Малышев В. А. — История Росатома

Вяче­слав Алек­сан­дро­вич Малы­шев родился 16 декабря 1902 года в городе Усть-Сысольск (ныне г. Сык­тыв­кар) в семье учи­теля. В 1904 году семья Малы­ше­вых пере­ехала из Усть-Сысоль­ска в город Вели­кие Луки, где и про­шло дет­ство Вяче­слава Алек­сан­дро­вича. Тру­до­вой путь Вяче­слав Малы­шев начал в 16 лет, рабо­тая сна­чала в народ­ном суде г. Вели­кие Луки, затем сле­са­рем в желез­но­до­рож­ных мастер­ских. Одновре­менно учился в желез­но­до­рож­ном тех­ни­куме и, окон­чив его в 1924 году, стал помощ­ни­ком маши­ни­ста в депо Под­мос­ков­ная Мос­ков­ско-Бело­рус­ско-Бал­тий­ской желез­ной дороги.

В 1926 году он был при­нят в члены Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии. С ноября 1927 года он воз­вра­ща­ется к преж­ней работе в депо Под­мос­ков­ное, а затем в депо Люб­лино Мос­ков­ско-Кур­ской желез­ной дороги.

В июле 1930 года Малы­шев, после трех­ме­сяч­ной под­го­товки, в составе тре­тьей парт­ты­сячи был направ­лен в Мос­ков­ское выс­шее тех­ни­че­ское учи­лище им. Н.Э. Бау­мана. С сен­тября 1934-го по фев­раль 1939 года Вяче­слав Алек­сан­дро­вич рабо­тает на Коло­мен­ском паро­во­зо­стро­и­тель­ном заводе. В то время на заводе прак­ти­че­ски отсут­ство­вали инже­неры. Моло­дой спе­ци­а­лист начи­нает быстро про­дви­гаться по слу­жеб­ной лест­нице: кон­струк­тор, заме­сти­тель началь­ника осо­бого сек­тора кон­струк­тор­ского бюро, заме­сти­тель глав­ного кон­струк­тора завода, заме­сти­тель началь­ника и началь­ник дизель­ного цеха, глав­ный инже­нер завода, дирек­тор завода.

Ука­зом Пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета СССР от 6 фев­раля 1939 году. Малы­шев назна­чен народ­ным комис­са­ром тяже­лого маши­но­стро­е­ния СССР.

В период с апреля 1940-го по май 1944 года Вяче­слав Алек­сан­дро­вич зани­мает долж­но­сти заме­сти­теля пред­се­да­теля Совета народ­ных комис­са­ров СССР, пред­се­да­теля Совета по маши­но­стро­е­нию при СНК СССР. Одновре­менно в октябре 1940-сен­тябре 1941 гг. он — народ­ный комис­сар сред­него маши­но­стро­е­ния СССР, в сен­тябре 1941-июле 1942 гг. и в июне 1943-октябре 1945 гг. — народ­ный комис­сар тан­ко­вой про­мыш­лен­но­сти СССР.

В тяже­лые воен­ные годы все силы Малы­шева направ­лены на модер­ни­за­цию и уве­ли­че­ние про­из­вод­ства тан­ков. Все воен­ные годы он воз­глав­лял нар­ко­мат тан­ко­вой про­мыш­лен­но­сти. Его неустан­ный тита­ни­че­ский труд на этом посту по досто­ин­ству оце­нен при­сво­е­нием ему зва­ния Героя Соци­а­ли­сти­че­ского Труда. Инте­ресно отме­тить, что в тече­ние войны В.А. Малы­шев был на при­е­мах у И.В. Ста­лина 107 раз! Дру­гих таких при­ме­ров по руко­во­ди­те­лям, не явля­ю­щимся чле­нами Полит­бюро ЦК ВКП(б), нет.

В 1945 году необ­хо­ди­мость в выпуске боль­шого коли­че­ства тан­ков отпала и был создан Нар­ко­мат транс­порт­ного маши­но­стро­е­ния во главе с Малы­ше­вым (в октябре 1945-март 1946 гг. — народ­ный комис­сар; с марта 1946 г. — министр транс­порт­ного маши­но­стро­е­ния СССР). В декабре 1947 года Малы­шев назна­ча­ется заме­сти­те­лем пред­се­да­теля Совета Мини­стров СССР и оста­ется в этой долж­но­сти до марта 1953 года. Также с января 1948 г. по март 1949 г. он — пред­се­да­тель Государ­ствен­ного коми­тета Совета Мини­стров СССР по внед­ре­нию пере­до­вой тех­ники в народ­ное хозяй­ство.

Одновре­менно с рабо­той на выс­ших государ­ствен­ных долж­но­стях Малы­шев при­вле­ка­ется к уча­стию в совет­ском атом­ном про­екте и созда­нию атом­ной про­мыш­лен­но­сти СССР. С 1945 года он при­ни­мал самое актив­ное уча­стие в атом­ном про­екте и внес суще­ствен­ный вклад в орга­ни­за­цию про­мыш­лен­ного про­из­вод­ства деля­щихся мате­ри­а­лов. Под его руко­вод­ством стро­и­лись и раз­ви­ва­лись ком­би­наты соот­вет­ству­ю­щего про­филя на Урале и в Сибири. Одновре­менно с боль­шой орга­ни­за­ци­он­ной дея­тель­но­стью в ПГУ В.А. Малы­шев выпол­нял ответ­ствен­ную работу по вос­ста­нов­ле­нию народ­ного хозяй­ства.

В декабре 1945 года был создан Инже­нерно-тех­ни­че­ский совет (ИТС) при Спе­ци­аль­ном коми­тете. Нар­ком транс­порт­ного маши­но­стро­е­ния СССР В.А. Малы­шев воз­гла­вил вто­рую сек­цию совета — по про­ек­ти­ро­ва­нию и соору­же­нию «заво­дов типа 3», кон­стру­и­ро­ва­нию и изго­тов­ле­нию обо­ру­до­ва­ния для них. Под услов­ным наиме­но­ва­нием «завод типа 3» в то время про­хо­дили пред­при­я­тия по про­из­вод­ству урана-235 газо­диф­фу­зи­он­ным мето­дом.

23 марта 1946 года про­шло пер­вое сов­мест­ное засе­да­ние Тех­ни­че­ского и Инже­нерно-тех­ни­че­ского сове­тов Спец­ко­ми­тета. К этому вре­мени в веде­нии ПГУ нахо­ди­лись про­мыш­лен­ные пред­при­я­тия, инсти­туты и кон­струк­тор­ские орга­ни­за­ции. В связи с этим вме­сто двух сове­тов Спец­ко­ми­тета при реор­га­ни­за­ции ПГУ 9 апреля 1946 года огра­ни­чи­лись орга­ни­за­цией еди­ного Научно-тех­ни­че­ского совета ПГУ. В.А. Малы­шев воз­гла­вил сек­цию № 2 совета — диф­фу­зи­он­ный спо­соб обо­га­ще­ния урана.

С января 1950 года по октябрь 1952 года Малы­шев — министр судо­стро­и­тель­ной про­мыш­лен­но­сти СССР. Воз­глав­ляя Мини­стер­ство судо­стро­е­ния СССР, В.А. Малы­шев являлся одним из зачи­на­те­лей и орга­ни­за­то­ром работ по созда­нию атом­ного под­вод­ного флота СССР. По его ини­ци­а­тиве в 1952 году в ПГУ и Мин­суд­проме было под­го­тов­лено и под­пи­сано И.В. Ста­ли­ным поста­нов­ле­ние пра­ви­тель­ства о стро­и­тель­стве в СССР пер­вой под­вод­ной лодки с ядерно-энер­ге­ти­че­ской уста­нов­кой (ЯЭУ).

В марте 1953 года Вяче­слав Алек­сан­дро­вич ста­но­вится руко­во­ди­те­лем огром­ного Мини­стер­ства транс­порт­ного и тяже­лого маши­но­стро­е­ния СССР (МТТМ). Вспо­ми­ная пред­во­ен­ную и после­во­ен­ную работу Малы­шева на этом посту, сотруд­ники с доб­рым ува­же­нием рас­шиф­ро­вы­вали аббре­ви­а­туру МТТМ как: «Малы­шев — тогда, теперь — Малы­шев…»

26 июня 1953 года Ука­зом Пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета СССР обра­зо­вано Мини­стер­ство сред­него маши­но­стро­е­ния СССР. 1 июля 1953 года поста­нов­ле­нием Совета Мини­стров СССР в состав нового мини­стер­ства пере­даны Пер­вое (атом­ная про­мыш­лен­ность) и Тре­тье (раз­ра­ботка и созда­ние систем ПВО) Глав­ные управ­ле­ния при Совете Мини­стров СССР. 29 июня 1953 года В.А. Малы­шев, стал пер­вым мини­стром сред­него маши­но­стро­е­ния СССР. Пер­выми заме­сти­те­лями мини­стра стали Б.Л. Ван­ни­ков и М.В. Хру­ни­чев, заме­сти­те­лями — П.Я. Антро­пов, А.П. Заве­ня­гин, В.М. Ряби­ков. При уча­стии Малы­шева про­хо­дило созда­ние пер­вого пред­при­я­тия по полу­че­нию урана-235 газо­диф­фу­зи­он­ным мето­дом — ком­би­ната № 813 (Ураль­ский элек­тро­хи­ми­че­ский ком­би­нат). Про­дук­ция этого ком­би­ната была исполь­зо­вана во вто­рой, испы­тан­ной в СССР ядер­ной бомбе — РДС-2 (в пер­вом ядер­ном заряде исполь­зо­вался плу­то­ний).

Будучи мини­стром сред­него маши­но­стро­е­ния, Вяче­слав Алек­сан­дро­вич при­ло­жил немало сил к рас­ши­ре­нию направ­ле­ний дея­тель­но­сти круп­ней­шей нау­ко­ем­кой отрасли: ору­жей­ные дела допол­ня­лись раз­ви­тием атом­ной энер­ге­тики и созда­нием под­вод­ного и над­вод­ного атом­ного фло­тов. При уча­стии Малы­шева нача­лось и стро­и­тель­ство атом­ной элек­тро­стан­ции в Обнин­ске, офи­ци­ально пущен­ной в июне 1954 года, и стро­и­тель­ство атом­ного ледо­кола «Ленин». Рабо­тая в Мин­сред­маше, Малы­шев ввел в прак­тику озна­ком­ле­ние основ­ного состава науч­ных работ­ни­ков с послед­ними дости­же­ни­ями воен­ной тех­ники. Надо заме­тить, что сде­лать это тогда было нелегко, т.к. суще­ство­вал довольно стро­гий режим сек­рет­но­сти во всем, что было свя­зано с воен­ными раз­ра­бот­ками да и не только с ними. Однако Вяче­слав Алек­сан­дро­вич счи­тал дан­ное рас­ши­ре­ние кру­го­зора необ­хо­ди­мым для твор­че­ской работы. После отставки Малы­шева его ново­вве­де­ния были про­дол­жены.

В.А. Малы­шев был пред­се­да­те­лем Государ­ствен­ной комис­сии по про­ве­де­нию испы­та­ния пер­вой оте­че­ствен­ной тер­мо­ядер­ной бомбы РДС-6с, осу­ществ­лен­ного 12 авгу­ста 1953 года на Семи­па­ла­тин­ском поли­гоне. Сразу после испы­та­ния Вяче­слав Алек­сан­дро­вич вме­сте с дру­гими руко­во­ди­те­лями (в том числе и с Андреем Дмит­ри­е­ви­чем Саха­ро­вым) побы­вал в эпи­цен­тре взрыва, где даже спу­стя год мощ­ность дозы ради­а­ции пре­вы­шала 400 рент­ген в час. Эта «про­гулка» (как отме­тил А.Д. Саха­ров в своих вос­по­ми­на­ниях) не могла не повли­ять на здо­ро­вье ее участ­ни­ков.

В 1954 году В.А. Малы­шев был назна­чен заме­сти­те­лем пред­се­да­теля Совета Мини­стров СССР без осво­бож­де­ния от долж­но­сти мини­стра сред­него маши­но­стро­е­ния.

К сожа­ле­нию, не все­гда назна­че­ние или уволь­не­ние с какой-либо долж­но­сти зави­сит от дело­вых качеств чело­века. Изме­не­ние в выс­ших эше­ло­нах вла­сти не про­шли бес­следно для Малы­шева, счи­тав­ше­гося чело­ве­ком из окру­же­ния Г.М. Мален­кова. После осво­бож­де­ния Мален­кова от руко­вод­ства Пра­ви­тель­ством СССР в фев­рале 1955 года Вяче­слав Алек­сан­дро­вич был сме­щен с обоих постов и отстра­нен от руко­вод­ства круп­ней­шим мини­стер­ством страны — Мин­сред­ма­шем СССР. В мае 1955 года В.А. Малы­шев был назна­чен пред­се­да­те­лем Государ­ствен­ного коми­тета по новой тех­нике.

В декабре 1956 года он был снят с долж­но­сти заме­сти­теля пред­се­да­теля Совета Мини­стров СССР и назна­чен пер­вым заме­сти­те­лем пред­се­да­теля Государ­ствен­ной эко­но­ми­че­ской комис­сии Совета Мини­стров СССР по теку­щему пла­ни­ро­ва­нию народ­ного хозяй­ства — мини­стром СССР. Эту комис­сию, как и Гос­ко­ми­тет Совета Мини­стров по новой тех­нике Вяче­слав Алек­сан­дро­вич воз­глав­лял до своей смерти. Его здо­ро­вье было уже серьезно подо­рвано тяже­лой болез­нью, и через три месяца гене­рал-пол­ков­ника инже­нерно-тан­ко­вой службы Малы­шева не стало.

О вкладе В.А. Малы­шева в раз­ви­тие, защиту и обо­ро­но­спо­соб­ность нашей страны гово­рят его награды и зва­ния: Герой Соци­а­ли­сти­че­ского Труда (1944 г.), награж­ден четырьмя орде­нами Ленина, орде­ном Суво­рова 1-й сте­пени, орде­ном Куту­зова 1-й сте­пени, меда­лями «За обо­рону Москвы», «За обо­рону Ста­лин­града», «За победу над Гер­ма­нией в Вели­кой Оте­че­ствен­ной войне 1941—1945 гг.», два­жды лау­реат Государ­ствен­ной пре­мии СССР, гене­рал-пол­ков­ник инже­нерно-тан­ко­вой службы (1945 г.).

Скон­чался Вяче­слав Алек­сан­дро­вич 20 фев­раля 1957 года, похо­ро­нен в Москве у Кремлев­ской стены.

Литература
Чалмаев В. А. Малышев.

— 2-е изд. — М. : Мол. гвардия, 1981. — 335 с., 17 л. ил. — (Жизнь замечательных людей). — Библиогр.: с. 334. 

 

www.biblioatom.ru

Малышев Вячеслав Александрович — История Росатома

Вяче­слав Алек­сан­дро­вич Малы­шев родился 16 декабря 1902 года в городе Усть-Сысольск (ныне г. Сык­тыв­кар) в семье учи­теля. В 1904 году семья Малы­ше­вых пере­ехала из Усть-Сысоль­ска в город Вели­кие Луки, где и про­шло дет­ство Вяче­слава Алек­сан­дро­вича. Тру­до­вой путь Вяче­слав Малы­шев начал в 16 лет, рабо­тая сна­чала в народ­ном суде г. Вели­кие Луки, затем сле­са­рем в желез­но­до­рож­ных мастер­ских. Одновре­менно учился в желез­но­до­рож­ном тех­ни­куме и, окон­чив его в 1924 году, стал помощ­ни­ком маши­ни­ста в депо Под­мос­ков­ная Мос­ков­ско-Бело­рус­ско-Бал­тий­ской желез­ной дороги.

В 1926 году он был при­нят в члены Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии. С ноября 1927 года он воз­вра­ща­ется к преж­ней работе в депо Под­мос­ков­ное, а затем в депо Люб­лино Мос­ков­ско-Кур­ской желез­ной дороги.

В июле 1930 года Малы­шев, после трех­ме­сяч­ной под­го­товки, в составе тре­тьей парт­ты­сячи был направ­лен в Мос­ков­ское выс­шее тех­ни­че­ское учи­лище им. Н.Э. Бау­мана. С сен­тября 1934-го по фев­раль 1939 года Вяче­слав Алек­сан­дро­вич рабо­тает на Коло­мен­ском паро­во­зо­стро­и­тель­ном заводе. В то время на заводе прак­ти­че­ски отсут­ство­вали инже­неры. Моло­дой спе­ци­а­лист начи­нает быстро про­дви­гаться по слу­жеб­ной лест­нице: кон­струк­тор, заме­сти­тель началь­ника осо­бого сек­тора кон­струк­тор­ского бюро, заме­сти­тель глав­ного кон­струк­тора завода, заме­сти­тель началь­ника и началь­ник дизель­ного цеха, глав­ный инже­нер завода, дирек­тор завода.

Ука­зом Пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета СССР от 6 фев­раля 1939 году. Малы­шев назна­чен народ­ным комис­са­ром тяже­лого маши­но­стро­е­ния СССР.

В период с апреля 1940-го по май 1944 года Вяче­слав Алек­сан­дро­вич зани­мает долж­но­сти заме­сти­теля пред­се­да­теля Совета народ­ных комис­са­ров СССР, пред­се­да­теля Совета по маши­но­стро­е­нию при СНК СССР. Одновре­менно в октябре 1940-сен­тябре 1941 гг. он — народ­ный комис­сар сред­него маши­но­стро­е­ния СССР, в сен­тябре 1941-июле 1942 гг. и в июне 1943-октябре 1945 гг. — народ­ный комис­сар тан­ко­вой про­мыш­лен­но­сти СССР.

В тяже­лые воен­ные годы все силы Малы­шева направ­лены на модер­ни­за­цию и уве­ли­че­ние про­из­вод­ства тан­ков. Все воен­ные годы он воз­глав­лял нар­ко­мат тан­ко­вой про­мыш­лен­но­сти. Его неустан­ный тита­ни­че­ский труд на этом посту по досто­ин­ству оце­нен при­сво­е­нием ему зва­ния Героя Соци­а­ли­сти­че­ского Труда. Инте­ресно отме­тить, что в тече­ние войны В.А. Малы­шев был на при­е­мах у И.В. Ста­лина 107 раз! Дру­гих таких при­ме­ров по руко­во­ди­те­лям, не явля­ю­щимся чле­нами Полит­бюро ЦК ВКП(б), нет.

В 1945 году необ­хо­ди­мость в выпуске боль­шого коли­че­ства тан­ков отпала и был создан Нар­ко­мат транс­порт­ного маши­но­стро­е­ния во главе с Малы­ше­вым (в октябре 1945-март 1946 гг. — народ­ный комис­сар; с марта 1946 г. — министр транс­порт­ного маши­но­стро­е­ния СССР). В декабре 1947 года Малы­шев назна­ча­ется заме­сти­те­лем пред­се­да­теля Совета Мини­стров СССР и оста­ется в этой долж­но­сти до марта 1953 года. Также с января 1948 г. по март 1949 г. он — пред­се­да­тель Государ­ствен­ного коми­тета Совета Мини­стров СССР по внед­ре­нию пере­до­вой тех­ники в народ­ное хозяй­ство.

Одновре­менно с рабо­той на выс­ших государ­ствен­ных долж­но­стях Малы­шев при­вле­ка­ется к уча­стию в совет­ском атом­ном про­екте и созда­нию атом­ной про­мыш­лен­но­сти СССР. С 1945 года он при­ни­мал самое актив­ное уча­стие в атом­ном про­екте и внес суще­ствен­ный вклад в орга­ни­за­цию про­мыш­лен­ного про­из­вод­ства деля­щихся мате­ри­а­лов. Под его руко­вод­ством стро­и­лись и раз­ви­ва­лись ком­би­наты соот­вет­ству­ю­щего про­филя на Урале и в Сибири. Одновре­менно с боль­шой орга­ни­за­ци­он­ной дея­тель­но­стью в ПГУ В.А. Малы­шев выпол­нял ответ­ствен­ную работу по вос­ста­нов­ле­нию народ­ного хозяй­ства.

В декабре 1945 года был создан Инже­нерно-тех­ни­че­ский совет (ИТС) при Спе­ци­аль­ном коми­тете. Нар­ком транс­порт­ного маши­но­стро­е­ния СССР В.А. Малы­шев воз­гла­вил вто­рую сек­цию совета — по про­ек­ти­ро­ва­нию и соору­же­нию «заво­дов типа 3», кон­стру­и­ро­ва­нию и изго­тов­ле­нию обо­ру­до­ва­ния для них. Под услов­ным наиме­но­ва­нием «завод типа 3» в то время про­хо­дили пред­при­я­тия по про­из­вод­ству урана-235 газо­диф­фу­зи­он­ным мето­дом.

23 марта 1946 года про­шло пер­вое сов­мест­ное засе­да­ние Тех­ни­че­ского и Инже­нерно-тех­ни­че­ского сове­тов Спец­ко­ми­тета. К этому вре­мени в веде­нии ПГУ нахо­ди­лись про­мыш­лен­ные пред­при­я­тия, инсти­туты и кон­струк­тор­ские орга­ни­за­ции. В связи с этим вме­сто двух сове­тов Спец­ко­ми­тета при реор­га­ни­за­ции ПГУ 9 апреля 1946 года огра­ни­чи­лись орга­ни­за­цией еди­ного Научно-тех­ни­че­ского совета ПГУ. В.А. Малы­шев воз­гла­вил сек­цию № 2 совета — диф­фу­зи­он­ный спо­соб обо­га­ще­ния урана.

С января 1950 года по октябрь 1952 года Малы­шев — министр судо­стро­и­тель­ной про­мыш­лен­но­сти СССР. Воз­глав­ляя Мини­стер­ство судо­стро­е­ния СССР, В.А. Малы­шев являлся одним из зачи­на­те­лей и орга­ни­за­то­ром работ по созда­нию атом­ного под­вод­ного флота СССР. По его ини­ци­а­тиве в 1952 году в ПГУ и Мин­суд­проме было под­го­тов­лено и под­пи­сано И.В. Ста­ли­ным поста­нов­ле­ние пра­ви­тель­ства о стро­и­тель­стве в СССР пер­вой под­вод­ной лодки с ядерно-энер­ге­ти­че­ской уста­нов­кой (ЯЭУ).

В марте 1953 года Вяче­слав Алек­сан­дро­вич ста­но­вится руко­во­ди­те­лем огром­ного Мини­стер­ства транс­порт­ного и тяже­лого маши­но­стро­е­ния СССР (МТТМ). Вспо­ми­ная пред­во­ен­ную и после­во­ен­ную работу Малы­шева на этом посту, сотруд­ники с доб­рым ува­же­нием рас­шиф­ро­вы­вали аббре­ви­а­туру МТТМ как: «Малы­шев — тогда, теперь — Малы­шев…»

26 июня 1953 года Ука­зом Пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета СССР обра­зо­вано Мини­стер­ство сред­него маши­но­стро­е­ния СССР. 1 июля 1953 года поста­нов­ле­нием Совета Мини­стров СССР в состав нового мини­стер­ства пере­даны Пер­вое (атом­ная про­мыш­лен­ность) и Тре­тье (раз­ра­ботка и созда­ние систем ПВО) Глав­ные управ­ле­ния при Совете Мини­стров СССР. 29 июня 1953 года В.А. Малы­шев, стал пер­вым мини­стром сред­него маши­но­стро­е­ния СССР. Пер­выми заме­сти­те­лями мини­стра стали Б.Л. Ван­ни­ков и М.В. Хру­ни­чев, заме­сти­те­лями — П.Я. Антро­пов, А.П. Заве­ня­гин, В.М. Ряби­ков. При уча­стии Малы­шева про­хо­дило созда­ние пер­вого пред­при­я­тия по полу­че­нию урана-235 газо­диф­фу­зи­он­ным мето­дом — ком­би­ната № 813 (Ураль­ский элек­тро­хи­ми­че­ский ком­би­нат). Про­дук­ция этого ком­би­ната была исполь­зо­вана во вто­рой, испы­тан­ной в СССР ядер­ной бомбе — РДС-2 (в пер­вом ядер­ном заряде исполь­зо­вался плу­то­ний).

Будучи мини­стром сред­него маши­но­стро­е­ния, Вяче­слав Алек­сан­дро­вич при­ло­жил немало сил к рас­ши­ре­нию направ­ле­ний дея­тель­но­сти круп­ней­шей нау­ко­ем­кой отрасли: ору­жей­ные дела допол­ня­лись раз­ви­тием атом­ной энер­ге­тики и созда­нием под­вод­ного и над­вод­ного атом­ного фло­тов. При уча­стии Малы­шева нача­лось и стро­и­тель­ство атом­ной элек­тро­стан­ции в Обнин­ске, офи­ци­ально пущен­ной в июне 1954 года, и стро­и­тель­ство атом­ного ледо­кола «Ленин». Рабо­тая в Мин­сред­маше, Малы­шев ввел в прак­тику озна­ком­ле­ние основ­ного состава науч­ных работ­ни­ков с послед­ними дости­же­ни­ями воен­ной тех­ники. Надо заме­тить, что сде­лать это тогда было нелегко, т.к. суще­ство­вал довольно стро­гий режим сек­рет­но­сти во всем, что было свя­зано с воен­ными раз­ра­бот­ками да и не только с ними. Однако Вяче­слав Алек­сан­дро­вич счи­тал дан­ное рас­ши­ре­ние кру­го­зора необ­хо­ди­мым для твор­че­ской работы. После отставки Малы­шева его ново­вве­де­ния были про­дол­жены.

В.А. Малы­шев был пред­се­да­те­лем Государ­ствен­ной комис­сии по про­ве­де­нию испы­та­ния пер­вой оте­че­ствен­ной тер­мо­ядер­ной бомбы РДС-6с, осу­ществ­лен­ного 12 авгу­ста 1953 года на Семи­па­ла­тин­ском поли­гоне. Сразу после испы­та­ния Вяче­слав Алек­сан­дро­вич вме­сте с дру­гими руко­во­ди­те­лями (в том числе и с Андреем Дмит­ри­е­ви­чем Саха­ро­вым) побы­вал в эпи­цен­тре взрыва, где даже спу­стя год мощ­ность дозы ради­а­ции пре­вы­шала 400 рент­ген в час. Эта «про­гулка» (как отме­тил А.Д. Саха­ров в своих вос­по­ми­на­ниях) не могла не повли­ять на здо­ро­вье ее участ­ни­ков.

В 1954 году В.А. Малы­шев был назна­чен заме­сти­те­лем пред­се­да­теля Совета Мини­стров СССР без осво­бож­де­ния от долж­но­сти мини­стра сред­него маши­но­стро­е­ния.

К сожа­ле­нию, не все­гда назна­че­ние или уволь­не­ние с какой-либо долж­но­сти зави­сит от дело­вых качеств чело­века. Изме­не­ние в выс­ших эше­ло­нах вла­сти не про­шли бес­следно для Малы­шева, счи­тав­ше­гося чело­ве­ком из окру­же­ния Г.М. Мален­кова. После осво­бож­де­ния Мален­кова от руко­вод­ства Пра­ви­тель­ством СССР в фев­рале 1955 года Вяче­слав Алек­сан­дро­вич был сме­щен с обоих постов и отстра­нен от руко­вод­ства круп­ней­шим мини­стер­ством страны — Мин­сред­ма­шем СССР. В мае 1955 года В.А. Малы­шев был назна­чен пред­се­да­те­лем Государ­ствен­ного коми­тета по новой тех­нике.

В декабре 1956 года он был снят с долж­но­сти заме­сти­теля пред­се­да­теля Совета Мини­стров СССР и назна­чен пер­вым заме­сти­те­лем пред­се­да­теля Государ­ствен­ной эко­но­ми­че­ской комис­сии Совета Мини­стров СССР по теку­щему пла­ни­ро­ва­нию народ­ного хозяй­ства — мини­стром СССР. Эту комис­сию, как и Гос­ко­ми­тет Совета Мини­стров по новой тех­нике Вяче­слав Алек­сан­дро­вич воз­глав­лял до своей смерти. Его здо­ро­вье было уже серьезно подо­рвано тяже­лой болез­нью, и через три месяца гене­рал-пол­ков­ника инже­нерно-тан­ко­вой службы Малы­шева не стало.

О вкладе В.А. Малы­шева в раз­ви­тие, защиту и обо­ро­но­спо­соб­ность нашей страны гово­рят его награды и зва­ния: Герой Соци­а­ли­сти­че­ского Труда (1944 г.), награж­ден четырьмя орде­нами Ленина, орде­ном Суво­рова 1-й сте­пени, орде­ном Куту­зова 1-й сте­пени, меда­лями «За обо­рону Москвы», «За обо­рону Ста­лин­града», «За победу над Гер­ма­нией в Вели­кой Оте­че­ствен­ной войне 1941—1945 гг.», два­жды лау­реат Государ­ствен­ной пре­мии СССР, гене­рал-пол­ков­ник инже­нерно-тан­ко­вой службы (1945 г.).

Скон­чался Вяче­слав Алек­сан­дро­вич 20 фев­раля 1957 года, похо­ро­нен в Москве у Кремлев­ской стены.

Литература

Чалмаев В. Малышев.

— М.: Молодая гвардия, 1968. — 352 с. — (Сер. Жизнь замечательных людей) 

 

www.biblioatom.ru

Малышев, Вячеслав Александрович — Howling Pixel

Вячесла́в Алекса́ндрович Ма́лышев (3 [16] декабря 1902, Усть-Сысольск — 20 февраля 1957, Москва) — советский государственный деятель, один из плеяды «сталинских наркомов», наряду с И. Ф. Тевосяном, Б. Л. Ванниковым, Д. Ф. Устиновым, А. Н. Косыгиным, руководивших созданием индустрии Советского Союза в конце 30-x — начале 50-х годов XX века, Герой Социалистического Труда (1944 г.), генерал-полковник инженерно-технической службы (1945 г.).

Биография

Происхождение, ранние годы и юность

Родился 3 (16) декабря 1902 года в городе Усть-Сысольск[комм 1] в семье Александра Николаевича Малышева и был четвёртым ребёнком[1] в семье из шести детей[2]. Отец — Александр Николаевич Малышев (ум. 1928[3]), окончил Петербургский учительский институт, после чего был направлен в город Яренск[комм 2], где работал учителем. В 1892 году Александр Николаевич женился на Елене Константиновне Поповой, дочери мещанина и земского служащего К. Н. Попова[4]. Вскоре после свадьбы Александр Николаевич получил должность преподавателя, а затем и учителя-инструктора в Усть-Сысольском городском училище, где работал вплоть до рождения Вячеслава. В 1904 году Александр Николаевич получил предложение о работе в училище в Великих Луках. По вероисповеданию Александр Николаевич был атеистом, а мать была православной[1].

В течение двух лет Вячеслав Малышев, работал секретарём в суде, а в 1920 году, после двух лет работы, поступил в Великолукское техническое железнодорожное училище[5]. По состоянию на 1920 год, часть железнодорожников уже не пользовались униформой, а Вячеслав Малышев имел из формы лишь фуражку[6]. В училище Малышев был избран председателем студенческого комитета, руководителем научно-технического кружка, который был им же организован[7].

Вячеслав Малышев, был направлен на практику в депо «веерного» типа, которое находилось в полуразваленном состоянии, однако в этом депо находились грузовые паровозы, типов — Э («Эшак»), Щ («Щука») и О («Основной»); а так же пассажирские паровозы типов — ВВ и СУ[8]. Во время практики, Малышев начал размышлять о том как увеличить мощность паровозов[9].

В 1924 году, в возрасте 22 лет окончил Великолукское техническое железнодорожное училище[10].

Трудовая деятельность

В 1924—1926 годах работал помощником машиниста в железнодорожном депо Подмосковная Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги. В 1926 году вступил в ВКП(б). В 1926—1927 служил в РККА: секретарь бюро ВКП(б) батальонной школы, политрук команды.

С 1927 года — машинист депо Подмосковная, затем депо Люблино Московско-Курской железной дороги. Окончил МВТУ имени Баумана в 1934 году.

В 1934—1939 годах — конструктор, заместитель начальника особого сектора конструкторского бюро, заместитель главного конструктора завода, заместитель начальника и начальник дизельного цеха, главный инженер, директор Коломенского завода им. В. В. Куйбышева.

Делегат XVIII съезда ВКП(б), выступил с программной речью о подготовке советской индустрии к возможной Второй мировой войне.

24 июня 1941 года выступил с докладом о насущных нуждах танковой промышленности на заседании Политбюро ЦК ВКП (б). В постановлении по докладу была поставлена задача создания производства танков в Поволжье и на Урале, увеличение выпуска танков КВ, Т-34, Т-50, артиллерийских тягачей и танковых дизелей. Образованный 11 сентября 1941 года Наркомат танковой промышленности во главе с В. А. Малышевым осуществлял во время войны руководство производством танков. За исключительные заслуги в организации работы танковой промышленности и выпуск первоклассной боевой техники в 1944 году В. А. Малышеву присвоено звание Героя Социалистического Труда.

  • 1945—1947 — народный комиссар (министр) транспортного машиностроения СССР.

С 30 ноября 1945 года вошёл в состав инженерно-технического совета Специального комитета, руководил второй секцией — строительство завода 813 (современный Уральский электрохимический комбинат). Научно-инженерные разработки курировал сотрудник лаборатории № 2 И. К. Кикоин. Другим важным направлением работы было решение кадровых вопросов: по распоряжению Л. П. Берии М. Г. Первухин, В. А. Малышев, Б. Л. Ванников и А. П. Завенягин комплектовали научными и инженерными кадрами секции совета, подбирали экспертов для решения отдельных вопросов[11].

  • 1947—1953 — заместитель председателя Совета Министров СССР. Одновременно в 1948—1949 гг. председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство, в 1950—1952 годах — министр судостроительной промышленности СССР.
  • март—июнь 1953 — министр транспортного и тяжёлого машиностроения СССР.
  • 1953—1956 — заместитель председателя Совета Министров СССР, одновременно в 1953—1955 годах — министр среднего машиностроения СССР.
  • С мая 1955 года — председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по новой технике, одновременно с декабря 1956 года — первый заместитель председателя экономической комиссии Совета Министров СССР по текущему планированию народного хозяйства — Министр СССР.

В 1955 году возглавлял правительственную комиссию, которая занималась расследованием катастрофы линкора «Новороссийск».

Делегат XIX и XX съездов КПСС, член ЦК КПСС с 1939 года, в 1952—1953 годах — член Президиума ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 1—4-го созывов.

Воинское звание — генерал-полковник инженерно-танковой службы (единственное присвоение), затем (с 1945 года) генерал-полковник инженерно-технической службы.

Умер от лучевой болезни через четыре года после посещения в 1953 году полигона, на котором производились испытания первой советской термоядерной бомбы.[12]

Похоронен на Красной площади у Кремлёвской стены.

Память

Именем Малышева названы:

Также в Республике Коми ежегодно проводится Республиканский турнир по САМБО среди юношей и девушек 13-14 лет, 11-12 лет памяти В. А. Малышева

Награды и звания

Вячеслав Александрович Малышев был награждён следующими наградами и званиями[13]:

Примечания

  1. 1 2 Чалмаев, 1978, с. 16.
  2. ↑ Чалмаев, 1978, с. 13.
  3. ↑ Чалмаев, 1978, с. 14.
  4. ↑ Чалмаев, 1978, с. 15—16.
  5. ↑ Чалмаев, 1978, с. 19.
  6. ↑ Чалмаев, 1978, с. 21.
  7. ↑ Чалмаев, 1978, с. 22.
  8. ↑ Чалмаев, 1978, с. 23.
  9. ↑ Чалмаев, 1978, с. 24.
  10. ↑ Чалмаев, 1978, с. 25.
  11. ↑  документа Протокол № 9 заседания Специального комитета при Совнаркоме СССР. Москва, Кремль 30 ноября 1945 года в Викитеке
  12. ↑ Вячеслав Александрович Малышев на Космическом мемориале
  13. Антон Бочаров. Малышев Вячеслав Александрович. Сайт «Герои страны». Дата обращения 29 августа 2017.

Комментарии

  1. ↑ С 1930 года называется Сыктывкар
  2. ↑ С 1924 года — село

Литература

  • В. Чалмаев. Малышев. — М.: «Молодая гвардия», 1978. — 5510 с.

Ссылки

Малышев, Вячеслав Александрович. Сайт «Герои страны».

Генерал-полковник инженерно-технической службы

Генерал-полковник инженерно-технической службы — воинское звание высшего офицерского состава инженерно-технической службы в Вооружённых Силах СССР в 1943—1971 гг.

Госплан СССР

Госплан СССР (Государственный плановый комитет Совета Министров СССР) — государственный орган, осуществлявший общегосударственное планирование развития народного хозяйства СССР и контроль за выполнением народнохозяйственных планов и действовавший в период 1923 — 1991 год. В союзных республиках (в том числе и РСФСР) и автономных образованиях существовали государственные плановые комиссии (в РСФСР — Государственная плановая комиссия РСФСР), в областях (в том числе и автономных областях) — областные плановые комиссии, в районах — районные плановые комиссии, в городах — городские плановые комиссии.

Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике

Государственный комитет СССР по науке и технике (ГКНТ СССР) — орган государственного управления СССР, проводивший государственную политику в сфере научно-технической деятельности.

Коломенский завод

ОАО «Коло́менский заво́д» (Коломенский тепловозостроительный завод имени В. В. Куйбышева) — российское предприятие транспортного машиностроения, одно из старейших в стране. Входит в «Трансмашхолдинг».

Лихачёв, Иван Алексеевич

Ива́н Алексе́евич Лихачёв (1896—1956) — советский государственный деятель, один из организаторов советской автомобильной промышленности. Известен как директор Московского автомобильного завода (ныне Завода имени И. А. Лихачёва). Член ЦИК СССР 7 созыва, депутат ВС СССР 1—5 созывов. Член ЦК ВКП(б) (1939—1941), кандидат в члены ЦК КПСС (1956).

Малышев

Ма́лышев (Малышева) — русская фамилия.

Министерство среднего машиностроения СССР

Министерство среднего машиностроения СССР (Минсредмаш СССР, МСМ СССР) — центральный орган государственного управления СССР, осуществлявший функции по управлению атомной отраслью промышленности и обеспечивавший разработку и производство ядерных боезарядов.

Образовано 26 июня 1953 Указом Президиума Верховного Совета СССР.

Постановлением Совета Министров СССР от 1 июля 1953 года на базе Первого главного управления и Третьего управления при Совмине СССР было образовано Министерство среднего машиностроения СССР и министром среднего машиностроения был назначен В. А. Малышев.

Некрополь у Кремлёвской стены

Некро́поль у Кремлёвской стены́ — мемориальное кладбище на московской Красной площади у Кремлёвской стены, которая служит колумбарием для урн с прахом. Место погребения государственных, партийных и военных деятелей Советского государства, участников Октябрьской революции 1917 года. В 1920-е—1930-е здесь также хоронили иностранных коммунистов-революционеров, например, писателя и журналиста Джона Рида, основателя компартии Японии Сэна Катаяму, революционерку Клару Цеткин, немецкого политика Фрица Геккерта и других.

С 1974 года некрополь охраняется государством как памятник культуры.

Председатель Совета Министров СССР

Председатель Совета министров СССР (аббр.: офиц. председатель Совмина СССР; разг. председатель СМ СССР; предсовмина) — должность главы правительства СССР в период существования Совета Министров СССР с 1946 по 1991 годы.

Председатель Совета народных комиссаров СССР

Председа́тель Сове́та наро́дных комисса́ров СССР (аббр.: офиц. председатель Совнаркома СССР; председатель СНК СССР) — должность главы правительства СССР в период существования Совета народных комиссаров СССР с 1923 по 1946 год.

Совет министров СССР на 19 марта 1946 года

19 марта 1946 года Верховный Совет СССР постановил образовать Правительство СССР — Совет Министров СССР в следующем составе:

Председатель Совета Министров СССР и Министр вооружённых сил — Сталин Иосиф Виссарионович

Заместитель Председателя Совета Министров СССР и Министр иностранных дел СССР — Молотов Вячеслав Михайлович

Заместитель Председателя Совета Министров СССР — Берия Лаврентий Павлович

Заместитель Председателя Совета Министров СССР — Андреев Андрей Андреевич

Заместитель Председателя Совета Министров СССР и Министр внешней торговли СССР — Микоян Анастас Иванович

Заместитель Председателя Совета Министров СССР — Косыгин Алексей Николаевич

Заместитель Председателя Совета Министров СССР и Председатель Государственной плановой комиссии СССР — Вознесенский Николай Алексеевич

Заместитель Председателя Совета Министров СССР — Ворошилов Климент Ефремович

Заместитель Председателя Совета Министров СССР и Министр промышленности строительных материалов СССР — Каганович Лазарь Моисеевич

Министр путей сообщения СССР — Ковалёв Иван Владимирович

Министр связи СССР — Сергейчук Константин Яковлевич

Министр морского флота СССР — Ширшов Пётр Петрович

Министр речного флота СССР — Шашков Зосима Алексеевич

Министр угольной промышленности западных районов СССР — Оника Дмитрий Григорьевич

Министр угольной промышленности восточных районов СССР — Вахрушев Василий Васильевич

Министр нефтяной промышленности южных и западных районов СССР — Байбаков Николай Константинович

Министр нефтяной промышленности восточных районов СССР — Евсеенко Михаил Андрианович

Министр электростанций СССР — Жимерин Дмитрий Георгиевич

Министр электропромышленности СССР — Кабанов Иван Григорьевич

Министр чёрной металлургии СССР — Тевосян Иван Тевардосович

Министр цветной металлургии СССР — Ломако Пётр Фадеевич

Министр химической промышленности СССР — Первухин Михаил Георгиевич

Министр авиационной промышленности СССР — Хруничев Михаил Васильевич

Министр судостроительной промышленности СССР — Горегляд Алексей Адамович

Министр сельскохозяйственного машиностроения СССР — Ванников Борис Львович

Министр вооружения СССР — Устинов Дмитрий Фёдорович

Министр тяжелого машиностроения СССР — Казаков Николай Степанович

Министр автомобильной промышленности СССР — Акопов Степан Акопович

Министр машиностроения и приборостроения СССР — Паршин Пётр Иванович

Министр заготовок СССР — Двинский Борис Александрович

Министр строительства предприятий тяжёлой индустрии СССР — Юдин Павел Александрович

Министр строительства военных и военно-морских предприятий — Гинзбург Семён Захарович

Министр целлюлозной и бумажной промышленности СССР — Орлов Георгий Михайлович

Министр резиновой промышленности СССР — Митрохин Тихон Борисович

Министр станкостроения СССР — Ефремов Александр Илларионович

Министр тракторного машиностроения СССР — Малышев Вячеслав Александрович

Министр строительства топливных предприятий СССР — Задемидко Александр Николаевич

Министр строительного и дорожного машиностроения СССР — Соколов Константин Михайлович

Министр пищевой промышленности СССР — Зотов Василий Петрович

Министр рыбной промышленности СССР — Ишков Александр Акимович

Министр мясной и молочной промышленности СССР — Смирнов Павел Васильевич

Министр лёгкой промышленности СССР — Лукин Сергей Георгиевич

Министр текстильной промышленности СССР — Седин Иван Корнеевич

Министр лесной промышленности СССР — Салтыков Михаил Иванович

Министр земледелия СССР — Бенедиктов Иван Александрович

Министр финансов СССР — Зверев Арсений Григорьевич

Министр торговли СССР — Любимов Александр Васильевич

Министр внутренних дел СССР — Круглов Сергей Никифорович

Министр государственной безопасности СССР — Меркулов Всеволод Николаевич

Министр юстиции СССР — Рычков Николай Михайлович

Министр здравоохранения СССР — Митерев Георгий Андреевич

Министр государственного контроля СССР — Мехлис Лев Захарович

Министр технических культур СССР — Скворцов Николай Александрович

Председатель комитета по делам кинематографии — Большаков Иван Григорьевич

Председатель комитета по делам высшей школы — Кафтанов Сергей Васильевич

Председатель правления Государственного банка — Голев Яков Ильич

Совет министров СССР на 27 апреля 1954 года

Совет Министров СССР:

Председатель Совета Министров СССР — Маленков Георгий Максимилианович

Первый заместитель Председателя Совета Министров СССР и министр иностранных дел СССР — Молотов Вячеслав Михайлович

Первый заместитель Председателя Совета Министров СССР и министр обороны СССР — маршал Советского Союза Булганин Николай Александрович

Первый заместитель Председателя Совета Министров СССР — Каганович Лазарь Моисеевич

Заместитель Председателя Совета Министров СССР и министр торговли СССР — Микоян Анастас Иванович

Заместитель Председателя Совета Министров СССР и председатель Государственного планового комитета Совета министров СССР — Сабуров Максим Захарович

Заместитель Председателя Совета Министров СССР — Первухин Михаил Георгиевич

Заместитель Председателя Совета Министров СССР — Тевосян Иван Фёдорович

Заместитель Председателя Совета Министров СССР и министр среднего машиностроения СССР — Малышев Вячеслав Александрович

Заместитель Председателя Совета Министров СССР — Косыгин Алексей Николаевич

Министр авиационной промышленности СССР — Дементьев Пётр Васильевич

Министр автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР — Акопов Степан Акопович

Министр автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР — Лихачёв Иван Алексеевич

Министр бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР — Вараксин Фёдор Дмитриевич

Министр внешней торговли СССР — Кабанов Иван Григорьевич

Министр внутренних дел СССР — Круглов Сергей Никифорович

Министр высшего образования СССР — Елютин Вячеслав Петрович

Министр геологии и охраны недр СССР — Антропов Пётр Яковлевич

Министр государственного контроля СССР — Жаворонков Василий Гаврилович

Министр заготовок СССР — Корниец Леонид Романович

Министр здравоохранения СССР — Ковригина Мария Дмитриевна

Министр культуры СССР — Александров Георгий Фёдорович

Министр лесной промышленности СССР — Орлов Георгий Михайлович

Министр машиностроения и приборостроения СССР — Паршин Пётр Иванович

Министр морского и речного флота СССР — Шашков Зосима Алексеевич

Министр нефтяной промышленности СССР — Байбаков Николай Константинович

Министр оборонной промышленности СССР — Устинов Дмитрий Фёдорович

Министр промышленности мясных и молочных продуктов СССР — Антонов Сергей Фёдорович

Министр промышленности продовольственных товаров СССР — Зотов Василий Петрович

Министр промышленности строительных материалов СССР — Юдин Павел Александрович

Министр промышленных товаров широкого потребления СССР — Рыжов Никита Семёнович

Министр путей сообщения СССР — Бещев Борис Павлович

Министр радиотехнической промышленности СССР — Калмыков Валерий Дмитриевич

Министр рыбной промышленности СССР — Ишков Александр Акимович

Министр связи СССР — Псурцев Николай Демьянович

Министр сельского хозяйства СССР — Бенедиктов Иван Александрович

Министр совхозов СССР — Козлов Алексей Иванович

Министр станкостроительной и инструментальной промышленности СССР — Костоусов Анатолий Иванович

Министр строительного и дорожного машиностроения СССР — Новосёлов Ефим Степанович

Министр строительства СССР — Дыгай Николай Александрович

Министр строительства предприятий металлургической и химической промышленности СССР — Райзер Давид Яковлевич

Министр судостроительной промышленности СССР — Носенко Иван Исидорович

Министр транспортного машиностроения СССР — Степанов Сергей Александрович

Министр тяжелого машиностроения СССР — Казаков Николай Степанович

Министр угольной промышленности СССР — Засядько Александр Фёдорович

Министр финансов СССР — Зверев Арсений Григорьевич

Министр химической промышленности СССР — Тихомиров Сергей Михайлович

Министр цветной металлургии СССР — Ломако Пётр Фадеевич

Министр чёрной металлургии СССР — Кузьмин Анатолий Николаевич

Министр электростанций СССР — Павленко Алексей Сергеевич

Министр электротехнической промышленности СССР — Скиданенко Иван Тимофеевич

Министр юстиции СССР — Горшенин Константин Петрович

Председатель государственного комитета Совета министров СССР по делам строительства — Соколов Константин Михайлович

Председатель комитета государственной безопасности при Совете министров СССР — Серов Иван Александрович

Председатель правления Государственного банка СССР — Попов Василий Фёдорович

Список депутатов Верховного Совета РСФСР IV созыва

Список депутатов Верховного Совета РСФСР IV созыва

Верховный Совет РСФСР согласно Конституциям 1937 и 1978 годов является высшим органом государственной власти РСФСР. После изменения названия государства (декабрь 1991 г.) — Верховный Совет Российской Федерации.

Депутаты ВС РСФСР избирались по территориальным избирательным округам сначала по норме представительства, охватывавшей определенную численность населения. В связи с ростом населения росло и число депутатов ВС РСФСР, поэтому было решено установить твердую численность ВС РСФСР. По Конституции 1978 г. он состоял из 975 депутатов.

Согласно ст. 104 Конституции, ВС РСФСР правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией СССР и Конституцией РСФСР к ведению РСФСР. Его исключительными правами были: принятие Конституции РСФСР, внесение в неё изменений, представление на утверждение ВС РСФСР образования новых автономных республик и автономных областей в составе РСФСР, утверждение государственных планов экономического и социального развития РСФСР, государственного бюджета РСФСР и отчетов об их исполнении, образование подотчетных ВС РСФСР органов. Законы РСФСР принимались либо ВС РСФСР, либо референдумом, проводимым по решению ВС РСФСР. ВС РСФСР проводил две сессии в год продолжительностью два-три дня. ВС РСФСР образовывал постоянные комиссии, которые работали в течение более длительного срока.

Депутаты Верховного Совета РСФСР IV созыва работали с 1955 по 1959 годы.

Всего 796 депутатов.

Список депутатов Верховного Совета СССР 1-го созыва

Ниже приведён список депутатов I созыва Верховного Совета СССР, избранных 12 декабря 1937 года (1143 депутата), а также доизбранных позднее с 24 марта 1940 года по 22 июня 1941 года (всего 387 депутатов: 201 в Совет Союза, 186 в Совет Национальностей; в войну выборы не проводились) и 29 апреля 1945 года (ещё 6 депутатов от Тувинской АО, из них один в Совет Союза).

Список депутатов Верховного Совета СССР 2-го созыва

Верховный Совет СССР 2 созыва был избран 10 февраля 1946 года и заседал до 1950 года.

Список депутатов Верховного Совета СССР 3-го созыва

Верховный совет СССР 3 созыва был избран 12 марта 1950 года, заседал до марта 1954 года.

Список депутатов Верховного Совета СССР 4-го созыва

Верховный совет СССР 4 созыва был избран 14 марта 1954, заседал с 1954 по 1958; Состав: 1347 депутатов — 708 в Совете Союза и 639 в Совете Национальностей.

Сыктывкар

Сыктывка́р (с коми-зыр. — «город на (реке) Сысоле») — город (с 1780 г.) республиканского значения, столица Республики Коми в России. Образует городской округ «Сыктывкар».

В Сыктывкаре находятся региональные органы государственной власти Республики Коми, территориальные структуры федеральных органов власти, штаб-квартиры региональных коммерческих организаций и общественных объединений.

Город расположен на левом берегу реки Сысолы.

В городе работает международный аэропорт, железнодорожный вокзал, автовокзал.

В 2012 году город занял 129-е место (из 165) в рейтинге привлекательности городской среды проживания (обитания) с индексом 26,91. В 2013 году — 128-е место с индексом 27,55.

На других языках

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

howlingpixel.com

Вышла книга о Вячеславе Малышеве

Биография легендарного наркома стала вторым изданием в серии «Республика Коми: люди и время»

В преддверии празднования Дня защитника Отечества в Национальной библиотеке Коми прошла презентация книги Владимира Григоряна «Вячеслав Александрович Малышев». Вклад Вячеслава Малышева в защиту Отечества переоценить трудно. В годы Великой Отечественной войны уроженец Усть-Сысольска был наркомом танковой промышленности, затем руководил созданием советского ядерного щита. По его инициативе была построена первая отечественная атомная подводная лодка, начались работы над ракетой, доставившей в космос спутник и первого космонавта. Его жизнь и труд на благо Родины – пример беззаветного патриотизма, высокого профессионализма и умения сохранять лучшие человеческие качества в самых непростых условиях.

Люди и время

Автор книги – сыктывкарский публицист, заместитель главного редактора газеты «Вера» – «Эскӧм» Владимир Григорян написал книгу в 2017 году. В минувшем году исполнилось шестьдесят лет со дня кончины Вячеслава Малышева и 115 лет со дня его рождения. Изданная при финансовой поддержке администрации главы Коми тиражом в восемьсот экземпляров книга пополнит фонды школьных и республиканских библиотек.

Биография наркома продолжила серию о выдающихся людях Коми земли «Республика Коми: люди и время». Напомним, что серию о наших замечательных земляках два года назад открыла книга об известном педагоге-новаторе, народном учителе СССР Александре Католикове.

Вячеслав Малышев – единственный уроженец Сыктывкара, похороненный в стене Московского Кремля. Блестящий руководитель с глубокими инженерными знаниями, он был одним из выдающихся организаторов развития танковой промышленности страны. Советский танк Т-34, легендарная «тридцатьчетверка» является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны. Этот танк, который по праву считается оружием Победы, создавался как раз в те годы, когда народным комиссаром танковой промышленности СССР был Малышев.

Вячеслав Малышев с семьей на даче (1940 г.).

Главный инженер страны

Вячеслав Малышев родился в конце 1902 года в Усть-Сысольске в семье учителя-инспектора. Мать была родом из Яренска, в ней, по словам Владимира Григоряна, текла русская и зырянская кровь. В Усть-Сысольске у Александра и Елены Малышевых родилось семеро детей, двое из которых умерли. Когда Вячеслав немного подрос, семья переехала в город Великие Луки на Псковщине. Но Малышев всю жизнь считал себя северянином.

«Помню смутно только, – вспоминал он спустя годы. – Как мы плыли три недели через реки: из Сысолы в Вычегду, из Вычегды в Двину. Отец говорил, что я родился у большой реки».

В Великих Луках будущий нарком окончил железнодорожный техникум и работал слесарем, а затем машинистом паровоза. В 1934 году окончил Московское высшее техническое училище, был направлен на Коломенский паровозостроительный завод и уже через несколько лет возглавил предприятие. С февраля 1939 года Малышев уже народный комиссар тяжелого машиностроения СССР, в его ведении находилась и вся танковая промышленность страны.

Еще будучи наркомом тяжелого машиностроения, Малышев большую часть своей энергии отдавал производству танков. В годы войны он руководил народным комиссариатом танковой промышленности СССР, занимался развертыванием танкостроения и организацией серийного производства танков и другой бронетехники на Урале. Одновременно курировал и танковые конструкторские бюро. За годы войны советская танковая промышленность под руководством Малышева произвела 102 тысячи танков и самоходных артиллерийских установок, более чем вдвое превысив танковое производство Германии.

Владимир Григорян представляет книгу в Национальной библиотеке Коми.

В 1946 году нарком, анализируя итоги войны, пришел к выводу, что «наша танковая промышленность за годы войны прошла в области внедрения техники и технологии путь, на который в довоенное время было бы затрачено 10-15 лет».

Вячеслав Малышев часто бывал на фронтах. В 1942 году, когда бои уже шли прямо на улицах города, Сталинградский тракторный завод продолжал выпуск танков. Этой работой тоже лично руководил нарком Малышев. 23 августа 1942 года он проводил совещание на заводе. В это время позвонил Никита Хрущев и сообщил, что враг прорвал фронт и приближается к заводу. Задача наркома состояла в том, чтобы выпуск танков не прекращался даже в это критическое время. И танки выходили из цехов, пусть и неокрашенные, и сразу вступали в бой.

Сталин называл Вячеслава Малышева главным инженером страны и высоко ценил его как выдающегося организатора промышленности. С 1939 по 1950 год Сталин 107 раз вызывал Вячеслава Малышева к себе в Кремль и на дачу в Кунцево для решения важнейших вопросов оборонной отрасли. Большая часть встреч происходила в период войны. Чаще его вызывались только некоторые члены Политбюро ЦК ВКП(б).

После победы Малышев не был оттеснен на вторые роли, как большинство народных комиссаров военного времени. Его направляли на самые ответственные участки работы. Он был народным комиссаром транспортного машиностроения СССР, заместителем Председателя Совета Министров СССР. Вячеслав Малышев много сделал для ускорения создания атомного оружия державы, обеспечивал координацию и контроль работы НИИ, КБ, машиностроительных и других предприятий страны, участвовавших в создании промышленного производства по получению урана-235 высоких обогащений.

В январе 1950 года он назначен министром судостроительной промышленности СССР, направлен на этот пост для реализации программы по созданию мощного надводного океанского флота СССР. С 1952 года – член Президиума ЦК КПСС, где курировал тяжелую и оборонную промышленность.

После смерти Сталина Малышев был снят с постов заместителя Председателя Совета Министров СССР и члена Президиума ЦК КПСС, назначен министром транспортного и тяжелого машиностроения СССР. Летом 1953 года его назначили министром среднего машиностроения СССР. Под маркой этого министерства работала вся атомная промышленность страны, включая добычу и переработку сырья для отрасли, производство ядерных вооружений, организацию испытаний ядерного оружия, строительство атомных реакторов и атомного ледокольного и подводного флотов СССР. На посту «атомного министра» Малышев сумел добиться выдающихся результатов, а в мае 1955 года он стал курировать создание ракетно-космической отрасли СССР.

При его непосредственном руководстве в стране построена первая в мире АЭС, заложен ледокол «Ленин» и создана водородная бомба. Для того чтобы испытание прошло успешно, Малышеву, по словам академика Ивана Курчатова, пришлось мобилизовать сотни заводов, рудников и конструкторских бюро. Скончался Малышев в начале 1957 года от рака. Причиной болезни стала большая доза радиации, полученная на испытаниях первой советской термоядерной бомбы в 1953 году.

Улица имени наркома

Вклад Малышева в победу в войне не оценен по достоинству в связи с его ранней смертью и опалой при Никите Хрущеве, не забывшем, что Малышев был одним из тех, чью кандидатуру Сталин рассматривал в качестве кандидата на пост генерального секретаря КПСС. Лишь в 1970-х начало появляться понимание масштаба личности Малышева. Имя Малышева присвоено Харьковскому заводу транспортного машиностроения, улицам во многих городах бывшего СССР. В частности, в 1972 году Алексей Косыгин добился присвоения имени Малышева одной из улиц Москвы. В 1978 году в популярной серии ЖЗЛ вышла книга о Малышеве. Именно эта книга подвигла первого секретаря Коми обкома партии Ивана Морозова добиться того, чтобы в 1985 году в Сыктывкаре появилась улица Малышева. Уже при Юрии Спиридонове на этой улице был установлен бюст танкового наркома. Рядом с мемориалом перед школой №25 затем установили пушку и похожую на танк самоходную артиллерийскую установку. В 2009 году школа №25 получила имя Малышева.

За выдающиеся заслуги в деле организации производства танков и артиллерийских самоходных установок, а также в освоении новых типов боевых машин и оснащении ими Красной Армии указом Президиума Верховного Совета СССР в 1944 году генерал-лейтенанту инженерно-танковой службы Вячеславу Малышеву присвоено звание Героя Социалистического Tруда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот».

Артур АРТЕЕВ

Фото автора и из книги

respublika11.ru

Малышев, Вячеслав Александрович — это… Что такое Малышев, Вячеслав Александрович?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Малышев. Автограф В.А. Малышева

Вячесла́в Алекса́ндрович Ма́лышев (3 (16) декабря 1902, Сыктывкар — 20 февраля 1957, Москва) — советский государственный деятель, один из плеяды «сталинских наркомов», наряду с И. Ф. Тевосяном, Б. Л. Ванниковым, Д. Ф. Устиновым, А. Н. Косыгиным, руководивших созданием индустрии Советского Союза в конце 30-x — начале 50-х годов XX века.

Биография

В 1924 году окончил Великолукский железнодорожный техникум.

В 1918—1920 годах помощник секретаря и секретарь народного суда в г. Великие Луки. В 1924—1926 годах работал помощником машиниста в железнодорожном депо Подмосковная Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги. В 1926 году вступил в ВКП(б). В 1926—1927 служил в РККА: секретарь бюро ВКП(б) батальонной школы, политрук команды.

С 1927 года — машинист депо Подмосковная, затем депо Люблино Московско-Курской железной дороги. Окончил МВТУ им. Баумана в 1934 году.

В 1934—1939 годах — конструктор, заместитель начальника особого сектора конструкторского бюро, заместитель главного конструктора завода, заместитель начальника и начальник дизельного цеха, главный инженер, директор Коломенского завода им. В. В. Куйбышева.

Делегат 18-го Съезда ВКП(б), выступил с программной речью о подготовке советской индустрии к возможной Второй мировой войне.

  • 1939—1940 — народный комиссар тяжёлого машиностроения СССР.
  • 1940—1944 — заместитель председателя СНК СССР и председатель Совета по машиностроению при СНК СССР. Одновременно в 1940-1941 гг. народный комиссар среднего машиностроения СССР, а в 1941-1942 и 1943-1945 гг. народный комиссар танковой промышленности СССР.
  • 1945—1947 — народный комиссар (министр) транспортного машиностроения СССР.
  • 1947—1953 — заместитель председателя Совета Министров СССР. Одновременно в 1948-1949 гг. председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство, в 1950-1952 гг министр судостроительной промышленности СССР.
  • март—июнь 1953 — министр транспортного и тяжелого машиностроения СССР.
  • 1953—1956 — заместитель председателя Совета Министров СССР, одновременно в 1953-1955 гг. министр среднего машиностроения СССР.
  • С мая 1955 г. председатель Государственного комитета Совета Министров СССр по новой технике, одновременно с декабря 1956 г. первый заместитель председателя номической комиссии Совета Министров СССР по текущему планированию народного хозяйства — Министр СССР.

Делегат 18, 19 и 20-го Съездов КПСС, член ЦК КПСС с 1939 года, в 1952—1953 годах — член Президиума ЦК КПСС. . Депутат Верховного Совета СССР 1-4-го созывов.

Воинское звание — Генерал-полковник инженерно-танковой службы (единственное присвоение), затем (с 1945 года) генерал-полковник инженерно-технической службы.

Умер от лучевой болезни через четыре года после посещения в 1953 году полигона, на котором производились испытания первой советской термоядерной бомбы.[1]

Похоронен на Красной площади у Кремлёвской стены.

Память

Именем Малышева названы:

Награды и Звания

Есть памятник малышеву в Харькове перед заводом названным в честь его имени.

Примечания

  1. Вячеслав Александрович Малышев на Космическом мемориале

Литература

  • Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители. 1923—1991 гг. Историко-биографический справочник./Сост. В. И. Ивкин. Москва, 1999. — ISBN 5-8243-0014-3

Ссылки

 Малышев, Вячеслав Александрович на сайте «Герои страны»

 

dic.academic.ru

Малышев Вячеслав Александрович Википедия

Вячеслав Александрович Малышев

В. А. Малышев, 1938 год
1-й Народный комиссар тяжёлого машиностроения СССР
5 февраля 1939 года — 17 апреля 1940 года
Глава правительстваВячеслав Михайлович Молотов
Предшественникдолжность учреждена, Виктор Константинович Львов как народный комиссар машиностроения СССР
ПреемникАлександр Илларионович Ефремов
2-й Народный комиссар среднего машиностроения СССР
2 октября 1940 года — 11 сентября 1941 года
Глава правительстваВячеслав Михайлович Молотов, Иосиф Виссарионович Сталин
ПредшественникИван Алексеевич Лихачев
ПреемникСтепан Акопович Акопов
1-й Народный комиссар танковой промышленности СССР
11 сентября 1941 года — 14 июля 1942 года
Глава правительстваИосиф Виссарионович Сталин
Предшественникдолжность учреждена
ПреемникИсаак Моисеевич Зальцман
3-й Народный комиссар танковой промышленности СССР
28 июня 1943 года — 14 октября 1945 года
Глава правительстваИосиф Виссарионович Сталин
ПредшественникИсаак Моисеевич Зальцман
Преемникдолжность упразднена, он сам как нарком транспортного машиностроения СССР
1-й Народный комиссар транспортного машиностроения СССР
14 октября 1945 года — 15 марта 1946 года
Глава правительстваИосиф Виссарионович Сталин
Предшественникдолжность учреждена, он сам как нарком танковой промышленности СССР
Преемникдолжность упразднена, он сам как министр транспортного машиностроения СССР
1-й Министр транспортного машиностроения СССР
19 марта 1946 года — 29 декабря 1947 года
Глава правительстваИосиф Виссарионович Сталин
Предшественникдолжность учреждена, он сам как нарком транспортного машиностроения СССР
ПреемникИван Исидорович Носенко
2-й Министр судостроительной промышленности СССР
10 января 1950 года — 31 октября 1952 года
Глава правительстваИосиф Виссарионович Сталин
ПредшественникАлексей Адамович Горегляд
Преемник

ru-wiki.ru

Малышев, Вячеслав Александрович — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Малышев.

Вячесла́в Алекса́ндрович Ма́лышев (3 (16) декабря 1902, Усть-Сысольск — 20 февраля 1957, Москва) — советский государственный деятель, один из плеяды «сталинских наркомов», наряду с И. Ф. Тевосяном, Б. Л. Ванниковым, Д. Ф. Устиновым, А. Н. Косыгиным, руководивших созданием индустрии Советского Союза в конце 30-x — начале 50-х годов XX века, Герой Социалистического Труда (1944 г.), генерал-полковник инженерно-технической службы (1945 г.).

Биография

Происхождение, ранние годы и юность

Родился 16 мая 1902 года в городе Усть-Сысольск[комм 1] в семье Александра Николаевича Малышева и его жены Елены Константиновны Малышевой (в девичестве Поповой), и был четвёртым ребёнком[1] в семье из шести детей[2].

Отец — Александр Николаевич Малышев (ум. 1928[3]), окончил Петербуржский учительский институт, после чего был направлен в город Яренск[комм 2], где работал учителем. В 1892 году Александр Николаевич женился на Елене Константиновне Поповой, дочери мещанина и земского служащего К. Н. Попова[4]. Вскоре после свадьбы Александр Николаевич получил должность преподавателя, а затем и учителя-инструктора в Усть-Сысольском городском училище, где работал вплоть до рождения Вячеслава. В 1904 году Александр Николаевич получил предложение о работе в училище в Великих Луках и с радостью принял его. По вероисповеданию Александр Николаевич был атеистом, а мать была православной[1].

В течение двух лет Вячеслав Малышев, работал секретарём в суде, а в 1920 году, после двух лет работы, поступил в Великолукское техническое железнодорожное училище[5]. По состоянию на 1920 год, часть железнодорожников уже не пользовались униформой, а Вячеслав Малышев имел из формы лишь фуражку[6]. В училище Малышев был избран председателем студенческого комитета, руководителем научно-технического кружка, который был им же организован[7].

Вячеслав Малышев, был направлен на практику в депо «веерного» типа, которое находилось в полуразваленном состоянии, однако в этом депо находились грузовые паровозы, типов — Э («Эшак»), Щ («Щука») и О («Основной»); а так же пассажирские паровозы типов — ВВ и СУ[8]. Во время практики, Малышев начал размышлять о том как увеличить мощность паровозов[9].

В 1924 году, в возрасте 22 лет окончил Великолукское техническое железнодорожное училище[10].

Трудовая деятельность

В 1924—1926 годах работал помощником машиниста в железнодорожном депо Подмосковная Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги. В 1926 году вступил в ВКП(б). В 1926—1927 служил в РККА: секретарь бюро ВКП(б) батальонной школы, политрук команды.

С 1927 года — машинист депо Подмосковная, затем депо Люблино Московско-Курской железной дороги. Окончил МВТУ им. Баумана в 1934 году.

В 1934—1939 годах — конструктор, заместитель начальника особого сектора конструкторского бюро, заместитель главного конструктора завода, заместитель начальника и начальник дизельного цеха, главный инженер, директор Коломенского завода им. В. В. Куйбышева.

Делегат 18-го Съезда ВКП(б), выступил с программной речью о подготовке советской индустрии к возможной Второй мировой войне.

24 июня 1941 года выступил с докладом о насущных нуждах танковой промышленности на заседании Политбюро ЦК ВКП (б). В постановлении по докладу была поставлена задача создания производства танков в Поволжье и на Урале, увеличение выпуска танков КВ, Т-34, Т-50, артиллерийских тягачей и танковых дизелей. Образованный 11 сентября 1941 года Наркомат танковой промышленности во главе с В. А. Малышевым осуществлял во время войны руководство производством танков. За исключительные заслуги в организации работы танковой промышленности и выпуск первоклассной боевой техники в 1944 году В. А. Малышеву присвоено звание Героя Социалистического Труда.

  • 1945—1947 — народный комиссар (министр) транспортного машиностроения СССР.

С 30 ноября 1945 года вошёл в состав инженерно-технического совета Специального комитета, руководил второй секцией — строительство завода 813 (современный Уральский электрохимический комбинат). Научно-инженерные разработки курировал сотрудник лаборатории № 2 И. К. Кикоин. Другим важным направлением работы было решение кадровых вопросов: по распоряжению Л. П. Берии М. Г. Первухин, В. А. Малышев, Б. Л. Ванников и А. П. Завенягин комплектовали научными и инженерными кадрами секции совета, подбирали экспертов для решения отдельных вопросов[11].

  • 1947—1953 — заместитель председателя Совета Министров СССР. Одновременно в 1948—1949 гг. председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство, в 1950—1952 гг министр судостроительной промышленности СССР.
  • март—июнь 1953 — министр транспортного и тяжелого машиностроения СССР.
  • 1953—1956 — заместитель председателя Совета Министров СССР, одновременно в 1953—1955 гг. министр среднего машиностроения СССР.
  • С мая 1955 г. председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по новой технике, одновременно с декабря 1956 г. первый заместитель председателя экономической комиссии Совета Министров СССР по текущему планированию народного хозяйства — Министр СССР.

В 1955 году возглавлял правительственную комиссию, которая занималась расследованием катастрофы линкора «Новороссийск».

Делегат 18, 19 и 20-го Съездов КПСС, член ЦК КПСС с 1939 года, в 1952—1953 годах — член Президиума ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 1-4-го созывов.

Воинское звание — Генерал-полковник инженерно-танковой службы (единственное присвоение), затем (с 1945 года) генерал-полковник инженерно-технической службы.

Умер от лучевой болезни через четыре года после посещения в 1953 году полигона, на котором производились испытания первой советской термоядерной бомбы.[12]

Похоронен на Красной площади у Кремлёвской стены.

Память

Именем Малышева названы:

Также в Республике Коми ежегодно проводится Республиканский турнир по САМБО среди юношей и девушек 13-14 лет, 11-12 лет памяти В. А. Малышева

Награды и звания

Вячеслав Александрович Малышев был награждён следующими наградами и званиями[13]:

Примечания

  1. 1 2 Чалмаев, 1978, с. 16.
  2. ↑ Чалмаев, 1978, с. 13.
  3. ↑ Чалмаев, 1978, с. 14.
  4. ↑ Чалмаев, 1978, с. 15—16.
  5. ↑ Чалмаев, 1978, с. 19.
  6. ↑ Чалмаев, 1978, с. 21.
  7. ↑ Чалмаев, 1978, с. 22.
  8. ↑ Чалмаев, 1978, с. 23.
  9. ↑ Чалмаев, 1978, с. 24.
  10. ↑ Чалмаев, 1978, с. 25.
  11. ↑  документа Протокол № 9 заседания Специального комитета при Совнаркоме СССР. Москва, Кремль 30 ноября 1945 года в Викитеке
  12. ↑ Вячеслав Александрович Малышев на Космическом мемориале
  13. Антон Бочаров. Малышев Вячеслав Александрович. Сайт «Герои страны». Проверено 29 августа 2017.

Комментарии

  1. ↑ С 1930 года называется Сыктывкар
  2. ↑ С 1924 года — село

Литература

В. Чалмаев. Малышев. — М.: «Молодая гвардия», 1978. — 5510 с.

Ссылки

Автограф В. А. Малышева

Малышев, Вячеслав Александрович. Сайт «Герои страны».

wikipedia.green

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *