Иванка мужская одежда в русском стиле

Сложно поспорить, что мужская традиционная одежда с этнической вышивкой, всегда выглядит мужественно и дарит ощущение свободы.

В такой косоворотке / русской рубахе наш образ преображается, подчеркивая индивидуальность, и наполняя энергией наших предков. Ведь традиции и богатейшая славянская история у каждого вызывает не только уважение, но и чувство восхищения перед огромной моральной чистотой и физической силой народа.

Нынешние модели косовороток, с традиционной вышивкой славянских узоров очень популярны среди представителей любого возраста.

На сегодняшний день считается, что славянская символика обладает наиболее сильными магическими свойствами. Разумеется, у каждого народа хранится немало секретов и тайн, разгадки на которые ищут не только ученые, но и люди увлекающиеся древними традициями, и славянские символы также же рождают множество вопросов.

С давних времен национальную одежду наделяли оберегающими свойствами, именно поэтому на Руси особое значение придавали вышивке. Изначально мужчине рубаху шили только близкие женщины – мать, жена, бабушка или невеста. При этом важна была каждая мелочь, которая оставляла свой отпечаток в творении – время, место, настроение мастерицы… Все это гармонично рождало узоры. Славяне считали, что внешняя оболочка человека отражает внутреннюю суть, от того и вышивки на одеждах были особенные. Такой декор русской мужской рубахи являлся мощной защитой против злых сил, недоброго глаза и зависти. И росли богатырями, и никакая скверна их не брала! Наверное, выражение «родился в рубашке» не просто так появилось…

«Народные мотивы» и сегодня вдохновляют современную моду. Этника всегда вносит гармоничную изюминку, наделяя одежду особым характером. Славянская культура очень привлекает, ведь национальная одежда в русском стиле неизменно самобытна  и харизматична. И это лишь несколько причин, по которым русская мужская рубаха / косоворотка все чаще появляется в коллекциях отечественных и знаменитых дизайнеров.

ivanka.club

Славянский костюм

Славянский костюм

Ткани.

Первоначально главным материалом для производства одежды повсеместно была соответственно обработанная шкура убитого зверя. Наряду с выделкой мехов рано возникает и местное производство тканей, плетеных или изготавливаемых на примитивных ткацких станках из льняных, конопляных или шерстяных волокон.

Самой распространенной тканью был лен - растительное волокно. Грубое и толстое льняное именовалось "волотой", "толстиной". Грубую ткань любого происхождения могли назвать "сермяги" и "армячины". Толстая шерстяная ткань - "суконная". Тонкие, отбеленные льняные полотна имеют несколько названий: "бель", "белье", "тончица", "частина". Бельем и куньими мехами долгое время расчитывались вместо денег.

Ткани из шерсти - "посконные" "замашные", "замашковые". Для зимы одежды шили из "цатры" - тканей из козьего пуха. Шерстяная ткань давала не только тепло, прикосновение ее энергии лечило и оберегало организм человека.

Конопляная материя получалась самой грубой и использовалась для изготовления мешков, грубой рабочей одежды, использовалась для парусов.

Основным цветом славянской одежды был белый или, при недостаточной отбелке, серый тон. Все цветные ткани, особенно красные, так же как и различные роскошные пестрые ткани, славяне получали в результате торговли с другими странами, прежде всего с Византией и Востоком. Но такие ткани могли, разумеется, купить или выменять только князья или богатые люди.

Полосатые тканые полотна назывались "пестрядью". Крашеные ткани и их название соответствовало цвету: бель, багрец, зелень, синота, червь.

Цвета в одежде выстраивались по законам триединого мира - чем ниже, тем темнее, чем выше, тем светлее, ярче, красивее.

Многократные переселения славян из-за набегов кочевников, влияние культуры соседних народов породили многообразие форм и видов одежды. Потому сегодня народный костюм можно разделить на северный (сарафан) и южный (понева). Хотя за общими чертами всегда находятся отдельные черты одежды, характерней каждой губернии, уезду, селу. Одежда, в основном, различалась по назначению: будничная, праздничная, свадебная, траурная, по возрасту, семейному и социальному положению.

