Содержание

Штурмовик и учебно-тренировочный самолет MB-339 (Италия)

Создание самолета «Аэрмакки» MB-339

Учебно-тренировочный самолет Aermacchi MB-339 был заказан итальянским командованием в 1974 году для замены устаревшего MB-326. При этом, кроме основного назначения, «Аэрмакки» должен был выполнять и роль легкого штурмовика — все переоборудование машины должно было сводится к подвеске на крыльевые пилоны вооружения.

Общи вид легкого штурмовика MB-339 Аэрмакки (Aermacchi )

В 1976 году опытный MB-339 поднялся в воздух, а уже в 1978 году началось его серийное производство. Скорость разработки и внедрения была обусловлена широким заимствований конструктивных решений от предыдущей модели. В настоящий момент «Аэрмакки» состоит на вооружении ВВС Италии, Аргентины, Малайзии, Перу, Ганы, Нигерии, Новой Зеландии.

Известная Итальянская пилотажная группа Фречче триколори летает именно на MB-339.

Итальянская пилотажная группа Фречче триколори

Конструкция «Аэрмакки» MB-339

Aermacchi MB-339 это цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом прямоугольной формы. Планер и основные узлы самолета заимствованы от учебно-тренировочного MB-326, хвостовое оперение представляет собой горизонтальный стабилизатор с рулем высоты и вертикальный киль с рулем поворота.

Экипаж самолета размещается в кабине друг за другом, кресла пилотов катапультируемые, дающие возможность безопасно покинуть самолет на любой высоте, в том числе во время наземной стоянки.

Одноместный вариант легкого штурмовика MB-339 Аэрмакки (Aermacchi )

Модификации «Аэрмакки» MB-339

МВ-339X — Прототип серийного самолета, поднялся в воздух 12 августа 1976 года.

МВ-339А — Базовая модель учебно-тренировочного самолета и штурмовика, вес подвесного вооружения 1800 кг.

МВ-339B — Опытная модель с более мощным двигателем Viper Мk-680-43.

МВ-339С — Базовая модель, но адаптированная больше под штурмовик, чем под УТ-самолет. Производится с 1985 года, отличается усовершенствованным БРЭО.

МВ-339AM — противокорабельный вариант штурмовика.

МВ-339RM — самолет для калибровки радиооборудования (4 машины для ВВС Италии).

МВ-339PAN — самолет для показательных полетов (построено 14 машин).

МВ-339К Veltro 2 — одноместная модификация, «чистый» легкий штурмовик. Имеет встроенные 2х 30-мм пушки и 6 пилонов внешней подвески. Производится с 1980 г.

Итальянский учебно-тренировочный самолет MB-339


Источник: компиляция по сведениям полученным из открытых источников сети интернет.

armedman.ru

Aermacchi MB-339A, Штурмовик | Энциклопедия военной техники

Учтя опыт, полученный при выпуске более чем 750 реактивных учебных самолетов МВ.326, “Aermacchi” разработала следующую модификацию, в основном отличающуюся конструкцией носовой части. Ограниченный обзор с заднего кресла МВ.326 улучшили, подняв его вверх.

В 1972 году “Aermacchi” получила от итальянских ВВС (AMI) контракт на разработку реактивного учебного самолета второго поколения для замены МВ.326 и Aeritalia G.91T. Было рассмотрено не менее девяти различных проектов.

Семь из них представляли варианты самолета МВ.338 с различными двигателями. Большинство из проектов обеспечивали лишь небольшой прирост характеристик по сравнению МВ.326 последних моделей или обеспечивали их увеличение за счет значительного повышения цены машины. ВВС проявили наибольший интерес к двум проектам самолета МВ.339, оснащенного или одним двухконтурным реактивным двигателем Larzac (MB.339L) или ТРД Viper Mk 600 (MB.339V).

В феврале 1975 года в ВВС решили, что их требованиям удовлетворяет вариант с ТРД Viper 632-43, совместно разработанный фирмами “Rolls-Royce” и “Fiat Aviazione”.

Первый из двух прототипов МВ.339X совершил первый полет 12 августа 1976 года. Второй прототип, имевший незначительные доработки, поднялся в воздух 20 мая 1977 года. По сравнению с МВ.326, МВ.339 имел более совершенное бортовое оборудование, включавшее вычислитель навигационной системы TACAN, систему слепой посадки, систему госопознавания и KB и УКВ радиооборудование. МВ.339A мог нести на внешней подвеске до 2040 кг вооружения и использоваться не только для обучения, но и в качестве штурмовика.

После завершения летных испытаний прототипов последовал первый заказ на 100 серийных МВ.339A (еще один прототип был доработан до стандарта серийной машины) для AMI, которые начали поступать на вооружение в августе 1979 года.

Девятнадцать МВ.339A были поставлены в варианте MB.339PAN – вместо баков на концах крыла у них были установлены генераторы дыма. С 1982 года на этих машинах летала итальянская пилотажная группа “Frecce Tricolori”. Позднее еще ряд МВ.339A получил аналогичные доработки и заменил списанные самолеты. Еще одной специальной модификацией для AMI стали четыре MB.339RM (Radiomisure – радиокалибровка), переделанных из МВ.339A. В конце 1980-х годов их снова переделали в учебные машины. Поставки основной партии МВ.339A завершились в 1987 году, а в 1994 году была выпущена последняя партия из шести самолетов для замены списанных машин.

МВ.339A широко продавался за рубеж: ВМС Аргентины (10 самолетов), ОАЭ (7), Гана (4), Малайзия (13), Нигерия (12) и Перу (16).

Единственный случай боевого применения МВ.339 был зафиксирован во время Фолклендского конфликта в 1982 году, когда шесть из 10 аргентинских МВ.339AA использовались в качестве легких штурмовиков.

В сотрудничестве с фирмами “Lockheed” и “Hughes” “Aermacchi” представила доработанную версию МВ.339 на конкурс по созданию унифицированного учебного самолета (Joint Primary Aircraft Training System, JPATS) для ВВС и ВМС США. Один MB.339AA был переделан в демонстратор T-Bird II. Оснащенный ТРД Viper 680-582 тягой 17,79 кН, этот самолет поднялся в воздух 8 апреля 1992 года. Но он проиграл Т-6 Texan II фирмы “Raytheon”, и его разработку прекратили.

Дальнейшее совершенствование МВ.339A началось в начале 1980-х годов и привело к появлению модификации МВ.339B. Она была задумана как усовершенствованный учебный самолет с расширенными боевыми возможностями. “Aermacchi” построила демонстратор, совершивший первый полет в 1984 году, оснащенный двигателем Viper 680-43 тягой 19,57 кН и увеличенными топливными баками на концах крыла.

Конструкция.
По аэродинамической схеме он представляет собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным почти прямоугольным в плане крылом (угол стреловидности по передней кромке 11╟18′). Конструкция основных элементов планера и некоторых других агрегатов и узлов самолета MB.339 заимствована у одного из наиболее удачных итальянских самолетов – МВ.326, который был изготовлен в количестве более 700 экземпляров. Самолет имеет классическое хвостовое оперение: горизонтальный стабилизатор с рулем высоты и вертикальный киль с рулем поворота.

Экипаж: самолета (2 человека) размещается в кабине друг за другом. Для спасения членов экипажа в аварийной обстановке кабина оборудована катапультируемыми креслами JT-10F фирмы “Мартин-Бейкер”, которые позволяют покинуть самолет на любой высоте и скорости, в том числе и во время руления или стоянки на аэродроме.

На самолете установлен турбореактивный двигатель Viper Мк.632-43 английской фирмы “Роллс-Ройс”, который выпускается по лицензии на заводах итальянской фирмы “Фиат”. Максимальная статическая тяга двигателя составляет 1814 кгс. В состав навигационного пилотажного и связного оборудования самолета входят система посадки по приборам, аппаратура радионавигационной системы ТАКАН, система опознавания, автоматический радиокомпас, KB и УКВ радиостанции.

Состав вооружения зависит от модификации самолета и поставленных боевых задач.

Самолеты МВ.339 различных модификаций состоят на вооружении ВВС Италии, а также Аргентины, Малайзии, Перу, Ганы, Нигерии, Новой Зеландии и других стран мира.

Модификации :
МВ.339А – стандартное исполнение учебно-боевого самолета и штурмовика. Вооружение состоит из подвешиваемой в нише фюзеляжа установки с 7,67-мм пулеметом GAU-2B/A (боезапас 1500 патронов) или с 30-мм пушкой ДЕФА (боезапас 125 патронов). Общий вес подвешиваемого вооружения составляет 1800 кг (1978 г.).

МВ.339B – опытный учебно-боевой самолет с более мощным двигателем Viper Мk.680-43.

МВ.339С – вариант МВ.339А с большей мощностью двигателя и с расширенными возможностями использования самолета в качестве штурмовика (1985 г.).

МВ.339AM – противокорабельный вариант.

МВ.339RM – самолет для калибровки радиооборудования(построено четыре для ВВС Италии).

МВ.339FD – вариант c двигателем Viper 680 и новым БРЭО

МВ.339PAN – самолет для показательных акробатических полетов (построено 14 машин).

МВ.339К Veltro 2 – одноместная модификация, предназначенная прежде всего для выполнения задач по непосредственной авиационной поддержке сухопутных войск. Вооружение состоит из двух встроенных 30-мм пушек и подвешиваемого на шести пилонах оружия общим весом 1815 кг (1980 г.).

ЛТХ:
Модификация MB.339A
Размах крыла, м 10.858
Длина самолета,м 10.972
Высота самолета,м 3.994
Площадь крыла,м2 19.30
Масса, кг
пустого самолета 3136
нормальная взлетная 4400
максимальная взлетная 5895
Топливо
внутренние топливо, кг 1100
ПТБ, л 2 х 325
Тип двигателя 1 ТРДД Piaggio (Rolls-Royce) Viper Mk.632-43
Тяга нефорсированная, кН 1 х 17.79
Максимальная скорость, км/ч 926
Крейсерская скорость, км/ч 817
Практическая дальность, км 2110
Боевой радиус действия, км 228-1760
Продолжительность полета, ч.мин 3.45
Максимальная скороподъемность, м/мин 9145
Практический потолок, м 14630
Макс. эксплуатационная перегрузка 8
Экипаж, чел 2
Вооружение:
Боевая нагрузка – 2040 кг на 6 узлах подвески
УР воздух-воздух Matra R550 Magic или AIM-9 Sidewinder
ПУ 50-,68-,70-, 81-, 127-мм НУР,
454-,340-,227-,113-кг бомбы,
контейнер с 12.7-мм пушкой Сolt-Browning M3 и 350 патронами или 7.62-мм шестиствольным пулеметом GAU-2B/A и 1500 патронами или 30-мм пушкой DEFA 553 c 150 патронами.

war-book.ru

Aermacchi MB-339, Штурмовик | Энциклопедия военной техники

Учтя опыт, полученный при выпуске более чем 750 реактивных учебных самолетов МВ.326, “Aermacchi” разработала следующую модификацию, в основном отличающуюся конструкцией носовой части. Ограниченный обзор с заднего кресла МВ.326 улучшили, подняв его вверх.

В 1972 году “Aermacchi” получила от итальянских ВВС (AMI) контракт на разработку реактивного учебного самолета второго поколения для замены МВ.326 и Aeritalia G.91T. Было рассмотрено не менее девяти различных проектов.

Семь из них представляли варианты самолета МВ.338 с различными двигателями. Большинство из проектов обеспечивали лишь небольшой прирост характеристик по сравнению МВ.326 последних моделей или обеспечивали их увеличение за счет значительного повышения цены машины. ВВС проявили наибольший интерес к двум проектам самолета МВ.339, оснащенного или одним двухконтурным реактивным двигателем Larzac (MB.339L) или ТРД Viper Mk 600 (MB.339V).

В феврале 1975 года в ВВС решили, что их требованиям удовлетворяет вариант с ТРД Viper 632-43, совместно разработанный фирмами “Rolls-Royce” и “Fiat Aviazione”.

Первый из двух прототипов МВ.339X совершил первый полет 12 августа 1976 года. Второй прототип, имевший незначительные доработки, поднялся в воздух 20 мая 1977 года. По сравнению с МВ.326, МВ.339 имел более совершенное бортовое оборудование, включавшее вычислитель навигационной системы TACAN, систему слепой посадки, систему госопознавания и KB и УКВ радиооборудование. МВ.339A мог нести на внешней подвеске до 2040 кг вооружения и использоваться не только для обучения, но и в качестве штурмовика.

После завершения летных испытаний прототипов последовал первый заказ на 100 серийных МВ.339A (еще один прототип был доработан до стандарта серийной машины) для AMI, которые начали поступать на вооружение в августе 1979 года.

Девятнадцать МВ.339A были поставлены в варианте MB.339PAN – вместо баков на концах крыла у них были установлены генераторы дыма. С 1982 года на этих машинах летала итальянская пилотажная группа “Frecce Tricolori”. Позднее еще ряд МВ.339A получил аналогичные доработки и заменил списанные самолеты. Еще одной специальной модификацией для AMI стали четыре MB.339RM (Radiomisure – радиокалибровка), переделанных из МВ.339A. В конце 1980-х годов их снова переделали в учебные машины. Поставки основной партии МВ.339A завершились в 1987 году, а в 1994 году была выпущена последняя партия из шести самолетов для замены списанных машин.

МВ.339A широко продавался за рубеж: ВМС Аргентины (10 самолетов), ОАЭ (7), Гана (4), Малайзия (13), Нигерия (12) и Перу (16).

Единственный случай боевого применения МВ.339 был зафиксирован во время Фолклендского конфликта в 1982 году, когда шесть из 10 аргентинских МВ.339AA использовались в качестве легких штурмовиков.

В сотрудничестве с фирмами “Lockheed” и “Hughes” “Aermacchi” представила доработанную версию МВ.339 на конкурс по созданию унифицированного учебного самолета (Joint Primary Aircraft Training System, JPATS) для ВВС и ВМС США. Один MB.339AA был переделан в демонстратор T-Bird II. Оснащенный ТРД Viper 680-582 тягой 17,79 кН, этот самолет поднялся в воздух 8 апреля 1992 года. Но он проиграл Т-6 Texan II фирмы “Raytheon”, и его разработку прекратили.

Дальнейшее совершенствование МВ.339A началось в начале 1980-х годов и привело к появлению модификации МВ.339B. Она была задумана как усовершенствованный учебный самолет с расширенными боевыми возможностями. “Aermacchi” построила демонстратор, совершивший первый полет в 1984 году, оснащенный двигателем Viper 680-43 тягой 19,57 кН и увеличенными топливными баками на концах крыла.

Конструкция.
По аэродинамической схеме он представляет собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным почти прямоугольным в плане крылом (угол стреловидности по передней кромке 11╟18′). Конструкция основных элементов планера и некоторых других агрегатов и узлов самолета MB.339 заимствована у одного из наиболее удачных итальянских самолетов – МВ.326, который был изготовлен в количестве более 700 экземпляров. Самолет имеет классическое хвостовое оперение: горизонтальный стабилизатор с рулем высоты и вертикальный киль с рулем поворота.

Экипаж: самолета (2 человека) размещается в кабине друг за другом. Для спасения членов экипажа в аварийной обстановке кабина оборудована катапультируемыми креслами JT-10F фирмы “Мартин-Бейкер”, которые позволяют покинуть самолет на любой высоте и скорости, в том числе и во время руления или стоянки на аэродроме.

На самолете установлен турбореактивный двигатель Viper Мк.632-43 английской фирмы “Роллс-Ройс”, который выпускается по лицензии на заводах итальянской фирмы “Фиат”. Максимальная статическая тяга двигателя составляет 1814 кгс. В состав навигационного пилотажного и связного оборудования самолета входят система посадки по приборам, аппаратура радионавигационной системы ТАКАН, система опознавания, автоматический радиокомпас, KB и УКВ радиостанции.

Состав вооружения зависит от модификации самолета и поставленных боевых задач.

Самолеты МВ.339 различных модификаций состоят на вооружении ВВС Италии, а также Аргентины, Малайзии, Перу, Ганы, Нигерии, Новой Зеландии и других стран мира.

Модификации :
МВ.339А – стандартное исполнение учебно-боевого самолета и штурмовика. Вооружение состоит из подвешиваемой в нише фюзеляжа установки с 7,67-мм пулеметом GAU-2B/A (боезапас 1500 патронов) или с 30-мм пушкой ДЕФА (боезапас 125 патронов). Общий вес подвешиваемого вооружения составляет 1800 кг (1978 г.).

МВ.339B – опытный учебно-боевой самолет с более мощным двигателем Viper Мk.680-43.

МВ.339С – вариант МВ.339А с большей мощностью двигателя и с расширенными возможностями использования самолета в качестве штурмовика (1985 г.).

МВ.339AM – противокорабельный вариант.

МВ.339RM – самолет для калибровки радиооборудования(построено четыре для ВВС Италии).

МВ.339FD – вариант c двигателем Viper 680 и новым БРЭО

МВ.339PAN – самолет для показательных акробатических полетов (построено 14 машин).

МВ.339К Veltro 2 – одноместная модификация, предназначенная прежде всего для выполнения задач по непосредственной авиационной поддержке сухопутных войск. Вооружение состоит из двух встроенных 30-мм пушек и подвешиваемого на шести пилонах оружия общим весом 1815 кг (1980 г.).

ЛТХ:
Модификация MB.339A
Размах крыла, м 10.858
Длина самолета,м 10.972
Высота самолета,м 3.994
Площадь крыла,м2 19.30
Масса, кг
пустого самолета 3136
нормальная взлетная 4400
максимальная взлетная 5895
Топливо
внутренние топливо, кг 1100
ПТБ, л 2 х 325
Тип двигателя 1 ТРДД Piaggio (Rolls-Royce) Viper Mk.632-43
Тяга нефорсированная, кН 1 х 17.79
Максимальная скорость, км/ч 926
Крейсерская скорость, км/ч 817
Практическая дальность, км 2110
Боевой радиус действия, км 228-1760
Продолжительность полета, ч.мин 3.45
Максимальная скороподъемность, м/мин 9145
Практический потолок, м 14630
Макс. эксплуатационная перегрузка 8
Экипаж, чел 2
Вооружение:
Боевая нагрузка – 2040 кг на 6 узлах подвески
УР воздух-воздух Matra R550 Magic или AIM-9 Sidewinder
ПУ 50-,68-,70-, 81-, 127-мм НУР,
454-,340-,227-,113-кг бомбы,
контейнер с 12.7-мм пушкой Сolt-Browning M3 и 350 патронами или 7.62-мм шестиствольным пулеметом GAU-2B/A и 1500 патронами или 30-мм пушкой DEFA 553 c 150 патронами.

war-book.ru

Учебно-боевой самолет «Аэрмакки» МВ-339 | Военное оружие и армии Мира

В 1972 году в конструкторском бюро итальянской фирмы «Аэрмакки» начали разработку нового реактивного учебно-боевого самолета.

Машина, получившая обозначение MB-339 задумывалась как дальнейшее развитие весьма удачного самолета МВ-326 с очень высокой степенью конструктивной преемственности. Наиболее заметным внешним отличием от предшественника стала новая кабина с приподнятым для улучшения обзора местом инструктора. В качестве силовой установки выбрали испытанный вариант — турбореактивный двигатель «Вайпер» 632-43 тягой 1815 кгс. выпускавшийся в Италии по лицензии британской фирмы «Роллс-Ройс». Поскольку потенциальные зарубежные клиенты были заинтересованы в получении самолета, способного выполнять функции легкого штурмовика, на МВ-339 предусмотрели шесть подкрыльевых узлов подвески. Помимо обычных авиабомб и пусковых установок неуправляемых ракет самолет может нести контейнеры с 30 мм пушками DEFA, управляемые ракеты «воздух — поверхность» AGM-65 «Мэверик», а для самообороны — управляемые ракеты ближнего воздушного боя AIM-9 и «Мажик». Общая масса боевой нагрузки может достигать 1815 кг.

ВАРИАНТЫ

Первый прототип МВ-339 вышел на испытания 12 августа 1976 года, а второй — 2 мая следующего года. В августе 1979 года начались поставки серийных МВ-339А для военно-воздушных сил Италии, заказавших 106 таких самолетов для замены изношенных МВ-326. Из этого числа четыре машины переоборудовали в вариант MB-339RM для калибровки наземных радиотехнических средств, а 20 — в вариант MВ-339PAN для пилотажной группы «Фрекке Триколор».

МВ-339 не сумел повторить экспортного успеха своего предшественника, но несколько стран все же приобрели такие самолеты Одним из первых зарубежных покупателей МВ-339А стали военно-морские силы Аргентины, получившие десять таких самолетов. Аргентинские МВ-339А активно использовались в фолклендском конфликте 1982 года, базируясь непосредственно на Мальвинских островах. Потери составили пять машин — одна была сбита, а еще четыре стали трофеями англичан Остальные аргентинские МВ-339А были списаны в начале 1990-х годов. Кроме того, четыре MB-339А получили ВВС Ганы (уже списаны), а семь — Дубая. Последние впоследствии вошли в состав ВВС ОАЭ. Шесть из них (а также четыре бывших итальянских МВ-339А) переделаны в пилотажный вариант MB-339NAT и эксплуатируются пилотажно демонстрационной группой ВВС ОАЭ «Аль Фурсан- («Рыцари»). Модифицированные самолеты, отличающиеся составом бортового оборудования и другими деталями, были поставлены ВВС Перу(16 МВ-339АР, в строю остается четыре самолета), Нигерии 112 MB-339AN, продолжают летать шесть машин) и Малайзии (13 МВ-339АМ, уже списаны). Не нашли своих покупателей варианты чисто ударных машин — двухместный МВ-339В и одноместный МВ-339К «Вельтро» II.

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ

17 января 1985 года начались испытания прототипа МВ-339С с более мощным ТРД «Вайлер» 680 тягой 2000 кгс, а также обновленным оборудованием (в кабине вместо аналоговых приборов установили монохроматические многофункциональные индикаторы). Первым покупателем этой модификации стали ВВС Новой Зеландии, получившие 18 самолетов МВ-339СВ в 1991-1993 годах. Но уже в 2002 году новозеландские машины сняли с вооружения и продали частной американской фирме «Дракен Интернешнел», предоставляющей услуги по подготовке пилотов. 12 самолетов МВ-339СЕ поставлены в Эритрею (в настоящее время в строю остается четыре-пять машин).

Доработанный вариант МВ-0339С под обозначением «Т-Берд» II фирмы «Аэрмакки» совместное концернами «Локхид Мартин» и «Роллс-Ройс» был представлен на конкурс JPAT5 по отбору перспективного учебно-тренировочного самолета для ВВС и ВМС США. но проиграл соревнование.

Третьим поколением МВ-339 стала модификация MB-339CD (или же MB-339FD — Full Digital, то есть «полностью цифровой»).

Прототип ее начал летные испытания 24 апреля 1996 года. Такой вариант оборудован старым двигателем «Вайпер» 632-43, но получил полностью новое цифровое оборудование — «стеклянную кабину». 30 самолетов MB-339CD купили ВВС Италии — их поставки начались в январе 1998 года. В 2007-2008 годах 14 итальянских MB-339CD прошли модернизацию, в ходе которой они получили приемники спутниковой навигации GP5, а оборудование кабин было приспособлено для полетов с использованием очков ночного видения. Помимо Италии единственным заказчиком самолетов МВ-339 третьего поколения стали ВВС Малайзии — в 2008-2009 годах они получили восемь машин МВ-339СМ.

Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь