Многоцелевой истребитель Су-35. История и характеристики
31 июля 2021, 15:01
ТАСС-ДОСЬЕ. 31 июля 2021 года пресс-служба Восточного военного округа сообщила, что в Хабаровском крае при выполнении плановых учебно-тренировочных полетов произошел отказ двигателя на самолете Су-35С. По предварительным данным, самолет упал в акватории Охотского моря. Летчик катапультировался, был оперативно обнаружен поисковой группой и доставлен на аэродром базирования, угрозы его здоровью нет.
Су-35 — российский многоцелевой сверхзвуковой сверхманевренный истребитель поколения 4++. Дальнейшее развитие «одноместной» линейки самолетов Су-27. Строевая модификация для Воздушно-космических сил (ВКС) России имеет индекс Су-35С.
История проектирования и испытаний
Работа над модификацией перехватчика Су-27, способной обнаруживать и поражать наземные цели (то есть над полноценным многофункциональным истребителем), началась в ОКБ Сухого еще в середине 1980-х годов. Самолет получил название Су-27М (Т-10М). Он был оснащен новым радиоэлектронным оборудованием (в том числе РЛС заднего обзора), вооружением, системами радиоэлектронной борьбы (РЭБ), многофункциональными индикаторами в кабине пилота, комплексом дозаправки топливом в воздухе и прочим.
Первый полет Су-27М (вскоре получившего наименование Су-35) состоялся 1 апреля 1992 года. Су-35 демонстрировался на различных международных авиасалонах и предлагался на экспорт, но покупателей не нашел. Серийное производство новых истребителей не началось из-за экономических проблем.
Часть новых технических решений, использованных в Су-27М, были затем применены в истребителях Су-30 разных типов и Су-37. Работы над одноместным многофункциональным истребителем на базе Су-27 возобновились в середине 2000-х годов. Он получил шифр «изделие Т-10БМ». Конструкторы установили на истребителе новую авионику, радиолокационную станцию «Ирбис» с пассивной фазированной антенной решеткой, новые, более мощные двигатели с поворотным вектором тяги. Также на самолете была применена новая информационно-управляющая система, создатели которой были удостоены премии правительства РФ в области науки и техники за 2017 год.
В ходе «перекомпоновки» было решено, в частности, отказаться от переднего горизонтального оперения и аэродинамического тормоза, которые использовались на Су-27М.
Первый полет Т-10БМ был выполнен 19 февраля 2008 года, самолет пилотировал заслуженный летчик-испытатель РФ Сергей Богдан.
Истребитель серийно производится на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю. А. Гагарина, КнААЗ). В 2009 году подписан контракт на поставку ВВС России 48 самолетов. Первые 12 истребителей были переданы 12 февраля 2014 года 23-му истребительному авиационному полку (аэродром Дзёмги, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край). Полностью контракт был выполнен в 2015 году, после чего военные заказали еще 50 самолетов. 19 февраля 2020 года в госкорпорации «Ростех» сообщали, что ВКС России эксплуатируют около 70 экземпляров Су-35С.
С 2015 года самолеты этого типа входили в состав группировки ВКС РФ в Сирии. 19 сентября 2017 года пресс-служба Министерства промышленности и торговли РФ сообщила, что истребитель Су-35С принят на вооружение Воздушно-космических сил (ВКС) России.
4 апреля 2018 года на заседании государственной комиссии, рассматривающей ход испытаний Су-35С в 929-м Государственном летно-испытательном центре (ГЛИЦ) имени В. П. Чкалова в Ахтубинске, заместитель министра обороны России Юрий Борисов дал высокую оценку качеству выполненных работ по самолету. Он также подчеркнул, что «летный состав, эксплуатирующий Су-35С в Сирии, очень высоко оценивает качество самолетов и его боевые и эксплуатационные характеристики».
Летно-технические характеристики
Аэродинамическая схема самолета — двухдвигательный высокоплан с трехопорным убирающимся шасси с передней стойкой. Оборудован двумя турбореактивными двигателями АЛ-41Ф1С мощностью 14 500 кгс (на форсаже) каждый. Эти двигатели с управляемым в одной плоскости вектором тяги разработаны Научно-производственным объединением «Сатурн» (Рыбинск, Ярославская область). Длина самолета — 21,95 м, размах крыла — 14,75 м, высота — 5,92 м.
Максимальная взлетная масса — 34 500 кг, максимальная скорость — 2 500 км/ч (2,35 Маха), максимальная дальность полета без подвесных топливных баков (ПТБ) — 3 600 км, с ПТБ — 4 500 км. Практический потолок — 18 тыс. м. РЛС истребителя способна обнаруживать цели на дальности до 400 км и сопровождать до 30 воздушных целей одновременно. Экипаж состоит из одного человека.
Назначенный производителем ресурс самолета — 6 тыс. часов или 30 лет, ресурс двигателей — 4 тыс. часов.
Вооружение
На 12 узлах подвески может нести управляемые ракеты типа «воздух — воздух» и «воздух — поверхность», неуправляемые ракеты, авиабомбы различных калибров. Максимальная боевая нагрузка — 8 т. Оснащен пушкой ГШ-30-1 калибра 30 мм (боезапас — 150 патронов).
Экспортные поставки
19 ноября 2015 года государственная корпорация «Ростех» объявила о заключении контракта на поставку в Китай 24 истребителей Су-35, КНР стала первым иностранным покупателем этих самолетов. Сумма контракта оценивалась в $2,5 млрд. В сентябре 2018 года за эту сделку США применили к Китаю так называемые вторичные санкции — ограничительные меры были наложены на департамент разработки оборудования Центрального военного совета КНР и его начальника Ли Шанфу. В 2016 году российская сторона передала Китаю четыре, в 2017 году — десять и в 2018 году — оставшиеся десять самолетов.
20 февраля 2017 года глава Ростеха Сергей Чемезов сообщил СМИ, что соглашение о намерениях по закупке Су-35 подписали с РФ Объединенные Арабские Эмираты.
1 марта 2018 года помощник президента РФ по военно-техническому сотрудничеству (ВТС) Владимир Кожин сообщил о подписании контракта на поставку Су-35 в Индонезию. Ранее в Ростехе сообщали, что Индонезии вручалось коммерческое предложение, где речь идет об 11 самолетах. Сделка оценивалась в $1,1 млрд, по состоянию на июль 2021 года реализация контракта еще не началась.
16 мая 2020 года военно-дипломатический источник сообщил ТАСС, что Россия начала производство Су-35 по контракту с Египтом. По данным источника, «на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе им. Гагарина началось производство Су-35, предназначенных для поставки египетским ВВС по заключенному в 2018 году контракту». Источник отмечал, что «сроки поставки первой партии самолетов египетской стороне в связи с ограничениями, накладываемыми пандемией коронавируса, пока не определены».
Авиапроисшествия
По данным открытых источников, с самолетами этого типа до 31 июля 2021 года произошло только одно авиационное происшествие без жертв. 26 апреля 2009 года в ходе испытаний прототип Су-35-4 (бортовой номер 904, третий летный образец) потерпел аварию на аэродроме Дзёмги. При скоростной пробежке с использованием форсажа самолет сошел с взлетно-посадочной полосы, столкнулся с препятствием и получил значительные повреждения. Летчик-испытатель Евгений Фролов катапультировался и не пострадал. Причиной аварии стал отказ системы управления двигателем, в результате чего не был отключен форсаж.
Ракетная батарея на сверхзвуке: MW рассказал об арсенале Су-35
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Русское оружие
23.02.2022 13:44
Поделиться
Антон Валагин
Тяжелый истребитель завоевания господства в воздухе Су-35 — топовый боец ВКС России, превосходящий аналоги Запада и Востока по маневренности, дальности полета, средствам обнаружения целей и радиоэлектронной борьбы, другим характеристикам. Несмотря на то, что основной задачей самолета являются воздушные бои с истребителями противника, он способен нести широкий спектр высокоточного оружия для нанесения ударов по сухопутным и морским целям. В этом его преимущество перед американским конкурентом, F-22 Raptor, отмечает MilitaryWatch Magazine. Издание рассказало об арсенале Су-35.
Самолет оснащен 12 точками подвески для бомб и ракет общей массой восемь тонн. Базовое вооружение истребителя состоит из ракет «воздух-воздух» четырех классов: от самых дальних, способных поражать цели на дистанции в 400 километров, до оружия ближнего боя, наводящегося поворотом головы летчика.
Самая старая ракета из арсенала Су-35 — советская Р-27, она продолжает использоваться из-за своей дешевизны и надежности. Боеприпас оснащен полуактивной головкой наведения — это значит, что летчик должен удерживать цель в прицеле, пока ракета летит к ней. Также ограничено число Р-27, которые можно запустить одновременно. При этом ракета имеет дальность поражения до 130 километров, что превосходит показатели большинства аналогов на западных и китайских истребителях.
Однако на серьезной боевой работе — например, в Сирии, — Су-35 использует более современные боеприпасы средней дальности, Р-77. Они имеют активное наведение, работающее по принципу «выстрелил — забыл». У Р-77М дальность поражения увеличена до 200 километров, а головка наведения с АФАР устойчива к помехам и другим средствам РЭБ. Используя дополнительные радары в кромках крыльев и эти ракеты, истребитель способен эффективно бороться со стелс-самолетами.
Самая дальнобойная ракета из арсенала Су-35 — легендарная Р-37М, обладатель абсолютного рекорда по дальности поражения, 400 км! Ракета большая и тяжелая, истребитель может поднять в небо только четыре таких боеприпаса. Это компенсируется высокой скоростью полета (6 Махов) и мощной боевой частью весом 60 кг. Вооруженный Р-37 истребитель способен удерживать на почтительном расстоянии от театра военных действий самолеты ДРЛО и летающие танкеры, без которых авиация НАТО воевать не привыкла.
Для ближнего боя Су-35 использует ракеты с тепловым наведением Р-73 и Р-74 (РВВ-МД). Оба боеприпаса управляются с целеуказателя, установленного на шлеме летчика, Р-74 за счет более высокой маневренности может поражать цели с неожиданных ракурсов. Ну и не будем забывать про мощное оружие для воздушных дуэлей, скорострельную автоматическую пушку ГШ-30-1 с боекомплектом в 150 снарядов.
Наносить удары по земле самолет может как простейшими неуправляемыми ракетами С-13 и С-25, так и современными бомбами разных калибров (самый популярный — 500 кг) с телевизионным, лазерным и спутниковым наведением. Для особо укрепленных целей используются управляемые бомбы весом до полутора тонн. При прорыве ПВО истребитель может «гасить» вражеские радары ракетами из семейства Х-31 — скорость их полета 3 Маха, дальность поражения 110 км. Каждый самолет способен взять шесть таких ракет, а залп эскадрильи может уничтожить даже хорошо защищенный объект.
Одной из самых интересных ракет в арсенале Су-35 является авиационная версия ракеты 3М-14 «Калибр» с дальностью полета до 2500 км. С их помощью самолет способен поражать цели на большей части территории Европы, не покидая воздушного пространства России.
Поделиться
#самолеты
#ВКС России
#ракеты
#истребители
Главное сегодня
Американские сенаторы настаивают на поставках Украине истребителей F-16
Захарова прокомментировала выступление представителя Британии в ООН, заговорившего по-русски
У двух жителей Чувашии выявили сибирскую язву
Публицист Херш: США могут вмешаться в конфликт на Украине в случае поражения Киева
Активы Lipton и Brooke Bond в России может приобрести «Объединенная чайная компания»
Минобороны: Летевший в сторону Крыма беспилотник США упал в море, российские истребители вооружение не применяли
Российский Су-35: падает ли экспорт военных самолетов?
The RAND Blog
комментарий
(Defense News)
Российские истребители Су-35 принимают участие в учениях после взлета с аэродрома в Бресте, Беларусь, 11 февраля 2022 г.
Фото Минобороны Российская Федерация/Рейтер
Питер А. Уилсон и Джон В. Парачини
20 октября 2022 г.
Перед вторжением в Украину руководство аэрокосмической отрасли России планировало вывести на рынок тяжелый истребитель-бомбардировщик нового поколения Су-57 и его широко разрекламированную модификацию Су-75 нескольким иностранным военным покупателям. Эти планы теперь, похоже, лежат в руинах.
У Су-57 низкая производительность. Экспортные модели вряд ли появятся до конца десятилетия. Что касается среднемассивного Су-75, так называемого самолета «Шах и мат», то он пока реализован только в моделях и компьютерной графике. Еще не было ни одного успешного испытательного полета
Для иностранных покупателей остается Су-35 (Су-35), единственный российский военный самолет, находящийся в серийном производстве. Это фирменный российский тяжелый истребитель-бомбардировщик, хотя его боевой послужной список в небе над Украиной неоднозначен. Но даже Су-35 в этом десятилетии не удастся экспортировать в значительных количествах.
Санкции подрывают способность России завершить разработку, а тем более массового производства боевых машин нового поколения.
Поделиться в Твиттере
Еще до вторжения России в Украину Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATSA) был важным фактором сдерживания потенциальных покупателей Су-35, таких как Египет, Алжир и Индонезия. Чтобы отговорить страны от покупки российского оружия и лишить Россию доходов от этих продаж, Конгресс принял закон о санкциях в отношении третьих сторон, требующий от исполнительной власти налагать на них санкции в случае их совершения. Несколько стран отменили контракты на закупку российского оружия и запросили аналогичные оборонные возможности у других стран, чтобы не столкнуться с перспективой санкций США.
Война на Украине и последовавшие за ней санкции оказывают разрушительное воздействие на российский аэрокосмический сектор. Санкции подрывают способность России завершить разработку, а тем более серийное производство боевых машин нового поколения, таких как Су-57 и Су-75. Многие российские производители зависят от импортных передовых станков. А анализ остатков российских ракет, беспилотников и самолетов, сбитых на Украине, показал, что они содержат западные компоненты и подсистемы, которые больше нельзя законно экспортировать в Россию.
Воздушно-космическим силам России также необходимо заменить боевые самолеты, потерянные в бою, в том числе некоторое количество Су-35.
Действительно, военная репутация Воздушно-космических сил России была сильно запятнана их плохими действиями во время вторжения в Украину, и это отразилось на самолетах. Даже имея явное численное и количественное превосходство над ВВС Украины, России не удалось добиться какого-либо оперативного или тактического превосходства над полем боя с воздуха.
Кроме того, военная привлекательность Су-35 как многоцелевого истребителя-бомбардировщика снизилась, так как Россия, как сообщается, потеряла две эскадрильи в Украине из-за различных дефектов.
Военная привлекательность Су-35 как многоцелевого истребителя-бомбардировщика снизилась после того, как Россия, как сообщается, потеряла две эскадрильи в Украине из-за различных дефектов.
Как украинские, так и российские ВВС понесли потери как самолетов, так и вертолетов на поле боя, заполненном различными средствами противовоздушной обороны. Менее дорогие системы, такие как артиллерия, ракеты и беспилотники, оказались более важными системами вооружения в конфликте. Сообщается, что Россия продала Ирану более 60 Су-35 в обмен на несколько тысяч беспилотников, которые они теперь используют для запугивания украинских мирных жителей и выведения из строя элементов критически важной инфраструктуры Украины.
Зажатый санкциями и вынужденный заменить уничтоженное российское оборудование, российский аэрокосмический сектор вряд ли сможет продавать самолеты, даже если захочет. Если страны-покупатели начнут менять свое мнение и инвестировать в беспилотники и другие менее дорогие высокоточные боеприпасы, рынок российских боевых самолетов может начать быстро сокращаться.
Питер А. Уилсон — адъюнкт-международный исследователь в области обороны, а Джон В.
Эта статья была переведена на арабский язык (العربية).
Первоначально этот комментарий появился в выпуске Defense News 20 октября 2022 года. Комментарий дает исследователям RAND платформу для передачи информации, основанной на их профессиональном опыте и часто на их рецензируемых исследованиях и анализе.
Авторы
Джон В. Парачини
@ДжонПарачини
Старший международный исследователь и исследователь в области обороны, бывший директор Центра разведывательной политики Национального оборонного исследовательского института RAND; Дочерний факультет Высшей школы Pardee RAND
Оставайтесь в курсе
Актуальная политика RANDПолучайте еженедельные обновления от RAND.
24 «лучших догфайтера» России «направляются» на восток; Эксперты объясняют, почему Flanker-E не может управлять The Roost
Ранее в этом месяце оценка западной разведки показала, что Иран вскоре может получить передовые российские истребители Су-35 Flanker-E.
Источники в западной разведке, следящие за соглашениями о безопасности между Ираном и Россией, сообщили, что Москва вскоре предоставит Исламской Республике Иран полную эскадрилью истребителей.
По последним сообщениям СМИ, 24 истребителя Су-35, изначально произведенные и предназначенные для Египта, теперь могут быть доставлены в Иран. Русские охотились за покупателями непроданных самолетов, и, похоже, Тегеран стал естественным выбором, сообщает i24 News.
Когда американцы начали дистанцироваться от египетских вооруженных сил из-за плохой репутации последних в области прав человека, египетское правительство подписало контракт с Россией на сумму 2 миллиарда долларов США на поставку «более двух десятков» Су-35.
Однако сделка в конце концов сорвалась. Поскольку Иран помогает российскому вторжению, поставляя в Москву беспилотники-камикадзе, США обеспокоены возможным приобретением Ираном истребителей Су-35.
Считается, что эти истребители значительно улучшат боевые возможности ВВС Ирана. Самолет обозначен как боевой самолет поколения 4++, предназначенный в первую очередь для превосходства в воздухе. Самолет также известен своими операциями класса «воздух-земля» и большим вооружением, которое можно было установить.
Российская Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) сообщает, что Су-35 «сочетает в себе качества современного истребителя (сверхманевренность, превосходные активные и пассивные средства обнаружения, высокая сверхзвуковая скорость и дальность полета, способность управлять действиями боевой группы и т. д.). ) и хороший тактический самолет (широкая номенклатура переносимого вооружения, современная многоканальная система РЭБ, пониженная радиолокационная заметность, высокая боевая живучесть)».
Су-35 Истребитель Согласно оценке разведки США, которую подтвердил и поддержал официальный представитель Совета национальной безопасности Белого дома Джон Кирби, Иран уже обучает своих пилотов полетам на этих самолетах. Мало того, официальные лица США утверждают, что Россия оказывает Ирану беспрецедентную военную и техническую помощь в рамках того, что сейчас является полноценным оборонным партнерством.
«Это партнерство представляет угрозу не только для Украины, но и для соседей Ирана по региону. Мы поделились этой информацией с партнерами на Ближнем Востоке и во всем мире», — сказал один из высокопоставленных чиновников администрации.
Как ранее отмечалось в EurAsian Times, претензии США, вероятно, направлены против арабских стран Персидского залива, которые пытались сдержать региональную агрессию Ирана, но не заняли решительную позицию против вторжения России в Украину.
Иран не приобрел новых истребителей, за исключением нескольких российских МиГ-29Истребители Fulcrum она купила в 1990-х годах. Помимо МиГ-29, ВВС Ирана в основном используют модифицированные на месте самолеты F-4 Phantom II, F-14 Tomcat и F-5E/F Tiger II времен холодной войны. Следовательно, эти архаичные самолеты сложнее обслуживать и эксплуатировать.
Однако, несмотря на опасения официальных лиц США и стран Ближнего Востока, видящих в Иране угрозу, некоторые военные эксперты считают, что даже приобретение самолетов Су-35 не может обеспечить Ирану превосходство в воздухе над районом Персидского залива.
Несмотря на то, что приобретение Су-35 станет крупнейшим за более чем три десятилетия, этого все же недостаточно для полной и эффективной замены архаичных истребителей в ВВС Ирана.
В перспективе Ирану для замены самых современных истребителей F-14A Tomcat и МиГ-29A Fulcrum потребуется не менее 60 самолетов поколения 4,5.
На данный момент нет информации о том, будет ли Россия производить для Ирана еще 30 и более Су-35 в составе второй партии для поставки или направит истребители из своего арсенала, что представляется сомнительным, учитывая их потребность в конфликт на Украине, пишет для Forbes военный эксперт по Ближнему Востоку Пол Иддон.
Кроме того, есть предположения, что Иран может захотеть произвести вторую партию Су-35 внутри страны. Если это так, то он может стремиться к контракту, который примерно соответствует предыдущему соглашению России с Индией, которое позволяло Нью-Дели производить 140 Су-30 по лицензии на месте.
В Персидском заливе флот Саудовской Аравии насчитывает более 80 модернизированных истребителей F-15SA (Saudi Advanced), более совершенную версию Strike Eagle. Эти самолеты могут перевозить до 12 ракет класса «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM большой дальности и известны как отличные воздушные истребители.
Точно так же Объединенные Арабские Эмираты теперь имеют парк современных самолетов F-16E/F Block 60 в почти точном количестве. Начиная с 2027 года он получит 80 стандартных многоцелевых истребителей Dassault Rafale F4 из Франции9.0003
Су-35, безусловно, гладкий самолет с двигателями с регулируемым вектором тяги и «стеклянной» кабиной. Однако в радиоэлектронной борьбе самолет отставал бы от стран Персидского залива и уступал бы в численности западным самолетам.
В отличие от РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), установленных на саудовских F-15SA и эмиратских F-16, Су-35 оснащен только РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой (PESA), которая менее эффективна.
Rafales, заказанные Абу-Даби, будут иметь более сложные функции, такие как первоклассная и мощная система радиоэлектронной борьбы.
Стандартный Rafale «F4» для поставки в ОАЭ. Даже если Иран в конце концов получит 60 Су-35 к концу этого десятилетия, маловероятно, что он сможет серьезно угрожать ПВО, по оценке Иддона.