Содержание

Процедура выборов президента Франции — РИА Новости, 10.04.2022

https://ria.ru/20220410/vybory-1782531032.html

Процедура выборов президента Франции

Процедура выборов президента Франции — РИА Новости, 10.04.2022

Процедура выборов президента Франции

Согласно Конституции Французской республики, президент является основным гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных… РИА Новости, 10.04.2022

2022-04-10T00:11

2022-04-10T00:11

2022-04-10T00:11

справки

франция

европарламент

министерство внутренних дел франции

президентские выборы во франции

выборы президента франции

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/04/08/1782480363_0:99:3072:1827_1920x0_80_0_0_6c46008432c07746816ec19f0dc59225.jpg

Согласно Конституции Французской республики, президент является основным гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров. Президент избирается прямым голосованием сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может избираться президентом Франции более двух сроков подряд.Выборы президента проводятся не позднее, чем за 20 и не ранее, чем за 35 дней до истечения полномочий действующего президента. Выборы проводятся по объявлению правительства.Единой централизованной системы постоянно действующих избирательных органов во Франции не существует. На федеральном уровне в организации выборов участвуют Конституционный совет, осуществляющий общее наблюдение за выборами. В его состав входит девять человек, а также бывшие президенты Франции. Три члена Конституционного совета, включая председателя, назначает президент Франции, по три члена назначаются председателями Сената и Национальным собранием. Срок полномочий Совета – девять лет, а каждые три года происходит ротация 1/3 членов. Также организация выборов на национальном уровне находится в ведении МВД Франции. МВД Франции обеспечивает организационное, правовое регулирование выборов, сбор результатов выборов (УИК – мэрия – префект) и их представление СМИ и общественности. Ряд комиссий, таких как Комиссия по контролю за голосованием, Комиссия по предвыборной агитации, Национальная счетная комиссия, Высший совет по электронным средствам массовой информации, осуществляют контроль на общенациональном уровне за ходом выборов по профильным направлениям своей деятельности.На более низких уровнях в организации выборов участвуют магистраты, фиксирующие нарушения избирательного права, и представители исполнительной власти на местах – мэры и мэрии. Право быть избранным президентом Франции имеют дееспособные граждане, достигшие возраста 18 лет, пользующиеся своими гражданскими и политическими правами.Для того чтобы стать кандидатом на президентских выборах, необходимо получить в поддержку выдвижения подписи не менее 500 выборных должностных лиц.Это могут быть депутаты, сенаторы и представители в Европарламенте; мэры городов, муниципалитетов и округов; председатели совещательных органов мегаполисов; советники; избранные члены провинциальных ассамблей и др.Каждое выборное должностное лицо может поддержать только одного кандидата, и его выбор не подлежит отмене (если, например, кандидат откажется баллотироваться, выборное должностное лицо не может поддержать другого кандидата). Подписавшие должны представлять не менее чем 30 различных административно-территориальных единиц (не более 1/10 подписей в каждой из них). Списки поддержавших того или иного кандидата официально публикуются.Период сбора подписей заканчивается не позднее шестой пятницы перед первым туром выборов.Кандидаты на пост президента страны должны представить декларации о своем имущественном положении и интересах, а в случае избрания – обязательство, согласно которому данное лицо обязуется представить новую декларацию перед истечением своего мандата.Конституционный совет публикует официальный список кандидатов на президентских выборах не позднее, чем за четыре недели до первого тура голосования. Порядок кандидатов в списке определяется жеребьевкой.Продолжительность избирательной кампании составляет приблизительно 30 дней.Все кандидаты получают от государства одинаковые льготы для проведения предвыборной кампании.После публикации списка кандидатов государство выплачивает каждому из них сумму в размере 200 тысяч евро в качестве аванса на единовременное возмещение их расходов на предвыборную кампанию. Если сумма возмещения (указана ниже) не достигнет этой суммы, то превышение подлежит возврату.Потолок избирательных расходов установлен в размере 13,7 миллионов евро для каждого кандидата на выборах президента республики. В случае второго тура голосования он увеличивается до 18,3 миллионов евро для каждого из кандидатов.Каждому кандидату единовременно возмещается сумма, равная 4,75% от суммы предельного уровня расходов на избирательную кампанию; эта сумма увеличивается до 47,5% в том случае, если кандидат набрал более 5% от общего числа голосов, поданных в первом туре.Право голосовать на выборах имеют дееспособные граждане Франции, достигшие 18 лет, пользующиеся своими гражданскими и политическими правами и зарегистрированные в списке избирателей.Французы, живущие за пределами республики и желающие голосовать за границей, должны быть зарегистрированы в консульском избирательном списке.Возможно голосование по доверенности.Голосование по доверенности позволяет избирателю, отсутствующему в день выборов, быть представленным избирателем, зарегистрированным в том же муниципалитете или в том же консульском списке, что и он. Голосование за рубежом проводится в дипломатических и консульских учреждениях. В посольствах и консульских учреждениях, расположенных на американском континенте, голосование проводится в субботу из-за разницы во времени. Это исключение также относится к Французской Полинезии. В случае голосования по доверенности представитель может проголосовать максимуму по трем доверенностям.Законом предусмотрено, что лица, находящиеся в предварительном заключении, и заключенные, отбывающие наказание, не лишенные избирательных прав, содержащиеся в исправительном учреждении, расположенном на территории Франции, могут, если они зарегистрированы в избирательном списке, проголосовать заочно, по почте. Избирательные участки открыты по всей Франции с 8.00 до 19.00, некоторые муниципалитеты могут закрыть избирательные участки позднее – в 20.00.Избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство поданных голосов.Если ни один из кандидатов не получил абсолютное большинство голосов, то проводится второй тур, в котором участвую два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов в первом туре. Избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов.Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

