ПКР Москит

    Разработка противокорабельной ракеты «Москит» 3М-80 была начата в МКБ «Радуга» в 1973 году под руководством главного конструктора И.С.Селезнева.
    Это сверхзвуковая низковысотная самонаводящаяся крылатая ракета. Она относится к классу легких противокорабельных ракет и предназначалась для замены КР П-15. «Москит» — единственная в мире ракета, скорость полета которой на малых высотах превышает два маха. В работе над ракетой применено более тридцати изобретений и научных открытий. Например, в «Москитах» впервые прямоточный маршевый двигатель ракеты совмещен со стартовым наподобие матрешки.
    Система управления ракеты создана в ГосНПО «Альтаир» под руководством С.Климова. Для ее отработки использовалась летающая лаборатория на базе Бе-12.
    Первоначально ракета разрабатывалась в корабельном варианте для вооружения эсминцев, ракетных катеров и экранопланов. В 1984 г. корабельный вариант «Москита» 3М-80Е был принят па вооружение на эсминцах типа «Современный» (проект 956). На эсминце пр. 956 было установлено по две счетверённые пусковые установки КТ-190. Работы же над авиационным вариантом «Москита» затянулись, и он был принят на вооружение между 1992 и 1994 г.

    Крылатая ракета 3М-80 входит в состав ракетных комплексов, которые предназначены для поражения надводных кораблей и транспортов водоизмещением до 20000 тонн из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев и одиночных кораблей, как водоизмещенных, так и на подводных крыльях и воздушной подушке в условиях современных и перспективных средств огневого и радиоэлектронного противодействия противника. При этом ракета устойчива к разрушающему действию ядерного взрыва.
    Ракета 3М-80 построена по нормальной аэродинамической схеме с Х-образным размещением аэродинамических поверхностей. Двигательная установка комбинированная, состоит из маршевого прямоточного воздушно-реактивного твердотопливного двигателя и стартового порохового двигателя. Причем стартовик вставляется в сопло маршевого двигателя. Через 3-4 с после старта пороховой двигатель сгорает и выталкивается из сопла набегающим потоком воздуха. Прямоточный двигатель был разработан в ОКБ-670 главного конструктора М.М.Бондарюка, а затем дорабатывался в МКБ «Союз» в Тураево.
    Комбинированная система управления в составе инерциальной навигационной системы и активно-пассивной радиолокационной головки самонаведения обеспечивает высокую вероятность попадания в цель даже в условиях радиопротиводействия противника. Для целей типа группы катеров или корабельной ударной группы эта вероятность равна 0,99; для конвоев и десантных соединений — 0,94.
    После старта ракета делает «горку», а затем снижается до маршевой высоты полета около 20 м, при подходе к цели происходит снижение до 7 м (над гребнем волн). Ракета может совершать интенсивные противозенитные маневры с перегрузками, превышающими 10 g.
    От «Москита» невозможно уклониться. Противник заметит ракету всего за 3-4 секунды до встречи с бортом собственного корабля. За счет огромной кинетической энергии «Москит» пробивает корпус любого корабля и взрывается внутри. Такой удар способен потопить не только корабль среднего класса, но и крейсер. А 15-17 «Москитов» — целую корабельную группу. По оценкам ряда отечественных и зарубежных специалистов, «Москит» является лучшей противокорабельной ракетой в мире.
    Длина ракеты 9,385 м, размах сложенных крыльев 1,3 м, раскрытых — 2,1 м. Стартовый вес ракеты 3950 кг. Вес фугасной боевой части 300 кг, из них 150 кг мощного взрывчатого вещества. Дальность стрельбы от 10 до 120 км. Маршевая скорость М=2,4.
      Кроме ЭМ пр. 956 и БПК пр. 11551 «Адмирал Чабаненко», ракеты «Москит» получили катера пр. 12411. На катера этого проекта установлено побортно в средней части катера по две спаренные ПУ типа КТ-152М. На опытном малом ракетном корабле пр. 1239 (на воздушной подушке скегового типа) установили две счетверённые неповоротные установки. Кроме того, «Москит» был установлен на экраноплане «Лунь», его можно применять в частях береговой обороны и в морской авиации.
    Модифицированная ракета с увеличенной дальностью полета имеет обозначение 3М-80Е. Их выпуск освоен на Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» им. Н.И.Сазыкина.
    Комплекс неоднократно демонстрировался на авиасалонах в Чили, Абу-Даби (ОАЭ) и в подмосковном Жуковском (МАКС). Он был разрешён на экспорт и в Китай поставляются ЭМ, вооруженные этим комплексом.
    Рассматривался авиационный вариант 3М-80 — Х-41 в качестве ракеты «воздух-корабль», предназначеной для применения с палубного истребителя Су-33 (Су-27К) и, возможно, бомбардировщика Су-34.
    В 2014 году в России завершился выпуск противокорабельных ракет 3М80 комплекса П-270 «Москит». «Арсеньевская авиационная компания (ААК) «Прогресс»» (производитель этих ракет) полностью перешла на выпуск авиационной техники.

Описание
Разработчик МКБ «Радуга»
Изготовитель ПО «Прогресс» (г.Арсеньев)
Обозначение «Москит» (3М-80)
Варианты П-270 «Москит» Х-41
Обозначение NATO SSN-22 «Sunburn»
Тип ГСН инерциальная + радиолокационная активно-пассивная
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м 9,385
Размах крыла, м 2,1
Диаметр корпуса, м 0,76
Диаметр ракеты со сложенными крыльями, м 1,3
Срок хранения в боеготовом состоянии на носителе, лет 1,5
Стартовый вес, кг 3М-80 3950
3М-80Е 4150-4500
Тип боеголовки проникающая
Масса БЧ, кг 300 (320)
Вес взрывчатого вещества, кг
150
Силовая установка
Разработчик МКБ «Союз» (г.Тураево)
Двигатель ПВРД 3Д83
Скорость запуска, М 1.8-2.5
Время запуска, с 0.5
Время работы, с 250
Летные данные
Скорость, км/ч (М=) крейсерская (2,35)
максимальная (2,8)
Дальность пуска, км 3М-80 10-90 250
3М-80Е
120
 
Высота полёта, м 7-20
Скорость полета носителя, м/c   200-470
Высота пуска, км   до 12
Послестартовый разворот +/- 60 o
Температура применения, oC +/-60
Время пуска 4-х ракет в залпе, с 15  
Темп стрельбы при залповом пуске, с 5  



Источники информации:

  1. «История авиационного вооружения» / А.Б. Широкорад, 1999 /
  2. «Отечественные авиационные тактические ракеты». А.В.Карпенко, С.М.Ганин, «Бастион» N1, 2000г.
  3. Противокорабельная ракета 3M80 (3М80Е) «Москит» / Ракетная техника /
  4. «Энциклопедия вооружений» / «Кирилл и Мефодий», 1998 — CD-ROM /
  5. «Солнечный ожог» российского ВПК / «ОГОНЕК», N 08, 24 февраля 1997 /
  6. Противокорабельная ракета 3М-80 «Москит» / Авиабаза =Kron= /
  7. Противокорабельная ракета 3M80 (3М80Е) «Москит» / АКК «Прогресс» /

testpilot.ru

«Москит» (SS-N-22, Sunburn, ASM-MSS), противокорабельный ракетный комплекс с крылатой ракетой 3М-80

«Москит» (SS-N-22, Sunburn, ASM-MSS), противокорабельный ракетный комплекс с крылатой ракетой 3М-80


Противокорабельная крылатая ракета для поражения надводных целей

История создания

Противокорабельная крылатая ракета (ПКР) 3М-80 «Москит», как основной элемент одноименного противокорабельного ракетного комплекса (ПКРК), разработана ОАО «ГосМКБ «Радуга» им. А.Я. Березняка» (г. Дубна, генеральный конструктор И.С. Селезнёв, начало работ в 1973 г.) в кооперации с другими предприятиями. Основные элементы ракеты разработаны: бортовая и корабельная системы управления — ГНПО «Альтаир» (г. Москва, генеральный конструктор С.А. Климов), прямоточный воздушно-реактивный маршевый двигатель ракеты — ОКБ-670 (г. Москва, главный конструктор М.М. Бондарюк) и МКБ «Союз» (г. Тураев, главный конструктор В.Г. Степанов), стартовый двигатель — КБ-2 завода №81 Минавиапрома (г. Москва, главный конструктор И.И. Картуков). Пусковая установка комплекса разработана в КБ Машиностроения (г. Москва, главный конструктор Н.К. Цикунов).

ПКРК с ракетой «Москит» 3М-80 изначально создавался для замены крылатых ракет П-15 и планировался к установке на эсминцах, ракетных катерах и экранопланах.

До принятия на вооружение ПКРК «Москит» прошел большой объем испытаний, которые начались в июне 1978 г. на полигоне «Песчаная Балка» двумя успешными бросковыми пусками макета ракеты со стартовым двигателем. После летно-конструкторских испытаний комплекса «Москит» начались его государственные испытания, которые длились до конца 1982 г. Завершились они 28.11.1982 г. залповой стрельбой двух ракет одной пусковой установки с эсминца пр.956 «Отчаянный» в Баренцевом море на Северном флоте. На дальности 27 км при скорости корабля 20 узлов мишень была поражена обеими ракетами. В ходе этих испытаний из 15 пусков успешными были признаны 8, частично успешными – 5 и неуспешными — 2. С 1983 по 1988 гг. ПКРК «Москит» прошел испытания по улучшению тактико-технических характеристик ракеты ЗМ-80 (была достигнута дальность полета 125 км), а также по использованию его с экраноплана «Лунь» пр.963.

Серийно ракету ЗМ-80 и ее модификации выпускало ПО «Прогресс» (ныне ОАО «Арсеньевская Авиационная Компания «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина, г. Арсеньев, Приморский край).

Комплекс неоднократно демонстрировался на авиасалонах в Чили, Абу-Даби (ОАЭ) и в подмосковном Жуковском (МАКС).

В начале 80-х годов ПКРК «Москит» с ракетой 3М80 был принят на вооружение эсминцев типа «Современный» пр.956, а в 1984 г. – с ракетой 3М-80Е в двух счетверённых пусковых установках КТ-190. Авиационный вариант ПКРК «Москит» был принят на вооружение в период 1992-1994 гг.

Назначение

Противокорабельный ракетный комплекс «Москит» с крылатой ракетой типа 3М-80 предназначен для поражения надводных кораблей и транспортов из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев и одиночных кораблей (водоизмещaющих, на подводных крыльях, воздушной подушке) водоизмещением до 20000 т. при скорости хода до 100 узлов в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия противника в сложных погодно-климатических условиях при температуре окружающего воздуха от –25 до +50 град. С, волнении моря до 6 баллов (до 5 по малоразмерным целям) и скорости ветра с любого направления на уровне моря до 20 м/с. Устойчив к воздействию ядерного взрыва.

Авиационный вариант ПКР 3М-80 класса «воздух-корабль» может использоваться палубными самолетоми типа Су-33 (Су-27К) и предназначен для поражения кораблей противника.

Состав

В состав ПКРК «Москит» входят: противокорабельная, сверхзвуковая, низковысотная, самонаводящаяся крылатая ракета типа ЗМ-80, корабельная система управления 3Ц-80, ненаводящаяся пусковая установка КТ-152М, комплекс наземного оборудования КНО 3Ф80.

Особенности

Сверхзвуковая самонаводящаяся ПКР 3М-80 «Москит» относится к классу легких противокорабельных ракет и создана по нормальной аэродинамической схеме. Фюзеляж ракеты представляет собой тело вращения с оживальной формой носовой части и Х-образным расположением складывающихся крыльев и оперения. На корпусе расположены четыре боковых воздухозаборника с воздуховодами, передний обтекатель имеет радиопрозрачный кок. При изготовлении фюзеляжа использованы титан, сталь и стеклоткань.

Ракета оснащена комбинированной (маршевый прямоточный воздушно-реактивный двигатель 3Д83 со встроенным стартовым пороховым ускорителем) двигательной установкой. Ускоритель размещен в сопле маршевого двигателя, через 3-4 секунды после старта сгорает и выталкивается из сопла набегающим потоком воздуха.

Наведение на цель осуществляется комбинированной (инерциальная навигационная система с активно-пассивной радиолокационной головкой самонаведения) системой управления, обеспечивающей высокую вероятность попадания в цель при радиопротиводействии противника. Для целей типа группа катеров и корабельная ударная группа она достигает 0,99, конвои и десантное соединение – 0,94.

Полет ПКР на скорости более 2М осуществляет по сложной траектории — после старта она делает «горку», затем снижается и продолжает полет на высоте около 20 м, а за 9 км до цели делает противозенитный маневр – снижается до 7 м над гребнем волн и летит по траектории «змейка». В ходе полета ПКР может совершать интенсивные противозенитные маневры с перегрузками более 10 ед. Поражение цели происходит путем пробития ее корпуса за счет большой кинетической энергии и взрыва внутри корабля. Это обеспечивает потопление цели вплоть до крейсера, а 15-17 ракет способны уничтожить корабельную группу. От ПКР «Москит» практически невозможно уклониться, так как она обнаруживается за 3-4 секунды до встречи с целью и, по оценкам отечественных и зарубежных специалистов, является лучшей противокорабельной ракетой в мире.

Размещение и состояние

ПКРК «Москит» с ПКР 3М-80 устанавливался: на эсминцах пр.956 (2 счетверенные ПУ типа КТ-190), больших противолодочных кораблях пр.11556 «Адмирал Лобов», на более чем 20 ракетных катерах пр.1241.9. (по 2 спаренных ПУ КТМ-152М на каждом борту), на опытном малом ракетном корабле (МРК) пр.1239 на воздушной подушке скегового типа (2 счетверённые ПУ), на опытном МРК-5 пр.1240 на подводных крыльях (2 спаренные ПУ), на экраноплане «Лунь», может применяться в частях береговой обороны и в морской авиации — на корабельном самолете Су-27К (Су-33) одна ракета может располагаться под фюзеляжем между мотогондолами.

По Постановлению СМ СССР (от 4.01.1981 г. № 17-5) комплекс модернизирован с целью увеличения дальности стрельбы за счет улучшения характеристик маршевого двигателя. 10 испытательных пусков ПКР «Москит-М» проведены в период 1987-1989 гг. с катера пр.1241.1. Была достигнута максимальная дальность 153 км, а модифицированная ПКР получила обозначение 3М-80Е.

В настоящее время ПКРК «Москит» разрешен на экспорт как в составе российских ракетных катеров пр.12421 и эсминцев пр.956Э, так и отдельно для размещения на кораблях заказчика.

topwar.ru

Противокорабельная ракета 3M80 (3М80Е) Москит

]]>]]>Испытания комплекса «Москит» начались в июне 1978г. на полигоне «Песчаная Балка». Летно-конструкторские испытания начались с двух бросковых пусков 9 июня и 10 октября 1978г. Макет ракеты был оборудован только стартовым двигателем. Оба пуска прошли нормально. Далее наступил длительный перерыв, в основном из-за неготовности материальной части ракеты, в частности, маршевого двигателя, который с трудом доводился на предприятии-изготовителе.

29 декабря 1979г. состоялся пуск макета, оборудованного маршевым двигателем. Пуск был неудачным, так как маршевый двигатель не запустился, и стартовик после отработки остался в сопловом блоке маршевого двигателя. После пуска опять был взят «тайм-аут» на доработку маршевого двигателя. Следующий пуск состоялся лишь 3 июля 1980 г. Задачей пуска ставилось получить надежный старт ракеты и совершить полет на маршевой высоте порядка 20м. Пуск засчитали удачным, но маршевый двигатель так и не вышел на расчетный режим.

27 января 1981г. ракета «Москит» впервые была запушена в полной комплектации, но без включения активного канала комбинированной ГСН. Ракета должна была поразить мишень СМ пр.1784 на дистанции 38км. Пуск был неудачен из-за нестабильности работы бортовой системы управления. При пуске 28 апреля 1981г. была поставлена задача, аналогичная предыдущему пуску. Достигнуто прямое попадание в борт мишени. 2 июня велась стрельба по двум мишеням — СМ пр. 1784 и БКЩ № 436бис на дистанцию 38км без включения активного канала комбинированной ГСН. Пуск был успешный, достигнуто прямое попадание в более крупную мишень-СМ пр.1784.

К началу июня 1981 г. для обеспечения летных испытаний ракет ЗМ-80 прибыла новая модернизированная мишень СМ пр. 1784М, изготовленная в Николаеве. На этой мишени, как и на старой СМ пр. 1784, была оставлена вся система радиолокационных отражателей в количестве около 50 штук разных видов (К-0,7, К-1,25 и т. д.) и тепловой имитатор «Балансир», работающий на бытовом газе пропан-бутан, только вместо одной горелки стало две (считалось, что на большом корабле — линкоре, крейсере или авианосце — есть минимум два центра излучения). На мишени СМ пр. 1784М принципиально улучшили систему внешних траекторных измерений. Ранее кинокамера и фотоаппаратура, снимавшие подлет ракеты к мишени, устанавливались «на глазок», а теперь кинофотоаппаратура была привязана с большой степенью точности к самой мишени. Углы обзора камер были выбраны так, что в них кроме ракеты обязательно попадал какой-либо элемент конструкции мишени. Для проведения испытаний работы активного канала комбинированной РГС на ракете ЗМ-80 на мишени СМ пр. 1784М смонтировали специальную систему под названием «Минарет». Система включала в себя РЛС «Дон» с доработанной антенной системой, дистанционную систему управления телесигнализации и телекоммуникации, аппаратуру документирования режимов работы и т. д. Кроме того, были установлены две системы «Шайба» и «Рында», — определявшие величину промаха ракеты. Система «Шайба» определяла величину промаха относительно своей антенны, а «Рында» — величину промаха относительно так называемой «приведенной цели». На мишени имелся и хорошо оборудованный кубрик для размещения команды. 26 июня 1981 г. велась стрельба по двум мишеням — СМ пр.1784М, установленной от точки старта на дистанции 40км, и по БКЩ пр.436бис, установленной от точки старта на дистанции 10км. Ракеты стартовали с подключенными активным и пассивным каналами ГСН. Пуск признан успешным. Ракета поразила мишень СМ пр. 1784М (прошила сетку мишени на высоте 1,0м от палубы) и приводнилась на дальность 80км от точки старта. Этим пуском закончилась программа летно-конструкторских испытаний комплекса «Москит».

