Самурайские мечи (11 фото + 1 видео) . Чёрт побери

О мечах, которыми владели самураи

Если речь заходит об «идеальном мече» — таким сразу называют целое семейство мечей нихонто (яп. 日本刀) и конкретно катану. На самом деле не бывает идеального меча или универсального меча, потому как в римском щитовом строю катану не удастся даже вынуть из ножен, а средневековый рыцарь проскачет сквозь дюжину самураев, не заметив их. Форма меча продиктована тактическими приёмами своего войска и войск противника, доспеха противника и особенностей построения частей. Когда монголы высадились в Японии, смаураи были ошеломлены тем, что те действуют в строю, осуществляют организованный манёвр, без должного перечисления титулов и заслуг каждого, врубаясь в разрозненные группки и выкашивая самураев быстро и эффективно (если бы не буря и откровенный китайско-корейский саботаж с подсовыванием речных судов, был бы ещё один улус). Нихонто, не был никогда чем-то выдающимся, существовали подобные саблетесаки в Азии, его нельзя отнести ни к сабле, ни к мечу, он, как многие клинки в Азии совмещал много функциональных и типологических особенностей. Японцы не пытаются классифицировать свои нихонто в европейском стиле, у них просто есть общее название клинкового оружия – то:кэн 刀剣 [とうけん], буквально – «саблямеч». Качество этих мечей, мягко говоря, невысокое, имеются единичные высококачественные экземпляры, но когда речь шла о массовом производстве, то потом эти мечи переплавляли как син-гунто после войны, в отличие от европейских оружейников – качество их массовой продукции ценят коллекционеры всего мира.

Чтобы понять ситуацию с мечами Японии, нужно обратить свой взор на континент, то есть на Китай, откуда в Японию завозилось всё, от ватника до ушу, они потом творчески перерабатывались в нежизнеспособные за пределами островов искусства и вещи, имеющие, безусловно, большую эстетическую ценность и крайне малую практическую. Индия, конечно, настаивает, что Шаолинь возник после того, как китаец освоил Каларипая́тту (малаял. കളരിപയറ്റ്), не специалист, не знаю, но то, что большинство боевых искусств Японии произошло от кунг-фу, произошедшего от ушу, не отрицают даже сами японцы. То же произошло с нихонто, их прототипы прибыли с континента: в древнем Китае до монгольского завоевания XIII века широко использовалась только одна разновидность поясных дао под общим названием “прямоспинные мечи” (чжибэйдао) или “мечи с железным кольцом” (техуаньдао). После экспорта в Японию они стали прототипом японских мечей, чжибэйдао по внешнему виду мало отличался от популярного в те времена обоюдоострого меча цзянь.

Железо и бронза были завезены в Японию из континентального Китая одновременно в III веке до н. э. Самые древние образцы мечей были обнаружены в захоронениях периода Кофун (300-710 гг.). Хотя они жестоко пострадали от ржавчины, по тому, что осталось, можно было составить представление, как они выглядели. У них были короткие прямые лезвия с остро отточенным концом, очевидно, ими не рубили, а кололи. Специалисты именуют их дзёкото — древние мечи. Японская технология изготовления мечей из железа начала развиваться с VIII века и достигла наивысшего совершенства к XIII веку. Цуруги — прямой обоюдоострый меч, распространённый в Японии до X века, сохранились мечи VII века, а первый похожий на катану меч Когарасу-Мару датируется 703 годом работы Кокадзи Мунэтика. Многие образцы не относятся к настоящим японским мечам (нихонто), так как изготовлены по китайской или корейской технологиям, в широком смысле термин использовался в древности для обозначения всех мечей. В более позднее время вытесняется термином кэн для обозначения прямого меча. Меч тати мастера Ясуцуна — самый древний из сохранившихся в Японии, предшественник и боевой собрат катаны, относится к периоду Хэйан, XI век. Тáти (яп. 太刀) — длинный японский меч, другое название этого меча — дайто (яп. 大刀, букв. «большой меч»). Тати подвешивался на пояс в предназначенной для этого перевязи, для защиты от повреждений доспехами ножны часто имели обмотку, тати не повседневный и не парадный, а военный меч. Изредка богато украшенные тати применялись как парадное оружие при дворах сёгунов (князей) и императора. Тати обычно длиннее и более изогнут, чем катана (у большинства длина клинка свыше 2,5 сяку, то есть более 75 см; цука (рукоять) также была зачастую длиннее и несколько изогнута).

Катана появилась в XV веке как следствие эволюции тати (яп. 太刀) и использовалась до конца XIX века (ранний период Муромати) как традиционное оружие самурая. Ката́на (яп. 刀) — длинный японский меч, со временем стала нарицательным названием вообще любого меча. Катана — японское чтение (кунъёми) китайского иероглифа 刀(«изогнутый меч с односторонним клинком). Дайсё (яп. 大小, дайсё:, букв. «большой-малый») — пара мечей самурая, состоящая из сёто (короткого меча) и дайто (длинного меча). Длина дайто — более 66 см, длина сёто — 33—66 см. Дайто служил основным оружием самурая, сёто — дополнительным. До XIV в. катаной назывался длинный кинжал или короткий меч, заткнутый за пояс, в это время катана выполняла роль сёто, а в качестве дайто использовался меч тати. В XIV—XV вв. катаной стал называться длинный меч (соответственно, катана стала выполнять функцию дайто). В качестве сёто при нём стал использоваться короткий меч вакидзаси, набор мог дополняться специальным кинжалом танто (дословно короткий меч, нож – хамоно, а встраиваемый хозяйственный нож в ножнах вакидзаси — когатана). Вакидзаси могли использовать купцы и ремесленники, танто носили и женщины.

Катана во многом похожа на более ранний китайский меч мяо дао, подлинную японскую катану легко узнать по линии закалки (хамон, яп. 刃文), объясняющейся применением специальной техники ковки и закаливания, а также рукояти (цука, яп. 柄), обтянутой кожей ската и обвитой шёлковой лентой. Резные рукояти из твёрдого дерева или слоновой кости встречаются только у декоративных и парадных мечей. Лезвие катаны состоит как минимум из двух разных сортов стали: вязкого для основы (сердцевины) и твёрдого для режущей части. Оба компонента сначала очищались путём многократного сложения и сварки, прежде чем из них ковалось лезвие. Катана — изогнутый (режущей частью наружу) полуторный меч с лезвием длиной в два или более сяку (яп. 尺, 2 сяку приблизительно равны 60,6 см) и рукоятью различной длины. Вес 750—1000 г., толщина японского клинка колеблется в среднем от 6 до 9 мм и, как правило, почти не убывает по направлению к острию, что характерно для клинка сабельного типа. Если длина лезвия менее двух сяку, то это вакидзаси, если менее одного сяку — кинжал (танто, айкути, хамидаси). Ножны для всех трёх видов мечей называются сая; они делаются из дерева и покрываются лаком, металлические ножны имеют только серийно изготовленные мечи XX века, однако и они оснащены деревянной подкладкой.

Катану и вакидзаси всегда носят на левой стороне корпуса в ножнах, заложенными за пояс (оби), лезвием вверх. Это — принятый способ ношения в обществе, сформировавшийся после завершения войн периода Сэнгоку в начале XVII века, когда носить оружие стало больше традицией, чем военной необходимостью. Когда самурай входил в дом, он вынимал катану из-за пояса, в случае возможных конфликтов он держал меч в левой руке, в состоянии боевой готовности, либо, в знак доверия, в правой. Садясь, он клал катану на пол в пределах досягаемости, причём вакидзаси не снимался (его самурай носил в ножнах за поясом). Монтаж меча для ношения на улице называется косираэ, сюда входят лакированные ножны сая. В случае отсутствия частой необходимости использовать меч, его хранили дома в монтаже из необработанного дерева магнолии сирасая, защищающем сталь от коррозии.

Из-за низкого качества стали, её приходилось многократно проковывать, что характерно для всех мечей того времени, никаких легендарных «сварок временем» из миллиона слоёв фольги за столетия никто не видал. Сталь японских мечей довольно посредственная, особенно поздних заводских образцов, истинные клинки немногочисленны, находятся в музеях и крайне редко в частных коллекциях, непритязательные коллекционеры обладают в основном разного качества подделками из Китая. Национальное сокровище (кокухо), этот титул имеют около 122 мечей, в основном тати периода Камакура, катан и вакидзаси в этом списке менее двух десятков. К настоящим мечам прилагается сертификат «Общества по сохранению художественных японских мечей» (яп. 日本美術刀剣保存協会 Nippon Bijutsu Tōken Hozon Kyōkai, NBTHK, ниппон будзюцу то:кэн ходзон кё:кай), одной из его задач стала экспертная оценка исторической ценности меча. Кричное железо — очень неоднородный продукт, который является смесью углерода, железа, шлака и других элементов, — каждый кусок тамахаганэ уникален. Искусство кузнеца состоит в выборе кусков крицы, которые содержат как можно меньше шлака и имеют между 0,8-1,3 % углерода. Методы выплавки до открытия границ и индустриализации Японии было собственно намного примитивнее, чем в Европе (где с XIV века вошла в употребление доменная печь), что и вызвало потребность в долгой и тщательной рафинации стали, дабы удалить все вредные примеси. Ценность японской стали тем самым заключалась не в (весьма посредственном) качестве тамахаганэ, а в умении кузнецов изготовить из посредственного сырья продукт хорошего качества. В этой связи становится понятно, почему начиная с XVI века японские кузнецы очень охотно применяли европейскую привозную сталь.

В процессе закалки, при соблюдении технологического процесса, между якибой (твёрдой частью с режущей кромкой) и хирадзи (более мягкой и гибкой частью) формируется хамон. Как во всех европейских клинках из-за низкого качества стали, клинок составной: сочетание жёсткого лезвия и эластичной основы придаёт металлу катаны чрезвычайную вязкость и одновременно долговременную остроту. В традиционной технике внутренний слой изготавливается из низкоуглеродистой стали и покрывается твёрдой высокоуглеродистой сталью, которая образует верхний слой: кузнец складывает U-образно длинный узкий брусок твёрдой стали и вваривает в него брусок из мягкой стали. Из полученного комбинированного бруска выковывается заготовка меча, причём закрытая сторона «U» впоследствии станет лезвием. Такая комбинированная заготовка больше не подвергается складыванию. Так же как и западные кузнецы Средневековья, применявшие зонную закалку, японские мастера закаляют клинки не равномерно, а зонально, за закалкой (нагревом и охлаждением) следует отпуск — нагрев закалённого изделия в печи с последующим медленным охлаждением. При температуре около 200 C происходит снятие внутренних напряжений в металле, благодаря чему достигается необходимый баланс твёрдости и вязкости. После завершения своей части работы, к которой также относится и обработка поверхности при помощи сэн — инструментом, похожим на металлический скребок, кузнец передаёт меч полировщику — тогиси. Его задача состоит в том, чтобы заточить и отполировать клинок — сначала грубыми камнями, затем более тонкими. Работа над одним мечом на данном этапе длится около 120 часов. Тогиси не только затачивает меч, но и выделяет при помощи различных техник структуру металла на поверхности клинка, хамон, также хада, являющихся «кожей» изделия и дающих представление о технике ковки. Одновременно есть возможность устранить мелкие недостатки, возникшие в процессе изготовления.

За шлифовкой следует изготовление ножен (сая) и рукояти (цука) из древесины магнолии, довершающих комплектацию меча. Ножны в поперечном сечении могут иметь форму восьмиугольника (с угловатыми или закруглёнными краями), овала или эллипса. Рукоять закрепляется на хвостовике (накаго) с помощью конического клинышка из бамбука (мэкуги), продетого через отверстие (мэкуги-ана) в хвостовике. Отверстие ножен (койгути, «пасть карпа») обрамляется роговым или костяным завершением. Ножны и рукоять иногда оставляют без декоративной обработки (сирасая, «белые ножны»), в случае, если они используются только для хранения меча. В варианте полного монтажа (косираэ) ножны покрываются лаком. Иногда используется кожа ската (самэ), инкрустация. С наружной стороны к ножнам крепится круглая скоба с отверстием (куригата), к которой привязывается шнур для фиксации меча (сагэо) — он делается из шёлка, шерсти или кожи. Боевые мечи могут быть оснащены специальным фиксатором, предотвращающим случайное выпадение оружия из ножен.

В полном монтаже катаны имеются следующие части:
хабаки (муфта, крепящаяся на хвостовике под гардой и гарантирующая надёжную фиксацию меча в ножнах и одновременно фиксирующая гарду)
цуба (гарда)
сэппа (шайбы под цубой и над ней)
фути (муфта между цубой и рукоятью)
самэгава (покрытие рукояти из кожи ската или морского животного)
цука-ито (шёлковая, реже кожаная тесьма для оплётки рукояти; для декоративных мечей может использоваться шерсть; в настоящее время часто применяют искусственный шёлк)
мэнуки (декоративные вставки на рукояти под оплёткой)
касира или цука-гасира (колпачок на конце рукояти)
Украшаются фути, мэнуки и касира, как правило, одинаковыми узорами или на одну тему.

В комбинации дайсё (длинный меч в паре с коротким) украшения вакидзаси (короткого клинка) аналогичны декору катаны. Классический вакидзаси, кроме того, комплектовался маленьким ножом когатана с рукоятью (кодзука), а также шпилькой (когай), либо, как вариант, парой металлических палочек для еды, которые находились в ножнах рядом с мечом, будучи вставлены в соответствующие отверстия цубы. Шпилька служила чем-то вроде современного шила: с её помощью ремонтировались подвижные части оружия и доспехов, выравнивалась оплётка рукояти.

Очень часто искусство владения японской катаной кэндзюцу (одна из самых древних школ которого Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю), не отличают, а порой и смешивают с современными видами спорта как кэндо или айкидо, тем самым ошибочно обозначая, например, кэндо как «древнее боевое искусство». Так же японским мечам приписываются несвойственные им качества рубить скалы, всадника с конём напополам, более дешёвые клинки, в общем всё на свете – как все мечи их берегли и лишний раз старались ими не стучать даже друг о друга, чтобы не повредить. Многие приёмы боя направлены на увод клинка от столкновения с другим клинком.

Таким образом, видно, что японские мечи, приходящиеся внуками китайским мечам, являются своеобразным, но отнюдь не выдающимся видом меча, мало чем отличающимися как по устройству, так и по технике изготовления от европейских. Развитая мишура специальных терминов, особое украшательство, обилие ритуалов является скорее красивой легендой, на самом деле самураи были обычными, пусть привилегированными солдатами императора с простым и функциональным для их местности и задач комплексом наступательно-оборонительного вооружения. На мой взгляд, поскольку Китай и Япония были легко и непринуждённо завоёваны частными купеческими отрядами наёмников из Европы, о высокой эффективности японских и китайских мечей говорить не приходится. Самураи никогда не сталкивались ни с римской пехотой, ни с викингами, ни тем более с рыцарской конницей, их успешно били корейцы своими пушечными кораблями-броненосцами с пушками и китайцы в пешем строю (вторжение в Корею или Имдинская война 1592 года). Огнестрельное оружие в начале «открытия» Японии не было таким совершенным, тем более даже японские крестьяне были вооружены охотничьими фитильными ружьями (танегасима), не говоря про самураев, в общем-то бывших аркебузирами и мушкетёрами(!) Но европейские наёмники, вооружённые абордажными саблями и шпагами, в самый рассвет клинкового азиатского оружия, легко подавили любое сопротивление будущих колоний и далее успешно контролировали эти территории небольшими контингентами второсортных солдат. Вот таким является оружие Японии, а так же бытовые и политические реалии того времени.

chert-poberi.ru

Японский меч воина-самурая — Всем то, что интересно мне. — LiveJournal

Японский меч — клинковое однолезвийное рубяще-режущее оружие, произведённое по традиционной японской технологии из многослойной стали с контролируемым содержанием углерода. Название также используется для обозначения однолезвийного меча с характерной формой слабо изогнутого клинка, бывшего основным оружием воина-самурая.

Попробуем немного разобраться в многообразии японских мечей.

По традиции японские клинки делаются из рафинированной стали. Процесс их изготовления уникален и обусловлен применением железного песка, который очищается под воздействием высоких температур для получения железа с более высокими показателями чистоты. Из железного песка добывается сталь.

Изгиб меча (сори), выполняемый в разных вариантах, не случаен: он сформировался в процессе многовековой эволюции оружия данного вида (одновременно с изменениями в снаряжении самурая) и постоянно варьировался до тех пор, пока в конце концов не была найдена совершенная форма, представляющая собой продолжение слегка изогнутой руки. Изгиб получается отчасти и из-за особенностей термической обработки: при дифференцированной закалке режущая часть меча растягивается больше, нежели задняя.

Так же как и западные кузнецы Средневековья, применявшие зонную закалку, японские мастера закаляют клинки не равномерно, а дифференцировано. Зачастую клинок изначально имеет прямую форму и получает характерный изгиб в результате закалки, дающей лезвию твердость 60 по Роквеллу, а задней части меча — лишь 40 единиц.

Дай-сё

Дайсё (яп. 大小, дайсё:, букв. «большой-малый») — пара мечей самурая, состоящая из сёто (короткого меча) и дайто (длинного меча). Длина дайто — более 66 см, длина сёто — 33-66 см Дайто служил основным оружием самурая, сёто — дополнительным оружием.

Вплоть до раннего периода Муромати на вооружении состоял тати — длинный меч, который носили на портупее лезвием вниз. Однако начиная с конца XIV века он все более вытесняется катаной. Она носилась в ножнах, закрепленных на поясе с помощью ленты из шелка или иной ткани (сагэо). Вместе с тати обычно носили кинжал танто, а в паре с катаной — вакидзаси.

Таким образом, дайто и сёто являются классами мечей, но не названием определённого оружия. Это обстоятельство послужило причиной неверного употребления данных терминов. Например, в европейской и отечественной литературе катаной ошибочно называется только длинный меч (дайто). Дайсё использовалась исключительно самурайским классом. Этот закон свято соблюдался и неоднократно подтверждался указами военных лидеров и сёгунов. Дайсё была важнейшей составляющей костюма самурая, его сословным удостоверением. Воины относились к своему оружию соответствующим образом — бережно следили за его состоянием, держали возле себя даже во время сна. Другие классы могли использовать для ношения только вакидзаси или танто. Самурайский этикет требовал снимать длинный меч при входе в дом (как правило, он оставлялся у слуги либо на специальной подставке), короткий меч самураи всегда носили при себе и использовали в качестве личного оружия.

Катана

Катана (яп. 刀) — длинный японский меч. В современном японском слово катана также обозначает любой меч. Катана — японское чтение (кунъёми) китайского иероглифа 刀; сино-японское чтение (онъёми) — то:. Слово обозначает «изогнутый меч с односторонним клинком».

Катану и вакидзаси всегда носят в ножнах, заложенными за пояс (оби) под таким углом, который скрывает от противника длину лезвия. Это — принятый способ ношения в обществе, сформировавшийся после завершения войн периода Сэнгоку в начале XVII века, когда носить оружие стало больше традицией, чем военной необходимостью. Когда самурай входил в дом, он вынимал катану из-за пояса. В случае возможных конфликтов он держал меч в левой руке в состоянии боевой готовности либо, в знак доверия, в правой. Садясь, он клал катану на пол в пределах досягаемости, причем вакидзаси не снимался (его самурай носил в ножнах за поясом). Монтаж меча для ношения на улице называется косираэ, сюда входят лакированные ножны сая. В случае отсутствия частой необходимости использовать меч, его хранили дома в монтаже сирасая из необработанного дерева магнолии, защищающем сталь от коррозии. Некоторые современные катаны изначально выпускаются в этом варианте, при котором ножны не покрываются лаком и не декорируются. Подобный монтаж, в котором отсутствовала цуба и другие декоративные элементы, не привлекал внимания и получил широкое распространение в конце XIX века после императорского запрета на ношение меча. Создавалось впечатление, что в ножнах не катана, а бокуто — деревянный меч.

Вакидзаси

Вакидзаси (яп. 脇差) — короткий традиционный японский меч. В основном использовался самураями и носился на поясе. Его носили в паре с катаной, также затыкая за пояс лезвием вверх. Длина клинка — от 30 до 61 см. Общая длина с рукоятью 50-80 см. Клинок односторонней заточки, малой кривизны. Вакидзаси похож по форме на катану. Вакидзаси изготавливался с дзукури различной формы и длины, обычно более тонким, чем у катаны. Степень выпуклости сечения лезвия вакидзаси намного меньше, поэтому по сравнению с катаной этот меч резал мягкие объекты более резко. Рукоять вакидзаси обычно квадратного сечения.

Буси часто называли этот меч «хранителем своей чести». Некоторые школы фехтования учили использовать и катану, и вакидзаси одновременно.

В отличие от катаны, которую могли носить только самураи, вакидзаси был разрешён купцам и ремесленникам. Они использовали этот меч в качестве полноценного оружия, ибо по статусу не имели права носить катану. Также использовался для обряда сэппуку.

Тати

Тати (яп. 太刀) — длинный японский меч. Тати, в отличие от катаны, не засовывался за оби (матерчатый пояс) лезвием вверх, а подвешивался на пояс в предназначенной для этого перевязи, лезвием вниз. Для защиты от повреждений доспехами ножны часто имели обмотку. Самураи носили катану как часть гражданской одежды, а тати — как часть военных доспехов. В паре с тати были более обычны танто, чем относящийся к катане короткий меч вакидзаси. Кроме того, богато украшенные тати применялись как парадное оружие при дворах сёгунов (князей) и императора.

Он обычно длиннее и более изогнут, чем катана (у большинства длина клинка свыше 2,5 сяку, то есть более 75 см; цука (рукоять) также была зачастую длиннее и несколько изогнута).

Другое название этого меча — дайто (яп. 大刀, букв. «большой меч») — в западных источниках иногда ошибочно читают, как «дайкатана». Ошибка происходит из-за незнания о разнице между онным и кунным чтением иероглифов в японском языке; кунное чтение иероглифа 刀 — «катана», а онное чтение — «то:».

Танто

Танто (яп. 短刀 танто:, букв. «короткий меч») — кинжал самурая.

«Тан то» для японцев звучит как словосочетание, потому они никак не воспринимают танто как нож (нож по-японски — хамоно (яп. 刃物 хамоно)).

Танто использовался только как оружие и никогда как нож, для этого существовал кодзука, носимый в пару к танто в одних ножнах.

Танто имеет односторонний, иногда обоюдоострый клинок длиной от 15 до 30,3 см (то есть, менее одного сяку).

Считается, что танто, вакидзаси и катана это, фактически, «один и тот же меч разного размера».

Некоторые танто, имевшие толстый трёхгранный клинок, назывались ёроидоси и были предназначены для протыкания доспехов в ближнем бою. Танто использовались по большей части самураями, но его носили и доктора, торговцы как оружие самообороны — собственно, это кинжал. Женщины высшего света порой также носили маленькие танто, называемые кайкэн, в поясе кимоно (оби) для самозащиты. Кроме того, танто используется в свадебной церемонии царских особ по сей день.

Иногда танто носили как сёто вместо вакидзаси в дайсё.

Одати

Одати (яп. 大太刀, «большой меч») — один из типов длинных японских мечей. Термин нодати (яп. 野太刀, «полевой меч»), означает другой тип меча, но часто ошибочно используется вместо одати.

Чтобы называться одати, меч должен был иметь длину лезвия не менее 3-х сяку (90,9 см), однако, как и в случае многих других японских терминов, относящихся к мечам, точного определения длины одати нет. Обычно одати — это мечи с клинками 1,6 — 1,8 метров.

Одати полностью вышли из употребления как оружие после войны Осака-Нацуно-Дзин 1615 года (битва между Токугава Иэясу и Тоётоми Хидэёри — сыном Тоётоми Хидэёси).

Правительство Бакуфу издало закон, согласно которому запрещалось иметь меч более определённой длины. После того, как закон вступил в действие, многие одати были обрезаны, чтобы они соответствовали установленным нормам. Это одна из причин того, что одати так редки.

Одати более не использовались по прямому назначению, но всё ещё были ценным даром в период Синто («новых мечей»). Это стало их главным назначением. По причине того, что их изготовление требует высочайшего мастерства, было признано, что почтение, внушаемое их появлением, соответствует молитве богам.

Нодати

Сефирот с мечом нодати «Масамунэ»

Нодати (яп. 野太刀 «полевой меч») — японский термин, относящийся к большому японскому мечу. Основной причиной того, что использование таких мечей не было повсеместным было то, что клинок значительно труднее выковать, чем клинок меча обычной длины. Этот меч носили за спиной из-за его больших размеров. Это было исключением, потому что другие японские мечи, такие как катана и вакидзаси носили заткнутым за пояс, а тати подвешивался лезвием вниз. Однако нодати не выхватывали из-за спины. Из-за своей большой длины и веса, он был очень сложным оружием.

Одним из назначений Нодати была борьба со всадниками. Часто он используется вместе с копьем, потому что с длинным лезвием он был идеальным для поражения противника и его коня одним махом. Из-за своего веса он не мог применяться везде с легкостью и, как правило, отбрасывался, когда начинался ближний бой. Меч одним ударом мог поразить сразу несколько вражеских солдат. После использования нодати самураи применяли для ближнего боя более короткую и удобную катану.

Кодати

Кодати (яп. 小太刀) — буквально переводимое как «маленький тати», это японский меч, бывший слишком коротким, чтобы считаться дайто (длинным мечом) и слишком длинным, чтобы быть кинжалом. Из-за размера его можно было очень быстро выхватить, а также фехтовать им. Он мог применяться там, где движения были стеснены или при атаке плечом к плечу. Так как этот меч был короче 2-х сяку (около 60 см), он был разрешён в период Эдо к ношению не самураями, обычно торговцами.

Кодати похож по длине на вакидзаси, и хотя их клинки значительно различаются по конструкции, кодати и вакидзаси настолько похожи по технике использования, что эти термины иногда (ошибочно) используются один взамен другого. Главное отличие между тем и другим состоит в том, что кодати (обычно) шире чем вакидзаси. Кроме того, кодати, в отличие от вакидзаси всегда носился в специальной перевязи изгибом вниз (как тати), в то время как вакидзаси носили заткнутым за оби изгибом клинка вверх. В отличие от других видов японского оружия, вместе с кодати обычно не носили никакого другого меча.

Кайкэн

Кайкэн (яп. 懐剣, до реформы правописания квайкэн, также футокоро-гатана) — кинжал, носимый мужчинами и женщинами самурайского класса в Японии, разновидность танто. Кайкэны использовались для самообороны в помещении, где длинные катаны и средней длины вакидзаси были менее удобны и эффективны, чем короткие кинжалы. Женщины носили их в поясе-оби для самозащиты или (редко) для самоубийства (дзигая). Можно было носить их и в парчовом мешочке с затягивающимся шнурком, позволявшим быстро достать кинжал. Кайкэн входил в число свадебных подарков женщине. В настоящее время он является одним из аксессуаров традиционной японской брачной церемонии: невеста берёт кайкэн, чтобы ей сопутствовала удача.

Кусунгобу, ёроидоси, мэтэдзаси.

Кусунгобу (яп. девять сун пять бу) — прямой тонкий кинжал с клинком 29,7 см длиной. На практике ёроидоси, мэтэдзаси и кусунгобу — одно и то же.

Нагината

Нагина́та (なぎなた, 長刀 или 薙刀, дословный перевод — «длинный меч») — японское холодное оружие с длинной рукоятью овального сечения (именно рукоятью, а не древком, как может показаться на первый взгляд) и изогнутым односторонним клинком. Рукоять длиной около 2 метров и лезвие около 30 см. В ходе истории стал значительно более распространенным укороченный (1,2-1,5 м) и облегченный вариант, использовавшийся при тренировке и показавший большую боеспособность. Является аналогом глефы (хотя часто по ошибке именуется алебардой), но значительно более легкая. Первые сведения об использовании нагината относятся к концу VII века. В Японии существовало 425 школ, где изучали технику боя нагинатадзюцу. Была излюбленным оружием сохэев, монахов-воинов.

Бисэнто

Бисэнто (яп. 眉尖刀 бисэнто:) — японское холодное оружие с длинной рукоятью, редкая разновидность нагинаты.

Бисэнто отличается от нагинаты бо́льшим размером и другим стилем обращения. Этим оружием работают обязательно с широким хватом, задействуя оба конца, при том, что ведущая рука должна находиться около гарды.

Есть и преимущества стиля борьбы с бисэнто над стилем борьбы с нагинатой. В бою спинка клинка бисэнто, в отличие от катаны, может не только отбивать и отводить удар, но и надавливать, и контролировать. Бисэнто тяжелее катаны, поэтому его рубящие удары в большой степени проносные, чем фиксированные. Они наносятся со значительно большим размахом. Несмотря на это, бисэнто может с лёгкостью отрубить голову как человеку, так и лошади, что с нагинатой сделать не так просто. Вес меча играет роль как в пробивном, и в толчковом свойстве.

Есть мнение, что идею этого оружия, японцы взяли у китайских мечей.

Нагамаки

Нагамаки (яп. 長巻 — «длинная обёртка») — японское холодное оружие, состоящее из древковой рукояти с большим наконечником. Было популярно в XII-XIV веках. Было схоже с совней, нагинатой или глевией, но отличалось тем, что длины рукояти и наконечника были примерно равны, что позволяет его классифицировать, как меч.

Нагамаки — оружие, изготовлявшееся в различных масштабах. Обычно полная длина составляла 180-210 см, наконечник — до 90-120 см. Лезвие имелось только с одной стороны. Рукоять нагамаки обматывалась шнурами в перекрещенной манере, наподобие рукояти катаны.

Это оружие применялось в периоды Камакура (1192-1333), Намбоку-тё (1334-1392) и в период Муромати (1392-1573) достигло наибольшей распространённости. Также его использовал Ода Нобунага.

Цуруги

Цуруги (яп. 剣) — японское слово, означающее прямой обоюдоострый меч (иногда с массивным навершием). По форме похож на цуруги-но-тати (прямой односторонний меч).

Использовался как боевой в VII—IX веках, до появления односторонних изогнутых мечей тати, впоследствии — в церемониальных и религиозных целях.

Одной из трёх священных реликвий синтоизма является меч Кусанаги-но-цуруги.

Тёкуто

Тёкуто (яп. 直刀 тёкуто:, «прямой меч») — это общее название древнего типа мечей, которые появились у японских воинов примерно в II-IV веке нашей эры. Точно неизвестно, появился ли тёкуто в Японии или был вывезен из Китая; считается, что в Японии клинки копировались с иностранных образцов. Поначалу мечи отливались из бронзы, впоследствии их начали ковать из единого куска низкокачественной (другой тогда не было) стали при помощи довольно примитивной технологии. Как и западные аналоги, тёкуто был предназначен в первую очередь для колющих ударов.

Характерными особенностями тёкуто был прямой клинок и односторонняя заточка. Наиболее распространенными были два вида тёкуто: кадзути-но-цуруги (меч с молотовидной головкой) имел эфес с овальной гардой, оканчиваю*щийся медной головкой в форме луковицы, а кома-но-цуруги («корейский меч») имел эфес с головкой в форме кольца. Длина мечей составляла 0,6-1,2 м, но чаще всего была 0,9 м. Меч носили в ножнах, покрытых листовой медью и украшенных перфорированными узорами.

Син-гунто

Син-гунто (1934) — японский армейский меч, созданный для возрождения самурайских традиций и поднятия боевого духа армии. Это оружие повторяло форму боевого меча тати, как в оформлении (аналогично тати, син гунто носился на портупее лезвием вниз и в его конструкции применялся колпачок рукояти кабуто-ганэ, вместо касиро, принятого на катанах), так и в приемах обращения с ним. В отличие от мечей тати и катана, изготавливавшихся кузнецами-оружейниками индивидуально по традиционной технологии, син-гунто массово производился фабричным способом.

Син-гунто был очень популярен и пережил несколько модификаций. В последние годы Второй мировой войны они в основном были связаны со стремлением уменьшить затраты на производство. Так, рукояти мечей для младших армейских чинов изготавливали уже без оплетки, а иногда и вовсе из штампованного алюминия.

Для морских чинов в 1937 году был введен свой военный меч — кай-гунто. Он представлял вариацию на тему син-гунто, но отличался оформлением — оплётка рукояти коричневая, на рукояти черная кожа ската, ножны всегда деревянные (у син-гунто — металлические) с черной отделкой.

После окончания Второй мировой войны большая часть син-гунто была уничтожена по приказу оккупационных властей.

Ниндзято, синобигатана(вымышленный)

Ниндзято (яп. 忍者刀 ниндзято:), так же известен как ниндзякэн (яп. 忍者刀) или синобигатана (яп. 忍刀) — меч, которым пользовались ниндзя. Это короткий меч, выкованный с гораздо меньшим усердием, чем катана или тати. Современные ниндзято часто имеют прямое лезвие и квадратную цубу(гарду). Некоторые источники утверждают, что ниндзято, в отличие от катаны или вакидзаси использовался для нанесения только режущих ударов, а не колющих. Это утверждение может быть ошибочно, так как основным противником ниндзя был самурай, а его доспехи требовали точного колющего удара. Однако основной функцией катаны так же был мощный режущий удар.

Сикомидзуэ

Сикомидзуэ (яп. 仕込み杖 Shikomizue) — оружие для «скрытой войны». В Японии его использовали ниндзя. В наше время этот клинок часто появляется в кинофильмах.

Сикомидзуэ представлял собой деревянную или бамбуковую трость со скрытым клинком. Лезвие сикомидзуэ могло быть прямым или немного выгнутым, потому что трость должна была точно повторять все изгибы клинка. Сикомидзуэ мог быть и длинным мечом, и коротким кинжалом. Поэтому длина трости зависела от длины оружия.

Дзанбато, замбато, чжаньмадао

Японское чтение иероглифов чжаньмадао — дзамбато (яп. 斬馬刀 дзамбато:) (также дзаммато), однако неизвестно, применялось ли такое оружие в Японии в действительности. Тем не менее, дзамбато упоминается в некоторых современных японских произведениях массовой культуры.

Чжаньмадао или мачжаньдао (кит. 斬馬刀, пиньинь zhǎn mǎ dāo, буквально «меч, чтобы рубить коней») — китайская двуручная сабля с широким и длинным клинком, использовался пехотинцами против кавалерии во времена династии Сун (упоминание о мачжаньдао присутствует, в частности, в «Жизнеописании Юэ Фэя» династийной истории «Сун ши»). Тактика применения мачжаньдао, согласно данным «Сун ши», приписывается знаменитому военачальнику Юэ Фэю. Пехотные отряды, имевшие на вооружении мачжаньдао, действовавшие перед построением основной части войск в рассыпном строю, старались с его помощью перерубить ноги вражеским лошадям. Аналогичная тактика применялась и в 1650-х годах войсками Чжэн Чэнгуна в боях с цинской конницей. Некоторые иностранные исследователи утверждают, что сабля мачжаньдао применялась также монгольской армией Чингисхана.

razdolbaypegas.livejournal.com

Редкие фотографии самураев эпохи Мэйдзи

Эпоха Мэйдзи (не путать с эпохой В.Путина) -это  весьма поучительный период в истории Японии, который ознаменовал собой падение сёгуната, возвращения всей полноты власти императору, а так же проведение комплекса политических, военных и социально-экономических реформ  1868—1889 годов, превративший отсталую аграрную страну в одно из ведущих государств мира.


На снимке: Последний сёгун Японии Токугава-но Ёсинобу (1837—1913) В 1902, уже не обладающий никакой властью, он получил от императора титул гун (герцог).
Этот период был назван в честь императора Муцухито  взявшего себя  имя Мэйдзи, что означало «просвещенное правление».
В 1869 году император дал клятвенное обещание ставшее впоследствии ориентиром и гарантом проводимых реформ, в числе которых были:
1.учёт общественного мнения при решении государственных дел — т.е. некая форма японской управляемой демократии
2. первостепенность национальных интересов -т.е. то самое противостояние разлагающим ценностям загнивающего Запада, плюс духовные скрепы в виде кодекса Буси-до, дзен-буддизма, боевых искусств и прочей лабуды, которая обычного япошку никогда не волновала. И никаких колаборационистов, компрадоров и лаборантов работающих на Госдеп и владеющих недвижимостью за границей.
3.свобода деятельности -подразумевала свободу предпринимательства.
4.независимость суда- это то, о чем мы в России так долго мечтали, но за 25 лет так и не достигли.
5. И наконец, главным пунктом этой декларации устанавливалось эффективное использование знаний и достижений человечества, чтобы «положение Японии было упрочено».
Говоря иными словами, японцы конца 20 века были китайцами конца 21 века. Поскольку никакими знаниями и технологиями они не владели, кроме процесса изготовления суши из рыбы Фугу, они в мировом масштабе принялись шпионить, воровать и копировать всё, что могло принести стране пользу и вытащить её из средневековья, где она благополучно застряла на четыреста лет.
1.

На картине: император Муцухито  учит самураев, как надо воевать
2.

На фото: самый просвещенный правитель Японии -император Муцухито Мэйдзи
3.

На снимке: японские солдаты надирают жопу героическим русским морякам
4.

5.

На снимке: самураи рассматривают сколько рыбы Фугу можно завернуть в эту бумагу.

Если вы обратите внимание, то фотографии тех лет не врут, в отличие от кинематографа и книг  21 века. Самураи на фотографиях -это низкорослые босоногие  задохлики из которых вояки, как из дерьма пуля. Но Акира Куросава, Тосиро Мифунэи, Мацутасу Ояма, Морихэй Уэсиба, Дзигаро Кано, Такеши Китано,  и многие другие сделали таки своё черное дело и теперь мы все считаем , что самураи были крутые.

Если не верите мне, вспомните, что по этому поводу сказал еще старик Миямото Мусаси: «на сто тысяч японских солдат вряд ли найдется тысяча хороших самураев, а на тысячу самураев вряд ли найдется и десять хороших фехтовальщиков. А на десять хороших фехтовальщиков, мы найдем только одного настоящего Мастера меча».
6.

7.

На диптихе: слева показано, что отсталые самураи склонились таки перед военной мощью Великобритании и США.
справа, император Муцухито сотоварищи показывает коварным атлантистам, что над Японией взошло солнце новой эры.

8.

На снимках: внизу оригинальный снимок, вверху отретушированный и в цвете. Эта фотография известна во всей Японии и благодаря ей было сломано немало копий, ибо утверждавется, что на фото запечатлен  сам Муцухитов молодости и несколько его сподвижников.


9.

10.

На картине: битва при Уэно. Состоялась в пригороде Токио в 1868 году. После поражения армии сёгуна
 несколько северных даймё объеденились и собрали армию в пятьдесят тысяч человек. Для  вооруженной по европейскому образцу и тактически обученной армии императора -это был просто плоховооруженный сброд.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

shri-boomer.livejournal.com

Самураи Японии — история в фотографиях — LiveJournal

Profile

Name: история в фотографиях

Entry Tags

1020-е, 1400-е, 1500-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1905-е, 1910—е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1930-е история России, 1940, 1940—е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1960-е? дети, 1970-е, 1980-е, 1990, 1990-е, 1990е, 1993, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гитлер, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем — не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ленин, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, РККА, Романовы, Русско-японская война, СМИ, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авто=история, автомобилизм, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, анархисты, анархия, аристократия, армия, армия танки, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, белые, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, вещи, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть, живопись, животные, жизнь, жут, жуть, за, забавно, забавное, загадка, загадки, заговоры, зачем-не знаю, игрушки, игры, игры. люди, изобретения, иконы, индейцы, интевенция, интересно, интересное, интересное кино, искусство, искусствр, исория СССР, истори СССР, истории СССР, исторические события, история, история CCCР, история Австралии, история Австрии, история Алжира, история Америки, история Англии, история Аргентины, история Армении, история Афганистана, история Африки, история Белоруссии, история Болгарии, история Бразилии, история ВКП (б), история Великборитании, история Великбритании, история Великобритании, история Венгрии, история Вьетнама, история Германии, история Германии. маразматические заголо, история Германиилюди, история Германия, история Греции, история Грузии, история Европы, история Египта, история Израиля, история Индии, история Ирака, история Ирана, история Ирландии, история Испании, история Италии, история КНДР, история Камбоджи, история Канады, история Киева, история Китая, история Кореи, история Кубы, история Латвии, история Ленинграда, история Мексики, история Монголии, история Москвы, история Нидерландов, история Норвегии, история Пакистана, история Петербурга, история Петрограда, история Польши, история Польшы, история РККА, история РСФСР, история РФ, история Росс, история Росси, история России, история России. военная история, история Российской Федерации, история Россия, история Румынии, история ССР, история СССР, история СССР отдых, история СССР. кино, история СССС, история ССССР, история США, история США., история США? 1930-е, история Санкт-Петербурга, история Сербии, история Таиланда, история Тайланда, история Тибета, история Турции, история Узбекистана, история Украины, история Финляндии, история Финляндии., история Франции, история Чехии, история Чехословакии, история Чили, история Швеции, история Эстонии, история Югославии, история Японии, история авиации, история дипломатии, история фотографии, истороия СССР, истрия Чехословании, истроия СССР, кавалерия, казачество, казни, казнь, карикатура, карикатуры, картины, картография, карты, катакомбы, катастрофы, кино, кладбища, книги, ко, коварство и любовь, коллаборанты, коллаборационисты, коллекционные фотографии, компромат, конструкторы, констукторы, космос, красавец-мужчина, краскомы, красота, криминал, криминалистика, курьезы, линчности, линчости, литература, личности, личности. детвора, личности. забавное, личность, личнсти, личости, любовь, люди, люди. Вторая мировая война, маразм, мастера фотографии, мебель, медицина, мемуары, мерзавцы, метро, метрополитен, милиция, милосердие, миниатюры, мнение, мода, мода. животные, модераторское, монархия, монастыри, морархия, мото, мошенники, музеи, музыка, музыка. театр, на радость модераторам, на радость модератору, на усмотрение сообщников, на усмотрение ссобщников, награды, напитки, народный костюм, наука, нацизм, национальный костюм, наши герои, ненавижу, необычно, нет слов, новейшая история, ню, образование, образова

foto-history.livejournal.com

Самый легендарный самурайский меч

Легендарный самурайский меч можно было увидеть в качестве экспоната на выставке «Самураи», где были представлены также сотни других антикварных предметов. Клинок Мурамаса имеет длину всего 30 сантиметров. Он располагается на скромном, чёрного цвета пьедестале, и на первый взгляд ничего особенного собой не представляет, но этот меч, изготовленный мастером Мурамасой, окутывает множество мифов и он является самым совершенным в мире холодным оружием.

 


Мурамаса – знаменитый мастер по изготовлению мечей, живший в Японии в XVI веке, который основал оружейную школу. Японцы верят в легенду, что мастер Мурамаса владел магической силой, которую вкладывал в свои изделия при помощи заклинаний. По преданию, мечи Мурамасы несут смерть, они яростны и жаждут кровопролития, тогда как клинки другого мастера – Масамунэ, были способны сохранять жизнь и считались атрибутом невозмутимого и спокойного воина.

Также говорили, что если обнажить клинок Мурамасы, то пока он не испробует вкуса крови, он не вернется в ножны, будь это кровь даже его собственного владельца. По легенде – Мурамаса, гордясь достигнутой непревзойденной остротой лезвия, изготовленного им меча, вставил его вертикально в ручей и плывущие опавшие листья, наткнувшись на клинок, разрезались надвое.


Когда в XVII веке к власти пришел сёгун Токугава, то на изготовление и использование мечей Мурамасы был наложен запрет. По указанию властей, большинство клинков мастера было уничтожено, а укрывателям этого оружия грозила смертная казнь. Но многие самураи так ценили качество мечей Мурамасы, что, невзирая на запрет, всячески пытались их сохранить. Считанные единицы клинков легендарного мастера дошли до наших дней.

 


Реальные характеристики меча, изготовленного Мурамасой, удивляют не меньше, чем и легенды, которые связаны с ним. Общеизвестно, что качественные клинки изготавливались из нескольких слоев железа различной твердости, но меч, который представлен на выставке, состоит из 25 тысяч! слоёв стали. Его оправа украшена золотом и уникальным чёрным металлом – сплавом золота, серебра и меди. Самый легендарный меч вставляется в ножны, покрытые лаком черного цвета.


На иллюстрации: Средневековый сёгун, вооруженный самурайским мечом, принимает бой.

 

Похожие статьи

 

xn--h1apn.net

Самурайские мечи Корехира Ватанабе — Фото и видео

Восток, в частности, Япония, всегда привлекали своим спокойствием, мудростью и духовностью. Многие творческие личности черпали здесь свое вдохновение. Непревзойденный мастер ковки самурайского меча Корехира Ватанабе (ориг. Korehira Watanabe) только сейчас признает, что его клинки весьма хороши. Более 40 лет посвятил он этому искусству. Ведь времена самураев и ниндзя еще не прошли. Возможно, поэтому, филигранно выкованный меч Корехира, стоит около 1.800.000 иен.

Коллекционеры, истинные ценители искусства и японской культуры, великие мастера могут позволить себе увлечение оружием Ватанабе. Лезвие клинка способно рассечь камень и бумагу с одинаковой точностью. Игрушка, очень серьезная. Одно из важнейших условий создания самурайского меча, да и вообще, холодного оружия — балансировка. Правильно сбалансированное — оно практически невесомо. А в руках настоящего воина становится грозным средством ведения войны.

Мастер Ватанабе тоже ведет некую войну. Все, кто знаком с жизнью самурая не понаслышке, в единстве утверждают о непостижимой великой духовности, вкладываемой создателем в свои творения. Есть легенда о знаменитом клинке Кото, который великий мастер стремится воссоздать вот уже несколько десятилетий. История этого самурайского меча начинается с древних эпох Хэйан (794- 1192 гг.) и Камакура (1192-1333 гг.), когда самурайство переживало свой расцвет. Сам Корехира Ватанабе говорит о том, что уже в шаге от создания этого мифического оружия самурая. Каждый кованый шедевр мастера рождается около года. Возможно, совсем скоро и появится копия легендарного самурайского меча Кото.





lightsup.ru

Наследие культуры самураев (36 фото)

Недавно побывал в одесском музее западного и восточного искусства, на выставке «САМУРАИ. ART OF WAR”, где были представлены: доспехи и оружие самураев, торжественные кимоно, и предметы быта, гравюры, и живописные свитки.
Цель проекта – знакомство с наследием культуры самураев – привилегированного воинского сословия, которое находилось у власти в течение почти семисот лет японской истории, с конца 12 века до середины 19 века.
Недавно побывал в одесском музее западного и восточного искусства, на выставке „САМУРАИ. ART OF WAR”, где были представлены: доспехи и оружие самураев, торжественные кимоно, и предметы быта, гравюры, и живописные свитки.
Цель проекта – знакомство с наследием культуры самураев – привилегированного воинского сословия, которое находилось у власти в течение почти семисот лет японской истории, с конца 12 века до середины 19 века.

В экспозицию вошло свыше двухсот экспонатов, относящихся преимущественно к периодам Муромати (1333 – 1573) и Эдо: оружие, доспехи, произведения декоративно-прикладного искусства, живописи и каллиграфии, гравюры, предметы быта. Они выступают наглядным свидетельством духовных и материальных ценностей самураев, их идеалов и пристрастий, эстетических вкусов, повседневных занятий, отношения к традициям и творческой изобретательности – то есть всего того, что явилось отражением особого образа жизни самурая, называемого «Путь воина».
Само слово «самурай» происходит от глагола «сабурау» – «служить вышестоящему лицу». Самураи были не только рыцарями, но и телохранителями своего сюзерена – даймё, и в то же время слугами в повседневной жизни. По наиболее распространенному мнению, самурайство зародилось на востоке, северо-востоке и крайнем юге Японии, где племена айну ожесточенно обороняли свои земли от императорских войск.
Основу самурайства составили беглые крестьяне и вольные охотники. Также в других районах, где: то вспыхивали восстания крестьян, то промышляли пираты и разбойничьи банды, губернаторы и знать провинций, не полагаясь на императорские войска, создавали небольшие профессиональные военные формирования.
В 10-12 веках в процессе многочисленных и кровавых междоусобных войн, которые то и дело развязывали владетельные даймё, стремясь расширить собственные владения, окончательно оформилось воинское сословие самураев. К тому времени сложились и устои неписаного морального кодекса самурая «Путь лука и скакуна» (Кюба-но мити), превратившегося затем в свод заповедей «Бусидо» (Путь воина).
Военному сословию принадлежала реальная власть в стране с 1192 г. (тогда Минамото Ёритомо становится первым несменяемым сёгуном, титул начинает передаваться по наследству) и до революции Мэйдзи в 1868 г. Императоры в большинстве своем были лишь марионетками в руках сёгуна – главы военного правительства бакуфу.
Не удивительно, что именно фигура воина-самурая стала символом японской истории, а доспехи и оружие бережно передавались от поколения к поколению в японских семьях начиная с 8 века.

Самурай – уникальная личность. Отважный воин, утонченный поэт и вдохновенный художник в одном лице. Владение изящными искусствами было не менее важным, чем владение искусствами военными. Говорят, что по стилю каллиграфии воина можно было предугадать и его манеру ведения боя. А предсмертные стихотворения, написанные великими самураями перед совершением сэппуку – ритуального самоубийства, вошли в золотой фонд мировой поэзии.

Для самурая нет ничего, что стояло бы выше исполнения долга и верности своему господину. И ради исполнения долга он готов пожертвовать жизнью.

Отряд самураев.
В центре этого небольшого отряда – всадник. Впервые лошади были завезены в Японию с континента в 5 веке, они всегда ценились очень высоко, поэтому только благородные воины (буси) составляли конницу. Животные того времени были очень низкорослыми и обладали необузданным нравом, однако они были чрезвычайно выносливы, удивительно быстроходны и способны к совершению маневров высокой сложности – что особенно важно для Японии с ее горным ландшафтом, испещренным речушками.
Сбрую (багу) японцы во многом заимствовали у китайцев, в нее входят седло кура, подпруга харуби, подушка и стремена абуми, под седло клали потник кицукэ. Управлять лошадью помогали удила куцува, нащечники кангава-ита, нахрапник ханагава и поводья куцу-вадзура.
Интересны представленные доспехи. Слева от всадника доспех клана Отавара 17 века. Такой стиль обмундирования имеет название «намбан» – южные варвары. Кираса намбан нимай-до с цельнометаллической передней пластиной в стиле испанского мориона, с традиционной латной юбкой кусадзури из шести клиньев, состоящих из облегченных посеребренных кожаных пластин, соединенных синим шнуром. Наручи цуцуготэ из металлических трубок, соединенных шарнирными петлями, которые украшены изображениями бабочек, выполненными золотым лаком.
Всадник представлен доспехом клана Мацудайра 18 века. Клан Мацудайра стремительно возвысился в 16 веке, когда во главе его встал Мацудайра Мотояси – впоследствии сменивший имя на Токугава Иэясу. Он завершил процесс объединения раздробленной феодальной Японии и стал первым из сегунов Токугава, управлявших страной до 1868 года.
И третий доспех с гербом маару-ни-ити (горизонтальная полоса в круге) конца 18 века представляет собой классический доспех тосэй гусоку. Такое обмундирование было характерным для каждого военного князя эпохи воюющих провинций в конце 16 века.

На коня в Японии обычно садились справа, опираясь на пятку. Всадник держал поводья в обеих руках, пока не сближался с противником на расстояние рукопашной схватки. Тогда он цеплял поводья за кольца на нагруднике и управлял конем коленями смещая тело в нужном направлении. Натренированный конь настолько чувствовал своего хозяина, что инстинктивно, синхронно с движениями всадника, отскакивал, крутился на задних ногах, подымался на дыбы, чтобы поднять всадника для нанесения удара, или бросался в бой.

За спиной всадника флаг, который называется сасимоно. По мере того как войны становились все более массовыми, появилась необходимость каким-то образом идентифицировать свои войска и военачальника. Одним из способов такой идентификации стали шелковые или хлопковые флажки сасимоно с изображением герба того клана, за который сражался воин.

Слева и справа расположены воины с основным оружием самураев – луками о-юми. Для средневекового японского воина значение слова «война» и словосочетания «лук и стрела» (юми-я) были синонимами. Левая рука по-японски юндэ (юми-но-тэ – «рука, в которой держат лук») К слову, японцы всегда считали левую руку более важной по сравнению с правой. Считалось, что если у человека отсутствовал мизинец на левой руке, то он уже никогда не сможет хорошо владеть мечом. Видимо, отсюда происходит традиция отрезания себе мизинца на левой руке в качестве искупления вины за серьезный проступок.
Резкий взлет интереса к луку у древних японцев наблюдается в период появления лошадей, когда на смену пехоте приходят всадники с луками и длинным мечом. Первоначально лучниками могли быть только знатные воины. Особенность японского лука в его уникальной ассиметричной форме: примерно две трети длины лука находятся выше рукояти и только одна треть – ниже. Средняя длина большого боевого лука дайкю или о-юми была 2 метра 20 сантиметров, но некоторые экземпляры достигали 2,5 и более метров. Сила натяжения луков могла быть очень велика. В некоторых случаях один человек не мог справиться с этой задачей. Санни-бари – так называли лук, на который можно натянуть тетиву только после того, как его согнут два человека.


Следующий зал, где выставлены еще три примечательных доспеха и некоторые предметы одежды самураев.

Доспех с фамильным гербом риндо семьи Минамото 18 век.
В качестве фамильного герба – мона – в данном доспехе используется мотив сасариндо, соединяющий листья бамбука и цветы горечавки.

Такой мон использовался родами Минамото – группой семей древней и средневековой Японии, происходивших от детей императоров, которым было отказано в статусе принцев и переведенных в разряд подданных, присвоив при этом фамилию Минамото и титул асон, то есть «слуга династии». Эти роды также известны как Гэндзи и Гэнкэ.
Эта практика императорского правительства, которое ликвидировало таким образом лишних принцев и уменьшало бюджетные расходы на императорскую семью, привела к появлению 21 рода Минамото. Чтобы избежать путаницы, эти роды называли по именам монархов, в правление которых основатели рода получили новую фамилию и титул.


Доспех Тосэй Гусоку.
Этот доспех является репликой доспеха Токугава. Созданное в начале 19 века, боевое облачение выполнено по всем требованиям техники изготовления защитного обмундирования. Так выглядел сам Токугава Иэясу во время военных парадов и торжественных церемоний. Каждый элемент подчеркивал высокое положение «главного самурая». Маэдатэ шлема в виде дракона – символ власти над миром, кираса украшена трилистниками мальвы, клановыми знаками Токугава.


Доспех с кирасой декорированной в технике мокумэ-ганэ. Вторая половина 18 века.
Кираса этого доспеха декорирована элементами в технике мокумэ-ганэ. «Моку» значит «дерево», «мэ» – «глаз», «ганэ» – «металл». Обычно это название переводят как «деревянный глаз металла». Впервые ее использовали в 17 веке для декорирования оправы самурайских мечей.
Во время работы в этой технике мастер выковывает бруски из слоев металла, которые соединяются под давлением при высокой температуре. Такие бруски, составленные из различных комбинаций и сплавов золота, серебра и меди, проковывались, нарезались, и из них получались металлические пластины – каждая с уникальным рисунком, напоминающим структуру древесной коры. «Сэндвич» мокумэ может насчитывать до 30 и более разных по составу, оттенкам и толщине слоев.
В наши дни техника мокумэ-гане с некоторыми модификациями применяется в основном для создания необычайно красивых ювелирных украшений.


Изображение на традиционной японской ширме.
Ширма – предмет интерьера, служащий для разделения пространства. Однако в Японии, как и многие другие предметы обихода, ширма превосходит свое практическое назначение и становится предметом искусства.
В традиционном японском доме нет картин в привычном для европейца смысле этого слова. Вместо картин используются многостворчатые перегородки, которые выполняют одновременно и практическую, и эстетическую роль.
Живописные сюжеты ширм самые разные: от пейзажных мотивов до придворных сценок, от картин ада до изречений философов, сопровожденных иллюстрациями. В определенной части дома, в определенном месте комнаты стояла ширма со строго определенным сюжетом.

Под стеклом представлен один из самых ценных экспонатов выставки – кираса доспеха представителя клана токугава (1580 – 1600 годы).
Токугава Иэясу (1542 – 1616) – выдающийся полководец и администратор, который завершил процесс объединения раздробленной феодальной Японии, начатый его великими предшественниками – Ода Нобунага (1534 – 1582) и Тоётоми Хидэёси (1537 – 1598).
После смерти Тоётоми и победы в битве при Сэкигахара (1600 год) Токугава Иэясу провозгласил себя сёгуном; и в течении почти трех веков Японией управляли его прямые потомки – сёгуны Токугава. Этот период японской истории носит название Эдо.
Данная кираса, очевидно, принадлежала главному представителю клана Токугава. На это указывают не только моны клана из позолоченной меди, инкрустация золотом и серебром, и гравировки, но и другие уникальные детали.

Несколько головных уборов-шлемов самураев.



Маска самурая.

Меч катана с узором самбон-суги. Следующий зал экспозиции был полностью посвящен мечам самураев.
По преданию, в мече самурая заключена его душа. Этим объясняется почтительное и благоговейное отношение к оружию, благодаря которому мечи на протяжении многих веков бережно сохранялись, передаваясь от поколения к поколению, и теперь мы можем видеть образцы оружейного мастерства даже 10-11 веков.
Традиционная форма слегка искривленного однолезвийного клинка появилась в 10 веке и стала идеалом меча, красота которого оценивалась по неповторимому изгибу, изысканному узору закаленного края лезвия, по цвету металла и едва просвечивающей на его поверхности текстуре.
В экспозиции нашли отражение три великих эпохи создания мечей. Это Старые мечи (до 1596г.) таких прославленных школ оружейников, как Суэ-Сэки и Наоэ провинции Мино, школа Такада провинции Бунго, а также работа кузнеца Фуюхиро из Вакаса и меч легендарного мастера Сэнго Мурамаса из Кувана провинции Исэ. Так называемые Новые мечи (1596-1781) представляет клинок школы Минамото Нобукуни. Мастером третьего периода (1781-1876), считающегося своеобразной эпохой возрождения старых традиций оружейников 13-14 веков, выступает кузнец Тадаёси шестой из провинции Хидзэн.
Восходящий к древности обычай пожертвования мечей храмам демонстрируют уникальные образцы более метра длиной, специально предназначенные для священных подношений, как, например, работа ученика выдающегося кузнеца Тайкэя Наотанэ.
Меч мастера Мурамаса – жемчужина коллекции. Клинки этого мастера – и это единственный пример в истории – подвергались гонениям, но, несмотря на это, всегда оставались объектом страстного желания самураев, а позже – и коллекционеров. С мечами Мурамаса связано огромное количество мистических историй.

Касирая (торжественная оправа) меча катана. 18 век. Дерево, лак маки-э.

Ножны покрыты узором в виде маленьких драконов, свернувшихся в кольцо. Такой рисунок имеет женский характер и свойственен дамам благородного военного происхождения. Также драконами украшен комплект цуба, фути-касира и мэнуки (гарда меча и металлические элементы на рукояти).

Декоративная оправа мечей танто, конца 19 века. Резьба по слоновой кости.

Конечно красота исполнения боевого оружия очень впечатляет.

Следующий зал посвящен традиционному японскому виду одежды – кимоно.
Современный тип кимоно происходит от косоде – нижних одежд аристократии эпохи Хэйан. В противоположность многослойным нарядам с широким рукавом. В эпоху средневековья косоде стало основной одеждой сословия самураев. Это кимоно покрывала яркая роспись, более дешевая и низкостатусная, чем однотонные тканые узоры на одеждах знати.
Расцвет самурайского сословия в эпоху Эдо дал множество разнообразных дизайнов косоде: сдержанные и ритмичные в 17 веке, к 19 веку они уступили место орнаментам и картинам, практически полностью покрывающим поверхность наряда.
В 21 веке кимоно остается самой дорогой, парадной одеждой и самой дешевой (летний халат юката). Особо дорогие кимоно берутся напрокат, и это положительно сказывается на их художественном уровне: мастера создают новые шедевры.

Кимоно из фильма «Мемуары гейши».

Фигурка гейши в традиционном облачении.

Свадебный наряд японской невесты.
В таком наряде в полной мере отражена торжественность события: самые дорогие ткани (шелк и парча), сложная вышивка (золотыми либо серебряными нитями), ручная роспись по шелку.
Свадебный наряд включает в себя два совсем разных кимоно. Абсолютно белое кимоно называется «широ-маку» (широ – означает белый и маку – безупречный). Верхняя мантия носит название «учикаке» и используется как особо торжественная одежда на церемониях и приемах.

Еще парочка Т-образных одеяний.

Образцы старинной расписной посуды.

На вазе изображена сцена из жизни средневековых Японцев.

Завершается выставка небольшим магазином, где можно приобрести тематические сувениры на память.

Фигура знаменитого японского полководца 16 века Маэда Тосииэ, который прославился искусным владением копья, с которым он и изображен.

Очень интересное изображение на живописном свитке: Будда, Христос, Конфуций.
Другими словами, выставка мне очень понравилась, экспонаты подобраны таким образом, что за одно посещение, хоть и поверхностно, но все же знакомишься с такой интересной, таинственной и далекой культурой Японии, и еще более таинственной культурой ее воинов – самураев.

Источник — mir-mak.livejournal.com/20922.html

mainfun.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *