Сливание «МиГа»

Принципиальное решение о слиянии авиационных концернов «Сухой» и «МиГ» в единую компанию под началом Объединенной авиастроительной корпорации уже принято, а подробности процедуры будут определены в течение нескольких месяцев, сообщает RNS.

Как рассказали собеседники агентства в авиационном комплексе, ключевые параметры слияния концернов «Сухой» и «МиГ» заинтересованные ведомства намерены озвучить уже нынешним летом. Но уже сейчас известно, что объединенная компания станет дивизионом (самостоятельной административной единицей) в составе Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), которая в настоящее время напрямую владеет «МиГом», а через дочерние структуры – контрольным пакетом акций «Сухого».

Источники уверяют, что подготовительные работы к слиянию ведутся полным ходом - для этого созданы специальные рабочие группы, которые занимаются отдельными аспектами этой крупнейшей и сложнейшей в российской истории бизнес-комбинации. Оба предприятия не просто играют колоссальную роль в российской военной авиации, они просто являются этой отраслью с учетом того, что внешние связи у российских военных закрыты.

Известно, что одна из таких рабочих групп занимается определением форматов работы проектных подразделений обеих компаний после слияния, другая – прописывает обновленные производственные процессы, третья – вырабатывает механизм эксплуатационного сопровождения разработок. Но все они решают основную стратегическую задачу - оптимизировать структуру будущей компании с целью сокращения расходов. На практике (как российской, так и мировой) это означает, что никакого объединения не будет, а будет поглощение, при котором «оптимизации» подвергнется поглощенная сторона. В данной ситуации главным игроком будет «Сухой». Об этом говорит, например, тот факт, что в настоящее время отрасль военной авиации в Объединенной авиастроительной корпорации курирует Игорь Озар. В феврале нынешнего года он был назначен на пост вице-президента корпорации. Тем не менее, Озар сохранил за собой должность гендиректора «Компании «Сухой». И этим все сказано.

В материалах АИК формат поглощения заявлен на уровне рабочего процесса – РСК «МиГ» прекращает существование, а структуры компании превращаются в подразделения «Сухого». Техническое сопровождение, модернизация и другая поддержка самолетов «Миг-29», а также истребителей «МиГ-31» со всеми их модификациями будут поручены специальному подразделению «Сухого».

В настоящее время у «МиГа» и «Сухого» различаются как структура управления, так и стратегия. «МиГ» специализируется на разработке и выпуске легких истребителей (варианты развития проекта «МиГ-29» разных типов, включая адаптированные на взлет с палубы военного судна «Миг-29К/КУБ»). Разработка в компании ведется по направлению создания обновленной версии высотного перехватчика «МиГ-31». География концерна сконцентрирована в столице и подмосковных Луховицах. География «Сухого» - это география всей России. Предприятия компании расположены в Москве, Новосибирске и Комсомольске-на-Амуре. Ключевые проекты компании – бомбардировщик Су-34 и истребитель Су-35. Разработка - истребитель пятого поколения Т-50.

Теоретически «МиГ» мог бы заняться разработкой легкого истребителя пятого поколения либо новейшего перехватчика (на смену «МиГ-31»). Но денег на это в бюджете нет. И, соответственно, у «МиГа» просто нет внятной перспективы для развития бизнеса, а серийное производство нынешних «МиГов», скорее всего, будет свернуто после 2020 года - после того как будут реализованы имеющиеся экспортные контракты и заказы оборонного ведомства.

Фактически оба концерна уже приступили к совместной работе - разработке тяжелого ударного беспилотника. Но изначально победителем тендера стал «Сухой».

Тем не менее, практическое объединение двух гигантов авиастроения продлится несколько лет. Планируется, что слияние завершится после того, как все производственные программы и наработки в сфере тактических и оперативно-тактических самолетов будут централизованы.

Одним из вопросов, решение которого еще не утверждено, является формат единой акции в ОАК после объединения гигантов. По первому варианту единая акция будет введена только для этих компаний, по второму – и для других структурных единиц корпорации. Юридические аспекты объединения имеют особое значение с учетом того, что государство взяло очевидный курс на приватизацию ВПК, убедившись в том, что частный бизнес способен управлять и развивать современное машиностроение. Но, как показывает опыт США, в современном частном ВПК процесс слияний и поглощений происходит достаточно высокими темпами - прежде всего из-за невероятно высоких издержек на любые НИОКР. Государство вынуждено соглашаться с этой практикой. Но в отличие от США у России нет даже теоретической возможности угрожать национальным производителям закупками «крылатых иномарок». А все попытки заявить об этих возможностях завершились разгромом прошлого состава руководства Минобороны.

wek.ru

Рассматривается вопрос об объединении компаний "Сухой" и "МиГ"

Дата: 13:20, 14.05.2017
Категории:  Новости, Авиастроение, Округа

По информации, просочившейся в СМИ, Дирекцией программ боевой авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) подготовлен документ о планах развития дивизиона на период до 2020 г.

В разработанном в недрах ОАК документе предлагается ликвидировать как отдельную самостоятельную структуру АО "РСК "МиГ" и объединить под "крышей" единой структуры АО "Компания "Сухой" подразделения обеих фирм. Согласно предложенному плану-графику, объединение РСК "МиГ" и компания "Сухой" должно быть проведено в течение 2017-2018 гг. Техническое и конструкторское сопровождение самолетов многочисленного семейства марки МиГ-29 и истребителей марки МиГ-31 будет осуществлять специальная группа в составе компании "Сухой".

Предложение о слиянии двух компаний базируется на реальном положении дел в военном секторе авиапромышленности. Выделение ассигнований на разработку перспективного легкого истребителя пятого поколение не просматривается, также России пока не потянуть разработку нового истребителя-перехватчика на замену МиГ-31. Потенциал модернизации платформы МиГ-29 практически исчерпан при создании модели глубокого модернизированной машины - истребителя МиГ-35, созданного на базе МиГ-29. Последнее десятилетие корпорация "МиГ" по существу занималась только модернизацией истребителей на базе платформы МиГ-29.

Предлагается прекратить серийное производство машин марки "МиГ" после выполнения предполагаемого заказа со стороны Минобороны России на партию истребителей МиГ-35 и после окончания поставки 46 истребителей МиГ-29М/М2 для ВВС Египта (срок выполнения 2017-2020 гг.). Видимо, авторы документа не верят в возможность заключения крупных зарубежных контрактов на машину МиГ-35.

Следует сказать, что в специализированных авиационных сайтах широко освещается появление в марте нынешнего года на аэродроме ЛИИ им. М.М.Громова первого образца истребителя МиГ-29М2 (бортовой номер 811), построенного по заказу Минобороны Египта. Предполагается, что первая машина МиГ-29М2 будет передана ВВС Египта уже во втором квартале 2017 г.

rt.vk34.ru

ЗАЧЕМ СПАСАТЬ ТОГО, КТО НЕ ТОНЕТ

«МиГ» и «Сухой» сливают — чтобы посадить своего человека над бурным финансовым потоком На середину ноября намечено проведение расширенного заседания правительства страны по вопросам военно-промышленного комплекса (ВПК) и...


«МиГ» и «Сухой» сливают — чтобы посадить своего человека над бурным финансовым потоком
       
       На середину ноября намечено проведение расширенного заседания правительства страны по вопросам военно-промышленного комплекса (ВПК) и военно-технического сотрудничества (ВТС) России с зарубежными странами.
       Ключевые моменты совещания — обсуждение одного кардинального проекта объединения. А именно: создание сверхгигантского авиапромышленного комплекса. Объединять предполагается три крупнейшие авиапромышленные корпорации — «Сухой», «МиГ» и «Яковлев». Проект лоббируется под лозунгом «спасения отечественной авиации и ВПК в целом».
       Одно странно: почему родное авиастроение начинают реконструировать и спасать в тот момент, когда оно меньше всего в этом нуждается? Почему именно сейчас, когда у «Сухого» подписаны новые многомиллиардные контракты на поставку истребителей в Китай, а у «МиГа» возможен крупный контракт с Индией? И их собираются объединить в «колхоз» с полуживым «Яковлевым», который существует в основном за счет сдачи в аренду своих помещений. Что вполне объяснимо, поскольку его бывший руководитель (ныне министр) больше времени проводил в США, чем в Москве.
       И «Сухой», и «МиГ» нуждались в спасении гораздо раньше, когда их генеральные (Михаил Погосян и Николай Никитин) — один со своей командой буквально из руин восстанавливал авиационное производство, загубленное и разбазаренное рядом предшественников-временщиков, а другой — противостоял целой армии желающих погреться на финансовых потоках от экспорта истребителей «Су». В итоге они действительно сохранили авиастроительные компании и обеспечили возможность крупных контрактов.
       И что же теперь? Сценарий очевиден. Под шум и разговоры о слиянии (даже если оно вовсе не состоится, потому что чисто технически подобное объединение — весьма сложный и дорогой проект) можно будет убрать из «Сухого» Погосяна, а из «МиГа» — Никитина, а затем поменять и там, и там ключевых топ-менеджеров. То есть поставить «своих» людей на бурные финансовые потоки от крупных экспортных контрактов.
       Механизм осуществления подобной операции прост. Главное — это ввести в заблуждение руководителей страны, тех, кто принимает принципиальные решения о смещениях и назначениях. Производится это с двух «фронтов»: с одной стороны, заказывается мощная очернительная кампания в СМИ (стоимость иногда доходит до миллиона долларов), а с другой — по всем возможным каналам «наверх» поступает поток кляуз, жалоб и псевдокомпромата. В общем, идет мощная очерниловка, в которой человеку приписывают море недостатков, грехов и сомнительных связей... Откровенная ложь и грязь.
       Активно навязываются две мысли. Первая — на таком-то предприятии все очень плохо. Вторая — чтобы спасти его, надо сменить руководство. И параллельно происходит лоббирование «своих» кандидатов.
       По статистике, примерно половина таких «операций» в последние годы имела успех. Процент, согласитесь, достаточно высокий. На очереди — попытки через такую же схему получить доступ к финансовым потокам в авиации и экспорте оружия.
       В результате финансовые потоки от экспортных заказов пойдут не инвестициями в конкретные производства и не на решение социальных программ предприятий, а в чьи-то конкретные карманы.
       Может быть, как раз в результате торжества таких схем мы наблюдаем очевидный экономический парадокс. Россия очень много продает нефти, а нефтедобывающее оборудование в отрасли буквально «дышит на ладан». Мы экспортируем много газа, а двигателей для газоперекачки хронически не хватает. И полмира летает на русских истребителях, а авиапромышленность находится в плачевном состоянии.
       Если у инициаторов «проекта» все получится, если им удастся сместить Погосяна и Никитина с их командами, тогда уж точно через год-другой-третий нужно будет спасать «Сухой» и «МиГ».
       

www.novayagazeta.ru

РСК "МиГ" войдет в состав компании "Сухой"

На состоявшейся в штаб-квартире ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) в Москве II-й научно-практической конференции "Основные проблемы и тенденции в развитии авиастроительной промышленности Российской Федерации и решение вопросов cовершенствования управления и импортозамещения в отрасли" в сделанном руководством дивизиона "ОАК - Боевая авиация" (дирекции программ боевой авиации) докладе был представлен пятилетний план развития этого дивизиона на период до 2022 года.

Основным пунктом этого плана является фактическая ликвидация АО "РСК "МиГ" путем его присоединения к АО "Компания "Сухой" с последующим формированием единой структуры и единого конструкторского бюро на основе "Сухого". Согласно представленному плану-графику,поглощение РСК "МиГ"  "Сухим" должно быть реализовано в течении 2017-2018 годов.
Производственный комплекс № 1 филиала АО «РСК «МиГ». Луховицы (Московская область) (с) www.kontur-industrial.ru

В обоснование данного решения в докладе сообщается, что РСК "МиГ" к настоящему времени утратило значение в качестве самостоятельного разработчика авиационной техники, фактически занимаясь в последние 15 лет только работами по модернизации истребителей семейств МиГ-29 и МиГ-31. При этом указывается, что потенциал модернизации платформы МиГ-29 практически исчерпан и развитие этого боевого авиационного комплекса не может быть реализовано с удовлетворительным соотношением параметров "стоимости" и "эффективности".

Согласно представленной к докладу презентации, серийное производство самолетов МиГ-29К возобновлено не будет, а серийный выпуск МиГ-29М/М2 будет прекращен к 2020 году после реализации контракта с инозаказчиком [Египтом]. Техническое и конструкторское сопровождение МиГ-29К, МиГ-29СМТ и МиГ-29М, а также МиГ-31, в процессе эксплуатации и модернизации может быть реализовано сформированной на основе РСК "МиГ" специальной группой в составе компании "Сухой", указывается в докладе.

Также указывается, что бывшая основная производственная площадка РСК "МиГ" в Москве (бывшее МАПО) решениями руководства ОАК и города Москвы подлежит передаче под редевелопмент (вероятнее всего, строительство технопарка), а производственная площадка № 1 филиала РСК "МиГ" в Луховицах в нынешних экономических условиях без больших капиталовложений не может быть успешно использована для серийного производства военных либо гражданских самолетов других типов. В связи с этим, согласно представленному плану, производственный комплекс в Луховицах, войдя на правах филиала в состав "Сухого", должен быть переориентирован на выпуск авиационных комплектующих в интересах всех дивизионов ОАК.

Предстоящее неизбежное сокращение роста военных расходов и предполагаемый "жестко-лимитированный характер" Государственной программы вооружения на 2018-2025 годы, согласно докладу, требуют принятия масштабных мер по реструктуризации разработки и производства боевой авиации в Российской Федерации с целью снижения издержек и недопущения распыления средств. Формирование единой структуры разработчика и серийного производителя боевой авиационной техники на основе компании "Сухой" станет главным направлением деятельности ОАК для достижения поставленных задач в данном сегменте.

Согласно презентации к докладу, разработка перспективного легкого истребителя пятого поколения (в том числе в партнерстве с ОАЭ) также осуществляется в настоящее время компанией "Сухой" на основе ее собственного аванпроекта.

cont.ws

«МиГ» все же проиграл воздушный бой

Легендарное КБ войдет в состав «Сухого» уже в 2018 году

Руководство Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) рассматривает вопрос об объединении компании «Сухой» и РСК «МиГ». Об этом сообщили СМИ, в распоряжении которых оказался документ о планах развития дивизиона на период до 2020 года, подготовленный дирекцией программ боевой авиации ОАК. На журналистскую «утку» это не похоже, поскольку слухи о слиянии двух структур ходят уже давно.

В документе предлагается ликвидировать как отдельную самостоятельную структуру АО «РСК «МиГ» и объединить под «крышей» единой структуры АО «Компания «Сухой»» подразделения обеих фирм. Причем техническое и конструкторское сопровождение самолетов многочисленного семейства марки МиГ-29 и перехватчиков МиГ-31 будет осуществлять специальная группа в составе компании «Сухой». По плану-графику объединение должно быть проведено в течение 2017−2018 годов.

Как отмечают СМИ, предложение о слиянии двух компаний базируется на реальном положении дел в военном секторе авиапромышленности. Так, выделение ассигнований на разработку перспективного легкого истребителя пятого поколения не просматривается. Не потянуть пока российскому авиапрому и разработку нового истребителя-перехватчика на замену МиГ-31. Потенциал модернизации платформы МиГ-29 практически исчерпан при создании модели глубокого модернизированной машины — истребителя МиГ-35. Последнее десятилетие корпорация «МиГ» по существу занималась только совершенствованием истребителей на базе платформы МиГ-29.

Серийное производство машин марки «МиГ» будет прекращено после выполнения предполагаемого заказа Минобороны России на партию МиГ-35 и поставки 46 истребителей МиГ-29М/М2 для ВВС Египта.

К слову, в конце апреля заместитель министра обороны Египта Мохаммад эль-Кешки заявил, что Египет начал получать истребители МиГ-29 по контракту с Россией. Планировалось, что первые два самолета МиГ-29 передадут Египту до конца 2016 года, однако первый предназначенный для ВВС этой страны самолет типа МиГ-29М2 (бортовой номер 811) в пустынной окраске был замечен на территории Летно-исследовательского института имени М.И. Громова в Жуковском в конце марта 2017 года.

Как решение о слиянии двух конкурирующих между собой структур с богатой историей скажется на военном авиапроме?

- Если нет конкуренции, то хорошо быть не может, — уверен заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. — Как известно, именно в авиационной промышленности Иосиф Сталин искусственно создал конкуренцию. Поскольку понимал, что даже при тогдашнем абсолютном огосударствлении экономики и монополии в некоторых случаях конкуренция между КБ абсолютно необходима. Но когда у нас была создана ОАК, то сразу стало ясно, что «Сухой» в итоге просто-напросто «сожрет» «МиГ». Это и произошло. Я допускаю, что корпорация «МиГ» в дальнейшем могла реально обанкротиться.

«СП»: — Ситуация с обслуживанием МиГ-29 после слияния более-менее понятна, однако судьба самолета МиГ-35 абсолютно не ясна.
— Что собой представляет МиГ-35 и зачем он вообще нужен — вопрос. Ведь копирование американской схемы тяжелого и легкого истребителя — наследие СССР. При этом в ВВС США F-16 был больше ударным самолетом, у нас же и тяжелые, и легкие были истребителями. В итоге выиграл и стал монополистом «Сухой», вернее — семейство Су-27. Эти тяжелые самолеты хотя и дороже, но зато у них больше возможностей во всех сферах применения. Поэтому здесь уже возникает другой вопрос: какой должна быть вообще концепция отечественной истребительной авиации? Если она инерционная, то никакой МиГ-29 и МиГ-35 российским ВВС не нужны. Тогда действительно «МиГ» лучше либо «умереть», либо пытаться отыскать экспортные заказы.

«СП»: — В СМИ не раз проходили сообщения, что легкий МиГ-35 будет не намного дешевле Су-30.

— В том и дело, что легкий и дешевый истребитель, скорее всего, был бы востребован и для себя, и для экспорта. Но «тридцать пятый» с учетом заявленных опций и характеристик по определению будет очень дорогим, при этом возможностей у него будет гораздо меньше, чем у Су-27 и его многочисленных наследников. В общем, в каком-то смысле «МиГ» объективно «умирает», но это в любом случае плохо.

Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов считает, что решение об объединении «МиГ» и «Сухого» под вывеской последнего назрело уже давно.

— Для российского бюджета два отдельных КБ, которые входят в единую корпорацию, — наверное, роскошь. Конечно, это обеспечивает конкуренцию и поиск новых решений, но есть объективные причины, которые говорят в пользу преобразований. Скажем, если после объединения РСК «МиГ» и «Сухого», в рамках единого КБ, условно говоря, будут созданы два отдела, за счет чего сохранится наследие «мигарей», но будут упразднены какие-то управленческие структуры, то такая реформа даст позитивный результат.

На мой взгляд, объективно у РСК «МиГ» как самостоятельной структуры шансов на выживание и развитие очень мало. Конечно, надо отдать должное Рособоронэкспорту и политическому руководству страны, что удалось получить египетский контракт на поставку «двадцать девятых» — один из самых больших в постсоветской истории. За исключением разве что поставки корабельных версий Индии, но она была осуществлена по двум контрактам. Однако после того, как египетский контракт будет выполнен, каких-то новых крупных заказов для «мигарей» не просматривается, причем как для внутреннего заказчика, так и зарубежного.

Если мы проанализируем историю постсоветского военного авиапрома, то придем к выводу, что «невидимая рука» рынка вооружений все уже расставила на свои места. Количество проданных новых истребителей МиГ и Су несопоставимо между собой. На те же Су-30 была продана российская лицензия, также существуют разные модификации самолета для конкретного заказчика. У РСК «МиГ» был удачный контракт только с Индией — на поставку корабельных МиГ-29К/Куб в интересах ВМС, и с Египтом.

Показательны и действия Минобороны России: когда появились деньги и была возможность выбора самолета, ведомство все-таки выбрало для закупок Су-30 и Су-35. Исключение — МиГ-29СМТ, которые делались для ВВС Алжира, но они в итоге были поставлены в российские ВВС. Во многом эта закупка была вынужденной мерой, поскольку алжирцы отказались от покупки. Что же касается МиГ-35, то история с этим самолетом тянется с момента принятия Государственной программы вооружений до 2020 года. В общем, еще раз повторю, Минобороны, очевидно, не готово закупать что-то у РСК «МиГ»: пока в приоритете ПАК ФА и Су-30 с Су-35.

«СП»: — РСК «МиГ» в ее нынешнем состоянии действительно не в состоянии справиться с задачей создания новых самолетов?

— Сделать абсолютно новый самолет МиГ-41 — дело сложное, если, конечно, здесь речь не идет о просто модернизации «тридцать первого». Идеи по разработке нового истребителя-перехватчика, о которых периодически пишут СМИ, лично мне кажутся фантастикой. Для разработки нового самолета, а тем более его выпуска, нужны большие деньги, а МиГ-31 на самом деле еще довольно долго можно использовать. И уж если и делать новый истребитель-перехватчик, то на базе ПАК ФА, чтобы сделать его более-менее универсальным комплексом.

Так что, решение о слиянии во многом оправдано. Что касается опасений по поводу отсутствия конкуренции и монополизации, то они объяснимы, но такова реальность. Повторю, два независимых КБ мы вряд ли в состоянии себе позволить, а частников просто нет.

«СП»: — В этом документе вроде бы говорится о том, что работы над МиГ-35 будут продолжены в интересах внутреннего заказчика. Какова вероятность, что этот самолет в очередной раз «не забуксует» из-за слияния?

— Если честно, то до сих пор непонятно — в чем новизна этого истребителя. Изделий с этим лейблом уже не одно и не два. Тасование одной и той же «колоды» — то будет заказан, то нет, как мне кажется, утомила уже и специалистов, причастных к созданию самолета. По большому счету, Миг-35 — это некий маркетинговый бренд измененной версии модернизированного экспортного «двадцать девятого». Но, как я уже сказал, военные не очень спешат закупать МиГ-29 в любой его версии. Его держат либо как страховку, либо делают ставку на корабельный вариант, поскольку очевидно, что корабельных Су-33 больше не будет.

В общем, реформы логичны: заниматься перевооружением частей ВКС на МиГ-29 смысла никакого нет, да и с учетом российских просторов лучше закупать тяжелые Су. Тем более что по цене МиГ-35 не намного дешевле тех же Су-30 — массовых самолетов, которые делают, что называется, уже с закрытыми глазами.

militariorg.ucoz.ru

«МиГ» все же проиграл воздушный бой

Быстрые новости сегодня

Легендарное КБ войдет в состав «Сухого» уже в 2018 году

Руководство Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) рассматривает вопрос об объединении компании «Сухой» и РСК «МиГ». Об этом сообщили СМИ, в распоряжении которых оказался документ о планах развития дивизиона на период до 2020 года, подготовленный дирекцией программ боевой авиации ОАК. На журналистскую «утку» это не похоже, поскольку слухи о слиянии двух структур ходят уже давно.

В документе предлагается ликвидировать как отдельную самостоятельную структуру АО «РСК «МиГ» и объединить под «крышей» единой структуры АО «Компания «Сухой»» подразделения обеих фирм. Причем техническое и конструкторское сопровождение самолетов многочисленного семейства марки МиГ-29 и перехватчиков МиГ-31 будет осуществлять специальная группа в составе компании «Сухой». По плану-графику объединение должно быть проведено в течение 2017−2018 годов.

Как отмечают СМИ, предложение о слиянии двух компаний базируется на реальном положении дел в военном секторе авиапромышленности. Так, выделение ассигнований на разработку перспективного легкого истребителя пятого поколения не просматривается. Не потянуть пока российскому авиапрому и разработку нового истребителя-перехватчика на замену МиГ-31. Потенциал модернизации платформы МиГ-29 практически исчерпан при создании модели глубокого модернизированной машины — истребителя МиГ-35. Последнее десятилетие корпорация «МиГ» по существу занималась только совершенствованием истребителей на базе платформы МиГ-29.

Серийное производство машин марки «МиГ» будет прекращено после выполнения предполагаемого заказа Минобороны России на партию МиГ-35 и поставки 46 истребителей МиГ-29М/М2 для ВВС Египта.

К слову, в конце апреля заместитель министра обороны Египта Мохаммад эль-Кешки заявил, что Египет начал получать истребители МиГ-29 по контракту с Россией. Планировалось, что первые два самолета МиГ-29 передадут Египту до конца 2016 года, однако первый предназначенный для ВВС этой страны самолет типа МиГ-29М2 (бортовой номер 811) в пустынной окраске был замечен на территории Летно-исследовательского института имени М.И. Громова в Жуковском в конце марта 2017 года.

Истребитель МиГ-29 (Фото: Марина Лысцева/ТАСС)

Как решение о слиянии двух конкурирующих между собой структур с богатой историей скажется на военном авиапроме?

Если нет конкуренции, то хорошо быть не может, — уверен заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. — Как известно, именно в авиационной промышленности Иосиф Сталин искусственно создал конкуренцию. Поскольку понимал, что даже при тогдашнем абсолютном огосударствлении экономики и монополии в некоторых случаях конкуренция между КБ абсолютно необходима. Но когда у нас была создана ОАК, то сразу стало ясно, что «Сухой» в итоге просто-напросто «сожрет» «МиГ». Это и произошло. Я допускаю, что корпорация «МиГ» в дальнейшем могла реально обанкротиться.

«СП»: — Ситуация с обслуживанием МиГ-29 после слияния более-менее понятна, однако судьба самолета МиГ-35 абсолютно не ясна.

— Что собой представляет МиГ-35 и зачем он вообще нужен — вопрос. Ведь копирование американской схемы тяжелого и легкого истребителя — наследие СССР. При этом в ВВС США F-16 был больше ударным самолетом, у нас же и тяжелые, и легкие были истребителями. В итоге выиграл и стал монополистом «Сухой», вернее — семейство Су-27. Эти тяжелые самолеты хотя и дороже, но зато у них больше возможностей во всех сферах применения. Поэтому здесь уже возникает другой вопрос: какой должна быть вообще концепция отечественной истребительной авиации? Если она инерционная, то никакой МиГ-29 и МиГ-35 российским ВВС не нужны. Тогда действительно «МиГ» лучше либо «умереть», либо пытаться отыскать экспортные заказы.

«СП»: — В СМИ не раз проходили сообщения, что легкий МиГ-35 будет не намного дешевле Су-30.

— В том и дело, что легкий и дешевый истребитель, скорее всего, был бы востребован и для себя, и для экспорта. Но «тридцать пятый» с учетом заявленных опций и характеристик по определению будет очень дорогим, при этом возможностей у него будет гораздо меньше, чем у Су-27 и его многочисленных наследников. В общем, в каком-то смысле «МиГ» объективно «умирает», но это в любом случае плохо.

Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов считает, что решение об объединении «МиГ» и «Сухого» под вывеской последнего назрело уже давно.

— Для российского бюджета два отдельных КБ, которые входят в единую корпорацию, — наверное, роскошь. Конечно, это обеспечивает конкуренцию и поиск новых решений, но есть объективные причины, которые говорят в пользу преобразований. Скажем, если после объединения РСК «МиГ» и «Сухого», в рамках единого КБ, условно говоря, будут созданы два отдела, за счет чего сохранится наследие «мигарей», но будут упразднены какие-то управленческие структуры, то такая реформа даст позитивный результат.

На мой взгляд, объективно у РСК «МиГ» как самостоятельной структуры шансов на выживание и развитие очень мало. Конечно, надо отдать должное Рособоронэкспорту и политическому руководству страны, что удалось получить египетский контракт на поставку «двадцать девятых» — один из самых больших в постсоветской истории. За исключением разве что поставки корабельных версий Индии, но она была осуществлена по двум контрактам. Однако после того, как египетский контракт будет выполнен, каких-то новых крупных заказов для «мигарей» не просматривается, причем как для внутреннего заказчика, так и зарубежного.

Если мы проанализируем историю постсоветского военного авиапрома, то придем к выводу, что «невидимая рука» рынка вооружений все уже расставила на свои места. Количество проданных новых истребителей МиГ и Су несопоставимо между собой. На те же Су-30 была продана российская лицензия, также существуют разные модификации самолета для конкретного заказчика. У РСК «МиГ» был удачный контракт только с Индией — на поставку корабельных МиГ-29К/Куб в интересах ВМС, и с Египтом.

Показательны и действия Минобороны России: когда появились деньги и была возможность выбора самолета, ведомство все-таки выбрало для закупок Су-30 и Су-35. Исключение — МиГ-29СМТ, которые делались для ВВС Алжира, но они в итоге были поставлены в российские ВВС. Во многом эта закупка была вынужденной мерой, поскольку алжирцы отказались от покупки. Что же касается МиГ-35, то история с этим самолетом тянется с момента принятия Государственной программы вооружений до 2020 года. В общем, еще раз повторю, Минобороны, очевидно, не готово закупать что-то у РСК «МиГ»: пока в приоритете ПАК ФА и Су-30 с Су-35.

«СП»: — РСК «МиГ» в ее нынешнем состоянии действительно не в состоянии справиться с задачей создания новых самолетов?

— Сделать абсолютно новый самолет МиГ-41 — дело сложное, если, конечно, здесь речь не идет о просто модернизации «тридцать первого». Идеи по разработке нового истребителя-перехватчика, о которых периодически пишут СМИ, лично мне кажутся фантастикой. Для разработки нового самолета, а тем более его выпуска, нужны большие деньги, а МиГ-31 на самом деле еще довольно долго можно использовать. И уж если и делать новый истребитель-перехватчик, то на базе ПАК ФА, чтобы сделать его более-менее универсальным комплексом.

Так что, решение о слиянии во многом оправдано. Что касается опасений по поводу отсутствия конкуренции и монополизации, то они объяснимы, но такова реальность. Повторю, два независимых КБ мы вряд ли в состоянии себе позволить, а частников просто нет.

«СП»: — В этом документе вроде бы говорится о том, что работы над МиГ-35 будут продолжены в интересах внутреннего заказчика. Какова вероятность, что этот самолет в очередной раз «не забуксует» из-за слияния?

— Если честно, то до сих пор непонятно — в чем новизна этого истребителя. Изделий с этим лейблом уже не одно и не два. Тасование одной и той же «колоды» — то будет заказан, то нет, как мне кажется, утомила уже и специалистов, причастных к созданию самолета. По большому счету, Миг-35 — это некий маркетинговый бренд измененной версии модернизированного экспортного «двадцать девятого». Но, как я уже сказал, военные не очень спешат закупать МиГ-29 в любой его версии. Его держат либо как страховку, либо делают ставку на корабельный вариант, поскольку очевидно, что корабельных Су-33 больше не будет.

В общем, реформы логичны: заниматься перевооружением частей ВКС на МиГ-29 смысла никакого нет, да и с учетом российских просторов лучше закупать тяжелые Су. Тем более что по цене МиГ-35 не намного дешевле тех же Су-30 — массовых самолетов, которые делают, что называется, уже с закрытыми глазами.

Источник

Автор: quicknews

quick-news.pro

Авиастроители испытывают терпение Владимира Путина

Вопреки воле российского премьера Владимира Путина запущен процесс слияния РСК МиГ и АХК "Сухой". Как передает корреспондент "Нового Региона", первым шагом для осуществления этих планов стало январское назначение главы фирмы "Сухой" Михаила Погосяна гендиректором РСК МиГ, оказавшейся в тяжелой финансовой ситуации. По мнению экспертов, МиГ нужен Погосяну из-за хронических срывов "Сухим" графиков по разработке и созданию российского истребителя пятого поколения - ПАК ФА.

Первая попытка объединить конкурирующие друг с другом фирмы МиГ и "Сухой" была предпринята еще в 2000 году - вскоре после назначения Михаила Погосяна главой АВПК "Сухой". Тогда, как передает корреспондент "Нового Региона", первый зампред правительства РФ Юрий Маслюков, который курировал отечественный авиапром, предложил объединить обе фирмы. МиГ, как самостоятельный производитель, встретил эту идею в штыки. Тем не менее, перед своей отставкой Маслюков успел подписать распоряжение о назначении руководителя ОКБ "Сухой" Николая Никитина главой фирмы МиГ. Однако в тот раз МиГу удалось отстоять свою независимость - против слияния компаний лично выступил новый президент РФ Владимир Путин.

Очередной шаг в попытке объединения "Сухого" и МиГа предпринят в настоящее время. О том, что Михаил Погосян возглавит РСК МиГ, начали говорить еще в декабре 2008 года, но официальное назначение состоялось лишь 11 января. На посту главы МиГ г-н Погосян сменил Анатолия Белова (также когда-то работавшего на фирму "Сухой" в должности замгендиректора - прим. НР). Но сегодня ситуация кардинально изменилась, и слияние двух фирм вполне реально, если, конечно, Владимир Путин вновь не скажет своего веского слова.

Между тем, хроническое отставание России от ведущих авиадержав мира, уже начавших принимать на вооружение истребители пятого поколения - (F/A-22 Raptor, F-35 - США, Eurofighter Typhoon - страны ЕС), ведет к тому, что она стремительно теряет статус державы, внедряющей передовые авиаразработки. Более того, в программе по созданию "Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации" (ПАК ФА, прим. НР), конкурс на создание которого в 2002 году выиграл АВПК "Сухой", уже наметилось многолетнее отставание от графика.

Если изначально заявлялось, что ПАК ФА полетит в 2006 году, затем этот срок был отодвинут на середину 2008 года. Однако уже в сентябре 2008 года замглавы Минпромторга РФ Юрий Борисов сообщил, что первый полет российского самолета 5 поколения состоится в 2009 году. "Самолет пятого поколения будет. 2009 год - первый полет. Он в очень хорошем состоянии, в Комсомольске-на-Амуре уже вышли на результат. Это самолет с новым двигателем, с хорошей авионикой", - сказал он. Вслед за ним этот срок озвучил и главком ВВС Александр Зелин.

Между тем столь сильное отставание АХК "Сухой" от графика по созданию ПАК ФА даже поставило в неудобное положение российского премьера Владимира Путина. В ходе декабрьской прямой линии глава правительства был вынужден заявить, что истребителей пятого поколения нет не только в России, но и нигде в мире, хотя хорошо известно, что они уже приняты на вооружение ВВС США. Все, что на сегодняшний день известно о ходе строительства ПАК ФА - что центроплан изделия производится на Комсомольск-на-Амуре производственном объединении, входящем в АХК "Сухой".

Стоит отметить, что о начавшемся слиянии РСК МиГ и АХК "Сухой" свидетельствует и недавнее заявление главы "Объединенная авиастроительная корпорация" Алексея Федорова. По его словам, Михаил Погосян сохраняет посты гендиректора АХК "Сухой" и 1-го вице-президента ОАК по координации программ, а его работа в должности гендиректора "МиГ" будет направлена на формирование в рамках ОАК бизнес-единицы "Боевая авиация".

Так или иначе, но истребитель пятого поколения будет принят на вооружение ВВС России еще очень нескоро. Пока наиболее реальным вариантом перевооружения российских истребительных частей выглядит оснащение "алжирскими" МиГ-29 СМТ и совершающим первые полеты истребителем поколения "4 ++" Су-35, который начнет производиться серийно не ранее 2010-2011 годов.

Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «Новый регион». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

www.aviaport.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *