Содержание

Диктант Победы — ПОВЕСТЬ О НАСТОЯЩЕМ ЧЕЛОВЕКЕ. 20 мая родился легендарный советский военный летчик Алексей Маресьев

    20.05.2021 статья

     

    КРАТКИЙ КУРС ИСТОРИИ. АЛЕКСЕЙ МАРЕСЬЕВ

     

    20 мая (н. ст.) 1916 года родился Алексей Петрович Маресьев, легендарный советский военный летчик, Герой Советского Союза, прототип героя знаменитой «Повести о настоящем человеке».

     

     

     

    Сила и упрямство

     

    Алексей Петрович родился в Саратовской губернии, в городе Камышине (ныне – Волгоградская область). Однако из документов, выставленных в 2016 году в Жирновском районном краеведческом музее в рамках выставки, посвященной 100-летию легендарного летчика-истребителя А. П. Маресьева, следует, что он родился на хуторе Веревкин, Добринской волости, Камышинского уезда.

    Алексей лишился отца в 3-летнем возрасте – сказались последствия многочисленных ранений, полученных в Первую мировую. В результате воспитанием троих сыновей занималась мама. Алексей Маресьев в детстве часто болел, крайне тяжело перенес малярию, выжил, но заработал ревматизм. Лишь огромная сила воли и упрямый характер, доставшиеся от отца, позволили выдерживать мучительные боли в суставах. Маресьев окончил восемь классов в камышинской школе, в местном училище освоил специальность токаря и приступил к трудовой деятельности.

     

    Фото: Фотограф делает снимок летчика 63-го Гвардейского истребительного авиационного полка Алексея Петровича Маресьева (1916 — 2001) у своего истребителя Ла-5Ф. Источник: waralbum.ru

     

     

    Мечта о небе

     

    Однако Алексея Петровича не покидала мечта о небе. Два раза будущий герой подавал документы в летное училище, два раза ему отказывали в приеме – здоровье неподходящее. В 1934 году Маресьева направили строить Комсомольск-на-Амуре. Там ему посчастливилось осуществить мечту детства – начал заниматься в аэроклубе.

    В 1937 году Алексей Петрович был призван в армию, в 1940-м окончил Батайское авиационное училище в звании младшего лейтенанта.

     

    Источник: histrf.ru

     

    В начале Великой Отечественной войны Маресьева направили на Юго-Западный фронт, в 296-й истребительный авиаполк. В 1941 году советской авиации приходилось крайне трудно. Маресьев, в отличие от многих советских летчиков, был уже опытным пилотом – возможно, потому и остался жив. Весной того же года Алексея Петровича направили на Северо-Западный фронт.

     

     

    Источник: histrf.ru

     

    Герой

     

    4 апреля 1942 года, в ходе вылета по прикрытию бомбардировщиков в районе так называемого Демянского котла, где Красная Армия окружила почти 100-тысячную группировку немецких войск, самолет Маресьева был подбит. В результате вынужденной посадки на вражеской территории летчик получил серьезные травмы. Несмотря на это, на сильно поврежденных ногах, затем ползком, затем перекатываясь, он 18 суток по глубокому снегу пробирался к своим.

    В подробностях порталу «История.РФ» об этом рассказал Александр Морзунов, постоянный участник поисковых экспедиций Российского военно-исторического общества, руководитель НООО «Поисковый отряд “Находка”».

    Сам Маресьев не любил вспоминать эту историю. Известно лишь, что питался тем, что можно было съесть, вышел живым из схватки с медведем и все-таки добрался до русской деревни, почти без сознания. В начале мая Маресьева самолетом доставили в московский госпиталь. Находясь в критическом состоянии, он перенес ампутацию стоп обеих ног: из-за обморожения началась гангрена. Казалось, о небе можно забыть навсегда.

     

     

    Но Маресьев был все таким же волевым и упрямым, как в детстве, и через шесть месяцев после того, как встал на протезы, уже почти невозможно было по его походке определить отсутствие стоп – невероятный по тем временам случай! Маресьев преодолел все административные и медицинские барьеры и вернулся в строй летчиков-истребителей в июне 1943 года, как раз к Курской битве.

     

     

    За годы Великой Отечественной войны на счету Героя Советского Союза Алексея Маресьева – 86 боевых вылетов, 11 сбитых немецких самолетов, 7 из которых после ранения.

     

    Фото: А.П. Маресьев на съемках фильма с актерами. Источник: Российский государственный архив кинофотодокументов

     

    Фото: Церемония зажжения Вечного огня на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены. С факелом – Герой Советского Союза А.П. Маресьев. Источник: Центральный архив аудиовизуальных документов г. Москвы

     

    После войны Маресьев вел активный образ жизни, в отставку вышел в 1946 году в звании полковника, с 1956 года и до конца дней занимал руководящие должности в Советском (затем Российском) комитете ветеранов войны и военной службы. Умер герой 18 мая 2001 года.

     

    Автор: Евгений Сухарников
    Источник: портал История.РФ

     


    Также смотрите на нашем сайте видео «Путь к Великой Победе. Алексей Маресьев» (телеканал Россия 1, ВГТРК) в разделе «Медиа»

    Обратная связь

    Как вас зовут?

    E-mail

    Выберите темуОставить отзывЗапись на площадкуРегистрация площадокМеждународные площадкиТехнические проблемы

    Ваше сообщение

    Время отведенное на тест истекло

    По вашему коду найден результат

    Баллов

    Время

    Результат не найден

    Легендой Маресьева сделала книга, но настоящим человеком он стал сам

    Регистрация пройдена успешно!
    Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

    https://ria.ru/20160520/1436882068.html

    Легендой Маресьева сделала книга, но настоящим человеком он стал сам

    Легендой Маресьева сделала книга, но настоящим человеком он стал сам — РИА Новости, 26.05.2021

    Легендой Маресьева сделала книга, но настоящим человеком он стал сам

    В день столетнего юбилея легендарного летчика Алексея Маресьева Сергей Варшавчик напоминает историю его жизни и борьбы.

    2016-05-20T11:05

    2016-05-20T11:05

    2021-05-26T16:23

    /html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

    /html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

    https://cdnn21.img.ria.ru/images/91222/66/912226641_0:197:2001:1322_1920x0_80_0_0_4bd66ec6adfa3be962562383c67c215d.jpg

    россия

    РИА Новости

    1

    5

    4.7

    96

    [email protected]

    7 495 645-6601

    ФГУП МИА «Россия сегодня»

    https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

    2016

    Сергей Варшавчик

    https://cdnn21.img.ria.ru/images/19131/94/191319498_0:0:0:0_100x100_80_0_0_b8ada3ed95cfaa75622768e917b43687.jpg

    Сергей Варшавчик

    https://cdnn21.img.ria.ru/images/19131/94/191319498_0:0:0:0_100x100_80_0_0_b8ada3ed95cfaa75622768e917b43687.jpg

    Новости

    ru-RU

    https://ria.ru/docs/about/copyright.html

    https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

    РИА Новости

    1

    5

    4.7

    96

    internet-group@rian. ru

    7 495 645-6601

    ФГУП МИА «Россия сегодня»

    https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

    1920

    1080

    true

    1920

    1440

    true

    https://cdnn21.img.ria.ru/images/91222/66/912226641_0:9:2001:1509_1920x0_80_0_0_a196b6ee9fa7ddb7f327bfae2216f5c1.jpg

    1920

    1920

    true

    РИА Новости

    1

    5

    4.7

    96

    [email protected]

    7 495 645-6601

    ФГУП МИА «Россия сегодня»

    https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

    Сергей Варшавчик

    https://cdnn21.img.ria.ru/images/19131/94/191319498_0:0:0:0_100x100_80_0_0_b8ada3ed95cfaa75622768e917b43687.jpg

    авторы, алексей маресьев, великая отечественная война (1941-1945), россия

    Авторы, Алексей Маресьев, Великая Отечественная война (1941-1945), Россия

    Сергей Варшавчик, для МИА «Россия сегодня»

    20 мая исполняется 100 лет со дня рождения легендарного Героя Советского Союза Алексея Маресьева. Во время Великой Отечественной войны немало советских летчиков совершали боевые вылеты без ног или рук, но именно Маресьев стал самым известным отечественным пилотом, преодолевшим свое тяжелое ранение.

    Сбит в районе «котла»

    Первый свой боевой вылет Алексей Маресьев совершил 23 августа 1941 года, вылетев на штурм переднего края противника. Воевал в рядах 296-го истребительного авиационного полка на Южном фронте до поздней осени 1941 года.

    В марте 1942 года Маресьева (в составе 580-го истребительного авиационного полка) направили на Северо-Западный фронт, где шли тяжелые бои в районе города Демянск на Новгородчине. Там советские войска окружили основные силы 2-го армейского корпуса 16-й немецкой армии из группы «Север». Немцы рвались из «демянского котла», наши из последних сил удерживали кольцо окружения.

    К тому времени на счету летчика было 4 сбитых вражеских самолета, первым из которых стал транспортный «Юнкерс-52». 4 апреля 1942 года Маресьев при сопровождении своих бомбардировщиков наткнулся на группу немецких истребителей. Завязался напряженный бой, в котором один враг был сбит, но и Як-1 Алексея получил серьезные повреждения, а сам он был ранен в ноги. Пришлось приземлиться на вражеской территории, в районе «демянского котла», хотя это не сулило ничего хорошего.

    © РИА Новости / Перейти в медиабанкЛетчики готовятся к боевому вылету. Крайний слева — Герой Советского Союза летчик Алексей Маресьев

    Страшные 18 суток

    После этого, преодолевая боль, Маресьев на разбитых ногах вначале пошел, а затем, обессилев, пополз на восток. Восемнадцать суток, по таявшему апрельскому снегу (перепады температуры в этот период составляли от — 5° до + 7°), практически без еды и воды, продолжалось это страшное путешествие, о котором впоследствии летчик не любил вспоминать.

    Спасли его мальчишки из деревни Плав Валдайского района — Сережа Малинин и Саша Вихров, которые наткнулись в лесу на потерявшего сознание пилота. В одном из своих последних интервью на вопрос: «Что же помогло тогда выжить и не впасть в отчаяние?» — Маресьев ответил: «Желание выбраться к своим. Желание жить».

    А еще — помощь незнакомых и знакомых людей. Через неделю после того, как Маресьев попал к колхозникам, за ним прилетел на По-2 комэск его полка старший лейтенант Андрей Дехтяренко (будущий Герой Советского Союза, через два месяца погибший в бою), который доставил раненого однополчанина из глухого села в Москву, в госпиталь.

    На краю смерти

    Однако долгий путь сделал свое — летчик, у которого стремительно развивалась гангрена обеих израненных и отмороженных ног, был в столь плохом состоянии, что московские врачи не надеялись на его спасение.

    Спас Маресьева профессор Николай Теребинский, известный хирург, который, проходя мимо умирающего лейтенанта, поинтересовался его состоянием и, получив от коллег неутешительный ответ, скомандовал: «Немедленно в операционную!»

    В ходе последующей операции Маресьеву ампутировали обе ноги в районе голени. Жизнь его теперь была вне опасности, но казалось, что о службе летчика можно навсегда забыть. Но у Алексея Петровича было другое мнение на этот счет. Он привык преодолевать себя.

    Летчиком не рождаются

    Путь в небо вообще начинался для Маресьева трудно. Отец умер от ран, полученных на фронтах Первой мировой. Надо было помогать матери, которая работала уборщицей на заводе, одна воспитывая троих сыновей.

    После окончания школы в городе Камышин Сталинградской области (ныне Волгоградской) Алексей работал токарем. Дважды подавал документы в летное училище и дважды получал отказ — по здоровью. В детстве он перенес тяжелую форму малярии, приведшую к ревматизму. Никто не верил в его детскую мечту — стать летчиком, кроме него самого.

    Несмотря на слабое здоровье, в 1934 году Камышинский райком комсомола послал Марьесьева строить Комсомольск-на-Амуре. Будущий Герой Советского Союза категорически не желал ехать на Дальний Восток, и даже в сердцах сдал комсомольский билет. К счастью для него, инцидент замяли, а он все же отправился на строительство нового города.

    Через тернии к звездам

    Впоследствии вспоминал, что на медкомиссии женщина-врач сказала ему: «Алеша, ты, конечно, можешь не ехать. Но знай, если ты одной ногой ступишь на ту землю, все твои болезни пройдут». Так оно и случилось. Перемена климата благотворно сказалась на юном волжанине. Без отрыва от производства (работал мотористом-дизелистом) он стал заниматься в аэроклубе.

    В 1937 году был призван в армию и попал по настоятельной просьбе в авиацию — служил в 12-м авиапограничном отряде на Сахалине. Правда, не летал, а помогал обслуживать самолеты. Активного красноармейца заметили и направили 30-ю Читинскую школу военных пилотов, которую в 1938 году перевели в Батайск Краснодарского края.

    Именно там он впервые самостоятельно поднялся в небо. Закончив в 1940 году Батайское военное авиационное училище имени А.К.Серова, в звании младшего лейтенанта Алексей Маресьев был оставлен в родных стенах летчиком-инструктором, и там же встретил войну.

    © РИА Новости / Михаил Озерский / Перейти в медиабанкПисатель Борис Полевой (2 слева) и летчик, Герой Советского союза Алексей Маресьев (2 справа) на книжном базаре

    Железная воля Маресьева

    Несмотря на полученную инвалидность, после тяжелой операции лейтенант начал упорные тренировки — вначале в госпитале, потом в санатории. И опять в эту затею никто не верил, кроме него самого. Однако многомесячные занятия не прошли даром — медкомиссия признала его годным к летной работе, но оставила в тылу.

    Несколько месяцев Маресьев настойчиво добивался отправки на фронт и в итоге в июне 1943 года был направлен в 63-й гвардейский истребительный авиационный полк. Но командир полка подполковник Иванов сначала не решался посылать Алексея на боевые задания — обстановка в воздухе над Курской дугой была весьма напряженной, а тут, мол, прислали инвалида.

    Выручил командир его эскадрильи, Александр Числов, взявший Маресьева ведомым на несколько боевых заданий. После того, как в одном из боев Маресьев сбил вражеский «Мессершмитт», доверие к новому летчику со стороны командования резко возросло. Сам же Алексей Петрович с тех пор стал считать Числова своим «крестным».

    Спасая товарищей

    А вскоре старший лейтенант отличился настолько, что стал известным по всей 15-й воздушной армии. 20 июля 1943 года Маресьев спас двух своих товарищей и сбил при этом два немецких «Фокке-Вульфа-190», прикрывавших вылет пикирующих бомбардировщиков «Юнкерс-87». Всего же наши летчики в этом бою сбили 13 вражеских самолетов.

    После этого старший лейтенант Маресьев был назначен заместителем эскадрильи, а 24 августа 1943 года вместе со своим командиром Александром Числовым удостоен звания Героя Советского Союза.

    В представлении Маресьева к высокой награде командир полка написал: «Не жалея жизни и крови, сражается против врагов и, несмотря на серьезный физический недостаток, добивается в воздушных боях отличных успехов».

    Однако из-за возросших нагрузок в 1944 году Маресьев согласился перейти из боевого полка в управление вузов ВВС и стать летчиком-инспектором. Всего же за годы войны он совершил 86 боевых вылетов, сбив 11 вражеских самолетов.

    Пилоты, преодолевшие себя

    Несмотря на неординарность случившегося, Маресьев был далеко не единственным советским летчиком, воевавшим, несмотря на свой тяжелый физический недостаток.

    Герой России Иван Леонов летал с протезом вместо ампутированной левой руки. Герой Советского Союза Леонид Белоусов воевал в небе без обеих ног. С протезом на левой ступне пилотировал свой самолет Александр Грисенко. Без обеих ступней бил врага Герой Советского Союза Георгий Кузьмин.

    Другой Герой Советского Союза, Иван Любимов, после потери левой ступни добился разрешения летать с протезом и лично сбил восемь самолетов противника. Еще один летчик, награжденный Золотой Звездой, Илья Маликов с ампутированной до колена ногой освоил бомбардировщик Пе-2 и воевал на нем до конца войны. До победы воевал и истребитель В.Г. Смирнов, которому врачи отняли ногу.

    Во многом схожей на маресьевскую получилась история и у Захара Сорокина. Осенью 1941 года он, воевавший на Крайнем Севере, был сбит и шестеро суток пробирался к своим, отморозив ноги. Лишившись обеих ступней и проведя больше года в госпиталях, мужественный летчик добился возвращения на фронт и после 11 побед был удостоен звания Героя Советского Союза.

    © РИА Новости / Перейти в медиабанкГерой Советского Союза Алексей Маресьев поздравляет космонавта Юрия Гагарина с успешным прилетом

    Подвиг и слава

    Почему же именно Маресьев стал наиболее известным из советских пилотов? Несомненно, свою роль сыграла повесть Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», в котором писатель красочно рассказал всей стране о подвиге летчика, с которым встречался (в качестве военного корреспондента) на фронте.

    Правда, произошло это уже после войны, когда вышла книга, а вслед за ней и кинофильм, в котором Мересьева (писатель изменил одну букву в фамилии героя) сыграл актер Павел Кадочников. Алексей Петрович, который в 1946 году вышел в отставку, отнесся к обрушившейся на него славе философски.

    Изменение своей фамилии он объяснял так: «Полевой подстраховался. А вдруг бы я запил, начал хулиганить? Тогда книжку бы запретили». Конечно, он шутил. Человек железной воли, много лет он держал себя в превосходной физической форме, которой могли бы позавидовать многие, и дожил до 84 лет.

    Алексей МаресьевРоссия

    Биография Алексея Маресьева — РИА Новости, 20.05.2021

    https://ria.ru/20210520/maresev-1732928217.html

    Биография Алексея Маресьева

    Биография Алексея Маресьева — РИА Новости, 20.05.2021

    Биография Алексея Маресьева

    Официально считается, что Герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев родился 20 мая (7 мая по старому стилю) 1916 года в городе Камышине Саратовской. .. РИА Новости, 20.05.2021

    2021-05-20T00:43

    2021-05-20T00:43

    2021-05-20T00:43

    справки

    камышин

    алексей маресьев

    /html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

    /html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

    https://cdnn21.img.ria.ru/images/143689/00/1436890003_0:0:3001:1688_1920x0_80_0_0_f7fe1aeb181f72ebe79d1cc9fc5a4eab.jpg

    Официально считается, что Герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев родился 20 мая (7 мая по старому стилю) 1916 года в городе Камышине Саратовской губернии (ныне находится в Волгоградской области). Настоящим днем его рождения является 29 мая (16 мая по старому стилю) 1916 года. Это подтверждает архивная справка от 4 августа 2006 года, выданная учреждением «Государственный архив Волгоградской области» на основании актовой записи N 40 от 1916 года, произведенной в метрической книге Камышина служителем Свято-Троицкой церкви. Позже, при оформлении военных документов, в них была ошибочно отмечена другая дата – 20 мая 1916 года. С тех пор Маресьев указывал именно ее и свой день рождения праздновал 20 мая. Его отец умер в феврале 1917 года от ран, полученных на фронтах Первой мировой войны (1914-1918). Мать одна воспитывала троих сыновей. Окончив шесть классов школы, Алексей Маресьев пошел работать на лесопильный завод и вскоре поступил учиться в школу ФЗУ (фабрично-заводского ученичества) при заводе. В 1932 году он ее окончил, получив специальность токаря по металлу. Мечтая стать летчиком, Маресьев пробовал поступить в летное училище, но по состоянию здоровья его не приняли. Он пошел учиться на вечерние курсы Камышинского рабочего факультета при Саратовском сельхозинституте. Маресьев освоил программу трех курсов и успешно сдал выпускные экзамены.В 1934 году по направлению Камышинского райкома комсомола он уехал на строительство Комсомольска-на-Амуре. Работал сначала лесорубом, а в 1935-1937 годах – механиком-дизелистом на катере. Алексей Маресьев стал одним из инициаторов создания аэроклуба в Комсомольске-на-Амуре. Занимаясь в нем, сделал первый самостоятельный вылет.В 1937 году Маресьева призвали в армию, он был отправлен для несения службы в 12-й авиапогранотряд на остров Сахалин, где занимался обслуживанием самолетов многоцелевого назначения Р-5. В дальнейшем командование направило Маресьева в Читинскую авиационную школу пилотов. В октябре 1939 года курсантов этой школы перевели в Батайскую военную авиационную школу. После окончания в 1940 году авиашколы, Маресьев служил в ней летчиком-инструктором. Когда началась Великая Отечественная война (1941-1945), он подал рапорт с просьбой отправить его на фронт. В августе 1941 года Алексея Маресьева направили на Юго-Западный фронт. Первый боевой вылет совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога, а в начале 1942 года сбил первый вражеский самолет. В марте 1942 года летчик был направлен на Северо-Западный фронт. К этому моменту на его счету числилось четыре сбитых немецких самолета. 5 апреля 1942 года в воздушном бою в районе Демянского плацдарма (Новгородская область) самолет Алексея Маресьева был подбит и упал на лес в тылу врага. При падении с высоты у летчика были повреждены ноги. 18 суток Маресьев сначала на покалеченных ногах, а затем ползком пробирался к линии фронта. Еле живого летчика обнаружили жители из деревни Плав Валдайского района Новгородской области. Больше недели они ухаживали за Маресьевым, но разбитые и отмороженные ноги у него воспалились, нужна была срочная операция. В первых числах мая за раненым прилетел самолет, который доставил его в Москву в военный госпиталь. После ампутации голеней обеих ног, проявив необычайную силу воли, Маресьев освоил протезы и начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с ними. Тренировки продолжались и в санатории, куда он был направлен в сентябре 1942 года. В начале 1943 года Маресьев прошел медкомиссию и, получив разрешение летать, был направлен управлением кадров Военно-воздушных сил СССР в 3-ю авиационную школу первоначального (тренировочного) обучения, располагавшуюся в поселке Ибреси Чувашской АССР (ныне Чувашская Республика). Свыше пяти месяцев он учился летать и управлять самолетом, используя протезы. В июне 1943 года, после успешной сдачи зачетного полета, старший лейтенант Маресьев был направлен в 63-й гвардейский истребительный авиационный полк на Брянский фронт. 6 июля 1943 года он открыл новый счет воздушным победам – сбил немецкий истребитель.Участвовал в боях на Курской дуге и в Прибалтике. Был сначала заместителем командира эскадрильи, затем помощником командира и штурманом полка. Всего в годы войны совершил 86 боевых вылетов, провел 26 воздушных боев, в которых лично сбил 11 самолетов противника, в том числе семь после ампутации ног. В июне 1944 года Маресьев был назначен летчиком-инспектором Управления высших учебных заведений Военно-воздушных сил (ВВС). В 1946 году он был уволен в запас в звании майора. 1 марта 1948 года его назначили начальником авиационной подготовки 1-й Московской спецшколы ВВС, созданной по примеру суворовских училищ. Свои последние вылеты на учебном самолете По-2 летчик совершил в начале 1950-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве. В 1952 году Алексей Маресьев окончил Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б), в 1956 году – аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС, кандидат исторических наук. Учебу он сочетал с активной общественной работой, с докладами, выступлениями на митингах и собраниях.В 1956 году Маресьев стал ответственным секретарем Советского комитета ветеранов войны, в 1983 году – первым заместителем председателя Советского комитета ветеранов войны (с 1992 года Российского комитета ветеранов войны и военной службы). В этой должности он проработал до последнего дня своей жизни. В 1998 году Маресьев создал и возглавил региональный общественный фонд «Инвалиды Великой Отечественной войны». Был вице-президентом Международной федерации борцов Сопротивления. Автор книги «На Курской дуге» (1960). Алексей Маресьев – Герой Советского Союза (1943), полковник (1978). Награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов, Красной Звезды, Почета, двумя орденами Российской Федерации – «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (1996) и Дружбы (2000), медалями, а также орденами и медалями иностранных государств. Маресьев был женат, воспитал двоих сыновей. Легендарный летчик скончался 18 мая 2001 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Подвиг Алексея Маресьева описан в книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» (1946). По ней был снят одноименный художественный фильм, премьера которого состоялась в 1948 году, а Сергей Прокофьев написал оперу. Именем Алексея Маресьева названа малая планета Солнечной системы, улицы в Москве, в Камышине, Горно-Алтайске (РФ), в поселке Ибреси Чувашской Республики, Актюбинске (Актобе; Казахстан), Ташкенте (Узбекистан). Его имя присвоено школам в Москве, Орле и городе Петров Вал Камышинского района Волгоградской области. В Комсомольске-на-Амуре в 2005 году установили бюст героя, в Камышине в 2006 году – памятник летчику. В 2010 году в этом же городе на Аллее героев был открыт его бюст. Мемориальные доски Маресьеву установлены в Москве – на доме, где летчик жил после войны, в поселке Ибреси – на здании бывшей летной школы и на часовне св. Николая Чудотворца в городе Батайске. В 2004 году при поддержке правительства Москвы учреждена международная премия имени А.П. Маресьева «За волю к жизни». Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

    камышин

    РИА Новости

    1

    5

    4.7

    96

    [email protected]

    7 495 645-6601

    ФГУП МИА «Россия сегодня»

    https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

    2021

    РИА Новости

    1

    5

    4.7

    96

    [email protected]

    7 495 645-6601

    ФГУП МИА «Россия сегодня»

    https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

    Новости

    ru-RU

    https://ria.ru/docs/about/copyright.html

    https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

    РИА Новости

    1

    5

    4.7

    96

    [email protected]

    7 495 645-6601

    ФГУП МИА «Россия сегодня»

    https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

    1920

    1080

    true

    1920

    1440

    true

    https://cdnn21. img.ria.ru/images/143689/00/1436890003_0:0:2647:1985_1920x0_80_0_0_faac4f64ccb4ad07e9247d0740e59c5b.jpg

    1920

    1920

    true

    РИА Новости

    1

    5

    4.7

    96

    [email protected]

    7 495 645-6601

    ФГУП МИА «Россия сегодня»

    https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

    РИА Новости

    1

    5

    4.7

    96

    [email protected]

    7 495 645-6601

    ФГУП МИА «Россия сегодня»

    https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

    справки, камышин, алексей маресьев

    Справки, Камышин, Алексей Маресьев

    Официально считается, что Герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев родился 20 мая (7 мая по старому стилю) 1916 года в городе Камышине Саратовской губернии (ныне находится в Волгоградской области).

    Настоящим днем его рождения является 29 мая (16 мая по старому стилю) 1916 года. Это подтверждает архивная справка от 4 августа 2006 года, выданная учреждением «Государственный архив Волгоградской области» на основании актовой записи N 40 от 1916 года, произведенной в метрической книге Камышина служителем Свято-Троицкой церкви.

    Позже, при оформлении военных документов, в них была ошибочно отмечена другая дата – 20 мая 1916 года. С тех пор Маресьев указывал именно ее и свой день рождения праздновал 20 мая.

    Его отец умер в феврале 1917 года от ран, полученных на фронтах Первой мировой войны (1914-1918). Мать одна воспитывала троих сыновей.

    Окончив шесть классов школы, Алексей Маресьев пошел работать на лесопильный завод и вскоре поступил учиться в школу ФЗУ (фабрично-заводского ученичества) при заводе. В 1932 году он ее окончил, получив специальность токаря по металлу.

    Мечтая стать летчиком, Маресьев пробовал поступить в летное училище, но по состоянию здоровья его не приняли. Он пошел учиться на вечерние курсы Камышинского рабочего факультета при Саратовском сельхозинституте. Маресьев освоил программу трех курсов и успешно сдал выпускные экзамены.

    В 1934 году по направлению Камышинского райкома комсомола он уехал на строительство Комсомольска-на-Амуре. Работал сначала лесорубом, а в 1935-1937 годах – механиком-дизелистом на катере. Алексей Маресьев стал одним из инициаторов создания аэроклуба в Комсомольске-на-Амуре. Занимаясь в нем, сделал первый самостоятельный вылет.

    В 1937 году Маресьева призвали в армию, он был отправлен для несения службы в 12-й авиапогранотряд на остров Сахалин, где занимался обслуживанием самолетов многоцелевого назначения Р-5. В дальнейшем командование направило Маресьева в Читинскую авиационную школу пилотов. В октябре 1939 года курсантов этой школы перевели в Батайскую военную авиационную школу.

    После окончания в 1940 году авиашколы, Маресьев служил в ней летчиком-инструктором.

    Когда началась Великая Отечественная война (1941-1945), он подал рапорт с просьбой отправить его на фронт. В августе 1941 года Алексея Маресьева направили на Юго-Западный фронт. Первый боевой вылет совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога, а в начале 1942 года сбил первый вражеский самолет. В марте 1942 года летчик был направлен на Северо-Западный фронт. К этому моменту на его счету числилось четыре сбитых немецких самолета.

    5 апреля 1942 года в воздушном бою в районе Демянского плацдарма (Новгородская область) самолет Алексея Маресьева был подбит и упал на лес в тылу врага. При падении с высоты у летчика были повреждены ноги. 18 суток Маресьев сначала на покалеченных ногах, а затем ползком пробирался к линии фронта. Еле живого летчика обнаружили жители из деревни Плав Валдайского района Новгородской области. Больше недели они ухаживали за Маресьевым, но разбитые и отмороженные ноги у него воспалились, нужна была срочная операция. В первых числах мая за раненым прилетел самолет, который доставил его в Москву в военный госпиталь.

    После ампутации голеней обеих ног, проявив необычайную силу воли, Маресьев освоил протезы и начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с ними. Тренировки продолжались и в санатории, куда он был направлен в сентябре 1942 года.

    В начале 1943 года Маресьев прошел медкомиссию и, получив разрешение летать, был направлен управлением кадров Военно-воздушных сил СССР в 3-ю авиационную школу первоначального (тренировочного) обучения, располагавшуюся в поселке Ибреси Чувашской АССР (ныне Чувашская Республика). Свыше пяти месяцев он учился летать и управлять самолетом, используя протезы. В июне 1943 года, после успешной сдачи зачетного полета, старший лейтенант Маресьев был направлен в 63-й гвардейский истребительный авиационный полк на Брянский фронт. 6 июля 1943 года он открыл новый счет воздушным победам – сбил немецкий истребитель.

    Участвовал в боях на Курской дуге и в Прибалтике. Был сначала заместителем командира эскадрильи, затем помощником командира и штурманом полка. Всего в годы войны совершил 86 боевых вылетов, провел 26 воздушных боев, в которых лично сбил 11 самолетов противника, в том числе семь после ампутации ног.

    В июне 1944 года Маресьев был назначен летчиком-инспектором Управления высших учебных заведений Военно-воздушных сил (ВВС). В 1946 году он был уволен в запас в звании майора.

    1 марта 1948 года его назначили начальником авиационной подготовки 1-й Московской спецшколы ВВС, созданной по примеру суворовских училищ. Свои последние вылеты на учебном самолете По-2 летчик совершил в начале 1950-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве.

    В 1952 году Алексей Маресьев окончил Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б), в 1956 году – аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС, кандидат исторических наук.

    Учебу он сочетал с активной общественной работой, с докладами, выступлениями на митингах и собраниях.

    В 1956 году Маресьев стал ответственным секретарем Советского комитета ветеранов войны, в 1983 году – первым заместителем председателя Советского комитета ветеранов войны (с 1992 года Российского комитета ветеранов войны и военной службы). В этой должности он проработал до последнего дня своей жизни.

    В 1998 году Маресьев создал и возглавил региональный общественный фонд «Инвалиды Великой Отечественной войны». Был вице-президентом Международной федерации борцов Сопротивления.

    Автор книги «На Курской дуге» (1960).

    Алексей Маресьев – Герой Советского Союза (1943), полковник (1978).

    Награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов, Красной Звезды, Почета, двумя орденами Российской Федерации – «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (1996) и Дружбы (2000), медалями, а также орденами и медалями иностранных государств.

    Маресьев был женат, воспитал двоих сыновей.

    Легендарный летчик скончался 18 мая 2001 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

    Подвиг Алексея Маресьева описан в книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» (1946). По ней был снят одноименный художественный фильм, премьера которого состоялась в 1948 году, а Сергей Прокофьев написал оперу.

    Именем Алексея Маресьева названа малая планета Солнечной системы, улицы в Москве, в Камышине, Горно-Алтайске (РФ), в поселке Ибреси Чувашской Республики, Актюбинске (Актобе; Казахстан), Ташкенте (Узбекистан). Его имя присвоено школам в Москве, Орле и городе Петров Вал Камышинского района Волгоградской области.

    В Комсомольске-на-Амуре в 2005 году установили бюст героя, в Камышине в 2006 году – памятник летчику. В 2010 году в этом же городе на Аллее героев был открыт его бюст.

    Мемориальные доски Маресьеву установлены в Москве – на доме, где летчик жил после войны, в поселке Ибреси – на здании бывшей летной школы и на часовне св. Николая Чудотворца в городе Батайске.

    В 2004 году при поддержке правительства Москвы учреждена международная премия имени А.П. Маресьева «За волю к жизни».

    Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

    Алексей Маресьев, советский летчик-истребитель, который летал без ног

    Автор Mark Shiffer | Проверено Эриком Хокинсом

    Опубликовано 26 октября 2021 г.

    Алексей Петрович Маресьев, будучи сбитым и прожив 18 дней в пустыне, чудесным образом вернулся в небо, чтобы сразиться с нацистами, несмотря на то, что потерял обе ноги.

    Марка Wikimedia Commons с изображением советского летчика Алексея Маресьева.

    Летчик-истребитель Алексей Маресьев — одна из малоизвестных за пределами России исторических личностей. Тем не менее, его замечательная история заслуживает того, чтобы быть. Опытный летчик, Маресьев был сбит в воздушном бою на стороне союзников в 1919 г.42. С ампутированными обеими ногами он все же вернулся через несколько месяцев, чтобы снова воевать с нацистами.

    Ранняя жизнь Алекса Маресьева

    Алексей Маресьев родился в 1916 году, незадолго до большевистской революции в России. Выросший в Камышине, на берегу Волги, Маресьев считался самым слабым из четырех братьев и сестер. Он испытывал постоянную боль в суставах, и его практически приходилось нести в школу. По-видимому, у него было несколько приступов малярии, и в какой-то момент он был близок к смерти.

    Коммунистическая молодежная организация отправила его на Дальний Восток для работы на строительстве нового города в 1932 году. Маресьев не хотел ехать, но вскоре его уговорили. Время, проведенное там, вероятно, помогло ему пережить это испытание десятью годами позже. Он столкнулся с тяжелыми условиями на Дальнем Востоке, учась жить в холодном и суровом климате.

    Несмотря на проблемы со здоровьем, Маресьев очень хотел стать летчиком. Новая среда поправила его здоровье, и Маресьев научился летать. Он присоединился к советской авиации. Сначала Маресьев работал техником. Затем окончил Военную авиационную школу в 1940 и стал профессиональным пилотом. Немцы вторглись в Советский Союз в июне 1941 года, и Маресьева отправили на фронт летчиком-истребителем.

    Сбит во время боя

    Creative CommonsМаресьев в молодости.

    Маресьев впервые участвовал в боевых действиях в августе 1941 года. В начале конфликта превосходные самолеты немецкой постройки сбили много русских самолетов, что привело к большим потерям. Несмотря на подавляющее превосходство, Маресьев остался в воздухе и за шесть месяцев фактически сбил шесть немецких самолетов.

    Его удача закончилась 5 апреля 1942 года, когда во время тяжелых боев самолет Маресьева был сбит люфтваффе и рухнул в лес в тылу немцев. Его самолет разлетелся на куски, а Маресьев остался жив, но сильно ранен. В результате аварии ему повредили ноги. Маресьев попытался идти, но был вынужден отползти, прежде чем немецкие наземные войска нашли разбитый самолет.

    Маресьев замечательно прополз еще 18 дней в безопасное место на территории, контролируемой Россией. Он сделал это, несмотря на открытые раны на ногах, мало еды, холод и только нож для защиты. Он ел кору и сосновые шишки, чтобы жить. Единственным преимуществом Маресьева были обильные реки с пресной водой. Вокруг него также были остатки свежевыпавшего снега. Риск пленения немцами означал, что Маресьев должен был держаться подальше от близлежащих деревень. В конце концов он вернулся и был немедленно доставлен в больницу в Москве.

    Скорая реабилитация Маресьева

    Wikimedia Commons Public DomainРоссийский солдат проходит лечение в советском госпитале времен Второй мировой войны.

    В больнице у Маресьева были гангренозные и обмороженные ноги. Сотрудники больницы пытались спасти его ноги. Несмотря на его мольбы, врачи были вынуждены ампутировать поврежденные ноги Маресьева. Маресьев описал это как иногда болезненную процедуру с использованием стерилизованных ножниц.

    Пилот получил протезы ног и ему сказали, что его летная карьера окончена. Но Маресьев сохранил свою мечту вернуться в кабину.

    Он выдержал месяцы тренировок, чтобы снова ходить на искусственных ногах. Затем он провел полгода в школе пилотов и еще полгода учился управлять новым самолетом.

    Настойчивость окупилась. В июне 1943 года Маресьев снова допущен к полетам. К тому времени не хватало хороших летчиков-истребителей. Теперь все, что ему нужно было сделать, это убедить своих товарищей-пилотов, что он все еще компетентен.

    Маресьев возвращается в небо

    Поначалу командир авиабазы ​​Маресьева опасался отправлять его в активные боевые действия. Вместо этого в течение нескольких месяцев ему разрешалось летать только далеко от линии фронта, а другие самолеты оставались поблизости.

    Однако вскоре он начал выполнять одиночные задания, и Маресьев не заставил себя долго ждать. В бою в августе лично сбил три немецких истребителя. Он также спас жизни бесчисленному количеству других русских летчиков-истребителей своими умелыми маневрами. Ход войны повернулся против немцев, и действия Маресьева активно поддержали союзников.

    Его общие достижения во Второй мировой войне были впечатляющими. Маресьев совершил 86 боевых вылетов. Было подтверждено, что им было сбито около 11 немецких самолетов. В том же году Маресьев получил Золотую Звезду Героя Советского Союза. Это была высшая военная награда страны.

    Алексей Маресьев Герой войны

    К этому времени Алексей Маресьев стал популярной фигурой в Советском Союзе. Люди по всей стране хотели встретиться с героем войны. Один корреспондент, Борис Полевой из газеты «Правда», взял интервью у Маресьева. Эта встреча вдохновила Полевого на написание книги под названием « История настоящего мужчины ». Через несколько лет по рассказу был снят фильм и показан в советских кинотеатрах. Также была поставлена ​​опера по мотивам жизни Маресьева.

    Новая слава беспокоила награжденного пилота. Сообщается, что всю свою жизнь он оставался скромным и оставался сбитым с толку, а иногда и раздражаемым похвалой. Маресьев уверял, что ничего экстраординарного в том, что он совершил, нет.

    К 1944 году Маресьев был освобожден от боевых вылетов. Он остался в армии и стал инструктором, обучающим новых пилотов до конца войны. В 1946 году Маресьев уволился из ВВС.

    Последняя награда Алексея Маресьева

    Маресьев продолжал активную гражданскую жизнь. Он был в хорошей форме и регулярно занимался спортом, включая бег и плавание. Он женился и имел двух сыновей. Маресьев получил высшее образование в 1952 г., а в 1956 г. — докторскую степень по истории.0003

    После этого Маресьев работал в Советском комитете ветеранов войны, где занимался защитой раненых и инвалидов Великой Отечественной войны. В конце концов, он стал депутатом Верховного Совета, российского парламента.

    Сотни людей собрались почтить память Алексея Маресьева в Центральном театре Российской Армии в связи с его 85-летием 19 мая 2001 года. К сожалению, в театр он так и не попал. Ранее в тот же день бывший летчик-ас перенес сердечный приступ и был доставлен в московскую больницу. Он умер вскоре после этого. Минута молчания в театре была последней данью уважения. Алексей Маресьев был похоронен со всеми воинскими почестями.


    Прочитав о замечательном бою Алексея Маресьева, узнайте о Лачхимане Гурунге, воине-гуркхе, который одной рукой отбился от 200 японских солдат. Затем узнайте, как Восточный фронт решил Вторую мировую войну.

    Алексей Маресьев (1916-2001)

    История мужества Алексея Маресьева перед лицом невероятных трудностей вдохновила поколения людей с инвалидностью забыть о своих проблемах и жить полной жизнью

    Имя Алексей Маресьев вряд ли назовет bell с большинством читателей в англоязычном мире. А жаль, ведь этот прославленный советский летчик-истребитель времен Второй мировой войны написал сценарий героической саги о выживании человека в дикой природе. Не обращая внимания на потерю обеих ног, он продолжил боевые полеты. В этом отношении он напоминал знаменитого Дугласа Бадера из Королевских ВВС (RAF), который, несмотря на то, что потерял обе ноги в авиакатастрофе, вернулся к полетам на истребителях и уничтожил 22 человека.

    Сам Маресьев жил по принципу Фонда Дугласа Бейдера, благотворительной организации, заботящейся о нуждах инвалидов, а именно: «Инвалид, который сопротивляется, не инвалид… но вдохновлен».

    Алексей Петрович Маресьев родился 20 мая 1916 года в глухой деревне недалеко от города Камышина на берегу Волги в Российской империи. Он был довольно болезненным ребенком, перенес несколько приступов малярии и сильные боли в суставах. До школы ему приходилось идти пешком четыре километра, иногда старший брат чуть ли не нес его домой. Однажды он оказался в непосредственной опасности смерти, но выжил. В подростковом возрасте Алексей увидел фильм об авиации, который распространял советское правительство, стремясь побудить мальчиков вступать в любительские авиационные и парашютные клубы. И Алексей решил, что когда-нибудь станет летчиком.

    Он пытался пойти в армию, когда достиг совершеннолетия, но молодежное крыло местной коммунистической партии вместо этого решило отправить его на Дальний Восток в составе специальной группы, ответственной за строительство нового города Комсомольск-на -Амур. По понятным причинам Алексей поначалу не хотел, но его уговорили пойти. Это был поворотный момент в его жизни. Тяжелые условия и бодрящий воздух помогли улучшить кровообращение и общее состояние здоровья. Он научился навыкам, необходимым для выживания в тайге или снежном лесу, и это сослужило ему хорошую службу, когда десять лет спустя его самолет был сбит.

    После возвращения на родину Алексей Маресьев поступил на службу в ВВС СССР техником. Ему нравилось возиться с самолетами, но он мечтал стать летчиком. Вскоре он поступил в Военную авиационную школу, учебное заведение для профессиональных пилотов, и оказался одним из лучших их учеников. Когда он окончил школу в 1940 году, он остался инструктором в школе. Вторая мировая война разразилась в сентябре 1939 года, и первоначально Советский Союз в ней не участвовал. В июне 1941 года Германия вторглась в Советский Союз в ходе операции «Барбаросса», и немецкие войска быстро проникли вглубь территории России. Поскольку советские ВВС не могли сравниться с блестящим планированием и передовыми технологиями Люфтваффе, они понесли большие потери. Эскадрилья Алексея Маресьева дислоцировалась в Центральной Украине и была укомплектована истребителями Поликарпова И-16. Первый опыт боевых полетов он получил 23 августа 19 г.41, а к марту 1942 г. удалось сбить четыре немецких самолета.

    4 апреля 1942 года Алексей Маресьев участвовал в воздушном бою с двумя немецкими истребителями, когда его самолет получил критическое поражение. Ему удалось посадить пылающий самолет в густом лесу — части советской территории, оккупированной вторгшимися немцами. Хотя снег смягчил удар, обе его ноги были сильно повреждены. Ему потребовалось 18 дней ползания по зимнему лесу, чтобы добраться до села Плавни и спастись. Кровоточащий от нескольких ран, холодный, голодный и в постоянном страхе быть обнаруженным нацистскими солдатами, только желание жить поддерживало его. Его детская способность переносить сильную боль и подростковый опыт тайги оказались бесценными.

    Однако к тому времени, когда он смог получить медицинскую помощь, его травмы стали настолько серьезными, что ему пришлось ампутировать обе ноги ниже колена, чтобы спасти ему жизнь. Со временем ему снабдили протезами, а затем началась новая борьба за то, чтобы научиться ими пользоваться. Он был полон решимости вернуться в боевую форму, поэтому научился ходить и даже танцевать, несмотря на боль, пока в июне 1943 года военные врачи не удовлетворили его просьбу возобновить полеты.

    Ему не потребовалось много времени, чтобы вернуться в строй. канавка. Во время одного из своих первых полетов ему удалось сбить три немецких Фокке-Вульфа FW-19.0 бойцов. За оставшиеся месяцы войны он совершил в общей сложности 86 боевых вылетов и 11 подтвержденных сбитых немецких самолетов, в том числе семь после ампутации. 24 августа 1943 года награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза — высшей военной наградой страны.

    Всю оставшуюся жизнь Маресьев помогал другим ветеранам войны. Он стал депутатом Верховного Совета и не уставал отстаивать права инвалидов и ветеранов. Он умер 19 мая, 2001 год, в Москве, всего за несколько минут до празднования его 85-летия на следующий день.

    История невероятной храбрости и героической решимости Алексея Маресьева перед лицом невероятных трудностей вдохновила поколения военных и других раненых забыть о своих проблемах и жить полной жизнью. Его подвиги увековечены в книге Бориса Полевого « Повесть о настоящем человеке », по которой впоследствии был поставлен оперный спектакль известного русского композитора Сергея Прокофьева. Однако Маресьев был слишком скромен и неоднократно уверял, что не заслуживает никакой похвалы. В одном газетном интервью он сказал: «В том, что я сделал, нет ничего экстраординарного. Тот факт, что меня превратили в легенду, меня раздражает».

    Алексей Маресьев и история его поразительного полета

    Не существует достаточно серьезных задач, если вы увлечены своим делом и увлечены им. Вот что доказал советский летчик. Несмотря на все обстоятельства, через которые он прошел с самого начала своей жизни, ему удалось показать миру, что можно победить и возвыситься над всеми противниками, если только вкладывать душу во все, что бы ты ни делал. О, и он даже не хотел драматизировать это.

    Грубый старт

    Алексей Маресьев родился незадолго до большевистской революции в России в 1916 году. Он вырос в Камышине вместе с тремя другими братьями и сестрами. Он считался самым слабым среди четверых из-за своей болезни. У него были постоянные боли в суставах, из-за чего брату иногда приходилось возить его из их глухой деревни в школу, которая находилась в четырех километрах, а потом обратно домой.

    В подростковом возрасте он вступил в политическую молодежную организацию Советского Союза, комсомол. Его направили рабочим на строительство Комсомольска-на-Амуре, города на Дальнем Востоке России, основанного в 1932. Вначале Маресьев не был уверен, действительно ли он хочет уйти, но его все равно уговорили уйти, и он так и сделал. На Дальнем Востоке он столкнулся с самыми тяжелыми условиями, в которых он когда-либо был, по крайней мере, в то время. Он научился жить в холодном и суровом климате. Неизвестные ему в тот момент, они подготовили его к тому, что должно было произойти в будущем.

    Маресьев уже мечтал стать летчиком, поэтому, несмотря на проблемы со здоровьем, ему удалось научиться управлять самолетом и присоединиться к ВВС СССР, где он сначала работал техником. В 19В 40 лет он окончил Военную авиационную школу и стал профессиональным летчиком. В следующем году немцы вторглись в Советский Союз, и его отправили работать летчиком-истребителем.

    Сбит врагом

    Маресьев впервые попал в бой в августе 1941 года. В тот день более совершенный самолет немецкой постройки сбил много русских самолетов, что привело к большим потерям. Несмотря на все опасности и огромные трудности, ему удалось удержаться в воздухе и за шесть месяцев сбить шесть нацистских самолетов.

    Летчик-истребитель ВВС СССР Алексей Маресьев. (Mil.ru, CC BY 4.0, через Wikimedia Commons)

    5 апреля 1942 года самолет Маресьева просверлил истребитель Люфтваффе, и его самолет врезался в лес прямо за немецкими позициями. Его самолет был сильно поврежден и разорван на куски, но ему чудом удалось выжить, хотя он и был тяжело ранен. Обе его ноги были изуродованы в результате крушения, но он выжил и использовал оставшиеся силы, чтобы выползти наружу и прочь, прежде чем немецкие наземные войска нашли его.

    В течение 18 дней Маресьев полз в безопасное место на территории, контролируемой Россией. На ногах были открытые раны. У него не было еды, ему было холодно, и у него не было ничего, кроме ножа, чтобы защитить себя на случай, если его найдут нацистские войска. Он выжил, питаясь только корой деревьев и сосновыми шишками. К счастью, его окружали реки с пресной водой и остатками свежего снега. Чтобы уменьшить риск попасть в плен к немцам, он держался подальше от близлежащих деревень. Наконец, он вернулся. Удивленные товарищи немедленно доставили его в госпиталь в Москву.

    Назад к игре и не только

    При осмотре врачи обнаружили, что его ноги были гангренозными и обмороженными. У них не было выбора, кроме как ампутировать их. Он вспомнил,

    Однажды пришел врач, меня отвели в операционную, врач взял стерильные ножницы и на моих глазах просто отрезал ножницами мне ноги. В некоторых местах, где ткань была еще немного живой, было больно, но в целом не больно.

    Ему дали протезы ног вместе с новостью о том, что его летная карьера практически закончилась. Но не для него. Вместо того, чтобы просто вернуться домой и просто принять то, что ему сказали, он долго и усердно тренировался, заново учась ходить и летать. Ко времени Курской битвы он уже был там направлен на фронт, и хотя культи его ног были воспаленными и кровоточащими, он хорошо их прятал, так как не хотел, чтобы его отправили домой.

    Алексей Маресьев 2016 марка Приднестровья. (Почта Приднестровья, общественное достояние, через Wikimedia Commons)

    Поначалу его коллеги-пилоты сомневались в возможностях Маресьева, опасаясь, что он подведет их в решающие моменты. Опасения, что он оказался беспочвенным, поскольку вместо этого он показал им, что он не только очень эффективен, но и может спасти жизни многих других пилотов во время боя. В некотором смысле Маресьев, возможно, был лучшим пилотом в бою.