Авиалайнер XXI века: в чем секрет новейшего российского самолета МС-21

17 октября 2017, 11:18,

обновлено 28 мая 2017, 06:56

Самолет МС-21 17 октября совершил первый дальний полет с аэродрома Иркутского авиазавода в аэропорт города Жуковский, сообщил Минпромторг РФ. Полет прошел в штатном режиме и длился более шести часов.

«Сегодня первый опытный экземпляр самолета МС-21-300 совершил перелет с площадки Иркутского авиационного завода на аэродром «Раменское» (г. Жуковский — прим. ТАСС), для продолжения программы летных испытаний, которая выполняется в соответствии с графиком», — заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

Самый первый полет нового российского пассажирского самолета МС-21-300 («Магистральный самолет XXI века») состоялся 28 мая на аэродроме Иркутского авиационного завода. Эта машина — первый лайнер, сделанный полностью по западным стандартам с учетом мировых тенденций и реального спроса на рынке. Созданный без советского задела, он является вторым после Sukhoi Superjet 100 (SSJ, ближнемагистральный самолет. — Прим. ТАСС) масштабным российским проектом в области гражданской авиации.

МС-21 — проект семейства ближне- и среднемагистральных реактивных пассажирских узкофюзеляжных самолетов. Он рассчитан на осуществление полетов на расстояния порядка 6 тыс. км и создается в качестве замены лайнерам Ту-154 и Ту-204/214, а также самолетам зарубежного производства Airbus А320, Boeing 737 и другим.

МС-21 по своему технологическому уровню превосходит те гражданские суда, которые к настоящему времени летают. Уверен, что это будет хорошая машина, экономичная, надежная

Дмитрий Медведев

премьер-министр РФ

Создание лайнера

Разработка ведется ОАО «Опытно-конструкторское бюро им. А.С. Яковлева» и ПАО «Корпорация «Иркут» (входят в состав Объединенной авиастроительной корпорации, ОАК) на базе нереализованного проекта Як-242 конца 1980-х годов.

Читайте также

Лайнер будущего: в Иркутске представлен новый российский самолет МС-21

В 2014 году вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявлял, что серийные машины проекта МС-21 будут называться Як-242. Однако в 2015 году было заявлено, что самолет не получит обозначение Як-242, а так и останется МС-21. Прежде всего это было связано с продвижением на мировом рынке: репутация будет расти вместе с новым самолетом.

Рогозин неоднократно заявлял о максимальной концентрации усилий и слаженном взаимодействии ОАК и Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) при созданию самолета МС-21. По его мнению, без этого невозможно создать конкурентный продукт, учитывая, что большинство комплектующих МС-21, включая его двигатель, принципиально новые разработки.

Рогозин подчеркивал, что, несмотря на наличие другого нового самолета SSJ-100 (первый полет был осуществлен в 2008 году, эксплуатируется с 2011-го. — Прим. ТАСС), на разработчиках МС-21 лежит огромная ответственность.

Здесь все новое и очень много отечественного, и, поскольку все новое, мы с вами прекрасно понимаем, как это все должно быть адаптировано друг к другу, начиная от черного композитного крыла, заканчивая авионикой

Дмитрий Рогозин

вице-премьер РФ

8 июня 2016 года на церемонии выкатки нового самолета премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заверил, что Россия не исчезнет из «высшей лиги» мирового авиастроения.

Новые проекты в авиастроении, по понятным причинам, дело совсем не дешевое. Вообще государств, где развито авиастроение, очень немного. Это называется «высшая лига». И мы ни в коем случае не должны из этой «высшей лиги» исчезнуть

Дмитрий Медведев

премьер-министр РФ

Он подчеркнул, что Россия способна создавать самолеты, конкурирующие с иностранными производителями. «Нынешнее событие подтверждает, что мы способны такие машины создавать, которые продвигают вперед наше авиастроение и будут конкурировать с другими самолетами», — сказал премьер.

Экономичный, технологичный, отечественный

Разработаны две модификации самолета с типовой двухклассовой компоновкой: базовый МС-21-300 (163–211 мест) и укороченный вариант — МС-21-200 (на 132–165 мест). Сертификация последнего намечена на 2019–2020 годы.

© ТАСС/Корпорация «Иркут»/Ruptly

Для каждой модификации предусмотрены версии с обычной (3500 км) и увеличенной (5000 км) дальностью. В дальнейшем могут появиться и дальнемагистральные версии (до 7000 км).

От SSJ-100 самолет МС-21 отличается увеличенной дальностью полета (максимально 4578 км против 6400 км) и большим количеством посадочных мест. В SSJ-100 максимально может поместиться 108 пассажирских кресел, в МС-21 — до 211 кресел.

На МС-21 будет наивысший уровень комфорта для пассажиров благодаря увеличенной ширине пассажирского салона. Увеличенный диаметр фюзеляжа (4,06 м) обеспечивает увеличение емкости багажных полок в пассажирском салоне и багажных отсеков, расположенных под его полом.

По данным журнала «Крылья Родины», у МС-21 на одно пассажирское кресло приходится около 27 дюймов поперечного сечения фюзеляжа (у самолета Airbus А330 — 25 дюймов,  Boeing 787 — только 24 дюйма). Ширина пассажирского кресла увеличена до 18 дюймов (у А330 — 17), а проход между креслами — до 22,5. Это гораздо больше, чем у конкурентов. Пассажиры смогут более комфортно расположиться при длительных перелетах и получат возможность свободно перемещаться по салону. Кроме того, сокращается время посадки и высадки пассажиров (примерно на 30% лучше самолетов-аналогов).

Пассажирский салон МС-21 также получит новую систему кондиционирования, что должно благоприятно сказаться на самочувствии пассажиров. Также для удобства планируется использовать трехсезонное регулирование температуры.

Первые экземпляры МС-21 будут оборудованы импортным двигателем Pratt & Whitney, в дальнейшем же двигатель будет заменен на отечественный ПД-14.

Это базовый гражданский двигатель нового поколения, который создается широкой кооперацией предприятий ОДК для авиалайнера МС-21. На основе унифицированного компактного газогенератора ПД-14 возможно создание целого семейства двигателей тягой 9–18 тонн, предназначенных для ближне- и среднемагистральных самолетов, вертолетов и промышленных газотурбинных установок. Разработка ПД-14 принадлежит конструкторскому бюро «Авиадвигатель», головной производитель — Пермский моторный завод.

Как отмечают эксперты, при сопоставимых с американским мотором характеристиках двигатель ПД-14 станет еще и родоначальником целой линейки моторов для самолетов. Его более мощные модификации на базе газогенератора, но с редукторным вентилятором (ПД-18Р) будут применяться на Ту-214, Ил-96-300 и Ил-96-400Т. Вариант двигателя меньшей мощности ПД-10 — на самолетах SSJ-100.

Читайте также

Корпорация «Иркут»: первый полет МС-21 прошел в штатном режиме

Еще одно достоинство. В конструкции авиалайнера впервые в отечественном самолетостроении широко применяются композиционные материалы — их около 40%. Применение углепластиков позволило увеличить размах крыла, также композиты используются в хвостовом оперении воздушного судна. Будущий перспективный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) проектируется с учетом опыта создания МС-21.

Еще одним новшеством МС-21, по мнению специализированного издания по авиации «Крылья Родины», является и специальная система снижения нагрузок и управления ими. Ожидается, что за счет снижения веса конструкции самолета в сочетании с его высокой тяговооруженностью можно будет сократить разбег МС-21 почти на 300 м, а также увеличить почти на 600 м его практический потолок по сравнению с самыми новыми аналогами фирм Airbus и Boeing.

Кабина пилотов МС-21 создана с учетом самых современных требований к ее эргономике, что должно упростить пилотирование машины и снизить нагрузку на экипаж.

Концерном «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) разработано более 70% БРЭО МС-21, при этом активно использовался принцип модульной электроники. 

Первый опытный экземпляр

Сборка опытного экземпляра МС-21-300, оснащенного двигателями Pratt & Whitney, завершена на Иркутском авиазаводе 6 июня 2016 года, официальная презентация (первая выкатка из цеха) состоялась 8 июня 2016 года.

Летные испытания опытного экземпляра, первоначально намеченные на II квартал 2016 года, были перенесены на 2017 год. Получение российского сертификата типа и первая поставка заказчику самолетов МС-21-300 запланированы на конец 2018 года.

28 апреля первый летный экземпляр покинул цех окончательной сборки для подготовки к первому полету. 15 мая на аэродроме Иркутского авиазавода самолет МС-21-300-0001 выполнил рулежки, также проверялись различные системы самолета, отрабатывались наземные запуски маршевой и вспомогательной силовой установки. Как отметили в «Иркуте», вся подготовка прошла в соответствии с утвержденным графиком.

Заказы на лайнер

Вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что пакет проавансированных заказов на новый МС-21 составляет 185 машин. На данный момент портфель заказов составляет 285 самолетов.

Читайте также

10 лет ОАК: красота и гордость российской авиации

Первым эксплуатантом станет «Аэрофлот». Планируется, что первый лайнер в компоновке на 175 кресел он получит в IV квартале 2018 года. Всего же в парке авиакомпании будут эксплуатироваться 50 МС-21. Профинансирует поставку лизинговая компания «Авиакапитал-сервис». Твердый контракт на поставки был заключен в 2011 году. Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев заявлял, что поставки первых трех самолетов ожидаются в 2019 году.

В 2015–2016 годах Минпромторг РФ и топ-менеджеры ОАК сообщали, что интерес к самолету проявляют в Индонезии, Саудовской Аравии, Танзании, Иране и еще ряде стран. Однако пока не известно ни об одном твердом контракте на поставку МС-21 за рубеж. Существует только предварительное соглашение о поставке 10 самолетов (4 из них — опцион) с египетской Cairo Aviation. Каталожная стоимость МС-21 — от $85 млн.

В феврале газета «Ведомости» сообщила, что одним из крупнейших заказчиков самолета станет авиакомпания Red Wings. «У Red Wings есть предварительное соглашение с лизинговой компанией «Ильюшин финанс Ко» о получении в лизинг 10 МС-21. Если эксплуатация МС-21 будет эффективной, то их количество может быть увеличено до 15–16″, — сообщил изданию глава лизинговой компании Александр Рубцов.

По его словам, когда в 2019 году начнут поступать МС-21, они постепенно заменят в парке авиакомпании Airbus и Ту. Сейчас в парке Red Wings семь самолетов Ту-204 и Ту-214.

Время покажет, насколько все эти планы будут реализованы, но уже с уверенностью можно сказать, что для российского производителя авиатехники это знаковый и весомый заказ.

Роман Азанов

В материале использованы данные «ТАСС-Досье» и авиационного журнала «Крылья Родины» 

Теги:

Россия

Аргументы и Факты: новости России и мира

34 немецких дипломата покинут Россию

  • 22:28, Экономика

    Politico: в Белом доме обеспокоены угрозой дефолта в США
  • 22:13, Политика

    Подполковник Иванников: жители Кривого Рога выступили против Зеленского
  • 22:06, Политика

    Посол КНР во Франции Лю Шайе прояснил позицию по Крыму
  • 21:45, Армия

    Генерал ВС РФ Тутрин прокомментировал сообщения о бунтах среди боевиков ВСУ
  • 21:35, Происшествия

    На 83-м километре МКАД загорелся автомобиль
  • 21:04, Происшествия

    В Рязани на площади 400 квадратных метров горит городская свалка
  • 20:57, Происшествия

    У берегов Индонезии зафиксировали землетрясение магнитудой 5,8
  • 20:47, Общество

    Сын Пескова рассказал, почему служил в ЧВК «Вагнер» под другой фамилией
  • 20:26, Общество

    Актриса Екатерина Волкова высказалась о брате, обвиняемом в убийстве в США
  • 20:01, Культура

    90-летний Любшин с Семчевым и Киндиновым сыграл премьеру в МХТ
Все новости

Сына Пескова наградили за участие в СВО. Сводка спецоперации за 22 апреля

В мире

«Люди перестают бояться нацистов». На Украине пошли бунты против Зеленского

В мире

Запад активировал новые санкции. Причина дипломатического скандала РФ и ФРГ

В мире

«Украина слабеет с каждым днем». Где именно ВСУ готовят контрнаступление?

В мире

19.04.2023

Еженедельник «Аргументы и Факты» №16

Вопросы повесткиОформить подписку

11.04.2023

«АиФ. Здоровье» №АиФ Здоровье № 7

Как победить зависимость от сосудосуживающих капельОформить подписку

08.11.2022

«АиФ. На даче» №АиФ на Даче № 21-22

Собака на сене: как обеспечить любимому питомцу комфортную зимовкуОформить подписку

Хочу больше

MC-21 может быть более удобным для пассажиров, чем A320 и 737

Запустить конкурента хорошо зарекомендовавшим себя узкофюзеляжным самолетам Boeing и Airbus никогда не было легко, но Россия была готова принять вызов. MC-21 должен стать достойным соперником дуополии, хотя ему еще предстоит проделать определенную работу, чтобы убедить международные авиакомпании вкладывать средства. Но для самих пассажиров конечный результат может быть более комфортным.

Еще 800 миллионов долларов на МС-21

У российского узкофюзеляжного конкурента МС-21 сегодня хорошие новости. Согласно сообщению «Аэротелеграфа», государство инвестирует в проект еще 61 миллиард рублей (около 800 миллионов долларов), о чем сообщил премьер-министр России Михаил Мишустин. Деньги пойдут на развитие проекта, а также импортозамещение комплектующих для реальной русификации самолета.

Компания Simple Flying поговорила с директором по международному сотрудничеству и региональной политике Госкорпорации Ростех Виктором Кладовым о МС-21 в кулуарах Дубайского авиасалона. Он отметил, что узкофюзеляжный вариант выгодно отличается от своих конкурентов, сказав:

«Мы в той же категории, что и Boeing 737 или Airbus A320. Это среднемагистральный узкофюзеляжный самолет вместимостью до 211 пассажиров. Он может вместить от 180 до 211 человек».

Это жесткая конкуренция, с которой сталкивается MC-21, а флагманский узкофюзеляжный Boeing удерживает корону самого продаваемого современного пассажирского самолета. DC-3 было продано больше абсолютных единиц, но большинство из них не были коммерческими самолетами.

Боинг 737 был продан в таком количестве, что теперь он занесен в Книгу рекордов Гиннесса. 10-тысячный 737-й сошел с конвейера еще в марте 2018 года. Но и Airbus A320 не сильно отстает. Несмотря на то, что модель MSN 10 000 вышла на рынок на 20 лет позже, чем модель 737, она была доставлена ​​в октябре 2020 года9.0003 Санкции были расширены за счет поставки материалов для МС-21. Фото: Джоанна Бейли | Простой полет

Для того, чтобы конкурировать с этими мировыми гигантами, даже для того, чтобы завоевать небольшую долю рынка за пределами России, МС-21 должен предложить нечто большее. Если сравнивать его с 737 MAX 8 и A320neo — двумя самолетами, к которым он наиболее близок по грузоподъемности, — дальность полета МС-21 будет меньше. Итак, где она может выиграть у авиакомпаний?

Улучшение обслуживания пассажиров?

Несмотря на то, что поездка на узкофюзеляжном транспортном средстве, как правило, не очень длинная и не очень сложная, мы все же хотим насладиться комфортом на борту. Извечная проблема ощущения себя сардиной в банке — это то, что производители сидений и дизайнеры салонов часто пытаются решить, но с переменным успехом. Хотя «Иркут» ничего не может поделать с плотностью, выбранной операторами МС-21, он создал дополнительное пространство по сравнению с конкурентами. Кладов пояснил,

«Хорошо то, что выше. Салон выше и шире, чем у Airbus, что должно обеспечивать больший комфорт для пассажиров как бизнес-класса, так и эконом-класса. Также стало больше места для багажа. Так что это действительно очень хороший самолет».

Широкая кабина понравится пассажирам и членам экипажа. Фото: Сумит Сингх | Simple Flying

Ширина салона МС-21 составляет 4,06 м, что делает его самым широким узкофюзеляжным самолетом в мире. Для сравнения, A320neo имеет ширину 3,7 м, а ширина 737 MAX 8 всего 3,53 м. Может показаться, что эти сантиметры дополнительной ширины не имеют значения, но это не так.

В частности, в МС-21 есть место, позволяющее пассажиру пройти тележку в проходе, при этом бортпроводникам вообще не нужно ее перемещать. Это облегчит походы в туалет, даже когда разносят еду.

Благодаря удлиненному фюзеляжу пассажиры могут увеличить объем багажного отделения на 25 %. Фото: Сумит Сингх | Simple Flying

Эта дополнительная ширина позволяет также использовать большие багажные полки, предлагая на 20–25 % больше места, чем другие самолеты этого класса. С каждой стороны можно разместить шесть сумок ручной клади на двойной ряд, что позволяет каждому пассажиру взять с собой на борт один чемодан на колесиках, если он того пожелает.

Будьте в курсе: Подпишитесь на наши ежедневные и еженедельные дайджесты авиационных новостей.

Будет ли продаваться за пределами России?

Помимо непосредственных преимуществ более широкого салона, он также предоставит авиакомпаниям повышенную гибкость, позволяя при необходимости использовать многоклассовые конфигурации. Он также имеет увеличенную грузоподъемность под палубой. С ценником, который обещает быть примерно на 10% ниже, чем у A320neo, и почти на 20% ниже, чем у MAX, можно было повернуть головы.

Ожидается, что МС-21-300 будет иметь крейсерскую скорость полета 870 км/ч (540 миль/ч) и максимальную высоту полета 12 200 м (40 026 футов). Фото: Сумит Сингх | Простой полет

Тем не менее, МС-21 предстоит тяжелая битва за то, чтобы убедить нероссийские авиакомпании рискнуть. Для некоторых широко освещаемые проблемы с поставкой запчастей для меньшего SSJ-100 по-прежнему являются предупредительным маяком, в то время как другим потребуется, чтобы этот новый самолет зарекомендовал себя еще до того, как он будет рассмотрен.

Но Ростех выстраивает стратегии для решения этих проблем, например, предлагает двигатели Pratt & Whitney для экспортных моделей. Тем не менее, вероятно, потребуется некоторое укрепление доверия, прежде чем самолет действительно выйдет на международный рынок.

ФОТО: «Иркут» выкачивает лайнер МС-21 в тендере на узкофюзеляжную акцию | News

8 июня Россия публично обнародовала заявку Иркута на долю растущего мирового рынка узкофюзеляжных самолетов, присоединившись к конкурентам из Канады и Китая, чтобы бросить вызов американским и европейским гигантам.

В присутствии премьер-министра Дмитрия Медведева в зале «Иркут» загнал первый конструктивно законченный МС-21-300 в ангар для летных испытаний в обширном 80-летнем заводском комплексе, расположенном в Иркутске, столице Восточной Сибири.

«МС-21 по своему технологическому уровню, я бы сказал, превосходит существующие самолеты и самолеты. Уверен, это будет отличный самолет: экономичный, безопасный и надежный. Сегодняшние события подтверждают, что мы способны строить такие самолеты, которые не только продвигают нашу авиапромышленность, но и конкурируют с другими странами», — сказал Медведев через переводчика.

Спустя шесть лет после того, как Аэрофлот заказал 50 самолетов МС-21 для запуска программы, «Иркут» получил в общей сложности 175 твердых заказов от операторов из России и Ближнего Востока. Но это лишь крошечная часть мирового рынка узкофюзеляжных самолетов, на котором в настоящее время доминируют семейства самолетов Airbus A320 и Boeing 737.

BillyPix

«Мы прошли долгий путь и сегодня мы здесь», — говорит Олег Демченко, исполнительный директор «Иркута».

Во многих отношениях семейство самолетов МС-21 представляет собой сложную задачу. Оснащенный парой современных двигателей Pratt & Whitney в качестве одного из вариантов силовой установки, уникально изготовленные композитные крылья МС-21 поднимают самый широкий фюзеляж, который находится под давлением на высоте с самой низкой плотностью в узкофюзеляжном классе. интегрированная кабина экипажа и полное дистанционное управление полетом.

Известный главным образом как завод по производству истребителей Сухого и учебно-тренировочных самолетов Яковлева, «Иркут» вложил значительные средства в производственные технологии для поддержки программы МС-21.

Экскурсия по заводу «Иркут» 7 июня показала фюзеляж и отсеки окончательной сборки, заполненные автоматическими станками для сверления и лазерной центровки для точного сопряжения секций.

В Ульяновске компания «АэроКомпозит», поставщик «Иркута», разработала усовершенствованную систему сборки крыла Сухого для самолета МС-21. Чтобы изготовить обшивку крыла и кессон крыла, AeroComposit скопировала метод отверждения Diamond Aircraft и Fisher вне автоклава для матрицы из углеродного волокна, усиленной с помощью процесса заливки смолы. В случае успеха МС-21 станет первым коммерческим самолетом, вступившим в эксплуатацию с методом внеавтоклавного отверждения первичной конструкции.

«Иркут» пока запустил две самые маленькие версии планируемой семьи из трех человек. Модель на 240 мест, получившая название МС-21-400, остается далекой целью программы.

BillyPix

Но MC-21 также сталкивается со многими проблемами — не в последнюю очередь из-за продолжающегося доминирования на рынке узкофюзеляжных самолетов Airbus и Boeing.