Рубаха - самая распространенная одежда древних славян для любого возраста. Ее еще называют сорочка, сорочица, срачица. Древнейшие одежды такого рода были похожи больше просто на кусок ткани с отверстием для головы и подпоясанный, т.е. туникообразный. Затем рубаху научились сшивать по бокам. Чем старше и почетнее мужчина, тем длиннее у него рубаха. Рубаха больше похожа на платье.

Все остальные носили рубаху по колено или чуть длиннее. Постепенно появилось два вида рубах: нижняя и верхняя. Нижняя исподняя - "черная", верхняя - нарядная "красная" - красивая.

Трудовые рубахи кроились и украшались соответственно виду деятельности. К укороченной основе подшивался подол с тканым узором, в котором были заключены представления о мироздании, заклинания, обереги.

В праздничных рубахах особое внимание уделялось украшению рукава. Крой рукава подчеркивался кумачовыми ластовицами (подмышками), а сам рукав богато вышивался. Ластовица шилась из красной ткани, так как красный цвет отражает дурную энергию и защищает здоровье хозяина. Были даже рукава, одевающиеся отдельно на рубаху.

Ворот - "магически важная деталь одежды". Считается, что именно через воротник в случае смерти душа покидает тело. Ворот столь обильно старались украсить, что со временем он превратился в отдельную наплечную часть одежды - "ожерелье". У простого народа разрез у ворота делали прямым по середине груди, но бывал и косой (справа или слева). Все виды воротников обязательно оберегались узором. Охранные знаки располагались и по краю рукава, и по запястью, и по подолу.

Долгое время на Руси носили рубахи с рукавами ниже кисти руки. Такие рукава мы часто видим в русских сказках. Рукав такого вида имел также охранительный смысл. Наши предки знали, что именно через пальцы передается энергия, потому открывали и давали руку только тому, в ком были уверены. Голая рука означала и нищую жизнь, потому, особенно на свадебных нарядах, рукаву уделяется большое внимание. У невесты даже один рукав мог быть гораздо длиннее другого, на случай подачи руки жениху, чтобы рука не оголилась. Заодно таким рукавом хорошо и комаров отгонять, а в холодное время года заменяет перчатки.

Мужская одежда исстари состояла из штанов, рубахи и из верхней одежды – плаща. Штаны поддерживались на бедрах бечевкой, позднее ремнем и завязывались у щиколоток. В общем они были узкими, тесно прилегавшими к телу. Были и широкие, подвязанные под коленами штаны. Однако, вскоре славянами был перенят обычай носить штаны короткие, римско-германского покроя, с подвязкой под коленом. Был перенят также обычай закрывать икры ног особым голенищем или обматывать их перевязью. Для обозначения штанов встречается три термина: ногавицы, гати и шаровары. Ногавицы – это узкие штаны, гати – широкие, а шаровары – широкие штаны восточного кроя с многочисленными складками. Кстати, слово «порты» первоначально обозначало одежду вообще, более того, даже верхнюю одежду.

Основной частью одежды, являющейся одновременно и нижней была рубаха. – вид грубой конопляной или льняной рубашки длиною до колен, весьма простого покроя.

Поверх легких одеяний славяне надевали более тяжелые верхние одежды. Такой одеждой по характеру своего материала, прежде всего, могла быть сукня. К тяжелой верхней одежде относится также славянская свита – длинная куртка с рукавами.

Уже в X и XI веках у славян существовал и ряд других видов верхней одежды – длиннополой, застегивающейся на ряд пуговиц или петлиц, с опущенными или стоячими воротниками, стянутых поясом. Эта часть одежды носила название «кабат» или «жупан».

Верхние одежды отделывались мехом или же мех подшивался внутрь, и тогда одежда превращалась в шубу, которая у славян называлась – кожух.

Одежды стягивались поясом, как правило, просто завязывающемся, без пряжек. На поясе висело оружие, мешочек с огнивом, ножик и футляр с туалетными принадлежностями.

Верхнюю половину тела простой народ защищал от ненастной погоды и холода тем, что обертывал вокруг большой кусок грубой шерстяной ткани или целую, надлежащим образом обработанную баранью, волчью или медвежью шкуру. Для такой накидки у славян было специальное название – плаштъ, а для специальной роскошной меховой накидки – корзно. Славяне перенимали и чужеземные покрои плащей, особенно позднеримских и поздневизантийских воинских плащей, которые закреплялись на плече пряжкой, фибулой или пуговицей.

Одежда бедного люда была похожа на царскую одежду и носила похожее название. Отличие состояло в качестве материала и убранстве.

Мужские штаны шились из двух кусков холста или сукна, в месте соединения которых вставлялась ширинка - ромбический кусок такой же ткани - и собиралась в талии на гашнике. Украшали штаны оберегами по нижнему краю и ширинку - кусок передней ткани.

ЗИПУН - это платье узкое и короткое, иногда до колен. Рукава зипуна отделывались из другой материи. Бывают зипуны без рукавов. Воротники к ним делались узкие и небольшие.

ОПАШЕНЬ. ОДНОРЯДКА. Верхняя летняя одежда, широкая, до пят, с длинными рукавами, с кружевом по краям разреза, нашивками. Вдоль разреза застегивались пуговицы.

ОХАБЕНЬ - плащ с капюшоном.

ЕПАНЧА - это одежда двух видов: дорожная из медвежьей шерсти или грубого сукна, или нарядная из дорогой материи, подбитая мехом для пышности. Другую епанчу надевали, когда выезжали верхом и красовались перед народом. Она делалась без рукавов и без прорех для рукавов. Накидывалась на плечи и застегиваласьна шее пуговицей или завязкой.

ПОРТЫ "Порты - портки" родственно глаголу "пороть", то есть по древнерусски "резать". "Порты" употреблялись как в значении "одежда вообще", так и в значении "отрез, кусок ткани". Отмечен и еще один смысл -"кожа с задних ног животного", из которой на самом деле наш предок шил одежду ' для ног с готовой ступней. Так или иначе, "порты" все чаще обозначали одежду для ног. А древнее знаение - "одежда вообще" сохранилось в слове "портной".

Пояс в народных верованиях - символ дороги, пути через мифические и реальные преграды (так же, как нитка, пряжа, волокно, веревка, цепь). Пояс как часть одежды человека, принимающая форму круга, часто употребляется в качестве оберега. Вера в магическое значение пояса имела несомненное место и при дарении поясов во время сватовства и свадьбы. Если невеста передала жениху пояс, то уже не имела права изменить решение и отказать жениху. Как правило, невеста дарила жениху вытканный ею узкий шерстяной пояс в красных тонах. На Руси пояс служил и родительским благословением, и передавался по наследству из поколения в поколение.

Опоясывание верхней одежды символизировало готовность к служению, к действию. Готовность к профессиональному труду означала опоясывание ученика-ремесленника во время ритуала посвящения его в мастера.

Когда хоронили умершего, пояс обычно расстегивали, чтобы не мешать душе окончательно покинуть тело и отправиться в загробное путешествие. Если не сделать этого, мертвый, считалось, не обретал покоя и мог, чего доброго, повадиться вставать по ночам!

Мужчине без пояса считалось находиться на народе, в обществе крайне неприличным. Распоясать человека означало обесчестить его. Ременные пояса с самой древней поры были одним из важнейших символов мужского престижа - женщины не носили их никогда. Практически каждый свободный взрослый мужчина потенциально был воином, а именно пояс считался едва ли не главным знаком воинского достоинства. На Руси бытовало выражение "лишить (отрешить) пояса", оно значило "лишить воинского звания". Мужской кожаный пояс обычно был в ширину 1,5-2 см, имел металлическую пряжку и наконечник, а иногда его сплошь покрывали узорными бляшками.

Особой славой пользовались пояса из кожи дикого тура. Полоску кожи для такого пояса старались добыть прямо на охоте, когда зверь уже получил смертельную рану, но еще не испустил дух. Надо думать, эти пояса являлись порядочной редкостью, очень уж опасны были могучие и бесстрашные лесные быки.

И мужчины, и женщины привешивали к поясам множество подручных предметов: ножи в ножнах, кресала, ключи. Не была редкостью и поясная сумочка (мешочек) для разной мелочи, называлась она "карман".

Пояс издревле являлся хранителем "калиты", то есть кошелька

Женская одежда, как и мужская, первоначально состояла из длинной грубой рубахи, которой, по всей вероятности, в большинстве случаев и ограничивался женский костюм.

Верхняя одежда, если в ней была необходимость, надевалась уже на рубаху, причем нижнюю часть тела закрывали фартуками (спереди и сзади), а верхнюю сукней или кабатом, не отличавшимися от мужского. Впрочем, у женщины, целый день занятой на работе, и не могла развиться какая-то типичная верхняя одежда, которая мешала бы свободным движениям. Потому верхнее платье носилось довольно редко. Зимой женщина, разумеется, тоже защищала себя от холода шубой или поневой (широкий передник, прикрывающий нижнюю часть тела сзади и с боков).

Понева - набедренная одежда для просватанных или замужних женщин. Понева подчеркивала зрелость и готовность женщины к деторождению. В основном поневы были яркими, с клеткой в основе, и чем женщина старше, тем понева темнее. Древнейшие поневы представлялись из трех несшитых полотнищ, скреплявшихся на талии пояском или шнуром - гашником. Позже стали делать поневы из четырех полотнищ, причем переднее полотнище было из другой ткани. В народе распашные, имеющие разрез, поневы именовали "разнополками" или "растополками". Существовали и полностью закрытые - "глухие".

Во время работы поневу носили "кульком", подвернув полы за пояс. Так же женщины поступали, когда хотели показать вышивку на нижней одежде.

Навершник - любая накладная, надеваемая через голову, верхняя одежда.

Сарафан. В далекой древности так называли мужскую длинную верхнюю распашную одежду. На женский наряд это перешло потом.

Но поначалу он тоже-имел другие названия: саян, ферязь, шушун. Есть сведения, что прообразом для сарафана послужил восточный халат. Все сарафаны обильно украшены, особенно по краям. Схема узоров по форме напоминает Древо жизни, имеющее крону, ствол и корни, благодаря чему женщина напоминала, что именно она продолжательница вечной жизни.

Опанечки, коротки, душегреи - верхняя короткая одежда, носившаяся поверх рубахи. Сохранилась на русском Севере. Иногда душегрею заменял Шугай (одежда типа кофты).

Летник - глухая одежда прямого покроя, расширенная за счет боковых клиньев до 4 м внизу. Особенностью летника были широкие рукава, сшитые от проймы только до локтя. Далее они свисали до пола остроугольными полотнищами ткани.

Женский опашень - длинная одежда с частыми пуговицами. Рукава до пят, но ниже плеча находилась пройма, сквозь которую легко проходила рука, а остальная часть рукава висела. Вокруг шеи пристегивался широкий меховой воротник, чаще из бобра.

Телогрея - вид женской верхней одежды. Раскрой "колоколом" - от плеч к низу расширенный. Рукава длинные, с проймами, как в опашне. Подол имел подпушку широкой полосой.

Шубы шили из соболей, куниц, лис, горностаев, белок и покрывались сукном или шелковыми тканями (атласом, тафтой, камкой). Рукава старательно украшались и часто были съемные и передавались по наследству как фамильная драгоценность.

Женские головные уборы

По наряду и особенно по головному убору можно было определить возраст и семейное положение женщины. До замужества девушкам позволялось ходить с непокрытой головой. В основном заплетали одну косу и на лобной части носили начельник - ленту-повязку. По косе чаще всего определялось здоровье девицы. Венки любого вида - древнейшее головное украшение не только славян. Венок - круг-оберег, сохраняющий добрые, светлые мысли.

Девичий венец всегда не имел верха, потому что открытые волосы считались символом девичества. Очень часто эти венцы состояли из широкой повязки, шитой золотом, бисером, стеклярусом и унизанной жемчугом. Такая повязка завязывалась на затылке лентами, спадающими на спину. Зимой девицы покрывали голову высокой шапкой из соболя или бобра с шелковым верхом, которая называлась столбунец.

С древнейших времен существовал и промежуточный между девичьим и женским головной убор - Плачея. Его надевали перед свадьбой. На саму свадьбу голову украшала корона. Корона готовилась заранее или передавалась по наследству от бабушки. Вырезали ее тонкие, сложные формы из бересты, а затем обшивали речным жемчугом. Головной убор замужней - "мужатой" женщины - непременно укрывал волосы полностью. Этот обычай был связан с верой в магическую силу волос. Через волосы человек может много приобрести или потерять энергии. Распущенные волосы носили в некоторые праздники и при обрядах.

По древним понятиям, для замужней женщины считалось и грехом, и позором выставлять волосы напоказ. Женщины-славянки всегда покрывали голову, так как по законам природы женщина является символом земли. Ее сила от земли-Матери, а к небу она должна быть закрыта. Опростоволосить (открыть волосы) замужней женщине было большим бесчестием. Скромная женщина боялась показать волосы даже членам семьи. Со дня свадьбы на это имел право только муж.

После свадьбы молодуха уже надевала волосник, повойник - маленькую шапочку, скрывающую полностью волосы. Поверх повои носили "убрус" -покрывало, полотенце, платок. И чем женщина становилась опытней, в замужней жизни, тем головной убор у нее становился выше. К таким относится кика-кичка. Кика - сложный головной убор и имеет много форм. Рогатая кика обладала огромной оберегающей силой. Скорее всего, это рога тура - быка. Бык - символ мужского начала, и женщины тем самым всегда при себе имели защитную мужскую силу. Такой головной убор носили только рожавшие женщины в полном расцвете детородства.

Очень распространен и головной убор сорока. Такой убор состоял из нескольких частей. Число деталей доходило до 12 и весил он до 5 кг. Три основные части: налобная часть ~ кичка (с рогами или гладкая), чехол из кумача, бархата или ситца, позатылень - полотнище сзади; ленты на висках и позатылень. Гремящие украшения из металлов, махры и пушки из перьев и меха имитировали распущенные волосы - знак защиты от злых сил.

Кокошник - старинный русский головной убор замужних женщин, в основном праздничный. Кокошник - символ светила. Для северянок тема света и светлых оберегов наиболее важна. Кокошники, их яркость и форма напоминают горизонт земли, солнце, месяц. Как и "сорока", кокошник символизировал расцвет жизни, ее животворящее начало.

Женщины в древности не носили шапок. Шапки долгое время считались мужской принадлежностью. Но самым популярным головным убором всегда для женщин оставался платок. Платок, напоминающий длинное полотно, называют убрусом. Благодаря убрусу женщина имела многовариантные повязывания платка. Платок носили и поверх любых других головных уборов. Позже, с введением шапок, убрус повязывался под и над шапкой.

Детскую одежду шили из старой одежды родителей, и не только потому, что она мягкая и не раздражает кожу, а также передает защитную силу, уберегает от порчи, сглаза, несчастий.

ОБУВЬ. Мужская, женская и детская обувь, так же как и одежда, не отличалась по форме и назначению, различалась только в отделке и качестве кожи. На голую ногу обувь не носили. Бедные люди наматывали на ноги или прямо на штаны онучи - длинные, широкие полосы ткани - холщовые или шерстяные. В древности обувь называли "обуща", "обувенье", "обутень". Вязали и специальные носки - "копытца". Их плели с помощью одной костяной спицы. В основном обувь была кожаной, зверья и шкур было предостаточно. Плели обувь и из лыка. Такая обувь недорогая и быстро делается. Лапти - лычецы, лычаки, лычные сапоги плелись не только из лыка (тонко нарезанной липы), но и из бересты и даже из кожаных ремешков.

Полусапожки с острыми загнутыми носами называли чоботами. У татар позаимствовали четыги или ноговицы из сафьянового чулка до колен или ниже.

Древнеславянские башмаки имеют больше десятков видов. Все они остроносые, женская обувь была почти такой же, но с каблучком. Посадские жены носили сапоги, дворянки ходили в башмаках и чоботах, крестьянки - в лаптях. Кожаная обувь считалась признаком зажиточности. Края голенищ богатых сапог и башмаков отделывались тесьмой, вышивкой, шелком. Расшивалась золотом и жемчугом, порой так густо, что не было видно цвета сафьяна. Красные "червленые" сапоги считались привилегией князей и воинской верхушки - бояр.

Некоторые термины и их значение:

1. Андарак - женская поясная одежда в виде шерстяной юбки с вертикальными полосами с преобладанием красного цвета. Распространена в южных и в юго-западных губер-ниях.

2. Баска - праздничная, женская, плечевая одежда, туникообразная, без рукавов, на четверть ниже талии, с двумя боковыми клиньями.

3. Валенка - мужской головной убор, валянный из шерсти колпак, слегка сужающийся к верху, с плоским донышком, с широким отворотом.

4. Епанечка - женская плечевая распашная одежда в северных губерниях, на лямках, суконная, штофная, шелковая, парчовая, сатиновая, стеганая, на спине заложена в боры. Имеет название боры, перо, перышки.

5. Ластовица - лоскут прямоугольной или ромбовидной формы, пришивавшийся под мышкой и соединявший рукав со станом, нередко кроился из тканей иного, нежели сама одежда.цвета.

6. Паголенки - короткие вязаные шерстяные чулки без ступни, от щиколотки до колен, часто богато орнаментированные, носившиеся вместе с лаптями вместо онуч, скотами.

7. Подстава - белая юбка с вышивкой, надевавшаяся на рубаху под поневу или верхнюю юбку.

8. Подчелок - в северных губерниях девичий праздничный головной убор, мягкая лента с пришитым сверху ажурным бисером, стеклярусом, жемчугом, жестким очельем.

9. Стан, станушка - в северных губерниях короткая рубаха с пышными рукавами, надевавшаяся под сарафан.

10.Сукня - шерстяной сарафан.

11 Шушун - женская одежда разных типов: сарафане откидными рукавами, распашная туникообразная одежда до колен из бе ого сукна с рукавами до локтя.

12. Юпа, юпочка - верхняя распашная одежда из белого сукна, покроя шу шуна, но гораздо короче, иногда без рукавов, богато отделанная.

Украшения

 Большей своей частью украшения несли нагрузку оберега. Украшения помещали на голове, чтобы уберечь мысли, разум, шею, грудь, чтобы уберечь душу и сердце, пояс для убережения верхней части тела человека, руки и ноги оберегались тоже, так как более всего подвержены ранениям и ушибам. Материал, из которого изготавливались украшения-обереги, должен быть благородным, хорошим проводником доброй чистой энергии: золото - свет, серебро - чистота, медь - хороший проводник, дерево - священной породы, кость - обязательно сильного животного, образ птицы - непременно солнечный или как символ домашнего благосостояния. Особенно много украшений на женщинах-молодицах или на женщинах-матерях. Мужчина в древние времена усиленно охранял женщину, в первую очередь потому, что она хранительница жизни рода.

ВЕНЦЫ, КОКОШНИКИ, ДИАДЕМЫ - не просто головные уборы, а и украшения-обереги. Головной убор - небо, символом которого чаще всего бывает солнце, мировое дерево, звезда. Форма уборов напоминает птичьи головки, гребешки, хохолки. Головные уборы украшаются самыми ценными и чистыми материалами:золотой и серебряной нитью, драгоценными камнями, жемчугом.

Подвески к головному убору: широко известны рясны - вертикальные полосы, идущие от кокошника к груди. Они похожи на дождевые струи. Бисерные и серебряные сетки пришивались и спереди, и сзади. Подвесками к ряснам служили и пушки из лебяжьего и гусиного пуха, колты с изображением русалок, семарглов, грифонов - посредников между небом и землей.

КОЛТЫ - ВИСОЧНЫЕ кольца (заушницы), усерязь в основном играли роль опознавательного знака того или иного племенного союза.

Радимичи носили кольца с полукруглыми щитками, от которых отходило по 7 лучей, так что напоминало звезду. Внутри вставляли изображение коней или птиц. Северяне носили спиралевидные украшения. Кривичи браслетообразные из простой проволоки. Древляне,поляне, дряговичи массивные перстнеобразные височные кольца. Вятичи - семилопастные кольца. Ильменские словени (новгородцы) - кольца с ромбическими щитками.

Круги и спирали рассматривались как изображение солнца. Размещение кругов по двум бокам расценивалось как места выхода и захода солнца из-за линии горизонта. Горизонтом служила кромка кокошника или кички.

ГРИВНЫ - массивные проволочные или пластинчатые украшения, надевались на шею поверх ожерелий, бус и подвесок. Гривна чаще всего, особенно у мужчин, была признаком знатности. Предполагают, что гривна могла быть чем-то вроде ордена за заслуги, и верили, что пока не снимешь гривны, душа не покинет тело. В основном концы гривен завершаются фигурными головками.

В большом ходу были браслеты, витые из нескольких проволок, ложно витые, отлитые в глиняных формочках и плетеные на каркасе и без каркаса, пластинчатые, кованые и литые. Массивные, широкие, выпуклые научились делать у скандинавов, финнов и карелов, их называют "ладьевидными".

Носили браслеты на обеих руках, иногда по несколько штук, около локтя, поверх рубах и под ними.

ПЕРСТНИ, КОЛЬЦА. Перст - утверждение силы, знатности, увенчанное вставкой или камнем. Кольцо - оберег для пальцев. И перстни, и кольца не имеют четко выраженной племенной принадлежности. Кольца носили все от мала до велика. У женщин молодых кольца всегда были богаче. У девочек попроще и всегда на левой руке. Пожилые женщины и старухи отдавали свои украшения дочерям и внучкам (это означало, что период деторождения у нее закончился). Одна серьга в ухе у мужчин трактуется по-разному - и как символ незаконнорожденности, и как символ вольности и свободы.

Чаще всего на перстнях было по три квадратных клейма, в среднем помещалось солнце или крест, или знак земли. При пяти клеймах крайние обычно повторяли рисунок соседних. Они несли заклинательный смысл, существовали и обручальные кольца с надписями, обращенные к богу. Существовали и обрядовые кольца и браслеты, например, для вызывания дождя.

С развитием ювелирного дела наши предки стали украшать свои перстни не только рельефным узором и эмалью, но и чернью, зернью, сканью.

ЛУННИЦЫ (полумесяц, обращенный рогами вниз), рассматривались как девичьи украшения. Это нагрудное украшение. В русском фольклоре месяц является 'женским началом, а солнце - мужским. Композиции из двух светил обозначают неразрывность двух начал, символ супружества. Луна и солнце могли означать и другое - день и ночь.

ГРЕБНИ - небольшие служили оберегами-подвесками. Они всегда увенчаны двумя головами, животных (коней) или двухглавой птицы-зверя. Хотя на настоящих гребнях коней не изображали. Коль волосы считались "антенами", проводниками космических энергий, да еще и сравнивали растительный мир с волосами земли, то и отношение к гребню особенное. Такую маленькую антенну и носили как подвесок. В русских сказках волшебный гребень в руках героя является мощным оружием против нечисти. Бросая гребень, вырастает дремучий лес или неприступные горы. Гребни-подвески имели узоры и с солнечными и водными знаками, но явная их примета - образы коней или ящеров (небо, солнце, космос), защищавшие космы, косы.

Бытовые гребни нельзя было показывать на открытых волосах, а потому носили с собой для похвальбы в кошельках или держали дома на видном месте. Гребенка в доме указывала на обеспеченность семьи. Делали гребни из кости или дерева. Гребень - защита от болезней.

БУСЫ - любимейшее украшение женщин. Ученые делят бусы на огромное количество видов. Название "монисто" пришло бусам из монет, а впоследствии так стали называть и круглые бусы.

Очень популярен был и бисер. Нагрудные композиции из бисера называют ожерелье или ожерелки. Делали бисер из стеклянных трубочек диаметром 5-7мм. Бисер получался ярким, разных цветов, но зеленый цвет считался признаком богатства. Нагрудные украшения из бисера, похожие на узорный поясок, называют гайтаном.

ФИБУЛА (запона, сустуга) - застежка для плаща-корзно. Фибула была княжеским символом, знаком, рода, царским украшением.

УКРАШЕНИЯ-ОБЕРЕГИ. Славянские обереги разделяются на мужские и женские. Женские обереги в виде коня приносили от славянских богов мудрость, счастье, свет истины. Культ коня связан с почитанием солнечных богов. Носили их у левого плеча над сердцем. Утко-кони - подвески в виде лошади с утиным туловищем. В мифах славян известно, что колесницу Дажьбога перевозили через океан-море утки, лебеди и гуси, что бывает в сказках и с положительными героями.

studfiles.net

Славянский костюм 11 века - А вы думали в сказку попали?

Костюм черниговского воеводы боярина Радомира Всеславовича и его жены боярыни Ярины Любимовны.


 


Состав женского костюма: нижняя рубашка, верхняя рубаха, свита, пояс, платок, очелье.

Состав мужского костюма: нижняя рубаха, верхняя, штаны, безрукавка, шапка.


 

Обувь делал Сидоров Александр (Бродяга)


 

Бусы собирала я, используя натуральные камни (сердолик, кварц, коралл) и стеклянные бусины. Подвески - латунное литье мастер Йон. Очелье - височные кольца вятичей (решила что для черниговского княжества кольца вятичей вполне уместно использовать) - латунное литье, Йон, накладки - Барон, тесьма и вышивка - я. Расшито аметистом.


 

Пояс с солярной символикой  - ткала на сволочке.


 

Мужской пояс - кожа, латунные накладки (найденные  в Черниговских курганах), пряжка, хвостовик - мастер Йон.
Накладки на безрукавке (найдены в черниговских курганах)- латунное литье, мастер Йон.

Хотелось приблизиться к реконструкции, но увлеклась и насочиняла. А сочинительство увлекло, как раз когда стала вышивать себе свиту. Это же русский костюм, где каждая деталь наполнена символизмом. Мало ли что я там навышиваю красивого? Поэтому получилась целая история. Орнаменты брала из статьи "Золотное шитье домонгольской Руси. X-XIII век." Е.Ю.Катасонова, а также  из Рыбакова.  Поэтому получилось следующее: 


 

- подол - женщина существо земное и должна заземляться, беря силу и энергию от земли для продолжения рода - вышила на подоле растительный орнамент, но если сранивать с более ранним изображением Макоши, то этот орнамент ни что иное как беременные женщины, только в более поздней завуалированной интерпретации. 


 

- рукава - птицы, сидящие на мировом древе ;
- оплечье - это уже небесный уровень - птицы и символы неба.

А безрукавку мужского костюма расшила орнаментом с одежды найденной в Чернигове с символами Рода.

Сочиняла всю эту историю сама, хоть и подкрепляя источниками, не могу отвечать за полную историческую достоверноесть моей трактовки отображения макрокосмоса славянского мировоззрения в данном костюме. Но думаю, что это имеет место быть. Как вы считаете - похоже на правду?

P.S. Рубаху под свитой позже тоже вышью, но уже более ранними орнаментами и наподол как раз сделаю изображение непосредственно Макоши. 

sashka-nsk.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *