Как устроены передний и задний мост грузовика зил-131
содержание .. 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 ..
Ведущие мосты автомобиля ЗИЛ-131Н — часть 1
Задний и промежуточный мосты автомобиля — ведущие. Передний мост — управляемый и ведущий.
Блок: 1/8 | Кол-во символов: 235
Источник: https://motors4x4.ru/zadnij-most-zil-131/
Вариант конструкции с блокируемым дифференциалом
Задний ведущий мост грузовых автомобилей ЗИЛ с одинарной гипоидной главной передачей и блокируемым дифференциалом представлен на рисунке 2.
Рисунок 2 — Задний ведущий мост с блокируемым дифференциалом грузовых автомобилей ЗИЛ
1 — картер; 2 — болт; 3 — втулка; 4, 15 — шестерни главной передачи; 5, 7 — прокладки; 6 — шток; 8 — пневмокамера; 9 — диафрагма; 10 — вилка; 11, 13 — муфты; 12 —корпус; 14 — крестовина; 16 — полуосевая шестерня; 17 — гайка
Ведущая шестерня 4 главной передачи вместе с валом установлена на трех подшипниках. Два роликовых конических подшипника размещены в специальном стакане, а цилиндрический роликовый подшипник — в перегородке картера 1.
Ведомая шестерня 15 главной передачи приклепана к фланцу левой чашки дифференциала. Ее перемещение при пиковых нагрузках ограничивает опорный болт 2, ввернутый в катер и закрепленный контргайкой. Зазор между торцами ведомой шестерни и болта составляет 0,15…0,25 мм.
Зацепление шестерен главной передачи регулируется прокладками 5.
Дифференциал конический, симметричный, малого трения, четырехсателлитный, с блокировкой. Корпус дифференциала состоит из двух чашек, соединенных между собой болтами. В корпусе закреплена крестовина 14 с сателлитами, которые находятся в зацеплении с полуосевыми шестернями 16. Дифференциал установлен на двух конических роликовых подшипниках, затяжка которых производится регулировочными гайками 17.
Дифференциал имеет механизм блокировки, который повышает проходимость и тяговые свойства автомобиля.
В механизм блокировки входят корпус 12 и муфта 13. Корпус крепится болтами к правой чашке дифференциала.
Привод управления механизмом блокировки дифференциала пневматический. Управление механизмом производится клавишей, расположенной в кабине на панели приборов.
При включении механизма блокировки дифференциала сжатый воздух из пневмосистемы автомобиля поступает в пневматическую камеру 8 и воздействует на диафрагму 9. Диафрагма перемещает шток 6 с вилкой 10 и муфтой 11 включения блокировки. В результате муфта 11 включения торцовыми зубьями соединяется с зубьями муфты 13 блокировки, и правая полуось с чашкой дифференциала блокируется.
Полуоси заднего ведущего моста фланцевые, разгруженные. Они прикрепляются к ступицам ведущих колес автомобиля, которые устанавливаются на наконечниках балки моста на конических роликовых подшипниках.
Блок: 2/2 | Кол-во символов: 2648
Источник: https://carspec.info/konstrukciya-vedushhego-mosta-gruzovyx-avtomobilej-zil
Строй-Техника.ру
Строительные машины и оборудование, справочник
Блок: 3/8 | Кол-во символов: 65
Источник: https://motors4x4.ru/zadnij-most-zil-131/
Работа раздаточной коробки
Включение переднего моста происходит за счет электропневматического устройства. Оно состоит из:
- Электровоздушного клапана;
- Пневмокамеры;
- Двух микровыключателей;
- Реле;
- Включателя;
- Сигнальной лампы;
Важно знать, что раздаточная коробка в машине ЗИЛ 131 будет работать нормально, если на поперечине рамы установлен электровоздушный клапан, а на передней стенке картера прикреплена пневмокамера. Микровыключатель располагается на корпусе фиксатора и на корпусе пневмокамеры, а включатель и сигнальная лампа находятся в кабине, а под капотом – реле.
Вид раздаточной коробки ЗИЛ 131
Когда происходит включение, раздаточная коробка автомобиля ЗИЛ 131 постепенно подключает все остальные механизмы в работу. Водителем перемещается вперед рычаг и тут же он поворачивается вокруг точки крепления на верхней тяге и нижним концом через тягу. С помощью штока и вилки муфта перемещается назад и в этот момент соединяются между собой шестерни. Когда перемещается шток, то сразу начинает работу микровыключатель, благодаря ему замыкается цепь реле, которое тут же замыкает цепь на электровоздушном клапане. Опускается книзу якорь электромагнита, открывается впускной клапан и закрывается выпускной.
Чтобы раздаточная коробка на машине ЗИЛ 131 заработала полностью, сжатый воздух из пневмосистемы должен поступить в пневмокамеру, а она должна через шток переместить муфту назад и при этом соединить с зубчатым венцом вала.
Когда происходит выключение на первой передаче, то раздаточная коробка на машине ЗИЛ 131 работает следующим образом:
- Размыкается цепь электромагнита;
- Впускной клапан плотно закрывается;
- Выпускной клапан открывается;
- При помощи возвратной пружины автоматически выключается передний мост.
Чтобы включить вторую передачу, раздаточная коробка на авто ЗИЛ 131 срабатывает так:
- Рычаг поворачивается вокруг точки крепления на нижней тяге;
- Через тягу, шток и вилку перемещается назад муфта и при этом все механизмы соединяются с зубчатым внутренним венцом шестерни;
- С ведущего вала за счет крутящего момента действие переходит напрямую на вал привода мостов задней тележки.
Если движение происходит на скользкой дороге, то нужно включить мост на передней передаче, и цепь электромагнита следует замкнуть принудительно. Для этого надо воспользоваться включателем. Крутящий момент передастся напрямую через шестерни, муфту сразу на вал привода на переднем мосту.
На всех других передачах, если включен передний мост, то крутящий момент будет распределяться прямо пропорционально нагрузкам, которые приходятся на мост задней тележки и мост передний.
Когда включен передний мост, то микровыключателем цепь автоматически будет замкнута, а в кабине водителя загорится сигнальная лампочка.
Смазывается раздаточная коробка на машине ЗИЛ 131 специальным разбрызгивателем. Масло (в данном случае его марка Тап-15в) заливается в картер коробки. Обычная норма его составляет 3,3 л.
Схема подвески раздаточной коробки, управления и клапана управления ЗИЛ 131
Блок: 3/8 | Кол-во символов: 3166
Источник: https://autodont.ru/transmission/transfer-case/razdatochnaya-korobka-avtomobilya-zil-131
Неполадки и способы устранения
Очень часто поломку раздаточной коробки можно предвидеть, для этого следует только перед выездом на трассу осмотреть автомобиль и прислушаться к звукам, происходящих во время работы механизмов.
Неполадки возможны следующие:
- Сильный шум в раздаточной коробке. Это показатель того, что разрушены некоторые детали: шестерни или подшипники. В этом случае раздаточная коробка разбирается, а вышедшие из строя детали меняются;
- Передачи выключаются сами, непроизвольно. Скорей всего износились зубчики кареток или малые зубчатые венцы на колесах. Такая поломка возможна, когда изношены вилки переключения передач. Нужно поменять испортившиеся детали;
- Течет масло и прорвана мембрана. Если обнаружено, что через уплотнительные манжеты происходит утечка масла, то нужно внимательно их осмотреть. Если при осмотре будут обнаружены признаки износа на кромках, то надо их заменить. Если прорвана мембрана в пневмокамере, то ее тоже надо поменять;
- Нарушена регулировка тяги управления и изношены пальцы в вилках тяги. В такой ситуации тяги следует снова подрегулировать, а пальцы поменять.
Блок: 4/8 | Кол-во символов: 1101
Источник: https://autodont.ru/transmission/transfer-case/razdatochnaya-korobka-avtomobilya-zil-131
Защита от роботов
Ведомая цилиндрическая шестерня представляет собой зубчатый венец, который крепится к чашкам дифференциала.
При работе главной передачи крутящий момент изменяется в обеих парах шестерен по величине, а в конической паре, кроме того, и по направлению.
Смазка главной передачи осуществляется разбрызгиванием, для прохода масла к подшипникам в стенках картера имеются каналы. В картеры главных передач всех мостов заливается по 5 л масла.
Регулировка конических подшипников вала ведущей конической шестерни производится при появлении в них осевого зазора и осуществляется подбором регулировочных шайб необходимой толщины, расположенных между внутренними кольцами подшипников. Правильность регулировки проверяется по усилию, необходимому для проворачивания вала в подшипниках. Это усилие, определяемое с помощью динамометра, зацепленного за фланец вала, должно быть в пределах 1,3—2,7 кгс.
Двухрядный конический подшипник ведущей цилиндрической шестерни устанавливается с подобранным регулировочным кольцом и дополнительной регулировки не требует.
Боковой зазор между зубьями конических шестерен должен быть 0,15—0,45 мм у широкой части зуба, что соответствует повороту фланца первичного вала на величину 0,18—0,54 мм при замере на радиусе расположения отверстий под болты и при неподвижной ведомой шестерне. Указанный зазор регулируется перемещением ведущей и ведомой шестерен путем изменения количества прокладок.
Правильность зацепления конических шестерен проверяется на краску по пятну контакта.
Дифференциалы автомобиля ЗИЛ-131 шестеренчатые, конические, устанавливаются ;в картерах редукторов мостов на двух подшипниках каждый. Дифференциалы всех трех мостов одинаковы по устройству и отличаются от дифференциала автомобиля ГАЭ-53А лишь размерами и формой деталей.
Полуоси автомобиля ЗИЛ-131 фланцевые, полностью разгруженные, по устройству и креплению такие же, как у автомобиля ГАЗ-66. Каждая полуось уплотняется сальником, расположенным во фланце балки моста.
Шарниры равных угловых скоростей шариковые, по устройству и работе аналогичны шарнирам автомобиля ГАЗ-66. Отличие лишь в том, что центральный шарик не имеет пальца. В каждый шарнир закладывается по 1,3 кг смазки марки AM.
Читать далее: Механизмы ведущего моста автомобиля ЗИЛ-130
Категория: — Устройство автомобиля
Главная → Справочник → Статьи → Форум
Военная Энциклопедия — историко-архивный военно-патриотический портал
Блок: 5/8 | Кол-во символов: 2430
Источник: https://motors4x4.ru/zadnij-most-zil-131/
Механизмы ведущих мостов автомобиля ЗиЛ-131
Главные передачи двойные (рис. 121) с передаточным числом 7,62. У промежуточного и заднего мостов главные передачи крепятся к балкам мостов горизонтальными фланцами; два болта крепления находятся внутри картера и доступ к ним возможен через люк, закрываемый боковой крышкой. У переднего моста главная передача крепится вертикальным фланцем.
Рис. 121. Задний мост автомобиля ЗИЛ-131: 1 — сапун; 2 — полуось; 3 — ведомая коническая шестерня; 4 — вал ведущей цилиндрической шестсрни; 5 — ведущая коническая шестерня; 6 — пробка заливною отверстия; 7 — ведущая цилиндрическая шестерня; 8 — картер главной передачи; 9, 34 — регулировочные прокладки; 10 -стакан подшипников; 11 — крышка подшипников; 12 — чашка дифференциала; 13 — полуосевая шестерня; 14 — блок сальников подвода воздуха; 15 — колодка тормоза; 16, 17 — сальники ступицы: 18 — замковая шайбы; 19 — контргайка; 20 — шинный кран: 21 — фланец, полуоси; 22 -регулировочная гайка; 23 — винт; 24 — ступица; 25 — шпилька; 26 -опорный диск; 27 — цапфа; 28 — тормозной барабан; 29 — пробка сливного отверстия; 30 — сателлит; 31 — ведомая цилиндрическая шестерня; 32 — ведущий вал; 33 — регулировочные шайбы.
Устройство главной передачи такое же, как на автомобиле КамАЗ-4310 Проверка уровня масла осуществляется при помощи специального указателя, имеющегося в наборе водительского инструмента, этот указатель вставляется в отверстие под один из болтов крепления картера главной передачи к балке моста. Вентиляция картера осуществляется через сапун 1.
Для прохода масла к подшипникам в стенках картера имеются каналы. В картере главных передач всех мостов заправляется по 5 л масла марки ТСп-15К или ТАп-15В.
Регулировка конических подшипников вала ведущей конической шестерни, производится подбором шайб 33 необходимой толщины, расположенной между внутренними кольцами подшипников. Двухрядный конический подшипник ведущей цилиндрической шестерни устанавливается с подобранным регулировочным кольцом и дополнительной регулировки не требует. Боковой зазор между зубьями конических шестерен регулируется перемещением ведущей и ведомой шестерен путем изменения количества прокладок 9 и 34.
Дифференциалы конические, симметричные, по устройству и работе аналогичные таким же дифференциалам автомобиля КамАЗ-4310.
Полуоси фланцевые, полностью разгруженные, по устройству и креплению такие же, как на автомобиле КамАЗ-4310.
Шарниры равных угловых скоростей шариковые. Шарнир состоит из двух кулаков б и 7 (см. рис. 118), четырех ведущих 8 и одного центрирующего 9 шарика. Кулаки имеют выемки специального профиля, в которых размещены шарики. Центральный шарик обеспечивает центрирование кулаков.
При повороте управляемого колеса наружный кулак поворачивается относительно внутреннего, при этом шарики перекатываются по канавкам кулаков и во всех случаях размещаются в плоскости, которая делит угол между кулаками пополам (бисекторная плоскость).
Блок: 6/8 | Кол-во символов: 2940
Источник: https://motors4x4.ru/zadnij-most-zil-131/
Схемы
Изготавливаются раздаточные коробки для авто ЗИЛ 131 по следующим схемам:
- С дифференциальным приводом;
- С блокированным приводом;
- Со смешанным приводом.
Каждый вариант сборки имеет свои особенности. Раздаточной коробкой второго типа обеспечивается синхронное вращение всех мостов. Благодаря такой схеме распределяются крутящие моменты равномерно силе сопротивления.
Раздаточная коробка ЗИЛ 131
У раздаточных коробок, где привод изготовлен дифференциальным, крутящийся момент проходит за счет дифференциала. Благодаря такой схеме выходные валы вращаются с различной угловой скоростью. Такой дифференциал имеет другое название – межосевой.
В раздаточных коробках, где смешанный привод, половина ведомых валов имеют одинаковую угловую скорость, а другая – присоединяется с помощью дифференциала. К «смешанному» типу также относят коробки с блокируемыми дифференциалами.
Из данной классификации можно сделать вывод, что распределяется силовой поток от основной коробки раздаточной на:
- Один передний и один-два задних моста автомобилей;
- Два передних моста и два задних;
- На ведущие колеса левого борта или правого автомобилей.
Вывод следующий. Раздаточные коробки на авто ЗИЛ 131 бывают:
- Межколесными;
- Межтележечными;
- Межбортовыми.
Блок: 6/8 | Кол-во символов: 1214
Источник: https://autodont.ru/transmission/transfer-case/razdatochnaya-korobka-avtomobilya-zil-131
Механизмы ведущих мостов автомобиля ЗиЛ-131
Такое расположение шариков обеспечивает передачу вращения с одного кулака на другой с равной угловой скоростью.
Трущиеся поверхность смарываются смазкой марки AM или Литол-24, которая в количестве 0.3 кг закладывается в корпусе поворотного кулака при сборке.
зил 131 ☆ трансмиссия автомобиля ☆ устройство автомобиля ☆
© Военная Энциклопедия. Карта сайта. При полном или частичном копировании материалов прямая индексируемая ссылка на сайт «военная-энциклопедия.рф» обязательна. О проекте.
Блок: 7/8 | Кол-во символов: 539
Источник: https://motors4x4.ru/zadnij-most-zil-131/
Основные функции раздаточной коробки
Основная задача этого элемента – передавать крутящий момент от двигателя к ведущим мостам авто. Кроме того, с помощью раздаточной коробки в трансмиссии растет число передач. Также их предназначение в следующем:
- Распределять крутящий момент между ведущими мостами, это позволяет лучше обеспечивать проходимость автомобиля;
- Когда крутящий момент на ведущих колесах увеличивается, то сразу преодолевается «качание» колес во время езды по плохим дорогам, на крутых подъемах и по бездорожной местности;
- Обеспечивать устойчивое движение автомобиля на небольшой скорости, когда двигатель работает с наибольшим крутящим моментом.
То есть, главная цель раздаточной коробки – обеспечить хорошую работу автомобиля.
Раздаточная коробка ЗИЛ 131 б/у
Блок: 7/8 | Кол-во символов: 766
Источник: https://autodont.ru/transmission/transfer-case/razdatochnaya-korobka-avtomobilya-zil-131
Конструкция мостов автомобиля ЗИЛ-131
Задний и средний мосты автомобиля — ведущие.
Передний мост — управляемый и ведущий.
Устройство заднего и среднего мостов показано на рис. 1.
Рис. 1
Устройство редукторов заднего, среднего и переднего мостов показано на рис. 2 и 3.
Рис. 2
Устройство поворотного кулака и привода колеса переднего моста показано на рис.
Главные передачи мостов — двойные, состоящие из пары конических шестерен со спиральными зубьями и пары цилиндрических шестерен с косыми зубьями.
Передаточное число конической пары 1,727, передаточное число цилиндрической пары 4,25 и общее передаточное число редуктора 7,339.
Редукторы (рис. 2) заднего и среднего мостов установлены сверху картера моста и крепятся к нему горизонтальным фланцем.
Редукторы заднего и среднего мостов имеют следующее различие.
На обоих концах вала ведущей конической шестерни редуктора среднего моста установлены фланцы 29 и ЗЗ для крепления карданных валов Фланец 33 большего размера установлен на переднем конце вала, а фланец 29 меньшего размера — на заднем конце вала.
Конический роликоподшипник 31 закрыт крышкой 28 с установленным в ней сальником.
Упорная шайба 30 внутреннего кольца роликоподшипника снабжена маслоотгонной канавкой с правым направлением спирали и имеет на торце клеймо С.
Рис. 3
На переднем конце вала ведущей конической шестерни редуктора заднего моста установлен фланец 21, имеющий те же размеры, что и фланец 29 заднего конца вала редуктора среднего моста.
На заднем конце вала редуктора заднего моста вместо фланца установлена распорная втулка 26, а конический роликоподшипник и конец вала закрыты глухой крышкой.
Рис. 4
Упорная шайба 27 не имеет маслоотгонной канавки. В остальном детали редукторов заднего и среднего мостов одинаковы.
Редуктор (рис. 3) переднего моста крепится к картеру моста вертикальным фланцем.
Шестерни, дифференциалы, гнезда подшипников, фланец 24 вала ведущей конической шестерни и все подшипники, кроме подшипника 29 переднего конца вала ведущей конической шестерни редуктора переднего моста, одинаковы с деталями редуктора заднего моста.
Упорная шайба 22 внутреннего кольца конического роликоподшипника ведущей конической шестерни имеет маслоотгонную канавку с левым направлением спирали и на торце клеймо П.
Рис. 5
В крышке 26 (см. рис. 1) правого люка картера редуктора заднего и среднего мостов установлен болт-съемник 27, служащий для выпрессовки пальца реактивной штанги из верхнего реактивного рычага задней
подвески. Во фланце крышки 32 (рис. 3) конического двухрядного роликоподшипника ведущей цилиндрической шестерни редуктора переднего моста имеется отверстие с резьбой, в котором ввернута для хранения пробка 31, используемая для закрывания отверстия в картере сцепления при преодолении брода.
Рис. 6
Передний ведущий мост снабжен поворотными кулаками и рулевой трапецией.
У основания рычагов рулевой трапеции в корпусы поворотных кулаков ввернуты и заварены упорные болты, ограничивающие углы поворота колес.
Полуоси 22 (рис. 4) переднего ведущего моста снабжены шариковыми шарнирами постоянной угловой скорости.
На шейках полуосей заднего и среднего мостов, а также на шейках кулаков шарниров полуосей переднего ведущего моста установлены головки 32 (рис. 4) и 22 (см. рис. 1) подвода воздуха к шинам колес.
На наружных торцах фланцев полуосей установлены шинные краны 6 (см. рис. 1 и 4).
В верхних стенках картеров редукторов всех мостов имеются наливные отверстия, закрытые пробками. Через эти отверстия можно проверить состояние зубьев конических шестерен и правильность пятна контакта.
Блок: 8/8 | Кол-во символов: 3562
Источник: https://motors4x4.ru/zadnij-most-zil-131/
Сравнение с другими моделями авто
У раздаточной коробки автомобиля ЗИЛ 131 есть немало преимуществ. Если сравнить с автомобилем ЗИЛ 175К, то главное отличие будет в подвеске коробки. Преимущества в следующем:
- На подвеске коробки авто ЗИЛ 131 точки опоры упругих элементов разнесены. Это распределяет и уменьшает нагрузку;
- При снятии коробки на ЗИЛ 131 не требуется разборки всех упругих элементов, нужно только отвернуть гайки болтов, с помощью которых крепится раздаточная коробка к остальным продольным балкам;
- Если поломаются гайки на раздаточной коробке автомобиля ЗИЛ 131, то заменить их будет несложно.
Кроме того, если вдруг сломаются шпильки на коробке ЗИЛ 157К, то их нужно будет высверливать из корпуса, у ЗИЛ 131 они легко выкручиваются.
Есть еще немало плюсов у раздаточной коробки авто ЗИЛ 131.
- На авто ЗИЛ 157К подвеска держится на четырех шпильках, которые основательно ввернуты в картер и пропущены с помощью отверстий в поперечине рамы. Чтобы обеспечить эластичность подвески, установлены резиновые подушки. Конструкция несколько сложна и поэтому ремонт своими силами сделать водителю будет немного сложно. В то время как подвеска на ЗИЛ 131 сделана на двух продольных балках, которые опираются на поперечину рамы. Балки оснащены эластичной подвеской, потому укреплены они болтами, у которых имеются резиновые подушки, сделанные по обеим сторонам опоры.
- Раздаточная коробка на ЗИЛ 131 подвешивается к балкам при помощи четырех болтов, которые проходят через отверстия на продольных балках. Все гайки болтов на продольных балках, как и сами гайки болтов, предназначенные для креплений раздаточной коробки, шплинтуются.
Из выше представленной информации можно сделать вывод, что раздаточная коробка на авто ЗИЛ 131 более удобная, конструктивное решение более выгодное, она легче поддается ремонту.
Не стоит выезжать на дорогу, не осмотрев автомобиль. Необходимо внимательно проверять работу всех элементов. Специалисты советуют немного времени потратить на профилактические работы, чем потом ремонтировать автомобиль в пути.
Блок: 8/8 | Кол-во символов: 2030
Источник: https://autodont.ru/transmission/transfer-case/razdatochnaya-korobka-avtomobilya-zil-131
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://carspec.info/konstrukciya-vedushhego-mosta-gruzovyx-avtomobilej-zil: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 2648 (11%)
- https://motors4x4.ru/zadnij-most-zil-131/: использовано 7 блоков из 8, кол-во символов 13240 (55%)
- https://autodont.ru/transmission/transfer-case/razdatochnaya-korobka-avtomobilya-zil-131: использовано 5 блоков из 8, кол-во символов 8277 (34%)
arendavlg.com
Ведущие мосты ЗИЛ-131
Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Ведущие мосты ЗИЛ-131
___________________________________________________________________________
Задний и промежуточный (средний) мосты автомобиля ЗИЛ-131 — ведущие. Передний мост — и управляемый, и ведущий. Конструкция заднего и среднего мостов приведена на рис, 48. Конструкция переднего моста представлена на рис. 49. Главные передачи мостов — двойные, состоящие из пары конических зубчатых колес со спиральными зубьями и пары цилиндрических зубчатых колес с косыми зубьями.
Передаточное число конической пары 1,583, передаточное число главной передачи 0,73. Главные передачи заднего и промежуточного мостов установлены сверху картера моста и прикреплены к нему болтами.
Рис. 48. Задний и средний ведущие мосты ЗИЛ-131
На обоих концах вала конической шестерни главной передачи редуктора среднего моста (см, рис, 48) установлены фланцы для крепления карданных валов. Фланец 64 большего размера установлен на переднем конце вала, а фланец 51 меньшего размера — на заднем конце вала. Конический роликовый подшипник 60 закрыт крышкой 58 с установленной в ней манжетой. Шайба 59 внутреннего кольца роликового подшипника снабжена маслоотгонной канавкой с правым направлением спирали и имеет на торце клеймо «С»,
На переднем конце вала конической шестерни редуктора заднего моста ЗИЛ-131 установлен фланец 51, имеющий те же размеры, что и фланец заднего конца вала главной передачи промежуточного моста. На заднем конце вала главной передачи заднего моста вместо фланца установлена распорная втулка 55, а конический роликовый подшипник и конец вала закрыты глухой крышкой. Упорная шайба 56 не имеет маслоотгонной канавки. В остальном детали главных передач заднего и промежуточного мостов одинаковы.
Главная передача (см. рис. 49) переднего моста прикреплена к картеру
моста болтами. Зубчатые колеса, дифференциалы, гнезда подшипников,
фланец 59 вала конической шестерни и все подшипники, кроме
подшипника 64 переднего конца вала конической шестерни главной
передачи
переднего моста, такие же, как в главной передаче заднего моста.
Шайба 57 внутреннего кольца конического роликового подшипника
конической
шестерни имеет маслоотгонную канавку с левым направлением спирали и
на торце клеймо «П».
Рис.49. Конструкция переднего моста ЗИЛ-131
Во фланце крышки конического двухрядного роликового подшипника цилиндрической шестерни главной передачи переднего моста имеется отверстие с резьбой, в которое ввернута для хранения пробка, используемая для закрывания отверстия в картере сцепления при преодолении брода.
Передний ведущий мост ЗИЛ-131 снабжен поворотными кулаками и рулевой трапецией. У основания рычагов рулевой трапеции в корпуса поворотных кулаков ввернуты и заварены болты, ограничивающие углы поворота колес. Полуоси 22 переднего ведущего моста снабжены шарнирами равных угловых скоростей.
На шейках полуосей заднего и промежуточного мостов, а также на шейках шарниров полуосей переднего ведущего моста установлены головки подвода воздуха к шинам колес.
На наружных торцах фланцев полуосей установлены шинные краны 6. В верхних стенках картеров главных передач всех мостов имеются заливные отверстия, закрытые пробками. Через эти отверстия можно проверить состояние зубьев конических зубчатых колес и правильность пятна контакта.
Уровень масла в промежуточном и заднем мостах проверяют при помощи указателя уровня, имеющегося в наборе инструмента. Для проверки уровня масла необходимо отвернуть болт крепления редуктора к картеру моста и вставить указатель уровня масла в отверстие для болта до упора во фланец картера редуктора.
Заданный уровень масла отмечен риской на стержне указателя. При уровне масла ниже риски следует долить масло в картер. Контроль уровня масла в переднем мосту осуществляется через контрольное отверстие на крышке картера переднего моста, закрытое пробкой.
Для слива масла из картеров мостов имеется сливное отверстие, закрытое пробкой. Кроме того, имеются дополнительные сливные отверстия для удаления остатков масла из картеров редукторов: отверстие с пробкой 57 (см. рис. 48) в нижней части картера редуктора переднего моста и отверстия с пробками 65 (см. рис. 49) в передних стейках картеров редукторов заднего и промежуточного мостов.
Сливают масло после предварительного прогрева через все сливные отверстия. Допускаются отклонения уровня масла в картерах промежуточного и заднего мостов па 10 мм выше и 5 мм ниже метки на указателе.
При смене смазочного материала все детали поворотного кулака и шарнир полуоси надо промыть. Свежий смазочный материал закладывают непосредственно внутрь шаровой опоры, в подшипники шкворней и в шарнир полуоси. Ступицу колеса также необходимо промыть. При закладывании свежего смазочного материала надо тщательно смазать подшипники.
Следует промыть от грязи предохранительные клапаны мостов, предназначенные для сообщения внутренней полости картера моста с атмосферой и расположенные в верхних стенках балок мостов: на переднем мосту ЗИЛ-131 — слева (по ходу) от главной передачи; на заднем и промежуточном мостах — справа (по ходу) от главной передачи.
Кроме того, имеются дополнительные предохранительные клапаны 19 (см. рис. 48) для выхода воздуха в случае неисправности манжет головок 22 подвода воздуха к шинам колес. Эти предохранительные клапаны расположены: на переднем мосту — в корпусах поворотных кулаков, над рычагами рулевой трапеции; на заднем и среднем мостах — в концевых фланцах картеров мостов.
Появление смазочного материала из отверстий предохранительных клапанов указывает на утечку воздуха из системы регулирования давления воздуха в шинах. Причину утечки необходимо найти и устранить.
Следует проверять отсутствие течи масла через сальники и фланцевые соединения. Неисправные сальники и расположенные внутри цапф эластичные манжеты головки подвода воздуха к колесу.
Перед установкой на место цапф мостов тонким слоем того же смазочного материала должны быть смазаны рабочие поверхности манжет и поверхности центрирующих отверстий головок подвода воздуха. Внутренняя полость головки подвода воздуха должна быть заполнена смазочным материалом; при этом отверстие под штуцер должно быть свободно от смазочного материала.
Шейки под бронзовую втулку кулаков шарниров полуосей переднего ведущего моста должны быть смазаны. Внутренняя полость обоймы сальников полуоси и пространство между головкой подвода воздуха и опорным кольцом также должны быть заполнены смазочным материалом.
В заднем и среднем мосту ЗИЛ-131 должны быть заполнены смазочным материалом пространства между головкой подвода воздуха и защитной втулкой сальника, а также полость между фланцами цапф и картера моста.
При установке цапф необходимо следить за правильным положением отверстий для подвода воздуха, имеющихся в шейках цапф. Отверстия должны быть направлены: для переднего и промежуточного мостов — вверх и назад; для заднего моста — вверх и вперед.
При сборке и разборке шарниров полуосей переднего ведущего моста прикладывают определенное усилие при установке и извлечении ведущего шарика, что требует специального навыка. Поэтому разбирать шарнир следует только при особой необходимости и только в мастерской. При разборке надо отметить мелом или краской взаимное положение ведущей и ведомой вилок и ведущих шариков, а при сборке установить все детали в прежнее положение.
Для облегчения работ по извлечению полуосей заднего и промежуточного мостов и снятию фланца кулака и шарнира полуоси переднего ведущего моста служат болты-съемники, завернутые во фланцы полуосей и застопоренные контргайками. Для этой же цели предназначены отверстия с резьбой М12 (шаг 1,75 мм), выполненные во фланцах следующих деталей: цапфы поворотного кулака; шаровой опоры поворотного кулака; цапфы заднего и промежуточного мостов; стакана подшипников конической шестерни; гнезда подшипника конического колеса.
Демонтаж верхней крышки подшипников шкворня, установленной на корпусе поворотного кулака, облегчается при обстукивании ее молотком сбоку по необработанной поверхности.
Конические роликовые подшипники вала конической шестерни главной передачи редуктора регулируются с небольшим предварительным натягом; наличие осевого зазора не допускается. Крутящий момент, необходимый для проворачивания вала в подшипниках, должен быть равен 0,8—1,6 Нм (0,08—0,16 кгсм), что соответствует усилию 13—27 Н (1,3—2,7 кгс), приложенному к фланцу.
Момент измеряют при помощи динамометра. Измерять крутящий момент необходимо при плавном поворачивании фланца в одну сторону и не менее чем после пяти полных оборотов вала. Подшипники при этом должны быть смазаны смазочным материалом, марка которого указана в карте смазывания.
При измерении момента вращения шестерни мостов крышка подшипника должна быть сдвинута, чтобы центрирующий выступ стакана подшипников вышел из гнезда крышки и сальник не оказывал сопротивления вращению шестерни, а гайка крепления фланца шестерни должна быть затянута. Момент затяжки гайки должен быть равен 200—250 Нм (20—25 кгсм). При затяжке гайки необходимо проворачивать вал шестерни, чтобы ролики подшипников заняли правильное положение между коническими поверхностями колец.
Регулировать подшипники шестерни следует подбором регулировочных шайб необходимой толщины. Регулировочную шайбу устанавливают между торцами внутренних колец подшипников. Завод выпускает регулировочные шайбы толщиной от 11,65 мм до 12,6 мм с шагом 0,05 мм. После окончательной регулировки подшипников гайка крепления шестерни должна быть затянута и зашплинтована.
Двухрядный конический роликовый подшипник вала цилиндрической шестерни заводы-изготовители поставляют с подобранным регулировочным кольцом. Этот подшипник дополнительной регулировки не требует. Детали подшипника невзаимозаменяемы, поэтому перестановка деталей с одного подшипника на другой и перестановка внутренних колец подшипника одного на место другого недопустимы.
Внутреннее кольцо подшипника, имеющее на торце клеймо — букву У, должно быть установлено со стороны заклейменного торца наружного кольца. После затяжки гайка крепления подшипника должна быть застопорена.
Для этого ее тонкий край осторожно (без разрыва) вдавливают в один
из пазов резьбового конца вала при помощи оправки, которую можно
изготовить
из зубила. Момент затяжки должен быть равен 350— 400 Нм {35—40
кгсм). Если необходимо отвернуть гайку при ремонте, то следует
предварительно отогнуть тонкий край гайки.
Конические шестерню и колесо главной передачи редуктора моста ЗИЛ-131 подбирают на заводе в комплекты по пятну контакта и боковому зазору в зацеплении, притирают и клеймят, указывая порядковый номер комплекта.
Кроме того, в процессе работы автомобиля зубчатые колеса прирабатываются одно к другому, поэтому при необходимости замены зубчатых колес следует заменить оба зубчатых колеса одновременно. Вновь устанавливаемые конические зубчатые колеса, входящие в комплект, должны иметь общий порядковый номер.
При установке новых конических зубчатых колес главной передачи они должны быть отрегулированы по пятну контакта (на краску) и по боковому зазору в зацеплении. Пятно контакта на обеих сторонах зуба конического колеса должно иметь длину, равную приблизительно 2/3 длины зуба, и не должно доходить до торца узкого конца зуба на 2—4 мм, а также не должно выходить за верхнюю кромку зуба.
На шестерне пятно контакта может доходить до верхней кромки зуба. Пятно контакта получают при вращении шестерни в обе стороны при одновременном подтормаживании рукой колеса.
Боковой зазор должен быть равен 0,15—0,45 мм у широкой части зуба,
что соответствует повороту фланца вала конической шестерни на
0,18—0,54
мм при замере по радиусу расположения отверстий для болтов при
неподвижном колесе. Для главной передачи промежуточного моста замер
проводят на меньшем фланце. Боковой зазор необходимо проверять не
менее чем для четырех зубьев колеса, расположенных приблизительно на
равных расстояниях по окружности.
При установке новых зубчатых колес в главную передачу редуктора
заднего моста ЗИЛ-131 надо установить регулировочные прокладки общей
толщиной 2 мм под фланец стакана подшипников шестерни; после этого
отрегулировать боковой зазор, перемещая коническое колесо изменением
числа прокладок под фланцем гнезда подшипников конического колеса,
до получения пятна контакта правильной формы.
Если не получилось пятно контакта правильной формы, то необходимо передвинуть конические зубчатые колеса, изменяя число прокладок под фланцами стакана подшипников шестерни и гнезда подшипников колеса.
После окончательной регулировки подшипников в каждом наборе прокладок должно быть установлено не менее двух прокладок толщиной 0,05 мм и не менее двух прокладок толщиной 0,11 мм.
Тонкие прокладки должны быть расположены по обеим сторонам набора прокладок для получения плотного герметичного соединения. Болты крепления стакана гнезда и крышек подшипников после окончательной регулировки должны быть затянуты, момент затяжки равен 60—80 Нм (6—8 кгсм).
После установки в картер главной передачи редуктора переднего
ведущего моста ЗИЛ-131 вала в сборе со стаканом подшипников
необходимо
легким ударом через оправку по торцу наружного кольца
цилиндрического роликового подшипника с внутренней стороны
освободить ролики
подшипника от прижатия торцами к кольцам подшипника. Крышка картера
главной передачи при этом должна быть снята.
Если зубчатые колеса имеют увеличенный окружной зазор в зацеплении вследствие изнашивания зубьев, то регулировать их не следует, так как это нарушает правильность зацепления.
Конические зубчатые колеса должны работать до полного изнашивания без дополнительной регулировки. Если увеличение окружного зазора обусловлено изнашиванием конических роликовых подшипников, т. е. если одновременно с увеличением бокового зазора возникает осевой зазор в подшипниках, то необходимо заменить изношенные подшипники н восстановить предварительный натяг подшипников конической шестерни. После регулировки следует обязательно проверить правильность пятна контакта.
Устанавливать собранный дифференциал в картер главной передачи следует после установки и регулировки конических зубчатых колес и окончательной затяжки болтов крепления крышек подшипников.
После установки дифференциала в сборе с подшипниками в гнездо картера передачи надо завернуть регулировочные гайки подшипников так, чтобы они плотно прилегали к кольцам подшипников дифференциала. Если крышки «не садятся» на место, то это значит, что регулировочные гайки перекошены и их необходимо завернуть еще раз. Принудительная установка крышек может привести к повреждению резьбы в картере, крышках и гайках. После установки крышек подшипников надо завернуть болты крепления крышек.
При завертывании и вывертывании регулировочных гаек необходимо сместить дифференциал так, чтобы цилиндрическое колесо заняло положение, симметричное цилиндрической шестерне.
Конические роликовые подшипники дифференциала должны быть отрегулированы с небольшим предварительным натягом. Для этого регулировочные гайки сначала надо отрегулировать так, чтобы дифференциал имел осевое перемещение не более 0,1 мм.
Проверять величину осевого перемещения необходимо с помощью индикатора, устанавливаемого напротив венца цилиндрического колеса и закрепленного на крышке подшипника. После этого каждую регулировочную гайку завернуть на один оборот, застопорить в этом положении стопором, завернуть болты крепления крышек подшипников и зафиксировать их стопорной пластиной.
При регулировке подшипников следует несколько раз повернуть дифференциал, чтобы ролики подшипников заняли правильное положение между коническими поверхностями колец. При сборке дифференциала необходимо следить, чтобы метки на чашках были установлены одна против другой.
Регулировка подшипников и шестерен редуктора переднего ведущего моста ЗИЛ-131 аналогична регулировке редуктора заднего и промежуточного мостов. Надо помнить, что при движении автомобиля вперед рабочей стороной зуба конического колеса является для заднего и промежуточного мостов выпуклая, а для переднего моста вогнутая сторона зуба.
Подшипники шкворней поворотного кулака переднего ведущего моста регулируют с предварительным натягом. Крутящий момент, необходимый для плавного поворота кулака, должен быть равен 3—8 Нм (0,3—0,8 кгсм), что соответствует усилию 20—24 Н (2—2,4 кгс), приложенному к отверстию рычага рулевой трапеции.
При этом подшипники должны быть смазаны смазочным материалом, марка которого указана в карте смазывания, полуось вынута, сальник корпуса поворотного кулака снят, а гайки крепления накладок корпуса поворотного кулака затянуты, момент затяжки равен 160—180 Нм (16—18 кгсм). Осевое перемещение подшипников не допускается. Отсутствие осевого перемещения может быть проверено без снятия переднего ведущего моста с автомобиля.
Для этого необходимо поднять передний мост на козлы, вывернуть пробку в нижней накладке корпуса поворотного кулака, установить на накладке индикатор, уперев его ножку в торец шкворня, и, пользуясь домкратом или рычагом, попытаться сместить вверх корпус поворотного кулака. Движение стрелки индикатора укажет на наличие осевого перемещения в подшипниках и на необходимость их регулирования.
Для того чтобы устранить осевое перемещение, возникающее в результате изнашивания подшипников, надо заменить и отрегулировать подшипники.
При установке новых подшипников повышенной точности, имеющих номер 27308У (см. клеймо на торце кольца подшипника), после окончательной регулировки предварительного натяга под верхнюю и нижнюю накладки необходимо установить наборы регулировочных прокладок, которые должны иметь одинаковую толщину. Допускается разница в толщине наборов прокладок под верхней и нижней накладками не более 0,05 мм.
При установке подшипников обычной точности, имеющих номер 27308, необходимо вначале измерить их монтажную высоту (размер от опорного торца наружного кольца до опорного торца внутреннего кольца).
Толщина набора прокладок, установленных со стороны подшипника, имеющего большую монтажную высоту, должна быть соответственно меньше на величину разности монтажных высот подшипников. Несоблюдение приведенных правил установки регулировочных прокладок приводит к потере соосности корпуса поворотного кулака и шаровой опоры.
После окончательной регулировки новых подшипников в каждый из наборов прокладок должно быть включено не менее десяти прокладок толщиной 0,05 мм и не менее двух прокладок толщиной 0,1 мм. Две прокладки толщиной 0,05 мм и одна прокладка толщиной 0,1 мм должны быть установлены в наборе прокладок со стороны корпуса поворотного кулака, а остальные прокладки — со стороны поворотного рычага для получения герметичного соединения.
В процессе регулирования необходимо несколько раз повернуть корпус поворотного кулака, чтобы ролики подшипников заняли правильное положение между кольцами.
При правильно отрегулированных конических роликовых подшипниках колесо должно вращаться от руки свободно и не иметь заметной качки.
Проверку регулировки подшипников проводят:
— для заднего и промежуточного мостов — при вынутой полуоси;
— для переднего ведущего моста — при снятом фланце кулака шарнира полуоси.
Для того чтобы отрегулировать подшипники ступицы колеса, надо затянуть гайку крепления подшипника, момент затяжки равен 60—80 Нм (6—8 кгсм), а затем отвернуть приблизительно на 2/5 оборота до совпадения стопорного штифта гайки с ближайшим отверстием в замочной шайбе. Момент затяжки контргайки после окончания регулировки должен быть равен 250—320 Н-м (25— 32 кгсм).
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
- Гидроусилитель руля Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
- Передняя ось и рулевые тяги Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
- Регулировка сцепления Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
- Регулировка и ремонт КПП Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
- Ремонт и обслуживание заднего моста Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
- Детали переднего моста и рулевые тяги Маз-5516, 5440
- Рулевое управление Маз-5516, 5440
- Детали ведущих мостов Маз-5516, 5440
autotextrans.ru
Ведущие мосты трехосных автомобилей ЗИЛ
Категория:
Шасси автомобиля
Публикация:
Ведущие мосты трехосных автомобилей ЗИЛ
Читать далее:
Ведущие мосты трехосных автомобилей ЗИЛ
У автомобиля ЗИЛ-131 трехосного, с приводом на все оси, применен последовательный привод задних ведущих мостов проходным ведущим валом в первом мосте.
В задних мостах применена двойная главная передача, расположенная в картере, отлитомиз ковкого чугуна. Картер главной передачи, имеющий боковой люк, закрытый крышкой, крепится с помощью горизонтально расположенного фланца болтами сверху на литом картере заднего моста типа банджо. В крышку картера завернут болт-съемник, используемый для выпрессовки пальца реактивной штанги подвески задних мостов. Нижнее отверстие картера заднего моста закрыто крышкой, приваренной к картеру. Полость картера заднего моста сообщается с атмосферой через сапун.
В первом заднем мосту ведущий вал главной передачи с закрепленной на нем малой конической шестерней сделан сквозным и установлен впереди на роликовом цилиндрическом подшипнике в приливе картера, а сзади — на двух конических роликоподшипниках, корпус которых закреплен во фланце в картере и закрыт крышкой. На обоих наружных концах вала закреплены на шлицах гайками фланцы карданных шарниров карданной передачи привода ведущих мостов. Концы вала уплотнены самоподжимными сальниками и на фланцах шарниров приварены грязеотражательные щитки. У второго моста на заднем выступающем конце ведущего вала вместо фланца установлена распорная втулка и вал закрыт глухой крышкой. В остальном конструкция обоих задних мостов одинакова.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Для регулировки зацепления конических шестерен под фланцем корпуса заднего подшипника вала поставлены прокладки, а для регулировки затяжки конических подшипников между внутренними их кольцами установлены регулировочные шайбы.
Малая коническая шестерня входит в зацепление с большой шестерней, напрессованной на шпонке на промежуточный вал, изготовленный вместе с малой цилиндрической шестерней. Вал установлен во внутренней перегородке картера на роликовом цилиндрическом подшипнике. Наружный конец вала лежит на двухрядном коническом роликоподшипнике, корпус которого вместе с крышкой закреплен на фланце болтами в стенке картера. Под фланцем корпуса поставлены прокладки для регулировки зацепления конических шестерен, а для регулировки конического роликоподшипника между его внутренними кольцами поставлены регулировочные шайбы.
Малая цилиндрическая шестерня, имеющая косые зубья, входит в зацепление с большой шестерней, скрепленной болтами с чашками дифференциала, установленного в гнездах картера главной передачи на конических роликоподшипниках. Подшипники закреплены в гнездах крышками на шпильках. С боков в гнезда завернуты регулировочные гайки для регулировки затяжки подшипников. Гайки закреплены стопорами. На крестовине дифференциала установлены на бронзовых втулках четыре сателлита, входящие в зацепление с полуосевыми шестернями, установленными на шлицах внутренних концов ведущих полуосей. Под опорные поверхности сателлитов и полуосевых шестерен поставлены упорные шайбы.
Ведущие полуоси полностью разгруженные, соединяются своими фланцами с помощью шпилек и гаек с конусными втулками, со ступицами ведущих колес, отлитыми из стали. Каждая ступица установлена на двух конических роликоподшипниках на трубчатой цапфе, фланец которой прикреплен болтами вместе с тормозным щитом к фланцу наконечника, приваренного к полуосевому рукаву балки заднего моста. Подшипники закреплены на цапфе регулировочной гайкой 44, закрепленной замочной шайбой и контргайкой. С внутренней стороны в ступице поставлен самоподжимной сальник и ступицу охватывает наружный войлочный сальник, закрепленный в маслоотражателе.
К фланцу ступицы прикреплен на шпильках гайками литой чугунный тормозной барабан с диском колеса. К штуцеру, завернутому в цапфу, прикреплен шланг 49 подвода воздуха от системы централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Штуцер сообщается с помощью уплотнительной муфты 35 с каналом, просверленным в полуоси. Уплотнительная муфта подвода воздуха состоит из кольцевого корпуса, к которому наглухо присоединены две крышки с самоподжимными резиновыми сальниками, плотно охватывающими Шлифованную шейку полуоси с обеих сторон от выходного отверстия воздушного канала, обеспечивая при вращении полуоси поступление воздуха в ее канал из шланга. Муфта закрыта в выточке цапфы штампованной крышкой, прикрепленной к цапфе болтами. Полуось во фланце наконечника полуосевого рукава уплотнена сальником. Внутренняя полость, образованная фланцами, сообщается с атмосферой через сапун.
В торец полуоси завернут корпус шинного крана, который шлангом соединен с трубкой вентиля камеры шины колеса. Кран и шланг закрыты защитным кожухом.
Масло в картер каждого заднего моста заливают через отверстие, закрытое пробкой 6 на верхней стенке картера главной передачи. Это же отверстие является смотровым и используется для проверки зацепления конических шестерен. Масло заливают до уровня контрольного отверстия. Слив масла производят через нижнее отверстие на крышке балки заднего моста и через отверстие на задней стенке картера главной передачи. Все отверстия закрыты пробками. Уровень масла в задних мостах в процессе эксплуатации проверяют специальным щупом, имеющимся в комплекте инструмента. Щуп вставляют в отверстие картера после вывертывания заднего болта крепления фланца картера главной передачи.
Главная передача переднего ведущего моста имеет такое же устройство, как и главная передача задних мостов, но валы ее расположены в одной плоскости с полуосями, в связи с чем картер главной передачи имеет другую форму и крепится к картеру переднего моста фланцем, расположенным в вертикальной плоскости.
Рис. 1. Ведущие мосты автомобиля ЗИЛ-131
Наружный конец ведущего вала с малой конической шестерней установлен в картере на двух конических роликоподшипниках, а внутренний — на роликовом; цилиндрическом подшипнике. В картер переднего ведущего моста масло заливают через контрольное отверстие, расположенное впереди в крышке балки, закрытое пробкой. Слив масла производят через отверстие, расположенное в нижней части балки переднего моста.
Наружный конец каждой полуоси с помощью шарнира равной угловой скорости шарикового типа соединен с приводным валом колеса, установленным в поворотной цапфе на бронзовой втулке. Кулаки шарнира изготовлены как одно целое с полуосью и приводным валом. Под кулаками поставлены упорные шайбы. На шлицах конца приводного вала установлен фланец, соединенный на шпильках гайками со ступицей колеса.
Переднее колесо со ступицей, подшипниками, уплотнениями и системой подвода воздуха к шине имеет в основном такое же устройство, как и заднее колесо.
Фланец поворотной цапфы крепится болтами к разъемному корпусу. Корпус установлен на конических роликоподшипниках на шкворневых пальцах, заваренных в сферическом наконечнике, прикрепленном на шпильках гайками к концу полуосевого рукава балки переднего моста. С внутренней стороны в наконечнике закреплен двойной самоподжимной сальник полуоси с направляющим конусом. Под крышками подшипников цапфы поставлены регулировочные прокладки. Для заливки масла в корпус и его слива на сферическом наконечнике имеются отверстия, закрытые пробками. На корпусе поворотной цапфы снаружи закреплено сальниковое уплотняющее устройство, охватывающее сферический наконечник.
У автомобилей ЗИЛ-157 и ЗИЛ-157К — трехосных высокой проходимости, задние мосты по конструкции центральной части аналогичны ведущему мосту автомобиля ГАЗ-63 и имеют одинарную главную передачу, состоящую из двух конических шестерен, и дифференциал с четырьмя сателлитами. Главная передача установлена в картере, имеющем разъем в продольной вертикальной плоскости.
Конические роликоподшипники вала малой конической шестерни регулируют прокладками или шайбами, установленными между внутренними кольцами подшипника. Зацепление шестерен регулируют прокладками, установленными под фланцем корпуса подшипников.
Каждая ведущая полуось фланцем прикрепляется на шпильках гайками к крышке ступицы. Крышка вместе с диском колеса и тормозным барабаном крепится на шпильках к фланцу ступицы. Кроме того, крышка прикрепляется к ступице винтами.
Ступица установлена на цапфе на двух конических роликоподшипниках, укрепленных регулируемой гайкой, застопоренной шайбой и контргайкой. С внутреннего края ступицы установлены внутренний резиновый самоподжимной сальник и наружный войлочный.
Цапфа с запрессованной в нее втулкой прикреплена к фланцу полуосевого рукава. В стенке цапфы имеется канал, к которому снаружи присоединен шланг централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах. В крышке ступицы закреплена уплотнительная муфта подвода воздуха, состоящая из корпуса, в котором крышками закреплены два самоподжимных сальника муфта соединяется с помощью штуцера с трубкой подвода воздуха к шине колеса. Трубка снабжена запорным краном; корпус крана закреплен на диске колеса.
Главная передача, дифференциал и картер переднего ведущего моста имеют такое же устройство, как те же устройства заднего моста. Конец каждой полуоси переднего моста соединен с приводным валом колеса при помощи шарнира равной угловой скорости шарикового типа.
Рис. 2.
Ведущие мосты автомобилей ЗИЛ-157 и ЗИЛ-157К
Приводной вал установлен в цапфе на втулке и при помощи фланца соединяется на шпильках с крышкой ступицы. Конструкция цапфы, ступицы с подшипниками, каналов подвода воздуха к шине такая же, как конструкция аналогичных устройств задних ведущих мостов.
Фланец цапфы крепится к разъемному корпусу, установленному на конических роликоподшипниках на шкворневых пальцах, закрепленных в сферическом наконечнике полуосевого рукава. Под крышками подшипников установлены регулировочные прокладки. На корпусе цапфы снаружи закреплено сальниковое уплотняющее устройство.
Рис. 3. Первый ведущий мост автомобиля ЗИЛ-133
У автомобиля ЗИЛ-133 трехосного применены задние ведущие мосты с проходным валом, что исключает необходимость установки раздаточной коробки и упрощает конструкцию карданной передачи. Главная передача в обоих ведущих мостах гипоидная.
В первом ведущем мосту ведущий вал (рис. 3) соединен с валом привода второго моста через межосевой дифференциал, блокировка которого в случае необходимости может осуществляться с помощью муфты. Управление муфтой осуществляется с помощью пневматической диафраг-менной рабочей камеры, расположенной на картере редуктора главной передачи и управляемой специальным краном из общей пневматической системы автомобиля. Рукоятка крана расположена перед водителем.
Вращение от ведущего вала на нижний вал с малой конической шестерней гипоидной передачи передается с помощью шестерен. Верхняя шестерня установлена на валу свободно и соединяется с ним через механизм межосевого дифференциала. Нижняя шестерня наглухо закреплена на нижнем валу. Передача происходит через промежуточную шестерню установленную на подшипниках на оси, закрепленной в картере.
Большая коническая шестерня гипоидной передачи закреплена на коробке дифференциала, установленной на подшипниках в гнездах картера главной передачи. От дифференциала с помощью полностью разгруженных полуосей усилие передается на ведущие колеса, ступицы которых установлены на наконечниках полуосевых рукавов задних мостов на конических роликоподшипниках.
Рекламные предложения:
Читать далее: Ведущие мосты автомобилей УРАЛ
Категория: — Шасси автомобиля
Главная → Справочник → Статьи → Форум
stroy-technics.ru
Конструкция раздаточной коробки ЗИЛ-131
Раздаточная коробка механическая, имеет две передачи.
Передаточное число первой передачи 2,08, второй передачи 1,0
Раздаточная коробка жестко крепится четырьмя болтами к продольным балкам рамы, которые, в свою очередь, на резиновых подушках крепятся к кронштейнам поперечин рамы.
Переключают передачи раздаточной коробки рычагом 1 (рис. 3), имеющим три положения. При заднем положении рычага включена вторая (прямая) передача, при переднем положении рычага включена первая (понижающая) передача, среднее положение — нейтральное.
Для предотвращения одновременного включения двух передач служит механизм блокировки шарикового типа (см. рис. 1).
Для облегчения управления автомобилем в сложных условиях движения по бездорожью, а также для предотвращения от перегрузок трансмиссии автомобиль имеет электропневматическое управление включением переднего моста, обеспечивающее автоматическое включение переднего моста при включении первой передачи в раздаточной коробке.
При включении первой передачи раздаточной коробки выключатель 37 переднего моста, установленный на стержне 36 вилки первой (понижающей) передачи, замыкает электрическую цепь электромагнита 1 (рис. 3), который, выталкивая сердечник 17, давит на стержень 10 включения воздушного клапана и открывает его.
Воздух от тормозного крана через впускной клапан 6 поступает в диафрагменную камеру 9. (рис. 1), которая воздействует непосредственно на стержень 41 камеры включения скользящей каретки 21.
Таким образом автоматически включается привод переднего моста.
При выключении первой (понижающей) передачи размыкается цепь электромагнита, закрывается воздушный клапан, и возвратная 40 автоматически выключает передний мост.
При движении автомобиля (например, на скользкой дороге) может потребоваться включение переднего моста на второй (прямой) передаче раздаточной коробки.
В этом случае цепь электромагнита, управляющего включением переднего моста, может быть замкнута принудительно при помощи переключателя 11 (см. рис. 1), установленного на переднем щите кабины (крайний справа).
Левое положение ручки переключателя соответствует включенному положению переднего моста, правое положение выключенному.
На стержне камеры включения переднего моста установлен выключатель 32 (см. рис. 2), при замыкании которого в кабине на щитке приборов загорается контрольная лампа.
Лампа загорается при автоматическом и при принудительном включении переднего моста.
В верхней части картера раздаточной коробки имеется люк с фланцем для крепления коробки отбора мощности.
Отбор мощности осуществляется от шестерни 13 (см. рис. 1) первичного вала раздаточной коробки.
В крышке люка размещен сапун 33 с маслоотражателем, предотвращающий появление в раздаточной коробке избыточного давления в результате температурных колебаний.
На вторичном валу 18 посажен червяк 19 привода спидометра.
В крышке картера имеется шестерня 26 привода спидометра. Привод спидометра состоит из пятизаходного червяка, имеющего пять зубьев, и шестерни, имеющей 17 зубьев.
Передаточное число пары привода спидометра 3,4.
Заливают масло в раздаточную коробку через контрольно-заливное отверстие 7, закрытое пробкой до уровня этого отверстия.
Сливают масло через сливное отверстие, в пробке 24 которого помещен магнит, притягивающий частицы металла, попавшие в масло.
Для предотвращения вытекания масла из раздаточной коробки места выхода всех валов уплотнены самоподжимными резиновыми сальниками 12.
Сальник вала привода переднего моста, находящийся ниже уровня масляной ванны, дополнительно защищен маслоотгонной шайбой 6.
Все стыки картера раздаточной коробки, крышки подшипников и верхнего люка уплотнены специальной пастой.
При всех работах, связанных с разборкой раздаточной коробки, все детали картера следует ставить на место с применением упомянутой пасты.
Уход за раздаточной коробкой. При эксплуатации необходимо проверять надежность крепления раздаточной коробки на продольных балках рамы и надежность крепления самих балок к поперечинам рамы; периодически надо подтягивать болты крепления.
Необходимо также периодически промывать и прочищать воздушные каналы сапуна, установленного на крышке люка раздаточной коробки, засорение которого может вызвать повышение давления в картере раздаточной коробки; это может послужить, причиной подтекания масла через сальник.
Нужно поддерживать нормальный уровень масла в коробке и своевременно менять его согласно карте смазки.
При разборке раздаточной коробки необходимо помнить о том, что концевые гайки валов законтрены тем же способом, что и на коробке передач.
При установке воздушной камеры каретки включения переднего моста необходимо с помощью регулировочных прокладок 42 отрегулировать размер 174 ± 0,1, от торца корпуса камеры 38 до отверстия под стопорный болт на стержне переключения в соответствии с рис. 2.
autoruk.ru