Миг-29СМТ среди лучших истребителей России – самолёт №1 в прифронтовой зоне
Содержание
- 1 Предыстория создания истребителя МиГ-29СМТ поколения 4+
- 2 Значимые улучшения МиГ-29 в модификации МиГ-29СМТ и новые возможности
- 3 Конструкция
- 4 Технические характеристики
- 5 Вооружение МиГ-29СМТ
- 6 Оборудование
Миг-29СМТ — последняя модификация самого распространенного фронтового истребителя в России. Самолет относиться к поколению 4+.
Многоцелевой истребитель МиГ-29СМТ пришёл на смену фронтовому МиГ-29, с новыми возможностями бортового оборудования и большим списком применяемого вооружения. Теперь не только воздушные цели на ближней и средней дистанции будут уничтожаться современным ракетным вооружением, а и наземные объекты, в том числе корректируемыми бомбами. Запас топлива у МиГ-29-х стал больше, есть система дозаправки в воздухе, поэтому и дальность полётов и радиус действия увеличены.
МиГ-29 любой модели является незаменимым вблизи линии фронта, где нужно взлететь по повреждённой взлётной полосе или вообще без неё.
Предыстория создания истребителя МиГ-29СМТ поколения 4+
Работы по созданию 4-го поколения, начатые в СССР с 1969 года, к 1983-му дали возможность поставить на вооружение ВВС МиГ-29. Наряду с Су-27 он такой же грозный для истребителей НАТО, против F-15 и F-16 создана пара МиГ-29 и Су-27 разного предназначения, они удачно дополняли друг друга. Поставленные мировые рекорды в скорости и по набору высоты (МиГ-25) для воздушных дуэлей оказались не востребованы, во внимание был принят опыт Вьетнамской войны, нужными качествами стали маневренность, дальность обнаружения, точность и дальность поражения цели.
Остановившись в 1991 году на разработках моделей Миг-29К и МиГ-29М, КБ Микояна и Гуревича возобновили работы в 1997-м году. Результатами труда стало принятие на вооружение МиГ-29СМТ через 12 лет, в 2009 году. Оставшееся без внимания именитое КБ вновь получило шанс проявить себя. МиГ-29СМТ 4+ уступает МиГ-35 поколению 4++, но в ближайшие годы бюджетная версия с предстоящими задачами справится не хуже. В НАТО называют МиГ-29-е точкой опоры, они оптимальны по цене и качеству среди лучших, за это их ещё сравнивают с автоматами Калашникова и танками Т-34.
Значимые улучшения МиГ-29 в модификации МиГ-29СМТ и новые возможности
В кабине пилота стало легче следить за ситуацией по цветным мониторам подачи информации. Слева и справа два экрана передают всю нужную информацию о полёте, которой стало больше, но восприятие её легче, если один из МФИ выйдет из строя, то его заменит другой, они дублируют работу друг друга. Программное обеспечение ещё и подсказывает самые опасные объекты, предоставляются конкретные данные о них. Захватываются одновременно 10 целей, 4 можно уничтожить сразу. Теперь танки и корабли противника тоже стали видны сквозь прицел в виде мишени.
Значительно увеличилось количество топливных баков, что отличает новые «29-ки» по увеличенному спинному наплыву. Топлива на 3100 км, обязательной стала комплектация системой дозаправки в воздухе, дальность полётов неограничена. На борту теперь своя кислородная станция вместо 2-х баллонов, пилот может долгое время выполнять боевую задачу. Перегрузки, которые в этой машине практически незаметны были и ранее, стали более допустимы с новыми костюмами, замедляющими перетекание крови.
С помощью простого зеркального телескопа видно хвостовую часть самолёта. Предусмотрены и средства спутниковой связи, для экспорта NAVSTAR (США), а для России своя система ГЛОНАСС. Данных улучшений достаточно, чтобы противостоять самому грозному противнику. Этот самолёт не уступит воздух любому иностранному врагу, критикам нужно помнить, что не одними самолётами ведутся войны, победы зависят от широкого комплекса мер.
Конструкция
Корпус самолёта тот же, что и у предшественника МиГ-29, сделан по интегральной компоновке, крыло с корневым наплывом и фюзеляж – это одно целое. Маневренные характеристики отразились и в другом, передняя кромка крыльев с отклоняемыми носками для повышения несущих способностей. Два киля повысили устойчивость на максимальных скоростях. Два двигателя РД-33 с воздухозаборниками расположены под корпусом в мотто-гондолах, позволяя продолжить полёт при повреждении одного из них, моторы намерено разделили на безопасном расстоянии друг от друга. В конструкции изначально использованы композитные материалы вместо алюминия, применены углепластик и титан, что обязательно в самолётах уже 5-го поколения.
Важным в конструкции являются и усиленные шасси, они позволяют пренебречь идеальностью взлётной полосы. Задние – трёхопорные одноколёсные, передние – двухколёсные. Кресло для катапультирования К-36ДМ спасает жизнь в самых трудных ситуациях, отечественные разработки лучшие в мире в этой области.
Технические характеристики
- Длина истребителя 17,32 м
- Высота 4,73
- Размах крыльев 11,36 м
- Площадь крыла 38,06 м. кв.
- Стреловидность 42г радуса
- Масса пустого истребителя 11000 кг
- Нормальная взлетная масса — 17 000 кг
- Максимальная взлетная масса — 22 000 кг
- Максимальная скорость у земли — 1500 км/ч
- Максимальная скорость на высоте — 2450 км/ч
По силовым установкам, которые разработаны на заводе им. Климова гл. конструктором Изотовым, нет ограничений. Двухконтурный РД-33 – турбореактивный двигатель с форсажной камерой, весит 1,05 т, создаёт тягу 8,3 т, тяговооружённостью более 1, поэтому движительная тяга превышает массу самолёта, облегчая короткий взлёт за счёт повышенного ускорения. Это ещё позволяет маневрировать с большими перегрузками, такими как 11 g, при возможностях человека в 7 g или в специальных отечественных костюмах, рассчитанных на 9 g. На сегодня максимальные возможности жизнеобеспечения в странах НАТО, и не без проблем для здоровья лётчика, могут выдержать до 7g, самолёты менее 11g.
Вооружение МиГ-29СМТ
- Пушка. У наших истребителей всегда есть пушка ГШ-301, которая зарекомендовала себя в боях.
- Ракеты «Воздух-воздух» Эффективность ракетных ударов существенно увеличилась, ранее использовались только воздух-воздух Р-27 и Р-73. Эти ракеты нужны и сегодня, добавленное оружие расширяет возможности. Ракеты Р-27Т1(ЭТ1) лучше прежних версий, с помощью инфракрасного самонаведения она поражает на дальности до 80 км. Ещё РВВ того же принципа «пустил и забыл» с бесконтактным лазерным взрывателем пополнили список своих новых самолётов-носителей. В экспортном варианте Р-73Э малой дальности для маневренного боя с инфракрасным пассивным самонаведением тоже применяется среди ракет воздух-воздух.
- Ракеты «Воздух-земля». Новые цели, не воздушные, уже не для прифронтового истребителя, а для многофункционального, ракеты и бомбы теперь те же, что и на Су-30СМ, только подвесок меньше, всего 8. Для крупных надводных движущихся целей на дальности 160 км при волнении моря в 5 баллов есть Х-31АП, эсминцу хватит 2-х попаданий. Причём точность попадания до метра с безопасной высоты 15 км. Неподвижным целям придётся испытать на себе Х-59МЭ при точности 2 – 3 м с проникающей кассетной боевой частью.
- Бомбы. Не устоят теперь перед МиГами бетонные дороги и мосты, мощная ударная волна КАБ-500 КР/ОД проникнет в дальние комнаты подземных укрытий, жестоко уничтожая живую силу. Бомбы корректируются телевизионным способом с малой высоты 0,5 – 5 км. А КАБ-1500Кр(Л) сбрасывают с 1 – 8 км для уничтожения особо прочных укреплений, как ядерные хранилища и командные пункты.
Оборудование
Нельзя представить себе лучший современный истребитель без хорошей ДРЛС (дальней радиолокационной станции), всевидящей даже тип и принадлежность объекта, и наводящей на цели точные ракеты разной дальности. Так же нелогично думать, что МиГ-29СМТ выпускается без средств РЭБ (радиоэлектронной борьбы), цветных ЖК мониторов в бортовой системе. За 250 км будут обнаружены вражеские объекты на воде, на земле и в воздухе, и их есть чем поражать на этой дальности.
- В носовом обтекателе устанавливается фазированная антенная решётка активного действия АФАР «Жук», опережающая 5-е поколение аналогов НАТО по дальности и помехозащищённости.
- Система управления вооружением (СУВ-29) из прицельного комплекса радиолокации РЛПК-29 и бортовых цифровых вычислительных машин БЦВМ Ц100.
- На лобовом стекле есть система индикации.
- Оптический электронный комплекс прицельной навигации ОЭПрНК-29 состоит из системы прицеливания ОЭПС-29, включающей в себя лазерную систему КОЛС и нашлемный системный целеуказатель Щель-3УМ.
- Система автоуправления САУ-451.
- Ограничивают сигналы системой СОС-3М.
- Применяется командные радиолинии Э 502- 20 Бирюза.
- Об облучении чужой РЛС оповещает СПО-15 ЛМ Берёза.
- Работает станция РЭБ Гардения-1 ФУ.
- Ложные тепловые сигналы подаются с помощью ППИ-26.
Поделитесь с друзьями
4277 0
МиГ-29СМТ: шаг к следующему поколению
29
Ноября
29 ноября 1997 года состоялся первый полёт лёгкого многоцелевого истребителя МиГ-29СМТ, ставшего итогом значимого этапа модернизации самолётов семейства МиГ-29. Конструктивные и компоновочные решения, использованные при создании базовой модели, заложили в программу значительный модернизационный потенциал, который позволяет и сегодня, спустя 45 лет после первого полёта МиГ-29, на новом витке развития технологий совершенствовать лётные характеристики и боевые возможности одного из лучших в мире лёгких фронтовых истребителей.
Потребности мирового рынка в ожидании появления истребителей 5-го поколения неизбежно приводили к необходимости доработки удачных версий самолётов 4-го поколения до многофункциональных авиационных комплексов поколения 4+. Не стала исключением и программа МиГ-29: работа над модификацией МиГ-29СМТ началась в 1997 году и стала логическим продолжением целого ряда предшествующих модернизаций базовой модели. Первой из них стала версия «9-13» с аппаратурой помех и увеличенным на 240 литров объёмом внутренних топливных баков. За ней последовала версия МиГ-29С с возможностью применения ракет Р-27Т с тепловой головкой самонаведения (ГСН), а также ракет Р-27ЭТ и Р-27ЭР с увеличенной дальностью пуска.
Увеличение дальности и продолжительности полёта стало не единственным отличием МиГ-29СМТ от предыдущей версии. Кабина истребителя также была существенно модернизирована: вместо одного монохромного экрана появились два многофункциональных ЖК дисплея с активной матрицей, что позволило значительно упростить взаимодействие лётчика с информационно-управляющим полем кабины. Появился индикатор на лобовом стекле, многофункциональный пульт управления с монохромным ЖК дисплеем, резервные приборы и пульты, органы управления на ручке управления самолётом и рычагах управления двигателями. Вместе с другими мероприятиями по модернизации кабины, это позволяло лётчику осуществлять большинство операций по самолётовождению, прицеливанию и пуску ракет, не снимая рук с ручки управления самолётом и рычагом управления двигателем.
Система управления вооружением также подверглась значительным доработкам. В частности, появление радиолокационной станции (РЛС) с возможностью работы в режиме картографирования позволило включить в арсенал истребителя сверхзвуковые противокорабельные ракеты Х-31А и Х-35У с активной радиолокационной ГСН. Появилась возможность установки на самолёт до четырёх тактических ракет типа Х-29Т с телевизионным самонаведением и до четырёх корректируемых авиабомб КАБ-500Кр. Навигационное оборудование пополнилось приёмниками ГЛОНАСС и NAVSTAR, что давало возможность получать данные сразу от 12 спутников и, комбинируя их с показаниями бортовой инерциальной навигационной системы, определять местоположение истребителя с точностью менее 50 метров. Радиолокационная заметность МиГ-29СМТ в передней полусфере была уменьшена в несколько раз благодаря использованию специальных радиопоглощающих материалов и двухкратному уменьшению отражающей способности зеркала бортовой РЛС. Это приводило к сокращению дальности захвата МиГ-29СМТ ракетами противника и повышению боевой эффективности истребителя в целом при ведении воздушного боя против самолётов, не обладающих стелс-технологиями.
Для лётной отработки технических решений, реализованных на МиГ-29СМТ, использовались три опытных самолёта. Первый из них, предназначавшийся для испытаний нового информационно-управляющего поля кабины, впервые поднял в воздух 29 ноября 1997 года лётчик-испытатель ОКБ Микояна Марат Алыков. В целом программа испытаний самолёта была завершена к концу 1998 года, после чего началось переоборудование строевых МиГ-29.
Всего за годы существования программы МиГ-29 было создано более 20 модификаций самолёта, выпущено свыше 1700 экземпляров истребителя в различных модификациях. Начиная с «Мосаэрошоу-92» и первого авиасалона МАКС-1993, на протяжении всей последующей истории выставки посетители могли видеть на статической стоянке и в ходе демонстрационных полётов практически всю продуктовую линейку РСК «МиГ» нескольких поколений, начиная с легендарных МиГ-21 и МиГ-29, истребителей 4-го поколения МиГ-31М и МиГ-31БМ, истребителей МиГ-29СМТ, МиГ-29M/М2, МиГ-29К/КУБ поколения 4+, учебно-тренировочного МиГ-АТ и, наконец, новейшего многофункционального МиГ-35 поколения 4++. Многие модификации представителей знаменитого семейства впервые демонстрировались широкой публике именно на авиасалонах МАКС. Так корабельный МиГ-29К впервые был показан на МАКС-1997, учебно-боевой МиГ-29УБТ – на МАКС-1999, на МАКС-2005 впервые в лётной программе участвовал сверхманевренный МиГ-29М ОВТ с отклоняемым вектором тяги. Главной премьерой МАКС-2017 стали показательные полёты серийного МиГ-35, а его экспортная версия впервые демонстрировалась на МАКС-2019. Начиная с МАКС-1993 года пилотажная группа «Стрижи» на самолётах МиГ-29 демонстрирует непревзойденные маневренные характеристики самолёта.
На МАКС-2021 ОКБ «МиГ» представило своё видение лёгких фронтовых комплексов будущего – макет беспилотника-дозаправщика, созданного по принципу «летающее крыло» и способного летать в паре с перспективным истребителем микояновской школы, выполняя функцию ведомого. Главным отличием беспилотника стало оперение в форме перевёрнутой V, что позволит уменьшить омываемую поверхность, улучшить маневренность и снизить радиолокационную заметность аппарата. Предполагается, что беспилотник будет многофункциональным и сможет выполнять дозаправку в воздухе, а также решать ударные и разведывательные задачи. Кроме того, «микояновцы» впервые представили на МАКС-2021 макет собственной версии перспективного однодвигательного истребителя.
Следим за развитием возможностей МиГ-35 и надеемся узнать новые подробности перспективных программ создания лёгкого фронтового истребителя следующего поколения на МАКС-2023!
Все новости
МАКС
МиГ-29СМТ FULCRUM
Базовый МиГ-29А не имеет возможности вести наземные операции, кроме неуправляемых ракет и свободнопадающих железных бомб. Модернизация SMT обеспечивает РЛС «Жук» режимами «воздух-земля» и возможностью доставки управляемых боеприпасов. Первоначально дальность полета была слабым местом МиГ-29, и, хотя более поздние версии были модифицированы, чтобы нести больше топлива, российские ВВС предпочли более крупный Су-27 и его производные. Истребитель МиГ-29СМТ обладает рядом принципиально новых возможностей по эффективному поражению как воздушных, так и наземных (надводных) целей с применением высокоточных ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», сочетая в себе роли истребителя завоевания превосходства в воздухе и ударного истребителя.
МиГ-29СМТ — современная модификация многоцелевого фронтового истребителя МиГ-29. Самолет обладает большой дальностью полета за счет увеличенной емкости встроенных топливных баков и установки системы дозаправки топливом в полете (аналогичной МиГ-29СД). Реально увеличены ресурс и сроки службы самолетов и двигателей, а также расчетный срок службы; потребность в рабочей силе и затраты на техническое обслуживание были снижены.
Начатая в конце 80-х годов программа эволюции МиГ-29 привела к созданию самолета, отличающегося от базовой версии не только заметным улучшением основных параметров истребителя как платформы-носителя вооружения (большая дальность действия), но и также принципиально новыми функциями.
Важнейшей особенностью этого истребителя является способность эффективно действовать по воздушным, наземным или морским надводным целям с применением высокоточных ракет класса «воздух-поверхность», что делает его многоцелевым боевым самолетом, объединяющим в одном воздушном средстве качества истребителя завоевания господства в воздухе и тактического ударного самолета.
Система управления вооружением самолета МиГ-29СМТ построена на базе перспективной многорежимной РЛС ЖУК-МЭ разработки московского предприятия «ФАЗОТРОН-НИИР». Интегрированная система включает в себя цифровую вычислительную систему верхнего уровня, основанную на принципах открытой архитектуры с использованием мультиплексных шин данных, отвечающую требованиям MIL-STD-1553B, и новую информационно-управляющую систему с использованием полноцветных широкоформатных жидкокристаллических дисплеи размером 152 x 203 мм (6 x 8 дюймов). Дисплеи разработаны Раменским конструкторским бюро приборостроения (г. Раменское Московской области).
Концепция HOTAS полностью реализована в кабине МиГ-29СМТ; пилот управляет самолетом, производит наведение и пуск оружия, не снимая рук с ручки управления и рычага управления дроссельной заслонкой.
Самолет МиГ-29СМТ с шестью подкрыльевыми и одной подфюзеляжной системой хранения может нести до 5000 кг внешней нагрузки, в том числе маневренные ракеты класса «воздух-воздух» Р-73Э с комбинированной газоаэродинамической системой управления и ИК ГСН с широким диапазон углов визирования, ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности РВВ-АЕ с активной радиолокационной ГСН и ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности Р-27Р1/ЭР1 с полуактивной радиолокационной ГСН.
При действиях по наземным и морским надводным целям МиГ-29СМТ способен эффективно применять современное высокоточное оружие: ракеты класса «воздух-поверхность» Х-29Т(ТЭ) с ТВ ГСН, противокорабельные ракеты Х-31А. , противорадиолокационные ракеты Х-31П, управляемые авиабомбы КАБ-500КР с ТВ ГСН и мощной боевой частью.
Модернизированная модель серийного истребителя МИГ-29СМТ с двумя дополнительными топливными баками может преодолевать без дозаправки до 3500 километров и нести до 5 тонн боевой нагрузки. Дизайн люка выгодно отличается от предшествующих моделей. Модернизированный МИГ может использоваться в качестве истребителя, перехватчика, штурмовика, разведчика или командно-штабного самолета. В качестве командно-штабного самолета он может действовать в контакте с самолетами дальнего радиообнаружения и управления А-50. На борту этого самолета могут быть установлены любые пусковые установки класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» российского или зарубежного производства.
Возможна интеграция нового современного поля отображения и управления кабинными данными, комплекса бортового оборудования открытой архитектуры на основе высокоэффективных вычислительных средств и мультиплексных каналов связи (новые системы навигации, РЭБ, связи, наведения и регистрации данных). Самолет может быть оснащен многорежимной РЛС «Жук-М», обеспечивающей большую дальность обнаружения воздушных целей и угол обзора по азимуту +/-90°. РЛС способна отслеживать большее количество целей и одновременно поражать их; внедрено сканирование в режимах «воздух-поверхность» (в том числе высокого разрешения) по индикации подвижных и надводных целей. Ассортимент оружия расширен.
По желанию покупателя возможно нанесение радиопоглощающих покрытий, установка западного и отечественного оборудования, увеличение количества торговых точек. Разработан процесс модернизации находящихся в эксплуатации самолетов до уровня МиГ-29СМТ. Ведутся работы по дальнейшей модернизации самолета.
Корпорация МиГ также разработала модульную систему модернизации МиГ-29 до уровня МиГ 29СМТ. Эта система гибкая, что позволяет потенциальным клиентам выбрать тот набор апгрейдов самолета, который им действительно нужен. Набор обновлений включает в себя три модуля. Первый модуль модернизирует систему управления авиационным вооружением, трансформируя МиГ-29.в многоцелевой истребитель. Установлена новая РЛС «Жук-МЭ» с режимом картографирования местности. Модернизация системы управления вооружением позволила значительно увеличить дальность действия управляемого и неуправляемого оружия классов «воздух-воздух» и «воздух-земля».
Сохраняя непревзойденные характеристики воздушного боя, МиГ-29 получает ударные функции, сравнимые с современными зарубежными конкурентами. Второй модуль — увеличение объема внутренних и подвесных топливных баков, модернизация топливной системы и установка оборудования для дозаправки в воздухе, адаптированного, по требованию заказчика, для использования на российских или зарубежных самолетах-заправщиках. Третий модуль — модернизация бортового оборудования и установка цифровой электродистанционной системы управления. Кабина пилота оснащена цветными жидкокристаллическими МФД, современным пилотажно-навигационным и связным оборудованием, включая спутниковую навигацию российского или зарубежного производства, полностью соответствующим стандартам НАТО и ИКАО.
В случае полной модернизации МиГ-29 до уровня МиГ-29СМТ заказчик получает самолет уровня поколения «4+», близкий по характеристикам и набору оборудования к новейшему МиГ-29М. Он не уступает, а по некоторым позициям даже превосходит зарубежных конкурентов, способен сохранять до правильной эксплуатации и обслуживания свою боеспособность в течение следующих 20 лет. А Корпорация «МиГ» может производить все модернизации на территории заказчика и на своих производственных мощностях.
МиГ-29Особенности самолета SMT:
- Большая дальность и продолжительность полета;
- Высокая боевая эффективность;
- Превосходная маневренность;
- Высокая надежность и безопасность полетов;
- Простота эксплуатации и снижение DOC, современная логистическая поддержка;
- Усовершенствованная архитектура бортового радиоэлектронного оборудования и информационно-управляющей системы HOTAS;
- Комплексная система управления огнем, состоящая из модернизированной радиолокационной системы управления огнем на базе перспективной РЛС «ЖУК-МЭ» с большей дальностью действия, многоканальностью стрельбы и современными режимами «воздух-поверхность», а также ИК-системы поиска и сопровождения и нашлемный прицел;
- Современные системы навигации, радиосвязи, радиоэлектронного противодействия, наблюдения и регистрации, а также оптико-электронные и разведывательные блоки;
- Модифицированный комплекс вооружения, в том числе ракеты класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ, Р-27ЭР1, Р-27ЭТ1, Р-27Р1, Р-27Т1, Р-73Э, ракеты «воздух-воздух» Х-31А, Х-31П, Х-29Т ( ТЭ), ракет класса «воздух-поверхность» Х-29Л, КАБ-500КР (ОД), управляемых авиабомб КАБ-500Л, реактивных снарядов, свободнопадающих авиабомб и встроенной пушки ГШ-301.
Опции
- — МиГ-29базовая версия самолета может быть модернизирована до уровня МиГ-29СМТ;
- — модернизированный самолет может быть оснащен БРЭО и вооружен вооружением нероссийского производства.
НОВОСТИ ПИСЬМО |
Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org |
Введите свой адрес электронной почты |
Российский МиГ-29 Fulcrum: все, что вы хотели знать
Ключевая точка: МиГ-29 был очень маневренным истребителем, но и у него были некоторые проблемы.
МиГ-29 «Фулкрум» был первым российским реактивным истребителем четвертого поколения, отличавшимся своим гладким и смертоносным внешним видом в отличие от более ранних советских истребителей. Быстрый и маневренный Fulcrum мог превзойти любой истребитель НАТО, и он был вооружен самыми современными ракетами. Но, увы, его сдерживала старомодная электроника, малый срок службы и ограниченный радиус действия.
В каком-то смысле МиГ-29объединил разработку четвертого поколения с аппаратным обеспечением третьего поколения. Относительно низкая цена означала, что изначально он привлекал широкие продажи в развивающиеся страны, но вскоре его затмил более современный Су-27. Однако Fulcrum останется на вооружении в течение некоторого времени, поскольку последние модернизированные версии частично устраняют некоторые из его недостатков.
Характеристики
Разработка МиГ-29 началась в 1974 г. Он задумывался как усовершенствованный легкий многоцелевой истребитель, который должен был действовать с примитивных аэродромов на переднем крае холодной войны, в то время как меньшее количество более тяжелых Су-27 (также тогда разработка) будет выполнять более дальние миссии. Это соответствовало структуре легких и тяжелых самолетов F-16 и F-15, разрабатываемых для ВВС США.
Первые МиГ-29 вступили в строй в 1982 году и получили в НАТО кодовое название «Fulcrums» — название, которое также прижилось у некоторых российских пилотов. Fulcrum пользовался на Западе устрашающей репутацией и даже обзавелся собственной компьютерной игрой. К 1990-м годам западные пилоты имели широкие возможности летать на МиГ-29, поскольку ВВС Германии включили МиГ-29 из Восточной Германии. Позже США даже купили у Молдовы двадцать один.
Было обнаружено, что Fulcrums были очень горячими аттракционами, но у них были и существенные недостатки.
Сдвоенные турбовентиляторные двигатели РД-33 придали МиГ-29 превосходное ускорение и максимальную скорость 2,25 Маха — быстрее, чем у F-16, но немного отставая от более крупного F-15. Главной славой МиГ-29 является его превосходная маневренность — он может даже превзойти легкоходный F-16 как в мгновенных, так и в устойчивых разворотах (двадцать восемь градусов в секунду против двадцати шести). Пилоты НАТО, которые тренировались против самолетов Fulcrums ВВС Германии, служивших в JG 73, обнаружили, что в ближних воздушных боях на малых скоростях МиГ-29был более проворным, чем все, что они бросали в него.
Как и Су-27, МиГ-29 сверхманевренный — может выполнять маневры, невозможные при штатном аэродинамическом управлении из-за отличной управляемости после сваливания. Он также может достигать очень больших углов атаки.
Еще одним преимуществом МиГ-29 была ракета малой дальности Р-73 (кодовое название НАТО AA-11 Arrow) с инфракрасным наведением, которую можно было наводить и запускать через нашлемный прицел. Обычно самолет нужно навести на истребитель противника, чтобы нацелить его — на Р-73 летчику нужно всего посмотрите на цель в пределах шестидесяти градусов от фронтальной дуги, чтобы выстрелить в нее ракетой! В ВВС США не было подобных возможностей до тех пор, пока в 2003 году на вооружение не поступила AIM-9X.
В дополнение к Р-73 семь узлов подвески Fulcrum могут быть оснащены ракетами средней дальности Р-27 и более старыми ракетами Р-60. . Некоторые из них также были модернизированы для стрельбы ракетами большой дальности Р-77 класса «воздух-воздух». Он может нести до восьми тысяч фунтов боеприпасов класса «воздух-земля» — значительно меньший вес, чем у аналогичных истребителей.
Наконец, МиГ-29 предназначен для работы с неподготовленных взлетно-посадочных полос (предположительно захваченных наступающими танковыми дивизиями России!) — его воздухозаборники специально защищены от осколков.
Однако внутренние конструктивные ограничения МиГ-29 не позволили ему хорошо устареть.
Несмотря на выдающиеся аэродинамические характеристики, МиГ-29 имел , а не , современные пилотские дисплеи, органы управления и авионику с дистанционным управлением. Пилоты Fulcrum должны были смотреть вниз на приборы в своей кабине гораздо чаще, чем на западных истребителях с современными дисплеями Head’s Up, а дроссельная заслонка не была встроена в ручку.
Датчики МиГ-29 были посредственными — его импульсно-доплеровский радар N019 «Фазотрон» имел меньшую дальность действия (тридцать восемь миль), чем ракеты МиГ-29. Несмотря на то, что он оснащен инфракрасным датчиком (IRST), пилоты сообщают, что его эффективность ограничена.
Эти ограничения частично отражали советскую доктрину, согласно которой пилоты должны были находиться под непосредственным руководством наземных диспетчеров, поэтому их осведомленность о ситуации была менее приоритетной. Отсутствие современной электроники в конечном итоге привело к тому, что ВВС Германии сняли с вооружения свои Fulcrums, несмотря на то, что они были более маневренными, чем их F-4 и Tornado.
Другим важным ограничением является ограниченная дальность полета МиГ-29 менее девятисот миль на внутреннем топливе и отсутствие возможности дозаправки в воздухе, что делает его в первую очередь полезным в качестве оборонительного истребителя или истребителя, действующего над линией фронта. В то время как Fulcrum может быть выгодной сделкой для менее богатой страны, обеспокоенной конфликтом на своих границах, он менее привлекателен для военно-воздушных сил, стремящихся проецировать силу на расстоянии.
Наконец, как и большинство истребителей советской эпохи, хотя МиГ был спроектирован так, чтобы выдерживать тяжелые условия эксплуатации, он не был рассчитан на долгий срок службы — всего две тысячи пятьсот часов по сравнению с шестью тысячами, типичными для американских истребителей. Планеры МиГ-29 быстро изнашивались в более позднем возрасте и требовали обширного и дорогостоящего обслуживания, чтобы продолжать летать. Малайзия однажды сообщила, что тратит 5 миллионов долларов в год на МиГ-29, чтобы поддерживать их в летном состоянии.
Варианты
Всего выпущено 1600 МиГ-29. Первоначально Fulcrum выпускался всего в нескольких вариантах: стандартная одноместная модель и двухместный учебно-тренировочный вариант (МиГ-29).УБ) без радара. Пониженная версия МиГ-29Б экспортировалась за рубеж.
В 1980-х появились модернизированные МиГ-29С с системой активных помех за кабиной (что придавало ей сгорбленный вид), улучшенными компьютерами и программным обеспечением, а также несколько увеличенным запасом топлива и вооружения. Добавлена поддержка новых ракет Р-27Э и Р-77.
В 1990 году дебютировало новое поколение МиГ-29М (ранее известное как МиГ-33), в котором Fulcrum соответствовал современным стандартам благодаря бортовому радиоэлектронному оборудованию. С более легким корпусом и более мощными бездымными двигателями (для меньшей заметности) МиГ-29Тем не менее M кажется медленнее (2 Маха на большой высоте) и имеет более низкий практический потолок в пятьдесят тысяч футов, возможно, потому, что весит на 1,25 тонны больше. Внутреннее топливо было увеличено для увеличения дальности более тысячи двухсот миль, можно нести третий сбрасываемый бак, в комплект входит зонд для дозаправки в полете. Добавлены две точки подвески, а максимальная полезная нагрузка увеличена более чем на 50 процентов до двенадцати тысяч фунтов. Завершают пакет улучшенная система IRST и импульсно-доплеровский радар Н010 «Жук-МЭ» с дальностью действия семьдесят пять миль против целей с радиолокационным сечением пять метров.
МиГ-29М не был принят на вооружение России, но считается, что Египет получит пятьдесят позже в этом году по контракту на 2 миллиарда долларов (по 40 миллионов долларов каждый). Также возможны продажи в Сирию и Сербию.
ВВС России и Индии вместо этого решили использовать старые планеры Fulcrum, переоборудованные в соответствии со стандартами МиГ-29М, которые на вооружении Индии называются МиГ-29СМТ или МиГ-29УПГ. Срок службы СМТ и УПГ Fulcrums увеличен до четырех тысяч часов, но боевая нагрузка не совсем равна МиГ-29.Технические характеристики М. Модернизация Индии стоит примерно 13 миллионов долларов за планер и включает в себя зарубежную авионику.
В 2008 году Алжир забраковал партию из тридцати четырех СМТ, так как использовал старые планеры в плохом состоянии, а не новые, предусмотренные контрактом. Затем бракованные планеры были приняты на вооружение России и заказано шестнадцать новых. Россия намерена содержать парк из шестидесяти МиГ-29СМТ.
Существует множество вариантов Fulcrum, адаптированных к требованиям различных ВВС. Наиболее заметным является МиГ-29.K , военно-морская модификация МиГ-29М, эксплуатируемая как ВМФ России на борту авианосца «Адмирал Кузнецов» , так и ВВС Индии. МиГ-29К имеет складывающиеся крылья, усиленное шасси и траверсу для авианосца. K также имеет модернизированные пилотные дисплеи и радиопоглощающие покрытия для уменьшения его радиолокационной заметности.
(Болезненный) послужной список
Немногие истребители сумели заслужить такую любовь и при этом иметь такой неблагоприятный боевой послужной список, как МиГ-29.. Конечно, во многом это связано с тем, что Fulcrum обычно выставлялись менее развитыми странами против западных противников, которые были более многочисленными, лучше обученными и лучше организованными.
Задавая тон грядущему, в первом подтвержденном воздушном бою Fulcrum два сирийских МиГ-29 были сбиты израильскими F-15 в 1989 году. Есть сообщения, что израильские истребители сбили еще два сирийских МиГ-29 в 2001 году.
Во время войны в Персидском заливе пять иракских МиГ-29 были сбиты американскими F-15. Тем не менее, Fulcrum успешно поразил ракетами F-111 и бомбардировщик B-52, хотя обоим самолетам удалось вернуться на базу.