малые артиллерийские, Буян, история создания, технические характеристики (ТТХ) / Артиллерия ВМФ / Флот / Вооружение / Арсенал-Инфо.рф

Попытки построить современный военный флот в России предпринимали и до Петра I. Но о выходе в открытые моря и «окне в Европу» речи тогда не шло. Корабли должны были служить на Каспийском море, защищая торговые пути. Впоследствии, после проникновения Британский Империи в Персию и обнаружения на Каспии нефти, роль его небольшой флотилии только усилилась.

А на рубеже 20 и 21 веков боевые корабли на Каспийском море стали необходимы России, как средство обеспечения интересов государства. Сейчас в неё входят в основном катера. А представителями более крупной весовой категории являются малые артиллерийские корабли проекта 21630.

История создания

К 2000 годам назрела необходимость оснащения Каспийской флотилии новыми, современными «канонерками». В рамках проекта 21630, получившего также шифр «Буян», необходимо было создать корабли с высокой мореходностью, но при этом способные самостоятельно осуществлять переходы по Волге. При этом новый МАК (на том этапе считавшийся катером) должен был обладать пониженной радиолокационной заметностью.

Разработкой занялось конструкторское бюро Зеленодольского завода. К концу 2002 года был готов эскизный проект, включавший в себя, кстати, усиленное вооружение. Заказчик согласился с такими изменениями, но и сам потребовал изменить силовую установку и проработать вариант с водомётным движителем.

Летом 2004 года технический проект был утверждён, а на петербургском заводе «Алмаз» стали готовиться к постройке.

В это же время «Буян» «повысили в звании» из катера в корабль 3 ранга. Первый МАК проекта 21630 «Буян», получивший имя «Астрахань», спустили на воду осенью 2005 года, а уже в 2006 году он вышел на испытания.

Конструкция и вооружение

Малый артиллерийский корабль проекта 21630 «Буян» построен по технологии «стелс», что выразилось в наличии больших фальшбортов, низких надстроек с плоскими поверхностями. Двери, люки и трапы скрыли внутри надстроек, а количество иллюминаторов вообще свели к миниумуму.

Силовая установка – два 4-хтактных дизеля М507Д. Каждый из них представляет собой 2 звездообразных отсека, включающих по 56 цилиндров, соединённых главной передачей. Согласно одним источникам, каждый дизель развивает мощность в 8000 л.с, другие называют цифру в 10000 сил. Моторы приводят в действия 2 водомётных движителя – до этого подобное решение в советском и российском ВМФ не применялось.

Главный калибр «Буяна» – 100 мм универсальное орудие, размещённое в башне, также выполненной по технологии «стелс». Артустановка А190 ведёт огонь по наземным и морским целям осколочно-фугасными снарядами, а зенитную стрельбу – снарядами с радиовзрывателем.

За минуту орудие может произвести до 80 выстрелов.

Два зенитных автомата АК-306, вооружённые 30 мм шестиствольными пушками АО-18, являются модификацией известной артустановки АК-630, которую пришлось облегчить для возможности размещения на малых кораблях. В частности, блок стволов у пушки вращается не встроенным газовым двигателем, а внешним электроприводом.

«Ракетная артиллерия» на «современных канонерках» представлена морской модификацией РСЗО «Град», включающей в себя 40 направляющих для запуска 122 мм реактивных снарядов. Артиллерийским огнём управляет система «Ласка», включающая в себя радар для сопровождения цели, лазерный дальномер и тепловизор. В качестве системы общего обнаружения используется радар 5П-26М, для навигации используется станция МР-231.

Зенитное вооружение «Буяна» представлено не только артиллерией. На нём установлен автоматизированный комплекс «Гибка», укомплектованный модулями «Стрелец» для запуска зенитных ракет «Игла». Кроме этого, корабль оснащён системой активной защиты ПК-10, выставляющей тепловые ловушки и дипольные отражатели. Наконец, на МАКе имеются тумбовые установки для 14,5 мм пулемётов КПВ.

