Молния (оружие) — Википедия. Что такое Молния (оружие)

Молнии в экспозиции Музея антропологии и этнографии. Санкт-Петербург.

Молния — метательное оружие народов Африки, представляющее собой разнообразные варианты железного многолезвийного ножа или клинка причудливых очертаний. Использовалась на войне и охоте. Выполняла также роль символа власти и статуса человека, а также магического предмета и эквивалента денег. В последнем случае это могли быть, например, небольшие бронзовые предметы соответствующих форм, не имеющие заточки, с отверстиями для переноски. У разных народов для него существовали свои названия: гангата (Центральная Африка), пинга (pinga), кпинга (kpinga) (азанде), кипинга, кучил, хунга-мунга (hunga munga), трумбаш, danisco, goleyo, нгалио (народ сара, к востоку от о. Чад), kulbeda, njiga, mambele, trombash, сай и мудер (ингесана, Судан).

История

Есть мнение, что молния появилась на территории Судана около 1000 года н. э. Хотя в Ливии имеются похожие изображения, датируемые 1350 годами до н. э. Предполагают, что она происходит от несколько изогнутой на одном конце метательной палки (бумеранга), которую обычно носили на плече. При этом наиболее эффективны и удобны для переноски на плече были палки с одним боковым отростком. Затем добавились дополнительные выступы и зубцы. Такие деревянные метательные клинки служили военным оружием в царстве Борну. Железные же варианты массово нигде на употреблялись.

[1]

Боевое применение

«Крылатые» южноафриканские разновидности молний использовались массово для «обстрела» противостоящей группы противника (метров с десяти). Металась горизонтально. При этом большая площадь поверхности лезвий обеспечивала вращающемуся оружию планирующий полёт (как у невозвращающегося бумеранга). Наиболее действенным способом противостоять летящей горизонтально молнии были уклонения и прыжки, так как попав в щит, она могла поразить, зацепившись за край щита, самого владельца щита или, отскочив, попасть в рядом стоящего воина. Такими молниями не рубились в ближнем бою. При метании вертикально или у прутьевидных (F-образных) разновидностей с севера Африки эффекта планирования не было. Но и фактов использования F-образных молний в качестве метательного оружия почти не имеется (только нгалио у сара).

Европейские путешественники (Георг Швейнфурт, Дыбовский) оставили противоречивые мнения о эффективности этого оружия. Есть также сообщение, что молнию хотя и носили с собой (скорее, как парадное оружие), но старались употреблять в деле лишь в крайнем случае, чтобы избежать потери дорогого предмета. Есть указание, что только племя нгапу (в области между Уэлле и озером Чад) использовало их после израсходования всех копий и стрел. Для этого у каждого из воинов на рукоятке щита крепилось от трёх до шести молний (Дыбовский).[2] 2—3 молнии на центральном диске щита подвешивали азанде, а чадские и более западные племена носили их в специальных чехлах.

Коллекционирование и другие аспекты

На Западе имеется много коллекций молний. Но такие коллекции страдают отсутствием точной научной задокументированности происхождения экспонатов. В России это оружие до недавнего времени было известно мало. Хотя ещё русский путешественник XIX века, В. В. Юнкер, привёл в своей довольно известной книге «Путешествие по Африке» зарисовки нескольких подобных предметов, которые он называл «гангата». Упоминает его в романе «На краю Ойкумены» И. А. Ефремов. Также имеется несколько экземпляров в экспозиции петербургской Кунсткамеры. Отсутствие в русском языке соответствующего термина дало повод Дмитрию Самойлову в своей статье предложить название «молния», что является переводом термина, принятого у ряда племён. Хотя слово «пинга» тоже уже несколько устоялось, так как было дано в энциклопедическом справочнике «Африка». Оружиеведы же применяют термин «метательное железо» или Gooi Yster.

Отдалёнными аналогами молнии можно считать европейские хёрбаты и некоторые алебардовые томагавки.

Примечания

  1. Вейлэ К. Элементы человеческой культуры. Начатки и первичные формы материальной культуры. — М. — Пг.: Государственное издательство, 1923. — С. 75—77.
  2. Вейлэ К. Элементы человеческой культуры. Начатки и первичные формы материальной культуры. — М. — Пг.: Государственное издательство, 1923. — С. 75, 77.

Литература

  • Африка. Энциклопедический справочник (в 2 томах) / Гл. ред. А. А. Громыко. — М.: Советская энциклопедия, 1986—1987.
  • Бёртон Ричард Ф. Книга мечей. Холодное оружие сквозь тысячелетия. — М.: Центрполиграф, 2006. — С. 70—72. — ISBN 5-9524-1243-2.
  • Макивой Гарри К. Метание ножей и томагавков: искусство мастеров / Пер. с англ. — М.: Астрель, АСТ, 2006. — С. 150, 151. — ISBN 5-17-028733-X, ISBN 5-271-10877-5, ISBN 985-13-3200-3, ISBN 0-8048-1542-9 (англ.).
  • Иллюстрированная история оружия от древности до наших дней / Пер. с англ. — Минск: Поппури, 1999. — С. 80, 81. — ISBN 985 438 324 5, ISBN 0-312-03950-6 (англ.).
  • Попенко В. Н. Холодное оружие. Энциклопедический словарь. — М.: Богучар, 1996. — С. 166. — ISBN S-88276-023X.
  • Самойлов Д. Удар молнии // Прорез, 2007, — № 5. — С. 16—23.
  • Стоун Дж. К. Большая энциклопедия оружия и доспехов. Оружие и доспехи всех времён и народов. — М.: Астрель, АСТ, 2008. — С. 447, 450, 451, 691. — ISBN 978-5-17-052742-7, ISBN 978-5-271-21108-9, ISBN 978-5-17-052752-6, ISBN 978-5-271-21109-6, ISBN 0-486-40726-8 (англ.).
  • Югринов П. Малая энциклопедия холодного оружия. — М.: Центрполиграф, 2010. — С. 257. — ISBN 978-5-9524-4613-7.
  • Agthe Johanna, Karin Strauß (Texte) Waffen aus Zentral-Afrika // Museum für Völkerkunde, Frankfurt am Main, 1985, Seiten 22–24. — ISBN 3-88270-354-7.
  • Agthe Johanna [u. a.] Ehe die Gewehre kamen // Traditionelle Waffen aus Afrika. Museum für Völkerkunde Frankfurt am Main, 1985. — ISBN 3-88270-353-9.
  • Bastide Tristan Arbousse Traditional weapons of Africa. Billhooks, Sickles and Scythes // A regional approach with technical, morphological, and aestetic classifications. — Oxford u.a.: Archaeopress, 2010. — (British archaeological reports. International series. 2149). —ISBN 978-1-4073-0690-2.
  • Burton Richard Francis The Book of the Sword. — London: Chattoo and Wingus, 1884. — S. 36–37.
  • Cowper Henry Swainson The Art of Attack. Being a Study in the Development of Weapons and Appliances of Offence, from the Earliest Times to the Age of Gunpowder. — Holmes, Ulverston, 1906. (Auch Reprint: 2008). — S. 153, 154. — ISBN 978-1-4097-8313-8.
  • Elsen Jan De fer et de fierté // Armes blanches d’Afrique noire du musée Barbier-Mueller. 5 Continents Editions, Milan, 2003. — ISBN 88-7439-085-8.
  • Frobenius Leo Afrikanische Messer // Prometheus. Illustrirte Wochenschrift über die Fortschritte in Gewerbe, Industrie und Wissenschaft. — Berlin: Mückenberger, 1901, Jg. 12, — Nr. 48=620. — S. 753–759.
  • Felix Marc Leopold Kipinga. Throwing-Blades of Central Africa. Wurfklingen aus Zentralafrika // Galerie Fred Jahn, München, 1991.
  • Fischer Werner, Zirngibl Manfred A., Peda Gregor, Miller David Afrikanische Waffen. Messer, Dolche, Schwerter, Beile, Wurfwaffen. Prinz, Passau, 1978. — ISBN 3-9800212-0-3.
  • Germann Paul Afrikanische Wurfeisen und Wurfhölzer im Völkerkundemuseum zu Leipzig // Jahrbuch des Städtischen Museums für Völkerkunde zu Leipzig, Bd. 8, 1918/21(1922). — S. 41–50.
  • Schmidt A. M., Westerdijk Peter The Cutting Edge // West Central African 19th century throwing knives in the National Museum of Ethnology Leiden. — Leiden, 2006. — ISBN 978-90-5450-007-0.
  • Schurtz Heinrich Das Wurfmesser der Neger: Ein Beitrag zur Ethnographie Afrikas. // Internationales Archiv für Ethnographie. Trap, Leiden u. a., Band 2, 1889. — S. 9–31. (Die Tafel mit 60 Zeichnungen befindet sich zwischen den Seiten 80 und 81).
  • Spring Christopher African Arms and Armour // British Museum Press. — London, 1993. — ISBN 0-7141-2508-3.
  • Westerdijk H. IJzerwerk van Centraal-Afrika // Museum voor Land- en Volkenkunde Rotterdam, De Tijdstroom. — Lochem, 1975. — ISBN 90-6087-939-2.
  • Westerdijk Peter The African Throwing Knife. A Style Analysis // Utrecht, Univ., Diss. — Utrecht, 1988. — ISBN 90-900-2355-0.
  • Zirngibl Manfred A., Kubetz Alexander Panga na visu. Kurzwaffen, geschmiedete Kultgegenstände und Schilde aus Afrika. — HePeLo-Verlag, Riedlhütte, 2009. — ISBN 978-3-9811254-2-9.

Ссылки

wiki.sc

Молния как оружие

В мифологии разных стран молния — священное оружие богов, от которого нет защиты. Некоторые ученые, опираясь на археологические раскопки, предполагают, что в войнах наши предки использовали не только традиционное оружие, но гораздо более могучие средства. Масштабные оплавления найдены на стенах крепостей Дундалк и Экосс, а также на развалинах столицы Хеттов — Хаттусасе. Современные изыскания подтверждают: молнию можно контролировать и направлять. Более того — опыты Николы Теслы в начале ХХ века доказали, что мощные разряды можно вызывать искусственно!

Молния в древней мифологии

Сила, могущество, скорость — во всех древних культурах молния олицетворяет божественную волю, дает движущую силу всему живому на земле. Разряды трактовали, как добрые или злые знамения с небес, пораженные ударом небес смертные считались избранными. Боги-кузнецы — Гефест, Вулкан, Тор, а также верховные повелители бурь и гроз обладали абсолютным оружием, с помощью которого боролись с демоническими силами, держали в повиновении как людей, так и других богов.

Символические значения:

  • оплодотворение земли;
  • духовное просвещение;
  • разрушение невежества;
  • суверенная власть;
  • предусмотрительность.

 

Язычество на Руси

Языческие боги походят внешне на людей, но наравне с этим обладают магическими предметами. Абсолютная власть принадлежала Перуну — покровителю воинов и громовержцу. Образ сочетает в себе черты Зевса и Ареса из античной мифологии. Именно поэтому амуницию и оружие Перуна древние славяне описывают особенно точно и подробно.

Священные молнии позволяли Перуну удерживать власть, наказывать непокорных людей и богов. Небесный огонь темно-синего цвета считался смертельным, посланным для убийства человека, не покорившегося воли вседержителя. Во время сильной грозы, когда разряды скрыты за облаками, но видны отблески и слышны раскаты грома, славяне верили, что Перун ведет битву с врагами на небесах.

Но молниям отводили роль не только оружия: длинные и тонкие разряды белого цвета с золотистым оттенком, спускавшиеся до земли, считались доброй волей Перуна, оплодотворяющим инструментом, посредством которого бог взаимодействовал с землей и стимулировал жизнь.

Античность

Древние Греки воспринимали молнию, как символ верховной власти. В античной мифологии Зевс — бог-олимпиец, повелитель неба и грома — имел убийственное и несокрушимое по силе оружие. Разрядами Зевс распределял добро и зло на земле, устанавливал общественный порядок и возвещал предначертания судьбы. В Древнем Риме богом-громовержцем считался Юпитер: наблюдая с высокой горы за людьми, он выражал свою волю метанием молний. Если разряд убивал — пострадавшего хоронили без обрядов: считалось, что он разгневал Юпитера и за это был убит.

Скандинавия

В скандинавских мифах молнию, как оружие использовал Тор — для защиты от Великанов Турсов и прочих недругов, грозящих богам и людям. Также в его подчинении были дождь и ветер.

Индия

В индуизме и буддизме ваджра — важнейший символ, по значимости не уступает кресту у христиан и полумесяцу у мусульман. Ваджра — сокрушительное оружие бога Индры, убивающее без промаха. Это прочный предмет, из которого низвергаются мощные разряды. Для активации необходимо прочесть особую мантру. Помимо прямых разрушений, Индра способен с помощью ваджры повелевать погодой, изменять течение рек и разрушать горы. Согласно древнеиндийским мифам, именно благодаря мощному оружию верховному богу удалось без труда одолеть дракона Вритру.

Древний Восток

Вавилоняне ассоциировали молнию с разъяренным быком — Мардуком, на котором перемещался бог бури Адад и вершил великие деяния.

Япония

Бог сострадания Айдзен-мео имел две молнии. Держа в руках ваджру, он пресекал порочные замыслы и желания людей. Вторая молния венчала голову божества.

Мезоамерика

Ацтеки считали, что разряд, ударяя в землю, создает трещины, упрощает путь в преисподнюю. Оружием владел бог Тлалок, сопровождающий усопших в ад. У Индейцев Майя гром ассоциировался с каменной секирой, отбрасываемой на землю, создающей разряды и раскаты.

Южная Америка

В Древнем Перу молнию не считали атрибутом богов, но воспринимали, как слугу Солнца. Метательные оружия ассоциировались с раскатами грома.

Северная Америка

Молния представлялась огромной птицей, ее блеск — морганием великого бога, создателя мира. Раскаты грома — звуки крыльев Птицы Грозы, которая защищает небо.

Никола Тесла — повелитель молний

Передача электричества по воздуху на любые расстояния — именно такую цель ставил перед собой Никола Тесла. В конце XIX века великий ученый разработал резонансный трансформатор, в котором катушки передают ток без проводов. Опыты сопровождались оглушительными раскатами и многометровыми разрядами в миллионы вольт. Искусственные молнии пугали жителей Колорадо-Спрингс, где австрийский ученый проводил эксперименты. Теслу считали мистиком, а его трансформатор называли молниеметом.

История экспериментов

Изучению молнии препятствовали технические и религиозные сложности. Невозможно предугадать, где будет очередной кратковременный разряд, а любые эксперименты сопряжены с большим риском. Кроме того, представители церкви высказывали опасения, считая молнию оружием богов. Именно поэтому знания об этом природном явлении собирались по крупицам, важную роль играли любые данные.

Американский изобретатель Бенджамин Франклин проводил опыты, используя воздушного змея, которого он запускал в небо во время грозы. По проволоке стекал остаточный разряд. Благодаря этим наблюдениям доказано, что молния является электрическим разрядом. Усовершенствовать и вывести исследования на новый уровень в России взялись Михаил Ломоносов и Георг Рихман. Однако один из экспериментов закончился смертельно для последнего.

Современные разработки

В 2012 году в Америке начали тестировать новый вид вооружения. По утверждению военных молнии способны уничтожать бронетехнику и активировать спрятанные мины. Именно такие цели проводят электричество лучше, чем земля. Лазер создает воздушный канал для прохождения заряда и точного попадания в заданную точку.

Молния образуется в местах, где разница потенциалов максимальная. Разряд движется по пути наименьшего сопротивления. С помощью нового устройства такую траекторию ему задают искусственно. Благодаря этому есть возможность предельно точно управлять разрядами. Проблема устройства заключается в огромном потреблении энергии, что значительно усложняет обслуживание оборудования.

Подобное оружие, если удастся решить проблему энергопотребления, наиболее эффективно для перехвата высокоскоростных целей, например, баллистических ракет. Самонаведение с точностью до пары дюймов и удар со скоростью света — вполне реальная перспектива.

Молнию учат защищать

В лабораторных условиях ученые научились направлять молнию в расчетную точку, используя лазеры сверхкоротких импульсов. Сегодня приблизительно подобная система представлена молниеотводными ракетами. Однако изделия значительно дороже классических громоотводов и при этом уступают им в эффективности. Если эксперимент с лазерами удастся усовершенствовать и адаптировать для массового использования, устройства смогут составить конкуренцию ракетам и традиционной молниезащите благодаря небольшим расходам на запуск и огромной дальности действия лазера.

Молния под подозрением

В 2012 году, когда Франсуа Олланд стал президентом Франции, первый же его международный визит завершился неудачей: в самолет попала молния, борт был возвращен в Париж. Сорвалась важная политическая встреча с Ангелой Меркель — канцлером Германии. Переговоры имели сверхважное значение и должны были показать единство Европы и важность союза.

Летом 2012 года самолет, следующий по рейсу Франкфурт-на-Майне — Киев пострадал от прямого попадания молнии. Представители от фракции «Зеленых» Ребекка Хармс и Вернер Шульц, которые направлялись на встречу с Юлией Тимошенко. Переговоры сорвались.

Оружие будущего или средство защиты — в любом случае молния обладает колоссальной силой, которая должна использоваться рационально и осмотрительно: попавшие в руки террористов разработки могут привести к самым страшным последствиям.

www.mzke.ru

Молния (оружие) — это… Что такое Молния (оружие)?

Молнии в экспозиции Музея антропологии и этнографии. Санкт-Петербург.

Молния — метательное оружие народов чёрной Африки, представляющее собой разнообразнные варианты железного многолезвийного ножа или клинка причудливых очертаний. Использовалась на войне и охоте. Выполняла также роль символа власти, магического предмета и эквивалента денег. В последнем случае это могли быть, например, небольшие бронзовые предметы соответствующих форм. У разных народов для него существовали свои названия (пинга [ pinga ], кпинга [ kpinga ], кипинга, кучил, хунга-мунга [ hunga munga ], danisco, goleyo, kulbeda, njiga, mambele, trombash). Могла применяться в ближнем бою, но чаще использовалась массово для «обстрела» противостоящей группы противника. Металась горизонтально. Большая площадь поверхности многих разновидностей обеспечивала вращающемуся оружию дальний планирующий полёт (как у невозвращающегося бумеранга). Наиболее действенным способом противостоять ей были уклонения и прыжки, так как попав в щит молния могла поразить, зацепившись за край щита, самого владельца щита или, отскочив, попасть в рядом стоящего воина.

Считают, что молния появилась на территории Судана около 1000 года н. э. Хотя в Ливии имеются похожие изображения, датируемые 1350 годами до н. э.

На Западе имеется много коллекций молний. Но такие коллекции страдают отсутствием точной научной задокументированности происхождения экспонатов. В России это оружие до недавнего времени было известно мало. Хотя ещё русский путешественник XIX века, В. В. Юнкер, привёл в своей довольно известной книге «Путешествие по Африке» зарисовки нескольких подобных предметов. Упоминает его в романе «На краю Ойкумены» И. А. Ефремов. Также имеется несколько экземпляров в экспозиции петербургской Кунсткамеры. Отсутствие в русском языке соответствующего термина дало повод Дмитрию Самойлову в своей статье предложить название «молния», что является переводом термина, принятого у ряда племён. Хотя слово «пинга» тоже уже несколько устоялось, так как было дано в энциклопедическом справочнике «Африка». Оружееведы же применяют термин «метательное железо» или Gooi Yster.

Отдалёнными аналогами молнии можно считать европейские хёрбаты, японские сурикэны и индийские чакры.

Литература

  • Африка. Энциклопедический справочник (в 2 томах) / Гл. ред. А. А. Громыко. — М.: Советская энциклопедия, 1986—1987.
  • Бёртон Ричард Ф. Книга мечей. Холодное оружие сквозь тысячелетия. — М.: Центрполиграф, 2006. — С. 70—72. — ISBN 5 9524 1243 2
  • Макивой Гарри К. Метание ножей и томагавков: искусство мастеров / Пер. с англ. — М.: Астрель, АСТ, 2006. — С. 150, 151. — ISBN 5 17 028733 X, ISBN 5 271 10877 5, ISBN 985 13 3200 3, ISBN 0 8048 1542 9 (англ.)
  • Иллюстрированная история оружия от древности до наших дней / Пер. с англ. — Минск: Поппури, 1999. — С. 80, 81. — ISBN 985 438 324 5, ISBN 0 312 03950 6 (англ.)
  • Попенко В. Н. Холодное оружие. Энциклопедический словарь. — М.: Богучар, 1996. — С. 166. — ISBN S 88276 023X
  • Самойлов Д. Удар молнии // Прорез, 2007, — № 5. — С. 16—23.
  • Стоун Джордж Камерон. Большая энциклопедия оружия и доспехов. Оружие и доспехи всех времён и народов. — М.: Астрель, АСТ, 2008. — С. 447, 450, 451, 691. — ISBN 978 5 17 052742 7, ISBN 978 5 271 21108 9, ISBN 978 5 17 052752 6, ISBN 978 5 271 21109 6, ISBN 0 486 40726 8 (англ.)
  • Югринов П. Малая энциклопедия холодного оружия. — М.: Центрполиграф, 2010. — С. 257. — ISBN 978 5 9524 4613 7
  • Agthe Johanna, Karin Strauß (Texte) Waffen aus Zentral-Afrika // Museum für Völkerkunde, Frankfurt am Main, 1985, Seiten 22–24. — ISBN 3-88270-354-7
  • Agthe Johanna [u. a.] Ehe die Gewehre kamen // Traditionelle Waffen aus Afrika. Museum für Völkerkunde Frankfurt am Main, 1985. — ISBN 3-88270-353-9.
  • Bastide Tristan Arbousse Traditional weapons of Africa. Billhooks, Sickles and Scythes // A regional approach with technical, morphological, and aestetic classifications. — Oxford u.a.: Archaeopress, 2010. — (British archaeological reports. International series. 2149). —ISBN 978-1-4073-0690-2
  • Burton Richard Francis The Book of the Sword. — London: Chattoo and Wingus, 1884. — S. 36–37.
  • Cowper Henry Swainson The Art of Attack. Being a Study in the Development of Weapons and Appliances of Offence, from the Earliest Times to the Age of Gunpowder. — Holmes, Ulverston, 1906. (Auch Reprint: 2008). — S. 153, 154. — ISBN 978-1-4097-8313-8
  • Elsen Jan De fer et de fierté // Armes blanches d’Afrique noire du musée Barbier-Mueller. 5 Continents Editions, Milan, 2003. — ISBN 88-7439-085-8
  • Frobenius Leo Afrikanische Messer // Prometheus. Illustrirte Wochenschrift über die Fortschritte in Gewerbe, Industrie und Wissenschaft. — Berlin: Mückenberger, 1901, Jg. 12, — Nr. 48=620. — S. 753–759.
  • Felix Marc Leopold Kipinga. Throwing-Blades of Central Africa. Wurfklingen aus Zentralafrika // Galerie Fred Jahn, München, 1991.
  • Fischer Werner, Zirngibl Manfred A., Peda Gregor, Miller David Afrikanische Waffen. Messer, Dolche, Schwerter, Beile, Wurfwaffen. Prinz, Passau, 1978. — ISBN 3-9800212-0-3
  • Germann Paul Afrikanische Wurfeisen und Wurfhölzer im Völkerkundemuseum zu Leipzig // Jahrbuch des Städtischen Museums für Völkerkunde zu Leipzig, Bd. 8, 1918/21(1922). — S. 41–50.
  • Schmidt A. M., Westerdijk Peter The Cutting Edge // West Central African 19th century throwing knives in the National Museum of Ethnology Leiden. — Leiden, 2006. — ISBN 978-90-5450-007-0
  • Schurtz Heinrich Das Wurfmesser der Neger: Ein Beitrag zur Ethnographie Afrikas. // Internationales Archiv für Ethnographie. Trap, Leiden u. a., Band 2, 1889. — S. 9–31. (Die Tafel mit 60 Zeichnungen befindet sich zwischen den Seiten 80 und 81).
  • Spring Christopher African Arms and Armour // British Museum Press. — London, 1993. — ISBN 0-7141-2508-3
  • Westerdijk H. IJzerwerk van Centraal-Afrika // Museum voor Land- en Volkenkunde Rotterdam, De Tijdstroom. — Lochem, 1975. — ISBN 90-6087-939-2
  • Westerdijk Peter The African Throwing Knife. A Style Analysis // Utrecht, Univ., Diss. — Utrecht, 1988. — ISBN 90-900-2355-0
  • Zirngibl Manfred A., Kubetz Alexander Panga na visu. Kurzwaffen, geschmiedete Kultgegenstände und Schilde aus Afrika. — HePeLo-Verlag, Riedlhütte, 2009. — ISBN 978-3-9811254-2-9

Ссылки

dic.academic.ru

Молния (оружие) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Молнии в экспозиции Музея антропологии и этнографии. Санкт-Петербург.

Молния — метательное оружие народов Африки, представляющее собой разнообразные варианты железного многолезвийного ножа или клинка причудливых очертаний. Использовалась на войне и охоте. Выполняла также роль символа власти и статуса человека, а также магического предмета и эквивалента денег. В последнем случае это могли быть, например, небольшие бронзовые предметы соответствующих форм, не имеющие заточки, с отверстиями для переноски. У разных народов для него существовали свои названия: гангата (Центральная Африка), пинга (pinga), кпинга (kpinga) (азанде), кипинга, кучил, хунга-мунга (hunga munga), трумбаш, danisco, goleyo, нгалио (народ сара, к востоку от о. Чад), kulbeda, njiga, mambele, trombash, сай и мудер (ингесана, Судан).

История

Есть мнение, что молния появилась на территории Судана около 1000 года н. э. Хотя в Ливии имеются похожие изображения, датируемые 1350 годами до н. э. Предполагают, что она происходит от несколько изогнутой на одном конце метательной палки (бумеранга), которую обычно носили на плече. При этом наиболее эффективны и удобны для переноски на плече были палки с одним боковым отростком. Затем добавились дополнительные выступы и зубцы. Такие деревянные метательные клинки служили военным оружием в царстве Борну. Железные же варианты массово нигде на употреблялись.[1]

Боевое применение

«Крылатые» южноафриканские разновидности молний использовались массово для «обстрела» противостоящей группы противника (метров с десяти). Металась горизонтально. При этом большая площадь поверхности лезвий обеспечивала вращающемуся оружию планирующий полёт (как у невозвращающегося бумеранга). Наиболее действенным способом противостоять летящей горизонтально молнии были уклонения и прыжки, так как попав в щит, она могла поразить, зацепившись за край щита, самого владельца щита или, отскочив, попасть в рядом стоящего воина. Такими молниями не рубились в ближнем бою. При метании вертикально или у прутьевидных (F-образных) разновидностей с севера Африки эффекта планирования не было. Но и фактов использования F-образных молний в качестве метательного оружия почти не имеется (только нгалио у сара).

Европейские путешественники (Георг Швейнфурт, Дыбовский) оставили противоречивые мнения о эффективности этого оружия. Есть также сообщение, что молнию хотя и носили с собой (скорее, как парадное оружие), но старались употреблять в деле лишь в крайнем случае, чтобы избежать потери дорогого предмета. Есть указание, что только племя нгапу (в области между Уэлле и озером Чад) использовало их после израсходования всех копий и стрел. Для этого у каждого из воинов на рукоятке щита крепилось от трёх до шести молний (Дыбовский).[2] 2—3 молнии на центральном диске щита подвешивали азанде, а чадские и более западные племена носили их в специальных чехлах.

Коллекционирование и другие аспекты

На Западе имеется много коллекций молний. Но такие коллекции страдают отсутствием точной научной задокументированности происхождения экспонатов. В России это оружие до недавнего времени было известно мало. Хотя ещё русский путешественник XIX века, В. В. Юнкер, привёл в своей довольно известной книге «Путешествие по Африке» зарисовки нескольких подобных предметов, которые он называл «гангата». Упоминает его в романе «На краю Ойкумены» И. А. Ефремов. Также имеется несколько экземпляров в экспозиции петербургской Кунсткамеры. Отсутствие в русском языке соответствующего термина дало повод Дмитрию Самойлову в своей статье предложить название «молния», что является переводом термина, принятого у ряда племён. Хотя слово «пинга» тоже уже несколько устоялось, так как было дано в энциклопедическом справочнике «Африка». Оружиеведы же применяют термин «метательное железо» или Gooi Yster.

Отдалёнными аналогами молнии можно считать европейские хёрбаты и некоторые алебардовые томагавки.

Примечания

  1. Вейлэ К. Элементы человеческой культуры. Начатки и первичные формы материальной культуры. — М. — Пг.: Государственное издательство, 1923. — С. 75—77.
  2. Вейлэ К. Элементы человеческой культуры. Начатки и первичные формы материальной культуры. — М. — Пг.: Государственное издательство, 1923. — С. 75, 77.

Литература

  • Африка. Энциклопедический справочник (в 2 томах) / Гл. ред. А. А. Громыко. — М.: Советская энциклопедия, 1986—1987.
  • Бёртон Ричард Ф. Книга мечей. Холодное оружие сквозь тысячелетия. — М.: Центрполиграф, 2006. — С. 70—72. — ISBN 5-9524-1243-2.
  • Макивой Гарри К. Метание ножей и томагавков: искусство мастеров / Пер. с англ. — М.: Астрель, АСТ, 2006. — С. 150, 151. — ISBN 5-17-028733-X, ISBN 5-271-10877-5, ISBN 985-13-3200-3, ISBN 0-8048-1542-9 (англ.).
  • Иллюстрированная история оружия от древности до наших дней / Пер. с англ. — Минск: Поппури, 1999. — С. 80, 81. — ISBN 985 438 324 5, ISBN 0-312-03950-6 (англ.).
  • Попенко В. Н. Холодное оружие. Энциклопедический словарь. — М.: Богучар, 1996. — С. 166. — ISBN S-88276-023X.
  • Самойлов Д. Удар молнии // Прорез, 2007, — № 5. — С. 16—23.
  • Стоун Дж. К. Большая энциклопедия оружия и доспехов. Оружие и доспехи всех времён и народов. — М.: Астрель, АСТ, 2008. — С. 447, 450, 451, 691. — ISBN 978-5-17-052742-7, ISBN 978-5-271-21108-9, ISBN 978-5-17-052752-6, ISBN 978-5-271-21109-6, ISBN 0-486-40726-8 (англ.).
  • Югринов П. Малая энциклопедия холодного оружия. — М.: Центрполиграф, 2010. — С. 257. — ISBN 978-5-9524-4613-7.
  • Agthe Johanna, Karin Strauß (Texte) Waffen aus Zentral-Afrika // Museum für Völkerkunde, Frankfurt am Main, 1985, Seiten 22–24. — ISBN 3-88270-354-7.
  • Agthe Johanna [u. a.] Ehe die Gewehre kamen // Traditionelle Waffen aus Afrika. Museum für Völkerkunde Frankfurt am Main, 1985. — ISBN 3-88270-353-9.
  • Bastide Tristan Arbousse Traditional weapons of Africa. Billhooks, Sickles and Scythes // A regional approach with technical, morphological, and aestetic classifications. — Oxford u.a.: Archaeopress, 2010. — (British archaeological reports. International series. 2149). —ISBN 978-1-4073-0690-2.
  • Burton Richard Francis The Book of the Sword. — London: Chattoo and Wingus, 1884. — S. 36–37.
  • Cowper Henry Swainson The Art of Attack. Being a Study in the Development of Weapons and Appliances of Offence, from the Earliest Times to the Age of Gunpowder. — Holmes, Ulverston, 1906. (Auch Reprint: 2008). — S. 153, 154. — ISBN 978-1-4097-8313-8.
  • Elsen Jan De fer et de fierté // Armes blanches d’Afrique noire du musée Barbier-Mueller. 5 Continents Editions, Milan, 2003. — ISBN 88-7439-085-8.
  • Frobenius Leo Afrikanische Messer // Prometheus. Illustrirte Wochenschrift über die Fortschritte in Gewerbe, Industrie und Wissenschaft. — Berlin: Mückenberger, 1901, Jg. 12, — Nr. 48=620. — S. 753–759.
  • Felix Marc Leopold Kipinga. Throwing-Blades of Central Africa. Wurfklingen aus Zentralafrika // Galerie Fred Jahn, München, 1991.
  • Fischer Werner, Zirngibl Manfred A., Peda Gregor, Miller David Afrikanische Waffen. Messer, Dolche, Schwerter, Beile, Wurfwaffen. Prinz, Passau, 1978. — ISBN 3-9800212-0-3.
  • Germann Paul Afrikanische Wurfeisen und Wurfhölzer im Völkerkundemuseum zu Leipzig // Jahrbuch des Städtischen Museums für Völkerkunde zu Leipzig, Bd. 8, 1918/21(1922). — S. 41–50.
  • Schmidt A. M., Westerdijk Peter The Cutting Edge // West Central African 19th century throwing knives in the National Museum of Ethnology Leiden. — Leiden, 2006. — ISBN 978-90-5450-007-0.
  • Schurtz Heinrich Das Wurfmesser der Neger: Ein Beitrag zur Ethnographie Afrikas. // Internationales Archiv für Ethnographie. Trap, Leiden u. a., Band 2, 1889. — S. 9–31. (Die Tafel mit 60 Zeichnungen befindet sich zwischen den Seiten 80 und 81).
  • Spring Christopher African Arms and Armour // British Museum Press. — London, 1993. — ISBN 0-7141-2508-3.
  • Westerdijk H. IJzerwerk van Centraal-Afrika // Museum voor Land- en Volkenkunde Rotterdam, De Tijdstroom. — Lochem, 1975. — ISBN 90-6087-939-2.
  • Westerdijk Peter The African Throwing Knife. A Style Analysis // Utrecht, Univ., Diss. — Utrecht, 1988. — ISBN 90-900-2355-0.
  • Zirngibl Manfred A., Kubetz Alexander Panga na visu. Kurzwaffen, geschmiedete Kultgegenstände und Schilde aus Afrika. — HePeLo-Verlag, Riedlhütte, 2009. — ISBN 978-3-9811254-2-9.

Ссылки

wikipedia.green

Пинга — древнее метательное оружие

Его использовали колдуны, вожди и простые воины. У него нет единого названия и единой формы. И это самое загадочное оружие Черного континента, о котором стоит рассказать.

Нгалио, гангата, клинга, хунга-мунга — у разных народов Африки существовали для этого оружия свои названия. Наиболее популярным стало пинга («молния») — из языка народа азенде, обитавшего в Конго и Судане. Именно на территории Судана, как считают многие исследователи, около 1000 года появилось это странное, красивое и смертоносное оружие. Его предком считается простой деревянный бумеранг, который использовали как воины, так и охотники.

Пинга представляет собой цельнокованый металлический нож с несколькими изогнутыми клинками. Части оружия, напоминающего железный цветок, могли изготавливаться отдельно, но такие пинги ценились гораздо ниже. Стандартной формы этого оружия не существовало, и мастера давали волю фантазии. Впрочем, было и общее: обычная «молния» в длину и ширину не превышала 50 см, а средний вес оружия — около 600 г. Его рукоять являлась отличительным знаком владельца. Для простых воинов она обматывалась кожей, для колдунов, использующих пингу в борьбе с духами и демонами, — ценной медной проволокой, а для вождей оружие насаживалось на специальную костяную или деревянную рукоятку и являлось исключительно символом власти.

Самое близкое к руке лезвие напоминает фаллос и считалось символом мужской силы владельца. Когда владелец оружия женился, он дарил нож семье своей жены

Существовало несколько видов пинг. «Молнии», клинки которых были волнистыми, назывались сай, что означает «змея». А для оружия с двумя клинками, расходившимися в разные стороны (как на фото), использовался термин мудер — «скорпион».

Чаще всего пинги применялись как метательный снаряд. Несколько лезвий обеспечивали оружию плавный полет — выходило что-то наподобие очень опасного для врагов бумеранга, который, к счастью владельца, не возвращался.

Укрыться от «молнии» за легким щитом было практически невозможно, поэтому основными способами защиты служили уклонение или отскок. Хотя увернуться от такого оружия было трудно — зона поражения летящей «молнии» составляет около полуметра. К тому же пинги могли нанести не только физический, но и психологический вред противнику — гудящий звук, который издавало оружие в полете, устрашал и отвлекал врага.

Этот метательный нож имел три клинка. Один клинок находился в центре, а два других по бокам от него. Оружие такой формы эффективно поражало врага при боевом контакте

Несмотря на такой успех, «молнии» использовались в бою нечасто, обычно тогда, когда воины уже были уверены в своей победе. Ведь каждый снаряд стоил дорого и просто швырять его в сторону врага было расточительно. Именно поэтому некоторые народы Черного континента изготавливали его не из железа, а из дерева, а многие воины брали с собой в бой всего одну пингу — просто как как символ доблести.

Сегодня смертоносная «молния» является одним из самых странных и малоизученных видов холодного оружия.

Источник

 

Рекомендуем к ознакомлению:

БОЛЬШИЕ ТАЙНЫ ЗИМБАБВЕ

СТРАННЫЕ ЗНАНИЯ ДОГОНОВ

НАУКА ВТОРИТ ИНДИЙСКИМ ВЕДАМ

dostoyanieplaneti.ru

Молния (оружие) Википедия

Молнии в экспозиции Музея антропологии и этнографии. Санкт-Петербург.

Молния — метательное оружие народов Африки, представляющее собой разнообразные варианты железного многолезвийного ножа или клинка причудливых очертаний. Использовалась на войне и охоте. Выполняла также роль символа власти и статуса человека, а также магического предмета и эквивалента денег. В последнем случае это могли быть, например, небольшие бронзовые предметы соответствующих форм, не имеющие заточки, с отверстиями для переноски. У разных народов для него существовали свои названия: гангата (Центральная Африка), пинга (pinga), кпинга (kpinga) (азанде), кипинга, кучил, хунга-мунга (hunga munga), трумбаш, danisco, goleyo, нгалио (народ сара, к востоку от о. Чад), kulbeda, njiga, mambele, trombash, сай и мудер (ингесана, Судан).

История[ | ]

Есть мнение, что молния появилась на территории Судана около 1000 года н. э. Хотя в Ливии имеются похожие изображения, датируемые 1350 годами до н. э. Предполагают, что она происходит от несколько изогнутой на одном конце метательной палки (бумеранга), которую обычно носили на плече. При этом наиболее эффективны и удобны для переноски на плече были палки с одним боковым отростком. Затем добавились дополнительные выступы и зубцы. Такие деревянные метательные клинки служили военным оружием в царстве Борну. Железные же варианты массово нигде на употреблялись.[1]

Боевое применение[ | ]

«Крылатые» южноафриканские разновидности молний использовались массово для «обстрела» противостоящей группы противника (метров с десяти). Металась горизонтально. При этом большая площадь поверхности лезвий обеспечивала вращающемуся оружию планирующий полёт (как у невозвращающегося бумеранга). Наиболее действенным способом противостоять летящей горизонтально молнии были уклонения и прыжки, так как попав в щит, она могла поразить, зацепившись за край щита, самого владельца щита или, отскочив, попасть в рядом стоящего воина. Такими молниями не рубились в ближнем бою. При метании вертикально или у прутьевидных (F-образных) разновидностей с севера Африки эффекта планирования не было. Но и фактов использования F-образных молний в качестве метательного оружия почти не имеется (только нгалио у сара).

Европейские путешественники (Георг Швейнфурт, Дыбовский) оставили противоречивые мнения о эффективности этого оружия. Есть также сообщение, что молнию хотя и носили с собой (скорее, как парадное оружие), но старались употреблять в деле лишь в крайнем случае, чтобы избежать потери дорогого предмета. Есть указание, что только племя нгапу (в области между Уэлле и озером Чад) использовало их после израсходования всех копий и стрел. Для этого у каждого из воинов на рукоятке щита крепилось от трёх до шести молний (Дыбовский).[2] 2—3 молнии на центральном диске щита подвешивали азанде, а чадские и более западные племена носили их в специальных чехлах.

Коллекционирование и другие аспекты[ | ]

На Западе имеется много коллекций молний. Но такие коллекции страдают отсутствием точной научной задокументированности происх

ru-wiki.ru

Молния (оружие) — Howling Pixel

Молния — метательное оружие народов Африки, представляющее собой разнообразные варианты железного многолезвийного ножа или клинка причудливых очертаний. Использовалась на войне и охоте. Выполняла также роль символа власти и статуса человека, а также магического предмета и эквивалента денег. В последнем случае это могли быть, например, небольшие бронзовые предметы соответствующих форм, не имеющие заточки, с отверстиями для переноски. У разных народов для него существовали свои названия: гангата (Центральная Африка), пинга (pinga), кпинга (kpinga) (азанде), кипинга, кучил, хунга-мунга (hunga munga), трумбаш, danisco, goleyo, нгалио (народ сара, к востоку от о. Чад), kulbeda, njiga, mambele, trombash, сай и мудер (ингесана, Судан).

История

Есть мнение, что молния появилась на территории Судана около 1000 года н. э. Хотя в Ливии имеются похожие изображения, датируемые 1350 годами до н. э. Предполагают, что она происходит от несколько изогнутой на одном конце метательной палки (бумеранга), которую обычно носили на плече. При этом наиболее эффективны и удобны для переноски на плече были палки с одним боковым отростком. Затем добавились дополнительные выступы и зубцы. Такие деревянные метательные клинки служили военным оружием в царстве Борну. Железные же варианты массово нигде на употреблялись.[1]

Боевое применение

«Крылатые» южноафриканские разновидности молний использовались массово для «обстрела» противостоящей группы противника (метров с десяти). Металась горизонтально. При этом большая площадь поверхности лезвий обеспечивала вращающемуся оружию планирующий полёт (как у невозвращающегося бумеранга). Наиболее действенным способом противостоять летящей горизонтально молнии были уклонения и прыжки, так как попав в щит, она могла поразить, зацепившись за край щита, самого владельца щита или, отскочив, попасть в рядом стоящего воина. Такими молниями не рубились в ближнем бою. При метании вертикально или у прутьевидных (F-образных) разновидностей с севера Африки эффекта планирования не было. Но и фактов использования F-образных молний в качестве метательного оружия почти не имеется (только нгалио у сара).

Европейские путешественники (Георг Швейнфурт, Дыбовский) оставили противоречивые мнения о эффективности этого оружия. Есть также сообщение, что молнию хотя и носили с собой (скорее, как парадное оружие), но старались употреблять в деле лишь в крайнем случае, чтобы избежать потери дорогого предмета. Есть указание, что только племя нгапу (в области между Уэлле и озером Чад) использовало их после израсходования всех копий и стрел. Для этого у каждого из воинов на рукоятке щита крепилось от трёх до шести молний (Дыбовский).[2] 2—3 молнии на центральном диске щита подвешивали азанде, а чадские и более западные племена носили их в специальных чехлах.

Коллекционирование и другие аспекты

На Западе имеется много коллекций молний. Но такие коллекции страдают отсутствием точной научной задокументированности происхождения экспонатов. В России это оружие до недавнего времени было известно мало. Хотя ещё русский путешественник XIX века, В. В. Юнкер, привёл в своей довольно известной книге «Путешествие по Африке» зарисовки нескольких подобных предметов, которые он называл «гангата». Упоминает его в романе «На краю Ойкумены» И. А. Ефремов. Также имеется несколько экземпляров в экспозиции петербургской Кунсткамеры. Отсутствие в русском языке соответствующего термина дало повод Дмитрию Самойлову в своей статье предложить название «молния», что является переводом термина, принятого у ряда племён. Хотя слово «пинга» тоже уже несколько устоялось, так как было дано в энциклопедическом справочнике «Африка». Оружиеведы же применяют термин «метательное железо» или Gooi Yster.

Отдалёнными аналогами молнии можно считать европейские хёрбаты и некоторые алебардовые томагавки.

Примечания

  1. Вейлэ К. Элементы человеческой культуры. Начатки и первичные формы материальной культуры. — М. — Пг.: Государственное издательство, 1923. — С. 75—77.
  2. Вейлэ К. Элементы человеческой культуры. Начатки и первичные формы материальной культуры. — М. — Пг.: Государственное издательство, 1923. — С. 75, 77.

Литература

  • Африка. Энциклопедический справочник (в 2 томах) / Гл. ред. А. А. Громыко. — М.: Советская энциклопедия, 1986—1987.
  • Бёртон Ричард Ф. Книга мечей. Холодное оружие сквозь тысячелетия. — М.: Центрполиграф, 2006. — С. 70—72. — ISBN 5-9524-1243-2.
  • Макивой Гарри К. Метание ножей и томагавков: искусство мастеров / Пер. с англ. — М.: Астрель, АСТ, 2006. — С. 150, 151. — ISBN 5-17-028733-X, ISBN 5-271-10877-5, ISBN 985-13-3200-3, ISBN 0-8048-1542-9 (англ.).
  • Иллюстрированная история оружия от древности до наших дней / Пер. с англ. — Минск: Поппури, 1999. — С. 80, 81. — ISBN 985 438 324 5, ISBN 0-312-03950-6 (англ.).
  • Попенко В. Н. Холодное оружие. Энциклопедический словарь. — М.: Богучар, 1996. — С. 166. — ISBN S-88276-023X.
  • Самойлов Д. Удар молнии // Прорез, 2007, — № 5. — С. 16—23.
  • Стоун Дж. К. Большая энциклопедия оружия и доспехов. Оружие и доспехи всех времён и народов. — М.: Астрель, АСТ, 2008. — С. 447, 450, 451, 691. — ISBN 978-5-17-052742-7, ISBN 978-5-271-21108-9, ISBN 978-5-17-052752-6, ISBN 978-5-271-21109-6, ISBN 0-486-40726-8 (англ.).
  • Югринов П. Малая энциклопедия холодного оружия. — М.: Центрполиграф, 2010. — С. 257. — ISBN 978-5-9524-4613-7.
  • Agthe Johanna, Karin Strauß (Texte) Waffen aus Zentral-Afrika // Museum für Völkerkunde, Frankfurt am Main, 1985, Seiten 22–24. — ISBN 3-88270-354-7.
  • Agthe Johanna [u. a.] Ehe die Gewehre kamen // Traditionelle Waffen aus Afrika. Museum für Völkerkunde Frankfurt am Main, 1985. — ISBN 3-88270-353-9.
  • Bastide Tristan Arbousse Traditional weapons of Africa. Billhooks, Sickles and Scythes // A regional approach with technical, morphological, and aestetic classifications. — Oxford u.a.: Archaeopress, 2010. — (British archaeological reports. International series. 2149). —ISBN 978-1-4073-0690-2.
  • Burton Richard Francis The Book of the Sword. — London: Chattoo and Wingus, 1884. — S. 36–37.
  • Cowper Henry Swainson The Art of Attack. Being a Study in the Development of Weapons and Appliances of Offence, from the Earliest Times to the Age of Gunpowder. — Holmes, Ulverston, 1906. (Auch Reprint: 2008). — S. 153, 154. — ISBN 978-1-4097-8313-8.
  • Elsen Jan De fer et de fierté // Armes blanches d’Afrique noire du musée Barbier-Mueller. 5 Continents Editions, Milan, 2003. — ISBN 88-7439-085-8.
  • Frobenius Leo Afrikanische Messer // Prometheus. Illustrirte Wochenschrift über die Fortschritte in Gewerbe, Industrie und Wissenschaft. — Berlin: Mückenberger, 1901, Jg. 12, — Nr. 48=620. — S. 753–759.
  • Felix Marc Leopold Kipinga. Throwing-Blades of Central Africa. Wurfklingen aus Zentralafrika // Galerie Fred Jahn, München, 1991.
  • Fischer Werner, Zirngibl Manfred A., Peda Gregor, Miller David Afrikanische Waffen. Messer, Dolche, Schwerter, Beile, Wurfwaffen. Prinz, Passau, 1978. — ISBN 3-9800212-0-3.
  • Germann Paul Afrikanische Wurfeisen und Wurfhölzer im Völkerkundemuseum zu Leipzig // Jahrbuch des Städtischen Museums für Völkerkunde zu Leipzig, Bd. 8, 1918/21(1922). — S. 41–50.
  • Schmidt A. M., Westerdijk Peter The Cutting Edge // West Central African 19th century throwing knives in the National Museum of Ethnology Leiden. — Leiden, 2006. — ISBN 978-90-5450-007-0.
  • Schurtz Heinrich Das Wurfmesser der Neger: Ein Beitrag zur Ethnographie Afrikas. // Internationales Archiv für Ethnographie. Trap, Leiden u. a., Band 2, 1889. — S. 9–31. (Die Tafel mit 60 Zeichnungen befindet sich zwischen den Seiten 80 und 81).
  • Spring Christopher African Arms and Armour // British Museum Press. — London, 1993. — ISBN 0-7141-2508-3.
  • Westerdijk H. IJzerwerk van Centraal-Afrika // Museum voor Land- en Volkenkunde Rotterdam, De Tijdstroom. — Lochem, 1975. — ISBN 90-6087-939-2.
  • Westerdijk Peter The African Throwing Knife. A Style Analysis // Utrecht, Univ., Diss. — Utrecht, 1988. — ISBN 90-900-2355-0.
  • Zirngibl Manfred A., Kubetz Alexander Panga na visu. Kurzwaffen, geschmiedete Kultgegenstände und Schilde aus Afrika. — HePeLo-Verlag, Riedlhütte, 2009. — ISBN 978-3-9811254-2-9.

Ссылки

Бумеранг

Бумера́нг — деревянная метательная палица. Некоторые виды обладают особой аэродинамической формой, которая позволяет повышать дальность броска и/или способствует возвращению к месту запуска. В прошлом — боевое и охотничье оружие у многих народов мира. У австралийских аборигенов распространён возвращающийся бумеранг, представляющий собой изогнутую пластину с нижней плоской поверхностью и верхней — крыловидно выпуклой. Сейчас метание возвращающихся бумерангов заняло место в сфере развлечений и спорта.

Ваджра (значения)

Ва́джра (санскр. वज्र, «молния») — оружие бога Индры — скипетр-трезубец. См. также Дордже.

Ва́джра (санскр. वज्र, «алмаз») — санскритское слово, часто используемое в буддийских священных текстах, и в названиях сутр (напр. Ваджраччхедика Праджняпарамита Сутра — Алмазная Сутра Совершенной Мудрости).

Оружие и доспехи в литературе

Оружие и доспехи в мифологии и литературе — важный сюжетообразующий элемент, дополняющий действие и характеризующий героя. Встречается как историческое, легендарное или же вымышленное холодное оружие (в том числе метательное) и доспехи, которые имеют имя собственное (например, Экскалибур) или прозвище, полученное благодаря своим уникальным характеристикам (например, Меч в камне). Это оружие и доспехи могли существовать в реальности (тогда оно «мифологизировано» общественным мнением), но всё же большинство из них является только неодушевлёнными персонажами мировой литературы, выступая как волшебный помощник главного героя; этот литературный мотив встречается в мифах, эпосе, религиозных сочинениях, исторических хрониках, беллетристике и поэзии по всему миру с древнейших времён.

Средневековое оружие

Средневековое оружие, применявшееся в V — XVII веках, пришло на смену античному и древнему оружию. В основном состояло из холодного оружия. Также применялись различные осадные орудия. В XII веке появляется огнестрельное оружие. Для защиты применялись доспехи и щиты. Необходимо также учесть военный флот и фортификационные сооружения (здания).

Состав оружия и его развитие зависели от географического положения того или иного государства. Можно выделить основные группы стран, благодаря культурным связям между которыми их комплексы вооружения были похожи и развивались вместе.

Европа. Первоначально развивается во многом благодаря Римской империи, складывается европейский арсенал, на который оказывает влияние западноазиатское оружие (сабли, огнестрельное оружие). Сюда же входит Русь.

Западная Азия. В частности, к ней относятся арабские страны, Турция. Развивается под влиянием Византии и Азиатских стран.

Византия. Является наследницей Римской империи, из-за особенностей вооружения не может быть отнесена к Европе или Азии.

Восточная Азия. Это, в частности, Япония, Китай, Монголия, Корея, Вьетнам, Индия. В них складывается автономный комплекс вооружения, в частности именно здесь изобретается огнестрельное оружие. Позднее европейские путешественники оказали небольшое влияние на оружие этого региона.

Америка. Оружие американских индейцев развивалось автономно и изолированно от влияния других регионов.Средневековое оружие классифицируется по принципу действия. Оно может быть разделено на холодное, огнестрельное, ручное метательное и механические метательные машины. В свою очередь, холодное оружие делится на оружие ближнего и дальнего боя, а также классифицируется по характеру воздействия. Ударное оружие предназначено для нанесения ударов дробящего действия за счёт его импульса ударной частью большой площади. Колющее — для нанесения уколов остриём оружия, за счёт большого давления на маленькую площадь. Рубящее — для нанесения рубящих ударов лезвием наконечника, за счёт большого давления. Колюще-рубящее оружие имеет наконечник, предназначенный для нанесения как уколов, так и рубящих ударов.

Хёрбат

Хёрбат (англ. hurlbat [ˈhɜːlbæt], буквально — метательная бита, метательная летучая мышь) или уо́лбат (англ. whirlbat, whorlbat [ˈwə:lbæt], буквально — вращающаяся бита, вращающаяся летучая мышь) — европейское средневековое метательное оружие, представляющее собой небольшой цельнометаллический, часто грубо сделанный топорик, без какого-либо покрытия рукоятки. Кроме лезвия топора имеет ещё два заточенных отростка в верхней части и заточку на конце рукоятки. Такая конструкция позволяет оружию поражать цель в любом положении наподобие африканских метательных клинков, чакр или сюрикенов. Изготовлялся из стали толщиной около 6 мм (1/4 дюйма). Был популярен с середины 1400-х до середины 1600-х годов. Применялся как для поражения одиночной цели, так и для забрасывания плотных групп противника.

По малоизвестности с хёрбатом может сравниться другое средневековое метательное оружие — метательный крест.

Признаком повышения интереса к хёрбату в настоящее время можно считать факт производства его реплик и использование в сфере развлечений.

На других языках

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

howlingpixel.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *