Новый проект модернизации танков Т-80БВ

Вооруженные силы России располагают большим количеством танков разных моделей и модификаций. Тем не менее, далеко не все имеющиеся бронемашины отвечают современным требованиям по тем или иным характеристикам. В связи с этим армия вынуждена реализовывать программы модернизации техники, подразумевающие оснащение танков новым оборудованием. В этом году стало известно о скором начале новой подобной программы. На этот раз речь будет идти об обновлении некоторого количества танков Т-80БВ.

Согласно последним сообщениям отечественной прессы, к настоящему времени оборонная промышленность завершила разработку проекта модернизации имеющихся танков. Уже в ближайшем будущем планируется приступить к реализации программы обновления техники. Сообщается, что первые отремонтированные и обновленные Т-80БВ будут переданы военному ведомству в следующем 2017 году. Проект модернизации подразумевает замену части узлов и агрегатов, прямо связанных с боевыми качествами машин. Также планируется повысить эксплуатационные характеристики.

Основной танк Т-80БВ

Последние на данный момент сообщения о будущей программе модернизации существующих танков были опубликованы 14 ноября изданием «Известия». В публикации этого средства массовой информации указывались основные технические особенности модернизации, сроки начала работ и т.д. Кроме того, приводились данные о текущем положении дел. Сообщается, что разработкой проекта обновления танков занимались АО «Омсктрансмаш» (г. Омск) и АО «Специальное конструкторское бюро транспортного машиностроения» (г. Санкт-Петербург), входящие в состав корпорации «Уралвагонзавод».

Главный конструктор танков семейства Т-80 Александр Уманский рассказал прессе, что сейчас предприятия-разработчики проекта модернизации завершают подготовку к началу обновления бронетехники. Уже в следующем году предприятие «Омсктрансмаш» начнет работу по ремонту и модернизации танков, поступающих из войск. Документация по новому проекту, в соответствии с которой будут вестись работы, является результатом сотрудничества двух предприятий.

Сроки работ и количество танков, отправляемых на модернизацию, пока не уточнялись. Эти особенности текущей программы должны быть определены заказчиком в лице министерства обороны. По-видимому, все подобные подробности проекта будут опубликованы позже.

Модернизации по новому проекту предлагается подвергнуть основные боевые танки Т-80БВ, остающиеся в ряде бронетанковых частей. Эти машины все еще могут использоваться войсками, однако ряд характерных особенностей самой техники и некоторые «внешние» факторы серьезно затрудняют эксплуатацию. В частности, по ряду причин отсутствует возможность полноценного ремонта танков с заменой существующих узлов и агрегатов изделиями исходных моделей. В том числе и по этой причине в текущем проекте модернизации предлагается использование значительного числа новых комплектующих.

Напомним, танк Т-80БВ был принят на вооружение советской армии в 1985 году. Эта машина являлась прямым развитием Т-80Б и имела некоторые отличия от базового образца. С целью повышения боевых качеств были использованы некоторые новые узлы и агрегаты, прежде всего, комплекс динамической защиты. В отличие от предшественников, Т-80БВ на корпусе и башне несет блоки системы «Контакт», способные защитить его от некоторых снарядов противника. Установка динамической защиты привела к росту боевой массы примерно на 1200 кг, после чего этот параметр достиг 43,7 т. В остальном Т-80БВ почти не отличается от базового Т-80Б. Сохранению имеющихся характеристик поспособствовало максимально возможное использование имеющейся конструкции.

От предшественников Т-80БВ отличался динамической защитой «Контакт».

С точки зрения основных особенностей конструкции Т-80БВ был типичным основным танком советской разработки. В то же время, в основе семейства Т-80 лежали некоторые оригинальные и смелые идеи. Во всех проектах семейства используется классическая компоновка машины с передним отделением управления, боевым отделением в центре корпуса и моторно-трансмиссионным отсеком в корме. Вооружение размещается во вращающейся башне. Корпус имеет дифференцированное бронирование с комбинированной защитой лобовой проекции и более слабой однослойной конструкцией прочих агрегатов. Для повышения уровня защиты от современных средств поражения танк следовало оснащать системой «Контакт».

Важнейшей особенностью танков семейства Т-80, в том числе и модификации «БВ», было использование газотурбинных двигателей. В корме Т-80БВ размещается мотор типа ГТД-1000ТФ, способный развивать мощность до 1100 л.с. Такая силовая установка дает машине удельную мощность более 25 л.с. на тонну, благодаря чему максимальная скорость на шоссе достигает 70 км/ч. Запас хода – 500 км. Характерными особенностями танка с газотурбинным двигателем являются быстрый разгон и другие отличия с точки зрения подвижности. В то же время, на определенных режимах расход топлива может вдвое превышать аналогичные показатели бронетехники с дизельными силовыми установками.

Основным вооружением танка Т-80БВ является 125-мм гладкоствольное орудие-пусковая установка 2А46М-1. Орудие со стволом длиной 48 калибров сопрягается с механизмом заряжания, предназначенным для автоматизированной подачи боеприпасов в камору. В транспортере механизма заряжания и в дополнительных укладках боевого отделения размещается до 38 выстрелов различных типов. Для увеличения дальности поражения целей танк может использовать управляемые ракеты комплексов 9К112-1 «Кобра» и 9К119 «Рефлекс», запускаемые через ствол орудия. Максимальная дальность стрельбы ракетой достигает 5 км. Также танк несет спаренный с пушкой пулемет ПКТ калибра 7,62 мм и зенитный крупнокалиберный НСВТ.

За счет строительства новой бронетехники и постепенной модернизации существующих образцов советской и российской промышленностью было произведено большое число танков Т-80БВ. Так, по данным справочника The Military Balance 2016, в настоящее время российская армия располагает примерно тремя с половиной тысячами танков Т-80Б, Т-80БВ и Т-80У, из которых до 450 единиц остаются в эксплуатации и до сих пор не отправлены на хранение. Используемая войсками техника по-прежнему представляет собой весьма грозную силу, однако в существующем виде она имеет ограниченные перспективы.

Согласно имеющимся данным, в настоящее время возраст танков Т-80БВ, остающихся в частях, колеблется от 25 до 31 года. Характерной проблемой парка такой техники является снижение боеготовности, связанное с моральным и физическим устареванием. Кроме того, возможности по ремонту и восстановлению танков ограничены, что является последствиями проблем прошлых лет. Так, к настоящему времени было прекращено производство систем управления огнем типа 1А33. Также уже не производятся ракетный комплекс «Кобра», агрегаты механизма заряжания, радиостанция, датчики метеоусловий и т.д. Из-за этого ремонт некоторых бронемашин оказывается невозможным по причине банального отсутствия запчастей, источником которых могут быть только другие танки.

Дополнительные топливные баки — следствие высокого расхода топлива.

Подобная ситуация приводит к тому, что продолжение эксплуатации имеющихся танков все еще возможно, однако результатом различных поломок может быть выведение техники из строя с невозможностью восстановления. Иными словами, все имеющиеся в войсках танки Т-80БВ и «родственных» модификаций рискуют в обозримом будущем полностью выйти из эксплуатации в связи с невозможностью полноценного обслуживания, ремонта и модернизации. Учитывая количество такой техники, можно говорить о нежелательной потере бронемашин, которые еще могли бы использоваться армией в течение некоторого времени.

Летом этого года стало известно, что предприятие «Омсктрансмаш» занялось разработкой проекта модернизации имеющихся в войсках основных танков. Проектом предусматривается проведение капитального ремонта техники с последующей заменой ряда устаревших узлов и агрегатов. Результатом применения нововведений, оговаривающихся новым проектом, должно становиться продление срока службы танков и повышение их основных параметров. Кроме того, предполагалось в определенной мере облегчить эксплуатацию обновленных Т-80БВ за счет некоторой унификации с танками семейства Т-72Б.

Одна из проблем танков Т-80БВ заключается в отсутствии серийного производства некоторых элементов системы управления огнем. Новый проект модернизации подразумевает демонтаж существующей аппаратуры и установку новых изделий. Так, предложено использовать многоканальный прицел наводчика «Сосна-У» с оптическим, тепловизионным и дальномерным каналом с возможностью управления ракетой. Применение изделия «Сосна-У» позволяет повысить потенциал танка в деле наблюдения за местностью и поиска целей. Обеспечивается обнаружение объектов в любое время суток, вычисление необходимых поправок и стабилизация вооружения. Прицел может найти цель и определить дальность до нее на расстояниях до 7,5 км. В ночных условиях дальность видимости сокращается до 3,3 км.

Многоканальный прицел предлагаемого типа также имеет режим работы «дубль», при использовании которого аппаратура используется не только наводчиком, но и командиром танка. Такая функция позволяет двум членам экипажа более эффективно вести боевую работу, искать цели и наводить оружие. В качестве вспомогательного средства поиска целей и наведения вооружения предлагается использовать усовершенствованный перископический прицел 1П67. Имея значительные отличия и проигрывая «Сосне-У» в некоторых характеристиках, изделие 1П67 позволяет решать схожий круг задач, однако с некоторыми ограничениями. В частности, перископический прицел непригоден для наведения орудия в темное время суток.

Новое оборудование должно получать и отделение управления танка. Для улучшения возможностей механика-водителя в ночных условиях предлагается использование бинокулярного прибора наблюдения ТВН-5.

С целью обеспечения совместимости новых электронных устройств с существующими агрегатами танка предлагалась доработка автоматики управления механизма заряжания. После некоторых требуемых изменений это устройство получает возможность работы по командам новых систем управления огнем.

Танк Т-80БВ-РМ, один из вариантов модернизации имеющейся техники.

Существующий комплекс динамической защиты «Контакт» проектом модернизации предлагается заменять системой «Реликт», отличающейся повышенными характеристиками. Основой «Реликта» является новый элемент динамической защиты повышенной чувствительности типа 4С23. В составе этого изделия присутствуют две пластины из броневой стали, при поражении разбрасываемые зарядом взрывчатого вещества в разные стороны. Подобное движение пластин, как утверждается, позволяет значительно повысить деструктивное влияние на поражающий элемент противотанкового боеприпаса. За счет основных нововведений конструкции комплекс «Реликт» отличается от систем семейства «Контакт» большей эффективностью при противодействии подкалиберным и кумулятивным боеприпасам.

Характерным недостатком танков с газотурбинными двигателями является высокий расход топлива на некоторых режимах работы. Предлагаемый проект модернизации Т-80БВ учитывает это и предлагает интересное решение такой проблемы. Модернизированная силовая установка получает режим т.н. стояночного малого газа. При этом расход топлива сокращается до 35 кг/ч, а мощность двигателя передается на стартер-генератор, при помощи которого может осуществляться энергоснабжение потребителей общей мощностью до 6,8 кВт.

Введение нового режима работы позволило обойтись без использования полноценной вспомогательной силовой установки, но в то же время повысить экономичность основного двигателя. С учетом того, что около 50% времени работы двигателя в среднем приходится на остановки той или иной продолжительности, подобное нововведение может иметь заметный эффект экономического характера.

Проект модернизации подразумевает замену существующей аппаратуры связи более новыми изделиями. Предлагается использование радиостанции Р-168-25У-2, работающей в ультракоротковолновом диапазоне. Такая станция способна обеспечить открытую или шифрованную радиосвязь в любое время суток без ограничений по метеоусловиям. Возможна передача аналоговых и цифровых данных по симплексному или дуплексному каналу. При необходимости станция может сниматься с танка и использоваться в переносном варианте. Также проектом предлагается использование новых средств внутренней связи, коммутации и управления.

Как ясно из опубликованных данных о перспективном проекте модернизации устаревающих танков, суть предлагаемого обновления состоит в замене ряда агрегатов новыми системами аналогичного назначения. Примечательно, что в большинстве случаев такая замена должна приводить к заметному росту характеристик, как это наблюдается в случае с системами управления огнем или динамической защитой. Прочие аспекты проекта должны уменьшать влияние негативных особенностей техники, такие как повышенный расход топлива.

Башня опытного Т-80БВ-РМ.

Нетрудно заметить, что предлагаемый проект обновления Т-80БВ подразумевает сохранение большого числа имеющихся узлов и агрегатов танка. Такая особенность проекта должна приводить к тому, что часть технических, боевых и эксплуатационных характеристик будет оставаться на прежнем уровне. Таким образом, в итоге модернизированный танк по совокупности параметров и возможностей будет, как минимум, не хуже исходной техники, при этом опережая ее по некоторым характеристикам.

Использованный подход к модернизации техники вряд ли сможет привести к высокому росту общих возможностей, однако это и не является его целью. Подобное обновление техники предназначается для ремонта с продлением ресурса, а также для замены устаревших и снятых с производства приборов новой аппаратурой, производимой в настоящее время. В конечном итоге, это позволяет продолжать эксплуатацию техники в течение некоторого времени, дополнительно повысив ее характеристики. Без подобного обновления имеющиеся основные танки имеют сомнительные перспективы. Очевидно, что в связи с выходом из строя тех или иных агрегатов, замена которых невозможна из-за отсутствия запчастей, войскам придется списывать танк или использовать его в качестве источника деталей для других машин.

Подробности предлагаемой модернизации танков стали известны летом этого года. Через несколько месяцев после этого отечественные средства массовой информации рассказали о текущем положении дел. Как сообщается, к настоящему времени предприятия «Омсктрансмаш» и «Специальное конструкторское бюро транспортного машиностроения» завершили разработку проекта и ведут подготовительные работы, предшествующие началу переделки армейской техники. Уже в следующем году планируется получить от министерства обороны первые танки Т-80БВ, которым предстоит пройти требуемую модернизацию.

Планы военного ведомства относительно количества обновляемых танков и сроки выполнения требуемых работ пока не уточнялись. Вероятно, ремонт и модернизацию пройдет не менее нескольких десятков танков, хотя речь может идти и о больших количествах техники. В строевых частях остается около 450 танков Т-80 нескольких модификаций, в том числе и «БВ». Еще около трех тысяч бронемашин находятся на хранении. Какая доля этой техники будет восстановлена и улучшена – станет известно позже.

В настоящее время российская оборонная промышленность продолжает развитие существующего парка бронетанковой техники. На протяжении нескольких лет предприятия занимаются капитальным ремонтом и модернизацией танков семейства Т-72 с обновлением по проекту Т-72Б3. Согласно последним сообщениям, вскоре должна стартовать программа аналогичного обновления машин Т-80БВ. В обозримом будущем планируется начать поставку новейших танков Т-14, однако до появления достаточного количества такой техники сухопутным войскам придется эксплуатировать существующие машины. Текущие и планируемые программы модернизации, в свою очередь, позволят армии ждать перевооружение, располагая техникой с более высокими характеристиками.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

army-news.ru

Танк Т-80 модернизируют «Реликтом» и «Сосной-У» — Российская газета

Омские оружейники взялись за модернизацию танка Т-80БВ.

Они намерены существенно повысить его огневую мощь, защиту, мобильность и командную управляемость. Об этом пишет в своем блоге военный эксперт, специалист по бронетанковой технике Алексей Хлопотов.

Напомним, что Т-80 это первый в мире серийный танк с единой газотурбинной силовой установкой. Он был принят на вооружение армией СССР в 1976 году и стал, своего рода советским ответом на германский «Леопард 2». По понятным причинам сейчас он морально и технически устарел.

Между тем, как отмечает Алексей Хлопотов, вооруженные силы России располагают несколькими тысячами машин модификации Т-80БВ. И в ближайшем будущем на «Омсктрансмаше» их ждет второе рождение. Цель оружейников — максимально унифицировать машину с модернизированным Т-72Б3.

Огневая мощь Т-80БВ вырастет после установки многоканального прицела наводчика «Сосна-У». Он позволяет стрелять всеми типами боеприпасов, в том числе управляемой ракетой, как с места, так и на ходу в дневное и ночное время. Лазерный дальномер определяет расстояние от 50 до 7500 метров. Командир танка может вести наблюдение и стрелять черед наводчик в режиме «дубль».

Оснастят танк и комплексом динамической защиты 3-го поколения «Реликт». Одна из его особенностей — двустороннее метание бронепластин. Одна из них движется навстречу боеприпасу, а другая «вдогон». Это делает Т-80 более стойким к воздействию подкалиберных (стреловидных) снарядов и современных тандемных противотанковых управляемых ракет. Кроме того боевую машину оборудуют быстродействующей противопожарной  системой приборного комплекса ПКУЗ-1А.

Танк также ночной биокулярный прибор наблюдения водителя ТВН-5, что повысит его мобильность. А доработка моноблоков с газотурбинным двигателем увеличит топливную экономичность.

Наконец, Т-80БВ обеспечат ультракоротковолновой радиостанцией Р-168-25У-2 и программно-аппаратным комплексом внутренней связи, коммутации и управления.

Аппаратура позволяет проводить открытую и маскированную радиосвязь в условиях среднепересеченной местности в любое время года и суток. 

Справка «РГ»

Танк Т-80 — предназначен для ведения наступательных и оборонительных боев в различных географических и климатических условиях. Он вооружен 125-мм гладкоствольной, стабилизированной в двух плоскостях пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом ПКТ; 12,7-мм зенитным пулеметным комплексом «Утес» на командирской башенке. Танки Т-80БВ оснащены комплексом ПТУР 9К112-1 «Кобра».

rg.ru

Танк Т-80: новые проекты модернизации

Вторым по численности танком российской армии в настоящее время является Т-80. В общей сложности в частях и на базах хранения имеется не менее 4500 таких бронемашин. Самой массовой модификацией при этом является Т-80БВ, которых насчитывается около 3 тысяч единиц. Производство таких танков продолжалось до конца девяностых годов.

Постепенно все имеющиеся Т-80 выработают свой ресурс и отправятся на утилизацию. За предшествующее этому событию время возможно проведение ремонта и модернизации имеющихся машин с продлением срока службы. Для того чтобы старые танки после обновления могли оставаться в строю, в последние годы было создано несколько вариантов модернизации с заменой различных систем и агрегатов.

«Объект 219АМ-1»

В ходе работ над этим вариантом обновления имеющейся техники исходный Т-80У получил ряд новых систем. Модернизированный танк, кроме «объектного» обозначения также обзавелся новым индексом – Т-80УА. Наибольшие изменения коснулись вооружения и его вспомогательной аппаратуры. Так, родное орудие-пусковую установку заменили на пушку 2А46М-4 с устройством учета изгиба ствола УУИ-2.

Для управления огнем танк получил новый прицельный комплекс 1А45-1 и новые прицельные системы наводчика и командира. После модернизации они располагают комплексами ТО1-КО4 (дневной и ночной) и ТО1-КО5 (ночной) соответственно. Проект модернизации также позволяет использовать тепловизионные прицелы других моделей. Шасси, силовая установка и ходовая часть танка Т-80У при модернизации не претерпела никаких изменений. То же самое можно сказать и о башне.

Отсутствие каких-либо обновлений конструкции обусловлено требованием как можно более простого обновления танка в условиях ремонтного завода. Прежние ходовые качества после модернизации компенсируются более высокими боевыми характеристиками. Так, максимальная скорость разворота боевой машины, при которой возможна прицельная стрельба, выросла почти в два раза и теперь равна 40 градусам в секунду.

Одновременно с этим сократилось время подготовки выстрела командиром. Теперь он тратит на все необходимые приготовления к выстрелу почти в два раза меньше времени. Новое орудие 2А46М-4 с устройством УУИ-2 позволили ощутимо повысить точность стрельбы. Наконец, техническое обслуживание и диагностика прицельного комплекса теперь производится при помощи специального выносного пульта.

Танк «Объект 219АМ-1»/Т-80УА был разработан в начале двухтысячных годов и после всех необходимых испытаний был принят на вооружение в 2005 году. Поскольку производство машин Т-80 прекратилось за несколько лет до принятия танка на вооружение, было принято решение модернизировать часть имеющихся в строю бронемашин модели Т-80У. Точное количество переделанных танков неизвестно.

«Объект 219АМ-2»

Одновременно с разработкой танка Т-80УА шли работы по более простой модернизации Т-80У, направленной на повышение его уровня защиты. Для этого на базовый танк предложили установить комплекс активной защиты «Арена». Стоит отметить, в случае удачного завершения такой проект модернизации позволил бы повысить уровень защиты всех или почти всех имеющихся танков семейства Т-80.

Относительно хода проекта «Объект 219АМ-2» известно только то, что в первой половине двухтысячных годов единственный прототип с системой «Арена» проходил государственные испытаний. Их результаты нигде не публиковались, но из имеющихся сведений о дальнейшей судьбе танков Т-80 можно сделать выводы, что бронемашина с литерами «АМ-2» на вооружение не принималась. В то же время, работы по оснащению танков семейства Т-80 комплексами активной защиты продолжились.

«Объект 219АС-1»

Еще один проект модернизации имеющихся Т-80 подразумевал изменение силовых и энергетических агрегатов танка, доработку прицельного оборудования и улучшение защиты. Для этого было предложено на шасси танка Т-80БВ установить башню с боевым отделением от Т-80УД. Кроме того, на «Объекте 219АС-1» смонтировали газотурбинный двигатель ГТД-1250 мощностью 1250 лошадиных сил.

Для повышения эффективности работы двигателя и увеличения глубины брода танк оснастили специальным воздухозаборным устройством. Благодаря нему «Объект 219АС-1» способен без предварительной подготовки преодолевать водоемы глубиной до 1,8 метра. В ходе разработки силовой установки для нового проекта модернизации был принят ряд мер по сохранению мощности двигателя и одновременному уменьшению расхода топлива.

Для повышения боевых качеств к оригинальному комплексу управления оружием танка Т-80УД добавили устройство ввода поправок 1В216М с 15 предустановленными алгоритмами вычисления баллистики. Потребление электроэнергии агрегатами танка в целом осталось на прежнем уровне, но использование газотурбинного двигателя со свойственным ему высоким расходом топлива вынудило установить на танк автономный генератор мощностью 18 киловатт. С помощью этого агрегата электроника танка может работать даже при выключенном газотурбинном двигателе.

Корпус, башня и бронирование «Объекта 219АС-1» остались почти такими же, как были на исходных танках Т-80БВ и Т-80УД. Некоторые изменения были внесены в конструкцию встроенной динамической защиты. Отсутствие серьезных доработок конструкции бронированного корпуса и башни позволило одновременно решить несколько задач. Во-первых, удалось повысить боевой потенциал имеющейся техники, а во-вторых, сэкономить на утилизации башен снятых с вооружения танков Т-80УД.

В 2005 году «Объект 219АС» был принят на вооружение российской армии под названием Т-80УЕ-1. По различным данным, к настоящему времени в этот вариант переделано не менее нескольких десятков танков Т-80БВ.

Танки Т-80БВ. Учебно-методический сбор ЗВО, 138-я стрелковая бригада, Ленинградская область. Май 2011 г.

«Объект 219М»

Одним из самых интересных вариантов модернизации танка Т-80БВ стал «Объект 219М». При внимательном рассмотрении этого проекта создается впечатление, что его авторы пытались радикально повысить все имеющиеся характеристики боевой машины, но при этом старались уложиться в возможности ремонтных заводов. По этой причине «Объект 219М», сохранив основные детали конструкции, сменил большую часть электронного оборудования, а также обзавелся рядом новых систем.


Изменения в составе оборудования танка видны даже при первом взгляде. Верхняя лобовая деталь корпуса и башня танка теперь закрыты модулями системы динамической защиты «Реликт». Кроме того, на башне заметен антенный блок комплекса активной защиты «Арена». Примечательно, что оба этих комплекса ранее неоднократно применялись на танках различных моделей, но впервые использованы вместе именно на «Объекте 219М». При разработке проекта модернизации предполагалось, что сочетание новейших систем динамической и активной защиты позволит ощутимо снизить вероятность поражения танка, в том числе и самыми современными боеприпасами.

Серьезной доработке подвергся комплекс вооружения нового танка. Он получил новое орудие (предположительно 2А46М-4) и обновленную электронику. Точный состав комплекса управления оружием не публиковался, но известно, что он обеспечивает возможность боевой работы днем и ночью, а также значительно повышает точность стрельбы. Для использования новых снарядов был доработан автомат заряжания пушки. Боекомплект, по-видимому, остался прежним – около 40 выстрелов.

По имеющимся данным, в ходе капитального ремонта и модернизации танки Т-80БВ, переделываемые в «Объект 219М», должны были получать доработанный вариант газотурбинного двигателя ГТД-1250. Главной его особенностью была возможность кратковременного увеличения мощности до 1400 л.с. Благодаря этому незначительно потяжелевший танк мог в течение небольшого времени двигаться с большей скоростью или преодолевать более серьезные препятствия.

Несколько лет назад завершились испытания единственного прототипа танка «Объект 219М». На них он показал интересные результаты, однако так и не смог заинтересовать потенциального заказчика. В результате идея комплексной модернизации имеющихся Т-80БВ так и осталась очередным не слишком удачливым проектом.

*****

Как видим, только за последние несколько лет российские танкостроители создали целый ряд проектов модернизации танков семейства Т-80. Не все обновленные машины дошли до строевых частей, однако они представляют определенный интерес. После того, как имеющиеся Т-80 выработают свой ресурс, их отправят на металлолом. Поэтому имеющиеся проекты модернизации вдвойне выгодны, ведь в случае их осуществления наши бронетанковые войска в течение нескольких лет будут иметь, как минимум, не устаревшую технику.

В таком случае, когда в войсках будет достаточно новейших танков «Армата», в строю еще останется некоторое количество модернизированных Т-80, не выработавших свой ресурс и способных продолжать службу. Однако, согласно нынешним планам командования российской армии, танки Т-80 к 2020 году постепенно выйдут из эксплуатации. Поэтому проекты модернизации, оставшиеся на уровне прототипов, так и останутся без внимания.

Танк Т-80БВК. Учебно-методический сбор ЗВО, 138-я стрелковая бригада, Ленинградская область. Май 2011 г.

Примечательно, что модернизированные танки могли бы стать еще одной статьей дохода. К примеру, Украина уже не первый год, снимая с хранения, ремонтирует и модернизирует бывшие в эксплуатации танки, после чего продает странам третьего мира. Очевидно, что модернизированные Т-80 с продленным ресурсом будут стоить ощутимо дешевле новых Т-90 в экспортной версии, а тем более «Армат». Таким образом, Россия сможет расширить список предлагаемых к продаже танков и привлечь небольшие и небогатые страны. Сможет. Но станет ли?

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

army-news.ru

Новые проекты модернизации танка Т-80 » Военное обозрение

Вторым по численности танком российской армии в настоящее время является Т-80. В общей сложности в частях и на базах хранения имеется не менее четырех с половиной тысяч таких бронемашин. Самой массовой модификацией при этом является Т-80БВ, которых насчитывается около трех тысяч единиц. Производство таких танков продолжалось до конца девяностых годов. Постепенно все имеющиеся Т-80 выработают свой ресурс и отправятся на утилизацию. За предшествующее этому событию время возможно проведение ремонта и модернизации имеющихся машин с продлением срока службы. Для того чтобы старые танки после обновления могли оставаться в строю, в последние годы было создано несколько вариантов модернизации с заменой различных систем и агрегатов.

«Объект 219АМ-1»


В ходе работ над этим вариантом обновления имеющейся техники исходный Т-80У получил ряд новых систем. Модернизированный танк, кроме «объектного» обозначения также обзавелся новым индексом – Т-80УА. Наибольшие изменения коснулись вооружения и его вспомогательной аппаратуры. Так, родное орудие-пусковую установку заменили на пушку 2А46М-4 с устройством учета изгиба ствола УУИ-2. Для управления огнем танк получил новый прицельный комплекс 1А45-1 и новые прицельные системы наводчика и командира. После модернизации они располагают комплексами ТО1-КО4 (дневной и ночной) и ТО1-КО5 (ночной) соответственно. Проект модернизации также позволяет использовать тепловизионные прицелы других моделей. Шасси, силовая установка и ходовая часть танка Т-80У при модернизации не претерпела никаких изменений. То же самое можно сказать и о башне.

Отсутствие каких-либо обновлений конструкции обусловлено требованием как можно более простого обновления танка в условиях ремонтного завода. Прежние ходовые качества после модернизации компенсируются более высокими боевыми характеристиками. Так, максимальная скорость разворота боевой машины, при которой возможна прицельная стрельба, выросла почти в два раза и теперь равна 40 градусам в секунду. Одновременно с этим сократилось время подготовки выстрела командиром. Теперь он тратит на все необходимые приготовления к выстрелу почти в два раза меньше времени. Новое орудие 2А46М-4 с устройством УУИ-2 позволили ощутимо повысить точность стрельбы. Наконец, техническое обслуживание и диагностика прицельного комплекса теперь производится при помощи специального выносного пульта.