История службы

Первый корабль проекта – «Астрахань» – вошёл в строй осенью 2006 года, спустя менее 3 лет после закладки. А вот следующий за ним МАК – «Волгодонск» – хотя и был заложен уже в начале 2005 года, на стапеле задержался. Только в 2011 году его удалось спустить на воду и передать флотилии. Третий «Буян», получивший имя «Махачкала», всё-таки «выполнил» обещание заводского руководства «сдавать по кораблю в год» – но уже в 2012 году.

И на этом постройку МАК проекта 21630 прекратили.

Произошло это, очевидно, не потому, что «Буян» оказался плох. Просто командование флота продолжало требовать доработок проекта по новым и новым замечаниям. В итоге количество изменений в техзадании перевалило за ту отметку, когда проще было начать новый проект. Преемником стал малый ракетный корабль проекта 21631, сохранивший шифр «Буян-М». Ну а 3 «Буяна», построенные по первоначальному замыслу, продолжают нести службу в Каспийской флотилии.

Была также разработана экспортная модификация, получившая шифр «Торнадо». От базовой её отличала возможность установки различного вооружения и радиоэлектроники. Интерес к «Торнадо» проявил только Казахстан, собиравшийся приобресть 6 единиц для своего каспийского флота. Однако спустя 10 лет корабли поставлены не были, а заказ больше не упоминался.

Технические характеристики

Малые артиллерийские корабли проекта 21630 «Буян» по зарубежной классификации считаются корветами. В то же время по водоизмещению они заметно уступают возможным аналогам. Возьмём для сравнения американский прибрежный корабль типа «Фридом».

Проект 21630Freedom-class LCS
Длина, м61,8115
Осадка, м2,13,9
Водоизмещение, т5083500
Скорость, узлов2647
Дальность, миль15003500
Вооружение100 мм АУ, 2х30 мм ЗАК, 1х40 ПУ РСЗО, 1х6 ПУ ЗРК57 мм АУ, 2х30 мм АУ, 21 ПУ ЗРК
Экипаж4850

Уникальность «Буянов» во многом была предопределена их местом службы. Каспийское море – само по себе уникальный водоём. И задачи, стоящие перед местной флотилией, отличаются от стоящих перед флотами открытого моря.

Большинству же стран нужны либо речные патрульные катера – либо полноценные морские корветы. При этом нельзя не отметить, что конструкторам МАК проекта 21630 удалось обеспечить его значительной артиллерийской огневой мощью, позволяющей даже прикрывать десанты.

Хотя артиллерийские корабли «Буян» были построены малой серией, а их экспортным вариантом до сих пор почти не интересовались – МАК можно считать удачей конструкторов.

В пользу этого говорит то, что построенные по модернизированному проекту МРК «Буян-М» несут службу не только на Каспии, но и на Балтике, и на Чёрном море. При этом даже каспийские МРК оказались способны наносить ракетные удары по Сирии. Такой результат был бы невозможен, если бы изначальный проект был неудачен.

Видео

Малые артиллерийские корабли проекта 21630 шифр «Буян»: «Астрахань», «Волгодонск» и «Махачкала»

МАК «Волгодонск» покидает Баку

МАК «Махачкала», Каспийское море

Корабли Каспийской флотилии вышли в море

МАК «Астрахань», «Волгодонск» и «Махачкала»

Корабли Каспийской флотилии в Каспийском море

«Волгодонск» в море

«Волгодонск» вернулся в пункт базирования Астрахань

МАК «Махачкала», порт Баку

Учение по спасению экипажа

МАК «Махачкала», акватория реки Нева

Малый артиллерийский корабль «Астрахань»

МАК «Астрахань»

МАК «Волгодонск» вышел в море

МАК «Волгодонск»

МАК проекта 21630 шифр «Буян»

МАК «Астрахань»

Малые артиллерийские корабли проекта 21630 (шифр «Буян», кодовое обозначение НАТО — Buyan class corvette) — российский малый артиллерийский корабль (МАК) типа «река-море», предназначенный для усиления надводных сил Каспийской флотилии в ближней морской зоне и в речных участках.

Проект речного корабля нового поколения, получивший номер 21630 и шифр «Буян», был разработан предприятием (ФГУП) «Зеленодольское ПКБ» под руководством главного конструктора Я. Е. Кушнира, научно-техническое сопровождение проектирования и строительства корабля для ВМФ осуществлял 1 ЦНИИ МО.

Строительство серии МАК проекта 21630 велось в Санкт-Петербурге на ОАО «Морской завод «Алмаз».

Основные характеристики МАК проекта 21630 шифр «Буян»: Водоизмещение полное 520 тонн. Длина 61,8 метра, ширина 9,6 метра, высота борта 6,57 метра, осадка 2,0 метра. Скорость полного хода 26 узлов. Дальность плавания 1500 миль. Автономность плавания 10 суток. Экипаж от 29 до 36 человек.

Силовая установка: 2х8000 л.с., дизели М507Д, 2 водомета.

Вооружение:

Навигационное вооружение: 1 х РЛС МР-231 БИУС Сигма.

Радиолокационное вооружение: 1 х РЛС «Позитив», 1 х РЛС МР-123 «Вымпел» для АУ и ЗАК.

Радиоэлектронное вооружение: 2 х 10 ПУ ПК-10 «Смелый».

Артиллерийское вооружение: 1х1 100-мм АУ А-190 «Универсал», 2х1 14,5-мм пулемётная установка, 1х40 122-мм РСЗО А-215 «Град-М».

Зенитная артиллерия: 2х6 30-мм ЗАК АК-306.

Зенитное ракетное вооружение: 1х4 ПУ 3М47 «Гибка» с ЗУР «Игла» или «Игла-М».

Может нести мины на верхней палубе.

Головной малый артиллерийский корабль «Астрахань», бортовой номер 012, строительный номер 701, был заложен 30 января 2001 года. Спуск на воду состоялся 7 октября 2005 года. Введен в состав Каспийской флотилии 1 сентября 2006 года.

По сообщению от 24 марта 2015 года вышел из пункта базирования «Затон золотой» в Астрахань и начал отработку второй специальной курсовой задачи в море — плавание и ведение боя одиночным кораблем. По сообщению от 14 апреля с экипажем корабля проведено учение по спасению личного состава надводного корабля при угрозе его затопления. По сообщению от 12 июня принял участие в учениях по противовоздушной обороне с отражением ударов воздушного противника.

21 августа 2017 года вышел из пункта базирования Затон Золотой в Астрахани для проведения зачётного тактического учения, которое продлится до 26 августа.

По сообщению от 27 марта 2018 года в рамках второй курсовой задачи К-2 выполнил артиллерийские стрельбы по морским, береговым и воздушным целям.

Второй малый артиллерийский корабль «Волгодонск», бортовой номер 014, строительный номер 702, был заложен 25 февраля 2005 года под именем «Каспийск». С января 2007 года был переименован в «Волгодонск». Спуск на воду состоялся 6 мая 2011 года. Введен в состав Каспийской флотилии 20 декабря 2011 года.

В конце октября 2014 года принял участие в батальонном тактическом учение, которое проводится в соответствии с утверждённым планом деятельности Каспийской флотилии на 2014 учебный год и завершает этап подготовки береговых войск флотилии в летнем периоде обучения.

По сообщению от 11 мая 2015 года принял участие в показном корабельном учение по борьбе за живучесть корабля. 19 мая вышел в море для проведения зачётного тактического учения. 01 июня совместно с малым ракетным кораблем «Углич» вышел в море для выполнения задач боевой службы. Поход продлится до 15 июня. 13 августа прибыл с визитом в порт Баку, который продлится до 16 августа. По сообщению от 18 августа завершил выполнение задач боевой службы в Каспийском море. С боевой службы возвращение в пункт базирования в Астрахани ожидается 21 августа 2015 года. По сообщению от 24 августа возвратился в пункт базирования – Астрахань – после выполнения задач боевой службы. Экипаж провел в морском походе 22 дня, прошел свыше 2 тыс. морских миль (около 3600 км). По сообщению от 17 сентября выполнил артиллерийские стрельбы по морской мишени в назначенном районе Каспийского моря.

01 июня 2016 года покинул якорную стоянку в порту Махачкала и вышел в море для выполнения задач похода. По сообщению от 21 ноября в пункте базирования кораблей Каспийской флотилии — порту Астрахань с экипажем малого артиллерийского корабля проведено внезапное учение по борьбе за живучесть корабля и спасению личного состава с аварийного корабля с использованием индивидуальных и коллективных спасательных средств.

21 августа 2017 года вышел из пункта базирования Затон Золотой в Астрахани для проведения зачётного тактического учения, которое продлится до 26 августа.

По сообщению от 28 мая 2018 года представит Каспийскую флотилию на международном конкурсе «Кубок моря-2018» в рамках Армейских международных игр (АрМИ-2018).

Третий малый артиллерийский корабль «Махачкала», бортовой номер 015, бывший 162, строительный номер 703, был заложен 24 марта 2006 года. Спуск на воду состоялся 27 апреля 2012 года. Введен в состав Каспийской флотилии 4 декабря 2012 года.

Корабль построен с применением stealth-технологий, благодаря чему он мало заметен для средств радиолокационного наблюдения противника.

02 октября 2013 года корабль прибыл в Астрахань.

В конце октября 2014 года принял участие в батальонном тактическом учение, которое проводится в соответствии с утверждённым планом деятельности Каспийской флотилии на 2014 учебный год и завершает этап подготовки береговых войск флотилии в летнем периоде обучения.

По сообщению от 24 марта 2015 года вышел из пункта базирования «Затон золотой» в Астрахань и начал отработку второй специальной курсовой задачи в море — плавание и ведение боя одиночным кораблем. По сообщению от 03 апреля принял участие в качестве аварийного корабля, в учениях по оказанию помощи надводному кораблю, получившему повреждения. По сообщению от 15 апреля будет резервным кораблём в международном конкурсе «Каспийское море-2015». 27 апреля прибыл в Волгоград для участия в мероприятиях, посвящённых 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. По сообщению от 14 мая отряд кораблей Каспийской флотилии в составе малого артиллерийского корабля «Махачкала», рейдового тральщика «РТ-234», двух артиллерийских катеров типа «Шмель, десантного катера и рейдового буксира «РБ-39» вышел из Волгограда и начал переход в пункт постоянного базирования — Астрахань. По сообщению от 12 июня принял участие в учениях по противовоздушной обороне с отражением ударов воздушного противника.

13 августа прибыл с визитом в порт Баку, который продлится до 16 августа. По сообщению от 18 августа завершил выполнение задач боевой службы в Каспийском море. С боевой службы возвращение в пункт базирования в Астрахани ожидается 21 августа 2015 года. По сообщению от 24 августа возвратился в пункт базирования – Астрахань – после выполнения задач боевой службы. Экипаж провел в морском походе 22 дня, прошел свыше 2 тыс. морских миль (около 3600 км). По сообщению от 17 сентября выполнил артиллерийские стрельбы по морской мишени в назначенном районе Каспийского моря. По сообщению от 05 октября вышел в Каспийское море для выполнения плановых задач боевой службы. 21 октября встретил в Каспийском море эсминец «Дамаванд» («Damavand») и два ракетных катера «Пейкан» («Peykan») и «Джушан» («Joshan») ВМС Ирана.

По сообщению от 02 июля 2017 года в составе отряда кораблей Каспийской флотилии покинул якорную стоянку в порту Астрахань и вышел в открытое море для выполнения задач сбор-похода, который продлится 25 дней под командованием капитана 2 ранга Андрея Дмитриева.

12 июля зашел с неофициальным визитом в порт Бендер-Энзели Исламской Республики Иран, который покинет 15 июля. 21 августа вышел из пункта базирования Затон Золотой в Астрахани для проведения зачётного тактического учения, которое продлится до 26 августа.

15 июня 2018 года выйдет в моря для выполнения задач по предназначению, во время которого посетит с дружественным визитом порты Ирана.

По сообщению от 08 июля 2019 года примет участие на международном конкурсе «Кубок моря-2019» в рамках Армейских международных игр (АрМИ-2019) в Баку (Азербайджан), который будет проходить с 03 по 17 августа.

Малые артиллерийские корабли проекта 21630

Малые артиллерийские корабли проекта 21630
info/pics/logo.gif»>


Россиянство.

 
 
7
999999999999999999999999999999999999999999999999. Буян Класс

Выполнен

3 ед.


Суда

Судостроительный завод «Алмаз», ул. Санкт-Петербург

Небольшие артиллерийские суда


Проект 21630 7015

ФИО

Двор

Заложен

Спущен на воду

Введен в эксплуатацию

Примечание

Астрахань

701

29. 01.2004

7.10.2005

1.09.2006

 

Каспийск

702

25.02.2005

6.05.2011

20.12.2011

с 01.2007 — Волгодонск

Махачкала

703

24.03.2006

27.04.2012

4.12.2012

 

Общие характеристики — Проект 21630

Displacement (tons):
Standard:
Full load: 520
Dimensions (m):
Length: 61,8
Балка: 10,3
Осадка: 3
Скорость (узлов): 26
Диапазон: 1500 нм
Автономность (дней): 10
Силовая установка: 2×10000 л. с. M507D дизели, 2 водомета
Вооружение: 1х6 Пусковая установка ЗРК 3М-47 Гибка Игла-1М
1х40 122 мм Пусковая установка МС-73М Град-М
1х1 100 мм А-190-01 — 5П-10-03 Ласка СУ
2х6 30 мм АК-306
2х1 14,5 мм МТПУ-1 Жало
Электроника:

5П-26М РЛС воздушного и надводного поиска «Позитив-М», НРЛС МР-231
ПК-10 «Смелый» ложная РЛ (4 ПУ КЛ-121)

Комплектация: 48 (6 офицеров)

Схемы


Малый артиллерийский корабль — пр.21630


Модернизации

Нереализованные модификации: пр.21630М


Флоты

Каспий Флотилия : Астрахань, Волгодонск, Махачкала


Бортовые номера

Астрахань: 101(2006), 012(2007), 017(2016)
Волгодонск: 702(2011), 161(2011), 014(2012), 018(2016)
Махачкала: 162(2012), 015(2013), 020(2016)


Списан


Экспорт

0003

Основной Страница | Часто задаваемые вопросы | Обратная связь
2009-2023, RussianShips. info. Все права защищены.

21630 Патрульный корабль «Буян»

Испытанный проект 21630 имеет относительно простую конструкцию. Корветы типа «Буян» были специально разработаны для работы на мелководье и выполнения широкого круга задач в Каспийском море, а также в дельтах прилегающих рек. Суда отличаются пониженной радиолокационной заметностью и высокой маневренностью. Они были построены на судостроительном заводе «Алмаз» в Санкт-Петербурге и вооружены А-19.0, два 30-мм шестиствольных пулемета АК-306 и 40-ствольная 122-мм реактивная система залпового огня «Град-М».

Назначение малых ракетных кораблей этого проекта — охрана и защита экономической зоны государства. В отличие от своего прототипа, малого артиллерийского корабля проекта 21630, МРК имеет почти вдвое большее водоизмещение и оснащен ракетным вооружением, позволяющим наносить удары высокоточными крылатыми ракетами как по морским, так и по наземным целям. Новый корвет проекта 21630 (типа «Буян») прибыл на военно-морскую базу Каспийской флотилии России для усиления морской обороны страны в регионе, сообщил представитель флотилии 4 октября 2013 года. Корвет «Махачкала» успешно прошел государственные испытания и вскоре приступит к работе свои оперативные задачи на Каспии в составе [Каспийской] флотилии, — сказал Алексей Рулев. «Махачкала» — третий корабль класса «Буян», принятый на вооружение Каспийской флотилии.

Проект 21632 «Торнадо» (экспортный вариант «Буян»)

Ракетный катер (канонерская лодка) проекта 21632 «Торнадо» — экспортный вариант. Родственный ему катер проекта 21630 «Астрахань» вошел в состав ВМФ России в 2006 году. Обладая относительно небольшим водоизмещением (около 600 тонн), хорошо вооружен 100-мм и двумя 30-мм артиллерийскими установками, реактивной системой залпового огня «Град». , турельная установка «Гибка» эксплуатирующего ПЗРК «Игла». Столь внушительный арсенал вооружения позволяет «Торнадо» эффективно бороться с надводными, подводными и воздушными целями. В мирное время она незаменима при патрулировании морских акваторий, прибрежных полос и рек.

Зеленодольское ПКБ предлагает четыре варианта кораблей различного назначения на базе катеров проекта 21632 «Буян-Торнадо» (аналог канонерской лодки «Астрахань» водоизмещением около 500 т).