МиГ-31 – лучший истребитель-перехватчик мира

МиГ-31 (Е-155МП, по классификации НАТО Foxhound – лисья гончая) советский/российский всепогодный двухместный сверхзвуковой истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Истребитель был разработан в ОКБ-155 (теперь ОАО «РСК «МиГ»). Является первым советским самолетом, относящимся к 4-му поколению. Истребитель-перехватчик МиГ-31 предназначен для перехвата и последующего уничтожения воздушных целей во всем диапазоне высот в любой время суток в простых и сложных метеорологических условиях. Самолет может эффективно использоваться в условиях активного противодействия со стороны противника: применения активных и пассивных радиолокационных помех, а также запуска ложных тепловых целей. Группа, состоящая из 4 истребителей-перехватчиков МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство общей протяженностью по фронту в 800-900 км.
По состоянию на 2011 год, по словам бывшего командующего ВВС Александра Зелина, в составе ВВС России находилось 252 истребителя МиГ-31. До 2020 года планируется провести модернизацию более 60 истребителей-перехватчиков до версии МиГ-31БМ. В настоящее время истребители базируются на 7 авиабазах. Истребитель-перехватчик МиГ-31БМ – это модернизация самолета 1998 года для нужд ВВС России. В 2008 году был окончен первый этап государственных испытаний, продолжается второй этап. Модернизированная версия перехватчика получит новую БРЛС и систему управления вооружением, что позволит обеспечить обнаружение воздушных целей на удалении до 320 км., а также позволит одновременно сопровождать до 10 воздушных целей.

История создания

Работы над истребителем-перехватчиком МиГ-31 задумывались как модернизация уже существующего перехватчика МиГ-25П, который успешно преодолел государственные совместные (ГСИ) и войсковые испытания, проводимые в 1971-1972 годах, и сумел зарекомендовать себя в качестве эффективного и скоростного истребителя-перехватчика системы ПВО. При этом создание перспективного авиационного комплекса перехвата (АКП) нового поколения, который получил обозначение С-155МП, было поручено ММЗ «Зенит» им. А. И. Микояна. Работы по данному проекту были начаты в соответствии с постановлением правительства СССР от 24 мая 1968 года.

МиГ-31 – лучший истребитель-перехватчик мира
При разработке нового комплекса решения ВПК и постановления правительства СССР значительно дополняли тактико-технические требования к новинке в области расширения боевых возможностей, идеологии его боевого использования и т.д. Это требовало внесения в конструкцию машины существенных корректив, а также в проведение заводских и летных испытаний, оценку боевых возможностей истребителя-перехватчика. Принципиальным вопросом было встраивание нового комплекса в систему ПВО СССР с учетом всех перспективных систем – создания воздушных средств управления и наведения, авиационной системы дальнего перехвата, связи с наземными средствами.

Перед главным управлением вооружений и соответствующими частями ВВС страны была поставлена масштабная задача разработки АКП С-155МП. Требовалось создать абсолютно новую концепцию развития истребителя-перехватчика дальнего радиуса действия. Многие новые решения в данном комплексе воспринимались советской промышленностью с большим сопротивлением, особенно это было заметно на этапе строительства опытного образца, когда необходимо было подтвердить концепцию истребителя. С некоторой опаской к новшествам относилось и командование войск ПВО, в интересах которого и создавался самолет.

Разработке опытного образца истребителя и его испытаниям уделялось очень большое внимание как со стороны Министерств авиационной (МАП) и радиопромышленности (МРП), так и со стороны главкомата ПВО. Несмотря на это процесс шел достаточно сложно, особенно в части разработки системы управления вооружением (СУВ) «Заслон» и бортовой радиолокационной станции (БРЛС) «Заслон». Первый раз в истории мирового авиастроения в качестве антенны РЛС на истребителе-перехватчике было решено использовать фазированную антенную решетку (ФАР). Данное решение таило в себе массу проблем, неожиданностей, техническое решение которых в условиях размещения на самолете было достаточно проблематичным.

МиГ-31 – лучший истребитель-перехватчик мира
Исходя из возможностей самолета, боекомплект которого ограничивался 4 ракетами большой дальности с полуактивным радиолокационным самонаведением, было важно реализовать возможность одновременного ведения огня по 4 целям (еще 2 ракеты Р-40Т(Д) представляли собой дополнительное вооружение). Так как для атаки необходимо было выбирать самые опасные, «приоритетные» цели, необходимо было добиться того, чтобы количество одновременно обнаруживаемых целей превышало 4. Верхний предел в 10 целей был определен суммой временных интервалов, необходимых на их сопровождение и продолжительностью обзора зоны.

Величина зоны обзора истребителя-перехватчика должна была обеспечить просмотр пространства на 200 км. по горизонту. В таком случае 4 истребителей было бы достаточно для прикрытия фронта шириной в 800 км. Согласно требованиям военных дальность обнаружения целей с ЭПР – эффективной поверхностью рассеивания 19 квадратных метров (было аналогично наиболее сложной цели для ПВО – высотному разведчику SR-71) составляла 180-200 км., что было в несколько раз больше, чем у любого другого советского истребителя-перехватчика тех лет.

В 1969 году, подвергнув анализу все имеющиеся возможности, руководители НИИ приборостроения им. Тихомирова приняли достаточно смелое решение, которое было революционным для того времени – разработать антенну с электронным сканированием. При этом для воплощения революционной идеи по введению в систему «Заслон» электронного сканирования необходимо было разработать ФАР – антенну принципиально нового класса. Требования к новой РЛС не допускали каких-либо компромиссов между ее параметрами: все они были предельно высокими. При минимальном энергопотреблении и массе ФАР должна была обеспечить высокий коэффициент использования поверхности, обладать высоким быстродействием и низким уровнем фонового излучения.

МиГ-31 – лучший истребитель-перехватчик мира
В те годы многим идея с установкой ФАР на истребитель-перехватчик казалась авантюрной. Но маршал Савицкий, который был ответственен за испытания и разработку комплекса решился на этот шаг. Впервые электронное управление лучом было осуществлено на полномасштабном макете ФАР под индексом АР-2 в 1970 году, после чего последовало создание документации на опытный образец РЛС. Испытания РЛС «Заслон» начались в 1975 году первоначально на летающей лаборатории, а в 1976 году первый МиГ-31, который был оснащен ФАР Б1.01 и СУВ «Заслон», был направлен в испытательный центр ВВС в городе Ахтубинске для проведения комплекса летных испытаний.

В декабре 1979 года государственные испытания комплекса С-155МП, которые проходили на базе ГНИКИ ВВС им. Чкалова, подошли к концу. Система СУВ «Заслон» в составе комплекса была принята на вооружение ВВС СССР 6 мая 1981 года, в тот же день, когда успехом закончились испытания ракеты Р-33 – основного вооружения истребителя-перехватчика МиГ-31. Работы над созданием ракеты проводились параллельно с разработкой СУВ и БРЛС «Заслон».

Импульсно-доплеровская БРЛС с фазированной пассивной антенной решеткой (ФАР), которая вошла в состав СУВ «Заслон» и на сегодняшний день обладает рядом уникальных характеристик. В составе «Заслона» впервые в мире применительно к авиационным БРЛС дальнего действия была на практике реализована трехканальная (канал подсвета, радиолокационный канал, система определения госпринадлежности) антенная система в виде моноблочной ФАР с быстрой перестройкой положения луча в пространстве, а также цифровое устройство с доплеровской узкополосной фильтрацией. Помимо этого впервые на борту советского истребителя в состав СУВ вошли дискретно-непрерывный подсвет, импульсно-доплеровская обработка сигналов, индикатор тактической обстановки, а также специальная вычислительная система с бортовой цифровой вычислительной машиной А-15А.

МиГ-31 – лучший истребитель-перехватчик мира
Описание конструкции

Истребитель МиГ-31 был близок к своему предшественнику МиГ-25 и спроектирован по нормальной аэродинамической схеме с трапециевидным высоко расположенным крылом, двухкилевым оперением, цельноповоротным стабилизатором. В планере самолета широко использовались алюминиевые и титановые сплавы. Планер истребителя-перехватчика МиГ-31 был на 50% выполнен из специальной нержавеющей стали, на 33% из алюминиевых сплавов, на 16% из титана, еще 1% приходился на другие конструкционные материалы. На самолете МиГ-25 планер на 80% состоял из нержавеющей стали. Используемые на МиГ-31 алюминиевые сплавы обладают рабочей температурой до 150 градусов, а зоны с высоким кинетическим нагревом при полете на больших сверхзвуковых скоростях выполнены с использованием титана. Применение в большом объеме титана и алюминия позволило снизить массу планера истребителя.

Воздухозаборники двигателей – боковые, прямоугольного сечения, регулируются при помощи подвижных горизонтальных панелей. Топливо размещается в 7 фюзеляжных, 4 крыльевых и 2 килевых баках – общая масса 17 330 кг. Дополнительно к этому на внешние подкрыльевые узлы могут подвешиваться еще 2 подвесных бака на 2 500 литров каждый. Истребителе-перехватчики более поздних моделей выпуска, а также модели МиГ-31Б и все последующие модификации дополнительно оснащаются системой дозаправки топливом в воздухе от самолетов-танкеров Су-24Т или Ил-78. Истребители оснащаются Г-образной выдвижной штангой топливоприёмника.

МиГ-31 – лучший истребитель-перехватчик мира

На МиГ-31 были установлены два новейших на тот момент двухконтурных ТРДДФ Д-30Ф6 со смещением внутреннего и наружного контуров за турбиной, регулируемым всережимным соплом створчатой конструкции и форсажной камерой. Двигатели развивали бесфорсажную тягу на уровне 9 270 кГс (91 кН) и форсажную тягу в 15 510 кГс (152 кН). Разработка данных двигателей была начата в 1972 году и велась под руководством П. А. Соловьева. Благодаря использованию данных двигателей самолет мог развивать максимальную скорость на уровне 3 000 км/ч.

Вооружение истребителя-перехватчика состоит из УР большой дальности полета Р-33 (120 км), которые размещены конформно парами одна за другой на 4-х полуутопленных узлах внешней подвески под фюзеляжем истребителя, а также УР средней дальности с ИК системой наведения на цель Р-40Т и УР малой дальности Р-60, Р-60М и Р-73 на 4-х подкрыльевых узлах подвески. Под фюзеляжем МиГ-31 была смонтирована шестиствольная 23-мм пушка ГШ-23-6 (боекомплект 260 снарядов). Скорострельность данной установки составляет 8 000 выстр./минуту. Амбразура артиллерийской установки в нерабочем положении закрывается специальной створкой, которая снижает ЭПР самолёта и улучшает его аэродинамические характеристики.

Тактико-технические характеристики МиГ-31:
Размеры: размах крыла – 13,46 м., длина – 22,69 м., 5,15 м.
Площадь крыла – 61,6 кв. м.
Масса истребителя: нормальная взлетная – 41 000 кг., максимальная взлетная – 46 200 кг.
Тип силовой установки – 2 ТРДДФ Д-30Ф-6, тягой 15 500 кгс на форсаже (каждый)
Максимальная скорость полета – 3 000 км/ч (на высоте 17 500 метров).
Практическая дальность полета – 2 150 км (без ПТБ), 3300 км (с ПТБ).
Практический потолок – 20 600 м.
Вооружение: 23-мм шестиствольная пушка ГШ-6-23(260 патронов), 4 УР дальнего радиуса действия Р-33, 2 УР среднего радиуса действия Р-40Т и 4 УР малого радиуса действия Р-60, Р-60М и Р-73.
Экипаж – 2 человека.

Источники информации:
-http://vpk-news.ru/articles/12777
-http://vpk-news.ru/articles/12691
-http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig31.html
-http://www.airbase.ru/sb/russia/mikoyan/mig/31
-http://ru.wikipedia.org

МиГ-31: взгляд из Великобритании

В майском номере специализированного военного авиационного ежемесячного британского журнала Air Forces Monthly вышла статья под названием «One of a Kind» (единственный в своем роде), посвященная российскому тяжелому истребителю-перехватчику МиГ-31, обладающему максимальной скоростью полета 2,8 Маха. Журнал Air Forces Monthly регулярно издается в Великобритании с 1988 года, редакция журнала базируется в Стамфорде. Интерес британских журналистов к истребителю-перехватчику МиГ-31 вполне объясним, их заинтересовала новая жизнь самолета, который снова вернулся на полосы новостных изданий уже как носитель нового «супероружия» России – гиперзвуковой ракеты «Кинжал».
Историческая справка

Еще в конце 1960-х годов ОКБ «МиГ» приступило к созданию первого своего (и первого в стране) истребителя 4-го поколения, которым в итоге стал двухместный истребитель-перехватчик Е-155МП, принятый на вооружение под обозначением МиГ-31. Работы по проектированию нового самолета проводились в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 24 мая 1968 года. С начала разработки и вплоть до 1976 года главным конструктором проекта был Г. Е. Лозино-Лозинский. С 1976 по 1985 год данный проект возглавлял К. К. Васильченко, после него А. А. Белосвет, Э. К. Кострубский, А. Б. Аносович, Б. С. Лосев.

Изначально к будущему перехватчику предъявлялись требования по поражению достаточно широкой номенклатуры воздушных целей, летящих на малых и больших высотах, в том числе на фоне земли в простых и сложных метеорологических условиях, а также при применении противником маневрирования и активного противодействия. Боевые возможности нового истребителя-перехватчика планировалось значительным образом расширить за счет использования новейшего электронного оборудования, в том числе РЛС с фазированной антенной решеткой (ФАР). Внедрение РЛС с ФАР на истребителе-перехватчике МиГ-31 стало большим достижением для всего ОКБ и мирового авиастроения. МиГ-31 стал первым в мире серийным истребителем, который получил бортовую РЛС с ФАР. Установленное на самолете бортовое радиоэлектронное оборудование и вооружение позволяли МиГ-31 успешно перехватывать воздушные цели любых типов во всем доступном для аэродинамических летательных аппаратов диапазоне скоростей и высот (в том числе крылатых ракет, выполняющих полет в режиме огибания рельефа местности), с возможностью обстрела одновременно 4-х целей ракетами большой дальности.


Е-155МП строился по той же схеме, что и МиГ-25П, однако его экипаж состоял уже из двух человек – летчика и штурмана-оператора, их рабочие места располагались в кабине по схеме «тандем». Серийный выпуск нового перехватчика был налажен в Горьком (сегодня Нижний Новгород). На вооружение истребительной авиации войск ПВО страны новый истребитель под обозначением МиГ-31 был принят в составе комплекса перехвата С-155М, это произошло 6 мая 1981 года.

Ключевые особенности самолета

В период разработки в конце 1960-х годов от нового истребителя-перехватчика требовалось лишь одно – защитить Советский Союз от ударов крылатыми ракетами с подводных лодок и стратегических бомбардировщиков со стороны необъятных просторов Крайнего Севера и Дальнего Востока. В майском номере журнала Air Forces Monthly перечислены следующие характеристики российского тяжелого истребителя-перехватчика МиГ-31. Самолет обладает максимальной скоростью 2,8 Маха, а дальность полета на сверхзвуковой скорости составляет 702 мили, на дозвуковой скорости – 1620 миль. Уникальной особенностью истребителя называется комплект его вооружения – ракеты класса «воздух-воздух» с дальностью 108 миль. При этом МиГ-31 можно было применять с использованием наземной станции наведения или в автономном режиме.

Ключевым и очень важным элементом истребителя МиГ-31 выступает система управления огнем РП-31 («Заслон», С-800), которая включала в свой состав РЛС 8БВ (Н007) – первую в мире бортовую РЛС, оснащенную пассивной фазированной антенной решеткой (ПФАР), а также систему обмена данными АПД-518, теплопеленгатор 8ТК и систему приема команд с земли 5У15К («Радуга-Борт-МБ»). Установленная на самолете система управления огнем позволяла летчикам одновременно отслеживать до 10 воздушных целей и одновременно атаковать до 4-х из них, вне зависимости от их месторасположения. Одна из целей могла лететь у земли, другая в стратосфере и ракеты можно было навести на обе цели. В состав экипажа был включен штурман-оператор вооружения, который сидел за пилотом и работал с вооружением и РЛС перехватчика. Для самолета была разработана ракета Р-33 с дальностью стрельбы 65 миль, модификация данной ракеты Р-33С («изделие 520») оснащалась ядерной боевой частью. При этом ракета Р-33 специально создавалась для перехватчика МиГ-31, никакой другой истребитель не мог применять данную ракету.


Модернизация МиГ-31БМ

В первой половине 2000-х годов ВВС России совместно с РСК «МиГ» провели модернизацию перехватчика, который получил обозначение МиГ-31БМ и получил улучшенные ракеты и РЛС. Первый модернизированный МиГ-31БМ (бортовой номер «58») совершил свой первый полет в сентябре 2005 года, после чего в декабре того же года был отправлен для прохождения дальнейших испытаний в Ахтубинск. За ним последовали второй (бортовой номер «59») и третий (бортовой номер «60») самолеты, в конструкцию которых вносились некоторые доработки.

Первый этап государственных испытаний модернизированного перехватчика завершился в ноябре 2007 года, после чего было получено разрешение на проведение серийной модернизации самолетов. Первыми модернизировали наиболее свежие МиГ-31Б, за которыми последовали более старые МиГ-31БС, которые после модернизации стали называть МиГ-31БСМ. В свою очередь МиГ-31БС сами были модернизированным вариантом МиГ-31 или МиГ-31Д3, которые находились в эксплуатации одновременно с более поздними самолетами МиГ-31Б.

Первый контракт на модернизацию предположительно 8 истребителей-перехватчиков МиГ-31 Минобороны России разместило 1 апреля 2006 года. 20 марта следующего года в Нижнем Новгороде на заводе «Сокол» подготовили два самолета МиГ-31БМ, которые были переданы ВВС и использовались для переучивания летчиков в Саваслейке. По-настоящему крупный контракт на проведение модернизации 60 перехватчиков МиГ-31Б в вариант МиГ-31БМ был подписан с нижегородским заводом «Сокол» 1 августа 2011 года.


А уже 21 ноября 2014 года ОАК подписала второй контракт на модернизацию еще 51 истребителя-перехватчика МиГ-31. Данный контракт в период 2015-2018 годов выполнялся совместно «Соколом» и 514-м авиаремонтным заводом в Ржеве. При этом предприятие из Ржева отвечало лишь за небольшую часть контракта. К примеру, в 2014 году здесь прошли доработку 5 самолетов, в 2015 году – еще две машины. На сегодняшний день модернизацию уже прошли практически все исправные истребители МиГ-31, оставшиеся должны быть доработаны до варианта МиГ-31БМ до конца 2018 года.

РЛС

Основной целью модернизации истребителей-перехватчиков было повышение их эффективности за счет использования доработанной РЛС (новые режимы и увеличение дальности работы) и применения новых ракет. Модернизированная система управления огнем «Заслон-АМ» (С-800АМ) включает модернизированную РЛС 8БМ с новым процессором «Багет-55-06», заменившим старый «Аргон-15А», она сохранила пассивную фазированную антенную решетку, при этом теплопеленгатор 8ТК остался неизменным. Заявляется, что дальность обнаружения целей типа «истребитель» обновленной РЛС составляет 130 миль, что в два раза превышает возможности предшественницы. Помимо этого РЛС теперь можно сопровождать 24 воздушных цели, а истребитель получил возможность обстреливать одновременно 6 воздушных целей. Доработкой РЛС занимается компания-производитель станции.

Изменения коснулись и кабины экипажа. Так в кабине пилота (передней) появились 127х127 мм мониторы, которые заменили собой аналоговые приборы, размещенные на передней панели. Задняя кабина получила 152х203 мм мониторы вместо экранов на электронно-лучевых трубках. Помимо этого истребитель-перехватчик МиГ-31БМ был оснащен модернизированной радиостанцией Р800Л и улучшенной навигационной системой, включающей в свой состав приемник спутниковой навигации А737.

В ходе модернизации планер и двигатели самолета изменений не претерпели, однако ресурс планера продляется до 30 лет или 3500 летных часов. Нельзя исключать того, что в ходе проведения дальнейших плановых ремонтов ресурс будет еще продляться. Внешне модернизированные МиГ-35БМ можно отличить от более старых вариантов перехватчика по отсутствию центрального пилона, который ранее предназначался для подвески ракеты Р-40ТД. Он был заменен на более компактный пилон для подвески ракет Р-77-1 и Р-73. Данные ракеты также могут применяться со второго подкрыльевого пилона, который ранее можно было использовать лишь для подвески подвесного топливного бака. Другим отличием модернизированной версии стало появление перископа над головой пилота. Максимальный взлетный вес МиГ-31БМ составляет 46 835 кг, дальность полета – 1242 мили, но условия достижения такой дальности не раскрываются.

Модернизированный истребитель-перехватчик МиГ-31БМ (бортовой номер «67 синий»), фото: апрель 2017 года (с) Kirill M/russianplanes.net


Новые ракеты

Вооружение истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ было дополнено четырьмя ракетами Р-37М с дальностью стрельбы 108 миль. Опытный образец ракеты Р-37М (изделие 610М) впервые был запущен с борта истребителя еще в 2011 году, государственные испытания данной ракеты были завершены в 2014 году. Серийным производством ракет занимается АО «Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение», данное предприятие находится в Королеве. Ракеты оснащены головкой самонаведения МФБУ-610ШМ. Помимо них МиГ-31БМ может нести также четыре ракеты малой дальности Р-73, которые пришли на замену сильно устаревшим ракетам Р-60 и ракетам средней дальности Р-40ТД.

Ожидается, что в будущем на очередном этапе модернизации самолета он получит ракеты средней дальности Р-77-1 и К-77М. Истребитель-перехватчик сможет нести четыре таких ракеты на подкрыльевых пилонах. А в отдаленной перспективе самолет может получить УР, известные пока как «изделие 810», которые разрабатываются для истребителя пятого поколения Су-57. Потом будет обновлен софт РЛС «Заслон», помимо этого рассматривается возможность установки на самолет нового теплопеленгатора. Наконец, ведутся работы по созданию новой системы управления полетом КСУ-31.

Где имеются истребители-перехватчики МиГ-31?

После первого полета прототипа, который состоялся 16 сентября 1975 года, завод «Сокол» успел выпустить 519 самолетов в 1976-1994 годах. В это число вошли 349 ранних МиГ-31, 101 МиГ-31Д3 и 69 МиГ-31Б. Крупносерийное производство истребителей продолжалось до 1990 года, после чего оно затормозилось и окончательно прекратилось в 1994 году. Последний перехватчик покинул цеха завода в апреле 1994 года. Первой боевой частью, получившей новый самолет на вооружение, был 786-й истребительный полк, который базировался в Правдинске (Горьковская область). Он был объявлен полностью боеготовым в 1983 году.

Ракета Р-37М (изделие 610М) — РВВ-БД


В настоящее время на вооружении ВКС России находится порядка 130 самолетов МиГ-31, еще около 130 остаются на хранении, из них примерно 65 находятся на территории 514-го АРЗ в Ржеве. МиГ-31 состоит на вооружении полков, расположенных в Канске, Большом Савино, Хотилово, Мончегорске, Елизово, Центральном Угловом и Саваслейке. Помимо этого еще порядка 10 истребителей находятся в составе 929-го Государственного летно-испытательного центра Минобороны России в Ахтубинске.

Единственным эксплуатантом истребителей-перехватчиков МиГ-31 за пределами России является сегодня Казахстан, которому после развала СССР отошли 43 истребителя в Жана-Семее под Семипалатинском. В настоящее время Силы Воздушной обороны Казахстана располагают двумя эскадрильями данных перехватчиков по 12 самолетов в каждой, они входят в состав 610-й авиационной базы в Караганде. В начале 1990-х годов Российская Федерация рассчитывала на продажу самолетов в Китай, а на заводе даже приступили к производству самолета в экспортном варианте МиГ-31Э. Но в Пекине решили закупить в России истребители Су-27, после чего МиГ-31Э безуспешно предлагались Сирии и Ливии.

Наличие на хранении еще порядка 130 самолетов МиГ-31 позволяет расширить в будущем количество авиационных частей, вооруженных данным перехватчиком, но лишь при наличии соответствующего финансирования. На Дальнем Востоке России планируется восстановление 530-го истребительного авиаполка в Чугуевке. С 1975 года данный полк летал на самолетах МиГ-25, а с 1988 года – на МиГ-31. Полк был ликвидирован в 2009 году, а эскадрилья исправных МиГ-31 была передислоцирована на аэродром Центральная Угловая, она была включена в состав базирующейся там части. При этом периодически аэродром Чугуевка по-прежнему используется военными. К примеру, спутниковые снимки июня 2016 года зафиксировали на нем 11 истребителей МиГ-31, скорее всего, они были переброшены сюда с аэродрома Центральная Угловая во время проведения учений. Также в рамках военного присутствия в Арктике Россия занимается созданием аэродромов для истребителей-перехватчиков МиГ-31, в том числе в Анадыре и Тикси.

Будущие предложения

Несколько источников говорят о том, что сегодня РСК «МиГ» ведет работы над новыми модификациями удачного истребителя-перехватчика МиГ-31 под завуалированными обозначениями «изделие 06» и «изделие 08». Возможно, один из этих вариантов связан с системой «Кинжал». Другой может быть новой модификацией или истребителем совершенно нового назначения, к примеру, спутниковым перехватчиком. В этой связи можно напомнить, что еще 30 лет назад – в январе 1987 года МиГ-31Д (изделие 07) совершил свой первый полет. Самолет представлял собой носитель противоспутниковой ракеты 79М6. Вместе они образовывали противоспутниковый комплекс 30П6 «Контакт». Всего было выпущено два прототипа истребителя МиГ-31Д. В 1991 году работы над проектом и его дальнейшим развитием МиГ-31ДМ с ракетой 95М6 были прекращены. После развала Советского Союза оба прототипа нового противоспутникового истребителя оказались в Сары-Шагане в Казахстане, где были обследованы.

МиГ-31: взгляд из Великобритании

Истребитель МиГ-31 (бортовой номер «93 красный») с ракетой комплекса «Кинжал» (с) кадр из видео Министерства обороны России


На этом материал в Air Forces Monthly заканчивается. Стоит отметить, что интерес иностранных военных изданий к МиГ-31 вполне оправдан. Машина была действительно уникальной для своего времени. Учитывая, что это был первый в нашей стране боевой самолет 4-го поколения и первый серийный истребитель в мире, получивший РЛС с фазированной антенной решеткой. Боевой потенциал модернизированных самолетов позволяет эффективно решать возложенные на них задачи и в XXI веке.

Отдельно можно выделить и испытания ракеты «Кинжал», для которой истребитель-перехватчик МиГ-31 стал, по сути, штатным носителем. Запад интересуется новым российским вооружением, а значит и истребителем МиГ-31БМ. Ранее 11 марта 2018 года Минобороны России сообщило об успешном учебно-боевом пуске гиперзвуковой аэробаллистической ракеты комплекса «Кинжал» с борта истребителя-перехватчика МиГ-31БМ ВКС России. Выпущенная ракета успешно поразила цель на полигоне. В Минобороны отметили, что МиГ-31 взлетел с аэродрома на территории Южного военного округа в рамках несения опытно-боевого дежурства (речь идет о 929-м Государственном летно-испытательном центре Минобороны России в Ахтубинске).

По данным Минобороны России, экипажи авиационного комплекса «Кинжал», в состав которого входят истребитель-перехватчик МиГ-31 и новейшая гиперзвуковая ракета, с начала 2018 года выполнили уже 250 полетов. Личный состав готов к использованию данных ракет в различных метеоусловиях и днем, и ночью, отметили представители ведомства. Возможность использования подобных ракет существенным образом расширяет возможности истребителя МиГ-31, продлевая его авиационную жизнь.

Источники:
https://bmpd.livejournal.com/3206861.html
http://www.migavia.ru/index.php/ru/istoriya-rsk-mig/chetvertoe-pokolenie
http://tass.ru/armiya-i-opk/5020414
Материалы из открытых источников

МіГ-31 — Вікіпедія

МіГ-31 (за кодифікацією НАТО: Foxhound — «Лисяча гонча») — двомісний надзвуковий всепогодний винищувач-перехоплювач дальньої дії. Є модернізованим варіантом радянського одномісного винищувача 1970-х років МіГ-25.

Розробка і прийняття на озброєння у США стратегічних крилатих ракет поставило на порядок денний питання про створення в СРСР наступника літака Ту-128 — баражуючого перехоплювача, здатного боротися з новою загрозою. Концепція, відповідно до якої велося проектування перехоплювача, багато в чому була безпрецедентною для радянської авіації. Наголос робився на автономне виконання бойового завдання, в той час як всі попередні перехоплювачі ВПС Радянського Союзу працювали в найтіснішій взаємодії з наземними пунктами наведення, аж до виконання перехоплення в повністю автоматичному режимі по командах з КП.

Концептуальні варіанти[ред. | ред. код]

Дослідження в рамках програми розробки важкого баражуючого перехоплювача, здатного виявляти і уражати цілі на фоні земної поверхні в діапазоні висот від 100 м до 30 км почалися в ОКБ Мікояна в середині 60-х років.

Перехоплювач отримав в ОКБ позначення Е-155МП. Роботи велися в декількох напрямках, але в основі всіх проектів лежав фюзеляж і повітрозабірники МіГ-25, екіпаж включав двох людей — льотчика і штурмана-оператора.

Один з проектів поєднував у собі фюзеляж із збільшеними в розмірах хвостовим оперенням і крилами змінної стріловидності від МіГ-23. Проект під шифром виріб «518-55» являв собою МіГ-25 в двомісному варіанті з розташуванням членів екіпажу тандемом і новим трапецієдальним крилом, що мають розвинені напливи в кореневій частині.

З метою поліпшення прохідності по слабко підготовленим аеродромам (аеродромах II класу) в обох проектах передбачалося застосування нового шасі — з чотириколісними основними опорами на гібриді МіГ-23/25 і двоколісними — на «518-55». Найбільш екзотичним був проект Е-158 — 30-тонна безхвістка меншого розміру, ніж МіГ-25, з дельтоподібним крилом за типом «Діалогу».

Перехоплювач МіГ-25МП, який одержав світову популярність під позначенням МіГ-31, через зовнішню подібність може видатися розвитком МіГ-25, проте це абсолютно нова машина. Нова з точки зору філософії бойового застосування, аеродинаміки, двигунів, складу бортового обладнання. Цей перехоплювач не отримав повною мірою належної популярності, залишаючись у тіні МіГ-29 і, особливо Су-27, проте він, як мінімум, є не менш важливим.

Перспективний літак створювався, перш за все, для прикриття території СРСР від удару крилатими ракетами з боку Арктики, де не існувало суцільного радіолокаційного поля.

Літак виконаний за нормальною аеродинамічною схемою і являє собою високоплан з тонким крилом малого подовження, суцільноповоротним стабілізатором, двокілевим вертикальним оперенням і шасі, що прибираються в польоті . Планер літака суцільнометалевої конструкції, 50 % маси якої складають високоміцні сталі, а 16 % — титанові сплави. Екіпаж літака складається з льотчика і штурмана-оператора.

Крило[ред. | ред. код]

Крило — помірної стрілоподібності, трапецієподібної форми в плані з невеликим кореневих напливом. Кут стрілоподібності по передній кромці крила — 41°, напливу — 70,5°. Подовження крила — 2,94; звуження — 3,1. Кут його поперечного «V» дорівнює -5°, кут установки — 0°. Крило набрано з тонких швидкісних аеродинамічних профілів з гострим носком. У кореневій зоні застосований профіль ЦАГІ П44М з відносною товщиною 3,7 %; в середніх і кінцевих перетинах — профілі ЦАГІ П101М, змінної товщини від 4,1 % до 4,48 %, відповідно. Консолі крила — трьохлонжеронні, кесонного типу, виготовлені зі сталей ВНС-2 і ВНС-5, титанових сплавів 0Т4-1 і ВТ-20. У кожній з них є два паливних баки-відсіки. Консоль оснащена чотирьохсекційним відхильним носком, двосекційним щілинним закрилком і двосекційним елероном. Конструкція закрилка і елерона — тришарова зі сотовим заповнювачем. Кути відхилення носка — 13°, закрилку — 30°, елерона +/- 20°. У режимі «зависання» закрилки і елерони відхиляються на 5°. Сумарна площа закрилків літака — 5,8 м2. На верхній поверхні крила на 50 % його розмаху встановлені аеродинамічні гребені, а на нижній поверхні є вузли кріплення чотирьох пілонів.

Хвостове оперення[ред. | ред. код]

Хвостове оперення клепаної конструкції, виготовлено, в основному, з алюмінієвих сплавів. Горизонтальне оперення суцільноповороте. Кут його стрілоподібності по передній кромці — 50,4°; кут поперечного «V» — 1,4°. Сумарна площа консолей стабілізатора — 9,82 м2. Носки стабілізатора виконані з титанового сплаву. Вертикальне оперення двокілеве загальною площею 15,6 м2. Кілі встановлені під кутом + 8° до площини симетрії літака і оснащені кермами напрямку. Кут стрілоподібності кіля по передній кромці — 54°. Конструкція кілей трьохлонжеронна, кесонного типу. Кесони є паливними баками-відсіками. На нижній поверхні фюзеляжу встановлено два підфюзеляжних гребеня. Кут їх «розвалу» дорівнює 24°. Передні секції цих гребенів, кінцівки обох кілей і носок лівого кіля виконані з радіопрозорого матеріалу. В них вмонтовані антени радіообладнання.

Шасі[ред. | ред. код]

Основні опори шасі мають незвичайну схему: переднє колесо на кожному візку зрушено всередину від поздовжньої осі основної опори, а заднє — назовні. Така конфігурація покращує прохідність на ґрунтових і льодових аеродромах, оскільки кожне колесо має свою лінію шляху, а не торує колію. Обсяги під каналами повітрязабірників дозволяють розмістити основні опори шасі в прибраному положенні, причому передні щитки ніш шасі можуть використовуватися в ролі повітряних гальм. Двоколісна передня опора забирається, на відміну від носової опори МіГ-25, назад.

Конструктивні матеріали[ред. | ред. код]

Змінилося співвідношення конструкційних матеріалів в планері літака, вироби зі сталі на Е-155МП становили 50 % маси конструкції, з титану — 16 %, з алюмінієвих сплавів — 33 %, в той же час композити, як і раніше, використовуються вкрай обмежено.

Двигуни[ред. | ред. код]

Радикальні відмінності нового перехоплювача від МіГ-25 полягають в установці двоконтурних двигунів Д-30Ф6 з форсажною камерою; прицільно-навігаційного комплексу, РЛС і озброєння нового покоління; наявності екіпажу з двох чоловік.

  • МиГ-31Б — Серійна модифікація МіГ-31, оснащена системою дозаправлення у повітрі; надійшов на озброєння в 1990 році.
  • МиГ-31БС — МіГ-31, модернізований до рівня МіГ-31Б, без штанги дозаправлення в повітрі.
  • МиГ-31БСМ — Модернізація МіГ-31БС 2014 року без штанги дозаправлення у повітрі.
  • МиГ-31БМ — Модернізовані літаки отримають нову систему керування озброєнням і БРЛС, що дозволить виявляти цілі на дальності до 320 кілометрів і одночасно супроводжувати до десяти повітряних цілей.
  • МиГ-31Д — Експериментальна модифікація, здатна нести протисупутникову ракету 79М6 «Контакт». Серійно не вироблявся.
  • МиГ-31ДЗ — Серійний винищувач-перехоплювач, обладнаний системою дозаправлення у повітрі. Устаткування РЕО (РЛС) не підлягає модернізації до виробу БМ. Після модернізації індекс ДЗ не змінюється, обладнання залишається незмінним.
  • МиГ-31И — Літак призначений для повітряного старту невеликих космічних апаратів масою 120—160 кг на орбіти 600—300 км.
  • МиГ-31ЛЛ — Літаюча лабораторія у Жуковському.
  • МиГ-31М — Модернізація 1993 року з посиленими озброєнням, РЛС, БРЕО; мав характерну «округлу назовні» форму кореневих напливів. Серійно не вироблявся.
  • МиГ-31Ф — Багатоцільовий фронтовий винищувач, призначений також для атак наземних цілей (проект принципово нового літака).
  • МиГ-31ФЭ — Експортний варіант літака МіГ-31БМ. Серійно не вироблявся.
  • МиГ-31Э — Експортний варіант зі спрощеним БРЕО. Серійно не вироблявся.

Тактико-технічні характеристики[ред. | ред. код]

MiG-31.svg
  • 26 квітня 2017 року російський МіГ-31 розбився в Бурятії в районі полігону Телемба. Обоє пілотів катапультувалися.[1]
  • 19 вересня 2018 року російський МіГ-31 розбився неподалік міста Кулебаки (регіон Нижнього Новгорода). Екіпаж катапультувався, а літак упав у незаселеній місцевості[2].
  • 16 квітня 2020 року під час виконання планового польоту в Казахстані упав МіГ-31 місцевих військово-повітряних сил. Подія сталась південніше аеродрому міста Караганди. Після зльоту МіГ-31 виникла пожежа в одному з двигунів та після отримання дозволу на катапультування льотчики покинули літак[3].
  • Техносерия. М.Никольский. МиГ-31 — Страж российского неба
  • Крылья России. История и самолеты ОКБ «МиГ»
  • Мир авиации. Александр Ларионов. Чемодан из гастронома
  • Крылья Родины. Василий Панков. Флагман ПВО
  • Крылья Родины. Владимир Ильин. «Английская гончая» с красными звездами
  • Владимир Ильин. Самые скоростные истребители МиГ-25 и МиГ-31

МиГ-31 – Уикипедия

МиГ-31
Описание
Тип изтребител
Производител РСК „МиГ“, Flag of Russia.svg Русия
Flag of the Soviet Union.svg СССР
Първи полет 16 септември 1975 г.
В експлоатация от 1982 г.
Тактико-технически данни
Екипаж 2 души
Дължина 22,69 m
Размах на крилете 13,46 m
Площ на крилете 61,60 m²
Височина 6,15 m
Тегло (празен) 23 700 kg
Тегло (пълен) 46 750 kg
Двигател 2хД-30Ф6
Максимална
скорост
3000 km/h (M 2,83)
Максимално
претоварване
5 g
Таван на полета 20 600 m
Въоръжение
Оръдие ГШ-6-23
Ракети Р-33Э, Р-40ТД-1, Р-60МК
МиГ-31 в Общомедия

МиГ-31 (според условното наименование на НАТО: Foxhound) е двуместен, боен руски свръхзвуков изтребител. Той е първият съветски боен самолет от четвърто поколение.

Работата по създаването на изтребителя-прехващач МиГ-31 започва в Опитното-конструкторско бюро „А. И. Микоян“ през 1968 година. Самолетът е построен по схемата на МиГ-25, но има екипаж от двама души – летец и щурман-оператор, разположени по схемата „тандем“.[1]

Разработката на МиГ-31 започва с първия полет на прототипа Ye-155MP на 16 септември 1975. Макар че ползва за основа вече съществуващия МиГ-25, новият прототип е с удължен фюзелаж заради новия по-мощен радар и в много аспекти може да се смята, че МиГ-31 все пак е изтребител с нов дизайн. Новият прототип е съставен от два пъти повече титан (16%) и три пъти повече алуминий (33%) спрямо своя предшественик. Друга особеност е, че МиГ-31 може да лети свръхзвуково на ниски височини. Освен това самолетът е много по-стабилен на ниски височини благодарение на новите Д-30 двигатели, които използва.

Един от най-важните елементи за новия прехващач е обновеният радар, с възможности за засичане на обекти под и над самолета, както и следене на няколко цели едновременно.

Както и предшественика си МиГ-25, новият самолет буди съмнения и спекулации в Запада. Западът узнава за течащата тогава разработка от Виктор Беленко, съветски пилот, дезертирал със своя МиГ-25П в Япония през 1976. Беленко описва предстоящият „Super Foxbat“ като двуместен изтребител-прехващач, способен да прехваща крилати ракети.

Серийното производство на МиГ-31 започва през 1979 и до 2000 г. са произведени общо 400 бройки.

През годините МиГ-31 претърпява различни програми за модернизация, като МиГ-31БМ с подобрена авионика, нов радар, HOTAS (ръцете на лоста и управлението на двигателя), LCD и мултифункционални дисплеи, възможност за използване на най-новата ракета „въздух-въздух“ Р-77.

В руските ВВС проектът за обновяване на всички МиГ-31 до БМ стандарта започва през 2010 г. и се предвижда повече от 60 самолета да бъдат обновени до този стандарт през 2020 г.

МиГ-31 оперира с радар тип „PESA“ – Заслон S-800. Той може да засича цели до 600 км, да следи до 10 обекта и да атакува 4 от тях едновременно. На по-новите модификации е инсталиран новият Заслон-M, който е с по-голяма антена и може да атакува наземни и въздушни цели едновременно. Заслон-М има 50% по-добра производителност от предшественика си Заслон-S-800.

2хРД-30Ф6x15000kH

  • Оръдие:ГШ-6-23
  • Ракети:Р-33, Р-40, Р-60, Р-37
  • Миг-31Б
  • Миг-31БС
  • Миг-31БМ – в началото на 2012 г., Русия обявява, че за нуждите на ВВС ще бъдат модернизирани 60 изтребителя Миг-31 до версията БМ. На машините ще бъде монтирана нова система за управление на оръжието, което ще позволи да бъде увеличена далечината на откриване на цели до 320 км и далечината на унищожаването – до 280 км. Самолетът ще може едновременно да съпровожда до 10 въздушни цели, шест от които могат да бъдат едновременно обстреляни.
  • Миг-31Д
  • Миг-31ЛЛ
  • Миг-31М
  • Миг-31Ф
  • Миг-31ФЕ
  • Миг-31Е
  • Миг-31ДЕ

МиГ-31 постъпва на въоръжение в съветските ПВО през 1982 г. За първи път е фотографиран от норвежки пилот по време на мисия над Баренцово море през 1985 г. След разпада на Съветския съюз през 1991 г. и последвалата икономическа криза, много ескадрили на новосформираните Руски ВВС не могат да поддържат своите МиГ-31 и през 1996 г. само 20% са годни за летене. След съживяването на руската икономика в началото на новия век, са отпуснати средства за поддръжка и модернизация, и през 2006 г. 75% от самолетите са годни за летене.

Изведен от експлоатация[редактиране | редактиране на кода]

Flag of the Soviet Union.svg Схема на МиГ-31

Габаритни характеристики[редактиране | редактиране на кода]

  • Размах на крилете: 13,456 m
  • Дължина: 21,62 m
  • Височина: 6,456 m
  • Площ на крилете: 61,06 m2
  • Тегло
    • Празен: 21 820 kg
    • Нормална излетна маса: 41 800 kg
    • Максимална излетна маса: 46 200 kg
  • Гориво
    • Вътрешни резервоари: 16 350 l
    • Външни окачени: 5000 l
  • Екипаж: 2

Технически характеристики[редактиране | редактиране на кода]

  • Тяга
    • суха: 2 х 93 kN
    • на форсаж: 2 х 152 kN
  • Макс. скорост
    • на височина: 3000 km/h (Мах 2,83)
    • при земя: 1500 km/h (Мах 1,50)
  • Практическа далечина
    • боен радиус: 1450 km при Мах 0,8 / 720 km при Мах 2,83
    • максимален обсег: 3,300 km
  • Скороподемност: 208 m/s
  • Таван на полета: 20 600 m
  • Максимално натоварване: 5 g
  • Тяговъоръженост: 0,85
  • Двигател: 2х Соловиев Д-30Ф6,2X15 500 КГф (152 kN с форсаж)

Изтребители МиГ

на что способен модернизированный российский истребитель МиГ-31БМ — РТ на русском

Авиационный полк на Камчатке пополнился модернизированным сверхзвуковым высотным истребителем-перехватчиком МиГ-31БМ, сообщает сайт Минобороны РФ. В 2020 году шесть аналогичных самолётов должны получить войска Центрального военного округа. Усовершенствованный МиГ-31БМ оснащён новой бортовой радиоэлектронной аппаратурой, существенно расширяющей его боевые возможности. Он может не только перехватывать воздушные цели, но и поражать объекты на море и на земле. Специальная модификация МиГ-31БМ — на данный момент единственный самолёт, способный применять гиперзвуковую ракету «Кинжал». В будущем, отмечают эксперты, на смену семейству МиГ-31 придёт новый истребитель, выполненный по технологии радиолокационной малозаметности.

Морская авиация Тихоокеанского флота получила модернизированный сверхзвуковой высотный истребитель-перехватчик МиГ-31БМ, сообщает отдел информационного обеспечения Приморского региона Минобороны РФ. На самолёт были установлены новейшие бортовые радиоэлектронные системы, в результате чего боевые возможности машины заметно возросли. 

«Возвращаясь к месту постоянной дислокации, экипаж МиГ-31БМ совершил длительный перелёт протяжённостью около 9 тыс. км. На Камчатке лётчики были встречены командованием авиационного полка и личным составом истребительной эскадрильи», — говорится на сайте военного ведомства.

Перевооружение на модернизированные Миг-31БМ затронуло авиационные части в разных регионах РФ. Так, по информации военного ведомства, в 2020 году партию из шести единиц должны получить объединения военно-воздушных сил и ПВО Центрального военного округа (ЦВО).

«Наследник легендарного МиГ-25»

МиГ-31БМ — многоцелевой истребитель, который был впервые представлен в 1999 году. Последние годы на мощностях нижегородского завода «Сокол» (входит в РСК «МиГ») происходит модернизация строевых машин — на них устанавливают современную авионику, новые узлы и агрегаты. В общей сложности части морской авиации и ВКС должны получить более 130 усовершенствованных МиГ-31БМ.

По словам опрошенных RT экспертов, модернизированный МиГ-31БМ получил новый прицельно-навигационный комплекс и систему передачи информации. Данные устройства позволяют лётчикам «перенацеливаться» во время полёта.

  • МиГ-31 взлетает с аэродрома
  • © Министерство обороны РФ

Также модернизация увеличила точность применения боеприпасов, упростила процесс подготовки борта к вылету, повысила уровень автоматизации управления. Как заявил RT заслуженный военный лётчик РФ генерал-майор Владимир Попов, усовершенствованный МиГ-31БМ оснащён аппаратурой, которая позволяет руководить звеном до шести самолётов.

«Была значительно улучшена система управления. Теперь с ведущего борта можно управлять группой от четырёх до шести самолётов, которые могут располагаться по фронту, то есть идти единой цепочкой вдоль линии государственной границы и применять в случае необходимости средства поражения», — рассказал Попов.

Как пояснил военный эксперт Юрий Лямин, особенность МиГ-31БМ заключается в способности уничтожать широкий спектр целей, в том числе наземные и надводные. Другие модификации этого самолёта предназначены для осуществления перехвата воздушных объектов — вражеских самолётов, крылатых и баллистических ракет.

Согласно материалам Минобороны РФ, широкие боевые возможности МиГ-31БМ обеспечивает радиолокационная станция (РЛС) «Заслон-М». Она может обнаруживать цели на расстоянии до 320 км и наводить на них наземные средства противовоздушной обороны, а также другие истребители.

Также по теме

Монитор, демонстрирующий работу ГЛОНАСС для нужд российской армии Точность, надёжность и компактность: как новейший антенный комплекс может повысить эффективность ВС РФ

В России создана новая антенная система для приёма спутниковых радионавигационных сигналов. Об этом сообщил представитель Главного…

Как отметил в беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев, полные реальные характеристики «Заслона-М» военное ведомство не сообщает.

Однако, по его словам, в экспертном сообществе сложилось мнение, что максимальная дальность сопровождения составляет 280 км, количество одновременно захватываемых объектов — от 10 до 24, обстреливаемых — шесть. 

Боевая нагрузка МиГ-31БМ составляет около 3 т, максимальная взлётная масса — 46,8 т, практическая дальность — 2,3 тыс. км. Двухконтурные турбореактивные двигатели Д-30Ф-6 способны разгонять самолёт до 3 тыс. км/ч. Также МиГ-31БМ имеет уникальную возможность выполнять боевые задачи на высоте более 20 км.

«МиГ-31БМ уместно назвать наследником легендарного МиГ-25, установившего непокорённый рекорд высоты (37,65 км). Динамический потолок МиГ-31БМ составляет 25 км, но он может подниматься и выше. Такая высотность требуется для перехвата иностранных разведывательных самолётов и других целей. Например, на вооружении США и Великобритании по-прежнему находится самолёт-разведчик U-2, способный подниматься на 25 км», — говорит Попов.

Экипажи МиГ-31БМ периодически проводят тренировки в стратосфере, в ходе которых отрабатывают ликвидацию целей на высоте более 20 км и на скорости 2,5 тыс. км/ч. Одно из таких учений в августе 2019 года провела морская авиация Тихоокеанского флота.

Как уточнило Минобороны, данная тренировка «стала одним из этапов освоения новой модернизированной авиационной техники и совершенствования лётчиками-истребителями навыков пилотирования, необходимых для несения боевого дежурства по противовоздушной обороне».

«Невидимый фон для локаторов»

В арсенал МиГ-31БМ входят ракеты класса «воздух — воздух» и шестиствольная пушка ГШ-23-6 с боезапасом 260 снарядов. Как говорят собеседники RT, на самолётах можно установить ракеты «воздух — поверхность», в том числе противокорабельные, а также подвесить авиабомбы.

Кроме того, специальная модификация МиГ-31БМ, получившая обозначение МиГ-31К, стала единственным на сегодняшний день строевым носителем гиперзвукового авиационного комплекса X-47М2 «Кинжал».

Монитор, демонстрирующий работу ГЛОНАСС для нужд российской армии
  • Пара перехватчиков МиГ-31, оснащённых ракетным комплексом «Кинжал»
  • © Министерство обороны РФ

Данная ракета способна поражать наземные и надводные цели на удалении свыше 2 тыс. км на скорости более 5 Махов. Как сообщил ранее президент РФ Владимир Путин, ракета «Кинжал» осуществляет маневрирование на всех участках траектории полёта, «что позволяет ей также гарантированно преодолевать все существующие и, я думаю, перспективные системы противовоздушной и противоракетной обороны».

Уникальные лётно-технические МиГ-31К позволяют доставлять ракету в точку сброса за считаные минуты. 

«Кинжал» предоставил МиГ-31БМ возможность наносить дальние высокоточные удары по наземным и надводным целям. Это резко расширило его боевые качества. МиГ-31БМ перестал быть только перехватчиком, это полноценная многофункциональная машина», — подчеркнул Юрий Лямин.

Будущее семейства МиГ аналитики связывают с новейшим самолётом МиГ-41, разработку которого сейчас ведут отечественные конструкторы. Проект получил обозначение ПАК ДП — перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата. Машина должна заменить парк МиГ-31.

Также по теме

Испытательный пуск новой противоракеты системы ПРО на полигоне Сары-Шаган в Казахстане «Ничего подобного в мире больше нет»: на что способна система ПРО Москвы

22 января свой профессиональный праздник отмечают подразделения противоракетной обороны, входящие в 1-ю армию ПВО-ПРО и защищающие…

РСК «МиГ» начал разработку самолёта в инициативном порядке, но позже получил поддержку Минобороны РФ. 

«Перспективный самолёт будет создан с использованием новых технологий малозаметности, он сможет перевозить необходимое количество вооружения и применять новые виды авиационных средств поражения, действуя на очень большом радиусе перехвата», — заявил генеральный директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко в интервью РИА Новости в июне прошлого года.

Юрий Лямин считает, что МиГ-41 будет достаточно сильно отличаться от предшественника. По его словам, в облике ПАК ДП будут преобладать плавные формы, которые свойственны самолётам пятого поколения. Такая геометрия корпуса и крыльев в сочетании с новыми материалами и покрытием значительно уменьшает видимость самолёта на радарах.

Владимир Попов полагает, что МиГ-41 получит новую компоновку и более совершенные двигатели по показателям тяги, экономичности, дальности полёта и боевому радиусу. Кроме того, эксперт уверен, что ПАК ДП заметно превзойдёт предшественника по уровню автоматизации процессов применения оружия и «освободит» лётный состав от некоторых рутинных обязанностей.

Малозаметность перспективного самолёта, с точки зрения Попова, должна обеспечиваться главным образом за счёт средств радиоэлектронного противодействия. Сигналы, которые сможет излучать МиГ-41, будут создавать «невидимый фон для локаторов противника».

«Наверняка можно реализовать технологию ионизации — создания вокруг частей самолёта ионизационного слоя. Он также снижает заметность. Впереди у наших конструкторов много работы, но думаю, что новый перехватчик оправдает ожидания военных», — подчеркнул Попов.

Небо истребителя. Перспективы перехватчика МиГ-31


— Ну и как впечатления?

— Запомнились огромные усилия на ручке управления — с непривычки заболели руки, особенно при полной заправке топливом. Чрезвычайно прожорливый пепелац. Неуклюж на средних высотах. Когда разгоняется в стратосфере до 1,8М – оживает. На посадке лучше любого, на чем мне доводилось летать, только к скорости надо приспособиться. В общем, крепкий самолет 4-го поколения.

— Смог бы вести на нем бой?

— В качестве дальнего высотного перехватчика. Запросто.

— А выйти на МиГ-31 против «Рэптора»?

— Чистое самоубийство.

— Логично. Слишком разные самолеты для разных задач…

— Как раз наоборот – задача у них одна: «вымести» вражескую авиацию с небес, прикрыть группу самолетов или воздушное пространство в заданном квадрате. Все они чистокровные Истребители. Самолеты для завоевания превосходства в воздухе. Никто не запрещает пилоту «Рэптора» стрелять в МиГ-31, а МиГу сбивать «Рэптор» или любой другой самолет противника. Другое дело, что «Иглам» и «Рэпторам» по плечу любая задача Истребителя, в то время как узкоспециализированный 31-ый не способен повторить многое из того, что умеет «Рэптор» или тот же отечественный Су-27…

— Ты просто неисправимый пессимист. Сочетание скоростных и высотных характеристик МиГ-31 уникальны, и на сегодняшний день не имеют аналогов среди современных истребителей.

— Скорость… То что 31-ый может разгоняться до 3000 км/ч не дает ему ровно никаких преимуществ в схватке с «Рэптором» или F-15C. Там влияют совсем другие факторы.

— Сомневаешься в возможностях РЛС «Заслон»?

— Понимаешь, тут какая фишка: воздушный бой – не рыцарский турнир. Встали по углам, взмахнули копьями, понеслись навстречу друг другу… Нет! Реальный воздушный бой – это групповая схватка. Я не буду одинок, но и с той стороны тоже наверняка будут несколько групп –истребительные звенья, ударные машины, АВАКС… Скажи, что значит мой «Заслон» против 9-метрового радиолокатора «Сентри»? У него на борту по 15-20 операторов и офицеров связи, а много ли «наоперирует» мой единственный штурман-оператор в задней кабине?

Небо истребителя. Перспективы перехватчика МиГ-31

На борту модернизированного самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-50У


— Пессимист ты, однозначно. Ведь в бою ты тоже не один — на вооружении ВВС России стоят аналогичные самолеты дальнего радиолокационного обнаружения А-50 , к 2016 году обещают А-100 «Премьер» с активной ФАР.

— Да. Но в чем тогда смысл МиГ-31 с его супер-РЛС?

— Ну как… больше видишь, больше знаешь, сможешь раньше обнаружить противника.

— Какое это имеет значение, когда рядом есть самолет ДРЛОиУ?

— Представь, что связь с А-50 прервалась… помехи, сбой ПО на его борту или что-то в этом роде. А у тебя – раз! и собственный мощный радар, видит цели за 300 км!

— Если рядом не будет своего АВАКСА, а у противника он будет – нам гарантированный конец. «Заслон» здесь не панацея. Считай, разница в мощности и чувствительности РЛС (взгляни еще раз на МиГ и А-50), многократно большие возможности по классификации и селекции целей и наведению на них других истребителей, наконец, у АВАКСА всеракурсный обзор и сопровождение по азимуту, в отличие от РЛС «Заслон», которая видит цели в секторе 90° (прим. всего сектор обзора составляет 160°. Угол обзора 90° +/- отклонение ФАР на 35° в каждую сторону). Сектор сопровождения еще уже — 70°.

— Послушай, я встречал в интернете такие цифры. Модернизированный МиГ-31БМ, оснащенный радаром, близким по своим возможностям РЛС «Заслон-М» (созданный в 1980-х «Заслон-М» в серию не пошел), способен обнаружить цель с ЭПР 19 кв. метров на дальности в 320 км. Круто?! Кстати, что представляет собой цель с ЭПР 19 квадратных метров?

— Штурмовик А-10 «Тандерболт». Многое зависит от ракурса и наличия вооружения на внешней подвеске.

Эффективная площадь рассеяния (ЭПР) – определяет свойства объекта рассеивать электромагнитную волну. Зависит от размеров и конфигурации цели, свойств ее материала, длины и поляризации волны РЛС, и направления облучения. Повышенное значение ЭПР означает большую радиолокационную заметность объекта, снижение ЭПР затрудняет обнаружение.

— Выходит, что у 31-го огромное преимущество – он не только способен засекать цели на дальности в три сотни километров, но и атаковать их ракетами Р-37. Ни у кого в мире нет ничего подобного!

Небо истребителя. Перспективы перехватчика МиГ-31

МиГ-31 со снятым носовым обтекателем на зарубежном авиасалоне.
Публику немало удивил радар «Заслон» с фазированной антенной решеткой.

Небо истребителя. Перспективы перехватчика МиГ-31

— Если опустить тему наличия Р-37 и опыта их применения в строевых частях, то получается примерно следующее: при облучении с передней полусферы МиГ-31 имеет ЭПР в пределах 20…25 кв. метров. F-15С с подвешенными ракетами имеет ЭПР в пределах 10 кв. метров. Даже с учетом определенного преимущества «Заслона» перед зарубежными радарами AN/APG-63 (V) 1,2,3 – кто сможет раньше обнаружить противника?

— Почему у 31-го такая огромная ЭПР? Слышал, что у самолетов семейства Су-27 минимальная ЭПР в пределах 5 кв. метров, на новых модификациях Су-30 и Су-35 она снижена до 4 кв. метров.

Небо истребителя. Перспективы перехватчика МиГ-31

— Во-первых, сам планер МиГ-31 – там 25% подъемной силы обеспечивается только за счет формы фюзеляжа. Огромные воздухозаборники, компрессоры двигателей. Представляешь, как все это «светится» при облучении спереди? Опять же, аэродинамические гребни, выдвижная топливозаправочная штанга, пилоны, ракеты на внешней подвеске – я уже не говорю о 4-метровых «бревнах» Р-37 массой 600 кг. Наконец, качество сборки и подгонки деталей фонаря и обшивки – в те годы, когда создавался 31-ый, это казалось несущественным.

— Невероятно. 5-кратная разница по сравнению с «сушками»!

— Не забывай, те цифры, которые ты привел по Су-27 относятся к его минимальной ЭПР – без подвесок, при облучении строго в «анфас». С гроздьями ракет под крылом и при ракурсе 3/4 значения ЭПР Су-27, Су-35 и F-15C вполне могут вырасти до 15 кв. метров – именно эта цифра фигурирует в расчетах отечественных ВВС. В любом случае, это гораздо ниже, чем у 31-го.

Небо истребителя. Перспективы перехватчика МиГ-31

Су-35


— Хочешь сказать, МиГ-31 и F-15C заметят друг друга на одинаковом расстоянии?

— Именно. И не факт, что 31-ый сможет воспользоваться своим преимуществом в виде супер-ракет Р-37.

— Как насчет других зарубежных истребителей?

— В случае с компактным F-16 все гораздо сложнее – значение его минимальной ЭПР оценивается в 3 кв. метра. Даже с учетом подвесок, оно вряд ли будет больше 5. В теории «Заслон» должен обнаружить подобную цель с дистанции 120-180 км – зависит от конкретной конфигурации цели, помех и энергетического потенциала приемо-передающего тракта. Но ты не забывай, что обнаружение, уверенный захват и сопровождение, необходимое для наведения ракет – разные вещи. Как бы ни случилось так, что охотник превратился в дичь – высока вероятность, что F-16 выпустит AIM-120 раньше, чем его сможет заметить МиГ-31. Особенно при наличии внешнего целеуказания с АВАКСа.

— Здоровенный АВАКС нужно «валить» первым. У него, наверное, ЭПР, как у Б-52 – больше 100 кв. метров!

— Легко сказать. АВАКС не ходит в первой линии – он барражирует далеко позади, зачастую вообще не вторгается в зону боевых действий.

— Мне кажется, МиГ в любом случае должен иметь тактическое преимущество благодаря своей высокой скорости и высоте полета. Считай, рули американской ракеты AIM-120С обрезаны для размещения во внутренних отсеках F-22 – в разряженной атмосфере на высоте 17-20 км они станут неэффективны. МиГ сможет сравнительно легко оторваться.

— Это с одной стороны. С другой – законы аэродинамики справедливы для всех. 31-й также имеет ограничение на маневры в стратосфере.

— Сможешь вспомнить, какова максимальная допустимая перегрузка на больших высотах?

— Это забыть невозможно. 3,3G. При высоте полета 17 км и скорости 2,2М.

Небо истребителя. Перспективы перехватчика МиГ-31

— Понятно. Ты не в курсе, какое значение ЭПР у «Рэптора» или F-35? В интернете встречались цифры от 0,0001 до 0,3 кв. метров. Какая из них ближе к реальной?

— Точно никто не знает. Скорее всего, сотые доли кв. метра с передней полусферы.

— Да, чисто внешне «Рэптор» должен иметь ЭПР ниже, чем у любого из самолетов четвертого поколения. «Сплющенная» форма фюзеляжа, параллельность граней и кромок, V-образное вертикальное оперение, беспереплетный фонарь, внутренняя подвеска вооружения, серые гладкие поверхности, без обтекателей радиотехнических устройств, щелей, заклепок и др. радиоконтрастных элементов…

— Я потому и говорю – в случае «Рэптора», фокус с ракетой Р-37, бьющей на 300 км, не пройдет – «Стервятника» просто не удастся обнаружить на таком расстоянии.

— А вообще удастся?

— Мы никогда не отрабатывали перехват подобных целей. Единственное, что знаю – уверенный захват и сопровождение низколетящей крылатой ракеты, подобной «Томагавку», с ЭПР 1 кв. метр осуществляется на дальности 20-30 км. Но учти, что эти данные справедливы лишь при обнаружении целей на фоне земной поверхности.

— На фоне земли видно лучше?

— Наоборот. «Заслон» гораздо лучше видит объекты на средних и больших высотах.

— Понятно. Т.е. ты хочешь сказать, что…

— Что в реальных условиях любой из отечественных и зарубежных истребителей-перехватчиков поколения 4/4+ обладает сходными возможностями для ведения воздушного боя на дальних и средних дистанциях. При этом тот же Су-27 имеет преимущество над МиГ-31 за счет своей меньшей заметности и высоким шансам на победу в ближнем бою.

— А вообще концепция применения Миг-31 предусматривает участие в «собачьих свалках»? У него же имеется встроенная 23 мм пушка.

— Имеешь в виду ближний маневренный бой? Нет, ведь считается, что это не его задача. Весьма сомнительное решение.

— Почему?

— Потому что групповая схватка обычно переходит в ближний бой. Считай, обнаружили друг друга с дистанции 100-200 км, обменялись ракетами, притом, что вероятность поражения цели Р-33 в полигонных условиях оценивается в 0,7. Скорость сближения – 2-3 тысячи км/час. Если противники не отвернут – через пару минут они встретятся лицом к лицу. Что ждет в этом случае 31-ый, думаю, пояснять не требуется.

— Не требуется. Но неужели такой вариант не учли создатели МиГ-31?

— Ты же понимаешь, 31-й создавался в 1970-х годах для совершенно иных задач. Истребление армад бомбардировщиков-ракетоносцев в небе над Арктикой, противодействие высотным разведчикам SR-71 «Черный дрозд», уничтожение разведывательных аэростатов… В наши дни таких угроз больше нет – SR-71 списали 20 лет назад, аэростаты стали неакутальны – достаточно открыть карту Google Maps. Кстати пушка у 31-го как раз была предназначена для расстрела воздушных шаров-зондов, а не для стрельбы по вражеским истребителям. Единственный раз практическая стрельба из неё отрабатывалась в Громово в 1988 году. Сейчас эксплуатация пушки на 31-ом запрещена.

— Скажи прямо – МиГ-31 устарел?

— Ну, зачем так сразу. Просто узкоспециализированный истребитель-перехватчик. В определенном смысле, самолет выдающийся — 20 лет назад вообще не имел аналогов в мире по возможностям своего БРЭО…

— Как насчет F-14 «Томкэт» с палубной пропиской?

— Похож, но далеко не аналог. Американский прехватчик заметно уступал МиГу по своим ЛТХ. С появлением модификации МиГ-31Б и ракет Р-37 янки также лишились преимущества в бою на больших дистанциях.

— Последний «Томкэт» списали в 2006 году.

— Да. Необходимость в «Томкэтах» отпала. Я же говорю – и МиГ-31, и «Томкэт» создавались в совсем иных условиях: обмен ракетным ударами на больших дистанциях, перехват сверхзвуковых целей в стратосфере, гонки на предельных скоростях и высотах. При их создании не придавалось значения специализированным самолетам ДРЛО. Ракетная эйфория (привет F-4 «Фантом»!), пренебрежение маневренностью – это же не «фронтовой» истребитель, а перехватчик: стоял на вооружении войск ПВО, этакий летающий ЗРК. Совершенно иные тактики и концепции ведения воздушного боя, справедливые для времен Холодной войны. Но кому это нужно теперь, когда ставка делается на универсальность, малозаметность, сверхманевренность, а функции ДРЛОиУ переданы специализированным самолетам на базе Боингов и Ил-76. Попытайся выставить 31-ый на экспорт – никто не возьмёт даже даром. Не потому что самолет в чем-то плох, а потому что те же Индия или Малайзия просто не имеют подобных угроз, под которые «заточен» МиГ-31. К тому же он довольно прожорлив и дорог в эксплуатации.

— Тогда в чем смысл наличия МиГ-31 с составе ВВС России? По словам представителей Минобороны модернизированные МиГ-31БМ будут эксплуатировать аж до 2028 года.

— Смысл прост: их нечем заменить. 31-ые составляют треть парка истребителей-перехватчиков ВВС, и если их списать мы вообще останемся с голым небом.

— Выходит, списывать их пока преждевременно… Возможно положение исправит масштабная модернизация имеющегося парка?

— Так оно и есть – идет постепенная модернизация парка по проекту МиГ-31БМ. Самолет станет более универсальным, получит возможность применять высокоточное оружие и атаковать наземные цели.

— Как насчет применения МиГ-31 в качестве «охотника за радарами»? Высокая скорость и высота полета делают его неуязвимым для большинства устаревших ЗРК средней дальности. (прим. это не относится к С-300 и «Пэтриот»)

— В том числе.

Небо истребителя. Перспективы перехватчика МиГ-31

МиГ-31БМ. Кабина пилота.

Небо истребителя. Перспективы перехватчика МиГ-31

МиГ-31БМ. Кабина штурмана

— «Стеклянная» кабина?

— Да, теперь у пилота появился индикатор тактической обстановки – если раньше он чувствовал себя извозчиком для штурмана, то теперь будет в курсе всех событий. ИЛС заменил прежний ППИ. Модернизированы РЛС «Заслон» и бортовая электроника, теперь МиГ сможет одновременно сопровождать до 10 целей и атаковать шесть наиболее приоритетных.

— И много таких в строю?

— На сегодняшний день пара десятков, общий план предусматривает модернизацию 60 машин.

— Значит, живем!

— Помаленьку. Ну, давай: За то, чтоб количество взлетов равнялось количеству посадок!

Небо истребителя. Перспективы перехватчика МиГ-31Небо истребителя. Перспективы перехватчика МиГ-31

МИГ-31 Википедия

МиГ-31

МиГ-31ДЗ ВВС России на авиабазе Хотилово
Тип Истребитель-перехватчик
Разработчик Флаг СССРФлаг России ОКБ МиГ
Производитель Флаг СССРФлаг России Горьковский авиазавод
Главный конструктор А. А. Чумаченко,
Г. Е. Лозино-Лозинский,
К. К. Васильченко,
А. Б. Аносович
Первый полёт 16 сентября 1975 года
Начало эксплуатации 6 мая 1981 года
Статус эксплуатируется
Эксплуатанты

Россия ВКС России
Флаг СССР Войска ПВО СССР (бывший)

Flag of Kazakhstan Air Force.svg ВВС Казахстана
Годы производства 1975 — 1994
Единиц произведено 519[1]
Базовая модель МиГ-25
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

МиГ-31 (по ификации НАТО: Foxhound — лисья гончая) — советский и российский двухместный сверхзвуковой высотный всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Разработан в ОКБ-155 (ныне АО «РСК «МиГ») в 1970-х годах. Первый советский боевой самолёт четвёртого поколения[2]

Moment siły — Википедия, вольная энциклопедия

Torque-vectors.svg Torque-vectors.svg

Moment siły [a] F {\ displaystyle F} względem punktu O — iloczyn wektorowy promienia wodzącego р → , {\ displaystyle {\ vec {r}},} o początku w punkcie O i końcu w punkcie przyłoenia siły, oraz siły F → : {\ displaystyle {\ vec {F}} {:}}

M → о знак равно р → × F → ,{\ displaystyle {\ vec {M}} _ {o} = {\ vec {r}} \ times {\ vec {F}}.}

Wektor momentu siły jest wektorem osiowym (pseudowektorem), zaczepiony jest w punkcie O, a jego kierunek jest prostopadły do ​​kierunku płaszczyzny wyznaczonej przez wektor F → {\ displaystyle {\ vec {F}}} i promień wodzący р → ,{\ displaystyle {\ vec {r}}.}

Określa się także moment siły względem osi, jest on równy rzutowi wektora momentu siły na tę prostą. Współrzędne M Икс , M Y , M Z {\ displaystyle M_ {x}, M_ {y}, M_ {z}} wektora M → о {\ displaystyle {\ vec {M}} _ {o}} nazywają się momentami siły względem odpowiednich osi Икс , Y , Z ,{\ displaystyle x, y, z.}

Jednostkł momentu siły jest niutonometr [Nm]. Jednostka ta jest zdefiniowana analogicznie jak dżul, czyli jednostka energii. Aby unikać nieporozumień, nie nazywa się niutonometra dżulem.

W przypadku dźwigni dwustronnej o nierównych ramionach pozostanie ona w równowadze, gdy wartości momentów sił przyłożone do obu ramion będą równe, a śerciślej, gówa zóma rówtor:

р → 1 × F → 1 + р → 2 × F → 2 знак равно 0.{\ displaystyle {\ vec {r}} _ {1} \ times {\ vec {F}} _ {1} + {\ vec {r}} _ {2} \ times {\ vec {F}} _ { 2} = 0.}
Simple lever forces.svg

W przypadku pokazanym na rysunku, gdy siły п 1 {\ displaystyle P_ {1}} я п 2 {\ displaystyle P_ {2}} są prostopadłe do wektorów р 1 {\ displaystyle r_ {1}} я р 2 {\ displaystyle r_ {2}}

р 1 ⋅ п 1 — р 2 ⋅ п 2 знак равно 0.{\ displaystyle r_ {1} \ cdot P_ {1} -r_ {2} \ cdot P_ {2} = 0.}
.

Моменты — Википедия

オ リ コ ン 週 間 シ ン グ ル チ ャ ー ト 第 1 位 (2004 年 4 月 12 日 — 4 月 19 日 付 · 2 週 連 続)
1 月
  • 12 日 (合算 週: 2 週 分) ・ 19 日 世界 に 一 つ だ け ((シ ン グ ル ・ ァ ン) (SMAP)
  • 26 日 ね 、 が ん ば る よ。 (KinKi Kids)
2 月
  • 2 日 ス タ ー ゲ イ ザ ー (ス ピ ッ ツ)
  • 9 日 時 の 雫 (GLAY)
  • 16 日 READY STEADY GO (L’Arc〜en〜Ciel)
  • 23 日 Один день, одна мечта (タ ッ キ ー & 翼)
3 月
  • 1 日 PIKA ★★ NCHI DOUBLE (嵐)
  • 8 日 ミ チ シ ル ベ Дорога домой (ОРАНЖЕВЫЙ ДИАПАЗОН)
  • 15 日 瞳 の 住 人 (L’Arc〜en〜Ciel)
  • 22 日 Прекрасная жизнь (& G)
  • 29 日 全 て が 僕 の 力 に な る! (く ず)
4 月
  • 5 日 あ り が と う の う た (V6)
  • 12 日 ・ 19 日 Моментов (浜 崎 あ ゆ み)
  • 26 日 彩 〜Aja〜 (サ ザ ン オ ー ル ス タ ー ズ)
5 月
  • 3 日 ・ 10 日 誰 か の 願 い が 叶 う こ ろ (宇多田 ヒ カ ル)
  • 17 日 BANZAI (B’z)
  • 24 日 希望 〜Yell〜 (NEWS)
  • 31 日 天使 の わ け ま え / ピ ー ク 果 て し な く ソ ウ ル 限 り な く (GLAY)
6 月
  • 7 日 Знак (Mr.Дети)
  • 14 日 自由 へ の 招待 (L’Arc〜en〜Ciel)
  • 21 日 ВОЛНА (堂 本 剛)
  • 28 日 ロ コ ロ ー シ ョ ン (ОРАНЖЕВЫЙ ДИАПАЗОН)
7 月
  • 5 日 ロ コ ロ ー シ ョ ン (ORANGE RANGE)
  • 12 日 реальный мир (EXILE)
  • 19 日 オ ン リ ー ロ ン リ ー グ ロ ー リ ー (КУРИЦА)
  • 26 日 Страна чудес (稲 葉 浩 志)
8 月
  • 2 日 君 こ そ ス タ ー だ / 夢 に 消 え た ジ ュ リ (サ ザ ン オ タ ー ズ)
  • 9 日 INSPIRE (浜 崎 あ ゆ み)
  • 16 日 Blue Jean (GLAY)
  • 23 日 紅 く 燃 ゆ る 太陽 (NEWS)
  • 30 日 瞳 の 中 の Galaxy / Hero (嵐)
9 月
  • 6 日 チ ェ ス ト (ORANGE RANGE)
  • 13 日 ARIGATO (B’z)
  • 20 日 ・ 27 日 Микки (Гори с Жасмин и Джоанн)
10 月
  • 4 日 浪花 い ろ は 節 (関 ジ ャ ニ ∞)
  • 11 CAROLS (浜 崎 あ ゆ み)
  • 18 日 ・ 25 日 思 い が か さ な る そ の 前 に… (平井 堅)
11 月
  • 1 日 ・ 8 日 花 (ORANGE RANGE)
  • 15 日 загорелся — イ グ ナ イ テ ッ ド — (T.M.Revolution)
  • 22 日 ・ 29 日 花 (ORANGE RANGE)
12 月
  • 6 日 愛 と 欲望 の 日 々 / ОДИНОКАЯ ЖЕНЩИНА (サ ザ ン オ ー ス タ ー ズ)
  • 13 日 泣 い た り し な い で / КРАСНЫЙ × СИНИЙ (福山 雅 治)
  • 20 日 ホ ワ イ ト ロ ー ド (GLAY)
  • 27 日 恋 文 / спокойной ночи (Каждая мелочь)
  • シ ン グ ル : 1967
  • 1968
  • 1969
  • 1970
  • 1971
  • 1972
  • 1973
  • 1974
  • 1975
  • 1976
  • 1977
  • 1978
  • 1979
  • 1980
  • 1981
  • 1982
  • 1983
  • 1984
  • 1985
  • 1986
  • 1987
  • 1988
  • 1989
  • 1990
  • 1991
  • 1992
  • 1993
  • 1994
  • 1995
  • 1996
  • 1997
  • 1998
  • 1999
  • 2000
  • 2001
  • 2002
  • 2003
  • 2004
  • 2005
  • 2006
  • 2007
  • 2008
  • 2009
  • 2010
  • 2011
  • 2012
  • 2013
  • 2014
  • 2015
  • 2016
  • 2017
  • 2018
  • 2019
  • 2020

  • デ ジ タ ル シ ン グ ル 2017 2018
  • 2019
  • 2020

  • シ ン グ ル : 2018 2019
  • 2020
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *