Первую баллистическую ракету «Булава» запустили 15 лет назад

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Рубрика:

Вооружение РоссииМурманская областьКамчатский крайСеверо-ЗападДальний Восток

27.09.2020 10:47

Светлана Цыганкова

27 сентября 2005 года с подводной лодки «Дмитрий Донской» впервые запустили баллистическую ракету морского базирования нового поколения «Булава». Это произошло в полигоне Белого моря. Головная часть ракеты преодолела 5,5 тысячи километров за 14 минут. Она достигла камчатского полигона Кура и поразила цель.

Пресс-служба Северного флота

Решение в пользу создания ракеты «Булава» было принято в 1998 году. Разработку новой морской стратегической ракеты поручили Московскому институту теплотехники. В качестве аргументов в пользу такого решения назвали стремление к унификации морских и сухопутных твердотопливных ракет.

Но были и противники. Они указывали на отсутствие у института опыта создания ракет именно морского базирования. А еще отмечали необходимость переделки атомной подводной лодки «Юрий Долгорукий», которую строили с 1996 года на предприятии Севмаш в Северодвинске и планировали использовать на ней комплекс стратегического оружия «Барк». Но в итоге решение приняли.

В конце 2004 года «Булава» прошла успешный этап надводных и подводных бросковых испытаний с атомной подводной лодки «Дмитрий Донской». Испытания проводилось для проверки возможности использования ракеты с субмарин.

В следующем году 27 сентября ракету запустили с «Дмитрия Донского» из надводного положения по объекту на Камчатке. Командовал экипажем капитан 1 ранга Аркадий Романов.

Головная часть ракеты в расчетное время успешно поразила условную цель на полигоне Кура. Тогдашний главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Владимир Масорин поблагодарил командира Романова и экипаж «Дмитрия Донского» за хорошую морскую выучку и успешную работу.

21 декабря 2005 года был произведен успешный пуск из подводного положения по полигону Кура. В июне 2018 года ракету «Булава» приняли на вооружение ВМФ РФ по результатам испытаний.

Р-30 «Булава» — межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования в составе пускового комплекса Д-30. Предназначена для вооружения ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проектов «Борей» и «Борей-М», испытания проводились на модернизированной субмарине «Дмитрий Донской» проекта 941 «Акула».

Стартовый вес «Булавы» — 36,8 тонны. Ракета трехступенчатая, первые две имеют твердотопливные движки, третья — жидкостный, обеспечивающий нужную скорость и сверхманевренность на заключительном этапе полета. Длина в пусковом контейнере — 12,1 метра. Максимальная дальность — до 10 тысяч километров.

#ВМФ России

#ракеты

#подлодки

#Булава

Главное сегодня

  • Путин поздравил российских женщин с 8 Марта

  • Омбудсмен Москалькова опубликовала список военнопленных, отказался забирать Киев

  • РИА Новости: Германия подтвердила данные об обыске судна в рамках дела о диверсии на «Северных потоках»

  • Российские силы полностью взяли под контроль восточную часть Артемовска

  • Минобороны Германии анонсировало передачу Киеву 18 немецких Leopard 2 и трех португальских

  • Reuters: Нефтяные сделки РФ и Индии подрывают многолетнее господство доллара в торговле

Межконтинентальная баллистическая ракета «Булава».

Справка | Справка | Вопрос-Ответ

Елена Слободян

Примерное время чтения: 6 минут

60948

Категория:  Безопасность

28 ноября в акватории Баренцева моря стратегическая атомная подводная лодка  «Александр Невский»  произвела из подводного положения успешный запуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» по полигону Кура на Камчатке.

Что представляет собой ракета?

«Булава» (SS NX 30 — по классификации НАТО) — российская трёхступенчатая твердотопливная ракета морского базирования, разработанная Московским институтом теплотехники. Устанавливается на лодки проекта 955 «Борей» * 

Особенностью ракеты является то, что она оснащена гиперзвуковыми боеголовками, позволяющими осуществлять маневр по высоте и курсу. Ракета на активном участке** может уходить от противоракеты.

Изготовитель — Воткинский завод.

Количество боевых блоков — от 6 до 10 общей массой 1,15 т.

Радиус действия — 8 тыс. км.

Стартовая масса — около 36,8 т.

Забрасываемый вес — 1150 кг.

Длина — 12,1 м.

Максимальный диаметр — 2 м.

Максимальная дальность полёта — от 8 до 9 тыс. км.

Двигатели первой и второй ступени — твердотопливные. Третья ступень оснащена жидкостным двигателем.

Все компоненты «Булавы» производятся в России, что гарантирует независимость от мировой политической конъюнктуры. 

«Булава» должна составить основу перспективной группировки морских стратегических ядерных сил России до 2040-2045 годов. 

Испытания межконтинентальной баллистической ракеты «Булава». Фото: РИА Новости

История запусков 

Испытания ракеты начались в 2004 году. Всего было произведен 22 испытательных запуска «Булавы», 13 из них признаны успешными.

24 мая 2004 года — при испытании твердотопливного двигателя ракеты «Булава» на Воткинском машиностроительном заводе произошёл взрыв. На испытательном стенде взорвался двигатель ракеты.

23 сентября 2004 года с борта тяжелого атомного подводного крейсера стратегического назначения Северного флота ВМФ ВС РФ «Дмитрий Донской» был успешно произведён учебный запуск макета межконтинентальной баллистической ракеты «Булава». Испытание проводилось для проверки возможности использования МБР с подводных лодок.

27 сентября 2005 года был осуществлён успешный испытательный пуск из акватории Белого моря из надводного положения по полигону Кура (Камчасткая область). Примерно за 14 минут ракета преодолела более 5,5 тысяч километров, ракета поразила все предназначенные цели на полигоне.

21 декабря 2005 года был произведён успешный пуск из подводного положения по полигону Кура.

7 сентября 2006 года с борта крейсера «Дмитрий Донской» был произведён запуск «Булавы» с подводного положения в направлении Камчатки. Запуск был неудачным. Из-за сбоя в программе на втором этапе испытаний ракета отклонилась от заданного курса и упала в море, не достигнув цели.

25 октября 2006 года был произведён неудачный пуск ракеты, которая после нескольких минут полёта отклонилась от курса, самоликвидировалась и упала в Белое море.

24 декабря 2006 года был произведён неудачный испытательный пуск ракеты из надводного положения. Через несколько минут полёта из-за отказа двигателя третьей ступени ракета самоликвидировалась.

28 июня 2007 года в Белом море был произведён частично удачный пуск, третья боеголовка не достигла цели.

28 ноября 2008 года подводный ракетный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской» Северного флота из акватории Белого моря произвёл успешный пуск ракеты по полигону Кура на Камчатке.

23 декабря 2008 года испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования «Булава» с атомного подводного крейсера «Дмитрий Донской» закончился неудачно. Ракета самоликвидировалась, взорвавшись в воздухе.

15 июля 2009 года состоялся неудачный пуск ракеты, ракета самоликвидировалась.

9 декабря 2009 года пуск закончился неудачей, при работе третьей ступени произошёл технический сбой.

7 октября 2010 года пуск прошёл в штатном режиме. Ракета поразила все заданные цели на полигоне Кура.

29 октября 2010 года пуск из акватории Белого моря по полигону Кура прошёл в штатном режиме. Боевые блоки «Булавы» поразили цель в установленный срок.

28 июня 2011 года был впервые произведён успешный пуск со штатного носителя АПЛ «Юрий Долгорукий». Боевые блоки ракеты доставлены в заданный район на Камчатке.

27 августа 2011 года в рамках испытаний на максимальную дальность полёта ракеты был успешно произведён пуск с борта АПЛ «Юрий Долгорукий».

28 октября 2011 года был успешно произведён пуск с борта АПЛ «Юрий Долгорукий» из акватории Белого моря по полигону Кура.

23 декабря 2011 года пуск ракеты завершился успешно с борта АПЛ «Юрий Долгорукий». Запуск был залповым, двумя ракетами, боевые блоки достигли полигона Кура.

6 сентября 2013 года пуск с борта АПЛ «Александр Невский» в акватории Белого моря завершился неудачно. Ракета вышла из пускового контейнера, однако на второй минуте полёта произошёл сбой в системе управления второй ступени, двигатели выключились, и ракета упала в Северный Ледовитый океан.

10 сентября 2014 года был успешно произведён с борта АПЛ «Владимир Мономах» в акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке.

29 октября 2014 года был произведён успешный запуск ракеты по полигону Кура на Камчатке с атомной подлодки «Юрий Долгорукий».

28 ноября в акватории Баренцева моря стратегическая атомная подводная лодка «Александр Невский»  произвела из подводного положения успешный запуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» по полигону Кура на Камчатке.


 *Проект 955 «Борей» (по кодификации НАТО SSBN «Borei» или «Dolgorukiy» после спуска на воду головного корабля) — серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» четвёртого поколения. Головной корабль — «Юрий Долгорукий» находится в составе Северного флота, второй — «Александр Невский» — в составе Тихоокеанского флота, третий — «Владимир Мономах» — прошёл государственные испытания, готовится к передаче флоту. Четвёртый — «Князь Владимир» — и пятый — «Князь Олег» — находятся в стадии постройки. На лодках класса «Борей» размещены 16 баллистических ракет подводного старта «Булава», каждая из которых оснащена 6–10 боеголовками, то есть в общей сложности получается от 96 до 160 боеголовок.

 Борей — в греческой мифологии бог бурного северного ветра, сын Астрея (звёздного неба) и Эос (утренней зари).

**Активный участок полёта — участок полёта летательного аппарата, на котором работает маршевый двигатель, как правило — ракетный. Скорость, угол наклона к горизонту и высота полёта ракеты в конце активного участка определяют дальность её полёта.

ракета Булаваподводный крейсер Юрий Долгорукий

Следующий материал

Также вам может быть интересно

  • С АПЛ «Юрий Долгорукий» произведен успешный запуск ракеты «Булава»
  • Подводный крейсер «Владимир Мономах» успешно запустил ракету «Булава»
  • Минобороны РФ возобновит испытания баллистических ракет «Булава»
  • Причины сбоя при пуске «Булавы» с крейсера «Александр Невский» установлены
  • Комиссия может проверить ракеты «Булава» не только из бракованной партии

Новости СМИ2

The Mace B на мысе Канаверал > Space Launch Delta 45 > Display

Марк Клири, 45-й историк ЮЗ / Опубликовано 30 июля 2010 г.

ПЕЧАТЬ | ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА

Авиабаза Патрик, Флорида. — Несмотря на то, что ракетная программа Mace B была менее широко известна, чем новаторская программа «Матадор» в начале 1950-х годов, она оказала значительное влияние на операции «Кейп» в начале 1960-х годов. Таким образом, он представляет собой интересную дополнительную информацию об эволюции крылатых ракет на Восточном полигоне. Mace B была более новой версией крылатой ракеты Mace A — крылатой ракеты с пулевидной головкой, повторяющей рельеф местности, которую компания Glenn L. Martin предложила в качестве замены для Matador. В отличие от «А», «Булава В» использовала инерциальную систему наведения. Полеты с мыса были призваны доказать ценность новой ракеты и ее наземного вспомогательного оборудования.

К началу 1960-х годов ВВС были привержены развертыванию межконтинентальных баллистических ракет, а крылатые ракеты, такие как «Снарк» и «Бомарк», явно отходили на второй план.

Тем не менее, на вооружении ВВС все еще оставалось место для ракет наземного базирования с воздушным охлаждением, и 44 Mace B были запущены с «мягкой» (открытая площадка) и «жесткой» (забетонированные) площадок на мысе в период с 29 октября. , 1959 г. и конец июля 1963 г.

Происхождение ракеты было очевидно по ее конструкции со стреловидным крылом и турбореактивным двигателем. Относительно небольшой, размером чуть более 44 футов в длину и 23 фута от законцовки крыла до законцовки крыла, Mace B имел фюзеляж всего 54 дюйма в диаметре. Оснащенный двигателем Allison J33-A-41 в качестве основной силовой установки, Mace B запускался с разгоном твердотопливной ракеты RATO массой 2,950 фунтов.

В качестве начальника отдела эксплуатации булавы 6555-го испытательного крыла майору Эбботту Л. Тейлору было поручено разработать «синий костюм» (всевоенный) для запуска новой ракеты. Некоторые из ключевых людей Тейлора прошли заводское обучение на заводе Мартина в Балтиморе, штат Мэриленд, и они участвовали в запусках Mace B на авиабазе Холломан, Нью-Мексико, прежде чем помогать Мартину в первых запусках Mace B на мысе.

Пять ракет Mace B были запущены подрядчиками и подрядчиками / военными расчетами с мягкой площадки возле жесткой площадки Комплекса 21 (строится) в первой половине 1960. С твердой площадки был осуществлен первый пуск ракеты 11 июля 1960 г. Военные экипажи запустили свои первые две ракеты Mace B 15 ноября и 16 декабря 1960 г. После еще шести пусков ракет в марте, апреле и июне ракеты Mace B последний демонстрационный запуск был завершен 21 июня 1961 года.

Запуски продолжались под управлением 4504-го ракетного учебного крыла Тактического авиационного командования, но участие 6555-го в программе прекратилось после завершения эксплуатационных испытаний и оценки систем Mace категории III 19 апреля.62. Компания TAC спонсировала еще восемь запусков Mace B с мыса Канаверал в период с 31 октября 1962 года по 18 июля 1963 года.

Крылатые ракеты Mace были развернуты в Западной Германии и на Окинаве в 1960-х годах. Mace A и Mace B были выведены из эксплуатации в 1966 и 1971 годах соответственно. Некоторые из них использовались в качестве дронов-мишеней в последующие годы.

Булава — Ядерные силы США

Булава — Ядерные силы США

ФАС | ядерная бомба | Путеводитель | США | Театр |||| Индекс | Поиск |



Булава была улучшенной версией Матадора. Как и его предшественник, «Матадор», «Булава» представляла собой тактическую ракету надводного базирования, предназначенную для поражения наземных целей. Сначала он был разработан как ТМ-76, а затем как MGM-13. Запуск производился с мобильного прицепа или из бомбоубежища с помощью твердотопливного ракетного ускорителя, который после пуска отбрасывался; Затем реактивный двигатель J33 привел ракету в цель.

Корпорация Goodyear Aircraft Corporation разработала ATRAN (автоматическое распознавание местности и Навигация), система сопоставления радиолокационной карты), в которой ответ от сканирующей антенны радара согласовывался с серией «карт», находящихся на борту ракеты, которые корректировали траекторию полета, если она отклонялась от кинокарты. Компания начала лабораторные испытания в марте 1948 г., летные испытания в октябре того же года. Мартин не проявлял первоначального интереса, но проблемы с Матадором руководство потребовало изменений. 19 августа52, командование авиационной техники инициировало стыковку Goodyear ATRAN с Martin Matador. В результате этого спаривания в июне был заключен производственный контракт. 1954 г. АТРАН нельзя было легко заглушить и он не был ограничен по дальности прямой видимости, но его дальность была ограничена наличием радиолокационных карт и дальности ракет. Хотя со временем стало возможности построения радиолокационных карт по топографическим картам, АТРАН поначалу работал плохо.

ВВС США установили АТРАН в варианте ТМ-61Б по прозвищу Булава. Ракета отличалась от «А» и модели «C» не только в обозначении и названии. У Мейса фюзеляж был длиннее, короче крылья и больший вес, чем у «А» и «С». У Булавы также было больше мощности, с его ТРД J33-A-41 тягой 5200 фунтов и 9Ускоритель тяги 7000 фунтов. Первый полет он совершил в 1956 году. и мог достигать скорости от 0,7 до 0,85 Маха на расстоянии 540 миль на низком уровне (до 750 футов) и 1285 миль на большой высоте. Из-за этих существенных различий в конфигурации и возможностях ВВС переименовали Mace TM-76A. Но эти улучшения не были дешевыми; ТМ-76А стоит около 250 000 долларов по сравнению с 60 000 долларов за TM-61C.

ВВС установили на борту Mace «B» (обозначенный TM-76B) защищенную от помех инерциальную систему наведения, дальность полета которой превышала 1300 миль. Для повышения мобильности Мартин спроектировал крылья Булавы так, чтобы они складывались для транспортировки (крылья Матадора были перевозится отдельно, а затем крепится болтами для полета).

ВВС США развернули Булаву в Европе в 1959 году, и она служила вместе с Matador до того, как последний был выведен из эксплуатации в 1962 году. Шесть ракетных эскадрилий (включая 38-е тактическое ракетное крыло) несли службу в Европе с чуть менее 200 TM-61 и TM-76. В Корее в январе 1959 года 58-я тактическая ракетная группа в составе 60 ТМ-61С была готова к бою. Она прекратила свою деятельность в марте 1962 года, всего через несколько месяцев после того, как 498-я тактическая ракетная группа в Декабрь 1961 г. занял позиции на полузащищенных площадках на Окинаве.

Разработка ракет «В» началась в 1964 году и продолжала действовать в Европе и на Тихом океане. Две эскадрильи TM-76B/MGM-13C продолжали боевую службу до декабря 1969 года.

Пролет 22 фута 11 дюймов
Длина 44 фута 6 дюймов
Высота 9 футов 7 дюймов
Вес 18 000 фунтов. при запуске
Вооружение Обычная или ядерная боеголовка
Двигатель Allison J33 с 5200 фунтов.