«МС-21 — итоги 2018 года» в блоге «Авиация»
В феврале 2018 года «Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку 50 самолётов МС-21. «Аэрофлот», у которого уже самый большой парк самолётов SSJ100, станет крупнейшим эксплуатантом МС-21. Первый самолёт поступит в авиакомпанию в 2020 году, последний — в 2026 году. Срок аренды составит 12 лет с возможностью продления.
Контракт на такое большое количество ВС одного типа, испытания которого ещё даже не завершились, может показаться странным и недальновидным со стороны крупнейшей российской авиакомпании. Но здесь нужно учитывать, что «Аэрофлот» — это не просто бизнес-проект. Компания боле чем на 50% принадлежит государству, и поэтому именно ей предназначено осваивать новую отечественную авиатехнику.
В марте на Иркутском авиазаводе завершилась постройка второго опытного самолёта МС-21-300. 25 марта машина была передана из цеха окончательной сборки в лётно-испытательное подразделение предприятия. 12 мая самолёта с бортовым номером 73053 (0003) выполнил первый полёт, который проходил на высоте до 3000 метров при скорости до 400 км/час. Затем самолёт был окрашен и 20 июля совершил шестичасовой перелёт из Иркутска на аэродром ЛИИ им. М.М.Громова в Жуковском.
31 августа борт RA-73051 выполнил первый полёт в тёмное время суток. Взлёт состоялся в глубоких сумерках, а посадка производилась, когда на аэропорт опустилась ночь. В ходе полёта было проверено функционирование оборудования навигации и посадки, а также внешнего светотехнического оборудования. Для инструментального тестирования систем самолёт выполнил несколько проходов над взлётно-посадочной полосой с двух направлений на различных высотах.
В конце августа в ЦАГИ прошли сертификационные статические испытания крыла на основной расчётный случай манёвра с максимальной вертикальной перегрузкой, равной 2‚5. К крылу прикладывались нагрузки, достигающие 142,5% от эксплуатационных значений, остальные агрегаты — фюзеляж, горизонтальное оперение и силовая установка — подверглись действию уравновешивающих нагрузок. Все элементы показали хорошее соответствие нормам прочности.
Как следствие проведённых статических испытаний, 13 сентября самолёт провёл в воздухе более трёх часов и прошёл тестирование на сваливание.
В октябре состоялось знаменательное событие — двигатель ПД-14, который разрабатывался специально под МС-21, получил сертификат типа, что позволяет рассматривать его как силовую установку и для других типов отечественных самолётов. Например, его планируется устанавливать на средний военно-транспортный самолёт Ил-276.
В соответствии с планом поставок самолётов заказчикам, ПД-14 будет установлен на половину из первых 630 серийных МС-21. Ключевой заказчик «Аэрофлот» получит все МС-21 с двигателями Pratt Whitney, Red Wings — четыре самолёта с ПД-14 и 12 машин с PW1400G-JM.
На 315 из 630 МС-21 может быть установлен двигатель ПД-14 без дополнительного согласования с американской стороной. Из первых 110 самолётов 35 будут выпущены с ПД-14, а 75 — с американским PW1400G. В следующей партии из 240 МС-21 российский двигатель получат 115 самолётов, американский — 125. Затем в партии из 279 самолётов ПД-14 поставят на 165 самолётов, PW1400G — на 115. С 631-го самолёта выбор двигателя останется на усмотрение заказчика.
Начало лётных испытаний МС-21 с двигателями ПД-14 запланировано на 2019 год. Корпорация «Иркут» не сообщала о том на какой борт они будут установлены, но можно предположить, что это будет четвёртый лётный образец (з/н 0006).
29 ноября борт RA-73051 выполнил испытания на определение допустимых значений угла тангажа. При этом на одном из этапов полёта самолёт снижался до касания ВПП, а затем набирал высоту с нуля до 1768 метров за 97 сек, что соответствует скороподъёмности более 18 м/сек. Для защиты хвостовой части от повреждений при касании поверхности ВПП, на нижней части фюзеляжа смонтирована специальная предохранительная пята.