Пуски по программе совместных (государственных) испытаний начались в августе 1981 г. На этом этапе испытаний пуски ракет производились как с береговой пусковой установки, так и с большого ракетного катера проекта 1241.1 (заводской № 402) и эсминцев проекта 956 «Современный» (заводской № 861) и «Отчаянный» (заводской № 862). Первый пуск по программе совместных испытаний состоялся 21 августа с береговой пусковой установки по мишени СМ пр.1784М на дальность 102км. Задачей пуска являлась проверка работы всех узлов и агрегатов. Достигнуто прямое попадание в борт мишени. 30 сентября произведен пуск с катера проекта 1241.1. Макет ракеты был оснащен только стартовым двигателем. Макет нормально стартовал с катера, шедшего со скоростью 24 уз. при волнении моря 2-3 балла. После этого катер с заводским №. 402 был допущен к участию в совместных испытаниях комплекса «Москит».

2 октября 1981 г. произведен пуск с задачей, аналогичной пуску 21 августа, но на сей раз мишень не выставлялась. Пуск сочтен успешным.

24 ноября произведен пуск с катера проекта 1241.1 по мишени СМ пр. 1784М на дальность 100км. Пуск закончился неудачей из-за неисправности в бортовой системе управления. Ракета упала в море на 10-й секунде после старта.

27 декабря проводилась залповая стрельба ракетами № 205 и № 305 с катера пр. 1241.1 по двум мишеням — БКЩ пр. 436бис и СМ пр. 1784М. Дистанция до мишени БКЩ составляла 10км. На эту мишень была нацелена ракета № 205. Пуск признан успешным — достигнуто прямое попадание в мишень. Дальность до мишени СМ составляла 33км. На нее должна была быть нацелена ракета № 305. Пуск оказался неудачным — крышки воздухозаборников маршевого двигателя не раскрылись, и ракета приводнилась на 23,7-й секунде полета. Интервал между пусками составлял 5 с.

14 апреля 1982 г. произведен пуск с береговой установки по мишени СМ пр. 1784М на дистанцию 100 км. Пуск неудачный. Ракета упала на 24-м километре дистанции из-за неполадок в работе бортовой системы управления.

]]>]]>

29 апреля произведен первый пуск с эсминца проекта 956 «Современный» на Северном флоте по мишени ОС-111 (тральщик проекта 265К) на дистанцию 141 км. Пуск успешный — достигнуто прямое попадание в надстройку мишени. 26 мая 1982 г. проведена залповая стрельба ракетами № 106 и № 505 с эсминца «Современный» по мишени ОС-111 на дистанцию 35,5 4 м. Обе ракеты с аппаратурой для боевой части ТК-22 одновременно стартовали с обоих бортов эсминца. Ракета № 505 поразила мишень, попав в ее надстройку. Ракета № 106 не произвела снижение высоты полета перед мишенью, пролетела над ней на высоте 17 м от ватерлинии и приводнилась, пролетев 47,5 км. Стрельба признана частично успешной. Но ракета № 106 могла пролететь и не на 17 м выше ватерлинии, а на 170 м, все равно при наличии ТК-22 кораблю янки мало бы не показалось.

31 августа 1982 г. произведен пуск с катера проекта 1241.1 на дистанцию 100 км с послестартовым доворотом в 50 по мишенной позиции из двух мишеней ОС-111 и СМ пр. 1784М. Пуск оказался неудачным — не запустился маршевый двигатель, и ракета упала в море на дистанции 12,8 км от катера.

15 сентября было повторение предыдущего пуска. Ракета навелась на мишень СМ пр. 1784М и поразила ее. Фактическая дистанция стрельбы составила 107,7 км.

29 сентября произведен пуск с катера проекта 1241.1 на дальность 27 км по мишени ОС-1.11. Достигнуто прямое попадание, мишень затонула.

28 ноября произведена залповая стрельба ракетами № 306 и № 506 с эсминца проекта 956 «Отчаянный» в Баренцевом море на Северном флоте. (Стрельбы проводились параллельно со сдаточными испытаниями корабля.) Заданная дальность стрельбы по мишени СМ пр. 1784 составляла 27 км. Скорость корабля во время пуска — 20 уз. Стрельба производилась с пусковой установки правого борта, интервал между пусками 5 с. Мишень была поражена обеими ракетами.

На этом совместные испытания комплекса «Москит» завершились. В ходе этих испытаний провели 15 пусков (14 ракет и 1 макет ракеты). Согласно решению Государственной комиссии по испытаниям, полностью успешных пусков было 8, частично успешных — 5, неуспешных — 2.

В период с 1983 г. по 1988 г. прошли три вида испытаний комплекса «Москит». Во-первых, проводились испытания по улучшению тактико-технических арактеристик, ракеты ЗМ-80. Всего провели три пуска: 11 марта 1983 г., 29 июня 1983 г. (макет ракеты) и 7 декабря 1984 г. На этом этапе была достигнута дальность полета 125км.

С начала 1980-х годов рассматривалась возможность установки комплекса «Москит» на экраноплан «Лунь» проекта 963. Для этого на полигоне «Песчаная Балка» в поселке Черноморск был установлен макет экраноплана проекта 903. Основной целью испытаний была проверка способности конструкции экраноплана выдерживать силовое и тепловое воздействие струи стартового двигателя. 5 октября и 21 декабря 1984 г. было проведено два пуска макетов «Москита», оснащенных только стартовыми двигателями. Первый пуск произвели из правого контейнера носовой пары пусковых установок, а второй пуск — из левого контейнера хвостовой пары пусковых установок. Так как контейнеров было всего два, то при первом пуске носовая пара стояла на своем месте, а затем ее перенесли в хвост. Во время проведения этих испытаний было отработано два варианта загрузки ракет на экраноплан: в первом варианте ракета загружалась в контейнер, уже установленный на экраноплан, с помощью загрузочного устройства; во втором варианте ракета загружалась в контейнер, находящийся на земле, а потом вся конструкция устанавливалась на экраноплане. Все пуски прошли нормально. После первого пуска оказались поврежденными 9 плиток, после второго — 2. На Каспии провели два пуска ракет ЗМ-80. Мишенью служил БКЩ пр. 436бис. Первый пуск был неудачный из-за ошибок экипажа. В ходе второго пуска произвели двухракетный залп (с интервалом 5 с). Пуск был засчитан как успешный.

rbase.new-factoria.ru

ПКР Москит

ПКР Москит

    Разработка противокорабельной ракеты «Москит» 3М-80 была начата в МКБ «Радуга» в 1973 году под руководством главного конструктора И.С.Селезнева.
    Это сверхзвуковая низковысотная самонаводящаяся крылатая ракета. Она относится к классу легких противокорабельных ракет и предназначалась для замены КР П-15. «Москит» — единственная в мире ракета, скорость полета которой на малых высотах превышает два маха. В работе над ракетой применено более тридцати изобретений и научных открытий. Например, в «Москитах» впервые прямоточный маршевый двигатель ракеты совмещен со стартовым наподобие матрешки.
    Система управления ракеты создана в ГосНПО «Альтаир» под руководством С.Климова. Для ее отработки использовалась летающая лаборатория на базе Бе-12.
    Первоначально ракета разрабатывалась в корабельном варианте для вооружения эсминцев, ракетных катеров и экранопланов. В 1984 г. корабельный вариант «Москита» 3М-80Е был принят па вооружение на эсминцах типа «Современный» (проект 956). На эсминце пр. 956 было установлено по две счетверённые пусковые установки КТ-190. Работы же над авиационным вариантом «Москита» затянулись, и он был принят на вооружение между 1992 и 1994 г.
    Крылатая ракета 3М-80 входит в состав ракетных комплексов, которые предназначены для поражения надводных кораблей и транспортов водоизмещением до 20000 тонн из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев и одиночных кораблей, как водоизмещенных, так и на подводных крыльях и воздушной подушке в условиях современных и перспективных средств огневого и радиоэлектронного противодействия противника. При этом ракета устойчива к разрушающему действию ядерного взрыва.
    Ракета 3М-80 построена по нормальной аэродинамической схеме с Х-образным размещением аэродинамических поверхностей. Двигательная установка комбинированная, состоит из маршевого прямоточного воздушно-реактивного твердотопливного двигателя и стартового порохового двигателя. Причем стартовик вставляется в сопло маршевого двигателя. Через 3-4 с после старта пороховой двигатель сгорает и выталкивается из сопла набегающим потоком воздуха. Прямоточный двигатель был разработан в ОКБ-670 главного конструктора М.М.Бондарюка, а затем дорабатывался в МКБ «Союз» в Тураево.
    Комбинированная система управления в составе инерциальной навигационной системы и активно-пассивной радиолокационной головки самонаведения обеспечивает высокую вероятность попадания в цель даже в условиях радиопротиводействия противника. Для целей типа группы катеров или корабельной ударной группы эта вероятность равна 0,99; для конвоев и десантных соединений — 0,94.
    После старта ракета делает «горку», а затем снижается до маршевой высоты полета около 20 м, при подходе к цели происходит снижение до 7 м (над гребнем волн). Ракета может совершать интенсивные противозенитные маневры с перегрузками, превышающими 10 g.
    От «Москита» невозможно уклониться. Противник заметит ракету всего за 3-4 секунды до встречи с бортом собственного корабля. За счет огромной кинетической энергии «Москит» пробивает корпус любого корабля и взрывается внутри. Такой удар способен потопить не только корабль среднего класса, но и крейсер. А 15-17 «Москитов» — целую корабельную группу. По оценкам ряда отечественных и зарубежных специалистов, «Москит» является лучшей противокорабельной ракетой в мире.
    Длина ракеты 9,385 м, размах сложенных крыльев 1,3 м, раскрытых — 2,1 м. Стартовый вес ракеты 3950 кг. Вес фугасной боевой части 300 кг, из них 150 кг мощного взрывчатого вещества. Дальность стрельбы от 10 до 120 км. Маршевая скорость М=2,4.
      Кроме ЭМ пр. 956 и БПК пр. 11551 «Адмирал Чабаненко», ракеты «Москит» получили катера пр. 12411. На катера этого проекта установлено побортно в средней части катера по две спаренные ПУ типа КТ-152М. На опытном малом ракетном корабле пр. 1239 (на воздушной подушке скегового типа) установили две счетверённые неповоротные установки. Кроме того, «Москит» был установлен на экраноплане «Лунь», его можно применять в частях береговой обороны и в морской авиации.
    Модифицированная ракета с увеличенной дальностью полета имеет обозначение 3М-80Е. Их выпуск освоен на Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» им. Н.И.Сазыкина.
    Комплекс неоднократно демонстрировался на авиасалонах в Чили, Абу-Даби (ОАЭ) и в подмосковном Жуковском (МАКС). В настоящее время он разрешён на экспорт и в Китай поставляются ЭМ, вооруженные этим комплексом.
    Рассматривался авиационный вариант 3М-80 — Х-41 в качестве ракеты «воздух-корабль», предназначеной для применения с палубного истребителя Су-33 (Су-27К) и, возможно, бомбардировщика Су-34.

Описание
Разработчик МКБ «Радуга»
Изготовитель ПО «Прогресс» (г.Арсеньев)
Обозначение «Москит» (3М-80)
Варианты П-270 «Москит» Х-41
Обозначение NATO SSN-22 «Sunburn»
Тип ГСН инерциальная + радиолокационная активно-пассивная
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м 9,385
Размах крыла, м 2,1
Диаметр корпуса, м 0,76
Диаметр ракеты со сложенными крыльями, м 1,3
Срок хранения в боеготовом состоянии на носителе, лет 1,5
Стартовый вес, кг 3М-80 3950
3М-80Е 4150-4500
Тип боеголовки проникающая
Масса БЧ, кг 300 (320)
Вес взрывчатого вещества, кг 150
Силовая установка
Разработчик МКБ «Союз» (г.Тураево)
Двигатель ПВРД 3Д83
Скорость запуска, М 1.8-2.5
Время запуска, с 0.5
Время работы, с 250
Летные данные
Скорость, км/ч (М=) крейсерская (2,35)
максимальная (2,8)
Дальность пуска, км 3М-80 10-90 250
3М-80Е 120  
Высота полёта, м 7-20
Скорость полета носителя, м/c   200-470
Высота пуска, км   до 12
Послестартовый разворот +/- 60 o
Температура применения, oC +/-60
Время пуска 4-х ракет в залпе, с 15  
Темп стрельбы при залповом пуске, с 5  



Источники информации:

  1. «История авиационного вооружения» / А.Б. Широкорад, 1999 /
  2. «Отечественные авиационные тактические ракеты». А.В.Карпенко, С.М.Ганин, «Бастион» N1, 2000г.
  3. Противокорабельная ракета 3M80 (3М80Е) «Москит» / Ракетная техника /
  4. «Энциклопедия вооружений» / «Кирилл и Мефодий», 1998 — CD-ROM /
  5. «Солнечный ожог» российского ВПК / «ОГОНЕК», N 08, 24 февраля 1997 /
  6. Противокорабельная ракета 3М-80 «Москит» / Авиабаза =Kron= /
  7. Противокорабельная ракета 3M80 (3М80Е) «Москит» / АКК «Прогресс» /

testpilot.ru

конструкция, характеристики, боевое применение :: SYL.ru

Крылатая ракета «Москит» (ЗМ-80) является ключевым элементом боевых комплексов, созданных для поражения суден водоизмещением до 20000 тонн, в условиях активного радиоэлектронного или огневого противодействия со стороны противника. Несмотря на то что она была создана еще в СССР, ей по сей день удается сохранять лидирующие позиции на мировой арене. Сегодня мы с вами познакомимся с историей ее создания и характеристиками.

Разработка ракеты «Москит»

Обо всем по порядку. Работы над созданием ПКР (противокорабельной ракеты) «Москит» начались в 1973 году в МКБ «Радуга», расположенном в подмосковном городе Дубне. Руководителем проекта был назначен И.С. Селезнев – главный конструктор бюро. При этом ряд механизмов был создан в других организациях. Бортовые и корабельные системы разрабатывались в московской ПО «Альтаир» под руководством А.С. Климова. Проектирование маршевого двигателя было начато в московском ОКБ-670, а закончено в подмосковном МКБ «Союз». Стартовые двигатели создавались конструкторами столичного завода № 81. Пусковая установка была разработана также в Москве, в КБ Машиностроения, под руководством Н.К. Цикунова. Серийный выпуск ракет производился в ПО «Прогресс» (г. Арсеньев Приморского края).

Испытания

Прежде чем оружие было принято на вооружение, оно прошло немалый объем испытаний. Начались они в 1978 году, когда на полигоне «Песчаная балка» было осуществлено два успешных бросковых пуска макета будущей ракеты со стартовым мотором. После летных и конструкторских испытаний ПКРК «Москит» начались государственные испытания, которые проходили вплоть до 28 ноября 1982 года. Завершились они залповым пуском двух ракет с пусковой установки эсминца «Отчаянный» в водах Баренцева моря. При движении корабля со скоростью 20 узлов и дальности цели 27 км обе ракеты поразили мишень. В общей сложности из 15 пусков «Москита» восемь были признаны успешными, 5 – частично успешными, и всего два – неуспешными. В период с 1983 по 1985 год комплекс проходил испытания в рамках работ по модернизации ракеты. В результате были достигнуты новые показатели дальности полета. Кроме того, в этот же период проводились испытания с целью определения перспективы использования «Москита» в составе вооружения экраноплана «Лунь».

Презентация

Комплекс «Москит» многократно демонстрировался российской и мировой общественности на авиасалонах в подмосковном Жуковском, Чили и Объединенных Арабских Эмиратах. Одноименная ракета произвела фурор и вызвала огромный резонанс в обществе. Иностранцев потрясли уникальные характеристики этого оружия и тот факт, что ему нет аналогов в мире. Ракета 3М-80 («Москит») была и остается единственной в мире, которая на малых высотах может развить скорость более двух «махов» (М). Уклониться от нее невозможно, как и сбить ее. По классификации НАТО, ракета получила имя Sunburn, которое переводится как «солнечный ожог».

Вооружение

В начале 2000-х противокорабельные ракетные комплексы (ПКРК) «Москит» с одноименными ракетами стали поступать на вооружение эсминцев. Суда оснащались двумя счетверенными пусковыми установками КТ-190. До конца 1993 года «Северная верфь» построила 17 кораблей типа «Современный». Еще несколько судов остались недостроенными из-за распада СССР и прекращения финансирования. Пара таких кораблей (эсминцы «Важный» и «Вдумчивый») были проданы Китаю вместе с ПРК «Москит».

Кроме эсминцев проекта 956 и больших противолодочных кораблей (БПК) проекта 11556, «Москиты» устанавливались на ракетные катера проекта 1241.1. Первый катер такого типа был оборудован парой двухконтейнерных пусковых установок КТ-152М и сдан в эксплуатацию в 1981 году. Позже на мощностях ПО «Алмаз», а также Хабаровского и Средне-Невского заводов было построено более двух десятков катеров.

Ракетами «Москит» оснащали также уникальные МРК (малые корабли) проекта 1239. Суда этого типа имеют алюминиево-магниевый корпус и весят всего 1050 тонн. Они оборудуются комбинированной силовой установкой, состоящей из: пары газовых турбин мощностью в 20 тыс. л. с. каждая, пары дизельных моторов мощностью по 10 тыс. л. с. и пары дизельных двигателей мощностью по 3,3 тыс. л. с. Скорость хода под газотурбинными моторами может достичь 50 узлов, а под дизелями судно идет в экономичном режиме (около 12 узлов). Такие корабли вооружаются двумя счетверенными ПУ «Москит». Головной корабль этой серии получил название «Бора» и поступил в эксплуатацию в конце 1989 года.

Кроме того, ракетами «Москит» вооружаются корабли МРК-5, самолеты Су-27 и Су-32ФН, а также экраноплан «Лунь».

Модернизации

4 января 1981 года Совет министров принял постановление о модернизации ПРК «Москит» с целью увеличения дальности полета крылатых ракет. Для этого было проведено усовершенствование маршевого двигателя: его приспособили под более энергоемкий тип топлива и оснастили новым соплом с возможностью регулирования критического сечения. В ходе испытаний с катера 1241.1 пустили 10 модернизированных ракет, получивших название «Москит-М» или 3М-80Е. Дальность пусков была нестабильной и составила максимум 153 километра.

В результате последующих доработок был создан ПКРК «Москит-МВЕ», получивший модернизированную ракету ЗМ-80МВЕ, дальность стрельбы которой значительно возросла. Этот комплекс может поставляться в составе судов или самостоятельно. Его также можно оборудовать под установку на стационарные или передвижные береговые позиции, для обороны морских границ.

Состав комплекса

В состав ПКРК «Москит» входят:

  1. Одноименная ракета.
  2. Контейнерная ПУ (пусковая установка) модели КТ-152М. Служит для хранения ракет на борту судна, обеспечения их старта или же аварийного выброса.
  3. Корабельная система управления (КСУ) модели 2Ц-80. Служит для: проверки и подготовки ракет к запуску, обработки данных, поступивших со средств целеуказания (до 4-х целей одновременно), ввода этих данных в систему наведения, распределения ракет между целями и проведения пуска (одиночного или залпового).
  4. Загрузочное устройство (ЗУ), которое предназначено для погрузки ракет в пусковое устройство и их выгрузки.
  5. Комплекс наземного оборудования (КНО) модели 3Ф80. Предназначен для транспортировки ракет, их хранения на складах и в арсеналах. А также для проведения их регламентного обслуживания, подготовки и выдачи на судно.

Познакомившись с исторической справкой, переходим к рассмотрению конструкции ракеты «Москит».

Корпус

Ракета «Москит» сконструирована по нормальной аэродинамической схеме. Фюзеляж выполнен в виде тела вращения с овальной носовой частью и Х-образным размещением крыла с оперением. Складывающиеся крыло и оперение выполняются из титана, а лонжероны — из стали. На корпусе установлены воздухозаборники и воздуховоды. Передний обтекатель оснащен радиопрозрачным коком. Баковый отсек выполняется из нержавеющей стали, а гаргрот – из стеклоткани.

Двигательная установка

Противокорабельная ракета имеет комбинированную двигательную установку. В ее состав входят маршевый воздушно-реактивный двигатель 2Д83 и стартовый пороховой ускоритель. При этом стартовый ускоритель находится прямо в сопле маршевого двигателя. Спустя несколько секунд после пуска пороховой двигатель попросту сгорает и выталкивается из сопла за счет набегающего потока воздуха.

Система управления

Высокая вероятность попадания в цель обеспечивается благодаря комбинированной системе управления, регулирующей работу инерциальной навигационной системы и радиолокационной головки самонаведения активно-пассивного типа. Высокая точность ракет сохраняется даже в условиях радиопротиводействия со стороны противника. Для целей типа «корабельная группа» или «группа катеров» вероятность попадания равна 0.99, а для десантных соединений и конвоев – 0,94.

Полет ракеты

После пуска ракета делает «горку», поднимаясь на значительную высоту. Затем она снижается до 10-20 метров над гребнем волны. На этой высоте ракета проходит маршевый участок пути. Приближаясь к цели, она опускается еще ниже (до 7 метров от гребня волны), чтобы оставаться незаметной для средств противовоздушной обороны. При необходимости ракета «Москит» может совершать противозенитные маневры с высокой интенсивностью и перегрузками более 10g. На расстоянии 9 км до цели она прекращает маневры и набирает ход. Благодаря огромной кинетической энергии, ракета способна пробить корпус любого корабля. Взрыв происходит внутри судна и приносит непоправимые последствия. Удар одной ракеты при хорошем попадании может потопить крейсер, не говоря уже о судах среднего класса. 15-17 выстрелов из ПКР «Москит» хватит, чтобы уничтожить целую корабельную группу.

С момента подачи электропитания на ракеты до старта первой из них проходит порядка 50 с. В состоянии повышенной готовности этот показатель сокращается до 11 с. При залповой стрельбе ракеты запускаются с интервалом 5 с.

Технические характеристики

Основные параметры противокорабельной ракеты:

  1. Дальность стрельбы с надводного корабля: 3М-80 – 90 км, 3М-80Е – 120 км, 3М-80МВЕ – 140 км (по низковысотной траектории) и 240 км по комбинированной траектории.
  2. Скорость полета: крейсерская – 2,35 М, максимальная – 2,8 М.
  3. Минимальная дальность стрельбы – 10 км.
  4. Высота пуска – до 12 км.
  5. Скорость полета носителя – до 470 м/с.
  6. Послестартовый разворот – +/- 60°.
  7. Длина: 3М-80 и 3М-80Е – 9,385 м, 3М-80МВЕ – 9,745 м.
  8. Диаметр корпуса в самом широком месте – 0,76 м.
  9. Размах крыльев: 1,3 м – сложенных, 2,1 м – развернутых.
  10. Условия использования: температурный диапазон – от -25 до +50°С, волнение воды – до 6 баллов по крупным целям и до 5 по малоразмерным целям, скорость ветра лобового направления – до 20 м/с.
  11. Срок хранения на носителе в боеготовом состоянии – 1,5 года.
  12. Масса: 3М-80 – 3,95 т, 3М-80E – 4150 т, 3М-80МВЕ – 4,45 т.
  13. Масса боевой части – до 320 кг.

Оценка проекта

Ракета «Москит» традиционно считается достаточно эффективным оружием, способным поражать цели, оставаясь при этом незамеченным для систем ПВО (противовоздушной обороны) суден. Последняя особенность достигается за счет комбинации сверхзвуковой скорости полета, его малой высоты, а также активного маневрирования. Стандартные зенитные ракеты с радиокомандным или полуактивным наведением, используемые в средствах ПВО, в условиях морского сражения бессильны против атаки «Москита». Большую часть своего пути к цели ракета, за счет малой высоты полета, скрывается за пределами радиогоризонта. И, даже попав в радиус обнаружения вражеских радаров, она настолько быстро преодолевает оставшийся отрезок, что сбить ее практически невозможно.

Главным недостатком ракеты в условиях предполагаемого морского сражения является относительно небольшая дальность действия. При запуске «Москита» исключительно по малой высоте, дальность полета будет ограничиваться 90-120 километрами, что меньше, чем у большинства современных дозвуковых ракет. Причина в том, что во время полета на сверхзвуковой скорости, при малой высоте, ракета сталкивается с очень высоким сопротивлением воздуха. Теоретически «Москит» может лететь и 250 километров, но такая дальность достигается за счет полета на большей высоте, при прохождении маршевого участка. В таком случае ракета оказывается выше радиогоризонта и становится заметной для радаров. Поэтому боевое применение ракеты «Москит» на большой высоте сопряжено с риском сделать ее легкой добычей для дальнобойных ЗРК. Еще одним существенным минусом, сказывающимся в том числе на дальности полета ракеты, являются ее крупные габариты и внушительный вес.

24 октября 2014 года, в рамках испытаний американской зенитной ракеты SM-6, последней удалось перехватить низколетящую сверхзвуковую мишень, которая по своим летным параметрам аналогична «Москиту», за исключением лишь того факта, что российская ракета способна маневрировать при подлете к цели. Перехват был произведен за радиогоризонтом, после внешнего предупреждения, с применением активной РЛ головки самонаведения. В ходе данных испытаний была впервые продемонстрирована возможность эффективной борьбы со сверхзвуковыми низколетящими ракетами. Тем не менее тот факт, что характеристики ракеты «Москит» позволяют ей активно маневрировать на огромной скорости, делает ее поражение крайне сложной задачей для противника.

В заключение

Сегодня мы с вами рассмотрели главную противокорабельную ракету, находящуюся на вооружении российского военного флота. Несмотря на то что система «Москит» была создана еще в Советском Союзе, она до сих пор сохраняет лидирующие позиции на мировой арене. Главный недостаток устанвливаемых на ракетные катера «Москитов» – небольшая дальность действия, которая, в принципе, компенсируется маневренностью и скоростью.

www.syl.ru

Х-41 (ЗМ80) «Москит» — противокорабельная крылатая ракета

В 1975 г. в МКБ «Радуга» под руководством И.С. Селезнева началось проектирование ракетного комплекса П-100 (ЗК80) со сверхзвуковой ПКР ЗМ80 «Москит», предназначенного для оснащения эсминцев пр. 956, малых ракетных кораблей пр. 12421 и др. Ракета оснащалась комбинированной системой управления с активно-пассивной РГСН, включающейся на конечном этапе. Силовая установка состояла из работающего на керосине СПВРД ЗД80 со встроенным твердотопливным разгонным блоком. Она была разработана в ОКБ М. Бондарюка и прошла цикл доводки в ОКБ «Союз» в Тураево.

Ракета Х-41 (ЗМ80) «Москит» — видео

В конструкции УР ЗМ80 «Москит» применены традиционные для ракетостроения материалы — сталь ВКЛ-3, титановые сплавы ОТ4, ОТ4-1, ВТ-5, для радиопрозрачных частей использованы трехслойные панели из стеклоткани СКАН-Э на связующем К-9-70, а пластиковые детали корпуса изготавливаются из обычной ткани Т-10 на том же связующем.
Ракета ЗМ80 предназначена как для поражения крупных боевых кораблей и транспортов, так и для уничтожения малых скоростных и маневренных морских целей. Для уничтожения эсминца достаточно 1,2 попадания ракет этого типа, а транспорта водоизмещением до 20000 т — 1,5 попадания.

Полет УР ЗМ80 на крейсерском участке проходит на высоте 20 м со скоростью свыше 2000 км/ч, при этом ракета может выполнять противозенитный маневр с перегрузкой до 10 единиц, а на конечном участке ракета снижается до высоты 7 м по гребням волн. Система управления обеспечивает возможность выполнения маневров сразу после старта с углами поворота до 60 град. Помехозащищенная ГСН обеспечивает поражение выбранного корабля в группе с вероятностью 0,94.-0,99. При облучении РЛС противника она может выполнять противозенитный маневр «змейка». Дальность пуска составляет 10…120 км. Кроме того, был создан усовершенствованный вариант УР ЗМ90 (ЗМ82) с дальностью свыше 250 км.
Опытная партия ракет строилась на ДМЗ по кооперации с заводом «Прогресс» в г. Арсеньев, где в дальнейшем был развернут их серийный выпуск. В 1985 г. за создание УР ЗМ80 МКБ «Радуга» было отмечено Государственной премией.

В конце 80-х гг. на базе УР ЗМ80 была спроектирована ПКР воздушного базирования Х-41 «Москит». Она предназначалась для вооружения палубных самолетов Су-27К и модификации фронтового бомбардировщика Су-27ИБ, оснащенной ПрНК «Морской Змей». Как и для варианта морского старта, для Х-41 может осуществляться целеуказание и коррекция траектории через ретранслятор на борту ЛА, оснащенных МСРЦ «Успех», например ТУ-95РЦ или Ка-25Ц или ИСЗ системы «Легенда». Одна УР подвешивалась на спецдержатель в плоскости симметрии самолета. Ракета Х-41 прошла отработку на совместимость с РЭО и электросистемой Су-27К, однако, о пусках не сообщалось.
В 1992 г. она была предложена на экспорт под названием Х-41Э ASM-MSS для самолетов Су-33 и Су-32ФН (предполагаемые «коммерческие» модификации Су-27К и Су-27ИБ с ПрНК «Морской Змей»). Но для завершения работ требовались иностранные инвестиции. В настоящее время информации о закупках авиационной ПКР Х-41 нет. Морской вариант УР ЗМ80 закупила Индия и самостоятельно провела его модернизацию (проект «Коралл»), Не исключено, что командование ВС Индии заинтересуется и УР Х-41 для вооружения самолетов Су-ЗОМКИ. Кроме того, сообщалось, что небольшую партию ракет ЗМ80 приобрели США для испытаний.

Тактико-технические характеристики ракеты Х-41 (ЗМ80) «Москит»

Скорость максимальная / крейсерская 2,8М / 2,35M
Стартовая масса, кг 3950
Масса боевой части, кг 320
Диапазон высот применения, м 100-12000
Дальность пуска максимальная, км 120
Дальность пуска минимальная, км
10
Масса взрывчатого вещества
150 кг
Длина 9,385 м (9,745)
Размах крыла 2,1 м
Диаметр ракеты со сложенным крылом 1,3 м
Добавить комментарий

oruzhie.info

ПКР «Москит» для «москитного» флота

По окончании шестидневной войны 1967 г. боевые действия между Израилем и арабскими странами практически прекратились. Однако осенью в районе Порт-Саида попаданием трех ракет П-15 с египетского катера советской постройки был отправлен на дно израильский эсминец «Эйлат». Первое в мировой истории применение ракетного оружия «корабль — корабль» завершилось блестящим успехом. Не менее эффективно эти ракеты применялись спустя три года индийским флотом против пакистанских кораблей и береговых объектов.

Тем не менее, уже в то время ракета П-15, разработка которой в СССР началась еще в 1955 г., не вполне отвечала требованиям к корабельному ракетному оружию. Ряд недостатков удалось устранить в ходе модернизации, проведенной в 60-е годы. С применением новой моноимпульсной радиолокационной головки самонаведения (ГСН) повысилась помехозащищенность, уменьшение высоты полета снизило уязвимость от зенитного огня, вдвое увеличилась максимальная дальность. Принятый в 1972 г. на вооружение ВМФ комплекс «Термит» с ракетой П-15М помимо катеров устанавливался на больших противолодочных и ракетных кораблях проектов 61М и 56М, а также рассматривался в качестве главного оружия перспективных эсминцев проекта (пр.) 956.

Однако и после модернизации П-15 одна из ее важнейших тактико-технических характеристик — скорость полета, осталась на прежнем, дозвуковом уровне. Ставилась под вопрос эффективность применения этих ракет против современных кораблей флотов западных стран, оснащенных маловысотными зенитными ракетными комплексами и скорострельными артиллерийскими установками.

Первые проектные предложения по новой сверхзвуковой ракете ЗМ-80 комплекса «Москит», были разработаны в дубнинском МКБ «Радуга» в 1970 г. Спустя два года был выпущен аванпроект, а в 1974 г. — эскизный проект. По скорости новая ракета не уступала лучшим, разрабатываемым в то время образцам, по дальности — свыше 100 км — предназначенной для вооружения малых ракетных кораблей ракете «Малахит», при этом заявленная высота полета не превышала десяток-другой метров, что способствовало скрытному подходу к цели.

Высокие летно-тактические характеристики при массе 3950 кг и длине 9,4 м примерно соответствующим показателям дозвукового «Малахита», предусматривалось достигнуть применением прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД). Разработка ПВРД для «Москита» была начата коллективом М.М. Бондарюка в ОКБ «Красный Октябрь». После переключения этой организации на другую тематику, разработка ПВРД продолжилась в Тураевском МКБ «Союз» под руководством В.Г. Степанова.

Малый ракетный корабль проекта 1239 по мощи ударного вооружения не уступает эсминцу

Как показал опыт разработки ПВРД для зенитных ракет «Круг» и «Куб», создание подобных двигателей – исключительно сложная задача. Применительно к ракете «Москит» проектирование ПВРД несколько упрощалась тем, что ее двигатель работал в узком диапазоне скоростей и высот. Кроме того, в отличие от зенитных ракет, «Москиту» не требовалось резко маневрировать, выходя на большие углы атаки.

Начальный разгон ракеты «Москит» до скорости, необходимой для работы прямоточного двигателя, обеспечивался твердотопливным стартовым двигателем, размещенным внутри камеры сгорания ПВРД. После выгорания топлива опустевший корпус стартового двигателя выталкивался из камеры сгорания ПВРД воздухом, поступающим через его воздухозаборники.

Применение жидкого топлива в прямоточном двигателе позволяло достаточно просто регулировать соотношение горючего и окислителя — атмосферного воздуха. Впереди, расположенного в передней части ракеты большого бака горючего, размещалась проникающая боевая часть массой 300 кг, половина которой составляло ВВ. Перед боевой частью — радиолокационная ГСП

Под общим руководством С.А. Климова в московском НИИ «Альтаир» была разработана, так называемая, система наведения и автоматического управления, выполнявшая функции всепогодной комбинированной активно-пассивной ГСН, достаточно устойчивой к радиоэлектронному противодействия противника и обеспечивавшей возможность стрельбы по постановщикам активных помех. Для отработки системы управления была создана летающая лаборатория на базе самолета Бе-12, а судно мишень оснастили специальным имитатором активного радиолокационного излучения — устройством «Минарет».

Ракета ЗМ-80 была выполнена по нормальной схеме с Х-образным расположением крыльев и оперения, консоли которых складывались при размещении изделия в контейнере. Так как на маршевом участке полета хвостовая часть фюзеляжа представляла собой легкую пустую трубу камеры сгорания ПВРД, то центр тяжести и крылья были сдвинуты к носовой части ракеты.

ПКР ЗМ-90Э комплекса «Москит»

Данные о цели выдавал разработанный киевским НПО «Квант» корабельный комплекс «Монолит» с активным и пассивным каналами обнаружения, обеспечивающий также прием целеуказания от других кораблей и самолетов. Большой цилидро-полусферический обтекатель антенны активного канала стал непременной принадлежностью почти всех вооруженных «Москитом» кораблей.

Работы по созданию ракеты «Москит» проходили в сложной обстановке. Ряд известных специалистов поставил под сомнение саму возможность создания маловысотного сверхзвукового ПВРД.

В 1978 г. на полигоне под Феодосией выполнили два бросковых пуска макетов ракеты с натурным стартовым двигателем. Еще ранее на полигоне Ржевка под Ленинградом провели исследования по воздействию струи стартового двигателя на полноразмерный макет, как бы разрезанного по диаметральной плоскости, катера. Еще не созданный стартовый двигатель ракет «Москит» заменили связкой из нескольких серийных твердотопливных двигателей. По результатам этих экспериментов выявилась необходимость усиления первого яруса надстройки и палубы катера, а также изменения конструкции пусковой установки.

Первый, пуск ракеты, еще не оснащенной ГСН, провели с берега в районе Феодосии в самом конце 1979 г. Он закончился неудачей – корпус отработавшего стартового двигателя не вышел из камеры сгорания маршевого, а радиовысотомер принимал за сигнал от подстилающей поверхности излучение, отраженное от расположенных впереди предметов. Летом и осенью следующего года провели два успешных автономных пуска.

Тактико-технические характеристики ракет комплекса П-270 «Москит»
Ракета ЗМ-80Э ЗМ-80МВЭ
Длина, м 9,385 9,745
Диаметр корпуса, м 0,76 0,76
Срок хранения в боеготовом состоянии, лет 1,5 1,5
Стартовая масса, кг 3950 4150-4500
Максимальная скорость, М 2,8 2,8
Крейсерская скорость, М 2,35 2,35
Дальность пуска, км 90 120
Масса БЧ, кг 300 320
БСУ ИНС + радиовысотомер + активно-пассивная РЛГСН

Первый пуск ракеты с ГСН, укомплектованной только аппаратурой пассивного канала 27 января 1981 г. завершился аварией. Три последующих прошли успешно, при этом в двухракетном пуске 26 июня задействовались оба канала ГСН. Совместные испытания пусками с берега успешно начались 21 августа и завершились 14 апреля следующего года.

К этому времени начались испытания «Москита» с ракетного катера Р-46 – второго из двух головных катеров пр. 12411, построенных на ленинградском «Приморском заводе», и первого, оснащенного комбинированной дизель-газотурбинной установкой. Катер был спущен на воду еще в 1977 г., после чего он почти три года ждал поставки нового комплекса. После первого и вполне удачного броскового пуска оснащенного штатным «стартовиком» макета ракеты с 24 ноября 1981 г по 29 сентября 1982 г. провели 6 стрельб управляемыми ракетами, одна из которых закончилась аварией из-за отказа аппаратуры, а две – по вине двигателей.

С 29 апреля 1982 г. на Северном флоте провели 3 успешных пуска ракет «Москит» с головного эсминца пр. 956 «Современный». Совместные испытания закончились 28 ноября удачным двухракетным залпом с однотипного корабля «Отчаянный», но только 4 января 1984 г. комплекс «Москит» приняли на вооружение. Серийное производство ракет велось на заводе «Прогресс» в дальневосточном городе Арсеньеве.

«Москит» стал первой отечественной ракетой, летящей на высоте менее 10 м со скоростью, в 2-3 раза превышающей скорость звука. Под воздействием ударной волны сжатого воздуха морская поверхность, над которой летит ракета, как бы продавливается гигантской ложкой, образую впадину, а затем подсасываемая струей от двигателя» вздымается фонтаном выше летящей ракеты.

Ракетный катер проекта 12411 «Молния-1»

Наиболее массовыми носителями «Москита» стали ракетные катера пр. 12411 «Молния-1». Необходимость создания этого катера определялась исчерпанностью резервов для дальнейшей модернизации катеров пр. 205. Еще в середине 1960-х годов была осознана слабость оборонительного оружия этих катеров, состоявшего из двух спаренных 30-мм автоматов. Это подтвердилось также в ходе октябрьской войны 1973 г. на Ближнем Востоке.

Прорабатывавшиеся варианты внедрения на ракетоносец пр. 205 спаренного 57-мм автомата АК-725 за счет удлинения катера на 4 м было отвергнуто из-за недостаточной прочности корпуса. Спустя десятилетие артиллерию все-таки усилили, но уже на катере на подводных крыльях пр. 206МР. Это удалось только за счет разработки нового корпуса и сокращения вдвое числа ракет П-15М.

Достаточно мощным ударным и оборонительным оружием обладали малый ракетный корабль пр. 1234. Но он по водоизмещению не превышал катер пр. 205, был соответственно дороже, да и по скорости уступал многим зарубежным ракетным катерам Для обеспечения боевой устойчивости соединений ракетных катеров пр. 205 в начале 1970-х годов было предложено развернуть строительство вдвое больших по водоизмещению, ракетно-артиллерийских катеров пр.1241, вооруженных спаренной 76-мм артиллерийской установкой АК-726, 30-мм автоматом и зенитным ракетным комплексами (ЗРК) «Оса-М». Эти катера специально предназначались для боя с вражескими легкими силами и самолетами

Позднее было предложено взамен продолжения строительства катеров уже устаревшего пр. 205 разработать на базе артиллерийского катера пр. 1241 его ракетную модификацию — катер пр. 1241 РА с 4 ракетами П-15М, но без ЗРК «Оса-М». В ходе проектирования выяснилась возможность и целесообразность за счет небольшого роста водоизмещения и уменьшения артиллерии до одноствольной 57-мм артустановки разместить на ракетном катере пр. 1241Р наряду с четырьмя ракетами П-15 также и комплекс «Оса-М». Позднее П-15М заменили на новейший ракетный комплекс «Москит», а взамен 57-мм артиллерийской установки установили 76-мм АК-176 и два шестиствольных 30-мм автомата АК-630. На завершающем этапе проектирования для достижения заданной скорости свыше 40 узлов отказались от ЗРК «Оса-М», посчитав его эффективность как недостаточную. Катер стал явно уязвим с воздуха. В качестве психологической компенсации предусматривалось применение экипажем переносных зенитных комплексов (ПЗРК) типа «Стрела-2 и 3», а позже и «Игла».

Проектирование катера пр. 12411, унифицированного с противолодочным (пр. 12412) и пограничным (пр. 1241П) вариантами, велось в ЦМКБ «Алмаз» под руководством Е.И. Юхнина, а затем В.Н. Устинова.

Катер длиной 65,1 м при ширине 10,2 м по водоизмещению (стандартное — 436 т, полное — 493 т) вырос более, чем вдвое по сравнению с пр. 205, так что для обеспечения скорости 41 узел потребовалась исключительно мощная энергетическая установка. На каждый из двух валов работали по маршевому дизелю М-510 и по форсированной газотурбинной установке М-70 мощностью 4000 и 12000 л.с. соответственно. На обоих бортах располагалось по пусковой установке КТ-152 с установленными друг над другом трубчатыми контейнерами.

Разработка «Москита» задерживалась и на каждом из трех заводов — строителей несколько катеров вооружили старыми П-15М. Всего построили 20 таких катеров пр. 1241-1 (или пр. 1241Т) для советского флота и 22 катера пр. 1241РЭ — на экспорт. Катера с ракетами П-15М отличались также иным радиоэлектронным вооружением и энергоустановкой с маршевой турбиной вместо дизеля.

ПВО катеров можно было значительно усилить установкой взамен АК-630 зенитного ракетно-артиллерийского комплекса ближнего рубежа «Кортик», что и было осуществлено на катере Р-55 пр. 1241Т (заводской № 201), который в 1983-1985 гг. был достроен по проекту 12417. На нем были проведены успешные испытания «Кортика». Его размещению на серийных катерах препятствовала невозможность одновременной установки всех радиолокационных средств  «Кортика» и «Москита» без ухудшения остойчивости. Впрочем, с учетом, как правило, группового боевого применения ракетных катеров, хотя бы часть из них могла оснащаться «Кортиками» с соответствующими радиоэлектронными средствами и ракетами «Москит», пуски которых можно было производить по целеуказаниям с других катеров, укомплектованных «Монолитом».

Ленинградский Приморский завод, построив головной катер с «Москитом» и 4 катера с П-15М, вернулся к постройке малых ракетных кораблей пр. 1234. Десять серийных катеров пр. 1241.1 с «Москитом» построили под Ленинградом на Средне-Невском заводе и еще 25 — на Хабаровском судостроительном заводе. Был также разработан экспортный вариант катера — пр.12421, — комплектовавшийся «Москитом-Э» и несколько иным радиоэлектронным вооружением.

Помимо катеров «москитного флота», основным носителем «Москита» стал эсминец пр. 956 («Сарыч»), первоначально задуманный как замена подлежащих списанию артиллерийских эсминцев и крейсеров постройки 1950-х годов, и предназначавшийся, прежде всего, для поддержки десанта огнем 130-мм пушек. По мере роста аппетита заказчика, ранее предусмотренное простое и дешевое противовоздушное и противокорабельное оборонительное вооружение, заменили на наиболее совершенные в то время ракетные комплексы — зенитный М-22 «Ураган» и ударный «Москит». Своего рода морской монитор превратился в полноценный корабль океанской зоны. Ограничения по стапелям «Завода им А.А. Жданова» не позволили пополнить коллекцию оружия пр. 955 еще и мощными противолодочными средствами. В результате была принята концепция применения эсминцев пр. 956 в паре со столь же крупными большими противолодочными кораблями пр. 1155 «Фрегат», при этом стоимость решения боевой задачи почти удвоилась по сравнению с применением одного не намного большего многоцелевого корабля.

При полном водоизмещении 7940 т, длине 156,5 и ширине 17,2 м эсминец пр. 956 развивал скорость 32 узла и обладал дальностью плавания при 18-узловой скорости 4500 миль.

Отметим, что эсминцы пр. 956 стали одними из красивейших кораблей нашего флота. Грозно смотрящие как в нос, так и в корму массивные двуствольные артиллерийские башни А-218 (АК-130) и балочные направляющие пусковых установок ЗС-90 зенитного комплекса М-22 «Ураган», установленные по бортам счетверенные пусковые установки КТ-190 ракет «Москит», 4 шестиствольных зенитных автомата АК-630 создавали предельно грозный образ, вооруженного до зубов корабля, что способствовало успешному выполнению задач по «защите государственных интересов СССР».

Эсминец пр.956 на учениях Северного флота

Головной эсминец «Современный» (заводской № 861) был заложен на «Заводе им. Жданова» 2 марта 1976 г. и формально вступил в строй 25 декабря 1980 г. На этом корабле в наибольшей мере проявилась «показуха» заката советской эпохи – он вышел на ходовые испытания истинным «голубем мира» — безоружным, без артиллерии и ракетных комплексов. Испытания «Москита» тремя пусками ракет провели в 1982 г, а зенитный комплекс М-11 «Ураган» приняли на вооружение в 1984 г.

Вслед за «Современным» для отечественного флота построили 16 серийных эсминцев пр. 956. По сравнению с первыми кораблями дважды сменялись радиолокационные станции, совершенствовались другие системы и оружие. Но, как писал М.Ю Лермонтов, «плохая им досталась доля…». По личной инициативе главкома ВМФ С.Г. Горшкова вместо, ставших уже привычными газовых турбин, на пр. 956 применили паротурбинную установку, эксплуатация которой потребовала строго соблюдения установленных правил. В силу «человеческого фактора» котлы выходили из строя при полной сохранности куда более сложных и дорогих корабельных систем. Редкий корабль пр. 956 оставался на ходу более 5-7 лет. В 1990-е годы это уже означало летальный исход. Из 17 построенных кораблей в лучшем случае пять сохранили реальную перспективу послужить Родине в XXI веке. Не осталось надежд и на достройку оставшихся трех корпусов для Российского флота. Довольно быстро нашелся покупатель. Для Китая достроили «Важный», «Вдумчивый», ведется строительство еще трех эсминцев по усовершенствованному проекту.

Помимо катеров пр. 12411 и эсминцев пр. 956, комплекс «Москит» поступил на вооружение также и трех абсолютно уникальных кораблей.

В ЦКБ «Алмаз» под руководством главного конструктора Л.В. Ельского, (позднее В.И. Королькова) разработали малый ракетный корабль на воздушной подушке скегового типа пр. 1239, который, неся помимо ЗРК «Оса-М» и 76-мм автомата, две счетверенных пусковых установки КТ-206 ракет «Москит» и пару шестиствольных 30-мм автоматов, по мощи ударного вооружения не уступал эсминцу пр. 956 и превосходил серийный малый ракетный корабль пр. 1234М. Пара газотурбинных установок мощностью 20000 л.с, два дизеля по 10000 л.с, и два дизеля по 3300 л.с. обеспечивают кораблю водоизмещением 1050 т, длиной 64 и шириной 17,2 м скорость свыше 45 узлов. Головной корабль МРК-27 «Бора» был построен в г. Зеленодольске в 1987 г. и через два года сдан флоту. Позднее в строй вступил второй аналогичный корабль — МРК-17 «Самум».

Корабль-экраноплан «Лунь» с ПКР «Москит»

Четырьмя спаренными установками КТ-215 комплекса «Москит» был оснащен и ракетный корабль-экраноплан пр. 903 «Лунь», работы по которому велись в горьковским «ЦКБ по судам на подводных крыльях» еще с 1962 г. сначала под руководством Р.Е Алексеева, а затем — В.Н. Кирилловых. Корабль, при водоизмещении 380 т, длине 73,8 м и ширине 19,2 м способен развивать скорость до 500 км/час был построен на опытном заводе «Волга» в 1987 г. В ходе испытаний на Каспии после неудачного проведения одиночного пуска был успешно выполнен двухракетный залп. Ранее, в 1984 г. на полигоне под Феодосией с установленного на берегу полноразмерного макета корабля пр. 903 провели пару бросковых пусков макетов «Москита» для подтверждения безопасности воздействия струи стартового двигателя на конструкцию экраноплана, выполненную в основном из легких сплавов. К сожалению, работы по ракетоносным экранопланам были прекращены. Помимо экономических трудностей сказалась и неясность тактической концепции этого корабля, который недоброжелатели именовали «очень тихоходным гидросамолетом».

Возможно, было создание и еще одного типа носителя «Москита» с динамическими принципами поддержания, на базе небольшого катера на подводных крыльях пр. 1145. Однако, будучи дороже массового катера 1241.1, ракетоносец на подводных крыльях был столь же уязвим для атак авиации.

БПК «Адмирал Чабаненко» вооруженный протвокорабельным ракетным комплексом «Москит»

Комплекс «Москит» успел получить еще один единичный корабль — усовершенствованный вариант БПК пр. 1555 «Фрегат» — пр. 11551 «Адмирал Чабаненко», построенный на калининградском «Янтаре» в 1993 г. Применение компактного ракетно-торпедного комплекса «Водопад» взамен громоздкой противолодочной «Метели» позволило разместить две счетверенных пусковых установки КТ-190 с «Москитами». Кроме того, четыре автомата АК-630 сменили тем же числом зенитных ракетно-артиллерийских комплексов ближнего действия «Кортик», пару одноствольных 100-мм АК-100 — спаренной 130-мм А-218, взамен гидроакустического комплекса «Полином» установили новейший «Звезда-2», старинные РБУ-6000 сменил комплекс противоторпедной защиты «Удав-1». При водоизмещении — 8900 т вместо 7600 т и неизменных размерениях (длина — 163,5 м, ширина — 19 м), корабль сохранил максимальную скорость 30 узлов.

Таким образом, не снижая оборонительные возможности исходного пр. 1155, кораблю пр.11551 удалось придать почти полную ударную мощь эсминца пр.956, создав единый проект корабля океанской зоны вместо дорогостоящей взаимодополняющей пары — эсминец и большой противолодочный корабль.

С начала 1990-х годов ракетный комплекс «Москит» в экспортной модификации предлагался для поставок зарубежным заказчикам. Некоторое количество ракет в мишенном варианте было закуплено США. Как вооружение эсминцев пр. 956Э «Москит-Э» поставляется в Китай.

Одновременно с принятием «Москита» на вооружение правительство задало создание его усовершенствованной модификации с увеличенной дальностью. Испытания проводились на Черном море. С борта все того же, но соответствующим образом доработанного, головного катера Р-46 с 6 августа 1987 г. по 7 июля 1989 г. провели 10 пусков модернизированных ракет. Судя по ряду внешних отличий последних из построенных катеров пр. 12411 они обеспечивают применение модернизированных ракет, также как и последние из эсминцев пр. 956.

Создание первой в мире низколетящей противокорабельной ракеты со сверхзвуковой скоростью стало большим успехом дубнинского МКБ «Радуга». В результате флот получил эффективное, практически неотразимое оружие. При этом была «поднята планка» в требованиях к характеристикам противоракетных ракет, что придало дополнительный импульс в интенсивности работ и других конструкторских организаций.

www.modernarmy.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *