Поршневой авиационный двигатель М-88. — Российская авиация
Поршневой авиационный двигатель М-88.
Разработчик: ОКБ-29
Страна: СССР
Год постройки: 1939 г.
М-88 — советский авиационный поршневой двигатель. Представлял собой дальнейшее развитие М-87. От М-87 двигатель отличался усиленным картером, коленчатым валом, шатунами, вафельным оребрением днища поршня, карбюратором АК-88 и другими агрегатами. Был форсирован по оборотам. На моторах М-88Б и М-88Ф кроме того увеличено (для улучшения охлаждения) оребрение головки и гильзы цилиндра, усилены шатуны и поршни, пересмотрены расположение агрегатов и приводы к ним.
Мотор М-88 по мощности и номинальной удельной массе вышел на уровень зарубежных моторов этого класса. Хотя по другим удельным номинальным показателям он им существенно уступал, но имел запас по возможностям форсирования.
Если сравнить его с весьма распространенным во время Второй Мировой войны американским Pratt & Whitney R-1830 и многими другими, можно видеть, что М-88 имел меньшие на 30-40% средние эффективное давление и литровую мощность. Поэтому завод перед самой войной создал опытные двигатели: М-89 мощностью 1300 л.с. на высоте 6000 м за счет увеличения давления наддува и степени сжатия, а в 1941 году — 18-цилиндровый мотор М-90 взлетной мощностью 2000 л.с. Однако в связи с началом Великой Отечественной войны и срочной эвакуацией завода вопрос об освоении этих двигателей не поднимался. Более того, под сомнением была даже целесообразность восстановления на эвакуированном заводе производства освоенных уже М-88. Однако, бомбардировщикам надо было летать, Ил-4 шел в серии и моторы М-88 начали делать в Сибири в неприспособленных корпусах, часто почти под открытым небом. Жизнь показала, что это было правильно — моторы М-88 продержались в производстве в течение всей войны.
Под руководством С.К.Туманского в ОКБ-29 были спроектированы более мощные моторы М-88А и М-88Б, основные данные которых были одинаковы, а различие определялись спецификой самолетов, на которые они ставились, в частности, мотор М-88Б предназначался для ДБ-3Ф (Ил-4). Этот мотор вошел в число основных двигателей, на которых воевала наша авиация во время Великой Отечественной войны.
Двигатель М-88 в различных модификациях устанавливался на самолетах: Ил-4 (ДБ-3ф), Ил-4ТК, Су-2, И-28, Та-1(ОКО-6), Та-3 (ОКО-6бис), И-190, И-180.
Модификации:
М-88б/р (или М-88БР) — безредукторный, серийно не выпускался.
М-88 (или М-88Р) — редукторный, выпускался серийно с осени 1939 года. Вес 684 кг.
М-88НВ — переделка М-88 под впрыск топлива низкого давления. Изготовлено 5 экземпляров.
М-88А — редукторный, выпускался серийно.
М-88Б — выпускался со второй половины 1940 года. Самая массовая модификация.
М-88Б-НВ — опытный образец М-88Б с непосредственным впрыском топлива. Испытывался в апреле 1944 года.
М-88ТК (М-88Б с турбонагнетателем ТК-3) — опытные образцы испытывались на самолете Ил-4ТК в марте 1943 года.
М-88Б с турбонагнетателем ТК-М — испытывался на Ил-4ТК с августа 1943 года.
М-88В — высотная модификация на базе М-88Б.
М-88Ф — форсирован до 1250 л.с., выпускался небольшой серией в 1943 году. изготовлено около 20 экземпляров.
М-88Ф-НВ — опытный образец с непосредственным впрыском топлива. Проходил испытания в январе 1944 года.
ТТХ:
Рабочий объем, л: 38,65
Степень сжатия: 6,1
Масса мотора, кг: 684
Взлетный режим
-мощность, л.с.: 1100
-частота вращения, об/мин: 2300
Номинальный режим
-мощность у земли, л.с.: 840
-мощность на высоте 4000 м, л.с.: 1100
Номинальные удельные параметры
-удельная масса, кг/л.с.: 0,72
-литровая мощность, л.с./л.: 24,60
Двигатель М-88.
Двигатель М-88 на Су-2.
Двигатель М-88 в экспозиции музея.
Двигатель М-88Б в экспозиции музея.
.
.
Список источников:
В.Р.Котельников. Отечественные авиационные поршневые моторы.
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Поршневой двигатель М-88».
xn--80aafy5bs.xn--p1ai
М-88 (двигатель) — это… Что такое М-88 (двигатель)?
М-88 | |
Тип: | 14-цилиндровый, двухрядный звездообразный, четырёхтактный |
---|---|
Технические характеристики | |
Объём: | 38,65 л |
Ход поршня: | 165 мм |
Количество цилиндров: | 14 |
Диаметр цилиндров: | 146 мм |
Система охлаждения: | воздушного охлаждения |
Размеры |
М-88 — советский авиационный поршневой двигатель. Представлял собой дальнейшее развитие М-87, в свою очередь являвшегося доработкой M-86, советской версии en:Gnome-Rhône Mistral Major.
Проектировался с 1937 г. в ОКБ-29. С конца 1939 г. выпускался серийно на заводе №29 (Запорожье).
Конструкция
От М-87 двигатель отличался усиленным картером, коленчатым валом, шатунами, вафельным оребрением днища поршня, карбюратором АК-88 и другими агрегатами. Был форсирован по оборотам.
Модификации
Существовали следующие модификации двигателя.
- М-88б/р (или М-88БР) — безредукторный, серийно не выпускался.
- М-88 (или М-88Р) — редукторный, выпускался серийно с осени 1939 г. Вес 684 кг.
- М-88НВ — переделка М-88 под впрыск топлива низкого давления. Изготовлено 5 экземпляров
- М-88А — редукторный, выпускался серийно
- М-88Б — выпускался со второй половины 1940 г. Самая массовая модификация.
- М-88Б-НВ — опытный образец М-88Б с непосредственным впрыском топлива. Испытывался в апреле 1944 г.
- М-88ТК (М-88Б с турбонагнетателем ТК-3) — опытные образцы испытывались на самолете Ил-4ТК в марте 1943
- М-88Б с турбонагнетателем ТК-М — испытывался на Ил-4ТК с августа 1943 г.
- М-88В — высотная модификация на базе М-88Б
- М-88Ф — форсирован до 1250 л.с., выпускался небольшой серией в 1943 г. изготовлено около 20 экэемпляров
- М-88Ф-НВ — опытный образец с непосредственным впрыском топлива. Проходил испытания в январе 1944 г.
Применение
Двигатель М-88 устанавливался на следующих моделях самолетов:
Литература
- Котельников В. Р. Отечественные авиационные поршневые моторы (1910—2009). — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. — 504 с. — ISBN 978-5-91244-017-5
Ссылки
dic.academic.ru
Су-2 c М-88
Ближний бомбардировщикОКБ Сухого© Михаил Быков Су-2 М-88 в варианте арткорректировщика во время испытаний в августе 1941 г. В конце 1940 года отношение руководства к машине Сухого сильно изменилось в негативном направлении. Стало высказываться мнение, что ББ-1 как тип не найдет широкого применения в будущей войне. Военные хорошо знали о беззащитности польских легких одномоторных бомбардировщиков «Карась» перед атаками немецких истребителей. Позже стало известно, что английские «Бэттлы» (наиболее близкие к ББ-1 по схеме и назначению), считавшиеся накануне войны вполне современными, в майских боях 1940 г. во Франции понесли исключительно тяжелые потери. Советская разведка сообщала, что крупнейшие заводы «Остин» в Ковентри перешли на выпуск четырехмоторных бомбардировщиков, прекратив постройку «Бэттлов». Специалисты понимали, что нельзя приписывать успехи пикирующего бомбардировщика Ju87 только немецкой пропаганде. Однако закупили в Германии и подробно изучили в НИИ ВВС не его, а другой, двухмоторный пикирующий бомбардировщик Ju88, который оказал большое влияние па советскую авиапромышленность и даже на военную доктрину. У руководства страны не было убежденности, что в предстоящей войне удастся сразу завоевать господство в воздухе, а без него одномоторный двухместный бомбардировщик являлся весьма уязвимым. По мнерию руководства ГУ ВВС и НKAП, нашей стране был нужен в массовом производстве не одномоторный «горизонтальный» бомбардировщик, а двухмоторный пикировщик. В результате самолет ББ-1 фактически перестали рассматривать как новый тип серийного бомбардировщика. И раньше руководство страны не жаловало Сухого и его творение своим вниманием. Можно привести такой факт: до войны его машины не участвовали ни в одном параде или крупном показе новой авиатехники. Теперь, после отказа Павла Осиповича переделать самолет в пикирующий бомбардировщик, интерес к ББ-1, казалось, пропал совсем. Кроме того, осенью 1940 г. авиапромышленности не удалось преодолеть кризис в совершенствовании моторов, в особенности разработанных в КБ С.К.Туманского. На двигателях М-88 постоянно отмечались прогары поршней, тряска ВМГ, повышенный расход масла, приводивший к дымлению. Если на первой скорости нагнетателя наблюдалось излишнее обеднение смеси, то на второй — переобогащение. Пришлось временно приостановить их серийный выпуск. Трудно шла доводка перспективного двигателя М-90, на который НКАП возлагал большие надежды. В результате к должности главного конструктора завода № 29 Туманского сменил Е.В.Урмин. Едва не арестовали директора С.А. Громова — его спасло от скорой расправы лишь заступничество Шахурина. 9 декабря 1940 г. на совместном заседании СНК и ЦК ВКП(б) рассматрмиалась программа выпуска самолетов и моторов на 1941 г. В этом чрезвычайно важном документе авиапромышленности предписывалось прекратить выпуск устаревших самолетов. Для ближнего бомбардировщика ББ-1, переименованного по имени главного конструктора в Су-2, устанавливался годовой план для всех трех заводов в 1150 машин (из общего количества 6070 бомбардировщиков). 600 Су-2 должны были построить за 1941 г. в Харькове. После получения удовлетворительных результатов испытаний М-88 их серийную постройку возобновили под обозначением М-88Б. И Харьконе незадолго до нового 1941 г. эти моторы устанавливали не только на вновь построенные Су-2, но и заменяли некондиционные двигатели и на уже выпущенных машинах. В последних числах декабря 1940 г. не только впервые удалось выполнить план и сдать военным представителям 40 самолетом, но н обеспечить задел для выполнения программы следующего года. Был также отработан Су-2 в варианте разведчика и артиллерийского корректировщика. По мнению руководства ГУ ВВС, в первой роли наиболее подходящими самолетами являлись Пе-2 и Пе-3, но во второй Су-2 оказался просто незаменим. «Обладая диапазоном скоростей от 220 до 450 км/ч, достаточным вооружением, самолет позволяет выполнять артиллерийские задачи», — отмечалось в отчете. Проведенные в августе 1941 г. по указанию заместителя командующего ВВС генерала И.Ф.Петрова сравнительные испытания Су-2 и двухместного учебно-тренировочного Як-7 показали бесспорное преимущество «сушек». На Як-7 нельзя было увеличить полезную нагрузку за счет дополнительного спецоборудования без существенного ухудшения летных данных. Недостаточными оказались габариты второй кабины яковлевского самолета, а обзор из нее не удовлетворял требованиям к артиллерийскому самолету. Кроме того, Як-7 имел большой разбег и пробег и нуждался в хороших подходах к аэродрому, а также не имел оборонительного вооружения. Всех этих недостатков был лишен Су-2. По мнению ведущего инженера по испытаниям военинженера 2-го ранга В.Я Магона, машина удовлетворяла
ПодробноИсточники
|
www.airpages.ru
М-88 (двигатель) Википедия
М-88 | |
---|---|
Объём | 38,65 л |
Мощность | 1100 лс (809 кВт) |
Степень сжатия | 6,2 (позднее 6,75) |
Диаметр цилиндров | 146 мм |
Ход поршня | 165 мм |
Количество цилиндров | 14 |
Тип топлива | этилированный бензин 3Б-78, 4Б-74, Б-95 (4Б-70) |
Система охлаждения | воздушного охлаждения |
Сухой вес | 684 кг |
М-88 — советский авиационный поршневой двигатель. Представлял собой дальнейшее развитие М-87, в свою очередь являвшегося доработкой M-86, советской версии fr:Gnome et Rhône 14K Mistral Major.
Проектировался с 1937 г. в ОКБ-29. С конца 1939 г. выпускался серийно на заводе № 29 (Запорожье).
Конструкция[ | ]
От М-87 двигатель отличался усиленным картером, коленчатым валом, шатунами, вафельным оребрением днища поршня, карбюратором АК-88 и другими агрегатами. Был форсирован по оборотам.
Модификации[ | ]
Существовали следующие модификации двигателя.
- М-88б/р (или М-88БР) — безредукторный, серийно не выпускался.
- М-88 (или М-88Р) — редукторный, выпускался серийно с осени 1939 г. Вес 684 кг.
- М-88НВ — переделка М-88 под впрыск топлива низкого давления. Изготовлено 5 экземпляров
- М-88А — редукторный, выпускался серийно
- М-88Б — выпускался со второй половины 1940 г. Самая массовая модификация.
- М-88Б-НВ — опытный образец М-88Б с непосредственным впрыском топлива. Испытывался в апреле 1944 г.
- М-88ТК (М-88Б с турбонагнетателем ТК-3) — опытные образцы испытывались на самолете Ил-4ТК в марте 1943
- М-88Б с турбонагнетателем ТК-М — испытывался на Ил-4ТК с августа 1943 г.
- М-88В — высотная модификация на базе М-88Б
- М-88Ф — форсирован до 1250 л. с., выпускался небольшой серией в 1943 г. изготовлено около 20 экэемпляров
- М-88Ф-НВ — опытный образец с непосредственным впрыском топлива. Проходил испытания в январе 1944 г.
Применение[ | ]
Двигатель М-88 устанавливался на следующих моделях самолетов:
Литература[ | ]
- Котельников В. Р. Отечественные авиационные поршневые моторы (1910—2009). — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. — 504 с. — ISBN 978-5-91244-017-5.
Ссылки[ | ]
ru-wiki.ru
М-88 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
М-88 | |
Технические характеристики | |
---|---|
Объём | 38,65 л |
Мощность | 1100 лс (809 кВт) |
Степень сжатия | 6,2 (позднее 6,75) |
Диаметр цилиндров | 146 мм |
Ход поршня | 165 мм |
Количество цилиндров | 14 |
Тип топлива | этилированный бензин 3Б-78, 4Б-74, Б-95 (4Б-70) |
Система охлаждения | воздушного охлаждения |
Размеры | |
Сухой вес | 684 кг |
М-88 — советский авиационный поршневой двигатель. Представлял собой дальнейшее развитие М-87, в свою очередь являвшегося доработкой M-86, советской версии en:Gnome-Rhône Mistral Major.
Проектировался с 1937 г. в ОКБ-29. С конца 1939 г. выпускался серийно на заводе № 29 (Запорожье).
Конструкция
От М-87 двигатель отличался усиленным картером, коленчатым валом, шатунами, вафельным оребрением днища поршня, карбюратором АК-88 и другими агрегатами. Был форсирован по оборотам.
Видео по теме
Модификации
Существовали следующие модификации двигателя.
- М-88б/р (или М-88БР) — безредукторный, серийно не выпускался.
- М-88 (или М-88Р) — редукторный, выпускался серийно с осени 1939 г. Вес 684 кг.
- М-88НВ — переделка М-88 под впрыск топлива низкого давления. Изготовлено 5 экземпляров
- М-88А — редукторный, выпускался серийно
- М-88Б — выпускался со второй половины 1940 г. Самая массовая модификация.
- М-88Б-НВ — опытный образец М-88Б с непосредственным впрыском топлива. Испытывался в апреле 1944 г.
- М-88ТК (М-88Б с турбонагнетателем ТК-3) — опытные образцы испытывались на самолете Ил-4ТК в марте 1943
- М-88Б с турбонагнетателем ТК-М — испытывался на Ил-4ТК с августа 1943 г.
- М-88В — высотная модификация на базе М-88Б
- М-88Ф — форсирован до 1250 л. с., выпускался небольшой серией в 1943 г. изготовлено около 20 экэемпляров
- М-88Ф-НВ — опытный образец с непосредственным впрыском топлива. Проходил испытания в январе 1944 г.
Применение
Двигатель М-88 устанавливался на следующих моделях самолетов:
Литература
- Котельников В. Р. Отечественные авиационные поршневые моторы (1910—2009). — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. — 504 с. — ISBN 978-5-91244-017-5.
Ссылки
wiki2.red
М-88 — Википедия. Что такое М-88
Материал из Википедии — свободной энциклопедииМ-88 Технические характеристики Объём 38,65 л Мощность 1100 лс (809 кВт) Степень сжатия 6,2 (позднее 6,75) Диаметр цилиндров 146 мм Ход поршня 165 мм Количество цилиндров 14 Тип топлива этилированный бензин 3Б-78, 4Б-74, Б-95 (4Б-70) Система охлаждения воздушного охлаждения Размеры Сухой вес 684 кг
М-88 — советский авиационный поршневой двигатель. Представлял собой дальнейшее развитие М-87, в свою очередь являвшегося доработкой M-86, советской версии en:Gnome-Rhône Mistral Major.
Проектировался с 1937 г. в ОКБ-29. С конца 1939 г. выпускался серийно на заводе № 29 (Запорожье).
Конструкция
От М-87 двигатель отличался усиленным картером, коленчатым валом, шатунами, вафельным оребрением днища поршня, карбюратором АК-88 и другими агрегатами. Был форсирован по оборотам.
Модификации
Существовали следующие модификации двигателя.
- М-88б/р (или М-88БР) — безредукторный, серийно не выпускался.
- М-88 (или М-88Р) — редукторный, выпускался серийно с осени 1939 г. Вес 684 кг.
- М-88НВ — переделка М-88 под впрыск топлива низкого давления. Изготовлено 5 экземпляров
- М-88А — редукторный, выпускался серийно
- М-88Б — выпускался со второй половины 1940 г. Самая массовая модификация.
- М-88Б-НВ — опытный образец М-88Б с непосредственным впрыском топлива. Испытывался в апреле 1944 г.
- М-88ТК (М-88Б с турбонагнетателем ТК-3) — опытные образцы испытывались на самолете Ил-4ТК в марте 1943
- М-88Б с турбонагнетателем ТК-М — испытывался на Ил-4ТК с августа 1943 г.
- М-88В — высотная модификация на базе М-88Б
- М-88Ф — форсирован до 1250 л. с., выпускался небольшой серией в 1943 г. изготовлено около 20 экэемпляров
- М-88Ф-НВ — опытный образец с непосредственным впрыском топлива. Проходил испытания в январе 1944 г.
Применение
Двигатель М-88 устанавливался на следующих моделях самолетов:
Литература
- Котельников В. Р. Отечественные авиационные поршневые моторы (1910—2009). — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. — 504 с. — ISBN 978-5-91244-017-5.
Ссылки
wiki.sc
М-88 Википедия
М-88 Объём 38,65 л Мощность 1100 лс (809 кВт) Степень сжатия 6,2 (позднее 6,75) Диаметр цилиндров 146 мм Ход поршня 165 мм Количество цилиндров 14 Тип топлива этилированный бензин 3Б-78, 4Б-74, Б-95 (4Б-70) Система охлаждения воздушного охлаждения Сухой вес 684 кг
М-88 — советский авиационный поршневой двигатель. Представлял собой дальнейшее развитие М-87, в свою очередь являвшегося доработкой M-86, советской версии fr:Gnome et Rhône 14K Mistral Major.
Проектировался с 1937 г. в ОКБ-29. С конца 1939 г. выпускался серийно на заводе № 29 (Запорожье).
Конструкция[ | ]
От М-87 двигатель отличался усиленным картером, коленчатым валом, шатунами, вафельным оребрением днища поршня, карбюратором АК-88 и другими агрегатами. Был форсирован по оборотам.
Модификации[ | ]
Существовали следующие модификации двигателя.
- М-88б/р (или М-88БР) — безредукторный, серийно не выпускался.
- М-88 (или М-88Р) — редукторный, выпускался серийно с осени 1939 г. Вес 684 кг.
- М-88НВ — переделка М-88 под впрыск топлива низкого давления. Изготовлено 5 экземпляров
- М-88А — редукторный, выпускался серийно
- М-88Б — выпускался со второй половины 1940 г. Самая массовая модификация.
- М-88Б-НВ — опытный образец М-88Б с непосредственным впрыском топлива. Испытывался в апреле 1944 г.
- М-88ТК (М-88Б с турбонагнетателем ТК-3) — опытные образцы испытывались на самолете Ил-4ТК в марте 1943
- М-88Б с турбонагнетателем ТК-М — испытывался на Ил-4ТК с августа 1943 г.
- М-88В — высотная модификация на базе М-88Б
- М-88Ф — форсирован до 1250 л. с., выпускался небольшой серией в 1943 г. изготовлено около 20 экэемпляров
- М-88Ф-НВ — опытный образец с непосредственным впрыском топлива. Проходил испытания в январе 1944 г.
Применение[ | ]
Двигатель М-88 устанавливался на следующих моделях самолетов:
Литература[ | ]
- Котельников В. Р. Отечественные авиационные поршневые моторы (1910—2009). — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. — 504 с. — ISBN 978-5-91244-017-5.
Ссылки[ | ]
ru-wiki.ru
wiki2.red
М-88 — Википедия. Что такое М-88
Материал из Википедии — свободной энциклопедииМ-88 | |
Технические характеристики | |
---|---|
Объём | 38,65 л |
Мощность | 1100 лс (809 кВт) |
Степень сжатия | 6,2 (позднее 6,75) |
Диаметр цилиндров | 146 мм |
Ход поршня | 165 мм |
Количество цилиндров | 14 |
Тип топлива | этилированный бензин 3Б-78, 4Б-74, Б-95 (4Б-70) |
Система охлаждения | воздушного охлаждения |
Размеры | |
Сухой вес | 684 кг |
М-88 — советский авиационный поршневой двигатель. Представлял собой дальнейшее развитие М-87, в свою очередь являвшегося доработкой M-86, советской версии en:Gnome-Rhône Mistral Major.
Проектировался с 1937 г. в ОКБ-29. С конца 1939 г. выпускался серийно на заводе № 29 (Запорожье).
Конструкция
От М-87 двигатель отличался усиленным картером, коленчатым валом, шатунами, вафельным оребрением днища поршня, карбюратором АК-88 и другими агрегатами. Был форсирован по оборотам.
Модификации
Существовали следующие модификации двигателя.
- М-88б/р (или М-88БР) — безредукторный, серийно не выпускался.
- М-88 (или М-88Р) — редукторный, выпускался серийно с осени 1939 г. Вес 684 кг.
- М-88НВ — переделка М-88 под впрыск топлива низкого давления. Изготовлено 5 экземпляров
- М-88А — редукторный, выпускался серийно
- М-88Б — выпускался со второй половины 1940 г. Самая массовая модификация.
- М-88Б-НВ — опытный образец М-88Б с непосредственным впрыском топлива. Испытывался в апреле 1944 г.
- М-88ТК (М-88Б с турбонагнетателем ТК-3) — опытные образцы испытывались на самолете Ил-4ТК в марте 1943
- М-88Б с турбонагнетателем ТК-М — испытывался на Ил-4ТК с августа 1943 г.
- М-88В — высотная модификация на базе М-88Б
- М-88Ф — форсирован до 1250 л. с., выпускался небольшой серией в 1943 г. изготовлено около 20 экэемпляров
- М-88Ф-НВ — опытный образец с непосредственным впрыском топлива. Проходил испытания в январе 1944 г.
Применение
Двигатель М-88 устанавливался на следующих моделях самолетов:
Литература
- Котельников В. Р. Отечественные авиационные поршневые моторы (1910—2009). — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. — 504 с. — ISBN 978-5-91244-017-5.
Ссылки
wiki.sc
М-88 Википедия
М-88 | |
---|---|
Объём | 38,65 л |
Мощность | 1100 лс (809 кВт) |
Степень сжатия | 6,2 (позднее 6,75) |
Диаметр цилиндров | 146 мм |
Ход поршня | 165 мм |
Количество цилиндров | 14 |
Тип топлива | этилированный бензин 3Б-78, 4Б-74, Б-95 (4Б-70) |
Система охлаждения | воздушного охлаждения |
Сухой вес | 684 кг |
М-88 — советский авиационный поршневой двигатель. Представлял собой дальнейшее развитие М-87, в свою очередь являвшегося доработкой M-86, советской версии fr:Gnome et Rhône 14K Mistral Major.
Проектировался с 1937 г. в ОКБ-29. С конца 1939 г. выпускался серийно на заводе № 29 (Запорожье).
Конструкция[ | ]
От М-87 двигатель отличался усиленным картером, коленчатым валом, шатунами, вафельным оребрением днища поршня, карбюратором АК-88 и другими агрегатами. Был форсирован по оборотам.
Модификации[ | ]
Существовали следующие модификации двигателя.
- М-88б/р (или М-88БР) — безредукторный, серийно не выпускался.
- М-88 (или М-88Р) — редукторный, выпускался серийно с осени 1939 г. Вес 684 кг.
- М-88НВ — переделка М-88 под впрыск топлива низкого давления. Изготовлено 5 экземпляров
- М-88А — редукторный, выпускался серийно
- М-88Б — выпускался со второй половины 1940 г. Самая массовая модификация.
- М-88Б-НВ — опытный образец М-88Б с непосредственным впрыском топлива. Испытывался в апреле 1944 г.
- М-88ТК (М-88Б с турбонагнетателем ТК-3) — опытные образцы испытывались на самолете Ил-4ТК в марте 1943
- М-88Б с турбонагнетателем ТК-М — испытывался на Ил-4ТК с августа 1943 г.
- М-88В — высотная модификация на базе М-88Б
- М-88Ф — форсирован до 1250 л. с., выпускался небольшой серией в 1943 г. изготовлено около 20 экэемпляров
- М-88Ф-НВ — опытный образец с непосредственным впрыском топлива. Проходил испытания в январе 1944 г.
Применение[ | ]
Двигатель М-88 устанавливался на следующих моделях самолетов:
Литература[ | ]
- Котельников В. Р. Отечественные авиационные поршневые моторы (1910—2009). — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. — 504 с. — ISBN 978-5-91244-017-5.
Ссылки[ | ]
ru-wiki.ru