франция

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2022

Алёна Пава

Алёна Пава

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/04/08/1782480363_137:0:2868:2048_1920x0_80_0_0_0f822a5b12757b3809318e33a4eab677.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4. 7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Алёна Пава

справки, франция, европарламент, министерство внутренних дел франции, президентские выборы во франции, выборы президента франции

Справки, Франция, Европарламент, Министерство внутренних дел Франции, Президентские выборы во Франции, Выборы президента Франции

Согласно Конституции Французской республики, президент является основным гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров.

Президент избирается прямым голосованием сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может избираться президентом Франции более двух сроков подряд.

Выборы президента проводятся не позднее, чем за 20 и не ранее, чем за 35 дней до истечения полномочий действующего президента. Выборы проводятся по объявлению правительства.

Единой централизованной системы постоянно действующих избирательных органов во Франции не существует. На федеральном уровне в организации выборов участвуют Конституционный совет, осуществляющий общее наблюдение за выборами. В его состав входит девять человек, а также бывшие президенты Франции. Три члена Конституционного совета, включая председателя, назначает президент Франции, по три члена назначаются председателями Сената и Национальным собранием. Срок полномочий Совета – девять лет, а каждые три года происходит ротация 1/3 членов.

Также организация выборов на национальном уровне находится в ведении МВД Франции. МВД Франции обеспечивает организационное, правовое регулирование выборов, сбор результатов выборов (УИК – мэрия – префект) и их представление СМИ и общественности.

Ряд комиссий, таких как Комиссия по контролю за голосованием, Комиссия по предвыборной агитации, Национальная счетная комиссия, Высший совет по электронным средствам массовой информации, осуществляют контроль на общенациональном уровне за ходом выборов по профильным направлениям своей деятельности.

На более низких уровнях в организации выборов участвуют магистраты, фиксирующие нарушения избирательного права, и представители исполнительной власти на местах – мэры и мэрии.

Право быть избранным президентом Франции имеют дееспособные граждане, достигшие возраста 18 лет, пользующиеся своими гражданскими и политическими правами.

Для того чтобы стать кандидатом на президентских выборах, необходимо получить в поддержку выдвижения подписи не менее 500 выборных должностных лиц.

Это могут быть депутаты, сенаторы и представители в Европарламенте; мэры городов, муниципалитетов и округов; председатели совещательных органов мегаполисов; советники; избранные члены провинциальных ассамблей и др.

Каждое выборное должностное лицо может поддержать только одного кандидата, и его выбор не подлежит отмене (если, например, кандидат откажется баллотироваться, выборное должностное лицо не может поддержать другого кандидата).

Подписавшие должны представлять не менее чем 30 различных административно-территориальных единиц (не более 1/10 подписей в каждой из них).

Списки поддержавших того или иного кандидата официально публикуются.

Период сбора подписей заканчивается не позднее шестой пятницы перед первым туром выборов.

Кандидаты на пост президента страны должны представить декларации о своем имущественном положении и интересах, а в случае избрания – обязательство, согласно которому данное лицо обязуется представить новую декларацию перед истечением своего мандата.

Конституционный совет публикует официальный список кандидатов на президентских выборах не позднее, чем за четыре недели до первого тура голосования. Порядок кандидатов в списке определяется жеребьевкой.

Продолжительность избирательной кампании составляет приблизительно 30 дней.

Все кандидаты получают от государства одинаковые льготы для проведения предвыборной кампании.

После публикации списка кандидатов государство выплачивает каждому из них сумму в размере 200 тысяч евро в качестве аванса на единовременное возмещение их расходов на предвыборную кампанию. Если сумма возмещения (указана ниже) не достигнет этой суммы, то превышение подлежит возврату.

Потолок избирательных расходов установлен в размере 13,7 миллионов евро для каждого кандидата на выборах президента республики. В случае второго тура голосования он увеличивается до 18,3 миллионов евро для каждого из кандидатов.

Каждому кандидату единовременно возмещается сумма, равная 4,75% от суммы предельного уровня расходов на избирательную кампанию; эта сумма увеличивается до 47,5% в том случае, если кандидат набрал более 5% от общего числа голосов, поданных в первом туре.

Право голосовать на выборах имеют дееспособные граждане Франции, достигшие 18 лет, пользующиеся своими гражданскими и политическими правами и зарегистрированные в списке избирателей.

Французы, живущие за пределами республики и желающие голосовать за границей, должны быть зарегистрированы в консульском избирательном списке.

Возможно голосование по доверенности.

Голосование по доверенности позволяет избирателю, отсутствующему в день выборов, быть представленным избирателем, зарегистрированным в том же муниципалитете или в том же консульском списке, что и он.

Голосование за рубежом проводится в дипломатических и консульских учреждениях. В посольствах и консульских учреждениях, расположенных на американском континенте, голосование проводится в субботу из-за разницы во времени. Это исключение также относится к Французской Полинезии. В случае голосования по доверенности представитель может проголосовать максимуму по трем доверенностям.

Законом предусмотрено, что лица, находящиеся в предварительном заключении, и заключенные, отбывающие наказание, не лишенные избирательных прав, содержащиеся в исправительном учреждении, расположенном на территории Франции, могут, если они зарегистрированы в избирательном списке, проголосовать заочно, по почте.

Избирательные участки открыты по всей Франции с 8.00 до 19.00, некоторые муниципалитеты могут закрыть избирательные участки позднее – в 20.00.

Избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство поданных голосов.

Если ни один из кандидатов не получил абсолютное большинство голосов, то проводится второй тур, в котором участвую два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов в первом туре. Избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Выборы президента Франции: победа Макрона стала исторической, в ЕС довольны. Но Франция разделена как никогда

  • Хью Скофилд
  • Корреспондент Би-би-си в Париже

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Для просмотра этого контента вам надо включить JavaScript или использовать другой браузер

Подпись к видео,

Выборы во Франции-2022: события прошлой ночи

Несмотря на все возможные оговорки, следует признать масштаб победы Эммануэля Макрона. Об этом редко вспоминают, но в истории Пятой французской республики это первый случай, когда обладавший всей полнотой власти президент сумел избраться на второй срок.

Формально такое уже случалось. Но и Франсуа Миттеран в 1988 году, и Жак Ширак в 2002 году в период, предшествующий голосованию, фактически находились в оппозиции. В обоих случаях (после промежуточных парламентских выборов) правительство оказывалось в руках противников президента. Поэтому Миттеран и Ширак, хотя формально и были у руля, считались политически бессильными. Лишь на следующих выборах они сумели стать реальными руководителями страны.

Что касается победы Шарля де Голля в 1965 году, то до этого он не избирался народом.

Итак, Эммануэль Макрон — первый президент современной Франции, который, проработав полный срок и управляя всеми аспектами внешней и внутренней политики, вновь завоевал доверие народа.

Для Франции, где отношения граждан с правительством, по сути, заключаются в том, чтобы сначала шумно приветствовать нового президента, а затем при первой же возможности от него избавиться, это существенное достижение.

  • Эммануэль Макрон переизбран президентом Франции. Он уверенно опередил Марин Ле Пен во втором туре
  • Макрон или Ле Пен: с чем Франция подошла ко второму туру президентских выборов
  • «Россия — ваш банкир». Макрон и Ле Пен поспорили о Путине и Украине на теледебатах перед выборами

Макрон добился этого главным образом благодаря двум обстоятельствам, одно из которых окажется полезным в следующий президентский срок, а второе — не очень.

Если отвлечься от массы карикатур в социальных сетях, то по результатам выборов можно считать, что миллионы французов считают Эммануэля Макрона неплохим президентом. Эти люди понимают, что безработица больше не является политической проблемой, во многом благодаря реформам Макрона. Они считают, что он умело справился с пандемией, и согласны с тем, что отсрочка пенсионного возраста неизбежна.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Макрон набрал около 58,5% голосов против 41,5% Ле Пен. Этот разрыв гораздо меньше, чем на выборах 2017 года

Им нравится лидер, который вполне способен постоять за себя на международной арене. Они рады, что в Елисейском дворце сидит кто-то, способный напрямую поговорить с Путиным, даже если переговоры эти не увенчаются успехом.

И они считают, что при Макроне Франция может претендовать на лидерство в Европе, а его видение большей военной и экономической автономии ЕС выглядит все более актуальным. В этом Макрон глубоко отличается от Марин Ле Пен.

Этим людям Эммануэль Макрон не обязательно нравится — он слишком не похож на них — но вызывает достаточно уважения.

Франция разделена, ЕС в восторге

Катя Адлер, редактор Би-би-си по вопросам европейской политики

Накануне воскресных президентских выборов французы, с которыми мы говорили, повторяли нам: «Я буду голосовать за Макрона, но только для того, чтобы не допустить к власти Ле Пен».

Согласованные общественные усилия, призванные не допустить кандидата от крайне правых или правых националистов на пост президента, для Франции не новость.

Однако результат голосования должен заставить Эммануэля Макрона задуматься. Лозунг его кампании «Pour Tous» («Для всех») выглядит чуть ли не насмешкой, если попытаться оценить реальное число его сторонников. Ведь к ним нельзя отнести тех, кто голосовал за действующего президента только, чтобы не допустить к власти Ле Пен, 40% сторонников лидера «Национального объединения» — и еще миллионы испортивших свой бюллетень или вообще отказавшихся голосовать.

В своей речи Макрон уже признал, что страна разделена и что он сделает все возможное, чтобы устранить эти разногласия.

Сделать это будет нелегко — и он это знает.

Франция раздроблена по не только партийным линиям. Поляризация везде: между богатыми городскими центрами (особенно Парижем) и небольшими городами и деревнями; между националистами и интернационалистами; между богатыми, бедными и маргиналами.

Став президентом пять лет назад, Макрон пообещал не благоволить ни правым, ни левым, поддерживать социальную справедливость и запустить притормозившую экономику.

Но тут началась пандемия, а за ней — экономический спад и вторжение России в Украину, не говоря уже о постоянном давлении на Макрона из-за растущего внимания к проблемам иммиграции и правопорядка, традиционно приоритетных для правых и крайне правых политиков. Обещанные социальная справедливость и экологические реформы отошли на второй план.

Однако в Брюсселе Макрона любят. По крайней мере, по сравнению с его соперницей в борьбе за пост президента.

Глядя на твиты лидеров ЕС — от президента Еврокомиссии до премьер-министров Испании и Португалии и канцлера Германии Олафа Шольца, возникает ощущение, что они не только поздравляли Макрона, но и трубили о вотуме доверия Европе, который они обнаружили в его победе.

Ле Пен — страстный евроскептик, Макрон же поддерживает ЕС с большим энтузиазмом. Его давно обсуждаемые предложения сделать Европу более независимой — с точки зрения производства продуктов питания, энергетики и обороны — стали очень популярны среди лидеров ЕС после вторжения России в Украину и пандемии Covid-19, нарушившей глобальные цепочки поставок.

Автор фото, Antoine Gyori/Corbis/Getty Images

Будучи второй по величине экономикой в ЕС и единственной (после Брексита) крупной военной державой, Франция долгое время играла ведущую роль в Брюсселе и в НАТО.

Исторически тесные связи Ле Пен с Москвой и ее намерение вывести Францию из-под военного командования НАТО обеспокоили американских и европейских союзников.

Теперь они значительно менее озабочены. «Мы можем рассчитывать на Францию еще на пять лет», — написал президент Европейского совета Шарль Мишель в воскресенье вечером.

Впереди новое испытание

Однако другое обстоятельство, второй раз приведшее Макрона в Елисейский дворец, может в будущем обернуться против него.

Автор фото, Getty Images

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Пять лет назад Макрон прекрасно использовал состояние современной французской политики. Он занял центристскую позицию и тем самым разрушил традиционное противостояние консерваторов и социал-демократов. И используя полномочия, заложенные де Голлем в системе власти Пятой республики, создал очень замкнутую на свою личность централизованную систему президентского правления.

Оппозиции пришлось уйти на правый и левый края политического спектра, где, как полагал Макрон, она не могла представлять реальной угрозы его власти. До сих пор эта схема работала — что и показали прошедшие выборы.

Однако они продемонстрировали и другое: все больше французов готовы заигрывать с крайними политическими силами, в том числе и потому, что, объединив центр, Макрон лишил их альтернативы: если им не нравится президент, им больше не за кого голосовать.

Многие из этих избирателей, особенно миллионы, голосовавшие за крайне левого кандидата Жана-Люка Меланшона, теперь не прочь отыграться на недавно переизбранном главе государства.

Они надеются, что смогут сделать это на парламентских выборах в июне. А если это не сработает, они с удовольствием примут участие в уличных демонстрациях против Макрона в сентябре, особенно если к тому времени он начнет новый пакет реформ.

Эммануэль Макрон начнет свой второй срок с обещания создать новый тип правительства. Он будет больше слушать. Он знает, что нужно залечить раны. Проблема в том, что он уже говорил это раньше — и многие ему просто не верят.

«Эти выборы не только показали, что есть две противостоящие друг другу Франции. Они также выявили растущую тенденцию людей считать противостоящий политический лагерь просто не имеющим право на существование, — говорит обозреватель Наташа Полони. — В прошлом выборы всегда заканчивались победой кандидата, которого граждане признавали президентом всех французов. В этот раз я не уверена, что это так».

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Сторонники Макрона в счастье, но не толкнули ли он своих противников в объятия крайне левых и правых партий?

Чтобы продолжать получать новости Би-би-си, подпишитесь на наши каналы:

  • Telegram
  • Instagram
  • Facebook
  • Twitter
  • VK
  • OK

Загрузите наше приложение:

  • iOS
  • Android

президентских выборов во Франции: как это работает? Каковы ключевые проблемы? Кто фаворит на победу?

Когда выборы во Франции?

В этом году во Франции два выборов.

Первый, который проводится в течение двух воскресений в апреле, посвящен выбору президента страны на следующие пять лет.

На голосовании 10 апреля список кандидатов в президенты сократился до двух : действующего Эммануэля Макрона и крайне правого кандидата Марин Ле Пен.

Теперь они сойдутся во втором туре голосования 24 апреля.

Затем, в июне, состоятся выборы для определения состава следующего парламента Франции. Тот, кто будет избран новым президентом страны, будет надеяться получить большинство из депутатов или депутатов в Национальной ассамблее, чтобы они могли выполнить свои предвыборные обещания.

Каковы результаты первого тура голосования?

Макрон, который надеется на второй пятилетний срок в качестве президента Франции, получил наибольшую долю голосов в первом туре — 27,85%.

Следующей была Ле Пен, которая с небольшим перевесом победила крайне левого депутата Жана-Люка Меланшона.

Одним из ключевых выводов голосования стал крах поддержки двух политических тяжеловесов Франции: социалистов и республиканцев.

Социалистка Анн Идальго, мэр Парижа, получила всего 1,75% голосов. Десять лет назад Франсуа Олланд, который обыграл Николя Саркози во втором туре, занял первое место в первом туре голосования с 28,63%.

Республиканская партия Валери Пекресс набрала 4,78% голосов 10 апреля. В 2012 году Саркози из Союза за народное движение, предшественника партии, получил 27,18%.

Макрон или Ле Пен? Кто победит во втором туре голосования?

Это случай дежавю для французских избирателей, у которых был выбор между Макроном и Ле Пен во втором туре выборов пять лет назад.

Затем победил Макрон с 66,10% против 33,90% Ле Пен.

Последний опрос общественного мнения предполагает, что на этот раз он будет ближе: Макрон, по прогнозам, наберет 57,5% голосов, а Ле Пен — 42,5%.

Как проходят выборы во Франции?

Каждый потенциальный кандидат на выборах должен был получить 500 подписей от мэров или местных политиков, чтобы поддержать их заявку на высшую должность во Франции.

7 марта Конституционный совет Франции опубликовал окончательный список кандидатов.

Официальная кампания началась 28 марта, когда французские СМИ должны были соблюдать правила предоставления равного эфирного времени каждому кандидату.

Два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов — Макрон и Ле Пен — в первом туре 10 апреля сойдутся лицом к лицу во втором туре 24 апреля.

Если бы кандидат набрал более 50% голосов в первом туре, он был бы избран. Как бы то ни было, Макрон получил самую высокую долю голосов — 27,85%, поэтому необходим второй тур.

Французские избиратели снова придут на избирательные участки в июне, чтобы проголосовать за следующее Национальное собрание, нижнюю палату парламента страны.

Избиратели избирают члена парламента от каждого из 577 избирательных округов страны.

депутатов , или депутатов, также избираются большинством голосов на выборах в два тура. В первом туре кандидат может победить только в том случае, если он наберет абсолютное большинство поданных голосов, а также количество голосов, равное четверти зарегистрированных избирателей.

Кандидаты должны набрать 12,5% от числа зарегистрированных избирателей, чтобы пройти во второй тур. Если только один кандидат получает это, кандидат с наибольшим количеством голосов после этого кандидата также может пройти во второй тур. Если ни один кандидат не соответствует этому условию, то два лучших кандидата могут пройти во второй тур.

Сторонники ультраправого лидера Франции Марин Ле Пен уходят после предвыборного митинга в Перпиньяне, южная Франция, четверг, 7 апреля 2022 г. Фото: AP

Кто может голосовать на выборах во Франции?

Граждане Франции, достигшие 18-летнего возраста ко дню выборов, могут голосовать.

48,7 миллиона избирателей, имеющих право голоса.

Заключенным разрешалось голосовать на прошлых выборах — при условии, что их убеждения не лишали их гражданских прав — путем получения разрешения голосовать лично у избирательной урны или путем привлечения кого-либо голосовать от их имени.

Но из-за того, что для этого требовался исчерпывающий пакет документов, только 2% заключенных проголосовали на президентских выборах 2017 года.

В этом году пройдут первые президентские выборы, на которых заключенные смогут голосовать по почте .

Заключенные смогли проголосовать по почте на европейских выборах 2019 года, и это изменение привело к увеличению числа участников.

Президент Франции Эммануэль Макрон присутствует на конгрессе AMF с пишущей ручкой во рту во время ежегодного собрания французских мэров в Париже, четверг, 18 ноября 2021 г. Кредит: AP

Насколько силен президент Франции?

«У нас во Франции есть президент, который руководит Республикой, контролирует правительство, контролирует парламент, контролирует Конституционный суд. Это делает суперпрезидента», — сказал Кристоф Шабро, старший преподаватель публичного права Лионского университета Люмьер 2.

Частично это связано с выборами всеобщим голосованием и возможностью президента назначать премьер-министра для руководства правительством.

Время проведения двух выборов также укрепляет власть президента Франции, поскольку примерно через месяц состоятся парламентские выборы, которые гарантируют, что тот, кто выиграет президентский пост, получит парламентское большинство.

«Вы не меняете свои политические взгляды за месяц. Таким образом, выборы в законодательный орган часто дают такое же большинство, как и выборы президента», — сказал Шабро.

Какие ключевые вопросы на выборах?

Инфляция и стоимость жизни

Недавние опросы показали, что покупательная способность, то есть способность покупать товары, остается главной проблемой для французских избирателей, особенно в условиях рекордно высокой инфляции в Европе.

Инфляция в еврозоне в этом году выросла на 7,4% из-за войны на Украине и санкций против России.

Окружающая среда

Окружающая среда остается главной проблемой для французов, и недавние опросы показали, что это третья по значимости проблема для избирателей.

Но это не привело к большой поддержке кандидата от Партии зеленых (EELV) Янника Жадо, который получил всего 4,63% голосов в первом туре.

Теперь и Макрон, и Ле Пен пытаются привлечь избирателей, обеспокоенных состоянием окружающей среды. Но активисты-экологи сочли, что их программы недостаточны.

Пандемия COVID-19

Последние два года политики были поглощены пандемией COVID-19, включая ограничения на повседневную жизнь, введенные правительством.

Кандидаты в президенты раскритиковали действия Макрона по преодолению кризиса, включая введение в январе пропуска для вакцинации, который требовал вакцинации или выздоровления от COVID-19 для доступа в рестораны и другие сферы общественной жизни.

В преддверии выборов правительство Франции приостановило действие этой меры, поскольку число случаев заболевания COVID-19 снижается после пика Omicron в феврале.

Иммиграция

Иммиграция является спорной темой во Франции и снова стала большой темой предвыборных дебатов, особенно среди кандидатов правого толка.

Ле Пен призвала к сокращению социальных пособий иностранцам и сохранению этих пособий для граждан Франции.

Президенты пятой республики Франции

Шарль де Голль (1959-1969)

Избран коллегией выборщиков на первый семилетний срок, затем переизбран прямым всеобщим голосованием в 1965 г. Он ушел в отставку после поражения на референдуме в 1969 г.

Жорж Помпиду (1969-1974)

Умер за два года до окончания своего мандата

Жак ШиракКредит: AP

Валери Жискар д’Эстен (1974–1981)

Отработал семилетний срок

Франсуа Миттеран (1981–1995)

Отсидел два семилетних срока

9009 )

Завершил семилетний и пятилетний срок полномочий

Бывшие президенты Франсуа Олланд (слева) и Николя Саркози (справа)Кредит: AP (с 2017 г.)

Почему так необычно переизбирать президента Франции? Объяснение The Economist Рональд Рейган, Билл Клинтон, Джордж Буш-младший и Барак Обама выиграли в Америке по второму сроку. Германскую Ангелу Меркель трижды переизбирали; Британки Маргарет Тэтчер и Тони Блэр по два раза. Однако при Пятой французской республике, введенной Шарлем де Голлем в 1958, до этого года французы ни разу не переизбирали действующего президента, имеющего парламентское большинство. Почему для главы французского государства так необычно избираться на второй срок?

Референдум 2000 года сократил срок полномочий президента Франции с семи до пяти лет. После конституционных реформ 2008 года лидеры могут избираться только два срока подряд. Но даже это ускользнуло от большинства из них. Сам де Голль снова был избран на свой пост в 1965 году. Но впервые он был избран в 1958 году коллегией выборщиков, состоящей из парламентариев, мэров и членов городского совета, а не народом. До этого года единственными президентами, которые были переизбраны прямым голосованием, был Франсуа Миттеран, социалист, в 1988 и Жак Ширак, голлист, в 2002 году. Каждый из них добился этого, возглавляя правительство оппозиционных партий в соответствии с соглашением о разделении власти, известным как «сожительство ». Это облегчило снятие вины. Более того, в шоковом результате первого тура Шираку предстоял второй тур против Жана-Мари Ле Пена, ксенофобного лидера Национального фронта и отца Марин Ле Пен, проигравшего кандидата в этом году. Этот матч за одну ночь повысил шансы Ширака.

Одной из причин любви французов к изгнанию действующего президента может быть растущее отчуждение от представительной демократии. Снижение явки является одним из показателей недовольства избирателей. Воздержавшиеся в первом туре президентских выборов увеличились с 16% в 2007 году до 26% 10 апреля этого года. В Великобритании тенденция пошла по другому пути: явка на всеобщих выборах выросла с 61% в 2005 году до 67% в 2019 году.. Еще один способ оценить разочарование избирателей — это рост крайностей. В первом туре выборов во Франции в этом году 58% избирателей поддержали экстремистского или популистского кандидата, по сравнению с почти половиной в 2017 году, хотя Эммануэль Макрон, действующий центристский президент, переизбранный 24 апреля, также увеличил свою на четыре балла до 28%.

Разочарование французов, кажется, прямо направлено на фигуру президента. Согласно опросу Ifop, почти три четверти людей «доверяют» своему местному мэру; для президента эта доля падает всего до 41%. Конституция концентрирует огромные полномочия в руках высших должностных лиц. Глава государства командует вооруженными силами и ядерной кнопкой, назначает премьер-министра и правительство, может распустить Национальное собрание, начать войну и осуществлять чрезвычайные полномочия.