Танк «Объект 219АМ-1»/Т-80УА был разработан в начале двухтысячных годов и после всех необходимых испытаний был принят на вооружение в 2005 году. Поскольку производство машин Т-80 прекратилось за несколько лет до принятия танка на вооружение, было принято решение модернизировать часть имеющихся в строю бронемашин модели Т-80У. Точное количество переделанных танков неизвестно.

«Объект 219АМ-2»

Одновременно с разработкой танка Т-80УА шли работы по более простой модернизации Т-80У, направленной на повышение его уровня защиты. Для этого на базовый танк предложили установить комплекс активной защиты «Арена». Стоит отметить, в случае удачного завершения такой проект модернизации позволил бы повысить уровень защиты всех или почти всех имеющихся танков семейства Т-80.

Относительно хода проекта «Объект 219АМ-2» известно только то, что в первой половине двухтысячных годов единственный прототип с системой «Арена» проходил государственные испытаний. Их результаты нигде не публиковались, но из имеющихся сведений о дальнейшей судьбе танков Т-80 можно сделать выводы, что бронемашина с литерами «АМ-2» на вооружение не принималась. В то же время, работы по оснащению танков семейства Т-80 комплексами активной защиты продолжились.

«Объект 219АС-1»

Еще один проект модернизации имеющихся Т-80 подразумевал изменение силовых и энергетических агрегатов танка, доработку прицельного оборудования и улучшение защиты. Для этого было предложено на шасси танка Т-80БВ установить башню с боевым отделением от Т-80УД. Кроме того, на «Объекте 219АС-1» смонтировали газотурбинный двигатель ГТД-1250 мощностью 1250 лошадиных сил. Для повышения эффективности работы двигателя и увеличения глубины брода танк оснастили специальным воздухозаборным устройством. Благодаря нему «Объект 219АС-1» способен без предварительной подготовки преодолевать водоемы глубиной до 1,8 метра. В ходе разработки силовой установки для нового проекта модернизации был принят ряд мер по сохранению мощности двигателя и одновременному уменьшению расхода топлива.

Для повышения боевых качеств к оригинальному комплексу управления оружием танка Т-80УД добавили устройство ввода поправок 1В216М с 15 предустановленными алгоритмами вычисления баллистики. Потребление электроэнергии агрегатами танка в целом осталось на прежнем уровне, но использование газотурбинного двигателя со свойственным ему высоким расходом топлива вынудило установить на танк автономный генератор мощностью 18 киловатт. С помощью этого агрегата электроника танка может работать даже при выключенном газотурбинном двигателе.


Корпус, башня и бронирование «Объекта 219АС-1» остались почти такими же, как были на исходных танках Т-80БВ и Т-80УД. Некоторые изменения были внесены в конструкцию встроенной динамической защиты. Отсутствие серьезных доработок конструкции бронированного корпуса и башни позволило одновременно решить несколько задач. Во-первых, удалось повысить боевой потенциал имеющейся техники, а во-вторых, сэкономить на утилизации башен снятых с вооружения танков Т-80УД. В 2005 году «Объект 219АС» был принят на вооружение российской армии под названием Т-80УЕ-1. По различным данным, к настоящему времени в этот вариант переделано не менее нескольких десятков танков Т-80БВ.

Танки Т-80БВ. Учебно-методический сбор Западного военного округа, 138-я стрелковая бригада, Ленинградская область. Май 2011 г. (фото — Александр Пак, http://sashapak.livejournal.com)

«Объект 219М»

Одним из самых интересных вариантов модернизации танка Т-80БВ стал «Объект 219М». При внимательном рассмотрении этого проекта создается впечатление, что его авторы пытались радикально повысить все имеющиеся характеристики боевой машины, но при этом старались уложиться в возможности ремонтных заводов. По этой причине «Объект 219М», сохранив основные детали конструкции, сменил большую часть электронного оборудования, а также обзавелся рядом новых систем.


Изменения в составе оборудования танка видны даже при первом взгляде. Верхняя лобовая деталь корпуса и башня танка теперь закрыты модулями системы динамической защиты «Реликт». Кроме того, на башне заметен антенный блок комплекса активной защиты «Арена». Примечательно, что оба этих комплекса ранее неоднократно применялись на танках различных моделей, но впервые использованы вместе именно на «Объекте 219М». При разработке проекта модернизации предполагалось, что сочетание новейших систем динамической и активной защиты позволит ощутимо снизить вероятность поражения танка, в том числе и самыми современными боеприпасами.

Серьезной доработке подвергся комплекс вооружения нового танка. Он получил новое орудие (предположительно 2А46М-4) и обновленную электронику. Точный состав комплекса управления оружием не публиковался, но известно, что он обеспечивает возможность боевой работы днем и ночью, а также значительно повышает точность стрельбы. Для использования новых снарядов был доработан автомат заряжания пушки. Боекомплект, по-видимому, остался прежним – около 40 выстрелов.

По имеющимся данным, в ходе капитального ремонта и модернизации танки Т-80БВ, переделываемые в «Объект 219М», должны были получать доработанный вариант газотурбинного двигателя ГТД-1250. Главной его особенностью была возможность кратковременного увеличения мощности до 1400 л.с. Благодаря этому незначительно потяжелевший танк мог в течение небольшого времени двигаться с большей скоростью или преодолевать более серьезные препятствия.

Несколько лет назад завершились испытания единственного прототипа танка «Объект 219М». На них он показал интересные результаты, однако так и не смог заинтересовать потенциального заказчика. В результате идея комплексной модернизации имеющихся Т-80БВ так и осталась очередным не слишком удачливым проектом.

***

Как видим, только за последние несколько лет российские танкостроители создали целый ряд проектов модернизации танков семейства Т-80. Не все обновленные машины дошли до строевых частей, однако они представляют определенный интерес. После того, как имеющиеся Т-80 выработают свой ресурс, их отправят на металлолом. Поэтому имеющиеся проекты модернизации вдвойне выгодны, ведь в случае их осуществления наши бронетанковые войска в течение нескольких лет будут иметь, как минимум, не устаревшую технику. В таком случае, когда в войсках будет достаточно новейших танков «Армата», в строю еще останется некоторое количество модернизированных Т-80, не выработавших свой ресурс и способных продолжать службу. Однако, согласно нынешним планам командования российской армии, танки Т-80 к 2020 году постепенно выйдут из эксплуатации. Поэтому проекты модернизации, оставшиеся на уровне прототипов, так и останутся без внимания.

Примечательно, что модернизированные танки могли бы стать еще одной статьей дохода. К примеру, Украина уже не первый год, снимая с хранения, ремонтирует и модернизирует бывшие в эксплуатации танки, после чего продает странам третьего мира. Очевидно, что модернизированные Т-80 с продленным ресурсом будут стоить ощутимо дешевле новых Т-90 в экспортной версии, а тем более «Армат». Таким образом, Россия сможет расширить список предлагаемых к продаже танков и привлечь небольшие и небогатые страны. Сможет. Но станет ли?

Танк Т-80БВК. Учебно-методический сбор Западного военного округа, 138-я стрелковая бригада, Ленинградская область. Май 2011 г. (фото — Александр Пак, http://sashapak.livejournal.com)

По материалам сайтов:
http://gurkhan.blogspot.ru/
http://armor.kiev.ua/
http://vestnik-rm.ru/
http://otvaga2004.ru/

topwar.ru

для чего Россия будет модернизировать Т-80

Динамическая защита, новый прицельный комплекс и автомат сопровождения целей, а также боеприпасы повышенного могущества, но, самое главное, топливная экономичность. Минобороны и Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» окончательно определились с обликом модернизации уникального для российской армии «реактивного танка» Т-80. Долгосрочный контракт был подписан в рамках выставки-форума «Армия-2017», и уже в ближайшее время в цехах «Омсктрансмаша» начнется работа по модернизации самых быстрых и маневренных танковых болидов советской и российской армии.

По данным специализированного издания MilitaryBalance, в настоящее время на складах российской армии находится три тысячи танков Т-80БВ. Еще 200 танков Т-80У стоит на вооружении танковых полков 4-й гвардейской танковой Кантемировской дивизии. Впервые вернуть в строй танки Т-80 планировали еще в начале нулевых годов. В  рамках той программы военные хотели восстановить все имеющиеся Т-80. Для танка была отработана система единого боевого отделения, новая пушка, для которой были разработаны специальный боеприпас повышенного могущества, система динамической защиты и ряд других улучшений. Но работа так и не началась.

Т-80 уникален, прежде всего, своей силовой установкой. Вместо привычного дизеля у него газотурбинная установка, близкая по конструкции к вертолетному двигателю. Т-80 стал первым в мире серийным танком с такой компоновкой. Звук работающего Т-80 не спутать ни с одним другим танком. Он напоминает взлетающий самолет. Впрочем, в движении этот рев быстро сходит на нет, превращаясь в свист ветра. За это в войсках Т-80 называют «реактивным танком».

Газотурбинный двигатель (ГТД), установленный на Т-80, превосходит дизельный по многим параметрам: запускается в любой мороз, вплоть до минус 40 градусов, за три минуты. Для дизеля норматив – 30 мин. Его надо сначала «подогреть». Это обусловлено тем, что в ГТД нет жидкостной системы охлаждения. Ему не нужны ни вода, ни антифриз, ни тосол, ни само устройство подачи охлаждающей жидкости. Во-вторых, у ГТД лучшая приемистость, чем у дизеля. А это дает огромный выигрыш в скорости и маневрировании на поле боя. Танк способен разогнаться до 70 км/ч. В-третьих, танк с ГТД легче ремонтируется: для замены силового блока с ГТД требуется не более четырех часов, для замены же дизеля – в два-три раза больше времени.

Правда, ремонт ГТД требует его полного демонтажа и отправки на завод-изготовитель. В полевых условиях из-за сложности конструкции починить его практически невозможно. Этот момент – один из недостатков газотурбинной установки. Второй и самый главный – ее прожорливость. По сравнению с дизельными танками расход топлива у Т-80 достигает в наиболее тяжелых условиях восьми литров на километр. Для сравнения: у танков Т-72 и Т-90 этот показатель составляет два-четыре литра. Собственно, этот момент и поставил в свое время вопрос о целесообразности эксплуатации Т-80 в войсках. По сравнению с обычными машинами он оказался слишком дорог. Тем более что исчезла и главная цель его существования.

В конце 70-х  годов прошлого века, когда он создавался, Т-80 рассматривали как машину первого удара. Группировка Т-80 была развернута в основном в Западной группе советских войск в Германии. В угрожаемый период они буквально за несколько дней должны были сокрушить оборону НАТО в Европе и мощным клином выйти к берегам Ла-Манша. При этом Т-80 был абсолютно автономен. Силовая установка танка всеядна. То есть заправить машину в ходе броска к Ла-Маншу советские танкисты могли на любой бензоколонке, аэродроме или железнодорожной станции.

Как говорят в Минобороны, сегодня у ГТД больше достоинств, чем недостатков. Вызвано это тем, что в последние время, пока Т-80 стоял на базах хранения, конструкторы из санкт-петербургского АО «Специальное конструкторское бюро транспортного машиностроения» (входит в состав корпорации «Уралвагонзавод») занимались повышением его эффективности. Главное из нововведений – это система синхронного включения генератора и стартера запуска двигателя. Именно этот момент делает Т-80 более экономичным, приближая расход топлива на нем к показателям дизельных Т-72Б3 и Т-90.

На обновленном танке будет стоять современная система управления огнем «Сосна-У» с тепловизором, лазерным дальномером и автоматом сопровождения цели. От вражеских снарядов и ракет Т-80 защитят блоки современной динамической защиты. Благодаря этому «реактивный танк» вновь займет достойное место в танковых бригадах и армиях как средство первого удара. Правда, новым местом службы для него станет не западная граница, а Крайний Север. Бывший начальник Главного автобронетанкового управления Минобороны Сергей Маев говорит, что после модернизации Т-80 военные получат не только современнейший танк, но и машину, приспособленную для  работы в условиях низких температур. То есть способную действовать в составе мотострелковых соединений арктических бригад российской армии.

tvzvezda.ru

В РФ ведётся подготовка к модернизации Т-80БВ » Военное обозрение

«Омсктрансмаш» и питерское «СКБ транспортного машиностроения» по заказу Минобороны проведут модернизацию и вернут в строй танки Т-80БВ, называемыми в армии «реактивными» из-за характерного «авиационного» звука работы двигателя, сообщают Известия.
«В ходе модернизации обновленные боевые машины получат новую систему включения генератора и стартера запуска двигателя, современную систему управления огнем (СУО) «Сосна-У» с тепловизором, лазерным дальномером и автоматом сопровождения цели. От снарядов и ракет Т-80БВ защитят блоки современной динамической защиты. Обновленные изделия лучше всего подойдут для работы в сложных климатических условиях Дальнего Востока, Сибири и полярного региона», – пишет газета со ссылкой на главного конструктора танков типа Т-80 Александра Уманского.

«В настоящее время подготовительные работы к началу модернизации первых Т-80БВ уже завершаются. Со следующего года по разработанной АО «Омсктрансмашем» и нашим предприятием документации начнутся работы по ремонту и модернизации поступивших от Минобороны машин. Они будут проводиться на базе «Омсктрансмаша». Точное количество модернизируемых танков и сроки работ определяются заданиями Минобороны», – сказал конструктор.

Бывший начальник Главного автобронетанкового управления Минобороны Сергей Маев: «В армии Т-80 всегда занимал особое место. Программа его модернизации принималась еще в 2002 году, но реализовать тогда ее не удалось. В рамках той программы планировалось восстановить 3 тыс. Т-80. Тогда для танка была отработана система единого боевого отделения, новая пушка, для которой был разработан специальный боеприпас повышенного могущества, система динамической защиты и ряд других улучшений. В итоге обновленный Т-80 по своим характеристикам, в том числе и топливной экономичности, мог вплотную приблизиться к современному Т-90».

По данным газеты, сейчас на складах Минобороны находится около 3 тыс. танков Т-80БВ, еще 200 машин (Т-80У) стоят на вооружении танковой Кантемировской дивизии.

topwar.ru

Модернизированные танки Т-80БВ морской пехоты Северного флота

Как сообщил ресурс «Военный Осведомитель» в социальной сети «ВКонтакте», в ходе прошедшей 4 мая 2018 года репетиции военного Парада Победы в Мурманске впервые были публично продемонстрированы модернизированные танки Т-80БВ, оснащенные многоканальным прицелом наводчика «Сосна-У» и встроенной динамической защитой «Реликт».

Модернизированные танки Т-80БВ с многоканальным прицелом наводчика «Сосна-У» и встроенной динамической защитой «Реликт» на репетиции Парада Победы в Мурманске, 04.05.2018 (с) Военный Осведомитель / vk.com/milinfolive

Со стороны bmpd укажем, что, предположительно, это танки свежесформированной в составе 61-й отдельной Киркенесской Краснознаменной бригады морской пехоты Северного флота отдельной танковой роты (штатная численность 10 машин), прошедшие модернизацию в 2017 году на АО «ОмскТрансМаш» (входящем в состав АО «НПК «Уралвагонзавод»). 

Данные модернизированные танки, видимо, не относятся к варианту Т-80БВМ, модернизация по которому должна осуществляться по заключенному АО «НПК «Уралвагонзавод» 24 августа 2017 года контракту с Министерством обороны России на модернизацию 62 танков Т-80Б до уровня Т-80БВМ (с поставкой по 31 единице в 2018 и 2019 годах). Наиболее характерным внешним отличием продемонстрированных в Мурманске модернизированных танков Т-80БВ от известных опытных образцов Т-80БВМ является отсутствие дополнительной защиты бортов и кормы корпуса. Можно предположить, что решение об отказе дополнительной защиты бортов и кормы на танках морской пехоты является сознательным в силу возможных весовых и габаритных ограничений, налагаемых требованиями эксплуатации танков в морской пехоте.

Напомним, что в годовом отчете за 2016 год АО «Специальное конструкторское бюро приборостроения и автоматики» (СКБ ПА; Ковров, Владимирская область), специализирующегося на разработке стабилизаторов вооружения, специальных систем автоматического управления, навигационных и гироскопических систем, электроприводов и гидроприводов, сообщалось о разработке СКБ ПА конструкторской документации на стабилизатор вооружения для модернизации танка Т-80БВ с ПНМ «Сосна-У» по техническим требованиям АО «ОмскТрансМаш» в интересах Министерства обороны России и об изготовлении двух опытных образцов. В отчете сообщалось, что в 2017 году по гособоронзаказу АО «ОмскТрансМаш» планировалось провести модернизацию 10 единиц Т-80БВ (предположительно, описание варианта модернизации Т-80БВ с ПНМ «Сосна-У»).

О формировании в бригадах морской пехоты ВМФ России отдельных танковых рот, оснащенных танками Т-80БВ, уже сообщалось.

Модернизированные танки Т-80БВ с многоканальным прицелом наводчика «Сосна-У» и встроенной динамической защитой «Реликт» на репетиции Парада Победы в Мурманске, 04.05.2018 (с) Военный Осведомитель / vk.com/milinfolive (первоисточники: Вечерний Мурманск, iren_maxx и Alex Luzanov )

bmpd.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *