Содержание

Молоков Василий Сергеевич — Российская авиация

Молоков Василий Сергеевич aviator 2017-09-09T16:59:15+00:00

Молоков Василий Сергеевич (1895-1982).

Генерал-майор авиации (1940 г.), полярный лётчик, участник операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин», один из первых Героев Советского Союза.

Родился 1 (13) февраля 1895 года в селе Ирининское Подольского уезда Московской губернии (ныне село Молоково Ленинского района Московской области). Окончил сельскую школу.
С 1904 года работал в коробочной мастерской в Москве, затем в кузнице молотобойцем и слесарем.
С 1915 года в Русской Императорской армии.
В Красной Армии с января 1918 года, участник Гражданской войны (1918-1920).
В 1921 году окончил школу морских лётчиков в Самаре.
В 1929 году окончил курсы усовершенствования при Военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского.
С 1931 года служил в Гражданском воздушном флоте. Летал на воздушных линиях в Сибири и на Дальнем Востоке.
В 1934 году вместе с другими лётчиками участвовал в экспедиции по спасению «челюскинцев». Тогда со льдины больше всех (39 человек) вывез дядя Вася, как любовно называли его потерпевшие крушение «челюскинцы». На своем двухместном самолете Р-5 он умудрялся вывозить по 6 человек, приспособив для пассажиров подвешенные под плоскостями парашютные ящики.
В 1935 году на летающей лодке «Дорнье-Валь» совершил выдающийся по тем временам перелёт по маршруту: Красноярск — Киренск — Якутск — Нагаево — Нижнеколымск — Уэлен и обратно, вдоль арктического побережья до Архангельска, открыв новую авиалинию через Восточную Сибирь и Камчатку.
В 1936 году совершил полёт вдоль Арктического побережья СССР.
В 1937 году участвовал в экспедиции на Северный полюс — в качестве командира экипажа самолёта АНТ-6А «Авиаарктика» высаживал специалистов дрейфующей станции.
С 1938 года — начальник Главного управления Гражданского воздушного флота СССР.
Во время Великой Отечественной войны, по постановлению ГКО № 739с от 9 октября 1941 года, назначен уполномоченным ГКО по созданию секретной авиаперегоночной трассы «Аляска-Сибирь» («Алсиб», форт Фэрбенкс (США) — Красноярск (СССР)).
С 1943 года командовал авиационной дивизией на Западном и 3-м Белорусском фронтах.
С 1947 года — в запасе.
Умер в 1982 году. Похоронен в Москве, на Кунцевском кладбище.

Награды:
-медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 3;
-три ордена Ленина;
-два ордена Боевого Красного Знамени;
-орден Суворова 2-й степени;
-орден Кутузова 2-й степени;
-орден Отечественной войны 1-й степени;
-орден Красной Звезды;
-медали.

Память:
-В 1934 году село Ирининское, в котором родился В.С.Молоков, переименовано в село Молоково.
-В селе в 2012 или 2013 году в районе новостроек появилась улица Василия Молокова.
-Именем В.С.Молокова назван мыс на Земле Франца-Иосифа.
-Именем В.С.Молокова названа улица в Москве.
-Именем В.С.Молокова названа улица в Красноярске и остров на реке Енисей, на котором находилась гидроавиабаза полярной авиации.
-Именем В.С.Молокова названа улица в Адлере (Сочи).
-Именем В.С.Молокова названа улица в Свердловске.
-Именем В.С.Молокова названа улица в г. Пенза.
-Именем В.С.Молокова названа улица в г. Батайск, Ростовской обл.
-Именем В.С.Молокова названа улица в г. Орша Витебской области (Белоруссия).
-Именем В.С.Молокова с 1934 по 1957 г. называлась улица в Таганроге (ныне — улица Свободы).
-В 2005 году новый лайнер авиакомпании «КрасЭйр» Ту-214 (бортовой номер 64508) был назван «Василий Молоков».
-Именем В.С.Молокова названа улица в Караганде.
-2 октября 2010 года в его родном селе в честь 115-й годовщины со дня рождения был установлен памятник В.С.Молокову.
-В 1935 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Молокову.
-В 2010 году на территории Молоковской Школы поставлен памятник.
-Именем В.С.Молокова названа улица в г. Ростов-на-Дону.
-Именем В.С.Молокова в городе Азове назван спуск (Постановление администрации города от 27.12.2012 г. №2672).

Василий Молоков и Отто Шмидт. 1934 г.

.

.
Список источников:
М.Слепнёв. Первые Герои Советского Союза.
Сайт «Герои Страны». Молоков Василий Сергеевич.

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Молоков, Василий Сергеевич — Википедия. Что такое Молоков, Василий Сергеевич

Васи́лий Серге́евич Мо́локов (1 (13) февраля 1895, с. Ирининское Московской губернии — 29 декабря 1982, Москва) — генерал-майор авиации (1940), полярный лётчик, третий Герой Советского Союза, участник операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин». Трижды кавалер ордена Ленина, дважды кавалер ордена Красного Знамени, кавалер орденов Суворова и Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, награждён многими медалями.

Биография

Родился 1 (13) февраля 1895 года в селе Ирининское Подольского уезда Московской губернии (ныне село Молоково Ленинского района Московской области). С 1904 года работал в коробочной мастерской в Москве, затем в кузнице молотобойцем и слесарем. С 1915 в армии. В Красной Армии с января 1918, участник Гражданской войны (1918—1920).

Окончил школу морских лётчиков в Самаре (1921) и курсы усовершенствования при Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского (1929). Член ВКП (б) с 1925 года. С 1931 служил в Гражданском воздушном флоте. Летал на воздушных линиях в Сибири и на Дальнем Востоке.

В 1934 вместе с другими лётчиками участвовал в экспедиции по спасению челюскинцев. Тогда со льдины больше всех — 39 человек — вывез «дядя Вася», как любовно называли его потерпевшие крушение челюскинцы. На своем двухместном самолёте Р-5 он умудрялся вывозить по 6 человек, приспособив для пассажиров подвешенные под плоскостями парашютные ящики.

В 1935 на летающей лодке «Дорнье-Валь» совершил выдающийся по тем временам перелёт по маршруту Красноярск—Киренск—Якутск—Нагаево—Нижнеколымск—Уэлен и обратно вдоль арктического побережья до Архангельска, открыв новую авиалинию через Восточную Сибирь и Камчатку.

В 1936 совершил полёт вдоль Арктического побережья СССР, в 1937 участвовал в экспедиции на Северный полюс — в качестве командира экипажа самолёта ТБ-3 высаживал специалистов дрейфующей станции. С 1938 года — начальник Главного управления гражданского воздушного флота СССР.

Во время Великой Отечественной войны по постановлению ГКО № 739с от 9 октября 1941 года назначен уполномоченным ГКО по созданию секретной авиаперегоночной трассы «Аляска-Сибирь» («Алсиб», форт Фэрбенкс (США) — Красноярск (СССР)).

Короткий период (1942-1943 гг.) руководил Лётно-исследовательским институтом.[1]

С 1943 года командовал 213-й ночной бомбардировочной авиационной дивизией на Западном и 3-м Белорусском фронтах. С 1947 года — в запасе.

Умер в 1982 году. Похоронен в Москве, на Кунцевском кладбище.

Сын Валерий (р. 03.10.1924), участник Великой Отечественной войны, окончил МВТУ имени Баумана, работал в области космонавтики. Женат на Р. И. Молоковой.

Память

  • В 1934 году село Ирининское, в котором родился В. С. Молоков, переименовано в село Молоково. В 2012 году в районе новостроек села появилась улица Василия Молокова.
  • В 1935 году была выпущена почтовая марка СССР, посвящённая Молокову.
  • Памятник В. С. Молокову установлен в его родном селе 2 октября 2010 года в честь 115-й годовщины со дня рождения героя.
  • Мыс Молокова на Земле Франца-Иосифа назван в честь полярного лётчика.
  • Остров Молокова на реке Енисей, где находилась гидроавиабаза полярной авиации, носит имя В. С. Молокова.
  • Именем «Василий Молоков» с 2005 года назван лайнер авиакомпании «КрасЭйр» Ту-214 (бортовой номер 64508).
  • Самолёт «Василий Молоков» Ил-76ТД (бортовой номер RA-76363) находится в составе авиапарка МЧС России.
  • Улицы Молокова есть в Москве, Красноярске, Адлере (Сочи), Екатеринбурге, Пензе, Ростове-на-Дону, Батайске (Ростовская область), с. Гыда (Тазовский район, Ямало-Ненецкий АО), Орше (Витебская область, Белоруссия), Караганде (Казахстан), Стаханове (Луганская область, Украина), Первомайске (Николаевская область, Украина).
  • В Азове (Ростовская обл.) именем В. С. Молокова назван спуск (Постановление Администрации города от 27.12.2012 № 2672).
  • В Таганроге именем В. С. Молокова с 1934 по 1957 год называлась улица (ныне улица Свободы).

Примечания

Литература

Ссылки

wiki.sc

Молоков, Василий Сергеевич — это… Что такое Молоков, Василий Сергеевич?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Молоков.

Васи́лий Серге́евич Мо́локов (1(13) февраля 1895, с. Ирининское, Московской обл. — 29 декабря 1982, Москва) — генерал-майор авиации (1940), полярный лётчик, третий Герой Советского Союза, участник операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин». Трижды кавалер ордена Ленина, дважды кавалер ордена Красного знамени, кавалер орденов Суворова и Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, награждён многими медалями.

Биография

Родился 1 (13) февраля 1895 года в селе Ирининское Подольского уезда Московской губернии (ныне село Молоково Ленинского района Московской области). С 1904 года работал в коробочной мастерской в Москве, затем в кузнице молотобойцем и слесарем. С 1915 в армии. В Красной Армии с января 1918, участник Гражданской войны (1918—1920).

Окончил школу морских лётчиков в Самаре (1921) и курсы усовершенствования при Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского (1929). С 1931 служил в Гражданском воздушном флоте. Летал на воздушных линиях в Сибири и на Дальнем Востоке.

В 1934 вместе с другими лётчиками участвовал в экспедиции по спасению челюскинцев. Тогда со льдины больше всех — 39 человек — вывез дядя Вася, как любовно называли его потерпевшие крушение челюскинцы. На своем двухместном самолете Р-5 он умудрялся вывозить по 6 человек, приспособив для пассажиров подвешенные под плоскостями парашютные ящики.

В 1935 на летающей лодке «Дорнье-Валь» совершил выдающийся по тем временам перелёт по маршруту Красноярск—Киренск—Якутск—Нагаево—Нижнеколымск—Уэлен и обратно вдоль арктического побережья до Архангельска, открыв новую авиалинию через Восточную Сибирь и Камчатку.

В 1936 совершил полёт вдоль Арктического побережья СССР, в 1937 участвовал в экспедиции на Северный полюс — в качестве командира экипажа самолёта ТБ-3 высаживал специалистов дрейфующей станции. С 1938 года — начальник Главного управления гражданского воздушного флота СССР.

Во время Великой Отечественной войны по постановлению ГКО № 739с от 9 октября 1941 г. назначен уполномоченным ГКО по созданию секретной авиаперегоночной трассы «Аляска-Сибирь» («Алсиб», форт Фэрбенкс (США) — Красноярск (СССР)). С 1943 года командовал авиационной дивизией на Западном и 3-м Белорусском фронтах. С 1947 года — в запасе.

Умер в 1982 году. Похоронен в Москве, на Кунцевском кладбище.

Память

  • В 1934 году село Ирининское, в котором родился В. С. Молоков, переименовано в село Молоково.
  • Именем В. С. Молокова назван мыс на Земле Франца-Иосифа.
  • Именем В. С. Молокова названа улица в Москве.
  • Именем В. С. Молокова названа улица в Красноярске и остров на реке Енисей, на котором находилась гидроавиабаза полярной авиации.
  • Именем В. С. Молокова названа улица в Адлере (Сочи).
  • Именем В. С. Молокова названа улица в Свердловске.
  • Именем В. С. Молокова названа улица в г. Пенза.
  • Именем В. С. Молокова названа улица в г. Орша Витебской области (Белоруссия).
  • Именем В. С. Молокова с 1934 по 1957 г. называлась улица в Таганроге (ныне — улица Свободы).
  • В 2005 году новый лайнер авиакомпании «КрасЭйр» Ту-214 (бортовой номер 64508) был назван «Василий Молоков».
  • Именем В. С. Молокова названа улица в Караганде.
  • 2 октября 2010 года в его родном селе в честь 115-й годовщины со дня рождения был установлен памятник В.С. Молокову.
  • В 1935 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Молокову.
  • в 2010 году на территории Молоковской Школы поставлен памятник.
  • Именем В. С. Молокова названа улица в г. Ростов-на-Дону.

Литература

Ссылки

 Молоков, Василий Сергеевич на сайте «Герои страны»

dic.academic.ru

Молоков Василий Сергеевич — Интернет-энциклопедии Красноярского края

Василий Молоков третьим в стране получил звание Героя Советского Союза

Молоков Василий Сергеевич — полярный летчик, один из первых героев Советского Союза. Был членом первого состава Красноярского крайкома ВКП(б), членом крайисполкома. В городе Красноярске прожил шесть лет, пользовался особой популярностью у красноярцев.

Родился 31 января (12 февраля) 1895 г. в селе Ирининском (ныне Молоково) Ленинского района Московской области. Умер 29 декабря 1982 г. в Москве.

Учился в сельской школе. С 1904 г. работал в коробочной мастерской, в Москве, затем в кузнице молотобойцем и слесарем. В армии — с 1915 г., служил помощником механика в морской авиации. Участник Первой мировой войны. С 1918 г. — механик авиационного отряда в Гатчинской школе высшего пилотажа. Участник Гражданской войны. В 1921 г. окончил школу морских летчиков в Самаре. Служил в строевой части ВВС Балтийского флота. В 1924 г. окончил Севастопольскую военную авиационную школу морских летчиков, оставлен в ней летчиком-инструктором. В 1929 г. окончил курсы усовершенствования командного состава при Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского.

С 1931 г. — пилот Гражданского воздушного флота (ГВФ), летал на воздушных линиях в Сибири и на Дальнем Востоке. С 1932 г. командовал отрядом Полярной авиации Главного управления Северного морского пути. В операции по спасению челюскинцев совершил девять полетов и вывез из лагеря 39 человек.

За мужество и отвагу, проявленные при спасении челюскинцев, Молокову Василию Сергеевичу 20 апреля 1934 г. присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. На его «Золотой Звезде» выбит номер 3.

my.krskstate.ru

Василий Молоков — Родное небо » Книги читать онлайн бесплатно без регистрации

Молоков Василий Сергеевич

Родное небо

Молоков Василий Сергеевич

Родное небо

Аннотация издательства: Автор книги «Родное небо» В. С. Молоков — один из первых Героев Советского Союза. Он принадлежит к тому поколению авиаторов, которому выпала трудная, но завидная доля защищать власть Советов в годы гражданской войны и военной интервенции, осваивать воздушные пути в Сибири, Заполярье, Арктике в годы первых пятилеток. Во время Великой Отечественной войны Молоков командовал 213-й ночной бомбардировочной авиационной дивизией. Свой боевой путь Краснознаменная Витебская, орденов Суворова и Кутузова 213-я авиадивизия начала в небе Подмосковья и завершила его под Кенигсбергом. В своих воспоминаниях автор рассказывает о многих интересных событиях из истории нашей авиации, тепло пишет о людях.

Содержание

Коротко об авторе и его книге

В армейской шинели

Ступени к высоте

Курс на льдину

Горизонты Арктики

Арктический перелет

Москва — Северный полюс

Неожиданное назначение

В грозовом небе

На фронт!

Огненные трассы

Коротко об авторе и его книге

Время юности нашего воздушного флота — тридцатые годы — выдвинуло блестящую плеяду героев-авиаторов, известных не только у нас в стране, но и за рубежом. Кто не знал таких летчиков, как Чкалов, Байдуков, Беляков, Громов, Юмашев, Данилин, Коккинаки, Бабушкин, не восхищался их дерзновенными полетами? Среди этих имен достойное место заняло имя полярного летчика Василия Сергеевича Молокова.

Простая, казалось бы, обыкновенная жизнь рядового линейного летчика Красноярской авиабазы, войдя в кипучий ритм первых пятилеток, вдруг засверкала для всех своим мужеством, смелостью и главное — беззаветной самоотверженностью в труде. Молодой Молоков осваивал первые трассы над необъятными сибирскими просторами, над тайгой, тундрой, горными хребтами, над вечными льдами Арктики. Участие в спасении челюскинцев в 1934 году, полет к острову Врангеля в 1935 году, арктический перелет, открывший воздушную дорогу над Северным морским путем, принесли отважному летчику всенародное признание и необыкновенную популярность.

«Наш народ любит Молокова, — писал Борис Горбатов в одной из своих статей в «Правде», будучи ее спецкором, участвовавшим в арктическом перелете 1936 года. — Он чувствует в нем своего человека, работящего, отважного, умелого. Он видит в нем искреннего сына народа, верного бойца партии».

А вот характеристика его как летчика: «Молоков — человек блестящей техники, стальной воли и решимости. Он олицетворяет собой героизм и мужество советских пилотов, готовых отдать свою жизнь на благо нашей Родины…» Это слова из приветственной телеграммы В. П. Чкалова, Г. Ф. Байдукова и А. В. Белякова.

Предлагаемые читателю воспоминания Героя Советского Союза генерал-майора авиации В. С. Молокова не только знакомят нас с интересными событиями из истории нашей авиации, но и показывают становление Молокова как авиатора и человека.

Характерно, что слава, которую так щедро дарил своему любимцу народ, совсем не меняла натуры Василия Сергеевича.

— Я не сделал ничего особенного, — невозмутимо утверждал он. — Я обыкновенный летчик.

Славу Молоков воспринимал лишь как огромную ответственность, как наказ народа работать еще больше, еще лучше.

И еще одна отличительная черта Молокова — бережное отношение к людям. Где бы он ни работал — инструктором авиашколы, летчиком в Заполярье, начальником Главного управления ГВФ, командиром авиадивизии в годы Великой Отечественной войны, — всюду стремился и научить, и поддержать, и помочь. Для него это было так же естественно, как отдавать работе всего себя. Бывшие ученики Молокова, собратья по профессии, товарищи по фронту — все они видят в нем прежде всего неутомимого труженика, талантливого организатора, человека большой душевной теплоты.

Именем Молокова названы его родное село, улицы некоторых городов. Лучшие рабочие бригады и смены на предприятиях с гордостью называли себя молоковскими. Василий Сергеевич получал письма-отчеты от колхозников, трактористов, курсантов аэроклубов, школьников. Народ видел в нем своего героя.

В своих воспоминаниях В. С. Молоков пишет о товарищах, о современниках, чья жизнь и работа определялись прежде всего сознанием гражданского долга, освещались беззаветной любовью к Родине, что особенно ярко проявилось в годы Великой Отечественной войны. Книга Молокова вводит нас в атмосферу тех лет, рассказывает о высокой нравственной силе и красоте советского человека.

А. Ляпидевский, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации

В армейской шинели

Длинной чередой проходят в моей памяти годы. Вспоминая свою жизнь, я думаю о нашей молодежи, и мне хочется рассказать ей, как неграмотного деревенского парня подняла и воспитала Революция, Советская власть, наша Ленинская партия. После революции жизнь предстала предо мной в ином свете, будто пробудился ум, а душа обрела крылья. Открылась дорога к знаниям, к любимой работе, ставшей моей радостью и гордостью, высшим долгом перед Родиной.

* * *

…Хмурый осенний день 1915 года, станция Подольск. Отсюда нас, призывников подмосковного села Ирининское, отправляют в Петроград.

Второй год как идет империалистическая война. Многие мои сверстники, посланные на фронт весной, погибли в окопах. Но мне кажется, что война еще далеко, и я думаю вовсе не о ней. Впереди Петроград. Что это за город? Какова она, военная служба? По-деревенски прикидываю, что, пожалуй, с неумелого сперва не очень будут спрашивать, а потом уж «взнуздают», но это не страшно.

На призывном пункте в Подольске мне дали назначение на флот. Туда старались отбирать тех, кто был хоть мало-мальски знаком с какой-нибудь машиной или знал ремесло. Я нее работать начал с девяти лет и к призывному возрасту стал уже опытным мастеровым и физически крепким парнем.

Когда умер отец, осталось нас у матери трое и я был старшим. Вот тут-то и пришлось подумать о работе. Пешком добрались мы с матерью до Москвы. Земляки помогли устроиться в мастерскую, поставлявшую коробки табачной фабрике Попова. Положили мне жалованье 1 рубль 10 копеек в месяц, которое должны были отдавать матери. А за ночлег и харчи стал я в семье хозяина мастерской мальчиком на побегушках вместе с другим таким же парнишкой. Много выпало на нашу долю колотушек и брани. Но вокруг мы видели то же самое. Поэтому иного отношения и не представляли.

Через год мать забрала меня домой, испугавшись тревожного положения в Москве: шел 1905 год, начались забастовки. Вернувшись в село Ирининское, я стал работать в деревенской кузнице подручным. Однако спустя несколько месяцев вновь поехал в Москву. Опять помогли земляки — устроили молотобойцем в слесарно-кузнечную мастерскую, изготовлявшую металлические части для карет. Находилась мастерская в Каретном ряду. Там и стал я учиться слесарному делу. Старый мастер разрешал мне по вечерам вставать к его тискам и охотно показывал, как надо работать. Тут, в мастерской, мы и трудились, и ели, и спали — взрослые на нарах, а я с товарищем — под верстаком.

nice-books.ru

Молоков Василий Сергеевич Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Молоков.

Васи́лий Серге́евич Мо́локов (1 (13) февраля 1895, с. Ирининское Московской губернии — 29 декабря 1982, Москва) — советский полярный лётчик и военачальник, участник операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» в 1934 году, третий Герой Советского Союза (20.04.1934). Генерал-майор авиации (4.06.1940).

Молодость и Гражданская война

Родился 1 (13) февраля 1895 года в селе Ирининское Подольского уезда Московской губернии (ныне село Молоково Ленинского района Московской области). Образования не получил[1], потому что после смерти отца в 1904 году пришлось работать для помощи семье. В этом году пришёл в Москву и работал мальчиком-посыльным в коробочной мастерской, с 1905 — подручный кузнеца в кузнице в Ирининском, с 1906 — молотобоец в слесарно-кузнечной мастерской в Москве. С 1910 года работал слесарем на фабрике Зимина.

В мае 1915 года был призван в Русский императорский флот. Служил матросом 2-го Балтийского флотского экипажа, затем стрелком морского батальона на острове Даго. В 1916 году переведён в морскую авиацию, был направлен помощником бортмеханика на 21-ю авиастанцию Балтийского флота на острове Дегербю (Финский залив), затем освоил специальность моториста морской авиации. В октябре 1917 года был направлен в школу авиамехаников при 22-й авиастанции в городе Або. Школу окончил в январе 1918 года.

В Красной Армии с января 1918, участник Гражданской войны в России. Весной 1918 года с всем личным составом авиастанции зачислен в 2-ю воздушную бригаду (Самара). Участвовал в боевых действиях против восставшего Чехословацкого корпуса. С июля 1918 года служил в Школе высшего пилотажа в Красном Селе. С личным составом школы участвовал в боевых действиях на нарвском направлении и в обороне Петрограда. С февраля 1919 года — механик Камского гидроавиаотряда 6-й армии, отряд базировался в Котласе. Совершал боевые вылеты в качестве бортмеханика на летающей лодке М-5 против белогвардейской Северной армии и англо-американских интервентов. С сентября 1919 года учился в Школе морской авиации в Нижнем Новгороде (позднее школа переведена в Самару).

Служба в 1920-е годы

Окончил Объединённую школу морских лётчиков в Самаре в 1921 году. С июля 1921 года служил морским лётчиком в гидроавиаотряде Воздушных сил Балтийского моря (командир отряда Б. Г. Чухновский) в городе Ораниенбауме, затем лётчиком учебно-тренировочного гидроавиаотряда в Петрограде. В июле 1923 года направлен на учёбу в Высшую военную школу красных морских лётчиков имени Л. Б. Троцкого (Севастополь), по окончании в августе 1924 года оставлен в ней старшим инструктором, затем был командиром звена и отряда. Подготовил в Севастополе около 30 лётчиков, среди которых были будущие Герои Советского Союза Иван Доронин, Сигизмунд Леваневский и Ляпидевский. Член ВКП(б) с 1925 года.

В октябре 1928 года его самого направили на учёбу, в 1929 году он окончил курсы усовершенствования при Военно-воздушной академии РККА имени проф. Жуковского. По окончании вернулся в Высшую школу красных морских лётчиков в Севастополь (в 1928 году из названия было исключено имя Троцкого, а в 1930 году школе было присвоено имя И. В. Сталина). В мае 1931 года зачислен в резерв РККА и направлен на работу в Гражданский воздушный флот. С 1931 года работал пилотом авиалинии Новосибирск — Омск — Свердловск.

С 1932 года — пилот и командир отряда полярной авиации Главного управления Севморпути. Первоначально работал на трассе Красноярск — Игарка, а в навигацию 1933 года летал на ледовую разведку морских трасс в морях Северного Ледовитого океана.

Спасение челюскинцев и довоенное время

Когда в феврале 1934 года в Чукотском море был раздавлен льдами и погиб пароход «Челюскин», Молоков был срочно направлен во Владивосток на усиление отряда военных лётчиков Н. П. Каманина своим богатым полярным опытом. Вместе с другими лётчиками участвовал в экспедиции по спасению челюскинцев. Вывез со льдины больше всех спасённых — 39 человек — на двухместном самолёте Р-5. Предложил вывозить одновременно по 6 человек, приспособив для дополнительных пассажиров подвешенные под плоскостями фанерные парашютные ящики.

За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Постановлением ЦИК СССР от 20 апреля 1934 года Молокову Василию Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза. В первой семёрке Героев Советского Союза он стал третьим, после учреждения медали «Золотая Звезда» и она была вручена ему за № 3.

Продолжал работать в Главсевморпути. В 1935 году на летающей лодке «Дорнье-Валь» совершил выдающийся по тем временам перелёт по маршруту Красноярск—Киренск—Якутск—Нагаево—Нижнеколымск—Уэлен и обратно вдоль арктического побережья до Архангельска, открыв новую авиалинию через Восточную Сибирь и Камчатку. В 1936 году совершил полёт вдоль всего Арктического побережья СССР. В 1937 году участвовал в первой советской экспедиции на Северный полюс — в качестве командира экипажа самолёта ТБ-3 высаживал специалистов дрейфующей станции. Неоднократно представлял Советский Союз на авиационных выставках в Лондоне и Париже.

С февраля 1938 года — начальник Главного управления Гражданского воздушного флота СССР при Совнаркоме СССР. В советско-финской войне находился в действующей армии, отвечая за снабжение войск всеми необходимыми грузами самолётами Гражданской авиации. Под его руководством эту задачу выполняла спешно созданная группировка из более 1500 самолётов ТБ-3, Ли-2 и У-2. В 1940 году в составе советской правительственной делегации посетил Берлин.

Великая Отечественная война

В первый год Великой Отечественной войны организовал работы гражданской авиации в интересах действующей армии. Выполнял целый ряд ответственных заданий. Так, по постановлению ГКО № 739с от 9 октября 1941 года назначен уполномоченным ГКО по созданию секретной авиаперегоночной трассы «Аляска-Сибирь» («Алсиб», форт Фэрбанкс (США) — Красноярск (СССР)). В апреле 1942 года Гражданский Воздушный Флот был передан в состав Военно-воздушных сил, а Молоков выехал как уполномоченный Государственного Комитета Обороны в Сибирь проверять ход строительства авиатрассы. Короткий период с конца 1942 года был начальником Лётно-исследовательского института.[2]

С мая 1943 года командовал 213-й ночной бомбардировочной авиационной дивизией на Западном фронте, с апреля 1944 — на 3-м Белорусском фронте. Дивизия под его командованием участвовала в Белорусской, Прибалтийской, Гумбиннен-Гольдапской, Восточно-Прусской наступательных операциях. Дивизия была удостоена почётного наименования «Витебская».

После войны

После Победы ещё год командовал дивизией. С июня 1946 года — заместитель начальника Главного управления гидрометеорологической службы при Совете Министров СССР. С августа 1947 года генерал-майор авиации В. С. Молоков — в запасе.

Вернулся на работу в Гражданский Воздушный Флот, много лет был председателем Высшей квалификационной комиссию ГВФ.

Член ЦИК СССР в 1935—1937 годах. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва (1937—1946).

Умер в 1982 году. Похоронен в Москве, на Кунцевском кладбище.

Сын Валерий (р. 03.10.1924), участник Великой Отечественной войны, окончил МВТУ имени Баумана, работал в области космонавтики. Женат на Р. И. Молоковой.

Воинские звания

Награды

Сочинения

  • Как мы спасали челюскинцев / А. Ляпидевский, С. Леваневский, М. Слепнев, В. Молоков, Н. Каманин, М. Водопьянов, И. Доронин — Москва: Редакция «Правды», 1934.
  • В. Молоков. На Уэллен // журнал «Вокруг света», № 7, июль 1934. стр.12-15
  • Мы выполнили свой долг, вот и все! — Москва: Молодая гвардия, 1935.
  • Soviet civil aviation. — Moscow: Foreign languages publ. house, 1939.
  • Три полета. — Ленинград : Изд-во Главсевморпути, 1939.
  • Родное небо. — Москва: Воениздат, 1977.[3]

Память

  • В 1934 году село Ирининское, в котором родился В. С. Молоков, переименовано в село Молоково. В 2012 году в районе новостроек села появилась улица Василия Молокова.
  • В 1935 году была выпущена почтовая марка СССР, посвящённая Молокову.
  • Памятник В. С. Молокову установлен в его родном селе 2 октября 2010 года в честь 115-й годовщины со дня рождения героя.
  • Мыс Молокова на Земле Франца-Иосифа назван в честь полярного лётчика.
  • Остров Молокова на реке Енисей, где находилась гидроавиабаза полярной авиации, носит имя В. С. Молокова.
  • Именем «Василий Молоков» с 2005 года назван лайнер авиакомпании «КрасЭйр» Ту-214 (бортовой номер 64508).
  • Самолёт «Василий Молоков» Ил-76ТД (бортовой номер RA-76363) находится в составе авиапарка МЧС России.
  • Улицы Молокова есть в Москве, Красноярске, Адлере (Сочи), Екатеринбурге, Пензе, Ростове-на-Дону, Батайске (Ростовская область), с. Гыда (Тазовский район, Ямало-Ненецкий АО), Орше (Витебская область, Белоруссия), Караганде (Казахстан), Стаханове (Луганская область, Украина), Первомайске (Николаевская область, Украина).
  • В Азове (Ростовская обл.) именем В. С. Молокова назван спуск (Постановление Администрации города от 27.12.2012 № 2672).
  • В Таганроге именем В. С. Молокова с 1934 по 1957 год называлась улица (ныне улица Свободы).
  • В пос.Капканы, пригород г.Керчь до 1957 года нынешняя улица Ватутина называлась ул.Молокова.

Примечания

Литература

  • Великая Отечественная война, 1941—1945 : энциклопедия / под ред. М. М. Козлова. — М. : Советская энциклопедия, 1985. — С. 458—459. — 500 000 экз.
  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1988. — Т. 2 /Любов — Ящук/. — 863 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-203-00536-2.
  • Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комдивы. Военный биографический словарь / В. П. Горемыкин. — М.: Кучково поле, 2014. — Т. 2. — С. 692-693. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9950-0341-0.
  • Слепнёв М. Т. Первые Герои Советского Союза. — Москва: Изд-во ДОСААФ, 1955. — 64 с. — (В б-ку школьнику).
  • Горбатов Б. Л. Герой Советского Союза Василий Сергеевич Молоков. — Москва: Госполитиздат, 1939.
  • Плотников А. В. Герои неба и земли. — Видное: МАУК «ВДК», 2013.
  • Замечательная работа Молокова: Героический перелет по всей территории Крайнего Севера и трассе Северного морского пути от Берингова пролива до Белого моря 22 июля-19 сентября 1936 г. Сборник. — Москва: Партиздат, 1936.
  • Бурлаков Ю. К., Логинов А. А. Первые кавалеры Золотых Звёзд. — Москва: «Патриот», 2004.
  • Каминский Ю. А. В небе покинутой Арктики. — Москва: Типография «Новости», 2006.
  • Ветераны в строю. — Москва, 1981. — С.119-138.
  • Герои и подвиги. Кн. 6. — Москва, 1978. — С.83-90.

Ссылки

wikiredia.ru

Молоков, Василий Сергеевич — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Молоков.

Васи́лий Серге́евич Мо́локов (1 (13) февраля 1895, с. Ирининское Московской губернии — 29 декабря 1982, Москва) — генерал-майор авиации (1940), полярный лётчик, третий Герой Советского Союза, участник операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин». Трижды кавалер ордена Ленина, дважды кавалер ордена Красного Знамени, кавалер орденов Суворова и Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, награждён многими медалями.

Биография

Родился 1 (13) февраля 1895 года в селе Ирининское Подольского уезда Московской губернии (ныне село Молоково Ленинского района Московской области). С 1904 года работал в коробочной мастерской в Москве, затем в кузнице молотобойцем и слесарем. С 1915 в армии. В Красной Армии с января 1918, участник Гражданской войны (1918—1920).

Окончил школу морских лётчиков в Самаре (1921) и курсы усовершенствования при Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского (1929). С 1931 служил в Гражданском воздушном флоте. Летал на воздушных линиях в Сибири и на Дальнем Востоке.

В 1934 вместе с другими лётчиками участвовал в экспедиции по спасению челюскинцев. Тогда со льдины больше всех — 39 человек — вывез «дядя Вася», как любовно называли его потерпевшие крушение челюскинцы. На своем двухместном самолёте Р-5 он умудрялся вывозить по 6 человек, приспособив для пассажиров подвешенные под плоскостями парашютные ящики.

В 1935 на летающей лодке «Дорнье-Валь» совершил выдающийся по тем временам перелёт по маршруту Красноярск—Киренск—Якутск—Нагаево—Нижнеколымск—Уэлен и обратно вдоль арктического побережья до Архангельска, открыв новую авиалинию через Восточную Сибирь и Камчатку.

В 1936 совершил полёт вдоль Арктического побережья СССР, в 1937 участвовал в экспедиции на Северный полюс — в качестве командира экипажа самолёта ТБ-3 высаживал специалистов дрейфующей станции. С 1938 года — начальник Главного управления гражданского воздушного флота СССР.

Во время Великой Отечественной войны по постановлению ГКО № 739с от 9 октября 1941 года назначен уполномоченным ГКО по созданию секретной авиаперегоночной трассы «Аляска-Сибирь» («Алсиб», форт Фэрбенкс (США) — Красноярск (СССР)). С 1943 года командовал авиационной дивизией на Западном и 3-м Белорусском фронтах. С 1947 года — в запасе.

Умер в 1982 году. Похоронен в Москве, на Кунцевском кладбище.

Сын Валерий (р. 03.10.1924), участник Великой Отечественной войны, окончил МВТУ имени Баумана, работал в области космонавтики. Женат на Р. И. Молоковой.

Память

  • В 1934 году село Ирининское, в котором родился В. С. Молоков, переименовано в село Молоково. В 2012 году в районе новостроек села появилась улица Василия Молокова.
  • В 1935 году была выпущена почтовая марка СССР, посвящённая Молокову.
  • Памятник В. С. Молокову установлен в его родном селе 2 октября 2010 года в честь 115-й годовщины со дня рождения героя.
  • Мыс Молокова на Земле Франца-Иосифа назван в честь полярного лётчика.
  • Остров Молокова на реке Енисей, где находилась гидроавиабаза полярной авиации, носит имя В. С. Молокова.
  • Именем «Василий Молоков» с 2005 года назван лайнер авиакомпании «КрасЭйр» Ту-214 (бортовой номер 64508).
  • Самолёт «Василий Молоков» Ил-76ТД (бортовой номер RA-76363) находится в составе авиапарка МЧС России.
  • Улицы Молокова есть в Москве, Красноярске, Адлере (Сочи), Екатеринбурге, Пензе, Ростове-на-Дону, Батайске (Ростовская область), с. Гыда (Тазовский район, Ямало-Ненецкий АО), Орше (Витебская область, Белоруссия), Караганде (Казахстан), Стаханове (Луганская область, Украина), Первомайске (Николаевская область, Украина).
  • В Азове (Ростовская обл.) именем В. С. Молокова назван спуск (Постановление Администрации города от 27.12.2012 № 2672).
  • В Таганроге именем В. С. Молокова с 1934 по 1957 год называлась улица (ныне улица Свободы).

Напишите отзыв о статье «Молоков, Василий Сергеевич»

Литература

  • [archive.is/NCQLc Великая Отечественная война 1941—1945. Энциклопедия] / под ред. М. М. Козлова. — М.: Советская энциклопедия, 1985. — С. 458—459. — 500 000 экз.
  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1988. — Т. 2 /Любов — Ящук/. — 863 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-203-00536-2.
  • Слепнёв М. Первые Герои Советского Союза. — М.: Изд-во ДОСААФ, 1955. — 64 с. — (В б-ку школьнику).

Ссылки

 [www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=661 Молоков, Василий Сергеевич]. Сайт «Герои Страны».

  • [www.peoples.ru/military/aviation/molokov/index.html В. С. Молоков на сайте «Люди»].
  • [www.airwar.ru/history/aces/legend/pilot/molokov.html В. С. Молоков в авиационной энциклопедии «Уголок неба»].
  • [vidnoe.kray.su/wiki/m/110/ Молоков Владимир Сергеевич на сайте «видновский-край.рф»].
  • [www.aviatema.nm.ru/fil_pilots/102.htm Филателистический каталог: лётчики — Молоков В. С.] — www.aviatema.nm.ru.

Отрывок, характеризующий Молоков, Василий Сергеевич

– Да, да, маменька, очень тяжелые времена! – сказал Берг.
Наташа вышла вместе с отцом и, как будто с трудом соображая что то, сначала пошла за ним, а потом побежала вниз.
На крыльце стоял Петя, занимавшийся вооружением людей, которые ехали из Москвы. На дворе все так же стояли заложенные подводы. Две из них были развязаны, и на одну из них влезал офицер, поддерживаемый денщиком.
– Ты знаешь за что? – спросил Петя Наташу (Наташа поняла, что Петя разумел: за что поссорились отец с матерью). Она не отвечала.
– За то, что папенька хотел отдать все подводы под ранепых, – сказал Петя. – Мне Васильич сказал. По моему…
– По моему, – вдруг закричала почти Наташа, обращая свое озлобленное лицо к Пете, – по моему, это такая гадость, такая мерзость, такая… я не знаю! Разве мы немцы какие нибудь?.. – Горло ее задрожало от судорожных рыданий, и она, боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, повернулась и стремительно бросилась по лестнице. Берг сидел подле графини и родственно почтительно утешал ее. Граф с трубкой в руках ходил по комнате, когда Наташа, с изуродованным злобой лицом, как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери.
– Это гадость! Это мерзость! – закричала она. – Это не может быть, чтобы вы приказали.
Берг и графиня недоумевающе и испуганно смотрели на нее. Граф остановился у окна, прислушиваясь.
– Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе! – закричала она. – Они остаются!..
– Что с тобой? Кто они? Что тебе надо?
– Раненые, вот кто! Это нельзя, маменька; это ни на что не похоже… Нет, маменька, голубушка, это не то, простите, пожалуйста, голубушка… Маменька, ну что нам то, что мы увезем, вы посмотрите только, что на дворе… Маменька!.. Это не может быть!..
Граф стоял у окна и, не поворачивая лица, слушал слова Наташи. Вдруг он засопел носом и приблизил свое лицо к окну.
Графиня взглянула на дочь, увидала ее пристыженное за мать лицо, увидала ее волнение, поняла, отчего муж теперь не оглядывался на нее, и с растерянным видом оглянулась вокруг себя.
– Ах, да делайте, как хотите! Разве я мешаю кому нибудь! – сказала она, еще не вдруг сдаваясь.
– Маменька, голубушка, простите меня!
Но графиня оттолкнула дочь и подошла к графу.
– Mon cher, ты распорядись, как надо… Я ведь не знаю этого, – сказала она, виновато опуская глаза.
– Яйца… яйца курицу учат… – сквозь счастливые слезы проговорил граф и обнял жену, которая рада была скрыть на его груди свое пристыженное лицо.
– Папенька, маменька! Можно распорядиться? Можно?.. – спрашивала Наташа. – Мы все таки возьмем все самое нужное… – говорила Наташа.
Граф утвердительно кивнул ей головой, и Наташа тем быстрым бегом, которым она бегивала в горелки, побежала по зале в переднюю и по лестнице на двор.
Люди собрались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтобы отдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые. Поняв приказание, люди с радостью и хлопотливостью принялись за новое дело. Прислуге теперь это не только не казалось странным, но, напротив, казалось, что это не могло быть иначе, точно так же, как за четверть часа перед этим никому не только не казалось странным, что оставляют раненых, а берут вещи, но казалось, что не могло быть иначе.
Все домашние, как бы выплачивая за то, что они раньше не взялись за это, принялись с хлопотливостью за новое дело размещения раненых. Раненые повыползли из своих комнат и с радостными бледными лицами окружили подводы. В соседних домах тоже разнесся слух, что есть подводы, и на двор к Ростовым стали приходить раненые из других домов. Многие из раненых просили не снимать вещей и только посадить их сверху. Но раз начавшееся дело свалки вещей уже не могло остановиться. Было все равно, оставлять все или половину. На дворе лежали неубранные сундуки с посудой, с бронзой, с картинами, зеркалами, которые так старательно укладывали в прошлую ночь, и всё искали и находили возможность сложить то и то и отдать еще и еще подводы.
– Четверых еще можно взять, – говорил управляющий, – я свою повозку отдаю, а то куда же их?
– Да отдайте мою гардеробную, – говорила графиня. – Дуняша со мной сядет в карету.
Отдали еще и гардеробную повозку и отправили ее за ранеными через два дома. Все домашние и прислуга были весело оживлены. Наташа находилась в восторженно счастливом оживлении, которого она давно не испытывала.
– Куда же его привязать? – говорили люди, прилаживая сундук к узкой запятке кареты, – надо хоть одну подводу оставить.
– Да с чем он? – спрашивала Наташа.
– С книгами графскими.
– Оставьте. Васильич уберет. Это не нужно.
В бричке все было полно людей; сомневались о том, куда сядет Петр Ильич.
– Он на козлы. Ведь ты на козлы, Петя? – кричала Наташа.
Соня не переставая хлопотала тоже; но цель хлопот ее была противоположна цели Наташи. Она убирала те вещи, которые должны были остаться; записывала их, по желанию графини, и старалась захватить с собой как можно больше.

Во втором часу заложенные и уложенные четыре экипажа Ростовых стояли у подъезда. Подводы с ранеными одна за другой съезжали со двора.
Коляска, в которой везли князя Андрея, проезжая мимо крыльца, обратила на себя внимание Сони, устраивавшей вместе с девушкой сиденья для графини в ее огромной высокой карете, стоявшей у подъезда.
– Это чья же коляска? – спросила Соня, высунувшись в окно кареты.
– А вы разве не знали, барышня? – отвечала горничная. – Князь раненый: он у нас ночевал и тоже с нами едут.
– Да кто это? Как фамилия?
– Самый наш жених бывший, князь Болконский! – вздыхая, отвечала горничная. – Говорят, при смерти.
Соня выскочила из кареты и побежала к графине. Графиня, уже одетая по дорожному, в шали и шляпе, усталая, ходила по гостиной, ожидая домашних, с тем чтобы посидеть с закрытыми дверями и помолиться перед отъездом. Наташи не было в комнате.
– Maman, – сказала Соня, – князь Андрей здесь, раненый, при смерти. Он едет с нами.
Графиня испуганно открыла глаза и, схватив за руку Соню, оглянулась.
– Наташа? – проговорила она.
И для Сони и для графини известие это имело в первую минуту только одно значение. Они знали свою Наташу, и ужас о том, что будет с нею при этом известии, заглушал для них всякое сочувствие к человеку, которого они обе любили.
– Наташа не знает еще; но он едет с нами, – сказала Соня.

wiki-org.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *