Тягачи МТ-ЛБ проходят очередную модернизацию » Военное обозрение
В середине шестидесятых на вооружение Советской армии был принят новый легкий многоцелевой плавающий бронетранспортер МТ-ЛБ. Эта машина до сих пор остается в строю и решает те или иные задачи. Практика показывает, что своевременное обслуживание бронемашин и проведение различных модернизаций позволяют сохранять желаемый потенциал и продолжать их эксплуатацию в течение длительного времени. На днях стало известно, что в ближайшем будущем тягачи МТ-ЛБ пройдут очередное обновление.О дальнейшей судьбе серийных бронемашин 14 мая сообщило РИА Новости. Информагентство связалось с неназванным представителем завода «Ремдизель» (г. Набережные Челны) и получило от него некоторые любопытные сведения. Как оказалось, министерство обороны желает провести модернизацию имеющейся техники, по результатам которой машины улучшат свои характеристики подвижности, маневренности и управляемости. Также предложенный проект модернизации позволяет увеличить запас грузоподъемности, что может быть использовано, например, для повышения уровня защиты.

Транспортер-тягач МТ-ЛБ в базовой конфигурации. Фото Vitalykuzmin.net
По данным источника РИА Новости, новый проект модернизации уже стартовал и выполняется в рамках Гособоронзаказа. Согласно опубликованным данным, текущая модернизация предусматривает замену силовой установки и трансмиссии, а также определенную доработку ходовой части. За счет этого удается снизить массу конструкции, а также заметным образом повысить основные технические характеристики.
Напомним, в базовой версии машина МТ-ЛБ оснащается дизельным двигателем ЯМЗ-238. Это изделие построено по схеме V8 и имеет рабочий объем 14,866 л. Мощность двигателя – 240 л.с. при 2100 оборотов в минуту. Удельный расход топлива – порядка 215 г/л.с.*ч. Двигатель и главный фрикцион помещаются в моторном отсеке, находящимся между отделением управления и десантным отсеком. Основные устройства механической трансмиссии, в том числе коробка передач, располагаются в носовом отсеке корпуса, перед рабочими местами экипажа. Такая трансмиссия обеспечивает 6 передач переднего хода и 1 заднего.
Имеющаяся силовая установка не обеспечивает желаемые характеристики, и потому был предложен проект модернизации. В соответствии с ним, серийные МТ-ЛБ должны получать новый дизельный двигатель типа КамАЗ-740.50. Такой двигатель, построенный по схеме V8, имеет рабочий объем 11,76 л, но при этом развивает мощность 360 л.с. при 2200 оборотов в минуту. Заявленный удельный расход топлива составляет 201 г/л.с.*ч. Таким образом, мощность силовой установки вырастает в полтора раза.
Заметной перестройке в новом проекте подвергается трансмиссия. Взамен одного из имеющихся агрегатов модернизированный МТ-ЛБ получает гидромеханическую коробку поворота. Как утверждается, применение такого агрегата позволит обеспечивать поворот машины на всех скоростях и передачах с управляемым радиусом. Это должно заметным образом улучшить управляемость и маневренность в любых условиях.
Еще одна доработка, предлагаемая в актуальном проекте, затрагивает гусеничный движитель. Изначально тягач МТ-ЛБ комплектуется гусеницей с открытым шарниром. При всех своих положительных чертах, такая лента отличается достаточно большой массой, которую можно сократить разумным образом. Модернизированные МТ-ЛБ оснащаются новой гусеничной лентой, построенной на основе шарнира закрытого типа. Это позволяет сохранить требуемые характеристики, но заметным образом сокращает массу ходовой части и машины в целом.

Моторный отсек машины с двигателем ЯМЗ-238. Фото Wikimedia Commons
Источник РИА Новости указывает, что доработка силовой установки, трансмиссии и ходовой части приводит к сокращению массы техники. Так, за счет установки нового двигателя и трансмиссии вес машины сокращается на 500 кг. Каждая из гусениц новой конструкции на 150 кг легче предшественника. Таким образом, масса модернизированной машины МТ-ЛБ сокращается на 800 кг в сравнении с исходной конфигурацией.
Отмечается, что увеличение запаса грузоподъемности может быть использовано для повышения уровня защиты. Поверх имеющейся противопульной брони, имеющей сравнительно малую толщину, можно установить дополнительные навесные модули. Очевидно, что такая доработка в настоящее время имеет особое значение. Тягач МТ-ЛБ достаточно давно перестал отвечать современным требованиям в части защиты, и потому любое усиление собственной брони не будет лишним.
Иные сведения о начатой доработке серийных МТ-ЛБ из строевых частей пока не приводились. В частности, источник РИА Новости не упомянул замену штатного вооружения или установку новых боевых модулей, не рассказал о модернизации бортовой электроники и т.д. Впрочем, можно предположить, что новый проект обновления техники не предусматривает замену вооружения или радиоэлектронной аппаратуры, поскольку предназначен только для повышения основных технических характеристик.
К сожалению, точные сведения о результатах предложенной модернизации и о ее влиянии на тактико-технические характеристики бронемашин пока не оглашались. Однако даже имеющиеся данные позволяют сделать некоторые предположения и выводы. Из доступной информации следует, что модернизированные МТ-ЛБ действительно будут превосходить базовую технику по разным показателям подвижности и проходимости.
Известно, что МТ-ЛБ в базовой модификации имеет массу 9,7 т и оснащается двигателем мощностью 240 л.с. Таким образом, удельная мощность машины составляет 24,7 л.с. на тонну. При этом тягач на шоссе мог развивать скорость более 60-61 км/ч и плавать со скоростью до 5-6 км/ч. Запас хода достигал 500 км/ч.

Двигатель КамАЩ-740.50. Фото ПАО «КамАЗ» / kamaz.ru
После модернизации масса машины сокращается до 8,9 т при росте мощности двигателя до 360 л.с. Таким образом, удельная мощность вырастает до более чем примечательных 40 л.с. на тонну. За счет этого появляются возможности для увеличения всех основных характеристик машины. Повышенную мощность можно использовать как для увеличения скоростей хода, так и для наращивания защиты или перевозки более тяжелых грузов. Впрочем, разгон тягача до повышенных скоростей должен приводить к увеличению нагрузки на ходовую часть и к усиленному ее износу.
Нетрудно подсчитать, какой запас грузоподъемности появляется у модернизированной многоцелевой бронемашины. Имея 360-сильный двигатель, она может весить почти 14,5 т и при этом показывать удельную мощность на уровне базовой конфигурации. Дополнительные тонны в запасе грузоподъемности могут использоваться для усиления защиты, установки нового боевого модуля с иным вооружением и т.д. Однако и на этот раз должна проявиться проблема прочности. Текущий проект обновления, по всей видимости, не предусматривает усиление корпуса или ходовой части, что не позволяет избавиться от ограничений в тех или иных областях.
Наконец, предложенная модернизация должна повышать эксплуатационные характеристики техники. Серийные МТ-ЛБ оснащены весьма удачным для своего времени двигателем, но он уже не в полной мере соответствует современным требованиям экономичности. Его замена, в свою очередь, приводит как к росту основных характеристик, так и к упрощению эксплуатации и обслуживания.
РИА Новости сообщает, что модернизация имеющихся многоцелевых машин МТ-ЛБ уже стартовала и проводится на заводе «Ремдизель». Однако наиболее интересные сведения о полученном заказе от министерства обороны пока не оглашались. В частности, остается неизвестным число заказанных тягачей в обновленной конфигурации. Также не уточняется, из каких частей они прибывают на перестройку и кому предстоит использовать обновленную технику. Возможно, подобные сведения появятся в ближайшем будущем.
***
Следует отметить, что проект модернизации, в настоящее время реализуемый заводом «Ремдизель», не является первой попыткой серьезного обновления достаточно старой многоцелевой бронемашины. На протяжении долгих лет ряд отечественных и зарубежных предприятий регулярно предлагал различные проекты, предусматривавшие замену двигателя и трансмиссии с целью повышения эксплуатационных и технических характеристик. При этом одни проекты предлагали замену старых двигателей ЯМЗ-238 изделиями новых модификаций того же семейства, тогда как в других предусматривались более серьезные изменения.

Элементы ходовой части МТ-ЛБ. В новом проекте заменяется гусеница. Фото автора
Еще одним достаточно популярным способом модернизации МТ-ЛБ стало перевооружение, подразумевавшее отказ от штатной башенки с пулеметом
винтовочного калибра в пользу более серьезных боевых модулей. В этой области примечательные результаты показало предприятие «Муромтепловоз» (г. Муром). Оно достаточно давно занимается тематикой модернизации легких тягачей и предлагает заказчикам полдюжины вариантов обновления МТ-ЛБ либо перестройки такой техники в машины иного назначения. Во всех случаях речь идет об установке новых агрегатов, а также о применении боевых модулей разных типов, заимствованных у серийной техники. По результатам таких модернизаций серийные МТ-ЛБ могут нести не только пулемет винтовочного калибра, но и крупнокалиберную систему либо автоматическую пушку. Также предлагаются самоходный миномет и землеройная машина на том же шасси.
Проекты «Муромтепловоза» уже успели заинтересовать потенциальных заказчиков. Так, на вооружении российской армии был принят один из предложенных вариантов многоцелевой бронемашины под обозначением МТ-ЛБ 6МБ. От базового тягача этот образец отличается дополнительной подбашенной коробкой на крыше, на которой размещается башенка с автоматической пушкой 2А72, пулеметом ПКТМ и дымовыми гранатометами. Несмотря на установку нового вооружения, машина сохраняет возможность перевозки людей и грузов или буксировки различных прицепов.
***
По разным данным, в настоящее время в парке техники российских вооруженных сил имеется почти 6 тыс. многоцелевых бронетранспортеров-тягачей МТ-ЛБ разных модификаций. Основная часть этой техники принадлежит сухопутным войскам, тогда как не более 300 бронемашин находится в распоряжении морской пехоты. Порядка 2 тыс. единиц техники отправлено на хранение ввиду выработки ресурса и отсутствия необходимости в них. Остальные машины остаются в эксплуатации и предназначаются для решения различных задач. Время от времени такая техника проходит необходимые ремонты, а также модернизируется по новым проектам.
Согласно последним новостям, к настоящему времени военное ведомство заказало реализацию нового проекта модернизации имеющейся техники. На этот раз заказ министерства обороны выполняет завод «Ремдизель», а суть проекта состоит в замене силовых агрегатов. В первую очередь, это означает, что в скором будущем армия получит обновленные машины с повышенными характеристиками. Кроме того, появление нового заказа наглядно демонстрирует желание военных сохранять имеющуюся технику на вооружении. Таким образом, МТ-ЛБ еще придется послужить и внести свой вклад в обороноспособность.
По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://rg.ru/
http://redstar.ru/
https://kamaz.ru/
http://muromteplovoz.ru/
topwar.ru
Армейский вездеход МТЛБ: бессмертная и вездесущая «мотолыга»

Любая война – это не только непосредственный огневой контакт с неприятелем, а и сложнейшая логистическая задача, без решения которой рассчитывать на успех бессмысленно. В войска ежедневно нужно доставлять сотни тонн грузов, так что без значительного парка транспортных средств любая современная армия воевать просто не сможет. Кроме грузов, на передовую нужно доставлять и личный состав, а также различные виды вооружения. Понятно, что военная специфика накладывает свои требования к конструкции и техническим характеристикам транспортных средств.
Типичным примером транспортного средства, созданного для армейских нужд, является советский гусеничный вездеход МТ-ЛБ, который был разработан конструкторами Харьковского тракторного завода в начале 60-х годов. Аббревиатура МТ-ЛБ расшифровывается, как «многоцелевой транспортер (или тягач) легкий бронированный».
Изначально этот легкий гусеничный транспортер создавался для доставки людей и грузов и в качестве тягача для артиллерийских орудий. В армии МТ-ЛБ нередко используют для перевозки мотострелков, хотя для этой роли он никогда не предназначался.

Вообще, эту машину можно смело назвать легендарной. Долгие годы она была настоящей «рабочей лошадкой» сначала советской, а потом и российской армии. Введя в название транспортера слово «многоцелевой», его создатели, наверное, даже не догадывались, насколько они будут правы. Трудно даже перечислить все таланты, которыми обладает МТ-ЛБ: на базе этого тягача было создано более восьмидесяти специальных машин и модификаций.
Для чего только не использовали МТ-ЛБ военные: и для проведения разведки (артиллерийской, радиационной и химической), оказания технической помощи и медицинской помощи, в качестве минного заградителя или передвижной радиостанции. Список можно продолжать еще долго. Также можно добавить, что на базе этого легкобронированного многоцелевого тягача были созданы несколько самоходных минометов, ЗРК «Стрела» и САУ «Гвоздика».
Существует мнение о слабой защищенности и тихоходности МТ-ЛБ, но те, кто говорит об этом, слабо представляет себе, для чего вообще создавался этот тягач. Да, действительно, броня этого вездехода может защитить только от огня стрелкового оружия и осколков. Но он не предназначен ходить в атаки, а 7,62-мм пулемет, установленный на машине, нужен, скорее, для самообороны. Основная задача МТ-ЛБ – доставка на передний край грузов и людей, а не участие в боевых действиях. Фактически МТ-ЛБ – это армейский грузовик с гусеничным ходом и защищенный пускай и слабой, но все же броней. В этом случае отсутствие тяжелого вооружения – это не недостаток, а, скорее, преимущество транспортера. К тому же опыт Афганской войны и двух кампаний на Северном Кавказе показал, что пулемет Калашникова позволяет бронетранспортеру защитить не только себя, но и оружейный расчет, закрепленный за машиной.
В армии МТ-ЛБ ласково называют «мотолыгами». Эксплуатация машины продолжается и сегодня, на 2010 год в российской армии находилось около 4 тыс. этих гусеничных тягачей.
Сегодня эта машина находится на вооружении нескольких десятков армий мира, она принимала участие в бесчисленном множестве военных конфликтов разной локальности и очень неплохо себя зарекомендовала. С момента начала серийного производства всего было выпущено 9,6 тыс. единиц МТ-ЛБ, а модернизацией «мотолыг», кажется, не занимался только ленивый.

Бронетранспортеры МТ-ЛБ выпускались в Польше и Болгарии по советской лицензии.
Отличная надежность тягача, его высокая ремонтопригодность и простота обслуживания были по достоинству оценены и на «гражданке»: МТ-ЛБ нашел свое применение в геологоразведке, стал излюбленным транспортом у охотников, лесников, нефтяников и газовиков.
История создания
В начале 60-х годов советское военное руководство решило обновить транспортный парк и заменить давно отслужившие свой срок гусеничные артиллерийские тягачи АТ-П новой машиной. А чтобы сделать этот процесс дешевле, было принято решение взять за основу что-нибудь из гражданской техники. Наиболее подходящим претендентом оказался легкий транспортер МТ-Л, который и переделывать особо было не нужно, только разработать для него бронированный корпус. Большинство же систем и механизмов машины осталось прежним.
Разработкой тягача занимались конструкторы КБ Харьковского тракторного завода, она началась в 1964 году, а уже через два года было развернуто серийное производство новой машины.
Корпус гусеничного транспортера был выполнен из стальных плит небольшой толщины, что обеспечивало защиту только от огня легкого стрелкового оружия и осколков. Однако такое решение позволило сохранить небольшую массу машины – менее десяти тонн. Благодаря этому у конструкторов не возникло особых проблем с плавучестью транспортера – он может преодолевать водные преграды со скоростью 5-6 км/ч. А гусеницы МТ-ЛБ обеспечивают машине низкое удельное давление на грунт, что является залогом отличной проходимости тягача.

В 1966 году машина была принята на вооружение, производством МТ-ЛБ занимался Харьковский тракторный завод. В конце 60-х транспортер стал массово поступать в подразделения советской армии. МТ-ЛБ активно поставлялся на экспорт, благодаря чему принял участие в большом количестве региональных конфликтов. Советские войска использовали «мотолыги» во время Афганской войны, после распада СССР этой машине довелось повоевать еще и на просторах бывшего «великого и могучего».
Прекрасные тактико-технические характеристики машины позволили создать на ее базе целый ряд специальных машин как военного, так и гражданского назначения. Особенно популярными стали вездеходы на шасси этого бронетранспортера. Уже в 70-е годы подобные машины стали привычным транспортным средством в Сибири и в районах Крайнего Севера.
После распада СССР конструкторское бюро и производственная база, которая занималась выпуском МТ-ЛБ, остались на Украине. С того момента харьковчане сумели создать несколько удачных военных и гражданских модификаций машины.
В России модернизацией МТ-ЛБ занимаются несколько предприятий. Наиболее известными из них являются «Муромтепловоз» (г. Муром) и рубцовский филиал «Уралвагонзавода». Эти производители сотрудничают с российским оборонным ведомством, МЧС, регулярно представляют свою продукцию на различных выставках. Хотя, на самом деле восстановлением и «апгрейдом» МТ-ЛБ, конечно же, занимается гораздо больше компаний, предприятий и обычных народных умельцев, которым просто нравится эта замечательная машина.

Время от времени появляются публикации о том, что тягач МТ-ЛБ устарел и его необходимо заменить на что-то более новое. Обычно они сопровождаются рассказами о недостаточной защищенности машины и ее слабом вооружении. В качестве возможного преемника МТ-ЛБ нередко называют бронетранспортер БТР-3Ф.
Подобная идея не кажется слишком удачной. О боевых характеристиках и назначении МТ-ЛБ было написано выше. Что касается БТР-3Ф, то эта машина была создана на базе БМП-3, отзывы о которой, мягко говоря, весьма неоднозначны. Кроме того, стоимость МТ-ЛБ и БТР-3Ф просто несопоставимы. Конструкторы «мотолыги» заложили столько возможностей для модернизации этой машины, что сравнительно небольшие вложения позволяют создать на ее базе вполне современные транспортные средства.
Описание
Герметичный корпус МТ-ЛБ выполнен из броневых стальных плит, соединенных между собой сваркой. Их толщина составляет 7-14 мм. Внутреннее пространство машины разделено на несколько отделений. Следует отметить, что транспортер имеет значительный внутренний объем, в котором вполне комфортно размещаются члены экипажа машины и ее пассажиры. Еще можно добавить, что на машины, предназначенные для работы в условиях низких температур, устанавливаются дополнительные системы обогрева.

В передней части машины располагается трансмиссионное отделение, в котором находится коробка передач и поворотный механизм, а также компоненты системы смазки и бортовые передачи. Чтобы получить доступ к элементам трансмиссии, необходимо открыть крышку, находящуюся на верхней передней броневой плите.
Отделение управления расположено сразу за трансмиссионным, их разделяет броневая перегородка. В нем находятся рабочие места механика-водителя и командира машины. Наблюдение за местностью водитель ведет через лобовое окно, которое при необходимости можно закрыть броневой стальной крышкой, или с помощью трех перископов. Над его головой находится люк, через который он и попадает на свое рабочее место. Следует отметить, что транспортер имеет хороший обзор, который позволяет уверенно управлять машиной как днем, так и ночью. В темное время суток для освещения пути используются две фары и фара-искатель.
В крыше корпуса над местом командира машины находится башенка кругового вращения с 7,62-мм пулеметом. Обзор командиру обеспечивает такое же лобовое окно, как и у водителя или три перископа. На свое место командир попадает через люк в крыше корпуса.
Вдоль левого борта машины сразу за отделением управления установлен двигатель. Там же находится и главный фрикцион. Чтобы получить доступ в моторное отделение, необходимо снять съемную панель в крыше корпуса.

Транспортно-десантное отделение занимает всю заднюю часть тягача. С отделением управления оно сообщается лазом, который идет по правой стороне корпуса. МТ-ЛБ может перевозить до 11 десантников. Вход и выход осуществляется через задние двери или люки в крыше корпуса машины. В стенках предусмотрены амбразуры, через которые бойцы могут вести огонь из личного оружия.
Транспортер МТ-ЛБ оснащается дизельным мотором ЯМЗ-238В с мощностью 192 кВт. Удельная мощность составляет 19,0 кВт/т – очень высокий показатель для середины 60-х годов.
Ходовая часть транспортера включает пару ведущих и пару направляющих колес, а также двенадцать опорных катков, выполненных из алюминиевого сплава. Внутри каждого из них находится воздушная камера, которая улучшает плавучесть машины. Регулировка натяжения гусениц осуществляется изнутри бронетранспортера. Для действий на заболоченной местности или в глубоком снегу на транспортер могут устанавливаться более широкие гусеницы.
Подвеска МТ-ЛБ торсионного типа. Герметичный корпус транспортера позволяет ему неплохо плавать. Движение на воде осуществляется за счет перематывания гусениц, его скорость составляет 5-6 км/ч. На передней части корпуса находится водоотражательный щиток, который поднимается во время форсирования водных преград. Кроме того, верхняя часть гусениц закрыты специальными экранами, которые во время плавания образуют гидродинамические туннели.

В стандартную армейскую комплектацию МТ-ЛБ входит прибор ночного видения, а также комплекс защиты от оружия массового поражения.
comp-pro.ru
| МТ-ЛБ | |
|---|---|
| Классификация | тягач, транспортёр, бронетранспортёр |
| Боевая масса, т | 9,7; 12,2 с грузом |
| Компоновочная схема | трансмиссионное и управления отделения в лобовой части, моторное в средней, транспортное в кормовой |
| Экипаж, чел. | 2 |
| Десант, чел. | 11 |
| Производитель | |
| Годы эксплуатации | с 1964 |
| Количество выпущенных, шт. | более 55000[1] |
| Основные операторы | |
| Длина корпуса, мм | 6399—6509 |
| Ширина, мм | 2820—2865 |
| Высота, мм | 1835—1890 |
| База, мм | 3700 |
| Колея, мм | 2500 |
| Клиренс, мм | 395—415 |
| Тип брони | стальная катаная |
| Лоб корпуса (верх), мм/град. | 14/54° |
| Лоб корпуса (середина), мм/град. | 7/80° |
| Лоб корпуса (низ), мм/град. | 14/45° |
| Борт корпуса (верх), мм/град. | 7/23° |
| Борт корпуса (низ), мм/град. | 7/0° |
| Корма корпуса, мм/град. | 7 мм |
| Прицелы | ПП-61Б |
| Пулемёты | 1 × 7,62-мм ПКТ |
| Тип двигателя | |
ruwikiorg.ru
