАТО), основанная в 1949 году как оплот против советской агрессии, остается опорой военного сотрудничества США и Европы. Расширяющийся блок союзников по НАТО взял на себя широкий круг задач после окончания холодной войны, многие из которых вышли далеко за пределы евроатлантического региона, в таких странах, как Афганистан и Ливия.

Неспровоцированное вторжение России в Украину, не являющуюся членом, в начале 2022 года потрясло архитектуру безопасности Европы и вызвало серьезную переоценку внешней политики и оборонных обязательств членов НАТО. Угроза со стороны России вызвала наибольшую напряженность в отношениях с альянсом в эпоху после окончания холодной войны. Это увеличивает расходы на оборону и подталкивает некоторых давних партнеров НАТО, а именно Финляндию и Швецию, к официальному членству, что ознаменовало бы еще одно историческое расширение альянса.

Важный момент после окончания холодной войны

Подробнее от наших экспертов

Томас Грэм

Делает ли авантюра Путина войну России на Украине более опасной?

Матиас Маттейс

Европейские уроки для американского экономического возрождения

Стивен Сестанович

Украина должна подождать переговоров с Россией о прекращении огня. Вот почему.

После распада Советского Союза в 1991 году западные лидеры активно обсуждали направление развития трансатлантического альянса. Кое-кто в администрации Билла Клинтона первоначально выступал против расширения НАТО, опасаясь, что это нарушит отношения с хрупким правительством президента Бориса Ельцина в России и усложнит выполнение других внешнеполитических задач США, таких как контроль над ядерными вооружениями. Другие выступали за расширение как способ распространить зонтик безопасности НАТО на восток и закрепить демократические завоевания в бывшем советском блоке.

Подробнее:

НАТО (Организация Североатлантического договора)

Россия

Альянсы безопасности

Европа и Евразия

Военные операции

европейских члена также разделились по этому вопросу. Великобритания опасалась, что расширение НАТО ослабит альянс, в то время как Франция считала, что это даст НАТО (и Соединенным Штатам) слишком большое влияние. Париж надеялся интегрировать бывшие советские государства через европейские институты.

В качестве первого шага Клинтон решила разработать новую инициативу НАТО под названием «Партнерство ради мира» (ПРМ), которая будет открыта для всех бывших членов Варшавского договора, а также для неевропейских стран. Рассматривая эту схему нечленства как средство развеять некоторые опасения России по поводу расширения альянса, НАТО запустила программу «Партнерство ради мира» на своем ежегодном саммите в 1994 году. В последующие месяцы к нему присоединились более двух десятков стран, включая Грузию, Россию и Украину.

Однако вскоре Клинтон начала публично говорить [PDF] о расширении членства в НАТО, заявив в Чехии всего через несколько дней после запуска ПРМ, что «вопрос больше не в том, примет ли НАТО новых членов, а в том, когда и как». Позднее в том же году Ельцин предупредил западных лидеров на конференции, что «Европа, даже не успев избавиться от наследия холодной войны, рискует обременить себя холодным миром».

Помимо коллективной обороны

Многие официальные лица США считали, что видение НАТО после окончания «холодной войны» должно выходить за рамки ее основных оборонных обязательств — в статье V Североатлантического договора говорится, что «вооруженное нападение на одно или несколько [государств-членов] в Европе или Северной Америке будет считаться нападением на них всех» — и сосредоточиться на противостоянии вызовам за пределами своего членства. «Общим знаменателем всех новых проблем безопасности в Европе является то, что все они лежат за пределами нынешних границ НАТО», — заявил влиятельный сенатор США Ричард Лугар в 1993 речи.

Подробнее от наших экспертов

Томас Грэм

Делает ли авантюра Путина войну России на Украине более опасной?

Матиас Маттейс

Европейские уроки для американского экономического возрождения

Стивен Сестанович

Украина должна подождать переговоров с Россией о прекращении огня. Вот почему.

Общим знаменателем всех новых проблем безопасности в Европе является то, что все они лежат за пределами нынешних границ НАТО.
Ричард Лугар, сенатор США от штата Индиана

Распад Югославии в начале 19 века90-е годы и начало этнического конфликта практически сразу же стали испытанием для альянса в этом вопросе. То, что началось как миссия по установлению санкционированной ООН бесполетной зоны над Боснией и Герцеговиной, превратилось в бомбардировку сил боснийских сербов, которая, по мнению многих военных аналитиков, была необходима для прекращения конфликта. В апреле 1994 года в ходе операции «Запретить полет» НАТО провела первую за свою сорокалетнюю историю боевую операцию, сбив четыре самолета боснийских сербов.

Структура НАТО

НАТО со штаб-квартирой в Брюсселе представляет собой альянс, основанный на консенсусе, в котором решения должны приниматься единогласно. Однако отдельные государства или подгруппы союзников могут инициировать действия за пределами НАТО. Например, Соединенные Штаты, Франция и Великобритания начали охранять бесполетную зону в Ливии, санкционированную ООН, в начале 2011 года и через несколько дней передали командование операцией НАТО, как только опасения Турции рассеялись. Государства-члены не обязаны участвовать во всех операциях НАТО; Германия и Польша отказались напрямую участвовать в кампании в Ливии.

Подробнее:

НАТО (Организация Североатлантического договора)

Россия

Альянсы безопасности

Европа и Евразия

Военные операции

Военная структура НАТО включает два стратегических командования: Верховный штаб союзных держав в Европе, расположенный недалеко от Монса, Бельгия, и Трансформационное командование союзников, расположенное в Норфолке, штат Вирджиния. Верховный главнокомандующий союзниками в Европе наблюдает за всеми военными операциями НАТО и всегда является флагом США или генеральным офицером; В настоящее время эту должность занимает генерал ВВС США Тод Д. Уолтерс. Хотя у альянса есть объединенное командование, большинство сил остаются в подчинении соответствующих национальных властей до начала операций НАТО.

Генеральный секретарь НАТО, норвежский политик Йенс Столтенберг отбывает второй четырехлетний срок в качестве главного администратора блока и международного посланника. Однако руководство НАТО продлило его службу еще на один год (до сентября 2023 года) на фоне войны в Украине. Основным политическим органом альянса является Североатлантический совет, в состав которого входят высокопоставленные делегаты от каждого государства-члена.

Разделение бремени

Основным финансовым вкладом государств-членов является стоимость развертывания их соответствующих вооруженных сил для операций под руководством НАТО. Эти расходы не являются частью официального бюджета НАТО, который финансирует инфраструктуру альянса, включая гражданские и военные штабы, и составляет около 3 миллиардов долларов в 2022 году. По оценкам, в 2021 году члены НАТО в совокупности потратили на оборону более 1 триллиона долларов [PDF ]. На Соединенные Штаты приходилось примерно 70% этого объема по сравнению с примерно половиной во время холодной войны.

Члены НАТО обязались к 2024 году расходовать 2 процента своего годового валового внутреннего продукта (ВВП) на оборону, и ожидается, что только восемь из тридцати членов [PDF] преодолеют этот порог в 2021 году: Хорватия, Эстония, Греция, Латвия, Литва, Польша, Великобритания и США.

В то время как официальные лица США регулярно критикуют европейских членов за невыполнение своих бюджетных обязательств перед НАТО, администрация президента Дональда Трампа заняла более напористую позицию, предполагая, что пересмотрит договорные обязательства США, если статус-кво сохранится. Количество членов, выполняющих свои обязательства по расходам, немного увеличилось за время пребывания Трампа в должности, хотя некоторые впоследствии опустились ниже 2-процентного порога.

Полномасштабное военное нападение России на Украину в 2022 году, крупнейшая сухопутная война в Европе со времен Второй мировой войны, шокировала многих европейских специалистов по оборонному планированию и заставила многих членов альянса, в первую очередь Германию, значительно увеличить военные расходы. Через несколько недель после вторжения России канцлер Германии Олаф Шольц пообещал увеличить инвестиции в вооружения на сто миллиардов евро и к 2024 году превысить двухпроцентный порог оборонного бюджета НАТО.

Афганистан

время после терактов 11 сентября 2001 года в Соединенных Штатах, которые были совершены базирующейся в Афганистане террористической сетью «Аль-Каида». Вскоре после того, как силы под руководством США свергли режим талибов в Кабуле, Совет Безопасности ООН уполномочил Международные силы содействия безопасности (ИСАФ) поддерживать новое афганское правительство. НАТО официально приняла на себя командование ИСАФ в 2003 году, что стало первым оперативным обязательством за пределами Европы. Аналитики говорят, что миссия в Афганистане стала поворотным моментом для альянса, сигнализируя о том, что НАТО адаптируется к условиям безопасности после окончания «холодной войны».

НАТО командовала более чем 130 000 военнослужащих из более чем пятидесяти стран альянса и стран-партнеров на пике своего присутствия в Афганистане. После тринадцати лет войны ИСАФ завершили свою миссию в 2014 году. В 2015 году НАТО начала миссию небоевой поддержки по обучению, финансированию и другой помощи афганскому правительству.

В 2021 году США и их союзники по НАТО вывели свои оставшиеся силы — около 10 000 военнослужащих — из Афганистана, завершив двадцатилетнюю военную операцию альянса. Хотя незначительное большинство американцев поддержало это решение, некоторые западные официальные лица и аналитики по вопросам безопасности раскритиковали действия администрации Джо Байдена по выводу войск и ее отказ оставить какие-либо остаточные силы в стране. Талибан, исламистское фундаменталистское движение, восстановил контроль над страной после выхода из НАТО.

Напряженность в отношениях с Россией

Москва с большой тревогой восприняла расширение НАТО в Центральной и Восточной Европе после окончания холодной войны. Многие нынешние и бывшие российские лидеры считают, что вторжение альянса в бывшую советскую сферу является предательством предполагаемых гарантий США не расширяться на восток после воссоединения Германии в 1990 году, хотя американские официальные лица, участвовавшие в этих дискуссиях, оспаривают эту версию истории.

Большинство западных лидеров знали о риске расширения. «Если в сохранении НАТО в том виде, в каком она есть, существует долгосрочная опасность, то существует непосредственная опасность в ее слишком быстром изменении. Стремительное расширение НАТО на восток может превратить неоимпериалистическую Россию в самосбывающееся пророчество», — написал госсекретарь Уоррен Кристофер в 9 сентября.0109 Washington Post , январь 1994 г.

За прошедшие годы НАТО и Россия предприняли важные шаги к примирению, в частности, с подписанием Основополагающего акта 1997 г., который создал официальный форум для двусторонних дискуссий; однако постоянное отсутствие доверия портит отношения.

Стремительное расширение НАТО на восток может превратить неоимпериалистическую Россию в самосбывающееся пророчество.
Уоррен Кристофер, госсекретарь США 900:04 Саммит НАТО в Бухаресте весной 2008 года усилил подозрения. Хотя альянс отложил планы действий по членству для Грузии и Украины, он пообещал поддерживать их членство в будущем, несмотря на неоднократные предупреждения России о политических и военных последствиях. По словам экспертов, вторжение России в Грузию тем летом стало четким сигналом о намерениях Москвы защитить то, что она считает своей сферой влияния.

Аннексия Крыма Россией в 2014 году и продолжающаяся дестабилизация ситуации на востоке Украины еще больше испортили отношения с НАТО. Через несколько недель после интервенции НАТО приостановила любое гражданское и военное сотрудничество с Москвой.

Президент Трамп пришел к власти в 2017 году, чтобы ослабить напряженность в отношениях с президентом России Владимиром Путиным. Однако некоторые члены его администрации, а также многие члены Конгресса США и военные сопротивлялись этим усилиям, учитывая то, что они считали продолжающимися нарушениями России, в первую очередь ее попытки вмешаться в иностранные выборы и разработать новое ядерное оружие. В конце своего президентства Трамп планировал реструктурировать военную позицию США в Европе, что привело бы к сокращению их общего присутствия там, но этого не произошло.

Напряженность между Россией и НАТО достигла апогея в конце 2021 и начале 2022 года, когда Путин отдал приказ о чрезвычайном наращивании военной мощи на границе с Украиной и пригрозил более широким вторжением, если альянс не пообещает окончательно прекратить расширение своего членства, добиваться согласия России на определенное членство в НАТО военное развертывание и удаление ядерного оружия США из Европы, среди прочих гарантий. Лидеры Североатлантического союза отклонили эти просьбы, изыскивая другие дипломатические пути, и в феврале Россия начала вторжение.

Обновленный альянс

Годы российской агрессии в Украине вынудили альянс усилить оборону на восточном фланге НАТО. После саммита 2014 года в Уэльсе НАТО активизировала военные учения и открыла новые командные центры в Болгарии, Эстонии, Венгрии, Латвии, Литве, Польше, Румынии и Словакии. Скромно укомплектованные аванпосты предназначены для поддержки новых сил быстрого реагирования численностью около двадцати тысяч человек, включая пять тысяч сухопутных войск. Военные планировщики НАТО говорят, что в случае серьезного кризиса могут быть задействованы многонациональные силы численностью около сорока тысяч человек.

В 2017 году НАТО начала ротацию четырех многонациональных боевых групп общей численностью около 4500 человек через страны Балтии и Польшу. Альянс также укрепил оборону в Черноморском регионе, создав в Румынии новые многонациональные силы численностью в несколько тысяч человек. Кроме того, НАТО усилило воздушное патрулирование своих восточных границ и регулярно поднимает в воздух реактивные самолеты для перехвата российских боевых самолетов, нарушающих воздушное пространство союзников. Тем временем армия США добавила еще одну ротационную бронетанковую бригаду к двум, которые у нее были в регионе.

Члены НАТО все больше сотрудничают с Украиной, хотя Украина, не являясь членом, остается за периметром обороны НАТО. В 2018 году Соединенные Штаты начали поставлять Украине современное оборонительное вооружение, в том числе противотанковые ракеты Javelin, для борьбы с поддерживаемыми Россией повстанцами в Донбассе.

В годы, предшествовавшие вторжению России, Украина проводила ежегодные военные учения с альянсом и стала одним из всего лишь шести партнеров с расширенными возможностями — особый статус, присвоенный ближайшим союзникам блока, не входящим в него. Более того, Киев подтвердил свою цель в конечном итоге получить полноправное членство в НАТО.

После вторжения многие страны-члены НАТО, в том числе США, оказали Украине беспрецедентную военную поддержку, в том числе современное вооружение, такое как тяжелая артиллерия, боевые дроны и зенитные системы. Эта смертоносная помощь осуществляется не под эгидой альянса, и лидеры НАТО стараются избегать действий, таких как введение запретной для полетов зоны, которые могут привести к прямому конфликту с Россией или иной эскалации боевых действий. Тем не менее Россия предупредила, что, оказывая эту помощь, союзники по НАТО рискуют развязать ядерную войну.

Провокации России на самом деле могут привести к еще одному крупному расширению НАТО. Финляндия и Швеция, две страны, избегавшие формального военного объединения, в последние годы приветствовали расширение военного сотрудничества с НАТО и, как ожидается, выразят заинтересованность во вступлении в альянс в преддверии саммита НАТО в Мадриде в июне 2022 года. «Если Финляндия и Швеция присоединиться к альянсу, что, похоже, они и собираются сделать, они принесут с собой новый значительный военный потенциал, в том числе передовые возможности авиации и подводных лодок, которые изменят архитектуру безопасности Северной Европы и помогут сдержать дальнейшую российскую агрессию», — написал бывший премьер-министр Швеции Карл Бильдт. в Иностранные дела в апреле.

Как мы работаем | ПА НАТО


Членство в Ассамблее и правила процедуры

ПА НАТО состоит из 269 делегатов из 30 стран-членов НАТО . Каждая делегация зависит от размера страны и отражает политический состав парламента, поэтому представляет широкий спектр политических мнений. Делегаты назначаются их парламентами в соответствии с их национальными процедурами.

В дополнение к делегатам стран НАТО, делегаты из 11 ассоциированных стран, 4 средиземноморских ассоциированных стран,  , а также 8   делегаций парламентских наблюдателей  принимают участие в его деятельности, в результате чего общее число делегатов составляет примерно 360. , все семинары Роуз-Рот и пленарные заседания. На пленарных заседаниях ассоциированные члены могут представлять резолюции и поправки к резолюциям. Они также могут выступать в качестве специальных младших докладчиков в комитетах для представления своих точек зрения в отчетах ПА НАТО. Однако они не имеют права голоса по докладам, резолюциям или руководству Ассамблеи, а также не вносят вклад в бюджет Ассамблеи.

Межпарламентские ассамблеи , такие как Парламентская ассамблея ОБСЕ (ПА ОБСЕ) и Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ), также направляют делегации.

Европейский парламент  имеет право направлять десять делегатов на сессии Ассамблеи и может участвовать в большинстве мероприятий комитетов и подкомитетов.

Прочие парламентские делегации  на разовой основе приглашаются на определенные встречи и мероприятия; в прошлом в их число входили, в частности, делегации из Афганистана, Пакистана и Парламентской ассамблеи Средиземноморья. Кипр и Мальта, а также ряд парламентов Северной Африки и Ближнего Востока также приглашаются на семинары Специальной группы по Средиземноморью и Ближнему Востоку.

Дополнительную информацию о статусе каждой категории можно найти в  Правилах процедуры собрания .

Структура Ассамблеи

Руководящим органом Ассамблеи является  Постоянный комитет , в состав которого входят главы делегаций каждого члена , президент , вице-президенты , 6079 секретарь и 14 9146 казначей. Общий.

Членами с правом голоса в этом комитете являются главы делегаций членов, каждая из которых имеет один голос. Председатель Ассамблеи, пять вице-президентов и казначей голосуют только в том случае, если они также являются главой своей делегации.

Председатели пяти комитетов Ассамблеи и председатель Специальной группы по Средиземноморью являются членами Постоянного комитета по должности. Каждая делегация может также назначить одного заместителя члена без права голоса.

Постоянный комитет выполняет широкий круг как политических, так и административных задач. Например, он определяет права и обязанности делегаций, не являющихся членами, и оценивает заявления о статусе нечленов, которые в случае одобрения направляются на рассмотрение Ассамблеи в полном составе. Он также координирует общую работу Ассамблеи: он должен одобрять все запланированные заседания и давать указания комитетам по рассмотрению вопросов, чтобы избежать дублирования и обеспечить координацию всей работы Ассамблеи. Постоянный комитет также выполняет функции финансового комитета Ассамблеи.

Международный секретариат под руководством своего Генерального секретаря отвечает за все административные вопросы, а также большую часть исследований и анализа, которые поддерживают работу комитетов, подкомитетов и других групп Ассамблеи.

Пять комитетов : Комитет по демократии и безопасности; оборона и безопасность; экономика и безопасность; политический; Наука и технология. Они разделены на восемь подкомитетов  и им поручено изучать все проблемы безопасности и политики, стоящие перед союзными странами

Другие органы Ассамблеи включают Специальную группу по Средиземноморью и Ближнему Востоку для расширения парламентского диалога и взаимопонимания со странами региона Ближнего Востока и Северной Африки, Межпарламентский совет Украина-НАТО и Межпарламентский совет Грузия-НАТО -парламентский совет.   Парламентский комитет НАТО-Россия  был упразднен в апреле 2014 года после военного вмешательства России в Украине и решения аннексировать украинскую провинцию Крым в марте 2014 года.

Ежегодно проводятся две сессии  – Весной и Осенью («Ежегодно») – в разных странах.

Деятельность Ассамблеи

Для выполнения своей основной миссии Ассамблея ежегодно проводит около 40 мероприятий, в которых принимают участие от 10 до 350 членов парламента в различных форматах. Эти встречи представляют собой уникальную специализированную площадку для диалога и откровенных дискуссий между парламентскими делегатами по вопросам безопасности.

Большая часть основной работы Ассамблеи выполняется ее пятью Комитеты . Комитеты и подкомитеты готовят отчеты по важнейшим вопросам, затрагивающим Североатлантический союз.

Все комитеты собираются во время весенних и осенних сессий Ассамблеи для обсуждения и принятия отчетов комитетов и политических рекомендаций.

Для информирования своих обсуждений этих документов комитеты получают брифинги от высокопоставленных государственных чиновников, руководителей международных организаций и других экспертов. Они также организуют ознакомительные визиты в страны-члены или партнеры НАТО.

Проекты докладов обсуждаются на Весенней сессии Ассамблеи. Затем отчеты пересматриваются и обновляются для обсуждения, внесения поправок и утверждения на ежегодной сессии Ассамблеи осенью.

На ежегодной сессии комитеты также вырабатывают политические рекомендации, голосование по которым проводится всем собранием. Эти политические рекомендации не имеют обязательной силы, но широко распространяются среди правительств и парламентов государств-членов и ассоциированных членов.

Генеральный секретарь НАТО дает письменный ответ на каждую из Политических рекомендаций.

Доклады Комитета и Подкомитета и политические рекомендации готовятся членом парламента, назначенным его коллегами в качестве докладчика по конкретной теме, представляющей интерес для Комитета.

На пленарных заседаниях во время сессий обычно выступает Председатель Ассамблеи , высокопоставленный представитель правительства принимающей страны и 901:46 Генеральный секретарь НАТО.

На ежегодном пленарном заседании проводятся выборы должностных лиц Ассамблеи . Президент и пять вице-президентов избираются сроком на один год и могут быть переизбраны один раз. Казначей избирается сроком на два года и может быть переизбран дважды.

Помимо этой деятельности Комитета, Ассамблея имеет обширную программу информационно-пропагандистской деятельности (сотрудничество и партнерство) с парламентами, не являющимися членами, которая дополняет собственную партнерскую деятельность НАТО посредством парламентского диалога и наращивания потенциала.

Центральным компонентом этой информационно-просветительской работы является программа партнерства и сотрудничества  Роуз-Рот  – сначала со странами Центральной и Восточной Европы, а затем и со всем Евроатлантическим регионом. Эта программа направлена ​​на оказание помощи странам-партнерам, в основном на Балканах и Южном Кавказе, в сложном переходном процессе, который включает в себя проведение сложных политических и экономических реформ.

Программа Роуз-Рот включает в себя серию семинаров, посвященных региональным и актуальным вопросам безопасности и учебных программ для сотрудников парламента и членов парламента.  Целью является повышение осведомленности парламентариев, установление контактов и предоставление опыта и знаний. Особое внимание уделяется продвижению принципа демократического контроля над вооруженными силами и развитию эффективного парламентского контроля над обороной и вооруженными силами.

Ориентационная программа НАТО ориентирована в первую очередь на молодых или вновь избранных членов парламента из стран НАТО и Совета евроатлантического партнерства (СЕАП), а также на тех, кто недавно был назначен ответственным за безопасность или иностранные дела. Программа направлена ​​на предоставление углубленного обзора функционирования и политики НАТО и SHAPE, а также развивающихся отношений Североатлантического союза с его многочисленными партнерами. Программа была запущена в 2000 году и ежегодно проводится в Брюсселе.

В 2001 г. растущая озабоченность по поводу очевидного смещения трансатлантических взглядов, взглядов и политики побудила Постоянный комитет Ассамблеи инициировать  «Парламентский трансатлантический форум », чтобы помочь определить точную природу расхождений в трансатлантическом мышлении и изучить пути в котором эти различия могут быть устранены. Программа включает дискуссии с высокопоставленными представителями администрации США и академическими экспертами. Форум проводится ежегодно в Вашингтоне, округ Колумбия, в сотрудничестве с Национальным университетом обороны и Атлантическим советом США.

В контексте своей информационно-пропагандистской деятельности Ассамблея создала в 1995 году Специальную группу по Средиземноморью (теперь именуемую Специальная группа по Средиземноморью и Ближнему Востоку ) с целью начать политический диалог с законодателями из стран Ближнего Востока и Севера. Африка (БВСА).

Программа постепенно расширялась и получила новый импульс после арабских восстаний. Ассамблея установила отношения с парламентами шести стран южного и восточного Средиземноморья.

Ежегодные мероприятия группы включают посещение региона и два семинара, один из которых проводится в сотрудничестве с итальянским парламентом. Эти встречи направлены на повышение осведомленности парламентариев о проблемах региона, содействие политическому диалогу между парламентариями и, в конечном счете, предоставление опыта и знаний законодателям из стран Магриба и Ближнего Востока.

Делегации ПА НАТО участвуют в наблюдении за выборами и проводят семинары по парламентскому надзору за военной политикой и политикой безопасности  — жизненно важный аспект демократического управления.

Специализированные двусторонние форумы позволяют членам ПА НАТО встречаться со своими коллегами в Украине , Грузии , а ранее также России .

Документы

Доклады Комитета и политические рекомендации являются основными программными документами Ассамблеи, отражающими взгляды членов по ключевым вопросам повестки дня Альянса. До тех пор, пока эти документы не будут одобрены комитетами на ежегодной сессии, они представляют собой только точку зрения Докладчика.

Международный секретариат ПА НАТО готовит письменные отчеты о заседаниях Ассамблеи – заседаниях комитетов во время сессий, посещениях комитетов и подкомитетов для установления фактов, а также семинарах.

NATO Countries Group Stats

United StatesPhilippinesCanadaIndiaUnited KingdomAfghanistanAkrotiriAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua and BarbudaArctic OceanArgentinaArmeniaArubaAshmore and Cartier IslandsAtlantic OceanAustraliaAustriaAzerbaijanBahrainBaker IslandBangladeshBarbadosBassas da IndiaBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBosnia and HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBritish Virgin IslandsBruneiBulgariaBurkina FasoBurmaBurundiCambodiaCameroonCanadaCape VerdeCayman IslandsCentral African RepublicChadChannel IslandsChileChinaChristmas IslandClipperton IslandCocos (Keeling) IslandsColombiaComorosCongo, Republic of theCook IslandsCoral Sea IslandsCosta RicaCote д’ИвуарХорватияКубаКюрасаоКипрЧехословакияЧехияДемократическая Республика КонгоДанияДекелияДжибутиДоминикаДоминиканская РеспубликаВосточная ГерманияВосточный ТиморЭквадорЕгипетСальвадорАнглияЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭстонияЭтио piaEuropa IslandEuropean UnionFaeroe IslandsFalkland Islands (Islas Malvinas)Faroe IslandsFederated States of MicronesiaFijiFinlandFranceFrench GuianaFrench PolynesiaFrench Southern and Antarctic LandsGabonGambiaGaza StripGeorgiaGermanyGhanaGibraltarGlorioso IslandsGreeceGreenlandGrenadaGuadeloupeGuamGuatemalaGuernseyGuineaGuinea-BissauGuyanaHaitiHeard Island and McDonald IslandsHoly See (Vatican City)HondurasHong KongHowland IslandHungaryIcelandIndiaIndian OceanIndonesiaIranIraqIrelandIsle of ManIsraelItalyJamaicaJan MayenJapanJarvis IslandJerseyJohnston AtollJordanJuan de Nova IslandKazakhstanKenyaKingman ReefKiribatiKosovoKuwaitKyrgyzstanLaosLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyaLiechtensteinLithuaniaLuxembourgMacauMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMidway IslandsMoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueNamibiaNauruNavassa IslandNepalNetherlandsNetherlands AntillesNew КаледонияНовая ЗеландияНикарагуаНигерНигерия NiueNorfolk IslandNorthern IrelandNorthern Mariana IslandsNorth KoreaNorwayOmanPacific OceanPakistanPalauPalestinePalmyra AtollPanamaPapua New GuineaParacel IslandsParaguayPeruPhilippinesPitcairn IslandsPolandPortugalPuerto RicoQatarRepublic of MacedoniaRepublic of the CongoReunionRomaniaRussiaRwandaSaint BarthelemySaint HelenaSaint Helena, Ascension, and Tristan da CunhaSaint Kitts and NevisSaint LuciaSaint MartinSaint Pierre and MiquelonSaint Vincent and the GrenadinesSamoaSan MarinoSao Tome and PrincipeSaudi ArabiaScotlandSenegalSerbiaSerbia and MontenegroSeychellesSierra LeoneSingaporeSint Maarten ( голландская часть)СловакияСловенияСоломоновы островаСомалиЮжная АфрикаЮжный океанЮжная Георгия и Южные Сандвичевы островаЮжная КореяЮжный СуданСоветский СоюзИспанияОстрова СпратлиШри-ЛанкаСв. Martin (French part)SudanSurinameSvalbardSwazilandSwedenSwitzerlandSyriaTaiwanTajikistanTanzaniaThailandThe BahamasThe GambiaTogoTokelauTongaTrinidad and TobagoTromelin IslandTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks and Caicos IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited Arab EmiratesUnited KingdomUnited StatesUruguayUzbekistanVanuatuVenezuelaVietnamVirgin IslandsWake IslandWalesWallis and FutunaWest BankWestern SaharaYemenYugoslaviaZambiaZimbabweCatholic countriesChristian countriesCold countriesDensely populated countriesEast Asia and PacificEastern EuropeEmerging marketsEuropeEuropean UnionEurozonefailed statesFormer British coloniesFormer French coloniesFormer Soviet republicsFormer Spanish coloniesGroup of 7 countries (G7) Страны с крупной задолженностью Страны ОЭСР с высоким уровнем доходаГорячие страны Страны, не имеющие выхода к морюЛатинская Америка и Карибский бассейнБлижний Восток и Северная АфрикаМусульманские страныНерелигиозные страныСтраны ОПЕКПотенциальные будущие члены ЕСРелигиозные страныЮжная и Центральная АзияЮжная АзияЮжная ЕС веревкаМалонаселенные страныАфрика к югу от СахарыТуристические направленияЗападная ЕвропаМир

  1. Дом
  2. Группы
  3. Страны НАТО

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Страны, входящие в Организацию Североатлантического договора, альянс, созданный для противодействия советской, а теперь и российской военной угрозе.

18,35 трлн долларов

21%
мир

Комбинированный Валовой внутренний продукт (ВВП) в долларах США.

603,73 млн

8%
мир

Комбинированный Население.

$31 190,23

Средний ВВП на душу населения. в 2 раза больше чем глобальное среднее 12 820,29 долларов США

13,66 млн кв. км

10% от
мир

Комбинированный Площадь земельного участка.

Факты и цифры о странах НАТО
  • Сельское хозяйство 262
  • Преступление 118
  • Эконом 3379
  • Образование 494
  • Энергия 2318
  • География 52
  • Правительство 144
  • Здоровье 301
  • Труд 298
  • Язык 8
  • Образ жизни 100
  • Военный 138
  • человек 550
  • Религия 19
  • Терроризм 24
  • Транспорт 341

905:00 498 980 кв. км
СТРАНА ВВП ВВП НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ
ВеликобританияВеликобритания 35 046,59 долларов СШАна душу населения 63,18 миллиона 241 930 кв. км
ГерманияГермания 3,40 триллиона долларов 81,15 миллиона 348 770 кв. км
ТурцияТурция 789,26 миллиарда долларов 12 998,66 долларов США на душу населения 769 630 кв. км
ФранцияФранция 2,61 триллиона долларов 31 161,17 долларов США на душу населения 65,95 млн. 547 660 кв. км
ИталияИталия 2,01 триллиона долларов 29 393,12 долларов США на душу населения 61,48 миллиона 1,35 триллиона долларов 33 647,98 долларов США на душу населения 47,37 миллиона
ПольшаПольша 489,80 миллиарда долларов 18 990,83 долларов США на душу населения 38,38 миллиона 304 250 кв. км
КанадаКанада 38 065,13 долларов США на душу населения 34,57 миллиона 9,09 млн кв. км
РумынияРумыния 169,40 миллиарда долларов 21,79 миллиона 229 890 кв. км
НидерландыНидерланды 772,23 миллиарда долларов 16,81 миллиона 33 760 кв. км
PortugalПортугалия 212,45 миллиарда долларов 21 826,89 долларов США на душу населения 91 500 кв. км
ГрецияГреция 249,10 миллиарда долларов 30 598,83 долларов США на душу населения 10,77 миллиона 483,71 миллиарда долларов 36 229,00 долларов США на душу населения 10,44 миллиона 30 280 кв. км
ЧехияЧехия 195,66 миллиарда долларов 24 538,69 долларов США на душу населения 10,16 млн. 77 250 кв. км
ВенгрияВенгрия