26 декабря из Иркутска пришло сообщение, что завершилась постройка третьего опытного самолёта. Машина переведена из цеха окончательной сборки на ЛИС авиазавода. Его первый полёт и подключение к программе сертификационных испытаний запланировано на март 2019 года. Четвёртый опытный самолёт (з/н 0006, бортовой RA-73056) должен выполнить первый полёт в середине лета.
К 1 января 2019 года в Иркутске завершалась сборка фюзеляжа четвёртого опытного лётного образца з/н 0006. Идёт сборка отсеков фюзеляжа первого самолёта, предназначенного для поставки заказчику — это борт 0007 (RA-73057).
29 ноября из публикации в газете «Коммерсант» стало известно, что по просьбе корпорации «Иркут» сертификация МС-21 в России отложена на июль 2020 года. А из-за неготовности отдельных узлов самолёты начнут поступать на российский рынок во второй половине 2020 года вместо начала, как планировалось ранее.
Ранее директор Департамента авиационной промышленности Минпромторга РФ Равиль Хакимов заявлял, что сертификация МС-21 должна завершиться до 2020 года.
О том, что Россия может столкнуться с проблемами при экспорте пассажирских самолётов МС-21 в связи с тем, что российская сертификация пока не признаётся в Европе и США, сообщил генеральный директор Ростеха Сергей Чемезов в интервью газете «Ведомости».
Пока мы пользуемся старыми сертификатами, которые выдал МАК, — на ту технику, которая ранее была создана и которая уже поставляется. А вот с новой техникой, если Росавиация не сможет договориться о процедурах взаимного признания, подписать регламенты с международными органами сертификации, действительно могут быть проблемы. Это касается, например, экспорта самолётов, того же МС-21, на который мы делаем большую ставку», — сказал Чемезов.
По его словам, отсутствие решения по поводу признания российской сертификации в Европе и США ограничивает начало активных переговоров с потенциальными зарубежными покупателями.
«Я говорил на эту тему с министром транспорта Евгением Дитрихом, он пообещал, что до конца первого квартала следующего года вопрос решится», — заключил Чемезов.
В 2018 году была сертифицирована отечественная композитная нить, по прочности не уступающая американским и европейским аналогам, в том числе применяемым в производстве крыла МС-21. В США понимают, что самолёт будет реальным и опасным конкурентом самым последним модификациям Boeing 737. Как следствие — завод «Аэрокомпозит», выпускающий исключительно гражданскую продукцию — крыло МС-21, в сентябре попал в очередной санкционный список.
sdelanounas.ru
Новости России. Самолет МС-21, последние новости сегодня.
Ситуация уже совсем не такая тревожная, как это представляется многим наблюдателям и как ее преподносят некоторые СМИ» — заявил нам один из высших топ-менеджеров компании «АэроКомпозит», просивший сохранить инкогнито. «Варианты замены американского сырья есть. Более того, мы давно их прорабатываем. И мы совершенно точно не намерены отказываться от использования композитов в крыльях МС-21. Такой вариант никогда не рассматривался даже в сугубо теоретическом ключе. Но о нюансах говорить не могу — это прерогатива ОАК» — сообщил управленец. Заметим, что в самой ОАК прямо заявили, что проект МС-21 будет продолжен несмотря ни на что, признав тем не менее, что «это потребовало дополнительных мер для обеспечения бесперебойного хода программы создания композитного крыла».
Напомним, что впервые проблема бесперебойных поставок химически чистого сырья для производства так называемых «черных крыльев» авиалайнера МС-21 возникла еще в 2015 году, после включения ОАК в санкционный список Госдепа США. Тогда американская компания Hexсel выбранная «АэроКомпозитом» в качестве главного поставщика уведомила российскую сторону о невозможности работы в прежнем режиме. Но тогда проблему вроде бы удалось решить. Во-первых, потому, что в санкционном списке присутствовала только сама ОАК, а не ее дочерняя компания «АэроКомпозит». А во-вторых, потому, что поставки сырья носили скорее эпизодический, если не сказать экспериментальных характер. И это легко объяснимо. Первые партии гранул Hexсel использовались лишь для тестирования оборудования на заводе «Аэроомпозит» в Ульяновске и выпуска пробных, установочных партий крыльев для испытаний, сначала как самостоятельных образцов, а затем и в составе самолета МС-21.
Тем не менее, уже тогда было ясно, что пресловутые гранулы – это мощный рычаг давления на все наше гражданское авиастроение. И это тоже легко объяснимо. Не секрет, что во всем мире до недавнего времени было всего три-четыре компании, способные выпускать химически чистое сырье для производства композитных крыльев большого удлинения (создаваемых по технологии вакуумной инфузии) – это, главным образом, Hexсel, Toray и Mitsubishi.
Используемые этими компаниями технологические секреты производства не известны, но они позволяют добиться такого качества сырья, которое при производстве композитных конструкций исключает даже микроскопическое содержание воздуха. Это особенно важно для гражданской авиации, так как позволяет предотвратить образование микротрещин в крылья магистральных самолетов даже на запредельных режимах полета.
Политическое руководство нашей страны все это отлично понимало. В результате уже тогда была поставлена задача ведущим российским отраслевым институтам бросить все силы на создание отечественных химических гранул такого же качества. Ее решением занимались, в частности Росатом, ВИАМ, ИНУМиТ и Сибирское отделение РАН. И судя по всему, весьма успешно. «За последние годы в этой области мы очень сильно продвинулись вперед. Можно сказать, что высококачественное сырье для авиационных композитов уже создано. Более того, уже прошли испытания сделанных из него композитных конструкций на определенном объекте» — заявил нам один из высокопоставленных представителей российской авиационной науки. А раз так, то можно не сомневаться, что отечественная замена американским материалам для МС-21 появится в самое ближайшее время. «Что же касается других материалов для выпуска «черных крыльев», в частности тканей и некоторых других элементов, то мы их будем закупать, например, в Турции и Китае» — сообщил «Эксперту» представитель авиационного материаловедческого института, прямо задействованного в программе МС-21. Правда, надо понимать, что изготовление новых «черных крыльев» для этого самолета и их испытания, а также отладка системы производства и поставок займет не менее 6 лет. При этом на сертификации самого самолета это сказаться не должно. «Замена материала не влечет конструкционных изменений и может быть оформлена как дополнение к сертификату типа без изменения сроков» — утверждают в ОАК.
Тем не менее, ясно, что продажа МС-21 на мировом рынке начнется не ранее середины следующего десятилетия. И это именно то, чего добиваются американцы. Не секрет, что МС-21 будет как минимум на 5% экономичнее существующих узкофюзеляжных лайнеров последнего поколения Boeing 737 MAX и Airbus A320neo, которые не имеют так называемых «черных крыльев» и поэтому намного менее экономичны в эксплуатации. А значит, появление МС-21 могло бы сильно сократить доходы американских и европейских авиастроителей. Конечно, авиакомпании мира не встанут за ним в очередь, но будут требовать от Boeing и Airbus дополнительные скидки мотивируя это техническими преимуществами нового российского самолета. Такой сценарий явно не устраивает США, которые решили всеми способами оттянуть срок старта продаж МС-21 на несколько лет. Это вполне вписывается в стратегию конкурентов, так как к этому времени Boeing и Airbus начнут проектировать новые узкофюзеляжные лайнеры с теми самыми «черными крыльями» и принимать на них заявки от авиакомпаний. И МС-21 им помешать уже не сможет.
expert.ru
Статус программы МС-21 на июнь 2019 года
МС-21 — российский среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт, разработанный в КБ им. А.С.Яковлева корпорации «Иркут». Вместимость версии МС-21-300 — от 163 до 211 пассажиров. Дальность полёта — до 6000 км, максимальная взлётная масса — 79 250 кг. Повышенный комфорт обеспечен увеличенной шириной фюзеляжа — 4,06 м — самой большой в своём классе.
Композитное крыло большого удлинения обеспечивает высокое аэродинамическое качество. Двигатели Pratt&Whitney PW1400G-JM и ОДК ПД-14 (по выбору заказчика) отличаются низким расходом топлива, уменьшенным уровнем шума и эмиссии вредных веществ.
Передовые самолётные системы разработаны ведущими российскими и мировыми производителями. Новейшие технологии обеспечивают снижение операционных расходов на 5–7% относительно аналогов.
Программа МС-21 находится на стадии сертификационных испытаний. Самолёт МС-21-300 сертифицируется по российским нормам с последующей валидацией по европейским нормам. В рамках программы сертификации действуют рабочие группы с участием Росавиации и EASA. Испытатели EASA в январе и июне 2019 года провели две сессии полётов. В лётных испытаниях принимают участие три самолёта МС-21-300, оснащённые двигателями PW1400G-JM. Полёты выполняются на аэродроме ЛИИ им. М.М. Громова «Раменское» (г. Жуковский, Московской области).
Самолёт выполнил полёты на высотах и скоростях, которые характерны для основных эксплуатационных режимов. В ходе испытаний достигнуты максимальные значения показателей:
- высота 12 500 м
- М=0,89
- истинная скорость 949 км/час
- продолжительность полёта — 6,2 часа
Подтверждена работоспособность всех систем в широком диапазоне скоростей и высот полёта. Получены поправки для системы воздушных сигналов.
Завершены испытания на предельные углы атаки и флаттер. Выполнены запуски в полёте основных двигателей и вспомогательной силовой установки. Оценены характеристики взлёта и посадки с имитацией отказа двигателя. Подтверждена работоспособность системы инструментальной посадки, а также оборудования навигации, посадки и внешней светотехники при полёте в тёмное время суток. Выполнены полёты на определение минимальных скоростей отрыва.
МС-21 испытали на минимальную скорость отрыва
Лётные испытания подтверждают правильность основных конструкторских и технологических решений, заложенных в конструкцию лайнера.
В испытаниях задействован новый комплекс сбора, обработки и анализа полётной информации. Телеметрическое оборудование обеспечивает управление испытаниями и получение результатов измерений в реальном времени. Новые технологии обработки результатов обеспечивают высокую информативность каждого полёта — система бортовых измерений регистрирует до 40 000 параметров.
В ЦАГИ с 2017 г. ведутся статические испытания планера самолёта МС-21-300. По результатам работ сняты основные ограничения на режимы полёта. Из материалов российских поставщиков изготовлены крупногабаритные силовые композитные конструкции: панели кессона крыла и центроплана. Ведётся их тестирование. В ЦАГИ ведётся сборка планера самолёта для проведения ресурсных испытаний.
Третий самолёт, участвующий в лётных испытаниях, оснащён пассажирским салоном и прошёл окраску по серийным технологиям. На четвёртом самолёте для лётных испытаний ведётся монтаж систем, он присоединится к лётным испытаниям в 2019 г. и будет оборудован пассажирским салоном. По серийным технологиям строится самолёт МС-21-300, который пройдёт лётные испытания с двигателями ПД-14. На предприятиях, участвующих в кооперации по программе МС-21, ведётся изготовление деталей и агрегатов самолётов для поставки заказчикам.
Наращиваются возможности участников производственной кооперации. Вводятся в строй новые станции автоматизированных сборочных линий. Введён в строй логистический центр. Ведётся строительство корпусов для аэродромной отработки и кастомизации самолётов.
Производительность Иркутского авиазавода будет поэтапно выведена на уровень 72 самолёта в год. Число твёрдых заказов, по которым поступили авансовые платежи, составляет 175 самолётов. Число заказов по соглашениям о намерениях — около 150 самолётов.
На Московском авиакосмическом салоне МАКС-2019 будут представлены три самолёта МС-21-300.
Подготовлено по материалам корпорации «Иркут»
Загрузка…МС-21 станет главной новинкой МАКС-2019
aviation21.ru
Серийный выпуск МС-21 начнется в июне – Вести Экономика, 26.03.2018
Москва, 26 марта — «Вести.Экономика». Сертификация и серийное производство МС-21-300 начнутся по графику, заявил министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров. Первые лайнеры будут поставлены заказчику в 2018 г. МС-21 разработан Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) и собирается на Иркутском авиационном заводе – филиале ПАО «Корпорация «Иркут» (в составе ОАК).«Иркут» намерен выпускать две версии самолета — МС-21-200 (от 132 до 165 мест) и МС-21-300 (от 163 до 211 мест). Пока компания разрабатывает только самолет МС-21-300, в конце мая он совершил первый полет.
Первые поставки самолета намечены на 2018 г. согласно ранее утвержденному графику.
«В конце 2017 г. началось изготовление различных деталей для следующих пяти серийных самолетов МС-21. В 2018 г. планируется закончить производство летных экземпляров и продолжить производство уже серийных самолетов», — заявил представитель «Иркута».
Ссылки по теме
Ранее ряд лизинговых компаний заключил твердые контракты и рамочные соглашения на поставку самолетов: «Ильюшин финанс» заказал 50 самолетов (твердый контракт), «Авиакапитал сервис» в интересах «Аэрофлота» — 50 самолетов (твердый контракт), «Сбербанк-лизинг» — 20 самолетов, «ВЭБ-лизинг» — 30 самолетов.25 марта 2018 г. на Иркутском авиационном заводе — филиале ПАО «Корпорация «Иркут» (в составе ОАК) — завершена постройка второго опытного самолета МС-21-300, предназначенного для проведения летных испытаний.
При производстве нового самолета учтены результаты тестирования первой опытной машины. 25 марта машина переведена из цеха окончательной сборки в летно-испытательное подразделение предприятия.
«Завершение сборки второго самолета – важный этап в реализации программы МС-21. Подключение в текущем году к летным испытаниям новых машин позволит решить ключевые задачи проекта: в установленные сроки завершить сертификацию МС-21, развернуть серийное производство и поставить первые лайнеры заказчику», — сообщил министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров.
Всего в летных испытаниях будет задействовано 4 самолета МС-21-300.
В настоящее время на Иркутском авиационном заводе собран фюзеляж третьего самолета МС-21-300, ведется сборка отсеков и агрегатов четвертой машины. Идет изготовление деталей и узлов самолета, предназначенного для проведения ресурсных испытаний.
Первый МС-21-300 проходит летные испытания на аэродроме ЛИИ им. М.М. Громова (г. Жуковский). Самолет для статических испытаний проходит тестирование в ЦАГИ.
Летно-технические характеристики самолета МС-21-300
МС-21 будут выпускать с двумя типами двигателей — американским Pratt & Whitney и новейшим российским двигателем ПД-14, который разрабатывает «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК).
Вместимость в двухклассной компоновке — 163 кресла (16 бизнес + 147 эконом), вместимость в плотной компоновке — 211 кресел. Максимальная взлетная масса — 79 250 кг. Максимальная коммерческая нагрузка — 22 600 кг.
Максимальная дальность полета — 6 тыс. км. Основные размеры — длина самолета 42,2 м, размах крыла — 35,9 м, высота — 11,5 м.
МС-21 летает быстрее конкурентов и выигрывает за счет большей экономичности. По расчетам «Иркута», при использовании МС-21 авиакомпании смогут сэкономить до $3 млн в год.
«Иркут» собрал 175 твердых заказов на МС-21, еще 100 заказов находятся в стадии обсуждения. Первым эксплуатантом нового самолета станет «Аэрофлот». Поставки МС-21 начнут в конце 2018 г.-начале 2019 г. «Аэрофлот» намерен купить 50 самолетов.
Каталожная цена МС-21 составит от $90 млн, тогда как европейского конкурента Airbus А320 — $97 млн, американского Boeing 737 новых версий — $95 млн.
www.vestifinance.ru
МС-21 — октябрьские новости | Авиация России
На авиазаводе «Авиастар-СП» в Ульяновске изготовлен комплект панелей фюзеляжа для первого самолёта МС-21, который будет поставлен заказчикам. Это панели на отсеки фюзеляжа Ф1, Ф2, Ф3, Ф4 и Ф5, подкилевой отсек и отсек ВСУ, все 11 дверей, а также хвостовое оперение — киль и стабилизатор в сборе с рулями направления и высоты. Все комплекты отправлены в Иркутск на ИАЗ.
* * *
16 октября второй опытный самолёт МС-21-300 рег. номер 73053 подключился к программе лётных сертификационных испытаний на аэродроме Раменское ЛИИ им. Громова. В соответствии с программой лётных испытаний самолёт выполнил полёты 16, 29 октября и 1 ноября. 29 октября оба опытных МС-21 (бортовые номера RA-73051 и 73053) одновременно находились в воздухе.
* * *
В середине октября в ЦАГИ прошли сертификационные статические испытания планера самолёта МС-21-300 на максимальную нагрузку при посадке. К планеру прикладывались эксплуатационные силовые воздействия, равные 67% от расчётных; на последующих этапах они повышались до 90%. Испытания прошли с положительным результатом: основные силовые элементы конструкции планера выдержали заданные расчётные нагрузки.
* * *
18 октября двигатель ПД-14 получил сертификат типа. Таким образом в России появился свой современный высокотехнологичный ТРДД. Валидация Сертификата типа двигателя в EASA намечена на 2019 год. Двигатель предназначен для установки на МС-21 и на средний военно-транспортный самолёт Ил-276.
До конца 2018 года будет произведено и поставлено на Иркутский авиазавод — филиал корпорации «Иркут» три серийных двигателя ПД-14. Двигатель обеспечит снижение удельного расхода топлива на крейсерском режиме на 15%.
* * *
В Кремле во время встречи генерального директора «Аэрофлота» Виталия Савельева с президентом Владимиром Путиным, Виталий Савельев отметил, что через пять лет в парке «Аэрофлота» будет 200 отечественных машин, из которых 50 — магистральные самолёты XXI века МС-21-300.
* * *
На Иркутском авиазаводе, филиале корпорации «Иркут» в ходе активной подготовки к началу массового серийного производства МС-21 создаётся интеллектуальная система для детального планирования и контроля производственных процессов. Интеллектуальная система состоит из подсистемы укрупнённого планирования и моделирования, а также подсистемы управления производственным расписанием сборки самолёта.
В настоящее время на ИАЗ проходит испытания подсистема укрупнённого планирования и моделирования производственной программы МС-21. Искусственный интеллект визуализирует сформированный номенклатурный план, проведёт моделирование его выполнения и выполнит оценку влияний случайных событий и отклонений на конечные сроки сдачи.
Одновременно на заводе идёт разработка подсистемы управления производственным расписанием сборки самолёта. Она построит сменно-суточные задания для мастеров и рабочих цехов агрегатной и окончательной сборки и будет контролировать исполнение укрупнённой производственной программы в режиме реального времени.
* * *
Исламская республика Иран заинтересована в самолётах МС-21, сообщил посол Ирана в России Мехди Санаи. Он отметил, что Иран может приобрести российские самолёты независимо от того, выполнит ли свой контракт Airbus. «У нас вызывают интерес два типа самолётов — Sukhoi Superjet 100 и МС-21», — отметил дипломат.
Загрузка…aviation21.ru
МС-21: июльские новости | Авиация России
УАП «Гидравлика», входящее в холдинг «Технодинамика», проводит опытно-конструкторскую разработку комплектующих для самолёта МС-21. Предприятие уже подготовило эскизный и технический проекты, а также рабочую конструкторскую документацию для гибких трубопроводов в огнестойком исполнении с защитным покрытием и модулей гидравлических фильтров. В самолёто-комплект входит 95 рукавов и 6 модулей фильтров. В настоящее время специалисты осуществляют подготовку производства для изготовления опытных образцов и проведения предварительных и межведомственных испытаний. Планируется, что серийные поставки комплектующих начнутся в 2019 г.
* * *
Второй опытный самолёт МС-21-300 (бортовой 73053) совершил перелёт из Иркутска на аэродром ЛИИ им. М.М.Громова «Раменское» (г. Жуковский Московской области). Полёт продолжался шесть часов, прошёл штатно, все системы работали без сбоев.
* * *
Сирия и Россия ведут переговоры о развитии экономического сотрудничества, в частности о закупке Сирией самолётов МС-21, заявил посол России в Сирии Александр Кинщак в эфире телеканала «Россия 24».
* * *
На Иркутском авиазаводе завершается сборка третьего опытного лётного самолёта МС-21-300. Началось изготовление деталей ещё для пяти серийных самолётов, сборка которых начнётся в ближайшее время.
* * *
Второй лётный самолёт МС-21-300 совершил полёт в новой окраске. Полёт продолжался 3 часа 7 минут и был выполнен на аэродроме Иркутского авиационного завода — филиала ПАО «Корпорация «Иркут». Полётное задание включало проверки самолётных систем и снятие аэродинамических поправок для системы измерения воздушно-скоростных параметров. Самолёт достиг высоты 9000 м, все системы работали штатно.
* * *
В ЦАГИ прошли исследования особенностей движения самолёта МС-21 по скользкой и покрытой осадками взлётно-посадочной полосе.
Слой осадков на ВПП приводит к уменьшению коэффициента сцепления шасси с поверхностью полосы, появлению сил дополнительного сопротивления, вызванных прокладыванием колеи в слое осадков и ударным воздействием брызг осадков из-под колес самолёта, возможному возникновению глиссирования колёс. Совокупность перечисленных факторов значительно ухудшает путевое управление и эффективность торможения самолёта на ВПП и, как следствие, увеличивает дистанцию взлёта.
Цель работ, проводимых отделением динамики полёта и систем управления ЦАГИ, — оценить влияние толщины слоя воды, слякоти, снега и льда, покрывающих ВПП, на увеличение дистанций взлёта и посадки, а также на изменение характеристик устойчивости и управляемости лайнера. По результатам моделирования определены дистанции нормального взлёта, прерванного и продолженного взлёта при отказе двигателя при различных состояниях поверхности ВПП, выявлены особенности управления самолётом при воздействии бокового ветра и использовании реверса тяги.
Загрузка…aviation21.ru
МС-21 — Pratt&Whitney пока держится
Американская двигателестроительная компания Pratt&Whitney не изменила планы поставки двигателей PW1400G для МС-21, в случае её отказа продолжать сотрудничество с ОАК, самолёты будут оснащаться российскими двигателями ПД-14, заявил глава «Ростеха» Сергей Чемезов в кулуарах аэрокосмического салона IDEX-2019 в Абу-Даби.
«С американцами есть контракт на поставку двигателей. Но у нас уже создан свой двигатель, его испытания завершены. При этом американцы не отказываются от своих обязательств, мы тоже их выполняем. То есть сотрудничество продолжается, — сказал С. Чемезов, отвечая на вопрос о влиянии санкций США на поставки американских двигателей для МС-21. — Но если нам откажут в поставках, мы будем предлагать заказчикам самолёт с нашим двигателем», — подчеркнул глава «Ростеха».
Летом 2018 года корпорация «Иркут» согласовала с компанией Pratt&Whitney условия поставок двигателей PW1400G-JM для самолёта МС-21 и сформировала план оснащения авиалайнера американскими и российскими двигателями.
В соответствии с планом, «Иркут» намерен оснастить российскими двигателями ПД-14 половину из первых 630 самолётов. Ключевой заказчик «Аэрофлот» должен получить все МС-21 с двигателями Pratt&Whitney, а Red Wings — четыре самолёта с ПД-14 и 12 с PW1400G -JM.
На 315 из 630 лайнеров может быть установлен российский двигатель без дополнительного согласования с P&W. Из первых 110 самолётов 35 будут выпущены с ПД-14, а 75 — с PW1400G . В следующей партии из 240 МС-21 российский двигатель получат 115 самолётов, американский — 125. Затем в партии из 279 самолётов ПД-14 поставят на 165 самолётов, PW1400G — на 115. С 631-го самолёта выбор двигателя останется на усмотрение заказчика.
Сергей Чемезов усомнился, есть ли риск лишиться из-за санкций других комплектующих для МС-21.
«Думаю, вряд ли. Многие комплектующие мы производим уже сами. По целому ряду систем сейчас идут работы, мы будем готовы к их производству в ближайшее время. К тому же санкции не мешают нам обращаться к поставщикам в тех регионах мира, которые рады сотрудничеству с Россией», — ответил он на соответствующий вопрос.
ПД-14 получил сертификат типа
В тоже время по словам главы «Ростеха», из-за прекращения Соединенными Штатами Америки поставок композитных материалов серийное производство самолётов МС-21 сдвигается на конец 2020 года.
«В связи с тем, что американцы остановили поставку композитных материалов, мы переходим на свои композиты. Необходимые разработки и российские партнёры, в частности, «Росатом», уже есть, – сказал он журналистам. — Срок запуска в серийное производство несколько сдвигается. Мы должны были уже к концу этого года выпустить несколько самолётов серийно, а сейчас это сдвинется к концу 2020 года, то есть, на год сдвигается», – уточнил глава госкорпорации.
Он подчеркнул, что композитные материалы будут российскими, а не покупаться из-за рубежа.
«Никаких препятствий для реализации проекта МС-21 нет. Санкции не помешают нашей авиационной отрасли довести до конца создание авиалайнера. Правительство держит на контроле ситуацию, в том числе и по поставкам композитных материалов», – сообщили 10 января 2019 года в аппарате вице-премьера Юрия Борисова.
На 1 января 2019 года на Иркутском авиазаводе третий опытный самолёт МС-21-300 (№ 0004) передан на ЛИС для аэродромных отработок. Машина начнёт летать весной 2019 года. В Иркутске завершается сборка фюзеляжа четвёртого опытного лётного образца МС-21 (№ 0006). Начата сборка отсеков фюзеляжа первого самолёта, предназначенного для поставки заказчику — это борт 0007. Всего в программе сертификационных испытаний МС-21 задействованы два опытных образца для проведения наземных статических и ресурсных испытаний в ЦАГИ, и предполагается задействовать четыре лётных образца, которые до середины 2020 года должны суммарно выполнить 1700 испытательных полётов.
Американских материалов, поставленных структурам ОАК, хватит, по оценкам производителя, на семь MC-21, сообщает РБК. При их замене на российские аналоги будет необходимо сертифицировать только крыло, что не займёт много времени.
Представитель «Ростеха» подтвердил РБК, что результаты испытаний показали: замена материалов не повлечет изменений в конструкции крыла. А в соответствии с поставленной задачей, стоимость российских композитов коммерчески будет привлекательнее американских и японских аналогов.
США не смогут остановить запуск МС-21 в серийное производство
МС-21 должен стать первым среднемагистральным самолётом, созданным в постсоветской России, а жёсткое композитное крыло большого удлинения является одним из его конкурентных преимуществ, существенно улучшающее его аэродинамические характеристики.
Загрузка…aviation21.ru