40 лет легендарному боевому вертолёту Ми-24 (часть 5) Модификация ПН
Ми-24ПНОАО «Красногорский завод им. С.А. Зверева» предложил модернизацию вертолета Ми-24, построенную на дооснащении дневной обзорно-прицельной системы (ОПС) «Радуга-Ш» тепловизионной прицельной подсистемой «Зарево», созданной на базе тепловизора «Ноктюрн». При этом используются результаты ранее выполненных ОКР по разработке бортового оборудования (БРЭО), пилотажных очков ночного видения ОНВ-1 «Скосок» для вертолета Ми-28Н и по созданию отечественного тепловизора — в интересах других родов войск. Такое дооснащение не требует больших затрат и будет наиболее эффективным, так как работа по созданию системы управления огнем (СУО) велась на основе принципов Cals-технологий и системного подхода к автоматизации. Предпосылками к такой модернизации является то, что остается высокоэффективная ОПС «Радуга-Ш» , которая демонстрирует высокие ТТХ уже более 25 лет. Это позволит сохранить все преимущества оптического визира перед каналами технического зрения по вероятности обнаружения и распознавания цели за счет большего в несколько раз поля зрения, при равной разрешающей способности, и нет необходимости в переподготовке экипажей, имеющих большой опыт практической работы с ОПС «Радуга-Ш»; останутся востребованному: отработанная система наземного оборудования и обслуживания; научно-технический задел на отечественных предприятиях по созданию и производству гироскопических систем стабилизации, тепловизоров 1-го поколения, лазерных дальномеров, БРЭО для вертолета Ми-28Н и самолетов Су, бортовых вычислителей, многофункциональных индикаторов (МФИ) на жидких кристаллах.
Учитывая все это, были поставлены такие задачи сохранения дневной обзорно-прицельной системы (с оптическим визиром) без доработок, максимальное использование отечественной элементарной базы в ОПС и БРЭО и использование межвидовой унификации гироскопических систем, тепловизора, БРЭО-28.
В состав тепловизионной прицельной системы ТПП-9С475Н, установленной на вертолет Ми-24ПН в дополнение к дневной ОПС 9С475 входит система стабилизации и наведения головного зеркала, тепловизионный канал, лазерный дальномер, оптико-электронный модуль пеленгатора и блок сопряжения с дневной обзорно-прицельной системой 9С475.
Тепловизионная прицельная система позволяет позволяет осуществлять обзор местности оператором в дневных и ночных условиях, обзор местности летчиком с помощью широкого поля зрения тепловизора при пилотировании вертолета в ночных условиях, измерение дальности до цели, применение оператором управляемого и неуправляемого оружия в дневных и ночных условиях.
Очки ночного видения ОНВ-1 «Скосок» разработки московского НПО «Орион». Они предназначены для ночных полетов на вертолетах при низкой естественной освещенности. Очки созданы по бинокулярной схеме с использованием двух ЭОП 2+ или 3-го поколения бипланарного типа с фотокатодом высокой спектральной чувствительности и встроенной системой автоматической регулировки яркости при изменяющихся условиях освещенности. Очки позволяют летчикам вести наблюдение окружающего пространства и считывать показания приборов без изменения положения на голове летчика. ОНВ-1 можно устанавливать на любых видах летных шлемов.
Применение очков предусматривает адаптацию внутреннего и внешнего светотехнического оборудования Ми-24. Комплект модернизированного светотехнического оборудования представляет собой комбинированный вариант из светофильтров и полупроводниковых источников света. Светофильтры изготовлены из высококачественных цветных стекол с многослойным интерференционным покрытием.
Полупроводниковые источники света — узкополосные светоизлучающие структуры, используемые в светодиодах. Излучающие кристаллы располагаются необходимым образом в светоформирующих элементах вместе с крепежом и обеспечивают желаемый свет, диаграмму направленности и интенсивность. Комплекс БРЭО-24 создан на Раменском ПКБ. В настоящее время завершаются государственные испытания Ми-24ПН. ОАО «Росвертол» приступил к серийному переоборудованию вертолетов в новую модификацию.
Использование отработанных технических решений на отечественной элементной базе, сокращение объема летных испытаний и сроков внедрения с учетом остаточной стоимости и остаточного ресурса вертолетов Ми-24П максимально снижают стоимость работ по «красногорской» программе модернизации. Модификация Ми-24ПН особенно привлекательна для государств с ограниченным бюджетом или обладающих парком вертолетов с изрядно израсходованным ресурсом.
Тактико-технические характеристики прицельной системы ТПП-9С475Н: | |
Спектральный диап. тепл. канала, мкм Поле зрения тепловизионного канала, — широкое — узкое Фотоприемное устройство — линейка — материал — система охлаждения Диап. углов наведения линии визирования, — по вертикали — по горизонту | 8-12 7,0х11,2 128 эл. от -20 до +15 |
В состав вооружения в различных комбинациях входят до 16 управляемых ракет «Штурм» или «Атака» на пусковых устройствах АПУ-8/4-У, до четырех блоков Б8В20-А с НАР С-8 калибра 80 мм (20 ракет в каждом) или Б13Л с НАР С-13 калибра 122 мм (по 5 ракет в каждом). На неподвижной установке НПУ-30 размещена двухствольная пушка 9-А-623К калибра 30 мм с боезапасом 250 патронов.
Остальное вооружение, включая до двух подвесных контейнеров УПК-23-250 с двухствольной пушкой ГШ-23Л калибра 23 мм (250 патронов), размещается под укороченным крылом на пилонах со встроенной системой подъема грузов и новыми балочными держателями ДБ-З.
В таком виде Ми-24ПН сможет осуществлять поиск и уничтожение танков, бронетехники и живой силы противника, поражать защищенные объекты и площадные цели, устанавливать минные заграждения, бороться с плавсредствами, включая катера, и с малоскоростными и низколетящими целями. Помимо восьми десантников в полной экипировке, допускается транспортировка внутри машины до четырех раненых, включая двух сидячих с медработником, до 1500 кг различных грузов, а на внешней подвеске — до 2400 кг.
Первая партия из пяти модифицированных (двадцатьчетверок) была передана ВВС России в январе 2004 г., еще по разным данным 7 или 8 машин были переданы в период 2005-2006 гг.
Производитель обещает, что вертолеты, обновленные по проекту Ми-24ПН, будут способны находиться в строю еще 10 лет и налетать еще порядка 1000 часов. Цена модернизации одного старого Ми-24 до варианта Ми-24ПН составляет около одного миллиона долларов, при этом представители ММВЗ утверждают, что прирост боевой эффективности доработанной машины по сравнению с Ми-24П составляет 50-70%.
Первые Ми-24ПН были доставлены в Центр боевой подготовки и переучивания летного состава в Торжке для подготовки инструкторов и боевых пилотов для использования машин в ночное время суток. В 2005 г. четыре модернизированных машины вошли в состав 487 Отдельного вертолетного полка, дислоцированного в Буденновске на юге России недалеко от Чеченской республики, где продолжаются боевые действия. К середине 2005 г., по сообщениям российских СМИ, в составе 487 ОВП уже было 16 подготовленных к работе на Ми-24ПН пилотов и операторов, многие из которых уже прошли (крещение огнем).
В феврале 2004 г. появилась информация, что на Ми-24ПН появился иностранный заказчик. Позже выяснилось, что этот заказчик Уганда, чьи вооруженные силы захотели приобрести до шести машин. Однако, к настоящему времени известно лишь об одном (двадцать четвертом, добравшимся до этой африканской страны. Эту поставку подтвердили источники в «Роствертоле»).
Продолжение следует …topwar.ru
Многоцелевой ударный вертолет Ми-24ПН. — Российская авиация
Многоцелевой ударный вертолет Ми-24ПН.
Разработчик: ОКБ Миля
Страна: Россия
Первый полет: 2002 г.
Основу армейской авиации России составляют боевые вертолеты Ми-24, имеющие неуправляемое стрелково-пушечное вооружение и ракеты, а также высокоточные управляемые ракеты «Штурм» и «Атака». Эти вертолеты уже длительное время находятся в эксплуатации, и для поддержания ресурса и повышения эффективности необходима их модернизация. В результате не только значительно улучшаются их тактико-технические характеристики, но и одновременно продлеваются сроки службы.
В условиях крайне ограниченного финансирования армии главным критерием модернизации является показатель «эффективность-стоимость». При этом ее цена не должна значительно превышать остаточную стоимость вертолета, а время проведения должно вписываться в его жизненный цикл. Необходимо учитывать, что вертолет находится в эксплуатации более 25 лет и происходит его моральное и техническое старение. Одним из направлений, повышающих эффективность вертолетов, является круглосуточность боевого применения их штатного вооружения, что наиболее качественно может быть решено с помощью тепловизионных систем.
ОАО «Красногорский завод им.С.А.Зверева» предложил модернизацию вертолета Ми-24, построенную на дооснащении дневной обзорно-прицельной системы (ОПС) «Радуга-III» тепловизионной прицельной подсистемой «Зарево», созданной на базе тепловизора «Ноктюрн». При этом используются результаты ранее выполненных ОКР по разработке бортового оборудования (БРЭО), пилотажных очков ночного видения ОНВ-1 «Скосок» для вертолета Ми-28Н и по созданию отечественного тепловизора — в интересах других родов войск. Такое дооснащение не требует больших затрат и будет наиболее эффективным, так как работа по созданию системы управления огнем (СУО) велась на основе принципов Cals-технологий и системного подхода к автоматизации. Предпосылками к такой модернизации является то, что остается высокоэффективная ОПС «Радуга-III» , которая демонстрирует высокие ТТХ уже более 25 лет. Это позволит сохранить все преимущества оптического визира перед каналами технического зрения по вероятности обнаружения и распознавания цели за счет большего в несколько раз поля зрения, при равной разрешающей способности и нет необходимости в переподготовке экипажей, имеющих большой опыт практической работы с ОПС «Радуга-III», останутся востребованными:
-отработанная система наземного оборудования и обслуживания;
-научно-технический задел на отечественных предприятиях по созданию и производству гироскопических систем стабилизации, тепловизоров 1-го поколения, лазерных дальномеров, БРЭО для вертолета Ми-28Н и самолетов Су, бортовых вычислителей, многофункциональных индикаторов (МФИ) на жидких кристаллах.
Учитывая все это, были поставлены такие задачи сохранения дневной обзорно-прицельной системы (с оптическим визиром) без доработок, максимальное использование отечественной элементарной базы в ОПС и БРЭО и использование межвидовой унификации гироскопических систем, тепловизора, БРЭО-28.
В состав тепловизионной прицельной системы ТПП-9С475Н, установленной на вертолет Ми-24ПН в дополнение к дневной ОПС 9С475 входит система стабилизации и наведения головного зеркала, тепловизионный канал, лазерный дальномер, оптико-электронный модуль пеленгатора и блок сопряжения с дневной обзорно-прицельной системой 9С475.
Тепловизионная прицельная система позволяет позволяет осуществлять обзор местности оператором в дневных и ночных условиях, обзор местности летчиком с помощью широкого поля зрения тепловизора при пилотировании вертолета в ночных условиях, измерение дальности до цели, применение оператором управляемого и неуправляемого оружия в дневных и ночных условиях.
Очки ночного видения ОНВ-1 «Скосок» разработки московского НПО «Орион». Они предназначены для ночных полетов на вертолетах при низкой естественной освещенности. Очки созданы по бинокулярной схеме с использованием двух ЭОП 2+ или 3-го поколения бипланарного типа с фотокатодом высокой спектральной чувствительности и встроенной системой автоматической регулировки яркости при изменяющихся условиях освещенности. Очки позволяют летчикам вести наблюдение окружающего пространства и считывать показания приборов без изменения положения на голове летчика. ОНВ-1 можно устанавливать на любых видах летных шлемов.
Применение очков предусматривает адаптацию внутреннего и внешнего светотехнического оборудования Ми-24. Комплект модернизированного светотехнического оборудования представляет собой комбинированный вариант из светофильтров и полупроводниковых источников света. Светофильтры изготовлены из высококачественных цветных стекол с многослойным интерференционным покрытием.
Полупроводниковые источники света — узкополосные светоизлучающие структуры, используемые в светодиодах. Излучающие кристаллы располагаются необходимым образом в светоформирующих элементах вместе с крепежом и обеспечивают желаемый свет, диаграмму направленности и интенсивность. Комплекс БРЭО-24 создан на Раменском ПКБ. В настоящее время завершаются государственные испытания Ми-24ПН. ОАО «Росвертол» приступил к серийному переоборудованию вертолетов в новую модификацию.
Использование отработанных технических решений на отечественной элементной базе, сокращение объема летных испытаний и сроков внедрения с учетом остаточной стоимости и остаточного ресурса вертолетов Ми-24П максимально снижают стоимость работ по «красногорской» программе модернизации. Модификация Ми-24ПН особенно привлекательна для государств с ограниченным бюджетом или обладающих парком вертолетов с изрядно израсходованным ресурсом.
Тактико-технические характеристики прицельной системы ТПП-9С475Н:
Спектральный диап. тепл. канала, мкм: 8-12
Поле зрения тепловизионного канала,
— широкое: 7,0 х 11,2
— узкое: 2,1 х 3,4
Фотоприемное устройство,
— линейка: 128 эл.
— материал: КРТ
— система охлаждения: МКС типа «сплит-стирлинг»
Длина волный лазерного дальномера, мкм: 1,06
Диап. углов наведения линии визирования,
— по вертикали: от -20° до +15°
— по горизонту: от -15° до +15° (дорабатывается до +30°)
В состав вооружения в различных комбинациях входят до 16 управляемых ракет «Штурм» или «Атака» на пусковых устройствах АПУ-8/4-У, до четырех блоков Б8В20-А с НАР С-8 калибра 80 мм (20 ракет в каждом) или Б13Л с НАР С-13 калибра 122 мм (по 5 ракет в каждом) или 4 НАР С-24. На неподвижной установке НПУ-30 размещена двухствольная пушка 9-А-623К калибра 30 мм с боезапасом 250 патронов.
Остальное вооружение, включая до двух подвесных контейнеров УПК-23-250 с двухствольной пушкой ГШ-23Л калибра 23 мм (250 снарядов), размещается под укороченным крылом на пилонах со встроенной системой подъема грузов и новыми балочными держателями ДБ-З.
В таком виде Ми-24ПН сможет осуществлять поиск и уничтожение танков, бронетехники и живой силы противника, поражать защищенные объекты и площадные цели, устанавливать минные заграждения, бороться с плавсредствами, включая катера, и с малоскоростными и низколетящими целями. Помимо восьми десантников в полной экипировке, допускается транспортировка внутри машины до четырех раненых, включая двух сидячих с медработником, до 1500 кг различных грузов, а на внешней подвеске — до 2400 кг.
Первая партия из пяти модифицированных «двадцатьчетверок» была передана ВВС России в январе 2004 года, еще по разным данным 7 или 8 машин были переданы в период 2005-2006 годов.
Производитель обещает, что вертолеты, обновленные по проекту Ми-24ПН, будут способны находиться в строю еще 10 лет и налетать еще порядка 1000 часов. Цена модернизации одного старого Ми-24 до варианта Ми-24ПН составляет около одного миллиона долларов, при этом представители ММВЗ утверждают, что прирост боевой эффективности доработанной машины по сравнению с Ми-24П составляет 50-70%.
Первые Ми-24ПН были доставлены в Центр боевой подготовки и переучивания летного состава в Торжке для подготовки инструкторов и боевых пилотов для использования машин в ночное время суток. В 2005 году четыре модернизированных машины вошли в состав 487 Отдельного вертолетного полка, дислоцированного в Буденновске на юге России недалеко от Чеченской республики, где продолжались боевые действия. К середине 2005 года, по сообщениям российских СМИ, в составе 487 ОВП уже было 16 подготовленных к работе на Ми-24ПН пилотов и операторов, многие из которых уже прошли «крещение огнем».
В феврале 2004 года появилась информация, что на Ми-24ПН появился иностранный заказчик. Позже выяснилось, что этот заказчик — Уганда, чьи вооруженные силы захотели приобрести до шести машин. Однако, к настоящему времени известно лишь об одном «двадцать четвертом», добравшимся до этой африканской страны. Эту поставку подтвердили источники в «Роствертоле».
ЛТХ:
Модификация: Ми-24ПН
Диаметр главного винта, м: 17,30
Диаметр хвостового винта, м: 3,91
Длина,м: 17,51
Высота ,м: 3,90
Размах крыла, м: 4,77
Масса, кг
-пустого: 8570
-нормальная взлетная: 11300
-максимальная взлетная: 11500
Тип двигателя: 2 ТВаД ТВ3-117В
-мощность, л.с.: 2 х 2225
Максимальная скорость, км/ч: 320
Крейсерская скорость, км/ч: 270
Перегоночная дальность, км: 1000
Боевая дальность, км: 450
Практический потолок, м: 4500
Статический потолок, м: 2000
Экипаж, чел: 3
Полезная нагрузка: до 8 солдат или 4 носилок или 1500 кг груза (максимально — 2400 кг) или 2000 кг на внешней подвеске
Вооружение: одна 30-мм пушка ГШ-30-2 (250 патронов)
16 х ПТУР 9М120 «Атака-В», 4 х ПТУР 9М114К «Штурм-В», 4 х УБ-32А-24 (128 НАР С-5М1, С-5МО, С-5КБП, С-5КО и С-5-О), 4 х Б-8В20А (80 НАР С-8ДМ, С-8БМ, С-8ВМ, С-8КОМ, С-8С), 4 х Б-13Л1 (20 НАР С-13, С-13Т, С-13-0Ф), 4 х С-24, ГШ-30К , 2 х ГУВ-1, 4 х ГУВ-8700, УПК-23-250, 8 х ОФАБ-100, 4 х ОФАБ-250, 4 х РБК-250, 2 х РБК-500, 2 х КМГУ-2, 2 х ОДАБ-500, 2 х ЗБ-500.
Ми-24ПН — ночной. Отличается наличием тепловизионной системы «Зарево».
Прицельная тепловизионная система «Зарево».
Ми-24ПН на рулежке.
Взлет звена вертолетов Ми-24ПН.
Звено вертолетов Ми-24ПН в полете. Аэродром Раменское, 2005 г.
Ми-24ПН в полете.
Ми-24ПН на стоянке авиасалона.
Приборная панель пилота Ми-24ПН.
.
.
Список источников:
Авиация и космонавтика. Вадим Синявский. Из второго поколения — в четвертое.
Крылья Родины. Николай Якубович. Новинки вертолетного рынка.
Сайт «Уголок неба». 2012 страница: «Миль Ми-24ПН».
xn--80aafy5bs.xn--p1ai
Армия России — Ми-24ПН
Ми-24ПН
Предназначен для уничтожения бронетанковой техники противника, огневой поддержки подразделений сухопутных войск, высадки десанта, эвакуации раненых.
ТРАНСПОРТНО-БОЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ МИ-24ПН СОЗДАН НА БАЗЕ МИ-24П И ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ:
уничтожения бронетанковой техники противника, огневой поддержки подразделений сухопутных войск, высадки десанта, эвакуации раненых, а также транспортировки грузов в грузовой кабине и на внешней подвеске, круглосуточно в ограниченно-сложных метеоусловиях.
Выполнение боевой задачи и высокая живучесть вертолета обеспечиваются:
· противотанковым ракетным комплексом 9К113Н с ночной обзорно-прицельной станцией ТПП-9С475Н с ИК-пеленгатором и лазерным дальномером;
· комплексом радиоэлектронного оборудования БРЭО-24 в составе:
1. системы отображения информации на базе многофункциональных цветных дисплеев;
2. бортовой ЭВМ.
· системой спутниковой навигации;
· установкой очков ночного видения;
· установкой укороченного крыла со встроенной системой подъема грузов и новыми балочными держателями ДБ-ЗУВ;
· неубирающимися шасси;
а также ранее установленными на Ми-24П:
· устройствами выброса ложных целей;
· экранно-выхлопными устройствами;
· многократным резервированием важнейших систем вертолета;
· эффективным бронированием кабины экипажа и жизненно важных систем вертолета.
Вооружение:
Управляемое ракетное вооружение | · противотанковый ракетный комплекс 9К113Н с ночной тепловизионной подсистемой ТПП-9С475Н с ракетами «Штурм» или «Атака» — 8 ракет на пусковой установке АПУ-8/4-У (до 8 ракет на вертолет). |
Неуправляемое ракетное вооружение | · до 4-х блоков Б8В20-А с неуправляемыми авиационными ракетами С-8 калибра 80 мм по 20 ракет в блоке; · до 4 блоков Б1ЗЛ1 с неуправляемыми авиационными ракетами С-13 калибра 122 мм, по 5 ракет в блоке. |
Встроенное стрелково-пушечное вооружение | · установка НПУ-30 с пушкой 9-А-623К калибра 30 мм с боекомплектом 250 патронов. |
Подвесное стрелково-пушечное вооружение | · два подвесных контейнера УПК-23-250 с пушкой ГШ-23Л калибра 23 м (250 патронов). |
Варианты применения вертолета:
Боевой вариант
· поиск и уничтожение танков, бронетехники, живой силы противника;
· уничтожение защищенных объектов и поражение площадных целей;
· поиск и уничтожение катеров и других малых плавсредств;
· борьба с малоскоростными и низколетящими ЛА противника.
Десантный вариант
· транспортировка 8 десантников с полным боекомплектом в грузовой кабине.
Грузовой вариант
· транспортировка грузов до 1500 кг внутри грузовой кабины и до 2400 кг на внешней подвеске вертолета.
Санитарный вариант
· транспортировка 2-х лежачих раненных и 2-х сидячих раненых в сопровождении одного медработника.
Летно-технические характеристики
Двигатель ТВ3-117ВМА или ВК-2500 | 2 х 2 200 л.с. |
Взлетная масса: |
|
нормальная | 11 200 кг |
максимальная | 11 500 кг |
Взлетная масса в перегоночном варианте | 12 000 кг |
Масса полезной нагрузки: | до 2 400 кг |
Скорость: |
|
максимальная | 310 км/ч |
Крейсерская | 260 км/ч |
Потолок: |
|
статический | 1 750 м |
динамический | 4 500 м |
Дальность полета: |
|
Нормальная | 450 км |
Перегоночная | до 1 000 км |
Экипаж: | 2 чел. |
2drugavmeste.ucoz.net
Ми-24 — Традиция
Польский Ми-24 | |
Ми-24 | |
---|---|
Первый полёт: | 19 сентября 1969 года |
Принят на вооружение: | 1972 |
Производитель: | Роствертол |
Модификации: | Ми-24А, Ми-24У, Ми-24Б, Ми-24БМТ, Ми-24В (Ми-35), Ми-24Д (Ми-25), Ми-24П (Ми-35П), Ми-24ВП, Ми-24ВМ (Ми-35М) |
Габариты | |
Диаметр несущего винта: | 17,3 м |
Диаметр рулевого винта: | 3.908 м |
Высота с вращ. винтами: | 5,47 м |
Длина фюзеляжа: | 17,51 м |
Ширина фюзеляжа: | 1,7 м |
Высота: | 5,7 м |
Основные массы | |
Пустой: | 7580 кг |
Нормальная взлётная: | 10500 кг |
Максимальная взлётная | 11000 кг |
Максимальная грузоподъёмность: | 2400 кг |
Масса груза на внешней подвеске: | 2000 кг |
Внутренний запас топлива: | 2100 кг |
Силовая установка | |
Количество, тип, марка: | 2 х ТВ3-117 |
Мощность: | 2 х 2200 л.с. |
Вспомогательная силовая установка: | Аи9 |
Лётно-технические характеристики | |
Экипаж: | 3 (согласно таблице http://www.mi-helicopter.ru/rus/index.php?id=223) чел. |
Пассажиров: | 8 чел. |
Крейсерская скорость: | 270 км/ч |
Максимальная скорость в горизонтальном полёте: | 320 км/ч |
Дальность полёта практическая: | 450 км |
Дальность полёта перегоночная: | 1000 км |
Средний расход топлива: | 780 л/час |
Статический потолок: | 1500 м |
Динамический потолок: | 4500 м |
Допустимый угол крена: | 45 град. |
Вооружение | |
Число точек подвески: | 4 |
Управляемое ракетное: | Штурм-В |
Неуправляемое ракетное: | С-5, С-8, С-24 |
Ми-24 (Hind по классификации НАТО) — советский транспортно-боевой вертолёт разработки ОКБ М.Л.Миля. Серийный выпуск начался в 1971 году. Имеет множество модификаций, экспортировался во многие страны мира. Активно использовался в годы Афганской войны, в период боевых действий в Чечне, а также во многих региональных конфликтах. Производится на Ростовском вертолётном заводе.
Неофициальное название — «Крокодил», вертолёты ранних выпусков называли также «Стакан» — из-за круглых стёкол кабин летчиков.
Ми-24 — опытные машины. кабина «верандой», вооружение: в носу — подвижная пулеметная установка HУВ-1 c пулеметом А-12,7(боекомплект — 900 патронов), блоки HАР УБ-32А с НУРС С-5 и 4 ПТУР 9М17 противотанкового комплекса «Фаланга-М»
Ми-24А — серийный вариант, по сравнению с опытными машинами удлинена кабина, изменено крепление ПТУР (на подкрыльевых пилонах). Выпускался в 1971—1973 гг. Построено около 250 штук.
Ми-24Б — Ми-24А с подвижной пулеметной установкой УСПУ-24 с пулеметом ЯкБ-12,7. Серийно не строился из-за поступления на вооружение более современной модификации Д, использовался для отработки вооружения.
Ми-24БМТ — минный тральщик на базе Ми-24А. Снято всё вооружение, броня и крыло. Установлено траловое устройство и дополнительный топливный бак. Построен в единственном экземпляре в 1974 году, серийно не выпускался.
Ми-24У — учебная модификация. От боевого отличается отсутствием носового пулемёта, вместо которого в передней кабине летчика-инструктора были установлены полноценное пилотажно-навигационное оборудование и стандартные рычаги управления.
Ми-24Д — с новым расположением кабин (тандемом). Кабины изолированы. Комплекс вооружения такой же как на Ми-24Б. ПТУР 9М17ПВ Фаланга-ПВ. Выпускался в 1973—1977 гг. Изготовлено около 350 машин.
Ми-24ДУ — учебный вариант Ми-24Д с изменениями, аналогичными Ми-24У.
Ми-25 — экспортный вариант Ми-24Д. Отличается несколько изменённым составом оборудования.
Ми-24В — самый массовый вариант. 4 ПТУР 9К113 Штурм-В с системой наведения Радуга-Ш. В середине 80-х годов вертолет получил подвески для 8 и 16 ПТУР. Прицел АСП-17В. Двигатели ТВ3-117В. В составе вооружения появились блоки НАР Б-8В20А с НУРС С-8, блоки Б-13Л1 с НУРС С-13Б и тяжелые НАР С-24Б. Выпускался в 1976—1986 гг. Построено около 1000 вертолетов.
Ми-35 — экспортный вариант Ми-24В.
Ми-24П — Ми-24В со спаренной пушкой ГШ-30К, размещенной на правом борту в неподвижной установке У-280, боекомплект — 250 снарядов. Пулемет ЯкБ-12,7 демонтирован. Выпускался в 1981—1989 гг.
Ми-35П — экспортный вариант Ми-24П.
Ми-24ВП — Ми-24В с пушкой ГШ-23Л (боекомплект 250 снарядов) в подвижной установке НППУ-24. На позднесерийных вертолётах появились ПТУР Атака-В и обновлённый ПнК вместе с новой аппаратурой радиокомадного наведения для ПТУР. Выпускался с 1989 года.
Ми-24ВМ — модернизация Ми-24В/П/ВП. Неубираемое шасси, винты от Ми-28Н, всепогодное БРЭО, станция активных ИК помех «Липа», подвижная установка НППУ-24 с пушкой ГШ-23Л (как на Ми-24ВП), усовершенствованная аппаратура РК наведения для ПТУР «Атака» — Тор-24. Также Ми-24ВМ может нести ПТУР «Малютка», «Штурм» и «Фаланга-М». УР В-В Игла-В.
Ми-24 в трёх проекциях Страны, в которых модификации Ми-24 состоят на вооружении.Ми-35М — экспортный вариант Ми-24ВМ (Венесуэле под данной модификацией поставлялись Ми-24ПК2).
Ми-24ВК2/ПК2 или Ми-35ВН/ПН — модернизация Ми-24 на экспорт. Новое БРЭО, включающее обзорно-прицельную систему ОПС-24Н с гиростабилизированной оптико-электронной системой ГОЭС-342, и прицельно-вычислительный комплекс ПрВК-24. Также имеется навигационный комплекс КНЭИ-24.
Ми-24К/Р — разведывательная модификация, оснащалась аэрофотоаппаратом АФА-100.
Ми-24РХР — вертолёт радиохимической разведки. Контейнеры ПТУР демонтированы, на их место установлены экскаваторы забора грунта. Принимал участие в ликвидации аварии на ЧАЭС(Оценка уровня заражения местности).
Ми-24ПН — приспособленный к ночным боевым действиям. На вертолете Ми–24ПН установлен бортовой комплекс радиоэлектронного оборудования БРЭО–24 и ночная тепловизионная прицельная подсистема наведения «Зарево». Модернизированные вертолёты этой модификации поставляются в войска с 2004 года.
Дополнительное вооружение[править]
Специально для Ми-24 в конце 70-х гг. были разработаны вертолетные гондолы ГУВ-1 (включает автоматический гранатомет АГС-17 «Пламя») и ГУВ-8700 (один четырёхствольный пулемет Якб-12.7 и два четырёхствольных ГШГ-7.62).
Также Ми-24 может нести пушечные контейнеры УПК-23-250 с пушкой ГШ-23Л и боекомплектом в 250 снарядов.
Ми-24 в конце 80-х гг. получили ракеты воздух-воздух Р-60/Р-60М для самообороны от истребителей противника и для борьбы с вражескими вертолётами.
Аварии и катастрофы[править]
Боевое применение[править]
traditio.wiki