Патрон MG 151 (15 mm) Германия


MG 151 (нем. «Maschinengewehr», буквально «механизированная винтовка», «пулемёт» ) — немецкий 15-мм пулемёт времен Второй мировой войны, разработанный компанией Маузер к 1936 году.

В 1938 году на его базе была разработана 20-мм пушка MG 151/20, которая широко использовалась на всех типах самолётов люфтваффе и составляла основу вооружения самолетов-истребителей Германии периода Второй мировой войны.

Патрон 15×96 мм с бронебойным подкалиберным снарядом H-Pzgr предназначается для стрельбы по наземным целям. Высокие показатели бронепробития 40 мм/0°/300 м достигались, в частности, использованием твердосплавного сердечника с оживальной головной частью. Патрон 15×96 мм с калиберным бронебойно-трассирующим (БТ) снарядом Pzgr.patr. был оптимизирован для стрельбы по воздушным целям.


При разработке 20-мм патрона конструкторы фирмы Маузер увеличили диаметр дульца патрона 15×96, одновременно уменьшили высоту гильзы до 82 мм для сохранения длины обоих патронов одинаковыми и равными 147 мм. Новый патрон 20×82 (иногда обозначается и как 20×81) снаряжался снарядами, унифицированными с используемыми к пушке MG FFM (осколочно-трассирующий, фугасный, бронебойный) с последующим проведением их усовершенствования. Всего в боекомплекте времен войны имелось семь типов 20-мм патронов различного назначения для стрельбы по различным типам целей (в наши дни исследователи называют, с учётом различных типов зажигательных патронов, разработанных в том числе после войны, цифру, в 4 раза большую), что представляется избыточным с точки зрения принятой в СССР практики. Гильзы обоих калибров латунные или стальные без закраины, диаметр основания гильзы 25,2 мм.

Патроны к 
15 mm MG 151
Масса
патрона,
г
Масса 
пули,
г
Масса 
заряда,
г
Масса 
ВВ,
г
Начальная
скорость,
м/с
Бронебойное 
действие, 
мм/град/м
Темп 
стрельбы,
выст/мин
БТ

15 mm Panzergranatpatrone L’spur o. Zerl.

(Pzgr. L’spur o. Zerl.)

165 72 25,6 - 850 26/0/300 750
БП

15 mm H-Panzergranatpatrone o. Zerl.

(H-Pzgr o. Zerl.)

151 52 26,0 - 1030 40/0/300 700
ОТ с самоликвидатором

15 mm Sprenggranatpatrone L’spur m. Zerl.

(Sprgr. L’spur m. Zerl.)

151 57 25,6 4,5 960 - 700
ОЗТ с самоликвидатором и дневным трассёром

15 mm Brandgranatpatrone L’spur m. Zerl.

(Brgr. L’spur m. Zerl.)

158 57 24,5 1,95 + 1,4 з.ш. 960 - 700
ОЗТ с самоликвидатором и ночным трассёром

15 mm Brandgranatpatrone Gl’spur m. Zerl.

(Brgr. Gl’spur m. Zerl.)

158 57 24,5 1,95 + 1,4 з.ш. 960 - 700

Пулемет 15 mm MG 151 использовался на следующих типах самолетов: 

Bf.109F-2. Мотор-пушка MG 151 с ударным воспламенением патрона. Устанавливалась в развале цилиндров двигателя DB 601
Do.217E1
Hs.129B-1 Две пушки MG 151 с ударным воспламенением патрона по бортам фюзеляжа, на уровне кабины лётчика, выше плоскости крыла.

Источник текста:https://ru.wikipedia.org/wiki/MG_151


memo-randum.net

Авиационное вооружение Люфтваффе — MG-151

Бикалиберный пулемет

15/20-мм

Пулемет MG-151 был создан фирмой «Маузер». Пулемет имел два взаимозаменяемых ствола: калибра 15 мм длиной 1250 мм и калибра 20 мм длиной 1100 мм. Изменение калибра производилось простой заменой ствола. Так как 20 мм считается уже пушечным калибром, то в литературе пулемет MG-151 с 20-мм стволом часто совершенно справедливо называют «20-мм пушка MG-151».

Пулемет MG-151 широко применялся как в крыльевом, так и в синхронном варианте.

Автоматика MG-151 работала за счет отдачи ствола при его коротком ходе. Запирание канала происходило поворотом боевой личинки.

Подающий механизм ползункового типа с двухсторонней подачей ленты. Питание пулемета патронами при стрельбе производилось из гибкой металлической ленты с полузамкнутым звеном (звенья неразъемные).

Перезаряжание пулемета производилось при помощи электромотора. Для поглощения энергии отдачи подвижной системы пулемет имел, кроме ствольной и буферной пружин, еще и специальный буфер, собранный из Конических разрезных колец.

Общая длина пулемета при 15-мм стволе — 1920 мм, при 20-мм стволе — 1770 мм.

Вес пулемета без ленты (при любом стволе) 42 кг. Темп стрельбы 700—800 выстр./мин, в зависимости от снаряда.

Начальная скорость 15-мм пули 800—850 м/с, 20-мм снаряда — 780 м/с.

В боекомплект пулемета входили 20-мм снаряды:

— ОЗТ весом 115 г, содержащий 2,3 г взрывчатого вещества;

— фугасный весом 92 г, содержащий 18—20 г взрывчатого вещества;

— бронебойный весом 115 г, содержащий 4,5 г взрывчатого вещества;

— зажигательный весом 115 г, содержащий 3,6 г фосфора или 6,2 г электрона.

Длина всех патронов 146 мм, вес метательного заряда для снарядов весом 115 г — 18,5 г, а для снарядов весом 92 г — 19,5 г. Гильза стальная длиной 81 мм.

Пушки MG-151/20 производились по лицензии в Японии. Ими были вооружены несколько типов японских истребителей, включая KI-61 (две 20-мм пушки MG-151 и два 7,7-мм японских пулемета «тип 89»).

Источники

  • «История авиационного вооружения.» /А.Б. Широкорад/

www.airpages.ru

Пулемет «MG 151» (Германия) — характеристики, описание, фото и схемы


MG 151
пехотный вариант

Наступившее в конце 1944 года резкое падение производства вооружений заставило руководство вермахта использовать запасы авиационного вооружения, хранившегося на складах люфтваффе.

Речь шла, прежде всего, о 20-мм авиационных пулеметах MG-151, выпускавшихся в модификациях MG-151/20 и MG-151/15 калибром 20 и 15 мм соответственно. По состоянию на 1 декабря 1944 г. имелось 16020 пулеметов MG-151 обеих модификаций, которые не находили применения в качестве авиационного вооружения в связи с переходом промышленности на выпуск новых реактивных самолетов Не-262, Не-162, Аг-234 и истребителей с поршневыми двигателями Та-152. Эти самолеты вооружались мощными 30-мм авиапушками МК-108. Для пулеметов MG-151 имелись и весьма внушительные запасы патронов: 5565000 патронов калибром 15 мм. и 55046000 патронов калибром 20 мм.

Калибр, мм20
Длина, мм1166
Длина ствола, мм1104
Вес без патронов, кг42
Емкость ленты,
кол. патронов
250
Скорострельность, выстр/мин630-720
Начальная скорость пули, м/с695
Прицельная дальность, м2000

Созданный в срочном порядке пехотный вариант пулемета представлял собой тело авиационного пулемета MG-151, установленное на легкий двухколесный лафет. Серийное производство лафетов осуществлялось фирмой «Дойче Ваффен-унд Мининионсфабрикен» в г. Позен (Познань). Лафет снабжен щитовым прикрытием, состоящим из двух листов брони, скрепленных с промежутками между ними. Для обеспечения большей устойчивости пулемета при стрельбе к телу пулемета прикреплены наплечники.

Имевшаяся на авиационном варианте пулемета система электроспуска заменена механическим спусковым механизмом, обеспечивающим ведение только непрерывного огня. Питание патронами осуществляется из гибкой металлической ленты. Для стрельбы используются 15 или 20-мм (в зависимости от модификации) патроны с бронебойными, бронебойно-зажигательными и осколочно-фугасными пулями.

Вследствие высокой скорострельности и большой мощности используемых боеприпасов пулеметы MG-151, представляли собой грозное оружие, эффективность использования которого, впрочем, снижалась вследствие примитивной конструкции лафета и низкой обученности расчетов (пулеметы MG-151 поступали, прежде всего, на вооружение батальонов фольксштурма).


MG 151/20
версия неподвижного бортового оружия
с воспламенительным кабелем

Авиационные пулеметы модели 151 были разработаны конструкторами Mauser Werke AG, с 1940 года выпускались в городе Оберндорфе, а позже также шестью другими фирмами. До конца войны только предприятие из города Оберндорфа поставило почти 39500 единиц этого оружия, из них 1272 единицы в 1941/42 хозяйственном году, 2765 — в следующем, 4706 — в 1942/43-м, 16945 — в 1943/44-м и еще 13650 единиц до апреля 1945 года. В предыдущем году, когда немецкая индустрия вооружения достигла наибольшего объема производства, вооруженные силы получили около 19 тыс. пулеметов этого типа.

Пулемёты предназначались в первую очередь для оснащения истребителей, бомбардировщиков, самолетов-разведчиков и истребителей-бомбардировщиков в качестве подвижного и неподвижного бортового оружия. С 1940-1941 годов эти пулеметы стали штатным вооружением немецких самолетов.

Автоматика MG-151 работает за счет отдачи ствола при коротком его ходе. Запирание канала осуществляется поворотом боевой личинки. Подающий механизм ползункового типа с двухсторонней подачей ленты.


MG 151/20
версия подвижного бортового оружия

Оружие оснащено отводящимся назад стволом и запираемым вращающимся затвором. Сам пулемёт состоит из двух подвижных и четырех неподвижных основных узлов. Ствол и затвор подвижны, а корпус, крышка, электрическое перезаряжающее устройство и электрическое спусковое устройство неподвижны. Ствол и затвор перемещаются в корпусе в продольном направлении. Их жесткое запирание осуществляется с помощью запирающей детали, расположенной в корпусе и также продольно перемещающейся. Затвор состоит из двух частей: вращающейся затворной головки и двигающегося по прямой остова. В передней части корпуса расположена возвратная пружина ствола и фрикционная кольцевая пружина, а в задней части, кроме ствольной и буферной пружин — буфер затвора (для поглощения энергии отдачи подвижной системы), который собран из конических разрезных колец. На крышке, закрывающей корпус, размещены запирающая пружина с пружинной гильзой, ручной завод пружины и устройство транспортировки патронной ленты. Электрическое перезаряжающее устройство закреплено на крышке слева, а электрическое спусковое устройство — справа.

Как только выстрел произведен, ствол, и затвор в запертом положении перемещаются назад до тех пор, пока пуля не минует дуло. В этот момент оба язычка головки затвора на роликах скользят по кривой направляющего кольца. При этом головка затвора вращается, ствол и затвор разъединяются, а запирающей детали придается ускорение. Ствол скользит в свое переднее положение, а затвор с большой скоростью устремляется назад и ударяется в буфер.

Во время обратного хода из патронника изымается гильза, выбрасывается из оружия вниз, а лента сдвигается на одно звено. При движении вперед затвор вставляет в ствол новый патрон из патронника. После этого головка затвора поворачивается, и затвор соединяется со стволом.

Когда остов затвора достиг своего переднего положения, ударник выходит из отверстия головки затвора и воспламеняет патрон. Помеха, вызванная отказом ленты, автоматически устраняется с помощью электрического устройства перезаряжания, когда стрелок отпускает кнопку произведения выстрелов.

Воспламенение патрона может осуществляться механически с помощью ударника или электрически с помощью воспламеняющего тока. Для этого нужен соответствующий затвор. Если стрелок заменяет затвор, предназначенный для механического воспламенения, и с помощью воспламенительной проводки устанавливает контакт между корпусом оружия и источником воспламенительного тока, то пулемет переводится на электрическое воспламенение. Для самостоятельного перезаряжания и взведения оружие должно быть подключено к электрическому устройству дистанционного управления. Однако также возможно ручное перезаряжание и взведение.


MG 151
система авиационного пулемета

Имевшаяся на авиационном варианте пулемёта система электроспуска была заменена механическим спусковым механизмом, обеспечивающим ведения только непрерывного огня.

Так же легко, как и переход с механического на электрическое воспламенение, стрелок может переоборудовать оружие модели 151 в модель 151/20. Для этого ему нужно только заменить ствол. Длина шага скрутки ствола, предназначенного для стрельбы 15-мм патронами, составляет 500 мм, а длина самого ствола —1254 мм; длина шага скрутки ствола для стрельбы патронами калибра 20 мм составляет 570 мм, длина самого ствола равна 1104 мм.

Питание пулемета патронами при стрельбе осуществляется из гибкой металлической ленты с полузамкнутым звеном (звенья неразъемные). Ее объем зависит от назначения использования и применения оружия в качестве одиночной, спаренной или тройной конструкции. Оружие в одиночном исполнении чаще всего оснащалось лентами, вмещавшими 250 патронов.

shooting-iron.ru

Пулемет «MG 151» — Германия — Пулеметы — Каталог статей

Пулемет «MG 151»

MG 151 пехотный вариант

MG 151/20 версия неподвижного бортового оружия с воспламенительным кабелем

MG 151/20 версия подвижного бортового оружия

MG 151 система авиационного пулемета

Пулемет DWM MG 151

Калибр, мм    20
Длина, мм    1166
Длина ствола, мм    1104
Вес без патронов, кг    42
Емкость ленты, кол. патронов    250
Скорострельность, выстр/мин    630-720
Начальная скорость пули, м/с    695
Прицельная дальность, м    2000

Наступившее в конце 1944 года резкое падение производства вооружений заставило руководство вермахта использовать запасы авиационного вооружения, хранившегося на складах люфтваффе.
Речь шла, прежде всего, о 20-мм авиационных пулеметах MG-151, выпускавшихся в модификациях MG-151/20 и MG-151/15 калибром 20 и 15 мм соответственно. По состоянию на 1 декабря 1944 г. имелось 16020 пулеметов MG-151 обеих модификаций, которые не находили применения в качестве авиационного вооружения в связи с переходом промышленности на выпуск новых реактивных самолетов Не-262, Не-162, Аг-234 и истребителей с поршневыми двигателями Та-152. Эти самолеты вооружались мощными 30-мм авиапушками МК-108. Для пулеметов MG-151 имелись и весьма внушительные запасы патронов: 5565000 патронов калибром 15 мм. и 55046000 патронов калибром 20 мм.Созданный в срочном порядке пехотный вариант пулемета представлял собой тело авиационного пулемета MG-151, установленное на легкий двухколесный лафет. Серийное производство лафетов осуществлялось фирмой «Дойче Ваффен-унд Мининионсфабрикен» в г. Позен (Познань). Лафет снабжен щитовым прикрытием, состоящим из двух листов брони, скрепленных с промежутками между ними. Для обеспечения большей устойчивости пулемета при стрельбе к телу пулемета прикреплены наплечники.
Имевшаяся на авиационном варианте пулемета система электроспуска заменена механическим спусковым механизмом, обеспечивающим ведение только непрерывного огня. Питание патронами осуществляется из гибкой металлической ленты. Для стрельбы используются 15 или 20-мм (в зависимости от модификации) патроны с бронебойными, бронебойно-зажигательными и осколочно-фугасными пулями. Вследствие высокой скорострельности и большой мощности используемых боеприпасов пулеметы MG-151, представляли собой грозное оружие, эффективность использования которого, впрочем, снижалась вследствие примитивной конструкции лафета и низкой обученности расчетов (пулеметы MG-151 поступали, прежде всего, на вооружение батальонов фольксштурма).Авиационные пулеметы модели 151 были разработаны конструкторами Mauser Werke AG, с 1940 года выпускались в городе Оберндорфе, а позже также шестью другими фирмами. До конца войны только предприятие из города Оберндорфа поставило почти 39500 единиц этого оружия, из них 1272 единицы в 1941/42 хозяйственном году, 2765 — в следующем, 4706 — в 1942/43-м, 16945 — в 1943/44-м и еще 13650 единиц до апреля 1945 года. В предыдущем году, когда немецкая индустрия вооружения достигла наибольшего объема производства, вооруженные силы получили около 19 тыс. пулеметов этого типа.
Пулемёты предназначались в первую очередь для оснащения истребителей, бомбардировщиков, самолетов-разведчиков и истребителей-бомбардировщиков в качестве подвижного и неподвижного бортового оружия. С 1940-1941 годов эти пулеметы стали штатным вооружением немецких самолетов.
Автоматика MG-151 работает за счет отдачи ствола при коротком его ходе. Запирание канала осуществляется поворотом боевой личинки. Подающий механизм ползункового типа с двухсторонней подачей ленты.Оружие оснащено отводящимся назад стволом и запираемым вращающимся затвором. Сам пулемёт состоит из двух подвижных и четырех неподвижных основных узлов. Ствол и затвор подвижны, а корпус, крышка, электрическое перезаряжающее устройство и электрическое спусковое устройство неподвижны. Ствол и затвор перемещаются в корпусе в продольном направлении. Их жесткое запирание осуществляется с помощью запирающей детали, расположенной в корпусе и также продольно перемещающейся. Затвор состоит из двух частей: вращающейся затворной головки и двигающегося по прямой остова. В передней части корпуса расположена возвратная пружина ствола и фрикционная кольцевая пружина, а в задней части, кроме ствольной и буферной пружин — буфер затвора (для поглощения энергии отдачи подвижной системы), который собран из конических разрезных колец. На крышке, закрывающей корпус, размещены запирающая пружина с пружинной гильзой, ручной завод пружины и устройство транспортировки патронной ленты. Электрическое перезаряжающее устройство закреплено на крышке слева, а электрическое спусковое устройство — справа.
Как только выстрел произведен, ствол, и затвор в запертом положении перемещаются назад до тех пор, пока пуля не минует дуло. В этот момент оба язычка головки затвора на роликах скользят по кривой направляющего кольца. При этом головка затвора вращается, ствол и затвор разъединяются, а запирающей детали придается ускорение. Ствол скользит в свое переднее положение, а затвор с большой скоростью устремляется назад и ударяется в буфер.Во время обратного хода из патронника изымается гильза, выбрасывается из оружия вниз, а лента сдвигается на одно звено. При движении вперед затвор вставляет в ствол новый патрон из патронника. После этого головка затвора поворачивается, и затвор соединяется со стволом.
Когда остов затвора достиг своего переднего положения, ударник выходит из отверстия головки затвора и воспламеняет патрон. Помеха, вызванная отказом ленты, автоматически устраняется с помощью электрического устройства перезаряжания, когда стрелок отпускает кнопку произведения выстрелов.Воспламенение патрона может осуществляться механически с помощью ударника или электрически с помощью воспламеняющего тока. Для этого нужен соответствующий затвор. Если стрелок заменяет затвор, предназначенный для механического воспламенения, и с помощью воспламенительной проводки устанавливает контакт между корпусом оружия и источником воспламенительного тока, то пулемет переводится на электрическое воспламенение. Для самостоятельного перезаряжания и взведения оружие должно быть подключено к электрическому устройству дистанционного управления. Однако также возможно ручное перезаряжание и взведение.Имевшаяся на авиационном варианте пулемёта система электроспуска была заменена механическим спусковым механизмом, обеспечивающим ведения только непрерывного огня.
Так же легко, как и переход с механического на электрическое воспламенение, стрелок может переоборудовать оружие модели 151 в модель 151/20. Для этого ему нужно только заменить ствол. Длина шага скрутки ствола, предназначенного для стрельбы 15-мм патронами, составляет 500 мм, а длина самого ствола —1254 мм; длина шага скрутки ствола для стрельбы патронами калибра 20 мм составляет 570 мм, длина самого ствола равна 1104 мм.
Питание пулемета патронами при стрельбе осуществляется из гибкой металлической ленты с полузамкнутым звеном (звенья неразъемные). Ее объем зависит от назначения использования и применения оружия в качестве одиночной, спаренной или тройной конструкции. Оружие в одиночном исполнении чаще всего оснащалось лентами, вмещавшими 250 патронов.

calibr.ucoz.ru

ПУЛЕМЕТ «MG 151»

13.04.2013 23:00

Пулемет «MG 151»

MG 151 пехотный вариант

MG 151/20 версия неподвижного бортового оружия с воспламенительным кабелем

MG 151/20 версия подвижного бортового оружия

MG 151 система авиационного пулемета

Пулемет DWM MG 151

Калибр, мм    20
Длина, мм    1166
Длина ствола, мм    1104
Вес без патронов, кг    42
Емкость ленты, кол. патронов    250
Скорострельность, выстр/мин    630-720
Начальная скорость пули, м/с    695
Прицельная дальность, м    2000

Наступившее в конце 1944 года резкое падение производства вооружений заставило руководство вермахта использовать запасы авиационного вооружения, хранившегося на складах люфтваффе.
Речь шла, прежде всего, о 20-мм авиационных пулеметах MG-151, выпускавшихся в модификациях MG-151/20 и MG-151/15 калибром 20 и 15 мм соответственно. По состоянию на 1 декабря 1944 г. имелось 16020 пулеметов MG-151 обеих модификаций, которые не находили применения в качестве авиационного вооружения в связи с переходом промышленности на выпуск новых реактивных самолетов Не-262, Не-162, Аг-234 и истребителей с поршневыми двигателями Та-152. Эти самолеты вооружались мощными 30-мм авиапушками МК-108. Для пулеметов MG-151 имелись и весьма внушительные запасы патронов: 5565000 патронов калибром 15 мм. и 55046000 патронов калибром 20 мм.Созданный в срочном порядке пехотный вариант пулемета представлял собой тело авиационного пулемета MG-151, установленное на легкий двухколесный лафет. Серийное производство лафетов осуществлялось фирмой «Дойче Ваффен-унд Мининионсфабрикен» в г. Позен (Познань). Лафет снабжен щитовым прикрытием, состоящим из двух листов брони, скрепленных с промежутками между ними. Для обеспечения большей устойчивости пулемета при стрельбе к телу пулемета прикреплены наплечники. 

Имевшаяся на авиационном варианте пулемета система электроспуска заменена механическим спусковым механизмом, обеспечивающим ведение только непрерывного огня. Питание патронами осуществляется из гибкой металлической ленты. Для стрельбы используются 15 или 20-мм (в зависимости от модификации) патроны с бронебойными, бронебойно-зажигательными и осколочно-фугасными пулями. Вследствие высокой скорострельности и большой мощности используемых боеприпасов пулеметы MG-151, представляли собой грозное оружие, эффективность использования которого, впрочем, снижалась вследствие примитивной конструкции лафета и низкой обученности расчетов (пулеметы MG-151 поступали, прежде всего, на вооружение батальонов фольксштурма).Авиационные пулеметы модели 151 были разработаны конструкторами Mauser Werke AG, с 1940 года выпускались в городе Оберндорфе, а позже также шестью другими фирмами. До конца войны только предприятие из города Оберндорфа поставило почти 39500 единиц этого оружия, из них 1272 единицы в 1941/42 хозяйственном году, 2765 — в следующем, 4706 — в 1942/43-м, 16945 — в 1943/44-м и еще 13650 единиц до апреля 1945 года. В предыдущем году, когда немецкая индустрия вооружения достигла наибольшего объема производства, вооруженные силы получили около 19 тыс. пулеметов этого типа.
Пулемёты предназначались в первую очередь для оснащения истребителей, бомбардировщиков, самолетов-разведчиков и истребителей-бомбардировщиков в качестве подвижного и неподвижного бортового оружия. С 1940-1941 годов эти пулеметы стали штатным вооружением немецких самолетов.
Автоматика MG-151 работает за счет отдачи ствола при коротком его ходе. Запирание канала осуществляется поворотом боевой личинки. Подающий механизм ползункового типа с двухсторонней подачей ленты.Оружие оснащено отводящимся назад стволом и запираемым вращающимся затвором. Сам пулемёт состоит из двух подвижных и четырех неподвижных основных узлов. Ствол и затвор подвижны, а корпус, крышка, электрическое перезаряжающее устройство и электрическое спусковое устройство неподвижны. Ствол и затвор перемещаются в корпусе в продольном направлении. Их жесткое запирание осуществляется с помощью запирающей детали, расположенной в корпусе и также продольно перемещающейся. Затвор состоит из двух частей: вращающейся затворной головки и двигающегося по прямой остова. В передней части корпуса расположена возвратная пружина ствола и фрикционная кольцевая пружина, а в задней части, кроме ствольной и буферной пружин — буфер затвора (для поглощения энергии отдачи подвижной системы), который собран из конических разрезных колец. На крышке, закрывающей корпус, размещены запирающая пружина с пружинной гильзой, ручной завод пружины и устройство транспортировки патронной ленты. Электрическое перезаряжающее устройство закреплено на крышке слева, а электрическое спусковое устройство — справа.
Как только выстрел произведен, ствол, и затвор в запертом положении перемещаются назад до тех пор, пока пуля не минует дуло. В этот момент оба язычка головки затвора на роликах скользят по кривой направляющего кольца. При этом головка затвора вращается, ствол и затвор разъединяются, а запирающей детали придается ускорение. Ствол скользит в свое переднее положение, а затвор с большой скоростью устремляется назад и ударяется в буфер.Во время обратного хода из патронника изымается гильза, выбрасывается из оружия вниз, а лента сдвигается на одно звено. При движении вперед затвор вставляет в ствол новый патрон из патронника. После этого головка затвора поворачивается, и затвор соединяется со стволом.
Когда остов затвора достиг своего переднего положения, ударник выходит из отверстия головки затвора и воспламеняет патрон. Помеха, вызванная отказом ленты, автоматически устраняется с помощью электрического устройства перезаряжания, когда стрелок отпускает кнопку произведения выстрелов.Воспламенение патрона может осуществляться механически с помощью ударника или электрически с помощью воспламеняющего тока. Для этого нужен соответствующий затвор. Если стрелок заменяет затвор, предназначенный для механического воспламенения, и с помощью воспламенительной проводки устанавливает контакт между корпусом оружия и источником воспламенительного тока, то пулемет переводится на электрическое воспламенение. Для самостоятельного перезаряжания и взведения оружие должно быть подключено к электрическому устройству дистанционного управления. Однако также возможно ручное перезаряжание и взведение.Имевшаяся на авиационном варианте пулемёта система электроспуска была заменена механическим спусковым механизмом, обеспечивающим ведения только непрерывного огня.
Так же легко, как и переход с механического на электрическое воспламенение, стрелок может переоборудовать оружие модели 151 в модель 151/20. Для этого ему нужно только заменить ствол. Длина шага скрутки ствола, предназначенного для стрельбы 15-мм патронами, составляет 500 мм, а длина самого ствола —1254 мм; длина шага скрутки ствола для стрельбы патронами калибра 20 мм составляет 570 мм, длина самого ствола равна 1104 мм.
Питание пулемета патронами при стрельбе осуществляется из гибкой металлической ленты с полузамкнутым звеном (звенья неразъемные). Ее объем зависит от назначения использования и применения оружия в качестве одиночной, спаренной или тройной конструкции. Оружие в одиночном исполнении чаще всего оснащалось лентами, вмещавшими 250 патронов.

promat8.webnode.ru

MG 151 — это… Что такое MG 151?

У этого термина существуют и другие значения, см. MG.
MG 151/20
Тип:Авиационная пушка
Страна:Германия
История службы
Войны и конфликты:Вторая мировая война
История производства
Производитель:Маузер
Характеристики
Масса, кг:42,7
Длина, мм:1766
Длина ствола, мм:1104
Патрон:20×82 мм
Калибр, мм:20
Принципы работы:отдача ствола
Скорострельность,
выстрелов/мин:
750
Начальная скорость пули, м/с:805 (фугасный)
705 (ОТ, ОЗТ, Б и БЗ)
Прицельная дальность, м:300

MG 151/15 (нем. «Maschinengewehr», буквально «автоматическое оружие», «пулемёт») — немецкая бикалиберная 15-мм авиационная пушка/пулемёт времен Второй мировой войны, разработанная компанией Маузер и выпускавшаяся с 1936 года.

В 1938 году на её базе была разработана пушка MG 151/20, которая широко использовалась на всех типах самолётов люфтваффе и составляла основу вооружения самолетов — истребителей Германии периода Второй мировой войны.

История создания

Авиационная 15-мм автоматическая пушка разрабатывалась фирмой Waffenfabrik Mauser в 1934—1936 годах. Параллельно с конструированием оружия разрабатывался и новый 15-мм патрон в различном снаряжении: с осколочно-зажигательно-трассирующим (ОЗТ), калиберным бронебойно-трассирующим (БТ) Pzgr и подкалиберным бронебойным с твердосплавным (карбид вольфрама) сердечником H-Pzgr снарядами.

Пушка MG 151/15 была запущена в серийное производство в 1940 г. Благодаря применению удачных конструкторских решений она обладала уникальными для своего времени характеристиками, что, наряду с хорошо отработанными 15-мм патронами со снарядами Pzgr и H-Pzgr (см. ниже), обеспечивало её уверенное превосходство над другими авиационными системами калибров 12,7 — 20 мм по параметрам начальной скорости снаряда и бронепробиваемости. Именно высокие баллистические характеристики пушки MG 151 (начальная скорость снаряда H-Pzgr составляла 1030 м/с, и настильность траектории) обусловили её применение на штурмовике Henschel Hs 129 для ведения огня по наземным целям в дополнение к 30-мм пушке МК 103.

Пушка MG 151/15 была принята на вооружение ВВС Германии в начале 1941 г. и устанавливалась на истребителе Bf 109 F-2. Однако в этом качестве 15-мм пушка нашла применение лишь в начальный период войны, главным образом, по причине недостаточной эффективности при ведении огня по авиационным конструкциям (планеру, плоскостям, хвостовому оперению и топливным бакам). Тем не менее, в 1941—1942 годах самолет Bf 109 F с пушкой MG 151/15 представлял серьёзную угрозу для советских самолетов, поскольку на реальных дистанциях воздушного боя (100—200 м) снаряд Pzgr уверенно пробивал бронеспинки сидений советских истребителей и элементы продольного и поперечного бронирования бронекабины штурмовика Ил-2.

В 1941 году фирма Waffenfabrik Mauser на базе 15-мм пушки MG 151 разработала новую 20-мм пушку MG 151/20. Последняя нашла широкое применение в качестве основного вооружения истребителей Bf 109 и Fw-190 различных модификаций, а также истребителей-бомбардировщиков, ночных истребителей и штурмовиков. С конца 1941 г. в основном использовалась пушка со стволом калибра 20 мм под индексом MG 151/20. Однако в составе турельных установок оборонительного вооружения бомбардировщиков MG 151/15 оставалась и после 1941 г. Варианты пушек 15 и 20 мм с электровоспламенением предназначались для синхронной стрельбы через плоскость воздушного винта.

Особенности конструкции

Действие автоматики пушки основано на использовании отдачи подвижного ствола, с которым во время выстрела прочно сцеплен затвор. В этом случае при выстреле назад отбрасывается не один затвор, а ствол вместе с затвором. Тем самым обеспечивается полное прижатие гильзы к стенкам патронника в течение всего времени действия давления в гильзе. Поэтому допустимы более высокие давления и соответственно более высокие начальные скорости относительно оружия со свободным затвором. В пушке MG 151 используется отдача с коротким ходом ствола, меньшим хода затвора. Запирание канала ствола осуществляется поворотом боевой личинки. Подающий механизм ползункового типа. Пушка состоит из двух подвижных и четырёх неподвижных частей. Подвижные части: ствол, затвор. Неподвижные части: ствольная коробка, крышка ствольной коробки. Механизм перезаряжания — электромеханический, ударно-спусковой механизм — также электромеханический. Подача патронов — ленточная, лента гибкая металлическая, звенья неразъемные. Известны варианты с правой и левой подачей. Перезаряжание и спуск — электрические от бортовой сети напряжением 24 вольта.

Нарезы канала ствола MG 151/15: 8 нарезов, нарезка правая, длина хода нарезов 500 мм (5,4°).

Нарезы канала ствола MG 151/20: 8 нарезов, нарезка правая, длина хода нарезов 570 мм (6°20′).

Принцип бикалиберной пушки

При отработке 20 мм варианта пушки MG 151 на свет появилось новое конструкторское решение (принцип) бикалиберной пушки 15/20 мм со сменными стволами различных калибров — от немецкого Wechsellauf-Kanone. Этот принцип вторично увидел свет 40 лет спустя при создании фирмой Рейнметалл новой бикалиберной 35/50 мм пушки Rh 503. В наши дни воплощением этого принципа служит перспективная американская бикалиберная 30/40 мм пушка MK44 или «Бушмастер II». Устройство бикалиберной пушки со сменными стволами позволяет изменять калибр системы, то есть могущество оружия, простой операцией перестволения при внесении незначительных изменений в систему подачи, и базируется на сохранении габаритных размеров патронов обеих систем: одинаковых длин патронов и диаметров донных частей гильз. Одним из отрицательных моментов бикалиберной пушечной системы является ограничение длины патрона большего калибра соответствующим значением нижестоящего патрона, и, соответственно, ограничение его дульной энергии. В современных системах для парирования этого недостатка патрон большего калибра может выполняться по схеме гильзового телескопического выстрела.

Боеприпасы

Патрон 15×96 мм с бронебойным подкалиберным снарядом H-Pzgr предназначался для стрельбы по наземным целям. Высокие показатели бронепробития 40 мм/0°/300 м достигались, в частности, использованием твердосплавного сердечника с оживальной головной частью. Патрон 15×96 мм с калиберным бронебойно-трассирующим (БТ) снарядом Pzgr.patr. был оптимизирован для стрельбы по воздушным целям.

При разработке 20 мм патрона конструкторы фирмы Маузер увеличили диаметр дульца патрона 15×96 мм, одновременно уменьшили высоту гильзы до 82 мм для сохранения длины обоих патронов одинаковыми и равными 147 мм. Новый патрон 20×82 мм снаряжался снарядами, унифицированными с используемыми к пушке MG FF/M (осколочно-трассирующий, фугасный, бронебойный) с последующим проведением их усовершенствования[1]. Всего в боекомплекте имелось семь типов патронов различного назначения, для стрельбы по различным типам целей (некоторые исследователи называют, с учетом различных типов зажигательных патронов, цифру, в 4 раза большую), что представляется избыточным с точки зрения принятой в СССР практики. Гильзы обоих калибров латунные или стальные без закраины, диаметр основания гильзы 25,0 мм.

Обе пушки MG 151 и MG 151/20 выпускались в вариантах с ударным и электровоспламенением, при этом патроны с ударным капсюлем и электровоспламенителем не являлись взаимозаменяемыми.

MG 151Масса
патрона, г
Масса
снаряда, г
Масса
заряда, г
Масса
ВВ, г
Начальная
скорость, м/с
Бронепробитие
мм/град/м
Темп
стрельбы, выст/мин
БТ (Pzgr. L’spur)1657225,685026/0/300750
БП (H-Pzgr)1515226,0103040/0/300700
ОТ (Sprgr. L’spur)1515725,64,5960700
ОЗТ (Br. Sprgr. L’spur)1515725,61,95 + 1,4 з.ш.960700

БТ бронебойно-трассирующий; БП бронебойно-подкалиберный; ОТ осколочно-трассирующий; ОЗТ осколочно-зажигательно-трассирующий

MG 151/20Масса
патрона, г
Масса
снаряда, г
Масса
заряда, г
Масса
ВВ, г
Начальная
скорость, м/с
Бронепробитие
мм/град/м
Темп
стрельбы, выст/мин
Ф (M.-Gesch.)1839220,018,7 тэн или HA418056/20/200650
ОТ (Sprgr. L’spur)20511517,86,2705700
ОЗТ (Br. Sprgr. L’spur)20511517,83,7705700
Б (Pzgr)20511518,570512/30/300750
БР (Pz. Sprgr)20511518,54,570510/30/300750

Ф фугасный; Б бронебойный; БР бронебойно-разрывной. Угол (град) от нормали к поверхности брони.

Принципиально новым и не имеющим аналогов среди боеприпасов авиапушек других воюющих государств являлся 20 мм фугасный снаряд, в основу разработки которого были положены исследования баллистика Губерта Шардина (Техническая академия ВВС) процессов детонации и экспериментальных замеров давления во фронте ударной волны. В новом боеприпасе удалось объединить ряд технических и технологических новшеств того времени:

  • новый принцип поражения элементов конструкции самолета импульсом давления во фронте ударной волны (а не осколками корпуса снаряда)
  • полученный глубокой вытяжкой тонкостенный корпус снаряда из легированной стали, упрочненный ТВЧ, что позволило увеличить массовую долю разрывного заряда (наполнение) до 20 % по сравнению с 5-7 % у снарядов осколочного типа
  • мощное взрывчатое вещество на основе металлизованного тэна под маркой Pentrit A, которое в 1942 г. заменено составом HA 41 на основе гексогена, последний характеризовался увеличенным зажигательным и фугасным действием
  • взрыватель с детонатором замедленного действия на газодинамическом принципе (Sprengkapsel Duplex) индекс VC. Обеспечивал возможность разрыва фугасного снаряда во внутренних отсеках конструкции самолёта, не рассчитанных на приложение избыточного давления.
  • электровоспламенение патрона для регулирования темпа стрельбы и т. п.

При попадании 20 мм фугасного снаряда в киль или плоскость самолета, выполненных из древесных материалов (деревянной или смешанной конструкции) самолет мгновенно лишался этих элементов, что означало прекращение управляемого полета.

В силу того, что фугасный снаряд эффективно работал по конструкции самолета, рекомендованная (1944) для пушки 151/20 при стрельбе по воздушным целям комплектации патронной ленты включала только 20 процентов бронебойных выстрелов (2 фугасных + 2 ОЗ + 1 БР или БЗ)[2]. Для сравнения, стандартная комплектация боезапаса 20-мм пушки «Испано-Сюиза» английских истребителей (1943-45 гг) на 50 процентов состояла из бронебойных выстрелов (1 ОЗТ + 1 БР)[3].

Практика войны подтвердила эффективность действия малокалиберного фугасного снаряда по авиационным конструкциям. После войны в СССР и союзных странах (Великобритания и Франция) была увеличена степень наполнения авиационных снарядов взрывчатым веществом (в СССР — вдвое), которые в отечественной практике получили наименование осколочно-фугасных зажигательных (ОФЗ) снарядов.

Использование

MG 151

  • Bf 109 F-2. Мотор-пушка MG 151 с ударным воспламенением патрона. Устанавливалась в развале цилиндров двигателя DB 601
  • Do 217E1
  • Hs-129 B-1 Две пушки MG 151 с ударным воспламенением патрона по бортам фюзеляжа, на уровне кабины лётчика, выше плоскости крыла.

MG 151/20

  • Bf 109 серий: F-4, G-2, G-4, G-6: мотор-пушка (с ударным воспламенением патрона). Устанавливалась в развале цилиндров двигателя DB 601Е, N и др. Ствол проходил между развалом цилиндров двигателя (снаружи), стрельба — через кок воздушного винта.
  • Fw 190 Синхронные пушки MG 151/20E с электровоспламенением патрона устанавливались в корневой части крыла самолета-истребителя Fw 190 серий: A-/D-/F-/G (по две на машину) с боекомплектом 250 патронов на пушку. Ещё две пушки на машину устанавливались в консольной части крыла истребителя Fw 190 начиная с серии A-6 по серию A-9.
  • BV138, FW200, Ju188 — В составе подвижных огневых установок тип HD151

Ссылки

Примечания

  • MK44 30/40mm Bushmaster Automatic Cannon  (англ.). Alliant Techsystems Inc.. — страница MK44 30/40мм на сайте производителя. Архивировано из первоисточника 22 февраля 2012. Проверено 1 января 2009.
  • Automatic Cannon RH 503  (англ.). RHEINMETALL DEFENCE. — страница «Автоматическая пушка RH 503на сайте производителя. Архивировано из первоисточника 22 февраля 2012. Проверено 2 января 2009.

Германское авиационное вооружение Второй мировой войны

Пулемёты

MG-15 | MG-17 | MG-81 | MG-131

Пушки

MG FF | MG 151 | MK 101 | MK 103 | MK 108 | MG 213 | BK 37

Вооружение германских самолётов Второй мировой войны

 

dic.academic.ru

Военное дело — MG 151

Меню сайта

Наш опрос

Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0


Форма входа


MG 151/15 (нем. «Maschinengewehr», буквально «автоматическое оружие», «пулемёт») — немецкая бикалиберная 15-мм авиационная пушка/пулемёт времен Второй мировой войны, разработанная компанией Маузер и выпускавшаяся с 1940 года.

В 1941 году на её базе была разработана пушка MG 151/20, которая широко использовалась на всех типах самолётов люфтваффе и составляла основу вооружения самолетов — истребителей Германии периода Второй мировой войны.

 

MG 151/20

Характеристики

Масса, кг:42,7

Длина, мм:1916

Длина ствола, мм:1254

Снаряд:15×96 мм

Калибр, мм:15

Принципы работы:отдача ствола

Скорострельность,

выстрелов/мин:680—740

Начальная скорость

снаряда, м/с960 (ОТ, ОЗТ)

850 (БТ)

1030 БП (WC)

Прицельная дальность, м:400

MG 151/20

Тип:Авиационная пушка

Страна:Германия

История службы

Войны и конфликты:Вторая мировая война

История производства

Производитель:Маузер

Характеристики

Масса, кг:42,7

Длина, мм:1766

Длина ствола, мм:1104

Патрон:20×82 мм

Калибр, мм:20

Принципы работы:отдача ствола

Скорострельность,

выстрелов/мин:750

Начальная скорость пули, м/с:805 (фугасный)

705 (ОТ, ОЗТ, Б и БЗ)

Прицельная дальность, м:300

История создания

Авиационная 15-мм автоматическая пушка разрабатывалась фирмой Waffenfabrik Mauser в 1934—1936 годах. Параллельно с конструированием оружия разрабатывался и новый 15-мм патрон в различном снаряжении: с осколочно-зажигательно-трассирующим (ОЗТ), калиберным бронебойно-трассирующим (БТ) Pzgr и подкалиберным бронебойным с твердосплавным (карбид вольфрама) сердечником H-Pzgr снарядами.

Пушка MG 151/15 была запущена в серийное производство в 1940 г. Благодаря применению удачных конструкторских решений она обладала уникальными для своего времени характеристиками, что, наряду с хорошо отработанными 15-мм патронами со снарядами Pzgr и H-Pzgr (см. ниже), обеспечивало её уверенное превосходство над другими авиационными системами калибров 12,7 — 20 мм по параметрам начальной скорости снаряда и бронепробиваемости. Именно высокие баллистические характеристики пушки MG 151 (начальная скорость снаряда H-Pzgr составляла 1030 м/с, и настильность траектории) обусловили её применение на штурмовике Henschel Hs 129 для ведения огня по наземным целям в дополнение к 30-мм пушке МК 103.

Пушка MG 151/15 была принята на вооружение ВВС Германии в начале 1941 г. и устанавливалась на истребителе Bf 109 F-2. Однако в этом качестве 15-мм пушка нашла применение лишь в начальный период войны, главным образом, по причине недостаточной эффективности при ведении огня по авиационным конструкциям (планеру, плоскостям, хвостовому оперению и топливным бакам). Тем не менее, в 1941—1942 годах самолет Bf 109 F с пушкой MG 151/15 представлял серьезную угрозу для советских самолетов, поскольку на реальных дистанциях воздушного боя того времени (100—200 м) снаряд Pzgr уверенно пробивал бронеспинки сидений советских истребителей и элементы продольного и поперечного бронирования бронекабины штурмовика Ил-2.

В 1941 году фирма Waffenfabrik Mauser на базе 15-мм пушки MG 151 разработала новую 20-мм пушку MG 151/20. Последняя нашла широкое применение в качестве основного вооружения истребителей Bf 109 и Fw-190 различных модификаций, а также истребителей-бомбардировщиков, ночных истребителей и штурмовиков. С конца 1941 г. в основном использовалась пушка со стволом калибра 20 мм под индексом MG 151/20. Однако в составе турельных установок оборонительного вооружения бомбардировщиков MG 151/15 оставалась и после 1941 г. Варианты пушек 15 и 20 мм с электровоспламенением предназначались для синхронной стрельбы через плоскость воздушного винта.

Особенности конструкции

Действие автоматики пушки основано на использовании отдачи подвижного ствола, с которым во время выстрела прочно сцеплен затвор. В этом случае при выстреле назад отбрасывается не один затвор, а ствол вместе с затвором. Тем самым обеспечивается полное прижатие гильзы к стенкам патронника в течение всего времени действия давления в гильзе. Поэтому допустимы более высокие давления и соответственно более высокие начальные скорости относительно оружия со свободным затвором. В пушке MG 151 используется отдача с коротким ходом ствола, меньшим хода затвора. Запирание канала ствола осуществляется поворотом боевой личинки. Подающий механизм ползункового типа. Пушка состоит из двух подвижных и четырёх неподвижных частей. Подвижные части: ствол, затвор. Неподвижные части: ствольная коробка, крышка ствольной коробки. Механизм перезаряжания — электромеханический, ударно-спусковой механизм — также электромеханический. Подача патронов — ленточная, лента гибкая металлическая, звенья неразъемные. Известны варианты с правой и левой подачей. Перезаряжание и спуск — электрические от бортовой сети напряжением 24 вольта.

Нарезы канала ствола MG 151/15: 8 нарезов, нарезка правая, длина хода нарезов 500 мм (5,4°).

Нарезы канала ствола MG 151/20: 8 нарезов, нарезка правая, длина хода нарезов 570 мм (6°20′).

Принцип бикалиберной пушки

При отработке 20 мм варианта пушки MG 151 на свет появилось новое конструкторское решение (принцип) бикалиберной пушки 15/20 мм со сменными стволами различных калибров — от немецкого Wechsellauf-kanone. Этот принцип вторично увидел свет 40 лет спустя при создании фирмой Рейнметалл новой бикалиберной 35/50 мм пушки Rh 503. В наши дни воплощением этого принципа служит перспективная американская бикалиберная 30/40 мм пушка MK44 или «Бушмастер II». Устройство бикалиберной пушки со сменными стволами позволяет изменять калибр системы, то есть могущество оружия, простой операцией перестволения при внесении незначительных изменений в систему подачи, и базируется на сохранении габаритных размеров патронов обеих систем: одинаковых длин патронов и диаметров донных частей гильз. Одним из отрицательных моментов бикалиберной пушечной системы является ограничение длины патрона большего калибра соответствующим значением нижестоящего патрона, и, соответственно, ограничение его дульной энергии. В современных системах для парирования этого недостатка патрон большего калибра может выполняться по схеме гильзового телескопического выстрела.

Боеприпасы

Патрон 15×96 мм с бронебойным подкалиберным снарядом H-Pzgr предназначался для стрельбы по наземным целям. Высокие показатели бронепробития 40 мм/0°/300 м достигались, в частности, использованием твердосплавного сердечника с оживальной головной частью. Патрон 15×96 мм с калиберным бронебойно-трассирующим (БТ) снарядом Pzgr.patr. был оптимизирован для стрельбы по воздушным целям.

При разработке 20 мм патрона конструкторы фирмы Маузер увеличили диаметр дульца патрона 15×96 мм, одновременно уменьшили высоту гильзы до 82 мм для сохранения длины обоих патронов одинаковыми и равными 147 мм. Новый патрон 20×82 мм снаряжался снарядами, унифицированными с используемыми к пушке MG FF/M (осколочно-трассирующий, фугасный, бронебойный) с последующим проведением их усовершенствования. Всего в боекомплекте имелось семь типов патронов различного назначения, для стрельбы по различным типам целей (некоторые исследователи называют, с учетом различных типов зажигательных патронов, цифру, в 4 раза большую), что представляется избыточным с точки зрения принятой в СССР практики. Гильзы обоих калибров латунные или стальные без закраины, диаметр основания гильзы 25,0 мм.

Обе пушки MG 151 и MG 151/20 выпускались в вариантах с ударным и электровоспламенением, при этом патроны с ударным капсюлем и электровоспламенителем не являлись взаимозаменяемыми.

 В Мой Мир

Поиск


Календарь
«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031


voinanet.ucoz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *