Содержание

Хмельницкий  Николай  Иванович. — Х -. Персоналии. Культурное наследие земли Смоленской


Хмельницкий  Николай  Иванович (1.VIII.1789, Петербург – 3.IХ.1846, Петербург), потомок гетмана Украины  Богдана  Хмельницкого, известный драматург.
Родился в семье  доктора  философии  (Кенигсбергский университет). Служил в министерствах  иностранных  дел, юстиции, внутренних дел. С 1812 г. — адъютант  начальника  Петербургского ополчения, участвовал в заграничном походе 1813-14  гг. В конце 10 — начале 20-х гг. – правитель канцелярии военного  губернатора Петербурга М.А. Милорадовича.
С февраля 1829 г.  по  июль 1837 г.–  смоленский губернатор. На этом посту Хмельницкий проявил большую заботу о развитии хозяйства и культуры Смоленска и губернии, благоустройстве губернского центра; в 1830 г. разбил  городской  сад Блонье на месте прежнего плацпарадного участка; в 1831 г.  открыл публичную библиотеку, устроил в 1834 г. выставку мануфактурных  и ремесленных изделий – первую губернскую выставку  в  России.  Под его руководством были составлены статистические описания  городов и нескольких уездов Смоленской губернии  и  агрономическая  карта губернии. Началось строительство шоссе Смоленск – Москва.  Сооружена церковь Благовещения под Молоховскими воротами в крепостной  стене.

Начатое по инициативе  Хмельницкого строительство  обходилось  дорого, сопровождалось хищениями, казнокрадством, взяточничеством. Хмельницкий был обвинен в попустительстве казнокрадом. Указом Николая I от 6  июля 1837 г. Х. был переведен в Архангельск. В начале 1838 г.  заключен в Петропавловскую крепость (освобожден по личному  указанию Николая I).
По словам биографа Х. Н.А. Добротворского, за  сравнительно короткий срок своего губернаторства Хмельницкий «сделал для г. Смоленска и губернии чуть ли не больше, чем каждый из остальных  губернаторов, состоявших в этой должности иногда по 10-15 лет».
Перу Хмельницкого принадлежат юмористические стихи и  проза,  исторические пьесы, переводы и переделки произведений  французских  драматургов (Мольера, Реньяра, Детуша и др.), но особой  популярностью современников пользовались его светские развлекательные  комедии. Драматургия Хмельницкого 1810-20-х гг. принадлежит к кругу литературных явлений, создавших почву для появления комедии А.С. Грибоедова  «Горе от ума». Одно время Хмельницкий сотрудничал с Грибоедовым и  Шаховским, совместно они работали над комедией «Своя семья, или Замужняя невеста» (1817 г.).  В  пьесах  Хмельницкого  «Говорун»,  «Воздушные  замки», «Светский случай», «Нерешительный, или Семь пятниц на неделе» занимательность фабулы сочетается с тонкостью наблюдений нравописателя, меткостью характеристик персонажей. Главные достоинства комедий  Хмельницкого –  афористичность  языка,  живость  диалога,   выразительность стиха, передающего непринужденность интонаций разговорной речи. Важен вклад Хмельницкого в развитие русского водевиля первой трети ХIХ в. Водевили «Карантин», «Бабушкины попугаи», «Актеры  между собою», «Нет худа без добра», «Новая шалость» и другие  завоевали автору успех и известность у  зрителя.  Лестно  отзывался  о драматургии Хмельницкого А.С. Пушкин. Отдельные удачные  детали  и  сюжетные положения заимствовали в пьесах Хмельницкого, развивали, обыгрывали в своих произведениях Грибоедов, Пушкин, Гоголь.


Лит.: Исторический вестник, 1889. – ХII; Репертуар  и  Пантеон, издаваемые В. Межевичем. – Т. 13. – СПб, 1846.


Д.И. Будаев, Г.Н. Ермоленко

ХМЕЛЬНИЦКИЙ, Николай Иванович [11(22).VIII.1789 (по другим данным — 1791), Петербург — 8(20).IX.1845, там же] — драматург. Сын писателя Ивана Парфеновича X. Первоначальное образование получил под руководством дяди, писателя Н. Ф. Эмина. Окончил Горный кадетский корпус (1804), затем служил в Коллегии иностранных дел. Уже в 1806 г. X. перевел трагедию П.-Л. Беллуа «Зельмира», поставленную в 1814 г. Во время Отечественной войны 1812 г. был некоторое время адъютантом М. И. Кутузова, участвовал в кампаниях 1813—1814 гг., дошел до Парижа. В чине статского советника стал правителем канцелярии петербургского военного генерал-губернатора гр. Милорадовича. В те же годы X. становится известным драматургом. В 1824 г. он разработал и провел проект об обращении невостребованных сумм в капитал для призрения гражданских чиновников. В 1829 г. получил назначение губернатором в Смоленск и прервал свою писательскую карьеру. Как администратор X. в своей деятельности стремился воплотить идеалы гуманизма и просветительства: либеральная позиция в конфликтах крестьян и помещиков, терпимость к раскольникам, поощрение благотворительности, учреждение Смоленской публичной библиотеки (X. разослал письма виднейшим литераторам с просьбой прислать экземпляры их сочинений — см. в переписке А. С. Пушкина письмо X. от 11.II.1831 г. и ответ ему Пушкина 6.III). Однако хозяйственные дела в губернии были запущены. В 1837 г. открылись большие растраты в строительстве Смоленско-Московской дороги. X. сначала был переведен в Архангельск, а затем арестован и заключен в Петропавловскую крепость (1838—1839). В 1843 г., видимо, по расследовании был признан невиновным, но, по свидетельству лично знавшего его К. Бороздина, «стал неузнаваем» (Исторический вестник.— 1890.— Т. 39.— С. 238).

   В 1844 г. X. отправляется за границу («Что оставалось делать мне в Петербурге? Писать стихи и комедии в нынешнем вкусе как-то совестно…» — Соч.— Т. 1.— С. 443). Но он все же написал несколько исторических комедий: «Царское слово, или Сватовство Румянцева», «Зиновий Богданович Хмельницкий, или Присоединение Малороссии», «Русский Фауст, или Брюсов кабинет», «Обер-кухмейстер Фельтен». Все они стали известны лишь после смерти X., последние две появились на сцене, но не имели успеха. X. был драматургом-дилетантом, как многие блестящие молодые люди той эпохи. Его аристократизм и галантность (даже и в период губернаторства) отмечаются всеми современниками. До конца жизни особый интерес проявлял он к наследию европейского маньеризма и барокко (см. в «Письмах из-за границы» о посещении им Венской картинной галереи), к формам светской жизни. Остро чувствуя «светское общество», X. ориентировался на него и его вкусы. При этом он писал пьесы непосредственно для постановки, мало заботясь об их издании. Показательно, что X, ориентировался в своих переводах и переделках на второстепенных французских драматургов. В 1812 г. X. начал сотрудничать в журнале «Санкт-Петербургский вестник», где появились его театральные рецензии. Успех к X. пришел с постановкой «Говоруна» (Спб., 1817; перевод комедии Л. Буасси). Сократив пятиактную комедию до одного действия и наполнив ее «петербургскими» реалиями, X. создал одну из самых изящных «салонных» комедий. С эстетикой салонной культуры была связана и переделка комедии Реньяра «Шалости влюбленных» (1817). X. оказывается в центре театральной жизни Петербурга, сближается с Шаховским, Грибоедовым, пишет вместе с ними комедию «Своя семья, или Замужняя невеста» (Спб., 1818). Следующая «светская» комедия — «Воздушные замки» (Спб., 1818) — вольная переделка комедии Коллена Д’Арлевиля. Она вводит в русскую литературу мотив сломавшейся коляски (использованный позже Пушкиным в «Графе Нулине» и еще раз самим X. в опере-водевиле «Суженого конем не объедешь», 1822) и образ мечтателя. Переводная опера-водевиль «Бабушкины попугаи» (1819) связана с поэтикой парафразы и духом Светской фривольности (попугаями называют мужчин). Перевод «Школы женщин» Мольера был выполнен по тем временам точно и явился определенной вехой в переводческой практике XIX в.; в 1826—1828 гг. X. перевел еще и «Тартюфа», но этот перевод появился на сцене лишь в нач. 40 гг. «Нерешительный» (1820; переделка комедии Коллена д’Арлевиля) и оригинальные оперы-водевили «Карантин» (1820), «Актеры между собой, или Дебют актрисы Троепольской» (1821), «Новая шалость, или Театральное сражение» (1822) были, по мнению современников, самыми удачными попытками «русского водевиля» и противостояли тому варианту жанра, который предлагал Шаховской. Жанр «светской» комедии развивался X. в оригинальных комедиях «Светский случай» (1826), где самоуверенный Столицын невольно устраивает счастье своей невесты и своего «скромного» соперника, и «Взаимные испытания» (1829; переделка комедии Н. Форжо). Во II половине 20 гг. X. начал писать комедию из жизни провинциального чиновничества «Арзамасские гуси», связанную, видимо, с сюжетом о ревизоре. Интерес представляют прозаические наброски X. «Мой мячик», раскрывающие его принципы подхода к слову: «…играю им как мячиком, бросаю его во все стороны, во все фразы, перифразы и даже антифразы» (Соч.— Т. 2.). Своими комедиями, эстетизировавшими «светскость», X. оказал заметное влияние на русскую драматургию и прозу 20—30 гг. Он играл значительную роль в культуре той эпохи, вызывая восхищение современников, в том числе Пушкина.
  
   Соч.: Театр Николая Хмельницкого: В 2 т.— Спб., 1829—1830; Соч. // Полн. собр. соч. рус. авторов: В 3 т.— Спб., 1849; Стихотворная комедия конца XVIII — начала XIX в. / Вступ. ст. и примеч. М. О. Янковского.— М.; Л., 1964.
   Лит.: Добротворский Н. А. Н. И. Хмельницкий // Исторический вестник.— 1889.— Т. 38; Жихарев С. П. Записки современника.— М.; Л., 1955; Коробкина Н. И. Н. И. Хмельницкий // Ежегодник Императорских театров. Сезон 1895—1896 гг.—Спб., 1896.— Кн. 1; История русского драматического театра: В 7 т.— М., 1977.— Т. 2—3.
  
К. Ю. Рогов
  
   Источник: «Русские писатели». Биобиблиографический словарь.
   Том 2. М—Я. Под редакцией П. А. Николаева.
   М., «Просвещение», 1990
   OCR Бычков М. Н.

nasledie.admin-smolensk.ru

Николай Иванович Хмельницкий

Н.И. Хмельницкий

Избранные сочинения

Составитель, автор вступительной статьи и комментариев — Г.Н. Ермоленко


От составителя

Многим смолянам Н.И. Хмельницкий известен как  губернатор, под  руководством которого началось  подлинное возрождение Смоленского края после понесенных тяжелых потерь в ходе Отечественной войны 1812 года. В годы своего губернаторства (1829-1837) Хмельницкий добился крупной правительственной ссуды на восстановление хозяйства губернии, поощрял  развитие промышленности, содействовал строительству дорог и благоустройству улиц Смоленска, создал в городе полицейское управление, инициировал статистическое описание 12 городов и нескольких уездов, в 1834 году организовал первую в России выставку мануфактурных и ремесленных изделий, создал губернскую библиотеку. При нем был разбит поныне любимый горожанами сад Блонье.  
Но для россиян первой трети XIX в. Хмельницкий был более известен как популярный и модный драматург и переводчик, автор легких и изящных светских комедий и водевилей. Его драматические сочинения дважды переиздавались в первой половине XIX века. 

В творчестве Хмельницкого представлены различные драматические жанры: исторические пьесы («Царское Село, или Сватовство Румянцева», «Зиновий Богдан Хмельницкий, или Присоединение Малороссии»), комедии характера («Говорун»,  «Нерешительный, или семь пятниц на неделе», «Воздушные замки»), светские комедии («Светский случай», «Взаимные испытания»), водевили («Актеры между собой», «Бабушкины попугаи»).
Многие произведения являются переводами и переложениями французских пьес популярных или малоизвестных авторов (Реньяра, Дартуа, Фавара, Форжо и др.), которые драматург, как правило, «склонял на русские нравы». Считается, что он познакомился с французским театром во время пребывания в Париже в военную кампанию 1812-1814 годов и увлекся светской комедией. Для русской литературы это была новая традиция, которая отвечала запросам дворянской публики. 
Особенно шумным успехом пользовались водевили Хмельницкого. Этот жанр родился во Франции в конце XVIII века. Особенностью его было слияние драматического действия с музыкальным сопровождением и танцами. В водевилях исполнялись разнообразные музыкальные номера: арии, хоры, дуэты, квартеты, сольные куплеты. В этом отношении водевиль   близок комической опере. Куплеты имели особенный успех, так как давали возможность непосредственно обратиться к зрителю и затронуть проблемы, выходящие за рамки сценического действия. Они расширяли проблематику пьесы и порой имели сатирический характер и касались острых вопросов современной жизни. 
Первый русским автором водевилей считается А. Шаховской, но Хмельницкий также принадлежит к зачинателям новой традиции. Его пьесы «Бабушкины попугаи», «Суженого конем не объедешь», «Новый Парис» и др.  представляют собой переделки французских пьес. Особую разновидность водевиля Хмельницкого представляют травестийные пьесы («водевили с переодеваниями»). К ним относятся «Греческие бредни, или Ифигения в Тавриде наизнанку» и «Карантин». Оригинальная комедия «Актеры между собою, или Первый дебют актрисы Троепольской» (1821), в которой выведены на сцену известные русские актеры XVIII века — Попов, Шумский, супруги Троепольские, положила начало традиции «актерского» водевиля.
Зрители любили комедии и водевили Хмельницкого за легкий стиль, остроумные реплики, живой разговорный язык. Поэт был мастером каламбуров, увлекался игрой слов, в чем сам признавался: «Напав на какое-нибудь слово, играю им, как мячиком, бросаю его во все стороны, во все фразы, перифразы и даже антифразы, если вам угодно». Поклонником остроумного слога Хмельницкого был сам А.С. Пушкин, который собирался упомянуть его в своем знаменитом романе в стихах («Я к нему имею такую слабость, что готов поместить в честь его целый куплет в первую песнь Онегина»).
Хмельницкий ввел  в русскую драматургию целый ряд  характеров и сюжетных положений, которые затем использовали крупные драматурги. Так, в пьесе «Говорун» (1817) выведен хвастливый граф Звонов, назойливая болтовня которого напоминает поведение грибоедовского Репетилова, а сцена, когда Звонов, обращаясь к слушателям, не замечает, как все постепенно расходятся, и продолжает говорить сам с собой, заставляет вспомнить последнее явление третьего действия комедии Грибоедова «Горе от ума», где в подобном положении оказывается Чацкий. Начало пьесы «Воздушные замки», в которой отставной мичман Альнаскаров неожиданно для себя оказывается  гостем молодой вдовы Аглаевой, так как у него сломалась карета, схоже с завязкой шутливой поэмы Пушкина «Граф Нулин». В чертах бесплодного мечтателя Альнаскарова угадываются также свойства гоголевских персонажей — Хлестакова и Манилова. Безудержно фантазируя, герой, как Манилов у Гоголя, строит фантастические планы: «Построю городок, займусь прожектами, народными делами,  устрою гавани, наполню их судами». Нерешительный Армидин, затрудняющийся в выборе невесты (комедия «Нерешительный, или семь пятниц на неделе»), походит на Подколесина, героя гоголевской «Женитьбы». Первые сцены неоконченной комедии «Арзамасские гуси», где городской сплетник  Побродяжкин является к судье Лихвину, чтобы сообщить о приезде ревизора,  напоминают  завязку великой комедии Н.В.Гоголя. Указанные совпадения не случайны и свидетельствуют о том, что Хмельницкому удалось обогатить репертуар художественных средств русского театра новыми приемами, что делает его творчество интересным и для сегодняшнего читателя.  
В настоящее издание включены наиболее известные комедии и водевили Н.И. Хмельницкого, которые дают представление о  тематике и стиле его драматических произведений и  знакомят читателя с традицией русской светской комедии начала XIX века. 

smol-history.ru

Хмельницкий, Николай Иванович — Википедия. Что такое Хмельницкий, Николай Иванович

Николай Иванович Хмельницкий [11 (22) августа 1789 (1789-08-22) (по другим данным — 1791), Санкт-Петербург — 8 (20) сентября 1845) — русский драматург, смоленский губернатор в 1829—1837 годах. Потомок Богдана Хмельницкого.

Биография

Сын доктора философии Кенигсбергского университета Ивана Парфеновича Xмельницкого. Первоначальное образование получил под руководством дяди — писателя Н. Ф. Эмина. В 1804 году окончил Горный кадетский корпус, затем служил в Коллегии иностранных дел. В 1806 году перевел трагедию П.-Л. Беллуа «Зельмира» (поставлена на сцене в 1814 году).

Во время Отечественной войны 1812 года некоторое время состоял адъютантом М. И. Кутузова, участвовал в кампаниях 1813—1814 годов, дошёл до Парижа. В чине статского советника стал правителем канцелярии петербургского военного генерал-губернатора графа Милорадовича.

Начал печататься в 1812 году в журнале «Санкт-Петербургский вестник» как театральный критик. Успех пришел к Хмельницкому с постановкой «Говоруна» в 1817 году: пятиактная пьеса де Буасси была сокращена до одного действия и, наполнившись «петербургскими» реалиями, стала изящной «салонной» комедией. С успехом была принята и переделка комедии Реньяра «Шалости влюбленных» (1817). В следующем году представил вольную переделку комедии Колена Д’Арлевиля «Воздушные замки».

Благодаря постановкам своих «светских» комедий Xмельницкий оказался в центре театральной жизни Петербурга. В начале 1820-х годов он жил «барином» в собственном доме на Фонтанке у Симеоновского моста. Здесь, в кругу его друзей, состоялось первое чтение комедии «Горе от ума» её автором, А. С. Грибоедовым. При этом у Грибоедова случилась перепалка с другим писателем, В. М. Фёдоровым: Грибоедова обидело, что Фёдоров легкомысленно позволил себе сравнить его ещё не прочитанную комедию со своим произведением «Лиза, или Последствия гордости и обольщения», так что он заявил, что читать при Фёдорове не будет — в итоге последний был вынужден уйти.

В 1824 году разработал и провёл проект об обращении невостребованных сумм в капитал для призрения гражданских чиновников.

В 1829 году был назначен Смоленским губернатором. Как администратор в своей деятельности стремился воплотить идеалы гуманизма и просветительства: либеральная позиция в конфликтах крестьян и помещиков, терпимость к раскольникам, поощрение благотворительности, учреждение Смоленской публичной библиотеки. Однако хозяйственные дела в губернии были запущены.

В 1837 году, когда открылись большие растраты в строительстве Смоленско-Московской дороги, Xмельницкий был сначала переведен в Архангельск, где был губернатором с 6 июля по 6 ноября, а затем арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Находился в заключении с 1838 по 1839 год. В 1843 году был признан невиновным. Выйдя на свободу, по свидетельству лично знавшего его К. Бороздина, «стал неузнаваем» (Исторический вестник.— 1890.— Т. 39.— С. 238).

В 1844 году уехал за границу, где написал несколько исторических комедий, не имевших успеха. Умер 8 (20) сентября 1845 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Смоленском православном кладбище[1].

Сочинения

Xмельницкий был драматургом-дилетантом. В основном он занимался переводами и переделками второстепенных, ныне забытых, французских драматургов, при этом он делал пьесы непосредственно для театральной постановки, мало заботясь об их издании. Остро чувствуя «светское общество», Xмельницкий ориентировался на его вкусы. Своими комедиями, эстетизировавшими «светскость», он оказал заметное влияние на русскую драматургию и прозу 1820—30-х годов. Играл значительную роль в культуре той эпохи, вызывая восхищение современников, в том числе А. С. Пушкина.

Публикации

  • Театр Николая Хмельницкого: В 2 т.— Спб., 1829—1830; Соч. // Полн. собр. соч. рус. авторов: В 3 т.— Спб., 1849;
  • Стихотворная комедия конца XVIII — начала XIX в. / Вступ. ст. и примеч. М. О. Янковского.— М.; Л., 1964.

Примечания

Литература

  • Добротворский Н. А. Н. И. Хмельницкий // Исторический вестник.— 1889.— Т. 38;
  • Жихарев С. П. Записки современника.- М.; Л., 1955;
  • Коробкина Н. И. Н. И. Хмельницкий // Ежегодник Императорских театров. Сезон 1895—1896 гг.—Спб., 1896.— Кн. 1;
  • История русского драматического театра: В 7 т.— М., 1977.— Т. 2—3.
  • Русские писатели. Биобиблиографический словарь. Том 2. М—Я. Под редакцией П. А. Николаева. М., «Просвещение», 1990

Ссылки

wiki.sc

Хмельницкий, Николай Иванович

TR | UK | KK | BE | EN |
хмельницкий николай иванович кузьминский, хмельницкий николай иванович пирогов
Николай Иванович Хмельницкий [11 (22) августа 1789(17890822) (по другим данным — 1791), Санкт-Петербург — 8 (20) сентября 1845) — русский драматург, смоленский губернатор в 1829—1837 годах. Потомок Богдана Хмельницкого.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Сочинения
  • 3 Примечания
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки

Биография

Сын доктора философии Кенигсбергского университета Ивана Парфеновича Xмельницкого. Первоначальное образование получил под руководством дяди — писателя Н. Ф. Эмина. В 1804 году окончил Горный кадетский корпус, затем служил в Коллегии иностранных дел. В 1806 году перевел трагедию П.-Л. Беллуа «Зельмира» (поставлена на сцене в 1814 году).

Во время Отечественной войны 1812 года некоторое время состоял адъютантом М. И. Кутузова, участвовал в кампаниях 1813—1814 годов, дошёл до Парижа. В чине статского советника стал правителем канцелярии петербургского военного генерал-губернатора графа Милорадовича.

Начал печататься в 1812 году в журнале «Санкт-Петербургский вестник» как театральный критик. Успех пришел к Хмельницкому с постановкой «Говоруна» в 1817 году: пятиактная пьеса де Буасси была сокращена до одного действия и, наполнившись «петербургскими» реалиями, стала изящной «салонной» комедий. С успехом была принята и переделка комедии Реньяра «Шалости влюбленных» (1817). В следующем году представил вольную переделку комедии Колена Д’Арлевиля «Воздушные замки».

Благодаря постановкам своих «светских» комедий Xмельницкий оказался в центре театральной жизни Петербурга. В начале 1820-х годов он жил «барином» в собственном доме на Фонтанке у Симеоновского моста. Здесь, в кругу его друзей, состоялось первое чтение комедии «Горе от ума» её автором, А. С. Грибоедовым. При этом у Грибоедова случилась перепалка с другим писателем, В. М. Фёдоровым: Грибоедова обидело, что Фёдоров легкомысленно позволил себе сравнить его ещё не прочитанную комедию со своим произведением «Лиза, или Последствия гордости и обольщения», так что он заявил, что читать при Фёдорове не будет — в итоге последний был вынужден уйти.

В 1824 году разработал и провёл проект об обращении невостребованных сумм в капитал для призрения гражданских чиновников.

В 1829 году был назначен Смоленским губернатором. Как администратор в своей деятельности стремился воплотить идеалы гуманизма и просветительства: либеральная позиция в конфликтах крестьян и помещиков, терпимость к раскольникам, поощрение благотворительности, учреждение Смоленской публичной библиотеки. Однако хозяйственные дела в губернии были запущены.

В 1837 году, когда открылись большие растраты в строительстве Смоленско-Московской дороги, Xмельницкий был сначала переведен в Архангельск, где был губернатором с 6 июля по 6 ноября, а затем арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Находился в заключении с 1838 по 1839 год. В 1843 году был признан невиновным. Выйдя на свободу, по свидетельству лично знавшего его К. Бороздина, «стал неузнаваем» (Исторический вестник.— 1890.— Т. 39.— С. 238).

В 1844 году уехал за границу, где написал несколько исторических комедий, не имевших успеха. Умер 8 (20) сентября 1845 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Смоленском православном кладбище.

Сочинения

Xмельницкий был драматургом-дилетантом. В основном он занимался переводами и переделками второстепенных, ныне забытых, французских драматургов, при этом он делал пьесы непосредственно для театральной постановки, мало заботясь об их издании. Остро чувствуя «светское общество», Xмельницкий ориентировался на его вкусы. Своими комедиями, эстетизировавшими «светскость», он оказал заметное влияние на русскую драматургию и прозу 1820—30-х годов. Играл значительную роль в культуре той эпохи, вызывая восхищение современников, в том числе А. С. Пушкина.

Публикации

  • Театр Николая Хмельницкого: В 2 т.— Спб., 1829—1830; Соч. // Полн. собр. соч. рус. авторов: В 3 т.— Спб., 1849;
  • Стихотворная комедия конца XVIII — начала XIX в. / Вступ. ст. и примеч. М. О. Янковского.— М.; Л., 1964.

Примечания

  1. Могила на плане кладбища // Отдел IV // Весь Петербург на 1914 год, адресная и справочная книга г. С.-Петербурга / Ред. А. П. Шашковский. — СПб.: Товарищество А. С. Суворина – «Новое время», 1914. — ISBN 5-94030-052-9.

Литература

  • Добротворский Н. А. Н. И. Хмельницкий // Исторический вестник.— 1889.— Т. 38;
  • Жихарев С. П. Записки современника.- М.; Л., 1955;
  • Коробкина Н. И. Н. И. Хмельницкий // Ежегодник Императорских театров. Сезон 1895—1896 гг.—Спб., 1896.— Кн. 1;
  • История русского драматического театра: В 7 т.— М., 1977.— Т. 2—3.
  • Русские писатели. Биобиблиографический словарь. Том 2. М—Я. Под редакцией П. А. Николаева. М., «Просвещение», 1990

Ссылки

  • Н. И. Коробка. Хмельницкий, Николай Иванович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. — Т. XXXVII. — С. 461—462.
  • Русский биографический словарь: В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. 1896—1918.
  • http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/42277/Хмельницкий

хмельницкий николай иванович ежов, хмельницкий николай иванович кузьминский, хмельницкий николай иванович лобачевский, хмельницкий николай иванович пирогов


Хмельницкий, Николай Иванович Информацию О




Хмельницкий, Николай Иванович Комментарии

Хмельницкий, Николай Иванович
Хмельницкий, Николай Иванович
Хмельницкий, Николай Иванович Вы просматриваете субъект

Хмельницкий, Николай Иванович что, Хмельницкий, Николай Иванович кто, Хмельницкий, Николай Иванович описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com

Хмельницкий. Литературная карта города Смоленска. Творчество. Писатели и поэты города Смоленска. Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» города Смоленска

(1789-1845)

Николай Иванович Хмельницкий – поэт, драматург, прямой потомок гетмана Богдана Хмельницкого.

Н. И. Хмельницкий родился в Петербурге, в дворянской семье. Окончил в 1804 г. Горный кадетский корпус, служил в Коллегии иностранных дел, затем в Министерстве юстиции. В 1812 году вступил в петербургское ополчение; был адъютантом М.И. Кутузова, участвовал в сражениях под Дрезденом и Лейпцигом. По окончании войны переведён в гражданскую службу. Был Смоленским (1829-1837 гг.) и Архангельским губернатором.

На посту губернатора Смоленска проявил большую заботу о развитии хозяйства и культуры Смоленска и губернии, благоустройстве губернского центра. В 1830 г. разбил городской сад Блонье на месте прежнего плацпарадного участка; в 1831г. открыл публичную библиотеку; устроил в 1834 г. выставку мануфактурных и ремесленных изделий – первую губернскую выставку в России. Под его покровительством сооружена церковь Благовещения под Молоховскими воротами в крепостной стене. Начатое по инициативе Хмельницкого строительство обходилось дорого, сопровождалось хищениями, казнокрадством, взяточничеством. Хмельницкий был обвинён в попустительстве казнокрадам. Указом Николая I был переведён в Архангельск, а в начале 1838г. заключён в Петропавловскую крепость, вышел из неё тяжело больным и скончался два года спустя.

Перу Н.И. Хмельницкого принадлежат юмористические стихи и проза, исторические пьесы, переводы и переделки произведений французских драматургов (Мольера, Реньяра, Детуша и др.), но особой популярностью и современников пользовались его светские развлекательные комедии. Расцвет литературной деятельности Н.И. Хмельнцикого относится к 10-20 годам XIX века. Драматургия Н.И. Хмельницкого этого периода принадлежит к кругу явлений, создавших почву для появления комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Одно время Н.И. Хмельницкий сотрудничал с А.С. Грибоедовым и А.А.Шаховским, совместно они работали над комедией «Своя семья, или Замужняя невеста» (1817 год). В пьесах Н.И.Хмельницкого «Говорун», «Воздушные замки», «Светский случай», «Нерешительный, или Семь пятниц на неделе» занимательность фабулы сочетается с тонкостью наблюдений нравописателя, меткостью характеристик персонажей. Главные достоинства комедий Н.И. Хмельницкого – афористичность языка, живость диалога, выразительность стиха, передающего непринуждённость интонаций разговорной речи. Важен вклад Н.И. Хмельницкого в развитие русского водевиля первой трети XIX века. Водевили «Карантин», «Бабушкины попугаи», «Актёры между собою», «Нет худа без добра», «Новая шалость» и другие завоевали автору успех и известность у зрителя.

Основная тема комедий Н.И. Хмельницкого – любовь, а герои – чудаки, фантазёры, повинующиеся законам воображения, болтуны, нерешительные, простодушные и лукавые, попадающие в ими же для других расставленные силки.

Хмельницкий был поклонником творчества Мольера и способствовал развитию интереса к творчеству французско­го драматурга своими переводами. Его переводы «Школы жен» (1820) и «Тартюфа» (1828) считались превосходными. Наряду с этим он обращался в своем творчестве к пьесам малоизвестных драматургов Дартуа, Фавара, Форжо и др. Сюжеты их он приспосабливает к российской действитель­ности, «склоняет на русские нравы».

Поэтическое дарование Н.И. Хмельницкого высоко ценил А.С. Пушкин. Он писал: «Хмельницкий моя старинная любовница. Я к нему имею такую слабость, что готов поместить в честь его целый куплет в 1-ю песнь Онегина (да кой чёрт! Говорят, он сердится, если об нём упоминаю как о драматическом писателе)».

Отдельные удачные детали и сюжетные положения заимствовали в пьесах Н.И. Хмельницкого, развивали, обыгрывали в своих произведениях А.С. Грибоедов, А.С.Пушкин, Н.В. Гоголь.

Посмертно были опубликованы его исторические пьесы «Русский Фауст, или Брюсов кабинет», «Царское слово, или Сватовство Румянцева», «Обер-кухмейстер Фельтен», «Зино­вий Богдан Хмельницкий». Среди его произведений есть и юмористическая проза и стихи.

 

 

Литература Смоленщины (учебник хрестоматия по литературному краеведению). Т.1/ автор-составитель Г.С.Меркин. – Смоленск: Траст-Имаком, 1994. – С.158-159.

 

Смоленский край в литературе и фольклоре: учебное пособие/ под общей редакцией В.В. Ильина. – Смоленск: Траст-Имаком, 1995. – С.165-167.

 

Литература Смоленщины. 9 класс: в 2т. Т.1: учебник хрестоматия по литературному краеведению/ автор-составитель Г.С. Меркин. – Смоленск, 2002. – С.123-124.

smolensk.library67.ru

Хмельницкий, Николай Иванович — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Хмельницкий.

Николай Иванович Хмельницкий [11 (22) августа 1789 (1789-08-22) (по другим данным — 1791), Санкт-Петербург — 8 (20) сентября 1845) — русский драматург, смоленский губернатор в 1829—1837 годах. Потомок Богдана Хмельницкого.

Биография

Сын доктора философии Кенигсбергского университета Ивана Парфеновича Xмельницкого. Первоначальное образование получил под руководством дяди — писателя Н. Ф. Эмина. В 1804 году окончил Горный кадетский корпус, затем служил в Коллегии иностранных дел. В 1806 году перевел трагедию П.-Л. Беллуа «Зельмира» (поставлена на сцене в 1814 году).

Во время Отечественной войны 1812 года некоторое время состоял адъютантом М. И. Кутузова, участвовал в кампаниях 1813—1814 годов, дошёл до Парижа. В чине статского советника стал правителем канцелярии петербургского военного генерал-губернатора графа Милорадовича.

Начал печататься в 1812 году в журнале «Санкт-Петербургский вестник» как театральный критик. Успех пришел к Хмельницкому с постановкой «Говоруна» в 1817 году: пятиактная пьеса де Буасси была сокращена до одного действия и, наполнившись «петербургскими» реалиями, стала изящной «салонной» комедией. С успехом была принята и переделка комедии Реньяра «Шалости влюбленных» (1817). В следующем году представил вольную переделку комедии Колена Д’Арлевиля «Воздушные замки».

Благодаря постановкам своих «светских» комедий Xмельницкий оказался в центре театральной жизни Петербурга. В начале 1820-х годов он жил «барином» в собственном доме на Фонтанке у Симеоновского моста. Здесь, в кругу его друзей, состоялось первое чтение комедии «Горе от ума» её автором, А. С. Грибоедовым. При этом у Грибоедова случилась перепалка с другим писателем, В. М. Фёдоровым: Грибоедова обидело, что Фёдоров легкомысленно позволил себе сравнить его ещё не прочитанную комедию со своим произведением «Лиза, или Последствия гордости и обольщения», так что он заявил, что читать при Фёдорове не будет — в итоге последний был вынужден уйти.

В 1824 году разработал и провёл проект об обращении невостребованных сумм в капитал для призрения гражданских чиновников.

В 1829 году был назначен Смоленским губернатором. Как администратор в своей деятельности стремился воплотить идеалы гуманизма и просветительства: либеральная позиция в конфликтах крестьян и помещиков, терпимость к раскольникам, поощрение благотворительности, учреждение Смоленской публичной библиотеки. Однако хозяйственные дела в губернии были запущены.

В 1837 году, когда открылись большие растраты в строительстве Смоленско-Московской дороги, Xмельницкий был сначала переведен в Архангельск, где был губернатором с 6 июля по 6 ноября, а затем арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Находился в заключении с 1838 по 1839 год. В 1843 году был признан невиновным. Выйдя на свободу, по свидетельству лично знавшего его К. Бороздина, «стал неузнаваем» (Исторический вестник.— 1890.— Т. 39.— С. 238).

В 1844 году уехал за границу, где написал несколько исторических комедий, не имевших успеха. Умер 8 (20) сентября 1845 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Смоленском православном кладбище[1].

Сочинения

Xмельницкий был драматургом-дилетантом. В основном он занимался переводами и переделками второстепенных, ныне забытых, французских драматургов, при этом он делал пьесы непосредственно для театральной постановки, мало заботясь об их издании. Остро чувствуя «светское общество», Xмельницкий ориентировался на его вкусы. Своими комедиями, эстетизировавшими «светскость», он оказал заметное влияние на русскую драматургию и прозу 1820—30-х годов. Играл значительную роль в культуре той эпохи, вызывая восхищение современников, в том числе А. С. Пушкина.

Публикации

  • Театр Николая Хмельницкого: В 2 т.— Спб., 1829—1830; Соч. // Полн. собр. соч. рус. авторов: В 3 т.— Спб., 1849;
  • Стихотворная комедия конца XVIII — начала XIX в. / Вступ. ст. и примеч. М. О. Янковского.— М.; Л., 1964.

Примечания

Литература

  • Добротворский Н. А. Н. И. Хмельницкий // Исторический вестник.— 1889.— Т. 38;
  • Жихарев С. П. Записки современника.- М.; Л., 1955;
  • Коробкина Н. И. Н. И. Хмельницкий // Ежегодник Императорских театров. Сезон 1895—1896 гг.—Спб., 1896.— Кн. 1;
  • История русского драматического театра: В 7 т.— М., 1977.— Т. 2—3.
  • Русские писатели. Биобиблиографический словарь. Том 2. М—Я. Под редакцией П. А. Николаева. М., «Просвещение», 1990

Ссылки

wikipedia.green

Николай Иванович Хмельницкий р. 11 август 1789 ум. 8 сентябрь 1845 — Родовод

Материал из Родовод.

Запись:415170

События

11 август 1789 рождение: Санкт-Петербург, Российская империя

брак: ♀ Мария Ивановна ? (Хмельницкая) [?] р. выч. 1763 ум. 13 март 1821

8 сентябрь 1845 смерть: Санкт-Петербург, Российская империя

Заметки

Николай Иванович Хмельницкий [11 (22) августа 1789 (по другим данным — 1791), Санкт-Петербург — 8 (20) сентября 1845) — русский драматург, смоленский губернатор в 1829—1837 годах. Потомок Богдана Хмельницкого.

Сын доктора философии Кенигсбергского университета Ивана Парфеновича Xмельницкого. Первоначальное образование получил под руководством дяди — писателя Н. Ф. Эмина. В 1804 году окончил Горный кадетский корпус, затем служил в Коллегии иностранных дел. В 1806 году перевел трагедию П.-Л. Беллуа «Зельмира» (поставлена на сцене в 1814 году).

Во время Отечественной войны 1812 года некоторое время состоял адъютантом М. И. Кутузова, участвовал в кампаниях 1813—1814 годов, дошёл до Парижа. В чине статского советника стал правителем канцелярии петербургского военного генерал-губернатора графа Милорадовича.

Начал печататься в 1812 году в журнале «Санкт-Петербургский вестник» как театральный критик. Успех пришел к Хмельницкому с постановкой «Говоруна» в 1817 году: пятиактная пьеса де Буасси была сокращена до одного действия и, наполнившись «петербургскими» реалиями, стала изящной «салонной» комедий. С успехом была принята и переделка комедии Реньяра «Шалости влюбленных» (1817). В следующем году представил вольную переделку комедии Колена Д’Арлевиля «Воздушные замки».

Благодаря постановкам своих «светских» комедий Xмельницкий оказался в центре театральной жизни Петербурга. В начале 1820-х годов он жил «барином» в собственном доме на Фонтанке у Симеоновского моста. Здесь, в кругу его друзей, состоялось первое чтение комедии «Горе от ума» её автором, А. С. Грибоедовым. При этом у Грибоедова случилась перепалка с другим писателем, В. М. Фёдоровым: Грибоедова обидело, что Фёдоров легкомысленно позволил себе сравнить его ещё не прочитанную комедию со своим произведением «Лиза, или Последствия гордости и обольщения», так что он заявил, что читать при Фёдорове не будет — в итоге последний был вынужден уйти.

В 1824 году разработал и провёл проект об обращении невостребованных сумм в капитал для призрения гражданских чиновников.

В 1829 году был назначен Смоленским губернатором. Как администратор в своей деятельности стремился воплотить идеалы гуманизма и просветительства: либеральная позиция в конфликтах крестьян и помещиков, терпимость к раскольникам, поощрение благотворительности, учреждение Смоленской публичной библиотеки. Однако хозяйственные дела в губернии были запущены.

В 1837 году, когда открылись большие растраты в строительстве Смоленско-Московской дороги, Xмельницкий был сначала переведен в Архангельск, где был губернатором с 6 июля по 6 ноября, а затем арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Находился в заключении с 1838 по 1839 год. В 1843 году был признан невиновным. Выйдя на свободу, по свидетельству лично знавшего его К. Бороздина, «стал неузнаваем» (Исторический вестник.— 1890.— Т. 39.— С. 238).

В 1844 году уехал за границу, где написал несколько исторических комедий, не имевших успеха. Умер 8 (20) сентября 1845 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Смоленском православном кладбище.

Основал библиотеку первый губернатор города Николай Хмельницкий ( 1789-1846 ), прямой потомок гетмана Богдана Хмельницкого, известный драматург.

По этим данным год рождения 1791: http://www.funeralassociation.ru/ru/cemetery/smolenskoepr/historical/ — так на могиле написано. Здесь тоже согласны с этой точкой зрения: http://mirslovarei.com/content_bigbioenc/xmel-nickij-nikolaj-ivanovich-177630.html

Ближайшие предки и потомки

Прародители

Прародители

Родители

Родители

 

== 3 ==

== 3 ==

ru.rodovid.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *