Airbus A330 MRTT | это… Что такое Airbus A330 MRTT?

Airbus A330 MRTT (Multi Role Tanker Transport — «многоцелевой заправщик») является самолётом-заправщиком, построенным на базе Airbus A330-200. Заказы на A330 MRTT разместили ВВС Австралии (обозначение KC-30A), Великобритании (обозначение Voyager), ОАЭ и Саудовской Аравии. Американским ВВС самолёт был предложен под обозначением KC-45.

Содержание

  • 1 Проектирование и разработка
  • 2 Эксплуатация
    • 2.1 Австралия
    • 2.2 Великобритания
    • 2.3 Индия
    • 2.4 ОАЭ
    • 2.5 Саудовская Аравия
    • 2.6 США
    • 2.7 Другие страны
  • 3 Варианты
  • 4 Эксплуатанты
  • 5 Аварии и происшествия
  • 6 Технические характеристики
  • 7 См. также
  • 8 Похожие самолёты
  • 9 Примечания

Проектирование и разработка

Правый заправочный агрегат самолёта Voyager Британских ВВС

A330 MRTT является военной модификацией гражданского лайнера Airbus A330-200.

Он разрабатывался как самолёт двойного назначения — заправщик и транспортный. Для дозаправки в воздухе A330 MRTT может быть оборудован следующими системами в любых комбинациях:

  • ARBS (Airbus Military Aerial Refuelling Boom System — система штанговой дозаправки Airbus) для самолётов, оборудованных системой штанговой дозаправки
  • Подкрыльевые заправочные агрегаты Cobham 905E для самолётов, оборудованных системой дозаправки «шланг-конус»
  • Подфюзеляжный заправочный агрегат Cobham 805E для самолётов, оборудованных системой дозаправки «шланг-конус»
  • Система автодозаправки в полёте.

A330 MRTT несёт 111 тонн топлива (без дополнительных баков), что оставляет запас для погрузки 45 тонн груза. Крыло A330 MRTT заимствовано у Airbus A340 и имеет усиленные точки крепления и топливопроводы для внешних двигателей. Таким образом, для установки заправочных агрегатов на A330 MRTT в конструкцию крыла вносятся минимальные изменения

[2].

Внутреннее пространство A330 MRTT может быть переоборудовано для перевозки пассажиров в вариантах от 380-местного салона для перевозки войск до VIP-салона для командования и особых гостей. A330 MRTT также может выполнять функции санитарного самолёта, позволяя размещать до 130 стандартных носилок. На основной палубе в грузовом варианте могут перевозиться стандартные гражданские грузовые контейнеры и палеты, контейнеры и палеты стандартов ISO и NATO (включая модули кресел), военное оборудование и другие крупногабаритные грузы, которые можно загрузить через боковую грузовую дверь. Как и A330-200, A330 MRTT имеет два грузовых отсека на нижней палубе (передний и задний) и место для перевозки насыпных грузов. Помимо стандартных гражданских грузовых контейнеров, грузовой отсек был переоборудован для перевозки до 8 военных палет.

Для увеличения продолжительности перелётов в передней части салона может устанавливаться отсек для отдыха экипажа. A330 MRTT также может оборудоваться встроенными трапами для посадки и высадки пассажиров на неподготовленных аэродромах.

Для переоборудования стандартные гражданские A330-200 доставляются со сборочного завода Airbus в Тулузе на завод Airbus Military в Хетафе для монтажа систем дозаправки и военной авионики.

В октябре 2010 года в Испании самолёт получил сертификат лётной годности.[3] Первый самолёт в июне 2011 года получила Австралия[4]. Переоборудованием ещё четырёх A330-200 для Австралийских ВВС занимается компания Qantas Defence Services на своей базе в Брисбене[5].

Эксплуатация

A330 MRTT заказали Австралия, Великобритания, ОАЭ и Саудовская Аравия. Австралия стала первым заказчиком этой модификации.

Австралия

KC-30A, бортовой номер A39-004, в Брисбене

Австралийский вариант самолёта получил обозначение KC-30A[6]. Самолёт-заправщик Австралийских ВВС будет оборудован системой штанговой дозаправки и двумя подкрыльевыми заправочными агрегатами Cobham 905E. На самолёты будут установлены двигатели General Electric CF6-80E[7]. Первоначально Австралия намеревалась заказать четыре самолёта и опцион на покупку пятого. Затем было принято решение заказать сразу пятый самолёт для того, чтобы иметь возможность задействовать две пары заправщиков и оставлять пятый в запасе. Австралийские A330 MRTT войдут в состав 33-й эскадрильи Австралийских ВВС, базирующейся на авиабазе Амберли[8].

После заказа A330 MRTT в 2005 году Австралийские ВВС планировали начать получать самолёты с начала 2008 года, чтобы полностью завершить поставки к 2010 году

[9]. Однако поставки задерживаются на два года, что связано с проблемами в разработке заправочной штанги[10]. 30 мая 2011 года KC-30A с бортовым номером A39-003, третий переоборудованный A330, прибыл на базу Амберли и был официально передан ВВС Австралии 1 июня 2011 года[4]. Самолёт с бортовым номером A39-002, второй переоборудованный A330, был доставлен на ту же авиабазу 18 июня 2011 года и передан ВВС 22 июня[11]. В июне 2010 года Qantas Defence Services получила четвёртый самолёт; переоборудование его в заправщик займёт около 10 месяцев[12].

Великобритания

Airbus Voyager Королевских ВВС на заводе Airbus Military в Хетафе

В январе 2004 года Министерство обороны Великобритании объявило о выборе варианта A330 MRTT в качестве самолёта заправщика в рамках программы Future Strategic Tanker Aircraft, призванной заменить существующие самолёты-заправщики на базе L-1011 и VC10.

За этим последовали переговоры с консорциумом AirTanker.

27 марта 2008 года стороны подписали контракт на поставку 14 самолётов с поставкой первой машины в 2011 году[13]. Предусматривается поставка самолёта в двух версиях, получивших обозначение Voyager KC2 и Voyager KC3[14][15]. Первый оборудуется двумя подкрыльевыми заправочными агрегатами Cobham 905E; второй в дополнение к подкрыльевым оборудуется подфюзеляжным заправочным агрегатом Cobham 805E. Оснащение штанговой системой дозаправки контрактом не предусмотрено.

Индия

В 2006 году Министерство обороны Индии объявило тендер на поставку шести заправщиков, в котором приняли участие Ил-78 и Airbus 330 MRTT. В мае 2009 года Индия объявила о выборе Airbus A330 MRTT[16]. Однако в январе 2010 года правительство отменило заказ, сославшись на его высокую стоимость[17]. Предположительно, это решение было принято вопреки намерениям ВВС[18].

После проведения повторного тендера 1 ноября 2012 года Индия выбрала Airbus в качестве «предпочтительного поставщика»[19][20].

ОАЭ

В 2007 году Объединённые Арабские Эмираты объявили о подписании с Airbus меморандума о взаимопонимании в отношении покупки трёх A330 MRTT[21]. EADS, материнская компания Airbus, объявила о подписании твёрдого контракта с ОАЭ в феврале 2008 года[22].

Самолёты ОАЭ будут оборудованы системами штанговой дозаправки и двумя подкрыльевыми заправочными агрегатами «шланг-конус» Cobham 905E. Система штанговой дозаправки на этих самолётах будет включать дополнительный подъёмник для штанги дозаправки. Эта система позволяет поднять штангу даже в случае отказа основной системы[23]. ВВС ОАЭ выбрали для своих заправщиков двигатели Rolls-Royce Trent 700.

Саудовская Аравия

3 января 2008 года Саудовская Аравия подписала контракт на поставку трёх A330 MRTT, оборудованных штанговой системой дозаправки и двумя подкрыльевыми заправочными агрегатами Cobham 905E[24][25]. В июле 2009 года было объявлено, что Саудовская Аравия заказала ещё три заправщика A330 MRTT[26]. ВВС Саудовской Аравии выбрали для своих A330 MRTT двигатели Electric CF6-80.

США

ВВС США начали программу поставок самолётов для замены около 100 самых старых KC-135E Stratotankers, что первоначально исключило из тендера замену наиболее распространённого варианта KC-135R. EADS предложил на конкурс модель A330 MRTT. В 2002 году по результатам тендера победила модель Boeing KC-767[27], однако ВВС отменили заказ на KC-767, когда вокруг сделки разгорелся политический скандал, связанный с предложенным лизинговым контрактом[28].

В 2006 году ВВС опубликовали приглашение к тендеру на поставку новых самолётов-заправщиков, который должен был закончиться в 2007 году. В январе 2007 года требования к самолётам обновились и было объявлено, что в результате тендера победитель получит контракт на замену всего парка KC-135 fleet[29]. EADS совместно с Northrop Grumman снова предложил на конкурс модель Airbus A330 MRTT под обозначением KC-30. Соперником снова стал Boeing KC-767, который в силу меньших размеров вмещает на 20 % меньше топлива и груза, но является более дешёвым. Northrop и EADS объявили о планах сборки самолётов на новом заводе в Мобиле, где будут строиться грузовые модификации A330.

29 февраля 2008 года ВВС объявили о том, что для замены KC-135 был выбран KC-30, получивший обозначение KC-45A[30][31].

18 июня 2008 года Счётная Палата США поддержала протест компании Boeing против присуждения контракта компаниям Northrop Grumman и EADS[32]. Такое решение привело к необходимости для ВВС полностью повторить процедуру торгов[33].

24 сентября 2009 года ВВС США начали новый тендер с более ясными критериями выбора победителя[34]. 8 марта 2010 года Northrop Grumman отозвал свою заявку и объявил, что новые критерии заранее отдают предпочтение предложению Boeing[35][36][37]. 20 апреля 2010 года EADS объявила, что будет участвовать в тендере самостоятельно с моделью KC-45 и по-прежнему предлагает производить сборку самолётов на своём заводе в Мобиле[38]. 24 февраля 2011 года ВВС объявили, что контракт на 35 миллиардов долларов был присуждён Boeing. Заместитель министра обороны США заявил, что Boeing стал «явным победителем» по формуле тендера, учитывающей цену предложений, подготовленность самолётов к военным действиям и стоимость эксплуатации на ближайшие 40 лет[39].

Другие страны

Бразилия рассматривает возможность покупки самолётов-заправщиков на базе A330[40].

В ноябре 2011 года Франция выразила заинтересованность в приобретении 14-ти самолётов A330 MRTT для замены заправщиков KC-135 и транспортных самолётов A340 и A310[41].

В феврале 2012 года Сингапур также выразил заинтересованность в покупке A330 MRTT для замены четырёх своих KC-135[42].

Варианты

A330 MRTT
Airbus A330-200, переоборудованный компанией Airbus Military в самолёт-заправщик.
KC-30A
Обозначение Австралийских ВВС самолёта A330 MRTT с двумя подкрыльевыми заправочными агрегатами и штанговой системой дозаправки в воздухе.
KC-45A
Обозначение ВВС США самолёта A330 MRTT с двумя подкрыльевыми заправочными агрегатами и штанговой системой дозаправки в воздухе. Заказ отменён.
Voyager KC2
Обозначение Королевских ВВС самолёта A330 MRTT только с двумя подкрыльевыми заправочными агрегатами.
Voyager KC3
Обозначение Королевских ВВС самолёта A330 MRTT с двумя подкрыльевыми заправочными агрегатами и штанговой системой дозаправки в воздухе.

Эксплуатанты

Первый A330 MRTT Австралийских ВВС

 Австралия
  • ВВС Австралии: 4 эксплуатируются, 1 заказан. Головной заказчик[12][43].
 Саудовская Аравия
  • ВВС Саудовской Аравии: 6 заказано.
 ОАЭ
  • ВВС ОАЭ: 3 заказано[23].
 Великобритания
  • ВВС Великобритании: 14 заказано (7 KC2, 5 KC3 + 2 для переоборудования в KC3). Первый самолёт передан в 2012 году.

Аварии и происшествия

19 января 2011 года над Атлантическим океаном во время дозаправки истребителя F-16 португальских ВВС с заправщика A330 MRTT, оборудованного штанговой системой, произошло серьёзное лётное происшествие. Во время дозаправки штанга, соединяющая два самолёта, сломалась рядом с местом подключения принимающего самолёта. Сломавшаяся штанга сложилась под фюзеляж A330 MRTT, начала неконтролируемые колебания и отломилась от самолёта-заправщика в месте соединения. Оба самолёта были повреждены, но смогли благополучно приземлиться. A330 MRTT проходил внутренние испытания и предназначался для австралийских ВВС. Австралийских пилотов на борту не было[10].

10 сентября 2012 года на высоте около 8000 м в воздушном пространстве Испании отломилась штанга дозаправки A330 MRTT. Штанга отломилась в месте механического соединения и упала на землю. Самолёт благополучно приземлился. Жертв и пострадавших не было. Происшествие стало результатом преднамеренных действий испытателей. Позднее Airbus пояснил, что такое происшествие не могло случиться в обычных эксплуатационных условиях[44][45].

Технические характеристики

Источники: A330 MRTT[46], KC-30[47][48], Airbus A330[49].

Экипаж: 2 пилота, 1 оператор дозаправки
Вместимость: 380 пассажиров, 8 военных палет + 1 контейнер LD6 + 1 контейнер LD3 (в грузовом отсеке на нижней палубе)
Длина: 58,80 м
Размах крыла: 60,3 м
Высота: 17,4 м
Площадь крыла: 362 м2
Масса пустого: 125 т
Полезная нагрузка: 45 т (не считая топлива)
Максимальная взлётная масса: 233 т

Возможности дозаправки
Масса топлива: 111 т максимально, 65 т при боевом радиусе действия 1800 км и 2-часовом барражировании

Силовая установка: 2 двигателя Rolls-Royce Trent 772B или General Electric CF6-80E1A4 или Pratt & Whitney PW 4168A
Тяга: 320 кН

Лётные характеристики
Максимальная скорость: 880 км/ч
Крейсерская скорость: 860 км/ч
Дальность: 14800 км
Практический потолок: 12600 м

См.

также
  • Airbus A330
  • Airbus A310 MRTT
  • EADS/Northrop Grumman KC-45

Похожие самолёты

  • Boeing KC-135 Stratotanker
  • Boeing KC-767
  • Boeing KC-46

Примечания

  1. The delivery pace accelerates for Airbus Military’s A330 MRTT | Airbus News & Events
  2. A330-200 MRTT Future Strategic Tanker Aircraft (FSTA) — Airforce Technology
  3. A330 tanker gains military certification
  4. 1 2 First RAAF KC-30 arrives | Australian Aviation Magazine
  5. Qantas receives second A330 for Australia’s KC-30 tanker conversion
  6. http://www.airforce.gov.au/Aircraft/kc30a.aspx
  7. PICTURES: Australia gets second KC-30A tanker
  8. http://www.silobreaker.com/DocumentReader.aspx?Item=5_880699395
  9. Air Force News :: Top Stories
  10. 1 2 Boom or bust! – RAAF KC-30 loses boom | Australian Aviation Magazine
  11. Second KC-30A touches down in Australia | Australian Aviation Magazine
  12. 1 2 Qantas Defence Services — Committed to Excellence in Defence Support
  13. BBC NEWS | Business | EADS wins £13bn RAF tanker deal
  14. Ministry of Defence | Defence News | Equipment and Logistics | RAF’s largest ever aircraft arrives in the UK
  15. http://www. raf.mod.uk/rafbrizenorton/rafcms/mediafiles/A1FD98F1_5056_A318_A854158750D5D4EE.pdf
  16. Daily Post North Wales — Business — News — Airbus wins an order from India for its airborne refuelling tanker jet
  17. IAF’s Rs 6000-cr refuelling aircraft tender cancelled
  18. Maintenance Repair and Overhaul (MRO) News, Products, Suppliers and MRO Events
  19. Airbus A330 wins IAF Tanker Tender | idrw.org
  20. Airbus Wins India’s Tanker Rebid | Defense News | defensenews.com
  21. UAE to buy 3 Airbus refuelling aircraft
  22. EADS Global Website — EADS Global Website
  23. 1 2 WebCite query result
  24. Saudi Arabia picks EADS to supply three Airbus A330-based tankers
  25. http://www.eads.com/1024/en/pressdb/archiv/2008/2008/all/20080103_mtad_saudi_moda_mrtt.html
  26. http://www.defensenews.com/story.php?i=4206646&c=EUR&s=AIR
  27. http://www.
    military-aerospace-technology.com/article.cfm?DocID=335
  28. Ex-Pentagon procurement executive gets jail time — Defense — GovExec.com
  29. Air Force Posts KC-X Request for Proposals
  30. At Boeing, shock — and then anger — seattlepi.com
  31. Maintenance Repair and Overhaul (MRO) News, Products, Suppliers and MRO Events
  32. http://www.king5.com/sharedcontent/northwest/pdf/gao_boeing.pdf
  33. http://www.king5.com/topstories/stories/NW_061808BUB_boeing_gao_air_tanker_contract_JM.161e241b.html
  34. Air Force Resumes Tanker Contest — WSJ.com
  35. Northrop Grumman — News Releases
  36. Northrop Grumman declines to bid on latest KC-X RFP
  37. Northrop Withdraws From Bidding on Air Force Tanker — NYTimes.com
  38. http://www.kc45now.com/news-press-releases/04-20-2010.asp
  39. Boeing Wins $35 Billion Contract for Air Force Tankers — NYTimes.com
  40. Brazil to seek deal for A330 tankers
  41. AFP: France to buy Airbus tankers from 2013
  42. Singapore Seeks Tankers, Tranports, ASW — RP Defense
  43. PICTURES: Australia to receive first Airbus Military A330 MRTT
  44. Airbus Military explains cause of A330 boom detachment
  45. EADS Tanker Loses Boom Over Spain
  46. http://www. eads.com/1024/en/businet/airbus/airbus_military/derivatives/A330-MRTT.html
  47. http://www.as.northropgrumman.com/products/kc45tanker/assets/KC30_QuadFold.pdf
  48. http://www.northropgrumman.com/kc45/performance/specifications.html
  49. A330 Family: A330-200, A330-300 — A330 photos, pictures, A330 videos, A330 3D view | Airbus | Airbus, a leading aircraft manufacturer

ВВС Франции получают первый самолет-заправщик Airbus A330 MRTT

Министерство вооруженных сил Франции 6 июля 2018 года распространило фотографии первого построенного для Франции самолета-заправщика Airbus A330 MRTT (французское официальное название Phénix) в полной окраске французских ВВС. Сообщается, что самолет (серийный номер 1735) будет передан ВВС Франции в ближайшее время и 14 июля примет участие в воздушной части военного парада в Париже в честь Дня взятия Бастилии.

Первый самолет-заправщик Airbus A330 MRTT Phénix ВВС Франции (серийный номер 1735), 06. 07.2018 (с) министерство вооруженных сил Франции

Данный борт совершил первый полет на головном сборочном ппредприятии группы Airbus в Тулузе еще 22 июля 2016 года (имел французскую регистрацию F-WWCK), и после летных испытаний перелетел в Испанию в Хетафе (Мадрид), где находится предприятие подразделения Airbus Defence and Space, занимающееся переоборудованием в самолеты-заправщики MRTT (Multi Role Tanker Transport) самолетов А330-200, строящихся в Тулузе. После переоборудования в заправщик самолет начал летные испытания в Хетафе 7 сентября 2017 года (с временной испанской регистрацией ЕС-330).

В конце 2015 года и в 2016 году Главное управление вооружений (DGA) министерства обороны Франции выдало Airbus контракты на поставку девяти самолетов-заправщиков Airbus A330 MRTT (с опционом еще на три самолета). Всего ВВС Франции намерены иметь к 2025 году 12 самолетов А330 MRTT, которые должны заменить ныне эксплуатируемые самолеты-заправщики Boeing KC-135R и C-135FR, а также используемые в ВВС в качестве пассажирских и грузовых самолеты Airbus A340 и A310. Первый самолет А330 MRTT передается ВВС Франции в 2018 году, последующие поставки должны вестись темпом два самолета в год. Общая стоимость закупки 12 самолетов оценивается в 3 млрд евро. В дальнейшем планируется закупка еще трех A330 MRTT.

В ВВС Франции самолеты А330 MRTT поступят на вооружение заправочной группы GRV 2/91 «Bretagne», дислоцированной на авиабазе ВА125 в Истре и сейчас имеющей 14 самолетов-заправщиков Boeing KC-135R и C-135FR.

Cамолеты-заправщики для ВВС Франции относятся к модифицированной версии A330 MRTT Enhanced, первым заказчиком которой ранее стал Сингапур (первый построенный для ВВС Сингапура самолет A330 MRTT Enhanced совершил первый полет в сентябре 2016 года) и отличающейся различными усовершенствованиями в конструкции и бортовой авионике.

Самолеты для ВВС Франции оснащаются двигателями Rolls-Royce Trent 772В и заправочной системой Airbus Refuelling Boom System (ARBS), с хвостовой штангой и двумя подкрыльевыми заправочными контейнерами с гибкими шлангами. Самолеты имеют полный запас топлива 111 тонн и способны перевозить 271 пассажира. Также А330 MRTT для ВВС Франции могут быть использованы в качестве грузовых (с использованием грузовой двери) и медицинских (с установкой медицинского контейнера MORPHEE для перевозки десяти тяжелораненых в условиях интенсивной терапии, и с размещением еще 88 сидячих раненых и медицинского персонала).

Всего Airbus к настоящему времени она получила 57 твердых заказов на самолеты-заправщики A330 MRTT, из которых с передачей первого французского борта будут поставлены уже 30 самолетов. Твердые контракты, по известным данным, включают 14 самолетов для Великобритании (все поставлены), девять для Франции (передается головной), семь для Австралии (шесть поставлены), шесть для Саудовской Аравии (все поставлены), шесть для Сингапура, четыре для Южной Кореи, три для ОАЭ (все поставлены) и восемь в рамках совместной программы MMF под эгидой НАТО для Германии, Норвегии, Нидерландов, Бельгии и Люксембурга. О планах закупки A330 MRTT заявили также Испания и Катар.

Первый самолет-заправщик Airbus A330 MRTT Phénix ВВС Франции (серийный номер 1735), 06.07.2018 (с) министерство вооруженных сил Франции

Tags: airbus, Европа, Испания, Франция, авиация

новых технологических дополнений позволят A330 MRTT оставаться впереди конкурентов: Airbus | News

Компания Airbus Defence & Space продолжает поиск новых технологий для использования с многоцелевым транспортным самолетом-заправщиком A330 (MRTT), так как видит дополнительные возможности для продажи этого типа.

Вдохновленный сертификацией в середине 2022 года своего усовершенствования автоматической дозаправки штанги A3R для адаптированного широкофюзеляжного самолета, первоначально предназначенного для использования ВВС Республики Сингапур, Airbus теперь планирует испытать следующую итерацию системы со следующего года. Планируемая версия A4R позволит осуществлять дозаправку беспилотных транспортных средств в воздухе.

Источник: Airbus Defence & Space. включают испытательный стенд A310 MRTT и тактический беспилотный летательный аппарат Airbus Do-DT25.

«Демонстрация будет проходить поэтапно: групповой полет, управление, а затем дозаправка», — говорит Жан-Брис Дюмон, руководитель отдела военной авиации компании-конструктора. «Что крайне важно изначально, так это обеспечить безопасность ближнего полета, управляемость и отказоустойчивость систем управления, где вы управляете дроном с самолета-заправщика».

Как и в случае с находящейся в эксплуатации технологией A3R, усовершенствование будет основано на использовании заправочной штанги MRTT с дистанционным управлением. Наземные испытания планируется начать на площадке компании в Хетафе недалеко от Мадрида в январе 2023 года. По словам Airbus, группа из шести приемников.

Дюмон описывает работу по разработке технологии как «источник того, что может понадобиться удаленному перевозчику» для использования в качестве части возможностей европейской системы боевой авиации будущего (FCAS).

Airbus также проводит интеграцию дополнительных новых возможностей для A330 MRTT, при этом Dumont идентифицирует работу по улучшению своего оборудования самозащиты и расширению возможностей подключения; последний, чтобы платформа могла поддерживать операции FCAS для франко-немецко-испанской программы.

«Поскольку танкер становится все более и более ключевым активом, нам необходимо иметь уровень самозащиты, более сравнимый с тем, что мы имеем на некоторых истребителях», — отмечает он.

Источник: Бундесвер

Самолет A330 MRTT уже приобретен 14 странами. 14 нациями.

«Мы видим очень многообещающий мировой рынок, [из] около 90 самолетов в ближайшие пару десятилетий», — говорит Дюмон. Этот прогноз не включает США, где платформа LMXT на базе A330-200 продвигается местным генеральным подрядчиком Lockheed Martin для ожидаемой потребности ВВС США в «танкере-мостике».

«Мы видим дополнительные заказы от наших [существующих] клиентов, понимая, что соотношение истребителей на танкер мотивирует их заказывать больше», — говорит Дюмон.

Ожидается, что новый покупатель Канада приобретет шесть самолетов A330 MRTT, включая активы, которые будут переоборудованы из бывших в употреблении самолетов. В настоящее время Оттава завершает деятельность по стратегическому планированию перед подтверждением сделки после выбора, объявленного в апреле 2021 года. Брифинг в Хетафе 12 декабря. «Многие клиенты из соображений экономической эффективности рассматривают возможность приобретения более дешевого «зеленого» самолета. Мы видим, что клиенты — Канада, Испания и некоторые другие — просят предложения о подержанных автомобилях».

В первом квартале 2023 года Airbus также ответит на недавний запрос предложений от Бразилии по модификации двух самолетов A330, ранее эксплуатируемых Azul, в конфигурацию MRTT.

«Нам нужно было время, чтобы понять друг друга, так как они подержанные [самолеты]», — говорит Дюмон. «Пока мы разговариваем, мы собираем наше предложение», — добавляет он.

В настоящее время ВВС Бразилии эксплуатируют один из будущих самолетов KC-30 в пассажирской конфигурации после его прибытия на авиабазу Галео в июле 2022 года.

Источник: Craig Hoyle/FlightGlobal

Первый бывший Iberia A330-200 в настоящее время переоборудуется для ВВС Испании -построить самолет для французских ВВС и бывший экземпляр Iberia, который сейчас находится в модификации для ВВС Испании. Работы по переоборудованию обычно занимают девять месяцев в расчете на одно воздушное судно.

Крейг ХойлКрейг Хойл присоединился к Flight International в 2003 году и редактирует теперь ежемесячное издание с 2015 года. Более 25 лет он пишет о британской, европейской и международной военной авиации и выпускает наш ежегодный справочник ВВС мира.

План Lockheed по доставке своей версии самолета-заправщика Airbus A330 в Америку (обновлено) он выигрывает предстоящий контракт с ВВС США. Сегодня компания раскрыла этот и другие аспекты предлагаемых планов по фактической сборке и переоборудованию LMXT, а также дополнительные подробности о конфигурации самолета для США.

Ларри Галлогли, директор программы LMXT в Lockheed Martin, изложил текущие планы компании относительно LMXT для Зоны боевых действий и репортеров из других СМИ во время телефонного разговора сегодня утром. Компания официально объявила в сентябре прошлого года, что представит этот самолет, специфичную для США производную от многоцелевого транспортного танкера Airbus A330 или MRTT, в ответ на требование ВВС США о дополнительных танкерах, чтобы «преодолеть разрыв» между концом о запланированных закупках самолетов Boeing KC-46A Pegasuses и о приобретении самолета-заправщика в воздухе, который в значительной степени еще не определен. Эта временная программа танкеров обычно упоминается как Bridge Tanker и KC-Y.

В настоящее время ВВС планируют закупить 179 самолетов KC-46A из 13 производственных партий, причем последний из этих самолетов будет доставлен в 2029 году. 140 и 160 примеров любого дизайна, который он выберет. Ожидается, что существующий парк KC-46A и этих новых самолетов-заправщиков в конечном итоге заменит, по крайней мере, подавляющее большинство существующих заправщиков KC-135 и KC-10 ВВС.

KC-135 ВВС США летит на переднем плане, а KC-10 готовится к дозаправке KC-46 на заднем плане., USAF

«Это будет построено в Америке американцами для американцев», — сказал Галлоги. LMXT. «Мы пытаемся найти как можно большую часть цепочки поставок в Соединенных Штатах».

В качестве ключевой части этого плана предложенные Lockheed Martin LMXT начнут свою жизнь как самолет A330, собираемый на заводе Airbus в Мобиле, штат Алабама. Затем эти самолеты отправятся на предприятие Lockheed Martin в Мариетте, штат Джорджия, для переоборудования в танкеры. Галлоги сказал, что на производство каждого из этих самолетов потребуется от трех до четырех лет, при этом на производство «зеленого» A330 потребуется около двух лет, а на его преобразование в LMXT потребуется еще от 18 до 24 месяцев. Этот график может сократиться по мере увеличения производства.

В настоящее время Airbus в основном собирает определенные модели авиалайнеров A320 в Мобиле, но компания уже планирует перенести работы, связанные со старыми моделями A330, на эту площадку в будущем отдельно от сделки с Bridge Tanker. На заводе Lockheed Martin в Мариетте в настоящее время находится окончательная производственная линия для грузового самолета C-130J Hercules, а также сборочная линия, которая производит центроплан в сборе для всех трех вариантов F-35 Joint Strike Fighter.

Интересно, что завод Airbus в Мобиле изначально был предложен в качестве площадки для сборки самолетов A330 и их переоборудования в MRTT для ВВС США в рамках более раннего партнерства между этой компанией и Northrop Grumman. Предложенный Northrop Grumman и Airbus американизированный вариант MRTT, известный как KC-45A, проиграл KC-46A на базе Boeing 767 в 2011 году. тогда известный как EADS для более ранней версии заправщика на базе A330 в 2008 году. Вы можете прочитать больше обо всей этой саге здесь.

В настоящее время Airbus переоборудует самолеты A330, построенные во Франции, в MRTT на заводе в Испании. Хотя детали все еще дорабатываются, мобильную сборочную линию необходимо будет расширить, чтобы приспособиться к увеличению рабочей нагрузки, чтобы удовлетворить требования к мостовым цистернам, а здание L10 в Мариетте необходимо будет переконфигурировать для поддержки преобразований LMXT.

Компания Lockheed Martin выбрала здание L10 именно потому, что оно предлагает огромное количество физического пространства для начала, так как в нем недавно завершилась работа по модернизации C-5 для ВВС США. Это сооружение достаточно велико, чтобы вместить сразу четыре транспортных самолета Galaxy, обеспечивая более чем достаточно места для установки линии переоборудования танкеров.

С C-5 Galaxy снята краска в логистическом комплексе Warner Robins Air Logistics в Джорджии в 2008 году в рамках программы модернизации ВВС США для этого самолета. новые рабочие места для своей существующей рабочей силы для поддержки программы LMXT, не включая те, которые могут быть созданы в других частях цепочки поставок, если компания выиграет контракт KC-Y и эти планы осуществятся. Он также подчеркнул существующее экономическое влияние компании в Алабаме и Джорджии, которое оценивается в 8,3 миллиарда долларов.

В то же время программа LMXT будет продолжаться, «признавая и уважая наличие очень успешной существующей цепочки поставок, поддерживающей MRTT прямо сейчас», — добавил Галлогли. «Мы не хотим делать ничего, что может увеличить общую стоимость самолета или вызвать какой-либо риск в нашем производстве и работе с этим самолетом».

Галлоги отметил, что все это упрощается в немалой степени благодаря существующей сборочной линии Airbus в Мобиле и тому, что A330 уже производятся со значительным количеством компонентов, произведенных в США. Он также отметил, что, хотя Lockheed Martin еще не определилась с тем, какой двигатель может быть установлен на LMXT, два рассматриваемых варианта, один от Rolls-Royce, а другой от General Electric, производятся в Соединенных Штатах.

«Этот самолет должен работать в первый же день», — подчеркнул он. «Итак, мы очень хорошо осведомлены о том, чтобы свести риск к минимуму».

В целом, компания Lockheed Martin явно стремится избежать каких-либо ненужных изменений в базовой конструкции MRTT или его компонентах, и в то же время ищет все возможные способы максимального использования компонентов американского производства. Кроме того, компания планирует создать объекты в Соединенных Штатах для поддержки программы LMXT только в том случае, если она получит контракт на мостовой танкер. Таким образом, по крайней мере некоторое количество прототипов самолетов первоначально будет производиться на европейских производственных и конверсионных линиях Airbus. Airbus также поможет обучить персонал Lockheed Martin в США ключевым аспектам процесса преобразования MRTT и будет поддерживать инженерные работы по первоначальному проекту LMXT, а также любым будущим обновлениям или другим модификациям.

Важно помнить, что все это зависит от заключения контракта с ВВС США. Boeing планирует снова предложить KC-46A для контракта Bridge Tanker. Хотя еще неизвестно, попытаются ли какие-либо другие компании вступить в бой, наиболее вероятно, что соревнование KC-Y станет третьим личным боем между KC-46A и вариантом MRTT за последнее время. 15 лет или около того.

В то же время Lockheed Martin позиционирует LMXT как обладающую явными преимуществами по сравнению с KC-46A и существующими вариантами MRTT. Конфигурация LMXT в значительной степени подчеркивает запас топлива, что, по словам Lockheed Martin, будет ключевым фактором при выборе конструкции ВВС для сделки с Bridge Tanker, даже несмотря на то, что служба еще не завершила свои требования.

Инфографика, показывающая существующие конфигурации A330 MRTT, которые предлагает Airbus., Airbus

«Независимо от того, говорим ли мы с командованием воздушной мобильности, или транспортным командованием, или людьми, занимающимися закупками в Пентагоне, или командирами театра военных действий, номер один приоритетом всегда была разгрузка топлива на расстоянии», — пояснил Галлоги из Lockheed Martin. «Это пробел, который необходимо заполнить, и, очевидно, как вы все знаете, со всем вниманием к Китаю и тиранией расстояния, которая существует на этом театре, у нас есть много топлива, которое нужно переместить. Итак, это приоритет номер один, и именно на этом мы основываем нашу предлагаемую конфигурацию».

В настоящее время LMXT имеет два дополнительных топливных бака в нижней части фюзеляжа, которые вместе могут вмещать около 13 тонн топлива. Это дает LMXT общий запас топлива 135 тонн как для собственного использования, так и для выгрузки в принимающий самолет, а также дальность полета без дозаправки 10 000 морских миль. Это означает, что самолет может перевозить больше бензина, чем типичный MRTT, и лететь дальше без необходимости дозаправки собственных баков, но за счет грузового пространства. Lockheed Martin заявляет, что самолеты по-прежнему смогут перевозить грузы и персонал, а также будут постоянно оснащены оборудованием для воздушной медицинской эвакуации. Воздушные перевозки и авиамедицинская эвакуация важны, хотя часто упускают из виду второстепенные задачи танкеров ВВС США.

Gallogy также подчеркнула зрелость базовой конструкции MRTT, в частности заправочной стрелы, которую Airbus разработал для нее, и системы дистанционного обзора, которую операторы стрелы в главном салоне используют, чтобы направить ее к принимающему самолету. Вся система в том виде, в каком она существует сейчас, является высокоавтоматизированной, как вы можете видеть на видео ниже.

Стрела и система обзора на Boeing KC-46A были одними из самых серьезных из ряда постоянных проблем, которые преследовали самолет на протяжении многих лет. У ВВС и Boeing еще много лет до решения этих проблем, которые значительно ограничивают полезность этих самолетов. В настоящее время есть опасения, что планы по ремонту стрелы и системы дистанционного видения Pegasus могут вызвать новые проблемы и последующие задержки в доведении самолета до полностью рабочего состояния, о чем вы можете прочитать здесь.

Все это может повлиять на то, сколько таких самолетов закупит ВВС в конечном итоге, а также повысить интерес службы к альтернативному проекту программы Bridge Tanker. Пока у Boeing есть контракт только на поставку 91 из ожидаемых 179 самолетов KC-46A. Совсем недавно он поставил ВВС 55-й экземпляр.

«Один высокопоставленный чиновник ВВС США, имя которого останется неназванным, спросил меня, что мы собираемся изменить в самолете, и мы прошли через эти изменения», — сказал Галлоги, подчеркнув очевидное желание службы избежать проблем, которые KC -46А переживает, когда речь заходит о будущем KC-Y. «Он специально сказал: «Вы собираетесь менять стрелу?» И я сказал: «Нет, мы не планируем менять стрелу или систему технического зрения». Он сказал: «Хорошо, не испорти бум».

LMXT также будет оснащен множеством других систем, включая средства связи и другие сетевые возможности, а также функции самозащиты, которые будут отличаться от других MRTT, чтобы соответствовать конкретным требованиям ВВС США. Галлоги подчеркнул, что конфигурация самолета обеспечит значительное пространство для поддержки набора миссий связи и обмена данными и даже, возможно, для ограниченной роли управления боем. ВВС уже изучают возможность использования заправщиков в качестве компонента своих будущих сетевых планов в рамках инициативы службы Advanced Battle Management System (ABMS) и усилий Пентагона по объединенному командованию и управлению во всех областях (JADC2).

«Помимо топлива, самолет должен быть узлом в системе, и мы планируем полный комплект JADC2, — сказал Галлоги. — Когда мы разговариваем с ними [ВВС], их описание узла не просто ретрансляционная станция, это не просто подвесная капсула на крыле … это гораздо более надежный узел связи, потому что эти самолеты будут устойчивыми в этой боевой обстановке. Танкеры будут находиться там все время».

Еще предстоит выяснить, как именно может выглядеть окончательная конфигурация LMXT. Lockheed Martin ожидает, что ВВС окончательно утвердят свои требования к Bridge Tanker к следующему году, с возможностью присуждения контракта в 2024 году. 

Возникает вопрос, может ли LMXT стать реальностью, даже если Lockheed Martin проиграет свою заявку на поставку танкеров в рамках этой программы приобретения. Прямо сейчас компания настаивает на том, что этот самолет будет предназначен исключительно для государственного рынка США, но это оставляет открытой возможность продажи или аренды самолетов ВВС или какой-либо другой ветви вооруженных сил США. Транспортное командование США в сотрудничестве с ВВС изучает, как частные подрядчики, управляющие собственными самолетами или государственными самолетами, могут обеспечить дополнительные возможности дозаправки в воздухе для небоевых миссий, таких как обучение, испытания и оценка. ВМС США уже используют для этой цели подрядчиков. Еще в 2018 году Lockheed Martin сама объявила о партнерстве с Airbus, связанном с дозаправкой в ​​воздухе, которое включало обсуждение предложения MRTT, принадлежащих подрядчику и эксплуатируемых им.

Точно так же неясно, может ли Lockheed Martin в сотрудничестве с Airbus в конечном итоге захотеть или быть в состоянии попытаться продать LMXT или его производную на экспорт. Версия MRTT, которую союзники и партнеры США могут приобрести через американские механизмы военной помощи, такие как программа зарубежных военных продаж (FMS), потенциально может быть очень привлекательным предложением. В настоящее время варианты MRTT находятся на вооружении 14 различных операторов, в том числе многонационального флота, находящегося под контролем альянса НАТО, что дает ему хорошо зарекомендовавшую себя пользовательскую базу.

Несмотря ни на что, планы Lockheed Martin по сборке и переоборудованию LMXT в Соединенных Штатах и ​​сосредоточение внимания на создании цепочек поставок в США подчеркивают, насколько жесткой будет конкуренция за сделку ВВС по поставке Bridge Tanker.

Обновление от 01.02.2022:

После вчерашнего пресс-звонка относительно LMXT War Zone связалась с Lockheed Martin для получения дополнительной информации о возможности предложить самолет правительству США в качестве подрядчика.