Содержание

УНКОВСКИЙ Иван Семенович — Яркипедия

УНКОВСКИЙ Иван Семенович (29 марта (10 апреля) 1822, с. Колышево Перемышльского уезда Калужской губернии — 11 (23) августа 1886, Москва) — военный моряк, ярославский губернатор в 1861 — 1877 годах.

Иван Семёнович Унковский

из

Из потомственных дворян Калужской губернии. Воспитывался в Морском кадетском корпусе. Начал военную карьеру в 1839, в звании мичмана. В 1842 назначен адъютантом к главнокомандующему Черноморским флотом. В апреле-августе 1848 совершил плавание вокруг Европы на яхте «Орианда» командиром. В 1852—1854 командир фрегата «Паллада» эскадры Е. В. Путятина, доставивший русскую дипломатическую миссию в Японию. Под руководством Унковского была проведена опись и съемка всего восточного берега Кореи и прилегающего участка берега России, открыты острова Путятина, Рикорда, Рейнеке, Римского-Корсакова (в заливе Петра Великого), а также заливы Посьета и Ольги (1854). Его именем названа бухта на восточном берегу Кореи.

В июле-августе 1859 — начальник штаба при Н.Н. Муравьеве-Амурском в соединенной эскадре у берегов Японии. Совершил кругосветное плавание на фрегате «Аскольд» командиром 1857−1860. В 1860 произведен в контр-адмиралы. В марте 1861 командирован в Черниговскую губернию по крестьянским делам.

28.06.1861 назначен губернатором Ярославской губернии. Под руководством Унковского в губернии проведены реформы 1860-х годов: от крестьянской до преобразования местных структур военного ведомства. Способствовал укреплению земства губернии, гласного суда с присяжными заседателями. При его содействии в 1866 появились в губернии первые земские школы и училища, охватившие 37% детей школьного возраста, созданы мореходные классы, готовившие кадры для бурно развивающегося пароходства на Волге. Демидовский лицей преобразован в юридическое учебное заведение университетского типа. В селе Новинском открывается одна из первых в стране учительская гимназия. В Рыбинске возведено новое здание городского театра. Унковский способствовал развитию промышленности, регулярному проведению ярмарок, строительству железнодорожной линии от Москвы до Ярославля и от Ярославля до Вологды, развитию пароходства на Волге.

Известен либеральными взглядами и честностью. В 1866 произведен в вице-адмиралы. С 1.01.1873 — сенатор, с оставлением о должности губернатора. 17.03.1877 назначен почетным опекуном Опекунского Совета учреждений императрицы Марии в Москве, с оставлением в звании сенатора и во флоте. Затем — адмирал. Кавалер орденов св. Владимира 2-й и 3-й степени, св. Анны 1-й, 2-й и 3-й степени, св. Станислава 1-й и 3-й степени, медалями, иностранными орденами и другими знаками отличия. Вице-президент Ярославского комитета Попечительного о тюрьмах общества с октября 1861. Почетный гражданин городов Мологи (1864), Ярославля (1865) и Рыбинска (1865).

Высокую оценку губернатору дал Е.И.Якушкин: «Только сердечная теплота помогла Вам, вступившему прямо с палубы корабля на губернаторское место, поставить себя так, как не умели поставить себя люди, больше Вас приготовленные к гражданской службе.»

Был женат (с 1865) на Анне Николаевне Коровкиной (1848 — 1927). После смерти мужа она возглавляла московский Елизаветинский институт благородных девиц, в 1907 переехала из Москвы в свой родной город Ярославль, где родилась, воспитывалась и вышла замуж. Состояла на должности начальницы Ярославского женского епархиального училища.

У Ивана Семёновича и Анны Николаевны было шестеро детей — сын Семён и пять дочерей — Анна, Варвара, Евдокия, Екатерина и Ольга.

Анна Ивановна (1866 — 1938) вышла замуж за Сергея Алексеевича Хвостова (1855 — 1906) — дворянина из Орловской губернии. И он сам, и его братья активно занимались политикой. Сергей Алексеевич к 1905 году дослужился до поста Пензенского губернатора. 12 августа 1906 года он был записан на приём к премьер-министру П. А. Столыпину и отправился к нему на казённую дачу на Аптекарский остров. Когда Хвостов вместе с другими посетителями ожидал аудиенции, эсеры-максималисты взорвали в приемной бомбу. 27 человек, в том числе и Хвостов, погибли на месте, 33 человека были тяжело ранены, многие потом скончались. Пострадали дочь и сын Столыпина и ещё более сорока человек. Анна Ивановна осталась без мужа с восемью детьми. Переехала к матери в Москву, жила у неё на казённой квартире. Затем мать передала ей директорство в институте и уехала в Ярославль. Трое старших сыновей учились в Александровском училище, остальные дети (две дочери и трое младших сыновей) — в гимназии. Во время Гражданской войны двое младших погибли, дочь и старший сын умерли от тифа. Двое сыновей — Николай и Иван — сумели уехать за границу.

В 1920 Анна Ивановна Хвостова приняла монашеский постриг с именем Анастасия, став монахиней в миру. В сентябре 1922 выехала с младшим сыном Дмитрием за границу, но весной 1924 вернулась за дочерью, проживавшей в Сергиевом Посаде. Больше её не выпустили. 24 января 1925 арестована, отправлена в Москву и заключена во внутреннюю тюрьму ОГПУ. Обвинялась в том, что «примыкала к контрреволюционной группировке в Сергиеве, имея целью действия, направленные к свержению Советской власти, поддерживала связь с аналогичной группой за рубежом». 15 мая освобождена с запрещением проживать в шести губерниях (-6) на 3 года с прикреплением к определенному месту жительства. 16 июня поселилась в Твери. В начале 1930-х арестована, приговорена к 3 годам ссылки и отправлена в Вологду. Вошла здесь в тайную православную общину, созданную под видом артели вышивания. Получала деньги от родственников из Берлина. 9 декабря 1937 арестована в Вологде «за активное участие в церковно-монархической группе и распространение провокационных слухов». 10 декабря приговорена к высшей мере наказания и 20 января 1938 — расстреляна.

Арестовали и дочь Анны Ивановны — схимонахиню Екатерину. Её отправили в лагерь, где она и погибла. Сыновья жили за границей. Дмитрий стал протоиереем, настоятелем храма Иова многострадального в Брюсселе, умер в 1987 году.

Варвара Ивановна (1867 — 1894) вышла замуж за Александра Владимировича Михалкова — вдовца с двумя детьми (дочь Мария и сын Владимир). У них родилась дочь Ольга. Но вскоре Варвара Ивановна и Александр Владимирович друг за другом скончались. Сирот воспитывала бабушка Анна Николаевна. Перед Первой мировой войной Мария и Ольга вышли замуж за братьев Петра и Владимира Глебовых. Оба брата воевали, а после революции Ольга с семьёй уехала в эмиграцию. О судьбе Марии, Владимира и их семей данных нет.

Евдокия Ивановна умерла в детстве.

Екатерина Ивановна (1873 — 1935) вышла замуж за Сергея Дмитриевича Евреинова. В первые годы войны он исполнял должность самарского губернатора, а с 11 ноября 1915 был назначен на должность ярославского губернатора. Формально в этой должности он пробыл 11 месяцев, но фактически находился в Ярославле и губернии всего 4 месяца. 16 октября Николай II подписал указ о назначении Евреинова помощником по гражданской части военного генерал-губернатора областей Австро-Венгрии, занятых во время войны. После отъезда Евреиновых из Ярославля их следы теряются.

Ольга Ивановна вышла замуж за молодого врача Петра Ивановича Раевского. К началу войны он был уже доктором медицины. В 1914-м супруги уехали на фронт — Петр Иванович служил врачом, Ольга Ивановна — сестрой милосердия. К тому времени у них были три сына и две дочери. В Гражданскую войну Пётр Иванович умер от тифа. Ольгу Ивановну в 1930-е арестовали и отправили в ссылку. Её старший сын Михаил, учёный-математик, также был арестован и умер в лагере. Не избежал репрессий и средний сын Сергей, но ему удалось выжить. Его потомки живут в Москве и на Алтае.

Единственным продолжателем рода Унковских по мужской линии был сын Семён Иванович (ок.1870 — 1921). Он окончил морское училище, служил на крейсере «Память Азова», совершил несколько дальних походов. В 1895 году он женился на Зое Леопольдовне Ауэр (1875 — 1918) — старшей дочери известного скрипача, профессора Московской консерватории Леопольда Семёновича Ауэра. В 1896 году у молодых родился сын Иван, в 1900 — Лев. Однако счастливой семьи у Семёна и Зои не сложилось, они расстались. У Л. С. Ауэра всего было четыре дочери. Младшая, Мария (1883 — 1959) в 1902 году была возлюбленной Максимилиана Волошина, а в 1903 отдала руку и сердце Семёну Унковскому и родила ему сына Михаила (1904 — 1940). В 1906 году Семён Иванович вышел в отставку и поселился с семьёй в калужском имении.

Революция и Гражданская война разбросала семью по свету. Иван и Лев сумели уехать в эмиграцию. Семён Иванович в 1921 году умер от оспы. Михаил в 1925 году окончил театральную школу, с 1929 служил в московских театрах. Женился на актрисе Евдокии Юрьевне Урусовой (1908 — 1996) — представительнице известного ярославского дворянского рода. В 1932 году у них родился сын Юрий. В 1938 году Михаил и Евдокия были арестованы. Михаил погиб в лагере в 1940, Евдокия, отсидев 9 лет, вернулась на «большую землю», работала в Угличе. В 1949 её опять арестовали и отправили в ссылку. До 1955 года она служила в Норильском театре вместе со Смоктуновским, Жжёновым и ярославцем Николаем Кузьминым. После реабилитации вернулась в Москву, играла в театре им. Ермоловой, снималась в кино. В 1989 стала народной артисткой РСФСР. Сын Михаила Семёновича и Евдокии Юрьевны стал инженером-кораблестроителем, у него есть сын Михаил и внучка.

yarwiki.ru

Унковский Иван Семенович адмирал

Из адмиралов — в губернаторы. Казалось бы, такие карьерные перипетии возможны только в фантастическом произведении. Однако, как бы банально это ни звучало, жизнь порой бывает удивительнее сказки. Именно такая, сказочная, судьба выпала И. С. Унковскому — первому почетному гражданину Рыбинска.


Иван Семенович Унковский родился в 1822 году в селе Колышеве, что недалеко от Воротынска под Калугой. Его отец служил во флоте вместе со знаменитым Михаилом Петровичем Лазаревым. В 1813—1816 годах они вместе совершили кругосветное плавание на шлюпе «Суворов». Сын унаследовал от отца страсть к морю и, как только подрос, поступил в Морской кадетский корпус.

В 17 лет Унковский, уже выпускник, отправился служить на Балтийский флот. Почти год юный мичман провел в море на бриге «Казарский», а потом, по ходатайству отца, его перевели на Черноморский флот, которым к тому времени командовал М.П. Лазарев. Унковский-старший справедливо полагал, что лучшего наставника для сына в морском деле найти нельзя.

В должности адъютанта командующего флотом Иван Семенович постоянно находился в море. Он побывал с миссией в Греции, а потом для сбора данных об иностранных флотилиях посетил множество средиземноморских портов. Кроме того, целью Унковского было досконально изучить геополитическую обстановку на Балканах.

Унковский и «Орианда»

В 1846 году Иван Семенович стал командиром яхты «Орианда» (встречается также написание «Ореанда»). Это было одномачтовое судно, построенное десятью годами ранее по проекту маститого корабела А. С. Акимова под личным контролем Лазарева. «Орианда» была адмиральской яхтой Черноморского флота и в этом качестве постоянно находилась в плаваниях и участвовала во всевозможных учениях. Неудивительно, что именно ее выставили для участия в гонках на императорские призы в Кронштадте в 1848 году.

Гонка получилась весьма напряженной, ведь абсолютное большинство участников располагали более современными судами по сравнению с «Ориандой»; казалось, ее победа была невозможна. Но благодаря вовремя поднявшемуся попутному ветру яхта Унковского вырвалась вперед, лихо обойдя всех конкурентов.

Император лично вручил Ивану Семеновичу «высочайший приз» — позолоченный серебряный ковш с драгоценными камнями, а потом присвоил отличившемуся моряку звание капитан-лейтенанта. Яхта же после той гонки получила титул «императорской».

После победы снова начались морские будни — патрулирование неспокойного абхазского побережья и «особые» поручения в Средиземном море. Между прочим, в ту кампанию Унковский удостоился похвалы еще одного императора, на сей раз австрийского, Франца-Иосифа, а также британских адмиралов, сопровождавших монарха в той поездке.

В Японию!

В 1852 году Унковский отправился с очередной секретной миссией в Японию. Командовал русской эскадрой вице-адмирал и дипломат Евфимий Васильевич Путятин, а флагманским кораблем — знаменитым фрегатом «Паллада» — Иван Семенович. Вместе с ним на борту находился и русский писатель Иван Андреевич Гончаров. Он исполнял обязанности секретаря капитана, а потом описал это путешествие, целью которого было заключение первого договора о дружбе и торговле со Страной восходящего солнца, в цикле очерков «Фрегат „Паллада“».

В то время Япония, как известно, была страной, закрытой от внешнего мира. Местные власти, мягко скажем, не приветствовали визиты иностранцев. И нашу делегацию ждало немало сюрпризов. Когда русские дипломаты прибыли в Нагасаки, к остановившимся на рейде русским кораблям подплыла японская лодка с представителем местных губернаторов (их было двое). Оказалось, для того чтобы встреча состоялась, нужно согласие властей разных уровней.

Прекрасное описание самих переговоров можно встретить в книге А. Б. Козлова «Рыбинск. Невыдуманные истории»:

«Наших удивила одежда уполномоченных. На них были халаты из толстой, почти не сгибающейся шелковой ткани, шелковые же шаровары, на голове какие-то коробочки, на ногах деревянные сандалии. И. А. Гончаров… сделал вывод: „Она выдумана затем, чтобы сидеть и важничать“. Русские предложили поговорить о взаимоотношениях России и Японии. В ответ услышали, что сначала надо пообедать».

Обед тоже весьма поразил русскую делегацию: им подали подносы, на которых «лежало что-то, завернутое в бумагу». Оказалось, что это — перепонка улитки, с помощью которой она прилипает к различным поверхностям. А подавать «это» гостям и тотчас уносить — символ глубокой симпатии.

Потом принесли обед, причем гостям подали обычные европейские приборы, и лишь Унковский пытался есть палочками…

Губернатор

В 1856—1860 годах Унковский совершил второе кругосветное путешествие, за которое получил чин контр-адмирала и был зачислен в свиту императора. Но уже в 1861-м государь вдруг вызвал Унковского на аудиенцию и объявил о решении назначить 38-летнего моряка на пост ярославского губернатора. Унковский сперва категорически отказывался, но Александр II переубедил его: «Через полгода ты будешь таким же лихим губернатором, как был командиром фрегата». Император не ошибся. Унковский прекрасно справился со всеми проблемами, связанными с отменой крепостного права — в частности, с крестьянскими волнениями, вспыхивавшими то тут, то там.

Новый губернатор успешно провел множество реформ и, преследуя мздоимство, основательно «перетряхнул» ярославское высшее чиновничество; протянул железную дорогу до Рыбинска, учредил несколько пароходств по Волге и Шексне, построил ряд храмов, богаделен, приютов; при нем в Рыбинске появились гимназии для мальчиков и девочек и речное училище, крупнейшие банки открыли свои филиалы, заработала почта, началось строительство театра. Неудивительно, что именно Унковский первым удостоился звания почетного гражданина Рыбинска! А вместе с ним Мологи и Ярославля.

Скончался Иван Семенович в 1886 году. Похоронен в своем родовом имении в селе Козлово Калужской губернии. Его именем назвали бухту и небольшие острова в Японском море.

posmotrim.by

Унковский Иван Семёнович — биография

Иван Семёнович Унковский родился 29 марта 1822 г. в родовой усадьбе Колышево Перемышльского уезда Калужской губернии (ныне в Дзержинском районе Калужской области) в семье Семёна Яковлевича Унковского, близкого друга и соратника адмирала М. П. Лазарева. Детские годы будущего адмирала прошли здесь же, на берегу калужской реки Угры.В 1835 г. 13-летний Иван был принят в Морской кадетский корпус, который окончил в 1839 г. и в звании мичмана был направлен на службу в Восьмой Балтийский флотский экипаж в Петербурге. 

Весной 1841 г. И. С. Унковский был переведен в Николаев, на Черноморский флот, в апреле 1842 г. назначен адъютантом к адмиралу М. П. Лазареву, командующему Черноморским флотом. В 1843–1844 гг. являлся вахтенным командиром на бриге «Персей», посетил многие порты Средиземноморья с целью сбора разведывательных данных о состоянии иностранных военных флотов, о политической обстановке на Балканах. За собранные сведения И. С. Унковский был представлен к ордену Святого Станислава III степени. Весной 1845 г. Ивану Семёновичу было присвоено звание лейтенанта. В том же году он был отмечен за образцовое несение службы на колесном пароходофрегате «Громоносец», поддерживавшем высадку десантов у черноморских берегов, и награжден орденом Святой Анны III степени.

С 1846 г. Унковский в должности командира одномачтового тендера «Орианда» в течение трех лет плавал в Днепровском лимане и по Бугу, постоянно принимал участие в проводимых Лазаревым морских учениях. 

Первым большим успехом во время службы И. С. Унковского на «Ореанде» стала победа в гонке шхун, яхт и тендеров на Императорский кубок летом 1848 г., проходившей Кронштадте, которая принесла ему общефлотскую славу. Уже тогда Унковский проявил себя настоящим специалистом-парусником. Кроме командира экипаж состоял из трех офицеров и двадцати пяти матросов. В Кронштадт «Орианда» прибыла 8 августа 1848 г. после более чем 3-х месячного плавания.В. К. Истомин в своей книге «Адмирал И. С. Унковский» писал, что «Орианду» посетил император Николай I, поздравивший Ивана Семёновича с победой и вручивший ему «высочайший приз» – серебряный позолоченный ковш, украшенный драгоценными камнями и сопровожденный памятной надписью. Яхта получила имя «Императорская», а самому Унковскому Высочайшим указом было присвоено звание капитан-лейтенанта.

Летом 1849 г. Иван Унковский был назначен командиром брига «Эней», хорошо проявившего себя на маневрах в Средиземном море (1850–1851). Осенью 1851 г. его перевели на Балтийский флот на должность флигель-адъютанта императора.

В 1852 г. И. С. Унковский был назначен командиром фрегата «Паллада», который в качестве флагманского корабля в составе эскадры вице-адмирала Е. В. Путятина с секретной дипломатической миссией был направлен в Японию. Целью миссии было установить отношения между двумя соседними государствами (Россией и Японией): заключить торговый договор, определить границы на пограничном острове Сахалин. По пути своего следования фрегат заходил в порты разных стран: Великобритании, Индии, Китая, Филиппин, Японии, Кореи, где наносились визиты вежливости, тем самым укрепляя могущество Российского государства.В течение этого плавания (1852–1854) под руководством капитана Унковского проводились гидрографические работы, которые заняли важное место в истории отечественной географии: было описано восточное побережье Кореи, исследованы архипелаг Римского-Корсакова, острова Рейнеке и Рикорда, заливы Ольги и Посьета. Дипломатическая миссия была также выполнена.

Вскоре после возвращения в Кронштадт И. С. Унковский был назначен командиром фрегата «Аскольд», на котором в 1857–1860-х гг. в ходе следующей Тихоокеанской экспедиции вновь побывал в морях Дальнего Востока в должности начальника штаба эскадры. Результатом этих плаваний стало закрепление за Россией Амурского края, Приморья и острова Сахалин.

Весной 1860 г. фрегат «Аскольд» вновь прибыл в Кронштадт, его командир был произведен в контр-адмиралы. На этом 25-летняя морская карьера И. С. Унковского завершилась.

В 1861 г. Иван Семёнович Унковский стал ярославским губернатором, оставаясь на этом посту до 1877 г. На посту губернатора заслужил не меньшие почет и уважение беспристрастием и честностью, с большой энергией боролся с взяточничеством. В 1865 г. был удостоен звания почетного гражданина Ярославля, Рыбинска и Мологи.

И. С. Унковский женился в 1865 г. в возрасте 43 лет, его женой стала 17-летняя Анна Николаевна Коровкина, дочь отставного гвардейского офицера. Брак оказался счастливым несмотря на значительную разницу в летах, супруги вырастили сына и четырех дочерей.

В 1877 г. И. С. Унковский был назначен сенатором с сохранением за собой губернаторского места. Это совместительство было беспримерным исключением вследствие выдающихся заслуг Ивана Семеновича в деле организации им губернского управления. В последние годы жизни возглавлял ряд учебных заведений ведомства императрицы Марии Федоровны: Николаевский сиротский институт, Александровское сиротское училище, Николаевское женское училище.

В 1882 г. тяжело заболел, однако продолжил выполнение своих обязанностей. В 1885 г. подал прошение епископу Калужскому и Боровскому Владимиру (Никольскому) о строительстве каменной церкви в родовом селе Унковских Козлове (Богородицком). Разрешение было получено, в том же году началось строительство, но 11 августа (по другим данным 13 августа) 1886 г. на 64 году жизни от тяжелой болезни Иван Семёнович Унковский скончался. Он был похоронен в склепе строящегося храма, возведение которого завершила вдова адмирала Анна Николаевна Унковская.Именем И. С. Унковского названы бухта и каменная банка (Камни Унковского) в Японском море. В ноябре 1999 г. Воротынской школе Бабынинского района присвоено имя И. С. Унковского, в школе организовано музей, посвященный адмиралу.В микрорайоне Куровском города Калуги решением Городской Думы от 26 декабря 2012 г. улица Дорожная была переименована в улицу Адмирала Унковского.

www.bankgorodov.ru

📌 Матиешин, Иван Семенович — это… 🎓 Что такое Матиешин, Иван Семенович?

Иван Семенович Матиешин
Іван Семенович Матієшин
Председатель Политического Объединения «Рідна Вітчизна»
Председатель правления СП «Нефтяная Компания Красноленинскнефтегаз»
 
Рождение:21 мая 1951(1951-05-21) (61 год)
Пасьва (Архангельская область), РСФСР
Образование:Ивано-Франковский институт нефти и газа

Иван Семенович Матиешин (укр. Іван Семенович Матієшин) (род. 21 мая 1951, пос. Пасьва Архангельской обл. РСФСР)

Биография

Ранние годы

Родителей Ивана Матиешина еще детьми вместе с семьями были вывезены из Тернопольской области в районы Крайнего Севера. Отец и мать Ивана Семеновича познакомились именно на Севере, там поженились и родили шестерых детей. Иван был старшим ребенком в семье.

В 1961 году во время «оттепели» родители Ивана Матиешина воспользовались возможностью вернуться на Родину. Семья вернулась в родное село Пилатковцы Борщевского района на Тернопольщине.

В 1966 году поступил в Дрогобычский нефтяной техникум на специальность «Бурение нефтяных и газовых скважин». После окончания техникума в 1971 году по направлению поехал работать в Тюменскую область.

С 1971 года Иван Матиешин работает в Тюменской области по специальности. Его карьера развивалась в двух городах — Нефтеюганск и Нягань. В 1977 году Матиешин получил диплом горного инженера, заочно окончив Ивано-Франковский институт нефти и газа. После получения диплома, выбрал вместо распределения в научно-исследовательский институт работу на Крайнем Севере.

В в 1998 году создал сервисное предприятие «Нефтяную Компанию «Красноленинскнефтегаз». Название компания получила в честь геологической структуры — Красноленинское. Компания занимается предоставлением сервисных услуг по строительству и обслуживанию нефтяных и газовых месторождений.

Благотворительность

В 2008 году Иван Матиешин основал благотворительный фонд «Україна — Свята Родина», деятельность которого направлена ​​на возрождение украинских культурных ценностей и поддержку молодых специалистов в различных областях науки.

Политическая карьера

В 2010 году Иван Матиешин избран председателем Политического Объединения «Рідна Вітчизна».

Личная жизнь

Женат, имеет одного сына.

Награды

За годы работы награжден многими дипломами и наградами:

  • Медаль Императорского ордена Святой Анны (2011 год).
  • медаль «За освоение недр Тюменской области»;
  • Золотая награда Украинского союза промышленников и предпринимателей;
  • Национальная премия престижа «Личность года»;
  • Почетная Награда «Святая София».

Примечания

dic.academic.ru

Шемановский, Иван Семёнович Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с именем Иринарх.

Иван Семёнович Шемановский (в монашестве Иринарх; 28 января [9 февраля] 1873, Бела, Соколовский уезд, Седлецкая губерния, Российская империя — после 1920 года, СССР) — бывший игумен Русской православной церкви, миссионер, русский историк, этнограф, основатель первого музея на Ямале.

Биография[ | ]

Родился 28 января (9 февраля) 1873 года в семье потомственных дворян в городе Бела Соколовского уезда Седлецкой губернии (ныне Бяла-Подляска, Польша)[1].

Рано оставшись сиротой, получил образование в Императорском Гатчинском Николаевском сиротском институте, который окончил в 1892 году. Поступил в Новгородскую духовную семинарию, которую окончил в 1897 году[1].

В 1897 году он завершил учёбу в Новгородской духовной семинарии и 5 октября того же года епископом Чебоксарским Антонием (Храповицким) был пострижен в монахи с именем Иринарх, а уже 13 октября согласно собственному прошению был определён членом Обдорской миссии. На следующий день епископ Чебоксарский Антоний возвёл его в сан иеродиакона, а 17 октября — в чин иеромонаха[1].

5 марта 1898 года назначен исполняющим должность настоятеля Обдорской миссии. В апреле прибыл в волостное село Обдорск (ныне Салехард) Берёзовского уезда Тобольской губернии[1].

За годы жизни в Обдорске им опубликовано более 50 статей в журнале «Православный благовестник», которые повествуют об условиях работы в Обдорской миссии, об инородцах Тобольского Севера. С именем Шемановского связано основание в Обдорске инородческого пансиона и миссионерской школы, открытие библиотеки и краеведческого музея. Им было создано Обдорское миссионерское братство во имя святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского чудотворца, патронировавшее все вышеупомянутые учреждения. Кроме того, он добился выделения средств на организацию в городе женской миссионерской общины, первым занялся огородничеством и выращиванием овощей в северных широтах. Отец Иринарх составил «Хронологический обзор событий в Березовском крае 1032—1910 г г.», издал две книги — «История Обдорской духовной миссии 1854—1904 г г.» и «Каталог книг церковной миссионерской библиотеки Обдорского миссионерского братства во имя святог

ru-wiki.ru

Дешин Иван Семенович — Память Вечного огня

Герой Советского Союза, капитан

Родился 14 ноября 1918 года в селе Новая Деревня ныне Долгоруковского района Липецкой области в крестьянской семье, в которой был девятым, самым младшим ребенком. После окончания семилетней школы, учился на курсах счетоводов. Работал в колхозе до призыва в Красную Армию в 1938 году. В связи со смертью отца был демобилизован и стал работать в колхозе учетчиком тракторной бригады.
С началом Великой Отечественной войны Иван Дешин уже на фронте. Участвовал в боях под Харьковом. Попав в окружение, контуженый, был захвачен фашистами в плен. С пятой попытки – летом 1942 года – ему удалось вырваться на свободу и добраться до расположения советских войск.
Окончив курсы младших лейтенантов, в конце февраля Дешин прибыл на брянский фронт и был назначен командиром взвода. Вскоре его взвод в составе 132-й стрелковой дивизии отличился на Курской дуге, отражая удары противника, а затем участвуя в наступлении наших войск. Иван Дешин получил звание лейтенанта, был награжден орденом Красного Знамени.
В сентябре 1943 года взвод Дешина одним их первых форсировал Днепр и захватил плацдарм на правом берегу. За мужество и отвагу Иван Семенович был награжден орденом Отечественной войны I степени. Ему было присвоено звание старшего лейтенанта, затем его назначили командиром стрелковой роты.
За Днепром противник продолжал оказывать упорное сопротивление. Ожесточенный бой рота Дешина вела за деревню Страхолесье, расположенную в семи километрах от Днепра. Несколько раз населенный пункт переходил из рук в руки, но в конце концов враг был окончательно выбит и отсюда. Иван Дешин получил третий орден – Красной звезды.
В июле 1944 года капитан Дешин умело организовал прорыв сильно укрепленной обороны противника западнее г. Ковель (Волынская область, Украина) и преследование врага. Погиб в бою 27 августа 1944 года. Звание Героя Советского Союза присвоено 24 марта 1945 года посмертно.
Иван Дешин похоронен в городе Миньск-Мазовецкий Варшавского воеводства (Польша). Одна из улиц села Долгоруково Липецкой области названа его именем. На площади у Вечного огня установлен барельефный портрет Героя.

lounb.ru

Улитин Иван Семенович — Щекинская Межпоселенческая Центральная библиотека

УЛИТИН Иван Семенович
(30.12.1923 — 20.05.1944)
Герой Советского Союза

Улитин Иван Семёнович — заместитель командира эскадрильи 116-го истребительного авиационного полка 295-й истребительной авиационной дивизии 9-го смешанного авиационного корпуса 17-й воздушной армии 3-го Украинского фронта, лейтенант.

Родился 30 декабря 1923 года в деревне Ясенки Щёкинский район Тульской области в крестьянской семье. Русский. Окончил Тульский железнодорожный техникум и аэроклуб.

В 1940 году призван в ряды Красной Армии. В 1941 году окончил Черниговскую военную школу пилотов и в течение полутора лет прослужил там лётчиком-инструктором.

С января 1943 года в действующей армии. И.С.Улитин был направлен в 116-й истребительный авиационный полк. К ноябрю 1943 года лейтенант И.С.Улитин совершил 202 боевых вылета. В 64 воздушных боях сбил 17 самолётов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, проявленные при этом мужество и воинскую доблесть лейтенанту Ивану Семёновичу Улитину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

20 мая 1944 года, патрулируя в районе Одессы, И.С.Улитин вступил в бой с группой вражеских самолётов, пытавшихся штурмовать транспортную колонну. Пройдя сквозь боевые порядки немцев, сбил лидирующий бомбардировщик, но был подбит. На горящей машине Иван Семёнович Улитин протаранил вражеский Ме-109 и погиб при взрыве.

Похоронен в Одессе на Аллее Славы.

За 15 месяцев своего участия в боях старший лейтенант И.С.Улитин провёл 300 боевых вылетов на Ла-5 и уничтожил 23 самолёта противника.

Награждён орденом Ленина, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды.

Имя Героя носит улица в посёлке Первомайский Щёкинского района, где установлена мемориальная доска. В городе-герое Туле на памятнике Героям-землякам высечено и его имя.

— Улитин Иван Семенович // Герои Советского Союза: Краткий биогр.слов. — М., 1988. — Т.2. — С.623.

УЛИТИН Иван Семёнович
(1923-1944)

УЛИТИН Иван Семёнович, родился 30.12.1923 в дер. Ясенки Щёкинского района Тульской области в семье крестьянина. Русский. Окончил Тульский железнодорожный техникум и аэроклуб. В Советской Армии с 1940. Окончил Черниговскую военно-авиационную школу пилотов в 1941.

В действующей армии с янв. 1943. Зам. командира эскадрильи 116-го истр. авиац. полка (295-я истр. авиац. див., 9-й смешан, авиац. корпус, 17-я возд. армия, 3-й Укр. фронт) лейтенант Улитин к ноябрю 1943 совершил 202 боевых вылета, в 64 воздушных боях сбил 17 самолётов противника. Звание Героя Советского Союза присвоено 04.02.44.

Награжден: орд. Ленина, 2 орд. Отечественной войны 1 ст., орд. Красной Звезды.

Погиб 20.05.1944 в воздушном бою.

Похоронен на аллее Славы в Одессе. Имя Героя носит улица в пос. Первомайский Щёкинского района, где установлена мемориальная доска. В Туле на памятнике землякам-героям высечено его имя.

— Герои Советского Союза: Краткий биогр.слов. — М., 1988. — Т.2.- С.623.

— Улитин Иван Семенович // Тульский биогр. слов. — Тула, 1996. — Т.2. — С.261.

УЛИТИН Иван Семенович (30.12.1923, д.Яснки Щёкинского р-на Тульской обл. — 20.05.1944, похоронен в аллее Славы (Одесса)), заместитель командира истребительной эскадрильи, Герой Советского Союза (04.02.1944). Из семьи крестьянина. Окончил Тульский железнодорожный техникум и аэроклуб. В Красной Армии с 1940г. Окончил Черниговскую военную авиационную школу пилотов (1941). Участник Великой Отечественной войны с января 1943г. Заместитель командира эскадрильи 116-го истребительного авиационного полка 295-й истребительной авиационной дивизии 9-го смешанного авиационного корпуса 17-й воздушной армии 2-го Украинского фронта. К ноябрю 1943г. совершил 202 боевых вылета, в 64 воздушных боях сбил 17 самолетов противника. В боевой схватке 21 июля 1943г. в Донецкой обл. уничтожил 3 вражеские машины. Погиб в бою. Награжден орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени (2), Красной Звезды, медалями. Его имя на групповом памятнике Героям в Туле, в названии улицы г.Щекино.

— Тульский биогр. слов. — Тула, 1996. — Т.2. — С.261.

— Улитин Иван Семенович // Туляки — Герои Советского Союза. — Тула, 1967. — С.397-398.

УЛИТИН ИВАН СЕМЕНОВИЧ

Родился в 1923 году в деревне Ясенки Щекинского района Тульской области. По окончании семилетней школы, Тульского железнодорожного техникума и Тульского аэроклуба поступил в Черниговскую школу летчиков. Участвовал в Великой Отечественной войне. Звание Героя Советского Союза присвоено 4 февраля 1944 года. В мае 1944 года пал смертью храбрых.

Моя мечта летать — осуществилась. Авиационную школу окончил с отличием. Ждите, приеду Вас навестить», — писал Иван Улитин родителям в начале июня 1941 года.

Но не удалось ему прибыть в 1941 году в родную деревню. Немецко-фашистские захватчики, вероломно напав на нашу страну, нарушили мирные планы советских людей.

Комсомолец Улитин, как миллионы его сверстников, рвался на фронт. Но чтобы успешно бить врага, летчик-истребитель должен обладать высокими качествами. Улитина направили в глубокий тыл. Там он совершенствовал свое летное мастерство. На исходе 1942 года 19-летний комсомолец Иван Улитин прибыл на Юго-Западный фронт.

Первый воздушный бой с немецко-фашистскими стервятниками он провел в канун нового, 1943 года. Вскоре за сбитый самолет противника и отличное выполнение боевых заданий Иван Улитин был награжден орденом Красной Звезды.

— Поздравляем с наградой, Ваня! — с уважением жали руку молодому летчику боевые друзья.

— Спасибо, товарищи! — застенчиво краснея, ответил Улитин. — Постараюсь оправдать награду в дальнейших боях с фашистскими разбойниками.

Вскоре за сбитые пять немецких самолетов он получил вторую боевую награду — орден Отечественной войны 1 степени.

«По своим боевым качествам, — писал командир 116-го истребительного авиаполка Шаталин, — Иван Семенович Улитин является асом, мастером воздушных боев. Исключительно отважный, спокойный и осмотрительный, летчик-истребитель заслуженно пользуется авторитетом среди личного состава. Отлично изучив технику воздушного боя вражеских летчиков, в совершенстве овладев своим самолетом, он сбивает фашистских разбойников наверняка».

Вот несколько эпизодов из боевой деятельности Улитина:

28 января 1943 года, выполняя в составе группы «И-16» задание по прикрытию штурмового удара самолетов «ИЛ-2» в районе Славянска Донецкой области, Улитин вел непрерывный воздушный бой с четырьмя «Мессершмиттами». Все попытки противника атаковать «ИЛ-2» отражались организованным метким огнем и маневром. Наши штурмовики, взорвав переправу, без потерь возвратились на свой аэродром.

21 июля Улитин — ведущий пары наших истребителей. Четыре «Лавочкина-5» прикрывали четырех «ИЛ-2» в районе Маями. В воздухе появилось до 40 первоклассных самолетов противника. Невзирая на численное превосходство, отважные советские летчики вступили с ними в бой. Девять фашистских стервятников были уничтожены. Трех из них сбил лейтенант Улитин. Советские истребители и штурмовики потерь не имели.

17 августа того же года, патрулируя парой «ЛА-5» в районе Долгонькая, Иван Улитин заметил воздушный бой между нашим «ЯК-1» и четырьмя «Мессершмиттами». Немедля он бросился на помощь товарищу и с дистанции 50-70 метров внезапной атакой сбил «мессера». Остальные стервятники кинулись кто куда.

— Спасибо, друг, ты спас меня от верной гибели! — благодарил Ивана летчик самолета «ЯК-1».

— Я исполнил свой долг, — ответил Улитин.

22 августа пара «ЛА-5» снова патрулировала в том же районе. Улитин заметил шесть «Юнкерсов», шедших под прикрытием двух «Мессершмиттов». Ведущий пары лейтенант Школин атаковал бомбардировщиков, а лейтенант Улитин сковал боем вражеские истребители. Самолеты врага были обращены в бегство. Школин сбил «Юнкерса», Улитин — «Мессершмитта».

25 августа четыре «ЛА-5», прикрывая свои войска, в течение часа вели неравный бой с десятью вражескими самолетами. Улитин в этом бою сбил «Фокке-Вульф-189» и не допустил группу бомбардировщиков противника в прикрываемый район.

С 1 января по 10 ноября 1943 года Иван Улитин совершил 202 боевых вылета, провел 64 воздушных боя, сбил 17 фашистских самолетов. 20 самолетов противника сбил в это время ведомый Улитина.

14 марта 1944 года с Золотой Звездой и орденом Ленина на груди Иван Семенович по пути из Кремля заехал навестить родных. В один из вечеров долго и подробно рассказывал он односельчанам об успешном наступлении наших войск на всех фронтах, о подвигах советских воинов — верных сынов социалистической Родины.

Возвратившись в полк, Улитин продолжал героически сражаться с немецкими «Мессершмиттами», «Юнкерсами»,«Фокке-Вульфами».

В мае 1944 года, ведя неравный бой с противником в районе Одессы, Улитин своим горящим самолетом таранил вражески самолет.

Похоронен Иван Семенович Улитин на центральной площади города Одессы.

— Туляки — Герои Советского Союза. — Тула, 1967. — С.397-398.

— Улитин Иван Семенович // Наши знаменитые земляки. — Щекино, 2003. — С.100-102.

Улитин Иван Семенович
(1923-1944 гг.)

Родился в 1923 году в деревне Ясенки Щекинского района Тульской области. По окончании семилетней школы, а затем Тульского железнодорожного техникума и Тульского аэроклуба поступил в Черниговскую школу летчиков.

«Моя мечта летать — осуществилась. Авиационную школу окончил с отличием. Ждите, приеду Вас навестить», — писал Иван Улитин родителям в начале июня 1941 года.

Но не удалось ему прибыть в 1941 году в родную деревню. Немецко-фашистские захватчики, вероломно напав на нашу страну, нарушили мирные планы советских людей.

Комсомолец Улитин, как миллионы его сверстников, рвался на фронт. Но чтобы успешно бить врага, летчик-истребитель должен обладать высокими профессиональными качествами. Улитина направили в глубокий тыл. Там он совершенствовал свое летное мастерство, на исходе 1942 года 19-летний комсомолец Иван Улитин прибыл на Юго-Западный фронт.

Первый воздушный бой с немецко-фашистскими стервятниками он провел в канун нового 1943 года. Вскоре за сбитый самолет противника и отличное выполнение боевых заданий Иван Улитин был награжден орденом Красной Звезды.

— Поздравляем с наградой, Ваня! — с уважением жали руку молодому летчику боевые друзья.

— Спасибо, товарищи! — застенчиво краснея, ответил Улитин. — Постараюсь оправдать награду в дальнейших боях с фашистскими разбойниками.

Вскоре за сбитые пять немецких самолетов он получил вторую боевую награду — орден Отечественной войны 1 степени.

«По своим боевым качествам, — писал командир 116-го истребительного авиаполка Шаталин, — Иван Семенович Улитин является асом, мастером воздушных боев. Исключительно отважный, спокойный и осмотрительный, летчик-истребитель заслуженно пользуется авторитетом среди личного состава. Отлично изучив технику воздушного боя вражеских летчиков, в совершенстве владея своим самолетом, он сбивает фашистских разбойников наверняка».

Вот несколько эпизодов из боевой деятельности Улитина:

28 января 1943 года, выполняя в составе группы «И-16» задание по прикрытию штурмового удара самолетов «ИЛ-2» в районе Славянска Донецкой области, Улитин вел непрерывный воздушный бой с четырьмя «мессершмиттами». Все попытки противника атаковать «ИЛ-2» отражались организованным метким огнем и маневром. Наши штурмовики, взорвав переправу, без потерь возвратились на свой аэродром.

21 июля Улитин — ведущий пары наших истребителей. Четыре «JIA-5» прикрывали четверку «ИЛ-2» в районе Маями. В воздухе появилось до 40 первоклассных самолетов противника. Невзирая на численное превосходство, отважные советские летчики вступили с ними в бой. Девять фашистских стервятников были уничтожены. Трех из них сбил лейтенант Улитин. Советские истребители и штурмовики потерь не имели.

17 августа того же года, патрулируя парой «ЛА-5», Иван Улитин заметил воздушный бой между нашим «ЯК-1» и четырьмя «мессершмиттами». Немедля бросился на помощь товарищу и с дистанции 50-70 метров внезапной атакой сбил «мессера». Остальные стервятники кинулись кто куда.

— Спасибо, друг, ты спас меня от верной гибели! — благодарил Ивана летчик самолета «ЯК-1».

— Я исполнил свой долг, — ответил Улитин.

22 августа пара «ЛА-5» снова патрулировала в том же районе. Улитин заметил шесть «юнкерсов», шедших под прикрытием двух «мессершмиттов». Ведущий пары лейтенант Школин атаковал бомбардировщиков, а лейтенант Улитин сковал боем вражеские истребители. Самолеты врага были обращены в бегство. Школин сбил «юнкерса», Улитин — «мессершмитта».

25 августа четыре «ЛА-5», прикрывая свои войска, в течение часа вели неравный бой с десятью вражескими самолетами. Улитин в этом бою сбил «Фокке-Вульф-189» и не допустил группу бомбардировщиков противника в прикрываемый район.

С 1 января по 10 ноября 1943 года Иван Улитин совершил 202 боевых вылета, провел 64 воздушных боя, сбил 17 фашистских самолетов. 20 самолетов противника сбил в это время ведомый Улитина.

14 марта 1944 года с Золотой Звездой и орденом Ленина на груди Иван Семенович по пути из Кремля заехал навестить родных. В один из вечеров долго и подробно рассказывал он односельчанам об успешном наступлении наших войск на всех фронтах, о подвигах советских воинов — верных сынов социалистической Родины.

Возвратившись в полк, Улитин продолжал героически сражаться с немецкими «мессершмиттами», «юнкерсами», «фокке-вульфами».

В мае 1944 года, ведя неравный бой с противником в районе Одессы, Улитин своим горящим самолетом таранил вражескую машину. Так геройски погиб бесстрашный сокол, защищая родное небо от гитлеровского воронья.

Похоронен Иван Семенович Улитин на центральной площади города Одессы.

Именем Героя в 1957 году названа одна из центральных улиц пос. Первомайский — проспект Улитина.

Пионерская дружина средней школы №16 долгое время носила имя Героя Советского Союза И.Улитина. На двух домах проспекта Улитина в память о славном сыне русского народа установлены мемориальные доски.

— Наши знаменитые земляки. — Щекино, 2003. — С.100-102.

— Улитин Иван Семенович // Ошевский С.Д. Щекино / С.Д.Ошевский. — Тула, 2004. — С.141.

— Улитин Иван Семенович // Трещев Е.И. История родного края / Е.Трещев. Щекино, 1997. — С.133.

— Улитин Иван Семенович // Трещев Е.И. От прошлого к настоящему / Е.И.Трещев. – Щекино, 1998. — С.43.

— Аполлонова А. Бил врага наверняка / А.Аполлонова // Бессмертен подвиг их высокий. — Тула, 1983. — С.543-545.

УЛИТИН Иван Семенович

Родился в 1923 году в д.Ясенки Щекинского района Тульской области в крестьянской семье. По окончании Телятинской семилетней школы учился в Тульском железнодорожном техникуме, занимался в аэроклубе. В 1940 году поступил в Черниговское военное авиационное училище. Участвовал в Великой Отечественной войне. Звание Героя Советского Союза присвоено 4 февраля 1944 года. Погиб 20 мая 1944 года. Являлся кандидатом в члены КПСС.

БИЛ ВРАГА НАВЕРНЯКА

Когда началась Великая Отечественная война, Иван Улитин, как и миллионы его сверстников, рвался на фронт. Но первые же бои с фашистами показали, что летчики должны обладать более высокими боевыми качествами. Улитина направили в глубокий тыл. Там он совершенствовал летное мастерство. 1 января 1943 года 19-летний комсомолец прибыл на Северо-Кавказский фронт. На этом, а затем на Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах Иван Улитин показал себя в многочисленных воздушных боях бесстрашным и тактически грамотным. За короткое время он вырос от рядового летчика до командира авиаэскадрильи.

«По своим боевым качествам, — писал командир 116-го истребительного авиаполка Шаталин, — Иван Семенович Улитин является асом, мастером воздушных боев. Исключительно отважный, спокойный и осмотрительный, летчик-истребитель заслуженно пользуется авторитетом среди личного состава. Отлично изучив технику воздушного боя вражеских летчиков, в совершенстве овладев своим самолетом, он сбивает фашистских разбойников наверняка».

Вот несколько эпизодов из боевой деятельности Улитина за 1943 год:

23 января, выполняя в составе группы И-16 задание по прикрытию штурмового удара самолетов ИЛ-2 в районе Славянска Донецкой области, Улитин вел неравный воздушный бой с четырьмя «мессершмиттами». Все попытки противника атаковать ИЛ-2 отражались организованным метким огнем и маневром. Наши штурмовики, взорвав переправу, без потерь возвратились на свой аэродром.

5 июля на самолете ЛА-5 ведущий старший лейтенант Ковальчук сопровождал шестерку ИЛ-2 в районе станции Колбино. Летчики Школин и Улитин прикрывали ИЛ-2 справа. Над целью они были атакованы четырьмя «Мессершмиттами-109». В завязавшемся бою Иван Улитин сбил одного из фашистов. Сопровождаемые нашими истребителями штурмовики потерь от вражеской авиации не имели.

21 июля четыре ЛА-5 прикрывали четырех ИЛ-2 в районе Маями. Ведущим пары истребителей был Улитин. В воздухе появилось до 40 первоклассных самолетов противника. Невзирая на численное превосходство, отважные советские летчики вступили с ними в бой. Девять фашистских стервятников были уничтожены. Трех из них сбил Улитин. Советские истребители и штурмовики потерь не имели.

17 августа, патрулируя парой ЛА-5 в районе Долгонькая, Иван Улитин заметил воздушный бой между нашим ЯК-1 и четырьмя «мессершмиттами». Немедля он бросился на помощь товарищу и с дистанции 50-70 метров внезапной атакой сбил «мессера». Остальные стервятники кинулись кто куда.

— Спасибо, друг, ты спас меня от верной гибели! — благодарил Ивана летчик самолета ЯК-1.

— Я исполнил свой долг, — ответил Улитин.

22 августа пара ЛА-5 снова патрулировала в том же районе. Улитин заметил шесть «юнкерсов», шедших под прикрытием двух «мессершмиттов». Ведущий пары лейтенант Школин атаковал бомбардировщиков, а лейтенант Улитин сковал боем вражеские истребители. Самолеты врага были обращены в бегство. Школин сбил «юнкерса», Улитин — «мессершмитта».

25 августа четыре ЛА-5, прикрывая свои войска, в течение часа вели неравный бой с десятью вражескими самолетами. Улитин в этом бою сбил «Фокке-Вульф-189» и не допустил группу бомбардировщиков противника в прикрываемый район.

С 1 января по 10 ноября 1943 года Иван Улитин совершил 202 боевых вылета, провел 64 воздушных боя, сбил 17 фашистских самолетов. 20 самолетов противника сбил за это время ведомый Улитина.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, личное мужество и бесстрашие Иван Семенович Улитин был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны I степени, а 10 ноября 1943 года командиром 116-го авиаполка Шаталиным было возбуждено ходатайство о присвоении И.С.Улитину звания Героя Советского Союза, подтвержденное вышестоящими инстанциями.

14 марта 1944 года с Золотой Звездой и орденом Ленина на груди Иван Семенович по пути из Кремля заехал навестить родных. В один из вечеров долго и подробно рассказывал он односельчанам об успешном наступлении наших войск на всех фронтах, о подвигах советских воинов — верных сынов социалистической Родины.

Возвратившись в полк, командир авиаэскадрильи Улитин продолжал героически сражаться с немецко-фашистскими захватчиками. Только с 1 по 10 мая 1944 года в пяти воздушных боях он сбил еще шесть самолетов противника.

20 мая 1944 года Иван Семенович Улитин прикрывал с группой истребителей боевые действия четырех ЛА-5. В бою с гитлеровцами самолет Улитина загорелся. И тогда отважный летчик нанес врагу таранный удар. Похоронен И.С.Улитин на Аллее Славы города Одессы.

Командование 17-й воздушной армии приказом от 17 июля 1944 года посмертно наградило И.С.Улитина вторым орденом Отечественной войны I степени.

На родине героя высоко чтут память земляка. В поселке Первомайский г.Щекино центральная улица названа именем Ивана Семеновича Улитина.

А. АПОЛЛОНОВА

— Бессмертен подвиг их высокий. — Тула, 1983. — С.543-545.

— Аполлонова А. По-улитински — значит, наверняка / А.Аполлонова // Мол.коммунар. — 1983. — 25 окт.

— Костин В. Полет в бессмертие / В.Костин // Мол.коммунар. — 1964. — 13 дек.

— Микора В. Им не было и двадцати / В.Микора, Г.Солоницын // Военно-истор.журнал. — 1974. — №6. — С.42-49.

— Николаев В. На одесском направлении / В.Николаев // Знамя коммунизма. — 1986. — 3 июня.

— Петров В. Одесса помнит…/ В.Петров // Коммунар. — 1989. — 14 апр.

— Романов И. На одесском направлении / И.Романов // Знамя коммунизма. — 1986. — 3 июня. — С.3.

ЗОЛОТАЯ ЗВЕЗДА ЩЕКИНЦА

НА ОДЕССКОМ НАПРАВЛЕНИИ

ОДЕССА. На мраморной плите аллеи Славы надпись: «Герой Советского Союза гвардии капитан Улитии Иван Семенович, летчик-истребитель. Погиб в 1944 году».

Из биографической справки: «Иван Семенович Улитин — командир авиаэскадрильи 116-го Измайловского орденов Суворова третьей степени и Кутузова третьей степени истребительного авиаполка бывшей 295-й Краснознаменной истребительной авиадивизии… Родился в 1923 году в деревне Ясенки Щекинского района Тульской области. В 1937 году с отличием окончил семилетнюю школу и поступил в Тульский железнодорожный техникум, одновременно проходил летную подготовку в аэроклубе. В 1940 году поступил в Черниговское военное авиационное училище. В конце 1942 года прибыл на фронт.

В 1944 году удостоен звания Героя Советского Союза…»

ИВАН рос обычным мальчишкой, в меру шаловливым и очень любознательным. Мечтал стать летчиком. В Чернигове, куда он приехал поступать в училище, ему сказали:

— Подростков не принимаем. Приедешь через два года.

Но юноша был настойчив:

— Пока закончится учеба, буду совершеннолетним. Позвольте сдать экзамены. Ведь стать пилотом — моя мечта!

И на экзаменах Улитин показал блестящие знания. В виде исключения его зачислили курсантом.

В стране шла мирная жизнь. Но чувствовалось, что скоро полыхнет пламя войны, польется кровь. И война началась. Первые бомбы: на города и села. Пули — в человеческое сердце! Враг уже сокрушал советские города, а молодых летчиков продолжали обучать в глубоком тылу. Совинформбюро сообщало с фронтов тревожные вести. Однажды Улитин узнал, что фашисты разграбили и разрушили усадьбу Льва Толстого. А ведь она расположена неподалеку от его родного села. Хотелось скорее ринуться в бой, отомстить врагу.

— Приложу все силы, — сказал тогда Иван Улитин, — чтобы показать фашистской сволочи, на что способен советский летчик!

И с еще большим упорством и старанием изучал Иван новую боевую технику, тактику воздушного боя.

Прошло почти полтора года войны, когда Улитин в составе своего 116-го истребительного полка попал на Юго-Западный фронт. Тепло приняли летчика в свою семью боевые друзья, имеющие за плечами немалый опыт.

И вот Иван сбил первый фашистский самолет.

Славно сражался с врагом Иван Улитин. В 1943 году он осуществил около трехсот боевых вылетов, провел 65 боев и сбил в них двадцать фашистских самолетов. И мужество молодого летчика-истребителя, гвардии капитана Ивана Семеновича Улитина было отмечено высокой наградой Родины. В начале февраля 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР двадцатилетнему летчику было присвоено звание Героя.

В то время в сообщениях Совинформбюро все чаще начали упоминать «Одесское направление». На этом направлении воевал и Иван Улитин. Однажды, когда его группа самолетов ЛА-5 встретила 18 вражеских истребителей «фокке-вульф-190», советские летчики ринулись в бой. Огнем пулеметов Улитин «отколол» от группы двух фашистов. Они бросились в сторону, пытались бежать. Но Иван метким огнем достал одного из них, тот запылал и упал на землю. Это был четвертый фашистский самолет, сбитый Улитиным в небе Одесской области.

Под Одессой авиаторам было очень трудно: размытые дождями аэродромы, сложные метеорологические условия заставляли ограничивать действия в воздухе. Но ни на один день не прекращалась боевая работа, советские летчики не позволяли фашистам чувствовать себя вольготно в небе Одессы. Лишь в период с 26 марта по 14 апреля 1944 года подразделения 17-й воздушной армии провели более четырех тысяч боевых вылетов. Иван Улитин стал одним из тех, кто умело поддерживал наземные войска в любых условиях.

Однажды Улитин вел товарищей на задание и вдруг услышал в наушниках голос напарника:

— Улитин, «фоккер» на хвосте у тебя!

Улитин тотчас же сделал крутой вираж. От большой перегрузки потемнело в глазах. Он перевел машину в горизонтальный вираж, а затем развернул так, что очутился перед фашистом. Еще секунда, и самолеты врежутся друг в друга. Для Улитина это была, первая лобовая атака. И он не позволил врагу взять верх. Но фашист в последнее мгновение попытался изменить ситуацию, сманеврировал и на долю секунды подставил корпус своей машины под огневой удар. Улитин этого ждал и сразу же скосил фашиста. Бой эскадрилья Улитина завершила, сбив четыре «фоккера».

В другой раз группа из восьми ЛА-5, руководимая Улитиным, сопровождала наши штурмовики к цели. Гитлеровцы попытались помешать советским авиаторам нанести удар по важным объектам обороны. Группе Улитина пришлось вступить в бой сначала с двадцатью «фокке-вульфами», а потом еще с 16 «мессерами», которые неожиданно подключились к горячему бою. Главной целью наших истребителей было обеспечить выполнение задачи штурмовиками. Хотя гитлеровцев было в четыре раза больше, наши ребята добились победы. Шесть самолетов сбила группа Улитина, а сам он вывел из строя машину вожака фашистских истребителей.

Скорость, реакция, воля и, конечно, отшлифованное мастерство — вот что решало судьбу поединков в небе. Иван был благодарен своему учителю и наставнику, прославленному истребителю, Герою Советского Союза Николаю Краснову, который не раз брал новичка в пару на ответственные задания.

Во время одного из патрулирований вместе с Красновым он первым заметил гитлеровские истребители и сообщил об этом старшему. Краснов, хотя врагов было четверо, быстро принял решение атаковать их. Улитину он приказал целиться в правого. Иван быстро повторил маневр командира, и летчики дружно встретили фашистов огнем. Страхуя друг друга, они приблизились к «фоккеpaм», навязали им жестокий бой, во время которого подбили по одному самолету. Остальные «фоккеры» повернули к своему аэродрому.

Говорили, что Улитину везет. Он выходил целым из таких боев, в которых даже наиопытнейшим авиаторам приходилось нелегко. Но боевое счастье было бы невозможным без постоянного совершенствования профессионального мастерства воина.

«По своим боевым качествам, писал командир 116-го авиа¬полка Шаталин, — Иван Семенович Улитин является асом, мастером воздушных боев. Исключительно отважный, спокойный и осмотрительный, летчик-истребитель заслуженно пользуется авторитетом среди личного состава. Отлично изучив технику воздушного боя вражеских летчиков, в совершенстве овладев своим самолетом, он сбивает фашистских разбойников наверняка».

…Весной 1944 года он вылетел на очередное боевое задание. Через двадцать минут вынужден был вступить в неравный воздушный бой с превосходящими силами фашистов. Тот бой стал последним для летчика.

 

Ивану Улитину никогда не приходилось бывать в черноморской красавице Одессе. Он много слышал об этом городе, сражался за него. Надеялся пройтись весенними улицами города. Не довелось. В Одессе и на родине Героя свято чтут память об отважном соколе. Подвиг его бессмертен.

И. Романов.

— Знамя коммунизма. — 1986. — 3 июня. — С.3

— Славин В. В небе под Одессой / В.Славин // Коммунар. — 1990. — 12 окт.

— Тюрин А. К Ивану Улитину / А.Тюрин // Коммунар. — 1975. — 5апр.

К ИВАНУ УЛИТИНУ

В середине марта 1944 года в родные Ясенки неожиданно для всех приехал двадцатилетний Ваня Улитин. На пороге дома его встретила мать — Пелагея Кузьминична. И когда сын снял фронтовую шинель, она увидела на гимнастерке Золотую Звезду и орден Ленина. Заехал в деревню и однополчанин Ивана Герой Советского Союза Василий Марков. Вечером, сидя у кипящего самовара, друзья рассказывали жителям Ясенок о событиях на фронте.

Это была последняя встреча родных и земляков с Героем. Через два месяца пришла похоронная. В неравном бою под Одессой Иван Улитин повторил подвиг Виктора Талалихина.

Комсомольские-молодежные бригады треста «Приокскхимстрой» во главе с кавалером ордена Ленина А.В.Хабаровым и кавалером ордена Трудового Красного Знамени Лидией Алешкиной поддерживая патриотический почин москвичей работать под девизом «За себя и за того парня!», включили в свои коллективы Героя Советского Союза гвардии капитана Ивана Улитина. Бригада щекинских монтажников А.В.Хабарова борется за право носить имя героя-земляка, выполняет за него норму, перевыполняет социалистические обязательства, взятые в честь 30-летия Великой Победы.

На днях члены молодежных коллективов отправились на туристском поезде «Щекинский комсомолец» в путешествие по городам-героям Советской Украины.

— Мы везем капсулу с щекинской землей, — сказал перед отъездом секретарь комитета ВЛКСМ треста «Приокскхимстрой» Александр Семенов, — к месту захоронения Ивана Улитина. В Одессе живут боевые друзья нашего земляка, с которыми мы надеемся встретиться.

Вместе с молодыми строителями поехал и Н.С.Улитин, брат Героя. В годы войны он был шофером, участвовал в обороне Севастополя.

В поездку, организованную Щекинским горкомом ВЛКСМ, отправились около четырехсот молодых рабочих и учащихся.

А. ТЮРИН

— Коммунар. — 1975. — 5 апр.

— Цитров А. Не забудем подвигов / А.Цитров // Знамя коммунизма. — 1987. — 26 сент. — С.3.

* о славных земляках *

Не забудем подвигов

Изучая материалы, освещающие подвиги комсомольцев и молодежи, удостоенных высокого звания Героя Советского Союза за мужество и отвагу, проявленные в годы Великой Отечественной войны, мы узнали о славном земляке щекинцев Улитине Иване Семеновиче. Родился он в 1923 году в дер. Ясенки Щекинского района.

В Советской Армии — с 1940-го, на фронтах Великой Отечественной войны — с 1943 года. Лейтенант Улитин был смелым и смекалистым летчиком. За время пребывания на фронте произвел 202 боевых вылета, лично сбил 17 вражеских самолетов.

В мае 1944 года, ведя воздушный бой с противником в районе Одессы, комсомолец Улитин своим горящим самолетом таранил вражеский самолет. Здесь, в Одессе, он и похоронен.

Звание Героя Советского Союза Ивану Улитину было присвоено 4 февраля 1944 года.

Если сравнить значимость свершенных советскими воинами подвигов в больших и малых сражениях зa Родину с тем, что написано о них, то становится очевидно: мы должны знать о героях еше больше и сохранить это знание для потомков. Именно с этой целью мы собираем газетные, журнальные публикации и книги. Через газету «Знамя коммунизма» обращаемся ко всем жителям Щекинского района. Просим помочь в поиске, выслать воспоминания, другие материалы о Герое Советского Союза Улитине Иване Семеновиче, друтих героях Великой Отечественной войны. Все это послужит делу военно-патриотического воспитания, а со временем будет представлено для изучения сотрудникам Центрального ордена Красной Звезды музея Вооруженных Сил СССР. Просим писать по адресу: 325025, г. Херсон-25, абон. ящик ТО. «Поиск».

Л. ЦИТРОН, преподаватель профтехучилища,
активист Украинского общества охраны памятников истории и культуры.

— Знамя коммунизма. — 1987. — 26 сент. — С.3.

end faq

 

edfond.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *