НАР Википедия

Неуправляемая ракета С-5М Су-25, хорошо видны блоки с НАР под крылом

Неуправляемая авиационная ракета (аббр. — НАР) — вид авиационных средств поражения. После пуска ракета совершает неуправляемый полёт. В литературе также можно встретить устаревшее обозначение авиационных ракет как НУРС, однако эта аббревиатура имеет более широкое значение и относится к ракетам как воздушного базирования, так и наземного.

История

В 1912 году русский морской офицер Н. А. Яцук в книге «Воздухоплавание в морской войне» высказал мысль об использовании ракет для вооружения самолётов. В том же году И. В. Воловский предлагал два варианта «реактивной митральезы» — блоков на 20 либо на 50 ракет с электрозапалом, калибр ракет — 2 дюйма (50,8 мм), длина ракет — 40 дюймов (1015 мм), но проект реализован не был.

Через несколько лет идея нашла практическое воплощение — французский морской офицер Ле-Приер сконструировал боевые пороховые ракеты для самолётов. Они с успехом применялись французскими и британскими летчиками для уничтожения немецких аэростатов наблюдения. На самолёте обычно устанавливали 6 или 8 ракет

[1].

Впервые в мире подобное оружие в бою было применено 20 августа 1939 года лётчиками ВВС РККА группы капитана Н. Звонарева в конфликте на реке Халхин-Гол — вылетев в 16 часов на выполнение боевого задания по прикрытию советских войск, лётчики И. Михайленко, С. Пименов, В. Федосов и Т. Ткаченко под командованием капитана Н. Звонарёва над линией фронта встретились с японскими истребителями. По сигналу командира все пятеро произвели одновременный залп НАР РС-82 с расстояния около километра и сбили два японских самолёта.

Во время Второй мировой войны НАР применялись Королевскими ВВС Великобритании, Люфтваффе, ВВС США и ВВС РККА против наземных и воздушных целей.

14 октября 1943 года в небе над Германией состоялся воздушный бой с применением НАР заграждения, отстреливаемых залповым способом («снопом»). Немецкие истребители-перехватчики успешно применили указанное оружие для отражения налёта союзнической бомбардировочной авиации с баз в Великобритании. По словам уцелевшего командира 384-й бомбардировочной группы ВВС Армии США полковника , американские тяжёлые бомбардировщики B-17 Flying Fortress, направленные с заданием нанесения бомбового удара по промзоне Швайнфуртского завода по производству шарикоподшипников, встретили в пути немецких истребителей-перехватчиков — бортовое стрелково-пушечное вооружение бомбардировщиков позволяло на равных вести бой с перехватчиками, но те не стали приближаться на расстояние досягаемости огня противника, начав обстрел ракетами залповым способом с расстояния около 2 тысяч ярдов (1,8 км). По словам Пизли, НАР на начальном участке траектории полёта оставляли за собой двухсотметровый дымовой след, а их взрыв в диаметре вдвое превышал разрывы крупнокалиберных снарядов зенитной артиллерии. Каждый перехватчик имел под крыльями четыре орудийных блока с НАР, которые были оснащены неконтактными взрывателями, разрываясь на расстоянии, помимо фугасного действия взрывной волны, пробивали обшивку обстреливаемого самолёта готовыми поражающими элементами типа осколочного кожуха, которые были извлечены по возвращении техниками наземного обслуживания. Американский журнал «Тайм» сообщил, что таким образом немцам удалось за один бой 14 октября сбить шестьдесят американских B-17 (что по всей вероятности является преувеличением)

[2].

В настоящее время НАРами вооружаются и вертолёты.

По сравнению с пушечным вооружением НАР имеют бо́льшую прицельную дальность, но всё же имеют слишком большое рассеивание на большой дальности полёта. Так, к примеру, точность НАР С-8 при пуске на максимальную дальность — около 0,003 от дальности[3].

См. также

Примечания

Литература

  • Марковский К., Перов М. Наследники «ЭрЭсов» (рус.) // Крылья Родины. —
    М.
    , 1994. — № 10. — С. 21—23. — ISSN 0130-2701.
  • Германов Н. Неуправляемые авиационные ракеты (рус.) // Зарубежное военное обозрение. — М.: «Красная Звезда», 1982. — № 7. — С. 54—58. — ISSN 0134-921X.

Ссылки

wikiredia.ru

Противотанковый реактивный снаряд С-3К (КАРС-160).

Противотанковый реактивный снаряд С-3К (КАРС-160).

Разработчик: ОКБ-16
Страна: СССР
Испытания: 1960 г.
Принят на вооружение: 1960 г.

Успешное применение неуправляемых авиационных реактивных снарядов (НАРС) во Второй Мировой войне предопределило их дальнейшее развитие в послевоенный период. От других систем авиационного вооружения (бомб и пушек) они выгодно отличались дальностью пуска и массой боевого заряда, простотой устройства и применения. Возможности ракетного оружия отвечали и возросшим характеристикам послевоенных самолетов. Увеличение скоростей полета и сократившееся время боевого соприкосновения с целью выдвигали на первый план достижение достаточной дальности и мощности применяемого оружия. Отсутствие отдачи при пуске, небольшие размеры и вес НАРС позволяли разместить на борту боевого самолета большое количество ракет, запускаемых залпом, что повышало вероятность уничтожения цели.

Трудноустранимым недостатком НАР оказалась их невысокая точность при пуске с больших дистанций, на которую влияли положение и маневр самолета-носителя при стрельбе, особенности схода с направляющих, технологические факторы в конструкции ракеты (неточности изготовления и сборки) и ветер при полете к цели. Из-за невозможности коррекции НАРС в полете, повысить вероятность поражения цели можно было лишь увеличением количества ракет в залпе. Для этого потребовалась разработка многозарядных пусковых устройств, сменивших рельсовые направляющие.

В конце 50-х годов в СССР активно велись работы по созданию противотанкового НАРС КАРС-160 (КАРС — кумулятивный авиационный реактивный снаряд). На вооружение ВВС СССР эта ракета была принята в 1960 году под обозначением С-3К.

НАРС С-3К. Схема.

Система ракетного оружия с НАРС С-3К создавалась специально для вооружения истребителя-бомбардировщика Су-7Б, имея целью повышение его ударных возможностей (напомним, что первоначально самолет был «чистым» истребителем (Су-7) и его доработка в новое качество потребовала «довооружения», более подходящего для штурмовых задач). На Су-7Б система прошла испытания и в 1960 году была принята на вооружение.

АПУ-14У на Су-7Б. Схема.

В своем классе С-3К осталась исключительным явлением, не став унифицированной системой. Она использовалась только на истребителях-бомбардировщиках этого типа и его модификациях Су-7БМ, Су-7БКЛ и «спарках» Су-7У. Впоследствии они «по наследству» перешли и на вооружение самолетов с изменяемой стреловидностью крыла Су-17, однако их применение на машинах этого семейства носило непродолжительный характер, ограничившись 225 ранними Су-17 и несколькими десятками Су-17М первых серий (до 63-й производственной серии), включая и экспортные Су-20. Самолеты могли нести до четырех АПУ-14У на двух подкрыльевых и двух подфюзеляжных узлах.

Су-7Б с НАРС С-3К на пусковом устройстве АПУ-14У.

Авиационное пусковое устройство АПУ-14У, применявшееся на Су-7Б, имело своеобразную конструкцию — консольная «елочка», позволявшая разместить семь НАР С-3К (С — от слова «снаряд») массой по 23,5 кг. Такое устройство АПУ было вызвано необходимостью разнести на подвеске ракеты, имевшие крестообразное оперение большого размаха. АПУ обеспечивало залповый пуск ракет с «нулевых» направляющих и было, скорее, сбрасывателем НАР. Несмотря на невысокую скорость ракет при сходе с АПУ (6-7 м/с), большая площадь оперения позволяла достичь неплохой точности попадания: круговое вероятное отклонение С-3К составляло 0,35% от дальности, и при залпе с дистанции 2000 метров ракеты укладывались в круг диаметром 7 метров.

Пусковое устройство АПУ-14У для подвески НАРС С-3К.

Надкалиберная боевая часть (БЧ) С-3К массой 7,3 кг имела комбинированное (кумулятивное и осколочно-фугасное) поражающее действие для борьбы с бронетехникой, сооружениями и живой силой. Она могла пробить броню толщиной до 300 мм, а осколочная оболочка при разрыве образовала до 500 осколков массой около 1 грамма. Однако такой способ размещения ракет был неудовлетворителен при возросших скоростях полета — громоздкие пусковые установки создавали слишком большое сопротивление в полете. Выход был найден в конструкции складного оперения, обеспечивающего компактное размещение ракет в направляющих трубах, собранных в один блок. (Это решение было подсказано устройством немецких ракет К 4/М и «Шланге», массово выпускавшихся в годы войны). Такой подход давал возможность простым способом увеличить количество запускаемых ракет путем наращивания числа труб в блоке.

НАРС С-3К на АПУ-14У. Рисунок.

Пуск НАРС осуществлялся с пикирования, а установка текущего значения наклонной дальности до цели, служившего основой для решения задачи прицеливания, осуществлялась автоматически по данным барометрического высотометра и углу тангажа или вручную летчиком. Методика была отработана летным составом, однако отмечалось, что при этом ощутимое влияние на точность стрельбы «в автомате» оказывает динамика поведения самолета и «скачущая» за переменчивым рельефом высота. Лучшие точностные характеристики достигались непосредственным измерением текущего удаления до цели бортовым дальномером, однако, такие возможности оборудование машин еще не обеспечивало. Учет баллистических характеристик используемых боеприпасов производился с помощью специальных сменных баллистических блоков, устанавливаемых в прицел перед полетом в соответствии с его вооружением.

На практике это сводило пуски С-3К к выдерживанию одного заданного и отработанного режима — пологого пикирования со скоростью 850-910 км/ч при высоте полета не менее 390-410 м. Вариантом мог быть подход к цели на малой высоте с «подскоком» — выполнением горки для атаки и пикированием на цель. Рекомендованная дальность начала стрельбы составляла 1800 м.

В боевой подготовке обычно ограничивались неполной зарядкой АПУ-14У, снаряжая их 2-3 снарядами, чего вполне хватало для отработки методики применения. Оценка боевой эффективности С-3К была неоднозначной: снаряды обладали хорошей точностью и позволяли вести стрельбу с больших расстояний, чем распространенные С-5 — до 2000 м против 1200-1500 м, отличаясь и значительно более мощной БЧ (7,3 кг, по сравнению с 0,8-1,8 кг у С-5 разных типов). Соответственно масса залпа С-3К с пары АПУ-14У равнялась 102,2 кг, в то время как при стрельбе кумулятивно-осколочными С-5КО из двух шестнадцатизарядных блоков УБ-16-57 к цели посылалось гораздо меньше — около 42,5 кг.

При солидной массе залпа С-3К и мощности БЧ её возможности выглядели сбалансированными не лучшим образом: при ярко выраженном противотанковом действии за счет кумулятивности фугасное воздействие БЧ было явно избыточным для поражения другой боевой и транспортной техники (те же С-5 имели менее мощную БЧ, обеспечивавшую достаточное поражающее действие по большинству целей, включая легкобронированную технику на открытых позициях, стоянках и в укрытиях полевого типа). В то же время, БЧ С-3К оценивалась как слабая для борьбы с защищенными сооружениями и прочными укрытиями (ДОТами, складами, КП и др.), в том числе и по причине наличия взрывателя мгновенного действия, подрывавшего заряд на поверхности. В этой связи можно заметить, что и близкий по характеристикам 76-мм снаряд полевой артиллерии к 1960-м годам постепенно перестал удовлетворять изменившимся требованиям, уступив более рациональным калибрам и боеприпасам.

Осколочное действие С-3К представлялось явно недостаточным. Фрагментирование корпуса БЧ давало множество легких осколков. По опыту было известно, что легкие осколки даже с высокой скоростью обладают слабым убойным действием, быстро теряют скорость и пробивную силу и мало подходят для борьбы с живой силой, не говоря уже о технике, где слабые поражающие элементы не могли пробить корпуса машины, обшивку самолета и воспламенить содержимое. Препятствием для них могла служить даже теплая зимняя одежда «мишеней» и для эффективного воздействия вместо «комариных укусов» требовалась организация осколочного потока с массой убойных элементов массой не менее 2-3 г. Для увеличения радиуса поражения живой силы на открытой местности до 30-50 м рациональными являлись еще более крупные осколки с массой 5-10 г.

В эксплуатации существенным недостатком являлась громоздкость пусковых установок — ощетинившиеся ракетами «ёлочки» АПУ-14У создавали слишком большое сопротивление в полете, особенно с ростом скоростей. Их консольное крепление выглядело уязвимым с точки зрения прочности и жесткости, внося ограничения в полетные режимы и боевое маневрирование. Подготовка АПУ-14У также выглядела не подарком, хотя устройство весило всего 22,5 кг и могло подвешиваться вручную, его конструкция с выступающими со всех сторон направляющими, упорами и стопорами была неудобна при транспортировке и обслуживании. Снятое или подготовленное к подвеске АПУ требовало специальных ложементов и тележек, иначе его у самолета нельзя было толком ни положить, ни поставить без риска помять или загрязнить детали. Само снаряжение АПУ-14У не отличалось сложностью: ракета заводилась спереди на руках, задние лапки надевались на направляющие, а передний штифт вводился в паз АПУ, после чего снаряд оставалось подать назад до упора, посадив на стопор.

В строевых частях С-3К популярностью не пользовались, а их использование было эпизодическим. Об интенсивности их применения дают представление объемы заказа ВВС: на 1965 год он составил 6400 штук, то есть порядка 10 ракет на один истребитель-бомбардировщик. При отработке предусмотренных планами боевой подготовки упражнений со стрельбой НАРС предпочитали применять ракеты типа С-5 из привычных блоков. Такая же картина наблюдалась и за рубежом, куда С-3К поставлялись вместе с самолетами типов Су-7Б и Су-17. В ВВС Польши и Чехословакии они имелись в крайне ограниченных количествах и практически не покидали хранилищ. Применение в боевой обстановке С-3К нашли в авиации Египта и Сирии, где их использовали в затянувшемся конфликте с Израилем для ударов истребителей-бомбардировщиков по бронетехнике и транспорту. В конце 1970-х годов с появлением новых более мощных НАРС С-8 и С-13 ракеты С-3К были сняты с вооружения, а остатки их запасов утилизированы. Любопытно, что в силу ограниченного использования и нечастого появления «на публике» наличие С-3К на вооружении оставалось практически незамеченным зарубежными военными экспертами, обнаружившими их существование уже в музейных экспозициях.

ТТХ:

Калибр снаряда, мм: 134
Длина снаряда, мм: 1500
Размах оперения, мм: 240
Масса снаряда, кг: 23,5
Масса боевой части, кг: 7,3
Тип боевой части: кумулятивная/осколочно-фугасная
Наибольшая скорость снаряда, м/с: 370
Дальность стрельбы, м: 2000
Число направляющих пусковой установки: 7
Максимальная скорость, м/с: 380
Взрыватель: контактный, ЭВУ-84.

 

.

.

Список источников:
Крылья Родины. Владимир Марковский, Константин Перов. Наследники «эрэсов».
Александр Широкорад. История авиационного вооружения.

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

НАР Вики

Неуправляемая ракета С-5М Су-25, хорошо видны блоки с НАР под крылом

Неуправляемая авиационная ракета (аббр. — НАР) — вид авиационных средств поражения. После пуска ракета совершает неуправляемый полёт. В литературе также можно встретить устаревшее обозначение авиационных ракет как НУРС, однако эта аббревиатура имеет более широкое значение и относится к ракетам как воздушного базирования, так и наземного.

История[ | код]

В 1912 году русский морской офицер Н. А. Яцук в книге «Воздухоплавание в морской войне» высказал мысль об использовании ракет для вооружения самолётов. В том же году И. В. Воловский предлагал два варианта «реактивной митральезы» — блоков на 20 либо на 50 ракет с электрозапалом, калибр ракет — 2 дюйма (50,8 мм), длина ракет — 40 дюймов (1015 мм), но проект реализован не был.

Через несколько лет идея нашла практическое воплощение — французский морской офицер Ле-Приер сконструировал боевые пороховые ракеты для самолётов. Они с успехом применялись французскими и британскими летчиками для уничтожения немецких аэростатов наблюдения. На самолёте обычно устанавливали 6 или 8 ракет[1].

Впервые в мире подобное оружие в бою было применено 20 августа 1939 года лётчиками ВВС РККА группы капитана Н. Звонарева в конфликте на реке Халхин-Гол — вылетев в 16 часов на выполнение боевого задания по прикрытию советских войск, лётчики И. Михайленко, С. Пименов, В. Федосов и Т. Ткаченко под командованием капитана Н. Звонарёва над линией фронта встретились с японскими истребителями. По сигналу командира все пятеро произвели одновременный залп НАР РС-82 с расстояния около километра и сбили два японских самолёта.

Во время Второй мировой войны НАР применялись Королевскими ВВС Великобритании, Люфтваффе, ВВС США и ВВС РККА против наземных и воздушных целей.

14 октября 1943 года в небе над Германией состоялся воздушный бой с применением НАР заграждения, отстреливаемых залповым способом («снопом»). Немецкие истребители-перехватчики успешно применили указанное оружие для отражения налёта союзнической бомбардировочной авиации с баз в Великобритании. По словам уцелевшего командира 384-й бомбардировочной группы ВВС Армии США полковника , американские тяжёлые бомбардировщики B-17 Flying Fortress, направленные с заданием нанесения бомбового удара по промзоне Швайнфуртского завода по производству шарикоподшипников, встретили в пути немецких истребителей-перехватчиков — бортовое стрелково-пушечное вооружение бомбардировщиков позволяло на равных вести бой с перехватчиками, но те не стали приближаться на расстояние досягаемости огня противника, начав обстрел ракетами залповым способом с расстояния около 2 тысяч ярдов (1,8 км). По словам Пизли, НАР на начальном участке траектории полёта оставляли за собой двухсотметровый дымовой след, а их взрыв в диаметре вдвое превышал разрывы крупнокалиберных снарядов зенитной артиллерии. Каждый перехватчик имел под крыльями четыре орудийных блока с НАР, которые были оснащены неконтактными взрывателями, разрываясь на расстоянии, помимо фугасного действия взрывной волны, пробивали обшивку обстреливаемого самолёта готовыми поражающими элементами типа осколочного кожуха, которые были извлечены по возвращении техниками наземного обслуживания. Американский журнал «Тайм» сообщил, что таким образом немцам удалось за один бой 14 октября сбить шестьдесят американских B-17 (что по всей вероятности является преувеличением)

[2].

В настоящее время НАРами вооружаются и вертолёты.

По сравнению с пушечным вооружением НАР имеют бо́льшую прицельную дальность, но всё же имеют слишком большое рассеивание на большой дальности полёта. Так, к примеру, точность НАР С-8 при пуске на максимальную дальность — около 0,003 от дальности[3].

См. также[ | код]

Примечания[ | код]

Литература[ | код]

  • Марковский К., Перов М. Наследники «ЭрЭсов» (рус.) // Крылья Родины. — М., 1994. — № 10. — С. 21—23. — ISSN 0130-2701.
  • Германов Н. Неуправляемые авиационные ракеты (рус.) // Зарубежное военное обозрение. — М.: «Красная Звезда», 1982. — № 7. — С. 54—58. — ISSN 0134-921X.

Ссылки[ | код]

ru.wikibedia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *