Содержание

Самоходная артиллерийская установка «Гвоздика»: фото и характеристики

В начале 70-х годов в Советском Союзе появилось несколько артиллеристских установок с «цветочными» названиями: «Гвоздика», «Акация», «Тюльпан», «Гиацинт» и «Пион». Самоходная гаубица «Гвоздика» создавалась для поражения и уничтожения вражеской живой силы, артиллерии и минометных подразделений. С ее помощью обеспечивается проход по минным полям и через различные заграждения. Эти установки очень скоростные и маневренные.

Что такое гаубица

Слово «гаубица» произошло от немецкого haubitze. В переводе это означает оружие, которое предназначено для метания камней. Если говорить об артиллерийском орудии, то гаубица – военное приспособление для стрельбы по наземным целям под углом 70 градусов. Если открыть толковый словарь, то значение данного слова описывается по-разному, но основной смысл не меняется.

Гаубица – это та же пушка, но с меньшей длиной ствола. Скорость снаряда в начале движения также уступает скорости движения пушечного. Стенки в стволе гаубиц делают тоньше. Если у этих двух орудий одинаковый калибр, то их вес значительно отличается. Пушка намного тяжелее.

Самоходная установка «Гвоздика» является артиллерийской системой, которая до сих пор применяется вооруженными силами разных стран.

Создание и развитие первых самоходных артустановок в Советском Союзе

Во все времена войн и сражений необходима была техника, которая могла сопровождать наступающие войска и поддерживать их огнем. Артиллерийское оружие имело много разновидностей. Но все оно было не мобильное.

К началу 20 века уровень знаний конструкторов позволял заняться созданием самоходного орудия. В. Д. Менделеев в 1916 году предложил на суд военных свою разработку — очень тяжелую машину на гусеницах «Бронеход». Она имела защитную броню и пушку. В этом же году полковник артиллерии Гулькевич предложил проект тракторного самохода. Он был построен на Обуховском сталелитейном заводе. Его вооружили 3-хдюймовой пушкой и 2-мя пулеметами и обшили броней. В следующем году конструктор Н. Н. Лебеденко создал боевую машину на двух колесах. В 1920 году российские промышленники в Нижнем Новгороде выпустили целую партию танков. Идею создания они почерпнули у французов, изучив захваченный танк фирмы «Рено».

В 20-х годах к разработке машин подошли серьезно. Был объявлен конкурс на лучшее предложение по проектированию и построению бронированных машин. В 1922 году проект «Теплоход АМ» получил первую премию. Несмотря на массу 10 тонн, машина могла плавать по воде. При этом на вооружении у неё была 76 мм пушка.

Огромное значение для развития новых видов орудий имело создание Комиссии особых артиллерийских опытов. Под руководством бывшего генерала русской армии В. М. Трофимова комитет изучал проблемы баллистики и разрабатывал новые виды вооружения.

В 1922-23 гг. создали батальонный артиллерийский самоход на заводе «Красный Арсенал». В то время страна находилась не в лучшем положении, промышленно-экономическая база не давала возможности заняться серийным производством этих установок. В конце 20-х — начале 30-х годов над созданием новых видов оружия трудились такие заводы: «Красный Путиловец», им. Калинина №8, «Красный Арсенал» №7, Харьковский паровозостроительный, «Большевик» — а также множество конструкторов.

В начале Великой Отечественной войны внимание самоходной артиллерии почти не уделяли и вернулись к этому вопросу уже после победы.

Создание установки 2С1

Создание САУ «Гвоздика» было начато после отставки Хрущева 4 июля 1967 года. Это связано было с тем, что советская артиллеристская техника отставала от западной. После Великой Отечественной войны на вооружении в Советской Армии не было подобных САУ. Создание гаубицы поручили конструкторскому бюро, которое работало на заводе «Уралмаш». Руководил проектом Ф. Ф. Петров. А за шасси отвечал Харьковский тракторный завод и лично конструктор А. Ф. Белоусов. Специалисты проанализировали все технические характеристики арторудий, которые были выпущены за последние несколько десятилетий. И в кратчайшие сроки была создана система «Гвоздика» — установка, фото которой представлено ниже.

Башня и шасси

Функцию базового шасси в установке взял на себя тягач МТ-ЛБ. Для большей устойчивости ходовую часть дополнили ещё одним катком.

Гусеничная САУ 2с1 «Гвоздика» была оборудована местом для водителя и имела такие отделения: два боевых, управления и моторно-трансмиссионное.

Водитель-механик получил пространство, у которого были герметичные ограждения от остальных блоков, находящихся в 2с1 «Гвоздика».

В передней части башни слева находился наводчик, справа — заряжающий орудие, за наводчиком располагался командир установки.

Сзади в корпусе были созданы специальные места для хранения боеприпасов. Чтобы облегчить заряжание гаубицы, в башне установили механизмы для досылки снарядов и гильз. При помощи специального электрического или ручного привода башня разворачивалась на 360 градусов.

Гусеницы

САУ «Гвоздика» имеет огромные возможности для прохождения в труднодоступных местах. Это происходит благодаря гусеницам. Они выполнены из резины и металла. Их ширина на базовой модели составляет 400 мм. Есть возможность замены их на 670-мм гусеницы. Это повысит проходимость 2с1 «Гвоздика». Подвижная опора корпуса (опорные катки) оборудована индивидуальной подвеской с торсионами. Кроме того, на первом и седьмом колесах установлены гидравлические амортизаторы. Ведущие колеса расположены в передней части боевой машины, имеют зубчатые венцы, которые можно заменять при их износе. Натяжение гусениц обеспечивается при помощи механизма, который находится внутри корпуса. САУ «Гвоздика» наделена способностью двигаться по воде, преодолевая препятствия, ширина которых может составлять до 300 м. Высота волны при этом не должна быть более 150 мм, а течение должно не превышать скорость 0,6 м в секунду. Плавучесть машины обеспечивается за счет внутренней воздушной камеры. Она создана путем сваривания двух дисков между внешним кольцом с бандажом из резины и ступицей. Максимальная скорость передвижения САУ 2с1 «Гвоздика» при этом не превышает 4,5 км в час. При передвижении по воде число выстрелов не должно быть более 30.

Корпус и внутреннее устройство

Ракетная установка «Гвоздика» имеет бронированный корпус. Он изготовлен из стальных 20-мм плит. Такая защита позволяет обезопасить машину и экипаж от стрелкового оружия легкого поражения, осколков и мин. Броня выдерживает пулю диаметром 7,62 мм, выпущенную с расстояния 300 м из винтовки.

Топливный бак 2с1 «Гвоздика» — это шесть емкостей, связанных между собой, по три с каждой стороны. Общий объем составляет 550 литров. Этого хватает на прохождение расстояния в 500 км по шоссе.

Двигатель для самоходки изготовил Ярославский моторный завод. Четырехтактный дизельный мотор имеет 8 цилиндров и V-образную форму, расположен впереди. Мощность его составляет 240 лошадиных сил.

САУ «Гвоздика» снабжена коробкой передач с 11 передними скоростями и 2 задними.

Самоходную гаубицу 2с1 можно транспортировать по воздуху при помощи самолетов АН-12, Ил-76, АН-124.

Снаряды для «Гвоздики»

В настоящее время существует множество разновидностей снарядов, которые может использовать установка «Гвоздика».

Стандартный комплект снаряжения: 35 осколочно-фугасных и 5 кумулятивных. Все боеприпасы расположены вдоль стенок корпуса и башни.

Остановимся подробнее на тех снарядах, которые подходят для использования на САУ 2с1 «Гвоздика».

1. Осколочно-фугасные снаряды. Бронепробиваемость невысокая. Но используются наиболее часто, поскольку наносят огромный урон. При попадании внутрь танка снаряд взрывается. Это ведет к огромным потерям. Если снаряд не пробивает броню, он не может нанести большого вреда. Для защиты используют специальные экраны, которые не позволяют пробить наружную обшивку танка.

2. Кумулятивные боеприпасы. Лучше пробивают броню за счет образования кинетической энергии, как бы прожигая её насквозь. Бронепробиваемость не ухудшается с увеличением расстояния до цели. Защитой могут служить специальные решетки-экраны.

3. Осветительные снаряды. Предназначаются для освещения местности или для воспроизведения сигналов в темное (ночное) время суток. Применяют при сбрасывании с помощью авиации питания или снаряжения. Для торможения их движения используют парашюты.

4. Агитационные боеприпасы. Используют для информирования населения, которое находится на оккупированных территориях или в труднодоступных зонах.

5. Снаряды радиоэлектронного противодействия. Воздействуют на радиолокационные средства ПВО противника. Создают помехи для различных радиоволн.

6. Химические боеприпасы. Направлены на отравление противника ядами и химическими веществами. Снаряды могут разрываться глухо или громко. Это зависит от температуры кипения химического вещества. После попадания в цель образуется отравляющее облако.

7. Дымовые снаряды. Ослепляют и ставят плотную дымовую завесу. Рекомендуется применять, когда солнце находится за облаками, при небольшой силе ветра. Это увеличит действие задымления.

8. Снаряды со специальными поражающими элементами. Их применение не разрешено Гаагской конвенцией из-за тяжести наносимых ран. Внутри снаряда находятся стрелы с наконечниками.

Для осуществления стрельбы боеприпасами, которые сложены возле машины, в ней предусмотрена большая задняя дверь и транспортировочное устройство для подачи внутрь отделения.

Гаубица

Для создания самоходной установки использовали гаубицу Д-30, которая уже тогда была на вооружении у многих стран мира. Самоходная артиллерийская установка 2с1 «Гвоздика» потребовала реконструкции и доработки Д-30. Так появилась модификация Д-32 (2А31), которая идеально отвечала новым требованиям. 122-мм гаубица «Гвоздика» увидела свет благодаря КБ №9 и конструктору А. Ф. Белоусову. Основные отличия от её предшественницы — это наличие двухкамерного дульного тормоза и эжектор. Внутри ствола нанесено 36 нарезов. Длина всей трубы – 4270 мм, длина зарядной камеры – 594 мм. Вся ствольная группа имеет массу 955 кг. Сейчас такими устройствами оборудуют все современные артиллеристские установки. Поломка эжекционного устройства приведет к тому, что личный состав не сможет продолжить работу без противогазов.

Ствол орудия может наводиться в вертикальном положении от -3 до +70 градусов. Наведение на цель осуществляется с прицелов ПГ-2 и ОП 5-37. Орудие имеет вертикально-клиновой затвор. Повторно взводится при помощи полуавтоматического механизма. Весь затворный механизм имеет вес 35,65 кг.

Кумулятивными снарядами БП-1 установка стреляет при помощи специального заряда Ж-8. Дальность полета может составлять до 2 км. Снаряд начинает двигаться со скоростью 740 метров в секунду.

Если производится стрельба фугасным зарядом, дальность полета может составить 15,3 км. При стрельбе активно-реактивным снарядом она увеличивается до 21,9 км. Минимальное расстояние, на которое может быть отправлен боеприпас, составляет 4,07 км.

«Гвоздика» не относится к скорострельной технике. При стрельбе «с земли» орудие может производить 4-5 выстрелов в минуту. Если огонь ведут запасом снарядов на борту, то происходит 1-2 выстрела в минуту.

Технические и тактические данные

  • Экипаж машины — 4 человека.
  • Полная боевая масса — 15 700 кг.
  • Размеры: длина — 7,265 м, ширина — 2,85 м, высота — 2,285 м.
  • Броня – сталь 2 см.
  • Орудие — гаубица с 122-мм стволом Д-32.
  • Боевой комплект — максимально 40 снарядов.
  • Скорострельность — 4-5 выстрелов в минуту (максимально).
  • Дальность стрельбы — 4,07-15 км.
  • Максимальная скорость передвижения по шоссе — 60 км/ч.
  • Максимальная скорость передвижения по воде — 4,5 км/ч.
  • Расстояние на одной заправке – максимально 500 км.
  • Может преодолевать преграды: стена высотой 0,7 м, ров шириной 2,75 м.

В набор комплектующих входят такие составляющие:

Прибор наблюдения командира BDIN-3, прицел ПГ-1, артсистема управления огнем ПГ-2, ночной прицел наводчика PP81MN, прибор ночного видения для водителя TVN-M2, дизельный двигатель ЯМЗ-238Н-1.

Современные «Гвоздики»

Машину приняли на вооружение практически все страны Варшавского договора. До сих пор артиллерийская установка «Гвоздика» используется различными странами мира. Современные её модификации снабжены лазерным наведением «Китолов-2». Он был специально разработан для самоходки в Конструкторском бюро приборостроения в Туле. Такой снаряд без труда поражает любые бронированные подвижные и неподвижные цели. «Китолов-2» приняли на вооружение в 2002 году. Масса снаряда составляет 28 кг, длина – 1190 мм.

До сих пор продолжается серийное производство самоходной гаубицы 2С1 со 122-мм стволом.

Последняя модернизация проводилась в 2003 году. В городе Перми на предприятии «Мотовилихинские заводы» установка получила новое оборудование в виде автоматической системы управления наведением и огнем. После этого САУ присвоили новое обозначение — 2С1М1.

Установка «Гвоздика» есть в таких странах:

  • Азербайджан — 62 штуки.
  • Алжир – 145 штук.
  • Армения – 10 штук.
  • Белоруссия — 246 штук.
  • Болгария – 306 штук.
  • Босния и Герцеговина – 5 штук.
  • Венгрия – 153 штуки.
  • Грузия – 12 штук.
  • Демократическая Республика Конго – 12 штук.
  • Казахстан – 10 штук.
  • Польша – 533 штуки.
  • Республика Сербия – 75 штук.
  • Россия – 2000 штук.
  • Румыния – 6 штук.
  • Сирия – 400 штук.
  • Словакия- 49 штук.
  • Украина – 580 штук.
  • А также в Анголе, Ираке, Йемене, Ливии, Чехии и Эфиопии.

Самоходная гаубица «Гвоздика» производилась не только в России. Право на её изготовление получили Польша и Болгария.

В Российской армии эти гаубицы распространяются ограниченно. Их применяют в артиллерии горных мотострелковых бригад и в морской пехоте. Наибольшей популярностью пользуются 152-мм гаубицы.

До августа 2014 года артиллерийская установка 2с1 «Гвоздика» производилась на заводе в Харькове.

После того как кризис в Украине привел к военному противостоянию, владельцу завода, россиянину Олегу Дерипаске, запретили выпуск этого оружия. Кроме того, предприятию не продлили лицензию на выпуск снегоболотоходов и легкобронированных тягачей.

«Гвоздики» как экспонаты

Отдельные экземпляры САУ «Гвоздика» можно увидеть в различных музеях мира. В России эти боевые машины установлены в виде экспонатов или памятных постаментов в двенадцати местах.

В Музее техники Вадима Задорожного (Московская область), в мемориальном комплексе «Партизанская поляна» (г. Брянск), в Красноармейске Московской области возле НИИ «Геодезия», в столичном Парке Победы, в Суворовском военном училище (г. Москва), в Санкт-Петербурге, Ялуторовске и других городах.

В Белоруссии «Гвоздика» есть в Гомельском областном музее военной славы и в историко-культурном комплексе «Линия Сталина».

В Польше эти модели размещены в пяти военных музеях, в США — в трех, в Чехии — в одном.

В Украине такими самоходными орудиями располагали 6 экспозиций в разных городах страны.

Защита от «Гвоздики»

Для защиты необходимо применять сооружения из бетона, толщина стен которых не меньше 50-70 см. Строительные блоки для фундамента идеально подходят для создания укрытия. Если необходимо защититься в условиях города, то лучше всего использовать старые бомбоубежища, катакомбы и подвалы с хорошей глубиной. Очень опасным является прямое попадание снаряда.

Снаряды гаубиц и пушек обладают свойством сильно рассеиваться вдоль направления их движения. Поэтому их не применяют для поражения маленьких целей. Эффективно они могут быть использованы только при наличии у снарядов функции лазерного самонаведения. В связи с этим рекомендуется двигаться перпендикулярно предполагаемому направлению обстрела, увеличивая дистанцию между участниками колоны и скорость её передвижения.

fb.ru

2С1 » Гвоздика » | lemur59.ru

 

 
 

122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» предназначена для поражения открытой и укрытой живой силы, вооружения и военной техники противника. Разработка САУ 2С1 «Гвоздика» была начата по постановпению Совета Министров СССР №609-201 от 4 июля 1967 г. Артиллерийская часть САУ была создана в ОКБ-9 (-Уралмаш-) на базе 122-мм буксируемой гаубицы Д-30 и сохранила то же внутреннее устройство ствола, баллистику и боеприпасы. Новая гаубица получипа заводской индекс Д-32 и индекс ГРАУ 2А31. Шасси САУ 2С1 разработано специалистами ПО «Харьковский тракторный завод» на базе многоцелевого бронированного тягача МТ-ПБ. Первые четыре опытных образца 2С1 «Гвоздика» были сданы на полигонные испытания в августе 1969 года. На вооружение самоходка 2С1 «Гвоздика» принята в 1971 году, а в 1972 году начато ее серийное производство.
 

Корпус машины сварен из стальных плит, максимальная толщина которых достигает 20 мм. Такое бронирование обеспечивает защиту от огня легкого стрелкового оружия и осколков снарядов и мин малого калибра. Отделение управления и моторно-трансмиссионное отделение размещены в передней части корпуса, а боевое отделение — в средней и кормовой части корпуса, а также в башне. В башне размещаются три члена экипажа: впереди слева — наводчик орудия, за ним — командир установки и справа от орудия — заряжающий. В задней части корпуса самоходки хранятся боеприпасы.

Бронирование САУ противопульное и обеспечивает защиту от поражения бронебойными пулями калибра 7,62 мм на расстоянии 300 м.

Основное вооружение САУ 2С1 «Гвоздика» — 122-мм гаубица Д-32, размещенная в башне кругового вращения, которая установлена в кормовой части машины. Ствол гаубицы состоит из трубы моноблока, казенника, муфты, эжекциониого устройства и двухкамерного дульного тормоза. Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа. Подьемный механизм секторный с ручным приводом. Наведение орудия в вертикальной плоскости осуществляется в диалазоне углов от -3° до +70°. Тормоз отката гидравлический веретенного типа, накатник пневматический. Цилиндры тормоза отката и накатника закреплены в казеннике и откатываются вместе со стволом. Уравновешивание ствола производится пневматическим уравновещивающим механизмом толкающего типа. Механизм досылания электромеханического типа, предназначен для раздельной досылки снаряда и снаряженной гильзы в камору ствола после укладки их на лоток досылателя.

Самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» оборудована перископическим прицелом ПГ-2 (индекс 10П40), предназначенным как для стрельбы с закрытых позиций, так и для стрельбы прямой наводкой ПГ-2 состоит из панорамы, механического прицела с узлом согласования, оптического прицела прямой наводки ОП5-37, паpaллелограмного привода и электроблока.

Возимый боекомплект САУ 2С1 «Гвоздика» обычно состоит из 35 осколочно-фугасных и 5 кумулятивных снарядов. Самоходная гаубица может стрелять всеми типами боеприпасов от буксируемой гаубицы Д-30. Стрельба кумулятивным вращающимся снарядом БП-1 ведется специальным зарядом Ж-8 весом 3,1 кг; начальная скорость 740 м/с; дальность табличная 2000 м. Бронепробиваемость по нормали составляет 180 мм, под углом 60° — 150 мм, под углом 30° — 80 мм; от расстояния бронепробиваемость не зависит. При стрельбе фугасным снарядом максимальная дальность составляет 15300 м. При использовании активно-реактивного снаряда этот показатель возрастает до 21900 м. Также для нее был разработан снаряд с лазерным наведением «Китолов-2». Этот снаряд может с высокой степенью вероятности поражать неподвижные и движущиеся цели.

На самоходке установлен 210-киловаттный дизельный двигатель ЯМЗ-238, позволяющий машине развивать максимальную скорость по шоссе 60 км/ч, С двигателем сблокирована механическая трансмиссия. Ходовая часть самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика» состоит, применительно к одному борту, из семи опорных катков, ведущего колеса переднего и направляющего колеса заднего расположения, поддерживающих роликов нет. Опорные катки выполнены из алюминиевого сплава. Между ступицей и внешним кольцом с резиновым бандажом каждого катка приварены два диска, образующие внутреннюю воздушную камеру, которая увеличивает плавучесть машины. Ведущие колеса, расположенные в передней части корпуса, имеют съемные зубчатые венцы, что облегчает их замену при чрезмерном износе. Механизм натяжения гусениц размещается внутри корпуса. Регулировка натяжения гусениц также осуществляется изнутри машины. Гусеницы с резинометаллическими шарнирами имеют ширину 400 мм, но могут заменяться на более широкие (670 мм) для повышенной проходимости по снегу и заболоченным участкам.

Подвеска 2С1 «Гвоздика» состоит из четырнадцати торсионных валов, расположенных поперек машины. По этой причине опорные катки с правого борта смещены немного вперед по отношению к каткам левого борта. С балансирами первых и последних опорных катков взаимодействуют гидравлические амортизаторы автомобильного типа. Вертикальный ход этих опорных катков дополнительно регулируется пружинными буферами.

САУ 2С1 «Гвоздика» имеет герметический корпус и преодолевает водные преграды вплавь. Движение на плаву осуществляется посредством перематывания гусениц, при этом машина развивает скорость 4,5 км/ч. Однако здесь есть ряд ограничений. Так скорость течения воды не должна превышать 0,6 м/сек, а высота волн не должна быть выше 150 мм. Кроме того, при преодолении водных преград на борту установки не должно быть более 30 выстрелов.

Боевая масса 2С1 «Гвоздика» не превышает 16 т, что позволяет транспортировать ее самолетами военно-транспортной авиации. Машина этого типа состоит на вооружении сухопутных войск Алжира, Анголы, Болгарии, Венгрии. Ирака. Иемена, Ливии. Польши. России, Сирии, Словакии, Чехии, Эфиопии и бывшей Югославии.

Тактико-технические характеристики 122-мм САУ 2С1 «Гвоздика»


Боевая масса, т 15,7
Экипаж, чел. 4
Габаритные размеры, мм’
длина с пушкой вперед 7265
длина корпуса 7265
ширина 2850
высота 2285
клиренс, мм 400
Бронирование, мм: 20, круговая защита от бронебойной пули Б-32 с дистанции 300 м
Вооружение 122-мм гаубица Д-32
Боекомплект 40 выстрелов
Скорострельность, выстр./мин 4-5
Двигатель  ЯМЗ-23а, V-образный, 4-х тактный двигатель жидкостного охлаждения, мощность 210 кВт
Удельная мощность двигателя, кВт/т 13,4
Удельное давление на грунт. Мпа 0,047
Максимальная скорость, км/ч:
по шоссе 60
на плаву 4.5
Запас хода по шоссе, км 500
Запас топлива, л 550
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 0.70
ширина рва. м 2,75
глубина брода, м плавает

 

 

 

  

lemur59.ru

САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА 2С1 «ГВОЗДИКА»

В 1967 году, по постановлению Совета Министров № 609-201, были начаты работы по разработке САУ второго поколения 2С1 «Гвоздика». Разработкой занималось ОКБ-9 завода Уралмаш. После двух лет напряженной работы, в 1969 году, опытный образец новой самоходной артиллерийской установки поступил на полигонные испытания. Уже в 1971 году САУ 2С1 принята на вооружение. Высокая скорость разработки и изготовления объяснить довольно просто. Конструкторы использовали в качестве шасси тягач МТ-ЛБ, на который была установлена известная гаубица Д-30. Подвергнув Д-30 в гусеничном варианте небольшим конструктивным изменениям ей было присвоено наименование Д-32 (индекс ГРАУ 2А31).САУ 2С1 «Гвоздика» предназначена для подавления и уничтожения огневых средств пехоты, разрушения различных укреплений полевого типа, проделывания проходов в заграждения различных типов, как проволочных, так и минных, борьбы с бронетехникой и артиллерией, в том числе и минометной, уничтожения живой силы противника. САУ получили артиллерийские дивизионы мотострелковых полков, имевших в оснащении боевые машины пехоты.


САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА 2С1 «ГВОЗДИКА» — ТОЧНОЕ ПОПАДАНИЕ!


Боекомплект САУ 2С1 составляет 35 осколочно-фугасных и пять кумулятивных снарядов. Боеприпасы раздельного заряжания – снаряд и гильза с зарядом. Широкая номенклатура снарядов включает в себя – осветительные, агитационные, снаряды радиоэлектронного противодействия, а так же химические, кумулятивные, осколочно-фугасные, со специальными стреловидными поражающими элементами.Попытки создать на базе Д-32 для 2С1 гаубиц – Д-16 и Д-16М с картузным заряжанием предпринимались в 1967 году. Данные гаубицы в серию не пошли.

САУ 2С1 «Гвоздика» по компоновке аналогична 152-мм САУ 2С3 «Акация». Кабина водителя находится в передней части корпуса, там же где и моторное отделение, боевое отделение – находится сзади. Три оставшихся члена экипажа: наводчик, заряжающий и командир, размещаются в башне. Поворот башни осуществляется на 360о посредством ручного либо электрического привода. Опорные катки гусениц с индивидуальной торсионной подвеской, гусеницы резинометаллические. Гидравлические амортизаторы имеют первое и седьмое колеса.Герметичный корпус и перемотка гусениц, позволяет САУ плавать со скоростью 4,5 км/ч и пересекать водные преграды шириной 300 метров, при этом скорость течения не должна превышать 0,6 м/с, а высота волны 150 мм. Во время преодоления водных преград на борту установки должно находится не более 30 выстрелов. Установку «Гвоздика» можно перевозить на самолетах следующих типов Ан-12, Ил-76, Ан-124. При перевозке, опорные катки со второго по седьмой могут приподниматься и закрепляться с помощью специальных устройств, что позволяет уменьшить высоту САУ. Противопульное бронирование САУ позволяет выдержать 7,62-мм винтовочную пулю Б-32 выпущенную с расстояния 300 метров. Три последовательно соединенных между собой топливных бака размещены в стенках обоих бортов корпуса, общая емкость баков составляет — 550 литров. На САУ 2С1 «Гвоздика» установлен V-образный восьмицилиндровый четырехтактный дизельный двигатель ЯМЗ-238В, производства Ярославского моторного завода. Коробка передач имеет 11 передних и две задние скорости.Боекомплект имеет следующее расположение: вдоль боковых стенок корпуса в вертикальном положении размещены 16 нарядов, еще 24 снаряда располагаются вдоль задней и боковой стенок башни. Механизм досылания электромеханического типа. Применение данного механизма заряжания существенным образом облегчает процесс заряжания гаубицы. В том случае когда стрельба ведется снарядами, которые складированы на земле, их подача в боевое отделение происходит через заднюю дверь при помощи транспортировочного устройства.

Прицеливание и наведение орудия гаубицы осуществляется при помощи прицела ПГ-2 и оптического прицела прямой наводки ОП5-37. Углы вертикальной наводки ствола гаубицы от -3 до +70 градусов. Дальность стрельбы: максимальная – 15 200 м, минимальная – 4 070 м. Скорострельность гаубицы во время стрельбы снарядами находящимися вне боевого отделения (на земле) составляет 4-5 выстрелов в минуту, при стрельбе бортовым боезапасом 1-2 выстрела в минуту.2С1 «Гвоздика» в свое время поступила на вооружение всех армий стран Варшавского договора (за исключением Румынии). После объединения Германии 374 САУ 2С1 «Гвоздика» переданы войскам бундесвера. «Гвоздика» состоит на вооружении армий СНГ и в настоящее время

vilingstore.net

ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН, информация по военной технике, сайт по Военной технике


122-ММ САМОХОДНАЯ ГАУБИЦА 2С1 «ГВОЗДИКА»

122 MM SELF-PROPELLED HOWITZERS 2S1 «GVOZDIKA»

18.11.2017

Министерство обороны РФ сохранит на вооружении 122-миллиметровые самоходные гаубицы 2С1 «Гвоздика» и модернизирует их, оснастив автоматизированной системой управления, сообщает в пятницу газета «Известия».
«Военное ведомство обсуждает проект модернизации «Гвоздик» с представителями промышленности. Решение о модернизации принято с учетом успешного применения самоходных гаубиц почти во всех вооруженных конфликтах последнего времени, в том числе в Сирии. «Гвоздики» сохраняли мобильность в условиях сильно пересеченной местности, там, где более тяжелые самоходные орудия пройти не могли», — сказано в статье.
В ней отмечается, что после глубокой модернизации экипажу достаточно будет нажать на кнопку, чтобы система сама произвела вычисления, навела орудие на цель по заданным координатам и определила необходимое количество и тип боеприпасов. Гаубицы также получат снаряды повышенной мощности и точности.
«Военное ведомство в ближайшее время должно окончательно определиться с тактико-техническим заданием на модернизацию самоходных гаубиц, с количеством подлежащих переоборудованию артиллерийских установок и, соответственно, с ценой вопроса. Ожидается, что обновлением парка «Гвоздик» займется одно из предприятий НПК «Уралвагонзавод», — говорится в сообщении.
РИА Новости

05.05.2018

Как сообщает журнал «Jane’s Defence Weekly» в статье Jiri Kominek «Czechoslovak Group exports IFVs and SPHs to Ukraine», чешское частное оборонно-промышленное объединение Czechoslovak Group (CSG) поставит Украине значительное количество старых боевых машин пехоты БМП-1 и 122-мм самоходных гаубиц 2С1 «Гвоздика» в рамках контракта общей стоимостью «несколько сот миллионов чешских крон», согласно заявлению CSG.
Непосредственным исполнителем контракта будет входящая в состав CSG небезызвестная компания Excalibur Army, которая будет осуществлять ремонт БМП-1 и 2С1 с хранения на принадлежащем ей бывшем чешском бронетанкоремонтном заводе VOP-026 в Штернберке. Затем техникак будет поставляться польской компании Wtorplast, которая выступает посредником по ее поставке министерству обороны Украины.
САУ 2С1 будут лицензионного польского производства и взяты с хранения польской армии.
В случае с БМП-1 в данном случае речь идет об известной сделке по поставке данных машин польской компанией Wtorplast министерству обороны Украины, о получении первой партии этих «модернизированных» БМП-1АК наш блог уже сообщал. Как теперь очевидно, Wtorplast выступает чистой «прокладкой» по поставке техники на Украину, а собственно ремонт техники осуществляет Excalibur Army на заводе VOP-026 в Штернберке.Предположительно, контракт включает поставку на Украину 200 БМП-1. Известно, что это машины лицензионного чехословацкого производства, но неясно, взяты ли они с хранения чешской армии, или входят в число БМП-1,купленных Excalibur Army в 2010 году с хранения в Швеции (куда они попали, в свою очередь, из арсеналов армии бывшей ГДР).
https://bmpd.livejournal.com/

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

10.07.2018

Более 30 самоходных гаубиц 2С1 «Гвоздика» калибром 122 мм поступили в Украину из Чехии. Об этом, ссылаясь на данные разведки, заявил сегодня начальник пресс-службы оперативного командования ДНР Даниил Безсонов.
«Продолжаем фиксировать факты продажи вооружения Украине со стороны стран Европы. Так, 29 июня через пограничный пункт пропуска «Чоп» из Чехии на территорию Украины транспортировано 33 122-мм самоходных гаубицы 2С1 «Гвоздика». Отправитель – компания «EXCALIBUR ARMY spol. s.r.o». Получатель – государственное предприятие «Шепетовский ремонтный завод»», — отметил он.
По словам Безсонова, европейские страны таким образом нашли рынок сбыта старой военной продукции и не тратят бюджетные средства на ее утилизацию.
Добавим, что в мае текущего года сообщалось, что украинская армия в рамках военно-технического сотрудничества между Украиной и Польшей получит самоходные гаубицы 2С1 «Гвоздика» польского производства, которые находятся на вооружении чешской армии.
ДАН

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

30.03.2019

Как сообщается на странице «Myanmar Defence Weapons» в Faceebook.com, армия Мьянмы построила опытный образец легкого танка, представляющего собой гибрид шасси советской 122-мм самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика» (в публикации шасси ошибочно идентифицировано как МТ-ЛБМШ) с установленной на нем башней со 105-мм пушкой от китайской колесной (6х6) бронированной машины WMA301 (PTL02) Assaulter.
Напомним, что в начале 2014 года украинский ГК «Укроборонпром» заключил не афишировавщшийся контракт на поставку в Мьянму комплекта оборудования для производства сварных корпусов для легкобронированной техники БТР-4У и 2С1У. с целью организации производства в Мьянме бронетранспортеров БТР-4У и машин 2С1У. Обозначение 2С1У ранее имел украинский вариант модернизации 122-мм самоходной гаубицы 2С1, однако, в данном случае, возможно, имеется в виду организация сборки в Мьянме гусеничных машин на основе ходовой части и бронекорпуса 2С1 — и, видимо, одной из этих машин может быть данный легкий танк (возможно, созданный также при украинском участии).
Поставки оборудования по данному контракту осуществлялись «Укроборонпромом» в Мьянму в 2016 году, а в начале 2019 года снова публиковалась информация о планах организации сборки в Мьянме БТР-4У (впрочем, до сих пор не начатой).
В 2006-2009 годах Мьянма получила с Украины 26 модернизированных гусеничных бронированных машин МТ-ЛБМШ с установленным украинским боевым модулем «Шквал». В октябре 2017 года генеральный директор ПАО «Харьковский тракторный завод» (на котором в советское время выпускались самоходные гаубицы 2С1 и бронированные тягачи МТ-ЛБ) Андрей Коваль заявил, что предприятие получило новый заказ на поставку в Мьянму «всей номенклатуры техники на шасси МТ-ЛБ».
https://bmpd.livejournal.com


122-ММ САМОХОДНАЯ ГАУБИЦА 2С1 «ГВОЗДИКА»

В 1965 г. головной организацией отечественной танковой промышленности — ВНИИ-100 (ВНИИтрасмаш) начались проектные исследования по самоходным установкам полевой артил-лерии. Рассматривались следующие самоходные артсистемы: 120-мм самоходный миномет, 122-мм и 152-мм самоходные гаубицы. К тому времени у потенциального противника в США и странах НАТО имелись самоходные полевые установки различных калибров.
Одним из предложений ВНИИ-100 было создать 122-мм гаубицу на базе корпуса боевой машины пехоты БМП-1 (об. 765). В поворотной брониро-ванной башне размещалось орудие и спаренный с ней пулемет.
Другое предложение предполагало создать самоходную гаубицу на базе шасси и корпуса легкобронированного плавающего артиллерийского тягача МТ-ЛБ с установкой на него враща-ющейся башни со 122-мм пушкой-гаубицей со спаренным пулеметом. Проектный запас плавучести составлял 20%.
Было предложение ВНИИ-100 вести разработку 122-мм самоходной гаубицы на базе шасси объектов «118», «123» и «124» Свердловского машиностроительного завода. Орудие размещалось в поворотной бронированной башне. Высота линии огня — 1730 мм. Пулемет спарен с пушкой. Такой вариант установки был слишком тяжелым, и она бы не могла форсировать водные преграды по воде. Вариант отвергли.
Для всех вариантов самоходной гаубицы было выбрано орудие Д-30, которое было создано в КБ завода №9 как буксируемое орудие Д-30 (2А18) и имела раздельно-гильзовое заряжание, полуавтоматический вертикально-клиновой затвор. Испытания 2А18 проводились на Ржевском полигоне в 1959-1960 годах, она принята на вооружение Советской Армии в 1963 году.
После завершения ряда научно-исследовательских работ было выбрано несколько направлений развития полевой самоходной артиллерии. И в результате разработка 122-мм самходной гаубицы была задана Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР №609-201 от 4 июля 1967 года, вместе с другими самоходными артсистемами: 122-мм гаубицей «Фиалка» для ВДВ, 152-мм гаубицей «Акация» и 240-мм минометом «Тюльпан».
Самоходная гаубица 2С1 предназначена для уничтожения и подавления живой силы, борьбы с бронетехникой, артиллерией и пехотой противника, разрушения инженерных сооружений, пробивания проходов в минных полях и проволочных заграждениях на тактическую глубину действия полка.
Головным разработчиком по самоходной гаубице «Гвоздика» было определено КБ ПО «Харьковский тракторный завод имени Серго Орджоникидзе» Минсельхозмаша руководимое А.Б.Белоусовым, где были до этого созданы многоцелевые транспортеры МТ-Л и МТ-ЛБ. Артиллерийская часть для гаубицы разрабатывалась в ОКБ-9 (ПО «Уралмаш») под руководством главного конструктора Ф.Ф.Петрова.
Самоходная гаубица первоначально создавалась на базе шасси бронированного тягача МТ-ЛБ (объект 6). В 1969 году в ОКБ-9 также прорабатывался вари-ант гаубицы на базе шасси боевой машины пехоты БМП-1, который не нашел дальнейшего развития. Из-за недостаточной устойчивости и повышения нагрузок ходовую часть МТ-ЛБ пришлось изменять, ее удлинили и добавили еще один опорный каток, в таком виде шасси получило обозначение «изделие 10» (вариант МТ-ЛБу).
Для того чтобы ходовая часть могла обеспечить заданные параметры, конструкция ходовой МТ-ЛБ подверглась существенной переработке. По сравнению с базовой машиной в ходовую часть введена дополнительная пара опорных катков. Таким образом, ходовая часть состоит из семи пар обрезиненных опорных катков. В задней части машины находятся направляющие колёса, в передней — ведущие. Гусеничная лента состоит из мелких звеньев с шарнирами, соединёнными пальцами. Ширина каждого трака 350 мм при шаге 111 мм. Подвеска «Гвоздики» — индивидуальная торсионная. На первом и седьмом опорных катках установлены двусторонние гидроамортизаторы.
В 2С1 установлен V-образный 8-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель ЯМЗ-238Н жидкостного охлаждения с газотурбинным наддувом мощностью 300 л.с.. Трансмиссия механическая, двухпоточная, с двумя планетарно-фрикционными механизмами поворота. Имеет шесть передних и одну заднюю передачу. Максимальная теоретическая скорость движения на шестой передней передаче составляет 61,5 км/ч. На задней передаче обеспечивается скорость движения до 6,3 км/ч.
Боевое отделение, куда входят артвооружение, башня и боезапас, размещено в задней части корпуса самоходной установки. Моторно-трансмиссионное отделение находится в правой передней части корпуса и отделено от других отделений перегородками. В левой передней части корпуса расположено отделение управления. Движение по воде обеспечивается перематывания гусениц.
С 1967 по 1972 годы в ОКБ-9 были созданы и проходили испытания две опытные 122-мм гаубицы Д-11 и Д-12 для самоходных артиллерийских установок (САУ). После их сравнительных испытаний для оснащения самоходных установок было выбрано орудие Д-12, получившее после доработок обозначение Д-32 (2А31).
Орудие 2А31 было создано в ОКБ-9 на базе 122-мм буксируемой гаубицы Д-30. В системе используются выстрелы раздельного заряжания из номенклатуры гаубицы Д-30. 122-мм гаубица 2А31 устанавливается в поворотной башне самоходной установки 2С1, она имеет вертикально-клиновый полуавтоматический затвор. Для повышения скорострельности и облегчения работы заряжающего, гаубица снабжена электромеханическим механизмом досылания снаряда и заряда.
Для наведения орудия, осуществления разведки местности днём и в ночной период времени, в командирской башенке установлен комбинированный прицел ТКН-3Б с прожектором ОУ-3ГА2, а также два призменных перископических прибора наблюдения ТНПО-170А. Место наводчика оборудовано артиллерийским панорамным прицелом 1ОП40 для стрельбы с закрытых огневых позиций и прицелом прямой наводки ОП5-37 для ведения огня по наблюдаемым целям. В правой части башни, перед люком заряжающего установлен вращающийся прибор наблюдения МК-4. Место механика водителя оборудовано двумя призменными приборами наблюдения ТНПО-170А с электрообогревом, а также прибором ночного видения ТВН-2Б для вождения в ночных условиях. Перед местом механика-водителя находится смотровое стекло с электрообогревом и защитной броневой крышкой.
Внешняя радиосвязь поддерживается радиостанцией Р-123М. Радиостанция работает в УКВ-диапазоне и обеспечивает устойчивую связь с однотипными станциями на расстоянии до 28 км в зависимости от высоты антенны обеих радиостанций. Переговоры между членами экипажа осуществляется через аппаратуру внутренней связи Р-124.
Первая батарея их четырех опытных самоходных гаубиц 2С1 на шасси тягача МТ-ЛБу проходила полигонные испытания с августа 1969 года. На следующем этапе — Государственных испытаниях выявилась сильная загазованность боевого отделения при стрельбе, после чего было проработано более 10 вариантов устройств по ее снижению.
Для уменьшения загазованности по приказу МОП от 11 декабря 1967 года была начата разработка гаубиц для самоходных орудий «Гвоздика» и «Акация», на базе Д-32 была создана гаубица Д-16 с полуавтоматическим поршневым затвором с пластинчатым обтюратором. Из-за низкого эффекта такого решения работу по этому варианту в 1972 году были прекращены. Проблему решили применением более мощного эжектора и использованием гильз с улучшенной обтюрацией.
По завершении всех видов испытания установка гаубица 2С1 была принята на вооружение Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР №770-249 от 14 сентября 1970 года. Серийное про-изводство артсистемы началось на Харьковском тракторном заводе с 1971 года и закончилось в конце 1980-х годов. Лицензия на производство 2С1 была передана в Болгарию и Польшу. На некоторых сериях польских установок были установлены дизель SW680T, новые опорные катки и изменены гидродинамические щитки для дви-жения на плаву. Болгарские гаубицы 2С1 поставлялись и в Советский Союз.
В НИМИ для 122-мм установки 2С1 и полевого орудия Д-30 разработан осколочно-фугасный снаряд повышенного могущества 3ОФ56 используемый в выстрелах 3ВОФ81 и 3ВОФ82. Также имеются кумулятивные снаряды. В ОФС и кумулятивных выстрелах применен полный заряд 4Б10 с порохом 12/7 и 12/1тр, в ОФС используется уменьшенный переменный заряд 4Б11 с порохом 4/1 и 9/7, все марки этих порохов выпускает Котовский завод пластмасс.
В настоящее время с 2С1 можно использовать управляемые снаряды «Китолов-2», разработанные в тульском КБ приборостроения (КБП), с лазерным наведением. Комплекс «Китолов-2» обеспечивает поражение легко-бронированных движущихся и неподвижных целей и инженерных сооружений первым выстрелом без пристрелки. Комплекс позволяет вести стрельбу в любое время суток на равнине и в горных условиях. В состав комплекса входят: 122-мм управляемый артиллерийский снаряд; лазерный целе-указательдальномер; артсистема калибра 122-мм. Вероятность попадания 0,8 — 0,9
На базе шасси установки 2С1 были созданы: система разминирования УР-77 «Метеорит» и боевая машина 9П139 РСЗО «Град-1».
Поступление на вооружение российской армии модернизированных гаубиц «Гвоздика» предполагается в 2005-2006 годах, они будут оснащены системой АСУНО, обеспечивающей автоматизацию процессов наведения и восстановления параметров наводки. Кроме этого на гаубицах будет установлена аппаратура автономной топопривязки и навигации, информационного обмена в телекодовом режиме с машинами управления. Модернизированная артсистема сможет в два раза быстрее выполнять боевую задачу.
Макетный образец САО «Нона-СВ», разрабатывавшегося для Сухопутных войск, на шасси 2С1 «Гвоздика». 1982 г. Работы над этим САО были остановлены в связи с началом разработки САО «Вена».

Самоходная гаубица 2С1 хорошо зарекомендовала себя в войсках и находится на вооружении до настоящего времени. САУ применялась в боевых действиях в Афганистане.
Боевое крещение самоходная гаубица 2С1 приняла во время войны в Афганистане. Тактика применения сводилась к выдвижению батарей 2С1 вслед за штурмовыми группами и уничтожению обнаруживаемых огневых точек противника огнём прямой наводкой. Подобная тактика существенно снижала потери советских войск. Во время сопровождения на сложных участках местности огневая поддержка осуществлялась специальным резервными батареями 2С1. Командование батареями 2С1 осуществляли командиры и артиллерийские взводы, обеспечивавшие усиление мотострелковых батальонов и рот. Одним из самых известных эпизодов применения для 2С1 стала операция по захвату районов Шингар и Хаки-Сафед. В 1986 году 2С1 использовались во время наступления на противника в провинции Кандагар. Взводы самоходных гаубиц осуществляли огневую поддержку батальонов. Всего в ходе наступления взвод САУ 2С1 уничтожил 7 целей противника. В целом по результатам первого боевого применения САУ 2С1 хорошо себя зарекомендовали.
Во время Первой чеченской кампании САУ 2С1 применялась федеральными войсками РФ, кроме того, известен факт захвата в период с 1992 по 1993 год чеченскими сепаратистами нескольких САУ «Гвоздика» с боекомплектом. Во время Второй чеченской кампании применялись федеральными войсками. Так, например, самоходные гаубицы 2С1 морской пехоты осенью 1999 года осуществили артиллерийскую поддержку 100-й дивизии особого назначения внутренних войск России.
«Гвоздики» использовались приднестровской гвардией в июне 1992 года во время Приднестровского конфликта. В 1990-х годах 2С1 применялась в югославских войнах различными сторонами конфликта. В 2014 году в ходе вооружённого конфликта на востоке Украины САУ 2С1 использовались как войсками Украины, так и ополченцами республик ДНР и ЛНР.
В начале ирано-иракской войны Ираку из СССР были поставлены САУ 2С1 и 2С3, которые составили основу иракских артиллерийских группировок. В 1991 году во время операции «Буря в пустыне» САУ 2С1 применялись иракскими войсками.
В 2014-2015 годах САЙ 2С1 применялись во время гражданской войны на Донбасе.

Украина начала процесс возобновления серийного производства САУ 2С1 «Гвоздика» советских времен и разработки новой артиллерийской системы, сообщается 19 октября 2015 года. Ранее САУ производились Харьковским тракторным заводом и состоят на вооружении украинской армии, проводится оценка частичной модернизации артсистемы. Сообщается, что если серийное производство удастся организовать, это может стать началом создания новой артиллерийской системы.
ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ УКРАИНЫ

В 2003 году было принято решение о проведении глубокой модернизации надежной и неприхотливой в эксплуатации, но устаревшей самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика» в ОАО «Мотовилихинские заводы», к работам было подключен ЦНИИ «Буревестник». Новая машина получила название самоходное артиллерийское орудие (САО) 2С34 «Хоста», первоначально имела индекс 2С1М.
В 2014-2015 годах 2С34 «Хоста» стала поступать в войска и уже в марте 2015 года артиллеристы мотострелковой бригады Южного военного округа (ЮВО) в ходе лагерного сбора артиллерии на общевойсковом полигоне Прудбой выполнили боевые стрельбы из новейших самоходных артиллерийских орудий (САО) 2С34 «Хоста».

ТЕХНИКА СОЗДАННАЯ НА БАЗЕ САУ 2С1 «ГВОЗДИКА:
Самоходные артиллерийские установки и боевые машины
-2С8 «Астра» — опытный 120-мм самоходный миномёт. Проектировался для оснащения батальонов сухопутных войск Советской армии. Работы по этой машине были прекращены в связи с созданием нового нарезного полуавтоматического орудия 2А51. В июле 1977 года на межотраслевом совещании было подписано решение о закрытии работ по самоходному миномёту «Астра» и подготовке решения об открытии новой работы по созданию 120-мм самоходного артиллерийского орудия 2С17 «Нона-СВ».
-2С15 «Норов» — опытная 100-мм самоходная противотанковая пушка. Предназначалась для борьбы с танками противника. В результате затягивания и переноса сроков первые опытные образцы были готовы только к 1983 году. К моменту завершения испытаний на вооружении стран НАТО находили уже более совершенные танки, против которых 100-мм противотанковая пушка 2С15 была малоэффективна. Поэтому работы были закрыты, а САУ на вооружение принята не была.
-2С17 «Нона-СВ» — опытное 120-мм самоходное артиллерийское орудие. Проектировалось как замена самоходному миномёту 2С8. Однако в связи с началом работ по созданию более совершенного автоматизированного САО 2С31 работы по 2С17 были закрыты.
-9П139 «Град-1» — гусеничный вариант боевой машины полковой РСЗО «Град-1». Разработка проводилась в Государственном конструкторском бюро компрессорного машиностроения Министерства авиационной промышленности СССР под руководством главного конструктора А. И. Яскина. Машина была спроектирована в 1974 году. В 1976 году была принята на вооружение, а затем была создана небольшая серийная партия машин. Полномасштабное производство боевых машин 9П139 планировалось организовать в Болгарии, однако серийное производство освоено не было.
Инженерные и специализированные машины
-УР-77 «Метеорит» — установка разминирования, проделывания ходов в противотанковых минных полях во время боя. Серийно производилась с 1978 года взамен УР-67.
-«Объект 29» — многоцелевое гусеничное лёгкое шасси, отличается от базового шасси 2С1 элементами электрооборудования и размещением ЗИП.
-2С1-Н — многоцелевой транспортёр-тягач, изготавливается на базе гусеничных шасси САУ 2С1, в процессе капитального ремонта. Предназначается для перевозки людей и грузов в закрытом салоне.
Иностранные
-БМП-23 — болгарская боевая машина пехоты с установкой 23-мм пушки 2А14 и ПТРК 9К11 «Малютка» в двухместную башенку. Машина базируется на шасси МТ-ЛБ с использованием компонентов шасси САУ 2С1.
-LPG — (Lekkie Podwozie Gаsienicowe — Лёгкая гусеничная машина) машина управления огнём артиллерии. Эта гусеничная машина используется для управления САО «Krab» и «Rak», а также в качестве медицинской машины и машины поддержки.
-ХТЗ-26Н — снегоболотоход украинского производства на базе демилитаризованного шасси 2С1. Предназначен для монтажа специального оборудования и работы в условиях бездорожья.
-ТГМ-126-1 — транспортная гусеничная машина на шасси 2С1 украинского производства.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Состояние на вооружении c 14 сентября 1970 года
Разработчик КБ ПО ХТЗ
Главный конструктор А.Б.Белоусов
Изготовитель ПО ХТЗ
Производство серия с 1971 года
База МТ-ЛБ у
Боевая масса, т 15,7
Длина, мм
— с пушкой вперед 7260-7265
— корпуса 7260-7265
Ширина, мм 2850
Высота, мм 2285-2287
Клиренс, мм 400
Ср. удельное давление на грунт, кг/см2 0,5
Двигатель:
— тип дизель ЯМ3-238Н
— изготовитель ярославское ПО «Автодизель»
— максимальная мощность, л.с. 285-300
— система охлаждения жидкостная
Запас топлива, л 550
Удельная мощность, л.с./т 19,1
Максимальная скорость, км/ч 60-61
Скорость на плаву, км/ч 4-5
Запас хода, км 500
Ходовая часть:
— тип гусеницы с резино-металлическим шарниром или с открытым металлическим шарниром
— число ведущих колес 2 расположение переднее
— число направляющих колес 2 расположение заднее
— число опрных катков на борт 7
— повеска торсионная
— число гидромоторов 4
Преодолеваемые препятствия:
— подъем, град. 35
— ров, м 2,2
— стенка, м 0,8
— брод, м плавает
Время на подготовку к преодолению водных преград, мин. 20
Бронирование противопульное
Радиостанция Р-123М
Экипаж, чел 4

АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ:

Тип орудия 122-мм гаубица
2А31 (Д-32)
Разработчик ОКБ-9
Изготовитель завод «Уралмаш» (з-д №9)
Калибр, мм 121,92
Длина ствола, клб 35
Тип затвора вертикально-клиновый
Вес качающейся части, кг 1440
Дальность стрельбы, м:
— максимальная 15200
— прямого выстрела 780
Начальная скорость ОФС, м/с 686
Боевая скорострельность, выстр./мин 5-6
Время поготовки к стрельбе, мин. 2
Углы наведения, град.:
— горизонтального 360
— вертикального от -3 до + 70
Кучность стрельбы:
— боковое отклонение (Вб), м 11
— по дальности, Вд/Хмакс 1/546
Управляемые снаряды «Китолов-2»
— разработчик КБП
Боекомплект, выстрелов 40 (35 ОФ и 5 кумулятивных)
Прицелы:
— прямой наводки телескопический 1ОП5-37
— с закрытых позиций перископический 1ОП40
с панорамой ПГ-2
— разработчик ЦКБ «Точприбор»
— изготовитель Новосибирский приборостроительный завод

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 21.10.2015

Источники: Карпенко А.В. «Современные самоходные артиллерийские орудия», Карпенко А.В. «Современные самоходные орудия». Бастион. 2009, «Отечественные самоходные артиллерийские и зенитные установки» часть 2. СПб: «Бастион», 2001 г., 48 с., defence-blog.com, Военный Паритет, wartools.ru и др.

120-ММ САМОХОДНОЕ АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ОРУДИЕ 2С34 «ХОСТА»
СОВРЕМЕННЫЕ САМОХОДНЫЕ АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ УСТАНОВКИ (ЧАСТЬ 1)
УРАЛЬСКИЙ ЗАВОД ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ (УРАЛТРАСМАШ)
ЗАВОД № 9

bastion-karpenko.ru

2С1 «Гвоздика». Артиллерия и минометы XX века

2С1 «Гвоздика»

Долгое время после Великой Отечественной войны самоходные артиллерийские установки в СССР были вычеркнуты из военных программ. Львиная доля финансовых средств была направлена на развитие ракетной техники, и только в 1965 году конструкторы снова приступили к созданию СДО нового поколения. При этом учли недостатки самоходок военного времени: малые углы горизонтальной наводки орудий, недостаточную скорострельность и плохой обзор из неподвижных боевых рубок. Новые самоходные гаубицы отличались от предшественниц, в первую очередь, вращающейся башней. Первой стала САУ 2С1 «Гвоздика», предназначенная для уничтожения живой силы, огневых точек и танков противника, а также для разрушения вражеских укреплений. Артиллерийскую часть самоходки разработали в КБ завода «Уралмаш» на основе 122-мм буксируемой гаубицы Д-30. Шасси изготовили специалисты Харьковского тракторного завода на базе тягача МТ-ЛБ.

Серийное производство «Гвоздики» началось в 1972 году и продолжается до сих пор. Самоходная гаубица имеет моноблочный ствол с двухкамерным дульным тормозом и эжектором для очистки от остатков пороховых газов. Угол вертикальной наводки орудия находится в пределах от -3° до +70°. Для ускорения и облегчения раздельного заряжания гаубица оборудована электромеханическим устройством. В систему управления огнем входят перископический прицел ПГ-2, панорамный и оптический прицелы. Боекомплект САУ состоит из 35 выстрелов с осколочно-фугасными снарядами и 5 с кумулятивными. Кумулятивный снаряд под углом встречи 90° пробивает броню толщиной 180 мм.

Корпус «Гвоздики», сваренный из стальных листов, может выдерживать попадания бронебойных 7,62-мм пуль на расстоянии 300 м и полностью герметизирован. Поэтому САУ способна преодолевать водные преграды вплавь — движение на воде осуществляется за счет перемотки гусениц с резинометаллическими шарнирами. Относительно небольшой вес самоходки позволяет транспортировать ее военно-транспортными самолетами. «Гвоздика» широко поставлялась в различные страны мира и в настоящее время состоит на вооружении армий Венгрии, Болгарии, Польши, Сирии, Ирака и других государств.

Тактико-технические данные

Обозначение: 2С1 «Гвоздика»

Тип: самоходная гаубица

Экипаж, чел.: 4

Боевой вес, т: 15,7

Длина, м: 7,26

Ширина, м: 2,85

Высота, м: 2,28

Вооружение: 122-мм гаубица Д-32

Двигатель: ЯМЗ-228 мощностью 285 л.с.

Максимальная скорость, км/ч: 60

Запас хода, км: 500

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

САО 2С34 «Хоста» модернизированная САУ 2С1 «Гвоздика» » Военное обозрение

САО 2С34 «Хоста» была спроектирована на Мотовилихинском заводе г. Перми. По существу, это та же САУ 2С1 «Гвоздика», но прошедшая серьёзную модернизацию. По некоторым данным, выпуск 2С34 начат в 2003 году. Экипаж состоит из четырех человек, броня листовая, катанная, боевая масса составляет 16 тонн. Вооружение: пушка 2А80-1 с углом вертикального наведения от -2 до 80 градусов и 7,62 пулемёт ПКТ, установленный на крыше башни. По своим техническим характеристикам «Гвоздика» была довольно неплохой, неприхотливой и надежной боевой машиной, однако на сегодняшний день 2С1, безусловно, уже устарела.


Ходовая часть новой «Хосты» БШ 2С1 (усовершенствованная БШ МТ-ЛБ) досталась от той же «Гвоздики», было лишь установлено новое вооружение, в новой башне кругового вращения применены узлы и агрегаты, некоторые новшества и разработки, присутствующие на САО 2С31 «Вена», созданной на базе БМП-3, 2С23 «Нона» СВК и экспериментального «Объект-118». Также установлена усовершенствованная 2А80 — 120 мм полуавтоматическая нарезная пушка-гаубица-миномёт 2А80-1, оснащенная дульным тормозом. В отличие от 2А80, имеющая почти в два раза большую скорострельность и способность вести стрельбу всеми типами 120 мм снарядов, на расстояние до 13 км. Осколочно-фугасными снарядами, минами также предусмотрена возможность стрельбы современными снарядами 3ВОФ112 «Китолов-2» с пассивной головкой самонаведения, принимающей сигнал отражения лазерного целеуказателя, исключение составляет кумулятивный снаряд 3ВБК14. Стрельба может вестись без предшествующей подготовки, как с закрытых, полузакрытых и открытых позиций прямой или полупрямой наводкой, к тому же «Хоста» способна уничтожать цели на обратных скатах высот, что является немаловажным фактором при ведении боевых действий в горной или холмистой местности.

Модернизация коснулась и электронной начинки новой 2С34, хотя полную комплектацию, в целях снижения общей стоимости производства, будут устанавливать только на машины командиров батарей и выше. Остальные же САО будут без АСУНО (это иногда составляет до 50% общей стоимости машины), что делает «Хосту» намного дешевле в производстве и, следовательно, более привлекательной для мирового рынка вооружений. Но в то же время с более низкими боевыми качествами, чем, например, у той же очень дорогой, но более современной САО 2С31 «Вена», которая, ко всему прочему, может использовать для стрельбы даже боеприпасы стран НАТО. Но её выпуск по загадочным причинам практически свёрнут в пользу более простых и устаревших, но пользующихся спросом (в основном развивающихся стран третьего мира) на мировом рынке вооружений, дешевых образцов. Вот такой вот бюджетный вариант совмещения 2С23 «Нона» и 2С1 «Гвоздика», хотя современной армии России, армии 21-го века нужны, казалось бы, более современные и высокотехнологичные машины. Рассчитанные не на внешний рынок и создающиеся с учетом покупательной способности потенциальных заказчиков, а ориентированные, прежде всего, на укрепление и повышение обороноспособности своей страны.

Тем не менее, рынок диктует свои условия, заводы оборонной промышленности России выживают как могут, и САО 2С34 «Хоста» начинает поступать в войска, но пока сложно говорить о её боевых качествах, тем более существуют, как уже говорилось, два варианта оснащения и комплектации машины. Если рассматривать и оценивать «командирский» вариант, то это, безусловно, грозная боевая машина, учитывая маневренность и ходовые качества шасси «Гвоздики», показавшие себя с самой лучшей стороны во время войны в Афганистане. По воспоминаниям членов экипажей, участников тех событий, тепло отзывавшихся о «саушке» и отмечавших простоту, надежность и прочность вкупе с необычайной устойчивостью бронекорпуса к подрыву на противотанковых минах. Новое вооружение, плюс оснащение АСУНО (автоматизированная система управления наведением и огнём) позволят выполнять самые сложные боевые задачи в условиях современной войны, однако бюджетный вариант по этим характеристикам во многом ему уступает, а это, к сожалению, большая часть машин. Как мы помним в истории, в своё время радиостанции устанавливались тоже не на всех машинах предвоенного периода, к чему это привело и какой ценой это было оплачено в начальный период Великой Отечественной Войны, всем известно.

А пока, утверждения некоторых источников, что – «… эффективность машины в три раза выше, чем у не модернизированной …» вызывают, мягко говоря, большие сомнения. Не стоит забывать, что это всё-таки не новая машина, а глубоко модернизированная старая, разработанная еще в СССР модель САУ.

topwar.ru

122-мм самоходная артиллерийская установка 2С1 «Гвоздика»

Заслуженная самоходка отечественных мотострелков.

Принята на вооружение в сентябре 1970 году, предназначалась для оснащения артдивизионов мотострелковых полков взамен буксируемых гаубиц Д-30 и М-30. Надежная, очень маневренная машина с мощным орудием, ее возможность гибко поддерживать наступающие в высоком темпе мотострелковые части высоко оценивались западными специалистами по боевому применению артиллерии.

Разработка орудия была запущена в 1967 году с целью ликвидировать отставание советской самоходной артиллерии. Разработчик — «Харьковский тракторный завод им. С. Орджоникидзе», разработчик артиллерийской части — «Завод № 9». Главный конструктор орудия — Федор Петров, один из крупнейших создателей отечественной артиллерии времен Великой Отечественной, автор гаубиц МЛ-20, М-30, Д-1, танковых пушек Д-5Т, Д-25Т, пушек-гаубицД-20 и Д-30.

Гусеничное шасси САУ представляет собой модифицированный (с дополнительной парой опорных катков) плавающий армейский транспортер МТ-ЛБ. Максимальная скорость по шоссе 60 км/ч, на плаву 4,5 км/ч. Запас хода 500 км.


Фото: kollektsiya.ru

Вооружение САУ составляет 122-мм гаубица 2А31, унифицированная по баллистике и боеприпасам со стандартной гаубицей Д-30. Максимальная дальность стрельбы 15,2 км, активно-реактивным снарядом — 21,9 км. Практическая скорострельность при подаче боеприпасов с грунта — 4−5 выстрела в минуту, при подаче из боевого отделения — 1,5−2 выстрела в минуту.

Номенклатура боеприпасов состояла из примерно полутора десятков типов снарядов, в т. ч.осколочно-фугасных, кумулятивных, шрапнельных, помехопостановочных, дымовых, химических, агитационных, осветительных. Снаряды оснащаются как контактными взрывателями, так и радиовзрывателями, обеспечивающими дистанционный подрыв. Также возможно применение современного управляемого снаряда типа «Китолов-2М» с максимальной дальностью применения 13,5 км. Стандартный возимый боекомплект 2С1 включает в себя 35 осколочно-фугасных и пять кумулятивных снарядов.

2С1 состоит на вооружении в трех десятках армий мира. Наиболее крупные эксплуатанты — Россия (свыше 2000 единиц, включая находящиеся на хранении), Алжир, Украина, Болгария, Белоруссия, Польша, Сирия. Широко применялась российской армией в Афганистане и в Чечне. Также отмечены факты применения «Гвоздик» в конфликтах на территории Югославии, в Приднестровье и в Ливии в 2011 году.


Фото: kollektsiya.ru

В начале 2010-х годов на вооружение российской армии начала небольшими партиями поступать кардинальная модернизация «Гвоздики» — 2С34 (2С1М) «Хоста» с новой 120-мм пушкой 2А80−1, аналогичной применяемой на САУ 2С31 «Вена».

defendingrussia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *