Содержание

особенности, история и интересные факты

Как появилась гусарская накидка? Что она собой представляет? На эти и другие вопросы мы ответим в статье. Известно, что гусарская форменная одежда в 1812 году отличалась своим видом от обмундирования иных родов кавалерии. Это несоответствие объясняется происхождением данного вида войска. В русской армии гусары появились в середине XVIII века. В то время в неё шли служить выходцы из Венгрии, Сербии. Именно они принесли принадлежащий им вид обмундирования. Нарядность и необычность гусарской униформы понравилась, поэтому она прижилась и в России.

Комплектация

Вы не знаете, что такое гусарская накидка? Обычно её называют ментиком. Униформа гусар в течение века немного видоизменилась, однако сохранила свои особенности. Она состояла из таких вещей: чакчиры, доломан, кивер, ментик, ботики, гусарский кушак, ташка. Сюда также относится вальтрап – один из компонентов конского убора. Кстати, у каждого полка имелись свои расцветки гусарского обмундирования.

Куртка

Что собой представляет гусарская накидка, мы выясним далее, а сейчас рассмотрим доломан. Это однобортная короткая (до пояса) куртка с невысоким стоячим воротником. На груди она расшивалась шнуровыми петлями в пятнадцать рядов, которые у офицеров имели золотистый или серебристый цвет (в соответствии с цветом приборного металла, приписанного полку).

Солдатам полагались шёлковые шнуры серовато-белого или жёлтого цвета. У офицеров концы верёвочных рядов украшались золочёными пуговицами, а у рядовых – медными. Вокруг жгутов грудь офицерского доломана оторочивалась узким серебряным (золотым) галуном. Генеральские куртки точно так же украшались бахромой. Кроме всего прочего, галуном разной ширины обшивались воротники генеральских, офицерских и унтер-офицерских доломанов. Спинка этого изделия также расшивалась шнурами. Однако не всегда на куртке присутствовало 15 рядов шнуров. В зависимости от размера на ней их могло присутствовать от 11 до 18.

Цвет доломана, воротников и обшлагов в каждом полку были разные.

Ментик

Итак, вы уже знаете, что гусарская накидка называется «ментик». Это куртка, идентичная доломану, но её воротник, низ рукавов и изделия, края бортов оторочены мехом. Военнослужащие каждого полка носили ментики своего цвета, причём он не всегда совпадал с окрасом доломана.

Так, офицеры лейб-гвардии гусарского полка носили бобровый мех чёрного цвета, а солдаты и унтер-офицеры – чёрный недорогой. В армейских гусарских полках офицеры носили серый мех, рядовые – белый, а унтер-офицеры — черный.

Летом ментики носили наброшенными на левое плечо, а зимой – поверх доломанов, надетыми в рукава. Чтобы это изделие не сваливалось, его подвязывали шнурком, который проходил под мышкой правой руки. Летом ментик не носили лишь гусары, вооружённые пиками. В военной обстановке перед атакой эта накидка снималась совсем или надевалась в рукава.

Гусарские музыканты (литаврщики, трубачи) имели на ментиках и доломанах добавочные украшения в виде так называемых «крыльцев» на плечах, жёлтой и белой тесьмы на рукавах.

Картины

Как накидка гусарская воспроизводилась на картинах? На многих полотнах, в том числе и написанных в XIX веке, изображены гусары, скачущие в атаку в ментиках, развевающихся с плеча. Эти сцены действительности не соответствуют. Внешне они выглядят красиво, однако колыхающийся на ветру ментик может с гусаром сыграть злую шутку в бою. Он мешает управлять конём, действовать оружием, может нарушить равновесие воина в седле и сбросить его на землю.

Хроника

Накидка гусарская имеет удивительную историю. Вообще короткая куртка, разукрашенная на груди шнурами, называется «венгерка». Эта вещь незаметно проникла в Россию. До того как русские гусары надели униформу, в которой победили Наполеона в 1812 году, её начали узнавать славяне, начиная с XV-XVI вв.

Народная одежда венгров сформировалась на базе кооперации турецкого костюма с древним венгерским. Пару веков на землях Венгрии происходили беспрестанные военные столкновения Востока и Запада. Османский гнёт, многочисленные войны разоряли и опустошали государство.

Одновременно с венгерской старинной одеждой существовали и иные варианты – восточный и средневековый европейский костюмы. В дальнейшем именно элементы Востока были применены венграми и вошли элементами в национальную одежду.

Гусарская накидка с меховой опушкой очень красива. Головные уборы с султанами, детали кроя, меховая отделка, застёжки на груди, выполненные в виде рядов живописного шнура с кисточками и воздушными петлями – все эти дополнения превратились в обязательную часть народных нарядов венгров. Уже в XV веке они стали атрибутом мундира офицера лёгкой венгерской кавалерии. Именно они были гусарами, отражавшими атаки османской конницы.

Далее характерные черты костюма венгров начали циркулировать в Европе. Большая часть молодых венгерских воинов искала средства к существованию в иных странах. Принимая их на военную службу, начальство обращало внимание не только на воинскую славу этого народа, но и красочное национальное одеяние.

Венгерки

Как ещё называлась короткая гусарская накидка? Если вы будете знать, как появилась гусарская форма, вы поймёте, почему куртки – ментики и доломаны — часто именуют «венгерками». Но в то же время существовала и другая венгерка – штатская. Очень часто она представляла собой кафтан синего цвета, расшитый шнурами на груди. Это одеяние напоминало одежду допетровского периода. Русские помещики очень любили ее носить.

Гусарская форма и одновременно штатская венгерка были популярны почти до конца XIX века. Когда завершался XIX век, в моду вошла женская модификация венгерки или гусарской куртки – шерстяной короткий жакет, отделанный шнуром или тесьмой.

На подиумах сегодня можно часто увидеть занятные модели женского облачения в стиле милитари. Именно поэтому можно полюбоваться элементами русской военной формы и венгерки. Нынешних дизайнеров окрыляют народные костюмы, ведь красота бессмертна.

Расцветки обмундирования по полкам

Многим нравится гусарская накидка. Название её теперь вы знаете. Приведём примеры расцветок обмундирования следующих полков:

  • Александрийский полк. Его бойцы носили ментик и доломан чёрного цвета, обшлага и воротник доломана были красными. У офицеров мех ментика был серый мерлушковый, у солдат – белый, а у унтер-офицеров – чёрный. Пояс-кушак и чакчиры чёрные. В комплект униформы входили: чёрная ташка с красной отделкой, чёрный вальтрап с красным украшением. Приборным металлом являлось серебро. Этих бойцов называли чёрными гусарами.
  • Ахтырский полк. Личный состав этого соединения носил коричневые доломаны и ментики, причём у доломана были жёлтыми обшлага и воротник. У офицеров мех был серый мерлушковый, у солдат – белый, у унтер-офицеров – чёрный. Эти военные также носили коричневые поясы-кушаки и синие чакчиры. Ташка у них была коричневая с жёлтой отделкой, а вальтрап — синий с жёлтым украшением. Приборным металлом являлось золото. В этом полку служил известный партизан войны 1812 года Давыдов Денис.
  • Гусары Белорусского полка носили синий доломан, чёрный ментик, причём воротник и обшлага доломана были красными. Мех ментика у солдат был белый, у офицеров – серый мерлушковый, у унтер-офицеров – чёрный. Каждый военный имел красный пояс-кушак, синие чакчиры, красную ташку с белой отделкой и синий вальтрап с белой отделкой. Приборным металлом являлось серебро.

fb.ru

Хочешь быть красивым — поступай в гусары… Лекция о гусарском мундире.

На полковых швальнях (сейчас мы назвали бы их «ателье» или «мастерскими по пошиву одежды») работали не профессиональные закройщики и портные, а сами солдаты. Для лучшего вида военного строя униформу и амуницию иногда уравнивали по шнурку: «поставя эскадрон на ровном месте или на досках об одну шеренгу так, чтоб от головного до хвостового человека протянутым шнурком, натертым мелом или углем, отбить вышину лифа, потом длину фалд, высоту сапогов, расстояние пуговиц и вышину портупей…» Выкройки начала XIX века никаких вытачек или дополнительных швов на мундирах не предусматривали. Зато сукно, слегка увлажнив, можно было в «сажать» на солдата, скалывая детали булавками прямо по фигуре. Один из современников оставил интересное описание этой портновской работы: «Когда я вдел ноги в рейтузы, то портные, ставши по обеим сторонам меня, взялись за бока рейтуз и начали потряхивать меня вверх. Когда они натянули рейтузы, то на сукне не осталось ни малейшей морщинки. Закройщик стал затягивать ремень в кольцо на талии и тянул сколь было сил. Я до того был стянут, что едва мог дышать. Начали примерять мундир. Один портной стал спереди и начал оттягивать его вниз, а другой, став сзади, начал застегивать мне ворот на три крючка. Задний портной принялся обтягивать мундир и потом, что было сил, начал сдавливать его вперед, к пуговицам… Я чувствовал себя закупоренным в тиски, у меня не оставалось ни одного мускула, чтобы он был свободен. Я чувствовал онемение во всем теле…»

Конечно, к солдатскому мундиру из армейского сукна по 84 копейки за аршин было нелегко привыкнуть. Скроенный точно по фигуре, имевший подкладку из жесткого и плотного холста, он напоминал скафандр, сковывавший все тело. Образцы, сохранившиеся в музеях (Государственном историческом музее в Москве, Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи, музее А. В. Суворова в Санкт-Петербурге), позволяют раскрыть маленькие тайны военных портных и подробно описать изготовление гусарского обмундирования в царствование Александра I.

Изготовить доломан было труднее всего, и потому пошив форменной одежды для гусара начинали с него. Доломан должен был «сидеть» на человеке, как перчатка. Потом к нему подгоняли чакчиры и ментик, который по покрою являлся копией доломана, только немного увеличенной.
Крой доломана и ментика состоял из следующих частей (см. рис.):

а) две одинаковые детали «перёд-боковина»;
б) спинка;
в) два рукава, каждый из двух равных по ширине деталей;
г) воротник;
д) два обшлага.

Никаких вытачек на доломане не делали, и тем не менее он должен был без малейших складок или провисания ткани облегать плечи, грудь и спину гусара. Чтобы добиться этого, сукно, как уже говорилось выше, растягивали по фигуре, применяя увлажнение. 

Рукава доломана, согласно моде того времени, делали узкими и длинными. Слегка расширяясь книзу, они закрывали почти половину ладони. Сбоку шел разрез длиной около 12 см и потому рукав, расстегнув на нем крючки, можно было легко закатать наверх. Рукава нижних чинов имели красные кожаные накладки на локтях, которые способствовали лучшей сохранности одежды.

muzeum2046.jimdo.com

Ненужная кольчуга vs гусарский ментик

Из всей моей беспутной жизни, из всех этих бесцельно прожитых лет, так и не отданных построению коммунизма во всем мире, от чего меня так настойчиво, еще в мои школьные годы, предупреждал пролетарский писатель Николай Островский, я вынес лишь один горький, но необходимый, урок: не таких, как я, любят девушки, не таких. А любят они, наоборот, гусар. Потому что у гусар красивый ментик, усы, и нет дурацких заморочек в голове. И это правильно, я щитаю: если расплодятся умные, а не бравые и тупые, то где будет место женщины в таком мире? В таком мире им и поговорить-то будет не с кем.

Но в данном случае речь даже не о женщинах, а о красоте гусар. И можете обвинять меня в криптопедерастии, и даже в скрытой толерантности, а только гусары, кроме того, что красивые, еще, оказывается, и очень умные были. Не знал. А ты знал? Да ладно!

А дело все в том, что гусары умели правильно одеваться. Вот, давайте разглядим всю эту красоту со всех сторон.

.
Вид спереди с клинком для сравнения:

Вид сзади

Общий художественный вид, на котором видны еще и рукава снизу и даже что-то выпирающее из-под воротника:

Для чего все это богатое шитье, все эти «архитектурные излишества»? Для красоты, разумеется. Гусары были дворянской беднотой, и другого платья, кроме мундиров, у них не было. Вот и щеголяли, «в чем мать родила». Перед балом каленую ребристую проволоку вынимали, а перед боем вставляли ее обратно. Да и пускали гусар на балы только в советском кино да в эпизодах романа Льва Толстого «Война и мир». Помните приезд Николеньки Ростова домой с войны вместе с Денисовым? Эта сцена нужна была Толстому для яркой характеристики его любимого семейства Ростовых: ну, надо же, они даже гусара-оборванца за человека приняли, и даже им вслух восхищались! А ить графья. Нормальные-то графья вечно изодранных гусар обычно и на порог не пускали.

А изодранными гусары были всегда. И каждый из них владел ремеслом портного. Саблей — как съездят! Ткани и шитью — конец. А проволока — молодец. Потому-то вся эта красота и располагалась на гусарском доломане везде, куда может прийтись сабельный удар — скользящий спереди, рубящий в спину (по ребрам), по яйцам, сбоку по почкам, по кистям рук, по плечам, по жопе сверху над седлом, по ногам (внешней стороны бедер) сбоку. По шее. На голове — кивер. У казачков, такой же, в общем-то, легкой кавалерии, всякое шитье было примерно там же. Но меньше — казачки, преимущественно, пиками орудовали, самое неотразимое оружие. Уланы ведь тоже были эдакие «пикадоры», войска противодействия гусарским атакам с тыла. Казаки в российской армии были эдакой смесью гусар и улан.

А вот кольчуга, мало того, что дико дорогое, ибо крайне трудоемкое, удовольствие, вообще, ни от чего спасти не может! Ужасно тяжелое и абсолютно бесполезное «изобретение человечества». Я не верю, что кто-либо, когда-либо, дрался в подобных доспехах. В кольчуге даже руку в локте согнуть нереально. И повернуться в седле сложно. И от ударов копьем не спасает никак. И от рубящих по плечу сверху. Блядь, да она от обыкновенной рабоче-крестьянской арматурины не спасет! А изготовить кольчугу — ужасный геморрой. Я должен верить, что кто-то когда-то сражался в сей дивной чешуе? И сражался, надо полагать, прямыми ребристыми мечами? Пока турки до кривых плоских ятаганов не додумались? Вся эта «история» — ерунда. Гусары в своих «экзоскелетах» из каленой треугольной проволоки ребром наружу в нужных местах существовали всегда, вам это любая нормальная женщина из прошлого подтвердит. А былинных богатырей в кольчугах никто и никогда не видел, придурков.

escapistus.livejournal.com

гусары, ментики и пистолеты – лучшая историческая кинокомедия в истории российского кино! » Военное обозрение

Закат рукой незримой
Меня благословит.

И памятная ива
Мне тихо шелестит:
Нет в мире выше доли
Мечтать, любить и петь
И на родном приволье, приволье
Сражаясь, умереть.
(Прелестница младая. Музыка Т. Хренникова, слова А. Гладкова)

Военное кино снимали всегда. Как и фильмы на исторические темы. Снимали его и в СССР, как, впрочем, снимают и сейчас. Причем и тогда были глупые министры, разбиравшиеся во всем на свете, существовали цензура и «телефонное право», были вожди, указывавшие режиссерам, что в фильме хорошо, а что плохо. Однако, несмотря на все это, почему-то именно у нас были сняты такие шедевры мирового военно-исторического кино, как «Александр Невский», «Петр Первый», «Броненосец «Потемкин», «Летят журавли». Но есть в этом списке и такой замечательный, военный, патриотический, искрометный, задорный кинофильм, как… «Гусарская баллада»!


«…И на родном приволье, приволье/ Сражаясь, умереть». И музыка, и слова… Сделано как надо!

Шурочка Азарова, поручик Ржевский, Кутузов… Для любителей советского кино это были не просто персонажи этого кинофильма, снятого в жанре комедии, за ними стояли реальные образы героев Отечественной войны 1812 года. Блестящая игра актеров, высокопрофессиональная работа режиссера, великолепный сценарий – все вместе вылилось в интереснейший, легкий, но запоминающийся фильм. Хотя судьба этой картины была совсем не проста, и сколько пришлось преодолеть преград Э. Рязанову, режиссеру, знал, наверное, только он один. Но обо всем по порядку…


Слева гвардейский казак, справа Шурочка в полушубке. И – да, именно так и было зимой 1812 года.

Вначале была пьеса. Ее автора, Александра Гладкова, сесть за перо подтолкнули детские воспоминания. Тогда, в далеком детстве, мама за две зимы прочитала вслух маленькому Саше и его брату две весьма серьезные книги – «Дети капитана Гранта» и «Войну и мир». Детское воображение настолько ярко рисовало сюжетные картины, что Саше порой казалось, что он и сам участвует в событиях 1812 года, слышит звуки орудийной стрельбы, видит скачущих всадников и ощущает запах порохового дыма. А потому, когда осенью 1940-го года у него возникла идея написать пьесу о войне 1812 года, то странным образом в воображении Гладкова соединились в одно целое давние впечатления о «Детях капитана Гранта» и «Войне и мире». И стало ясно, что должна родиться пьеса, причем непременно веселая.


Выпушки, шитье, пуговицы – все достоверно на все 100%!

Театр Революции, первым взявший пьесу, приступил к постановке лишь в 1943 году в городе Ташкенте. Театральный художник П.В. Вильямс успел еще до эвакуации изготовить великолепные эскизы декораций к спектаклю, но в страшной эвакуационной спешке все материалы к спектаклю были безвозвратно утеряны, и в Ташкенте пришлось обращаться к другому художнику с просьбой помочь с оформлением декораций. Как вспоминал Гладков, он до мелочей помнил все принципы изготовления макетов, но при эвакуации были утеряны все экземпляры пьесы, которые находились на тот момент в этом театре.


Партизаны. Какие типажи и образцы униформы: казак с бородой слева, улан справа, лейб-гвардии гусарский офицер в центре…

А между тем еще в 1941 году в осажденном Ленинграде в день празднования годовщины Октябрьской революции в нетопленом театре был показан этот спектакль. Причем сам автор пьесы узнал об этом несколько дней спустя, прочитав заметку в газете «Правда».


А вот это Александрийский гусарский полк – весь мундир черный с белым шитьем. Но в фуражной шапке, кивер, видно, потерян.

Ну, а ставший кинорежиссером этого произведения – Эльдар Рязанов, впервые увидел эту постановку в 1944 году в Театре Советской армии. А 17 лет спустя молодому режиссеру захотелось его экранизировать. Тем более что приближалась дата – 1962 год, а к датам в СССР относились очень серьезно!


Поручик Ржевский слева «в голубом», то есть он был, судя по униформе, гусаром Мариупольского гусарского полка: желтое шитье, желтый воротник. За ним гусар лейб-гвардии Гусарского полка, что видно по его красному ментику, голубым чакчирам и орлу на кивере. Во всех остальных гусарских полках на кивере была «розетка».

И вот весной 1961 года Рязанов перечитывает пьесу «Давным-давно». Веселая, озорная, она просто просилась на кинопленку. Повод был вполне подходящий: в сентябре 1962 года вся страна должна была праздновать 150 лет со дня Бородинской битвы. Но этот повод стал одновременно и серьезной преградой: большой юбилей великого исторического события и вдруг – кинокомедия?!


Кавалергард Пелымов. Уж как он-то прибился к партизанам?

Для Рязанова «Гусарская баллада» была первой картиной, основанной на историческом материале, и это была первая экранизация пьесы. В то время пьеса «Давным-давно» была известна и театралам, и зрителям, и перед Рязановым стояла очень серьезная задача: сделать картину не хуже оригинала. По замыслу режиссера это должен был быть жанр, который соединит в себе и героическую комедию, и обворожительный водевиль с превращением девицы в корнета, да и любовный сюжет чтоб был в ней не на последнем месте.


Татьяна Шмыга в роли Жермон Луизы: «Меня позови, избранник мой милый, забудем, что было, избранник мой милый!» Вот так она и охмуряла Пелымова, и ведь добилась своего в итоге!

И по сценарию, и в самой пьесе роль народного полководца Михаила Илларионовича Кутузова не главная, но знаковая и важная. На все роли подбирались комедийные актеры, и у Рязанова не было сомнений, что фельдмаршала Кутузова тоже должен играть комик. Но при этом Кутузов не будет смешон, а будет добр и мудр. И Рязанов предложил своему старому другу Игорю Ильинскому сыграть Кутузова, но тот наотрез отказался. Причин несколько: слишком маленькая, почти эпизодическая роль, несерьезная для актера такого масштаба. А еще, по возрасту Ильинский был моложе, чем фельдмаршал в 1812 году. Поэтому играя старика, это могло получиться не очень естественно. Рязанов старался, как мог. Он и уговаривал, и врал, что вся студия только и мечтает, чтобы именно он сыграл эту роль. Наконец уговорил.


«Давыд Васильев – командир партизан». Очевидно, имеется ввиду легендарный гусар-партизан Денис Давыдов. И если это так, то, да, все верно: на нем мундир Ахтырского гусарского полка, в котором тот и служил: коричневый ментик, голубые чакчиры.

Снег в некоторых эпизодах кинофильма был с ароматом… нафталина. Да-да, в кино и не такое бывает. Особенно когда зимнюю пору снимают чуть ли не летом. А по сценарию действие происходит в трескучий мороз! Проблему, а у режиссера это называлось «охотой за снегом», решали так: двор усадьбы, выстроенной из полуразвалившейся церквушки, абсолютно вся съёмочная группа присыпала остатками весеннего снега. Сверху его присыпали опилками, затем слоем мела и… нафталином. Крышу дома, где жила Шурочка Азарова, просто покрасили в белый цвет. Перила обложили ватой, тоже присыпанной нафталином. Труды не прошли даром: иллюзия морозной, снежной зимы была полная. Сложнее было с лошадьми, техникой и пиротехникой. Дрались актеры бутафорскими деревянными саблями и в азарте боя превратили «оружие» в большую дровяную кучу.


«Хотите вам подушку подарю? — Ах, что вы, что вы? Я не достоин милости такой! — Я вышила ее своей рукой, хотя рисунок уж не новый» – вот так тогда дамы флиртовали с кавалерами

Но все искупалось главным – прекрасно состоявшимся дуэтом Шурочки и поручика Ржевского. Кандидатов на эти роли было предостаточно, причем это были уже «звезды кино». Пробовались на роль поручика и Лазарев, и обожаемый Рязановым Тихонов, и Юрский. И всё-таки одержал верх Юрий Яковлев. И все бы ничего, но, когда надо было снимать сцены, где он ездит верхом на лошади… усаживали его в седло по семь человек одновременно. Лошадь понесла с места в карьер, и Яковлеву просто повезло, что она его не сбросила на землю.

На роль Шурочки тоже было несколько претенденток, одна достойнее другой: Алиса Фрейндлих, Светлана Немоляева, Людмила Гурченко. Но чего-то им всем не хватало. А подходящая актриса оказалась молоденькой студенткой, юной Ларисой Голубкиной. Роль Шурочки Азаровой стала для нее дебютной. Так почему же Лариса Голубкина подошла на роль Шурочки-корнета? Тонкая талия, мальчишеско-девчоночья стать, звонкий голос, и главное… ничего ещё нет – «ни тут, ни там».


«Мундир стрелков наваррских…» И тоже очень идет Голубкиной. А вы представьте себе в нем Алису Френдлих того времени? Один смех, да и только!

Лариса признавалась потом, что она ужасно боялась мышей, а еще прыгать с высоты. Но, набравшись смелости, все-таки спрыгнула со второго этажа, и, к сожалению, после нескольких дублей повредила ногу. Травма давала о себе знать очень долго. Впрочем, оно того стоило! Картина настолько удалась, что многие воспринимали ее как подлинную историю кавалериста-девицы Надежды Дуровой. Хотя общего между этими двумя женщинами было совсем немного, разве что участие в Отечественной войне 1812 года, да личное знакомство с Кутузовым. Мундиры и те были разные. Надежда Дурова служила в уланах. Гусарский мундир был ей не по средствам!

Когда фильм был отснят и его копию отправили в Министерство культуры, студию посетила Екатерина Алексеевна Фурцева – министр культуры СССР. Рязанов вспоминает: «Я пошел толочься в директорском предбаннике в надежде увидеть министра, выяснить, смотрела ли она картину и каково ее мнение». Фурцевой он таки попался на глаза. Екатерина Алексеевна была крайне недовольна и высказалась довольно резко по поводу Ильинского в роли Кутузова. Министр была категорически против актера-комика, сыгравшего в «Карнавальной ночи» Огурцова, а теперь получившего роль великого полководца. Фурцева негодовала. При том, что талант Ильинского ценился министром очень высоко, тем не менее, она считала бестактным то, что ему пришлось играть роль великого Кутузова. А зритель, по ее мнению, непременно будет встречать его появление смехом.


Вот он – Игорь Ильинский в роли Кутузова. И чем плох?

Но дальше случилось так, что в редакции газеты «Известия» незадолго до юбилейной даты состоялся просмотр новой картины. Ничего странного в этом не было. В редакции каждой крупной газеты один день в неделю отводился для просмотра нового фильма, либо проводилась творческая встреча с людьми искусства. Главным редактором газеты в то время был А.И. Аджубей, зять Никиты Хрущева.

Во время сеанса весь редакторский коллектив хохотал без умолку, а после показа горячо аплодировал создателям фильма. Как говорится, премьера прошла с успехом.

Спустя пару дней в еженедельнике «Неделя», приложении к «Известиям», появилась небольшая заметка Нателлы Лордкипанидзе. Она дала фильму довольно высокую оценку, но особые слова предназначались игре Игоря Ильинского. Автор заметки не поскупилась на комплименты в его честь. Министерство культуры отреагировало на заметку аджубеевской «Недели» незамедлительно. Прошел еще один день, и на фасаде кинотеатра «Россия» – на тот момент лучшем в столице – выставили красочные афиши, приглашающие на премьеру «Гусарской баллады». И вот 7 сентября, точно в день годовщины Бородинской битвы, состоялся официальный премьерный показ. На открытие были приглашены фоторепортеры, здесь произносились речи и вручались букеты цветов. На сцене сидели актеры, исполнители главных ролей в фильме. Среди них был и широко улыбающийся «обидчик» Кутузова Игорь Владимирович Ильинский.


«А девкой был бы краше!»

Картина имела оглушительный успех. Лидер проката 1962 года, занявшая в прокате второе место по количеству зрителей, посмотревших фильм – почти 49 млн. зрителей. «Гусарская баллада» получила диплом жюри Международного кинофестиваля комедийных фильмов в Вене в1963 году.


Французов в кинофильме немного, но униформа у них показана хорошо. Слева генерал в мундире с серебряным шитьем, справа – уланский лейтенант!

Ну, а еще этот фильм прямо-таки учебник по военной истории 1812 года, так сказать наглядное ее воплощение. Хотя… и на «Солнце есть пятна». «Мундир у вас, конечно, павлоградский?» – спрашивает Шурочку поручик Ржевский, имея ввиду, что на ней надет мундир Павлоградского гусарского полка? И получает ответ: «Ах нет, то есть да!» И ответ неправильный! На ней прекрасно сшитый мундир Сумского гусарского полка – красные чакчиры, серый ментик и доломан с серыми же выпушками. И почему бы так и не спросить, а ей также и не ответить: «Мундир у вас, конечно, сумский? Ах нет, то есть да!» Но, увы, советское кино тогда дотошностью в исторических «мелочах» не отличалось. Пушки в фильме при выстрелах тоже, разумеется, не откатываются, хотя чего проще? Привязал трос к лафету, пылью присыпал и по команде – р-раз! – солдаты за экраном рывком тянут! Зато в небе очень натурально рвутся шрапнели – создатели фильма в этом проявили себя молодцами!


Вот она, «дуэлянтка» Шурочка с капсюльным пистолетом. Впрочем, ей дали не тот пистолет, что нужно, не просто так. Была причина. «Правильный пистолет» был слишком уж громоздким и тяжелым, совсем не для девичьей руки!
А вот из какого пистолета ей бы следовало стрелять! Это правда, французский пистолет An 9 (French cavalry flintlock pistol model An IX) длиной 350 мм и калибром 17,1-мм, но и наши были примерно такими же! Вес 1,3 кг! Посмотрите, как он смотрится в руке у мужчины ростом 178 см. Для руки Шурочки этот монстр был бы слишком велик.
Калибр ствола. Не маленький, не так ли? Больше, чем у ДШК и ПТРД.
Ну, а это пули к этому пистолету. Попадет в вас такая – мало не покажется!
Ну, а теперь рассмотрим его боковую проекцию.
А вот такой пистолет следовало бы дать Шурочке, когда она оказалась у французов. Ведь русских пистолетов у них не было…

В фильме хорошо видны пистолеты, из которых собираются стреляться Шурочка и Ржевский. Но они… капсюльные, а в 1812 году были кремневые! Но это, пожалуй, и все! А так, безусловно, кинофильм замечательный: патриотизм без нажима, героика без излишней пафосности, люди показаны людьми, а не плакатными манекенами, да и играют красиво. Словом, вот так бы нам и сегодняшнее кино снимать!


А это «народ» в роли обаятельного Николая Крючкова. Ну, как же без него? И важно, что в конце кинофильма именно он поет следующий куплет: «А коли враг в слепой надежде / Русь покорить придет к нам вновь / Его погоним, как и прежде…/ Давным-давно… Давным-давно…

П.С. Французский кремневый пистолет любезно предоставлен для съемки Пензенским музеем Российской армии.

Рис. А.Шепса

topwar.ru

Униформа гусар Российской Императорской армии 1796-1801 годов

В предыдущей статье мы рассказали об униформе русских армейских гусарских полков времен правления императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II с 1741 по 1788 год.
После того, как Павел I взошел на престол, он возродил армейские гусарские полки, однако ввел в их униформу прусско-гатчинские мотивы. Причем, с 29 ноября 1796 года названия гусарских полков стали по фамилии их шефа:

В дальнейшем все гусарские полки переименовывались по именам их шефов еще несколько раз.
Униформа рядовых армейских гусарских полков включала (по Висковатову, том VIII):
шапка высотой в 24,5 см (5,5 вершков) с опушкой из собачьего меха черного цвета, с суконным верхом или мешком цвета доломана, с двумя шерстяными шнурами и кистями цвета шнуров на доломане, с султаном из мелких перьев белого цвета;

Информация: Висковатов А. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению» том VIII

фуражная шапка из сукна цвета ментика, с околышем или без него;
доломан полкового цвета, со стоячим воротникои и острыми обшлагами, опушкой, в основном, из белой овчины, с гарусными шнурами и желтыми или лужеными 45 пуговицами — 15 большими круглыми и 30 маленькими плоскими по бортам.
Воротник и заостренные («мыском») обшлага доломана полагались прикладного цвета, по краю они обшивались шнуром.
Существовали различные варианты обшивки, так некоторые источники показывают небольшие трилистники, выложенные шнуром на заостренных кончиках обшлагов.
Задние швы доломана и ментика также обкладывались шнурами.

ментик полкового цвета, со стоячим воротникои и острыми обшлагами, опушкой, в основном, из белой овчины, с гарусными шнурами и желтыми или лужеными 45 пуговицами — 15 большими круглыми и 30 маленькими плоскими по бортам.
На локтях ментика часто нашивались усиливающие накладки из красной или коричневато-красной кожи.

Информация: Висковатов А. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению» том VIII

галстук из сукна черного цвета, без обшивки, сзади с тесемочными завязками;
чакчиры из сукна белого цвета;
пояс из тонких шерстяных шнурков, с перевязками или перевивками (гомбами), двумя застежками и двумя шнурами и кистями;

Информация: Висковатов А. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению» том VIII
Информация: сайт компании «Прокопович и Ко»

• белый суконный плащ;
фуфайка из овчины для зимнего времени;
сапоги до колен, тупоносые, сзади с вырезкой, с железными прибивными шпорами;
темляк с кистью из красной юфти;

портупея шириной 3 см (3/4 вершка) из красной юфти, с крючком для застегивания из меди, с тремя медными кольцами для погонных ремней: двух — к сабле и трех — к ташке;
погонная перевязь без обшивки, с медными пряжкой, запряжником и наконечником, а также металлическим крюком;
ташка из нечерненой кожи, на крышке сукно цветом доломана, с суконной — в одних полках гладкой, в других — зубчатой обшивкой, и с императорским вензелем и короной цвета обшивки;

Информация: Висковатов А. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению» том VIII

лядунка из красной юфти с гнездами для 20 патронов с ремнем.
Униформа унтер-офицеров, штандарт-юнкеров и вахмистров имела следующие отличия от обмундирования рядовых:
• золотой или серебряный (по цвету пуговиц) галун на ментиках и доломанах — по нижней половине воротника и на рукавах — широкий в 2 см (1/2 вершка) и на груди, за пуговицами — узкий, одной ширины со шнурком;
• замшевые перчатки с крагами;
• трость;
• карабин, погонная перевязь и лядунка отсутствуют.

Информация: Висковатов А. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению» том VIII

Эскадронные трубачи от унтер-офицеров отличались следующим:
• крыльца («раковины» или «ласточкины гнезда») на плечах ментиков;
• медная труба со шнурами и кистями цвета доломана;
• отсутствие трости;
• отсутствие перчаток.

Информация: Висковатов А. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению» том VIII

Штаб-трубачи имели следующие отличия от трубачей:
• отсутствие трубы;
• перчатки;
• трость.

Информация: Висковатов А. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению» том VIII

Прическа рядовых, унтер-офицеров и трубачей гусарских полков состояла из длинных закрученных висков и коротких кос, перевитых около галстука черной лентой. Все они не пудрились.

Офицерская униформа имела такие отличия:
• шнурки, кисти и пуговицы золотые или серебряные;
• на доломане и ментике по сторонам груди галун с мелкой бахромой;
• опушка ментика их лисьего меха;
• вне строя имели право носить суконные венгерки цвета ментика на красном подбое.

Информация: Висковатов А. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению» том VIII

Спереди венгерка имела полы, которые заворачивались вверх и пристегивались на пуговицы так, что были видны колена ног.
Сзади венгерка была глухой, без разреза.
В зимнее время венерка была с опушкой.
При венгерках не носились пояса и ташки, а в качестве головного убора носилась кавалерийская шляпа.;
• на шапках соболий мех;
• в корне султана черные и оранжевые перья;
• пояс из серебряных шнурков с черным и оранжевым шелком и с серебряными гомбами;
• темляк по образцу пехотного офицерского;
• портупея и погонные ремни из красного сафьяна;
• ташка из красного сафьяна с вышитым золотом, серебром и черным шелком двуглавым орлом;
• вальтрап с вышитым золотом двуглавым орлом;
• в парадном строю при конском уборе — черные кожаные сарсамы:

Информация: Висковатов А. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению»

Униформа генералов имела следующие отличия от офицерской:
• высокий султан на шляпе из прямых страусиных перьев белого цвета с черными и желтыми петушиными перьями к корню вставлялся в металлическую трубку (челенгу) с двуглавым черным орлом и с золотым орлиным крылом.

Информация: Висковатов А. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению» том VIII

Офицеры и генералы гусарских полков пудрились и носили букли и косы.

Гусарским полкам были определены следующие цвета:

20 августа 1798 года был сформирован гусарский генерал-майора Чорбы полк, которому дано следующее обмундирование:

31 января 1799 года гусарские плащи были заменены на кавалерийские шинели.
9 октября 1799 года гусарским офицерам было приказано иметь на темляках и поясах, кроме черного и оранжевого шелка, еще и шелк малиновый.
2 марта 1800 года Александрийскому гусарскому полку дана униформа расформированного Готовицкого (прежде Чорбы) полка.

Источник:
1. Алехин, Валькович «Павлоградские гусары в 1812-1815 гг. Униформа, снаряжение, и вооружение нижних чинов»
2. Висковатов А. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению»
3. Веремеев «Униформа русской кавалерии 1812 года. Гусары»
4. Шенк, Модзалевский «Кавалерия. Справочная книжка Императорской Главной Квартиры, СПб., 1914»
5. Сулимов «Павлоградцы в 1812 году. Юбилейная памятка Павлоградского Лейб-гусара. (2-й Лейб-гусарский Павлоградский полк). Сувалки, 1912 г.»
6. Введенский «Гусары и уланы. Кавалерия Российской армии»
7. «Русская кавалерия 1799-1814 гг.» (Новый Солдат №196)
8. Функен «Энциклопедия вооружения и военного костюма. Наполеоновские войны 1805-1815»
9. Богданович «Русская армия в век императрицы Екатерины II»
10. Канник «Униформа армий мира 1506 — 1804 гг.»
11. Корниш «Русская армия 1914-1918 гг.»
12. Веремеев «Униформа кавалерии Русской Армии 1907-1914гг.» часть III. Гусары
13. «Правила о форме одежды генералов, штаб и обер-офицеров, состоящих на действительной службе, в запасе и отставке. Походное снаряжение образца 1912 года»
14. Приказы по военному ведомству 1909 г. № 172; 1910 г. № 191; 1911 г. № 319; 1912 г. № 219 и 458, Высочайшее повеление 22 октября 1912 года, приказы по военному ведомству 1914 г. №№ 221, 512, 589 и 618.
15. Звегинцов «Формы русской армии 1914 г.»
16. Шенк «Таблицы форм обмундирования русской армии», 1912
17. Шенк «Правила ношения форм одежды офицерами всех родов оружия», 1910
18. Чернушкин «Знциклопедия вооружения и военного костюма. Русская армия XVIII-XIX веков»
19. Введенский «Пять веков русского военного костюма»
20. Каштанов «Русский военный костюм»
21. Констам, Янгхазбенд «Русская армия в Семилетней войне. Кавалерия и артиллерия»
22. Харитонов, Горшков «Русская армия 1917-1920»
23. Чернушкин «Знциклопедия вооружения и военного костюма. Русская армия XIХ-начала XX века»
24. Звегинцов «Русская армейская кавалерия 1907-1914»
25. Звегинцов «Русская Армия 1700-1917 гг.» части 1,2,3,7
26. Кузин, Федорчук «Мундирные пуговицы Российской империи»
27. Кольцов «Легкая кавалерия Николая I в Восточную войну. Армейские гусары, 1853-1855 гг.»
28. Леонов «Цвета гусарских мундиров. 1763-1775 (по архивным и высочайше утвержденным документам)»
29. Леонов «»Незамеченная» реформа. Цветовые различия гусарских полков. 1775-1784»
30. Табель мундирным и амуничным вещам одного поселеннаго гусарского полку, по которой в мирное время помянутые вещи в каждой полк отпускать должно. 24 декабря 1776 года. СПб., 1777.
31. Валькович А. «Рисуй, Орловский..! Образцовые рисунки для русской кавалерии. 1808-1809» ч. III Гусарские полки
32. Цвиркун «Гусары в русском войске XVII века»
33. Летин, Леонов «Русский военный костюм. От Петра I до Петра III»
34. Nafziger «The russian army 1800-1815»
35. «Хроника Российской Императорской армии, составленная по высочайшему повелению»
36. Шунков, Мерников, Спектор «Русская армия в Первой мировой войне 1914-1918. Полная энциклопедия»
37. «Handbook of the Russian army 1914»
38. Царева «Униформа.ю оружие, награды Российской империи от Михаила Романова до Николая II»
39. «Рисунки обмундирования и вооружения офицеров Императорской российской армии» (С.-Петербург, 1844 г.)

uniforma-army.ru

Ментик офицерский гусарский образца 1803-1807 года Изюмского полка, Россия, копия

Вашему вниманию представлен офицерский гусарский ментик Изюмского полка образца 1803-1807 года.
В наличии в размере 50-52 на рост 180-185 см.

Копия высочайшего качества. Сшит в соответствии с Приказом, с «правильными» пуговицами, крючками и прочими важными для реконструкции и музейного дела «мелочами».

Изготавливаем на заказ ментики и доломаны различных образцов Русской Императорской Армии.

Гусарская униформа в 1812 году значительно отличалась от униформ других родов кавалерии свои видом. Ее столь значительное отличие объясняется происхождением этого рода легкой кавалерии. Гусары появились в Русской Армии в середине XVIII века. В то время гусарами были выходцы из Сербии, Венгрии. Они -то и принесли с собой присущий им вид военной одежды. Необычность и нарядность гусарской униформы понравилась  и она  прижилась в России.  В течение века эта униформа несколько видоизменилась, сохранив однако свои характерные черты. Она состояла из следующих предметов: доломан, ментик, чакчиры, ботики, кивер, ташка, гусарский кушак. К ней же можно отнести один из элементов конского убора — вальтрап. Каждый полк имел свои расцветки гусарской униформы.

Ментик (ментия). Точно такая же куртка, как и доломан, но воротник, края бортов, низ куртки и низ рукавов обшиты мехом. Каждый полк имел ментик своего цвета, причем цвет ментика не всегда совпадал с цветом доломана. Цвет меха:
**Лейб-гвардии Гусарский полк: офицеры — черный бобровый мех, унтер-офицеры и солдаты черный мех.
**Армейские гусарские полки: офицеры серый мех, унтер-офицеры черный мех, солдаты белый мех.
Ментики в зимнее время носили надетыми в рукава поверх доломанов, а в летнее время ментики носили наброшенными на левое плечо. От сваливания ментик удерживался шнурком, проходившим под мышкой правой руки. Гусары, вооруженные пиками,   в летнее время ментик не носили. В боевой обстановке перед атакой ментик или надевали в рукава, или снимали совсем.

Доломан (дулам, долам, долман, дулман). Короткая до пояса однобортная куртка со стоячим невысоким воротником. Грудь расшита пятнадцатью рядами шнуровых петель у офицеров из золотистого или серебристого шнура uni-gusar-2.jpg (4311 bytes)(по присвоенному полку цвету приборного металла). У солдат шнуры были шелковые желтого или серовато-белого цвета. Концы рядов шнуров украшались у солдат медными, у офицеров золочеными пуговицами. Грудь офицерского доломана вокруг шнуров обшивалась узким золотым (серебряным) галуном. Генеральские доломаны точно так же обшивались бахромой. Кроме того, галуном различной ширины обшивались воротники унтер-офицерских, офицерских и генеральских доломанов. Спина доломана также расшивалась шнурами. Однако число рядов шнуров не всегда выдерживалось строго пятнадцать. В зависимости от размера доломана рядов могло быть от 11 до 18. uni-gusar-3.jpg (3692 bytes)Цвет доломана, обшлагов и воротников в каждом полку были различные. На снимке справа солдатский доломан Сумского гусарского полка ( к началу 1812 года его цвет будет заменен на серый с красными обшлагами и воротником). На снимке слева генеральский доломан лейб-гвардии Гусарского полка (к началу 1812 года воротник и обшлага станут синими).

antikvariat.ru

Кто такие гусары? Ментик Ментик



Кто такие гусары?


Ментик

  • Ментик (ментия). Точно такая же куртка, как и доломан, но воротник, края бортов, низ куртки и низ рукавов обшиты мехом. Каждый полк имел ментик своего цвета, причем цвет ментика не всегда совпадал с цветом доломана. Цвет меха: **Лейб-гвардии Гусарский полк: офицеры — черный бобровый мех, унтер-офицеры и солдаты черный мех. **Армейские гусарские полки: офицеры серый мех, унтер-офицеры черный мех, солдаты белый мех. Ментики в зимнее время носили надетыми в рукава поверх доломанов, а в летнее время ментики носили наброшенными на левое плечо. От сваливания ментик удерживался шнурком, проходившим под мышкой правой руки. Гусары, вооруженные пиками,    в летнее время ментик не носили. В боевой обстановке перед атакой ментик или надевали в рукава, или снимали совсем.



Доломан

  • Доломан (дулам, долам, долман, дулман). Короткая до пояса однобортная куртка со стоячим невысоким воротником. Грудь расшита пятнадцатью рядами шнуровых петель у офицеров из золотистого или серебристого шнура (по присвоенному полку цвету приборного металла). У солдат шнуры были шелковые желтого или серовато-белого цвета. Концы рядов шнуров украшались у солдат медными, у офицеров золочеными пуговицами. Грудь офицерского доломана вокруг шнуров обшивалась узким золотым (серебряным) галуном. Генеральские доломаны точно так же обшивались бахромой. Кроме того, галуном различной ширины обшивались воротники унтер-офицерских, офицерских и генеральских доломанов. Спина доломана также расшивалась шнурами. Однако число рядов шнуров не всегда выдерживалось строго пятнадцать. В зависимости от размера доломана рядов могло быть от 11 до 18. Цвет доломана, обшлагов и воротников в каждом полку были различные. На снимке слева солдатский доломан Сумского гусарского полка ( к началу 1812 года его цвет будет заменен на серый с красными обшлагами и воротником). На снимке посередине генеральский доломан лейб-гвардии Гусарского полка (к началу 1812 года воротник и обшлага станут синими). На снимке справа – доломан Гродненского гусарского полка.



Ботики

  • Ботики. Низкие (чуть выше середины икр) узкие сапоги. Верхняя часть голенища имеет фигурный вырез с кисточкой в нем. На ботики надеваются шпоры. У солдат шпоры луженые оловом, у офицеров серебреные (золоченые).

  • Любопытно, что в начале XIX века обувь не различалась на левый и правый сапог. Оба ботика (впрочем, и другая обувь тоже) были совершенно одинаковы, и какой на какую ногу одевать было безразлично (ну как теперь валенки). Кто не верит, пусть побывает в музее вещевой службы МО РФ. Обувь стали различать на левую и правую ближе к середине XIX века.



Чакчиры

  • Чакчиры (чикчиры). Гусарские штаны прямого покроя со штрипками внизу. Заправляются в ботики. Цвет чакчир различный в каждом полку. По боковым швам узкие лампасы из золотого(серебряного) галуна у офицеров, и из желтой (белой) тесьмы у солдат и унтер-офицеров. Впереди на обеих штанинах украшение из шнура и галуна, так называемый «гусарский узел». У солдат и унтер-офицеров этот узел из тонкого шнура и прост по рисунку, у офицеров из золотого (серебряного) шнура и галуна сложного рисунка. У генералов это украшение еще сложнее. На рисунке слева офицерский «гусарский узел». На рисунке справа чакчиры и ботики.

  • В походе, в боевых условиях, на занятиях в холодную погоду поверх, а в теплую вместо чакчир гусары носили рейтузы серого цвета, подшитые кожей. Рейтузы надевались поверх ботиков. Гусарские чакчиры стоили дорого, от седла быстро вытирались и рвались, в ненастную погоду быстро намокали и грязнились от земли, летящей из под передних ног коня. Рейтузы спасали положение. Так что в действительности на войне гусары выглядели не столь нарядно, как мы видим в кинофильмах «Война и мир», «Гусарская баллада» и пр. На рисунке гусар 2-го гусарского полка Российско-германского легиона в рейтузах и справа конструкция рейтуз.



Лядунка



Сабли гусар

  • **Сабля легкокавалерийская образца 1809 года. Клинок стальной, искривленный, однолезвийный с одним широким долом Ножны стальные, имеют    два кольца для пасовых ремней портупеи. Эфес состоит из рукояти и гарды. Рукоять деревянная, с поперечными желобками, в которых уложена витая проволока. Спинку рукояти покрывает металлическая планка, переходящая в головку. Гарда образована крестовиной с перекрестьем,   передней дужкой и двумя боковыми дужками. Длина общая сабли 1.03м., длина клинка 88см., ширина клинка до 3.6 см, кривизна клинка 70/365 мм. Масса сабли 1.9 кг.

  • На рисунке сабля обр. 1798 года  и ножны к ней. Слева  эфес сабли обр. 1809 года с прикрепленным к нему знаком ордена Св.Анны 3 степени. Такая сабля являлась офицерской наградой и называлась «Аннинское оружие». Справа эфес сабли обр. 1798г. Эфес вызолочен и на нем имеется наградная надпись «За храбрость». Такая сабля также являлась офицерской наградой и называлась «Золотое оружие». Такие награды государством приравнивались к орденам, а в офицерской среде  ценились выше орденов, т.к. в отличие от большинства орденов, которые могли вручаться просто за выслугу лет или небоевые заслуги, наградное оружие вручалось только за отличие в боях.



Огнестрельное оружие гусар

  • Огнестрельным оружием каждого гусара являлись два пистолета, хранившиеся в специальных сумках (ольстрах) впереди по бокам седла. Ольстры прикрывались сверху матерчатыми накидками («чушками» ). Типы применяемых пистолетов были различны, но штатным оружием был кавалерийский пистолет обр.1809г. Помимо пистолетов, у гусар на вооружении были кавалеристские штуцера и мушкетоны.

  • По 16 человек в каждом эскадроне вооружались или короткими кавалерийскими штуцерами образца 1803 года или мушкетонами образца 1803 года. Из мушкетонов стрелять можно было только дробью. Штуцер или мушкетон всадник носил зацепленным специальным кольцом, находящимся у шейки приклада, за крючок на панталерном ремне.

  • Иного огнестрельного оружия гусары не имели. Собственно, огневая мощь гусарского полка равнялась нулю. Пистолеты являлись оружием самозащиты, а шестнадцать мушкетонов на 150 человек нельзя считать огневой силой. Скорее это было оружие для часовых, постов сторожевого охранения, выставляемых эскадроном.



Чертёж кивера

  • Представлял собой фетровый (поярковый) усеченный конус. К верху он расширялся. Верхняя плоскость кивера обтягивалась черной кожей так, что по верхнему краю боковой поверхности кивера образовывался бортик шириной в дюйм. Высота кивера около 17см. По бокам для прочности нашивались кожаные ремни в виде буквы V. Нижний край кивера также обшивался кожаным ремнем так, что диаметр нижней части кивера можно было регулировать по размеру головы гусара. Под ремень вшивался козырек из толстой юфтевой кожи с наклоном вниз на два дюйма. С боков кивера к v-образному ремню крепился подбородный ремень, поверх которого крепилась так называемая «чешуя», состоявшая из отдельных фигурных пластинок. Чешуя изготавливалась из меди и у офицеров золотилась или серебрилась, а у солдат оставалась желтой медной или же лудилась оловом



Кивер офицерский



Репеёк

  • В верхней части кивера крепился так называемый «репеек». У солдат он представлял собой овальную выпуклую деревяную деталь.В лейб-гвардии Гусарском полку солдатский репеек был желтого цвета с красной серединой, в армейских полках  белый или желтый (по цвету приборного металла. У унтер-офицеров репеек был разделен по диагонали крест накрест на четыре части. Верхняя и нижняя четверти были белые, боковые четверти были серые. Репейки офицеров выглядели иначе. На рисунке слева направо: в верхнем ряду -репеек солдата лейб-гвардии Гусарского полка, репеек солдата одного из армейских полков, репеек унтер-офицера; в нижнем ряду репеек обер-офицера, репеек штаб-офицера.



Этишкет.

  • На кивер крепился так называемый «кутас», который состоял из двух ветвей — передней и задней. К кутасу крепились левый и правый этишкеты. Левый этишкет был короткий (до нижнего обреза кивера. и состоял из двух небольших кистей. Правый был значительно длиннее и представлял из себя сложного плетения украшение. Кутас и этишкет у офицеров плелись из золотых или серебряных шнурков, у солдат из шелкового белевого шнурка белого или желтого цвета, у унтер-офицеров кутас и этишкет были аналогичны солдатским, но плелись из шнурков трех цветов — белый (желтый), черный, оранжевый. На передней стороне кивера в лейб-гвардии гусарском полку крепился медный (у офицеров золоченый) киверный орел общегвардейского образца. У армейских гусар вместо орла на передней стороне кивера помещалась оранжево-черная кокарда с петлицей.



Султан

  • Сверху кивера помещался так называемый султан — украшение из заячьего меха высотой 17.6см. Солдаты и офицеры имели султан белый (в нижней части черный), унтер-офицерский султан верхнюю треть имел черную с вертикальной оранжевой полосой. Музыканты (трубачи, литаврщики) солдатского чина султан имели красный, а унтер-офицерского чина красный с верхней третью черного  цвета с вертикальной оранжевой полосой. На рисунке слева направо: султан солдата и офицера, султан унтер-офицера, султан музыканта солдатского чина, султан музыканта унтер-офицерского чина.

  • Впрочем,  это только на рисунках оранжевая полоса четко видна. В действительности она слабо различима, т.к. наносилась краской и быстро выцветала и смывалась. Султаны надевали на кивера обычно только на смотрах, парадах и иных торжественных случаях. В повседневной службе, перед боем султан снимали и укладывали внутрь кивера.



Ташка и портупея

  • Амуниция. На поясе гусары носили поясную портупею красной кожи, которой двумя пасовыми ремнями слева крепилась легкокавалерийская сабля образца 1798 или 1809 года   и на трех пасовых ремнях также слева так называемая «ташка», которая представляля собой плоскую пятиугольную сумку. Ташка непригодна ни для мелких вещей, ни для пакетов, ни даже для носового платка. Вероятнее это был просто декоративный элемент гусарской униформы. Расцветки ташек в каждом полку были различные. На лицевой стороне ташки наносился вензель императора. У офицеров вензель и расшивка ташки делалась золотыми или серебряными нитками (по цвету присвоеного полку приборного металла), у солдат и унтер-офицеров белым или желтым шнуром. Н а   рисунке    слева офицерская ташка лейб-гвардии Гусарского полка, солдатская ташка Изюмского или Сумского полка, на снимке внизу — офицерская ташка и портупея Гродненского гусарского полка.

  •  



Кушак



Цифровка на чакчирах

  • Обер- и штаб-офицеры и генералы отличались друг от друга шириной галуна и бахромы на ментике, доломане и чакчирах. Галун нашивался на воротник, обшлага, спинку доломана и ментика, и на чакчиры (в виде «гусарских узлов»). У обер-офицеров он был узким, у штаб-офицеров — пошире, а у генералов-такой широкий и узорный, что за ним почти не было видно цвета воротника и обшлагов. На доломан и ментик вокруг шнурков нашивали еще и бахрому. У обер-офицеров она была короткая, в полвершка, а у штаб-офицеров и генералов — в вершок. У генералов, кроме всего прочего, на воротник нашивался узор в виде дубовых листьев.



Расцветки обмундирования по полкам

  • Лейб-гвардии Гусарский полк. Доломан и ментик красные, воротник и обшлага доломана синие. Мех ментика офицеров черный бобровый, унтер-офицеров и солдат черный. Пояс-кушак синий. Чакчиры синие. Ташка красная с желтой отделкой. Вальтрап синий с желтой отделкой. Приборный металл — золото.

  • Александрийский   полк. Доломан и ментик черные, воротник и обшлага доломана красные. Мех ментика офицеров — серый мерлушковый, унтер-офицеров -черный,   солдат -белый. Пояс-кушак черный. Чакчиры черные. Ташка черная с красной отделкой. Вальтрап черный с красной отделкой. Приборный металл — серебро. Широко известны под названием «черные гусары».

  • Ахтырский    полк. Доломан и ментик коричневые, воротник и обшлага доломана желтые. Мех ментика офицеров — серый мерлушковый, унтер-офицеров -черный,   солдат -белый. Пояс-кушак коричневый. Чакчиры синие. Ташка коричневая с желтой отделкой. Вальтрап синий с желтой отделкой. Приборный металл — золото. В этом полку служил знаменитый партизан войны 1812 года подполковник Денис Давыдов.



Расцветки обмундирования по полкам — 2

  • Белорусский полк. Доломан синий, ментик красный, воротник и обшлага доломана красные. Мех ментика офицеров — серый мерлушковый, унтер-офицеров -черный,  солдат -белый. Пояс-кушак красный. Чакчиры синие. Ташка красная с белой  отделкой. Вальтрап синий с белой отделкой. Приборный металл — серебро.

  • Гродненский полк. Доломан и ментик синие, воротник и обшлага доломана голубые. Мех ментика офицеров — серый мерлушковый, унтер-офицеров — черный,  солдат -белый. Пояс-кушак синий. Чакчиры синие. Ташка синяя с голубой отделкой. Вальтрап синий с голубой отделкой. Приборный металл — серебро. Широко известны под названием «голубые гусары».

  •  Елизаветградский полк. Доломан серый, ментик серый, воротник и обшлага доломана серые. Мех ментика офицеров — серый мерлушковый, унтер-офицеров -черный,   солдат -белый. Пояс-кушак серый. Чакчиры зеленые. Ташка зеленая с желтой   отделкой. Вальтрап зеленый с желтой   отделкой.

  • Изюмский полк. Доломан красный, ментик синий, воротник и обшлага доломана синие. Мех ментика офицеров — серый мерлушковый, унтер-офицеров -черный,  солдат -белый. Пояс-кушак синий. Чакчиры синие. Ташка красная   с белой отделкой. Вальтрап синий с белой отделкой. Приборный металл — серебро. У офицеров шнуры на груди доломана и ментика и пуговицы золоченые

  •  



Расцветки обмундирования по полкам — 3

  • Лубенский полк. Доломан синий, ментик синий, воротник и обшлага доломана желтые. Мех ментика офицеров — серый мерлушковый, унтер-офицеров -черный,  солдат -белый. Пояс-кушак синий. Чакчиры синие. Ташка синяя с белой    отделкой. Вальтрап синий с белой    отделкой . Приборный металл — серебро. В кинофильме «Гусарская баллада» в форму Лубенского гусарского полка был одет поручик Ржевский.

  • Мариупольский полк. Доломан синий, ментик синий, воротник и обшлага доломана желтые. Мех ментика офицеров — серый мерлушковый, унтер-офицеров -черный,  солдат -белый. Пояс-кушак синий. Чакчиры синие. Ташка синяя  с желтой отделкой. Вальтрап синий с желтой отделкой. Приборный металл — золото. Цвет униформы мариупольцев полностью совпадал с цветом униформы лубенцев. Различие было лишь в цвете приборного металла, цветен отделки ташки и вальтрапа.

  •  Ольвиопольский полк. Доломан и ментик зеленые, воротник и обшлага доломана красные. Мех ментика офицеров — серый мерлушковый, унтер-офицеров -черный,   солдат -белый. Пояс-кушак зеленый. Чакчиры красные. Ташка зеленая с красной   отделкой. Вальтрап зеленый с красной   отделкой . Приборный металл — серебро.  

  • Павлоградский полк. Доломан зеленый, ментик синий, воротник и обшлага доломана синие. Мех ментика офицеров — серый мерлушковый, унтер-офицеров -черный,   солдат -белый. Пояс-кушак синий. Чакчиры зеленые. Ташка зеленая  с красной отделкой. Вальтрап зеленый   с красной отделкой. Приборный металл — золото.



Расцветки обмундирования по полкам — 4

  • Сумской полк. Доломан и ментик серые, воротник и обшлага доломана красные. Мех ментика офицеров — серый мерлушковый, унтер-офицеров -черный,   солдат -белый. Пояс-кушак серый. Чакчиры красные. Ташка красная с белой   отделкой. Вальтрап серый с красной   отделкой . Приборный металл — серебро. 1-й и 2-й гусарские полки Российско-германского легиона. Эти полки в состав армии не входили, считались ополченческими. Униформа, в целом приближалась к стандарту российской гусарской формы, но с рядом особенностей. присущих немецкой армии. Так, кивера имели султан из белых перьев, репеек был не овальный. а круглый красно-белый, петлицы на кивере не было, а кокарда была немецких цветов (черно-белая). Мех ментика в 1-м полку у всех был белый, а во 2-м коричневый. Этишкет и кутас были белые, а шнуры на доломане и ментике в 1-м полку желтые, во 2-м черные. Чакчир не носили, а вместо них носили серые штаны с черной кожаной подшивкой в шагу. В 1815 году полки были расформированы, а солдаты и офицеры остались на родине в Германии.

  • Иркутский полк. Доломан черный, ментик черный, воротник и обшлага доломана малиновые. Мех ментика офицеров — серый мерлушковый, унтер-офицеров -черный,  солдат -белый. Пояс-кушак черный. Чакчиры малиновые. Ташка черная  с желтой отделкой. Вальтрап черный   с малиновой отделкой. Приборный металл — золото. Следует иметь в виду, что полк только в декабре 1812 года был причислен к армии. В течение осени 1812 года он был ополченческим гусарским полком графа Салтыкова. Поэтому на кивере вместо обычных кокарды с петлицей помещался ополченческий крест и ниже вензель императора Александра I.Перед заграничным походом ополченческие знаки на кивере были заменены на обычные кокарду с петлицей.. На офицерских ментиках и доломанах не было галунной обшивки груди вокруг рядов шнуров. Пуговицы на доломане и ментике шли сверху вниз не в три, а в пять    рядов.



Рядовой гусарского полка





Чертёж вальтрапа


rpp.nashaucheba.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *