Планер своими руками: чертежи, схемы, инструкция

5 Октябрь 2016       ditim      Главная страница » Бабушкин архив      Просмотров:   3,477

В одном из старых номеров журнала «Пионер» дается инструкция, чертежи и схемы, как сделать простую модель планера типа «А-1» своими руками, в домашних условиях.

Модель планера летает без мотора и воздушного винта, плавно снижаясь, планируя, как бы скользя в воздухе. Запускается она обычно с леера. Леер — это толстая нитка длиной в пятьдесят метров с колечком на конце. На модели планера есть крючок, на него-то и надевается это колечко.

Запускать модель надо против ветра. Она, подобно воздушному змею, устремляется вверх и поднимается на высоту около сорока пяти метров. В этот момент запускающий ослабляет леер, кольцо соскальзывает с крючка, и модель летит свободно. Когда ветра нет, запускающему приходится пробежать немного с леером, чтобы модель и в безветрие поднялась примерно на ту же высоту. Если модель попадет в восходящий воздушный поток, она не станет снижаться и даже может начать набирать высоту.

Модели планеров бывают разного размера. В авиамодельном спорте наиболее распространены два типа моделей: «А-2» и «А-1». «А-2»—большая модель, с размахом крыльев около двух метров. Такие модели, если они хорошо отрегулированы, летают по две — три минуты, а иногда могут даже совсем скрыться из виду. Но они сложны, построить их могут только опытные авиамоделисты.

Детям при помощи взрослых можно заняться постройкой не таких больших и более простых моделей — «А-1». Размах крыла этой модели—1 000—1 200 миллиметров, и летает она в среднем от одной до двух минут. К этим моделям предъявляется одно непременное требование: суммарная площадь крыла и стабилизатора ее должна быть не больше 18 квадратных дециметров, а вес в полете — не меньше 220 граммов.

Модель планера «Пионер»

Детали и  материалы-заготовки

Для постройки модели (рис. 1) необходимо заранее подготовить следующие материалы-заготовки:

1. 18 пластинок из фанеры толщиной 1 мм или 1,5 мм или из картона толщиной 2 мм; размер каждой пластинки — 130X10 мм
2. Сосновую рейку сечением 12X3 мм, длиной 1 110 мм.
3. Сосновую рейку сечением 5X4 мм, длиной 1 110 мм мм.
4 а. Сосновую рейку сечением 7X7 мм, длиной 650 мм.
4 б. 4 сосновые рейки сечением 7X3 мм, длиной каждая—250 мм.
5. 2 сосновые рейки сечением 10X2 мм, длиной 130 мм каждая.
6. 2 листа писчей бумаги.
7. 1 лист фанеры толщиной 3 мм или плотного картона толщиной 4 мм размером 340X120 мм.
8. Лист фанеры толщиной 3 мм или плотного картона размером 200X100 мм.
9. 2 сосновые рейки сечением 10ХЗ мм, длиной каждая 700 мм.
10. Сосновую пластинку толщиной 3 мм, размером 25X15 мм.
11. Сосновую рейку сечением 10ХЗ мм, длиной 130 мм.
12. Сосновую рейку сечением 5Х2 мм, длиной 150 мм.
13. Сосновую рейку сечением 5Х2 мм, длиной 120 мм.
14. 5 сосновых реек сечением 3Х2 мм, длиной каждая 90 мм.

15. Сосновую пластинку толщиной 2 мм, размером 100Х25 мм.
16. 2 сосновые рейки сечением 3Х2 мм, длиной каждая 400 мм.
17. Сосновую рейку сечением 3Х2 мм, длиной 85 мм.
18. Сосновый брусочек сечением 5Х3 мм, длиной 120 мм.
19. 2 листа папиросной бумаги 400Х500 мм для обтяжки крыла и оперения.
20. Дубовый или бамбуковый штырек длиной 25 мм, диаметром 4 мм.
21. Резиновую ленту сечением 1Х4 мм, длиной 1 500 мм.
22. 30 гвоздей длиной 8 мм.
23. Нитроклей, его можно заменить казеиновым или столярным.
24. Суровую нитку длиной 50 м для леера с кольцом на конце, сделанным из проволоки толщиной 1 мм.

Перед кольцом к лееру крепится треугольный флажок из материи длиной 300—400 мм и шириной 50 мм.

На всех рисунках и в тексте детали обозначаются одной и той же цифрой. Каждая деталь делается из заготовки. Чтобы узнать размеры заготовки, из которой надо делать деталь, отыщите в списке заготовок цифру, которой обозначена деталь.

Как сделать планер: крыло

По шаблону 1 (рис. 2), вырезанному из картона, надо по возможности точнее острым ножом или лобзиком вырезать из фанеры или из картона 18 нервюр, придающих крылу определенный профиль. Для удобства все 18 заготовок лучше заранее сбить гвоздиками в стопку и выпиливать все нервюры одновременно.

Затем для задней кромки 2 надо заготовленную рейку сострогать рубанком на треугольное сечение и изогнуть ее над огнем спиртовки или керосиновой лампы в двух местах, отступив по 240 мм от каждого конца так, чтобы концы рейки слева и справа были бы подняты на 140 мм от середины. Перед сгибанием места изгибов смочите водой.

После этого в местах расположения нервюр (рис. 3) сделайте ножовкой прорези глубиной 2 мм и шириной 1 мм (рис. 2).

Передняя кромка 3 изготавливается из сосновой рейки; она изгибается точно так же, как и задняя кромка. Затем из реек 4а и 4б собирается основная продольная деталь крыла — лонжерон 4. Рейку 4а надо обрезать (ее длина—-650 мм) и по концам ее приклеить и привязать нитками рейки 4б так, как это показано на рисунке 3. При этом надо следить, чтобы концы этих реек были приподняты на 140 мм над серединой.

Теперь надо разметить карандашом на доске по чертежу (рис. 5)

положение нервюр, лонжерона и кромок и укрепить булавками на доске переднюю, заднюю кромки и лонжероны (рис. 6).

Нервюры надеваются поверх лонжерона, концы их вставляются в прорези в задней кромке и носки плотно прижимаются к передней кромке.

Все места соединения деталей крыла надо тщательно смазывать клеем. Задняя и передняя кромки соединяются на клею под прямым углом рейкой 5, концы которой крепятся к задней и передней кромкам посредством бумажных накладок 6. Для жесткости в месте перелома передней кромки крыла надо наклеить бумажные угольники.

После того как клей высох, надо, вынув булавки, снять крыло с доски и острым ножом срезать одну грань передней кромки так, чтобы передняя кромка не выступала за контур профиля. Затем проверить, не перекошено ли крыло. Если есть перекос, его можно устранить, изгибая крыло над электроплиткой.

Далее крыло надо обтянуть папиросной бумагой 19. Прямую центральную часть крыла и концевые части, отогнутые кверху, надо обтягивать отдельно. Причем верх и низ этих частей тоже обтягиваются отдельно: сначала низ, а затем верх (рис. 7).

После обтяжки надо спрыснуть крыло водой из пульверизатора и уложить его на ровную доску, под концы крыла проложить подпорки, к ним прижать крыло какими-нибудь грузами и в таком виде оставить сохнуть (рис. 8).

Фюзеляж и киль

Передняя часть фюзеляжа из фанеры или картона вырезается по рисунку 9. На носок передней части наклеиваются с обеих сторон накладки 8 и схватываются гвоздями. Вверху сделайте пилотскую кабину с летчиком, как показано на рисунке 9.

Поперек плоскости передней части фюзеляжа 7 укрепляется на клею штырек, выстроганный из бамбука. Потом с боков передней части фюзеляжа на клею и на гвоздях крепятся рейки 9 так, как это показано на рисунке 4. Поверх реек 9 также на гвоздях и на клею укрепляется сосновая пластинка 10, вырезанная по рисунку 4. Между рейками 9 на клею надо проложить на расстоянии 100 мм «сухарики» 11, вырезанные из сосновой рейки.

Киль плоский, он собирается на клею из реек и бумажных угольников на плоской доске по размерам, указанным на рисунке 5: передняя кромка 12, задняя кромка 13, верхняя кромка 14 и нижняя кромка 15 из сосновой пластинки.

Бумажные угольники надо наклеивать сначала с одной стороны (рис. 4), когда киль прижат к доске булавками. Затем киль надо снять и приклеить угольники симметрично с другой стороны. Собранный киль устанавливается между рейками фюзеляжа 9 так, как это показано на рисунке 4. Места соединения проклеиваются, и рейки соединяются с килем двумя гвоздиками.

Нижняя часть киля, выступающая под рейками, оклеивается с обеих сторон писчей бумагой, а верхняя часть киля тоже с обеих сторон обтягивается папиросной бумагой.

Стабилизатор

Стабилизатор собирается на ровной доске также, как и киль.

Передняя и задняя кромки 16 и нервюры 17 делаются из сосновых реек. Размеры стабилизатора показаны на рисунке 5. Для крепления к фюзеляжу стабилизатора к нему клеем и нитками крепится сосновый брусочек 18. Стабилизатор обтягивается папиросной бумагой сверху сплошным листом.

Сборка и регулировка модели

Наденьте крыло на фюзеляж и туго прижмите его резиновой лентой 21. Стабилизатор вставляется брусочком 18 между рейками 9 и хвостовой частью фюзеляжа.

Перед стабилизатором и за ним рейки 9 надо туго перевязать резиновой лентой. Поглядите на модель спереди: стабилизатор должен быть параллелен крылу, у крыла и стабилизатора не должно быть перекосов.

Собранную модель планера надо уравновесить и проверить, правильно ли расположен ее центр тяжести. Для этого уравновесьте модель, удерживая крыло на двух пальцах. Пальцы ваши должны находиться примерно на кружочке, которым на рисунке 5 обозначен центр тяжести. Если хвост модели перевешивает, в носок фюзеляжа насыпьте дроби.

Регулировать модель планера надо сначала над травой или над снегом, запуская ее с колена легким толчком, а затем уже переходить на запуск из рук с полного роста. Если модель задирает нос при запуске, следует понемногу прибавлять загрузку в носок фюзеляжа или несколько уменьшить угол установки крыла, слегка подрезав сверху пластинку 10.

Если же модель летит круто носом вниз, надо увеличить угол установки крыла, сделав дополнительную тонкую подкладку на ту же пластинку.

Отрегулировав модель при запуске из рук, можно переходить к запуску с леера. Кольцо леера надевается, как на крючок, на нижний «рог» фюзеляжа.

Запускать модель с леера надо строго против ветра, причем первые запуски надо производить сначала при слабом ветре.

И. Костенко, журнал «Пионер», 1959 год

Метки: планер своими руками, как сделать планер своими руками в домашних условиях, чертежи, модель планера.

Похожие статьи

babudacha.ru

Бумажные летающие модели. Анохин П.Л. » Перуница


В книге даны разные типы планеров, изготовленных из бумаги. Такие модели легко сделать дома вместе с детьми. Занятия авиамоделизмом особенно увлекательны, когда модель похожа по своему виду на настоящий самолёт и её полётом можно управлять.

Ведение


Тысячи юных авиамоделистов с большим интересом строят различные летающие модели у себя дома, в школьных кружках, пионерских лагерях, в Домах пионеров.

Занятия авиамоделизмом особенно увлекательны, когда модель похожа по своему виду на настоящий самолет и ее полетом можно управлять. Однако сделать такую модель из деревянных частей не так просто; работать придется несколько недель. Летать такая модель может только на открытом воздухе в хорошую погоду.

Чтобы хорошо себя подготовить к постройке сложных летающих моделей, следует начинать с бумажных моделей планеров и самолетов.

Для бумажных моделей не понадобится ни кусочка дерева, ни клея, ни ниток. В то же время бумажные модели имеют много различных форм и конструкций. Есть модели настолько простые, что даже и начинающий авиамоделист сможет их сделать за несколько минут.

Есть бумажные модели и более сложные, требующие для своего изготовления часа или даже двух часов внимательной работы. Но зато эти модели можно сделать похожими на любой самолет «большой» авиации, вплоть до реактивных самолетов.

Каждая правильно сделанная бумажная модель летает как на открытом воздухе, так и в комнатах. Дома или в школьном зале, на дворе или в пионерском лагере — везде с бумажными моделями можно проводить интересные игры и соревнования.


Пионер, школьник, строя модель, учится чертить, владеть простыми и сложными инструментами, изучает наглядно сначала только важнейшие части самолета и их назначение, а затем и более подробно устройство настоящего самолета и планера.

Запуская свою модель, юный авиамоделист познакомится с влиянием на полет направления и скорости ветра, с восходящими потоками воздуха, признаками погоды.

Постройка моделей приучает школьника к труду, стремлению совершенствовать свои навыки, глубоко изучать авиационную технику..

Научившись строить и запускать простые бумажные модели, пионер и школьник легче усвоит более сложные конструкции моделей.

И если пионер вдумчиво и серьезно займется авиамоделизмом, то
можно быть уверенным, что он делает свои первые и верные шаги на пути к овладению настоящими авиационными профессиями, к тому, чтобы стать конструктором самолетов, летчиком, штурманом.

Несмотря на то, что бумажные модели давно известны, нередко встречаются авиамоделисты и инструкторы, которые не знают особенностей постройки хорошо летающих бумажных моделей и не умеют использовать их высокие летные свойства для увлекательных игр и соревнований. Вот почему эту книгу о простейших в авиамоделизме моделях мы излагаем не как учебник, а сразу знакомим с занимательными полетами бумажных моделей.

Для опытного моделиста нетрудно будет и построить модели, описание которых дано в первом разделе книги. Начинающему же авиамоделисту рекомендуем начинать с простейших образцов, например «Фигурный самолет», «Учебная летающая модель».

  • Ведение
  • Модели летающие на открытом воздухе.
  • Планер «ПБК» («Пролетит больше километра»).
  • «Рекордный планер» (97 метров на ровном поле).
  • Планер «1953».
  • Модель гидросамолёта.
  • Модель планера «летающее крыло».
  • Игры и соревнования с моделями на открытом воздухе.
  • Соревнования на дальность полёта (на ровном месте).
  • «Скоростной перелёт».
  • «Дальние перелёты» (два варианта).
  • Соревнования на продолжительность и дальность полёта (со склона).
  • Соревнования на лучший фигурный полёт.
  • Круговой перелёт.
  • «Зеркальный полёт».
  • «Воздушный парад».
  • «Воздушные маневры».
  • Лётчики-герои и модели их самолётов.
  • Первые герои Советского союза. Спасение челюскинцев.
  • Модели самолётов «Яковлев» и «Лавочкин».
  • Модели реактивных самолётов.
  • Стройте свои конструкции моделей.
  • Бумажные модели и уроки физики.
  • Пособие по детскому авиамоделизму. Любимая книга моего детства

Из комментариев к книге


Пользовался я этой книгой, взяв ее в библиотеке в те годы! Сейчас, увидев ее здесь, на выдаче, вспомнил ее и ностальгически вздохнул — «Да, было, было… «. Хорошая книга и для развития рук и головы очень даже подходит, несмотря на то, что сейчас в магазинах можно купить все что угодно из летательных аппаратов — начиная от вертолета и самолета до шикарного и могучего «Дрона». Но сделанное своими руками иногда более радостно, чем купленное в магазине. Тысячи кружковцев в свое время буквально зачитывали эту книгу до дыр и сделали немало летающих бумажных моделей, что приносило глубокое удовлетворение и радость Творчества… Спасибо за эту Чудесную книгу! 🙂

* * *


У меня в оригинале есть, летом с ребятами делали модели, летают замечательно, дети в восторге, мне тоже понравилось.
Они там все летают, модели действующие. Только поднастроить и вперёд

Скачать: 1anokhin_p_l_bumazhnye_letayushchie_modeli.djvu [10 Mb] (cкачиваний: 318)

www.perunica.ru

Удачная модель летающего крыла — Паркфлаер

        Не знаю почему, но меня все время тянуло построить летающее крыло. Возможно взирая на его простоту и быстроту постройки. Построенные мною модели, а их было четыре, летали быстро, но были очень неустойчивые в полете и норовили сорваться в штопор. Пять минут пилотирования такой моделью просто выматывали.
        Один знакомый моделист, узнав о моих неудачных попытках, подарил мне б/у готовое летающее крыло (без электроники), заявив при этом «летает оно просто супер», «носится оно как угорелое» и «на нем был установлен мощный движок».
Вот на что способна дання модель

 

Но вначале шло не все так гладко как на этом видео

     
      Приехав на поле с уже установленной начинкой на модель, я был настроен шустренько полетать. Но не тут то было. Крыло в упор не хотело лететь. После примерно десяти неудачных попыток (благо спасала высокая растительность) крыло потерпело окончательное крушение.
       Позвонил знакомому и рассказал о неудаче, но он упорно твердил, что модель летала у него устойчиво, быстро, четко слушалась рулей. «Наверное, у тебя неправильная центровка» заключил он.
      Через неделю я решился еще раз попробовать. Отремонтировал крыло и без начинки (с одними только сервомашинками) начал искать центр тяжести, пуская крыло с руки как планер. Оказалось оно отлично планирует. И тут до меня дошло, что виной всему была очень большая нагрузка на крыло. Я перестарался с двигателем (D2826-6 2200kv) и аккумулятором (3s 1500 мАч).
       В итоге на модель были установлены имеющиеся в наличии перемотанный двигатель Turnigy 3020 1200kV и аккумулятор Rhino 3S 610 mAh (хватает на пять-шесть минут). Второй выезд в поле и крыло полетело. Правда, не совсем плавно. Теперь сказывался центр тяжести. Пару монет примотанных изолентой, несколько кликов триммерами и результат превзошел все ожидания. Практически как в симуляторе.

Представляю Вашему вниманию первый полет. Водитель с перепугу перевернул камеру.

   Для желающих повторить модель, пожалуйста чертежи в формате автокада Крыло чертеж.dwg  или в PDF Крыло чертеж.pdf 

      По постройке из-за простоты конструкции особо описывать нечего. Профиль крыла обязательно симетричный. Половинки крыла вырезаются термоструной из пенопласта 25-30 плотности или из экструдированого пенопласта по шаблону. На форуме не раз описано как это сделать. Консоли крыла также возможно изготовить из потолочной плитки, согнув ее пополам (сгиб предварительно проклеиваем скотчем). Елевоны бальза, на крайний случай из линейки (тогда нос самолета нужно удлинить). Капот изготавливается по бутылочной технологи с последующей шлифовкой и окраской (по желанию). Как изготовить болванку для капота описано в статье  «Деревянный болван для капота модели, мой опыт.»

        Фюзеляж модели выполнен из липы и бальзы (дно и крышка фюзеляжа) толщиной 2 мм (как вариант линейки и потолочка). V-образность крыла не делаем, иначе будет плохая реакция на рули (моя ошибка на первых двух моделях). Аккумулятор, приемник крепим на липучке

Несколько фоток для наглядности.


Рекомендуемая силовая установка:
— Двигатель весом 25-35 грамм, чем оборотистее, тем лучше, например Turnigy 3020 1800kV, Turnigy 2205 1400kV, и т.д. и соответствующий регулятор.
— Аккумулятор 3S 600-1000 мАч с хорошей токоотдачей (использованные мной Rhino 3S 610 mAh честно говоря работают на пределе).
— Пропеллер максимум 7 дюймов, у меня был в наличии АРС 7*4. Тяги з больши запасом. Заказал для пробы АРС 5,5*5,5 sport. Прибавка к скорости незначительная, а вот полетное время на максимальном газу выросло с пяти до семи минут.
Полетный вес модели без аккумулятора составил 215 грамм. Центр тяжести находится в 9 сантиметрах от передней кромки крыла. 

P.s. После десятка полетов я решился прицепить камеру Mobius (предварительно сместив аккумулятор  на пару сантиметров ближе к двигателю). Модель стала более плавно летать и хуже реагировать на рули, но с поставленой задачей справилась.
«Видео с Мобиуса»

www.parkflyer.ru

Летающее крыло ВЖИК. | RC Воздух

Многие начинающие авиамоделисты задаются вопросом: «с какой модели начать учиться летать». Для мня выбор пал на модель летающего крыла «Вжик». Выбрал я её прежде всего из-за простоты изготовления и тяжело убиваемой конструкции. Этой модели хватает для того чтобы обучиться основам полета и простым фигурам пилотажа таким как: мертвая петля, бочка. А когда поднадоест просто летать на ней, можно устраивать бои в компании с друзьями.

Основные характеристики:

Что нам понадобится.

Инструмент:

  • Нож канцелярский (можно хобийный)
  • Металическая линейка
  • Тонкий маркер
  • Наждачная бумага на бруске
  • Если есть, то бор машинка
  • Канцелярские булавки

Материалы:

  • Потолочная плитка (потолочка)
  • Экструдированный пенопласт
  • Клей для потолочной плитки Дракон (или аналоги)
  • Скотч прозрачный, цветной, двухсторонний
  • Алюминиевая пластинка для моторамы
  • Бамбуковые палочки для шашлыка

Приступаем к изготовлению

Мой способ изготовления немного отличается от первоисточника (ребят которые придумали эту модель). Теперь модель более усилена, и как мне показалось некоторые отдельные шаги изготовления стали проще. Ну приступим.

Вот чертежи:

1. Берем потолочную плитку. У потолочной плитки одна сторона с прочной корочкой (еще может быть окрашена в какой нибудь цвет), это у нас наружная сторона. Разметку будем наносить с внутренней стороны. Для начала нам надо обрезать края потолочки по 5мм чтобы убрать скос. Получаем чистый размер 490 на 490 мм.

Далее наносим разметку на нижние и верхние пластины согласно чертежу и вырезаем используя канцелярский нож и металлическую линейку.

2. Наносим линию по которой мы будем стачивать под скос заднюю кромку крыла на нижних пластинах. Для этого Вам понадобится шкурка, наклеенная на брусок (или как у меня покупной вариант, но на бруске лучше).

Получаем вот такой результат.

3. Для получения прочного шва по всей длине передней кромки приклеивается полоска потолочной плитки шириной 15 мм, а сверху на нее еще одна полоска длинной 480 мм, которая начинается от носа модели. После высыхания клея, приклеенные по передней кромке полоски сточить шкуркой на треугольник. Результат можно увидеть на фотографии.

4. Теперь переходим к изготовлению центральной части крыла. Центральная часть крыла изготавливается из экструдированного пенопласта, она добавит крылу жесткости и облегчит склейку крыла за счет большой поверхности.

— Берем экструдированный пенопласт толщиной 30 мм.

— Вырезаем заготовку размерами 20см х 33см

— На заготовке наносим разметку отсеков для электроники, и с боку контуры по которым будем стачивать заготовку для того чтобы ей придать форму.

— Обрезаем лишнее спереди, чтобы получить стреловидность.

— Заготовку необходимо положить на обе половинки нижней части крыла и по верху приклеенных полосок на передней кромке провести линию на заготовке. По начерченной линии видно сколько надо стачивать по передней кромке. Наивысшая точка заготовки 30 мм, а по краю 27 мм (на фото нанесена примерная разметка).

— После всех подготовок заготовки берем и снимаем ненужную часть заготовки канцелярским ножом (можно термо струной для резки пенопласта) и окончательно доводим форму с помощью наждачной бумаги на бруске. Результат можно увидеть на фотографии.

— Берем две нижние половинки крыла проклеиваем клеем центральную часть где будет находиться пенопластовая заготовка. Потом соединяем две половинки крыла, и ложем на них заготовки хорошо прижав каким-нибудь грузом (в моем случае это были гантельки).

5. Закрываем законцовку крыла полоской экструдированного пенопласта шириной 15 мм. И придаем ей форму, вооружившись наждачной бумагой на бруске.

6. Делаем лонжероны из экструдированного пенопласта. Вот чертежи лонжеронов — вид сверху.

— Вырезав лонжероны, ложем их на нижнюю часть крыла где предварительно расчерчено их место.

— Берём длинную линейку и прилаживаем ее к лонжерону, что бы она ложилась на сердцевину и законцовку нашего летающего крыла.

— Прочерчиваем линию, по которой будем обрезать лишнюю часть лонжерона и проделываем то же самое с другой стороны лонжерона.

— После того как линии обреза расчертили, обрезаем канцелярским ножиком лишнее и если надо зашкуриваем наждачной бумагой на бруске.

— Когда лонжероны готовы, приклеиваем их к нижним пластинам нашего крыла на размеченной заранее области.

7. Теперь нам необходимо усилить место установки серво-машинок.

— для начала необходимо разметить на нижней пластине крыла где мы будем приклеивать кусочек пенопласта. Я для этого выбрал примерно середину крыла, у Вас это может быть немного ближе к сердцевине.

— Потом берем и вырезаем кусочки пенопласта по размеченному нами размеру и приклеиваем их.

— После того как кусочки пенопласта приклеились, их необходимо зашкурить убрав лишнее (как показано на фотографии).

— Перед заклеиванием крыла верхней пластиной желательно продумать как в середине будут проходить провода серво-машинок и сделать там отверстия. Это облегчит вам операцию по протяжке проводов в середине крыла.

8. Следующей операцией, берем верхнюю пластину крыла и по передней кромке с внутренней стороны проводим вилкой борозды. После застилаем это место газеткой и вооружившись куском трубы или скалкой разглаживаем это место как «тесто». Эта операция облегчит приклеивание изогнутой передней кромки.

— После того ка пластины подготовлены наносим клей на поверхности передней кромки крыла, пенопластовую сердцевину, лонжероны и заднюю кромку.

— Накладываем верхнюю пластину крыла на место склеивания и фиксируем ее канцелярскими булавками как показано на фотографии.

— После полного высыхания  аккуратно достаем из крыла канцелярские булавки и наждачкой на бруске зашкуриваем переднюю кромку.

9. Приступаем к обтяжке модели. Обтяжку производим цветным скотчем. Скотч необходимо наносить внахлест по 5 мм. После полного обтягивания крыла, его можно прогладить теплым утюгом через бумагу (главное не переборщите с температурой, чтобы не прожгло или не повело модель).

10. Следующим этапом делаем отверстия под аппаратуру. Размеры у каждого будут разные в зависимости от того какая у Вас аппаратура и аккумулятор.

— Сразу обрезаем слой потолочной плитки со скотчем. Далее наводим границу бортика, который оставим для того чтобы на него потом могла упираться крышка.

— Вооружившись бор-машинкой выбираем лишний пенопласт и получаем отсеки для аппаратуры как показано на фотографии.

— В отсеке для аккумулятора вклеиваем кусочки липкой ленты (заранее купленной в швейном отделе), а также приклеиваем на аккумулятор. Липкая лента будет надежно держать аккумулятор в отсеке и снизит вероятность выпадения аккумулятора из отсека при бочках (если плохо закреплена крышка отсека).

— Так же делаем отверстия в крыле под серво-машинки. По краям отверстия (спереди и сзади) вклеиваем тонкий кусочек фанерки или бобышки из бальзы, для того чтобы было к чему прикрутить серво-машинку.

— Протаскиваем провод серво-машинки в отсек, где будет стоять приемник. Вставляем серво-машинку и прикручиваем ее.

11. Следующим этапом делаем элевоны.

— Элевоны вырезаем из листа потолочной плитки и обтягиваем скотчем.

— Петли можно использовать покупные или нарезать из старой дискеты. Перед вставкой петель в отверстия промазываем клеем, потом делаем сквозные отверстия и вставляем туда фиксаторы из зубочисток (это предотвратит выпадение элевонов при жестких зацепах об траву).

— Кабанчики на элевонах используем покупные или делаем из стеклотекстолита. Отверстия кабанчиков должны располагаться на уровне между элевоном и крылом, когда элевон находится в нейтральном положении.

— Когда элевоны установлены, необходимо проклеить скотчем на стыке элевона и крыла как показано на чертеже.

— Тяги делаем из стальной проволочки или можно использовать бамбуковые палочки для шашлыка. Размер тяг подгоняем, предварительно выставив машинки в нейтральное положение.

12. Следующим этапом делаем мотораму из алюминиевого или дюралевого листа толщиной примерно в 1,5 мм (я брал кусочек алюминиевого карниза).

— Мотораму выгибаем буквой «Г» таким образом, чтобы плоскость на которую будет прикручиваться мотор была перпендикулярна нижней поверхности крыла (в данном случае оси крыла).

— Моторама крепится стяжками, но не самыми тонкими. С двух сторон крыла еще делаются накладки, для того чтобы не деформировать крыло стяжками. Накладки можно сделать из старых телефонных карточек. Еще между накладкой и моторамой необходимо приклеить двухсторонний скотч.

13. На этом этапе сделаем ущи для крыла. Берем лист потолочки и по чертежам вырезаем два уха. После вырезания обтягиваем скотчем. К крылу уши крепятся скотчем. Приклеивать не стоит, так как показала практика ими часто цепляются за что то.

Все, модель готова! Осталось только настроить аппаратуру и вперед летать!

При настройке модели не забудьте выставить экспоненту, чтобы модель не такая верткая была. Центер тяжести у модели находиться на расстоянии 135 мм от задней кромки (там где расположен мотор).

Ну и напоследок видео как летает крыло и как оно выбрасывается из рук:

carsin.ru

СХЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПЛАНЕРА

Схематические модели являются лишь схемой настоящих машин, отсюда их название. Существует три вида схематических авиамоделей: модели планеров, самолетов и гидросамолетов (рис. 99). Схематические авиамодели отличаются от других простотой изготовления, малым весом и высокими летными качествами. Основные размеры и характеристики модели планера (рис. 100) следующие:

размах крыла — 1100 мм;
средняя хорда — 119 мм;
максимальная хорда — 130 мм;
площадь крыла — 13,1 дм2;
удлинение крыла — 9,25;
длина модели — 900 мм;
размах стабилизатора — 420 мм;
площадь стабилизатора — 3,6 дм2;
высота киля — 100 мм;
площадь киля — 0,7 дм2;
масса модели — 122 г;
нагрузка на несущую поверхность — 7,3 г/дм2.

Пользуясь сборочным чертежом (рис. 101), начертим в натуральную величину необходимые детали. Постройку модели начнем с крыла. Крыло состоит из передней и задней кромок, одиннадцати нервюр и двух концевых закруглений. Кромки крыла сделаем из сосновых реек. Их длина — 990 мм, сечение в центре 5×8 мм, на концах — 3X5 мм. Для концевых закруглений возьмем бамбук диаметром 7—8 мм и длиной 350— 400 мм.

Изогнув его по чертежу, расколем вдоль на две части. Обработаем концевые закругления так, чтобы на концах они имели сечение 3X6 мм, а в центре — 2 X X 3 мм. При этом верх оставим плоским, а низ — полукруглым. Нервюры крыла также изготовим из рассеченного вдоль бамбука. Они должны иметь высоту 2 мм, ширину 3 мм, верх — плоский, низ — полукруглый.

Высота изгиба нервюры — от 8 до 10% ее длины. Соединим кромки с концевыми закруглениями. Для этого, отступив от концов кромок и закруглений на 25—30 мм, сделаем потом аккуратный срез на угол. Полученную плоскость выровняем напильником. Смазанные клеем срезы сложим и обмотаем нитками, уложив их виток к витку. Нервюры соединяются с кромками так же, как и в моделях, сделанных из соломы, т. е. на кромках делают проколы и вставляют туда заостренные концы нервюр. Проверив правильность установки нервюр, места соединения смажем клеем.

Если крыло получилось непрочным, его можно усилить лонжероном. Лонжерон делают из сосновой рейки. Сверху он должен быть плоским, снизу — полукруглым. Привязывают его к нервюрам с нижней стороны крыла на первой трети его ширины (рис. 102). Места соединений промазывают клеем. Для крепления крыла к фюзеляжу сделаем кабанчик (рис, 103, а) из липовой дощечки толщиной 20 мм и длиной 210 мм. Его ширина должна соответствовать ширине силовой рейки фюзеляжа. Передний выступ кабанчика на 10 мм выше заднего.

Это придает крылу угол атаки, равный 4°. Кабанчик с крылом соединим нитками с клеем. Нитки положим крест-накрест 6—8 раз. При этом будем следить, чтобы кабанчик стал параллельно нервюрам и перпендикулярно кромкам. Для схематических моделей существуют и другие способы крепления крыла к фюзеляжу. К силовой рейке из тростника крыло можно присоединить с помощью небольших подкосов из листового алюминия (рис. 103, б). Небольшие подкосы показаны и на рис. 103, в. Они сделаны из проволоки и листового алюминия.

Их верхние лапки привязывают нитками к кромкам крыла, а нижние — к планочке из бамбука или сосны. Концы этой планочки привязывают резинкой к силовой рейке фюзеляжа. На рис. 103, г изображен большой подкос. Он держит крыло высоко над рейкой. Планочку этого подкоса соединяют с силовой рейкой резинкой или специальными хомутиками из листового алюминия, жести. Переднюю и заднюю кромки стабилизатора приготовим из сосновых реек сечением 3X5 мм, концевые закругления — из бамбука сечением 2,5 X 4 мм.

Нервюры прогнем так же, как и у крыла, но верх у них сделаем полукруглым, низ — плоским. Средняя нервюра, при помощи которой стабилизатор крепится к рейке, должна быть длиной 160—170 мм, плоской формы. Ее сечение 2,5 X 8 мм. Привяжем ее к кромкам так, чтобы концы выступали на 10—12 мм. Киль изогнем из бамбука сечением 2,5 X 4 мм. Фюзеляж схематической модели должен быть легким, прочным и жестким, т. е. не изгибаться и не перекашиваться при закрученном резиномоторе. Силовую рейку чаще всего делают из прямослойной сосны (рис. 104).

Для уменьшения массы ее можно склеить из двух реек, облегченных внутри. Авиамоделисты, живущие на юге нашей страны, обычно используют для силовой рейки тростник. Для установки на ней подшипника и заднего крючка резиномотора в ее конце вклеивают небольшие бобышки из липы. А чтобы силовая рейка не изгибалась от натяжения резиномотора, на ней ставят тонкую стойку из бамбука и через нее натягивают растяжку из катушечной нити № 10. Силовую рейку нашего планера выстругаем длиной 750 мм.

Сечение основное — 10 X 12 мм, в конце — 10 X X 5 мм. Носовую часть фюзеляжа (рис. 105) изготовим из дощечки (лучше липовой) толщиной 10 мм. В ней сделаем вверху отверстие для засыпки груза, а по бокам наложим фанерные щечки. Щечки соединим с носовой частью клеем и гвоздиками. Когда клей высохнет, обработаем носовую часть так, чтобы в месте установки крыла она была плоской, а в остальных местах имела овальную форму.

Носовая часть соединяется с силовой рейкой приклеиванием. Теперь, когда все детали планера готовы, обтянем крыло, стабилизатор и киль папиросной бумагой. Крыло — с верхней стороны, стабилизатор — с нижней, киль — с двух сторон. Как производить обтяжку модели смотрите здесь. В окончательном, отделанном виде, части схематической модели планера должны иметь следующую массу: фюзеляж — 57 г, крыло — 51 г, хвостовое оперение — 14 г.

Масса всей модели — 122 г. Приступим к сборке модели. Привязав стабилизатор за выступающие концы средней нервюры к силовой рейке фюзеляжа, определим ЦТ модели. Наиболее точный способ его нахождения заключается в подвешивании модели на нитке (рис. 106). Крыло установим на силовой рейке так, чтобы ЦТ располагался на передней трети ширины крыла.

Рис. 99. Схематические летающие модели планера, самолета, гидросамолета

Рис. 100. Схематическая модель планера

Рис. 101. Сборочный чертеж первой схематической модели планера

Рис. 102. Установка лонжерона на крыле схематической модели

Рис. 103. Приспособление для крепления крыла к силовой рейке

Рис. 104. Возможные конструкции силовых реек фюзеляжа

Рис. 105. Носовая часть фюзеляжа

 

Похожие статьи:

Модели планеров → ОБТЯЖКА И ОТДЕЛКА СХЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ

Модели планеров → ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Модели планеров → МЕТАТЕЛЬНЫЙ ПЛАНЕР

Модели планеров → СХЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПЛАНЕРА

Модели планеров → РЕГУЛИРОВКА И ЗАПУСК СХЕМАТИЧЕСКИХ ПЛАНЕРОВ

rc-dom.ru

Обзор р/у модели самолёта Z-84 типа «летающее крыло»

Приветствую уважаемых читателей! В очередном моём обзоре речь пойдёт об авиамодели типа «летающее крыло».

Доставка заняла стандартные 25 суток. Почта отнеслась к коробке довольно бережно:

На упаковке указаны основные параметры модели:

Длина: 405 мм
Размах крыльев: 845 мм
Полётный вес: 300 г
Тип модели: Летающее крыло

Комплектация модели BNF, что расшифровывается, как «Подключи и летай». То есть, в комплекте нет передатчика, приёмника, аккумулятора и зарядного устройства для него. Однако, мне досталась версия с аккумулятором, чему я был однозначно рад 🙂

Аккумулятор двухбаночный (напряжение 7,4 В) ёмкостью 1300 мАч и рейтингом по току 35С. Последняя цифра означает, что аккумулятор способен продолжительное время отдавать ток 1300Х35=45,5 А. Это отличный показатель, учитывая, что регулятор в комплекте 30-амперный (производитель не указан). То есть, имеем полуторакратный запас по току.

Вес аккумулятора 92 г:

Давайте посмотрим, что же лежало в коробке:

Видео распаковки будет в конце обзора.

Инструкция на английском языке приличного формата с чёткими чёрно-белыми картинками и пошаговой иллюстрацией сборки. Ошибиться невозможно. Справится даже тот человек, который никогда не был связан с этим хобби.

Самолёт состоит всего из пяти элементов: фюзеляж, два крыла и два киля:

Открываем крышку фюзеляжа и видим бесколлекторный мотор, уже закреплённый в мотораме, присоединённый к нему регулятор оборотов и силовой разъём типа «T»

Как уже было сказано выше, производитель регулятора не указан (можно предположить, что это дешёвый ноунейм), есть лишь маркировка HW 30A. После облёта выяснилось, что регулятор работает отлично.

Маркировка на моторе А2208/8Т

На странице товара указано, что мотор имеет 2600 kV (об/В). Производитель также не указан. За 3 полёта с ним ничего не случилось. Нет ни люфтов, ни лишних звуков, ни биения. Работает мягко, звук приятный.

Пропеллер в комплекте размера 7Х4 (диаметр 7 дюймов, шаг — 4)

Порадовало наличие адаптера

На фото со страницы товара его нет:

Справедливости ради стоит отметить, что с адаптером возникли проблемы при установке. Посадочный диаметр оказался прослаблен. Вопрос был решён с помощью бумажной прокладки. Мелочь, а неприятно.

Пропеллер потребовал балансировки:

Но это «фишка» практически всех китайских пропеллеров, я к этому давно привык и браком не считаю.

Качество декалей (наклеек) откровенно порадовало. Очень прочные и липкие:

Их монтаж проблемы не составил:

Но это я чуть-чуть забежал вперёд. Немного о сборке:

В комплекте есть клей для EPO (так называется материал типа пенопласта, из которого сделана модель) весьма неплохого качества. После нанесения на поверхность и выдержки около 10 секунд схватывается очень крепко.

Порядок сборки: сначала в одно крыло вклеивается карбоновый лонжерон, затем получившаяся конструкция приклеивается к фюзеляжу. После этого приклеивается второе крыло:

Затем вклеиваются кили:

И только после этого нужно наклеить декали:

Всё, можем переходить к сборке электронной части:

Сервоприводы уже установлены в свои места, их нужно только слегка закрепить несколькими каплями клея:

Для управления модели я использовал передатчик Spektrum Dx9 и приёмник Orange Rx615 стандарта DSM2:

Приёмник разместил рядом с регулятором и подсоединил к нему разъёмы от сервоприводов и ESC:

Установил аккумулятор в отсек и, передвигая его вперёд-назад, отбалансировал модель на перевёрнутом вверх ногами стуле (стандартный способ балансировки авиамодели):

В комплекте также находился балансировочный грузик (в видео это показано), причём весьма кстати. Без него балансировка не получалась (положение ЦТ обозначено в конце инструкции).

Всё, можно отправляться в полёт!

Но сначала, как я обещал, видео распаковки:

И вот он, первый полёт:

Выяснилось, что центровка нужна более тщательная. Но это — особенность всех моделей типа «летающее крыло». Самолёт немного кабрирует. Впрочем, в третьем полёте (на видео это видно) он вёл себя уже более адекватно. Испортившаяся погода не позволила мне пока что отстроить модель идеально, но я это обязательно сделаю!

Доработка потребовалась всего одна: я вклеил в переднюю часть крышки фюзеляжа неодимовый магнит, а напротив него в фюзеляж — стальную шайбочку. Фиксация крышки ощутимо улучшилась (на видео облёта это показано).

Ну вот, в принципе, и всё. До новых встреч, друзья! 🙂

mysku.ru

Проектирование летающих моделей планера. Авиамоделизм |

Проектирование летающих моделей планера, а. тем более самолета является ответственной и сложной задачей. Ответственной потому, что в полете ошибка конструктора может вызвать гибель или поломку модели, в которую было вложено много труда. Сложность же задачи заключается в том, что летающая модель имеет свои специфические особенности полета.

Кроме того, модель должна обладать хорошей устойчивостью, так как весь ее полет от взлета до посадки никем не управляется.

Но задача конструктора, который изготовил и запустил модель, добиться того, чтобы о«а не только держалась в воздухе, но и подчинялась определенным его желаниям, обладала хорошей устойчивостью и достаточной прочностью всех частей при возможно меньшем весе.

Если первые летающие модели строились на основании изобретательской интуиции, без точного знания сил и законов, которым подвержена модель, то в настоящее время теория и практика авиамоделизма дают возможность конструктору не только заранее знать летные свойства модели, но и те силы, которые действуют и на отдельные ее части и на всю модель в целом.

Как известно, силами, приложенными к модели, являются: сила тяги винта; сила веса и аэродинамическая сила, или сила сопротивления воздуха, получающаяся от действия последнего на движущуюся модель.

Величина, направление и точки приложения указанных выше сил зависят от многих факторов. Так, например, аэродинамическая сила зависит от формы и размеров отдельных частей модели и от ее скорости; сила тяги при данном моторе — от формы, диаметра и шага винта, а сила веса — от размеров и конструкции отдельных частей, а также от материала, из которого эти части изготовлены.

Управлять этими факторами в известных пределах может сам конструктор.

В настоящее время авиамодельная техника выдвинула ряд специфических требований к каждому классу и типу моделей. Задача руководителя кружка — добиться, чтобы юный авиамоделист-конструктор не слепо копировал хорошо летающие модели, а грамотно проектировал новые, свои модели, придерживаясь этих требований.

Руководитель кружка должен помнить, что для грамотного проектирования, а затем постройки летающей модели кружковцу нужно иметь понятие об основных аэродинамических силах — подъемной силе и лобовом сопротивлении — и о том, что требуется для их изменения в, ту или иную сторону.

Не менее важно для юных авиамоделистов при проектировании модели уяснить работу мотора и воздушного винта, без чего невозможно добиться наилучших результатов в использовании развиваемой мотором мощности, а винтом — тяги.

Наконец при проектировании и конструировании модели юному конструктору нужно уметь заранее определить ее будущий вес и точку приложения силы веса (центр тяжести) . Если этого не сделать, построенная модель не взлетит или окажется неустойчивой. Поэтому руководитель должен внимательно следить за работой авиамоделистов и вовремя внести соответствующие исправления.

Определение веса летающей модели потребует от конструктора умелого обращения со статистическим материалом.

Ни одна модель, как бы замечательно она ни была задумана, не будет хорошо летать, если ее сильно перетяжелить. Слишком легкие модели, так же как и очень тяжелые, летают плохо. Правда, на практике редко кто из авиамоделистов строит слишком легкие модели. Перетяжеляют же свои модели очень многие. Чаще всего это происходит у начинающих моделистов из-за того, что они не знают границ веса модели. Между тем выдержать заданный вес и определить необходимый вес очень просто.

Опытные авиамоделисты, проектируя и строя свои модели, стремятся максимально облегчить конструкцию модели, чтобы большая доля полетного веса приходилась на ре-зиномотор или бак с горючим. Поэтому, изготовляя модель, надо тщательно взвешивать ее части, стараясь при той же прочности сделать их более легкими.

В процессе работы допустимы небольшие отклонения, то-есть одна часть модели может быть сделана легче, а другая тяжелей. В общей же сумме Бес модели должен соответствовать процентному отношению, указанному в таблице.

Занятия по проектированию модели начинают с изыскания схемы и ее рациональных размеров. В настоящее время для каждого класса и типа моделей существуют установленные опытным путем некоторые наиболее выгодные соотношения размеров частей, их формы и компоновки.

Составляя проект летающих моделей, необходимо придерживаться определенного порядка. Это приучает юных техников к последовательности и плановости в работе. Вот в каком порядке осуществляется проектирование модели:

1.         Выбор мотора, если это модель самолета.

2.         Выбор схемы.

3.         Выбор основных размеров.

4.         Выбор наиболее выгодных аэродинамических форм и сечений.

5.         Определение веса модели и ее частей.

6.         Конструирование отдельных частей и их крепление.

7.         Определение размеров и сечения деталей в зависимости от действующих на них

нагрузок.

8.         Изготовление и компоновка макета модели.

9.         Вычерчивание   рабочего   чертежа модели

Прежде чем авиамоделисты приступят к составлению эскизного проекта летающей модели, им необходимо четко и ясно указать на основные требования, которые предъявляются к будущим моделям, и объяснить, каким образом выполнить эти требования.

Основным условием при проектировании модели являются аэродинамические требования: наименьшее сопротивление формы профиля крыла, оперения, фюзеляжа, интерференции и пр.; получение наибольшего коэффициента подъемной силы, хорошая устойчивость модели на всех режимах полета.

Особенно важную роль при проектировании модели играют такие требования, как скороподъемность, дальность, продолжительность, скорость полета, скорость снижения и др. Именно эти требования и определяют основное назначение модели и ее тип.

Простейший способ определения наиболее выгодных размеров основан на зависимости отдельных параметров модели от одного главного — размаха крыла. Этим способом обычно пользуются руководители авиамодельных кружков, когда обучают моделистов проектировать и конструировать свои первые модели. Порядок проектирования может быть следующим:

1.         Выбор размаха крыла и удлинения.

2.         Выбор основных размеров модели.

3. Определение площадей: крыла, стабилизатора, киля, миделя фюзеляжа.

4.         Выбор профиля крыла и оперения.

5.         Определение веса модели и нагрузки.

6.         Расчет воздушного винта.

7.         «Выбор шасси и определение конструкции модели.

При работе с кружковцами руководитель должен учитывать, что указанные на схемах размеры являются средними. Поэтому во время проектирования, можно допускать небольшие — 10— 15% —отклонения как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения тех или иных рекомендуемых размеров.

Прежде чем приступить к определению размеров и составлению эскизного проекта летающей модели, необходимо определить схему модели. Наиболее распространенной схемой современных моделей является сво-бодяонесущий моноплан с верхним расположением крыла.

Но монопланная схема бывает и с низко расположенным крылом. Это должен учитывать руководитель кружка, так как юные авиамоделисты часто задумываются, какую же из них лучше выбрать. Руководитель должен разъяснить авиамоделистам преимущества той и другой схемы.

При верхнем расположении крыла достигается большая поперечная устойчивость модели, а также в некоторой степени улучшается и спиральная устойчивость.

Монопланная схема с верхним расположением крыла применяется для всех летающих моделей парящего и рейсового типа. Крыло, расположенное сверху фюзеляжа, проще сделать подвижным, оно упрощает конструкцию, регулирование модели, уменьшает ее вес и делает модель, более живучей.

Конструкции с низким и. средним расположением крыла более пригодны для скоростных моделей, летающих на корде или по прямой. Схема модели с низко расположенным крылом облегчает балансировку в продольном отношении, так как центр тяжести модели легче совместить с линией тяги винта. Для скоростной модели самолета это особенно важно, ибо улучшается ее продольная устойчивость.

Остановимся на некоторых основных вопросах проектирования летающих моделей.

Модель планера. Основным критерием в оценке хорошо летающей модели планера является минимальная скорость ее снижения. Такая модель обладает наибольшей возможностью парения даже в слабых восходящих потоках, а значит, может набрать большую высоту и покрыть значительное расстояние.

Минимальная скорость снижения модели, как известно, зависит от ее аэродинамического качества и скорости полета. Чем выше качество модели и меньше горизонтальная скорость полета, тем меньшей будет скорость ее снижения.

Скорость же полета зависит от нагрузки на несущую поверхность. Нагрузка в авиамоделизме измеряется в граммах на квадратного дециметр площади крыла, включая и площадь стабилизатора. В последние годы для уменьшения нагрузки стабилизатор модели стали делать несущим, то-есть его профиль делается или плоско-выпуклым или вогнуто-выпуклым и устанавливается под некоторым положительным углом атаки в 1—2°.

На качество крыла влияет его форма в плане. Лучшим крылом в плане считается элипсовидное, на практике же больше всего встречается прямоугольное крыло с закругленными концами и удлинением 8—10. Такое крыло наряду с хорошими аэродинамическими данными наиболее выгодно для устойчивости модели в полете. В некоторых случаях крылу придают форму трапеции, но такое крыло сложнее выполнить, так как приходится рассчитывать каждую нервюру крыла в отдельности.

Стабилизатору следует придавать такую же прямоугольную форму, но с меньшим, чем у крыла, удлинением — 4—6.

«Киль обычно делается одновременно с фюзеляжем, а его форма выбирается самим конструктором. При этом необходимо учитывать, что более высокий киль эффективнее выполняет свои функции. -Высота киля поэтому берется в 2—2,5 раза больше его средней ширины.

Форма фюзеляжа (вид сбоку) может быть самой разнообразной. А сечение его в большинстве случаев делается многогранным, переменным. Минимальная площадь наибольшего поперечного сечения фюзеляжа для модели планера должна быть:

где: SKp — площадь крыла, a S2O — площадь горизонтального оперения.

При проектировании модели планера необходимо обращать внимание и на устойчивость модели. Для летающей модели наиболее опасна спиральная неустойчивость. При запуске моделей иногда бывает так, что хорошо отрегулированная, на первый взгляд, модель, запущенная с длинного леера на высоту и предоставленная сама себе, вдруг от случайного порыва ветра делает произвольный разворот в какую-нибудь сторону и резко теряет высоту. Такой разворот происходит от различных углов атаки на концах крыла или перекоса киля. Но чаще всего он объясняется спиральной неустойчивостью данной модели.

Причина такой неустойчивости — чрезмерно большая площадь киля при малом поперечном угле V крыла, и под действием порыва воздуха модель кренится и начинает скользить в сторону опущенного конца крыла. Если модель спирально устойчива, то, изменив резко направление полета, она сама восстанавливает горизонтальное положение. Если же модель спирально неустойчива, то начавшееся скольжение( ее увеличивается. При этом модель переходит в нисходящую спираль со скольжением, скорость полета ее все более увеличивается, а радиус разворота уменьшается.

Наиболее эффективным способом устранения спиральной неустойчивости модели в полете явится уменьшение площади киля. На практике часто приходится устранять это явление, обрезая киль с верхнего его конца.

На рисунке 3 приводятся схемы определения характерных размеров схематической и фюзеляжной моделей планера, которые рекомендуются нами для начинающих авиамоделистов. Размеры всех частей моделей даются в определенной зависимости от одного главного размера — размаха крыла, который берется в среднем для схематической модели 1,2 м, для фюзеляжной 2,0 м.

Для крыла фюзеляжной модели планера мы рекомендуем профиль с относительной толщиной, составляющей 10—12% длины хорды крыла (рис. 4).

Модель самолета с резиновым мотором. Наиболее интересной и доступной для изготовления моделью самолета является резиномоторная модель самолета высотнопарящего типа.

К проектированию и конструированию резиномоторной модели самолета предъявляются очень серьезные требования: наряду с максимальными возможностями набора высоты при работающем моторе, а затем хорошим планированием и даже парением в термических потоках воздуха она должна быть особенно устойчивой, а также и легкой.

Главная трудность проектирования резиномоторной парящей модели заключается в ее регулировании, так как воздушный винт значительного диаметра (доходит до 50%) и мощный резиномотор (до 60% веса от всей модели) создают в начале ее полета большой избыток тяги, а отсюда возникает опасность «взмывания» модели и крутой вираж от реактивного момента винта в обратную сторону его вращения.

Эта опасность устраняется при регулировании модели поворотом оси винта в обратную сторону вращения на 2—4° и наклоном оси вниз на 5—8°, а также частично сравнительно большой площадью стабилизатора.

Форма крыла в плане берется прямоугольная, с закругленными концами и со значительным поперечным углом V — до 12°. Если же У делается тройной, тогда распределение углов будет другое — в центре 6—8°, а на полуразмахе 16—18°.

Для улучшения аэродинамических качеств на современных парящих моделях делаются шасси, убирающиеся при взлете. Наиболее распространенной схемой в настоящее время является схема модели с одноколесными шасси в передней, части и двумя хвостовыми костылями. Функции хвостовых костылей в данном случае выполняют кялн (шайбы), размещенные на концах стабилизатора.

Когда модель стоит на земле, стойка (или стойки) такого шасси удерживается в выпущенном состоянии силой веса модели. После взлета стойка шасси вначале под влиянием сопротивления воздуха, а позднее от натяжения резинки отклоняется назад. В убранном состоянии стойка шасси удерживается силой натяжения той же резинки.

Размах крыла резиномоторной модели в среднем берется 1,2 м. Иногда для большей устойчивости крыло модели крепится к фюзеляжу высоко на специальном пилоне или на подкосах. Наиболее распространенный способ крепления крыла — это крепление на верхней части фюзеляжа с помощью небольшой надстройки, которое дает возможность легко передвигать крыло во время регулировки. Простейшим и наиболее практичным способом соединения подвижного крепления крыла с фюзеляжем является крепление с помощью резинки, которая охватывает фюзеляж поперек и прижимает крыло. Крылья, прикрепленные резинкой, редко ломаются при грубых посадках и легко передвигаются по фюзеляжу при регулировании модели.

Продолжительность моторного полета и максимальная высота модели зависят от соотношения веса резинового мотора к весу конструкции. Вес резинового мотора должен составлять не менее 35% от общего веса модели. Наличие такого мощного мотора вызывает необходимость делать воздушные винты большого диаметра, с широкими лопастями (до 14% от диаметра) и вогнутым профилем. В данном случае летные качества модели зависят от винта с максимальным кпд.

Воздушный винт представляет собой наиболее ответственную деталь летательной машины, так как является почти единственным аппаратом, создающим для летающей модели тягу в полете. Небольшие изменения кпд винта резко отражаются на летных свойствах модели самолета. Поэтому качеству изготовления винта следует уделить самое серьезное внимание.

Желательно, чтобы лопасти воздушного винта во время планирующего полета модели после раскручивания мотора складывались вдоль фюзеляжа или чтобы винту был обеспечен свободный ход (винт не должен соединяться с резиновым мотором). Все это улучшает аэродинамическое качество модели.

Основное требование, предъявляемое к моторному полету высотной модели, —максимальный набор высоты, а к планирующему — минимальная скорость снижения. Оба эти фактора находятся в прямой зависимости друг от друга, и поэтому при проектировании модели их приходится решать совместно. Так, например, на летные качества модели в обоих случаях полета влияет профиль крыла и стабилизатора. Для крыла профиль нужно брать тонкий (6—8%), вогнуто-выпуклой формы, максимально изогнутый в передней трети его толщины. Для стабилизатора — плоско-выпуклый той же толщины (рис. 6).

Не менее важное значение в проектировании резиномоторной модели имеет ее прочность. Модель должна быть легкой, но в то же время и прочной. При полете модель испытывает большую нагрузку от сопротивления воздуха и, если не будет прочной, может поломаться в воздухе.

Парящая модель самолета с механическим двигателем. Модели самолетов с механическими двигателями строятся двух типов и назначений. Во-первых, парящие модели, использующие при полете ограниченное количество горючего и могущие за короткое время работы двигателя (20 сек., не более, как принято на состязаниях) взлетать на большую высоту—100—150 м, а затем с остановившимся двигателем полого планировать или, если имеются термические потоки воздуха, парить минутами и часами, улетая на десятки километров от старта.

Во-вторых, модели, рассчитываемые на длительный полет, так называемые рейсовые, использующие во время своего полета работу бензинового или компрессорного мотора с большим запасом горючей смеси.

Фюзеляжные модели самолетов с механическим двигателем в отличие от моделей с резиновым мотором имеют большие размеры. Например, размеры моделей с мотором до 5 см3 будут: для парящей модели — размах крыла — 1 600—1 800 мм, длина модели— 1100—1200 мм, вес (полетный)-— 600—700 г; для рейсовой модели: размах крыла — 2 500—3 000 мм, длина модели — 1 250—1 500 мм, вес без горючего — 900 — 1 100 г.

Нагрузка на несущую площадь ограничена и должна быть для обоих типов моделей не менее 12 г/дц2 и не более 50 г/дц2.

Юным авиамоделистам мы предлагаем строить модели парящего типа. Выбор основных размеров такой модели показан на схеме (рис. 7).

Парящая модель самолета с механическим двигателем, так же как и резиномоторная, имеет свои особенности в регулировании и запуске. Основная трудность в создании моделей этого типа — это обеспечить модели устойчивость во время моторного . полета, происходящего под большим углом к горизонту, и последующий переход на планирование.

Руководителю кружка необходимо учитывать и разъяснять учащимся, что моторный полет происходит на максимальных оборотах мотора и тяга винта иногда превышает вес модели.

В настоящее время есть модели такого типа, которые набирают высоту более 200 м под углом в 70—80° к горизонту. В данном случае.вес модели поддерживается в воздухе не подъемной силой, создаваемой крылом, а тягой винта. При этом поступательная скорость в момент набора высоты бывает зачастую меньше, чем при планирующем полете. Кроме того, иногда во время резкой остановки мотора модель почти останавливается в воздухе. Такая модель будет набирать скорость, необходимую для планирующего полета,   не  с  режима пикирования, а с режима парашютирования. Для того чтобы модель перешла на угол планирования с минимальной потерей высоты, необходимо ее крыло устанавливать высоко над центром тяжести.

Высокое расположение крыла на модели осуществляется с помощью специально изготовленного высокого пилона (широкой профилированной стойки).

Воздушный винт для этрго типа летающей модели желательно изготовлять специально, с малым относительным шагом — h = = 0,5—0,6.

Изготовлять парящую модель с механическим двигателем следует очень аккуратно. Профиль крыла нужно брать вогнуто-выпуклый, средней толщины, примерно около 12% от длины хорды крыла (рис. 8). Для стабилизатора профиль берется плоско-выпуклый толщиной 8—10% от длины хорды стабилизатора. Крыло и стабилизатор делаются прямоугольной формы с плавными закруглениями на концах. V крыла — тройное. В центре угол V равен 5—6°, а посередине полуразмаха— 18—20°. Мотор желательно капотировать.

Ограничить работу мотора можно двумя способами: заполнив небольшой бачок определенным количеством горючего или установив часовой механизм, который перекрывал бы доступ в мотор горючего или воздуха. На состязаниях время работы мотора ограничено в пределах от 10 до 20 сек.

Скоростные модели, летающие по кругу. Среди большого количества классов и типов летающих моделей за последние годы в нашей стране широко развился новый и интересный вид модели — модели, летающей по кругу. Такая модель управляется в полете при помощи шнура-корда и называется кордовой (рис. 9).

Управлять полетом летающей модели стремятся многие авиамоделисты. Кордовая модель позволяет до некоторой степени осуществить это желание.

Кордовые летающие модели представляют большой спортивный интерес, так как позволяют проводить соревнования как по скорости, так и по технике выполнения фигур высшего пилотажа: петли Нестерова — прямой и обратной, полета на спине и других сложных фигур.

Кордовые летающие модели делятся на две группы: скоростные и пилотажные (рис. 9)…

Модели этих двух групп очень сильно различаются друг от друга по внешнему виду и аэродинамическим характеристикам.

Если кружковцы изъявят желание строить такую модель самолета, то руководитель должен обратить их внимание при выборе формы и размеров на качество изготовления обтекателей, на необходимость изучения режима работы мотора, а значит, его налаживание, подбор горючей смеси с целью увеличения мощности мотора.

Чтобы уменьшить лобовое сопротивление модели и улучшить обтекаемость ее воздухом, модели придают плавные закругленные формы: предельно уменьшают площадь ми-делевого сечения фюзеляжа и делают его веретенообразной формы; площадь крыла и оперения сокращают настолько, чтобы нагрузка не превышала 200 г/дц2 (установленная норма). Для этого же профиль крыла скоростной модели делают двояковыпуклым, несимметричным, или плосковыпуклым; профиль стабилизатора — симметричным (рис. 10). Детали крепления скрывают внутри крыла и оперения. Поверхность всей модели тщательно отделывают: лакируют или полируют.

Чтобы придать модели устойчивость, необходимо правильно уравновесить, расположить центр тяжести. Центр тяжести такой модели может быть расположен на 20% хорды крыла.. Передняя центровка (даже на передней кромке крыла с более мощным двигателем) облегчает управление моделью на больших скоростях и улучшает ее устойчивость в полете.

Примерная форма модели и ее размеры показаны на схеме (рис. 9). Причем для стандартного мотора К-16, выпускаемого заводом ЦК ДОСААФа, размах крыла следует брать не более 800 мм.

Запуск кордовой модели можно проводить на любой площади, достаточной для взлета.

Основное требование, предъявляемое к пилотажной модели самолета, летающей по кругу на корде, — легкая управляемость в полете, которая  достигается эффективно работающим рулем высоты при хорошей и самостоятельной устойчивости модели как в горизонтальном, так и в фигурном полете. Размеры модели зависят от одного главного — размаха крыла. Размах крыла для этой модели можно брать около одного метра.

Перевернутый полет пилотажной модели оказался возможным благодаря применению на крыле толстого симметричного профиля 16% (рис. 11). Такой профиль дает возможность крылу создать достаточную подъемную силу на малых скоростях полета как в нормальном положении, так и в перевернутом виде и, что самое главное, уменьшить радиус троектории при выполнении прямой и обратной петли.

Крыло пилотажной модели оснащается закрылком по всему размаху крыла, отклоняющимся вверх и вниз на одинаковый угол с рулем высоты. Система отклонения закрылков тесно связана с системой рычагов руля высоты (рис. 9). Такое устройство при угле атаки, равном нулю, и моторе, находящемся в несмещенном состоянии, обеспечивает модели необходимую устойчивость и управляемость.

Чтобы предотвратить возможность крена и виража модели, внутрь круга в конце крыла кладут свинец.

Для хорошей маневренности и управляемости модели в полете, а также сохранения устойчивости стабилизатор пилотажной модели делается больше, чем у скоростной, и устанавливается очень близко от крыла — на расстоянии, равном полутора хордам крыла или немного меньше.

Площадь руля высоты должна составлять 5% от площади крыла.

По своему весу модель делается очень легкой, причем нагрузка на несущую площадь не должна превышать 20 г/дц2.

После того как кружковцы познакомятся с основами проектирования летающей модели того или иного типа, они должны научиться делать эскизы будущей модели. Обсудив и утвердив эскиз на кружке, можно переходить к конструированию модели.

midas-beton.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *