Лютцов (тяжелый крейсер, 1939) Википедия

«Петропавловск»,
«Таллин»
Lützow

Буксировка крейсера «Лютцов» в СССР, апрель 1940 года
Служба
 Германия
 СССР
Класс и тип судна Тяжёлый крейсер типа «Адмирал Хиппер»
Изготовитель DeSchiMAG, Бремен,
«Балтийский завод», Ленинград
Строительство начато 2 августа 1937 года
Спущен на воду 1 июля 1939 года
Введён в эксплуатацию 15 августа 1941 года[1]
Статус 11 февраля 1940 года продан СССР, не достроен,
3 апреля 1958 года исключён из списков ВМФ
Основные характеристики
Водоизмещение стандартное — 14 240 т,
полное — 19 800 т
Длина 199,5 м (по ватерлинии)
212,5 м (между перпендикулярами)
Ширина 21,8 м
Осадка 5,9—7,2 м
Бронирование борт — 40…80…70 мм,
траверсы — 80 мм,
палуба — 30 + 30 мм (скосы 50),
башни — 160…50 мм,
рубка — 150…50 мм,
барбеты — 80 мм
Двигатели 3 ТЗА, 9 паровых котлов
Мощность 132 000 л. с.
Скорость хода 32 узла
Дальность плавания 6800 морских миль на скорости 16 узлов
Экипаж 1400—1600 человек
Вооружение
Артиллерия 4 × 2 — 203-мм/60 SK C/34
Зенитная артиллерия 6 × 2 — 105-мм/65,
6 × 2 — 37-мм/83,
10 × 1 — 20-мм/65
Минно-торпедное вооружение 4 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата
Авиационная группа 1 катапульта,
3—4 гидросамолёта[2]
 Медиафайлы на Викискладе

ru-wiki.ru

«Лютцов». Тяжелые крейсера типа “Адмирал Хиппер”

Последний из заложенных германских тяжелых крейсеров ждала наиболее странная судьба. После спуска на воду, состоявшегося спустя 2 года после закладки, 1 июля 1939 года, его достройка значительно замедлилась. Причиной стал недостаток рабочей силы и первые сбои доныне работавшей как часы германской промышленности. С большими задержками поступили лопатки для турбин, что замедлило установку всех главных механизмов. Но судьбу корабля решила не техника, а политика. 23 августа 1939 года Германия и Советский Союз подписали пакт о ненападении, предусматривавший, в частности, интенсивный экономический обмен. СССР поставлял большое количества продовольствия и сырья, собираясь в ответ получить современную военную технику. В соответствии со вполне разумными соображениями Сталина: «Корабль, купленный у предполагаемого противника, равен двум: на один больше у нас и на один меньше у врага», особое внимание уделялось попыткам закупить большие боевые корабли. Дебатировались чуть ли не все единицы германского флота, однако реально немцам пришлось поступиться только одним — «Лютцовым». Выбор этот еще раз показывает, что тяжелые крейсера представляли наименьший интерес для Гитлера, уже втянутого в войну с сильными морскими противниками и потерявшего надежду добиться морского паритета с Британией в традиционных сбалансированных флотах. Так что потеря корабля, не слишком пригодного для индивидуальных рейдерских действий вследствие своей энергетической установки, не могла сильно сказаться на планах немецкого флота, явно неспособного на прямое столкновение в бою с английским. С другой стороны, СССР получал один из самых современных и совершенных в техническом отношении крейсеров, хотя и в незаконченном состоянии.

11 февраля 1940 года состоялось подписание соглашения о закупке «Лютцова». За 104 млн. рейхсмарок СССР получал корабль, законченный по верхнюю палубу, имевший часть надстроек и мостика, а также две нижние башни главного калибра (впрочем, орудия были установлены только в носовой). На этом, собственно, заканчивается история немецкого тяжелого крейсера «Лютцов» и начинается история советского боевого судна, сначала получившего обозначение «проект 53», а с 25 сентября и название «Петропавловск». История эта заслуживает отдельной книги. Коротко отметим лишь наиболее важные моменты. 15 апреля «покупка» при помощи буксиров покинула верфь «Дешимаг» и 31 мая была отбуксирована в Ленинград, на Балтийский завод. Для продолжения работ вместе с кораблем прибыла целая делегация в составе 70 инженеров и техников, под руководством инженер-контр-адмирапа Фейге. Дале началась игра с нечестными намерениями. По германско-советским планам предполагалось ввести «Петропавловск» в строй к 1942 году, однако уже осенью работы заметно замедлились — по вине немецкой стороны. Война с Советским Союзом уже была решена, и усиливать противника немцы не хотели. Поставки сначала затягивались, а затем вовсе прекратились. Объяснения германского правительства заключались в многочисленных ссылках на затруднения в связи с войной с Англией и Францией. Весной 1941 года контр-адмирал Фейге отправился в Германию в «отпуск по болезни», из которого уже не вернулся. Затем стали уезжать остальные специалисты; последний из них покинул Советский Союз 21 июня, всего за несколько часов до германского нападения. Неудивительно, что к началу Великой Отечественной войны тяжелый крейсер находился лишь в 70%-ной готовности, причем отсутствовало большинство оборудования. Орудия имелись только в поставленных вместе с кораблем носовой и кормовой пониженных башнях; кроме того, из Германии прибыло несколько легких зениток (установлено 1 спаренная 37-мм установка и восемь 20-мм автоматов). Тем не менее, рабочие завода и команда во главе с капитаном 2 ранга А.Г.Ванифатером прилагали все усилия, чтобы привести крейсер хотя бы в условно боеспособное состояние. 15 августа на «Петропавловске» был поднят военно-морской флаг и он вступил в состав советского флота. В соответствии со своим состоянием крейсер включили в отряд вновь строящихся военных кораблей КБФ. К этому времени над корпусом возвышался первый уровень надстройки, основание носового и кормового мостиков, труба и временная нижняя часть задней мачты.

Когда противник вплотную приблизился к Ленинграду, нашлась работа для 8-дюймовок новой единицы. 7 сентября «Петропавловск» впервые открыл огонь по германским войскам. Очевидно, немцы сочли в свое время, что снаряды без орудий не слишком опасны, и поставили весь боекомплект, нанеся себе двойной удар, сократив резерв боезапаса для своих тяжелых крейсеров и дав возможность вести стрельбу из четырех орудий советского корабля практически без ограничений. Только в течение первой недели с момента подключения «Петропавловска» к действиям против войск, он выпустил 676 снарядов. Однако 17 сентября снаряд с немецкой батареи попал в корпус и вывел из строя единственный источник энергии крейсера — помещение генераторов №3. Команде пришлось не только прервать стрельбу; она оказалась беспомощной против огня от последующих попаданий, поскольку прекратилась подача воды в пожарные магистрали. В течение несчастного дня 17 сентября беспомощный корабль получил около 50 попаданий снарядами разных калибров. В корпус поступило много воды и 19 августа крейсер сел на грунт. От опрокидывания его уберегла только стенка набережной, на которую «Петропавловск» навалился бортом. Команда потеряла 30 человек, в том числе 10 убитыми.

В полностью небоеспособном состоянии «Петропавловск» простоял год. Только 10 сентября следующего 1942 года удалось полностью восстановить водонепроницаемость корпуса, и ночью с 16 на 17 сентября ввести его в док Балтийского завода. Работы продолжались в течение всего следующего года, и уже в 1944 году вновь заговорили три оставшихся 203-мм орудия (левая пушка в носовой башне была полностью выведена из строя в 1941-м). Крейсер принял участие в Красносельско-Ропшинской наступательной операции, выпустив за 31 обстрел 1036 снарядов. На окончательном вводе его в строй поставили крест, так что сбережение орудий и боезапаса уже не имело никакого смысла. 1 сентября «Петропавловск» переименовали в «Таллин». Война приближалась к концу, но в судьбе многострадального корабля никаких изменений не происходило. После победы появилась принципиальная возможность завершить начатое пять лет назад дело, поскольку советские кораблестроители получили в свои руки поврежденный и недостроенный «Зейдлиц». Однако благоразумие возобладало и чужеродный, уже устаревший крейсер так и не достраивался. Его некоторое время использовали в качестве несамоходного учебного судна, а затем — плавучей казармы (11 марта 1953 года переименован в «Днепр», а 27 декабря 1956-го получил обозначение «ПКЗ-112»).

3 апреля 1958 года бывший «Лютцов» исключили из списков флота и отбуксировали на корабельное «кладбище» в Кронштадте, где в течение 1959-1960 годов его разобрали на металл.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Тяжёлый крейсер Лютцов


«Лютцов» — пятый тяжёлый крейсер типа «Адмирал Хиппер», планировавшийся к принятию на вооружение германских Кригсмарине. Заложен в 1937 году, спущен на воду в 1939 году. В феврале 1940 года продан Советскому Союзу,

получил название «Петропавловск», в августе 1941 года в условно боеготовом состоянии включён в состав ВМФ СССР, участвовал в обороне Ленинграда от немецко-фашистских войск.

В сентябре 1944 года переименован в «Таллин», в 1953 году — «Днепр», в 1956 году — «ПКЗ-12». Достройка его закончена не была, в 1958 году корабль исключён из списков советского флота, а в 1959 — 1960 годах разобран на металлолом.

 

 

История создания и особенности конструкции

В июне 1936 года произошло утверждение начала постройки двух дополнительных больших крейсеров, аналогичных первым трём единицам типа «Адмирал Хиппер», но вооружённых 12-ю 150-мм орудиями.
Это был политический шаг, призванный продемонстрировать стремление Германии к нахождению в рамках правового поля международных морских договоров. В июле последовал заказ как на сами корабли, так и на башни и орудия к ним.

Конструкции оснований башен ГК были спроектированы согласно специальному требованию с диаметром, аналогичным таковому для 203-мм артустановок первых трёх кораблей типа «Хиппер».
Особым требованием предлагалось спроектировать основания башен таким образом, чтобы они имели тот же диаметр, что и двухорудийные 203-мм установки тяжёлых крейсеров.
Это делалось для того, чтобы при необходимости провести быстрое перевооружение на 203-мм орудия. Но уже в 1937 году крейсера, получившие литерные обозначения «К» и «L», было решено строить в качестве тяжёлых, изначально с 203-мм артиллерией.

 

 

Строительство

Пятый, и последний крейсер типа «Адмирал Хиппер» был заложен 2 августа 1937 года на верфи фирмы DeSchiMAG в Бремене, где уже находился в постройке его собрат «Зейдлиц». При постройке корабль имел литерное обозначение «L», при спуске на воду 1 июля 1939 года получил имя «Лютцов».

До этого это же имя в германском флоте носил линейный крейсер типа «Дерфлингер», погибший в ходе Ютландского сражения 31 мая 1916 года. Оба корабля были названы в честь Адольфа фон Лютцова — немецкого национального героя, барона, возглавившего партизанскую войну в тылу войск Наполеона, оккупировавшего Германию.

После спуска корабля на воду его достройка замедлилась, причиной чему послужил недостаток рабочей силы и некоторые сбои в германской промышленности. В частности, с большими задержками поступили лопатки для турбин, что замедлило установку всех главных механизмов.

После заключения Пакта о ненападении между Германией и СССР 23 августа 1939 года, активизировалось военно-техническое сотрудничество двух стран. СССР поставлял в Германию много сырья и продовольствия, в обмен же желал получить образцы новейшей военной техники.
11 февраля 1940 года крейсер «Лютцов», будучи в недостроенном состоянии (корабль был закончен по верхнюю палубу, имел часть надстроек и мостика, а также две нижние башни главного калибра с орудиями, установленными только в носовой из них), был продан Советскому Союзу за 104 миллиона рейхсмарок.

Крейсер, получивший обозначение «проект 53», c 15 апреля по 31 мая был отбуксирован в Ленинград, на Балтийский завод. Вместе с крейсером прибыла инженерная делегация из Германии для продолжения работ.
Однако в связи с планировавшейся войной с СССР Германия не желала усиливать своего будущего противника и поэтому всячески затягивала поставку основных комплектующих. К началу Великой Отечественной войны корабль находился в 70 % готовности.

 

 

Великая Отечественная Война

15 августа 1941 года на «Петропавловске» был поднят военно-морской флаг и он вступил в состав советского флота (в условно боеготовом состоянии, на самом деле корабль продолжал оставаться недостроенным). Командир — капитан 2 ранга А. Г. Ванифатьев.

В ходе войны крейсер применял установленные на нём 4 203-мм орудия по береговым целям. В сентябре 1941 тяжело повреждён многочисленными попаданиями снарядов. 1 сентября 1944 года «Петропавловск» переименовали в «Таллин».

 

 

После войны

После окончания Великой Отечественной Войны крейсер «Таллин» так и не был достроен. Некоторое время он использовался в качестве несамоходного учебного судна, а затем — плавучей казармы (11 марта 1953 года переименован в «Днепр», а 27 декабря 1956-го получил обозначение «ПКЗ-112»).
3 апреля 1958 года исключён из списков флота в течение 1959 — 1960 годов разобран на металлолом.

 

Основные характеристики:

Водоизмещение стандартное — 14 240 т, полное — 19 800 т.
Длина 199,5 м (по ватерлинии), 212,5 м (между перпендикулярами).
Ширина 21,8 м.
Осадка 5,9 — 7,2 м.
Бронирование борт — 40…80…70 мм,
траверсы — 80 мм,
палуба — 30 + 30 мм (скосы 50),
башни — 160…50 мм,
рубка — 150…50 мм,
барбеты — 80 мм.
Двигатели 3 ТЗА, 9 паровых котлов.
Мощность 132 000 л. с.
Скорость хода 32 узла.
Дальность плавания 6800 морских миль на скорости 16 узлов.
Экипаж 1400 — 1600 человек.

 

Вооружение:

Артиллерия 4 × 2 — 203-мм/60 SK C/34.
Зенитная артиллерия 6 × 2 — 105-мм/65, 6 × 2 — 37-мм/83, 10 × 1 — 20-мм/65.
Минно-торпедное вооружение 4 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата.
Авиационная группа 1 катапульта, 3 — 4 гидросамолёта.


sea-transport.ru

Lützow (1939) — это… Что такое Lützow (1939)?

«Петропавловск»,
«Таллин»
Lützow

Буксировка крейсера «Лютцов» в СССР, апрель 1940 года

Служба: Германия
 СССР
Класс и тип суднаТяжёлый крейсер
ИзготовительDeSchiMAG, Бремен,
«Балтийский завод», Ленинград
Строительство начато2 августа 1937 года
Спущен на воду1 июля 1939 года
Введен в эксплуатацию15 августа 1941 года[1]
Статус11 февраля 1940 года продан СССР, не достроен,
3 апреля 1958 года исключен из списков ВМФ
Основные характеристики
Водоизмещениестандартное — 14 240 т,
полное — 19 800 т
Длина199,5 м (по ватерлинии)
212,5 м (между перпендикулярами)
Ширина21,8 м
Осадка5,9—7,2 м
Бронированиеборт — 40…80…70 мм,
траверсы — 80 мм,
палуба — 30 + 30 мм (скосы 50),
башни — 160…50 мм,
рубка — 150…50 мм,
барбеты — 80 мм
Двигатели3 ТЗА, 9 паровых котлов
Мощность132 000 л. с.
Скорость хода32 узла
Дальность плавания6800 морских миль на скорости 16 узлов
Экипаж1400—1600 человек
Вооружение
Артиллерия4 × 2 — 203-мм/60 SK C/34
Зенитная артиллерия6 × 2 — 105-мм/65,
6 × 2 — 37-мм/83,
10 × 1 — 20-мм/65
Минно-торпедное вооружение4 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата
Авиационная группа1 катапульта,
3—4 гидросамолёта[2]

«Лютцов» — пятый тяжёлый крейсер типа «Адмирал Хиппер», планировавшийся к принятию на вооружение германских Кригсмарине. Заложен в 1937 году, спущен на воду в 1939. В феврале 1940 года продан Советскому Союзу, получил название «Петропавловск», в августе 1941 года в условно боеготовом состоянии включён в состав ВМФ СССР, участвовал в обороне Ленинграда от немецко-фашистских войск. В сентябре 1944 переименован в «Таллин», в 1953 — «Днепр», в 1956 — «ПКЗ-12». Достройка его закончена не была, в 1958 году корабль исключен из списков советского флота, а в 1959—1960 разобран на металл.

История создания и особенности конструкции

В июне 1936 года произошло утверждение начала постройки двух дополнительных больших крейсеров, аналогичных первым трём единицам типа «Адмирал Хиппер», но вооруженных 12 150-мм орудиями. Это был политический шаг, призванный продемонстрировать стремление Германии к нахождению в рамках правового поля международных морских договоров. В июле последовал заказ как на сами корабли, так и на башни и орудия к ним. Конструкция оснований башен ГК были спроектированы согласно специальному требованию с диаметром, аналогичным таковому для 203-мм артустановок первых трёх кораблей типа «Хиппер». Особым требованием предлагалось спроектировать основания башен таким образом, чтобы они имели тот же диаметр, что и двухорудийные 203-мм установки тяжелых крейсеров. Это делалось для того, чтобы при необходимости провести быстрое перевооружение на 203-мм орудия. Но уже в 1937 году крейсера, получившие литерные обозначения «К» и «L», было решено строить в качестве тяжелых, изначально с 203-мм артиллерией[3].

Строительство

Пятый, и последний крейсер типа «Адмирал Хиппер» был заложен 2 августа 1937 года на верфи фирмы DeShiMAG в Бремене, где уже находился в постройке его собрат «Зейдлиц». При постройке корабль имел литерное обозначение «L», при спуске на воду 1 июля 1939 года получил имя «Лютцов». До этого это же имя в германском флоте носил линейный крейсер типа «Дерфлингер», погибший в ходе Ютландского сражения 31 мая 1916 года. Оба корабля были названы в честь Адольфа фон Лютцова — немецкого национального героя, барона, возглавившего партизанскую войну в тылу войск Наполеона, оккупировавшего Германию.

После спуска корабля на воду его достройка замедлилась, причиной чему послужил недостаток рабочей силы и некоторые сбои в германской промышленности. В частности, с большими задержками поступили лопатки для турбин, что замедлило установку всех главных механизмов.

После заключения Пакта о ненападении между Германией и СССР 23 августа 1939 года, активизировалось военно-техническое сотрудничество двух стран. СССР поставлял в Германию много сырья и продовольствия, в обмен же желал получить образцы новейшей военной техники. 11 февраля 1940 года крейсер «Лютцов», будучи в недостроенном состоянии (корабль был закончен по верхнюю палубу, имел часть надстроек и мостика, а также две нижние башни главного калибра с орудиями, установленными только в носовой из них), был продан Советскому Союзу за 104 миллиона рейхсмарок. Крейсер получивший обозначение «проект 53», c 15 апреля по 31 мая был отбуксирован в Ленинград, на Балтийский завод. Вместе с крейсером прибыла инженерная делегация из Германии для продолжения работ. Однако в связи с планировавшейся войной с СССР Германия не желала усиливать своего будущего противника и поэтому всячески затягивала поставку основных комплектующих. К началу Великой Отечественной Войны корабль находился в 70%-ной готовности[3].

Великая Отечественная Война

15 августа 1941 года на «Петропавловске» был поднят военно-морской флаг и он вступил в состав советского флота (в условно боеготовом состоянии, на самом деле корабль продолжал оставаться недостроенным). Командир — капитан 2 ранга А. Г. Ванифатер[3].

В ходе войны крейсер применял установленные на нём 4 203-мм орудия по береговым целям. В сентябре 1941 тяжело повреждён многочисленными попаданиями снарядов. 1 сентября 1944 года «Петропавловск» переименовали в «Таллин»[3].

После войны

После окончания Великой Отечественной Войны крейсер «Таллин» так и не был достроен. Некоторое время он использовался в качестве несамоходного учебного судна, а затем — плавучей казармы (11 марта 1953 года переименован в «Днепр», а 27 декабря 1956-го получил обозначение «ПКЗ-112»). 3 апреля 1958 года исключён из списков флота в течение 1959—1960 годов разобран на металл[3].

Примечания

  1. ВМФ СССР, введён в условно боеготовом состоянии
  2. С. В. Патянин Корабли Второй мировой войны. ВМС Германии. Часть 1
  3. 1 2 3 4 5 В. Кофман «Тяжелые крейсера типа «Адмирал Хиппер» (редактор — С. В. Сулига)

Ссылки

Литература

  • Кофман В. Тяжелые крейсера типа «Адмирал Хиппер (редактор — С. В. Сулига)

dic.academic.ru

Лютцов (линкор) — это… Что такое Лютцов (линкор)?

«Дойчланд»
«Лютцов»
«Deutschland»
«Lützow»
Тяжёлый крейсер «Дойчланд». 1936 год
Основная информация
ТипКарманный линкор (Тяжелый крейсер)
Государство флага Германия
Принадлежность Кригсмарине
Строительство начато5 февраля 1929 года
Спущен на воду19 мая 1931 года
Введён в эксплуатацию1 апреля 1933 года
Выведен из состава флота4 мая 1945 года
Современный статусЗатоплен командой
Параметры
Тоннаж12 100 тонн стандартное;
16 200 тонн полное
Длина186,0 м
Ширина21,6 м
Осадка7,4 м
Бронированиебашня: 170 мм;
борт: 80 мм;
палуба: 40 мм;
боевая рубка: 160 мм
Технические данные
Силовая установка8 девятицилиндровых двухтактных дизелей 2 винта
Мощность52 050 л.с.
Скорость28 узлов
Автономность плавания17.400 миль на 13 узлах;
16.600 миль на 14 узлах;
6.800 миль на 19 узлах
Экипаж1150 чел
Вооружение
Артиллерия3 × 2 280-мм;
8 × 1 150-мм
Торпедно-минное вооружение4 × 2 533-мм торпедных аппаратов
Зенитное вооружение6 × 1 105 мм;
8 × 37 мм;
10 × 20 мм
АвиацияДва гидросамолета Arado Ar 196; одна катапульта

«Дойчланд» (позднее переименован в «Лютцов», нем. Lützow) — немецкий тяжёлый крейсер[1]. Был головным кораблем первой послевоенной серии тяжелых крейсеров. Принимал участие в боевых действиях во время Второй мировой войны

Постройка

Заложен 9 февраля 1928 года, спущен 19 мая 1931 года, вошёл в строй 1 апреля 1933 года. 25 января 1940 года переименован в «Лютцов» (Lützow).

Довоенная служба

В первой половине 1930-х годов «Дойчланд», как самый современный и мощный корабль германского флота, широко привлекался для показа флага, совершая заграничные визиты. Не обошлось и без немецких высоких гостей — в апреле 1934 года на крейсере побывал Адольф Гитлер. Учения также занимали немало времени и позволили выявить и устранить проблемы с дизелями.

Участие в гражданской войне в Испании

В 1936—37 годах «Дойчланд» действовал в испанских водах, формально наблюдая за соблюдением нейтралитета, а фактически поддерживая франкистов. 29 мая 1937 года его атаковала республиканская авиация. Крейсер получил два бомбовых попадания, на борту возник пожар, погибло 23 моряка, ещё 73 были ранены.

Вторая мировая война

«Дойчланд» вышел в Атлантику 23 августа 1939 года, ещё до начала Второй мировой войны. Вскоре после открытия военных действий была начата борьба с судоходством Великобритании. Крейсерство оказалось малоудачным — после потопления двух судов общим тоннажем около 7000 брт, 15 ноября 1939 года корабль был вынужден вернуться в Германию из-за проблем с силовой установкой и неисправности бортового гидросамолёта.

В апреле 1940 года «Лютцов» участвовал в захвате Норвегии, действуя против Осло, и 9 апреля получил 3 попадания 150-мм снарядов в ходе дуэли с береговыми батареями. При возвращении домой 11 апреля 1940 года был атакован британской ПЛ «Спирфиш» (англ. Spearfish) и получил торпедное попадание в кормовую часть.

После ремонта 13 июня 1941 года пытался прорваться в Атлантику, но был повреждён торпедой с британского самолёта. После продолжительного ремонта «Лютцов» перешёл в Тронхейм, далее в Нарвик. Выходил в море для атаки конвоя PQ-17, но попал в навигационную аварию. 31 января участвовал в Новогоднем бою с британским конвоем, однако не добился никаких успехов. Намечавшееся участие в операции против Шпицбергена в сентябре 1943 года было сорвано неполадками с дизелями.

В конце сентября 1943 года ушёл из Норвегии в Киль. После очередного ремонта числился учебным кораблём, а затем был включён в состав 2-й боевой группы, оказывавшей огневую поддержку частям вермахта в Прибалтике. 16 апреля 1945 года, находясь в Свинемюнде, попал под налёт британских ВВС и получил тяжёлые повреждения. Корабль сел на грунт, но продолжал вести огонь главным калибром. При приближении советских войск был 4 мая 1945 года взорван экипажем.

Советские спасатели подняли «Лютцов» и 26 сентября 1946 года он даже был включён в списки ВМФ СССР, но восстановление основательно разрушенного корабля было признано нецелесообразным. 22 июня 1947 года корпус «Лютцова» был потоплен в ходе учений Балтийского флота.

Повреждения

Во время Второй мировой войны крейсер неоднакратно подвергался атакам английских ВМС и ВВС, получал поврежднеия, но после ремонтов возвращался в строй. В частности, в апреле 1945, находясь на базе в Свинемюнде, крейсер был атакован 6-тонными бомбами Tallboy. От полученных пробоин корабль лег на дно, но вскоре был поднят.

4 мая 1945 года был затоплен командой. После окончания войны поднят советскими ВМС и в дальнейшем использовался как мишень на стрельбах Балтийского флота. Окончательно затоплен в Балтийском море в 1949.

Ссылки и примечания

  1. По политическим соображениям, германский ВМФ присвоил кораблю нестандартный класс «броненосец» (нем. Panzerschiff). В английской классификации получил название «карманный линкор» (англ. pocket battleship). В феврале 1940 года немецкая классификация была изменена на тяжелый крейсер

 

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Британцы нашли останки германского крейсера «Лютцов»

Британские моряки обнаружили в Северном море останки флагмана германского флота времён Первой мировой – линейного крейсера «Лютцов». Об этом сообщила пресс-служба Королевского военно-морского флота Великобритании. Корабль был затоплен командой 1 июня 1916 года во время Ютландского сражения, которое состоялось в Скагерракском проливе.

3D-изображение затонувшего крейсера
royalnavy.mod.uk

По общему объёму водоизмещения и огневой мощи участвовавших кораблей Ютландское сражение считается самым масштабной морской битвой в мировой истории. Со стороны Великобритании в нём принимали участие 28 линкоров, 9 линейных крейсеров, 8 броненосных крейсеров, 26 лёгких крейсеров, а также 78 эсминцев. Германский флот противопоставил противнику 16 линкоров, 6 броненосцев, 5 линейных крейсеров, 11 лёгких крейсеров и 61 эсминец. Сражение продолжалось в течение двух дней – с 31 мая по 1 июня 1916 года.

По итогам битвы каждая из сторон заявила о своей победе. Британский флот потерял по три линейных и броненосных крейсера, а также восемь эсминцев. Потери германского флота были существенно меньшими – линейный крейсер, эскадренный броненосец, четыре лёгких крейсера и пять эсминцев. Вместе с тем, англичанам удалось сохранить своё господство на море, и после Ютландского сражения германский флот не предпринимал активных действий до самого конца войны.

В настоящее время поиском останков кораблей, погибших в ходе Ютландского сражения, занимается многоцелевое гидрографическое судно «Эхо» (HMS Echo), которое и обнаружило останки «Лютцова» в восьми милях от его последнего известного «прижизненного» местонахождения.

Гидрографическое судно HMS Echo
royalnavy.mod.uk

Известно, что в ходе боя германский линейный крейсер смог потопить английский броненосный крейсер «Дифенс» и нанести существенные повреждения линейному крейсеру «Лайон». Однако и сам «Лютцов» получил более двадцати попаданий, основная часть которых пришлась на носовую часть, и был вынужден выйти из боя. Однако до родных берегов корабль дойти не смог. Повреждения оказались слишком тяжёлыми, и капитан принял решение эвакуировать команду и затопить корабль.

Водолаз Королевского военно-морского флота Великобритании
royalnavy.mod.uk

Как сообщил капитан HMS Echo Филип Ньюэлл, благодаря 3D-изображениям, полученным в ходе обследования дна Северного моря, установлено точное местонахождение крейсера «Лютцов», которое отныне будет считаться воинским захоронением и служить делу увековечивания памяти моряков, погибших в Первой мировой войне. По итогам экспедиции HMS Echo в Великобритании планируют снять документальный фильм о Ютландском сражении.

warspot.ru

Лютцов (тяжелый крейсер, 1939) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Петропавловск»,
«Таллин»
Lützow

Буксировка крейсера «Лютцов» в СССР, апрель 1940 года
Служба
Германия Германия
СССР СССР
Класс и тип судна Тяжёлый крейсер
Изготовитель DeSchiMAG, Бремен,
«Балтийский завод», Ленинград
Строительство начато 2 августа 1937 года
Спущен на воду 1 июля 1939 года
Введён в эксплуатацию 15 августа 1941 года[1]
Статус 11 февраля 1940 года продан СССР, не достроен,
3 апреля 1958 года исключён из списков ВМФ
Основные характеристики
Водоизмещение стандартное — 14 240 т,
полное — 19 800 т
Длина 199,5 м (по ватерлинии)
212,5 м (между перпендикулярами)
Ширина 21,8 м
Осадка 5,9—7,2 м
Бронирование борт — 40…80…70 мм,
траверсы — 80 мм,
палуба — 30 + 30 мм (скосы 50),
башни — 160…50 мм,
рубка — 150…50 мм,
барбеты — 80 мм
Двигатели 3 ТЗА, 9 паровых котлов
Мощность 132 000 л. с.
Скорость хода 32 узла
Дальность плавания 6800 морских миль на скорости 16 узлов
Экипаж 1400—1600 человек
Вооружение
Артиллерия 4 × 2 — 203-мм/60 SK C/34
Зенитная артиллерия 6 × 2 — 105-мм/65,
6 × 2 — 37-мм/83,
10 × 1 — 20-мм/65
Минно-торпедное вооружение 4 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата
Авиационная группа 1 катапульта,
3—4 гидросамолёта[2]
 Изображения на Викискладе

«Лютцов» — пятый тяжёлый крейсер типа «Адмирал Хиппер», планировавшийся к принятию на вооружение германских Кригсмарине.

Заложен в 1937 году, спущен на воду в 1939 году. В феврале 1940 года продан Советскому Союзу, получил название «Петропавловск», в августе 1941 года в условно боеготовом состоянии включён в состав ВМФ СССР, участвовал в обороне Ленинграда от немецких войск.
В сентябре 1944 года переименован в «Таллин», в 1953 году — «Днепр», в 1956 году — «ПКЗ-12». Достройка его закончена не была, в 1958 году корабль исключён из списков советского флота, а в 1959—1960 годах разобран на металлолом.

История создания и особенности конструкции[ | ]

В июне 1936 года произошло утверждение начала постройки двух д

encyclopaedia.bid

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *