Министр обороны : Министерство обороны Российской Федерации

Министр обороны Российской Федерации, генерал армии

Родился 21 мая 1955 г. в г. Чадан Тувинской АССР (ныне – Республика Тыва).

В 1977 г. окончил Красноярский политехнический институт по специальности «инженер-строитель».

В 1977-1978 гг.— мастер треста «Промхимстрой» (г. Красноярск), в 1978-1979 гг. — мастер, начальник участка треста «Тувинстрой» (г. Кызыл).

В 1979-1984 гг. — старший прораб, главный инженер, начальник строительного треста «Ачинскалюминийстрой» (г. Ачинск).

В 1984-1985 гг. — заместитель управляющего трестом «Саяналюминстрой» (г. Саяногорск).

В 1985-1986 гг. — управляющий трестом «Саянтяжстрой» (г. Абакан).

В 1986-1988 гг. — управляющий трестом «Абаканвагонстрой» (г. Абакан).

В 1988-1989 гг. — второй секретарь Абаканского ГК КПСС.

В 1989-1990 гг. — инспектор Красноярского крайкома КПСС.

В 1990-1991 гг. — заместитель Председателя Государственного комитета РСФСР по архитектуре и строительству.

С 1991 г. — председатель Российского корпуса спасателей.

С 1991 г. — председатель Государственного комитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям.

В 1991-1994 гг. — председатель Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В 1994-2012 гг.— Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 10.01.2000 г. по 7.05.2000 г. — заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Министр МЧС России).

С 11 мая 2012 г. — Губернатор Московской области.

Указом Президента Российской Федерации от 6 ноября 2012 г. назначен Министром обороны Российской Федерации.

Генерал армии.

Герой Российской Федерации.

Кандидат экономических наук.

Постоянный член Совета Безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 25 мая 2012 г. № 715 в редакции Указа Президента Российской Федерации от 6 ноября 2012 г.

№1487).

Член Национального антитеррористического комитета (по должности) (Указ Президента Российской Федерации от 8 октября 2010 г. № 1222).

Член Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации (по должности) (Указ Президента Российской Федерации от 26 июля 2011 г. № 988).

Заместитель руководителя межведомственной рабочей группы при Президенте Российской Федерации по контролю за выполнением государственного оборонного заказа и реализацией государственной программы вооружения (распоряжение Президента Российской Федерации от 16 октября 2012 г. №472-рп в редакции распоряжения Президента Российской Федерации от 6 ноября 2012 г. №498-рп).

Награжден многими орденами и медалями.

Полномочия Министра обороны Российской Федерации

19.04.2023 Министр обороны РФ Сергей Шойгу проверил ход выполнения гособоронзаказа в Калужской области

Глава российского военного ведомства проинспектировал производственные мощности предприятия, выпускающего средства радиоэлектронной борьбы для обеспечения потребностей российских Вооруженных Сил.

  Все новости

История ведомства : Министерство обороны Российской Федерации

Победный май

Военная историческая библиотека

Главная Энциклопедия 

Масштабный научный труд стал результатом глубоких исторических изысканий, проведенных военными учеными, и, несомненно, он не оставит равнодушными всех тех, кому интересна история родного Отечества, его государственнообразующих структур, среди которых одно из важнейших – Министерство обороны. За два века своего существования оно неоднократно меняло своё название, но неизменным всегда оставалось его назначение – обеспечение территориальной целостности и независимости страны, надежная защита ее национальных интересов.


ВЯЗМИТИНОВ Сергей Кузмич Министр военных сухопутных сил России (сентябрь 1802 — январь 1808)

АРАКЧЕЕВ Алексей Андреевич Министр военных сухопутных сил России (январь — июнь 1808), Военный министр России (январь 1808 — январь 1810)

БАРКЛАЙ де ТОЛЛИ Михаил Богданович Военный министр России (январь 1810 — август 1812)

ГОРЧАКОВ Алексей Иванович Управляющий Военным министерством (август 1812 — декабрь 1815)

КОНОВНИЦЫН Петр Петрович Военный министр России (декабрь 1815 — май 1819)

МЕЛЛЕР-ЗАКОМЕЛЬСКИЙ Петр Иванович Военный министр России (май 1819 — март 1823)

ТАТИЩЕВ Александр Иванович Военный министр России (март 1823 — август 1827)

ЧЕРНЫШЕВ Александр Иванович Военный министр России (август 1827 — август 1852)

ДОЛГОРУКОВ Василий Андреевич Военный министр России (август 1852 — апрель 1856)

СУХОЗАНЕТ Николай Онуфриевич Военный министр России (апрель 1856 — ноябрь 1861)

МИЛЮТИН Дмитрий Алексеевич Военный министр России (ноябрь 1861 — май 1881)

ВАННОВСКИЙ Петр Семенович Военный министр России (май 1881 — январь 1898)

КУРОПАТКИН Алексей Николаевич Военный министр России (январь 1898 — февраль 1904)

САХАРОВ Виктор Викторович Военный министр России (февраль 1904 — июнь 1905)

РЕДИГЕР Александр Федорович Военный министр России (июнь 1905 — март 1909)

СУХОМЛИНОВ Владимир Александрович Военный министр России (март 1909 — июнь 1915)

ПОЛИВАНОВ Алексей Андреевич Военный министр России (июнь 1915 — март 1916)

ШУВАЕВ Дмитрий Савельевич Военный министр России (март 1916 — январь 1917)

БЕЛЯЕВ Михаил Алексеевич Военный министр России (январь 1917 — март 1917)

ГУЧКОВ Александр Иванович Военный и морской министр Временного правительства (март 1917 — май 1917)

КЕРЕНСКИЙ Александр Федорович Военный и морской министр Временного правительства (май 1917 — август 1917)

ВЕРХОВСКИЙ Александр Иванович Военный министр Временного правительства (август 1917 — октябрь 1917)

ПОДВОЙСКИЙ Николай Ильич Народный комиссар по военным делам (ноябрь 1917 — март 1918)

ТРОЦКИЙ (БРОНШТЕЙН) Лев Давидович Народный комиссар по военным делам (март 1918 — январь 1925), народный комиссар по военным и морским делам (апрель 1918 — январь 1925)

ФРУНЗЕ Михаил Васильевич Народный комиссар по военным и морским делам (январь 1925 — октябрь 1925)

ВОРОШИЛОВ Климент Ефремович Народный комиссар по военным и морским делам (ноябрь 1925 — июнь 1934), народный комиссар обороны СССР (июнь 1934 — май 1940)

ТИМОШЕНКО Семен Константинович Народный комиссар обороны СССР (май 1940 — июль 1941)

СТАЛИН (ДЖУГАШВИЛИ) Иосиф Виссарионович Народный комиссар обороны СССР (июль 1941 — февраль 1946), Народный комиссар Вооруженных Сил СССР (февраль 1946 — март 1946), Министр Вооружённых Сил СССР (март 1946 — март 1947)

БУЛГАНИН Николай Александрович Министр Вооруженных Сил СССР (март 1947 — март 1949), Военный министр СССР (март 1953), Министр обороны СССР (март 1953 — февраль 1955)

ВАСИЛЕВСКИЙ Александр Михайлович Министр Вооруженных Сил СССР (март 1949 — февраль 1950), Военный министр СССР (февраль 1950 — март 1953)

ЖУКОВ Георгий Константинович Министр обороны СССР (февраль 1955 — октябрь 1957)

МАЛИНОВСКИЙ Родион Яковлевич Министр обороны СССР (октябрь 1957 — март 1967)

ГРЕЧКО Андрей Антонович Министр обороны СССР (апрель 1967 — апрель 1976)

УСТИНОВ Дмитрий Федорович Министр обороны СССР (апрель 1976 — декабрь 1984)

СОКОЛОВ Сергей Леонидович Министр обороны СССР (декабрь 1984 — май 1987)

ЯЗОВ Дмитрий Тимофеевич Министр обороны СССР (май 1987 — август 1991)

ШАПОШНИКОВ Евгений Иванович Министр обороны СССР (август 1991 — декабрь 1991)

ЕЛЬЦИН Борис Николаевич Министр обороны РФ (март 1992 — май 1992)

ГРАЧЕВ Павел Сергеевич Министр обороны РФ (май 1992 — июнь 1996)

РОДИОНОВ Игорь Николаевич Министр обороны РФ (июль 1996 — май 1997)

СЕРГЕЕВ Игорь Дмитриевич Министр обороны РФ (май 1997 — март 2001)

ИВАНОВ Сергей Борисович Министр обороны РФ (март 2001 — февраль 2007)

СЕРДЮКОВ Анатолий Эдуардович Министр обороны РФ (15 февраля 2007 г. — 6 ноября 2012 г.)

Шойгу Сергей Кужугетович Министр обороны РФ (с 7 ноября 2012 г.)

Версия для печати

Награды ищут своих героев

Справочник по терминологии в оборонной сфере

Министерство обороны Российской Федерации

Операции по поддержанию мира

Дом

Показать по: 5 10 25

 

1 2 3 … 1839 г.

22.04.2023 (13:50) Доклад Минобороны России о ходе специальной войсковой операции (22 апреля 2023 г.)

22.04.2023 (05:00) Самоходные артиллерийские установки «Акация» ликвидировали позиции ВСУ в рамках спецоперации Для обеспечения более точной стрельбы расчеты совместно с операторами дронов проводят разведку позиций противника и корректируют стрельбу.

21.04.2023 (15:00) Руководители военно-медицинских служб обсудили вопросы медицинского обеспечения войск ОДКБ (Коллективных сил) В ходе рабочего совещания в Минске участники уделили особое внимание обсуждению общих подходов к оказанию первой медицинской помощи и формированию нормативов оказания первой медицинской помощи для войск (Коллективных сил) ОДКБ.

21.04.2023 (14:55) Доклад Минобороны России о ходе специальной войсковой операции (21 апреля 2023 г.)

21.04.2023 (07:00) Военнослужащие Центрального военного округа уничтожили опорный пункт ВСУ из минометов «Сани»

20.04.2023 (19:25) На Тихоокеанском флоте завершилась внезапная проверка боевой готовности Привлеченные к внезапной проверке войска (силы) Тихоокеанского флота в настоящее время возвращаются в пункты базирования и постоянной дислокации.

20.04.2023 (16:50) Военный комитет ОДКБ обсудил вопросы развития военного сотрудничества В ходе встречи состоялся обмен мнениями о военно-политической обстановке в районах коллективной безопасности.

20.04.2023 (15:20) Доклад Минобороны России о ходе специальной войсковой операции (20 апреля 2023 г.)

19.04.2023 (16:15) Экипажи Су-25СМ уничтожили склад боеприпасов условного противника в Киргизии Пилоты Су-25СМ отработали сдвоенные подходы к целям на малых и средних высотах, а также маневры по выходу из зоны действия средств ПВО условного противника.

19.04.2023 (15:10) Министр обороны РФ Сергей Шойгу проинспектировал выполнение гособоронзаказа в Калужской области Глава предприятия доложил Сергею Шойгу об итогах выполнения гособоронзаказа, а также о реализуемых проектах по дальнейшему расширению производственных мощностей.

Показать по: 5 10 25

 

1 2 3 … 1839 г.

Контакты

Социологический центр

Министерство обороны


1 2000600061 900 Российская Федерация0053
Советский Союз
Наркомы по военным и морским делам (19171934)
Подвойский 15 ноября 1917 г. 13 марта 1918 г.
2 Лев Троцкий 13 марта 1918 г. 15 января 1925 г.
3 Михаил Фрунзе 15 января 1925 года 31 октября 1925 года
4 Климент Ворошилов 6 ноября 1925 г. 20 июня 1934 г.
Наркомов обороны (19341946) [НКО]
1 Климент Ворошилов Маршал Советского Союза
3 июня
7 мая 1940 г.
2 Семён Тимошенко Маршал Советского Союза 7 мая 1940 19 июля 1941
3 Иосиф Сталин Генералиссимус Советского Союза 19 июля 1941 25 февраля 1946
Министры Вооруженных Сил (19461950)
1 Иосиф Сталин Генералиссимус
Советский Союз
15 марта 1946 г. 3 марта 1947 г.
2 Николай Булганин Маршал Советского Союза
3 марта 1947 24 марта 1949
3 Александр Василевский Маршал Советского Союза 24 марта 1949 15 марта 1953
Министр обороны
1 Николай
Булганин
Маршал Советского Союза
15 марта 1953 года 09 февраля 1955 года
2 Георгий
Жуков
Маршал Советского Союза 09 фев 1955 26 окт 1957
Константин
Рокоссовский
Главный инспектор
Маршал Советского Союза
Октябрь 1957 Апрель 1962
3 Родион
Малиновский
Маршал Советского Союза
26 окт. 1957 31 марта 1967
4 Андрей
Гречко
Маршал Советского Союза
12 апр. 1967 г. 26 апр. 1976 г.
5 Дмитрий
Устинов
Маршал Советского Союза 30 июля 1976 года 20 декабря 1984 года
6 Сергей
Соколов
Маршал Советского Союза
22 декабря 1984 г. 30 мая 1987 г.
7 Дмитрий
Язов
Маршал Советского Союза 30 мая 1987 г. 23 августа 1991 г.
8 Евгений
Шапошников
Маршал авиации 23 августа 1991 21 декабря 1991
1 Павел
Грачев
Генерал армии 18 мая 1992 18 июня 1996
2 Михаил
Колесников
Генерал армии 18 июня 1996 г. 17 июля 1996 г.
3 Игорь
Родионов
Генерал-полковник армии 17 июля
1996
22 мая 1997
4 Игорь
Сергеев
Маршал Российской Федерации 22 мая 1997 г. 28 марта 2001 г.
5 Сергей
Иванов
Генерал-лейтенант ФСБ [в запасе] 28.03.2001 15.02.2007
6 Анатолий
Сердюков
Без воинского звания 15.02.2007 06.11.2012
7 Сергей
Шойгу
Генерал армии 06.11.2012 Присутствует

Эффективное управление Вооруженными Силами возможно только при строгом разграничении функций и ответственности между военными и политическими руководителями. Министр обороны Анатолий Сердюков и генерал КГС Николай Макаров предприняли попытку создать Министерство обороны, разделив существующие структуры министерства на две опоры: гражданскую, отвечающую за финансово-экономические и материальные вопросы, и военную, отвечающую за конкретно военные вопросы. вопросы, такие как разведка и операции. Министерство стало бы институтом разработки оборонной политики, согласовывая оборонные потребности государства с его возможностями.

По традиции, восходящей к царям, министром обороны обычно был офицер в форме. В Государственную Думу также входило большое количество депутатов, которые были действующими военными — еще одна традиция, зародившаяся в эпоху Российской империи. Такое сочетание военной и гражданской власти обеспечило учет военных интересов на самом высоком уровне российского правительства. Они также продемонстрировали, что строгое подчинение военных гражданской власти в западном понимании не было ни традицией, ни заботой в России.

Министерство обороны Российской Федерации создано как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной оборонной политики, законодательных актов в области обороны и иные функции, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами и актами в области обороны. обнародованы Президентом или Правительством. Министерство обороны состоит из служб Министерства, отдельных центральных органов управления и других подразделений и осуществляет управление Вооруженными Силами Российской Федерации.

Вооруженные силы России состоят из трех основных сил, называемых Сухопутными войсками (СВ), Военно-воздушными силами (ВС) и Военно-морским флотом, для защиты Родины на суше, в воздухе и на море. По состоянию на 2007 год существовало еще три меньших по размеру Командования, несущих ответственность за другие сферы вооруженной обороны — Стратегические ракеты, Космические войска и Воздушно-десантные войска — и два Отделения обеспечения войск — Тыловое обеспечение и Снабжение и размещение войск. Эта структура была выбрана после ряда преобразований как наиболее адекватная современным угрозам национальной обороны и наиболее удобная для простого и экономичного управления войсками.

Министерство обороны ежедневно руководит вооруженными силами и всей военной деятельностью. Он отвечает за развертывание, вооружение и снабжение вооруженных сил, а в мирное время ему подчиняются все территориальные командования вооруженных сил. Министерство обороны было почти полностью укомплектовано профессиональными военными и в значительной степени сохранило монополию на военную информацию, поскольку в России по-прежнему не хватало независимых оборонных исследовательских организаций, которые часто встречаются в других странах. Эта монополия давала высокопоставленным офицерам значительное влияние на правительственных лидеров по вопросам, начиная от контроля над вооружениями и заканчивая разработкой оружия и продажей оружия за границу, которые влияли на положение и престиж вооруженных сил.

Президент Российской Федерации является главнокомандующим, а исполнительная власть над вооруженными силами принадлежит аппарату президента. Правительство (Совет министров) несет ответственность за поддержание вооруженных сил на надлежащем уровне готовности. Государственная Дума осуществляет законодательную власть через Правительство. Непосредственное руководство вооруженными силами возложено на Министерство обороны, а оперативное управление до 2004 г. осуществлял Генеральный штаб. С тех пор министр обороны осуществляет оперативную власть, а Генеральный штаб выполняет указания и приказы. К 2010 году разделение труда было таково, что министр занимался финансово-хозяйственными вопросами, а Генштаб — стратегическим планированием, а последний не стремился вмешиваться в финансовые вопросы.

Министерство обороны состоит из Генерального штаба и ряда главных и центральных управлений. Одно время Министерством обороны руководила коллегия из трех первых заместителей министров, шести заместителей министров и главного военного инспектора, которые вместе составляли главный аппарат и совещательный совет министра обороны. По состоянию на 2007 год пул старших руководителей состоял из восьми человек — трех первых заместителей министров, трех заместителей министров и двух начальников, — которые подчиняются непосредственно министру обороны и консультируют его по вопросам, входящим в их компетенцию. Они разделяют ответственность за цели, миссии, усилия МО.

Начальник Генерального штаба (ГШ) является вторым постом в МО России и первым в Генеральном штабе, Штабе обороны России. Государственный секретарь Министерства обороны США является помощником министра обороны по правовым вопросам. В обязанности статс-секретаря Министерства обороны входит надзор за соблюдением закона во всех инициативах и деятельности Министерства обороны. Государственный секретарь также имеет право контролировать кадровую политику Министерства обороны и Вооруженных сил. Начальники служб МО несут основную ответственность за свои соответствующие сферы деятельности (приобретение вооружений, размещение войск, материально-техническое обеспечение и закупки, составление бюджета МО и вооруженных сил). Начальник канцелярии министра отвечает за личный штат министра обороны, состоящий из профессиональных военных и гражданских помощников, в обязанности которых входят вопросы международной обороны, связи с общественностью Министерства обороны, финансовый контроль и оформление документов Министерства обороны.

После роспуска правительства Михаила Касьянова 24 февраля 2004 г. президент Путин реорганизовал оборонные ведомства страны. Минобороны получило контроль над всем оборонно-промышленным комплексом (ОПК), четыре агентства которого — Российское агентство по обычным вооружениям [РАВ], Российское агентство по системам управления [РАСУ], Россудостроение [Россудостроение] и Росбоеприпасы [Российские боеприпасы]. Agency] — были расформированы. Их функции и обязанности на время были переданы Министерству промышленности и энергетики в подчинение Федерального агентства по промышленности (ФАП).

В вопросах ядерного оборонного комплекса Минобороны будет контролировать Федеральное агентство по атомной энергии, которое вошло в состав нового Минпромэнерго. Контрольные функции ведомства распространяются на управления боеприпасов, обычных вооружений, систем наведения и управления и кораблестроения, которые воссозданы в составе Минпромэнерго взамен упраздненных аналогичных ведомств.

Различные термины были придуманы в начале 1990-х годов, чтобы зафиксировать феномен личного состава Вооруженных Сил России, занимающихся незаконными или несанкционированными коммерческими предприятиями, хотя к концу десятилетия они исчезли. Саркастические или пренебрежительные упоминания типа «бизнесмены с погонами», «военно-торговый клан», «Арбатский военный округ» [из-за расположения Минобороны в восточной части престижного пешеходного центра Старый Арбат] и другие не удалось зафиксировать степень участия военных в преступных делах в начале 19 века. 90-е. Для советского военного и политического руководства проблема была видна уже в дни закрытия СССР. К началу 1990-х годов, когда нехватка ресурсов в Вооруженных Силах обострилась, общая предпринимательская среда, казалось, свела на нет старые правила. Все большее количество военнослужащих всех уровней обращали внимание на свои личные «бизнес» перспективы.

Арбат (ул. Знаменка)

В комплексе столичных зданий на Арбате (ул. Знаменка) располагались Генеральный штаб и Министерство обороны. Генеральный штаб Вооружённых Сил в 2015 году переезжает на Арбат с Фрунзенской набережной в Москве. В здании центра управления обороной; здесь разместился новый кабинет министра обороны Сергея Шойгу.

Здание Генерального штаба Министерства обороны Российской Федерации — современное здание, расположенное в ЦАО г. Москвы в районе Арбата по адресу улица Знаменка, дом 14/1. Архитекторами были М. В. Посохин (главный архитектор Москвы в 1960-1982 гг.), Ю. Попов, Н. Г. Минаев.

В марте 2013 года было объявлено, что министр обороны Сергей Шойгу и его заместители вместе с подразделением планируют переехать в здание Главкомата Сухопутных войск на Фрунзенской набережной — так называемый «третий дом» Минобороны. Военное ведомство приступило к развертыванию Центра государственного управления национальной обороны (НЦУОГ), в состав которого входили пункты боевого управления и управления повседневными операциями. Внутри исторического комплекса зданий будет построен новый суперсовременный, в котором разместится НЦУОГ.

Комплекс зданий на Арбате (Знаменке) стал главным штабом вооруженных сил – ВМФ, ВВС и Сухопутных войск (СВ). В настоящее время Главный штаб ВМФ, ВВС и КБ находятся соответственно в Санкт-Петербурге, Москве и Балашихе (САО).

Фрунзенская набережная

В комплексе зданий Минобороны России на Фрунзенской набережной до недавнего времени располагался Главный штаб Сухопутных войск. В здании на Знаменке сейчас размещаются Главное командование Сухопутных войск и ВВС, а также ряд других органов военного управления. В последние годы к комплексу Фрунзенской набережной были дополнительно пристроены еще две большие башни, что значительно увеличило его и без того колоссальный объем.

Недавно в комплексе был построен современный национальный театр, а перед зданием будут оборудованы две вертолетные площадки на отдельном высотном сооружении и специальный причал на Москве-реке для судов на воздушной подушке. Порядок использования вертолетов и катеров будет определяться по ситуации, что требует организации оперативных работ руководством министра и управления военного ведомства.

Строительство этих зданий началось в 1940, автором проекта был архитектор Л. В. Руднев, который совместно с В. О. Муцем создал эскизы фасада и барельефов. К 1951 году работы были завершены. Здание выглядит действительно величественно, в стиле сталинского ампира, и прекрасно олицетворяет мощь государства.

Комплекс включает в себя административное здание, построенное в 1938-1951 годах архитекторами Львом Рудневым и Владимиром Мунцем, и новое здание, построенное в его дворе в 2014 году как часть центра управления обороной России. Поговаривают, что здание Минобороны и Генштаба на Арбате связано подземными тоннелями с Кремлем, и даже прямой линией метро с главным штабом РВСН в подмосковной Власихе.

Старое здание, построенное Рудневым и Мунцем, выходит на Фрунзенскую набережную тремя симметричными корпусами. Боковой корпус слился с центральными проходами огромными (~6 этажей в высоту) арками, которые при реконструкции в 2014 году закрыли витражами с изображениями русских воинов: старого, держащего в руке шпагу, и современного — с автоматом Калашникова штурмовая винтовка и ребенок на руках. Фасад украшен барельефами с изображением медалей («За оборону Ленинграда», «За оборону Севастополя» и др.), также на верхнем уровне размещен герб СССР, окруженный знаменами и барельефы советских воинов.

Новое здание, построенное в 2014 году во дворе, визуально выглядит проще и дешевле старых построек и выбивается из общего ансамбля, нарушая его первоначальное величие. Его фасад украшен фигурами двуглавого орла — герба Российской Федерации без геральдического щита — размещенными в верхних ярусах боковых корпусов.

Первая смена Национального центра управления обороной (НЦУО) России приступила к работе 28 марта 2014 года. НЦУО Российской Федерации стремится стать мозговым центром всей армии; по планам, он будет полностью развернут до конца года. Техническое оснащение Центра позволяло получать необходимые данные со всей территории России в режиме реального времени, анализировать развитие обстановки и вырабатывать предложения для принятия оперативных и стратегических решений руководством страны в мирное и военное время.

Управление Вооруженными Силами осуществляется из центрального командного пункта (ЦКП) Генерального штаба. Он также отслеживает изменения военно-политической обстановки в мире. При ЦКУ были закрыты округа дежурной службы, армии, дивизии, бригады. Сбор и анализ информации по разным направлениям фактически возлагается на командиров, принимающих управленческие решения. Но каждому из них каждый день приходилось решать массу других задач. В современных условиях объем военно-политической информации увеличился стократно. Цикл изменений сократился с недель и дней до часов или даже минут. Вот почему возникла острая необходимость в постоянном и всестороннем мониторинге процессов, происходящих в мире, стране и вооруженных силах.

Однако Национальный центр [НЦУО] — это не только секретный комплекс на Фрунзенской набережной. Это также разветвленная система подчиненных структур. В четырех военных округах действуют свои районные центры, в армиях и корпусах — территориальные центры, в бригадах и дивизиях — командные пункты. Все они хорошо интегрированы в единую систему информационных потоков.

Помимо Главного командования и Генерального штаба Сухопутных войск, в этом историческом здании располагалось немало важных и «простых» органов управления. Например, Главное ракетно-артиллерийское управление, Главное автобронетанковое управление, управление войск радиационной, химической и бактериологической защиты, Инженерное управление Вооруженных Сил, управление армейской авиации, приказы ряда отделов…

Почти все они сейчас разбросаны по всей Москве. Главкомата и начальника штаба армии как Главного ракетно-артиллерийского управления Сухопутных войск, размещавшихся в здании Общевойсковой академии на Девичьем поле (кстати, тоже построенном Львом Рудневым), химики вышли в здание бывшей академии «Баумана», саперов — в здании бывшего штаба Варшавского договора, а ныне штаба ОДКБ на Ленинградском проспекте, танкистов — в штаб тыла, который также выходил на Большую Пироговку (где раньше располагался главный штаб ВВС).