40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 6) Модификации Р, К и ВМ

МИ-24Р

Для ведения разведки на заражённой территории в конце 1978 г. Ми-24В модифицировали в Ми-24Р (изделие 2462) с двумя дополнительными местами для радиста и техника. С вертолёта демонтировали комплекс 9К113 и шкворневые установки. Прицел АСП-17В заменили (1KB. На первой точке подвески установили контейнер со специмуществом. В грузовой кабине появились две стойки с аппаратурой анализа и передачи результатов радиационно-химической и биологической разведки, систему кондиционирования заменили системой жизнеобеспечения, укомплектовали машину оборудованием для взятия проб воздуха и грунта, в том числе дистанционно-управляемыми экскаваторами на законцовках крыла -пробоотборниками грунта СПГ, на хвостовой опоре установили блок СХТ с десятью сигнальными ракетами. С 1983 по 1989 г. было выпущено 110 таких машин. Ми-24Р использовались при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В 1989 г. вертолёт оборудовали современной аппаратурой связи и обработки информации, исключив из экипажа радиста. Эта модификация именовалась Ми-24РА.

Ми-24К

Для корректировки артиллерийской стрельбы и фоторазведки в 1979 г. построили Ми-24К (изделие 201). Вместо «Радуги» он получил систему наблюдения «Ирис» с увеличенным сектором обзора. В его грузовой кабине установили бортовой разведывательно-корректировочный комплекс «Рута», состоящий из оптического наблюдательного прибора, бортовой вычислительной машины и устройства преобразования информации, а также фотоаппарат АФА-100 для съёмки через специальное окно с правой стороны фюзеляжа. Управление комплексом осуществлял оператор из своей кабины. С 1983 по 1989 г. построили 92 корректировщика.

Ми-24ВМ

Возможность закупок новой авиационной техники для нужд Вооруженных сил РФ из-за отсутствия необходимого финансирования превращает проблему модернизации существующего боевого парка авиации Сухопутных войск (СВ) в одну из ключевых на нынешнем этапе военной реформы. В настоящее время промышленностью разработан ряд ударных боевых вертолетов нового поколения, однако их серийное производство, по сути дела, так и не началось.


В рамках правительственной программы модернизации Ми-24 вчера Московский вертолетный завод имени М.Л. Миля представил боевой вертолет Ми-24ВМ (экспортный вариант — Ми-35М). На нем установлены несущий и рулевой винты со стеклопластиковыми лопастями, разработанные для Ми-28Н, более мощное высокоточное оружие, а также бортовое оборудование, обеспечивающее круглосуточное боевое применение. Модернизация обеспечит продление срока эксплуатации существующего парка вертолетов Ми-24 (Ми-35) как минимум на 10-15 лет. Существенное улучшение летно-технических характеристик, повышение эффективности вооружения, возможность боевого применения ночью увеличат боевую эффективность Ми-24ВМ в 1,7-2,2 раза по сравнению с Ми-24.

Первый полет Ми-24ВМ выполнил 4 марта 1999 года экипажем Г. Ананьева.

Крыло модернизированного вертолета также подверглось доработкам: размах его уменьшили до внешнего пилона. При этом количество более совершенных ПТУР ╚Атака╩, устанавливаемых на внешних пилонах на двух АПУ-8-4У, осталось прежним — шестнадцать. Для повышения автономности боевого применения вертолета предлагается установить встроенную в крыло систему подвески вооружения. Если расположение устанавливаемой прежде СОЭП-1В ╚Липа╩ диктовалось условиями защиты от ракет ╚воздух-воздух╩ с ИК-ГСН, то положение более совершенной станции защиты ╚Мак-УФМ╩, установленной на нижней поверхности хвостовой балки, продиктовано в первую очередь обеспечением защиты от ракет ПЗРК.

Ми-24ВМ оборудован современным высоэффективным комплексом вооружения: несъемной подвижной пушечной установкой НППУ-23 с пушкой ГШ-23 (боекомплект — 470). Подвижность пушки по азимуту находится в пределах +10…-40, по углу места — +60…-60. На балочных держателях под каждой консолью предусматривается подвеска вооружения (до 16 ПТУР комплекта «Атака-В», «Малютка» или «Фаланга-М»; до 10 НУР С-13; до 80 НУР С-8, до 2 УР класса «воздух-воздух», бомб калибра до 500 кг). Для боевой работы в любое время суток вертолет оснащен круглосуточным оптико-электронным обзорно-прицельным комплексом, очками ночного видения и тепловизионным прицелом; для повышения боевой живучести вертолет может быть оборудован бортовым комплексом обороны — экранно-выхлопным устройством, станцией активных помех «Липа», кассетами ИК-ловушек, а также станцией сигнализации об облучении вертолета РЛС противника Л006ЛМ.

Опыт эксплуатации Ми-24, в том числе и во время боевых действий в локальных конфликтах при отсутствии современной ПВО показал, что убирающееся шасси ему, кроме неприятностей, ничего не дают. Правда, это справедливо лишь в том случае, если пренебречь тем выигрышем, который дает уборка шасси. С убранным шасси вертолет Ми-24 на 30% в радиолокационном диапазоне волн, имеет на 10 км/ч большую максимальную скорость полета и меньшие километровые расходы топлива на крейсерской скорости. В случае, когда шасси не удавалось выпустить или просто об этом забывали, это нередко приводило к выходу машины из строя на длительный срок, а экипаж получал тяжелые травмы. Поэтому решили сделать шасси неубирающимся, да и лишние высвободившиеся 120 кг не помешают.

Усовершенствовали радиооборудование и вооружение, в том числе и аппаратуру радиокомандного наведения ПТУР ╚Атака╩ — ╚Тор-24╩, заменивших прежние ╚Штурмы╩ и аппаратуру ╚Радуга-Ш╩. Да и их комплект возрос до 16 ракет. Новые ракеты позволили не только повысить вероятность поражения целей и расширить их номенклатуру. Поскольку можно будет использовать ПТУРы с различными боевыми частями (кумулятивная, осколочно-фугасная), то их целями будут не только бронемашины и танки, но и долговременные укрепленные огневые точки противника. ПТУРами можно бороться и с летательными аппаратами, так как предусмотрена их комплектация неконтактным радиовзрывателем. А запланированная установка бортового вычислительного комплекса БВК-24 и лазерного дальномера значительно повысят эффективность вооружения. Кроме того, в процессе модернизации вертолета предлагается включить в состав вооружения малогабаритные зенитные ракеты 9М39 ╚Игла-В╩ в варианте ╚воздух-воздух╩.

Предусматривается создание десантно-транспортной модификации, предназначенной для высадки тактического десанта до 8 человек и разведывательных диверсионных групп, снабжения передовых частей боеприпасами, перевозки войсковых подразделений и грузов внутри кабины массой до 1500 кг. Санитарный вариант предназначен для эвакуации с поля боя раненых и перевозки больных. На вертолете предусмотрены места для двух носилок, двоих сидячих больных и одного медработника. В машине размещаются средства для оказания первой медицинской помощи, кислородное оборудование. Для оповещения экипажа об аварийном остатке топлива, пожаре в двигательных отсеках, отказе гидросистем и других аварийных ситуациях на вертолете может быть установлен речевой информатор и системы световой сигнализации. Радиосвязное оборудование обеспечивает надежную двухстороннюю радиосвязь вертолета с другими летательными аппаратами в воздухе, а также связь вертолета с наземными пунктами в МВ1-МВ2-ДМВ-КВ диапазонах частот. Управление полетом, стабилизация его угловых положений (по курсу, крену, тангажу и высоте) обеспечивается САУ-В24-1.

В сравнении с базовым вариантом Ми-24 конструкция вертолета Ми-24ВМ значительно облегчена. Предусматривается применение отдельных систем, агрегатов, узлов, оборудования и вооружения вертолета Ми-28Н. Крыло вертолета укороченное и облегченное с уменьшенным количеством точек подвески и применением облегченных балочных держателей. Шасси неубирающееся, что тоже ведет к облегчению конструкции. Для защиты экипажа передняя кабина оборудуется пуленепробиваемым лобовым стеклом и бронированной стенкой сидения летчика. Бронеплиты могут быть установлены по бокам обеих кабин и на капотах двигателей. Для обеспечения возможности пилотирования вертолета в случае ранения летчика предусматривается установка дублирующих органов управления. Рулевой винт — Х-образный, четырехлопастной. Лопасти несущего и рулевого винтов снабжены электротепловой противообледенительной системой. Вертолет может быть оснащен пылезащитным устройством. Программой модернизации предусматривается проведение организационных мероприятий по продлению сроков эксплуатации вертолета.

Для потенциальных заказчиков разработано пять вариантов модернизации Ми-24, причем предложенная программа позволяет реализовать сочетание любых из них. Работы по модернизации могут выполняться непосредственно в строевых частях, на ремпредприятиях и серийных заводах. Для зарубежных заказчиков, которые эксплуатируют свыше 300 вертолетов данного типа, стоимость доработки Ми-35 в Ми-35М составит от 1 до 1,5 миллиона долларов.



Продолжение следует …

topwar.ru

Армейский ударный вертолёт Ми-24 (ВМ, ПН, У, ДУ)

Армейский ударный вертолёт Ми-24ВМ стал последней модификацией боевой машины, которую впервые поднял в воздух в марте 1999 года экипаж летчика-испытателя на Ми-24В Г. Ананьева. Создавая эту машину, сотрудники МВЗ имени Миля впервые сделали попытку максимально приблизить ее к современным образцам зарубежных боевых машин. Для этого необходимо не только расширить состав его вооружения с использованием последних разработок промышленности, но и оснастить вертолет оборудованием для круглосуточного применения. Сразу следует уточнить, что речь идет не о строительстве новых машин, а о модернизации существующего парка.

 

Армейский ударный вертолёт Ми-24 — видео

 

А для этого прежде всего следует продлить жизненный цикл Ми-24. После восстановления планера модернизируются несущий и рулевой винты. И здесь не обошлось без опыта создания Ми-28. Старые металлические лопасти несущего винта заменяют стеклопластиковыми с улучшенными аэродинамическими характеристиками, достаточно отработанными на Ми-28.

Вместе с ними на Ми-28ВМ перекочевала и эластомерная, не требующая смазки втулка несущего винта. И еще одно новшество — замена трехлопастного рулевого винта четырехлопастным Х-образным с Ми-28. Такая схема винта позволила одновременно повысить его эффективность и снизить уровень шума. По заявлению фирмы, лишь эти два мероприятия позволили облегчить машину на 300 кг и поднять статический потолок на 600 м.

Крыло модернизированного вертолета также подверглось доработкам: размах его уменьшили до внешнего пилона, При этом количество более совершенных ПТУР «Атака», устанавливаемых на внешних пилонах на двух АПУ-8-4У, осталось прежним — шестнадцать. Для повышения автономности боевого применения вертолета предлагается установить встроенную в крыло систему подвески вооружения. Если расположение устанавливаемой прежде СОЭП- 1В «Липа» диктовалось условиями защиты от ракет «воздух — воздух» с инфракрасным наведением, то положение более совершенной станции «Мак-УФМ», расположенной на нижней поверхности хвостовой балки, продиктовано в первую очередь обеспечением защиты от ракет переносных зенитно-ракетных комплексов.

Вертолет круглосуточного применения Ми-24ПН
Так, в начале 2000 года появился вертолет Ми-24ПН с новой несущей системой, включающей втулку для стеклопластиковых лопастей и Х-образный рулевой винт от Ми-28, и двигателями ВК-2500. Шасси сделали неубирающимся, что упростило эксплуатацию вертолета. В отличие от предшественника, машину оснастили противотанковым ракетным комплексом 9К113Н с ночной обзорно-прицельной станцией 9С475Н «Радуга» интегрированной с инфракрасным пеленгатором «Зарево» (ранее именовавшимся «Ноктюрн-В») и лазерным дальномером, обеспечивающим круглосуточное применение ракет 9М120 и 9А-2200, в состав бортового радиоэлектронного комплекса ввели системы индикации и информации на базе многофункциональных жидкокристаллических цветных дисплеев, ЦВМ, спутниковую систему навигации и очки ночного видения. На укороченном крыле со встроенным устройством подъема грузов и новыми балочными держателями ДБЗ-УВ расположили многоместные пусковые установки АПУ-8/4-У для ракет комплексов «Штурм-ВМ» и «Атака».

При этом в арсенале машины сохранили неуправляемые авиационные ракеты и подвесные контейнеры УПК-23-250, но отказались от бомбового вооружения.
В 2004 году сообщалось, что испытания Ми-24ПН подтвердили возможность круглосуточного боевого применения всех штатных систем вооружения и пилотирования машины ночью на высотах 50—200 метров. Первые пять Ми-24ПН, доработанные в Ростове-на-Дону, в январе 2004 года поступили Центр боевого применения и переучивания летного состава в Торжке. Летом 2005 года они были продемонстрированы в подмосковном Монино, когда отмечали юбилей Военнотранспортной авиации. Ми-24П — поистине универсальная машина. Она способна не только высаживать десант и поддерживать огнем наземные войска, но и в поисково-спасательном варианте Ми-24ПС решать спасательные задачи и даже использоваться для борьбы с пожарами. Для этого достаточно укомплектовать ее соответствующим оборудованием.

Учебные и опытные модификации Ми-24
Первой учебной машиной стал Ми-24У, построенный в 1971 году на базе боевого «Крокодила». Как принято на учебных машинах, курсант размещался на месте летчика, а инструктор — в кресле оператора, при этом его рабочее место оснастили необходимым пилотажнонавигационным оборудованием и полноценным постом управления. С вертолета сняли пулеметное вооружение, оставив крыльевые подвески. Именно с этих «летающих парт» первые подготовленные пилоты пересаживались в боевые машины. В 1980 году поднялся в воздух еще один учебный вертолет — Ми-24ДУ с двойным управлением. На нем, как и на предшественнике, отсутствовал носовой пулемет. В 1975 году на облегченном варианте Ми-24 под обозначением А-10 экипаж Г. Расторгуевой установил ряд женских мировых рекордов скороподъемности, а спустя три года, 21 сентября, летчик-испытатель Г. Карапетян установил мировой рекорд скорости — 368,4 км/ч. Безусловно, мировые достижения свидетельствуют о возможностях машины, но они все же далеки от жизни.

В 1976 году на базе Ми-24 сделали летающую лабораторию для исследований фенестрона — рулевого винта в кольцевом канале. Однако это устройство, по мнению специалистов МВЗ имени Миля, оказалось менее эффективно по сравнению с классическим винтом для машин данной весовой категории. Примерно в то же время разрабатывались модификации вертолетов для ВМФ. Среди них проект вертолета корабельного базирования Ми-24М, построенный в единственном экземпляре, и минный тральщик Ми-24БМТ. В 1977 году появился Ми-24Р, а в 1989-м — Ми-24РА — радиационно-химические разведчики на базе Ми-24В, предназначенные для отбора проб как воздуха, так и грунта. Для последних целей на крыльевом пилоне устанавливался специальный экскаватор. Для корректировки артиллерийской стрельбы и фоторазведки в 1979 году построили Ми-24К, а спустя два года на базе боевой машины сделали летающую техникоэксплуатационную часть, позволяющую выполнять значительный объем ремонтных и регламентных работ в полевых условиях.

Ми-24РХР предназначался для радиохимической разведки. При этом демонтировали контейнеры ПТУР и на их месте разместили экскаваторы забора грунта. Участие этого вертолета в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС позволило надежно оценивать уровень заражения местности.
Экспортные варианты.
Поставки за рубеж начались с машины Ми-24А, причем в доработанном виде с хвостовым винтом, перенесенным на левую сторону хвостовой балки, и ПТУР «Фаланга». Затем последовали Ми-25 (Ми-24Д), Ми-35 (Ми-24В) и Ми-35П (Ми-24П). От советских машин они отличались составом вооружения и оборудования. Так, Индия в 1984 году для поддержки своих наземных войск приобрела сначала 40 Ми-25, сведенных в три эскадрильи, а затем еще 20 Ми-35.
Несмотря на солидный возраст, Ми-35 до сих пор представляет интерес для многих стран и поэтому постоянно совершенствуется, разрабатываются программы по модернизации вертолетов и повышению их ресурса.

Тактико-технические характеристики

Экипаж, чел3
Скорость, км/чмаксимальная — 330
крейсерская 217—270
Максимальная скороподъемность, м/с12,5
Потолок, мстатический — 1500
динамический — 5000
Дальность полета, кмперегоночная — 1000
действия (от нагрузки) 160—295
Масса, кгмаксимальная взлетная — 11500
нормальная взлетная — 6200
пустого вертолета — 8500
Максимальная внешняя нагрузка, кг2500
Максимальная боевая нагрузка, кг2500
Число перевозимых людей, чел.десантников — 8
раненых — 4
Габариты вертолета, мдиаметр несущего винта — 17,1
длина — 18,8
высота — 4,173
ДвигательТВД ТВЗ-117, 2 по 2200 л.с.
ВооружениеВстроенное пушечное: в зависимости от модификации
Число точек подвески: 6 (4)
Подвесное пушечное: 2 контейнера УПК-23-250 или 2 ГУВ с пулемётами или 2 (4) ГУВ с гранатомётами.
Управляемое ракетное: Штурм-В, Атака-М, Гермес-А
Неуправляемое ракетное: С-5, С-8, С-13, С-24 «Воздух-воздух»: Р-60М, Р-63В, «Игла-В», 9М220О «Атака»
Бомбовое: бомбы и кассеты калибром от 50 до 500 кг.

big-army.ru

Ми-24ВМ Википедия

Ми-24
Тип ударный вертолёт
Разработчик ОКБ М. Л. Миля.
Производитель «Завод № 168» (Роствертол)
РВПО Арсеньевская авиационная компания «Прогресс»
Первый полёт 19 сентября 1970 года
Начало эксплуатации 1972 год
Статус производится, эксплуатируется
Эксплуатанты ВВС России
ВВС СССР (бывший)
ВВС Украины
ВВС Беларуси
Единиц произведено ~ 3500[1][2]
Варианты Ми-35М
Ми-24ПУ1
 Медиафайлы на Викискладе

Ми-24 (по классификации НАТО: Hind — «Лань») — советский/российский ударный вертолёт разработки ОКБ М. Л. Миля. Неофициальное название — «Кроил».

Стал первым советским (европейским) и вторым в мире (после AH-1 «Кобра») специализированным боевым вертолётом. Серийный выпуск начался в 1971 году. Имеет множество модификаций, экспортировался во многие страны мира. Активно использовался в годы Афганской войны, в период боевых действий в Чечне, а также во многих региональных конфликтах.

Серийно в СССР вертолёты строились на заводе № 168 (Ростовское вертолётное производственное объединение, затем авиастроительная компаниия «Роствертол») и заводе № 116 (авиационный завод «Прогресс» г. Арсеньев).

На 2018 год является вторым по распространённости ударным вертолётом в мире после AH-64 Apache.[3][4]

Содержание

  • 1 История создания
  • 2 Конструкция
  • 3 Модификации
  • 4 Дополнительно

ru-wiki.ru

авиация:вертолеты:ми-24вм [Свободная энциклопедия мирового вооружения]

  • Экипаж, чел. 2

  • Диаметр главного винта, м 17.2

  • Диаметр хвостового винта, м 1.5

  • Длина, м 18.57

  • Высота, м 4.39

  • Масса пустого вертолета, кг 8090

  • Масса нормальная, кг 10800

  • Масса максимальная взлетная, кг 11500

  • Кол-во двигателей 2

  • Макс. скорость, км/ч 310

  • Крейсерская скорость, км/ч 260

  • Практическая дальность полета, км 1000

  • Дальность действия, км 500

  • Практический потолок, м 5700

  • Статический потолок, м 3100

Основу парка вертолетов наших сухопутных войск по-прежнему составляют Ми-24, показавшие свои отличные боевые качества в Афганистане. Однако возраст у него солидный: впервые он поднялся в воздух в сентябре 1969-го. Поэтому появилась правительственная программа модернизации Ми-24. Соответственно можно переоборудовать и его экспортную версию — Ми-35. Модернизированные вертолеты получили обозначения Ми-24ВМ и Ми-35М.

Следует подчеркнуть, что модернизация ранее выпущенных боевых ЛА — насущная необходимость сегодняшней жизни авиации. Кстати, появилась модификация и потенциального соперника Ми-28Н — американский AH-64D «Longbow Apache». Программа переоборудования, разработанная «Макдоннелл-Дуглас» еще до объединения с «Боингом», предусматривает доработку около 850 «Апачей» и потребует колоссальных затрат.

Сподвижник основателя фирмы М.Л.Миля — заместитель главного конструктора Евгений Всеволодович Яблонский так сформулировал задачу. «Для того, чтобы Ми-24 по своему уровню приблизился к современным образцам боевых вертолетов, необходимо резко повысить его эффективность. Для этого надо улучшить его летные характеристики, установить новое вооружение, обеспечить круглосуточное применение (новое качество), принять меры для продления жизненного цикла вертолета со всеми его комплектующими, так как ресурсы катастрофически кончаются».

Конструкторы ОКБ, смежные предприятия оперативно составили программу модернизации Ми-24, разбитую на пять блоков. Модернизация возможна по отдельным блокам и в любых сочетаниях в зависимости от пожеланий заказчика.

Два года назад фирма создала современный боевой вертолет Ми-28Н, не уступающий AH-64D «Longbow Apache», а по некоторым качествам даже превосходящий его. Поэтому милевцы постарались перенести на Ми-24ВМ все, что возможно.

Итак, первый блок — продление жизненного цикла. В основе его — принцип определения состояния материальной части Ми-24. На основании анализа документации и дефектации принимается решение о ремонте или замене отдельных узлов и агрегатов. Вертолет ремонтируют и монтируют на него комплектующие изделия (новые или отремонтированные). После контроля — облет. На основании этих операций продлевают календарный срок эксплуатации и увеличивают технический ресурс вертолета и его агрегатов.

Следующий блок — модернизация несущей системы и рулевого винта, связанная с унификацией с Ми-28Н. Вместо штатных металлических лопастей несущего винта Ми-24, ставят стеклопластиковые, более стойкие в боевых условиях с улучшенными аэродинамическими характеристиками. Одновременно штатную втулку несущего винта Ми-24 меняют на эластомерную с Ми-28Н, причем не требующую смазки. Вместо трехлопастного рулевого винта устанавливают малошумный Х-образный. В соответствии с унификацией с Ми-28Н дорабатывается забустерная часть управления (автомат перекоса). В результате этих работ снижена масса на 300кг и увеличен статический потолок на 600м. При этом возрастает скороподъемность, улучшаются эксплуатационные характеристики и боевая живучесть.

Третий блок — модернизация планера, агрегатов вооружения и средств связи. Опыт боевых действий Ми-24 показал, что в боевых условиях полет большей частью идет на малой высоте и, соответственно, на скоростях, существенно меньше крейсерской. С другой стороны, в случае поражения вертолета летчик не успевает выпустить шасси, и посадка, а вернее падение происходит с убранными колесами, что значительно снижает эффект амортизации. Поэтому летчики на малых высотах летают с выпущенными шасси. Но полет с выпущенными колесами имеет ограничение по скорости (в основном из-за прочности щитков ниши шасси), что в боевых условиях вызывает определенные трудности. Кстати, на «Апаче», который используется, как штурмовик, шасси вообще не убираются, а на «Команче» — наоборот. Поэтому милевцы решили на Ми-24ВМ выпущенное положение шасси сделать штатным. Соответственно вся система выпуска-уборки ликвидируется, упрощается гидросистема, а створки шасси становятся неподвижными. При этом достигается экономия в весе более 120кг.

Применение новых балочных держателей ракетного оружия ДБ-ЗУ и многоместных авиационных пусковых установок (АПУ) позволило более компактно разместить оружие на крыле, снизив его размах. Более того, ДБ-ЗУ существенно облегчили эксплуатацию вертолета в боевых условиях, упростив подвеску ракет, без больших физических усилий.

Упростили командную радиолинию, снизив вес Ми-24ВМ. Заодно поставили и новую связную рацию Р-999, которая работает помимо авиационных и на частотах радиостанций СВ.

Все это снизило массу вертолета на 300кг, что привело к увеличению статического потолка на 300м. В результате модернизации, проведенной по 2-му и 3-му блокам, возросла скороподъемность вертолета с 9.6 до 12.4м/с.

Четвертый блок — повышение эффективности вооружения. На Ми-24ВМ в состав авиационных средств поражения ввели комплекс управляемых ракет «Атака», вместо ранее применявшихся УР «Штурм». Их боекомплект может быть доведен до 16 шт. Они поставляются в трех вариантах. Первый основной — кумулятивная ракета с тандемной боевой частью, преодолевающая динамическую защиту и далее танковую гомогенную броню. Второй — осколочно-фугасная ракета. Особенно большие разрушения она вызывает при разрыве в замкнутых пространствах (в дзотах, зданиях и др). Третий — УР для поражения летательных аппаратов. Она снабжена неконтактным взрывателем, способным реагировать на воздушную цель при пролете от нее на расстоянии менее 4м. Наибольшая эффективность использования УР «Атака» на дальностях от 800 до 4000м, хотя ее максимальная дальность — 6000м. При этом вертолет находится на малой высоте в зоне наименьшей уязвимости.

На вертолете установлена несъемная подвижная установка НППУ-24 с пушкой ГШ-23 (вместо пулеметной ЯБ-12.7). Вместо двух аналоговых вычислителей на Ми-24ВМ ставят один цифровой комплекс БВК-24, а для поражения воздушных целей — систему управления вооружением СУВ «Игла В» для стрельбы УР типа «Стингер».

В составе БВК-24 имеется лазерный дальномер, значительно повышающий эффективность вооружения. На борту установлен запросчик (помимо ответчика). Теперь перед пуском идет запрос «чужой — свой» и уже после соответствующего сигнала производятся пуски ракет. Доработки по четвертому блоку повышают эффективность поражения одиночных целей в 1.4-1.6 раза, увеличивают зоны поражения НППУ в 2-2.5 раза и повышают боевую эффективность УР в 1.7-2.2 раза.

Пятый блок — обеспечение круглосуточного боевого применения. Первая задача — решить вопросы ночного вертолетовождения. Для этого применим стандартный способ — очки ночного видения (ОНВ) с непременной адаптацией к ним кабины пилота (приборы без засветки) и светотехнического оборудования. ОНВ выдают изображение, в том числе и наземных целей — непосредственно в направлении взгляда летчика в довольно широком поле (около 40°). Преимущество применения ОНВ — информация дается летчику в привычной и легко воспринимаемой форме. Недостаток ОНВ — ограничение использования по освещенности предметов или поля изображения.

Для боевого применения устанавливается круглосуточная обзорно-прицельная система с тепловизионным, телевизионным, дальномерным каналами. Для решения задачи круглосуточного боевого применения вертолет снабдили новой системой индикации.

Надо подчеркнуть, что на Ми-24ВМ не ставят надвтулочную РЛС, как на Ми-28Н и на «Longbow Apache». Поэтому его использование в условиях ограниченной видимости целесообразно в сочетании с одновременным применением Ми-28Н или другими средствами разведки. В целом после доработки вертолет сможет обнаруживать, распознавать цели ночью и круглосуточно применять вооружение.

Выпускаемые сегодня серийные вертолеты будут уже в компоновке Ми-24ВМ, то есть как бы прошедшие частично «обратную» модернизацию. Стоимость их будет несколько меньше предшественников. Вся программа модернизации в большой степени обусловлена необходимостью минимального финансирования. Расходы на проведение всех работ по пяти блокам по плечу большинству заказчиков, в том числе и зарубежных, имеющих более 300 Ми-24. Это несоизмеримо меньше, чем сумма, которую необходимо платить за новую технику, особенно западную. Немаловажно и то, что модернизация Ми-24 практически не затрагивает пилотажные качества вертолета. Это значит, что дорогое переучивание летных экипажей не потребуется.

Технология доработок определяется их объемом. Некоторые работы (например, по первому блоку) можно будет проводить в строю при выполнении регламентных работ. Больший объем модернизации смогут проводить на рембазах или в полевых условиях заводские бригады.

Сегодня МВЗ имени М.Л.Миля предлагает установку узлов, оборудования,агрегатов отечественного производства. Но уже поступают заявки от иностранных заказчиков на установку какого-то привычного им оборудования и вооружения.

За рубежом модернизация Ми-35 будет проводиться через «Росвооружение» или «Промэкспорт».

Следует отметить, что из-за отсутствия необходимого финансирования сегодня военные не могут получать новую технику. Поэтому модернизация существующего парка авиационной техники -одна из ключевых проблем нынешнего этапа военной реформы. Сейчас большинство серийных авиационных заводов стоят, и создание Ми-24ВМ, его продажа, в том числе и за рубеж, — реальная загрузка многих предприятий. Соответственно в частях ВВС работа персонала над модифицированной машиной будет подготовкой к эксплуатации Ми-28Н. Кабина ВМ с оборудованием ночного видения проще, чем на «двадцать восьмом», но она позволит приобрести опыт ночных полетов, в том числе в боевых условиях.

В марте Московский вертолетный завод имени М.Л.Миля представил боевой вертолет Ми-24ВМ. Обычно предприятие, демонстрирующее новую машину, как говорится, наводит марафет и уж во всяком случае, все подкрашивает. На этот раз присутствующие увидели вертолет с поблекшей, а кое-где и вытертой краской, но с гордой надписью «Беркуты» и знаком Центра боевой подготовки армейской авиации в Торжке. В целях экономии каждого литра керосина, вместо обычного для такого случая демонстрационного полета, присутствующим показали начало выполнения программы госиспытаний: вертолет после взлета полетел в зону делать скоростные площадки. Единственное, что мог себе позволить экипаж первого Ми-24ВМ в составе Г.Ананьева, С.Никулина и С.Сизова, это перед посадкой показать отличные маневренные данные нового вертолета.

Будем надеяться, что МО РФ найдет деньги на программу модернизации Ми-24. В этом случае уже в 2000-м году мы увидим в строю новенькие Ми-24ВМ.

Сегодня всем трудно. Тем более заслуживает восхищения славный коллектив ОКБ Миля, создавший новую машину при минимальном государственном финансировании. Отрывая от себя деньги, полученные за выполнение некоторых финансовых программ, милевцы нашли оптимальное решение существенного и, главное, быстрого улучшения боевой эффективности старого вояки — Ми-24.

Ясно и коротко подвел итоги представления новой машины генеральный конструктор фирмы Георгий Александрович Синельщиков: «Армия России очень заинтересована в модернизации Ми-24, так как эта машина еще долго будет основной в сухопутных войсках. Спустя 30 лет после своего первого полета Ми-24 не перестает удивлять изящными формами и замечательными летными характеристиками. Нас, милевцев, становится все меньше и меньше, работать стало очень трудно. Но несмотря на это, мы сделаем все, чтобы вертолеты, носящие имя М.Л.Миля, и в XXI веке сохранили свой боевой потенциал».

wiki.worldweapons.ru

Ми-24 — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ми-24Ми-24

Ми-24 (по классификации НАТО: Hind — «Лань») — советский/российский ударный вертолёт разработки ОКБ М. Л. Миля.

Стал первым советским (европейским) и вторым в мире (после AH-1 «Кобра») специализированным боевым вертолётом. Серийный выпуск начался в 1971 году. Имеет множество модификаций, экспортировался во многие страны мира. Активно использовался в годы Афганской войны, в период боевых действий в Чечне, а также во многих региональных конфликтах. Производится авиастроительной компанией «Роствертол».

На 2014 год является вторым по распространённости ударным вертолётом в мире (после AH-64 Apache)[3].

История создания

Разработка проекта изделия «240» (В-24) началась после выхода Постановления СМ СССР и ЦК КПСС 6 мая 1968 года в ОКБ М. Л. Миля. Опытные машины (ОП-1 и ОП-2) были готовы через год. Значительная часть узлов и агрегатов была унифицирована с Ми-8 и Ми-14.

Опытный вертолёт имел общую переднюю двухместную кабину (так называемую «веранду») с двойным управлением. Экипаж состоял из лётчика и оператора. В дальнейшем, в состав экипажа добавили бортмеханика. В средней части вертолёта находилась грузовая кабина, вмещающая до 8 человек десанта. По правому и левому бортам грузовой кабины имелись двустворчатые двери, с верхней и нижней створками. Открывающиеся окна были оборудованы шкворневыми установками для ведения огня во время полета из личного оружия. Обе кабины герметизированы, с наддувом от двигателей.

С самого начала в экипировку экипажа входили специализированные летные бронешлемы и бронежилеты. Бронирование кабины представлено лобовым бронестеклом, бронированными сидениями экипажа, локальными бронеплитами по бортам кабины и на капотах двигателей.

Из-за неготовности комплекса вооружения «Штурм» было принято решение на первых машинах установить комплекс К4В вертолёта Ми-4 — ракеты «Фаланга-М» с ручной системой наведения и пулемётной установкой НУВ-1 с пулемётом А-12,7, четыре балочных держателя под НУР или свободнопадающие бомбы.

Заводские испытания начались 15 сентября 1969 года (лётчик-испытатель Г. В. Алфёров). Сразу же началась постройка опытной серии из десяти вертолётов. В конце 1970 года две машины доработали — для улучшения устойчивости на скоростях более 200 км/ч на вертолёт установили крыло с отрицательным V−12 градусов и удлинённую кабину. Первые серийные вертолёты Ми-24А (изделие «245»), выполненные в таком виде и оборудованные комплексом «Фаланга-М» поступили для опытной эксплуатации в войска.

Ми-24А строились заводом в городе Арсеньев. Было изготовлено почти 250 машин, которые поступили на вооружение формируемых структур армейской авиации, в отдельные вертолётные полки СА общевойсковых армий и десантно-штурмовых бригад. На базе Ми-24А была разработана учебная модификация Ми-24У (изд. «244») с полноценным двойным управлением.

Ми-24Б (изд.»241″) получил новую пулемётную установку УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7 (4500 выс/мин), ракетный комплекс «Фаланга-П». Но доводка вертолёта была приостановлена и произведены принципиальные изменения — кабина переделана в тандемную, рулевой винт с редуктором установлены от Ми-14 — винт из толкающего стал тянущим, что резко повысило эффективность путевого управления. Вертолёт получил название «Ми-24В», или изделие «242». Но из-за недоведённости комплекса «Штурм» вертолёты с новой кабиной пришлось оборудовать по типу Ми-24Б, и этот «промежуточный вариант» пошёл в серию под обозначением Ми-24Д (изделие «246»). Литеру «Г» на всякий случай решили не использовать… На доводку Ми-24В ушло 8 лет. В 1976 году вертолёт официально был принят на вооружение и строился самой массовой серией.

Таким образом, к 1973 году сложился облик вертолёта, широко известного во всём мире.

Конструкция

Ми-24 построен по классической одновинтовой схеме с пятилопастным трёхшарнирным несущим и трёхлопастным рулевым винтами.

Шасси трёхстоечное, убирающееся, с управляемой передней опорой.

В носовой части фюзеляжа размещена двухместная кабина экипажа по тандемной схеме: стрелок-оператор находится в отдельной передней кабине, за ним лётчик, кабина которого для удобства обзора приподнята на 0,3 м над кабиной стрелка, бортмеханик может размещаться на откидном сиденье в отсеке оборудования за кабиной лётчика. Экипаж находится в герметизированных кабинах, снабжённых системой обогрева и вентиляции, для пре­дот­вра­ще­ния по­па­да­ния за­ра­жён­но­го воз­ду­ха и ра­дио­ак­тив­ной пы­ли в них под­дер­жи­ва­ет­ся не­боль­шое из­бы­точ­ное дав­ле­ние.

Стальными плитами бронировались кабина экипажа, коробка приводов, маслобаки двигателей, редуктор и гидробак. Кресло лётчика бронировано, с откидной бронеспинкой и бронезаголовником, кресло стрелка не бронировано, между кабинами расположена бронеперегородка, лобовые стёкла броневые, плоские, снабжены стеклоочистителями, боковые выпуклые стёкла силикатные, не бронированные.

Цен­траль­ная сек­ция фю­зе­ля­жа со­сто­ит из гру­зо­вой ка­би­ны, в которой могут разместиться до восьми десантников, и зад­ней ко­ну­со­об­раз­ной час­ти для раз­ме­ще­ния обо­ру­до­ва­ния и ниш убор­ки основ­ных стоек шас­си.

Трансмиссия и дублированная система управления такая же, как на вертолёте Ми-8.

Вал несущего винта наклонён вправо на 2,5° благодаря чему удалось существенно уменьшить углы крена и скольжения вертолёта в полёте, неизбежные для всех винтокрылых летательных аппаратов одновинтовой схемы, и тем самым повысить точность стрельбы из неподвижного оружия.

Одной из главных особенностей вертолёта является крыло площадью 6,75 м² с отрицательным поперечным V — 12°, которое обеспечивает от 22 до 28 процентов подъёмной силы, в зависимости от скорости и других факторов[4].

Модификации

Название модели Краткие характеристики, отличия.
Ми-24  Опытные машины. Кабина «верандой», вооружение: в носу — подвижная пулемётная установка НУВ-1 с пулемётом А-12,7 (боекомплект — 900 патронов), блоки НАР УБ-32А с НУРС С-5 и 4 ПТУР 9М17 противотанкового комплекса «Фаланга-М». Рулевой винт располагался справа.
Ми-24 Super Hind  Глубокая модернизация Ми-24, проведённая южноафриканской фирмой ATE с участием АО «Роствертол»[5]. Установлены новые средства связи стандарта НАТО, заменена навигационная аппаратура, система управления вооружением, переработан несущий винт, изменена центровка.
Ми-24 Super Hind Mk. II
Ми-24 Super Hind Mk. III  Модификация Ми-24В, проведённая южноафриканской фирмой ATE и украинским государственным предприятием „Конотопский авиаремонтный завод «Авиакон»“ для ВВС Алжира в 1999—2004 годах[6]. Для ВВС Алжира было модифицировано 33 бывших украинских вертолёта[6].
Ми-24 Super Hind Mk. IV  Модификация Ми-24К, проведённая южноафриканской фирмой ATE и украинскими государственными предприятиями „Конотопский авиаремонтный завод «Авиакон»“ и „Государственное Киевское конструкторское бюро «Луч»“ для ВВС Азербайджана в 2010—2011 годах. Вооружена ракетами «Барьер-В», в 2010 году принята на вооружение Азербайджана под обозначением Ми-24G[6][7][8]. Для ВВС Азербайджана было модифицировано 12 вертолётов[6].
Ми-24 Super Hind Mk. V
Ми-24А (изделие 245)  серийный вариант, по сравнению с опытными машинами удлинена кабина, изменено крепление ПТУР (на подкрыльевых пилонах). Выпускался в 1971—1973 годах. Построено около 250 штук. На первых представителях этой серии рулевой винт располагался с правой стороны. В поздних вариантах Ми-24А рулевой винт был перенесён на левую сторону, и оставался там на всех последующих модификациях.
Ми-24Б (изделие 241)  Ми-24А с подвижной пулемётной установкой УСПУ-24 с пулеметом ЯкБ-12,7. Серийно не строился из-за поступления на вооружение более современной модификации Д, использовался для отработки вооружения. Вертолет прошёл испытания в 1971—1972 годах[9].
Ми-24БМТ (изделие 247) минный тральщик на базе Ми-24А. Снято всё вооружение, броня и крыло. Установлено траловое устройство и дополнительный топливный бак. Построен в единственном экземпляре в 1974 году, больше не выпускался.
Ми-24В (изделие 242)  Самый массовый вариант Ми-24, с подвижной пулемётной установкой УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7. Вертолёт Ми-24В с 4 ПТУР 9М114 Штурм-В и с системой наведения Радуга-Ш принят на вооружение 29 марта 1976 года[9]. В 1986 году принят на вооружение модернизированный вариант с 16 ПТУР Штурм-В. Прицел АСП-17В. Двигатели ТВ3-117В. В составе вооружения появились блоки Б8В20-А с НАР С-8, блоки Б13Л1 с НАР С-13 и АПУ-68УМ3 с тяжёлыми НАР С-24Б. Выпускался в 1976—1986 годах. Построено около 1000 вертолётов.
Ми-24ВК-1/2/1.2 (Экспортный, для Индии, Сирии и АРЕ), для АА ВВС РФ — Ми-24ВП-М, Ми-24ВП-И, не только имеют намного превосходящую ОПС Ми-35М2, основную прицельную систему ГОЭС-342, но и ОЭПС-27 идентичный пассивный инфралокатор с РЛ-дальномером, стоявший на ранних Су-27, обнаруживающий в секторе ±30 по курсу малоразмерную, низкоизлучающую воздушную цель до 37 км, наземную, класса «холодный танк» — с 14 км. По планеру ростовские боевые вертолёты (как модернизируемые, так и новые) имеют неукороченное крыло с 4-мя (вместо двух) точками подвески, на двух из которых расположены Р-64В — адаптированные для вертолётов ракеты ближнего боя пятого поколения, способные сбить приближающийся на околозвуке истребитель на встречных курсах более чем за 20 км, а также 4 «Сосна-В» под АПУ-4 «Атака» (для сравнения — ПЗРК «Игла», которыми оснащаются Ми-24ВМ, захватывают приближающийся истребитель с 2500-3200 м, а гиперзвуковая ЗУР «Сосна» — до 14 км. Тем не менее, и «Игла-С» входит в состав вооружения Ми-24ВК и Ми-24ВП-М).
Ми-24ВК-2/ПК-2  Модернизация Ми-24 на экспорт. Новое БРЭО, включающее обзорно-прицельную систему ОПС-24Н с гиростабилизированной оптико-электронной системой ГОЭС-342 и прицельно-вычислительный комплекс ПрВК-24. Также имеется навигационный комплекс КНЭИ-24. Стоит, однако, добавить, что Ми-24ВК/ПК (ростовская модификация) и Ми-24ВМ/ПМ (московская) имеют серьёзные различия по планёру и вооружению.
Ми-24ВМ  Модернизация Ми-24В/П/ВП. Неубираемое шасси, винты от Ми-28А (Х-образный рулевой винт), всепогодное БРЭО, станция активных ИК помех СОЭП Липа, подвижная установка У-23 с пушкой ГШ-23Л (как на Ми-24ВП), усовершенствованная аппаратура РК наведения для ПТУР «Атака» — Тор-24. Также Ми-24ВМ может нести ПТУР «Малютка», «Штурм» и «Фаланга-М». УР В-В Р-60 и «Игла-В». На 2004 год планировалось завершить ГСИ[10]. Поставляется в войска России с 2011 года[11].
Ми-24ВП (изделие 258)  Ми-24В с пушкой ГШ-23Л (боекомплект 460 снарядов) в подвижной установке НППУ-23 новым БРЭО и вооружением. На позднесерийных вертолётах появились восьмипозиционные АПУ-4 (унифицированные с Ми-8МТ) для ПТУР Атака-В (таким образом общее количество ПТУР доведено до 12-ти, с сохранением на внутренних подкрыльевых пилонах двух блоков Б8В20-А с 20-ю 80-мм НАР С-8 разных модификаций в каждом блоке). При этом опциональное вооружение РВВ ближнего боя Р-60М становилось обязательным. АПУ-60-1В ввиду компактности ракет

wiki-org.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *