Содержание

Булава — Lurkmore

Так оно хотелось…
«

Светилась, падая, ракета, И в панике бежал расчет. Кто хоть однажды видел это, Тот хуй к ракете подойдет.

»
— Песня строевых частей РВСН ХХ века
«

Метко пущенная твердой рукой дружинника, булава ударила убегающего привратника между лопаток. Бездыханное тело грымнулось на дорожку. «Не забыть наградить за удачный пуск булавы» — сделал в уме отметку командир Щавель.

»
— Ю. Гаврюченков «Работорговцы»

Булава (полное наименование: Р-30 3М30 «Булава́-30») — эпичная в своей просранности вундервафля этой страны, призванная до дрожи в коленях пугать злых пиндосов, неблагодарную Европу и остальных врагов России, коих дохрена под каждым камнем. Представляет из себя трехступенчатую твёрдотопливную баллистическую ракету для размещения на подводных лодках. Летает уже более-менее, зато во время неуправляемого полёта в северном небе способна посылать красивые спиралевидные сигналы аки НЛО (hello Norge!), и тонет хорошо.

[править] Исторический экскурс

Суровые россиянские военные пилят булаву

Разработка Булавы была начата в 1998 году, как альтернатива такому же качественному изделию сумрачного перестроечного гения, твердотопливной ракете Р-39УТТХ («Барк»), успевшей к тому времени ёбнуться с небес на бренную землю уже трижды. В результате образовавшегося у старшего начальства баттхерта и существенного недостатка денег (при тамошних темпах финансирования проект оценивали в 20 (!) лет), разработку «Барка», выполненную к тому времени уже на 73%, свернули и отдали эстафетную палочку Московскому институту теплотехники, который, в отличие от КБ им. Макеева, разрабатывавшего «Барк», морские ракеты делать не умел, но страшно хотел. Основная идея заключалась в том, чтобы сделать ДЁШЕВО, а конкретно — существенно уменьшить габариты, массу и забрасываемый вес, отпилить все свистелки и перделки (например, для «Барка» была запланирована система прохождения сквозь лёд) и унифицировать большинство деталей наземного «Тополя-М» и морской «Булавы» для пущей экономии и простоты производства. Идея, красивая на бумаге, обернулась тотальным пиздецом на практике: количество унифицированных деталей все уменьшается и уменьшается, деньги все вкладываются и вкладываются, а ракета все никак не летает. Но это потом, а сначала 27-й НИИ Минобороны РФ, традиционно обеспечивавший научно-техническое сопровождение разработки и отработки стратегических ракетных комплексов морского базирования, расформировали, от участия в разработке стратегических ракетных комплексов отстранили научно-исследовательские институты Роскосмоса (ЦНИИмаш, НИИ тепловых процессов, НИИ технологии машиностроения, ЦНИИ материаловедения), и все заверте…

Странное явление в Норвегии 9 декабря — догорает третья ступень «Булавы»Оно же в новостях
  • В первый раз, 24 мая 2004 года на Воткинском машиностроительном заводе во время проведения испытаний пизданул двигатель. Нота Бене: там испытывали только двигатель, а для них такие вещи на испытаниях — обязательная программа.
  • 23 сентября 2004 — черный день для противников проекта, потому что с АПЛ ТК-208 «Дмитрий Донской», базирующейся на Севмашпредприятии в Северодвинске оно таки взлетело. Из подводного положения. Правда, не то чтобы сама ракета, а ее массогабаритный макет, но хотя бы.
  • 27 сентября 2005 — еще один успешный запуск. Успешный. Из акватории Белого моря с АПЛ «Дмитрий Донской» из надводного положения по полигону Кура на Камчатке.
  • 21 декабря 2005 — опять взлетело, опять успешно.
  • 7 сентября 2006 — а вот тут начал наступать ОН. Где-то кто-то ушел в запой, что-то разворовали, и ракета, пролетев после старта несколько минут, отклонилась от курса и упала в море.
  • 25 октября 2006 — разворовали еще больше, и после нескольких минут полёта «Булава» отклонилась от курса и полетела плескаться в Белом море.
  • 24 декабря 2006 — с ракеты свинтили оставшиеся болты, с завода сперли последний трактор. Отказал двигатель третьей ступени, «Булава» самоликвидировалась.
  • 28 июня 2007 — нашли винты, опохмелили механиков, купили новый трактор. Пуск прошел почти удачно, третья боеголовка не поразила цель.
  • 18 сентября 2008 — пуск — штатно, полет — штатно, отделение боевых блоков — хреново. Активный участок траектории ракета прошла без сбоев, попала в заданный район, головная часть отделилась штатно, но ступень разведения боевых блоков не смогла обеспечить их отделения.
  • 28 ноября 2008 — ВНЕЗАПНО полностью удачный запуск.
  • 23 декабря 2008 — после отработки первой и второй ступени ракета вышла на нештатный режим работы, отклонилась от расчетной траектории и самоликвидировалась, взорвавшись в воздухе.
  • 15 июля 2009 — «Булава» самоликвидировалась на 20-й секунде полёта.
  • 27 октября 2009 — ракета не смогла выползти из шахты из-за срабатывания автоматической защиты.
  • 9 декабря 2009 — наебнулась третья ступень ракеты. Получилось красиво.
  • 7 октября 2010 — передают о полностью успешном запуске. Но мы-то с вами знаем.
  • 29 октября 2010 — и вновь удачно. Тенденция, однако.
  • 28 июня 2011 — разворовать, к несчастью успели не все, так что пуск прошел успешно. Кстати впервые со штатного носителя — пл. типа «Борей». WAIT. OH SHI~~
  • 27 августа 2011 — второй запуск с борта АПЛ «Юрий Долгорукий» прошел успешно. На этот раз старт из подводного положения и на максимальную дальность.
  • 28 октября 2011 — третий запуск с борта АПЛ «Юрий Долгорукий». Опять успешно. Боевые блоки ракеты в установленное время прибыли в установленное место на полигоне «Кура».
  • 23 декабря 2011 — четвёртый, на сей раз залповый (2 ракеты) пуск с «Юры». Очередной вин: БЧ одной из ракет прибыли на Камчатку точно по расписанию. Одной — потому что при залповых пусках полный маршрут проделывают только одна-две ракеты, остальные ради экономии даже не снаряжаются боеголовками и подрываются сразу после завершения активного участка.
  • 6 Сентября 2013 — на этот раз ракету пускали с Александра Невского. Духи стабильности и путинизма в этот раз не помогли, в полете ракета, видимо, вспомнила о судьбе павшего несколько ранее «Протона-М». Fail, Шойгу заставит еще пять раз пулять несчастную ракету.
Тут следует отметить, что, к примеру, из первых 10 пусков самой надежной советской ракеты Р-36, 7 были неудачными, так что для нового комплекса это, в общем-то, нормально. И сравнивать с Трайдентом надо бы расово верную советскую Синеву (Р-29), ибо эти дети холодной войны разрабатывались во времена, когда и коллективы были на порядок больше, и финансирование от них не отставало

Итого: 21 (22) полноценных запусков, из них 13 (14, считая залп за два) — удачные (причем предпоследние, до 6 сентября 2013 — 6 (7) — подряд). Желающие могут сравнить с испытаниями главного оппонента нашей родной вундервафли. После череды winов fail 2013 года опять сбрасывает программу туда, откуда она начинала.

  • 10 Сентября 2014 — старт успешный. Запускали с третьей лодки серии, «Владимир Мономах», формально проходящей испытания. Старт преследовал также и цель толсто потроллить пиндосов на фоне украинских событий.
  • 30 октября 2014 — старт успешный. Запускали с АПЛ «Юрий Долгорукий». Боевые блоки ракеты в установленное время прибыли в установленное место на полигоне «Кура». Стала заметна тенденция — запуски с «Юры» имеют обыкновение оказываться успешными.
  • 16 ноября 2015 — и снова залповый пуск с «Владимир Мономах». Опять полная задница — одна ракета самоликвидировалась, вторая достигла полигона «Кура», но в цель не попала.

[править] Либерасты vs поцреоты

Либерасты получили возможность как следует потроллить оппонентов, а последние — принести хоть какую-то пользу обществу, перевыполнив план по производству кирпичей на пару лет вперед. Попутно теми же кирпичами срет высший военный состав, лихорадочно меняющий местами поставщиков, заводы-изготовители и самих себя, чтобы это, рожденное ползать, таки научилось летать.

Переводя на русский язык — в последних неудачах виноваты слесарь Проша, токарь Степаныч, сварщик Микола. Не вникая в конструктивные просчёты, можно сказать что все последние провалы испытаний — результат уничтожения промышленности в России. Это результат уничтожения рабочих как класса. Сколько открыто заводов при Путине? Сколько открыто профтехучилищ при Путине? И те и другие только закрывались. Они были не нужны трубачам. Им вообще ничего кроме ресурсов не нужно было. Сейчас мы пожинаем плоды такой политики. Даже Медведев заметил это. «Это не верный путь. Путь в никуда», но «Мы не свернём и пойдём только вперёд!» Кто ответит за национальный позор, когда страны третьего мира возвращают нам заказанную ими у нас военную технику из-за никудышного качества? Никогда Россия не переживала такого позора, никогда так брезгливо не относились в мире к нашей экспортируемой технике. Помимо морального это и ощутимый материальный ущерб. Кто возместит его? Кто ответит за миллиарды выброшенные на ветер? Правильно — слесарь Проша, токарь Степаныч, сварщик Микола. В другой стране, не вертикальной, давно бы уже была создана парламентская комиссия и давно бы были названы виновные в ущербе. У нас же, при существовании касты неприкасаемых, создание такой комиссии дело совершенно бессмысленное. Ну не может же быть виноватым человек, который никогда не делает ошибок или знатный ракетчик Серёжа. Да и судьи кто?

Попутно идет нехилый срач между самими поцреотами, которые тоже поняли, что с отечественной обороной что-то не так:

совершенно очевидно, что надо прекращать испытания и выбрасывать деньги в воздух, а заняться ракетой «Синева» — единственной ракетой, которая у нас летает

Александр Храмчихин, политолух

[править] Нынешнее положение

Разработка альтернативных методов применения ракеты «Булава». В качестве тарана вместо сабжа использована ПКР 3М-54 «Калибр» (пинд. Thread D), что говорит о уровне владения матчастью авторов данного раздела

На текущий момент отечественный ядерный щит постепенно превращается в ржавое решето: советские ракеты еще летают, подлодки еще плавают, но конец их срока эксплуатации неотвратимо наступает, а замены всё нет. Апдейт: на 2016 год 3/5 ракет РВСН выпущены после 1998 года, на флоте 667БДР и 667БДРМ таскают несколько раз допиленные советской разработки ракеты Р-29 (про них ниже). Вы таки всё ещё думаете о решете? С американским решетом ситуация ещё хуже (твердотопливные ракеты имеют свойство протухать как консервы, смесевое топливо это же смесь того, что реагирует с невъебическим энтузиазмом, «Огайо» выпущенные в допотопные времена звенят гайками). Июнь 2016: пуск Трайдента-2 закончился фэйлом, ракета пошла в сторону СШП (видимо, надоело на британской лодке чалиться, домой потянуло) — но поцреотам похуй, ибо полимеры же!..

Произошёл весь бардак во многом благодаря тому, что сначала, под предлогом разрабатываемой Р-39 УТТХ «Барк», сняли с производства морскую ракету Р-39, затем проект «Барк» тоже прикрыли, а готовую к испытаниям четвертую ракету, на которой все выявленные дефекты были устранены, запустить не позволили, зато быстренько разобрали и утилизировали, потому что мешала, зараза, строить оборону Родины (жидкостная ракета на подводной лодке вообще страшно нравилась подводникам, уже привыкшим употреблять несимметричный диметилгидразин вместо спирта. И закусывать плутониями. И медведя поить). После утилизации под шумок отправили на слом половину атомных подводных лодок проекта 941 «Акула», которым стрелять оказалось нечем. От этого оборона непоправимо усилилась еще больше. Правда, несколько улучшилась экономика, «Акула» была просто невьебическим произведением сумрачного тевтонского гения кремлёвского маразма — после того, как американские друзья выкатили «Огайо» и «Трайдент», у старичков случился баттхерт, и конструкторам выдали армянский коньяк из запасов товарища Сталина. Только этим (а также размерами Р-39, которая швырялась гавном практически так же, как «Трайдент» — но «Трайдент» нервно курил в сторонке от одного вида Р-39) можно объяснить наличие двух (больших; есть ещё три маленьких) прочных корпусов и водоизмещение в 50 000 тонн… желающие могут сравнить с «Огайо», которая тащит 24 ракеты, против 20 у «Акулы». Правда, монархисты и либералы в этом высере скромно умалчивают, что «Акула» должна была стрелять с акватории Северного Ледовитого океана (неплохо вообще рядом с полюсом), где даже ее хуй чем можно обнаружить. А для этого нужно уметь ломать толстые, жирные льды. Автономность лодки тоже на уровне. К слову, у пиндосов арктический поход РПКСН — это знаменательное Событие в жизни что экипажа, что самой подлодки. Несмотря на всё это, «Дмитрия Донского» таки оставили в строю, чтобы ZOG мог невозбранно изучать уникальный полёт отечественной конструкторской мысли.

Слава СССР, что в нем, помимо твердотопливных ракет, продолжали разрабатывать жидкостные. И когда в конце девяностых военные обнаружили, что ВНЕЗАПНО в стране предвидится очень скорое отсутствие вообще каких-либо пригодных для стрельбы морских баллистических ракет, по-быстрому решили модернизировать снятую с производства ракету Р-29РМ (в том самом КБ им. Макеева, кстати), и начали неспешно её клепать и ставить на самые новые из оставшихся от СССР субмарины 667БДРМ «Дельфин». Именно они-то сейчас и внушают страх и ужос потенциальному противнику, периодически учебно отстреливая ракеты на рекордные 11,5 тыс. км. А хуле… в производстве освоена, отлизана, испытана — мало того, доработана напильником ЧЕТЫРЕЖДЫ. Р-29РМУ (на вооружении с 1988) -> Р-29РМУ1 (2002) -> Р-29РМУ2 «Синева» (2007) -> Р-29РМУ2.1 «Лайнер» (2014). Ждём Р-29РМУ3.

«Булава» наконец-то полетела, и ее дальнейшее производство продолжает упорно лоббироваться. Фактически, она стала единственным сумрачным будущим нашего стратегического флота, ибо новые подлодки проекта 955 «Борей» строятся именно под нее (вместе с модернизацией «Акул» по проекту 941УМ), ракеты «Синева» на них установить невозможно технически. Дело в том, что габариты Р-29РМ невъебические (она немногим меньше помянутой Р-39, хотя легче вдвое) — из-за чего вообще-то и началась вся эта история. Угадайте: если ракета на четверть длиннее, насколько больше диаметр корпуса ПЛ-носителя? Правильно, на четверть. С соответствующими последствиями для водоизмещения. А уж водоизмещение за собой ведёт как тактические (заметность и осадка, опционально — управляемость), так и экономические (стоимость АПЛ и её инфраструктуры, скорость постройки, потребные судостроительные мощности) последствия. При этом разработчики категорически отказываются от наземных пусков, потому что в условиях подводной лодки все неудачи можно списывать на погоду, природу и черта лысого, а в условиях полигона — только на конструкторский кретинизм. Потом, правда, полученное на полигоне один хуй придётся переделывать под полевые условия и испытывать заново — но поцреотам похуй.

Следующие испытания назначаются чуть ли не через день и откладываются ежедневно, поэтому на постройку бункеров и блиндажей для защиты от обломков времени у населения осталось не так много. Злые американцы мерзко хихикают из-за океана и боятся единственно того, чтоб мы сами себя этой булавой не пришибли, и не устроили много радиоактивных осадков. Злые либералы мерзко хихикают тут же под боком, военное руководство закупает то новые запчасти, то вазелин, Путин внимательно наблюдает. Короче, все при деле. Правда, в последнее время злые американцы резко озаботились мыслью о собирательстве гаек, выпадающих из «Огайо», и замене их вообще нахуй на что-нибудь более дешёвое китайского производства, а также о замене подтухающих уже «Трайдентов» — именно после «Борея» и «Булавы», но поцреотам это, конечно же, неизвестно.

Счастье лишь в том, что на нас и раньше никто нападать не собирался (чуть-чуть уничтожить не считается же, см. План «Dropshot»), а сейчас — тем более (нещитово, да[1]), поэтому на посыпание полигонов обломками и фрагментами обшивки у разработчиков «Булавы» есть еще лет двадцать (знакомая цифра, не правда ли?). Если учесть то, что американцы на МКС летают на «Союзах», то, по-видимому, все 70 (знакомая цифра тоже).

[править] Маленькое техническое замечание

При всем при этом стоит отметить, что подобный ход событий в испытаниях всего, что связано с полетами — обычное дело не только в этой стране, но и в их Америках, и где угодно еще. Взять хотя бы испытания советских ракет, или все те же пресловутые шаттлы. Та же Р-29РМ, предок так восхваляемой Храмчихиным «Синевы», имела 17 фейлов при испытаниях (6 на наземном стенде и 11 при пусках с лодки), но в итоге получилась прекрасная ракета. Вся разница, собственно, в том, что про то, сколько раз наебывались советские ракеты простой народ не уведомляли, а шаттлы списали в утиль.

Что же касается публичных оценок и участия прессы, то далеко не всегда это полезно. Когда мы стреляли из Неноксы (наземный полигон, где проходили тестовые запуски, прим. ред. ruvr.ru), об этом знать никто не знал. Хорошо полетела ракета или плохо — это дело генерального конструктора ракеты. Если она полетела не так и не туда, он и должен разбираться, из-за чего это произошло. И не надо драматизировать ситуацию, будто мы вышли на последний решительный бой и проиграли… Да это вообще не бой, а разработка сложной ракетной техники. Очень сложной.

Сергей Ковалев

Посему, основное отличие разработки «Булавы» от разработки любой другой ракеты лишь в том, что все старое по традиции уже успели разворовать, а нового под рукой почему-то не оказалось. По версии же Кровавой Гэбни, основной причиной фэйлов «Булавы» стала некачественная электроника системы наведения. Поиски виноватых привели на Брянский электронный завод, где внезапно вскрылась интересная вещь. Микросхемы, используемые в системе управления, изготавливаются в двух версиях: гражданская, в пластиковом корпусе, и военная, в керамическом. Армия заказывает защищенные микросхемы в керамических корпусах, выдерживающие вибрацию и перегрузки при запуске. Правда, тупые пиндосы и погрязшие в разврате гейропейцы применяют пластиковые корпуса ИМС для изделий, не требующих стойкости к ионизирующему излучению, уже лет N-цать, и у них ничего не падает, да и сейчас (2015-й год) НИИЭТ совместно с ПКК «Миландр» пытаются пробить идиотизм военных долбоебов, упорно не желающих корректировать ГОСТ-ы, которые помнят еще Брежнева, и провести сертификационные испытания ИМС в пластиковых корпусах. Микросхемы выпускаются и толкаются налево втридорога. А армия получает копеечные пластиковые микросхемы с липовой маркировкой, крашенные под керамику. При запуске, естественно, происходит FAIL. А занимается этим группа лиц из 11 человек под прикрытием одного из заместителей директора завода. Как только их взяли за жопу — «Булава» сразу начала летать. Интернет-аналитики уверены, что подобная практика существует на многих оборонных предприятиях: если можно наебать госприемку — обязательно наебут. Реально госприемке глубоко похуй на качество принимаемых изделий, ебут их только за неправильно оформленные сопроводительные и внешние документы. Говняность самого изделия — дело исключительно производителя. В зависимости от количества распиливаемых бабок его либо выебут, высушат и переформируют, либо отсыпят ведро лавэ на модернизацию (а результат ее заранее немного предсказуем). Реальное положение с компонентами военно-космического назначения в нашей микроэлектронике ещё хуже — но лучше и не знать, читатели не выберутся из под завалов кирпичей. Проблемы, так скажем, есть…

[править] Маленькое конспирологическое замечание

Возможно, разгадка фэйлов данной вундервафли в одном: на данный момент все основные ракетные технологии разрабатываются (да-да соответственно на государственные деньги) в одном месте — MIT МИТ, Московском институте теплотехники. Макеевцы всеми силами пилят «Сатану-2», ну и смотри выше про Р-29РМУ1/2/2.1/3. Нюанс в том, что МИТ — твердотопливники от комля, макеевцы жидкостники, так что логика имеет место быть. Вин же фэйла в миграции технологий по всему семейству Тополиных. «Булава» такая, «Булава» сякая, зато «Ярс» имел испытания формата «три из трёх», ибо основные элементы были отработаны на «Тополе» и «Булаве».

Ниже приведен сравнительный анализ изделий, созданных этой конторой:

  • Тополь-М. Создан на базе мобильной ракеты «Тополь», логическое продолжение ракет средней дальности «Пионер» и МБР «Темп-2С». Собственно, изготовление ракет этого класса и является специализацией МИТ.
    Win: Мобильный ракетный комплекс, с манёвренными гиперзвуковыми боеголовками, на дежурстве колесит по ебеням, несёт на себе мегатонну демократии суверенитета с высочайшей точностью (±300м), а с недавнего времени (2010) — 3-4 РГЧ ИН (модель ракеты типа «Ярс», выведена новым типом для соблюдения договоров СНВ — те запрещали ставить РГЧ на моноблочные ракеты). В предвоенный период для повышения времени дежурства за самим комплексом может идти цистерна-дозаправщик и организованы станции дозаправки. Сам комплекс обнаруживается разведкой только через 8-12 часов, а ТТХ американских спутников вообще не позволяют оперативно обнаруживать мобильные ракеты. Впрочем, нежелание проёбывать дорогие и живучие шахты (ну и просто складывать все яйца в одну корзину, ибо у каждого способа базирования свои плюсы и минусы) привело к помещению части семейства Тополиные в шахту. Мол, вдруг война придёт — тогда и проклюнутся семена.
    Fail: Темпы принятия на вооружение повысят самооценку даже бывалого слоупока. Большая часть боевых блоков (85%) до сих пор (2010, если что) стоит на стареньких «Воеводах» и «Стилетах», которые шахтного базирования. Апдейт-2017: как уже указано выше, 174 из 286 МБР выпущены после 1998 года, 450 блоков из 1138 стоят на них. В общем, масштабы фэйла преувеличены.
  • Булава. Заявленный WIN: Унифицированная с надеждой РВСН, ракетами «Тополь-М» (то есть, имеет много одинаковых запчастей, и посему для обслуживания ракет нужно не два завода комплектующих, а один). Ракета подлодок, развивающая втрое большее ускорение, чем предшественник, «Синева», может лететь по настильной траектории, что сокращает подлётное время до США до 15 минут, также имеются маневровые двигатели и возможность летать аки суперман на гиперзвуковых скоростях, что делает её кошмаром американцев.
    Fail: ракету все-таки научили летать и даже попадать. Однако за время обучения успели распилить совершенно астрономические средства, а если прибавить сюда распиленные на разработке «Барка», то вообще сопоставимые, к примеру, с военным бюджетом России за 2003 год (три миллиарда долларов). При этом вскрылись также множественные случаи воровства (здесь особенно прославились производители бортовой электроники), долбоебизма, бракоделанья и конструкторской неграмотности на всех ступенях разработки и производства ракет. Фактически, инженерную и производственную школу придется восстанавливать почти с нуля. А хуле, что в КБ, что на производстве, остались или 60-летние деды, или пришедшая после 2006 года по целевым наборам 25-летняя молодежь, которую еще 5-10 лет учить надо. Причем деды этого делать не желают под предлогом того, что как только научат, их самих выпрут на пенсию.
    Также к несомненному фейлу (в глазах непросвещенного обывателя) надо отнести то, что, несмотря на все заявленные анти-ПРОшные свистелки и перделки, дальность полета у «Булавы» меньше, чем у «Трайдента-II» как минимум на 2000 км, а забрасываемый вес — только 1150 кг против 2800. Но надо помнить что максимальная дальность и максимальная ПН для «Трезубца» в лучших традициях пиара даны для разных конфигураций (максимальная дальность с минимальной ПН в полтонны (4 ББ по 100 кт), а максимальный забрасываемый вес при пуске на 7,8 тыс.), причём ни одна из этих конфигураций на боевом дежурстве не стоит. Так что реальные ПЛБР «Трайдента-II» летают на те же 9800 и несут те же 1,3 т. тепла и света, что и сабж.
  • Рубеж. WIN: «Ярс» без одной ступени, развёртывается с 2017 года на замену «Тополей»-не М. Тягач в полтора раза легче, дальность чуть за средней (от 2 до 6 тыс. км). Более дешёвый и скрытный аргумент понуждения к мирному сосуществованию для Европ, Китаев и тому подобной шушеры.

На допилке:

  • Баргузин. Заявленный WIN: по существу, реинкарнация комплекса «Молодец» с ракетой «Ярс» или же «Ярс» на ж/д. Почему WIN: «Молодец», вдоволь наёбшись в глаза, можно было на спутниковых снимках опознать по ТРЁМ локомотивам — два не утягивали, тяжёл парниша. Пути под него усиливали. В общем: круто, но маскировка вскрываемая. БЖРК «Баргузин» обещано вписать в стандартные массы, что позволит иметь невскрываемую маскировку ядерного поезда.
    Fail: похоже, что всё-таки не срослось с пинусом на железнодорожном ходу:[2]

Ракета полетела, и это уже достижение после 20 лет развала отрасли. К сожалению, создание ракеты оказалось для Этой страны куда более сложной задачей, чем для тоталитарного совка (ну, или так кажется жопоголикам). С одной стороны, десять лет, просранных Ельциным, привели к тому, что когда правительство наконец-то начало шевелиться и делать то, что ему положено, выяснилось, что поциент находится в глубокой коме.

Казалось бы, деньги есть, но в КБ остались дедушки глубоко пенсионного возраста, молодые инженеры только после института (большая удача, что их вообще удалось заманить в отрасль), и эффективные мЭнеджеры типа Соломонова или Ашурбейли, так что делать ракеты некому. Может, оные мЭнеджеры и неплохо разбираются в ракетах, но в распиле они понимают, как минимум, не меньше. Плюс к этому, на изготовление ракеты работают больше 200 заводов. И на каждом — ситуация как в КБ или еще хуже. О качестве нынешних «молодых инженеров» и «молодых рабочих» можно даже не говорить. Налицо весь спектр проблем: распил, отсутствие опыта, рукожопие, наплевательское отношение к работе. В таких условиях сделать ракету — уже подвиг. А каждый старт — чудо.

В целом, результаты последних испытаний «Булавы» внушают грусть и недоумение, потому как лоббистскими приемами на вооружение была принята редкостно говенная по характеристикам ракета. Забрасываемая масса у Р-29РМУ3 «Лайнер», которую разработали в ГРЦ им. Макеева почти что на свои бабки, и представили на испытания — ровно вдвое больше, 8 ГЧ ЗГ-32 по 150кт со средствами преодоления ПРО, или 6 «голов» с усиленными средствами преодоления ПРО. Для сравнения — «Булава» тащит 6 ГЧ без средств преодоления ПРО. Еще к сведению — к 2020 году пиндосы планируют перехватывать системой ПРО не менее 220 баллистических целей. По договору СНВ-3 им передаются телеметрические данные с испытываемых ракет, так что единственное преимущество «Булавы» типа «низкого активного участка» благополучно сходит на нет. Смогут пиндосы, в итоге, или нет — вопрос открытый, но есть шанс, что морская составляющая ракетно-ядерного щита с принятием «Булавы» может стать изрядно прохудившейся.

Еще одним итогом стало полное и бесповоротное, хотя и во многом несправедливое, зафэйливание репутации Московского института теплотехники в целом и лично Соломонова в частности. Слово «МИТ» вызывает только кривую ухмылку и две мысли: «Не взлетит» и «Просрут все полимеры» — и плевать что ракета-то полетела, да и показатель фэйла на испытаниях был не выше обычного. Хомячки такие хомячки.

С другой стороны, подобная печальная ситуация в СССР существовала на протяжении практически всей его истории, что было вызвано сперва тотальной неразвитостью промышленной базы страны, а затем — перекосами в её развитии и издержками плановой системы управления. И решали ее большевики широко известным способом, и то с переменным результатом. Нынешняя власть ограничилась всего десятком посаженных и несколькими десятками уволенных. Как, собственно, поступали и в позднем Совке, когда, например, при разработке предшественника покойного «Барка», ракеты Р-39, «за бугор» сходили не 6 ракет из 20, а 13 из 30…

В целом, результаты последних испытаний «Булавы» внушают некоторый оптимизм, что просрано еще не все, но осадочек все равно остался. В любом случае, власть понимает, что отступать уже некуда: время ушло, бабки распилены, старые подлодки и ракеты изрядно проржавели, и лучше такая ракета, чем вообще никакой, и таки надо что-то делать.

А Р-29РМУ3 «Лайнер», внезапно, является просто модернизацией предыдущей версии «Синевы», при этом намного затратнее в эксплуатации, да и имеет чуть меньший срок этой самое эксплуатации, ибо является жидкостной, а не твердотопливной (по сумме показателей жидкостные ракеты таки лучше, но их преимущества реализуются дороже во всех смыслах). А в сравнении же с твердотопливной версией этого же производителя (Р-39) Булава таки представляет собой определенный вин, даже из простого сравнения ТТХ дальности и прочих массо-габаритов.

  • Шахты для запуска предшественницы «Булавы»

  • Хронология запусков

  • Летающий сухопутный брат «Булавы», «Тополь-М»

  • Перед испытанием

  • Во время испытания

Булава — это оружие массового истребления.

lurkmore.to

Булава — твёрдотопливная межконтинентальная баллистическая ракета

Критика
• Основную критику ракеты «Булава» вызывают скромные показатели максимальной дальности и забрасываемого веса. Если не учитывать средства противодействия со стороны разворачиваемой НПРО, а также точность попадания, то критика частично справедлива: исходя из известных ТТХ, можно предположить, что по дальности и забрасываемому весу «Булава» является аналогом ракеты «Трайдент I» 1979 года и уступает ракетам «Трайдент II», составляющим основу морского сегмента стратегических сил США.

• Утверждение же, что по характеристикам дальности и забрасываемого веса «Булава» практически полностью совпадает с американской ракетой Poseidon-C3, уже снятой с вооружения, как морально устаревшая, не соответствует действительности — дальность действия Poseidon-C3 с шестью РГЧ определяется как 5600 км, то есть на 40 % меньше, чем у «Булавы».

• По оценкам некоторых экспертов, замена жидкостных ракет морского базирования на «Булаву» многократно снизит потенциал ядерного сдерживания из-за трёхкратного снижения забрасываемого веса у подлодки проекта 955 с «Булавой».
• Однако, как утверждает генеральный конструктор «Тополя» и «Булавы» Юрий Соломонов, довольно серьёзное уменьшение полезной нагрузки ракеты связано с более высокой её живучестью: стойкостью к поражающим факторам ядерного взрыва и лазерному оружию, низким активным участком и его малой продолжительностью. По его заявлению у «Тополь-М», и у «Булавы» активный участок по сравнению с отечественными ракетами меньше в 3—4 раза, а по сравнению с американскими, французскими и китайскими — в 1,5…2 раза.

• Кроме того, «Булава» должна иметь заметно более высокую точность наведения (меньший КВО) по сравнению с ракетами предшествующего поколения, что снижает требования к мощности (и, следовательно, суммарному забрасываемому весу) боевых блоков ракеты при одновременном сохранении и выполнении требований к вероятности поражения цели.

• Также необходимо отметить, что твердотопливные ракеты-носители, к которым относится «Булава», несколько уступая ракетам на жидком топливе по своим динамическим характеристикам (с чем, в частности, связано снижение забрасываемого веса), значительно превосходят их в технологичности хранения и эксплуатации. Известны случаи неоднократных аварий и катастроф на подводном флоте, вызванных именно нарушениями в технологии обращения с жидкостно-топливными ракетами.

• Следует также учитывать, что в современных жидкостных ракетах в качестве окислителя используется тетраоксид азота и несимметричный диметилгидразин в качестве горючего. Разгерметизация баков ракеты является одной из самых серьёзных угроз при их эксплуатации и уже привела к гибели подводной лодки К-219.

fishki.net

Булава — твёрдотопливная межконтинентальная баллистическая ракета

Полный текст поста читайте по ссылке: «Булава» — твёрдотопливная межконтинентальная баллистическая ракета Автор:
31 октября 2014 11:54 Разработка ракеты ведётся Московским институтом теплотехники (МИТ), в котором ранее разработали ракету наземного базирования «Тополь-М».
• Эскизное проектирование ракеты начато в 1992 г. Передача проектирования основной БРПЛ ВМФ в МИТ инициирована письмом министров правительства России Я.Уринсона и И.Сергеева премьер-министру В.Черномырдину в ноябре 1997 г.

• В 1998 г. по предложению главкома ВМФ В.Куроедова Советом Безопасности России закрыта тема «Барк» ГРЦ им.Макеева и после проведения конкурса (участники — МИТ и ГРЦ им.Макеева с проектом «Булава-45» главного конструктора Каверина Ю.А.) начато проектирование БРПЛ «Булава» в МИТе.

• В то же время начато перепроектирование под ракету «Булава» ПЛАРБ проекта 955. Одновременно контроль за разработкой БРПЛ был возложен на 4-й ЦНИИ МО России, который ранее занимался контролем создания МБР, а «морской» 28-й ЦНИИ МО России был отстранен от работ по БРПЛ. По состоянию на декабрь 1998 года, вероятно, велось проектирование — в ГРЦ им.Макеева уже велись работы по проектированию систем связи и оборудования комплекса в кооперации с МИТ. Эскизный проект БРПЛ «Булава» защищен в 2000 г.

• Производство БРПЛ развёрнуто на Воткинском машиностроительном заводе, всего в кооперации производителей участвует 620 предприятий. При создании ракеты было принято решение отказаться от традиционных испытательных пусков со стендов. 24 мая 2004 года в Воткинске при огневых испытаниях одной из ступеней РДТТ произошел взрыв.
• Лётные испытания ракеты начаты пуском из подводного положения массо-габаритного макета с ПЛАРБ проекта 941УМ «Дмитрий Донской» в Баренцевом море 23 сентября 2004 года. 29 июня 2007 года принято решение о начале серийного производства наиболее отработанных узлов ракеты. В СМИ заявлялось, что ракета создается на базе МБР «Тополь-М» и имеет много общего с этой ракетой.

Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:

Новости партнёров

fishki.net

Межконтинентальная баллистическая ракета «Булава». История запусков


Межконтинентальная баллистическая ракета «Булава». История запусков

Межконтинентальная баллистическая ракета «Булава». История запусков

23 сентября 2004 г. с борта тяжелого атомного подводного крейсера стратегического назначения Северного флота ВМФ ВС РФ «Дмитрий Донской» был произведен учебный запуск макета межконтинентальной баллистической ракеты «Булава». В ходе запуска была испытана автоматика подводного крейсера (из-за чего запуск получил название «прыжкового»): выстрел был произведен из пусковой шахты с помощью аккумулятора давления, а сам макет поднялся на высоту около 40 м (именно на этой высоте при «боевых» запусках должен включаться маршевый двигатель ракеты).

27 сентября 2005 г. в рамках продолжающихся летно-конструкторских испытаний с борта «Дмитрия Донского» был осуществлен первый пуск «Булавы», а 21 декабря 2005 г. — второй.

Оба запуска, произведенные из надводного и подводного положений соответственно в направлении полигона «Кура» (Камчасткая область), были признаны успешными (ракеты поразили условные цели).

Вместе с тем, состоявшийся 7 сентября 2006 г. с борта того же «Дмитрий Донского» запуск «Булавы» окончился неудачей. Через непродолжительное время после начала полета ракета упала в море.

Межконтинентальная баллистическая ракета «Булава», способная нести до 10 ядерных боеголовок, предназначена для вооружения новейших атомных подводных лодок проекта 955 (типа «Борей»), одна из которых — «Юрий Долгорукий» — будет спущена на воду, как предполагается, в конце 2006 г., а вторая — «Александр Невский» — в 2007 г.

Все справки>>>

Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

  • Международный юношеский конкурс имени П.И.Чайковского
  • Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви

Смотреть что такое «Межконтинентальная баллистическая ракета «Булава». История запусков» в других словарях:

  • Ракета Булава — Р 30 «Булава 30» Общие сведения Страна …   Википедия

  • Булава (ракета) — У этого термина существуют и другие значения, см. Булава (значения). Р 30 «Булава 30» Общие сведения Страна …   Википедия

  • «Булава» — Р 30 «Булава 30» Общие сведения Страна …   Википедия

  • РТ-2ПМ2 — «Тополь М» …   Википедия

  • Р-36М — P 36М по классификации МО США и НАТО SS 18 Mod.1,2,3 Satan …   Википедия

  • Р-29РМУ2 «Синева» — Общие сведения Страна Россия Семейство Р 29 …   Википедия

  • РТ-2ПМ — «Тополь» …   Википедия

  • Р-9А — Ракета Р 9 у Центрального музея Вооруженных Сил …   Википедия

  • Р-16 — Р 16 …   Википедия

  • РТ-2 — Индекс: 8К98 Код МО США и НАТО: SS 13 Savage mod.1 Код СНВ: РС 12 …   Википедия

news_enc.academic.ru

Запуски межконтинентальной баллистической ракеты «Булава»

Запуски межконтинентальной баллистической ракеты «Булава»

На февраль 2010 года произведено двенадцать запусков межконтинентальной баллистической ракеты «Булава», из них только пять признаны успешными.

24 мая 2004 года при испытании твердотопливного двигателя ракеты «Булава» на Воткинском машиностроительном заводе произошел взрыв. На испытательном стенде взорвался двигатель ракеты.

23 сентября 2004 года с борта тяжелого атомного подводного крейсера стратегического назначения Северного флота ВМФ ВС РФ «Дмитрий Донской» был произведен учебный запуск макета межконтинентальной баллистической ракеты «Булава». В ходе запуска была испытана автоматика подводного крейсера (из-за чего запуск получил название «прыжкового»): выстрел был произведен из пусковой шахты с помощью аккумулятора давления, а сам макет поднялся на высоту около 40 м (именно на этой высоте при «боевых» запусках должен включаться маршевый двигатель ракеты). Испытание проводилось для проверки возможности использования МБР с подводных лодок.

27 сентября 2005 года в рамках продолжающихся летно-конструкторских испытаний с борта «Дмитрия Донского» был осуществлен успешный испытательный пуск из акватории Белого моря из надводного положения по полигону Кура (Камчасткая область). Примерно за 14 минут ракета преодолела более 5,5 тысяч километров, после чего боевые блоки ракеты успешно поразили предназначенные для них цели на полигоне.

21 декабря 2005 года был произведен успешный пуск из подводного положения по полигону Кура с поражением цели. Оба запуска (27 сентября и 21 декабря 2005 г.), произведенные из надводного и подводного положений соответственно, были признаны успешными.

7 сентября 2006 года с борта «Дмитрия Донского» был произведен запуск «Булавы» с подводного положения в направлении боевого поля на Камчатке, окончившийся неудачей. Из-за сбоя в программе на втором этапе испытаний ракета отклонилась от заданного курса и упала в море, не достигнув цели.

25 октября 2006 года был произведен неудачный пуск ракеты, которая после нескольких минут полета отклонилась от курса, самоликвидировалась и упала в Белое море.

24 декабря 2006 года был произведен неудачный испытательный пуск ракеты из надводного положения. На 3-4 минуте полета из-за отказа двигателя третьей ступени, ракета самоликвидировалась.

29 июня 2007 года в Белом море был произведен удачный пуск из подводного положения, головная часть достигла полигона Кура.

28 ноября 2008 года подводный ракетный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской» Северного флота из акватории Белого моря произвел успешный пуск ракеты «Булава» из подводного положения по полигону Кура на Камчатке в рамках программы государственных летно-конструкторских испытаний комплекса.

23 декабря 2008 года испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования «Булава» с атомного подводного крейсера «Дмитрий Донской» закончился неудачно. Ракета самоликвидировалась, взорвавшись в воздухе.

15 июля 2009 года тяжелый атомный подводный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской» в рамках летно-конструкторских испытаний комплекса произвел пуск баллистической ракеты «Булава» из акватории Белого моря. Из-за нештатного срабатывания первой ступени ракета самоликвидировалась. Представитель Минобороны рассказал, что пуск был произведен из подводного положения по полигону Кура на Камчатке, после чего АПЛ «Дмитрий Донской» вернулась на базу в Северодвинск.

Представитель ВПК, близкий к комиссии по расследованию причин аварийного пуска сообщил, что причиной неудачного пуска морской баллистической ракеты «Булава» является конструктивно-технологический дефект рулевого агрегата первой ступени.

9 декабря 2009 года стратегическая атомная подводная лодка «Дмитрий Донской» произвела запуск баллистической ракеты «Булава» из подводного положения, запуск прошел неудачно. По сообщению управления пресс-службы информации Минобороны РФ, первые две ступени ракеты отработали в штатном режиме, однако на последующем, третьем этапе в траектории произошел технический сбой. По данным контроля, зафиксирована неустойчивая работа двигателя третьей ступени.

Комиссия по расследованию причины последнего неудачного пуска баллистической ракеты морского базирования «Булава» установила, что нештатная ситуация произошла из-за конструкторской ошибки.

24 февраля 2010 года высокопоставленный представитель министерства обороны РФ сообщил, что испытательные пуски новой морской баллистической ракеты «Булава» будут произведены в 2010 году с двух подводных лодок, носителей этого оружия: экспериментальной АПЛ «Дмитрий Донской» и штатной «Юрий Долгорукий», причем с последней – впервые.

Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

news_enc.academic.ru

Хроника запусков межконтинентальной баллистической ракеты «Булава»

Хроника запусков межконтинентальной баллистической ракеты «Булава»

Испытания межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования «Булава» начались в 2004 году. Из 18 пусков 11 признаны успешными.

24 мая 2004 года при испытании твердотопливного двигателя ракеты «Булава» на Воткинском машиностроительном заводе произошел взрыв. На испытательном стенде взорвался двигатель ракеты.

23 сентября 2004 года с борта тяжелого атомного подводного крейсера стратегического назначения Северного флота ВМФ ВС РФ «Дмитрий Донской» был произведен учебный запуск макета межконтинентальной баллистической ракеты «Булава». В ходе запуска была испытана автоматика подводного крейсера (из-за чего запуск получил название «прыжкового»): выстрел был произведен из пусковой шахты с помощью аккумулятора давления, а сам макет поднялся на высоту около 40 м (именно на этой высоте при «боевых» запусках должен включаться маршевый двигатель ракеты). Испытание проводилось для проверки возможности использования МБР с подводных лодок.

27 сентября 2005 года в рамках продолжающихся летно-конструкторских испытаний с борта «Дмитрия Донского» был осуществлен успешный испытательный пуск из акватории Белого моря из надводного положения по полигону Кура (Камчасткая область). Примерно за 14 минут ракета преодолела более 5,5 тысяч километров, после чего боевые блоки ракеты успешно поразили предназначенные для них цели на полигоне.

21 декабря 2005 года был произведен успешный пуск из подводного положения по полигону Кура с поражением цели. Оба запуска (27 сентября и 21 декабря 2005 г.), произведенные из надводного и подводного положений соответственно, были признаны успешными.

7 сентября 2006 года с борта «Дмитрия Донского» был произведен запуск «Булавы» с подводного положения в направлении боевого поля на Камчатке, окончившийся неудачей. Из-за сбоя в программе на втором этапе испытаний ракета отклонилась от заданного курса и упала в море, не достигнув цели.

25 октября 2006 года был произведен неудачный пуск ракеты, которая после нескольких минут полета отклонилась от курса, самоликвидировалась и упала в Белое море.

24 декабря 2006 года был произведен неудачный испытательный пуск ракеты из надводного положения. На 3-4 минуте полета из-за отказа двигателя третьей ступени, ракета самоликвидировалась.

29 июня 2007 года в Белом море был произведен удачный пуск из подводного положения, головная часть достигла полигона Кура.

28 ноября 2008 года подводный ракетный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской» Северного флота из акватории Белого моря произвел успешный пуск ракеты «Булава» из подводного положения по полигону Кура на Камчатке в рамках программы государственных летно-конструкторских испытаний комплекса.

23 декабря 2008 года испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования «Булава» с атомного подводного крейсера «Дмитрий Донской» закончился неудачно. Ракета самоликвидировалась, взорвавшись в воздухе.

15 июля 2009 года тяжелый атомный подводный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской» в рамках летно-конструкторских испытаний комплекса произвел пуск баллистической ракеты «Булава» из акватории Белого моря. Из-за нештатного срабатывания первой ступени ракета самоликвидировалась. Представитель Минобороны рассказал, что пуск был произведен из подводного положения по полигону Кура на Камчатке, после чего АПЛ «Дмитрий Донской» вернулась на базу в Северодвинск.

Представитель ВПК, близкий к комиссии по расследованию причин аварийного пуска сообщил, что причиной неудачного пуска морской баллистической ракеты «Булава» является конструктивно-технологический дефект рулевого агрегата первой ступени.

9 декабря 2009 года стратегическая атомная подводная лодка «Дмитрий Донской» произвела запуск баллистической ракеты «Булава» из подводного положения, запуск прошел неудачно. По сообщению управления пресс-службы информации Минобороны РФ, первые две ступени ракеты отработали в штатном режиме, однако на последующем, третьем этапе в траектории произошел технический сбой. По данным контроля, зафиксирована неустойчивая работа двигателя третьей ступени.

Комиссия по расследованию причины неудачного пуска баллистической ракеты морского базирования «Булава» установила, что нештатная ситуация произошла из-за конструкторской ошибки.

7 октября 2010 года был произведен очередной, 13-й по счету, испытательный пуск ракеты «Булава» с борта атомной подводной лодки стратегического назначения «Дмитрий Донской». Запуск был признан успешным. Пуск был проведен из подводного положения в рамках программы государственных летно-конструкторских испытаний комплекса.

29 октября 2010 года тяжелый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской» произвел из акватории Белого моря очередной испытательный пуск баллистической ракеты «Булава». Запуск оказался успешным. Боевые блоки ракеты, запущенной из акватории Белого моря, в установленное время поразили цель на полигоне «Кура» на Камчатке.

28 июня 2011 года атомная подлодка «Юрий Долгорукий» произвела в акватории Белого моря 15-й по счету пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава». Испытания по всем параметрам прошли успешно. Впервые в рамках программы государственных летно-конструкторских испытаний комплекса пуск ракеты был проведен из подводного положения со штатного носителя, которым является атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий».

27 августа 2011 года стратегическая атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий» произвела успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» из Белого моря на максимальную дальность полета. Запуск был осуществлен из подводного положения со штатного носителя в рамках государственных летно-конструкторских испытаний на максимальную дальность полета ракеты.

28 октября 2011 года стратегическая атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий» произвела успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» из подводного положения в акватории Белого моря.

Третий в 2011 году успешный пуск был произведен по полигону Кура на полуострове Камчатка. Полет проходил в штатном режиме. Боевые блоки ракеты прибыли на полигон в установленное время, что было зафиксировано средствами объективного контроля.

23 декабря 2011 года атомный подводный крейсер «Юрий Долгорукий» в рамках программы государственных летно-конструкторских испытаний выполнил завершающий в 2011 году залповый пуск двух ракет «Булава» из акватории Белого моря. Пуск был произведен из подводного положения в акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке. Полет ракет прошел в штатном режиме.

Пуск Булавы. Архив

Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

news_enc.academic.ru

характеристики. Межконтинентальная баллистическая ракета Булава

«Булава» — это одна из новейших разработок отечественного ракетостроения. До сих пор проходят испытания по данному объекту. Часть из них прошла неудачно, что вызвало массу критики со стороны экспертов. Можно с уверенностью говорить о том, что «Булава» — ракета, характеристики которой действительно уникальны, а чем именно, вы узнаете в данной статье. Стоит обратить ваше внимание на то, что данная твердотопливная баллистическая ракета предназначена для размещения на атомных подводных лодках (типа «Акула»).

В 1998 году было принято решение в пользу разработки баллистической ракеты «Булава». В то время на посту ВМС Российской Федерации находился Владимир Куроедов, который разрабатывал орудие «Барк» стратегического назначения. Комплекс был готов всего на 70%, и его испытания прошли неудачно. После этого совет РФ принял решение передать разработку новейшей межконтинентальной ракеты столичному институту теплотехники, несмотря на то, что у последнего полностью отсутствовал опыт создания подобного оружия. В июне 2009 года было проведено первое испытание ракеты «Булава», которое оказалось успешным. После этого было принято решение запустить в серийное производство наиболее отработанные детали и узлы. Так, к концу 2012 года Анатолий Сердюков заявил о том, что данные ракеты поступят на вооружение армии РФ уже в октябре 2012 года. На январь 2014-го года было изготовлено порядка 46 ракет, примерно 14 из которых были запущены во время проведений испытаний.


Проводимые испытания

На сегодняшний день было выполнено порядка 20 испытаний, лишь 55% оказались успешными. Первый запуск ракеты «Булава» (массогабаритный макет) был осуществлен 23 сентября 2004 года. Второй, который можно назвать и первым настоящим, был выполнен 25 сентября 2005 года. Тогда межконтинентальная ракета «Булава» успешно достигла своей цели и поразила ее. Третий запуск из подводного положения с атомной подводной лодки «Дмитрий Донской» был выполнен в октябре 2005 года. Цель на полигоне Кура, что на Камчатке, была успешно поражена. Несколько следующих испытаний прошли безрезультатно. То отказывал двигатель последней жидкостной ступени ракеты, то она отклонялась от курса и падала, то просто банально самоликвидировалась. Радует только то, что в ходе неудачных испытаний были сделаны соответствующие выводы и доработаны определенные узлы. В результате этого 9 из 10 последних испытаний оказались успешными, а это очень даже неплохой результат. Ну а сейчас давайте рассмотрим еще один интересный момент.

Ракета «Булава»: характеристики

Данный комплекс может похвастаться следующими характеристиками:

  • Радиус действия – 8 тысяч километров.
  • Вес (стартовый) – 36,8 тонны.
  • Забрасываемый (сбрасываемый) вес – 1 150 килограммов.
  • Длина/диметр пускового контейнера – 12,1/2,1 метра.
  • Диаметр первой ступени – 2,0 метра.

Ракета «Булава», характеристики которой вы только что узнали, имеет три ступени. Две первые выполнены твердотопливными, а последняя — жидкостной. Масса мотора первой ступени составляет порядка 18,5 тонн при длине 3,6 метра. На сегодняшний день данные о второй ступени не разглашаются. До начала 2014 года неизвестно было, как выполнена 3-я ступень. Сегодня же можно с уверенностью говорить о том, что она жидкостная. Это нужно для того, чтобы обеспечить максимальное маневрирование объекта на заключительных стадиях полета. Данная ракета в своем составе может нести порядка 10 ядерных блоков, каждый из которых является управляемым. Это практически все данные, которые известны на сегодняшний день.

Последние изменения комплекса

Стало известно, что в составе комплекса будет специальная система по преодолению противоракетной обороны. Но что это будет за система, пока не поясняется. Возможно, это будут ложные цели или специальное покрытие, которое сделает блок невидимым для радаров. Это совершенно секретные данные, которые не будут разглашаться. Отдельно несколько слов нужно сказать о том, что ракета «Булава», характеристики которой мы уже рассмотрели, была несколько модернизирована в последние годы разработки. В частности, был изменен принцип разведения ядерных блоков. Если раньше ракета выводила блоки над целью, после чего сбрасывала (рассыпала) их, то сейчас используется принцип «виноградной грозди», или «школьный автобус» — по терминологии США. Так как «Тополь-М» и «Булава» разрабатывались на одной и той же базе (Московский институт теплотехники), а точность первого комплекса весьма велика, то можно с большой уверенностью говорить о высокой эффективности межконтинентальной ракеты «Булава». Но, так как существуют различные модификации — «Булава-30», «Булава-М», то сложно что-то говорить о точности и других характеристиках отдельно взятого комплекса.

Скорость ракеты «Булава»

Баллистическая ракета практически все время своего полета является неуправляемой. Бортовая электроника содержит специальную программу, которая задает скорость и траекторию полета еще на активной стадии полета. После того как двигатель отключается, ракета движется по баллистической траектории и не управляется извне. Можно говорить о том, что скорость баллистической ракеты средней и малой дальности практически не отличается. Но так как мы имеем дело с межконтинентальной баллистической ракетой, то в этом случае скорость несколько выше и составляет порядка 5-6 километров в час. Точные данные назвать нельзя, так как они на сегодняшний день неизвестны. Однако можно говорить о том, что во время проведения испытаний было отмечено, что ракета за 14 минут пролетела 5,5 тысяч километров. Из этого можно сделать несложный вывод о том, что за секунду ракета пролетает порядка 6-7 километров. Можно говорить о том, что скорость ракеты «Булава» довольно внушительна, однако, согласно многим данным, американские подобные комплексы несколько быстрее.

Немного критики

Как было отмечено выше, из-за низкого процента успешных испытаний баллистическая ракета «Булава» вытерпела много критики, причем не только со стороны отечественных ученых. Так, американцы говорят о том, что данный комплекс практически на все сто процентов схож с их ракетой «Посейдон-С3». Правда, последний уже снят с вооружения как морально устаревший. Но обусловлено это тем, что там имеется всего лишь две твердотопливных системы, а максимальная дальность составляет всего пять с половиной тысяч километров. Нельзя не отметить, что многие эксперты говорят о том, что подмена жидкостных ракет морского базирования на такие аналоги, как «Булава», только уменьшит потенциал ядерного сдерживания. Но, по заявлению Соломонова (генеральный конструктор), уменьшение полезной нагрузки обусловлено увеличенной выживаемостью ракеты.

Некоторые оценки испытаний

Многие эксперты очень часто критиковали данный комплекс. Это было обусловлено тем, что запуск ракеты «Булава» в 45% случаев был неудачным. Хотя это довольно спорная информация, так как несколько испытаний были частично успешными, хоть и имели отклонения. Более того, примерно 90% неудачных пусков были осуществлены еще на стадии активной разработки. А вот когда ракета была доработана, то из 10 пусков всего один оказался неудачным. Такие показатели говорят как раз об обратном — о том, что баллистическая ракета «Булава» весьма надежна, если так можно выразиться. Юрий Соломонов дал свой комментарий по поводу большого количества неудач во время испытаний. Он говорил о том, что их невозможно спрогнозировать. Дело в том, что все процессы, приводящие к отклонению, проходят в доли секунды. И для выяснения их природы МИТ провел десятки дорогостоящих испытаний, что в конечном итоге привело к положительной тенденции.

Немного об особенностях комплекса

Как уже было отмечено несколько выше, межконтинентальная баллистическая ракета «Булава» является уникальной в своем роде. В первую очередь это обусловлено тем, что в условиях боевых действия ракета способна выдерживать огонь лазерного оружия. Примечательно то, что наклонный старт позволяет выполнять запуск на «ходу», то есть во время движения атомной подводной лодки. Это увеличит маневренность комплекса в целом. Кстати, нельзя не отметить, что после серии неудачных испытаний Соломонов ушел с поста гендиректора МИТ, но в это же время остался генконструктором комплекса. А сейчас давайте поговорим о том, на каких объектах будет использоваться межконтинентальная баллистическая ракета «Булава»

Размещение комплекса

Так как данная ракета создавалась как ракетный корабельный комплекс, то вполне логично предположить, что основное место размещение – атомные подводные лодки. Подводные крейсеры стратегического назначения усовершенствованного проекта «Акула», например, «Дмитрий Донской» и «Архангельск», уже имеют в своем вооружении данный комплекс. Кстати, в нашей статье есть картинки, где комплекс стартует с АПЛ, в этот момент довольно эффектно выглядит «Булава» (фото). Ракета также устанавливается на объекты проекта «Борей». Среди них «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и другие. К концу 2020 года планируется построить еще порядка 8 субмарин, 3 из которых по проекту «Акула» и 5 — по «Борей». На каждой подводке будет по 16 ракет «Булава».

Заключение

Вот мы и рассмотрели с вами ключевые особенности комплекса «Булава» (фото), ракета как вы видите, выглядит очень внушительно, да и последние испытания говорят о ее высокой эффективности. Тем не менее идеальной назвать ее довольно сложно. Но вот укрепить подводный потенциал РФ она сможет. Кроме того, пониженная мощность комплекса обусловлена повышенной точностью. Многие критики не брали во внимание живучесть ракеты по сравнению с аналогами. Стойкость к поражающим факторам играет чуть ли не ключевую роль во время ведения боевых действий.

autogear.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *