Б — это… Что такое Мста-Б?
![]() | |
152-мм гаубица 2А65 152-мм дивизионная гаубица 2А65 «Мста-Б» в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга | |
---|---|
Общая информация | |
Страна | СССР |
Годы выпуска | |
Выпущено, шт. | |
Массогабаритные характеристики | |
Калибр, мм | 152,4 |
Длина ствола, клб | 53 |
Масса в боевом положении, кг | 6800 кг |
Масса в походном положении, кг | |
Углы обстрела | |
Возвышения (макс.), ° | 70 |
Снижения (мин.), ° | -3 |
Горизонтальный, ° | +-27 |
Огневые возможности | |
Макс. дальность стрельбы, км | 24,7 км (для 3ОФ45) |
Скорострельность, выстр./мин | 7 — 8 |
152-мм гаубица «Мста-Б» (индекс ГРАУ — 2А65, по классификации НАТО — M1987) — российская/советская буксируемая 152-мм гаубица, предназначена для уничтожения тактических средств ядерного нападения, артиллерийских и минометных батарей, танков и других бронированных средств, разрушения полевых фортификационных и других оборонительных сооружений, подавления живой силы и огневых средств, пунктов управления, средств противовоздушной и противоракетной обороны.
Для обеспечения автоматизированного управления огнем артиллерийских дивизионов, вооруженных буксируемыми гаубицами «Мста-Б» разработаны комплексы «Фальцет» и «Капустник».
Пушка стоит на вооружении России и ряда стран СНГ.
История создания
152 мм гаубица «Мста-Б» разработана под руководством Главного конструктора — Г. И. Сергеева (особое конструкторское бюро Производственного объединения «Баррикады» (ОКБ-221), ныне ЦКБ «Титан»).
НИОКР по созданию буксируемой 152 мм гаубицы «Мста-Б» начались в 1976 году. Цель разработки: повышение дальности стрельбы, скорострельности, увеличение угла вертикального наведения, повышение эффективного действия снаряда у цели, маневренности и других характеристик по сравнению с орудиями МЛ-20, Д-1, Д-20.
Основное внимание при проектировании уделялось обеспечению высоких показателей кучности стрельбы гаубицы за счет конструктивных мероприятий. Компоновка основных узлов гаубицы реализована с учетом обеспечения стабильности возмущающих моментов, действующих при стрельбе. На этапе проектирования и отработки орудия было проведено исследование по выбору оптимального сочетания геометрических и конструктивных параметров снаряда, что позволило обеспечить улучшенные аэродинамические характеристики нового осколочно-фугасного снаряда и устойчивость на траектории, несмотря на значительную длину и дальнобойную форму снаряда.
В 1986 году 152 мм гаубица «Мста-Б» была принята на вооружение Сухопутных войск.
Серийное производство началось в 1987 году, в настоящее время находится на вооружении Российской армии и некоторых стран СНГ.
В гаубице реализованы следующие конструктивные решения:
- трехкамерный дульный тормоз эффективностью до 63%;
- двухскоростные механизмы наведения, обеспечивающие углы вертикального наведения до 70° и наведение по горизонту при уклонах до 5°;
- механизм заряжания с бросковым пружинным досылателем снарядов, взводящихся от откатных частей и направляющим лотком, с приводом от затвора;
- автоматическое отключение подрессоривания колес при разведении станин.
Устройство и характеристики
Артиллерийская часть гаубицы 2А65 «Мста-Б» имеет конструкцию аналогичную артчасти 152-мм самоходной гаубицы 2С19 «Мста-С» (Индекс ГРАУ 2А64) и отличаются только наличием у 2А64 эжектора для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела.
Буксируемая гаубица 2А65 выполнена по классической схеме артиллерийского орудия. Она имеет снабженный трехкамерным литым дульным тормозом и полуавтоматическим вертикальным клиновым затвором ствол-моноблок длиной 53 калибра, смонтированные над стволом гидропневматические противооткатные устройства (тормоз отката с жидкостным охлаждением и накатник), верхний станок со щитовым прикрытием для защиты расчёта и механизмов гаубицы от пуль и мелких осколков, подъёмный (двухскоростной, секторного типа), поворотный (двухскоростной, винтовой) и уравновешивающий механизмы, а также нижний станок с двумя станинами коробчатого сечения и двухколесную ходовую часть. На нижнем станке лафета смонтирован специальный поддон, на который с помощью гидравлического домкрата опускается орудие при переводе его из походного положения в боевое. На концах коробчатых станин смонтированы вспомогательные металлические катки, с помощью которых орудие может быть повернуто для стрельбы в любом нужном положении (без изменения положения станин угол равен 52°). В вертикальной плоскости подъемный механизм верхнего станка обеспечивает наведение орудия на цель в диапазоне углов от -3,5° до +70°.
Для повышения скорострельности и снижения утомляемости номеров расчета орудие оснащено двумя пружинными досылателями броскового типа для досылки снарядов и зарядов.
При переводе орудия в походное положение поддон поднимается и крепится к стволу и люльке, станины сдвигаются и соединяются с прицепным устройством тягача. Штатным средством транспортировки гаубицы является армейский грузовой автомобиль “Урал-4320″ с колесной формулой 6×6. Подрессоренный колесный ход орудия позволяет буксировать его по шоссе со скоростью до 80 км/час, а на пересеченной местности — до 20 км/час.
Расчёт — 8 человек.Боеприпасы
Стрельба из пушки ведётся 152-мм выстрелами раздельного заряжания разработанными, как специально для неё (и для 2С19 «Мста-С»), так и применяющимися на гаубицах Д-20, 2С3 «Акация», МЛ-20.
- выстрелами 3ВОФ58, 3ВОФ72, 3ВОФ73 (с полным, дальнобойным и уменьшенным зарядами соответственно) с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ45
- выстрелом 3ВОФ91 с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ61 с газогенератором донного вдува и дальнобойным зарядом.
- выстрелами 3ВОФ96, 3ВОФ97, 3ВОФ98 (с дальнобойным, полным и уменьшенным зарядами) с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ64.
- выстрелами 3ВОФ32, 3ВОФ33 (с полным и уменьшенным зарядами) с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ25.
- выстрелами 3ВО28, 3ВО29, 3ВО30 (с дальнобойным, полным и уменьшенным зарядами) с кассетным снарядом 3-О-23 с кумулятивно-осколочными боевыми элементами.
- выстрелами 3ВО13, 3ВО14 (с полным и уменьшенным зарядами) с кассетным снарядом 3-О-13 с осколочными боевыми элементами.
- выстрелом 3ВНС38 со снарядом постановки КВ и УКВ радиопомех 3РБ30-1-8.
- выстрелом со снарядом-постановщиком активных радиолокационных помех 3НС30.
- выстрелом 3ВДЦ8 с дымовым целеуказательным снарядом.
- выстрелом 3ВОФ64 с корректируемым снарядом с лазерной подсветкой 3ОФ39 комплекса 2К25 «Краснополь». [1]
Примечания
Литература
- В. Н. Шунков Энциклопедия артиллерии особой мощности. — Минск: Харвест, 2004. — 448 с. — (Библиотека военной истории). — ISBN 985-13-1462-5
- Е. И. Трембач, К. П. Есин, А.Ф. Рябец, Б.Н. Беликов «Титан» на Волге. От артиллерии к космическим стартам / Под общей ред. В. А. Шурыгина. — Волгоград: Станица-2, 2000. — 176 с. — 1000 экз. — ISBN 5-93567-014-3, ББК 63.3(2)6
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Мста-Б Википедия
2А65 или «Мста-Б» | |
---|---|
152-мм гаубица 2А65 в парке «Патриот». | |
Тип | Буксируемая гаубица |
Страна | |
Годы эксплуатации | с 1987 |
Принят на вооружение | 1987 |
На вооружении | |
Конструктор | ЦКБ «Титан» |
Разработан | с 1976 по 1986 |
Производитель | Мотовилихинские заводы |
Годы производства | с 1987 |
Всего выпущено | более 1200 |
Варианты | 2А65, МЗ-146 |
Масса, кг | 7000 |
Тип тягача | КамАЗ-63501АТ |
Клиренс, мм | 400 |
Скорость возки по шоссе, км/ч | 20..80 |
Длина, мм | 11400..12700 |
Длина ствола, мм | 7200 |
Ширина, мм | 2500 |
Высота, мм | 1950..2950 |
Экипаж (расчёт), чел. | 8 |
Снаряд | взрывчатое вещество |
Калибр, мм | 152,4 |
Затвор | клиновый |
Лафет | колёсный с раздвижными станинами |
Угол возвышения | −3..+70 |
Угол поворота | −27..+28 |
Скорострельность, выстрелов/мин | до 7 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 810 |
Прицельная дальность, м | 6400..24 700 (ОФС) |
Максимальная дальность, м | 28 900 (АР ОФС) |
Прицел | ОП4М-97К, ПГ-1М, К-1 |
ru-wiki.ru
2А65 «Мста-Б» — Вікіпедія
Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії. Перейти до навігації Перейти до пошуку2А65 «Мста-Б» | |
---|---|
![]() 152-мм дивізійна гаубиця 2А65 «Мста-Б» у Артилерійському музеї Санкт-Петербурга | |
Тип: | Буксирувана гаубиця |
Походження: | |
Історія служби | |
Термін використання | з 1987 |
Використання у | |
Історія виробництва: | |
Конструктор | ЦКБ «Титан» |
Розроблено | з 1976 по 1986 |
Виробник | Мотовіліхінські заводи |
Виготовлено | з 1987 |
Кількість | понад 1200 |
Варіанти | 2А65, МЗ-146 |
Характеристики | |
Маса | 7000 |
Швидкість | 20..80 |
Довжина | 11400..12700 |
Довжина ствола, мм: | 7200 |
Ширина | 2500 |
Висота | 1950..2950 |
Обслуга | 8 |
Калібр | 152,4 |
Кут підвищення | −3..+70 |
Кут повороту | −27..+28 |
Бойова скорострільність | до 7 |
Дульна швидкість | 810 |
Прицільна дальність | 6400..24 700 (ОФС) |
Максимальна дальність | 28 900 (АР ОФС) |
Приціл | ОП4М-97К, ПГ-1М, К-1 |
uk.wikipedia.org
Мста-Б Википедия
2А65 или «Мста-Б» | |
---|---|
152-мм гаубица 2А65 в парке «Патриот». | |
Тип | Буксируемая гаубица |
Страна | |
Годы эксплуатации | с 1987 |
Принят на вооружение | 1987 |
На вооружении | |
Конструктор | ЦКБ «Титан» |
Разработан | с 1976 по 1986 |
Производитель | Мотовилихинские заводы |
Годы производства | с 1987 |
Всего выпущено | более 1200 |
Варианты | 2А65, МЗ-146 |
Масса, кг | 7000 |
Тип тягача | КамАЗ-63501АТ |
Клиренс, мм | 400 |
Скорость возки по шоссе, км/ч | 20..80 |
Длина, мм | 11400..12700 |
Длина ствола, мм | 7200 |
Ширина, мм | 2500 |
Высота, мм | 1950..2950 |
Экипаж (расчёт), чел. | 8 |
Снаряд | взрывчатое вещество |
Калибр, мм | 152,4 |
Затвор | клиновый |
Лафет | колёсный с раздвижными станинами |
Угол возвышения | −3..+70 |
Угол поворота | −27..+28 |
Скорострельность, выстрелов/мин | до 7 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 810 |
Прицельная дальность, м | 6400..24 700 (ОФС) |
Максимальная дальность, м | 28 900 (АР ОФС) |
Прицел | ОП4М-97К, ПГ-1М, К-1 |
Медиафайлы на Викискладе |
152-мм гаубица «Мста-Б» (Индекс ГРАУ — 2А65, по классификации NATO — M1987) — российская/советская буксируемая 152-мм гаубица предназначена для уничтожения тактических средств ядерного нападения, артиллерийских и миномётных батарей, танков и других броневых средств, разрушения полевых фортификационных и других оборонительных сооружений, подавления живой силы и огневых средств, пунктов управления, средств противовоздушной и противоракетной обороны.
Для обеспечения автоматизированного управления огнём артиллерийских дивизионов, вооружённых буксируемыми гаубицами «Мста-Б», разработаны комплексы «Фальцет» и «Капустник». Гаубица стоит на вооружении ВС России и ряда вооружённых сил государств Содружества (СНГ).
История создания
152-мм гаубица 2А65 «Мста-Б» на полигоне Майкопский в Адыгее.152-мм гаубица «Мста-Б» разработана под руководством Главного конструктора — Г. И. Сергеева (особое конструкторское бюро Производственного объединения «Баррикады» (ОКБ-221), ныне ЦКБ «Титан»).
НИОКР по созданию буксируемой 152-мм гаубицы «Мста-Б» начались в 1976 году. Цель разработки: повышение дальности стрельбы, скорострельности, увеличение угла вертикального наведения, повышение эффективного действия снаряда у цели, манёвренности и других характеристик по сравнению с гаубицами МЛ-20, Д-1, Д-20 Вооружённых Сил СССР.
Основное внимание при проектировании уделялось обеспечению высоких показателей кучности стрельбы гаубицы за счёт конструктивных мероприятий. Компоновка основных узлов гаубицы реализована с учётом обеспечения стабильности возмущающих моментов, действующих при стрельбе. На этапе проектирования и отработки орудия было проведено исследование по выбору оптимального сочетания геометрических и конструктивных параметров снаряда, что позволило обеспечить улучшенные аэродинамические характеристики нового осколочно-фугасного снаряда и устойчивость на траектории, несмотря на значительную длину и дальнобойную форму снаряда.
В 1986 году 152-мм гаубица «Мста-Б» была принята на вооружение Сухопутных войск ВС СССР.
Серийное производство началось в 1987 году, в настоящее время находится на вооружении ВС России и некоторых стран СНГ.
В гаубице реализованы следующие конструктивные решения:
- трёхкамерный дульный тормоз эффективностью до 63 %;
- двухскоростные механизмы наведения, обеспечивающие углы вертикального наведения до 70° и наведение по горизонту при уклонах до 5°;
- механизм заряжания с бросковым пружинным досылателем снарядов, взводящихся от откатных частей и направляющим лотком, с приводом от затвора;
- автоматическое отключение подрессоривания колёс при разведении станин.
Устройство и характеристики
В буксируемом положении.Артиллерийская часть гаубицы 2А65 или «Мста-Б» имеет конструкцию аналогичную артчасти 152-мм самоходной гаубицы 2С19 или «Мста-С» (Индекс ГРАУ 2А64) и отличаются только наличием у 2А64 эжектора для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела.
Буксируемая гаубица 2А65 выполнена по классической схеме артиллерийского орудия. Она имеет снабжённый трёхкамерным литым дульным тормозом и полуавтоматическим вертикальным клиновым затвором ствол-моноблок длиной 53 калибра, смонтированные над стволом гидропневматические противооткатные устройства (тормоз отката с жидкостным охлаждением и накатник), верхний станок со щитовым прикрытием для защиты расчёта и механизмов гаубицы от пуль и мелких осколков, подъёмный (двухскоростной, секторного типа), поворотный (двухскоростной, винтовой) и уравновешивающий механизмы, а также нижний станок с двумя станинами коробчатого сечения и двухколесную ходовую часть. На нижнем станке лафета смонтирован специальный поддон, на который с помощью гидравлического домкрата опускается орудие при переводе его из походного положения в боевое. На концах коробчатых станин смонтированы вспомогательные металлические катки, с помощью которых орудие может быть повернуто для стрельбы в любом нужном положении (без изменения положения станин угол равен 52°). В вертикальной плоскости подъёмный механизм верхнего станка обеспечивает наведение орудия на цель в диапазоне углов от −3,5° до +70°.
Для повышения скорострельности и снижения утомляемости номеров расчёта орудие оснащено двумя пружинными досылателями броскового типа для досылки снарядов и зарядов.
При переводе орудия в походное положение поддон поднимается и крепится к стволу и люльке, станины сдвигаются и соединяются с прицепным устройством тягача. Штатным средством транспортировки гаубицы является армейский грузовой автомобиль Урал 4320 с колёсной формулой 6×6 или более мощный КамАЗ 63501АТ 8×8. Подрессоренный колёсный ход орудия позволяет буксировать его по шоссе со скоростью до 80 км/ч, а на пересеченной местности — до 20 км/ч.
Расчёт — 8 человек.
152-мм снаряд в руках солдата СВ ВСУ на полигоне «Девички». 21 октября 2016 года.Стрельба из гаубицы ведётся 152-мм выстрелами раздельного заряжания разработанными, как специально для неё (и для 2С19 «Мста-С»), так и применяющимися на гаубицах Д-20, 2С3 «Акация», МЛ-20.
- выстрелами 3ВОФ58, 3ВОФ72, 3ВОФ73 (с полным, дальнобойным и уменьшенным зарядами соответственно) с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ45
- выстрелом 3ВОФ91 с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ61 с газогенератором донного вдува и дальнобойным зарядом.
- выстрелами 3ВОФ96, 3ВОФ97, 3ВОФ98 (с дальнобойным, полным и уменьшенным зарядами) с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ64.
- выстрелами 3ВОФ32, 3ВОФ33 (с полным и уменьшенным зарядами) с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ25.
- выстрелами 3ВО28, 3ВО29, 3ВО30 (с дальнобойным, полным и уменьшенным зарядами) с кассетным снарядом 3-О-23 с кумулятивно-осколочными боевыми элементами.
- выстрелами 3ВО13, 3ВО14 (с полным и уменьшенным зарядами) с кассетным снарядом 3-О-13 с осколочными боевыми элементами.
- выстрелом 3ВНС38 со снарядом постановки КВ и УКВ радиопомех 3РБ30-1-8.
- выстрелом со снарядом-постановщиком активных радиолокационных помех 3НС30.
- выстрелом 3ВДЦ8 с дымовым целеуказательным снарядом.
- выстрелом 3ВОФ64 с корректируемым снарядом с лазерной подсветкой 3ОФ39 комплекса 2К25 «Краснополь». [1] (недоступная ссылка)
ТТХ
- Калибр, мм: 152
- Максимальная дальность стрельбы, км: ОФС — 24,7; ОФС с газогенератором — 28,5
- Минимальная дальность стрельбы, км: 6,5
- Скорострельность, выстр./мин.: 7
- Начальная скорость ОФС при температуре заряда 15°С, м\с: 810
- Давление в УМ при угле возвышения ствола 0° Мпа (кгс/см2): 9,5±0,5 (95±5)
- Угол возвышения, град.: −3…+70
- Угол горизонтального наведения, град.: −27…+28
- Кучность стрельбы:
- По дальности, Вд/Х мак: 1/363
- По боку, Вб, м: 11
- Масса ОФС, кг: 43,56
- Масса заряда (дальнобойного) кг: 12,05
- Масса гаубицы в походном положении кг: 7000
- Масса ствола кг: 2599
- Масса дульного тормоза кг: 170
- Длина гаубицы в походном положении мм: 12700
- Ширина гаубицы: 2500
- Высота гаубицы: 2950
- Длина ствола с дульным тормозом мм: 8130
- Длина направляющей части канала ствола мм: 6184
- Число нарезов: 48
- Максимальная скорострельность, выстрел/мин: 7
- Высота линии огня мм: 1330
- Предельная длина отката на дальнобойном заряде мм: 1000
- Количество жидкости в тормозе отката, л: 17,5
- Количество жидкости в кожухе люльки, л: 10,5
- Количество жидкости в накатнике Мпа (кгс/см2): 5,5±0,25 (55±2,5)
- Количество жидкости в мультипликаторах накатника л: 1,0
- Дорожный просвет мм: 400
- Ширина колеи мм: 2150
- Время перевода гаубицы из походного положения в боевое, мин: 2—2,5
- Скорость буксирования по грунтовым дорогам км/ч: 60
- Боевой расчёт, чел.: 8[1][2]
На вооружении
- СССР СССР — перешли к образовавшимся после распада государствам, а именно:
Боевое применение
Примечания
Литература
- В. Н. Шунков. Энциклопедия артиллерии особой мощности. — Минск: Харвест, 2004. — 448 с. — (Библиотека военной истории). — ISBN 985-13-1462-5.
- Е. И. Трембач, К. П. Есин, А.Ф. Рябец, Б.Н. Беликов. «Титан» на Волге. От артиллерии к космическим стартам / Под общей ред. В. А. Шурыгина. — Волгоград: Станица-2, 2000. — 176 с. — 1000 экз. — ISBN 5-93567-014-3, ББК 63.3(2)6.
- 2А65 ТО. Часть 1. Техническое описание // 152-мм гаубица 2А65. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. — Москва: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1991.
Ссылки
Артиллерия СССР после 1945 года | ||||
---|---|---|---|---|
| ||||
|
wikiredia.ru
2С19 «Мста-С» — Вікіпедія
Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.
Перейти до навігації Перейти до пошуку![]() 2С19М2 на репетиції параду перемоги | |
2С19 «Мста-С» | |
---|---|
Загальні дані | |
класифікація | самохідна гаубиця |
Виробництво та застосування | |
країна-виробник | СРСР Росія |
розробник | Уралтрансмаш ОКБ-2 |
роки виробництва | з 1983 |
кількість виробів, од. | понад 500 |
роки експлуатації | з 1989 |
війни | Війна на сході України |
Основні параметри | |
бойова маса, т | 42 |
екіпаж, осіб | 5 |
довжина, мм | 6 040 |
ширина, мм | 3 380 |
висота, мм | 3 350 |
кліренс, мм | 450 |
база, мм | 4 520 |
Броня | |
тип броні | стальна, катана, протикульова |
Озброєння | |
основне озброєння | гаубиця |
калібр, марка та тип гармати | 152-мм 2А64 нарізна |
довжина ствола, кал. | 47 |
кути ВН, ° | −4…+68° |
кути ГН ° | 360° |
дальність стрільби, км | 6,5…29,06 |
боєкомплект гармати | 50 |
приціли | 1П22, 1П23, ПЗУ-5 |
кулемети | 1 × 12,7-мм НСВТ |
Силова установка, маневреність та мобільність | |
тип, марка двигуна |
uk.wikipedia.org
Мста-Б — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
2А65 или «Мста-Б» | |
---|---|
152-мм гаубица 2А65 в парке «Патриот». | |
Тип | Буксируемая гаубица |
Страна | |
История службы | |
Годы эксплуатации | с 1987 |
Принят на вооружение | 1987 |
На вооружении | |
История производства | |
Конструктор | ЦКБ «Титан» |
Разработан | с 1976 по 1986 |
Производитель | Мотовилихинские заводы |
Годы производства | с 1987 |
Всего выпущено | более 1200 |
Варианты | 2А65, МЗ-146 |
Характеристики | |
Масса, кг | 7000 |
Тип тягача | КамАЗ-63501АТ |
Клиренс, мм | 400 |
Скорость возки по шоссе, км/ч | 20..80 |
Длина, мм | 11400..12700 |
Длина ствола, мм | 7200 |
Ширина, мм | 2500 |
Высота, мм | 1950..2950 |
Экипаж (расчёт), чел. | 8 |
Снаряд | взрывчатое вещество |
Калибр, мм | 152,4 |
Затвор | клиновый |
Лафет | колёсный с раздвижными станинами |
Угол возвышения | −3..+70 |
Угол поворота | −27..+28 |
Скорострельность, выстрелов/мин | до 7 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 810 |
Прицельная дальность, м | 6400..24 700 (ОФС) |
Максимальная дальность, м | 28 900 (АР ОФС) |
Прицел | ОП4М-97К, ПГ-1М, К-1 |
2А65 или «Мста-Б» на Викискладе |
152-мм гаубица «Мста-Б» (Индекс ГРАУ — 2А65, по классификации NATO — M1987) — российская/советская буксируемая 152-мм гаубица предназначена для уничтожения тактических средств ядерного нападения, артиллерийских и миномётных батарей, танков и других броневых средств, разрушения полевых фортификационных и других оборонительных сооружений, подавления живой силы и огневых средств, пунктов управления, средств противовоздушной и противоракетной обороны.
Для обеспечения автоматизированного управления огнём артиллерийских дивизионов, вооружённых буксируемыми гаубицами «Мста-Б», разработаны комплексы «Фальцет» и «Капустник». Гаубица стоит на вооружении ВС России и ряда вооружённых сил государств
encyclopaedia.bid
2А65 Мста-Б Википедия
2А65 или «Мста-Б» | |
---|---|
152-мм гаубица 2А65 в парке «Патриот». | |
Тип | Буксируемая гаубица |
Страна | |
Годы эксплуатации | с 1987 |
Принят на вооружение | 1987 |
На вооружении | |
Конструктор | ЦКБ «Титан» |
Разработан | с 1976 по 1986 |
Производитель | Мотовилихинские заводы |
Годы производства | с 1987 |
Всего выпущено | более 1200 |
Варианты | 2А65, МЗ-146 |
Масса, кг | 7000 |
Тип тягача | КамАЗ-63501АТ |
Клиренс, мм | 400 |
Скорость возки по шоссе, км/ч | 20..80 |
Длина, мм | 11400..12700 |
Длина ствола, мм | 7200 |
Ширина, мм | 2500 |
Высота, мм | 1950..2950 |
Экипаж (расчёт), чел. | 8 |
Снаряд | взрывчатое вещество |
Калибр, мм | 152,4 |
Затвор | клиновый |
Лафет | колёсный с раздвижными станинами |
Угол возвышения | −3..+70 |
Угол поворота | −27..+28 |
Скорострельность, выстрелов/мин | до 7 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 810 |
Прицельная дальность, м | 6400..24 700 (ОФС) |
Максимальная дальность, м | 28 900 (АР ОФС) |
Прицел | ОП4М-97К, ПГ-1М, К-1 |
Медиафайлы на Викискладе |
152-мм гаубица «Мста-Б» (Индекс ГРАУ — 2А65, по классификации NATO — M1987) — российская/советская буксируемая 152-мм гаубица предназначена для уничтожения тактических средств ядерного нападения, артиллерийских и миномётных батарей, танков и других броневых средств, разрушения полевых фортификационных и других оборонительных сооружений, подавления живой силы и огневых средств, пунктов управления, средств противовоздушной и противоракетной обороны.
Для обеспечения автоматизированного управления огнём артиллерийских дивизионов, вооружённых буксируемыми гаубицами «Мста-Б», разработаны комплексы «Фальцет» и «Капустник». Гаубица стоит на вооружении ВС России и ряда вооружённых сил государств Содружества (СНГ).
История создания
152-мм гаубица 2А65 «Мста-Б» на полигоне Майкопский в Адыгее.152-мм гаубица «Мста-Б» разработана под руководством Главного конструктора — Г. И. Сергеева (особое конструкторское бюро Производственного объединения «Баррикады» (ОКБ-221), ныне ЦКБ «Титан»).
НИОКР по созданию буксируемой 152-мм гаубицы «Мста-Б» начались в 1976 году. Цель разработки: повышение дальности стрельбы, скорострельности, увеличение угла вертикального наведения, повышение эффективного действия снаряда у цели, манёвренности и других характеристик по сравнению с гаубицами МЛ-20, Д-1, Д-20 Вооружённых Сил СССР.
Основное внимание при проектировании уделялось обеспечению высоких показателей кучности стрельбы гаубицы за счёт конструктивных мероприятий. Компоновка основных узлов гаубицы реализована с учётом обеспечения стабильности возмущающих моментов, действующих при стрельбе. На этапе проектирования и отработки орудия было проведено исследование по выбору оптимального сочетания геометрических и конструктивных параметров снаряда, что позволило обеспечить улучшенные аэродинамические характеристики нового осколочно-фугасного снаряда и устойчивость на траектории, несмотря на значительную длину и дальнобойную форму снаряда.
В 1986 году 152-мм гаубица «Мста-Б» была принята на вооружение Сухопутных войск ВС СССР.
Серийное производство началось в 1987 году, в настоящее время находится на вооружении ВС России и некоторых стран СНГ.
В гаубице реализованы следующие конструктивные решения:
- трёхкамерный дульный тормоз эффективностью до 63 %;
- двухскоростные механизмы наведения, обеспечивающие углы вертикального наведения до 70° и наведение по горизонту при уклонах до 5°;
- механизм заряжания с бросковым пружинным досылателем снарядов, взводящихся от откатных частей и направляющим лотком, с приводом от затвора;
- автоматическое отключение подрессоривания колёс при разведении станин.
Устройство и характеристики
В буксируемом положении.Артиллерийская часть гаубицы 2А65 или «Мста-Б» имеет конструкцию аналогичную артчасти 152-мм самоходной гаубицы 2С19 или «Мста-С» (Индекс ГРАУ 2А64) и отличаются только наличием у 2А64 эжектора для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела.
Буксируемая гаубица 2А65 выполнена по классической схеме артиллерийского орудия. Она имеет снабжённый трёхкамерным литым дульным тормозом и полуавтоматическим вертикальным клиновым затвором ствол-моноблок длиной 53 калибра, смонтированные над стволом гидропневматические противооткатные устройства (тормоз отката с жидкостным охлаждением и накатник), верхний станок со щитовым прикрытием для защиты расчёта и механизмов гаубицы от пуль и мелких осколков, подъёмный (двухскоростной, секторного типа), поворотный (двухскоростной, винтовой) и уравновешивающий механизмы, а также нижний станок с двумя станинами коробчатого сечения и двухколесную ходовую часть. На нижнем станке лафета смонтирован специальный поддон, на который с помощью гидравлического домкрата опускается орудие при переводе его из походного положения в боевое. На концах коробчатых станин смонтированы вспомогательные металлические катки, с помощью которых орудие может быть повернуто для стрельбы в любом нужном положении (без изменения положения станин угол равен 52°). В вертикальной плоскости подъёмный механизм верхнего станка обеспечивает наведение орудия на цель в диапазоне углов от −3,5° до +70°.
Для повышения скорострельности и снижения утомляемости номеров расчёта орудие оснащено двумя пружинными досылателями броскового типа для досылки снарядов и зарядов.
При переводе орудия в походное положение поддон поднимается и крепится к стволу и люльке, станины сдвигаются и соединяются с прицепным устройством тягача. Штатным средством транспортировки гаубицы является армейский грузовой автомобиль Урал 4320 с колёсной формулой 6×6 или более мощный КамАЗ 63501АТ 8×8. Подрессоренный колёсный ход орудия позволяет буксировать его по шоссе со скоростью до 80 км/ч, а на пересеченной местности — до 20 км/ч.
Расчёт — 8 человек.
152-мм снаряд в руках солдата СВ ВСУ на полигоне «Девички». 21 октября 2016 года.Стрельба из гаубицы ведётся 152-мм выстрелами раздельного заряжания разработанными, как специально для неё (и для 2С19 «Мста-С»), так и применяющимися на гаубицах Д-20, 2С3 «Акация», МЛ-20.
- выстрелами 3ВОФ58, 3ВОФ72, 3ВОФ73 (с полным, дальнобойным и уменьшенным зарядами соответственно) с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ45
- выстрелом 3ВОФ91 с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ61 с газогенератором донного вдува и дальнобойным зарядом.
- выстрелами 3ВОФ96, 3ВОФ97, 3ВОФ98 (с дальнобойным, полным и уменьшенным зарядами) с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ64.
- выстрелами 3ВОФ32, 3ВОФ33 (с полным и уменьшенным зарядами) с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ25.
- выстрелами 3ВО28, 3ВО29, 3ВО30 (с дальнобойным, полным и уменьшенным зарядами) с кассетным снарядом 3-О-23 с кумулятивно-осколочными боевыми элементами.
- выстрелами 3ВО13, 3ВО14 (с полным и уменьшенным зарядами) с кассетным снарядом 3-О-13 с осколочными боевыми элементами.
- выстрелом 3ВНС38 со снарядом постановки КВ и УКВ радиопомех 3РБ30-1-8.
- выстрелом со снарядом-постановщиком активных радиолокационных помех 3НС30.
- выстрелом 3ВДЦ8 с дымовым целеуказательным снарядом.
- выстрелом 3ВОФ64 с корректируемым снарядом с лазерной подсветкой 3ОФ39 комплекса 2К25 «Краснополь». [1] (недоступная ссылка)
ТТХ
- Калибр, мм: 152
- Максимальная дальность стрельбы, км: ОФС — 24,7; ОФС с газогенератором — 28,5
- Минимальная дальность стрельбы, км: 6,5
- Скорострельность, выстр./мин.: 7
- Начальная скорость ОФС при температуре заряда 15°С, м\с: 810
- Давление в УМ при угле возвышения ствола 0° Мпа (кгс/см2): 9,5±0,5 (95±5)
- Угол возвышения, град.: −3…+70
- Угол горизонтального наведения, град.: −27…+28
- Кучность стрельбы:
- По дальности, Вд/Х мак: 1/363
- По боку, Вб, м: 11
- Масса ОФС, кг: 43,56
- Масса заряда (дальнобойного) кг: 12,05
- Масса гаубицы в походном положении кг: 7000
- Масса ствола кг: 2599
- Масса дульного тормоза кг: 170
- Длина гаубицы в походном положении мм: 12700
- Ширина гаубицы: 2500
- Высота гаубицы: 2950
- Длина ствола с дульным тормозом мм: 8130
- Длина направляющей части канала ствола мм: 6184
- Число нарезов: 48
- Максимальная скорострельность, выстрел/мин: 7
- Высота линии огня мм: 1330
- Предельная длина отката на дальнобойном заряде мм: 1000
- Количество жидкости в тормозе отката, л: 17,5
- Количество жидкости в кожухе люльки, л: 10,5
- Количество жидкости в накатнике Мпа (кгс/см2): 5,5±0,25 (55±2,5)
- Количество жидкости в мультипликаторах накатника л: 1,0
- Дорожный просвет мм: 400
- Ширина колеи мм: 2150
- Время перевода гаубицы из походного положения в боевое, мин: 2—2,5
- Скорость буксирования по грунтовым дорогам км/ч: 60
- Боевой расчёт, чел.: 8[1][2]
На вооружении
- СССР СССР — перешли к образовавшимся после распада государствам, а именно:
Боевое применение
Примечания
Литература
- В. Н. Шунков. Энциклопедия артиллерии особой мощности. — Минск: Харвест, 2004. — 448 с. — (Библиотека военной истории). — ISBN 985-13-1462-5.
- Е. И. Трембач, К. П. Есин, А.Ф. Рябец, Б.Н. Беликов. «Титан» на Волге. От артиллерии к космическим стартам / Под общей ред. В. А. Шурыгина. — Волгоград: Станица-2, 2000. — 176 с. — 1000 экз. — ISBN 5-93567-014-3, ББК 63.3(2)6.
- 2А65 ТО. Часть 1. Техническое описание // 152-мм гаубица 2А65. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. — Москва: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1991.
Ссылки
Артиллерия СССР после 1945 года | ||||
---|---|---|---|---|
| ||||
|
wikiredia.ru