если нужен, то кому? » Военное обозрение
Не так давно всем сообществом мы говорили о проблемах, связанных с Су-57. О том, что самолет если и увидят в войсках, то весьма не скоро и в единичных экземплярах.Наверное, есть смысл теперь поговорить и о МиГ-35.
МиГ-35, вроде как перспективный многофункциональный лёгкий истребитель поколения «4++», характеристики которого максимально приближены к пятому поколению. Так говорят многие.
Насчет «легкого» — действительно, легкий. Если мы признаем тяжелым Су-35 и сравниваем с ним, то МиГ-35 сильно так легче. Но сравним чуть позже, пока что поговорим о ситуации в целом.
Все началась с информации, что на заводе в Луховицах только сейчас закончен третий самолет из четырех, которые должны были участвовать в государственных испытаниях. Так решили еще в 2017 году, 4 самолета, один из которых спарка МиГ-35УБ. А сами испытания должны были состояться в 2018 году.
Нет, они, испытания, состоялись. Но участие в них приняла только первая пара самолетов.
Между тем состоявшимися испытания могут быть признаны только тогда, когда в них примут участие и подтвердят соответствие все 4 самолета.
Сейчас, говорят, срок очередной раз перенесли, и этот радостный момент где-то там, в конце 2019 года. Что тоже вызывает сомнения, поскольку треть года позади, а четвертого участника испытаний пока нет и не очень-то и предвидится такими темпами.
Так что – 2020 год, не раньше.
Но и то, что самолеты пройдут эти испытания, еще ни о чем не говорит. По идее, в случае успеха на госиспытаниях должно начаться серийное производство МиГ-35.
Но это так, в светлых мечтах. Как у нас сегодня строят самолеты, как (судя по последним заявлениям чиновников в погонах, наша армия насыщена новой техникой более чем на 50%) ведутся закупки…
Возникает вопрос: а вообще стоит ли огород городить? Тратить деньги, время, людские ресурсы? Ради чего? Ради выпуска 6 (ШЕСТИ) самолетов?
Сейчас сведущие товарищи попробуют возразить: в госпрограмме вооружений на 2018-2027 годы стоит цифра в 24 самолета МиГ-35. Соглашусь. Цифра стоит. Но с тем же успехов она может лечь и полежать, поскольку законтрактовано 6 машин. Остальные документами не подкреплены.
Можно сказать, что да, это намерения. И, поскольку времени для исполнения пунктов ГПВ более чем достаточно, то и можно не спешить.
Временно соглашаюсь. Потому что за оставшиеся 8 лет можно и испытания закончить, и самолеты собрать. Были бы на это деньги.
Кстати, о деньгах.
Наверное, Америки не открою, если скажу, что единичное производство – это дорого, а массовое – всегда дешевле. Вообще, это еще товарищ Маркс в «Капитале» вывел.
Чем больше выпускается каких-либо изделий, тем ниже себестоимость этих изделий. Закон как бы. Соответственно, если те же самолеты выпускать серийно, да еще и серийно поставлять в армии (не обязательно только в свою даже), то эксплуатация обойдется дешевле. Именно за счет массовости полетов.
Полеты по делу, они окупят и самолеты, и инфраструктуру под них, все.
Говорят, что в РСК «МиГ» (думаю, что РСК «МиГ» верить можно), проделали большую работу. Говорят, что летные характеристики самолета весьма и весьма неплохи. Даже больше того, они хороши. И говорят, что сотрудниками РСК были проделаны работы по максимальному удешевлению самолета. Времена у нас непростые, денежку надо экономить.
Опять же, по слухам, эксплуатация одного МиГ-35 должна быть чуть ли не в 2 раза меньше, чем у одного предшественника МиГ-29. И, соответственно, в любом случае ниже, чем у тяжелого Су-35.
При маленьком таком условии: серия. Причем одинаковая по количеству с Су-35.
А если выпускать самолеты поштучно, огромными сериями в 6 машин, соответственно, они в эксплуатации становятся несколько дороже. Несмотря даже на то, что сажать их будут на уже имеющуюся отлаженную «миговскую» инфраструктуру.
Но в первую очередь в голову приходит совершенно другой вопрос. А что, нам вообще легкие истребители больше не нужны?
МиГ-29 все, уволен по возрасту. Есть информация, что на сегодняшний день в ВКС РФ остались только МиГ-29С и МиГ-29СМТ. И в морской авиации у нас есть МиГ-29К/КУБ. Общим числом около 150 единиц.
Получается, что, если не заместить МиГ-29 «тридцать пятыми», то через некоторое время легкие истребители у нас вообще исчезнут как класс. Просто потому, что ресурс никто не отменял. Да, сегодня куча стран еще использует МиГ-29, но процесс замены идет у многих полным ходом. И не всегда на российские истребители.
За границей тоже умеют считать деньги. И переучивать/перестраивать/переоснащать с МиГа на Су горят желанием весьма немногие. А кроме МиГ-29СМТ, который все-таки сильно модернизированный, но «двадцать девятый», «Рособоронэкспорт» ничего пока предложить не может.
Представители РСК «МиГ» время от времени говорит о необходимости замены старых МиГ-29 на МиГ-35. На форумах и прочих мероприятиях. Но как водится, наше Минобороны имеет на этот счет свое мнение. В результате реализации этой идеи, которая исходит из правильного мнения МО, Россия скоро сможет стать единственной страной в мире, в ВВС которой нет легких истребителей.
Но, простите, как насчет концепции построения ВВС? В ней говорится о том, что легких истребителей должно быть вдвое больше, чем тяжелых истребителей. Если у нас теперь новая, которая говорит о том, что мы обойдемся только тяжелыми, не вопрос.
К тяжелым истребителям мы относим все выпускаемые концерном «Сухой». Это Су-27, Су-30, Су-35. Су-27 – с ним все более-менее прозрачно, он должен быть сменен Су-35. Остальные в теме. Но несмотря на возможности тяжелых истребителей, все выглядит немного странно.
А почему? А потому, что легкий истребитель – он легкий не только по весу в килограммах, но и в рублях.
Поэтому в случае начала боевых действий такой интенсивности, что начинается убыль самолетов, эту убыль для легких истребителей восполнить проще. С экономической точки зрения.
Между прочим, в США к этим вопросам подходили весьма рационально. И выразилось это в реально легком истребителе F-16, которого наклепали больше 4,5 тысяч экземпляров. Из которых почти полторы тысячи находятся на вооружении сил США.
Ситуация, скажем прямо, не очень. Убираем из общего списка самолеты национальной гвардии США, оставляем F-16 ВВС США и ВМС США. Это чуть больше тысячи самолетов.
Интересно, насколько серьезен расклад из трех сотен Су (27, 30, 35) против 1 000 F-16? Конечно, такую схватку представить сложно, но то, что расклад 1 против 3 не в нашу пользу… не наш.
Учитывая, что работать будут легкие истребители (более быстрые и более маневренные) против тяжелых. Соглашусь, что маневр в современных условиях не играет такой роли, как полвека назад, но тем не менее.
Даже если кто из Су уцелеет в этой гипотетической схватке, в качестве резерва у американцев еще больше шести сотен всяких F-15, 22, 35.
Но это если вдруг взяли и устроили какой-то глобальный мордобой в небе. А если долгая война на истощение? Если противостояние типа афганского или сирийского?
Здесь вопрос, чью убыль проще восстановить, убыль тяжелых или легких истребителей.
В целом ситуация так себе. Но есть вторая половина вопроса. Это Минпромторг. В этом заведении специалисты считают, что МиГ-35 имеет хороший экспортный потенциал. Ну они там все так оценивают и продвигают соответствующим образом.
В плане МиГ-35 Минпромторг еще на авиасалоне МАКС-2017 устроил настолько хорошую презентацию, что желание приобрести самолет выразили 29 стран. Понятно, что из тех, у кого на вооружении стояли МиГ-29.
То есть мы опять будем вооружать других. Не факт, что друзей и союзников, факт, что тех, у кого есть возможность заплатить (и желательно не пальмовым маслом).
Некая немилость, выраженная в полном отсутствии интереса к МиГ-35 у Министерства обороны, выглядит своеобразно. Я думаю, что РСК «МиГ» просто проиграло подковерные войны ПАО «Компания «Сухой». И КБ Сухого просто выполнило задачу по лоббированию своих самолетов на «отлично».
Конечно, в РСК «МиГ» тоже приложились в плане создания негативного имиджа, устроив ряд скандалов, связанных с хищениями и растратами в нулевые годы. Отдельный номер – индийский контракт.
Можно много говорить о кознях американцев и капризных индийцах, но то, что в 2010 году на индийский тендер вышел не тот МиГ-35, о котором мы сейчас говорим, а нечто совершенно обратное, сложно оспаривать. Некий такой полуфабрикат. С никаким двигателем и слепой РЛС, не способной обнаружить указанную цель на испытаниях.
Можно критиковать индийцев, но вот то, что они не захотели платить деньги за такой конструктор и потом его доводить до ума – это нормально вполне. И то, что они забраковали этот, с позволения сказать, полупрототип, совершенно оправдано.
Но будем считать, что сейчас это именно МиГ-35. Нормальный и доведенный до ума самолет. Обладающий тем же роскошным планером (а почему должно быть иначе?), что и МиГ-29. И с другой, более новой авионикой. Недаром его записали в 4++.
Главное, на мой взгляд – «Жук-А», РЛС с активной фазированной антенной решеткой. АФАР позволяет обнаруживать истребитель противника на расстоянии до 200 км. Количество сопровождаемых целей — 30, обстреливаемых — 10.
Понятно, что все характеристики «Жук-А» засекречены. Но если взять общемировые тенденции, то уверен, что она умеет работать на разных частотах с пониженным выделением энергии. Это очень полезно для маскировки самолета от любителей навестись по радарному сигналу.
Есть сведения, что у МиГ-35 все весьма неплохо и с тепловой заметностью, по снижению которой велись весьма успешные работы.
Двигатель РД-33МК, который так был некрасив на демонстрации в Индии, сегодня вроде бы полностью готов и даже соответствует требованиям для двигателей пятого поколения. Плазменное зажигание, цифровая система управления, оптимизация всех режимов работы, повышение тяги до 9400 кгс на форсаже. Бонусом повышение ресурса и снижения расхода.
Вишенка на торте – отдельная модификация двигателя с отклоняемым в двух плоскостях вектором тяги.
Пара слов об электронике. Не одна, как у основного большинства самолетов, а две оптико-локационные станции с телевизионным и тепловизионным каналами. Первая осуществляет обзор в передней полусфере, а вторая предназначена для работы по наземным целям.
Но сравнивать МиГ-35 с F-16 в нашем случае не стоит, речь не идет о сравнении двух легких машин. Да и не F-16 сегодня главный соперник МиГа, к сожалению.
Если сравнивать МиГ-35, то сравнивать надо с Су-35С. Ведь сегодня именно истребитель Сухого поступает в части. И перед которым более легкий и динамичный МиГ-35 будет иметь определенные преимущества. Конечно, при условии использование двигателя, имеющего отклоняемый вектор тяги.
В такой комплектации у МиГа выше скороподъемность, на целых 50 м/с. Это много.
БРЭО у обоих самолетов самое новое, специально разработанное КРЭТом именно для этих самолетов. РЛС у МиГа даже лучше, чем у Су-35С.
Да, дальность полета, потолок, количество ракет для боя (воздушные и наземные цели) у тяжелого истребителя Су-35С выше. Но так и должно было быть, на то он и есть тяжелый истребитель, который просто обязан истребить все, с чем не смогли справиться легкие.
Комплексное взаимодействие. Дополняя и поддерживая друг друга. Причем это просматривается в ЛТХ.
МиГ-35 / Су-35С
Масса пустого, кг: 11000 / 19500
Максимальная взлетная масса, кг: 23700 / 34500
Масса топлива, кг: 5830 / 11500
Боевая нагрузка, кг: 6500 / 8000
Тяга двигателей, кгс: 2×5500 / 2×8800
Тяга на форсаже, кгс: 2×9400 / 2×14500
Максимальная скорость на высоте, км/ч: 2400 / 2500
Максимальная скорость у земли, км/ч: 1400 / 1400
Боевой радиус, км: 1000 / 1500
Практический потолок, м: 17500 / 20000
Скороподъемность, м/с: 330 / 280
Как видно из цифр, МиГ реально проигрывает Су по некоторым показателям. Но не так уж и сильно. Вопрос исключительно тактики применения. А в некоторых выигрывает. МиГ быстрее. Не в скорости полета, а в необходимом на обслуживание времени. Меньше запас топлива, меньше боевая нагрузка, соответственно, меньше времени на всю подготовку самолета. В условиях высокой интенсивности полетов – преимущество не критичное, но порой весьма полезное.
Вопрос необходимости легкого истребителя для ВВС РФ пока еще стоит. В принципе, почти все страны, которые являются нашими «потенциальными», имеют на вооружении именно два типа самолетов, легкие и тяжелые истребители/истребители-бомбардировщики.
В Германии (да и в Европе вообще) это легкий «Тайфун» и тяжелый «Торнадо», а те же британцы еще на всякий случай и F-35 прикупили по случаю. Китай вполне нормально осваивает выпуск собственных легких истребителей, к J-10 приложили руки в РСК «МиГ», а Су у китайцев и так были, есть и будут.
Сложно сказать, стоит ли нам по бедности уподобляться ВВС Болгарии или Румынии, которым достаточно только одного типа истребителей, но это уже, к сожалению, решать не нам. Как не нам решать, станет ли МиГ-35 левой рукой наших ВКС или ему будет уготована роль добытчика валюты на международных рынках вооружения.
topwar.ru
Оружие: Наука и техника: Lenta.ru
Российские Су-35 и MиГ-35 обладают хорошими возможностями на бумаге, а не в реальности, полагает The National Interest.
В публикации американского журнала рассматриваются причины, по которым Индия сокращает военно-техническое сотрудничество с Россией в пользу США и ЕС. Издание отмечает, что Индия находится в поисках двухмоторного истребителя, а в качестве кандидатов рассматриваются американский F/A-18E/F Super Hornet, Eurofighter Typhoon, французский Rafale и российские Су-35 или МиГ-35.
«Российские истребители предлагают хорошие результаты на бумаге, но Индия разочарована плохой послепродажной поддержкой и частыми сбоями большей части российского оборудования, в том числе на самолетах МиГ-29 и Су-30МКИ», — пишет издание.
В The National Interest также отметили, что индийские официальные лица все больше разочаровываются в Су-57, публично жалуясь на маломощные двигатели, низкую малозаметность истребителя и «недостаточную прозрачность в отношении того, что стоит за этими проблемами».
Материалы по теме
00:02 — 30 января 2018
Издание полагает, что у американских F-35 или F/A-18E/F Super Hornet есть хорошие шансы стать «следующим супероружием ВВС Индии».
В феврале 2018 года The National Interest сообщали, что у пилотов F-22 Raptor и F-35 Lightning II ВВС США мало шансов выстоять против Су-35 в ближнем бою — издание назвало российский истребитель, «возможно, лучшей когда-либо созданной машиной» для боя в зоне прямой видимости. При этом эксперты отметили, что до сближения у американских самолетов есть преимущество в скрытности благодаря технологиям пониженной радиозаметности.
Су-35С — многофункциональный истребитель поколения 4++, последний боевой самолет, построенный на базе платформы Т-10С, ставшей основой для истребителей семейства Су-27/Су-30 и их модификаций. Самолет закупается ВВС России (два контракта в общей сложности на 98 машин). Также эти истребители в версии Су-35СК были проданы в Китай (24 самолета, первые переданы в декабре 2016 года).
Больше важных новостей в Telegram-канале «Лента дня». Подписывайтесь!lenta.ru
Индии рассказали об актуальности приобретения Су-35 или МиГ-35 » Военное обозрение
В Индии продолжают рассматривать вопрос, какими истребители стоит пополнить свои ВВС в ближайшее время. Речь идёт об истребителях 4-го поколения, так как с приобретением истребителя 5-го поколения у Индии обозначились критические проблемы после выхода из совместной с Россией программы FGFA. Напомним, что индийская сторона объявила российский вариант самолёта «не дотягивающим до истребителя пятого поколения». Это уже сейчас приносит индийской оборонке негативные плоды – ведущий авиастроительный концерн HAL априори лишился заказов в рамках этой программы.Журнал Aviation Week приводит перечень истребителей, которые Индия рассматривает в качестве потенциальной покупки. При этом отмечается, что ВВС Индии рассматривают вариант пополнения 110-ю истребителями.
В списке сразу две российские модели. Это истребители Су-35 и МиГ-35.
При этом отмечено, что на данный момент Индия склоняется к приобретению партии Су-30МКИ и модернизации уже имеющихся самолётов. Однако заявлено, что ВВС Индии вполне могли бы рассмотреть вариант приобретения тех же Су-35 как более маневренных истребителей, а также истребителей, обладающих более широкими возможностями по применяемым вооружениям. Акцент делается на область применения корректируемых авиабомб (КАБ) и ракетных вооружений.
В сообщении о МиГ-35 говорится, что эта сделка могла бы стать крайне выгодной.
Из материала:
Стоимость будет на 20% дешевле, чем у конкурентов. При этом стоимость часа полёта в 2,5 раза ниже, чем у МиГ-29.
Отмечается высокая антикоррозийная стойкость, что весьма актуально для применения истребителя в тропических условиях и над морем.
Добавлено, что концерн HAL мог быть использовать для лицензированного производства МиГ-35 мощности в Нашике. Также говорится о том, что Индия могла бы договориться с РФ о так называемой модульной сборке истребителей, имея опыт в этом плане по МиГ-29.
Среди главных конкурентов российских истребителей называются французский Dassault Rafale и шведский SAAB Gripen E.
Ранее в Индии высмеяли предложение США по F-16. В экспертной среде заявили, что эти самолёты нужны ВВС страны только в одном случае – пополнить музей боевой авиации.
topwar.ru
Плюсы четвертого поколения: российские ВВС делают ставку на Су-35С, Су-30СМ и МиГ-35С
Истребители, базой для которых служат хорошо зарекомендовавшие себя самолеты четвертого поколения, остаются востребованными как в Вооруженных Силах России, так и за рубежом. МиГ-29 и Су-27, пройдя очередную модернизацию в 2000–2010-х годах, превратились в многофункциональные истребители поколения 4++ — МиГ-35С, Су-30СМ и Су-35С. По совокупности своих характеристик эти машины вплотную приближаются к истребителям пятого поколения, соответствуя большинству предъявляемых требований.
Первый самолет пятого поколения в России ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) пока проходит летные и государственные совместные испытания.
Как заявил заместитель Министра обороны РФ Юрий Борисов при посещении Комсомольского-на-Амуре авиационного завода (КнААЗ) им. Ю. А. Гагарина, серийное производство ПАК ФА должно начаться в России в 2016 году, однако «в новых экономических условиях» планы могут быть скорректированы. «Министерство обороны Российской Федерации в рамках коррекции госпрограммы вооружений оставляет за собой право определиться с количеством закупаемых ПАК ФА, — сообщил Борисов. — Первоначальные планы могут быть скорректированы, тем более что истребители поколения 4++, по оценке военных летчиков, демонстрируют высокие характеристики. Лучше нам иметь задел в виде ПАК ФА и возможность потом продвинуться вперед, до конца выжав все возможности из истребителей Су-30 и Су-35».
Истребители поколения 4++ становятся российскими новинками и на международном рынке вооружений. Первые четыре Су-30СМ уже поступили в Казахстан, ожидается подписание контракта на закупку крупной партии Су-35 Китаем, ведутся переговоры о продаже этих самолетов в страны Северной Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.
«Многофункциональные истребители поколения 4++ на сегодня являются лучшим решением по критерию цена- качество, — говорит директор дирекции программ военной авиации ОАК, Герой России Владимир Михайлов. — Пока производство самолетов пятого поколения только разворачивается, эти машины будут пользоваться спросом как у Министерства обороны России, так и у инозаказчиков».
Су-35С
Глубоко модернизированный сверхманевренный многофункциональный истребитель Су-35С стал первым серийным самолетом поколения 4++, который был заказан российскими ВВС.
Контракт на поставку 48 таких машин в период с 2012 по 2015 год был подписан в августе 2009 года. Реализация проекта идет успешно, в этом году на КнААЗ им. Ю. А. Гагарина будет собрана заключительная партия по этому контракту. Замминистра обороны Юрий Борисов, инспектировавший завод в марте, осмотрел производство Су-35С и остался доволен.
«Должен констатировать, что срывов графиков выпуска продукции нет, — сказал Борисов по итогам посещения завода. — Первый Су-35С по гособоронзаказу 2015 года ВВС России должны получить в июне. Затем ежемесячно будем получать по два самолета Су-35С. Заказанные самолеты находятся в цехах в разной степени готовности. Настроение у заводчан рабочее, у нас тоже хорошее, потому что видим, что завод справится с планами». По словам замминистра, КнААЗ в 2015 году поставит 23 новых истребителя: 14 Су-35С, пять истребителей Су-30М2 поколения 4+ и четыре опытных истребителя пятого поколения ПАК ФА, предназначенных для летных испытаний.
В Су-35С использованы технологии пятого поколения, обеспечивающие превосходство над истребителями аналогичного класса. Отличительными особенностями самолета являются новый комплекс авионики на основе цифровой информационно-управляющей системы, интегрирующей системы бортового оборудования, новая радиолокационная станция (РЛС) с фазированной антенной решеткой с большой дальностью обнаружения воздушных целей и с увеличенным числом одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей и новые мощные двигатели с поворотным вектором тяги.
Первый полет на Су-35С в феврале 2008 года выполнил начальник летной службы ОКБ Сухого, заслуженный летчик-испытатель, Герой Российской Федерации Сергей Богдан. «Благодаря более доведенной «до ума» системе управления и благодаря более мощным двигателям — изделие 117С — появились некие особенности выполнения отдельных фигур высшего пилотажа, — рассказывал Богдан о самолете. — Например, можно выполнить маневр, который имеет «прикладное» значение — поворот на горке. Он выполняется, когда летчик Су-35С атакует воздушную цель, потом энергично разворачивается на горке в противоположную сторону и повторно выполняет атаку».
Одним из первых Су-35С получил 4-й Государственный центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны РФ, расположенный в Липецке.
Тщательное исследование в центре возможностей самолета позволяет провести более полную подготовку летчиков, которые в полете смогут использовать все достоинства новой машины. «В полете я могу остановить самолет, а в воздухе это мечта, — рассказывает начальник Липецкого центра генерал-майор Александр Харчевский. — Если тебе нужно в какой-то ситуации зайти противнику в хвост или дать ему возможность попасть в такое положение, когда он тебя просто потеряет.
Самолеты в воздухе не останавливались до этого, сейчас это можно делать». Харчевский отметил еще одну особенность новой машины: «Раньше, если истребитель входил в плоский штопор, в абсолютном большинстве случаев это заканчивалось катапультированием летчика. Для Су-35С понятия плоский штопор уже не существует. Помимо этого, на нем можно выполнять и другие, ранее невозможные элементы пилотирования».
Самолет пока находится в опытной войсковой эксплуатации, однако уже в 2015 году ситуация должна измениться.
«Министром обороны Сергеем Шойгу поставлена задача о приеме данного самолета на вооружение ВВС РФ, — заявил начальник авиации ВВС РФ генерал-майор Сергей Кобылаш, — и сейчас все для этого делается. То есть самолет уже поступает в войска, и отзывы летного состава об этой машине очень хорошие». Ожидается, что в текущем году будет заключен новый контракт на поставку следующей крупной партии Су-35С ВВС России.
Проявляют интерес к экспортному варианту Су-35 и ряд зарубежных стран. Первым его иностранным покупателем станет Китай. По сообщению государственного китайского издания Global Times, в январе 2015 года группа летчиков ВВС Китая прибыли в Россию для переобучения на истребители Су-35, что явно сигнализирует о скором заключении соглашения на приобретение Поднебесной 24 таких самолетов. Поставки истребителей могут начаться уже в 2016 году. В дополнение к самолетам Китай по отдельному контракту получит предназначенные для истребителей двигатели и ракеты.
Продвигается Су-35 и в другие страны. В марте этого года компания «Сухой» подала заявку на поставку этих истребителей в Индонезию взамен ожидающих списания 16 американских самолетов типа F-5E/F Tiger II. Примечательно, что ВВС Индонезии уже эксплуатируют четыре модификации самолетов «Сухого» поколения 4 и 4+. В 2003 году были куплены два самолета Су-27СК, в 2010 году — еще три модернизированные машины Су-27СКМ. В 2003-м страна заказала два самолета Су-30МК, а в 2008 и 2011 годах — еще суммарно девять машин Су-30МК2.__
Су-30СМ
На следующий день после посещения КнААЗ замминистра обороны РФ Юрий Борисов прибыл на Иркутский авиационный завод (ИАЗ) — филиал корпорации «Иркут». Здесь Борисов проинспектировал в том числе и ход строительства высокоманевренных многоцелевых истребителей Су-30СМ (СМ — серийный, модернизированный) — еще одного «сухов ского» представителя поколения 4++. По словам замглавы военного ведомства, в нынешнем году «Иркут» имеет заказ от Минобороны на 27 Су-30СМ для ВВС и авиации ВМФ. Борисов отметил: «Цифры реально выполнимы. На ближайшие три года мы гарантированно обеспечили загрузку завода для его ритмичного развития, технического перевооружения и будущих заказов».
Су-30СМ был разработан ОКБ Сухого. Этот двухместный самолет обладает сверхманевренностью, оснащен передним горизонтальным оперением, радиолокатором с фазированной антенной решеткой и двигателями с управляемым вектором тяги. Истребитель способен применять современное и перспективное высокоточное вооружение класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». Он также может использоваться для подготовки летчиков на перспективные многофункциональные сверхманевренные одноместные истребители.
Су-30СМ стал российской версией боевых самолетов семейства Су-30МКИ, изготавливавшихся на ИАЗ с начала 2000-х годов и уже поставленных в Индию, Малайзию и Алжир. Если до 2012 года практически вся продукция ИАЗ поставлялась на экспорт, то в настоящее время большая часть самолетов собирается в Иркутске в рамках гособоронзаказа. Как сообщил генеральный директор ИАЗа Александр Вепрев, в связи с ростом объемов производства в четвертом квартале 2014 года на заводе было создано около 300 новых рабочих мест, в первом квартале 2015-го — порядка 150.
Также сегодня на предприятии приняты меры по импортозамещению, сделан необходимый запас комплектующих материалов.
Су-30СМ адаптирован под требования российских ВВС в части систем радиолокации, радиосвязи и государственного опознавания, состава вооружения, катапультного кресла и ряда обеспечивающих систем. В настоящее время корпорация «Иркут» ведет работы сразу по четырем контрактам с Минобороны России, предусматривающим поставку ВВС и авиации ВМФ России в общей сложности 72 Су-30СМ.
Одним из первых этот самолет получил 120-й отдельный смешанный авиационный полк, базирующийся на аэродроме Домна под Читой. «Хочу отметить: самолеты прекрасные — летчики довольны. И это очень радует, — подчеркнул главнокомандующий ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев после посещения Домны. — Ведь на протяжении многих лет мы ругали промышленность за несвоевременные поставки и низкое качество продукции. На примере «Иркута» видно, что ситуация меняется в лучшую сторону: промышленность выдает высококачественную продукцию и, что очень важно, не к концу года, а поквартально. Благодаря чему летчики постоянно летают, тренируются. Работа Иркутского авиазавода — хороший пример для других предприятий».
Для организации переподготовки летчиков несколько Су-30СМ были также направлены в Липецкий авиацентр.
«Самолет насыщен самой современной радиоэлектроникой, имеет очень большие возможности для радиолокационного прицела, — рассказывает Александр Харчевский. — Возможности его неограниченны». «Это мечта всей моей жизни — летать на этом самолете, — говорит начальник службы безопасности полетов центра подполковник Алексей Ямакиди. — Это лучший самолет в мире».
С 2013 года в Липецком центре началось обучение на Су-30СМ выпускников Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков. «Самолет Су-30СМ значительно отличается от истребителей, стоящих на вооружении ВВС России.
На нем используется ряд систем и оборудование, нашедшие свое применение в самолете-истребителе пятого поколения ПАК ФА, — рассказывает представитель Управления пресс-службы и информации Минобороны РФ по Военно-воздушным силам полковник Игорь Климов. — Обучение проводится также в учебно-компьютерных классах с использованием интерактивной системы, которая, например, позволяет научить молодых пилотов действиям в особых случаях или на различных режимах работы двигателя».
Липецкие Су-30СМ участвуют также в демонстрационных полетах в составе пилотажной группы «Соколы России» с целью демонстрации боевых возможностей самолета. Первый публичный показ самолета состоялся в мае 2014 года.
«Высокие маневренные характеристики этого самолета и мастерство пилота дают возможность показать зрителям новые фигуры высшего пилотажа: управляемый штопор, проход в горизонтальном полете на малой скорости с углом тангажа 60 градусов, стянутая петля Нестерова, — пояснил Игорь Климов. — Их освоение и использование расширяют боевые возможности многоцелевого истребителя, позволяют пилоту эффективно применять оружие при завоевании господства в воздухе».
Однако участие в праздниках и авиашоу — не главная задача липецких асов. «Это, прежде всего, боевой самолет, — рассказывает ведущий звена авиагруппы «Соколы России» Липецкого авиацентра, летчик-снайпер и исследователь полковник Александр Гостев. — В отличие от Центра показа авиационной техники в Кубинке задачи нашего центра расширены. Это и написание методик, а для этого и выполнение полетов, инструкторская деятельность, а только потом демонстрация возможностей самолетов». «У Су-30СМ в разы увеличены боевые возможности, связанные с обнаружением и поражением целей, причем не одной, а нескольких одновременно. Потенциал одного такого самолета сравним с потенциалом двух самолетов предыдущего поколения, — добавляет Александр Харчевский. — Самолет, благодаря сверхманевренности, открывает новую эру в пилотировании. Он может летать не только с традиционными — положительными или отрицательными — перегрузками, но и с боковыми. Это дает летчику новые возможности для построения в трехмерном пространстве маневра, необходимого для победы в воздушном бою. В свою очередь, появление сверхманевренных самолетов влияет на новые способы ведения борьбы в воздухе, на тактику воздушного боя».
Истребители Су-30СМ отправляются на наиболее ответственные направления воздушной обороны России. В феврале 2015 года Министр обороны России Сергей Шойгу заявил о намерении ведомства наращивать группировку войск в Восточном военном округе для предотвращения возможных угроз на Северном морском пути и в Арктике. Министр обороны отметил, что соединения и воинские части, дислоцированные в арктическом регионе, получили на вооружение новые и модернизированные образцы техники, в том числе современные истребители Су-30СМ. В марте Сергей Шойгу также выступил с заявлением, что одним из ключевых направлений военной политики страны, форпостом между западом и востоком стал Крым, защитить который в случае необходимости готовы флот, авиация и сухопутные войска. Он сообщил, что на аэродроме в Бельбеке теперь базируются 14 многофункциональных истребителей, среди которых есть несколько Су-30СМ.
Проявили к Су-30СМ интерес и зарубежные военные. Впервые за всю историю своей независимости Казахстан купил новые боевые самолеты. Как сообщил президент корпорации «Иркут» Олег Демченко, это государство заказало четыре Су-30СМ. «Все четыре самолета готовы», — заявил Демченко.
Группа летного и инженерно-технического состава авиационных частей ВВС Казахстана в феврале 2015 года прошла на ИАЗ теоретическое обучение по управлению Су-30СМ, изучила его технологическую базу и оборудование. Для практического обучения была выбрана авиационная база в Талдыкоргане (центр Алматинской области Казахстана). Как сообщила газета «Ведомости», всего в Казахстан до 2020 года может быть поставлено до 36 Су-30СМ.
МиГ-35С и МиГ-29М
Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» рассчитывает в ближайшей перспективе подписать госконтракт на поставку ВВС России партии многофункциональных истребителей МиГ-35С поколения 4++. За основу для этого многофункционального истребителя был взят прототип МиГ-35, который участвовал в индийском тендере. Для разработки МиГ-35С по техническому заданию ВВС России в 2015–2017 годах будут проведены опытно-конструкторские работы (ОКР).
Новый легкий истребитель для ВВС России будет отличаться от «индийского варианта»: это будет машина, оснащенная самым современным бортовым радиолокационным оборудованием и двигателями с повышенным ресурсом. Одновременно с ОКР может быть подписан госконтракт на закупку небольшой партии этих истребителей. «В настоящее время идет нормальная предконтрактная работа по подготовке необходимых документов, — сказал в марте 2015 года генеральный директор РСК «МиГ» Сергей Коротков. — Их оформление уже идет. Закупка Минобороны РФ МиГ-35 предусмотрена действующей госпрограммой вооружений. Поставка МиГ-35 ВВС России может начаться уже в следующем году».
МиГ-35C — это многоцелевой истребитель, представляющий собой дальнейшее развитие боевых самолетов МиГ-29К/КУБ и МиГ-29М/М2 в направлении повышения боевой эффективности и универсальности, а также улучшения эксплуатационных характеристик.
Основные отличия МиГ-35С:
• интеграция в состав бортового радиоэлектронного оборудования информационно-прицельных систем пятого поколения;
• возможность применения перспективных авиационных средств поражения российского и иностранного производства;
• повышенная боевая выживаемость, достигаемая за счет внедрения бортового комплекса обороны.
Новейшее бортовое оборудование в сочетании с перспективным вооружением позволяет истребителям МиГ-35С решать широкий круг задач.
О преимуществах нового самолета рассказал заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой России Анатолий Квочур: «Я летал на одноместном МиГ-29М (прототип МиГ-35 — ред.), и это, скажу вам, была мечта летчика: классная аэродинамика, система управления, топлива больше, чем в обычном МиГ-29. На МиГ-35 практически сохранена схема МиГ-29, который впервые полетел еще в 1977 году: двухдвигательный самолет с отработанной схемой надежности.
Хотя у МиГ-29 был существенный недостаток — очень прожорливый двигатель, что, естественно, отражалось и на боевом радиусе действия машины. Но сейчас все это «подлечено», усовершенствована авионика, система управления».
Говоря о боевом применении МиГ-35С, Анатолий Квочур отметил: «Если говорить о локальных боевых действиях, то он может использоваться при решении задач прикрытия войск и объектов фронта, для боевых операций с участием фронтовых бомбардировщиков — Су-24 и Су-34, а также каких-то не очень дальних рейдов оперативно-стратегических бомбардировщиков Ту-22М3. Если речь идет о глобальном конфликте, то тогда задача МиГ-35С — уничтожение точечных очагов боевых действий, объектов ПВО или «отработка» по крупным административным центрам, предприятиям оборонки, стратегическим объектам вроде атомных электростанций».
Как и Су-35 и Су-30СМ — более тяжелые истребители поколения 4++, МиГ-35С планируется оборудовать современной авионикой. «Многофункциональный боевой комплекс МиГ-35С постоянно совершенствуют, — рассказал Сергей Коротков. — Конструкторы Инженерного центра ОКБ им. А. И. Микояна оснастили его электронными системами пятого поколения». Ожидается, что после проведения ОКР получит радиолокационную станцию с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Первый заместитель гендиректора и генконструктор корпорации «Фазотрон-НИИР» (входит в «Концерн радиоэлектронные технологии») Юрий Гуськов рассказал в феврале этого года: «Еще в 2010 году компания освоила технологию АФАР, и демонстратор радара с такой решеткой был установлен на самолете, участвовавшем в индийском тендере. Там стоял демонстратор радара с АФАР, и отзывы индийских летчиков были самые хорошие. Наш локатор не получил практически ни одного замечания, а его конструкция была рекомендована всем нашим конкурентам, которые участвовали в этом тендере». По словам Гуськова, первая партия из примерно 30 МиГ-35 для ВВС России получит радар без АФАР. «Цель РСК «МиГ» — получить заказ Минобороны РФ, поставить МиГ-35С в серию и параллельно выполнять опытно-конструкторские работы с тем, чтобы начиная, предположительно, с 30-го самолета поставить уже на него радар с АФАР», — сказал генконструктор «Фазотрон-НИИР».
Он отметил, что это — традиционная мировая практика сначала освоить серийный выпуск базовой версии, а уже потом использовать радар с АФАР. «С западноевропейским Eurofighter Typhoon такая же ситуация — примерно половина из них строится сейчас с обычной антенной с механическим сканированием, а остальные 40–45 % будут с активным сканированием», — заметил Гуськов.
Заказ отечественными военно-воздушными силами станет хорошей рекомендацией самолета для инозаказчиков.
«Взять тот же самый Казахстан. Летчики, которые полетали на МиГ-35 (демонстраторе — ред.), восторженно говорят о самолете, — рассказывает гендиректор РСК «МиГ» Сергей Коротков. — В России и на выставке в Астане мы вывезли семь казахских летчиков. Все они очень высоко оценивают летно-технические и боевые возможности нашего истребителя, хотели бы летать на нем. Но при этом говорят, когда Министерство обороны Российской Федерации закупит этот самолет, тогда было бы гораздо проще и нам его получить».
Не исключено, что МиГ-35 будут поставлены в Египет наравне с другой авиационной техникой. В сентябре 2014 года генеральный директор РСК «МиГ» Сергей Коротков заявил, что Египет высказывает заинтересованность в закупке партии истребителей МиГ-35. В марте этого года Правительства Российской Федерации и Арабской Республики Египет подписали протокол о военном сотрудничестве. Вслед за этим египетская газета El-Badil привела длинный список предстоящих египетских покупок оружия в России, в котором фигурировал и МиГ-35.
Кроме того, хорошие экспортные перспективы имеет модификация МиГ-29М/М2. Она появилась раньше МиГ-35, но также относится к поколению 4++. Это одно- (М) и двух-местные (М2) многофункциональные истребители, которые по сравнению с модификациями поколения 4+ (МиГ-29СЭ, МиГ-29УБ, МиГ-29СМТ и пр.) имеют повышенную дальность полета, увеличенную боевую нагрузку и расширенную номенклатуру бортового вооружения. Возможность приобретения МиГ-29М/М2 сейчас рассматривают ряд стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки и СНГ.
toomth.livejournal.com
Су-35 против невидимки F-35 | Военное дело | ИноСМИ
Если присмотреться к F-35, то становится понятно, что единый ударный истребитель не обладает маневренностью «Раптора» и даже F-16 или F/A-18. В случае воздушного боя превосходные навыки и опыт летчика F-35 станут единственным фактором, способным спасти его и машину от гибели. Дело в том, что F-35, будучи самолетом-невидимкой, имеет только внутреннее оружие и не может нести ракеты AIM-9X, действующие по принципу пропорциональной навигации. Если когда-нибудь эта ракета будет размещена в отсеке вооружения, то это будет сделано за счет ракеты AIM-120 AMRAAM, которую считают более подходящей для таких самолетов как F-35. Получается, что пилоту этого самолета надо избегать ближнего боя любой ценой.
Маловероятно, что командующий воздушными силами объединенной группировки войск поставит задачу по завоеванию превосходства в воздухе подразделению F-35, если у него будут другие варианты действий. Но поскольку F-22 Raptor в ВВС США очень мало, а парк F-15C сокращают, вполне возможно, что командующий авиацией объединенной группировки войск будет просто вынужден использовать F-35 для завоевания господства в воздухе. Тем не менее, главную угрозу американской авиации в большинстве регионов мира создают не вражеские самолеты, а комплексные системы противовоздушной обороны.
Единый ударный истребитель F-35 компании Lockheed Martin должен стать основой тактической истребительной авиации США, однако не всем странам мира по карману этот дорогой самолет пятого поколения.
Даже Россия и Китай вряд ли будут оснащать свои ВВС только истребителями пятого поколения. Скорее всего, в обозримом будущем основу их тактической авиации будут составлять различные варианты истребителя завоевания превосходства в воздухе Су-27. Самой эффективной модификацией Су-27 является Су-35, который намного совершеннее, имеет более современную авионику, двигатели и планер. В предстоящие годы Су-35 наверняка появится в арсеналах многих стран мира.
Чтобы противостоять распространению модификаций Су-27, ВВС США, корпусу морской пехоты и в меньшей степени ВМС придется сделать ставку на F-35, хотя он не предназначен для завоевания господства в воздухе. Он был и остается истребителем-бомбардировщиком, обладая хорошими возможностями для самообороны в воздухе, хотя Пентагон пытается превратить его в мастера на все руки.
Как поведет себя четверка F-35, если встретит в воздухе четверку Су-35? Скорее всего, американские летчики сменят курс и вызовут самолеты F-22 Raptor и F-15C, которые как раз и предназначены для завоевания превосходства в воздухе. А F-35 радостно полетят дальше — выполнять поставленные им задачи.
Но как учит нас история, очень часто на войне не приходится выбирать оптимальное решение. Если самолетам F-35 придется действовать самостоятельно, они могут выдержать даже в бою с Су-35 — но только если правильно разыграют свои карты. Летчикам F-35 придется по максимуму использовать такие преимущества этого самолета как малозаметность, бортовые и внешние приборы обнаружения, а также применять умную тактику, избегая при этом его слабых мест. Это значит, что им надо будет использовать малозаметность самолета и его датчики, чтобы нанести удар по авиации противника без визуального контакта с целью, а также не допускать сближения и воздушного боя в пределах видимости, поскольку в этих условиях F-35 весьма уязвим.
В отличие от F-22, который с самого начала создавался в полном смысле слова как убийца для воздушного боя, F-35 таковым не является. У «Раптора» планер с превосходными характеристиками малозаметности, большой потолок и сверхзвуковая крейсерская скорость, превышающая М=1,8. А F-35 даже на полном форсаже с трудом может развить скорость М=1,6. Далее, F-22 обладает отличной маневренностью, что позволяет ему успешно вести воздушный бой в пределах прямой видимости. Он превосходит другие самолеты по таким характеристикам как угловая скорость и радиус разворота, угол атаки и усиление тяги на всех высотах.
Если звено из четырех «Рапторов», летящее на сверхзвуковой скорости в разреженной атмосфере на высоте более 15 тысяч метров, может по сути дела выбирать, когда и где вступать в бой, то менее скоростные F-35 могут быть вынуждены реагировать на действия более совершенных самолетов противника, если не проявят осторожность.
Более того, F-35 не хватает ни скорости, ни высоты, чтобы придать ракете AIM-120 такую же кинетическую энергию при пуске, какую ей придает «Раптор». Это значит, что у ракет F-35 меньше дальность полета. Кроме того, F-35 берет на борт меньше ракет класса «воздух-воздух», что создает серьезные проблемы, так как постановщики помех с цифровой радиочастотной памятью могут нарушить работу системы наведения AIM-120.
Если присмотреться к F-35, то становится понятно, что единый ударный истребитель не обладает маневренностью «Раптора» и даже F-16 или F/A-18. В случае воздушного боя превосходные навыки и опыт летчика F-35 станут единственным фактором, способным спасти его и машину от гибели. Дело в том, что F-35, будучи самолетом-невидимкой, имеет только внутреннее оружие и не может нести ракеты AIM-9X, действующие по принципу пропорциональной навигации. Если когда-нибудь эта ракета будет размещена в отсеке вооружения, то это будет сделано за счет ракеты AIM-120 AMRAAM, которую считают более подходящей для таких самолетов как F-35. Получается, что пилоту этого самолета надо избегать ближнего боя любой ценой.
Маловероятно, что командующий воздушными силами объединенной группировки войск поставит задачу по завоеванию превосходства в воздухе подразделению F-35, если у него будут другие варианты действий. Но поскольку F-22 Raptor в ВВС США очень мало, а парк F-15C сокращают, вполне возможно, что командующий авиацией объединенной группировки войск будет просто вынужден использовать F-35 для завоевания господства в воздухе. Тем не менее, главную угрозу американской авиации в большинстве регионов мира создают не вражеские самолеты, а комплексные системы противовоздушной обороны.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
inosmi.ru
Военное обозрение: МиГ-35: Многоцелевой истребитель или чемодан без ручки? — Свободная Пресса
Одним из главных событий на открывающемся во вторник авиасалоне МАКС-2017 должна стать демонстрация истребителя МиГ-35. Как сообщил ТАСС генеральный директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко, этот самолет будет впервые представлен широкой публике в нынешнем облике. Демонстрация будет статическая, в летной программе салона новая машина не участвует. Демонстрация летных возможностей МиГ-35 запланирована в сентябре на форуме «Армия-2017».
Тарасенко также заявил, что серийное производство самолета запланировано на 2019 год. И это для ОКБ Микояна и Гуревича большой прорыв, поскольку у МиГ-35, несмотря на ряд его очевидных достоинств, сложилась не слишком лестная репутация.
Проект создания нового высокоманевренного легкого истребителя в РСК «МиГ» затянулся неоправданно долго, ОКБ приступило к его разработке в начале нулевых годов. Чему «способствовали» как объективные, так и субъективные обстоятельства. К субъективным относится жесткая конкуренция с ОКБ «Сухого», а также кадровая лихорадка. К объективным причинам — и финансирование по остаточному принципу, и срыв сроков разработки комплектующих смежниками. Самым «тонким» местом оказалась РЛС с активной фазированной антенной решеткой «Жук-А», которую только сейчас, похоже, довели до ума.
Читайте также
«Россия скрывает истинные потери в Сирии»Коалиционные силы заявляют, что знают о реальном числе погибших
«В вину» МиГ-35 ставят и то, что он сравнительно недавно проиграл тендер на закупку легких истребителей для ВВС Индии стоимостью в несколько миллиардов долларов. Тяга его двигателей оказалась меньше, чем указывалось в паспорте, а РЛС не самым лучшим образом обнаруживала цели. Выиграл тендер французский истребитель «Рафаль».
Но при этом почему-то забывают два важных обстоятельства. Во-первых, самолет к тому моменту был, конечно, «сырым». Однако существуют прецеденты, когда Россия и Индия совместно доводят, условно говоря, полуфабрикаты. И при этом Индия получает доступ к российским технологиям. (Французы такого подарка не сделали). Именно так произошло с истребителем Су-30МКИ, который сейчас, смело можно сказать, украшает ВВС Индии. Примерно такая же история разворачивается и с перспективным истребителем пятого поколения Т-50 — создается совместное предприятие на базе индийской промышленности по разработке и производству индийской модификации Т-50.
А, во-вторых, проигрыш в тендере был в значительной степени предопределен политическими мотивами. Индия стремится не держать все яйца в одной корзине, то есть не закупать военную технику у одной страны. В авиации мы и так достаточно интегрированы в индийские вооруженные силы — это и Су-30МКИ, и палубные истребители МиГ-29К и МиГ-29КУБ, и перспективный Т-50, и самолет ДЛРО А-50.
Скептики по отношению уместности массового внедрения МиГ-35 в ВВС России согласны с тем, что легких истребителей, согласно концепции построения истребительной авиации любой страны мира, должно быть как минимум вдвое больше, чем тяжелых. Их в России представляют Су-35 и Т-50, который уже на подходе. Логика тут простая. Легкие истребители дешевле. Их потери при участии в боевых действиях легче восстанавливать. Их эксплуатация обходится значительно дешевле. (Тут необходимо отметить, что РСК «МиГ» удалось снизить стоимость эксплуатации МиГ-35 по сравнению с МиГ-29К, также легким истребителем, в 2,5 раза).
Однако к самолету довольно много претензий. И относятся они, как правило, не к его боевым характеристикам. Точнее эти характеристики начинают сравнивать с характеристиками тяжелых истребителей, что не вполне корректно.
Итак, по порядку. Сейчас США и Россия активно развивают направление истребителей пятого поколения. А МиГ-35 относится к поколению 4++. Ну, так и Су-35 относится к тому же самому поколению. Но он активно продвигается в ВКС.
МиГ-35, вероятно (!), будет совсем не дешевым самолетом. И его эксплуатация, опять же вероятно, будет недешева. И это проистекает, прежде всего, из-за того, что самолет якобы предполагается выпускать очень ограниченными сериями. Министерство обороны заказало РСК «МиГ» 16 самолетов до 2021 года. Их не хватит на то, чтобы заменить устаревшие МиГ-29.
Любопытно, что это говорят более чем компетентные специалисты, долгие годы освещающие ситуацию в отечественной и мировой авиации. Но при этом умалчивают, что производство будет именно крупносерийное. Не далее как в январе этого года главком ВКС, генерал-полковник Виктор Бондырев сообщил о планах замены всей легкой истребительной авиации самолетами МиГ-35. В первой партии должно быть построено 30 машин. Всего же Минобороны намеревается приобрести 170 истребителей. Ну, а первые самолеты начнут поступать в эскадрильи в 2018 году. Так что ни о каком ограниченном выпуске МиГ-35 говорить не приходится. Соответственно, и стоимость его будет падать по мере расширения производства.
Ну, и, разумеется, не выдерживают никакой критики заявления противников «облегчения истребительной авиации» о том, что МиГ-35 — это тот же самый МиГ-29, слегка обновленный. То есть никого движения вперед в ОКБ Микояна и Гуревича 30 лет не было. Да, действительно, планер взят от МиГ-29, поскольку он обладает прекрасными аэродинамическим характеристиками. Точнее, заимствована геометрия планера. При этом у него существенно снижена заметность — как радиолокационная, так и тепловая.
Начинка же, то есть бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО), не только абсолютно новая, но более чем современная. Некоторые системы удовлетворяют требованиям, предъявляемым к самолетам пятого поколения. Такова, например, РЛС с АФАР «Жук-А», позволяющая обнаруживать истребитель на расстоянии до 200 км. Количество сопровождаемых целей — 30, обстреливаемых — 10. Разрешающая способность при картографировании местности — 1 м х 1 м. Радиотехнические характеристики РЛС не разглашаются. Но можно предположить, что в ней использован метод работы на разных частотах с пониженным выделением энергии с целью маскировки самолета.
Помимо РЛС используется оптико-электронная система локации, работающая в пассивном режиме. Есть мощная система обороны. Связная аппаратура позволяет использовать МиГ-35 в качестве командного самолета, осуществляя целенаведение для самолетов группы и иным образом помогая группе выполнять боевую задачу. БРЭО имеет открытую архитектуру, что позволяет максимально упростить подключение нового оборудования, не прибегая к монтажу и отладке в заводских условиях. То есть модернизация МиГ-35 может осуществляться непосредственно в строевых частях.
Надо сказать, что новый микояновский истребитель не столь уж и легок. Его боевая нагрузка достигает шести с половиной тонн. К вооружению относится высокоточное оружие — от корректируемых бомб до ракет, — которое позволяет завоевывать господство в воздухе и наносить точные удары по наземным и надводным целям.
Существует статистика компьютерных боев между американскими истребителями F-22 и F-35 и российскими Су-35 и Т-50. МиГ-35 таким образом не тестировался. Но есть основания предположить, что в ближнем бою и в сражении на средних дистанциях он окажется эффективнее, чем Су-35. Благодаря и отклоняемому вектору тяги (как и у Су-35), который имеется у модернизированного двигателя, и прекрасному планеру, и эффективной авионике. Например, скороподъемность у МиГ-35 на 50 м/с выше. Выше, пусть и незначительно, и допустимая эксплуатационная перегрузка.
МиГ-35 использует высокоманевренные ракеты «воздух-воздух» ближнего боя Р-73 с лазерной ГСН, способные поражать цели, маневрирующие с ускорением 12 g. Этими же ракетами вооружен и перспективный Т-50. Ракеты Р-27 имеют дальность 110 км и максимальную скорость 4250 км/ч. При этом скорость поражаемых целей может достигать 3600 км/ч.
Современное ракетное вооружение позволяет МиГ-35 наносить удары по наземным и надводным целям без вхождения в зону ПВО противника.
Читайте также
«Кузькина мать» Кадырова напрягла ЗападГлава Чечни пригрозил ответным ядерным ударом
Виктор Бондырев, объясняя потребность ВКС в МиГ-35, сказал: «Слава богу, что нет сейчас крупных вооруженных конфликтов, есть только локальные, как в Сирии. Нам нужны самолеты именно такие, которые могли бы эту задачу решить, и 3,5 тысячи километров, которые может лететь МиГ-35, — нас это очень устраивает». Это перегоночная дальность. А боевой радиус, учитывая, что истребитель легкий, очень приличный — 1000 км. При этом есть возможность дозаправки в воздухе.
Также следует отметить, что у МиГ-35 большой экспортный потенциал. МиГ-29 сейчас эксплуатируются в 30 странах мира. И приближается время их замены. Вполне понятно, что наиболее удобно для пилотов пересаживаться в кабины самолетов того же производителя.
ЛТХ МиГ-35 и Су-35С
Масса пустого, кг: 11000 — 19500
Максимальная взлетная масса, кг: 23500 — 34500
Масса топлива, кг: 5830 — 11500
Боевая нагрузка, кг: 6500 — 8000
Тяга двигателей, кгс: 2×5500 — 2×8800
Тяга на форсаже, кгс: 2×9400 — 2×14500
Максимальная скорость на высоте, км/ч: 2400 — 2500
Максимальная скорость у земли, км/ч: 1400 — 1400
Боевой радиус, км: 1000 — 1500
Практический потолок, м: 17500 — 20000
Скороподъемность, м/с: 330 — 280
Управляемый вектор тяги: есть — есть
РЛС: АФАР — ПФАР
svpressa.ru
В США назвали российские Су-35 и MиГ-35 бумагой
Российские Су-35 и MиГ-35 обладают хорошими возможностями на бумаге, а не в реальности, полагает The National Interest.
В публикации американского журнала рассматриваются причины, по которым Индия сокращает военно-техническое сотрудничество с Россией в пользу США и ЕС. Издание отмечает, что Индия находится в поисках двухмоторного истребителя, а в качестве кандидатов рассматриваются американский F/A-18E/F Super Hornet, Eurofighter Typhoon, французский Rafale и российские Су-35 или МиГ-35.
«Российские истребители предлагают хорошие результаты на бумаге, но Индия разочарована плохой послепродажной поддержкой и частыми сбоями большей части российского оборудования, в том числе на самолетах МиГ-29 и Су-30МКИ», — пишет издание.
В The National Interest также отметили, что индийские официальные лица все больше разочаровываются в Су-57, публично жалуясь на маломощные двигатели, низкую малозаметность истребителя и «недостаточную прозрачность в отношении того, что стоит за этими проблемами».
Издание полагает, что у американских F-35 или F/A-18E/F Super Hornet есть хорошие шансы стать «следующим супероружием ВВС Индии».
В феврале 2018 года The National Interest сообщали, что у пилотов F-22 Raptor и F-35 Lightning II ВВС США мало шансов выстоять против Су-35 в ближнем бою — издание назвало российский истребитель, «возможно, лучшей когда-либо созданной машиной» для боя в зоне прямой видимости. При этом эксперты отметили, что до сближения у американских самолетов есть преимущество в скрытности благодаря технологиям пониженной радиозаметности.
Су-35С — многофункциональный истребитель поколения 4++, последний боевой самолет, построенный на базе платформы Т-10С, ставшей основой для истребителей семейства Су-27/Су-30 и их модификаций. Самолет закупается ВВС России (два контракта в общей сложности на 98 машин). Также эти истребители в версии Су-35СК были проданы в Китай (24 самолета, первые переданы в декабре 2016 года).
tehnowar.ru