Как крылатые ракеты наводятся на цель — УНИАН

Система навигации современных крылатых ракет состоит из нескольких отдельных систем.

Запуск крылатой ракеты / Фото — Министерство обороны РФ

В Командовании Воздушных сил рассказали о переходе армией РФ для ударов по Украине от ракет типа «Калибр» к более простым Х-59 и устаревшим Х-22.

В то же время, несмотря на все крики Кремля, об «аналоговом современном высокоточном оружии», даже новейшие для РФ «Калибры»» демонстрируют огромные проблемы с освоением российским военно-промышленным комплексом современных технологий. В первую очередь с наведением.

Как наводились первые крылатые ракеты

В целом первая массовая серийная крылатая ракета была создана еще во Второй мировой войне немцами — известная «Фау-1». Она создавалась, как Wunderwaffe – «чудо-оружие», которое может переломить ход войны в пользу Третьего Рейха. Ее начали активно применять с 1943 года для атак по Лондону с целью террора гражданского населения.

Видео дня

Одной из главных сложностей разработки была именно система наведения. Сейчас она выглядит максимально простой – автопилот следит за курсом и высотой и измеряет дальность полета. Как только «Фау-1» пролетала заданное расстояние — автопилот переводил ракету у пике. Точность системы была соответствующей – где-то в Лондон. А из 10 492 выпущенных «Фау-1» в город долетело около 2400, при этом сбито было только 4261 ракет. То есть почти столько же упало «по дороге» или промахнулось из-за технических изъянов.

«Фау-1»

А для баллистической ракеты «Фау-2» немцы разработали первую инерциальную систему наведения на аналоговых компьютерах с гироскопами и акселерометром. Эта система уже позволила доказать результативность в 1054 попаданий по городам Великобритании из 1359 выпущенных.

Но точность любой инерциальной системы, даже современной, ограничена, потому что она замкнута сама в себе и знает точно только свои начальные координаты, а дальше только вычисляет их самостоятельно, опираясь на показатели приборов. И чем дольше инерциальная система работает, тем больше ошибка. И на уровне западных технологий 70-80 лет она составляла около 600 метров в час работы. Даже сейчас речь идет о 50 метрах за 17 минут.

То есть простым языком, инерциальная система – это все равно что пройти с закрытыми глазами ориентируясь только по количеству шагов.

Технологии наведения 70-х годов

Поэтому вполне логичным было изобрести механизм, который должен корректировать показатели. И для крылатых ракет, которые должны были лететь сотни километров и находиться в воздухе часами, этой системой стал Tercom. Его принцип состоит в том, что ракета сканирует под собой поверхность и сравнивает с образцом. Одной из самых простых реализаций будут, например, данные по рельефу — перепады высот, которые фиксируются радиовысотомером ракеты.

Tercom (US Navy Tomahawk Cruise Missile Weapons System Technical Manual)

И тогда маршрут ракеты можно разбить на определенные чекпоинты, карта которых закладывается в память ракеты. Это должны быть «контрастные» по рельефу районы, например, река с крутыми берегами, сеть оврагов, или даже отдельные крупные постройки. Прилетев, ракета будет проводить сравнение, локализует себя и скорректирует показатели инерциальной системы, сбрасывая накопленную ошибку.

Сейчас система Tercom использует не только данные по рельефу, но и визуальные изображения. Это связано с тем, что на маршруте возможно не будет характерного рельефа. Но эта система значительно сложнее, поскольку требует работы на уровне распознавания образов, но эта технология под названием DSMAC была успешно разработана США в 80-х годах и интегрирована в крылатую ракету Tomahawk Block II.

DSMAC (Passive Optical Terrain Relative Navigation Using APLNav)

То есть простым языком, Tercom – это когда необходимо пройти с закрытыми глазами, но раз в 10 шагов можно на секунду приоткрыть глаза.

Но главный недостаток этой системы в том, что инерциальная система может завести ракету совсем мимо «чекпоинта» и ракета не сможет сориентироваться. Конечно, чем сильнее становились компьютеры, тем больший объем карт можно было заложить, но все равно система не давала 100% гарантии.

Спутниковая навигация

Дело кардинально изменило появление спутниковой навигации, потому что теперь стало возможным постоянно получать свои координаты, высоту и скорость. Именно для этого сначала США в 70-х годах начали развертывать систему GPS, а в 80-х годах СССР начала разворачивать свой ГЛОНАСС.

Сочетание всех четырех систем (инерциальной, Tercom, DSMAC и спутниковой) уже позволило западным высокоточным крылатым ракетам иметь точность в несколько метров. Особенно в сочетании с DSMAC, которая также отвечала за точную наводку на саму цель путем ее распознавания.

Комбинация систем наведения (navalgazing)

Крылатые ракеты РФ

Что касается РФ, то ситуация выглядит следующим образом. Авиационные Х-101 и Х-555 имеют все четыре компонента навигации. Ракеты «Калибр», скорее всего, не имеют DSMAC. Но в реалиях РФ важен еще один фактор — наличие детальных, актуальных и точных радиолокационных и оптических карт, которые загружаются в память ракеты.

Сейчас все чаще враг начал использовать ракеты Х-59М, наиболее распространенные из которых, скорее всего, используют только инерциальную и спутниковую навигацию, а для непосредственного наведения цели включают радиолокационную или телевизионную систему наведения.

В то же время сигнал со спутника ГЛОНАСС или GPS можно подавить или даже подменить средствами радиоэлектронной борьбы, что уже может сбить наведение ракеты. А эффективная радиолокационная, а тем более телевизионная система наведения требует гораздо лучшей технологической базы, чем есть в РФ.

Ракета Х-59МК2 «Овод» / Фото — Рособоронэкспорт

Что касается Х-22, то она имеет вообще только инерциальную на маршевом участке и радиолокационную систему наведения на терминальном. Обе с очень низкой точностью на советской технологической базе 60-70-х годов. То есть запускается «в сторону цели», которая, к тому же, должна быть максимально радиоконтрастной.

Вас также могут заинтересовать:

  • Противоракетный комплекс «Железный купол»: действительно ли он нужен Украине
  • Насколько мощный Черноморский флот РФ: сколько ударных кораблей и ракет
  • Как будут выглядеть ВСУ на фоне армий НАТО, если Украина получит западное оружие
  • Х-59 «Овод»: что это за ракета и почему РФ начала ее использовать

«Останется всего полшага»: после ЗРС Patriot Запад может передать Украине истребители F-16

Ракета Storm Shadow

Крылатая ракета воздушного базирования Storm Shadow/SCALP представляет собой совместную англо-французскую разработку и производится европейским консорциумом MBDA (Matra BAE Dynamics Alenia).

close

100%

Французский вариант ракеты обозначается аббревиатурой SCALP EG, что переводится как многоцелевая высокоточная крылатая ракета большой дальности с автономным наведением. Изделие комплектуется боевой частью весом 450 кг, дальность стрельбы Storm Shadow превышает 250 км, высота полета при этом составляет 30-40 м, скорость ракеты – 0,8 М (приблизительно 1000 км/ч).

Применение в военных конфликтах КРВБ Storm Shadow зафиксировано с 2003 года. В ходе боевых действий ракета продемонстрировала весьма высокую эффективность.

Передадут ли Украине «умные бомбы» с GPS-наведением

Несколькими днями ранее появилась информация о том, что США планируют передать Украине оборудование для переделки неуправляемых авиационных боеприпасов в «умные бомбы». Речь идет о поставках комплектов оборудования Joint Direct Attack Munition на основе технологии GPS, что фактически превращает авиационные бомбы свободного падения в высокоточное оружие. Особо отметим, что совместимость JDAM обеспечивается с самолетами производства США и некоторыми образцами авиационной техники европейского производства (в частности, Eurofighter Typhoon).

close

100%

Казалось бы, возможная передача Украине подобного оружия должна существенно повысить боевые возможности ВСУ. Однако тут есть свои нюансы. Для начала заметим, что боевой и численный состав Воздушных сил Украины в настоящее время весьма ограничен и представлен всего несколькими десятками боевых самолетов. То есть силы, способной внести перелом в ход вооруженной борьбы, Воздушные силы Украины собой в настоящее время не представляют, поставляй им при этом современные авиационные средства поражения западного производства, или не поставляй. Задачу захвата превосходства в воздухе в существующем виде они решить объективно не могут. Помимо всего прочего, на оснащении украинской авиации состоят машины исключительно советской разработки — МиГ-29, Су-27, Су-24М, Су-25, Су-24МР.

Для начала зададимся вопросом – можно ли истребитель отечественного производства использовать в качестве носителя современных авиационных средств поражения западного производства? Как ранее писала «Газета. Ru», это не самая простая задача, поскольку, образно говоря, из ракет и бомб абсолютно ничего не подходит и ничего не совпадает даже чисто по геометрическим размерам, не говоря уже об остальных характеристиках.

Даже для свободнопадающих авиационных бомб придется радикально переделывать на любом из самолетов узлы подвески вооружения. Еще сложнее будет ситуация с управляемыми ракетами.

Для них предназначены балочные держатели, с которыми дополнительно монтируется масса агрегатов и аппаратуры. Иными словами, чтобы просто подвесить AGM-88 HARM производства фирмы Raytheon или Storm Shadow разработки концерна MBDA под отечественный МиГ-29, необходимы значительные механические изменения в конструкции самолета. Но все это, что называется, еще цветочки по сравнению с требуемыми изменения в бортовом радиоэлектронном оборудовании истребителя в целом и прицельно-навигационном комплексе в частности.

Эти изменения могут быть столь велики и объемны, что на практике это означает только одно – перепроектирование самолета. Проще сделать новый истребитель, чем, к примеру, в полном объеме приспособить МиГ-29 для использования AGM-88 HARM (Storm Shadow, или любой другой управляемой ракеты класса «воздух-земля»).

При этом в ходе вооруженного конфликта на Украине были зафиксированы случаи боевого применения вооруженными силами Украины противорадиолокационных ракет AGM-88 HARM производства фирмы Raytheon против российских средств ПВО.

Для этого использовались истребители типа МиГ-29 с полукустарными переделками подкрыльевых пилонов этого самолета для подвески AGM-88 HARM и внесения минимально возможных в этом случае изменений в электрические цепи носителя. Однако результаты по вышеупомянутым причинам получились, что называется, так себе – желаемой эффективности боевого применения AGM-88 HARM по российским радиоэлектронным средствам достигнуть так и не удалось (шума было значительно больше, чем реальных успехов). Примерно то же получится и с Storm Shadow, если использовать самолеты советской разработки. Существенно не помогут в этом плане и словацкие МиГ-29.

Для радикального решения проблемы, и об этом ранее писала «Газета.Ru», надо переоснащать Воздушные силы Украины многофункциональными истребителями западного производства в количестве не менее 72-108 единиц. На роль подобного самолета поколения 4++ могут претендовать машины типа Saab JAS-39E/F Gripen, F-16 Block 70/72 или F-15. И вместе с поставками многофункциональных истребителей одновременно следует поставлять соответствующие авиационные средства поражения. Только в этом случае возможно достижение запланированного эффекта. Все остальное – паллиативы.

close

100%

В целом в течение последнего времени передача современного вооружения Украине значительно интенсифицировалась – и в плане намерений, и в плане реальных поставок. Помимо авиационных средств поражения на повестке дня – передача ВСУ самых современных зенитных ракетных систем и комплексов западного производства.

В связи с тем, что Россия в ходе специальной военной операции использует беспилотные летательные аппараты иранского производства для уничтожения критически важных объектов инфраструктуры украинских городов, Киев запросил у стран Запада поставку дополнительных систем противовоздушной обороны. Особенно болезненными для украинской стороны оказались удары крылатыми ракетами различных видов базирования и барражирующими боеприпасами по Киеву.

Как ранее писала «Газета.Ru», Франция и Италия направят ВСУ зенитные ракетные комплексы SAMP/T. Об этом сообщает Defence Blog со ссылкой на заявление посла Франции на Украине Этьена де Понсена.

Зенитный ракетный комплекс SAMP-T

Поступивший на вооружение итальянской армии в 2013 году ЗРК SAMP/T (EUROSAM Land system, в ВВС Франции он имеет обозначение «Мамба») предназначен для зенитного ракетного прикрытия объектов страны и вооруженных сил от ударов всех средств воздушного нападения, включая тактические баллистические ракеты. Комплекс функционирует в любых погодных условиях и в условиях сложной помеховой обстановки.

В состав ЗРК SAMP/T входят: система управления огнем, включая многофункциональный радар с ФАР Арабель; самоходные пусковые установки с восемью транспортно-пусковыми контейнерами на автомобильном шасси Astra/Iveco (для Италии) и Renault-TRM-10000 (для Франции), колесная формула 8х8; зенитные управляемые ракеты АСТЕР-30.

close

100%

ЗРК SAMP-T отличает высокий темп стрельбы и минимальное время реакции. Восемь ракет с одной ПУ могут быть запущены всего за 10 секунд. Дальность стрельбы комплекса достигает 100 км. Верхняя граница зоны поражения составляет 25 км.

Помимо этого, в настоящее время Вашингтон завершает согласование планов по поставке Украине систем Patriot.

Зенитная ракетная система Patriot (да еще в версии РАС-3) представляет собой, без всякого преувеличения, сгусток высоких технологий оборонно-промышленного комплекса Соединенных Штатов. И если в Белом доме решились на передачу Украине столь продвинутого образца зенитного ракетного вооружения, то вопрос о поставках Киеву основных боевых танков западного образца типа германских Leopard 2 и боевых машин пехоты типа Marder будет разрешен в ближайшее время.

В этом случае, как ранее писала «Газета.Ru», у Пентагона и Белого дома будут все основания заявить своим союзникам по Североатлантическому альянсу – «мы поставляем Украине высокотехнологичную систему стоимостью в миллиард долларов, а у вас еще есть сомнения и колебания по поводу передачи танков стоимостью в шесть миллионов долларов за единицу?».

Также следует заметить, что после передачи Украине ЗРС Patriot и тяжелой бронетехники до поставок ВСУ истребителей типа F-15 и F-16 останется всего полшага.

Крылатая ракета | Military Wiki

Крылатая ракета Tomahawk США

Современная крылатая ракета Taurus KEPD 350 Люфтваффе

Крылатая ракета представляет собой управляемую ракету, большую часть траектории полета которой к цели (наземной или морской на основе цели) проводится примерно с постоянной скоростью; который основан на динамической реакции воздуха на подъемную силу и на силах движения для уравновешивания сопротивления. Крылатые ракеты предназначены для доставки большой боевой части на большие расстояния с высокой точностью. Современные крылатые ракеты могут двигаться со сверхзвуковой или высокой дозвуковой скоростью, являются самонаводящимися и могут летать по небаллистической траектории на очень малой высоте. Они отличаются от беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) тем, что используются только как оружие, а не для разведки. В крылатой ракете боеголовка встроена в машину, и машина всегда приносится в жертву в миссии.

Конструкция крылатых ракет в основном заимствована у немецкого Фау-1 времен Второй мировой войны. Достижения в области транзисторов и компьютерных технологий способствовали созданию самокорректирующихся авионики и авиационной техники, которые позволяют управлять ракетами в полете, а не только при запуске. Эти достижения превратились в управляемые ракеты и управляемые бомбы, а затем и в современную крылатую ракету.

По оценкам, в 2011 году одна крылатая ракета «Томагавк» стоит 1 410 000 долларов США. [1]

Содержание

  • 1 История
  • 2 Общий вид
    • 2.1 Системы навигации
  • 3 категории
    • 3.1 Гиперзвук
    • 3.2 Сверхзвуковой
    • 3.3 Дальний дозвуковой
    • 3.4 Дозвуковой средней дальности
    • 3,5 Дозвуковой для ближнего действия
  • 4 Развертывание
    • 4.
      1 Варианты ядерной боеголовки
      • 4.1.1 США
      • 4.1.2 Россия
      • 4.1.3 Франция
      • 4.1.4 Израиль
    • 4.2 Эффективность в современной войне
  • 5 См. также
  • 6 Каталожные номера
  • 7 Внешние ссылки

История

Fieseler Fi-103, немецкий Фау-1.

Идея «воздушной торпеды» была показана в британском фильме 1909 года «Разрушитель дирижаблей » , где летающие торпеды, управляемые по беспроводной сети, используются для сбивания дирижаблей, бомбящих Лондон. [2]

В 1916 году Лоуренс Сперри запатентовал и построил «воздушную торпеду», небольшой биплан с тротиловым зарядом, автопилот Сперри и барометрический контроль высоты. Вдохновившись этими экспериментами, армия США разработала аналогичную летающую бомбу под названием «жук Кеттеринга». Германия также провела испытания дистанционно управляемых воздушных планеров ( Torpedogleiter ), построенных Siemens-Schuckert, начиная с 1915 года.

В период между мировыми войнами Соединенное Королевство разработало Larynx (дальнобойное орудие с двигателем Lynx), которое прошло несколько летных испытаний в 1920 с. [3]

В Советском Союзе Сергей Королев с 1932 по 1939 год руководил проектом крылатой ракеты ГИРД-06, в которой использовалась планирующая ракета-носитель. 06/III (РП-216) и 06/IV (РП-212) содержали гироскопические системы наведения. [4] Корабль был спроектирован так, чтобы подниматься до высоты 28 км и планировать на расстояние 280 км, но испытательные полеты в 1934 и 1936 годах достигли высоты только 500 метров.

Германия впервые применила крылатые ракеты во время Второй мировой войны. Фау-1, которую часто называют летающей бомбой, содержала гироскопическую систему наведения и приводилась в движение простым импульсно-реактивным двигателем, звук которого дал ему прозвище «жужжащая бомба». Точности хватало только для поражения очень крупных целей (общая площадь города), а дальность стрельбы в 250 км была значительно ниже, чем у бомбардировщика с такой же боевой нагрузкой.

Основными преимуществами были скорость (хотя и недостаточная, чтобы превзойти современные перехватчики) и расходуемость. Стоимость производства Фау-1 была лишь небольшой долей стоимости сверхзвуковой баллистической ракеты Фау-2 с боеголовкой аналогичного размера. Однако, в отличие от Фау-2, Фау-1 требовал стационарных пусковых рамп, которые были уязвимы для бомбардировок. Нацистская Германия, 1943, также разработал программу Mistel, которую можно рассматривать как рудиментарную крылатую ракету воздушного базирования, в которой пилотируемый истребитель устанавливался на беспилотном самолете размером с бомбардировщик, который был начинен взрывчаткой, которая должна быть выпущена при приближении к цели. Варианты бомбардировщиков Фау-1 к концу войны эксплуатировались ограниченно.

Сразу после войны у ВВС США был 21 проект различных управляемых ракет, включая перспективные крылатые ракеты. Все были отменены 1948, кроме четырех: BANSHEE, SM-62 Snark, SM-64 Navaho и MGM-1 Matador. Дизайн BANSHEE был похож на операцию «Афродита»; как и Афродита, он потерпел неудачу и был отменен в апреле 1949 года. [5]

В период холодной войны и Соединенные Штаты, и Советский Союз продолжали экспериментировать с этой концепцией, развертывая первые крылатые ракеты с земли, подводных лодок и самолетов. Основным результатом проекта ракеты для подводных лодок ВМС США стала ракета SSM-N-8 Regulus на базе V-1.

Первой действующей ракетой класса «земля-земля» ВВС США была крылатая мобильная ракета MGM-1 Matador с ядерным зарядом, также похожая по своей концепции на V-1. Развертывание за границей началось в 1954 году, сначала в Западной Германии, а затем в Китайской Республике (Тайвань) и Южной Корее. 7 ноября 1956 г. подразделения ВВС США «Матадор» в Западной Германии, чьи ракеты были способны поражать цели в странах Варшавского договора, были переброшены со своих стационарных повседневных позиций в необъявленные рассредоточенные места запуска. Эта тревога была ответом на кризис, вызванный советским нападением на Венгрию, которое подавило 1956 Венгерская революция.

Между 1957 и 1961 годами Соединенные Штаты осуществляли амбициозную и хорошо финансируемую программу по разработке крылатой ракеты с ядерной силовой установкой, проект «Плутон».

Он был разработан, чтобы летать ниже радара противника на скорости выше 3 Маха и нести несколько водородных бомб, которые он мог сбросить на своем пути над территорией противника. Хотя концепция оказалась надежной, и двигатель мощностью 500 мегаватт завершил успешный испытательный пуск в 1961 году, ни одно летное устройство так и не было завершено. Окончательно от проекта отказались в пользу разработки межконтинентальных баллистических ракет.

В то время как баллистические ракеты были предпочтительным оружием для наземных целей, тяжелые ядерные и обычные крылатые ракеты рассматривались СССР в качестве основного оружия для уничтожения боевых групп морских авианосцев США. Большие подводные лодки (например, классов «Эхо» и «Оскар») были разработаны для перевозки этого оружия и слежения за боевыми группами США в море, а большие бомбардировщики (например, модели «Бэкфайр», «Медведь» и «Блэкджек») конфигурация крылатой ракеты (КРВБ).

Общая конструкция

Крылатые ракеты обычно состоят из системы наведения, полезной нагрузки и двигательной установки, размещенных в планере с небольшими крыльями и оперением для управления полетом. Полезная нагрузка обычно состоит из обычной боеголовки или ядерной боеголовки. Крылатые ракеты, как правило, приводятся в движение реактивным двигателем, причем предпочтение отдается турбовентиляторным двигателям из-за их большей эффективности на малой высоте и дозвуковой скорости.

Системы навигации

Системы навигации также сильно различаются. Недорогие системы используют радарный высотомер, барометрический высотомер и часы для навигации по цифровой карте. Более совершенные системы используют инерциальное наведение, спутниковую навигацию и сопоставление контуров местности (TERCOM). Использование алгоритма/устройства автоматического распознавания целей (ATR) в системе наведения повышает точность ракеты. Ракета Standoff Land Attack оснащена блоком ATR от General Electric.

Категории

Крылатые ракеты можно разделить на категории по размеру, скорости (дозвуковая или сверхзвуковая) и дальности, а также по типу запуска с земли, воздуха, надводного корабля или подводной лодки. Часто версии одной и той же ракеты выпускаются для разных пусковых платформ; иногда версии для запуска с воздуха и подводных лодок немного легче и меньше, чем версии для наземного и морского базирования.

Системы наведения могут различаться в зависимости от ракеты. Некоторые ракеты могут быть оснащены любой из множества навигационных систем (инерциальная навигация, ТЕРКОМ или спутниковая навигация). Крылатые ракеты большего размера могут нести как обычную, так и ядерную боеголовку, тогда как меньшие несут только обычные боеголовки.

Гиперзвуковая

Гиперзвуковая крылатая ракета будет лететь со скоростью, по меньшей мере, в 5 раз превышающей скорость звука.

  • BrahMos-II / — гиперзвуковая ракета, разрабатываемая в настоящее время Индией и Россией. [6]

Сверхзвуковой

Воздушный вариант BrahMos.

Air-Sol Moyenne Portée, французская сверхзвуковая крылатая ракета

Эти ракеты летят со скоростью, превышающей скорость звука, обычно с использованием прямоточных воздушно-реактивных двигателей. Диапазон обычно составляет 100–500 км, но может быть и больше. Системы наведения бывают разные.

Примеры

  • BrahMos / Индия / Россия — самая быстрая сверхзвуковая крылатая ракета [7]
  • 3М-54 Клуб Россия (вариант «Sizzler» способен развивать сверхзвуковую скорость)
  • Air-Sol Moyenne Portée France — сверхзвуковая дистанционно управляемая ядерная ракета
  • C-101 Китай
  • C-301 Китай
  • C-803 Китай — только сверхзвуковая конечная ступень
  • C-805 Китай
  • CJ-10 Китай
  • CVS401 Perseus/Великобритания/Франция (В разработке) — сверхзвуковая крылатая ракета-невидимка [8] [9] [10] [11] [12]
  • КД-88 Китай
  • Х-31 Россия
  • Hyunmoo III Южная Корея (Hyunmoo IIIA 500 км, Hyunmoo IIIB 1000 км, Hyunmoo IIIC 1500 км)
  • П-270 Москит / СССР / Россия
  • П-500 Базальт / СССР / Россия
  • П-700 Гранит / СССР / Россия
  • П-800 Оникс / СССР / Россия
  • YJ-12 Китай
  • YJ-91 Китай
  • Юн Фэн Тайвань

Дозвуковые ракеты большой дальности

A AGM-86 ВВС США

США, Россия, Великобритания, Израиль, Пакистан, Турция, Иран, Китай и Индия разработали несколько дозвуковых крылатых ракет большой дальности. Эти ракеты имеют дальность более 1000 километров (620 миль) и летят со скоростью около 800 километров в час (500 миль в час). [ необходима ссылка ] Обычно они имеют стартовую массу около 1500 кг (3300 фунтов) [ ссылка необходима ] и может нести как обычную, так и ядерную боеголовку. В более ранних версиях этих ракет использовалась инерциальная навигация; более поздние версии используют гораздо более точные системы TERCOM и DSMAC. Самые последние версии могут использовать спутниковую навигацию.

Примеры:

  • AGM-86B США
  • АГМ-129 АКМ США
  • BGM-109 Томагавк / США/Великобритания
  • DH-10 Китай
  • Х-55 Россия
  • Мешкат Иран (дальность 2000 км) [13]
  • Нирбхай Индия (1000 + км, в разработке)
  • Popeye Turbo SLCM Израиль
  • РК-55 Россия
  • SOM (ракета) (SOM B Block I) Турция (дальность 350км в серийном производстве, 500км + дальность в разработке) — версии 500км, 1500км и 2500км

    Дозвуковой средней дальности

    Storm Shadow (Великобритания/Франция/Италия)

    Пакистанская пусковая установка крылатых ракет Babur.

    Эти ракеты примерно такого же размера и веса и летят с той же скоростью, что и ракеты вышеуказанной категории, но дальность полета составляет (официально) [ ссылка необходима ] менее 1000 км. Системы наведения бывают разные.

    Примеры:

    • AGM-158 JASSM США
    • Попай турбо ALCM Израиль
    • Бабур Пакистан
    • КД-63 Китай
    • Раад ALCM Пакистан
    • Storm Shadow/SCALP // Великобритания/Франция/Италия
    • Раад Иран
    • Taurus KEPD 350 / Германия / Швеция

    Дозвуковые ракеты малой дальности

    Это дозвуковые ракеты весом около 500 кг (1102 фунта) и дальностью до 300 км (190 миль). [ ]

    Морская ударная ракета ВМС Норвегии

    Примеры:

    • АВМТ-300 Бразилия
    • C-801 Китай
    • C-802 Китай
    • C-602 Китай
    • Ракета Delilah Израиль
    • Габриэль IV Израиль
    • Хэ Сон Корея
    • Х-35 Россия
    • Наср-1 Иран
    • Морская ударная ракета Норвегия
    • Нур Иран
    • Кадер Иран
    • RBS-15 Швеция
    • РГМ-84 Гарпун США
    • Шелковый червь Китай
    • SOM (ракета) Турция [17] [18]
    • Zafar Иран

    Развертывание

    AGM-129 ACM, закрепленный на бомбардировщике B-52H

    Наиболее распространенной задачей крылатых ракет является атака относительно важных целей, таких как корабли, командные бункеры, мосты и дамбы [ необходима цитата ] . Современные системы наведения позволяют проводить точные атаки.

    (по состоянию на 2001 год) модель ракеты BGM-109 Tomahawk стала значительной частью военно-морского арсенала США. Это дает кораблям и подводным лодкам чрезвычайно точное, дальнобойное, обычное наземное оружие. Каждый стоит около 830 000 долларов США. [19] И «Томагавк», и AGM-86 активно использовались во время операции «Буря в пустыне».

    ВВС США развертывают крылатую ракету воздушного базирования AGM-86. B-52 Stratofortress — эксклюзивная машина для доставки AGM-86 и AGM-129.АКМ. Оба типа ракет можно настроить как для обычных, так и для ядерных боеголовок.

    И Tomahawk (как BGM-109), и ALCM (AGM-86) были конкурирующими проектами для ВВС США. Крылатая ракета ALCM с ядерной боеголовкой будет установлена ​​на тяжелом бомбардировщике B-52. [ ссылка необходима ] ВВС США приняли AGM-86 для своего парка бомбардировщиков, в то время как AGM-109 был адаптирован для запуска с грузовиков и кораблей и принят на вооружение ВВС США и ВМС. Версии, запускаемые с грузовика, а также баллистические ракеты средней дальности Pershing II и SS-20 были позже уничтожены в соответствии с двусторонним договором о РСМД (ядерные силы средней дальности) с СССР.

    Британский Королевский флот (RN) также использует крылатые ракеты, в частности Tomahawk американского производства, которые используются флотом атомных подводных лодок RN. Британские версии с обычными боеголовками были впервые применены в бою РН в 1999 году во время войны в Косово (США запустили крылатые ракеты в 1991 году). Королевские ВВС используют крылатую ракету Storm Shadow на своем самолете Tornado GR4. Он также используется во Франции, где он известен как SCALP EG, и используется на самолетах Mirage 2000 и Rafale Armée de l’Air.

    Индия и Россия совместно разработали сверхзвуковую крылатую ракету BrahMos. Существует три версии Brahmos: корабельная/наземная, авиационная и подводная. Версии корабельного/наземного базирования находились в эксплуатации по состоянию на конец 2007 года. Brahmos может атаковать цели на суше. Россия также продолжает эксплуатировать другие крылатые ракеты: SS-N-12 Sandbox, SS-N-19 Shipwreck, SS-N-22 Sunburn и SS-N-25 Switchblade. Германия и Испания используют ракету Taurus, а Пакистан разработал собственную крылатую ракету, чем-то похожую на крылатую ракету Tomahawk, получившую название Babur. И Китайская Народная Республика, и Китайская Республика (Тайвань) разработали несколько вариантов крылатых ракет, таких как хорошо известная C-802, некоторые из которых способны нести биологические, химические, ядерные и обычные боеголовки.

    Версии с ядерной боеголовкой

    США

    ACM-129 ACM ВВС США

    В то или иное время Соединенные Штаты развернули четыре ядерные крылатые ракеты.

    • Ракета подводных лодок SSM-N-8 Regulus, не эксплуатируемая
    • Крылатая ракета воздушного базирования AGM-86 ALCM, от 350 до 550 ракет и боеголовки W80 все еще находятся в эксплуатации
    • Крылатая ракета BGM-109 Tomahawk в моделях атомных подводных лодок, надводных кораблей и наземного базирования, ядерные модели не используются, но боеголовки оставлены в резерве.
    • Усовершенствованная крылатая ракета AGM-129 ACM, снята с вооружения [20]

    См. также :

    • США и оружие массового поражения
    Россия

    Россия имеет крылатые ракеты Х-55СМ с аналогичной американской AGM-129 дальностью 3000км, но способны нести более мощную боеголовку в 200&кт. Они оснащены системой TERCOM, которая позволяет им летать на высоте менее 110 метров на дозвуковых скоростях, получая при этом точность CEP 15 метров с помощью инерциальной навигационной системы. Они запускаются по воздуху либо с Туполева Ту-95, Туполев Ту-22М или Туполев Ту-160, каждый из которых может нести 16 Ту-95, 12 Ту-160 и 4 Ту-22М. Стелс-версия ракеты Х-101 находится в разработке. Он обладает теми же качествами, что и Х-55, за исключением того, что его дальность действия увеличена до 5000 км, он оснащен 1000-килограммовой боеголовкой и имеет характеристики малозаметности, что снижает вероятность его перехвата. [21]

    Франция

    Ядерные силы Франции Force de Frappe включают бомбардировщики наземного и морского базирования с высокоскоростными ядерными крылатыми ракетами средней дальности Air-Sol Moyenne Portée. Используются две модели: ASMP и более новая ASMP-A. На вооружении находится около 60 ядерных ракет, 50 наземного и 10 морского базирования.

    Israel

    Силы обороны Израиля, как сообщается, размещают на подводных лодках класса «Дельфин» крылатую ракету средней дальности Popeye Turbo ALCM воздушного базирования и крылатую ракету средней дальности Popeye Turbo SLCM с ядерными боеголовками.

    Эффективность в современной войне

    В настоящее время крылатые ракеты являются одними из самых дорогих видов оружия одноразового применения, до нескольких миллионов долларов за штуку. Одним из следствий этого является то, что его пользователи сталкиваются с трудным выбором при наведении, чтобы избежать расходования ракет на малоценные цели. Например, во время операции «Несокрушимая свобода» Соединенные Штаты атаковали цели с очень низкой денежной стоимостью крылатыми ракетами, что заставило многих усомниться в эффективности этого оружия. Однако сторонники крылатых ракет возражают, что тот же аргумент применим и к другим типам БПЛА: они дешевле, чем пилоты-люди, если принять во внимание общие расходы на обучение и инфраструктуру, не говоря уже о риске потери персонала. Как было продемонстрировано в ходе операции «Одиссея на рассвете» и в предыдущих конфликтах, крылатые ракеты гораздо труднее обнаружить и перехватить, чем другие воздушные средства, что делает их пригодными для атак против стационарных систем ПВО.

    См. также

    • Подводная лодка с крылатыми ракетами
    • Одноразовая пусковая система
    • Межконтинентальная баллистическая ракета
    • Список ракет
    • Список ракет по странам
    • Список ракетопланов
    • Список оружия
    • Недорогая миниатюрная крылатая ракета
    • Отчетное наименование НАТО (есть списки различных советских ракет)
    • Ракета класса «земля-земля»
    • Оружие массового поражения

    Ссылки

    1. ↑ http://www.huffingtonpost.com/2011/03/25/cruise-missiles-missile_n_840365.html Крылатые ракеты: оружие на миллион долларов
    2. ↑ «Дистанционно-пилотируемые летательные аппараты:« Воздушная цель »и« Воздушная торпеда »в Великобритании». Ctie.monash.edu.au. http://www.ctie.monash.edu.au/hargrave/rpav_britain.html. Проверено 13 февраля 2012 г. .
    3. ↑ Британские воздушные торпеды
    4. ↑ «Объект № 212», отчет 1936 г. в _Творческой Наследии Академика Сергея Павловича Королева_
    5. ↑ Эволюция крылатой ракеты Веррелла, Кеннета П. [ мертвая ссылка ] см. PDF-страницу 92
    6. ↑ «Гиперзвуковая версия Брамоса уже в пути». 9 октября 2011 г. http://articles.economictimes.indiatimes.com/2011-10-09/news/30260244_1_air-version-stealth-susonic-cruise-missile-india-s-defence-research.
    7. ↑ — Сверхзвуковая ракета-невидимка Джеймса Даннигана
    8. ↑ Джейнс — Персей: ракета будущего от MBDA?
    9. ↑ Комментарий экспертов IISS — С Парижского авиасалона: Enter Perseus
    10. ↑ Новая британская ракета в три раза быстрее современного оружия
    11. ↑ MBDA Systems
    12. ↑ FlightGlobal — ПАРИЖ: Персей готовится к атаке
    13. ↑ [1]
    14. ↑ Юмит Энгинсой. «БИЗНЕС — Турция стремится увеличить дальность баллистических ракет» . Hurriyetdailynews.com. http://www.hurriyetdailynews.com/turkey-aims-to-increase-ballistic-missile-ranges.aspx?pageID=238&nID=12731&NewsCatID=345. Проверено 13 февраля 2012 г. .
    15. ↑ «TÜBİTAK: Hedefimiz 2 bin 500 km menzilli füze yapmak — Hürriyet ECONOMİ» . Hurriyet.com.tr. 14 января 2012 г. http://www.hurriyet.com.tr/ekonomi/19680119.асп. Проверено 13 февраля 2012 г. .
    16. ↑ «Türk Füzesi SOM İçin Geri Sayım Başladı — Haber — TRT Avaz» . Трт.нет.тр. http://www.trt.net.tr/trtavaz/turk-fuzesi-som-icin-geri-sayim-basladi—haber-detay,tr,24107.aspx. Проверено 13 февраля 2012 г. .
    17. ↑ «Yerli seyir füzesi, 180 километров хедфини вураджак — Хюрриет Гюндем». Hurriyet.com.tr. http://www.hurriyet.com.tr/gundem/17954640.asp?gid=381. Проверено 13 февраля 2012 г. .
    18. ↑ «Ерли сейир фюзеси, 180 километров хедэфинин вураджак — Кирпи ХАБЕР Джесур | Озгюр | Тарафсиз Хаберджилик» . Кирпихабер.com. http://www.kirpihaber.com/teknoloji-bilim/yerli-seyir-fuzesi-180-kilometreden-hedefinin-vuracak.htm. Проверено 13 февраля 2012 г. .
    19. ↑ http://www.bbc.co.uk/news/uk-12806709 По данным профессора Малкольма Чармерса из оборонного аналитического центра Королевского института объединенных служб
    20. ↑ «Карьера крылатой ракеты подходит к концу». ВВС США, связи с общественностью базы ВВС Тинкер. 2012-04-24. http://www.tinker.af.mil/news/story.asp?id=123299303. Проверено 27 декабря 2012 г. .
    21. ↑ «Х-101 — Ядерные силы России и СССР». Фас.орг. http://www.fas.org/nuke/guide/russia/bomber/kh-101.htm. Проверено 13 февраля 2012 г. .

    Внешние ссылки

    • Эволюция крылатой ракеты Веррелла, Кеннета П.
    • Крылатая ракета: предшественники и проблемы, Веррелл, Кеннет П.
    • Введение в крылатые ракеты — с веб-сайта Федерации американских ученых (FAS)
    • Осуществимость угрозы передовых баллистических и крылатых ракет третьего мира NDIA 155 слайд-презентация 1999 г.
    • Крылатая ракета своими руками
    • Боеголовка W80
    • Основы крылатых ракет
    • Томагавк Варианты
    • В обход НПРО: Китай и проблема распространения крылатых ракет (Х-55)
    • Видео построения крылатых ракет над Ираком
    • Коммерческая навигационная система на основе изображения, совпадающая с местностью (с видео).

      Крылатые ракеты Land Attack — Угроза баллистическим и крылатым ракетам — Национальный центр воздушной разведки NAIC-1031-0985-98

      Крылатые ракеты Land Attack — Угроза баллистических и крылатых ракет — Национальный центр воздушной разведки NAIC-1031-0985-98

      [Назад]

      [Индекс]

      [Далее]
      Угроза баллистических и крылатых ракет
      Национальный центр воздушной разведки NAIC-1031-0985-98

      В отличие от баллистических ракет, крылатые ракеты обычно классифицируются по предполагаемой миссии и режиму запуска (а не по максимальной дальности). Двумя самыми широкими категориями являются крылатые ракеты наземного нападения (LACM) и противокорабельные крылатые ракеты (ASCM). Каждый тип может быть запущен с самолета, корабля, подводной лодки или наземной пусковой установки. LACM являются крылатыми ракетами, вызывающими озабоченность в этом документе. LACM — это беспилотный вооруженный летательный аппарат, предназначенный для атаки стационарных или мобильных наземных целей. Он проводит большую часть своей миссии в горизонтальном полете, поскольку он летит по заранее запрограммированному пути к заранее определенной цели. Движение обычно обеспечивается небольшим реактивным двигателем. Благодаря высокоточным системам наведения, которые могут поместить ракету в нескольких футах от намеченной цели, самые современные LACM могут эффективно использоваться против очень маленьких целей, даже если они вооружены обычными боеголовками. Руководство LACM обычно происходит в три этапа: запуск, промежуточный этап и завершение. На этапе пуска ракета наводится только с помощью инерциальной навигационной системы (ИНС). На промежуточном этапе ракета управляется ИНС, обновляемой одной или несколькими из следующих систем: радиолокационная система сопоставления контуров местности (TERCOM), радиолокационная или оптическая система сопоставления сцены и/или спутниковая навигационная система, таких как Глобальная система позиционирования США (GPS) или Российская глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС). Фаза конечного наведения начинается, когда ракета входит в зону цели и использует либо более точные данные о рельефе местности, либо конечную головку самонаведения — обычно оптический или радиолокационный датчик.
      Защита от LACM вызовет нагрузку на системы ПВО. Крылатые ракеты могут летать на малых высотах, чтобы оставаться вне поля зрения противника, а в некоторых случаях прятаться за рельефом местности. Новые ракеты включают в себя функции невидимости, чтобы сделать их еще менее заметными для радаров и инфракрасных детекторов. Современные крылатые ракеты также можно запрограммировать на сближение с целью и ее атаку наиболее эффективным способом. Например, несколько ракет могут атаковать цель одновременно с разных направлений, подавляя ПВО в самых слабых местах. Кроме того, LACM могут летать окольными путями, чтобы добраться до цели, тем самым избегая радаров и установок ПВО. Некоторые разрабатываемые системы могут включать мякину или ложные цели в качестве дополнительного уровня защиты, хотя маскировка останется основной защитой крылатой ракеты. Угроза LACM была ограничена, потому что только Франция, Россия и Соединенные Штаты имеют действующие LACM, и ни один из этих производителей не экспортировал свои ракеты. Однако угроза вооруженным силам США возрастет после рубежа веков, когда несколько стран начнут производство и, возможно, экспорт LACM нового поколения. Успех крылатых ракет США «Томагавк» во время войны в Персидском заливе повысил интерес к приобретению крылатых ракет во многих странах. Рынок LACM до 2015 года оценивается одним из западных производителей LACM в 6000-7000 ракет, не считая тех, которые были закуплены Россией, Китаем и США. Большинство этих ракет будут иметь возможность выполнять задачи по нанесению высокоточных ударов. Многие из них будут иметь аналогичные характеристики: модульная конструкция, позволяющая производить их с выбором навигационных комплектов и вариантов обычных боеголовок; внедрение стелс-технологий; возможность запуска с истребителя; и возможность летать на большой дозвуковой и малой высоте по местности, следуя профилям полета.

      LACM имеют несколько вариантов траектории полета, чтобы свести к минимуму воздействие систем ПВО. Кроме того, несколько LACM могут атаковать цель одновременно.

      Ракета, обработанная радиопоглощающим материалом, обнаруживается на меньшей дальности, поэтому у сил ПВО меньше времени на реакцию.
      9049 8 9 0575 MUPSOW
      Характеристики крылатых ракет наземного базирования
      Система Страна Запуск
      Режим
      Боеголовка
      Тип
      Максимум
      Диапазон
      (мили)
      Исходный
      Рабочий
      Возможности
      Китайская
      крылатая ракета
      Китайская Не определено Обычная
      или ядерная
      Не определено Не определено
      APACHE-A Франция Воздушные Обычные/
      суббоеприпасы
      100+ 1999
      SCALP-KG Франция Воздушный и морской Обычный/
      Пенетратор
      300+ 2002
      KEPD-350 Германия/Швеция/Италия Воздушный и наземный Обычный/
      унитарный
      220+ 2002
      KEPD-150 Германия/Швеция/Италия Воздушные и морские Обычные/
      унитарные или суббоеприпасы
      100+ 2002
      Popeye Turbo Израиль Air Обычный/
      унитарный
      200+ 2002
      АС-15 Россия Воздушный Атомный 1500+ Оперативный
      SS-N-21 Россия Подводная лодка Атомная 1500+ Эксплуатационная
      Российская обычная крылатая ракета
      Россия Не определено Обычные/
      унитарные или суббоеприпасы
      Не установлено Не определено
      Южная Африка Воздушные и наземные Обычные/
      унитарные или суббоеприпасы
      125+ 2002
      Storm Shadow Соединенное Королевство Воздушный Обычный/
      проникающий
      300+ 2002

      Примечание.