Содержание

Юная армия празднует день рождения

Сегодня юнармия во Владимирской области отметила свой первый день рождения. Торжественное мероприятие состоялось в областном театре драмы, куда съехались юные армейцы из всех муниципалитетов региона, а также гости из Крыма, Донецка и Луганска.

На площади перед театром Национальная гвардия представила свою боевую технику, а региональное управление МЧС России развернуло

полевую кухню с гречневой кашей и горячим чаем.

На торжественном концерте первый заместитель руководителя аппарата администрации Владимирской области Виктор Кауров сообщил, что министром обороны России Сергеем Шойгу Владимирское отделение юнармии признано одним из лучших в стране. Напомню, что молодые ребята накануне юбилея Победы объехали практически всю страну, где в каждом городе разворачивали точную копию знамени Победы, а спектакль «Молодая Гвардия», поставленный владимирским театром, тронул до слёз зрителей всей России.

Депутат Государственной Думы от республики Крым Андрей Козенко рассказал, что создание юнармии позволило почувствовать единение молодых ребят, которые теперь идут рука об руку.

Глава Луганской народной республики Игорь Плотницкий отметил,

что сейчас патриотизм не требует пропаганды. Молодые армейцы понимают свою необходимость служения Отчизне и государству.

«Поверьте мне, так было и в 1941-м, и 1945-м, и 2014-м годах. Оружие в руки брали и 12-летние, и 14-летние дети и подростки, которые понимали, что могут защитить свою страну, Родину. Вы, именно вы не должны допустить всех тех страшных событий, которые были в истории государства Российского и предотвратить их в будущем. Пусть вы и не свяжете свою дальнейшую жизнь с военной профессией, но эти годы, годы дружбы друг с другом останутся вместе с вами на всю жизнь», – этими прекрасными словами завершил свою эмоциональную речь Плотницкий.

После выступлений Кауров, Козенко, Плотницкий и второе лицо Донецкой народной республики Денис Пушилин взялись за руки и, продемонстрировав единение русского народа, открыли праздник, который продолжился торжественным концертом.

www.tv-mig.ru

П.Н. Краснов. Всевеликое Войско Донское


БИБЛИОТЕКА
А: Айзатуллин, Аксаков, Алданов…
Б: Бажанов, Базарный, Базили…
В: Васильев, Введенский, Вернадский…
Г: Гавриил, Галактионова, Ганин, Гапон…
Д: Давыдов, Дан, Данилевский, Дебольский…
Е, Ё: Елизарова, Ермолов, Ермушин…
Ж: Жид, Жуков, Журавель…
З: Зазубрин, Зензинов, Земсков…
И: Иванов, Иванов-Разумник, Иванюк, Ильин…
К: Карамзин, Кара-Мурза, Караулов…
Л: Лев Диакон, Левицкий, Ленин…
М: Мавродин, Майорова, Макаров…
Н: Нагорный Карабах…, Назимова, Несмелов, Нестор…
О: Оболенский, Овсянников, Ортега-и-Гассет, Оруэлл…
П: Павлов, Панова, Пахомкина…
Р: Радек, Рассел, Рассоха…
С: Савельев, Савинков, Сахаров, Север…
Т: Тарасов, Тарнава, Тартаковский, Татищев…
У: Уваров, Усманов, Успенский, Устрялов, Уткин…
Ф: Федоров, Фейхтвангер, Финкер, Флоренский…
Х: Хилльгрубер, Хлобустов, Хрущев…
Ц: Царегородцев, Церетели, Цеткин, Цундел…
Ч: Чемберлен, Чернов, Чижов…
Ш, Щ: Шамбаров, Шаповлов, Швед…
Э: Энгельс…
Ю: Юнгер, Юсупов…
Я: Яковлев, Якуб, Яременко…

Родственные проекты:
ХРОНОС
ФОРУМ
ИЗМЫ
ДО 1917 ГОДА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ
Реклама:

П.Н. Краснов

Всевеликое Войско Донское

Глава VII. Первоначальная организация Народной Донской Армии. Вооружение. Снаряжение. Офицерский состав. Дисциплина. Тактика. Отношение к пленным. Реорганизация армии. Сведение дружин и станичных полков в тактические единицы. Молодая армия. Донской флот. Численность армии к осени 1918 года. Снабжение ее

Ко времени занятия казаками Новочеркасска и вступления в управление Войском Донским атамана все вооруженные силы Донского войска состояли из шести пеших и двух конных полков при 7 орудиях и 11 пулеметах, составлявших Северный отряд полковника Фицхелаурова, одного конного полка в Ростове и нескольких небольших отрядов, разбросанных по всему Войску, сила, численность и вооружение которых ни атаману, ни командующему войсками не были известны. Дон кипел восстаниями и поднялся весь от крайнего севера до юга. Но сведения о восставших, о их силе, о успехах их борьбы первое время приходили лишь со случайными людьми, прорывавшимися сквозь большевиков и привозившими известия в Новочеркасск.

Полки имели дружинную, станичную организацию. Каждая станица выставляла свой полк из казаков-охотников, добровольцев. Сила полков была разная и колебалась от величины станицы и от того, каков был патриотический подъем в станице. Обыкновенно после прочтения воззвания и речей служили молебен, и после молебна выходило на фронт очень много. Но по пути многие отдумывали, других отговаривали жены.

— Чего ты, старый, пошел, куды тебе, а пахать да хлеб убирать кто будет? Ведь убьют! На кого меня, горемычную, покидаешь, да еще с малыми детями? — голосила казачка, провожая мужа, а тот только отмахивался.

Но многие останавливались под предлогом «прикурить маленько», отставали и возвращались тихонько домой. Шли больше старики и юная зеленая молодежь, фронтовики серьезничали, ждали приказа и, если собирались, то «своим» полком, и тогда были по большей части отлично одеты и сорганизованы. От этого и сила полков была разная. Одни станицы выступали почти поголовно и дали полки в 2–3 тысячи человек, в других, напротив, едва насчитывалось 300–500. Полки были пешие, но при каждом полку была непременно своя конная часть от 30 до 200–300 человек. Вооружены были пешие винтовками, наполовину со штыками, наполовину без штыков, конные — шашками, иногда пиками и винтовками. Каждый полк имел свои пулеметы от 4 до 16 на тысячу человек. Если полку посчастливилось забрать у красной гвардии пушки, то он оставлял их у себя и считал своими. В каждой станице были артиллеристы, они и приставлялись к этим пушкам. Патронов было мало. Обыкновенно 15–25 патронов на винтовку. Иметь 50 патронов на ружье считалось роскошью. Снарядов еще меньше. От 5 до 20 на орудие. Орудия были запряжены своими рабочими, но достаточно хорошими лошадьми, по 4, иногда по б лошадей на орудие. Конница сидела тоже на своих и часто очень хороших лошадях. Казаки Черкасского, 1-го Донского и отчасти 2-го Донского округов разграбили зимовники частного донского коневодства и отремонтировали свои полки отличными задонскими лошадьми. Казаки стремились служить в коннице, но недостаток в седлах удерживал их от этого. Штатный обоз был заменен частными подводами. Пулеметы возили на легких бричках и драндулетах, запряженных парами и четверками по большей части отличных лошадей. Часть обоза восточных округов была запряжена степными одногорбыми верблюдами. Обозы были небольшие. Район военных действий был так близок к станицам, что с наступлением темноты, когда бой затихал, на «позицию» являлись пешком и на телегах жены, отцы, матери и дети бойцов и приносили хлеб, молоко, мясо. Здесь иногда происходили душу раздирающие сцены, когда пришедшие находили своего близкого убитым или тяжело раненным. Легко раненные оставались в строю, и были казаки, имевшие по пяти, шести ранений.

Офицеры в полках были свои же станичники. Если их не хватало, брали казаков-офицеров из других станиц, брали офицеров и не казаков, но им первое время не доверяли и к ним присматривались. Если офицер оказывался молодец, его зачисляли к себе в станицу казаком и не отказывали в земельном наделе.

С казаками бороться против большевиков пошли и многие крестьяне, жившие поблизости от станиц и в самых станицах. Этих казаки приговором станичного общества зачисляли в казачье сословие. Такие добровольцы дрались отлично и подавали пример удали казакам.

Казаки в бою действовали великолепно, с громадным мужеством и искусством. Младшие офицеры были хороши, но в сотенных и полковых командирах ощущался большой недостаток. Пережившие за время революции слишком много оскорблений и унижений старшие начальники недоверчиво относились к казачьему движению и первое время прятались по станицам и в Новочеркасске, избегая идти на фронт.

Одеты казаки были в свое полувоенное платье, многие по форме и по летнему времени достаточно хорошо. Недоставало только сапог. До 30 процентов вместо сапог имело опорки, лапти, а многие и вовсе были босиком. Почти все носили погоны. Если у кого не было погон, то не потому, что он их не признавал, а потому, что у него их не имелось и негде было достать, но при первом же случае он их добывал и с гордостью надевал на себя. Офицеры за редким исключением были в погонах. Все имели на фуражках или папахах белую полоску для отличия в рукопашном бою от красной гвардии.

Дисциплина была братская. Офицеры ели с казаками из одного котла, жили в одной хате — ведь они и были роднёю этим казакам, часто у сына в строю во взводе стоял отец или дядя, но приказания их исполнялись беспрекословно, за ними следили, и если убеждались в их храбрости, то поклонялись им и превозносили. Такие люди, как Мамонтов, Гусельщиков, Роман Лазарев, были в полном смысле вождями, атаманами старого времени, при этом Мамонтов и Гусельщиков влияли на казаков своим умом, волею и храбростью, Роман Лазарев — храбростью и удалым, бесшабашным характером, разгульным пьянством и веселою гульбою с казаками. Офицерам «своего» полка, то есть знакомым, казаки отдавали воинскую честь.

Штабы были маленькие. Штаб «отряда», ведшего совершенно самостоятельные операции, состоял из начальника штаба и одного, двух адъютантов. Для хозяйственных целей сами станицы отряжали к отряду нескольких «общественных деятелей», представителей кооперации или торговых казаков, которые распределяли добычу, взятую у неприятеля, и заботились о правильном снабжении всем необходимым отряда. Добыча, из чего бы она ни состояла, считалась собственностью отряда и сейчас же шла — одежда и оружие — на пополнение отряда, а остальное отправлялось в станицу, к себе, в дома, или в общую станичную казну. На случай получения оружия от неприятеля в тылу всегда бывало достаточно мобилизованных, но еще не вооруженных казаков.

Бой был краткотечен. Если он начинался с рассветом, то обыкновенно к полудню он уже завершался полной победою. Окопов и укреплений не строили. Самое большое, что окапывались лункою для защиты плеч и головы, большею же частью лежали открыто.

Шанцевого инструмента было мало, да и окапываться мешала природная казачья леность. Тактика была проста. Обыкновенно на рассвете начинали наступление очень жидкими цепями с фронта, в то же время какою-либо замысловатою балкою двигалась обходная колонна главных сил с конницею во фланг и тыл противнику. Если противник был в десять раз сильнее казаков — это считалось нормальным для казачьего наступления. Как только появлялась обходная колонна, большевики начинали отступать, тогда на них бросалась конница с леденящим душу гиком, опрокидывала их, уничтожала и брала в плен. Иногда бой начинался притворным отступлением верст на двадцать казачьего отряда, противник бросался преследовать, и в это время обходные колонны смыкались за ним, и он оказывался в мешке. Такою тактикою полковник Гусельщиков с Гундоровским и Мигулинским полками в 2–3 тысячи человек уничтожал и брал в плен цельте дивизии красной гвардии в 10–15 тысяч, с громадными обозами и десятками орудий. Отличное знание местности, природная военная сметливость казаков, их неутомимость в преследовании сильно помогали им в этой тактике, всегда основанной на маневре.

Казаки требовали, чтобы офицеры шли впереди. Поэтому потери в командном составе были очень велики. Начальник целой группы генерал Мамонтов был три раза ранен и все в цепях.

В атаке казаки были беспощадны. Так же они были беспощадны и с пленными. Когда казаки у хутора Пономарева захватили знаменитого Подтелкова, сопровождаемого 73 казаками, оставшимися при нем, они устроили полевой суд. Полевой суд приговорил Подтелкова и двух его помощников комиссаров к повешению, а 73 казаков конвоя к расстрелу. Казнь сейчас же была приведена в исполнение в присутствии всех хуторян. Старуха-казачка соседнего хутора жалела очень, что она не поспела посмотреть, «как этих злодеев вешать будут…». Пленных отправляли на работы в поля и каменноугольные копи, пленные же чистили Новочеркасск и исправляли все то, что испортили и запакостили большевики. Лишь очень небольшое число пленных ставили в строй. Особенно суровы были казаки с пленными казаками, которых считали изменниками Дону. Тут отец спокойно приговаривал к смерти сына и не хотел и проститься с ним.

Еще более жестоко обращались большевики с пленными казаками. Они вымещали свою злобу на казаков за их победы не только на пленных, но и вообще на станичном населении. Во многих станицах, занятых красной гвардией, все девушки были изнасилованы красногвардейцами. Две гимназистки покончили с собою после этого. Священников и стариков, почетных, уважаемых станичников пытали до смерти. На Царицынском фронте большевики привязали пленных казаков к крыльям ветряных мельниц и в сильный ветер пустили мельницы в ход — казаков завертело насмерть. Там же стариков закопали по шею в землю, и они умерли голодною смертью. Там же привязывали казаков к доскам и бросали эти доски о землю, пока не отшибало внутренности и казак не умирал. Казаки находили своих родных распятыми на крестах и заживо сожженными…

Ни один пленный большевик не был казнен без суда. Но казаки сами следили за тем, чтобы суд не давал пощады комиссарам, и суд был неподкупен и строг.

Это была в полном смысле этого слова народная война.

Атаман и командующий армией приложили все усилия к тому, чтобы внести полный порядок в организацию армии и боевые действия, построить организацию на началах военной науки, добиться правильного управления отрядами, не нарушая в то же время ее народного характера.

12 мая войсковому штабу было подчинено 14 самостоятельных отрядов: полковника Туроверова в Таганрогском округе, полковника Алферова в Верхне-Донском округе, генерала Мамонтова во 2-м Донском округе, есаула Веденеева в Усть-Медведицком, войскового старшины Старикова у Суворовской станицы, полковника Абрамовича в 1-м Донском округе, войскового старшины Мартынова и полковника Тапилина в районе слобод Орловки и Мартыновки 1-го Донского округа, полковника Епихова и полковника Киреева в Задонском районе Черкасского и Сальского округов, генерала Быкадорова и полковника Толоконникова в Ростовском округе, полковника 3убова в Ростове и генерала Фицхелаурова у Новочеркасска. Только с некоторыми ближайшими к Новочеркасску отрядами была телеграфная или телефонная связь, об остальных известия получались донесениями с конными людьми, прорывавшимися сквозь занятые большевиками районы. Телеграфа было всего 340 верст и 100 аппаратов, телефона — 400 верст и 80 аппаратов, кроме того, работало 9 автомобилей и 8 мотоциклеток{17}.

К 1 июня командующему армией удалось связать мелкие отряды в более крупные соединения, и в управлении его находилось уже всего шесть групп: полковника Алферова  — на севере Дона, генерала Мамонтова  — под Царицыным, полковника Быкадорова  — под Батайском, полковника Киреева  — под Великокняжеской, генерала Фицхелаурова — в Донецком районе и генерала Семенова  — в Ростове. Все эти группы были связаны с новочеркасским телеграфом (по большей части с аппаратами Юза) и телефоном. Кроме того, работало три радиостанции: в Новочеркасске, Каменской и Мечетинской. Все это имущество было отбито у большевиков.

К июлю командующий армией влил отряд полковника Киреева в отряд полковника Быкадорова и сократил число отдельно действующих частей до пяти. В августе месяце необходимость отражать прорыв в северо-восточной части Дона заставила создать шестой отряд полковника Тапилина. В это время все Войско было опутано сетью телеграфов и телефонов, и не только с каждым отрядом, но и с каждою дивизиею, полком и отдельною сотнею можно было разговаривать из соответствующего штаба и из Новочеркасска. Всего было 1750 верст телеграфного провода при 240 аппаратах, 1200 верст телефона при 300 аппаратах, 25 автомобилей, 15 мотоциклеток и 6 радиостанций.

Командующий армией приступил к постепенной реорганизации отрядной системы в общеармейскую. К этому времени 25 возрастов казаков было мобилизовано, а всего под ружьем находилось 27 тысяч пехоты, 30 тысяч конницы, 175 орудий, 610 пулеметов, 20 самолетов и 4 бронированных поезда, не считая Молодой, постоянной армии. В августе месяце по приказу атамана командующий армией постепенно заканчивал реорганизацию мобилизованных частей. Станичные полки сводились по нескольку в один, образуя номерные пешие полки двух — и трехбатальонного состава по тысяче штыков в батальоне при 8 пулеметах на батальон, конные полки были сведены в шестисотенные полки, по 16 рядов во взводе при 8 пулеметах на полк, орудия были выделены из состава полков, сведены в 4-орудийные пешие и конные батареи. Пешие полки были сведены в бригады и дивизии, конные полки тоже составили бригады и дивизии, к ним приданы артиллерийские четырехбатарейные бригады и двухбатарейные дивизионы. Дивизии сведены в корпуса, которые поставлены на четырех фронтах; Северном — для наступления на Воронежскую губернию, Северо-Восточном — для обороны балашовского направления между Урюпинской и Усть-Медведицкой станицами, Восточном — у Царицына и Юго-Восточном — у станицы Великокняжеской.

К этому же времени почти было закончено формирование постоянной армии из молодых казаков 19– и 20-летнего возраста. Эта молодежь, не бывшая на русско-германской войне, не усталая, не развращенная большевистской пропагандой, не знавшая ни комитетов, ни комиссаров, была собрана в трех лагерях — Персиановском, Власовском и Каменском — и составила 2 пехотных бригады, пластунскую и стрелковую, 3 конных дивизии, саперный батальон и технические части, а также легкую, конную и тяжелую артиллерию. Части эти были нормального российского штата, имели казенных лошадей и все казенное обмундирование и снаряжение от Войска, штатный обоз, были воспитаны, муштрованы и обучены по старым русским уставам и составляли гордость Войска Донского. Когда при открытии Войскового Круга члены Круга и население Новочеркасска первый раз увидали эти части на церковном параде, слезы умиления текли по лицам старых казаков. Былая, славная армия, армия 1914 года возродилась в лице этих бравых юношей, отлично кормленных, развитых гимнастикой, прекрасно выправленных, бодро маршировавших по площади в новой щегольски пригнанной одежде. Умиленный Круг потребовал отдачи об этом приказа, который был составлен председателем Круга в следующих выражениях:

«Донские орлята! 16 августа на Соборной площади своей столицы у памятника народного героя — Ермака Тимофеевича — члены Большого войскового Круга видели вас на параде.

Слезы гордости и бесконечной радости блестели у ваших дедов и отцов, когда вы стройными и мощными колоннами проходили мимо войсковых регалий и старых боевых знамен — немых свидетелей былых подвигов и славы казачьей.

Только два с половиной месяца прошло с тех пор, как вы слетелись с вольных хуторов и станиц на службу Тихому Дону. Но успела уже вырасти за это короткое время из вас молодая и сильная армия.

Крепкое казачье спасибо, родные, шлет вам Большой войсковой Круг за вашу службу.

Бог в помощь вам и на будущее время.

Разъедутся члены Круга по всему Войску Донскому и разнесут по всем уголкам горделивую весть о том, что не погиб еще наш седой Дон, так как есть у него молодые орлы, которые смогут сберечь его честь и седую славу…»

26 августа донской атаман представил Большому войсковому Кругу всю Молодую армию, собранную под Новочеркасском в Персиановском лагере. Всего было 7 батальонов, 33 сотни спешенных казаков, 6 батарей без запряжек (одна прислуга), 16 конных сотен, одна мортирная батарея и 5 аэропланов. Этот парад произвел неизгладимое впечатление на членов Круга. По окончании парада головные взводы всех частей были вызваны перед середину фронта. Составилась внушительная колонна. К ней подошел председатель Круга В. А. Харламов, окруженный членами, и сказал следующую, вылившуюся из сердца речь:

— Большой войсковой Круг Всевеликого войска Донского рад видеть свою родную армию.

Привет вам, молодые донские орлы, от Тихого Дона сверху донизу и снизу доверху.

Вы призваны на защиту Дона, его прав и вольностей. Мы, казаки, ни на кого не нападали; на нас напали предатели, погубившие могучую русскую армию и нашу родину.

Дон всколыхнулся, взволновался, грудью встал на защиту своего существования, своих прав, своего достояния. Но отстоять свое существование, свои права и достояние может только тот народ, то государство или область, который имеет сильную армию.

Армия сильна железной дисциплиной. Революционной дисциплины нет — есть одна дисциплина. Она требует точного, неуклонного, немедленного и безоговорочного исполнения приказов начальства. Воля начальства — закон для каждого: от генерала до казака.

Одна мысль, одна воля должны направлять и двигать армию. Никаких комитетов, никаких комиссаров в ней не должно быть. Армия сильна, когда она не занимается политикой. Политика — дело избранников населения и правительства. Помните, что на страже интересов армии и населения должны стоять его избранники.

Армия сильна, когда между начальством и подчиненными существует полное единодушие, когда она составляет одну семью, проникнутую духом чести и рыцарства.

Я убежден, что такую сильную армию Большой войсковой Круг видит в вас. Донские орлы! Передайте вашим братьям по оружию, что Большой войсковой Круг гордится своей армией. Круг убежден, что в ней он имеет могучую, неодолимую силу, грозную для всех врагов Дона, и что долг свой перед родным краем и родиной армия выполнит до конца.

В честь Донской армии и ее вождей — дружное могучее «ура»! Объявляю Донской армии постановление Большого войскового Круга о производстве

rummuseum.ru

Дети-солдаты. Юные рабочие войны » Военное обозрение

1 июня отмечается Международный день защиты детей. Маленькие люди — одна из самых беззащитных категорий жителей Земли. Детство и война — несовместимые понятия. Чаще всего дети фигурируют в списках невинных жертв войн и конфликтов, которыми, к сожалению, так богато и прошлое, и настоящее планеты. Однако иногда дети берут в руки оружие и сами становятся полноценными участниками вооруженных конфликтов. В годы Гражданской войны, Великой Отечественной войны подростки — солдаты и партизаны — воевали с обеих сторон. В послевоенный период практика приема детей на военную службу постепенно прекратилась. В соответствии с Дополнительным протоколом к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., принятым в 1977 г., было запрещено участие в вооруженных конфликтах лиц моложе пятнадцати лет. В 1995 г. Организацией Объединенных Наций было настоятельно рекомендовано не принимать на военную службу несовершеннолетних в возрасте младше восемнадцати лет. Но дети — солдаты остаются неотъемлемой составляющей вооруженных конфликтов современности, в особенности — в странах Африки, Азии, Латинской Америке. Чаще всего детей и подростков в качестве солдат используют повстанческие движения, поскольку правительственные войска африканских, азиатских и латиноамериканских государств в этом плане несколько ограничены действующими нормами законодательства. Дети и подростки — бесстрашные в силу возрастных особенностей и легкие в управлении солдаты. Их проще всего набрать, с ними меньше всего проблем, часто война для них не несет того страшного наполнения, которое имеет для взрослых, уже познавших радости и невзгоды жизни, людей.
Дети в войнах Черного континента

Наибольшее количество детей и подростков сегодня вынуждены сражаться с оружием в руках в многочисленных вооруженных конфликтах, сотрясающих Африканский континент. Тропическая Африка остается наименее стабильным регионом планеты и именно здесь феномен «детей — солдат» получил наибольшее распространение. 5 мая 2015 г. во время форума по национальному примирению, проходившего в столице Центральноафриканской республики городе Банги, было принято решение демобилизовать несовершеннолетних солдат из вооруженных подразделений сражающихся повстанческих группировок, а также освободить содержащихся в группировках детей и подростков, используемых в качестве поваров, слуг и сексуальной обслуги. По утверждению представителя Детского фонда Организации Объединенных Наций, в Центральноафриканской республике в составе вооруженных группировок находится от 6 до 10 тысяч детей. Все они, если принимать на веру заявление полевых командиров, вернутся домой. Однако дети — солдаты используются не только в Центральноафриканской республике. Практически во всех странах Тропической Африки, где годами, а то и десятилетиями, длятся вооруженные конфликты, как правило на этнической почве, в противостоянии повстанческих группировок задействованы и дети — в качестве солдат или прислуги.

В 2012 г. ЮНИСЕФ выражал обеспокоенность в связи с использованием детей — солдат противоборствующими группировками, ведущими боевые действия на территории Мали. По данным ООН, наиболее активно привлекают несовершеннолетних к участию в боевых действиях представители туарегских повстанческих группировок. В их рядах сражаются сотни мальчиков в возрасте от 12 до 18 лет. Негативную реакцию ООН вызывает и активное использование несовершеннолетних солдат правительственными войсками соседнего Чада. После того, как в 2005 г. активизировалось вооруженное противостояние чадской армии и повстанческих группировок, связанных с соседним Суданом, на службу в чадскую армию стали призывать детей, которые используются не только в качестве поваров и обслуги, но и для несения караульной и дозорной службы, для службы в пехотных и разведывательных подразделениях чадской армии. Несмотря на то, что чадское правительство в 2013 г. пообещало сотрудничать с ЮНИСЕФ в сфере борьбы за права детей, в действительности лишь крайне незначительная часть юных чадцев была, после протестов мировой общественности, демобилизована с военной службы.

По данным исследователей, едва ли не каждый десятый ребенок в странах Центральной и Западной Африки участвует в боевых действиях на стороне какой-либо повстанческой армии или бандитской группировки. Дети — солдаты сражаются в Либерии и Сьерра-Леоне, Конго и Уганде, Бурунди и Центральноафриканской республике, Сомали и Кении. В Демократической Республике Конго до 30 тысяч бойцов повстанческих отрядов составляют дети и подростки. Несовершеннолетние солдаты составляют основную массу бойцов повстанческих группировок в Уганде и Либерии. Сама возможность использования детей-солдат в африканских странах связана со специфическим отношением к детству и, тем более, к подростковому возрасту. Взрослеют здесь несоизмеримо раньше, чем в странах Европы, США или в России, но и продолжительность жизни в среднем намного меньше — в некоторых африканских странах она не достигает и сорока лет. До недавнего времени в африканских культурах вообще отсутствовал подростковый возраст как таковой. После обряда инициации ребенок становился взрослым со всеми вытекающими последствиями, в том числе и с принятием в число воинов. Другое дело, что многие повстанческие группировки, сражающиеся в африканских странах, привлекают в качестве солдат детей, которые даже по местным меркам не доросли до возраста использования в качестве воинов. В Уганде или Сьерра-Леоне не являются редкостью десятилетние и даже восьмилетние солдаты. Главное, чтобы солдат мог поднять автомат Калашникова — так считают командиры повстанческих формирований, насильно набирающие детей в деревнях в боевые подразделения и обслугу.

Идеи использования детей и подростков в качестве солдат впервые были апробированы в Конго. Здесь в первой половине 1960-х гг. развернулось вооруженное противостояние различных политических группировок. Теория повстанческой войны в Конго разрабатывалась Пьером Мулеле. Симпатизирующий марксизму Мулеле, тем не менее, использовал для большего усвоения идей социальной справедливости и патриотизма африканские традиции, в том числе и магические культы. В повстанческих отрядах фактически был возрожден обряд инициации, после прохождения которого новобранец становился членом новой семьи — своего подразделения. Разумеется, командир подразделения становился отцом, сослуживцы — братьями, а старая семья и друзья подлежали забвению. Такая модель наиболее безболезненно усваивалась именно детьми и подростками, которые представляли собой пластичный и крайне удобный материал. Российский историк Владимир Борисович Иорданский подчеркивает, что «с автоматом Калашникова в руках дети чувствовали себя всемогущими, под защитой магических обрядов они ощущали себя неуязвимыми. Порывая с родной семьей, подростки выходили из-под влияния традиционной культуры и отбрасывали все ее запреты и нравственные нормы. Только голос командира был им слышен. Участие детей в боях привносило в военные действия нотку бездумной, совершенно иррациональной жестокости и несколько истеричной смелости» (Иорданский В.Б. Восьмилетние солдаты // Независимое военное обозрение. 7.02.2003).

Господня армия вооружает детей

В Уганде детей — солдат наиболее активно использует Господня армия сопротивления, или Армия Бога. Это вооруженное формирование около тридцати лет сражается за создание на территории Уганды христианского теократического государства, основанного на десяти библейских заповедях. Ядро этой группировки составляют представители ачоли — нилотской народности, проживающей в Северной Уганде и Южном Судане и насчитывающей не менее 1 200 000 человек. Ачоли, мигрировавшие в Уганду с территории суданской провинции Бахр-эль-Газаль, считаются достаточно воинственным этносом. По сути дела, в основе идеологии Господней армии сопротивления лежит национализм ачоли, вызванный давним соперничеством нилотских племен с народами банту, составляющими основную часть населения центральных и южных районов Уганды. В период британской колонизации Уганды банту, занимавшиеся земледелием, более плотно сотрудничали с британцами, тогда как нилотские племена севера, включая и ачоли, продолжали заниматься скотоводством и охотой и находились в менее выгодном экономическом и социальном положении. После провозглашения независимости страны противостояние банту и ачоли усугубилось, что и привело к возникновению в среде ачоли националистических настроений, проявившихся в форме создания квазирелигиозных вооруженных формирований. Во второй половине 1980-х гг. начались массовые выступления ачоли в рамках Движения Святого Духа, которые еще не носили характер партизанской войны.

Несмотря на показное христианство, в действительности Господня армия сопротивления является одной из наиболее жестоких повстанческих группировок Африканского континента. Она была создана в 1987 г. Джозефом Кони (род. 1961) — сыном школьного учителя и, по совместительству, католического проповедника из народности ачоли Луиса Оболя. Кони бросил учебу еще в подростковом возрасте, затем некоторое время был учеником деревенского фельдшера, а позже создал собственную вооруженную группировку. Себя Джозеф Кони провозгласил пророком и голосом Святого Духа, в то же время для «легитимности» присвоив самому себе звание генерал-майора. Первоначально вооруженное формирование, созданное Кони, называлось Угандийской народно-демократической христианской армией, затем было переименовано в Угандийскую христианско-демократическую армию и, наконец, в Господню армию сопротивления. Идеологическим фундаментом организации Кони стала смесь христианства с местными африканскими культами, в частности — с культом Эллис Лаквены, угандийской целительницы и колдуньи, считавшей себя одержимой духом Лаквены (местный дух, почитаемый также как соратник христианского Святого Духа — вот такой причудливый коктейль из элементов различных религий). Джозеф Кони прославился тем, что является отцом, по меньшей мере, 166 детей и мужем 88 жен, при этом заявляя о себе как о верующем христианине.

За два с лишним десятилетия своего существования Господня армия сопротивления распространила свою активность на территорию не только Уганды, но и Демократической Республики Конго и Южного Судана. В этих сопредельных государствах были созданы военные базы и тренировочные лагеря повстанческой армии. Длительное время финансовую, военную и организационную помощь Господней армии сопротивления оказывало правительство Судана, которое, тем самым, мстило угандийскому руководству за поддержку последним повстанцев, действующих на Юге Судана против центральных властей.

Основную часть (до 70%) бойцов Господней армии сопротивления составляют дети и подростки, многим из которых не более 8-10 лет. Использование детей в качестве военнослужащих вполне укладывается в рамки доктрины организации, в соответствии с которой подлинно христианское общество может быть построено только из детей — безгрешных, неподвластных соблазнам потребительского общества. Дети вербуются, а точнее захватываются во время рейдов в глухие лесные деревни. Во время нападений на деревни бойцы Господней армии сопротивления бесчинствуют, часто вырезают взрослое население, а детей забирают насильно в свои отряды, причем девочек обращают в сексуальное рабство, а мальчиков заставляют брать в руки оружие и превращают в маленьких солдат. Боевики Господней армии уничтожают всех представителей других христианских конфессий, в особенности священников и других церковнослужителей, поскольку считают подлинным христианством лишь собственное учение.


Согласно данным международных организаций, за время своей деятельности Господня армия сопротивления похитила примерно 24 000 детей и 28 000 взрослых. Похищенные женщины чаще всего использовались в качестве сексуальной и бытовой прислуги, составляя до трети всех похищенных. Средний возраст похищенных в 1994 г. составлял 13 лет, но постепенно похищаемые становились все старше и в 2004 г. средний возраст похищенных достигал 17-18 лет. Соединенные Штаты Америки считают Господню армию сопротивления террористической организацией и в 2011 г. направили в Уганду 100 военнослужащих, которые должны были оказывать помощь угандийской правительственной армии в борьбе с Господней армией сопротивления. В результате усилий, предпринимаемых правительственными войсками и полицией, большая часть вооруженных формирований Господней армии сопротивления ко второй половине 2000-х гг. была вытеснена в Южный Судан и Конго, но вплоть до настоящего времени эта вооруженная группировка считается действующей и, несмотря на снижение численности бойцов, продолжает представлять существенную опасность.

Сомали: дети-солдаты против детей-боевиков

Другая африканская страна, по данным ООН лидирующая в списке государств, на территории которых больше всего детей — солдат, это Сомали. Несчастное государство уже более двадцати лет растерзано непрекращающейся гражданской войной, идущей между представителями различных сомалийских кланов, а также религиозными фундаменталистами. В Сомали дети и подростки активно привлекаются к участию в вооруженных формированиях фундаменталистской группировки «аш-Шабаб», название которой в переводе с арабского языка и означает — «Молодежь» «Аш-Шабаб» фактически является сомалийским ответвлением «аль-Каиды» и борется за установление в Сомали исламского шариатского государства. Именно эта организация весной 2015 г. совершила чудовищный террористический акт в Кении, жертвами которого стали студенты местного университета. В рядах движения «аш-Шабаб» несовершеннолетние бойцы составляют около 80% личного состава. Подростки оказываются гораздо более податливыми идеологическому влиянию и более смелыми во время проведения вооруженных операций, что и побуждает полевых командиров вербовать именно несовершеннолетних в ряды своей организации. Завербованные подростки проходят курсы боевой подготовки, после чего участвуют в боевых вылазках группировки и даже в террористических актах. Некоторые подростки уезжают для подготовки в учебные центры фундаменталистов, расположенные в Саудовской Аравии и Йемене.

С другой стороны, по утверждениям руководителя Центра по защите прав человека в Сомали Али Шейха Ясина, и в правительственных войсках, сражающихся против группировки «аш-Шабаб» на стороне центрального правительства, до 20% солдат составляют несовершеннолетние. Высшие офицеры сомалийских правительственных войск признаются, что в условиях массового недобора военнослужащих им дорог каждый человек, способный держать в руках оружие, поэтому вербовщики и обращают внимание на несовершеннолетних. В составе правительственных войск 15-летние и даже 12-летние сомалийские мальчики несут службу по охране блокпостов, патрулируют улицы населенных пунктов и вступают в вооруженные столкновения с повстанцами. За свою службу они получают продовольствие и даже небольшое денежное довольствие. Хотя война не детское занятие, но в условиях голодающей и нищей африканской страны служба в правительственных войсках для этих детей является неплохим выходом из ситуации вечного прозябания в нищете. Поэтому большинство подростков — солдат не жалуется на свою долю и добросовестно несет службу наравне со старшими сослуживцами.
Между тем, специальные комиссии ООН обращают внимание на то, что правительство Сомали нарушает международные правила, призывая на военную службу несовершеннолетних младше 15 лет. В 2010 г. даже имел место скандал по поводу возникших подозрений в участии инструкторов из бундесвера ФРГ в подготовке малолетних солдат сомалийских правительственных войск. Вместе с тем, и сделать что-либо с использованием несовершеннолетних в сомалийских правительственных войсках международные организации не могут. Более того, если сомалийское правительство откажется от практики набора несовершеннолетних на военную службу, то воевать против вооруженных формирований фундаменталистов будет просто некому. Известно, что и Соединенные Штаты Америки, оказывающие финансовую помощь сомалийскому правительству, вполне вероятно спонсировали и вооруженные формирования, состоящие из подростков. Правозащитники подчеркивают, что лишь Сомали и Соединенные Штаты Америки не подписали международную конвенцию о правах ребенка, в соответствии с которой запрещается участие в вооруженных конфликтах детей и подростков в возрасте младше пятнадцати лет. Поскольку в американской армии подростки не служат, очевидно, что отказываясь от подписания конвенции, американские политики, прежде всего, руководствовались соображениями военно-политических интересов США в странах «третьего мира», в том числе и на Африканском континенте — в Сомали и некоторых других государствах.

Наркомания и сломанная психика

Уроженец Сьерра-Леоне Ишмаэл Бих не так давно опубликовал книгу «Долгий путь: воспоминания мальчика — солдата», в которой рассказал о том, как ему — тринадцатилетнему подростку — приходилось участвовать в гражданской войне, быть свидетелем и участником убийств людей, в том числе и жестокими способами. Несмотря на то, что в настоящее время в Сьерра-Леоне работают международные организации, специализирующиеся на реабилитации бывших солдат, завербованных повстанческими армиями в детском возрасте, социальная адаптация людей, чье детство было отнято гражданской войной, проходит с трудом. Ишмаэл Бих говорит, что «кто-то устроился неплохо, кто-то нет. Сейчас война закончилась. Но по Фритауну до сих пор бродят кучи молодых людей. Они ничего не могут с собой поделать. Они бесполезны. Коррупция, породившая войну, никуда не исчезла. Этим ребятам можно дать образование, но это бессмысленно. Когда они выйдут из школы, он не смогут найти себе работу. Им совершенно некуда пойти » (Цит. по: Вайх Д. Осторожно, дети // Пер. М. Казиника, М. Липкович // http://esquire.ru/). Кстати, автор книги проходил службу не в повстанческих формированиях, а в правительственных войсках Сьерра-Леоне. В тринадцатилетнем возрасте он сам отправился воевать, чтобы отомстить боевикам повстанческой армии за убитых ими родственников. Многие из бойцов правительственных войск, в том числе детей и подростков, руководствовались теми же соображениями, когда отправлялись добровольно или под влиянием вербовщиков, участвовать в гражданской войне.

В Сьерра-Леоне дети и подростки составляли значительную часть вооруженных подразделений Революционного объединенного фронта под командованием Фодея Санка. Этот полевой командир заимствовал опыт использования детей в качестве солдат у своего союзника Чарльза Тейлора — знаменитого диктатора Либерии, развязавшего в стране кровопролитную гражданскую войну. Тейлор оказывал Санка материальную и военную помощь, благодаря которой Революционному объединенному фронту удалось значительно увеличить свою численность и взять под контроль большие территории. Фактически Фодей Санка и его соратники стремились лишь к установлению контроля за районами добычи алмазов, однако для легитимации своих действий активно использовали популистскую фразеологию, призывая население страны к установлению социальной справедливости. Тем не менее, фронт прославился не столько социальными преобразованиями, сколько жестокостью своих боевиков. Так, во время захвата Фритауна — столицы Сьерра-Леоне, боевики фронта, значительную часть которых составляли несовершеннолетние, вырезали около 8 000 жителей столицы. В подразделениях фронта сражалось около 11 тысяч детей, преимущественно в возрасте от 7 до 12 лет. Дети использовались для охраны алмазных копей, складов с оружием и продовольствием, а также для карательных рейдов в деревни и города.

Серьезной проблемой, неразрывно связанной с использованием детей в качестве солдат, является «подсадка» юных бойцов на наркотики. С помощью наркотиков гораздо легче управлять вооруженными детьми, одновременно разрушая их психику. И в Сьерра-Леоне, и в других африканских, азиатских и латиноамериканских странах командиры повстанческих группировок специально распространяли среди детей и подростков, состоявших в вооруженных отрядах, наркотики, чтобы приучить их и превратить в еще более покорных исполнителей своих приказов. Ишмаэль Бих вспоминает, что он и его сослуживцы употребляли «браун-браун»: «это очень-очень скверный наркотик. Никому не рекомендую. По большому счету, это просто кокаин с ружейным порохом. Не знаю, кто придумал эту адскую штуку, но она выворачивала мозг наизнанку. Эта штука гораздо крепче простого кокоса. И ее употребляют гораздо чаще. И чем чаще ты употребляешь его, тем больше тебе нужно в следующий раз» (Вайх Д. Осторожно, дети // Пер. М. Казиника, М. Липкович // http://esquire.ru/).

В соседней Либерии, чей диктатор Чарльз Тейлор еще во время гражданской войны активно принимал на службу детей и подростков, численность несовершеннолетних воинов быстро перевалила за десять тысяч человек. Большинство детей — солдат брали в руки оружие в возрасте 8-10 лет. Практически сразу же они подсаживались на наркотики, но и без наркотиков их психика оказывалась нарушенной в результате ежедневного участия не только в боевых действиях, но и в актах мародерства, насилия, грабежей и зверских убийств, в том числе и мирного населения. Позже, когда Чарльз Тейлор предстал перед Международным трибуналом в Гааге, среди пунктов обвинения фигурировало и вовлечение детей в вооруженный конфликт. Однако наказание наказанием, а полностью искоренить использование детей и подростков в качестве солдат ни в Либерии, ни в Сьерра-Леоне, ни в других африканских странах не представляется возможным. Серьезные сложности вызывает, как мы уже подчеркнули выше, и реабилитация бывших юных солдат к условиям жизни в мирное время. Большинство из них — люди с подпорченной психикой, с наркотической зависимостью, ВИЧ-инфицированные. Тем не менее, определенную пользу реабилитационные центры, контролируемые ЮНИСЕФ ООН, приносят. Так, только в одной Либерии через реабилитационные центры прошло не менее 5 800 человек, в детские годы оказавшихся в силу обстоятельств боевиками повстанческих группировок или солдатами правительственных войск.

Дети-солдаты в войнах Индокитая

В Азии наиболее активно детей-солдат используют в ее юго-восточной части. Здесь, в Индокитае, на Малайском архипелаге и Филиппинах, дети и подростки также часто похищаются или вербуются повстанческими группировками. Практику привлечения детей к военной службе еще в 1950-е — 1960-е гг. открыли «красные кхмеры» — члены Коммунистической партии Камбоджи под руководством легендарного Пол Пота. Партизанские формирования полпотовцев в значительной степени состояли именно из подростков, поскольку последние считались наименее испорченной «буржуазной пропагандой» частью населения. К тому же, как и в Африке, детям из беднейших крестьянских семей, особенно из отсталых горных районов, не было другого выхода, как поступать на службу в партизанские отряды «красных кхмеров». В тот кратковременный период камбоджийской истории, когда «красные кхмеры» находились у власти в стране, дети и подростки несли службу в регулярных формированиях вооруженных сил Демократической Кампучии. После свержения полпотовского режима и отступления «красных кхмеров» в джунгли, опять возобновились практики похищения детей и подростков повстанцами и их использование в качестве боевиков, разведчиков и диверсантов вооруженных формирований «красных кхмеров».

В Мьянме (Бирме), как и в Уганде, в 1997-2001 гг. действовала своя собственная «Армия Бога». Эта повстанческая группировка, как следует из названия, также формально ориентировалась на христианство как единственную идеологию, что не мешало боевикам совершать террористические атаки против объектов на территории Мьянмы и Таиланда. Армия Бога была одной из сепаратистских группировок каренов — народа, проживающего на границе Мьянмы и Таиланда и длительное время сражающегося за политическую независимость и создание собственного государства. Среди каренов всегда было много христиан, крестившихся под влиянием британских миссионеров. Каренскими христианами были по рождению и братья-близнецы Джонни и Лютер Хту.

В 1997 году, на момент создания Армии Бога, ее основателям братьям Хту было по девять лет. Во время карательной операции армейское подразделение вооруженных сил Мьянмы совершало зачистку родной деревни братьев. Когда взрослые бежали из деревни, братьям Хту удалось собрать отряд ополченцев и разгромить армейское подразделение. После этого вокруг братьев Хту сплотилось несколько сотен каренских сепаратистов, в основном — подростки и юноши в возрасте 10-20 лет. Наиболее известной вылазкой Армии Бога стал захват в январе 2000 года больницы в городе Ратчабури, что на территории Таиланда. Десять вооруженных детей захватили больницу, потребовав переправить их к братьям Хту в Мьянму, однако во время операции по освобождению больницы все они были уничтожены таиландским спецназом. Тем не менее, когда мьянманская армия нанесла значительное поражение Армии Бога, в 2001 г. таиландское правительство предоставило политическое убежище братьям Хту. Лютер и Джонни Хту, несмотря на удивительную биографию, живы до сих пор. Джонни постоянно проживает в Таиланде, а Лютер наведывается к брату, но жить предпочитает в Швеции — там же он получил гуманитарное образование в одном из местных вузов, женился на девушке-каренке, но впоследствии развелся и по сведениям на 2013 год трудился в местном доме для престарелых. В 2015 г. братьям Хту исполняется по 28 лет.

Мьянма — одно из самых закрытых государств Юго-Восточной Азии, да и мира в целом. С шестидесятых годов ХХ века здесь правит военный режим националистического толка, который стремится воспрепятствовать проникновению в страну «разлагающих западных тенденций» и продолжает вооруженную борьбу с повстанцами, корни которой уходят в годы Второй мировой войны. Повстанческие формирования действуют на севере и востоке страны и разделяются на сепаратистские группировки национальных меньшинств и вооруженные силы маоистской Коммунистической партии Бирмы. И те, и другие повстанческие группировки тесно связаны с наркобизнесом, поскольку именно на территорию Мьянмы выходит знаменитый «Золотой треугольник». Примечательно, что не только повстанческие группировки национальных меньшинств Мьянмы, но и правительственные войска активно используют детей — солдат. Процесс вывода детей с военной службы в Мьянме начался только в 2014 году — под влиянием Организации Объединенных Наций. На торжественном параде в Янгоне — столице страны — 109 детей были официально уволены с военной службы. Однако многие исследователи и журналисты полагают, что это — лишь бутафория с целью произвести впечатление на мировую общественность. В действительности ни мьянманское руководство, ни, тем более, полевые командиры повстанческих группировок, никогда не пойдут на полную демобилизацию солдат, набранных из числа детей и подростков. Малолетних солдат и боевиков вербуют, прежде всего, в беднейших крестьянских семьях и многие из детей бедняков не против отправиться на службу в армию или в повстанческий отряд, так как это дает и определенный статус «человека с ружьем», и ежедневное гарантированное пропитание, и даже какие-никакие денежные средства.

Детская герилья в перуанских горах и колумбийских джунглях

На территории Латинской Америки детей активно используют революционные повстанческие организации марксистско-ленинского толка. В частности, именно дети-солдаты составляют значительную часть боевиков перуанского маоистского движения «Сендеро Луминосо», ведущего вооруженную партизанскую борьбу в Андах. После того, как организация маоистов утратила симпатии значительной части крестьянского населения Перу, революционерам осталось лишь опираться на детей и подростков, в силу юношеского максимализма и безысходности вступающих добровольцами в партизанские формирования. В составе «Сендеро Луминосо» действует так называемый «Детский батальон», практически полностью состоящий из детей и подростков в возрасте от 11 лет, призванных в районах, контролируемых маоистскими повстанцами. В свое время активно использовали детей и повстанцы из Революционного движения Тупак Амару — второй по значимости революционной марксистско-ленинской группировки, действовавшей на территории Перу и прославившейся захватом посольства.

Еще большее количество детей и подростков сражается в рядах партизанских группировок в Колумбии. Крупнейшей вооруженной организацией, действующей в колумбийских джунглях и обвиняемой США в терроризме и торговле наркотиками, являются Революционные вооруженные силы Колумбии — Армия Народа (РВСК-АН) — марксистско-ленинская организация, ориентированная на кубинский революционный опыт. Кстати, руководство Кубы и Венесуэлы считают, что РВСК-АН — не террористическая, а военно-политическая организация, сражающаяся с проамериканским правительством Колумбии. По словам руководителя представительства Детского фонда ООН в Колумбии, в партизанских отрядах, действующих на территории страны, сражается до 15 тысяч детей и подростков. Большая часть колумбийских юных повстанцев входит в состав подразделений как раз РВСК-АН, но есть дети и подростки и в других повстанческих группировках. Большинство боевиков РВСК-АН не достигли возраста 18 лет, так как на территориях, контролируемых повстанцами, действует приказ о призыве на военную службу мальчиков и девочек в возрасте старше 13 лет. Поскольку РВСК-АН контролирует около половины территории страны, призывной контингент повстанцев достаточно многочислен. Через службу в повстанческих отрядах прошли тысячи детей и подростков Колумбии и даже дети из соседних Эквадора и Венесуэлы — там крестьянские индейские семьи сами не прочь отдать мальчиков и девочек на службу в повстанческие отряды из соседней Колумбии. В 2007 г. в Колумбии была организована особая комиссия по противодействию вербовке детей в незаконные вооруженные формирования. Однако, разумеется, правозащитникам не удается полностью прекратить набор детей в вооруженные формирования оппозиции, хотя какая-то часть бывших повстанцев и возвращается, благодаря деятельности реабилитационных центров, к нормальной жизни и снова становится мирными людьми.

Следует отметить, что в ряде латиноамериканских стран фактически и правительственные войска могут использовать несовершеннолетних в качестве солдат. Так, несовершеннолетние солдаты встречаются в Парагвае, Эквадоре, Перу и в той же Колумбии. Но основная часть детей — солдат в Латинской Америке представлена боевиками революционных партизанских формирований. Показательно, что подростки в настоящее время служат практически на официальных основаниях в армиях целого ряда государств. Так, в Уганде минимальный возраст призывников или добровольцев составляет 13 лет — эта страна нарушает международную конвенцию ООН. В Лаосе и Ираке на военную службу можно поступить в 15 лет, а 16-летним юношам и девушкам готовы открыть двери казармы вооруженных сил не только Бангладеш, Бутана, Индии, Кубы, Мексики, Намибии, Пакистана, Перу, Руанды, Сальвадора, Судана и Чили, но и даже Великобритании и Бельгии. Более того — в Великобритании разрешается прием тринадцатилетних подростков обоих полов в военно-учебные заведения, который объясняется военным руководством страны как следствие нехватки восемнадцатилетних абитуриентов военных вузов. В Австралии, Австрии, Бразилии, Индонезии, Никарагуа, Югославии и Анголе поступить на военную службу можно в 17 лет, семнадцатилетний может быть принят и в американскую армию. Что касается повстанческих группировок, то они готовы принять любых несовершеннолетних, способных носить оружие. Бойцов, которым не исполнилось 18 лет, хватает в вооруженных группировках, действующих на территории Сирии, Ирака, Ливана, Йемена, Афганистана, Турции, в рядах террористических организаций на Северном Кавказе и на Балканах.

Конечно, насильственные похищения детей с целью призыва их в вооруженные формирования, будь то правительственные силы или повстанческие отряды, вызывает негативную реакцию общественности. Однако существуют и такие ситуации, когда у детей не остается иного выбора как взяться за оружие, в том числе и в случае оккупации родной страны чужестранцами. Так, в годы Великой Отечественной войны более 35 тысяч пионеров были награждены различными орденами и медалями за героическое участие в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. Они тоже были детьми, но насмерть стояли за свою Родину.

topwar.ru

Армия: школа жизни или школа выживания?

Если в семье родилась девочка, то бывает, что родственники радостно восклицают: «Зато в армию не возьмут». А перед родителями мальчиков рано или поздно встает вопрос о том, как относиться к «службе Отечеству». Негативному образу армии способствуют и многочисленные истории погибших или оставшихся инвалидами ребятах, и нестабильная ситуация в стране, и общий уровень образования и воспитания тех, кто все-таки идет в армию (не секрет что это в большинстве своем мальчики из малообеспеченных и не вполне благополучных семей). Даже сами офицеры признают, что некоторые солдаты практически неграмотны, а первые месяцы тратятся на «откорм» части призывников.

Но при этом сохраняются и те люди, которые считают, что военная служба закаляет и воспитывает из парней настоящих мужчин. По их мнению, молодые люди должны обязательно пройти военную службу в полном объёме, потому что армия – место, где учатся самостоятельной жизни. И, конечно же, есть и положительные примеры тех, кто отслужил в армии и не потерял это время даром, кто-то приобрел специальность, нашел новых друзей. Есть и те, кто впоследствии выбирает какую-либо военную специальность или идет служить по контракту.

Что же может армия дать мальчикам?

Во-первых, это реальный шанс посмотреть новые места, потому что большинство призывников проходят срочную службу не в своем регионе, можно увидеть какой-нибудь новый уголок нашей огромной страны, где вы вряд ли побываете сами по себе. Мой папа, родившись под Тулой, служил в Хабаровске, а один друг нашей семьи до распада СССР проходил службу в Казахстане.

Кроме воспоминаний о климатических особенностях, они привезли оттуда еще много впечатлений, связанных с деятельностью, которой они там занимались. Один из них служил в войсках химзащиты, и теперь знает многое о нравах лабораторных зверьков, второй получил менее экзотическую специальность – связист. Подавляющее большинство молодых людей, идущих служить, никакой профессии не имеют. Однако, армия – это такое место, где без дела не сидят, и поэтому самое лучшее — овладеть за время службы какой-либо специальностью.

Хотите вы этого или нет, но ежедневные физические нагрузки, спортивно-массовые мероприятия, распорядок дня, и сбалансированное питание ведут к укреплению организма.

Армия – это закалка характера и реальная возможность испытать себя в сложных условиях. Характер многих служивших в армии серьезно меняется, и большинство прошедших эту школу молодых людей становятся более стойкими, крепкими и работоспособными по сравнению с теми, кто не служил.

Отслужившие в армии имеют право на льготное поступление в государственные ВУЗы, на некоторые специальности «на гражданке» (силовые ведомства, гос.служба) также принимают молодых людей, прошедших службу в ВС. Можно продолжить обучение и в военном учебном заведении.

Другими мотивами «за» службу в армии могут стать желание себя воспитать, стать самостоятельным человеком, а также чувство долга. Это долг и перед Родиной и перед теми людьми, которые жертвовали жизнью на протяжении всей истории, для того, чтобы мы сейчас жили.

Как правило, с желанием идут служить в армию ребята, родители которых воспитывали в них мужество и патриотизм, желание защищать свою родину, прошедшие военно-патриотические клубы, имеющие родственников военных и те, кто хотел бы делать карьеру в силовых ведомствах.

Почему не все хотят идти в армию?

Какие же доводы приводят те, кто служить категорически не желает?
Основной довод многих – «армия – это зря потраченное время». Конечно, гораздо проще прожить этот год с друзьями, родителями, развлекаясь и тусуясь, чем в казарме, подчиняясь строгому распорядку и дисциплине. Конечно, это довод для молодых ученых, людей, увлеченных своим хобби или учебой, делающих карьеру, а вот для большинства это просто фраза, позволяющая прикрыть свою лень. Отслужившие в армии считают, что тот, кто мог бы провести эти годы с пользой на гражданке, тот проведет их с пользой и в армии. А многим было бы полезнее как раз попасть в армию, получить хороший опыт социального взаимодействия, специальность, определиться с взглядами на жизнь.

Конечно, расставание с близкими — не самое приятное событие, но это всего на год и в этом расставании есть и польза.

Второй довод – гораздо серьезнее. Дедовщина и ее последствия. Есть, к сожалению, много негативных примеров, которые в целом создают очень отрицательный образ армии. Мнение что там, где подавляется личная свобода и заставляют отдавать честь вышестоящему по званию, обязательно будут издевательства и унижение человеческого достоинства, ошибочно. На самом деле, иерархия (и не только в армии) подразумевает не оскорбление, а подчинение.

Все что выходит за рамки уставных отношений наказывается и в среде военных. Все-таки в большинстве частей стараются создавать нормальные условия и отношения.

Причина дедовщины не в самой армии, а в засилье аморальных форм поведения и ложных ценностей, которые доминируют в нашем обществе. Правда, тем, кто столкнулся с жестокостью и криминалом именно в армии от этого не легче и их родственников, друзей и знакомых можно понять.

Еще одной причиной не служить является чрезвычайно низкий престиж военной службы. По данным ВЦИОМ только 7% родителей высказывают желание, чтобы их дети выбрали профессию кадрового военного.

Сложностью для призывников будет непривычно высокая физическая и эмоциональная нагрузка и жёсткая дисциплина. Армия без дисциплины — не армия, поэтому у граждан, проходящих службу, серьёзно урезаются права и свободы. И куда бы юноша ни попал служить, легко там не будет. Может быть, мужчина на то и мужчина, чтобы уметь переносить все тяготы и лишения?.. В самостоятельной жизни на гражданке не намного легче.

К чему надо быть готовым?

Любому молодому парню сложно придется без хорошей физической и психологической подготовки. Большие нагрузки, незнакомый мужской коллектив, уставные и неуставные отношения — достаточно сильный стресс. Мальчик должен уметь бегать кроссы, поднимать тяжести, драться, не бояться работы. Стремление к победе, умение преодолевать трудности — необходимы и на гражданке, а в армии тем более. Армия не любит слабых — ни физически, ни духовно.

Хождение в походы, жизнь к коллективе, занятия спортом, трудовые лагеря дают хороший опыт и воспитывают из мальчика мужчину. Оптимальный вариант подготовки к армии, да и просто хорошая школа жизни — военно-патриотический клуб. В горном походе или трудовом лагере все показывают свое настоящее лицо и характер.

Считается, что и в армии слабый становится слабее, а сильный – сильнее. Зависит это в большей степени от того, удастся ли найти свое место в коллективе. И это касается не только армии. Здесь важны самоуважение и взаимопомощь, не стоит стремиться любой ценой показать свою «крутость».

Надо готовиться к тому, что в любом коллективе, в том числе и в армии, новичкам перепадает самая тяжелая и грязная работа. Примерно через полгода отношение меняется. Процесс адаптации всегда сложен, а от того, как мальчик его перенесет, зависят и остальные месяцы работы (службы).

Готовиться к самостоятельной жизни, службе, ответственной работе надо заранее. И тогда ваш мальчик сможет справится с любой ситуацией, которую предложит ему жизнь.

Наталья Комольцева, педагог

Опубликовать в своем блоге Скопируйте приведенный ниже HTML-код и вставьте его в свой блог: <p><a href=»http://ourboys.ru/army» target=»_blank»><strong>Армия: школа жизни или школа выживания?</strong></a></p><p>Если в семье родилась девочка, то бывает, что родственники радостно восклицают: «Зато в армию не возьмут». А перед родителями мальчиков рано или поздно встает вопрос о том, как относиться к «службе Отечеству». Негативному образу армии способствуют и многочисленные истории погибших или оставшихся инвалидами ребятах, и нестабильная ситуация в стране, и общий уровень образования и воспитания тех, кто все-таки идет в армию (не секрет что это в большинстве своем мальчики из малообеспеченных и не вполне благополучных семей).</p><p><a href=»http://ourboys.ru/» target=»_blank»>Полный текст статьи на сайте для мам мальчиков OurBoys.ru</a></p>

ourboys.ru

Воспитание настоящих мужчин | Журнал «Православный вестник»

23 февраля – День защитника Отечества. Когда-то называвшийся днем Советской Армии, теперь этот праздник приобрел и вовсе величественное звучание. В него стоит вдуматься. Защитник Отечества – это человек, без которого его (нашей) страны может просто не быть. Защитник Отечества – это защитник того малыша, который сейчас играет в снежки, той симпатичной, счастливо улыбающейся девушки с цветами в руках, той пожилой пары, которая так трогательно, под ручку идет по аллее парка. Защитник Отечества – это защитник наших городов, деревень, улиц, домов.

Защитник нужен своему Отечеству не только в случае войны – ничуть не в меньшей степени он нужен для того, чтобы войны не случилось, потому что он есть, он умен, силен и отважен, он многое знает и умеет – так стоит ли нападать на то, что ему дорого?

Как стать настоящим защитником Отечества? Об этом мы спросили людей, которые ответили на этот вопрос на основании личного опыта.

Протоиерей Александр Дубасов, проректор по воспитательной работе Екатеринбургской духовной семинарии, отец пятерых детей. Службу в армии проходил в составе контингента советских войск в Германии (войска ВВС, служба обеспечения полетов, 80-е годы).

– Что дает молодому человеку служба в армии?

– Дает возможность пройти школу воспитания мужества, честности, чести, преодоления трудностей, воспитания себя в сложных условиях ограничений и лишений. На сегодняшний день у нас нет холода, голода, разрухи, войны. Но совсем без трудностей становление человека, тем более мужчины, не должно обходиться. У многих возникает соблазн то время, которое нужно отдать службе, провести с какой-то выгодой – учиться, устраиваться в жизни. Но все это несравнимо с той пользой, которую молодой человек получит за год службы.

– Как посоветуете готовиться к армейской службе?

– Внешняя подготовка заключается в занятиях физкультурой. Срок службы в армии сейчас небольшой, всего год, поэтому времени на раскачку нет, надо прийти уже подготовленным. У меня в жизни случилось так, что во время учебы в 9-10 классах мы с ребятами постоянно занимались на турниках. Поэтому пришел в армию в этом смысле хорошо подготовленным, для меня армейские нормативы не представляли трудности. Поэтому я бы рекомендовал такие физические упражнения – бег и занятия на турнике.

Внутренне – надо помнить, что все, что дается человеку в жизни, дается для его пользы. Поэтому неправильно искать место полегче, увиливать, лениться. Нужно именно служить, честно выполнять возложенные обязанности. К начальству нужно относиться с уважением. К старослужащим – тоже с уважением, но не с подобострастием. Верующий человек, который идет в армию, должен помнить, что за него молятся, что ему самому было бы хорошо прилагать к этому какие-то усилия. Сегодня это, наверное, не так сложно. Может быть, не с первого дня, но надо находить возможность и в храм сходить, и помолиться.

– Что бы Вы сказали родителям новобранцев?

– Помните, что это служение Отечеству, Родине, что это служение необходимо. Кроме того, дома для воспитания мужского характера такие условия невозможно создать. Молодому человеку скоро предстоит стать главой семьи, нести ответственность, воспитывать детей, и служба в армии – это та школа, которая неплохо к этому готовит.

Олег Олегович Савин, руководитель детской воскресной школы храма св. вмч. Пантелеимона, отец двоих детей. В 1991 году окончил Симферопольское высшее военно-политическое строительное училище. География службы в армии – Дальний Восток, Тульская область, Екатеринбург. С 2008 года – подполковник в отставке.

– Зачем нужна служба в армии?

– Во-первых, это хорошая школа жизни. Когда молодой человек уходит из семьи для службы в армии, он приобретает самостоятельность, терпение, выносливость, даже смирение в какой-то степени. Это дает хорошие навыки для дальнейшей самостоятельной жизни, для создания семьи.

– А если парень по каким-либо причинам не идет в армию, он не может приобрести эти навыки без нее?

– Нельзя говорить, что только в армии можно стать настоящим человеком, настоящим мужчиной. Но армия, особенно в наше время, это тот институт, который позволяет в совершенстве приобрести эти необходимые для жизни качества, выработать умение принимать решения, правильно вести себя в стрессовых условиях. Для мужчины очень важно уметь принимать решения и нести за них ответственность.

Сейчас, на мой взгляд, авторитет армии средствами массовой информации опущен «ниже плинтуса». В нынешнее время молодежь боится армии, потому что СМИ сделали из нее монстра, который только калечит и убивает. Но ведь армия – это зеркало народа.

Если есть место насилию, взяточничеству, дедовщине в обществе, то в армии все это проявляется в обостренной форме. И, естественно, что молодежь боится этого. Конечно, перегибы есть, но это единичные случаи, и это было всегда. Сейчас же это раздули – якобы, это везде и всюду. Нет, это не везде, вся армия не может быть плохой.

– Как должен готовить себя молодой человек к новым для него условиям службы в армии?

– Я считаю, что готовиться надо и физически, и морально еще со школьной скамьи. Потому что легкой службы не бывает, потому что любая работа – это труд, а труд подразумевает приложение усилий, преодоление какой-то нагрузки. Точно так же армия для молодого человека – тяжелая работа, это долг перед Родиной, перед своими близкими. Он ведь не только для государства служит, он служит и для своих родных.

Солдату нужно уметь переносить большие нагрузки, терпеть голод и жажду. Если человек физически не готов к этому, и не может выполнить какое-то задание в армии, то в реальных боевых условиях ему грозит смерть. Если человек не готов к службе ни физически, ни морально, ему будет чрезвычайно тяжело.

– Что бы Вы хотели сказать родителям, которые настраивают своих детей против службы в армии?

– Наши мамочки и папочки стараются всеми силами уберечь своих детей от несения службы в армии. Но они забывают, что, если мы не хотим служить и кормить свою армию, то просто придут другие и завоюют нас, и тогда придется кормить чужих солдат и служить в чужой армии чужой страны. Если мы не будем уделять должного внимания своей армии, то грош цена нам как государству.

Священник Владимир Первушин, руководитель Православной Службы помощи бездомным, отец четверых детей. Служил в воздушно-десантных войсках в 1994-1996. География службы – от Омска до Московского округа.

– Что дает армия молодому человеку?

– Вот как покаяние делает человека другим, так и армия способствует покаянию, хотя во время службы этого не понимаешь. Человек не осознает это, ему плохо, тяжело, трудно, большой соблазн избежать службы. Только спустя годы приходит иное осмысление, если, конечно, человек сделал какие-то выводы и оценил тот дар, который Господь ему дал. Делая выводы, сейчас бы я, вернувшись назад, служил по-другому, более серьезно, к службе относился как к священному долгу. Видимо, взрослости какой-то не хватало, и служил абы как.

– Всем ли нужно служить в армии?

– Да, потому что мужчина – это в первую очередь защитник своего города, своего Отечества. Читая Священное Писание, можно видеть, что не женщины мечом размахивают, не они являются «при бедре меч носящими». А чтобы быть защитником, нужно уметь защищать, уметь пользоваться оружием – а где этому можно научиться, кроме как в армии?

– Что бы Вы посоветовали ребятам, как готовиться внутренне и внешне?

– Один из самых важных аспектов – подготовить физическую форму, не только в плане развития мышц, но и в плане владения оружием, тем более что сейчас много разных военно-патриотических клубов, где можно это сделать. Большинство современных детишек знают оружие только как игрушечное, пластмассовое, и не понимают простой вещи, что нельзя направлять оружие – даже игрушечное, даже шутя или играя – в сторону человека. Потому что к оружию нужно относиться серьезно. Если уж и кочерга раз в год стреляет, то что говорить про оружие. Если мальчик с детства только одни игрушки и видел, и реального представления об оружии у него не сложилось – как потом он возьмет его в руки? Как что-то неведомое. Может случиться так, что уже через полгода службы его поставят для выполнения именно боевых задач, где он будет рисковать своей жизнью. А он как был мальчиком с пластмассовым пистолетиком, так им и остался. Нужно хотя бы из пневматики пострелять.

С другой стороны, человек должен готовиться духовно. Должна быть духовная основа. Это я говорю о православных, а безбожным будет трудно, потому что воин без духовной основы – это просто киллер. После Великой Отечественной войны не существовало такого понятия, как «синдром Великой Отечественной войны», но есть синдром афганской, чеченской войны. И это по той простой причине, что в Великой Отечественной войне участвовали люди все-таки еще воспитанные на православных ценностях. Поэтому они духовно выстояли, духовно не повредились. Потому что это действительно страшная жертва, когда ты вынужден пойти на грех – убивать других людей. Но ты совершаешь это ради своих ближних и Отечества. К этому подвигу нужно быть готовым. Нужно воспринимать такой бранный подвиг как крест, который Господь тебе дает. Если с таким отношением идти служить в армию, то наша армия будет святым воинством, каким она всегда была со времен святого равноапостольного князя Владимира.

– Что бы Вы сказали тем родителям, которые не хотят отпускать своих детей служить?

– Посмотрите на Богородицу, на Ее икону, на того Младенца, Которого Она держит в своих руках. С самого начала Она знала, что будет с Ее Сыном, и всю жизнь эту боль в сердце Она несла и воспитывала Его. Об этом нужно помнить нашим православным мамам. Всю жизнь продержать сыночка возле юбки не получится. Что из него вырастет, если он не станет мужчиной? Вырастет эгоист и алкоголик, который не знает, что такое жертвенность, не ведает такого понятия, как «жизнь положить за други своя», которое должно быть естественно для православного воина, для мужчины.

Владимир Колесников, 28 лет. Работает в сфере строительства коммуникаций связи. Службу в армии проходил в 2008 году в войсках связи. География службы – Подмосковье.

– Вы готовились к службе в армии?

– Когда мне пришла повестка из военкомата, я испугался службы и откосил. Спустя несколько лет я начал воцерковляться, и один опытный священник посоветовал мне идти служить. Так, без лишних переживаний и подготовки, получив  благословение, я ушел служить в армию. Когда в часть попал, сначала очень тяжело было. И вот я звоню этому священнику и говорю: «Батюшка, плохо мне здесь, надеюсь на Ваши молитвы». А он мне отвечает: «На Бога надейся…» А, вообще, в армии точно надеяться больше не на кого, только на Бога.

– Как отнеслись Ваши близкие к такому решению?

– Они не поняли, зачем мне это надо. Но сейчас я могу ответить, зачем. Во-первых, служба в армии – это долг каждого здорового мужчины. Армия вырабатывает мужество, уверенность в своих силах, понимание, что ты способен сделать больше, чем ты думаешь. Армия – это постоянное преодоление себя, своих слабостей и своих страхов, и, когда ты возвращаешься домой, понимаешь, что стал сильнее, стал лучше.

Во-вторых, именно в армии я осознал, насколько было иждивенческим мое отношение к близким. Я понял, как они мне дороги и что они значат для меня. Близкие приезжали ко мне за много километров, очень поддерживали в первый, самый сложный, период.

– Что, прежде всего, помогает справиться с возникающими по ходу службы трудностями?

– Помогала вера в Бога, терпение и чувство юмора. Конечно, бывает всякое, но это не значит, что всегда нужно с кулаками кидаться в защиту, нужно перетерпеть, переждать. В то же время бывают случаи, когда надо постоять за себя. Это своего рода наука. В армии, как и в гражданской жизни, нужно стараться быть порядочным человеком, не предавать товарищей, жертвовать своими интересами ради блага друзей. Это везде ценится.

В армейском коллективе не стоит превозноситься, неважно, сколько тебе лет, какое у тебя образование, сколько у тебя денег. Это всё осталось дома. А здесь все равны. Поэтому нужно себя понуждать, спокойно выполнять все свои обязанности, терпеть и идти постепенно вперед. Конечно, это не просто.

– Ваше пожелание молодым людям призывного возраста.

– Прежде всего, ничего и никогда не надо бояться. В большинстве своем то, что говорят про армию, как там тяжело и плохо – это преувеличение. В армии больше порядка, чем на улицах города.

Человек никогда не пожалеет, что он выполнил свой долг. Он будет помнить это всю жизнь. Военная служба –  неоценимый опыт общения с людьми. Это будет помогать и воодушевлять человека на новые свершения. А последний день в армии – это самый большой праздник, который был за всю мою жизнь. Но немного грустный из-за расставания с товарищами. Как ни тяжело в армии, всегда есть много моментов, о которых потом вспоминаешь с улыбкой.

Игорь Владимирович Пыжьянов, мастер спорта, 12-кратный абсолютный чемпион Урала по армрестлингу, призер чемпионатов России, руководитель Спортивно-патриотического отдела Екатеринбургской епархии. Службу в армии проходил в составе группы советских войск в Чехословакии (ракетные войска, 1988-1990 гг.)

– Что дает молодому человеку служба в армии?

– Он на практике изучает те простые истины, которые в теории, может быть, до него раньше не доходили. В армии солдат должен терпеть и не жаловаться. Нельзя воровать, «втихушку» что-то есть – иначе деградируешь. Какие бы трудности ты ни испытывал – терпи! Когда ты все это перетерпишь, научишься решать свои проблемы, то в будущей внеармейской жизни у тебя их будет на порядок меньше (и в семье, и на работе, и в быту), трудности тебя уже не сломают.

Но вначале нужно смириться, то есть, проявить одну из христианских добродетелей. Если смирения у молодого человека нет, то армия – лучшее средство для его стяжания, впрочем, как и долготерпения, и кротости, и любви.

– Как молодым людям готовиться к службе в армии?

– Во-первых, необходима система подготовки молодого человека к армии. Причем, систему он должен сам для себя продумать в старших классах и при помощи взрослых методично воплощать в жизнь. Например, если молодой человек физически неразвит, то нужно записаться в секцию бокса, борьбы или единоборств. Даже если олимпийских результатов ты не достигнешь, то в армии сможешь защитить себя и других, дать отпор агрессии, а затем научить этому новобранцев.

В аграрной стране молодые люди с детства пахали, косили, умели скакать на лошадях и драться, то есть, были физически развитыми. Сегодня молодой человек сидит у компьютера или лежит на диване. У него не только тело, но и мозг расслаблен. Можно сказать, что он не только к армии, но и к жизни вообще не приспособлен. Молодой человек должен понять, что папа-мама не вечные, они не могут его пожизненно кормить и опекать. Ведь настанет время, когда ему придется самому заботиться о себе, да еще и о своей семье. Нужно начать заниматься собой не в сорок лет, после первого инфаркта, а в подростковом возрасте.

Во-вторых, в армию нужно идти с первым призывом. И это не только потому, что человек должен исполнять свой долг. Когда молодой человек бегает от армии несколько лет, а потом его все-таки находят, он попадает в коллектив, где деды младше его. В такой ситуации служить намного тяжелее. Поэтому исполнилось тебе 18 лет – сразу отправляйся служить.

– Вы заговорили на «больную» тему – о дедовщине…

– Сегодня люди запуганы сообщениями СМИ о дедовщине в армии, и создается впечатление, что армия вся «такая страшная». Матери боятся отпускать сыновей служить, а сыновья прячутся от военкоматов. В армии, в которой я сам служил в начале 90-х годов, была жуткая дедовщина, но я и теперь убежден, что служить и пережить дедовщину можно и нужно. Там, где собраны в одном месте мужчины, где они круглосуточно находятся рядом друг с другом, всегда будут синяки и шрамы, потому что такова падшая природа человека.

А боязнь дедовщины… Такое ощущение, что в армии маленького мальчика боятся мастера спорта – а почему? Потому что он дед. Но не похож ли он на известного героя сказки  Чуковского «Тараканище», который запугал всех бегемотов и слонов? И бегать от армии из-за того, что боишься этого таракашки?

Кто такие деды? Это молодые люди, которые отслужили половину срока; это бывшие призывники, которые так же боялись или не хотели идти в армию. Но они туда пришли, претерпели издевательства от старослужащих и сами стали дедами. Получается, что опыт насилия передается из поколения в поколение, и возникает своеобразная преемственность.

Когда же этот опыт насилия возник? По книгам, статьям, воспоминаниям мы знаем, что в царской армии дедовщина была крайне редким явлением, там выстраивалась иная система взаимоотношений между старослужащими и новобранцами. Когда молодой человек попадал в армию, то старослужащий его учил и военному делу, и солдатскому быту, и тому, как выстраивать отношения с сослуживцами. К тому же, нужно помнить, что люди преимущественно были православными по воспитанию, следовательно, они сознавали ответственность друг за друга перед Богом. Это была хорошая образовательно-воспитательная система, передававшая опыт выживания.

Но в 20-30-е годы XX века к власти приходят люди с лагерным, каторжным прошлым. Эта власть формирует команду и передает ей свою, лагерную систему ценностей и норм поведения. Армия меняется: прежнее офицерство уничтожено или в эмиграции, армия призвана не столько защищать Родину, сколько подавлять внутренние недовольства, уничтожать несогласных и так далее. Так опыт насилия был внедрен в армию и передается до наших дней.

А остановить его может каждый, кто, став дедом, не будет его продолжать, а будет стараться научить чему-то молодых. У меня есть друг, который о своей службе в армии вспоминает так: он, став дедом, собирал молодых и предупреждал о том, что бить или издеваться над ними не будет. Но они должны соблюдать принцип «делай, как я!». И он каждое утро пробегал в полном обмундировании 10 км, после этого шел на перекладину и подтягивался 40 раз. И им волей-неволей тоже приходилось это делать.

Хорошая дедовщина нужна. Я в этом убежден. Ведь известно, что лучший директор завода – тот, кто начинал с простого слесаря, кто знает рабочую жизнь изнутри и во всех подробностях, кто чувствует ответственность за рабочих, так как сам им был. Такой директор или начальник цеха может реально помочь решить какие-то проблемы рабочих. Но сначала до начальника цеха или директора нужно дорасти, честно работая слесарем.

Так и в армии: когда молодой человек начинает служить, ему нужно проявить послушание и терпение, иначе он ничему не научится, будет бесполезен, да еще и покалечится. Кто ему поможет приспособиться к новым условиям жизни и освоить военное искусство? Только старослужащий. Но для этого дедовщина в армии должна быть здоровой.

Опрос подготовили Евгений Алабушев, Олег Васюнин,
Светлана Кислова, Ксения Кабанова

 

•10 •февраля• 2011•

orthodox-magazine.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *