Махайра Википедия
Греческий гоплит, сражающийся с персидским воином-лучником. Оба вооружены кописами. Рисунок с древней килика (вазы), 5 век до н. э. Национальный археологический музей, Афины.Копи́с (др.-греч. κοπίς) — разновидность холодного оружия с лезвием на внутренней части клинка, предназначенное в первую очередь для рубящих ударов. По-гречески κόπτω означает «рубить, отсекать».
Такие мечи находили у разных народов в разные времена, часто отличая их между собой лишь названием. Первым оружием такого типа считается древнеегипетский кхопе́ш, несомненно происходящий от серпа. Но кхопеш мог иметь как внешнюю, так и внутреннюю, а иногда и двойную заточку, и самое главное — имел довольно длинную (50-60 см) рукоять, то есть являлся укороченной алебардой, в то время как копис затачивался с внутренней стороны подобно серпу, и имел рукоять сабельного типа. По-видимому копис появился как тип вооружения в Шумере, позже через мидийцев попал в Элладу. Наибольшее же распространение получил в Иберии. Римляне сделали иберийский копис — фалькату своим излюбленным оружием. Непальский кукри повторяет копис.
Еврипидом и Плутархом это слово использовалось для обозначения ножа для разделки мяса, Ксенофонт так называл мечи персов и египтян. По смыслу можно сделать предположение, что копис приспособлен скорее для рубящего удара.
Микенское оружие. Вверху и в середине мечи, внизу копис.Древнеримский автор Курций в своем романе о походе Александра Македонского один раз упоминает кописы в битве с индийцами, как нечто необычное для македонской армии: «Слегка изогнутые мечи, похожие на серпы, назывались копидами, ими рубили хоботы слонов.»[1]
Другим словом, обозначающим такой же изогнутый меч, является махайра (махера) (др.-греч. μάχαιρα), то есть нож в современном греческом. Это слово в античности широко применялось к обозначению всяких режущих предметов, от бытовых ножей до мечей римлян. Ксенофонт употребляет «копис» и «махайра» по отношению к одному и тому же типу меча, но из контекста его сочинений ясно, что под «махайрой» он подразумевал режущий тип клинка в отличие от колющего, а под «кописом» — изогнутый меч:
«Для нанесения вреда противнику мы более предпочитаем кривую саблю (μάχαιραν), чем прямой меч (ξίφος), потому что для всадника с высокого места удар саблею (κοπίς) удобнее, чем удар мечом.»[2]
Таким образом махайра является более широким понятием, чем копис. Византийская Суда X века (словарь значений древнегреческих слов) дает определение слову «махайра» как просто меч, ссылаясь на текст древнегреческого историка Полибия, который именовал кельтеберийские обоюдоострые мечи и исконно римские мечи словом махайра[3]. В более ранних текстах греки называли мечи ксифосами (др.-греч. ξίφος).
Копис как меч заимствован греками видимо от персов с VI в. до н. э., Геродот упоминает о таком оружии персидской тяжелой кавалерии (1-я половина V в. до н. э.). Длина клинков из археологических находок в Греции варьируется от 53 до 70 см. На некоторых экземплярах обух клинка прямой, такие кописы напоминают классическое мачете. В Греции копис применялся ограниченно, судя по редким изображениям на вазах и археологическим находкам, зато стал национальным оружием в Иберии, куда его, вероятно, занесли купцы и наёмники примерно в VI—V в. до н. э.
Название фальката (falcata) не является историческим, оно возникло лишь во второй половине XIX века с легкой руки одного из переводчиков с латинского, который принял образное описательное выражение ensis falcatus — «меч, изогнутый подобно серпу» — за название вида оружия. Сами римляне называли это оружие «испанской саблей» — machaera Hispana (не путать с состоявшим на вооружении самих римских легионеров gladius Hispaniensis, прямым мечом с листовидным клинком).
По преданиям иберийские оружейники во III в. до н. э. проверяли качество стали таким образом[4]: клали меч плашмя себе на голову и сгибали так, чтобы оба его конца касались плеч. При отпускании меч должен распрямиться без последствий. Хотя оружейники повторяли этот трюк многократно, меч всегда восстанавливал форму. Это описание указывает на то, что для него применялась закалённая сталь, способная пружинить, в отличие от бронзы или железа.
Ранние образцы фалькаты V—IV в. до н. э. воспроизводят собой греческие кописы с рукоятью в форме птичьей головы или животного. Затем художественные излишества греков перешли в более функциональную, удобную для ладони форму, а клинок приобрел совершенство формы.
Длина фалькаты в среднем около 60 см. Испанцы носили её в ножнах за спиной. Вдоль ножен прикреплялись 3 или 4 кольца, длинная перевязь пропускалась сквозь кольца. Иногда носили проще, засунув за пояс (по античным статуэткам).
Клинок кописа (или фалькаты) расширяется по направлению к кончику, из-за чего центр тяжести смещается на удаление от руки. В результате кинетическая энергия удара увеличивается, а благодаря изогнутому вперед лезвию рубящая способность значительно возрастает по сравнению с прямым мечом. По свидетельству римлян, никакой шлем или панцирь не мог выдержать удара фалькатой.
Примечания
wikiredia.ru
📌 Махайра — это… 🎓 Что такое Махайра?
Один из гоплитов на рисунке с древнегреческой вазы сражается кописом (480 г. до н. э.)Копис (греч. κόπτω, лат. kopis) — изогнутый вперед меч с односторонней заточкой лезвия, предназначенный в первую очередь для рубящих ударов.
Изогнутые мечи находили употребление у разных народов в разные времена, часто отличаясь между собой лишь в названии. Первым таким мечом считается древнеегипетский кхопеш (англ. khopesh), несомненно происходящий от серпа. Копис по-гречески означает «рубить, отсекать». Еврипидом и Плутархом это слово использовалось для обозначения ножа для разделки мяса, Ксенофонт так называл мечи персов и египтян. По смыслу можно сделать предположение, что копис приспособлен скорее для рубящего удара.
Древнеримский автор Курций в своем романе о походе Александра Македонского один раз упоминает кописы в битве с индийцами, как нечто необычное для македонской армии: «Слегка изогнутые мечи, похожие на серпы, назывались копидами, ими рубили хоботы слонов.»[1]
Другим словом, обозначающим такой же изогнутый меч, является махайра (греч. μάχαιρα, makhaira, machaera), то есть нож в современном греческом. Это слово в античности широко применялось к обозначению всяких режущих предметов, от бытовых ножей до мечей римлян. Ксенофонт употребляет «копис» и «махайра» по отношению к одному и тому же типу меча, но из контекста его сочинений ясно, что под «махайрой» он подразумевал режущий тип клинка в отличие от колющего, а под «кописом» — изогнутый меч. Таким образом махайра является более широким понятием, чем копис. Византийская Суда X века (словарь значений древнегреческих слов, mu 302) дает определение слову «махайра» как просто меч, ссылаясь на текст древнегреческого историка Полибия, который именовал кельтеберийские обоюдоострые мечи и исконно римские мечи словом
Копис как меч заимствован греками видимо от персов с VI в. до н. э., Геродот упоминает об таком оружии персидской тяжелой кавалерии (1-я половина V в. до н. э.). Длина клинков из археологических находок в Греции варьируется от 53 до 70 см. Иногда тыльная часть клинка прямая, такой копис напоминает классическое мачете. В Греции копис применялся ограниченно, судя по редким изображениям на вазах и археологическим находкам, зато стал национальным оружием в Иберии (совр. Испания), куда его, вероятно, занесли купцы и наемники в примерно VI—V в. до н. э.
Фалката из музея в Мадриде(IV в. до н. э.)
Фалката с остатками ножен из музея в Мадриде(III в. до н. э.)
Римские солдаты заимствовали иберийский копис после войны с Ганнибалом, и приняли его на вооружение под названием «gladius hispanicus», то есть испанский меч, и только в XIX в. «испанский меч» получил название фалката (falcata) с легкой руки одного из переводчиков с латинского, который неправильно применил слово falcatus, то есть в переводе с латинского «изогнутый как серп». Древние испанцы достигли совершенства в ремесле ковки фалкаты. Современные исследования показывают, что содержание углерода постепенно меняется от 0.4 % в районе лезвия (высокая твердость стали) до 0 % к центру клинка (высокая пластичность).
По преданиям иберийские оружейники во II в. до н. э. проверяли качество стали таким образом [2]: клали меч плашмя себе на голову и сгибали так, чтобы оба его конца касались плеч. При отпускании меч должен распрямиться без последствий. Хотя оружейники повторяли этот трюк многократно, меч всегда восстанавливал форму.
Ранние образцы фалкаты V—IV в. до н. э. воспроизводят собой греческие кописы с рукоятью в форме птичьей головы или животного. Затем художественные излишества греков перешли в более функциональную, удобную для ладони форму, а клинок приобрел совершенство формы. Длина фалкаты в среднем около 60 см. Испанцы носили её в ножнах за спиной. Вдоль ножен прикреплялись 3 или 4 кольца, длинная перевязь пропускалась сквозь кольца. Иногда носили проще, засунув за пояс (по античным статуэткам).
Ширина клинка кописа (или фалкаты) расширяется по направлению к кончику, из-за чего центр тяжести смещается на удаление от руки. В результате кинетическая энергия удара увеличивается, а благодаря изогнутому вперед лезвию рубящая способность значительно возрастает по сравнению с прямым мечом. По свидетельству римлян никакой шлем не мог выдержать удара фалкатой.
Римская кавалерия, вооруженная «испанской саблей», при завоевании Македонии в конце III в. до н. э. неприятно поразила македонских солдат. Древнеримский историк Тит Ливий так описывает последствия боя:
«Филипп [македонский царь Филипп V] обратил особое внимание на похороны людей, павших в стычке кавалерии, и приказал их тела принести в лагерь… Зрелище похорон должно было пробудить в солдатах боевой пыл и готовность не щадить своей жизни, а вместо того преисполнило их страха и уныния. До сего времени приходилось им видеть лишь раны от дротиков или стрел, изредка — от пик, да и воевать привыкли они только с греками и иллирийцами; теперь, увидев тела, изуродованные испанскими мечами, руки, отсеченные одним ударом вместе с плечом, отрубленные головы, вывалившиеся наружу кишки и многое другое, столь же страшное и отвратительное, воины Филиппа ужаснулись тому, с какими людьми и против какого оружия придется им иметь дело.
»[3]
Примечания
- ↑ Курций, «Поход Александра Македонского», 8.14.24
- ↑ Филон, «Belopoeica»
- ↑ Тит Ливий, 31.34
См. также
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Махайра Википедия
Греческий гоплит, сражающийся с персидским воином-лучником. Оба вооружены кописами. Рисунок с древней килика (вазы), 5 век до н. э. Национальный археологический музей, Афины.Копи́с (др.-греч. κοπίς) — разновидность холодного оружия с лезвием на внутренней части клинка, предназначенное в первую очередь для рубящих ударов. По-гречески κόπτω означает «рубить, отсекать».
Такие мечи находили у разных народов в разные времена, часто отличая их между собой лишь названием. Первым оружием такого типа считается древнеегипетский кхопе́ш, несомненно происходящий от серпа. Но кхопеш мог иметь как внешнюю, так и внутреннюю, а иногда и двойную заточку, и самое главное — имел довольно длинную (50-60 см) рукоять, то есть являлся укороченной алебардой, в то время как копис затачивался с внутренней стороны подобно серпу, и имел рукоять сабельного типа. По-видимому копис появился как тип вооружения в Шумере, позже через мидийцев попал в Элладу. Наибольшее же распространение получил в Иберии. Римляне сделали иберийский копис — фалькату своим излюбленным оружием. Непальский кукри повторяет копис.
Еврипидом и Плутархом это слово использовалось для обозначения ножа для разделки мяса, Ксенофонт так называл мечи персов и египтян. По смыслу можно сделать предположение, что копис приспособлен скорее для рубящего удара.
Микенское оружие. Вверху и в середине мечи, внизу копис.Древнеримский автор Курций в своем романе о походе Александра Македонского один раз упоминает кописы в битве с индийцами, как нечто необычное для македонской армии: «Слегка изогнутые мечи, похожие на серпы, назывались копидами, ими рубили хоботы слонов.»[1]
Другим словом, обозначающим такой же изогнутый меч, является махайра (махера) (др.-греч. μάχαιρα), то есть нож в современном греческом. Это слово в античности широко применялось к обозначению всяких режущих предметов, от бытовых ножей до мечей римлян. Ксенофонт употребляет «копис» и «махайра» по отношению к одному и тому же типу меча, но из контекста его сочинений ясно, что под «махайрой» он подразумевал режущий тип клинка в отличие от колющего, а под «кописом» — изогнутый меч:
«Для нанесения вреда противнику мы более предпочитаем кривую саблю (μάχαιραν), чем прямой меч (ξίφος), потому что для всадника с высокого места удар саблею (κοπίς) удобнее, чем удар мечом.»[2]
Таким образом махайра является более широким понятием, чем копис. Византийская Суда X века (словарь значений древнегреческих слов) дает определение слову «махайра» как просто меч, ссылаясь на текст древнегреческого историка Полибия, который именовал кельтеберийские обоюдоострые мечи и исконно римские мечи словом махайра[3]. В более ранних текстах греки называли мечи ксифосами (др.-греч. ξίφος).
Копис как меч заимствован греками видимо от персов с VI в. до н. э., Геродот упоминает о таком оружии персидской тяжелой кавалерии (1-я половина V в. до н. э.). Длина клинков из археологических находок в Греции варьируется от 53 до 70 см. На некоторых экземплярах обух клинка прямой, такие кописы напоминают классическое мачете. В Греции копис применялся ограниченно, судя по редким изображениям на вазах и археологическим находкам, зато стал национальным оружием в Иберии, куда его, вероятно, занесли купцы и наёмники примерно в VI—V в. до н. э.
Фальката из музея в Мадриде (IV в. до н. э.) Фальката с остатками ножен из музея в Мадриде (III в. до н. э.)Название фальката (falcata) не является историческим, оно возникло лишь во второй половине XIX века с легкой руки одного из переводчиков с латинского, который принял образное описательное выражение ensis falcatus — «меч, изогнутый подобно серпу» — за название вида оружия. Сами римляне называли это оружие «испанской саблей» — machaera Hispana (не путать с состоявшим на вооружении самих римских легионеров gladius Hispaniensis, прямым мечом с листовидным клинком).
По преданиям иберийские оружейники во III в. до н. э. проверяли качество стали таким образом[4]: клали меч плашмя себе на голову и сгибали так, чтобы оба его конца касались плеч. При отпускании меч должен распрямиться без последствий. Хотя оружейники повторяли этот трюк многократно, меч всегда восстанавливал форму. Это описание указывает на то, что для него применялась закалённая сталь, способная пружинить, в отличие от бронзы или железа.
Ранние образцы фалькаты V—IV в. до н. э. воспроизводят собой греческие кописы с рукоятью в форме птичьей головы или животного. Затем художественные излишества греков перешли в более функциональную, удобную для ладони форму, а клинок пр
ru-wiki.ru
Махайра Вики
Греческий гоплит, сражающийся с персидским воином-лучником. Оба вооружены кописами. Рисунок с древней килика (вазы), 5 век до н. э. Национальный археологический музей, Афины.Копи́с (др.-греч. κοπίς) — разновидность холодного оружия с лезвием на внутренней части клинка, предназначенное в первую очередь для рубящих ударов. По-гречески κόπτω означает «рубить, отсекать».
Такие мечи находили у разных народов в разные времена, часто отличая их между собой лишь названием. Первым оружием такого типа считается древнеегипетский кхопе́ш, несомненно происходящий от серпа. Но кхопеш мог иметь как внешнюю, так и внутреннюю, а иногда и двойную заточку, и самое главное — имел довольно длинную (50-60 см) рукоять, то есть являлся укороченной алебардой, в то время как копис затачивался с внутренней стороны подобно серпу, и имел рукоять сабельного типа. По-видимому копис появился как тип вооружения в Шумере, позже через мидийцев попал в Элладу. Наибольшее же распространение получил в Иберии. Римляне сделали иберийский копис — фалькату своим излюбленным оружием. Непальский кукри повторяет копис.
Еврипидом и Плутархом это слово использовалось для обозначения ножа для разделки мяса, Ксенофонт так называл мечи персов и египтян. По смыслу можно сделать предположение, что копис приспособлен скорее для рубящего удара.
Микенское оружие. Вверху и в середине мечи, внизу копис.Древнеримский автор Курций в своем романе о походе Александра Македонского один раз упоминает кописы в битве с индийцами, как нечто необычное для македонской армии: «Слегка изогнутые мечи, похожие на серпы, назывались копидами, ими рубили хоботы слонов.»[1]
Другим словом, обозначающим такой же изогнутый меч, является махайра (махера) (др.-греч. μάχαιρα), то есть нож в современном греческом. Это слово в античности широко применялось к обозначению всяких режущих предметов, от бытовых ножей до мечей римлян. Ксенофонт употребляет «копис» и «махайра» по отношению к одному и тому же типу меча, но из контекста его сочинений ясно, что под «махайрой» он подразумевал режущий тип клинка в отличие от колющего, а под «кописом» — изогнутый меч:
«Для нанесения вреда противнику мы более предпочитаем кривую саблю (μάχαιραν), чем прямой меч (ξίφος), потому что для всадника с высокого места удар саблею (κοπίς) удобнее, чем удар мечом.»[2]
Таким образом махайра является более широким понятием, чем копис. Византийская Суда X века (словарь значений древнегреческих слов) дает определение слову «махайра» как просто меч, ссылаясь на текст древнегреческого историка Полибия, который именовал кельтеберийские обоюдоострые мечи и исконно римские мечи словом махайра[3]. В более ранних текстах греки называли мечи ксифосами (др.-греч. ξίφος).
Копис как меч заимствован греками видимо от персов с VI в. до н. э., Геродот упоминает о таком оружии персидской тяжелой кавалерии (1-я половина V в. до н. э.). Длина клинков из археологических находок в Греции варьируется от 53 до 70 см. На некоторых экземплярах обух клинка прямой, такие кописы напоминают классическое мачете. В Греции копис применялся ограниченно, судя по редким изображениям на вазах и археологическим находкам, зато стал национальным оружием в Иберии, куда его, вероятно, занесли купцы и наёмники примерно в VI—V в. до н. э.
Фальката из музея в Мадриде (IV в. до н. э.) Фальката с остатками ножен из музея в Мадриде (III в. до н. э.)Название фальката (falcata) не является историческим, оно возникло лишь во второй половине XIX века с легкой руки одного из переводчиков с латинского, который принял образное описательное выражение ensis falcatus — «меч, изогнутый подобно серпу» — за название вида оружия. Сами римляне называли это оружие «испанской саблей» — machaera Hispana (не путать с состоявшим на вооружении самих римских легионеров gladius Hispaniensis, прямым мечом с листовидным клинком).
По преданиям иберийские оружейники во III в. до н. э. проверяли качество стали таким образом[4]: клали меч плашмя себе на голову и сгибали так, чтобы оба его конца касались плеч. При отпускании меч должен распрямиться без последствий. Хотя оружейники повторяли этот трюк многократно, меч всегда восстанавливал форму. Это описание указывает на то, что для него применялась закалённая сталь, способная пружинить, в отличие от бронзы или железа.
Ранние образцы фалькаты V—IV в. до н. э. воспроизводят собой греческие кописы с рукоятью в форме птичьей головы или животного. Затем художественные излишества греков перешли в более функциональную, удобную для ладони форму, а клинок приобрел совершенство формы.
Длина фалькаты в среднем около 60 см. Испанцы носили её в ножнах за спиной. Вдоль ножен прикреплялись 3 или 4 кольца, длинная перевязь пропускалась сквозь кольца. Иногда носили проще, засунув за пояс (по античным статуэткам).
Клинок кописа (или фалькаты) расширяется по направлению к кончику, из-за чего центр тяжести смещается на удаление от руки. В результате кинетическая энергия удара увеличивается, а благодаря изогнутому вперед лезвию рубящая способность значительно возрастает по сравнению с прямым мечом. По свидетельству римлян, никакой шлем или панцирь не мог выдержать удара фалькатой.
Примечания[ | код]
ru.wikibedia.ru
Махайра
Махайра (от греческого makhaira) (так же иногда произносящееся как мачайра или мачаэра) – древнегреческое слово, образованное от «makhe» («сражение»), «makhesthai» ( «сражаться»), термин, используемый современными исследователями для описания вида древнего клинкового оружия, в основном большого ножа с изогнутым лезвием. Гомер упоминает махайру, но как бытовой нож небольшого размера. В древних текстах термин «махайра» имеет множество значений, и фактический мог относиться к любому ножу или мечу (в т.ч. и современное значение этого термина) , даже к скальпелю хирурга, но в военном контексте он часто обозначает тип однолезвийного меча, ориентированного прежде всего на рубящие, а не колющие, удары. Современные исследователи отличают махайру от кописа (древний термин для описания схожего типа меча) основываясь на том, искривлен ли клинок вперед (копис), или нет (махайра).
Это оружие именно различные размеры и формы, будучи распространенным в разных регионах, а не исключительно в Греции. Греческое искусство показывает армии Спарты и персов, использующие однолезвийные мечи, но персидские записи показывают, что основным оружием пехоты персидской армии был обоюдоострый прямой меч, схожий с ксифосом (акинак).
В то время как Ксенофонт утверждал, что ксифос был более обычным оружием для греческих армий его времени, он рекомендовал махайру для кавалерии: «я рекомендую копис вместо ксифоса, поскольку с высоты спины лошади рубящий удар махайры послужит тебе лучше, чем колющий удар ксифоса» (Ксенофон, 12:11). Его рассуждения совпадают с общей практикой вооружения всадников рубящими мечами вместо колющих на протяжении веков. Греческое искусство вкупе с последующими комментариями Ксенофонта показывает, что меч, предназначенный для конницы был шире, чем более современные сабли, и более походил на фальшион или мачете.
Койне Нового Завета использует слово «махайра» для описания меча в общем, не делая каких-либо различий между национальными клинками и гладиусами римских солдат. Эта двусмысленность по всей видимости способствовала появлению ошибочного термина «malchus» (малх), предположительно короткого изогнутого меча, используемого Петром для отрезания уха рабу Малху во время ареста Иисуса. В то время как это оружие по описанию явно подходит под античное описание махайры, неточная природа слова, использованного в Ветхом Завете, не может позволить дать точного ответа, что это за меч.
Махайра вошел в классическую латынь как «machaera», «меч». В современном греческом языке этот термин обозначает «нож».
bsmith.ru
Спарта и спартанский короткий меч. Оружие спартанских воинов.
Спа́рта (лат. Sparta) или Лакедемон (лат. Lacedaemon) — древнее государство в Греции в области Лакония на юге полуострова Пелопоннес, в долине Эврота. Лакония (Лаконика) — сокращенное название области, которая полностью звалась Лакедемон, поэтому обитателей этой местности часто именовали «лакедемонянами», что равнозначно словам «спартанец» или «спартиат«.
Впервые спартанская армия упоминается в «Илиаде». В трактате «Государственное устройство лакедемонян» Ксенофонт подробно рассказывает о том, как была организована спартанская армия. С VIII века до н.э. Спарта начала расширяться за счет покорения соседних греческих городов-государств. В ходе 1-й и 2-й Мессенских войн (между 725 и 600 до н.э.) была покорена область Мессения к западу от Спарты, а мессенцы были превращены в илотов, т.е. государственных рабов. Отвоевав еще часть территории у Аргоса и Аркадии, Спарта перешла от политики завоеваний к наращиванию своего могущества через заключение договоров с различными греческими городами-государствами.
Около 510-500 ст. до н.э. Спарта фактически превратилась в мощнейшую военную державу Греции. В ходе раскопок Британской школы в Афинах (проводившихся в 1906–1910 и 1924–1929 годах) было выяснено, что Спарта, название которой может значить «разбросанная» (возможны и другие толкования), состояла из усадеб и поместий, разбросанных по области, центром которой являлся невысокий холм, который позднее стал акрополем. Как отмечают многие источники, первоначально город не имел стен и оставался верен этому принципу вплоть до 2 в. до н.э.
Среди спартанцев бытовало мнение, что стены городу заменит мужество и сила его обитателей – спартанцев. Система спартанского воспитания имела целью выработать из каждого спартанца воина. Главное внимание обращалось на развитие физической силы, выносливости, смелости и безоговорочного выполнения приказов. Для успешных военных действиий любой спартанец должен был неукоснительно следовать приказу своего командира.
Благодаря воспитанию он выполнял приказы беспрекословно и инстиктивно, не задумываясь. Элементы воинской дисциплины прививались с детства. В результате всех этапов воспитания воины свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием того времени. Исход боя решали такие качества воинов, как мужество, стойкость, физическая сила, индивидуальная ловкость и особенно сплоченность фаланги на основе воинской дисциплины и боевой выучки.
Воспитательная традиция Спарты периода VI-IV вв. до н. э. в итоге свелась к физическим упражнениям и испытаниям. С детства спартанцы приучались владеть мечом, копьем и щитом. По достижении 20 лет юноши поселялись в казармах для взрослых, а до этого с семи лет они жили и воспитывались в специальных общественных жилищах. Все спартанцы после 20 лет считались военнообязанными (срок военной службы в Спарте составлял сорок лет, от 20 до 60 лет). Даже в вере и религии спартанцев преобладали военные наклонности. Так спартанцы почитали Афродиту вооруженную и вообще всех богов и богинь они изображали с копьем или мечём в руке, так как считали, что всем им присуща воинская доблесть.
Вооружение спартанцев было тяжелым. Они имели копье, короткий меч и защитное вооружение: круглый щит, шлем, панцирь на груди и поножи. Вес защитного вооружения достигал 30 кг. Тяжеловооруженный пехотинец назывался гоплитом. В состав спартанского войска включались и бойцы вспомогательных частей, чьё вооружение составляло легкое копье, дротик или лук со стрелами. Основу спартанской армии составляли как раз гоплиты, имевшие численность в лучшие для Спарты времена порядка 5-6 тысяч человек, хотя количество вспомогательных легковооружённых воинов было в несколько раз больше. Важнейший вид рукопашного оружия ближнего боя в древности и в средние века это меч.
Как известно, в Спарте оружием владели все мужчины: гражданам было запрещено заниматься каким-либо ремеслом и даже изучать его, кроме элементарных наук чтения, подсчёта и письма, которым обучались в подростковом возрасте. Задокументированные высказывания самих спартанцев свидетельствуют об воинственных моральных устоях тогдашнего общества:
— «Границы Спарты отстоят настолько, насколько может достигнуть это копье» (Агесилай, спартанский царь).
— «Мы пользуемся на войне короткими мечами, потому что сражаемся, подойдя к врагу вплотную» (Анталактид, спартанский флотоводец и политический деятель).
— «Мой меч острее злословья» (Феарид, спартанец).
— «Даже если не будет другой пользы, о меня затупится меч врага» (неизвестный слепой спартанец, просивший взять его на войну).
Копис, ксифос и махайра .
Особенностью коротких, удобных в тесном строю мечей греческих воинов было то, что они не имели заостренного конца и удары были только рубящие. Колющие удары наносились копьём. Удары оружия врага парировались щитом и лишь в редких случаях мечом: оружие было слишком коротко и плохо закалено, а руки, как правило, не защищены. Тактика спартанцев была очень простой. Поэтому в бою решающую роль играла физическая сила, мужество и храбрость воинов.
С VI в. до н. э. у гоплитов встречаются кописы — изогнутые мечи с длиной клинка от 50 до 70 см. Достаточно распространён у греков в те времена был меч называемый «ксифос». Это прямой короткий (около 60 см.) обоюдоострый меч с ярко выраженным острием с клинком листообразной формы. Воины умели им и рубить и колоть. Считается, что ксифос происходит от бронзовых мечей позднемикенского периода.
Бронзовые мечи этого периода имели тонкий обоюдоострый клинок, длиной около 80 см, но примерно в IX веке до нашей эры для изготовления мечей стали использовать железо, клинок стали делать шире и короче. Рукоять изготовлялась из бронзы. Ножны деревянные с накладками из меди. Как правило, ксифос использовался, когда у гоплита ломалось копье. Был распространён в основном у греков и спартанцев. Настоящие спартанские мечи напоминали ксифос, но были намного короче, как кинжалы. В летописях отмечается, что у спартанцев мечи были настолько короткие, что стали у греков предметом для насмешек. Ксифос использовался в основном гоплитами, намного реже — македонскими фалангитами.
Позже меч ксифос распространился среди различных племен варваров на Апеннинах. Также существовал меч, который назывался «махайра». Махайра — меч изогнутой формы, заточен с внутренней стороны. Изначально махайра — меч фракийцев, возникший примерно в VII в. до н.э. и вскоре перекочевавший на юг, в Грецию, где утвердился весьма прочно в качестве одного из предпочитаемых образцов оружия, а уже от греков этот тип меча перешел к финикийцам и кельтиберам.
В отличие от греков, римские воины с успехом пользовались не только рубящим ударом, но и уколом. Они были более грамотными стратегами и понимали, что преимущество укола перед ударом несомненно очевидное. Как минимум не нужно открывать вооруженную руку и правый бок, подставляясь под удар.
Колющим ударом было намного легче пробить «мягкие» доспехи и даже кольчугу. Подобная тактика не могла не сказаться на оружии: короткий меч исчез, уступив длинному мечу германцев, а потом превратился в шпагу. На сегодняшний день полюбоваться изящноизогнутыми кописами, махайрами и фалькатами можно в любом достаточно уважаемом музее мировой истории.
Настоящие древнегреческие ксифосы встречаются реже. Страсть к оружию была неистребима в мужских сердцах жителей Спарты, поэтому оружие всегда уважали и хорошо к нему относились.
При написании материала были использованы различные исторические очерки и литературные произведения, предназначенные для открытого чтения. Копирование и другое использование данного материала без указания источника запрещается. Имейте совесть.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Следующие статьи:
Предыдущие статьи:
www.knife.kiev.ua
📌 Фалката — это… 🎓 Что такое Фалката?
Один из гоплитов на рисунке с древнегреческой вазы сражается кописом (480 г. до н. э.)Копис (греч. κόπτω, лат. kopis) — изогнутый вперед меч с односторонней заточкой лезвия, предназначенный в первую очередь для рубящих ударов.
Изогнутые мечи находили употребление у разных народов в разные времена, часто отличаясь между собой лишь в названии. Первым таким мечом считается древнеегипетский кхопеш (англ. khopesh), несомненно происходящий от серпа. Копис по-гречески означает «рубить, отсекать». Еврипидом и Плутархом это слово использовалось для обозначения ножа для разделки мяса, Ксенофонт так называл мечи персов и египтян. По смыслу можно сделать предположение, что копис приспособлен скорее для рубящего удара.
Древнеримский автор Курций в своем романе о походе Александра Македонского один раз упоминает кописы в битве с индийцами, как нечто необычное для македонской армии: «Слегка изогнутые мечи, похожие на серпы, назывались копидами, ими рубили хоботы слонов.»[1]
Другим словом, обозначающим такой же изогнутый меч, является махайра (греч. μάχαιρα, makhaira, machaera), то есть нож в современном греческом. Это слово в античности широко применялось к обозначению всяких режущих предметов, от бытовых ножей до мечей римлян. Ксенофонт употребляет «копис» и «махайра» по отношению к одному и тому же типу меча, но из контекста его сочинений ясно, что под «махайрой» он подразумевал режущий тип клинка в отличие от колющего, а под «кописом» — изогнутый меч. Таким образом махайра является более широким понятием, чем копис. Византийская Суда X века (словарь значений древнегреческих слов, mu 302) дает определение слову «махайра» как просто меч, ссылаясь на текст древнегреческого историка Полибия, который именовал кельтеберийские обоюдоострые мечи и исконно римские мечи словом махайра. В более ранних текстах греки называли мечи ксифосами.
Копис как меч заимствован греками видимо от персов с VI в. до н. э., Геродот упоминает об таком оружии персидской тяжелой кавалерии (1-я половина V в. до н. э.). Длина клинков из археологических находок в Греции варьируется от 53 до 70 см. Иногда тыльная часть клинка прямая, такой копис напоминает классическое мачете. В Греции копис применялся ограниченно, судя по редким изображениям на вазах и археологическим находкам, зато стал национальным оружием в Иберии (совр. Испания), куда его, вероятно, занесли купцы и наемники в примерно VI—V в. до н. э.
Фалката из музея в Мадриде(IV в. до н. э.)
Фалката с остатками ножен из музея в Мадриде(III в. до н. э.)
Римские солдаты заимствовали иберийский копис после войны с Ганнибалом, и приняли его на вооружение под названием «gladius hispanicus», то есть испанский меч, и только в XIX в. «испанский меч» получил название фалката (falcata) с легкой руки одного из переводчиков с латинского, который неправильно применил слово falcatus, то есть в переводе с латинского «изогнутый как серп». Древние испанцы достигли совершенства в ремесле ковки фалкаты. Современные исследования показывают, что содержание углерода постепенно меняется от 0.4 % в районе лезвия (высокая твердость стали) до 0 % к центру клинка (высокая пластичность).
По преданиям иберийские оружейники во II в. до н. э. проверяли качество стали таким образом [2]: клали меч плашмя себе на голову и сгибали так, чтобы оба его конца касались плеч. При отпускании меч должен распрямиться без последствий. Хотя оружейники повторяли этот трюк многократно, меч всегда восстанавливал форму.
Ранние образцы фалкаты V—IV в. до н. э. воспроизводят собой греческие кописы с рукоятью в форме птичьей головы или животного. Затем художественные излишества греков перешли в более функциональную, удобную для ладони форму, а клинок приобрел совершенство формы. Длина фалкаты в среднем около 60 см. Испанцы носили её в ножнах за спиной. Вдоль ножен прикреплялись 3 или 4 кольца, длинная перевязь пропускалась сквозь кольца. Иногда носили проще, засунув за пояс (по античным статуэткам).
Ширина клинка кописа (или фалкаты) расширяется по направлению к кончику, из-за чего центр тяжести смещается на удаление от руки. В результате кинетическая энергия удара увеличивается, а благодаря изогнутому вперед лезвию рубящая способность значительно возрастает по сравнению с прямым мечом. По свидетельству римлян никакой шлем не мог выдержать удара фалкатой.
Римская кавалерия, вооруженная «испанской саблей», при завоевании Македонии в конце III в. до н. э. неприятно поразила македонских солдат. Древнеримский историк Тит Ливий так описывает последствия боя:
«Филипп [македонский царь Филипп V] обратил особое внимание на похороны людей, павших в стычке кавалерии, и приказал их тела принести в лагерь… Зрелище похорон должно было пробудить в солдатах боевой пыл и готовность не щадить своей жизни, а вместо того преисполнило их страха и уныния. До сего времени приходилось им видеть лишь раны от дротиков или стрел, изредка — от пик, да и воевать привыкли они только с греками и иллирийцами; теперь, увидев тела, изуродованные испанскими мечами, руки, отсеченные одним ударом вместе с плечом, отрубленные головы, вывалившиеся наружу кишки и многое другое, столь же страшное и отвратительное, воины Филиппа ужаснулись тому, с какими людьми и против какого оружия придется им иметь дело.»[3]
Примечания
- ↑ Курций, «Поход Александра Македонского», 8.14.24
- ↑ Филон, «Belopoeica»
- ↑ Тит Ливий, 31.34
См. также
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru