Москит (ракета) Википедия

П-270 «Москит»
индекс ГРАУ 3М80,
по ификации НАТО SS-N-22 Sunburn

Ракета П-270 «Москит» на авиасалоне МАКС в г. Жуковский, 1999 год
Тип противокорабельная ракета морского, наземного и авиационного базирования
Статус на вооружении
Разработчик / МКБ «Радуга»
Главный конструктор Селезнёв, Игорь Сергеевич
Годы разработки С 1973 года
Начало испытаний ЛКИ: июнь 1978 — июнь 1981
ГИ: август 1981 — ноябрь 1982
Принятие на вооружение 1984 год
Производитель / ПО «Прогресс» (Арсеньев)
Годы производства 1984-2014.
Основные эксплуатанты ВМФ СССР
ВМФ РФ
армия КНР
Другие эксплуатанты [источник не указан 2728 дней]
Модификации Х-41

ru-wiki.ru

Прекращен выпуск противокорабельных ракет «Москит»

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Мероприятия
  • Научно-практические конференции МВД России
  • День передовых технологий правоохранительных органов Российской федерации
  • MILEX — 2019
  • Календарь мероприятий
  • Календарь выставок по безопасности
  • Календарь конференций
  • Календарь социально-значимых мероприятий
  • Принять участие в мероприятии
  • Туристические услуги
  • Блоги
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Вооружение
  • Образцы
  • www.arms-expo.ru

    Противокорабельный ракетный комплекс 3М-80 «Москит». |

    Противокорабельная крылатая ракета 3М-80 «Москит»

       Разработка противокорабельного ракетного комплекса «Москит» ЗМ-80 началась в 1973 году в МКБ «Радуга» (г. Дубна) под руководством главного конструктора И.С. Селезнева. Бортовая и корабельная системы управления разрабатывались в ГНПО «Альтаир» (г. Москва) под руководством генерального конструктора С.А. Климова. Проектирование прямоточного воздушно-реактивного маршевого двигателя ракеты было начато в ОКБ-670 (г.Москва) под руководством главного конструктора М.М.Бондарюка, а закончено в МКБ «Союз» (г. Тураев Московской области), главный конструктор В.Г. Степанов. Стартовые двигатели были созданы в КБ-2 завода № 81 Минавиапрома (г. Москва), главный конструктор И.И. Картуков. Пусковая установка разрабатывалась в КБ Машиностроения (г. Москва), главный конструктор Н.К. Цикунов.

    Счетверенная пусковая установка КТ-190.

     

    Завод-изготовитель пусковых установок КТ-190 (КТ-152М) ОАО «Красный гидропресс» г.Таганрог, Ростовской области.

       Ракета 3М-80 предназначена для поражения надводных кораблей и транспортов водоизмещением до 20 000 тонн при активном противодействии противника в любых условиях окружающей среды. При этом ракета устойчива к разрушающему действию ядерного взрыва. Ракета 3М80 предназначалась для замены крылатых ракет П-15.

    Главный ракетный комплекс эсминцы пр.956 cостоит из 2 счетверенных пусковых установок противокорабельных ракет 3M-80 (3М-80Е) «Москит».

     

      29 декабря 1979г. состоялся пуск макета, оборудованного маршевым двигателем. Пуск был неудачным, так как маршевый двигатель не запустился, и стартовик после отработки остался в сопловом блоке маршевого двигателя. После пуска опять был взят «тайм-аут» на доработку маршевого двигателя. Следующий пуск состоялся лишь 3 июля 1980 г. Задачей пуска ставилось получить надежный старт ракеты и совершить полет на маршевой высоте порядка 20м. Пуск засчитали удачным, но маршевый двигатель так и не вышел на расчетный режим.

      В начале 80-х годов противокорабельный ракетный комплекс 3М-80 «Москит» был принят на вооружение эсминцев (ЭМ) типа «Современный» проекта 956. На этих кораблях было установлено по две счетверённые пусковые установки   КТ-190. Первый эсминец проекта 956 «Современный» (заводской № 861) 3 марта 1976 года был заложен на заводе им. Жданова (ныне «Северная верфь») в Ленинграде, спущен на воду 18 ноября 1978 года, а 24 января 1981 года включен в состав Северного флота.

    Первый пуск ПКР «Москит» с эсминца пр. 956 «Современный» и прямое попадание в надстройку мишени (тральщик пр. 265к) на дистанции 141 км. Северный флот, 29 апреля 1982 года

       Второй эсминец «Отчаянный» заложен 4 марта 1977 года, спущен на воду 29 марта 1980 года и введен в состав Северного флота 24 ноября 1982 года. Всего до конца 1993 года на «Северной верфи» было построено 17 кораблей проекта 956 и еще несколько осталось недостроенными в связи с распадом СССР. Два из недостроенных эсминцев проекта 956 – «Важный» и «Вдумчивый» (переименованные в «Екатеринбург» и «Александр Невский») из-за недостатка финансирования были проданы КНР вместе с комплексом «Москит».

    Двухконтейнерные ракетные пусковые установки КТ-152М комплекса РО «Москит» на ракетном катере проекта 1241.1 «Молния»

       Кроме ЭМ проекта 956 и БПК проекта 11556 «Адмирал Лобов», ракеты «Москит» получили катера проекта 1241.1. Первый ракетный катер проекта 1241.1, разработанный ЦМКБ «Алмаз», с двумя установленными побортно двухконтейнерными пусковыми установками КТ- 152М комплекса «Москит» был сдан в 1981г. Затем в ПО «Алмаз», на Средне-Невском и Хабаровском заводах построили более 20 таких катеров.

    На вооружении эскадренного миноносца пр.956 стоят 8 пусковых установок противокорабельных ракет «Москит»

    Ракетный корабль на воздушной подушке «Бора» Черноморского Флота

    Пусковая установка ПКР «Москит» правого борта РКВП «Самум» фото А.Бричевский, 11 ноября 2007г

       На опытном малом ракетном корабле проекта 1239 (на воздушной подушке снегового типа) установили две счетверённые неповоротные пусковые установки.

    Загрузка ракеты «Москит» в пусковой контейнер ракетного корабля на воздушной подушке «Самум»

      С начала 1980-х годов рассматривалась возможность установки комплекса «Москит» на экраноплан «Лунь» проекта 963. Для этого на полигоне «Песчаная Балка» в поселке Черноморск был установлен макет экраноплана проекта 903. Основной целью испытаний была проверка способности конструкции экраноплана выдерживать силовое и тепловое воздействие струи стартового двигателя.

    Советский экраноплан «Каспийский монстр» запускает противокорабельные ракеты «Москит»

       5 октября и 21 декабря 1984 г. было проведено два пуска макетов «Москита», оснащенных только стартовыми двигателями. Первый пуск произвели из правого контейнера носовой пары пусковых установок, а второй пуск – из левого контейнера хвостовой пары пусковых установок. Так как контейнеров было всего два, то при первом пуске носовая пара стояла на своем месте, а затем ее перенесли в хвост.

        Во время проведения этих испытаний было отработано два варианта загрузки ракет на экраноплан: в первом варианте ракета загружалась в контейнер, уже установленный на экраноплан, с помощью загрузочного устройства; во втором варианте ракета загружалась в контейнер, находящийся на земле, а потом вся конструкция устанавливалась на экраноплане.

     

      Все пуски прошли нормально. После первого пуска оказались поврежденными 9 плиток, после второго – 2. На Каспии провели два пуска ракет ЗМ-80. Мишенью служил БКЩ пр. 436 бис. Первый пуск был неудачный из-за ошибок экипажа. В ходе второго пуска произвели двухракетный залп (с интервалом 5 сек). Пуск был засчитан как успешный.

     Ракетный комплекс «Москит» можно применять в частях береговой обороны и в морской авиации. Авиационный вариант 3М-80 — Х-41 в качестве ракеты «воздух-корабль» предназначен для применения с палубного истребителя Су-33 (Су-27К) и ,возможно, бомбардировщика Су-32ФН. На корабельном самолете Су-27К (Су-33) под фюзеляжем между мотогондолами может быть размещена одна ракета 3М80.

    Противокорабельная крылатая ракета Х-41 «Москит» на подвеске самолета Су-33

     

      Противокорабельная крылатая сверхзвуковая самонаводящаяся ракета3М-80 «Москит» построена по нормальной аэродинамической схеме с Х-образным размещением аэродинамических поверхностей.

     

    1. комбинированная радиолокационная активно-пассивная головка самонаведения
    2. система навигации и автономного управления
    3. аккумуляторная батарея
    4. боевая часть проникающая, масса 300кг
    5. топливный бак с системой забора
    6. стартовый РДТТ
    7. маршевый прямоточный воздушно-реактивный двигатель
    8. рулевой привод
    9. радиовысотомер

    Компоновочная схема ПКР 3М-80МВЕ.

       Двигательная установка комбинированная, состоит из маршевого прямоточного воздушно-реактивного двигателя и стартового порохового ускорителя, причём стартовик вставляется в сопло маршевого двигателя.   Через 3-4 секунды после старта пороховой двигатель сгорает и выталкивается из сопла набегающим потоком воздуха. Прямоточный двигатель был разработан в ОКБ-670 главного конструктора М.М. Бондарюка, а затем дорабатывался в МКБ «Союз» в Тураево.                                                                                  

      Комбинированная система управления в составе инерциальной навигационной системы и активно-пассивной радиолокационной головки самонаведения обеспечивает высокую вероятность попадания в цель даже в условиях радиопротиводействия противника. Для целей типа группа катеров или корабельная ударная группа эта вероятность равна 0.99; для конвоев и десантных соединений – 0.94. После старта ракета делает «горку», а затем снижается до маршевой высоты полёта около 20 метров, при подходе к цели происходит снижение до 7 метров (над гребнем волн).

     

       Ракета может совершать интенсивные противозенитные маневры с перегрузками, превышающими 10g. За счет огромной кинетической энергии «Москит» пробивает корпус любого корабля и взрывается внутри. Такой удар способен потопить не только корабль среднего класса, но и крейсер. А 15 – 17 ракет 3М-80 – целую  корабельную группу.

       4 января 1981 года вышло Постановление Совета Министров № 17-5 о модернизации комплекса «Москит». Условием модернизации было увеличение дальности стрельбы. Для этого была проведена модернизация маршевого двигателя, он стал работать на новом более энергоемком типе керосина и получил новое сопло с регулируемым критическим сечением. В ходе испытаний было запущено 10 модернизированных ракет «Москит-М». Первый пуск состоялся 6 августа 1987 года, а последний – 7 июля 1989 года. Пуски проводились с катера проекта 1241.1. Дальность в ходе пусков была нестабильная, причем максимальная составила 153 км. Модифицированная ракета с увеличенной дальностью полета имеет обозначение 3М-80Е.

      27 января 1981г. ракета «Москит» впервые была запущена в полной комплектации, но без включения активного канала комбинированной ГСН. Ракета должна была поразить мишень СМ пр.1784 на дистанции 38км. Пуск был неудачен из-за нестабильности работы бортовой системы управления.

      При пуске 28 апреля 1981г. была поставлена задача, аналогичная предыдущему пуску. Достигнуто прямое попадание в борт мишени.

      2 июня велась стрельба по двум мишеням – СМ пр. 1784 и БКЩ № 436 бис на дистанцию 38км без включения активного канала комбинированной ГСН. Пуск был успешный, достигнуто прямое попадание в более крупную мишень – СМ пр.1784.

      К началу июня 1981 г. для обеспечения летных испытаний ракет ЗМ-80 прибыла новая модернизированная мишень СМ пр. 1784М, изготовленная в Николаеве. На этой мишени, как и на старой СМ пр. 1784, была оставлена вся система радиолокационных отражателей в количестве около 50 штук разных видов (К-0,7, К-1,25 и т. д.) и тепловой имитатор «Балансир», работающий на бытовом газе пропан-бутан. Только вместо одной горелки стало две: считалось, что на большом корабле – линкоре, крейсере или авианосце – есть минимум два центра излучения. На мишени СМ пр. 1784М принципиально улучшили систему внешних траекторных измерений. Ранее кинокамера и фотоаппаратура, снимавшие подлет ракеты к мишени, устанавливались «на глазок», а теперь кинофотоаппаратура была привязана с большой степенью точности к самой мишени. Углы обзора камер были выбраны так, что в них кроме ракеты обязательно попадал какой-либо элемент конструкции мишени.

      Для проведения испытаний работы активного канала комбинированной РГС на ракете ЗМ-80 на мишени СМ пр. 1784М смонтировали специальную систему под названием «Минарет». Система включала в себя РЛС «Дон» с доработанной антенной системой, дистанционную систему управления телесигнализации и телекоммуникации, аппаратуру документирования режимов работы и т. д.

      Кроме того, были установлены две системы «Шайба» и «Рында», –  определявшие величину промаха ракеты. Система «Шайба» определяла величину промаха относительно своей антенны, а «Рында» – величину промаха относительно так называемой «приведенной цели». На мишени имелся и хорошо оборудованный кубрик для размещения команды.

      26 июня 1981 г. велась стрельба по двум мишеням – СМ пр.1784М, установленной от точки старта на дистанции 40км, и по БКЩ пр.436бис, установленной от точки старта на дистанции 10км. Ракеты стартовали с подключенными активным и пассивным каналами ГСН. Пуск признан успешным. Ракета поразила мишень СМ пр. 1784М (прошила сетку мишени на высоте 1,0м от палубы) и приводнилась на дальность 80км от точки старта. Этим пуском закончилась программа летно-конструкторских испытаний комплекса «Москит».

      Пуски по программе совместных (государственных) испытаний начались в августе 1981 г. На этом этапе испытаний пуски ракет производились как с береговой пусковой установки, так и с большого ракетного катера проекта 1241.1 (заводской № 402) и эсминцев проекта 956 «Современный» (заводской № 861) и «Отчаянный» (заводской № 862).

      Первый пуск по программе совместных испытаний состоялся 21 августа с береговой пусковой установки по мишени СМ пр.1784М на дальность 102км. Задачей пуска являлась проверка работы всех узлов и агрегатов. Достигнуто прямое попадание в борт мишени.

      30 сентября произведен пуск с катера проекта 1241.1. Макет ракеты был оснащен только стартовым двигателем. Макет нормально стартовал с катера, шедшего со скоростью 24 уз. при волнении моря 2-3 балла. После этого катер с заводским №. 402 был допущен к участию в совместных испытаниях комплекса «Москит».

    2 октября 1981 г. произведен пуск с задачей, аналогичной пуску 21 августа, но на сей раз, мишень не выставлялась. Пуск сочтен успешным.

     

      24 ноября произведен пуск с катера проекта 1241.1 по мишени СМ пр. 1784М на дальность 100км. Пуск закончился неудачей из-за неисправности в бортовой системе управления. Ракета упала в море на 10-й секунде после старта.

      27 декабря проводилась залповая стрельба ракетами № 205 и № 305 с катера пр. 1241.1 по двум мишеням – БКЩ пр. 436бис и СМ пр. 1784М. Дистанция до мишени БКЩ составляла 10км. На эту мишень была нацелена ракета № 205. Пуск признан успешным – достигнуто прямое попадание в мишень. Дальность до мишени СМ составляла 33км. На нее должна была быть нацелена ракета № 305. Пуск оказался неудачным – крышки воздухозаборников маршевого двигателя не раскрылись, и ракета приводнилась на 23,7-й секунде полета. Интервал между пусками составлял 5 секунд.

      14 апреля 1982 г. произведен пуск с береговой установки по мишени СМ пр. 1784М на дистанцию 100 км. Пуск неудачный. Ракета упала на 24-м километре дистанции из-за неполадок в работе бортовой системы управления.

      29 апреля произведен первый пуск с эсминца проекта 956 «Современный» на Северном флоте по мишени ОС-111 (тральщик проекта 265К) на дистанцию 141 км. Пуск успешный – достигнуто прямое попадание в надстройку мишени. 26 мая 1982 г. проведена залповая стрельба ракетами № 106 и № 505 с эсминца «Современный» по мишени ОС-111 на дистанцию 35,5 4 м. Обе ракеты с аппаратурой для боевой части ТК-22 одновременно стартовали с обоих бортов эсминца. Ракета № 505 поразила мишень, попав в ее надстройку. Ракета № 106 не произвела снижение высоты полета перед мишенью, пролетела над ней на высоте 17 м от ватерлинии и приводнилась, пролетев 47,5 км. Стрельба признана частично успешной.

      31 августа 1982 г. произведен пуск с катера проекта 1241.1 на дистанцию 100 км с послестартовым доворотом в 50 град. по мишенной позиции из двух мишеней ОС-111 и СМ пр. 1784М. Пуск оказался неудачным – не запустился маршевый двигатель, и ракета упала в море на дистанции 12,8 км от катера.

      15 сентября было повторение предыдущего пуска. Ракета навелась на мишень СМ пр. 1784М и поразила ее. Фактическая дистанция стрельбы составила 107,7 км.

    Пуск противокорабельной ракеты «Москит» с ракетного катера проекта 1241.1 «Молния»

        29 сентября произведен пуск с катера проекта 1241.1 на дальность 27 км по мишени ОС-1.11. Достигнуто прямое попадание, мишень затонула.

      28 ноября произведена залповая стрельба ракетами № 306 и № 506 с эсминца проекта 956 «Отчаянный» в Баренцевом море на Северном флоте. Стрельбы проводились параллельно со сдаточными испытаниями корабля. Заданная дальность стрельбы по мишени СМ пр. 1784 составляла 27 км. Скорость корабля во время пуска – 20 уз. Стрельба производилась с пусковой установки правого борта, интервал между пусками 5 сек. Мишень была поражена обеими ракетами.

      На этом совместные испытания комплекса «Москит» завершились. В ходе этих испытаний провели 15 пусков (14 ракет и 1 макет ракеты). Согласно решению Государственной комиссии по испытаниям, полностью успешных пусков было 8, частично успешных – 5, неуспешных – 2.

      В период с 1983 г. по 1988 г. прошли три вида испытаний комплекса «Москит». Во-первых, проводились испытания по улучшению тактико-технических характеристик ракеты ЗМ-80. Всего провели три пуска: 11 марта 1983 года, 29 июня 1983 года (макет ракеты) и 7 декабря 1984 года. На этом этапе была достигнута дальность полета 125 км.

    Основные тактико-технические характеристики ракеты:

     – Дальность стрельбы ракета 3М-80, км :

     – старт с надводного корабля

     

    100

     – Дальность стрельбы модернизированной

        ракета 3М-80E, км:

     – старт с надводного корабля   

     

     

    120

    – Дальность стрельбы ракета 3М-80, км :

    – старт с самолета

     

    250

    Скорость полета максимальная

    2.8М

    Скорость полета крейсерская

    2.35М

    Высота полета (над гребнем волны), м

    7 – 20

    Скорость полета носителя, м/cек

    200 – 470

    Высота пуска, км

    до 12

    Послестартовый разворот

    +/– 60 o

    Длина ракеты, мм

    9385

    Максимальный диаметр корпуса ракеты, мм

    760

    Размах крыльев (сложенные/развернутые), мм

    1300/2100

    Температура применения, C o

    +/– 60

    Срок хранения в боеготовом состоянии на носителе, лет

    1.5

    Масса 3M-80, кг :

        – полностью заправленной

        – масса маршевого топлива

        – масса стартового топлива

     

    3785 +/– 40

    800

    1220 +/– 20

    Стартовая масса 3M-80E, кг

    4150 – 4500

    Боевая часть:

    Тип

    Проникающая

    Вес,кг

    320

    Вес ВВ,кг

    150

    Маршевый двигатель:

    Разработчик

    МКБ «Союз» (г.Тураево)

    Тип

    ПВРД 3Д83

    Скорость запуска, сек

    1.8-2.5

    Время запуска, сек

    0.5

    Время работы, сек

    250

    Противокорабельная ракета 3M80 (3М80Е)«Москит» образца 1980 года на технологической тележке.

      Комплекс неоднократно демонстрировался на авиасалонах в Чили, Абу-Даби (ОАЭ) и в подмосковном Жуковском (МАКС). Когда ракету впервые выставили на этих авиасалонах – это произвело эффект разорвавшейся бомбы. Иностранцы были потрясены необычными свойствами оружия. «Москит» по своим характеристикам превосходит все существующие на сегодняшний день противокорабельные ракеты.     «Москит» – единственная в мире ракета, скорость полета которой на малых высотах превышает два «маха» (М). От «Москита» нельзя уклониться, а сбить «Москит» вообще невозможно. На западе 3М-80 получила обозначение по классификации НАТО – SS-N-22 «Sunburn» («Солнечный ожог»). Завод-изготовитель крылатой ракеты 3М-80 (3М-80Е) Арсеньевская авиационная компания имени Н. А. Сазыкина ОАО ААК «Прогресс»г. Арсеньев, Приморского края.

    Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина – одна из ведущих широкопрофильных компаний России, производящих самолеты и вертолеты среднего и легкого класса, ракеты класса «корабль-корабль».

     

     

     

    Игорь Сергеевич Селезнев.

      Генеральный конструктор МКБ «Радуга», доктор технических наук, академик РИА, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии (г.Дубна, 1982г.)  ИГОРЬ   СЕЛЕЗНЕВ:  «Москит» – это единственная в мире ракета, скорость полета которой на малых высотах превышает два «маха» – 2800 км в час!Кроме того, от нее практически невозможно уклониться в бою. Противник в состоянии заметить ее только за три-четыре секунды до «прилета»: тут не то, что противоракетный маневр совершить или какие-то другие экстренные меры защиты принять – «мама!» крикнуть не успеешь. И это не говоря уже о том, что наведение своих зенитных ракет противнику придется проводить в условиях, когда наша 3М-80Е осуществляет интенсивные противозенитные маневры с перегрузками, превышающими 10g.  Для того чтобы уклониться от ее атаки время реакции у противника должно быть на порядок выше».

     …Более полувека назад, 9 мая 1955 года, начал Игорь Сергеевич Селезнев свою трудовую деятельность. Тогда, в далеком 1955 году, День Победы считался рабочим днем. В 2002 году, к своему 70-летию он получил несколько престижнейших наград. Во-первых, Государственную премию – за исследование мировых рынков для экспорта мирового оружия. Это привело к продаже вооружения Китаю на два с лишним миллиарда долларов – китайцы покупали у России эсминцы, ракеты, и понадобилось мобилизовать все знания, все прежние знакомства и 14 раз съездить в командировку в Китай, чтобы договориться об этом…                                                                                     

      В том же году юбиляр получил орден «За заслуги перед Отечеством», награждался, так вышло, в очень интересной компании – вместе с Газмановым, Жванецким, Боярским.Затем золотая медаль и премия В. Г. Шухова – высшая инженерная награда, которую заслужили, в нашей стране и за рубежом, всего 22 человека.И, наконец, в том же 2002 году Селезнев был выделен форумом «Общественное признание» как «Человек года».

     

     

      Теперь уникальность «Москита» признают все – его неповторимость в огромной скорости и непредсказуемых маневрах. Подлетая к кораблю, ракета виляет, летит «змейкой» над гребнями волн. Понять куда она попадет – невозможно. Ничего подобного за рубежом до сих пор не создано и иностранные специалисты лишь приступают к решению сложных задач, связанных с такой компоновкой.

      «Москит» не просто способен преодолевать помехи, которыми его пытаются сбить с толку системы радиоэлектронной борьбы противника. Он, напротив, использует эти помехи для наиболее точного наведения на цель. В настоящее время комплекс разрешён на экспорт, и в Китай поставляются эсминцы, вооруженные этим комплексом.                                                                                                                                           В 1998 году завод «Прогресс» г. Арсеньева в Приморском крае начал производить ракеты «Москит» для ВМС Китая. Сделка с Китаем стала первым зарубежным контрактом на эти, еще недавно секретные ракеты. На средства от экспорта «Москитов» «оборонщики» намерены построить еще более совершенное оружие.    Военные не скрывали, что согласились на снятие с «Москита» грифа «совершенно секретно» после многочисленных атак со стороны властей Приморского края. В министерстве обороны готовы были выдержать любой прессинг, но на рассекречивание не идти, если бы не аргументы «оборонщиков», убедивших адмиралов что они имеют в заделе ракеты нового поколения, способные компенсировать потерю приоритета в «Москитах».

     По словам генерального конструктора МКБ «Радуга» Игоря Селезнева, под чьим руководством создан «Москит», конструкторы уже готовы поставить в серию гиперзвуковую экспериментальную крылатую ракету AS-19 KOALA. Она способна развивать скорость более чем в пять раз превышающую скорость звука.          Главный конструктор системы управления «Москита», генеральный конструктор ГосНПО «Альтаир» Сергей Климов заверил военных, что при достаточном финансировании (а средства он намерен получить от продажи «Москитов» за рубеж) способен оснастить AS-19 KOALA «новыми системами управления, действующими по новым физическим принципам».                                                                                                      Но больше всего военным понравилась перспектива в недалеком будущем получить от «оборонщиков» ракету, способную в четырнадцать раз превысить скорость звука! Скорее всего, на эту ракету военные и разрешили конструкторам «заработать» за счет экспорта «Москитов».

     5 октября 2000 года Палата представителей Конгресса США единогласно высказалась за принятие экономических санкций против России. Причиной  для принятия такого решения послужили поставки Китаю ракетных комплексов «Москит», установленных на двух эскадренных миноносцах.                                  В начале 2001 года в Китае провели успешные стрельбы «Москита» на максимальную дальность 120 км с построенного на «Северной верфи» эсминца проекта 956 Э.

    c 27 апреля 1996 года по 17 сентября 1999 года — «Екатеринбург», после 27 декабря 1999 года — китайский ЭМ «Ханчжоу»[«Hangzhou»].Пуск противокорабельной крылатой ракеты «Москит» с китайского эскадренного миноносца «Ханчжо

      По мнению конгрессменов США «Москит» является сегодня самой опасной противокорабельной ракетой в российском флоте.

     

     

    razgromflota.ru

    «Москит» — ракета противокорабельная

    Пожалуй, именно по состоянию морского флота всегда можно дать адекватную оценку обороноспособности и экономике страны. И здесь дело не только в крайней дороговизне содержания кораблей и подводных лодок. Современный флот — наукоемкая отрасль, где в первую очередь «обкатываются» новейшие оборонительные и наступательные вооружения.

    Если во времена Второй мировой войны балом правили тяжелые линкоры с мощной защитой и сравнительно простые авианосцы для винтовых самолетов, то сейчас ситуация изменилась кардинально. ВМФ практически всех «морских» стран активно принимают на вооружение сравнительно маленькие и юркие эсминцы, все более возрастает роль подводных лодок, а авианосцы рассматриваются исключительно с точки зрения наступательного элемента для запугивания стран, у которых нет нормального ПВО.

    Кроме того, нынешние морские сражения уже не те: противники чаще всего не видят друг друга даже на горизонте, а победа обеспечивается мощным ракетным вооружением, один залп которого вполне может отправить огромный вражеский корабль на дно. У нашей страны есть отличное средство — система «Москит». Ракета эта, которая была создана еще в СССР, является надежным способом обеспечения гарантий мирного урегулирования.

    Начало разработки

    Работы по разработке данного вооружения начались еще в 1973 году. В создании участвовали десятки НИИ и КБ со всего СССР. «Москит» — ракета, изначально разрабатываемая для замены устаревших типов аналогичного вооружения и предназначенная для установки на эсминцы и ракетные катера. Кроме того, ею оснащались боевые экранопланы.

    До принятия на вооружение ракете пришлось пройти через впечатляющий ряд проверочных испытаний, которые были начаты только в 1978 году. Произошло это в условиях полигона «Песчаная Балка», где были проведены первые тесты макетов будущего изделия и проверены характеристики его маршевых двигателей. Государственные же испытания продолжались вплоть до конца 1982 года.

    Они были признаны успешно пройденными только после стрельб эсминца «Отчаянный», находившегося в Баренцевом море. Мишени расстреливались с дальности в 27 километров, причем требовалось поразить сразу две цели. Ракета и экипаж корабля с этой задачей справились прекрасно.

    Вообще, только в ходе этих испытаний ракета запускалась сразу 15 раз, причем успех был достигнут в восьми случаях, частичный успех — в пяти. Полной неудачей завершились только два запуска. Но далеко не сразу на вооружение отечественного флота попал «Москит»! Ракета еще целых пять лет, с 1983 по 1985 годы, подвергалась различным конструктивным улучшениям и модернизации, пока ее потенциал наконец-то не был признан достаточным.

    Так, первоначальная дальность полета была увеличена практически в шесть (!) раз, достигнув показателя в 125 километров, а также была достигнута полная совместимость ее с экранопланом «Лунь», что позволяло обеспечить надежную охрану практически всего побережья СССР при условии использования этой ракеты.

    Выпуск, модификации

    Выпускал и выпускает ее комплекс «Прогресс», расположенный в Приморском крае. Ракета неоднократно была продемонстрирована как на отечественном Жуковском (МАКС), так и на всех мировых выставках вооружений (в Абу-Даби, к примеру).

    Только в начале 80-х годов комплекс был официально принят на вооружение эсминцев, относящихся к классу «Современный», проекта 956, а в 1984 году на них начали устанавливать усовершенствованные ракеты с пусковой установкой КТ-190. Вскоре был создан и авиационный «Москит». Ракета принималась на вооружение в период с 1992 по 1994 год.

    Для чего предназначена?

    Комплекс и ракета были созданы для уничтожения различных категорий вражеских надводных судов, транспортов для десанта, а также кораблей конвоя и одиночных целей. Сюда относятся также корабли на воздушной подушке и водных крыльях, которые до того были практически неуязвимы для ракетного оружия из-за своей высокой маршевой скорости.

    Эффективно уничтожаются суда, водоизмещение которых находится в пределах до 20 000 тонн. Возможная скорость цели — до 100 узлов. Ракета может поражать противника даже в условиях интенсивного огневого и радиолокационного противодействия последнего. Не являются помехой и сложные погодные и климатические факторы. Сама противокорабельная ракета «Москит» может быть эффективно использована при температуре окружающего воздуха от –25 до +50 градусов по шкале Цельсия.

    Условия работы

    Волнение моря при использовании «Москита» может достигать сразу шести баллов (если цель маленькая — до пяти), а скорость ветра (направление его не имеет значения) — до 20 метров в секунду. Советским конструкторам удалось создать ракету, которая может поражать цель даже в условиях ядерного взрыва.

    Чем же характеризуется противокорабельная ракета «Москит» авиационного базирования? Основные характеристики ничем не отличаются от флотского варианта. Этим комплексом могут оснащаться самолеты Су-33 (Су-27К) и прочие, которые допускают корабельное базирование.

    Состав комплекса

    Многие предполагают, что сам комплекс «Москит» имеет в своем составе только одну установку для запуска ракеты, но это не так. Он включает сразу несколько их разновидностей: стандартная противокорабельная, сверхзвуковая разновидность, низковысотная, для поражения цели в условиях интенсивно работающих систем ПВО, а также снаряд с «умным» наведением ЗМ-80. За управление запуском отвечает система 3Ц-80, установка для наведения КТ-152М. Если речь идет об обороне побережья со стационарным базированием комплекса, то управление берет на себя единый комплекс КНО 3Ф80.

    Технические особенности

    Ракета относится к легкому классу, ее компоновка создана по классической аэродинамической схеме. Форма носовой части оживальная, расположение оперения и крыльев — Х-образное. Крылья и оперение выполнены складными для удобства транспортировки и закрепления в пусковом контейнере. На корпусе отчетливо выделяются воздухозаборники, а на переднем обтекателе устанавливается радиопрозрачный кок.

    Прочие ее характеристики впечатляют еще сильнее:

    • Длина ракеты — от 9,4 до 9,7 метров (в зависимости от модификации и базирования).
    • Максимальное ускорение — до 2,8 махов.
    • Минимальная дальность ведения огня — 10 километров.
    • Стартовая масса — от 4 до 4,5 тонн.
    • Вес боевой части — от 300 до 320 кг.
    • Срок хранения в пусковом контейнере — до 1,5 лет.
    • В настоящее время модернизированные ракеты могут поражать цель при запуске из береговых комплексов на расстоянии до 240 километров.

    При изготовлении широко применяется химически чистый титан, высокосортные стальные сплавы и стеклоткань.

    Силовая установка комбинированная. Имеется стартовый пороховой двигатель, вышибающий ракету из пускового контейнера, а также маршевая воздушно-реактивная силовая установка 3Д83. Пороховой ускоритель располагается прямо в сопле маршевого двигателя. Он полностью выгорает за первые три-четыре секунды, после чего его остатки выталкиваются потоком воздуха.

    Система наведения

    Система наведения также выполнена по комбинированной схеме. Навигация — инерциального типа, а также активно-пассивная головка радиолокационного наведения. «Изюминкой» является маршевая система управления, за счет которой обеспечивается высокая вероятность поражения цели даже при ее активном огневом противодействии. Нужно отметить, что этот показатель колеблется от 0,94 до 0,98.

    Полет происходит при ускорении свыше двух махов, причем ракета идет по очень сложной траектории. Сразу после старта снаряд выполняет классическую «горку», затем идет максимально резкое снижение — до высоты 20 метров. Когда до цели остается девять километров, происходит еще более резкое снижение, до высоты семи метров, после чего ракета идет буквально над гребнями волн, маневрируя змейкой. В ходе полета могут выполняться и более сложные маневры, причем перегрузки нередко превышают 10G.

    Поражение цели

    За счет таких характеристик ракета «Москит» (и «Малахит», ее предшественник) представляет смертельную опасность практически для любого корабля потенциального противника. В комплексе с другими противокорабельными средствами береговой обороны они сводят к нулю вероятность «бескровной» высадки вражеского десанта.

    Поражение корабля неприятеля обеспечивается за счет предельной кинетической энергии и мощного взрыва внутри корпуса судна. Одна ракета легко пустит на дно крейсер, а 15-17 штук вполне могут вывести из строя целую корабельную группировку противника. Особенно хороша крылатая ракета «Москит» тем, что уклониться от нее практически нереально. Ее обнаружение происходит только за 3-4 секунды до огневого контакта с целью, а потому старую советскую разработку до сих пор уважают и боятся моряки во всех военных флотах мира.

    Размещение и современное состояние

    ПКРК «Москит» массово устанавливался на эсминцах проекта 956 (по два счетверенных комплекса), противолодочных судах проекта 11556 «Адмирал Лобов», а также практически на всех ракетных катерах проекта 1241.9. Его устанавливали на опытном проекте малого ракетного корабля проекта 1239 (судно на воздушной подушке), на судах проекта 1240, а также на упоминавшемся выше экраноплане «Лунь», для которого ракету пришлось серьезно модернизировать.

    Особенно ценно, что ракета «Москит», характеристики которой уже приводились выше, может быть использована в частях береговой обороны, а также в береговой авиации, будучи смонтирована на самолетах Су-27К (Су-33). В этом случае на борт берется один снаряд, который подвешивается снаружи фюзеляжа между мотогондолами.

    Улучшения по дальности

    Уже в 1981 году вышло постановление, согласно которому необходимо было значительно усовершенствовать маршевый двигатель для увеличения дальности применения ракеты. Так появилась ракета «Москит-М», десять предварительных пусков которой были проведены в период с 1987 по 1989 год. Советским инженерам удалось увеличить дальность сразу до 153 километров, а модифицированный вариант получил обозначение 3М-80Е.

    В настоящее время ракета «Москит», фото которой есть в статье, может устанавливаться практически на всех типах российских эсминцев и прочих боевых кораблей, включая ракетные катера, а также поставляется на экспорт. Разрешено ее монтирование (по желанию заказчика) на подходящие для этого зарубежные боевые корабли.

    Важность

    Именно ракета «Москит», ТТХ которой рассмотрена в этой статье, позволила создать проект единого корабля. Ее характеристики были таковы, что придавали небольшому ракетному катеру едва ли не эффективность эсминца. Все это позволяло в десятки раз удешевить создание полноценной корабельной группировки, не жертвуя при этом ее боевыми качествами. С учетом громадной протяженности побережья СССР это было чрезвычайно важно.

    Помимо прочего, подобное ударное вооружение приобретает просто неоценимую важность в условиях современности, когда в РФ только-только начинает воссоздаваться нормальная океаническая группировка кораблей. В настоящее время нет особых возможностей по вводу больших кораблей в состав ВМФ, так что перспектива создания полноценных эсминцев с «Москитами» на борту сложно переоценить. Поэтому советская разработка еще очень и очень не скоро выйдет в отставку.

    fb.ru

    Москит (ракета) — это… Что такое Москит (ракета)?

    
    Москит (ракета)

    Сверхзвуковая противокорабельная крылатая ракета (ПКР) «Москит» (Индекс ГРАУ — 3М80, имеет модификации П-270 «Москит» и Х-41) создана в МКБ «Радуга».

    Особенности

    Перед попаданием ракета на больших скоростях совершает маневры, поэтому определить куда она летит и сбить её невозможно. Для того, чтобы сбить ракету необходимо обладать реакцией на порядок выше, но её скорость при маневре составляет 777 м/с при почти нулевой высоте над уровнем водной поверхности.

    Москит не только может преодолевать помехи средств радиоэлектронной борьбы, но и напротив использует их для более точного наведения на цель.

    История

    Разработка начата в 1973 году. В корабельном варианте принята на вооружение в 1983 на эсминцах типа «Современный» (проект 956), затем на экранопланы «Лунь», на сверхбыстрые ракетные катера на воздушной подушке («Бора», «Самум») в 2002, в авиационном — между 1992 и 1994 годами.

    Очевидно, что попадание ракеты Москит, снаряженной специальной боевой частью мощностью 120 кт приводит к затоплению любого корабля любого размера, вплоть до авианосца. Удачный залп из 4 ракет, снаряженных стандартной боевой частью способен серьезно повредить или вывести из строя надводный корабль любого типа.

    В 2000 году Россия поставила «Москит» Китаю. Является одной из самых опасных противокорабельных ракет в Российском и Китайском флоте. Генеральный конструктор герой Социалистического труда Селезнёв.

    Характеристики

    • Разработчик: МКБ «Радуга»
    • Изготовитель ПО «Прогресс» (г.Арсеньев)
    • Обозначение «Москит» (3М-80)
    • Варианты
      П-270 «Москит»
      Х-41
    • Обозначение NATO SSN-22 «Sunburn»
    • Тип ГСН инерциальная + радиолокационная активно-пассивная
    • Назначение: ПКР
    • Стартовый вес: 4500 кг
    • Длина: 9,745 м
    • Размах крыла: 2,10 м
    • Скорость: >2,5 Мах
    • Дальность: 120 км
    • Маршевая высота полёта: 20 м
    • Минимальная высота полёта: 7 м
    • Боевая часть: фугасная (320 кг) или специальная (120 кт)
    • ГСН: активная радиолокационная
    • Носители: корабли, самолёты

    Лётные данные

    • Скорость, (М=)
      крейсерская (2,35)
      максимальная (2,8)
    • Дальность пуска, км
      3М-80 10-90 250
      3М-80Е 120
    • Высота полёта, м 7-20
    • Скорость полёта носителя, м/c 200-470
    • Высота пуска, км до 12
    • Послестартовый разворот +/- 60 o
    • Температура применения, oC +/-60
    • Время пуска 4-х ракет в залпе, с 15
    • Темп стрельбы при залповом пуске, с 5

    Геометрические и массовые характеристики

    • Длина, м 9,385
    • Размах крыла, м 2,1
    • Диаметр корпуса, м 0,76
    • Диаметр ракеты со сложенными крыльями, м 1,3
    • Срок хранения в боеготовом состоянии на носителе, лет 1,5
    • Стартовый вес, кг 3М-80 3950
    • 3М-80Е 4150-4500
    • Тип боеголовки проникающая
    • Масса БЧ, кг 300 (320)
    • Вес взрывчатого вещества, кг 150

    Силовая установка

    • Разработчик МКБ «Союз» (г.Тураево)
    • Двигатель: комбинированный 3Д80 (маршевый твердотопливный ПВРД 3Д81/3Д83 и стартовый пороховой ускоритель)
    • Скорость запуска, М 1.8-2.5
    • Время запуска, с 0.5
    • Время работы, с 250

    Ссылки

    Wikimedia Foundation. 2010.

    • Москит (ПКР)
    • Москитная лихорадка

    Смотреть что такое «Москит (ракета)» в других словарях:

    • Москит (противокорабельная ракета) — У этого термина существуют и другие значения, см. Москит (значения). П 270 «Москит» индекс ГРАУ 3М80, по классификации НАТО SS N 22 Sunburn …   Википедия

    • Москит (ПКР) — Сверхзвуковая противокорабельная крылатая ракета (ПКР) «Москит» (Индекс ГРАУ 3М80, имеет модификации П 270 «Москит» и Х 41) создана в МКБ «Радуга». Содержание 1 Особенности 2 История …   Википедия

    • Москит (значения) — Москит: Москиты  двукрылые насекомые. П 270 «Москит» (3М80)  противокорабельная ракета. Москит (РЛС)  бортовая РЛС российского производства, предназначена для установки на самолёт МиГ 23. Москит  хирургический инструмент для… …   Википедия

    • Ракета «воздух-поверхность» — Пуск AGM 65 штурмовиком A 10. Ракета «воздух поверхность» («воздух земля») управляемая авиационная ракета, предназначенная для поражения целей …   Википедия

    • 3М-80 «Москит» — У этого термина существуют и другие значения, см. Москит (значения). П 270 «Москит» индекс ГРАУ 3М80, по классификации НАТО SS N 22 Sunburn …   Википедия

    • Противокорабельная ракета 3M80 (3М80Е)«Москит» — Противокорабельная ракета 3M80 (3М80Е)«Москит» 1980 Ракета 3М80 предназначена для поражения надводных кораблей и транспортов водоизмещением до 20000 тонн при активном противодействии противника в любых условиях окружающей среды, при… …   Военная энциклопедия

    • Противокорабельная ракета 3М-80 «Москит» — Противокорабельная ракета 3М 80 «Москит» В начале 80 х годов на вооружение эсминцев типа «Современный» проекта 956 был принят противокорабельный комплекс 3М 80 «Москит». На эсминце проекта 956 было установлено по две …   Военная энциклопедия

    • П-270 Москит — Сверхзвуковая противокорабельная крылатая ракета (ПКР) «Москит» (Индекс ГРАУ 3М80, имеет модификации П 270 «Москит» и Х 41) создана в МКБ «Радуга». Содержание 1 Особенности 2 История …   Википедия

    • Противокорабельная ракета — Одна из первых советских ПКР  «Термит». Состояла на вооружении корабельных ПКРК и в составе берегового мобильного комплекса «Рубеж» Противокорабельная ракета  ракета, предназначенная для поражения надводных целей (кораблей) …   Википедия

    • Крылатая ракета — «Томагавк» в полёте …   Википедия

    dic.academic.ru

    Москит (противокорабельная ракета) Википедия

    П-270 «Москит»
    индекс ГРАУ 3М80,
    по ификации НАТО SS-N-22 Sunburn

    Ракета П-270 «Москит» на авиасалоне МАКС в г. Жуковский, 1999 год
    Тип противокорабельная ракета морского, наземного и авиационного базирования
    Статус на вооружении
    Разработчик / МКБ «Радуга»
    Главный конструктор Селезнёв, Игорь Сергеевич
    Годы разработки С 1973 года
    Начало испытаний ЛКИ: июнь 1978 — июнь 1981
    ГИ: август 1981 — ноябрь 1982
    Принятие на вооружение 1984 год
    Производитель / ПО «Прогресс» (Арсеньев)
    Годы производства 1984-2014.
    Основные эксплуатанты ВМФ СССР
    ВМФ РФ
    армия КНР
    Другие эксплуатанты [источник не указан 2728 дней]
    Модификации Х-41

    ru-wiki.ru

    ПКР «Москит» | Военное оружие и армии Мира

    CССР на протяжении всего послевоенного периода уделял огромное внимание созданию противокорабельных ракет, поскольку объединенные ВМФ НАТО значительно превосходили советский флот. ПКР рассматривались как несимметричный ответ, позволяющий кораблям сравнительно небольших размеров или одиночным самолетам успешно уничтожать крупные корабли противника с большого расстояния.

    Развитие советских ПКР шло по нескольким направлениям — увеличение дальности, повышение скорости, использование специальных профилей полета ракеты, что усложняло ее обнаружение и перехват. Еще одним важным фактором, влияющим на боевую эффективность этого вооружения, было совершенствование систем обнаружения и наведения на цель.

    При этом моряки (или авиаторы), применявшие ракету, требовали минимизировать зависимость ПКР от ее носителя (корабля или самолета) после пуска.

    РАЗРАБОТКА И ИСПЫТАНИЯ

    К разработке новой корабельной ПКР коллектив МКБ «Радуга», возглавляемого И. Селезневым, приступил в 1973 году. Употребляя современные термины, «Радуга» была скорее «системным интегратором», поскольку ряд ключевых компонентов ракетного комплекса (маршевый и стартовый двигатели, БЧ, система наведения и пусковые установки) разрабатывались другими организациями.

    Необычным для советских ракет такого класса стало использование принципиально иного двигателя — прямоточного воздушно-реактивного. В отличие от ЖРД такой двигатель не имеет агрессивных компонентов (топлива и окислителя) и не требует заправки перед использованием. А от ТРД он выгодно отличается гораздо более простой конструкцией и малым весом.

    Разработка конструкции ракеты и ее компонентов завершилась спустя пять лет Летом 1978 года начались летно-конструкторcкие испытания. В течение трех лет удалось довести до работоспособного состояния самые сложные системы: стартовый и маршевый двигатели, систему наведения. В августе 1981-го изделие было предъявлено на госиспытания, завершившиеся в ноябре 1982 года. Серийный выпуск развернули на авиазаводе «Прогресс» в Арсеньеве.

    ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

    Прямоточный реактивный двигатель (ПВРД) работает за счет сгорания топлива в нагретом повышенным давлением воздухе. Давление на входе создается за счет скоростного напора, это является одновременно главным достоинством и главной проблемой схемы. Плюсы заключаются в отсутствии сложных и дорогих компрессора и турбины — говоря очень упрощенно, прямоточный двигатель представляет трубу с переменным сечением, в которую в определенном месте требуется впрыснуть топливо. И все!Проблемой является лишь создание этого самого скоростного напора — если при пуске с самолета носитель обладает достаточной скоростью для запуска ПВРД, то корабельные ракеты приходится оснащать стартовыми ускорителями, раз-гоняющими их до скорости, когда ПВРД «оживает».

    Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме со складным крылом (при сложенном крыле габариты в поперечном направлении уменьшаются до 1,3 м) и четырьмя боковыми воздухозаборниками. В конструкции широко используются титановые сплавы. Маршевый двигатель (ПВРД) начинает работу через несколько секунд после старта, в его сопло вставлен стартовый твердотопливный ускоритель, который после отработки выбрасывается наружу потоком.

    СХЕМА РАБОТЫ

    Стартовав, ракета запускает маршевый двигатель и снижается до 15-20 м, при этом направление запуска может отличаться от азимута цели максимум на 60°. В это время ракета находится под управлением инерциальной навигационной системы. На подлете к цели ракета снижается до 7 м и для окончательной коррекции включает РЛ ГСН. При наличии интенсивных помех от средств РЭБ система наведения может переходить в пассивный режим, наводясь на источник помех. Чтобы сделать задачу корабельной ПРО еще труднее, на финальном этапе «Москит» выполняет маневрирование по курсу.

    В СТРОЮ

    В 1984 году «Москиты» начали поступать на вооружение. Ими оснащали самые современные на тот момент корабли флота — эсминцы проекта 956, на каждом из них установлены две 4-контейнерные пусковые установки. Этими же ПКР вооружили вторую, самую совершенную серию ВПК проекта 1155, из которой в строй вошел только «Адмирал Чабаненко».

    Наконец, «Москит» удостоился чести стать главным оружием боевого экраноплана «Лунь», а также ракетных кораблей на воздушной подушке «Бора» и «Самум». Самыми маленькими «кораблями-москитоносцами» стали ракетные катера проекта 12411. Четыре ЭМ проекта 956 были достроены в вариантах 956Э и ЭМ по заказу ВМФ КНР, а вместе с кораблями в Поднебесную отправилась и значительная партия «Москитов». Параллельно с установкой на все новые и новые корабли ПКР продолжала совершенствоваться, и во второй половине 1980-х появился вариант «Москит-М», с большей дальностью (за счет нового топлива и доработанного двигателя) и новым профилем полета.

    В 1990-е годы был создан и авиационный вариант «Москита», получивший обозначение Х-41. Но, хотя и была проработана возможность подвески Х-41 под Су-33 и Су-34, на вооружение этих самолетов ракета пока так и не поступила.

    По мнению австралийских аналитиков, в случае оснащения ВМФ или авиации соседних стран ракетами «Москит» баланс морских сил в регионе кардинально изменится, сделав надводные корабли ВМФ Австралии практически беззащитными.

    Оставить эмоцию

    Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь