Меч Русского воина » SwordMaster

Содержание статьи

РУБИТЬ ИЛИ КОЛОТЬ -ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС…

Жала жадных варваров

Священный меч

Рыцарский стиль

Порубим напоследок!

Варяжский товар

Меч-объединитель

 

РУБИТЬ ИЛИ КОЛОТЬ -ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС…

История европейских мечей уходит корнями в Античность и непосредственно связана с оружейными традициями соседей Древнего Рима. Изначально римляне сражались короткими гладиусами, а вот галлы и некоторые германские племена придумали и приняли на вооружение спату — длинный рубящий железный меч. Обычно именно римляне распространяли свои достижения на варварское окружение, но тут случилось наоборот. Приняв в свои ряды воинов-ауксиллариев — выходцев из кельтских и германских племен, — армия великой империи позаимствовала и длинный меч, ставший вскоре распространенным оружием конницы и тяжелой пехоты. Крах Западной Римской империи привел к общему технологическому упадку в Западной Европе, который коснулся и военного дела.

Однако в силу своей востребованности и изрядной роли в разделе послеримского мира меч практически не деградировал. Созданные империей технологии производства и разработанные ею же месторождения качественного железа, например в Рурском бассейне или Римском Норике (ныне Австрия), не оставили средневековую Европу без качественных клинков.

Дальнейшее развитие меча вплоть до его исчезновения и трансформации в иные виды оружия было связано с основными этапами европейской истории, с экономическими и социальными процессами в средневековом обществе, формированием воинских сословий, изменением тактики боя и, что очень важно, развитием доспеха. Последнее вообще характерно для всей истории оружия, представляющей собой не что иное, как спор снаряда, средства нападения, со средствами защиты.

Жала жадных варваров

С последних десятилетий существования Западной империи (V в. н.э.) и вплоть до начала II тысячелетия н.э. Европа была ареной передела власти и территорий между агрессивными и мобильными завоевателями.

В эпоху Великого переселения народов бывшие имперские земли были освоены континентальными германскими племенами, в результате чего появились на свет государства франков, готов, вандалов, лангобардов и была колонизирована Британия. В VIII веке н.э. на Европу, уже начинавшую консолидацию под эгидой Каролингской империи, хлынула новая напасть. Выходцы с Ютландского и Скандинавского полуостровов, известные под именем викингов или норманнов, отправились на ладьях-драккарах за своей долей власти и богатства. В ближайшие три столетия их влияние распространилось от Восточной Европы, где начиналась Русь, до Нормандии и Италии. Эпохам Великого переселения народов и норманнских завоеваний соответствуют и два периода истории меча — вендельский и, соответственно, период викингов. В отечественной научной литературе мечи периода викингов часто называют каролингскими, что говорит об их принадлежности не столько конкретному народу того времени, сколько эпохе в целом.

Клинки вендельских мечей обычно бывали гладкими или имели небольшой глубины дол (выемку, идущую вдоль клинка), а также довольно короткую рукоять — от 10 до 13 см — и массивное навершие. Длина клинков равнялась примерно 70-80 см. Клинок лишь слегка сужался к острию, которое имело, как правило, закругленную форму. Каролингские мечи были длиннее [более 90 см) и отличались более рельефным клинком с глубоким долом. Он уменьшал вес меча, при этом смещая центр тяжести оружия к эфесу и делая меч более гибким, не лишая его прочности. Все это, с одной стороны, снижало вес оружия — воин действовал стремительнее и меньше утомлялся в бою, а с другой -давало большую надежность. 

В паре с длинным мечом для более ближнего боя  должно быть еще какое-нибудь оружие, например чекан или шестопер.

Новодел: Меч Воздвиженское нач. 13 в. все еще принадлежит к Каролингскому типу, но рукоять (черен) и гарда (огниво) уже удлинились.

 

Священный меч

Стоит сразу сделать пару замечаний. Во-первых, на протяжении практически всего Средневековья меч не был основным видом боевого оружия. И тем более – самым доступным. На полях сражений гораздо чаще мелькали копья и топоры, меч же, создававшийся по сложной и дорогой технологии, могли позволить себе только богатые воины или вооруженные за чужой счет наемники. Он считался аристократическим поколения в поколение, как истинную драгоценность и знак доблести. Во-вторых, почти столь же редким, как и меч, был металлический доспех. Жизнь и тело простых воинов чаще защищали доспехи из кожи, лишь иногда с металлическими вставками. Но даже против кольчуги меч работал достаточно эффективно, нанося противнику урон рубящими, режущими и колющими ударами. Важно еще заметить, что войны раннего Средневековья чаще всего происходили в пешем строю. Даже передвигаясь на лошадях, перед тем как сойтись в сражении, бойцы покидали седла. И существовавшие в те времена мечи создавались именно для боев в пешем строю. Однако времена менялись. В начале II тысячелетия н.э. в феодальной Европе стало постепенно возникать сословие профессиональных конных воинов – рыцарей.

Этот сдвиг не мог не отразиться на развитии вооружений. Наступил третий период в истории средневекового меча – век меча романского.

Генеалогия меча

Древнее кельтское и германское оружие дало богатое потомство. Прямой длинный меч ведет свою родословную от галльской спаты, перенятной римлянами в дополнение к родному гладиусу. Другой ветвью стало развивавшееся параллельно оружие с односторонним лезвием вроде сакса и скармасакса. Один из представителей этой ветви — фальшион, меч с расширяющимся к концу коротким клинком с односторонней заточкой. Сюда же относятся палаши Нового времени. Развитием же романского меча стали длинные рыцарские мечи и огромные двуручные мечи эпохи Возрождения. Эволюционируя все дальше в направлении колющего оружия, прямые мечи в конечном итоге развились в шпаги и рапиры.

1. Рубящие качества и упругость клинка во многом зависят от граней лезвия.

2. Чтобы разрубать доспехи, ткани и кости, клинок должен быть плоским, а лезвие — иметь достаточно острый угол.

3. С другой стороны, толстый клинок с лезвием, имеющим более тупой угол, не будет так хорошо рубить, зато окажется более стойким при отражении удара. На самом деле лезвию не обязательно быть заточенным как бритва. Даже не очень острый меч из закаленной стали при хорошем ударе обладает достаточной инерцией, чтобы сокрушить врага.

 

Рыцарский стиль

Как и в случае с каролингским мечом, название «романский» условно и принято лишь в отдельных классификациях. Существовавший несколько столетий романский меч, разумеется, претерпевал существенные модификации по длине клинка, конструкции перекрестья и навершия, так что речь идет о целом семействе холодного оружия. Не случайно романскому типу посвятил целое типологическое исследование виднейший эксперт в области средневекового оружия Эварт Оакшотт.

В его классификацию входит более 20 разновидностей меча, включая двуручные модели. В целом романский меч был в значительно большей степени, чем каролингский, адаптирован к конному бою. Это выразилось, во-первых, в конструкции клинка, который стал более узким и принял более заостренную форму. Претерпела изменения и конструкция эфеса: рукоять стала длиннее, а навершие — не таким массивным: специфика удара, производимого воином в седле, требовала, чтобы рука, сжимающая оружие, чувствовала себя свободнее и не зажималась между перекрестьем и навершием.

На схеме справа показаны клинки разных мечей в поперечном сечении. Это многообразие отражает поиски оружейных мастеров, которые старались сделать свое оружие одновременно прочным, легким и хорошо рубящим

Отклоняясь на 7-14 см, клинок меча должен сохранять прочность и упругость и возвращаться к исходной форме

Разные части клинка выполняют в бою различные функции. Передней частью клинка воин наносит удар, сохраняя дистанцию. Серединой — отбивает встречный удар

Мечи прежних эпох, часто имевшие закругленное острие, очевидно, ориентировались в основном на рубящие и режущие удары. Романский меч, создававшийся во времена постепенного усиления доспеха, должен был не только рубить, но и эффективно колоть, проникая в уязвимые места сочленения элементов защиты.

Порубим напоследок! Разновидности клинков

Чем более прочным и закрытым становился доспех, тем меньше было проку от рубящих ударов мечом. Примерно с середины XIII века в Европе начинают появляться романские мечи, относящиеся к типу XIII по классификации Оак-шотта. Это последнее поколение мечей с явно акцентированной рубящей функцией. Такой меч уже позволяет всаднику достать противника на расстоянии уколом, но еще достаточно тяжел, чтобы наносить серьезные травмы рубящим ударом, что могло быть эффективным в борьбе с противником, облаченным в доспех из крупных пластин, наклепанных изнутри на кожаную или тканевую основу, или в ламеллярный [чешуйчатый] доспех, если речь идет о Руси.

Однако, когда в районе 1350-1360 годов в Европе появляется, наконец, полный пластинчатый доспех, акцент в развитии армейского меча окончательно смещается в сторону колющей функции. С учетом всего сказанного становится понятно, почему меч ХШb, относящийся к «тринадцатому типу», стал одной из этапных моделей в развитии европейского холодного оружия. Именно этот средневековый меч и был в итоге выбран «Популярной механикой» для воссоздания в металле в конце первого десятилетия XXI века.

  1. На рисунке справа схематически изображены несколько средневековых мечей. Можно заметить, что большинство из них имеют долы, которые могут доходить почти до острия или заканчиваться где-то посередине клинка.
  2. Другие клинки, напротив, имеют идущие по центру ребра жесткости. Существовали и клинки без ребер или долов.
  3. Долы иногда неправильно называют кровостоками, однако смысл их совсем не в том, чтобы якобы отводить кровь из раны врага.

На схеме справа изображен эфес меча простой конструкции, характерной для типа XIIIb. Можно обратить внимание на прямую крестовину, длинную рукоять и небольшое круглое навершие

 

Варяжский товар

Рассказывая краткую историю средневекового меча, мы практически все время говорим о Западной Европе, римском наследии, викингах, франках, конных рыцарях. Но при чем же здесь «меч русского воина», заявленный на обложке?

Ответ прост: Древняя Русь не была законодателем мод в оружейном деле. Однако это не мешало древнерусским мастерам-оружейникам пользоваться как собственными наработками, так и достижениями западной металлурга и оружейных технологий, порой лишь с небольшим запозданием [около полувека) воспринимая приходящие из Европы новшества.

Значительную роль в проникновении западных мечей на Русь сыграли, разумеется, варяги-викинги. Уже со второй половины VIII века н.э. скандинавские воины и купцы проникали в низовья Невы и Поволховье, Ярославское Поволжье и верховья Западной Двины. А уже в IX веке, то есть в эпоху легендарного основания Руси варяжским князем Рюриком, скандинавы, согласно арабским источникам, вовсю торговали мечами по Волжскому торговому пути, вывозя к себе на Северо-Запад лисий и бобровый мех из славянских земель.

Хронологически время проникновения скандинавов на территорию Древней Руси, как нетрудно заметить, совпадает с бытованием на Западе каролингского меча, или меча викингов. Так что, «пропустив» знакомство с оружием «вендельской эпохи», русичи получили в свое распоряжение типичные изделия эпохи викингов. Всего на Смоленщине, в районах Ярославля, Новгорода, Чернигова и Киева археологами было обнаружено более сотни мечей каролингского типа, относившихся к периоду IX-XI столетий.

Острие меча

В некоторых средневековых мечах ближе к острию клинок становится тоньше. Более толстое и узкое острие для пробивания доспехаРежущее лезвие с закругленным острием. Колоть им неэффективно

 

Меч-объединитель

Все данные раскопок свидетельствуют о том, что подавляющее большинство мечей, которыми сражались в эпоху Древней Руси русские воины, имели западное, а точнее, скандинавское и германское (франкское) происхождение. Об этом свидетельствуют клейма мастеров, нанесенные на клинки и состоящие из надписей латинскими буквами. При этом зачастую «импорт» состоял лишь из собственно клинков, а гарды, рукояти, навершия, а также ножны производились уже древнерусскими мастерами.

Ношение меча
В зависимости от времени, эпохи и длины меча оружие носили на поясе, на перевязи и на портупееСкручивание перевязи для меча

 

Защита от щита и от меча
Хранить руку от соскользнувшего по мечу лезвия противника — не единственная функция гарды. Другая ее не менее важная роль — предохранять руку от жесткого столкновения со щитом. На рисунке показано, как вооруженный мечом воин должен встречать щит врага, чтобы пальцы остались целыДлинное прямое перекрестье рыцарского меча лучше предохраняло руку от скользящих вдоль лезвия ударов противника. До определенного времени эту функцию выполнял щит

Впрочем, имеется небольшое количество археологических свидетельств того, что по крайней мере зачатки собственного клинкового производства в домонгольской Руси все же существовали. В частности, известны два меча, клейма на которых выполнены кириллицей и содержат надписи «ЛЮД0ТА КОВАЛЬ» и «СЛАВ…». Все это, однако, не меняет общей картины: даже клинки, сработанные славянскими мастерами, были выполнены по образцам, пришедшим с Запада.

Поэтому неудивительно, что, когда в Западной Европе примерно в XI веке наступила эпоха рыцарского меча романского типа, образцы этого оружия практически синхронно появились на Руси. Среди находок, относящихся к XI-XIII столетиям, — романские мечи с клинками от 86 до 120 см последние более позднего происхождения). Различие исторических судеб Руси и Запада после монгольского нашествия становится причиной последующего расхождения тенденций развития холодного оружия. В Европе прямой меч продолжает эволюционировать в сторону длинного колющего оружия, что в конечном итоге приводит к появлению огромных двуручных мечей эпохи Ренессанса, эстоков с граненым клинком, затем шпаг и рапир. Знакомство Запада с восточной саблей (через гуннов, венгров, арабов) не привело к существенному распространению в Европе оружия с искривленным клинком и скошенной рукоятью. В то же время на Руси, где так и не появился западный полный пластинчатый доспех, рубящее оружие сохранило свое значение, а сабля постепенно вытеснила прямой меч. Так что историческая реконструкция меча романского типа — это еще и повод вспомнить о временах, когда в Средние века Восточную и Западную Европу объединяло» единое оружейное пространство».

 

Автор: Олег Макаров Журнал «Популярная Механика»

Посетители, находящиеся в группе Прохожие, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вооружение русских воинов — История России

  Вооружение русского воина состояло из меча, сабли, копья, сулицы, лука, кинжала-ножа, различных видов ударного оружия (топоры, булавы, кистени, шестоперы, клевцы), коляще-рубящих бердышей-алебард; различного защитного вооружения, включавшего, как правило, шлем, щит, нагрудник-кирасу, некоторые элементы доспеха (наручи, поножи, наплечники). Иногда защитным вооружением убирались и кони богатых воинов. В этом случае защищалась морда, шея, грудь (иногда вместе грудь и круп) и ноги животного.

  Славянские мечи IX—XI веков мало чем отличались от мечей Западной Европы. Тем не менее современные ученые разделяют их на два десятка видов, различающихся в основном формой крестовины и рукояти. Клинки славянских мечей IX—X веков практически однотипны — длиной от 90 до 100 см, с шириной клинка у рукоятки 5—7 см, с сужением к острию. Посередине клинка проходил, как правило, один дол. Иногда этих долов было два и даже три. Истинное назначение дола — повышение прочностных характеристик меча, прежде всего рабочего момента инерции лезвия. Толщина клинка в глубине дола 2,5—4 мм, вне дола — 5—8 мм. Вес такого меча составлял в среднем полтора-два килограмма. В дальнейшем мечи, как и прочее вооружение, существенно меняются. Сохраняя преемственность развития, в конце XI — начале XII века мечи становятся короче (до 86 см), легче (до 1 кг) и тоньше, их дол, занимавший в IX—X веках половину ширины клинка, в XI—XII веках занимает лишь треть, чтобы в XIII веке вовсе превратиться в узкий желобок. Рукоять меча чаще выполнялась из нескольких слоев кожи, редко с каким-либо, чаще деревянным, наполнителем. Иногда рукоять обвивалась веревкой, чаще со специальной пропиткой.

  Гарда и «яблоко» меча нередко украшались тонкой выработкой, драгоценными материалами и чернением. Лезвие меча зачастую покрывалось узорами. Рукоять венчалась так называемым «яблоком» — набалдашником на конце. Он не только украшал меч и предохранял руку от соскальзывания с рукояти, но иногда выступал в качестве баланса. Мечом, в котором центр тяжести был приближен к рукояти, биться было удобнее, но удар при одинаковом заданном импульсе силы получался более легким.

  На долы древних мечей зачастую наносились клейма, чаще представляющие собой сложные сокращения слов, со второй половины XIII века клейма уменьшаются в размерах, наносятся не на дол, а на грань лезвия, а впоследствии кузнецы наносят клейма в виде символов. Таковым является, например, «пассаурский волчок», нанесенный на довмонтов меч. Изучение кузнечных клейм клинков и доспехов составляет отдельный раздел исторической сфрагистики.

  При столкновениях с легкими и подвижными кочевниками для кавалеристов более выгодным оружием становилась более легкая сабля. Удар сабли получается скользящим, а ее форма определяет смещение оружия при ударе в сторону рукояти, способствуя выходу оружия. Думается, уже в X веке русские кузнецы, знакомые с изделиями восточных и византийских мастеров, выковывали сабли со смещенным к острию центром тяжести, что позволяло, при одинаковом заданном импульсе силы, нанести более мощный удар.

  Надо заметить, что некоторые клинки XVIII—XX веков хранят следы перековки (более вытянутые, «перекрученные» зерна металла видны при микроскопическом анализе металлографических шлифов), т.е. старые клинки, в том числе и мечи, становились в кузницах «новыми» по форме, более легкими и удобными.

  Копье было в числе первых орудий труда человека. На Руси копье было одним из наиболее распространенных элементов вооружения как пешего, так и конного воина. Копья всадников имели длину около 4—5 метров, пехотинцев — чуть более двух. Отдельным видом русского копья была рогатина — копье с широким ромбовидным или лаврововидным наконечником длиной до 40 см (только наконечник), посаженное на древко. Таким копьем можно было не только колоть, но и рубить и резать. В Европе сходный тип копья имел название протазана.

  Кроме рогатины, имя собственное в источниках получило метательное копье — сулица. Эти копья были сравнительно короткими (вероятно, 1—1,5 метра) с узким легким острием. Некоторые современные реконструкторы добавляют к древку сулицы ременную петлю. Петля позволяет бросить сулицу дальше и точнее.

  Археологические находки позволяют говорить, что в Древней Руси имели распространение и пиллумы, оружие, состоявшее на вооружении еще у римских легионеров, — метательные копья с длинной, до 1 м, шейкой наконечника и деревянной рукояткой. Помимо поражающей функции, эти копья, пробившие простой щит и застрявшие в нем, становились существенной помехой для владельца щита и не позволяли правильно его использовать. Кроме того, по мере усиления доспеха появляется еще один тип копья — пика. Пика отличалась узким, чаще трехгранным наконечником, насаженным на легкое древко. Пика вытеснила и копье, и рогатину сначала из конного, а затем и из пешего вооружения. Пики состояли на вооружении различных войск до начала Второй мировой войны.

  Среди нескольких типов ударного оружия основным по распространенности является топор. Длина лезвия боевого топора составляла 9—15 см, ширина — 12—15 см, диаметр отверстия под рукоять — 2—3 см, вес боевого топора — от 200 до 500 г.

  Археологами обнаружены и топоры смешанного назначения весом до 450 г, и чисто боевые топоры — чеканы — 200—350 г. Длина рукояти боевого топора составляла 60—70 см.

  Использовались русскими воинами и специальные метательные топоры (европейское название франциска), имевшие скругленные формы. Как и мечи, топоры чаще делались из железа, с узкой полосой углеродистой стали на лезвии. За счет своей дешевизны, универсальности, простоты применения и высокого давления, развиваемого на противостоящей удару поверхности, топоры стали фактически народным русским оружием.

  Гораздо более редкой разновидностью топора была секира — более крупный и тяжелый, до 3 кг, а иногда и более, боевой топор.

  Булава также распространенное ударное ручное оружие, имеющее шарообразное или грушевидное навершие (ударную часть), иногда снабженное шипами, которое насаживалось на деревянную или металлическую рукоять или выковывалось вместе с рукоятью. В позднем Средневековье булавы с острыми шипами получили название «моргенштерн» — утренняя звезда — один из ранних примеров «черного» юмора. Некоторые булавы имели пирамидальную форму с четырьмя шипами. Именно такие навершия встречаются у первых русских булав, сделанных из железа (реже из бронзы). Булава, имевшая в боевой части несколько острых граней (4—12), на Руси именовалась перначом. В XI—XII веках стандартный вес русской булавы без рукояти составлял 200—300 грамм. В XIII веке булава нередко преобразуется в шестопер (пернач), когда в ударной части появлялись лопасти с острыми углами, позволяющими пробивать более мощный доспех. Рукоять булавы достигала 70 см. Удар такой булавой, даже нанесенный в шлем или доспех, способен нанести серьезный ущерб здоровью в виде сотрясения или, например, через щит травмировать руку. В незапамятные времена появились парадные булавы, а позднее маршальские жезлы, выполненные с использованием драгоценных металов.

  Боевой молот, по сути, являлся той же булавой, но к XV веку развился в настоящего монстра с острием, свинцовым утяжелением и длинной, до полутора метров, тяжелой рукоятью. Такое оружие, в ущерб боевым качествам, было устрашающим.

  Кистень представлял из себя ударную часть, прикрепленную к рукояти прочной гибкой связью.

  Боевой цеп фактически являлся кистенем на длинной рукояти.

  Клевец, по сути, был той же булавой с одним-единственным, иногда слегка загнутым к рукояти, шипом.

  Орудие убийства с красивым итальянским названием пломмея представляло собой боевой цеп с несколькими ударными частями.

  Бердыш представлял собой широкий длинный топор в виде полумесяца (с длиной лезвия от 10 до 50 см), со стороны обратной рукояти обычно оканчивающийся острием.

  Алебарда (от итальянского alabarda) — оружие колюще-рубящего типа, конструктивно близкое к бердышу, совмещающее в себе длинное копье и широкий топор.

  Имеются и десятки других элементов вооружения, безусловно, состоявших в употреблении русских воинов. Это и боевые вилы, и совны, и экзотичные гвизармы.

  Сложностью и тонкостью своей конструкции поражает средневековый лук, собранный иногда из десятков деталей. Заметим, что сила натяжения боевого лука доходила до 80 кг, тогда как современный мужской спортивный лук имеет силу натяжения лишь в 35—40 кг.

  Защитный доспех чаще всего состоял из шлема, кирасы-нагрудника, поручей, поножей и некоторых элементов менее распространенного защитного вооружения. Шлемы IX—XII веков склепывались обычно из нескольких (как правило, 4—5, реже 2—3) секторовидных фрагментов либо с наложением частей друг на друга, либо с применением перекрывающих пластин. Визуально монолитными (склепанными впотай и отполированными таким образом, что создается впечатление одного куска металла) шлемы становятся лишь в XIII веке. Многие шлемы дополнялись бармицей — кольчужной сеткой, прикрывающей щеки и шею. Иногда, из цветных металлов с золочением или серебрением, делались украшающие шлем элементы. Один тип шлема становится полусферическим, глубже садится на голову, закрывая висок и ухо, другой сильно вытягивается и к тому же увенчивается высоким шпилем. Происходит и модернизация шлема в шишак — невысокий, с высотой меньше радиуса, полусферический шлем.

  Думается, что как шлем, так и доспех русского, а скорее всего, и средневекового воина чаще всего был кожаным, выполненным из специально обработанной кожи. Только этим можно объяснить столь незначительное количество находок элементов защитного доспеха археологами (до 1985 года на всей территории СССР были найдены: 37 шлемов, 112 кольчуг, части 26 пластинчатых и чешуйчатых доспехов, 23 фрагмента щита). Кожа, при соответствующей обработке, по прочностным характеристикам почти не уступала некачественным сортам стали. Ее вес был меньше почти на порядок! Твердость поверхностного слоя обработанной кожи оказывается выше твердости «мягких» сталей, некоторых сортов латуни и меди. Главным недостатком кожаного доспеха была его низкая «носкость». Трех-четырех циклов термоциклирования, порой просто продолжительного дождя хватало, чтобы снизить прочность кожаного доспеха в 2—3 раза. То есть после 4—5 «выходов» кожаный доспех, строго говоря, приходил в негодность и переходил к младшему «по званию» или по состоянию.

  Те наборные брони, которые мы видим на средневековых рисунках, были прежде всего кожаными. Кожаные кусочки склепывались кольцами или связывались кожаной же тесьмой. Так же, из четырех-шести кусков кожи, собирался шлем. На это замечание могут возразить: почему же столь незначительны и остатки древнего холодного оружия. Но холодное оружие перековывалось — ведь сталь в Средние века стоила дорого, а перековать меч в саблю могло большинство кузнецов, а вот изготовить сталь, даже весьма невысокого качества, могли только единицы.

  Большинство средневековых рисунков представляют нам воинов в чешуйчатых доспехах, выполненных именно из кожи. Так, на известном «Ковре из Байи» нет ни одного воина в кольчужных чулках; Энгюс Макбрайд — главный художник серии «Оспри» — в такие чулки «одел» почти половину воинов, нарисованных им в книге «Норманны». Из полутора сотен средневековых рисунков я нашел только семь, где воины были изображены предположительно в кольчужных чулках, большинство — в кожаных оплетках и сапогах. Конечно, и кольчужные чулки, и пластинчатый кованый доспех, и стальные шлемы с забралом или с «личиной» имели место. Но заказать и одеть их могла только высшая знать — короли и князья, состоятельные рыцари и бояре. Даже воинственный богатый горожанин, с удовольствием и гордостью отправлявшийся в ополчение, далеко не всегда мог позволить себе полного металлического доспеха — столь дорого он стоил и медленно выполнялся. Стальной пластинчатый доспех все более распространялся, но чаще как турнирный, со второй четверти XIV века.

  Удивительную, фактически композиционную по материалу конструкцию представлял собой средневековый щит. Между слоями толстой, специально обработанной кожи, составлявшей его, помещались и прочные тонкие плетеные формообразующие ветки, и плоские сланцы, и слои рога, и такой же плоский, тонкий металлический облой. Такой щит был исключительно прочным и легким и, увы, совершенно недолговечным.

  Артели оружейников были уважаемы и популярны в Средние века, но отсутствие специальной литературы, закреплявшей для потомков достигнутые успехи, делали это тонкое производство неустойчивым, когда итоговые изделия, будь то щит или меч, сделанные лукавым ремесленником, уступали лучшим образцам многократно. Труднодостижимая, дорогой ценой покупаемая прочность все чаще уступала место декоративной отделке, частью превратившейся в Западной Европе в целую искусственную науку — геральдику.

  Надо ли говорить, что одетые в металлические доспехи воины производили на современников исключительное впечатление. Художники старались запечатлеть поразившее их сверкание изящных металлических форм на элегантных фигурах знати. Доспех, как элемент живописного усиления образа, использовали почти все великие живописцы позднего Средневековья: и Дюрер, и Рафаэль, и Боттичелли, и Брейгель, и Тициан, и Леонардо, и Веласкес. Удивительно, но нигде, кроме мускульной кирасы на гробнице Медичи, не изображал доспехов великий Микеланджело. Сдерживаемые суровыми религиозными ограничениями, очень осторожно рисовали в иконах и иллюстрациях доспехи и русские художники.

  Элементами пластинчатого защитного вооружения, однажды и навсегда нашедшими свое место и прошедшими вместе с гоплитами и центурионами, рыцарями и витязями, кирасирами и сегодняшними спецназовцами, были и остаются шлем и кираса. Хотя между «мускульной» кирасой IV века до нашей эры и сегодняшним «композитным» бронежилетом «дистанция огромного размера».

  Рассматривая вооружение русского воина, можно предположить возможную последовательность его действий в наступательном бою. На боку дружинника висел меч или сабля в кожаных или матерчатых ножнах. Скользящий удар сабли со смещенным к острию центром тяжести, нанесенный умелой рукой вперед-вниз, был страшнее удара мечом.

  У пояса в колчане из бересты, обтянутой кожей, воин хранил до двух десятков стрел, за спиной — лук. Тетиву лука натягивали непосредственно перед применением во избежание потерь упругих свойств лука. Лук требовал специальной тщательной подготовки и ухода. Нередко их замачивали в специальных рассолах, натирали составами, суть которых держали в секрете.

  К вооружению русского лучника стоит отнести и специальный наруч (предохраняющий от удара отпущенной тетивой), надеваемый правшой на левую руку, а также полукольца и хитроумные механические приспособления, позволявшие натягивать тетиву.

  Нередко русские воины применяли и самострел, сегодня более известный под названием арбалета.

  Иногда тяжелые, а иногда легкие длинные копья служили в самом начале боя. Если не удавалось в первом столкновении издалека поразить врага стрелой, воин брался за сулицу — короткое метательное копье, оружие ближнего боя.

  По мере сближения конного дружинника с противником одно оружие могло сменять другое: издалека он осыпал врага стрелами, сблизившись, стремился поразить брошенной сулицей, затем шло в дело копье и, наконец, сабля или меч. Хотя скорее на первое место выступала специализация, когда лучники осыпали врага стрелами, копейщики «брали в копья», а «мечники» до устали работали мечом или саблей.

  Вооружение русских воинов не уступало лучшим западноевропейским и азиатским образцам, отличалось универсальностью, надежностью и высочайшими боевыми качествами.

  К сожалению, постоянная модернизация лучших образцов, проводившаяся порой не лучшими мастерами, не донесла их до нас, далеких потомков воинов, когда-то вооруженных ими. С другой стороны, низкая сохранность древних книжных богатств Руси и политика, проводимая некоторыми влиятельными слоями русского средневекового государства, даже не донесли до нас упоминаний о производстве на Руси качественных сталей, искусстве кузнецов и щитников, конструкции метательных орудий …

автор статьи Н.Г. Бодрихин

Русский воин с мечом. Металлическая скульптура XVI века.

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

  • Загрузка

  • Нажмите, чтобы увеличить

В наличии осталось 8 шт.

€9,93

Загрузка

Мало на складе

НДС включен (где применимо)

6893 продажи |

5 из 5 звезд

сборка

Выберите вариант собранный в разобранном виде

Пожалуйста, выберите вариант

Количество

12345678

Исследуйте другие похожие поисковые запросы

Внесен в список 3 декабря 2022 г.

152 избранных

Сообщить об этом элементе в Etsy

Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…

Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.

Если вы уже это сделали, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.

Сообщить о проблеме с заказом

Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.

Если вы хотите подать заявление о нарушении авторских прав, вам необходимо выполнить процедуру, описанную в нашей Политике в отношении авторских прав и интеллектуальной собственности.

Посмотрите, как мы определяем ручную работу, винтаж и расходные материалы

Посмотреть список запрещенных предметов и материалов

Ознакомьтесь с нашей политикой в ​​отношении контента для взрослых

Товар на продажу…

не ручной работы

не винтаж (20+ лет)

не ремесленные принадлежности

запрещены или используют запрещенные материалы

неправильно помечен как содержимое для взрослых

Пожалуйста, выберите причину

Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила. Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила.

русский воин в доспехах с мечом и щитом, Фотография, картинки и изображения с низким бюджетом. Рис. ESY-027518208

Купите это изображение по цене от

10 €

Всего за 0,27 € при максимальном разрешении с easySUBSCRIPTION

См. наши планы подписки

Лицензия без лицензионных отчислений

Выберите разрешение, которое лучше всего подходит0003

0}»>
С 1 МБ А8 497 х 703 пикселей 17,5 х 24,8 см 72 €10,00
М 6 МБ А6 1218 х 1722 пикселей 10,3 х 14,6 см 300 €20,00
л 26 МБ А4 2536 х 3584 пикселей 21,5 х 30,3 см 300 €25,00
XL 50 МБ А3 3517 х 4970 пикселей 29,8 х 42,1 см 300 €30,00

Эти цены действительны для покупок, сделанных в Интернете

Купить сейчас

Добавить в корзину

ДОСТАВКА: Изображение сжато в формате JPG

Код изображения: ESY-027518208 Фотограф: Коллекция: Фотопоиск ЛБРФ Пользовательская лицензия: Низкий бюджет без лицензионных отчислений Наличие высокого разрешения: До XL 50 МБ А3 (3517 х 4970 пикселей — 29,8 х 42,1 см — 300 точек на дюйм)

Специальная коллекция: Маленький бюджет

Доступно для всех разрешенных видов использования в соответствии с нашими Условиями лицензирования бесплатного визуального контента.