Везде в ходу: российская армия по-новому взглянула на тягачи МТ-ЛБ | Статьи
Специальная военная операция стала не только первой реальной проверкой для новейшей российской техники, но в ряде случаев и «ренессансом» давно и хорошо известных систем и платформ. Например, для легкобронированного гусеничного тягача МТ-ЛБ, принятого на вооружение еще в 1964 году. Как рассказали «Известиям» источники в Минобороны РФ, исходя из опыта СВО, принято решение расширить применение МТ-ЛБ. Изучается и вопрос разработки более современных машин в этом классе. Тягач и в советские времена, и в ходе СВО показал себя как неприхотливая, высокопроходимая и эффективная машина как на поле боя, так и в тылу. Что мешает его серийному производству и как быстро можно преодолеть эти препятствия — в материале «Известий».
Трудности переводаГлавными достоинствами тягача МТ-ЛБ в свое время стали высокая технологичность, низкая цена, использование комплектующих от гражданской техники (в первую очередь двигатель ЯМЗ-236/238) и широкая сфера применения в качестве платформы для установки различных систем. Даже «демобилизованные» машины оказались востребованы в народном хозяйстве, особенно в районах Крайнего Севера и на Дальнем Востоке.
МТ-ЛБ, как и его удлиненная модификация МТ-ЛБу, стал участником практически всех конфликтов, в которых принимали участие советская и российская армии. Машина также активно поставлялась на экспорт (включая и реэкспорт), причем даже в страны с развитой собственной военной промышленностью и возможностью выбора — к примеру, в Швецию и Финляндию.
Кроме исполнения своих непосредственных функций легкого тягача, МТ-ЛБ со временем стал выступать в роли транспортера, а также платформы для установки различного вооружения
Бронетранспортер МТ-ЛБ
Фото: ТАСС/Антон Новодережкин
Таким образом, тягачи семейства МТ-ЛБ оказались весьма востребованы рынком, а габариты, тяговооруженность и проходимость машины позволяли без серьезного ухудшения этих качеств придавать им новые функции. Казалось бы, у этой техники безоблачное будущее, однако реальность оказалось несколько иной.
Главной проблемой МТ-ЛБ стала география его производства. Тягач разработало конструкторское бюро Харьковского тракторного завода (ХТЗ), там он и выпускался. Лицензия на производство также была передана в Болгарию и Польшу,
в те годы еще — Организации Варшавского Договора. С конца 1970-х годов эти страны производили их не только для собственных армий, но и активно поставляли в СССР.Конвейер сборки Харьковского тракторного завода
Фото: РИА Новости/Русиновский
После 1991 года поставки из Болгарии и Польши прекратились, а ХТЗ постепенно снижал объем выпуска, и к 2014 году полностью утратил возможность их производства. На территории РСФСР машина не выпускалась, хотя во второй половине 1980-х годов на Владимирском тракторном заводе (ВТЗ) началось создание производства-«дублера» ХТЗ, причем даже было сделано некоторое количество этих машин — машинокомплектов из Харькова.
На ВТЗ было даже создано небольшое конструкторское бюро по данной проблематике, которое разработало и изготовило опытные образцы машины технической помощи МТП-ЛБ на базе МТ-ЛБ. В отличие от бронированной ремонтно-эвакуационной машины, МТП-ЛБ должны были обеспечивать обслуживание различной номенклатуры техники в труднодоступных местах, учитывая способность МТ-ЛБ плавать и его проходимость. Но в силу различных объективных и субъективных причин ВТЗ не только не приступил к выпуску новых разработок, но и прекратил подготовку производства и изготовление тех модификаций, которые планировались изначально.
Актуальность не теряетсяОдной из субъективных причин стало желание Министерства обороны СССР заменить МТ-ЛБ на более совершенную машину. Это привело к появлению в середине 1980-х годов ОКР «Планер». Предполагалось повысить защитные возможности, обитаемость, увеличить удельную мощность и грузоподъемность, массу буксируемого орудия (более 6 т) и провести ряд других улучшений, включая гидрообъемную передачу.
Результатов эти работы не дали, в итоге российская армия сохранила на вооружении МТ-ЛБ советского выпуска, до поры до времени решая вопрос их исправности за счет каннибализации парка существующих машин.
Попытки наладить производство МТ-ЛБ или его аналогов в России ни к чему не привели, по факту за новые работы выдавалась модернизация машин из наличия с «новыми» комплектующими, взятыми с «машин-доноров». К 2010-м годам ситуация с МТ-ЛБ стала критической, так как имевшийся парк стремительно ветшал, наиболее сохранившиеся образцы шли на экспорт или активно эксплуатировались в войсках, часть тягачей уходила на гражданский рынок и было понятно, что при подобном положении вещей исправных машин скоро не останется.
Фото: commons.wikimedia.org/Johannes Maximilian
Ситуацию удалось исправить только начиная с 2013 года, когда АО «Ремдизель» освоило капитальный ремонт МТ-ЛБ и МТ-ЛБу. В рамках этой работы прошла обширная работа по импортозамещению, на 52 российских предприятиях был налажен выпуск 4 тыс. деталей, еще более тысячи изготавливается самим «Ремдизелем». Было освоено производство оперения, сидений, топливных баков, гусеничных лент, оптических приборов наблюдения.
В России сейчас производится порядка 90% комплектующих к МТ-ЛБ, а оставшиеся 10% восстанавливаются (например, балансиры и опорные катки). Доработанный вариант — с заменой штатной башни с 7,62-миллиметровым пулеметом ПКТ на турель с 12,7-миллиметровым пулеметом «КОРД» и установкой новой радиостанции — получил наименование «Изделие 15».
Эти работы позволили вернуть в строй несколько сотен МТ-ЛБ, часть из которых находится на вооружении российской группировки в ходе специальной военной операции на Украине. Судя по фотографиям и видеороликам первого этапа операции, именно благодаря наличию МТ-ЛБ российским войскам удались глубокие прорывы в тыл украинских войск на северном и южном участках линии соприкосновения.
Востребованность подобной техники усилилась по мере появления новых угроз, в первую очередь вооруженных коптеров. В качестве импровизации ответом на нее стало оснащение МТ-ЛБ корабельной спаренной 25-миллиметровой зенитной установкой 2М-3М, предпринятое одним из подразделений морской пехоты ВМФ России.
Тягач МТ-ЛБ с корабельной спаренной 25-мм зенитной установкой 2М-3М
Фото: t.me/bmpd_cast
Таким образом, можно констатировать, что концепция МТ-ЛБ за 60 лет практически не устарела, а подобная многофункциональная машина оказалась весьма востребованной не только в Вооруженных силах, но также на экспортных рынках и в гражданском секторе.
Имевшийся ресурс в виде МТ-ЛБ советского выпуска стремительно тает, а капитальный ремонт позволяет лишь поддерживать число исправных машин на минимально необходимом уровне. То есть на повестке дня стоит вопрос о разворачивании нового производства данной машины, видимо, с возможностью установки различных силовых установок и трансмиссий, длиной шасси, возможностью оснащения ее небронированным корпусом, а также в безэкипажном варианте.
Как представляется, негативный опыт ОКР «Планер» четко дает понять, что данная машина не должна быть слишком сложной и сильно отличаться по своим характеристикам от базового варианта. Этот тот самый случай, когда вполне уместно выражение «лучшее — враг хорошего». Но затягивание решения данного вопроса может привести к тому, что армия лишится очень нужного и востребованного образца транспортной техники.
Мал да удал. К вопросу создания нового поколения транспортно-тяговых гусеничных машин легкой категории по массе Журнал Министерства обороны Российской Федерации
В. ПОКУТНИЙ, кандидат технических наук,
Н. САВЕЛЬЕВ,
Д. КОВАЛЕНКО
Транспортно-тяговые военные гусеничные машины легкой категории по массе (полной массой до 20 т) прошли длительный период своего развития. К настоящему времени сменилось несколько поколений таких машин.
Опыт Великой Отечественной войны выявил приоритетные направления развития видов и родов войск, в том числе «бога войны» — артиллерии, повышению ее подвижности по всем видам дорог и бездорожью. На замену устаревшим тихоходным гусеничным тягачам «Ворошиловец» и «Коминтерн» в 50-е годы прошлого столетия были разработаны и поставлены на серийное производство первые быстроходные артиллерийские гусеничные тягачи АТ-Л и АТС, которые также использовались под монтаж ВВТ. Эти тягачи значительно превосходили автомобили по проходимости в тяжелых дорожных условиях, но вместе с тем их скоростные свойства были ниже при движении по сухим грунтовым дорогам. Кроме того, они не были защищены от огня стрелкового оружия и осколков снарядов, имели высокий силуэт и не могли преодолевать глубокий брод.
С принятием на вооружение Советской армии 100-мм противотанковой пушки МТ-12 «Рапира», 100-мм пушки БС-3 и 122-мм гаубицы Д-30 появилась необходимость в гусеничном бронированном транспортере-тягаче с высокими характеристиками подвижности, низким силуэтом, способном не только буксировать артиллерийские системы, но и перевозить под прикрытием брони ее расчет и боекомплект [1, с. 35–36].
Создание такого транспортера-тягача в начале 60-х годов было поручено СКБ Харьковского тракторного завода имени Серго Орджоникидзе. Всего за три года (с 1962 по 1964-й) был разработан, прошел все виды испытаний и принят на вооружение Советской армии легкий многоцелевой гусеничный бронированный транспортер-тягач МТ-ЛБ, а с 1966 года освоено его серийное производство (рис. 1).
Рис. 1. Легкий многоцелевой гусеничный бронированный
транспортер-тягач МТ-ЛБ
Первоначально транспортер-тягач МТ-ЛБ предназначался для буксировки артиллерийских систем и прицепов общей массой до 6,5 т, под монтаж ВВТ и для обеспечения выполнения других транспортных задач.
В ходе войсковой эксплуатации выяснилось, что конструкция созданного МТ-ЛБ позволяет использовать его в качестве универсальной базы, на которой впоследствии было создано множество боевых и вспомогательных легкобронированных машин [2, с. 57–65].
На базе МТ-ЛБ создано более 20 образцов ВВТ, в том числе:
— противотанковые самоходные комплексы;
— боевые машины ЗРК СВ;
— самоходный миномет;
— машины химической разведки;
— радиолокационные станции;
— машины авианаведения;
— землеройные и другие машины.
Исходя из ограниченных возможностей отечественной промышленности того времени по массовому производству бронированных колесных БТР и гусеничных БМП для мотострелковых отделений, было принято решение о применении МТ-ЛБ в качестве легких бронетранспортеров для перевозки личного состава.
Такая замена БТР и БМП была вынужденной мерой и не являлась полноценной, т. к. легкобронированный корпус МТ-ЛБ и наличие только легкого стрелкового вооружения (пулемета ПКТ) не в полной мере позволяли выполнять их функции на поле боя.
Вместе с тем положительные качества МТ-ЛБ, которые отсутствовали у БМП (высокие тягово-сцепные свойства за счет пониженной передачи в трансмиссии, развитые грунтозацепы гусеничного движителя и более низкое удельное давление на грунт), обеспечивали его превосходство в подвижности, даже с учетом вышеуказанных недостатков, при применении в горной местности, северном и дальневосточном регионах страны.
Оптимальное сочетание этих свойств позволило создать и с 1969 года организовать серийное производство снегоболотоходных модификаций МТ-ЛБ, таких как МТ-ЛБВ и в последующем модернизированный МТ-ЛБВ-М (рис. 2 и 3), на котором с целью повышения огневой мощи был установлен крупнокалиберный 12,7-мм пулемет «Утес».
Рис. 2. Многоцелевой гусеничный транспортер-тягач легкий
бронированный снегоболотоходный МТ-ЛБВ
Рис. 3. Снегоболотоходный гусеничный бронированный
транспортер-тягач МТ-ЛБВ-М
Снегоболотоходные модификации МТ-ЛБ предназначались для перевозки личного состава мотострелкового отделения и военно-технического имущества, буксировки артиллерийских систем и колесно-лыжных прицепов массой до 4 т, эвакуации раненых и обеспечения других транспортных потребностей войск в северных районах.
Их основным отличием от базового образца является использование уширенных с 350 до 560 мм гусениц для повышения проходимости по снегу и грунтам с низкой несущей способностью.
Вместе с тем необходимо отметить, что установка уширенных гусениц и более мощного вооружения при сохранении полной (как у МТ-ЛБ) массы повлекла за собой снижение грузоподъемности с 2,5 т до 1,5 т (МТ-ЛБВ) и 1,3 т (МТ-ЛБВ-М) соответственно. Недостаточная грузоподъемность не позволила использовать снегоболотоходные МТ-ЛБВ и МТ-ЛБВ-М под монтаж ВВТ, которые ранее устанавливались на МТ-ЛБ.
С 2002 года в ходе их капитального ремонта для повышения огневой мощи вместо пулемета ПКТ или «Утес» устанавливается современный пулемет 6П49 «Корд» калибром 12,7 мм. Модификация с этим пулеметом получила наименование МТ-ЛБВ-МК.
Обеспечение войск, дислоцированных в северных районах, легкобронированными снегоболотоходными МТ-ЛБВ и МТ-ЛБВ-М в то время было значительным достижением и давало определенное техническое преимущество по критерию «проходимость-защищенность» по сравнению с армиями стран НАТО, т. к. аналогов подобных машин до 2000 года за рубежом не существовало.
Снегоболотоходные гусеничные транспортеры-тягачи МТ-ЛБВ, МТ-ЛБВ-М и МТ-ЛБВ-МК до настоящего времени являются основными транспортными средствами боевых подразделений и частей в северных районах и используются в качестве бронетранспортеров для мотострелкового отделения вследствие их более высокой проходимости, а также для буксировки артиллерии дивизионного и бригадного звеньев.
Для обеспечения монтажа различных средств управления войсками, оружием, средствами связи и ВВТ на Харьковском тракторном заводе (по заданию Министерства обороны) в 1970 году было создано легкобронированное гусеничное шасси МТ-ЛБу (рис. 4) с использованием основных узлов и агрегатов МТ-ЛБ, за исключением двигателя и корпуса, на базе которого впоследствии было размещено более 70 объектов ВВТ.
Рис. 4. Легкое многоцелевое бронированное гусеничное
шасси МТ-ЛБу
До настоящего времени МТ-ЛБу остается востребованным в качестве базового шасси в новых опытно-конструкторских работах (ОКР) по созданию объектов ВВСТ. Для этих целей применяли МТ-ЛБу, в основном прошедшие капитальный ремонт, и частично вновь созданные на АО «Муромтепловоз».
Удачные конструкторские и технические решения, принятые при создании транспортно-тяговых военных гусеничных машин легкой категории по массе семейства МТ-ЛБ, предопределили длительный срок их серийного выпуска и войсковой эксплуатации, а также широкое использование в войсках для выполнения различных боевых задач.
Семейства гусеничных машин МТ-ЛБ и МТ-ЛБу стали одними из самых массовых гусеничных машин в мире. За период их производства было выпущено более 44 000 единиц, в том числе для армий более двух десятков зарубежных стран.
В отличие от машин бронетанковой техники гусеничные транспортеры-тягачи используются, как правило, с переменной нагрузкой, что потребовало при их создании особых компоновочных решений.
Машины скомпонованы так, чтобы обеспечить удовлетворительную развесовку по опорным каткам без груза и оптимальную с грузом.
Необходимость совершения длительных маршей и продолжительного времени использования машин в тяговом режиме потребовало применения ресурсных двигателей автомобильного типа и гусеничных движителей с развитыми грунтозацепами.
Необходимо заметить, что с момента создания семейства гусеничных машин МТ-ЛБ прошло уже более пятидесяти лет, поэтому принятые на тот период прогрессивные технические решения к настоящему времени устарели и не отвечают современным требованиям.
За весь период жизненного цикла данных машин было предпринято несколько попыток их модернизации и разработки машин нового поколения.
Проведенные в 70-х и 80-х годах две опытно-конструкторские работы по модернизации свелись лишь к незначительному совершенствованию отдельных характеристик, т. к. в конструкции машин на стадии проектирования не были предусмотрены технические решения на дальнейшую модернизацию без существенного изменения корпуса.
Незначительные результаты этих работ и актуальность повышения технического уровня машин семейства МТ-ЛБ до современных требований послужили катализатором открытия в 1985 году НИОКР по созданию нового поколения гусеничных машин на замену МТ-ЛБ и МТ-ЛБу.
Однако события, связанные с распадом СССР, привели к прекращению начатых работ, т. к. головной завод по разработке и производству машин семейств МТ-ЛБ и МТ-ЛБу (Харьковский тракторный завод) остался за пределами Российской Федерации — на Украине, а заводы-дублеры — в Польше и Болгарии.
В течение 1999–2002 годов в ОАО «Муромтепловоз» (г. Муром) была проведена модернизация транспортера-тягача МТ-ЛБ в ходе его капитального ремонта с целью повышения огневой мощи. Были разработаны две его новые модификации (рис. 5, 6):
Рис. 5. Модернизированный гусеничный транспортер-тягач
легкий бронированный МТ-ЛБМА
— МТ-ЛБМА с башенной пулеметной установкой БПУ-5903, включающей в себя пулемет КПВТ калибра 14,7 мм и спаренный с ним пулемет ПКТМ калибра 7,62 мм;
Рис. 6. Модернизированный гусеничный транспортер-тягач
легкий бронированный МТ-ЛБМБ
— МТ-ЛБМБ с башенной пушечно-пулеметной установкой БПУ-59034, включающей в себя автоматическую 30-мм пушку 2А72 и спаренный с ней пулемет ПКТМ калибра 7,62 мм [3, с. 7–11].
Всего таких машин было выпущено более 150 единиц, причем 80 % из них — МТ-ЛБМБ.
В период с 1998 по 2004 годы с целью повышения военно-технического уровня МТ-ЛБ по ТТЗ Министерства обороны Российской Федерации ОАО «СКБМ» (г. Курган) совместно с ОАО «Муромтепловоз» была проведена глубокая модернизация гусеничных транспортеров-тягачей МТ-ЛБ в ходе их капитального ремонта.
Основными направлениями модернизации являлись:
— повышение огневой мощи за счет установки боевых модулей с МТ-ЛБМА и МТ-ЛБМБ;
— повышение подвижности за счет установки двигателя мощностью 300 л. с. и применения бесступенчатого механизма поворота;
— повышение живучести машин за счет применения противоминных поддонов, автоматической системы ППО, съемных водоизмещающих крыльев-поплавков для сохранения плавучести, электрических водооткачивающих насосов;
— улучшение эргономических параметров и обитаемости за счет установки штурвального привода управления поворотом, сиденья механика-водителя с ростовой регулировкой, сервирования приводов управления, доработки системы отопления обитаемых отделений.
В результате проведенной модернизации были улучшены основные технические характеристики, в том числе:
— максимальная скорость возросла с 60 до 65 км/ч;
— средняя скорость по грунтовым дорогам удовлетворительного состояния увеличилась с 28 до 35 км/ч.
Модернизированные МТ-ЛБМ1, МТ-ЛБМ1А и МТ-ЛБМ1Б показаны на рисунках 7–9.
Рис. 7. Модернизированный гусеничный транспортер-тягач
легкий бронированный МТ-ЛБМ1
В целом результаты испытаний модернизированных машин подтвердили повышение их технического уровня по сравнению с серийными образцами и были приняты на вооружение. Однако по различным причинам (одной из основных являлась высокая стоимость модернизации) они оказались не востребованы со стороны Министерства обороны Российской Федерации.
Рис. 8. Модернизированный гусеничный транспортер-тягач
легкий бронированный МТ-ЛБМ1А
В конце 90-х и начале 2000-х годов на основе проведенных ранее КНИР (выполненных 21 НИИИ МО РФ совместно с 38 НИИИ МО РФ и другими НИУ МО РФ) была обоснована необходимость создания высокоунифицированного семейства военных гусеничных машин легкой категории по массе на унифицированных узлах и агрегатах бронетанковой и военной автомобильной техники, которые предназначены для боевого, технического и тылового обеспечения.
Рис. 9. Модернизированный гусеничный транспортер-тягач
легкий бронированный МТ-ЛБМ1Б
На тот период состояние экономики страны, особенно после распада СССР, подтвердило негативные тенденции разунификации данного класса машин (БМП, БМД и ТТ ВГМ).
В ходе научно-исследовательской и экспериментальной работы в 1999 году (ведущий исполнитель ОАО «СКБМ», г. Курган), были разработаны концептуальные основы создания нового семейства военных гусеничных машин легкой категории по массе, в том числе транспортеров-тягачей, на базе унифицированных узлов и агрегатов, которые позволяли бы решить многие проблемы, связанные с обслуживанием парка машин в войсках, снабжением запасными частями, горюче-смазочными материалами, обучением экипажей и технического персонала.
По результатам НИЭР в 2011 году была открыта ОКР «Курганец-25» по созданию перспективного семейства военных гусеничных машин легкой категории по массе, в состав которого кроме БМП должен был войти гусеничный бронетранспортер, в том числе под монтаж ВВСТ, и ремонтно-эвакуационная машина.
Создание гусеничного транспортера-тягача на замену МТ-ЛБ в данной ОКР не было предусмотрено.
Попытка создания гусеничного бронетранспортера, в том числе на замену МТ-ЛБу под монтаж ВВСТ, на вновь разработанных унифицированных агрегатах и узлах БМП-Г привела к переразмериванию мощностных и габаритно-массовых параметров и, как следствие, высокой цене при производстве.
Учитывая нынешнее состояние парка МТ-ЛБ, МТ-ЛБВ и МТ-ЛБу, которое поддерживается в основном за счет проведения капитального ремонта и ремонта по техническому состоянию, рассчитывать на длительное продление их дальнейшего срока эксплуатации не приходится.
Проводить же глубокую модернизацию МТ-ЛБ и МТ-ЛБу с запредельными сроками эксплуатации в ходе их капитального ремонта с доведением их технического уровня до современных и перспективных требований с заменой практически всех основных узлов и агрегатов экономически нецелесообразно, как показал опыт работ по проведению их модернизации заводами промышленности.
Внедрение в конструкцию гусеничных машин наиболее прогрессивных технических решений с целью получения высоких тактико-технических характеристик возможно только на вновь разрабатываемых образцах.
Важность задач, выполняемых объектами ВВСТ, размещенными на легких многоцелевых гусеничных легкобронированных машинах МТ-ЛБ и МТ-ЛБу, говорит о том, что в ближайшее десятилетие эти задачи останутся актуальными при ведении возможных боевых действий.
При этом под монтаж новых объектов ВВСТ понадобятся новые гусеничные транспортеры-тягачи и гусеничные шасси с оптимальным сочетанием основных тактико-технических характеристик, соответствующих перспективным требованиям войск.
Оптимизация приоритетных тактико-технических требований к новому поколению этих машин (грузоподъемность, грузовместимость, тягово-динамические свойства, проходимость, плавучесть, защищенность) предопределяет их основное предназначение. В первую очередь, под монтаж объектов ВВСТ боевого, технического и медицинского обеспечения, а также для буксировки артиллерийских систем массой до 7 т.
Современные требования к уровню бронезащищенности перевозимого личного состава мотострелкового отделения не позволяют максимально эффективно использовать новые машины для этих целей. Повышение бронезащищенности до уровня гусеничных БМП и колесных БТР возможно только в ущерб приоритетным ТТХ.
Для снижения финансовых затрат на ОКР по созданию и постановке на серийное производство нового поколения транспортно-тяговых военных гусеничных машин легкой категории по массе, а также на мероприятия автотехнического обеспечения их в ходе эксплуатации за весь период жизненного цикла, целесообразно использовать в их конструкции отработанные и серийно выпускаемые основные агрегаты, системы и узлы современных образцов бронетанковой и автомобильной техники.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Васильченков В.Ф. Военные гусеничные машины. Конструкция и расчет. Часть первая / В.Ф. Васильченков. – Рыбинск-Рязань: Рыбинский Дом печати, 1998. – 557 с.
2. Шумилин С. Многоцелевой транспортер-тягач МТ-ЛБ. Часть вторая / С. Шумилин // Наука и техника № 6, 2014, с. 57-65.
3. Технический отчет по результатам государственных испытаний модернизированных гусеничных транспортеров-тягачей МТ-ЛБ. – Бронницы: 21 НИИИ АТ МО РФ, 2002. Инв. № 8465. – 164 с.
Фронтальные бобышки Информация | Гора Синай
Лобная выпуклость — необычно выступающий лоб. Иногда это связано с более тяжелой, чем обычно, надбровной дугой.
Лобная выпуклость — описательный термин для выступающего лба. Иногда бровь (прямо над глазами) также тяжелее, чем обычно, как это наблюдается при акромегалии.
Соображения
Фронтальная выпуклость наблюдается только при нескольких редких синдромах, включая акромегалию, длительное (хроническое) заболевание, вызванное слишком большим количеством гормона роста, которое приводит к увеличению костей лица, челюсти, рук, ног, и череп.
Причины
Причины включают:
- Акромегалию
- Синдром базально-клеточного невуса
- Врожденный сифилис
- Ключично-черепной дизостоз
- Крузон синдром
- синдром Гурлера
- синдром Пфайффера
- синдром Рубинштейна-Тейби
- синдром Рассела-Сильвера ( Russell-Silver dwarf)
- Применение противосудорожного препарата триметадион во время беременности
Уход на дому
Домашний уход не требуется при лобной выпуклости. Уход на дому при расстройствах, связанных с лобным выступом, зависит от конкретного расстройства.
Когда обращаться к медицинскому работнику
Если вы заметили, что лоб вашего ребенка слишком выпуклый, поговорите со своим лечащим врачом.
Что ожидать в вашем кабинете Посетите
Младенец или ребенок с лобной выпуклостью обычно имеет другие симптомы и признаки. В совокупности они определяют конкретный синдром или состояние. Диагноз основывается на семейном анамнезе, истории болезни и тщательном физическом обследовании.
Вопросы истории болезни, подробно документирующие выпуклость лобной области, могут включать:
- Когда вы впервые заметили проблему?
- Какие другие симптомы присутствуют?
- Замечали ли вы какие-либо другие необычные физические характеристики?
- Выявлено ли заболевание как причина лобной выпуклости?
- Если да, то какой диагноз?
Лабораторные исследования могут быть назначены для подтверждения наличия подозреваемого расстройства.
Родственник С.Л., Джонстон М.В. Врожденные аномалии центральной нервной системы. В: Kliegman RM, St. Geme JW, Blum NJ, Shah SS, Tasker RC, Wilson KM, eds. Учебник педиатрии Нельсона . 21-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2020: глава 609.
Michaels MG, Williams JV. Инфекционное заболевание. В: Zitelli BJ, McIntire SC, Nowalk AJ, Garrison J, ред. Атлас детской физической диагностики Зителли и Дэвиса . 8-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2023: глава 13.
Митчелл А.Л. Врожденные аномалии. В: Мартин Р.Дж., Фанарофф А.А., Уолш М.К., ред. Неонатальная и перинатальная медицина Фанарова и Мартина . 11-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2020: глава 30.
Санкаран С., Кайл П. Аномалии лица и шеи. В: Коуди А.М., Бауэр С., ред. Учебник Твининга по аномалиям развития плода . 3-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Эльзевир Черчилль Ливингстон; 2015: глава 13.
Последнее рассмотрение: 10.12.2021
Рецензию сделал: Нил К. Канеширо, доктор медицины, магистр здравоохранения, клинический профессор педиатрии Медицинской школы Вашингтонского университета, Сиэтл, Вашингтон. Также рассмотрены Дэвидом Зивом, доктором медицинских наук, MHA, медицинским директором, Брендой Конауэй, редакционным директором, и A. D.A.M. Редакционная коллегия.
Хребет Метопик Информация | Гора Синай
Метопический гребень — это аномальная форма черепа. На лбу виден гребень.
Метопический гребень представляет собой гребень кости или линию шва на лбу между двумя половинами лобной кости. Ребристость возникает, когда две половины закрываются преждевременно.
Физические ориентиры человеческого лица очень похожи от одного лица к другому.
Соображения
Череп младенца состоит из костных пластин. Промежутки между пластинами обеспечивают рост черепа. Места, где эти пластинки соединяются, называются швами или линиями швов. Они не закрываются полностью до 2-го или 3-го года жизни.
Метопический гребень возникает, когда две костные пластинки в передней части черепа соединяются вместе слишком рано.
Метопический шов остается незашитым на протяжении всей жизни у 1 из 10 человек.
Причины
Частой причиной метопического гребня является врожденный дефект, называемый краниосиностозом. Это также может быть связано с другими врожденными дефектами скелета.
Когда обращаться к медицинскому работнику
Свяжитесь со своим лечащим врачом, если вы заметили гребень вдоль лба вашего ребенка или гребень, формирующийся на черепе.
Медицинский работник проведет медицинский осмотр и задаст вопросы об истории болезни ребенка.
Анализы могут включать:
- КТ головы
- Рентген черепа
Метопический гребень следует отличать от метопического синостоза, который является более серьезным заболеванием. Родители могут найти информацию и поддержку на сайте www.cappskids.org/metopic-ridge/.
При метопическом гребне не требуется никакого лечения или хирургического вмешательства, если это единственная аномалия черепа.
Веб-сайт поддержки краниосиностоза и позиционной плагиоцефалии (CAPPS). Метопический гребень / доброкачественный или хирургический? www.cappskids.org/metopic-ridge/. По состоянию на 28 января 2022 г.
Герети П.А., Тейлор Дж.А., Бартлетт С.П. Несиндромальный краниосиностоз. В: Родригес Э.Д., Лоси Дж.