35 — трудная судьба легкого самолета: vlad_burtsev — LiveJournal

МиГ-29К — совсем новый самолет, несмотря на то, что приставка «29» появилась в названии серийных самолетов еще в начале 80-х годов. У этого палубного истребителя затяжная и непростая история. Совершив первый полет в 1988 году, он, как и прочие изделия ОКБ в 90-е годы, был на грани жизни и смерти из-за отсутствия финансирования. В конце десятилетия отрасль начала оживать, и конструкторы модернизировали машину, оснастив ее новой авионикой и усилив вооружение. Летные испытания завершились в 2006 году.

Однако принимать на вооружение авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», заставленного тяжелыми истребителями Су-33, МиГ-29К не спешили. Самолет был подвергнут еще одной модификации, в результате которой была существенно усилена авионика. И машина стала относиться к поколению 4+. На вооружение она была принята в 2013 году. К этому времени подоспел и еще один палубный истребитель — двухместный учебно-боевой МиГ-29КУБ.

Надо сказать, что ВМФ не спешит заменять на крейсере не только палубные Су-33, которые постарее МиГов и относятся к четвертому поколению, но откровенно более слабые Су-25УТГ, на которых отсутствует вооружение. В то же время Индия с большой охотой покупает для своего авианосца «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков») и строящегося нового авианосца именно МиГ-29К и МиГ-29КУБ. Ситуация сложилась парадоксальная: ВМФ России эксплуатирует 24 МиГа (24 заказано), ВМФ Индии — 28 (30 заказано).

Да, Су-33, будучи тяжелым истребителем, имеет преимущество по ударной мощи перед любым легким истребителем. Однако он в полтора раза не только тяжелее, чем МиГ-29К, но и крупнее. И на палубе «Адмирала Кузнецова» суховских машин располагается в полтора раза меньше, чем миговских. Соответственно, и суммарная ударная мощность, то есть боевая ракетно-бомбовая нагрузка получаются равными.

Правда, апологеты фирмы Сухого утверждают, что тяжелым истребителям проще потопить неприятельский авианосец. Но вот в воздушных боях, в качестве самолетов противовоздушной обороны, преимущество имеют более легкие, маневренные и многочисленные МиГ-29К и МиГ-29КуБ.

При этом следует учитывать и экономический фактор — МиГ-29К вдвое дешевле, чем Су-33, а час его эксплуатации стоит в 2,5 раза меньше.

При модернизации самолета были частично использованы стелс-технологии. Результат оказался впечатляющим. При испытаниях индийцами МиГ-29К было установлено, что у них видимость снизилась в 4−5 раз по сравнению с МиГ-29, у которого ЭПР равна 5 кв.м. Это серьезное достижение.

На МиГах установлено более совершенная авионика. К ней в первую очередь относится РЛС с щелевой антенной решеткой «Жук-МЭ», относящаяся к поколению 4+. На Су-33 стоит куда более скромная по возможностям РЛПК-27 (Н001), принятая на вооружение в 1985 году. Это была первая разработка НИИП им. Тихомирова.

Также установлено современное навигационное и прицельное оборудование, способное обслуживать как имеющееся ракетное вооружение, так и разрабатывающееся. Работу всех систем координирует бортовой компьютер.

ЛТХ МиГ-29К и Су-33

Длина: 17,4 м — 21,18 м

Высота: 5,2 м — 5,72 м

Размах крыла: 11,99 м — 14,7 м

Площадь крыла: 42 кв.м. — 67,8 кв.м.

Масса пустого: 12700 кг — 19600 кг

Максимальная взлетная масса: 22400 кг — 33000 кг

Тяга двигателей: 2×5500 кгс — 2×7670 кгс

Тяга на форсаже: 2×8800 кгс — 2×12500 кгс

Максимальная скорость у земли: 1400 км/ч — 1300 км/ч

Максимальная скорость на высоте: 2300 км/ч — 2300 км/ч

Боевой радиус без ПТБ: 850 км — 1000 км

Боевой радиус с 3 ПТБ: 1300 км — ПТБ отсутствуют

Практический потолок: 17500 м — 17000 м

Скороподъемность: 300 м/с — н/д

Длина разбега: 110 м — 105 м

Длина пробега: 90 м — 90 м

Боевая нагрузка: 4500 кг — 6500 кг

Число точек подвески: 8 — 10

Пушечное вооружение: пушка 30-мм, 150 снарядов — пушка 30-мм, 150 снарядов.

Все решает соотношение качество/цена

Легкий истребитель МиГ-35 — прекрасный самолет. Но он имеет существенный недостаток — его не приняли на вооружение и не запустили в серийное производство. В связи с чем недавно эта машина, к которой проявляли большой интерес Индия и Египет, проиграла два тендера французскому «Рафэлю». Обе страны пошли даже на большие затраты при покупке истребителя лишь бы иметь синицу в руке, а не журавля в небе.

Хотя самолет должен был начать поступать в войска буквально в ближайшее время. Такой же срок назывался, по крайней мере, год назад. У задержки есть две причины. Во-первых, все ждут, когда же, наконец, будет принята на вооружения РЛС с АФАР для МиГ-35. Правда, миговцы заявляют, что можно сделать пяток истребителей с более простой РЛС, а там и новая подоспеет.

Во-вторых, лоббисты из ОКБ Сухого внедряют в минобороновские массы идею о том, что взамен легкого истребителя МиГ-35 на смену устаревшим МиГ-29 вполне можно принять тяжелые истребители Сухого. Идея странная, поскольку для того, чтобы, скажем, разбомбить пару бронетранспортеров, использовать Ту-160 довольно нелепо и слишком дорого. А ведь Су-35 тоже машина недешевая в сравнение с МиГом, и час полета стоит гораздо дороже.

Согласно общемировой концепции, доля легких истребителей во фронтовой авиации должна составлять примерно две трети от общего количества самолетов. Такая формула составлена с учетом целого ряда обстоятельств. В том числе, и экономических. Производство и эксплуатация легких истребителей существенно дешевле. В ВВС России картина обратная — легкие МиГ-29 составляют одну треть парка самолетов. В нынешней ситуации неплохо было бы и начать считать деньги. Что отнюдь не означает снижение боеготовности.

МиГ-35 принадлежит к поколению 4++. Ряд его характеристик в полной мере соответствует самолетам 5-го поколения. Прежде всего, это сверхманевренность за счет аэродинамики планера и всеракурсно изменяемого вектора тяги. Здесь с миговской разработкой не может сравниться ни один легкий истребитель мира.

Двигатель хоть и немного не дотягивает в бесфорсажном режиме до сверхзвуковой скорости, но имеет электронную систему управления, которой нет у Су-35. Также двигатель имеет значительно больший ресурс, чем двигатель МиГ-29.

Бортовая РЛС «Жук-АЭ» построена на активной фазированной антенной решетке. У Су-35 решетка пассивная.

В системе управления вооружением используются также две оптико-локационные станции, имеющие телевизионный и тепловизорный канал и лазерный дальномер и целеуказатель. У Су-35 лишь одна такая станция, работающая в передней полусфере. У МиГ-35 есть возможность обзора в нижней полусфере, что повышает эффективность поражения истребителем наземных объектов.

Облегчает работу пилота нашлемная система целеуказания, индикации и прицеливания.

Основные достоинства самолета состоят в использовании в нем самого современного бортового радиоэлектронного оборудования. Помимо вышеперечисленных систем, тут следует назвать средства радиоэлектронной борьбы.

За счет использования в больших объемах композитных материалов снижена заметность самолета и облегчен планер.

При оценке экспортных перспектив самолета немаловажную роль играет его стоимость. Так, цена французского «Рафаэля» в зависимости от модификации может достигать 125 млн. долларов. За 15 лет было произведено лишь 140 самолетов.

Американский F-16 Fighting Falcon по своим возможностям значительно скромнее. Но им, можно сказать, заполонили весь мир — построено (правда, за 35 лет) более 4600. Такой успех вызван не только популярностью бренда Lockheed Martin, но и дешевизной самолета, который продается по цене от 40 до 50 млн. долларов. МиГ-35 ориентировочно стоит 45 млн. долларов.

МиГ-35 (Фото: Сергей Бобылев/ ТАСС)

ЛТХ МиГ-35, F-16 и Dassault Rafale

Длина: 17,30 м — 15,03 м — 15,27 м

Размах крыла: 12,0 м — 10,0 м — 10,8 м

Площадь крыла: 38,0 кв.м. — 27,9 кв.м. — 45,7 кв.м.

Масса пустого: 11000 кг — 10000 кг — 9500 кг

Максимальная взлетная масса: 23500 кг — 21800 кг — 24500 кг

Масса топлива: 4800 кг — 3300 кг — 4700 кг

Боевая нагрузка: 6500 кг — 7800 кг — 9500 кг

Число узлов подвески: 10 — 11 — 14

Тяга двигателей: 2×53 кН — 1×84 кН — 2×50 кН

Тяга на форсаже: 2×88 кН — 1×144 кН — 2×75 кН

Максимальная скорость: 2,25М — 2,0М — 1,8 М

Боевой радиус: 1000 км — 550 км — 1800 км

Практический потолок: 17500 м — 18000 м — 17000 м

Скороподъемность: 330 м/с — 250 м/с — 305 м/с

Управляемый вектор тяги: есть — нет — нет

РЛС с АФАР: есть — есть — есть

vlad-burtsev.livejournal.com

35/35Д | Журнал Популярная Механика

Ранней весной группу журналистов пригласили на предприятие РСК «МиГ» в Луховицах на презентацию новейшего российского многофункционального истребителя МиГ-35. Первым пунктом программы значилось посещение летного поля и демонстрационный полет… МиГ-29К. Что бы это значило? А вот что. Впервые в истории отечественного авиапрома истребитель для Воздушно-космических сил разрабатывался на основе палубного самолета.

Эта история началась еще в 1980-е годы в СССР. Тогда в ожидании принятия на вооружение тяжелого авианесущего крейсера, сменившего несколько имен и известного ныне как «Адмирал Кузнецов», два КБ — «Сухой» и «МиГ» — получили заказ на разработку корабельных самолетов нового, четвертого поколения. Но если «Сухой» создавал свой Су-27К, ставший впоследствии Су-33, как чистый истребитель для завоевания превосходства в воздухе, то «МиГу» предстояло спроектировать самолет для работы как по воздуху, так и по поверхности, прежде всего по морским целям. За основу был взят МиГ-29, который, впрочем, тоже был классическим истребителем.


МиГ-35/35Д

Обозначение войсковое — МиГ-35 Индекс НАТО — Fulcrum-F Класс — легкий фронтовой истребитель Технические характеристики: Длина 17,32 м Высота 4,73 м Размах крыла 12 м Площадь крыла 40 м2 Масса пустого 11 000 кг Масса снаряженного 17 500 кг Максимальная взлетная масса 29 700 кг Силовая установка 2хТРДДФ с УВТ РД-33МК Максимальная тяга 2х9000 кгс Потолок 17 500 м Максимальная скорость на большой высоте 2560 км/ч Максимальная скорость у земли 1450 км/ч Эксплуатационная перегрузка 10 g MAX Дальность полета без дозаправки 3100 км Радиус действия с нормальной боевой нагрузкой 1000 км Экипаж 1 чел. (2 на МиГ-35Д) Вооружение: 1 х 30 мм встроенная пушка ГШ-301 До 7 т подвесного вооружения на 8 узлах подвески Может применять практически все типы разработанных в России управляемых и неуправляемых боеприпасов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», предназначенных для фронтовой авиации.

Начало эволюции

Ближе к корабельной версии оказался опытный МиГ-29М, который создавался с начала 1980-х. «По сравнению с базовой моделью, — говорит заместитель главного конструктора Инженерного центра Корпорации «МиГ», профессор МАИ Юрий Оболенский, — МиГ-29М был серьезно доработан. В нем механическая проводка заменена электродистанционным управлением. Совершенствование системы управления диктовалось прежде всего тем, что самолету были добавлены две точки подвески вооружения. В итоге центровка истребителя «поехала» назад и машина стала менее устойчивой. Управлять таким аппаратом «по старинке» было невозможно. Еще одна серьезная новация — был создан дополнительный запас топлива за счет полостей, ранее не применявшихся для размещения баков. Так удалось повысить дальность МиГ-29М». Эти самолеты были унифицированы только по составу вооружения. Как летательный аппарат он другой.

Сотрудницы предприятия раскраивают препреги (углеволоконную ткань, пропитанную смолой) и выкладывают из получившихся элементов будущие детали.

МиГ-29К унаследовал все эти новшества и был доработан под требования палубной авиации. Самолет оборудовали гаком для захвата троса аэрофинишера, были усилены стойки шасси, а в кабине пилота появился мнемоиндикатор для точного определения посадочного положения самолета — при посадке на небольшой пятачок длиной 24 м пилот должен строго выдерживать посадочный угол атаки машины.

Первую в отечественной истории посадку самолета на аэрофинишер палубы совершил на Су-27К знаменитый летчик-испытатель Виктор Пугачев 1 ноября 1989 года. За ним на ТАВКР «Тбилиси» (так тогда назывался «Адмирал Кузнецов») посадил самолет другой известный советский летчик, а в будущем казахстанский космонавт Токтар Аубакиров. Он пилотировал МиГ-29К. Пугачев и Аубакиров попали в центр торжеств вокруг исторического события. Через несколько дней летчикам-испытателям предстояло отработать не менее сложную задачу — подъем в небо истребителей с палубы, но Токтар выразил готовность к этому полету уже через час и запросил разрешение на взлет. Получив «добро», пилот сделал именно МиГ-29К первым отечественным самолетом, взлетевшим с трамплина палубы.

Одна из важных особенностей конструкции как МиГ-29К/КУБ, так и МиГ-35 — широкое применение композитных элементов на базе углеволокна. Композитные детали составляют до 25% конструкций фюзеляжа.

И снова Индия…

К теме палубного истребителя миговцы вернулись только десятилетие спустя. Мы уже не раз писали о том, что в годы минимального финансирования перевооружения российских вооруженных сил буквально спасительным для многих оборонных предприятий стало сотрудничество с Индией. В данном случае палубными самолетами индийские военные заинтересовались в связи с перспективой приобретения ТАВКР «Адмирал Горшков», получившего в южной державе звучное имя «Викрамадитья». Разрабатывавшийся в 2000-е годы новый МиГ-29К уже заметно отличался от своего советского одноименного предшественника. И не только потому, что технологии ушли вперед, но также из-за изменившихся требований к новым боевым машинам. «В советское время, — говорит Юрий Оболенский, — «Сухой» и «МиГ» строили разные самолеты. «Сухой» занимался штурмовиками, тактическими бомбардировщиками и тяжелыми истребителями ПВО. Специализация «МиГа» — более легкие фронтовые истребители и высотные перехватчики. Однако времена узкой специализации ушли в прошлое. Теперь и от самолетов семейства Су-27, и от истребителей семейства МиГ-29 требуется многофункциональность, то есть способность как бороться за превосходство в воздухе, так и работать по наземным и морским целям, а также вести разведку. Фактически мы с ОКБ «Сухой» оказались отчасти в одной нише, но ввиду того, что МиГи по сравнению с Су сохраняют меньшую размерность, обеспечение многофункциональности представляет дополнительные сложности для конструкторов РСК «МиГ»». Созданный в духе современных требований к корабельным истребителям МиГ-29К начал эксплуатацию в Индии в 2010 году, а уже в 2013-м был официально взят на вооружение. Первая партия самолетов (16 штук) полностью поставлена индийским ВС, и в настоящий момент ведется строительство дополнительного количества в рамках опциона. Более того, самолет наконец-то потребовался России. Согласно контракту с Военно-морским флотом РФ, «МиГ» построил 20 самолетов МиГ-29К и МиГ-29КУБ (более новая учебно-боевая двухместная модификация) для оснащения 100-го авиаполка, базирующегося на ТАКР «Адмирал Кузнецов». Логическим продолжением нового подсемейства самолетов станет МиГ-35 — многофункциональный истребитель для оснащения им Воздушно-космических сил России и перспективных иностранных заказчиков. В августе прошлого года главком ВКС генерал-полковник Виктор Бондарев сообщил, что после завершения государственных испытаний серийный самолет МиГ-35 будет принят на вооружение с дальнейшим финансированием закупок свыше 30 единиц. На сегодня построен один демонстрационный экземпляр, два летных испытательных образца пока собираются в цеху корпорации в Луховицах. Внешне их почти не отличить от строящихся тут же МиГ-29К/КУБ. И главный конструктор у них один — Николай Бунтин, которого мы попросили рассказать об особенностях своих самолетов, а также о том, почему же все-таки МиГ-35 стал производным от палубного самолета.

Фотография сделана непосредственно в сборочном цеху завода в Луховицах. Здесь одновременно собираются как МиГ-29К для поставки ВС Индии в рамках опциона, так и будущие летные экземпляры МиГ-35 для проведения испытаний.

Эталон надежности

«Преемственность с палубным самолетом вполне оправдана, — говорит Николай Бунтин. — Прежде всего потому, что, проектируя МиГ-29К/КУБ, мы были обязаны соответствовать очень жестким требованиям. Индия стала использовать палубную авиацию задолго до СССР и России. Первый авианосец британской постройки тамошние ВМС получили в 1961 году. Сегодня на «Викрамадитье» и новом строящемся авианосце индийские военные хотят использовать авиационную технику, соответствующую западным стандартам, прежде всего, стандартам США. Поэтому, выполняя индийский заказ, мы строили машину не совсем в традициях отечественного авиастроения».

Для изготовления композитных элементов на предприятии в Луховицах развернуто специальное производство. Все используемые материалы, включая углеволоконную нить, — отечественные.

Важнейшее требование — абсолютная надежность. Если что-то откажет в самолете, когда он летит над просторами Индийского океана, запасного аэродрома рядом не будет, да и авианосец может быть не готов к срочной аварийной посадке (например, по погодным условиям). При любых отказах и повреждениях самолет должен лететь до последней капли керосина, сохраняя при этом высокую управляемость, чтобы сесть на пятачок между двумя тросами в любую погоду. Такая надежность достигается колоссальным резервированием всех жизненно важных систем, что и нашло воплощение в МиГ-29К/КУБ, а затем и в МиГ-35.

Эксплуатация в открытом море происходит в условиях агрессивной среды в виде брызг соленой воды. Поэтому палубный МиГ потребовалось оснастить антикоррозионной защитой по высочайшим стандартам. Немаловажный момент — стойкость к электромагнитным полям: по этому параметру требования к палубной авиации в 3,5 раза выше, чем к самолетам наземного базирования.

«Сейчас не времена холодной войны, — говорит Николай Бунтин. — Когда боевые самолеты производились массово, можно было построить 15 000 самолетов и 3000 потерять в авариях. Никто на это не обращал внимания. А теперь авиационная техника становится все дороже и производится в меньших на один-два порядка количествах. В этой ситуации требование к надежности выходит на первый план. И уже нет возможности проектировать узкоспециализированные самолеты под ту или иную задачу, под те или иные условия: траты на НИОКР окажутся безумными. И вот опыт показывает, что лучший универсальный самолет — это самолет корабельной породы. Потому что в наше время надежность, безопасность, возможность летать над морем и безлюдной местностью, эксплуатационная неприхотливость — все это очень востребовано и воплощено наилучшим образом в современной палубной авиации».

Сбалансирован и неприхотлив

Однако нельзя сказать, что МиГ-35 не имеет отличий от корабельного прототипа. Разумеется, на нем нет гака и складного крыла. Зато установлено более современное бортовое оборудование, более продвинутая авионика. Это оборудование позволяет применять как все типы существующего ныне авиационного вооружения, так и перспективные образцы, например высокоточные боеприпасы с лазерным наведением. Усовершенствованный локатор с ФАР имеет такую дальность действия, что Миг-35 сможет работать с оружием класса «воздух-земля» большой дальности, которое только разрабатывается. «Эта гибкость и адаптивность достигается, в частности, благодаря корабельной породе самолета, — объясняет Николай Бунтин. — Палубная авиация рассчитана на большие нагрузки, имеет усиленное крыло и планер, что характерно и для МиГ-35, а потому на самолет можно будет устанавливать все более тяжелые и габаритные боеприпасы». Кроме того, в машине реализован принцип модульности. При необходимости интегрировать в бортовое оборудование новый агрегат, например локатор, заново конструировать самолет не понадобится. Достаточно вытащить один модуль-«кирпичик» и вставить другой.

На МиГ-35 проведены дополнительные мероприятия по снижению радиолокационной заметности. Также внедрен очень эффективный комплекс обороны. На прежних моделях комплекс обороны состоял в основном из двух элементов — радиоразведки и радиоподавления. На новом самолете стоят дополнительные системы, охватывающие всю сферу и позволяющие засечь пуск ракеты противника и отслеживать ее траекторию. Они могут обнаружить и самолет противника до того, как он подошел на дистанцию, с которой может быть применено оружие. Этот элемент комплекса обороны работает в пассивном режиме, так что будет задействован и в тот момент, когда МиГ-35 летит с выключенным радаром и в режиме радиомолчания. Так можно обнаружить угрозу, оставаясь незамеченным. Также на самолет установлена система обнаружения лазерного облучения.

МиГ-35/35Д Перспективный многофункциональный истребитель поколения 4++. Способен нести на борту все существующее авиационное вооружение для нанесения ударов по воздушным, наземным и морским целям, а также системы вооружений, которые появятся в будущем. 1. Новое информационно-управляющее поле кабины экипажа с тремя многофункциональными цветными ЖКИ и широкоугольными ИЛС в передней кабине и четырьмя ЖКИ в задней. 2. Унифицированная головная часть фюзеляжа одноместного и двухместного самолетов (у одноместного варианта в задней кабине размещается дополнительный топливный бак). 3. Оптико-локационная станция ОЛС-УЭМ с тепловым, телевизионным и лазерным каналами. 4. Встроенная система дозаправки топливом в полете. 5. Упразднение верхних воздухозаборников (в каналах воздухозаборников установлены выпускаемые решетки для предотвращения попадания посторонних предметов). 6. Усиление шасси обеспечивает эксплуатацию самолета с максимальной взлетной массой 29 700 кг и максимальной посадочной массой 16 800 кг. 7. Антенны встроенной станции активных радиолокационных помех. 8. Встроенная пушка ГШ-301 калибра 30 мм с боекомплектом 150 патронов. 9. Многорежимная РЛС с АФАР «Жук-АЭ» обеспечивает обнаружение воздушных целей на дальности не менее 130 км и возможность одновременного сопровождения до 30 целей при сохранении обзора воздушного пространства, режимы обзора земной поверхности с повышенным разрешением. Отличается улучшенной помехозащищенностью и значительно повышенной надежностью. 10. Увеличенный запас топлива во внутренних баках (в 1,5 раза по сравнению с серийными истребителями МиГ-29). 11. Крыло увеличенного размаха и площади обеспечивает размещение разнообразного вооружения на восьми точках подвески. 12. Модернизированные двигатели РД-33МК с тягой 9000 кгс на полном форсаже, автоматической системой регулирования и контроля БАРК-42 и увеличенным ресурсом (назначенный ресурс 4000 ч, ресурс до первого ремонта 1000 ч). По желанию заказчика МиГ-35 может оснащаться модифицированными двигателями РД-33МКВ со всеракурсным отклонением вектора тяги (в пределах +/-20°). 13. Новая сдвоенная коробка приводов самолетных агрегатов КСА-33М повышенной надежности с новым турбостартером ВК-100. 14. Антенны станции радиотехнической разведки Л150. 15. Модуль станции обнаружения лазерного облучения СОЛО. 16. Четырехкратно резервированная трехканальная цифровая система дистанционного управления КСУ-961 обеспечивает хорошую устойчивость и управляемость в автоматическом и ручном режимах управления, включая режимы дозаправки топливом в воздухе и сверхманевренности на закритических углах атаки.

Если говорить о конфликте высокой интенсивности с сильным противником, который, возможно, в чем-то нас даже превосходит, то МиГ-35 будет в нем очень востребован. Благодаря прочным корабельным шасси он способен совершить посадку на грунт, автодорогу, на поврежденную ВПП. Место гака на корабельном самолете занял новый двухкупольный тормозной парашют, что значительно сокращает пробег после посадки. Такая неприхотливость дает возможность самолету базироваться вблизи линии боевого соприкосновения, где совсем не обязательно найдется качественный аэродром в хорошем состоянии. Зато если в боевой ситуации потребуется авиационная поддержка, МиГ-35 сможет быстро прибыть на место и оказать помощь войскам.

На самолете реализован принцип автономности. Ему практически не нужны средства наземного обслуживания и контрольно-проверочное оборудование. «Перед полетом технику достаточно обойти вокруг самолета и снять заглушки, — говорит Николай Бунтин. — Этот самолет имеет сбалансированные характеристики и очень неприхотлив в обслуживании». Традиционно в пару к одноместному истребителю в прежние времена разрабатывалась «спарка» — двухместный учебно-боевой самолет. Сейчас тенденция меняется, и некоторые производители отказываются от создания двухместных машин. Считается, что современные тренажеры уже вполне могут подготовить летчика к самостоятельному пилотированию. Однако в РСК «МиГ» решили не отказываться от «спарки» и по аналогии с МиГ-29К/КУБ сделали в дополнение к одноместному МиГ-35 двухместный МиГ-35Д. Оба самолета предельно унифицированы. У них одинаковая геометрия и аэродинамика, аналогичный состав оборудования и номенклатура оружия. Даже фонари кабины идентичной формы. Двухместная машина позволяет не только вести обучение летчиков в реальных условиях, а не на тренажере, но и при необходимости полностью передать второму пилоту управление оружием. В сложной боевой обстановке, когда управлять и самолетом, и вооружениями одному человеку становится сложно, второй член экипажа будет очень кстати.

Статья «Корабельная порода» опубликована в журнале «Популярная механика» (№5, Май 2016).

www.popmech.ru

Израильские эксперты указали на недостатки нового российского МиГ-35

Через 10 лет после первого полета в России провели официальную международную презентацию новейшего российского истребителя МиГ-35 (Fulcrum F –»Точка опоры» — по кодификации НАТО). Показ был устроен в подмосковных Луховицах, где расположено сборочное производство самолета.

В связи с тем, что за минувшие десять лет интерес к новому МиГ-35 проявили только в Египте (подписан 2-миллиардный контракт на закупку 50 истребителей), в России решили «заострить» внимание иностранных покупателей к новому самолету, выпущенному коллективом опытного конструкторского бюро имени Артема Микояна.

МиГ-35 представляет обновленный вариант хорошо известного МиГ-29, принятого на вооружение в начале 1980-х. По словам создателей, новый самолет призван обеспечить превосходство в воздухе, эффективную работу в зонах вооруженных конфликтов высокой интенсивности и в условиях насыщенной ПВО противника.

Самолет, как утверждалось на презентации, способен поражать как воздушные, так и наземные и надводные цели. Главное его отличие от предшественника

— многофункциональность. Конструкторы заявили, что МиГ-35 — фактически полностью новый летательный аппарат, разработанный с широким использованием цифровых методов проектирования. Он более комфортен в пилотировании, его отличают увеличенные дальность полета (более 3000 километров с возможностью дозаправки в воздухе), боевая нагрузка (до семи тонн).

По словам вице-премьера Дмитрия Рогозина, самолет можно оснастить лазерным оружием. Однако на этот счет других подробностей не приводилось.

Израильские эксперты, познакомившись с российской новинкой, указали на три обстоятельства. Во-первых, отметили они, новый самолет в меньшей степени можно назвать «невидимкой», чем его предшественника. Во-вторых, сама российская армия пока крайне медленно оснащается новинкой: к настоящему времени у производителя заказаны лишь 37 новых МиГ-35. Для сравнения: американская армия закупила для собственных нужд 1700 самолетов F-35. К тому же F-35 уже имеются на вооружении израильской армии. В-третьих, самолет до сих пор не находит широко спроса в зарубежных странах. Индия, которая, вслед за Египтом, проявила интерес к российской новинке, в итоге склоняется к контракту с Францией.

В числе достоинств нового МиГ-35 израильские специалисты назвали высокую маневренность, скоростные и боевые характеристики.

vesty-ynet

grimnir74.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *